1 сентября: что нужно знать родителям о детях и школе

1 сентября: что нужно знать родителям о детях и школе

1 сентября: что нужно знать родителям о детях и школе

Подготовка к новому учебному году должна быть продуманной не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Сентябрь – самый тяжелый месяц для детей и родителей. Зачастую летом происходит разрыв между поколениями, поскольку многие дети проводят каникулы далеко от дома: у бабушек-дедушек, на дачах, в лагерях. При этом вырастают и меняются, отвыкают от мам и пап. А те, оказывается, не готовы к изменившимся привычкам повзрослевших детей. К тому же, в этот же момент еще и некоторым родителям требуется перестраиваться с летнего расслабленного состояния на осеннее рабочее. В результате они разрываются между служебными делами и сбором детей в школу, проверкой домашних заданий: нервный стресс гарантирован.

Что нужно делать:

1. Заранее менять режим дня

В летние каникулы позволяли ребенку всласть поспать, однако, начиная с 1 сентября, ему надо будет вставать в семь утра. Если к этому заранее не подготовиться, будут проблемы. Поэтому заблаговременно начинаем будить ребенка пораньше. Но это должно быть оправданным в глазах ребенка, поэтому обосновываем ранние подъемы важными и интересными для него делами, ради которых он проснется без возмущения: поездка в зоопарк, на какой-нибудь праздник на открытом воздухе, на рыбалку, в турпоход.

2. Бороться с нежеланием идти в школу

Бывает и так, что ребенок просто не хочет идти в школу. У первоклассника это может быть от того, что он боится нового коллектива или неправильно представляет себе школу. А те, кто постарше, быть может, не хотят снова встречаться с противной учительницей или задиристыми одноклассниками. Как сделать так, чтобы школа перестала быть негативным фактором для ребенка?

Без того, чтобы сами родители заинтересовались школьными делами, тут не обойтись. Пообщайтесь со всеми преподавателями, уточните их мнение о своем ребенке. Познакомьтесь с родителями одноклассников своего школьника. Проведите разговор по душам с ребенком, найдите причины его нежелания идти в школу, научите его принципам выхода из конфликтных ситуаций, если это главная причина стресса.

3. Бороться с ленью

Многие дети за лето привыкают бездельничать, что мешает им втянуться в учебный процесс. Для начинающих родителей школьника всегда дилемма, что делать: терпимо относиться к низким оценкам или поощрять ребенка подарками. Специалисты рекомендуют разработать комплексную систему мотивации – и с кнутом, и с пряником. Например, назначить школьнику небольшую стипендию за хорошие отметки и штрафовать за плохие. Только не забывайте вовремя подводить итоги, считать все плюсы и минусы и рассчитываться по результатам, например, каждой недели. Конечно, лучше все детали такой системы материального стимулирования заранее обстоятельно обсудить с ребенком. Если не хотите “загрязнять” отношения со школьником денежными вопросами, придется разработать более сложную систему и поощрять за хорошую учебу морально.

4. Блокировать вредные привычки

Бывает так, что ребенок после летнего пребывания в деревне или в лагере набрался от сверстников матерных выражений. Как с этим поступать? Разъяснение насчет эдаких новых слов в лексиконе ребенка должно соответствовать возрасту. Если чадо совсем юное, достаточно просто объяснить, что некоторые слова – плохие. А значит, культурные люди в обществе ими не пользуются. Если ребенок – подросток, он уже должен понимать, что публичное употребление бранных слов неэтично. Проявите понимание: крепкие выражения, скорее всего, не более чем средство самоутверждения подростка среди сверстников, однако в семье они определенно недопустимы. При каждом употреблении чадом бранных слов надо твердо, но без озлобленности констатировать, что это вам не нравится и не соответствует домашней атмосфере.

5. Стараться не надоедать друг другу

Недостаток внимания и заботы ощущается детьми болезненно. Но и перебор – тоже! Не стоит набрасываться на школьника со своей «любовью» и вниманием. Не забывайте о том, что и ему и вам нужна разрядка. Выделите один день в неделю или хотя бы полдня, которые вы посвятите исключительно себе. Не бойтесь доверить ребенка бабушкам и дедушкам, няням, друзьям, гувернанткам. Пользуйтесь тем, что во многих школах есть воспитатели, которые могут иногда последить за вашим ребенком, проверить уроки, занять его играми, пока вы занимаетесь своими делами. И еще – планируйте на каникулы отдельную программу для ребенка и отдельную для себя, тогда вы сами отдохнете от своих родительских обязанностей, а школьник отдохнет от вас.

Первый раз в первый класс

Еще совсем недавно ребенок жил беззаботно, и вся его жизнь состояла из игры в окружении своих сверстников в детском саду, родителей, бабушек и дедушек, нянь, гувернанток. Но вот он подрос и ему уже пора идти в школу, пора вступить в совершенно другую жизнь, в которой действуют другие ценности – социальные.

К сожалению, родители часто впадают в крайности. Большинство приукрашивают «прелести» школьной жизни: «Тебе там очень понравится, будет очень интересно, будет много друзей и игр!» Это неправильно. Ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, скуку), может надолго потерять интерес к учебе.

Другая крайность — родители перед школой начинают накручивать детей: «Давай, читай, дальше еще труднее будет». Так в душе ребенка может возникнуть страх перед 1 сентября и школой, а в худшем случае может снизиться самооценка. Нельзя давить на малыша, расскажите ему, чем он будет заниматься в школе, а лучше — покажите ему это: устройте маленькую экскурсию в его будущий класс. Также сходите вместе в магазин и вместе выберите все, что нужно для учебы.

Расскажите своему ребенку о своей школе и первой учительнице, о том, какие у вас были победы и неудачи, об отношениях с одноклассниками. Объясните, что все дети разные: кто-то быстрый, кто-то нет, бывают невоспитанные дети. Убедитесь, что ребенок знает, как следует себя вести: например, что ябедничать, забирать чужие вещи – плохо, а помогать другу в беде — хорошо.

И еще один момент – очень важно вовремя приучить ребенка к раннему подъему. Об этом мы уже писали выше.

Что купить

Главное сходство первоклашек и учеников старших классов — это любовь к школьным принадлежностям, которые обновляются каждый год, в соответствии с новыми модными тенденциями и возможностями родителей. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным среди других детей. Если у всех в классе будут красивые яркие тетради и пеналы, а у него нет, вряд ли вы дождетесь от своего ребенка особого рвения к учебе.

Составляя список, желательно учитывать все мелочи, чтобы перечень получился полноценным. Как правило, первоклассник нуждается в следующих покупках:

• Школьная форма, которая зависит от пола ребенка, требований школы и стиля;

• Рюкзак или портфель;

• Осенняя обувь, кроссовки для физкультуры и соответствующая спортивная форма;

• Все предметы, заполняющие портфель: пенал, тетради, ручки, карандаши, ластик, линейка, точилка, дневник и др.

Многие родители уверены, что красочные обложки тетрадей будут отвлекать ребенка от учебы, но это не так! Делать в них уроки намного приятнее. Что касается ручек и карандашей, то лучше не скупиться при их покупке – такие предметы легко теряются или приходят в негодность, поэтому пусть лучше их будет больше, чем вам кажется нужным.

Особенное внимание уделите выбору школьного портфеля – он должен нравиться ребенку и при этом быть удобным и эргономичным – с широкими лямками и ортопедической спинкой. Уверены, что вместе с ребенком вы найдете оптимальный вариант, который устроит вас обоих.

Отметим, что, если на рюкзаке можно сильно не экономить, то одежду и обувь лучше покупать недорогую: ребенок постоянно растет, поэтому вполне возможно, что уже к следующему году весь гардероб придется обновлять. Также не переборщите со стилем подбираемых вещей: они не должны быть ни слишком нарядными, ни чересчур строгими.

1 сентября: что нужно знать родителям о детях и школе

Каникулы школьников практически подошли к концу и совсем скоро их ожидает встреча с учителями и своими одноклассниками, причем для некоторых малышей она будет первой в жизни. Родители скоро смогут выдохнуть спокойно: подготовка к 1 сентября останется позади. Однако, кроме покупки учебников и тетрадок, есть кое-что еще, о чем родителям следует знать.

Собрать ребенка в школу – целое искусство, причем совершенно неважно, в какой класс он идет. Бесконечные походы по магазинам в поисках новой одежды, выбор школьных принадлежностей, к которым дети так придирчивы – это далеко не все, с чем приходится сталкиваться родителям. Но настоящая подготовка к школе чаще всего начинается задолго до всего этого.

Нужна ли ребенку подготовка к школе?

Многие родители придерживаются мнения, что подготовка ребенка к школе – бесполезная трата времени, ведь у первоклассников есть педагоги, которые прекрасно смогут с этим справиться. На самом деле это не так. Задача родителей постепенно перевести своего ребенка на тот режим, который будет у него в школе. Что еще могут сделать мамы и папы, чтобы помочь своему малышу? Читайте в нашей статье→

Определение готовности

Не все знают, что готовность ребенка к школе может быть не только психологической, но и физической, мотивационной и т. д. На самом деле критериев здесь много и, чтобы у первоклассника не возникало проблем, родители должны быть уверены, что он готов к новому этапу в жизни по всем критериям. Подробнее о готовности ребенка к школе читайте здесь→

Помощь в адаптации

Адаптация к школе – то, что многие родители упускают из виду. И делают это зря, потому как для ребенка такая кардинальная перемена, как смена детского сада на школу – огромный стресс. Что делать, чтобы у ребенка не было проблем с адаптацией? Читайте здесь→

Распорядок дня – это то, что необходимо ребенку для того, чтобы не только хорошо учиться, но и сохранить здоровье. О режиме дня должны позаботиться родители, ведь первоклассник едва ли сможет сам составить подходящий план. В первую очередь мамам и папам следует учитывать, в какую смену учится их ребенок. Составить подходящий режим дня вам поможет наша статья→

Выбираем рюкзак

Для многих родителей выбор школьных аксессуаров – настоящая боль. Чем старше становится ребенок, тем более он привередлив в выборе. Особенно сильно страдают родители подростков, которым ну никак не угодить. Мамам и папам, у которых ребенок идет в первый класс, в этом плане проще – малыш вряд ли будет возражать, если они сами выберут ему рюкзак. Но здесь сразу встает другой вопрос – как не ошибиться с выбором и выбрать лучший портфель? Подробнее об этом читайте здесь→

Все это – далеко не полный перечень того, что могут сделать родители для своего первоклассника. Но если мамы и папы будут с пониманием относиться к тому, что в жизни их ребенка происходят большие перемены и помогать ему их пережить, в школе у малыша не возникнет проблем с адаптацией.

Как не надо себя вести родителям на школьной линейке 1 сентября

У многих 1 сентября проходит совсем идеально. Чтобы в будущем избежать недоразумений, следует знать об основных ошибках, которые чаще всего совершают родители. Итак, перейдем к делу.

Содержание статьи

  • Как не надо себя вести родителям на школьной линейке 1 сентября
  • Как проходит “линейка” на 1 сентября
  • Как одеть ребенка на 1 сентября

Первая ошибка – одежда не по погоде

Может показаться, мол, да что тут трудного – заблаговременно глянуть погоду в интернете или вовсе взглянуть в окно, прикинув, во что же одеть чадо. Однако, не все так просто. Родители нередко “перебарщивают”. Причем они ненавидят идти вопреки своих планов. Но в некоторых случаях это нужно.

Так, к примеру, приготовили вы для своей дочурки новенькую блузку с рукавами, думая, что на улице будет прохладно, но вот с утра выглянуло солнца, ветра нет, и день сулит быть душным. В такой ситуации нужно сразу же найти в шкафу другую одежду, например, беленькую кофточку.

В противном случае ребенку будет дискомфортно не то что на улице, но и в классе. Не следует ради внешней привлекательности жертвовать детским здоровьем, ведь у чада и тепловой удар может случиться.

Также одежда для школьника должна быть максимально удобной. Новенькие ботинки, большие банты и слишком стесненные пиджаки – это все редко доставляет радость, и ребенок ждет момента, когда же он снимет эту “парадную одежду”.

Вторая ошибка – сборы всей семьей

Если семья дружная и большая – это хорошо. Но, к огромному сожалению, классы, школьные площадки и залы не такие уж вместительные, чтобы туда шли всей семьей. Оптимальное решение разделиться.

Пускай, например, бабушка и папа сопровождают ребенка с утра, а другие члены семьи остаются дома, чтобы приготовить вкусный обед.

Совсем иная крайность – отпускать ребенка одного. Что, мол, он там был уже, не потеряется.

Это абсолютно неправильный подход. Для ребенка обязательно нужна поддержка родителей, особенно в такой волнительный для него момент.

Третья ошибка – слишком много общения с одноклассниками школьника

Часто случается такое, что мамы и папы 1 сентября проявляют куда большую активность, чем их детишки. Они интересуются увлечениями одноклассников, улыбаются, шутят, словно за партами сидят они сами, а ни их ребенок.

Детям подобное поведение родителей может показаться крайне неприятным.

Лучше заранее спросить у школьника, можно ли пообщаться с его одноклассниками, чтобы он себя не чувствовал неудобно.

Если чадо это не одобряет, не стоит ему перечить, ведь школа – это его территория, где он формирует свою личность. Не нужно вовлекаться в этот процесс.

Четвертая ошибка – родители одноклассников – это старые друзья

Может, оно так и есть. Друзья родителей давно выросли, родили своих детей – и вот, “место встречи изменить нельзя”. В таком случае за вас можно лишь порадоваться, ведь мы можете многое обсудить. Но, если родители одноклассников вашего сына вам не знакомы, не стоит с ними слишком подхалимничать. Но вежливость должна присутствовать всегда.

Не стоит рассказывать, как вам удалось провести отпуск и сколько денег вы израсходовали, собирая ребенка в школу. Это моветон – стараться за пару часов стать хорошими товарищами с совершенно незнакомыми людьми.

Пятая ошибка – чересчур много фотоснимков

По себе знаю, что 1 сентября одна из бед – это множество родителей с еще большим множеством фотокамер. Они снуют то тут, то там, расталкивают толпы одних школьников, чтобы как можно ближе стоять с другими.

Понятно, любому родителю хочется сделать несколько хороших снимков на память, чтобы поместить их в семейный фотоальбом, но, это не совсем хорошо.

Запомните, что на линейке в школе нужно заботиться не о фотографиях, а о том, чтобы вашему ребенку было как можно комфортнее.

Что нужно знать и помнить родителям накануне 1 сентября

Первый класс – важный шаг в жизни ребенка и его родителей, которым точно пригодятся 10 напоминалок от Sobesednik.ru.

1. Ребенок НЕ обязан х­орошо читать, писать и считать

Больше того, он вообще не обязан уметь это делать – это не является критерием поступления в школу, и отказать под предлогом, что ребенок не готов, по закону не имеют права. Тем более если речь идет о школе, к которой вы прикреплены.

2. Домашние задания в 1-м классе НЕ задают

Многие родители могут возразить: еще как задают! Так вот, по закону первоклассник не обязан их выполнять и наказать его двойкой или еще как-то никто не вправе. Он может принести из школы какие-либо дополнительные задания, но делать ли их — решают родители.

3. Оценок быть НЕ должно

Это исключение из общего правила «школа — оценки» установлено Роспотребнадзором и прописано в СанПиН. Если ваш ребенок – первоклассник, учитель на уроке не имеет права оценивать его знания с помощью традиционной балльной системы.

4. Один день – НЕ больше четырех уроков

В санитарных правилах и нормах оговаривается и количество уроков в первом классе, а также их продолжительность. Так, в первые два месяца рекомендуется максимум 3 урока в день, потом – по четыре продолжительностью от 35 до 45 минут. Кстати, если ребенок занимается дома, максимальная продолжительность выполнения домашних заданий тоже должна быть ограничена 40 минутами (не за один раз, а в целом за день!).

5. Спешить с кружками НЕ стоит

Ребенку, который только пошел в 1-й класс, школьных занятий будет более чем достаточно. Сразу «с порога» записывать его в кружки и секции, чтобы «не болтался без дела» – значит увеличить риск перегрузки. Это может привести не только к частым болезням, но и к отставанию, что станет для ребенка еще большим стрессом. Так что с дополнительными занятиями не спешите. Пусть ребенок продолжает играть — ему по возрасту еще положено.

6. НЕ пугайте школой

Есть такие родители, которые при упоминании школы картинно закатывают глаза, всем видом давая понять, что это ужасное время, о котором лучше не вспоминать. Другие сыпят историями, которые первоклашки, еще незнакомые со школьными реалиями, слушают со смесью восторга и страха. Не стоит этого делать. Вам, возможно, хочется развлечь ребенка и подбодрить, давая понять, что с вами ничего не случилось и у него все будет хорошо, но в реальности такие вещи лишь увеличивают стресс у первоклашки.

7. НЕ игнорируйте проблемы

С началом школы у ребенка могут появиться проблемы, которые легко списать на вредные привычки: он может начать грызть ногти, совершать навязчивые движения (например часто моргать) или могут появиться заикание, путаница слогов и пр. Не пускайте это на самотек, разбирайтесь сразу – с логопедом, психологом, неврологом, – как только появились странности.

8. Никогда НЕ критикуйте учителя

Многое в школе будет зависеть от того, какие отношения у первоклашки сложатся с классным руководителем. И так получается, что в первое время учитель для ребенка становится на один уровень с родителями. Он должен стать для него авторитетом, и этому совершенно не помогут критика или скептические реплики родителей в его адрес. Как другие не должны критиковать вас в присутствии ребенка (даже бабушка!), так и вы не позволяйте себе делать это в отношении учителя.

9. НЕ лишайте р­ебенка привычной жизни

Тот факт, что ребенок пошел в школу, не означает, что прежней его жизни – конец. Пусть он так же играет дома, ездит к бабушке, ходит в гости к детсадовским друзьям и приглашает их к себе. Чем больше дома останется привычных дел, тем легче ему будет адаптироваться к школе и тем меньше в его жизни будет стресса.

10. НЕ торопите события

Ожидая, когда ребенок вольется в школьную жизнь и учебный ритм, не спешите и не оглядывайтесь на других. Период адаптации проходит у всех по-разному – у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Поэтому психологи и обозначают очень широкие рамки – от 2 недель до 4–6 месяцев. Все зависит от темперамента ребенка, от его подготовленности, от ситуации в семье, от классного руководителя и еще от массы причин. Главное – в первый год не торопите события.

Важно

Если претензии есть у учителя, обсуждайте их без ребенка – и никогда не пересказывайте ему подробности таких разговоров.

Кстати

Ваше позитивное отношение к школе облегчит ребенку адаптацию. А ваша тревога – усложнит и затянет, а также может сформировать страх перед школой.

Кое-что еще

Лучше начать переводить ребенка на школьный режим до начала занятий. А в первые недели четко его придерживаться. Отступления повышают риск перегрузки у ребенка.

На первых порах ваша задача – поощрять за успехи и не драматизировать неудачи. Первоклашка должен сделать вывод, что школа — это круто и интересно, а не что он теперь всем что-то должен.

Если ребенок спрашивает, можно ли пригласить в гости новых друзей, по возможности не отказывайте. Это поможет ему наладить отношения с детьми и в итоге облегчит процесс адаптации. Это будет особенно полезно, если ребенок не ходил в детский сад или был записан не в ту школу, куда большинство его садовских друзей.

Хотите помочь ребенку быстрее влиться в школьную жизнь? Слушайте все, что он рассказывает. Не с целью узнать, не обижают ли вашу кровиночку. Ваша заинтересованность снизит тревожность ребенка и покажет ему, что вы всегда готовы выслушать, вам интересна его жизнь и вам всегда можно довериться. Это задел на многие годы вперед.

5 советов родителям накануне 1 сентября

Скоро заканчиваются самые длинные и самые любимые каникулы и детей, и родителей. Хорошо, когда все заранее куплено и подготовлено, но зачастую ситуация, мягко говоря, противоположная.

Что делать? Школьные базары и ярмарки, распродажи канцтоваров и школьной формы — все для подготовки ко Дню знаний! Но… в магазинах — очереди, в голове — неразбериха…

Мой опыт многодетной мамы показывает, что главное — приобрести и сделать хотя бы тот минимум, без которого ребенку не будет комфортно в школе, а уж деталями и мелочевкой можно заняться и в первые дни сентября, когда схлынет ажиотаж и окончательно сформулируются требования.

Первый полезный совет: в своем органайзере распишите мероприятия, которые не получится осуществить заранее, но которые никак нельзя упустить (к примеру, 29 августа пойти на собрание, 30 августа посетить парикмахерскую, 31 августа приобрести цветы).

Теперь идем по порядку. Список неотложных дел в моем ежедневнике на конец августа выглядит так (да, именно с этими формулировками):

1. Главное, чтобы костюмчик сидел

Вот уж что, а надевать красивую новую форму любят, пожалуй, все дети: и девочки, и мальчики. И с этим вопросом приходится возиться дольше других. Во-первых, нужно знать требования школы. Иногда родительский комитет сообщает адреса магазинов и дает точный ориентир: цвет, модель, марка. Это удобно и выгодно, потому что чаще всего выбирается средний ценовой сегмент. Конечно, дети выглядят, как из инкубатора, зато никто не выпячивает лейбл и не пытается завоевать «дешевый авторитет».

Если же советуют только с цветом, например, как у моего второклассника — «синий костюм и голубоватая рубашка», то можно расслабиться и поехать в один из магазинов, который специализируется на форме, и выбрать то, что нравится. Лучше взять с собой ребенка, тогда он сможет не только оценить костюм, но и сразу примерить нужный вариант, чтобы сразу подогнать ему по размеру.

Обычно для сына я беру 5 рубашек, чтобы стирать их раз в неделю по выходным.

Продумайте спортивную форму и сменную обувь (на теплый и холодный сезон). Не покупайте шлепки, вьетнамки, туфли на шнурках (много возни — неудобно детям). Лучше выбрать легкие сандалии на липучках.

2. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Обязательно нужно закупить учебные принадлежности и канцтовары. Лучше всего заранее составить список всего необходимого, ведь таким образом вы ничего не упустите, да и не нахватаете лишнего. Своему девятикласснику я просто выдала деньги, и он сам купил понравившиеся тетради и ручки.

3. Порядок на столе — порядок в голове

Очень важно проверить рабочее место ребенка. Посмотрите освещение. Особое внимание — на стул. Если будет слишком низкий, будет неудобно, высокий — может искривляться осанка. Удобные подставки под книгу, подстаканники, полочки для тетрадей — все это лучше продумать заранее.

Из своего опыта рекомендую купить прозрачную или «тематическую» подстилку на стол (в этот раз я выбрала для младшего сына — с таблицей умножения, для шестиклассника — с географической картой, для старшеклассника — с таблицей Менделеева). Это очень важный аксессуар. Он не только защищает стол, но и позволяет хранить под собой много полезных записочек и напоминаний, да и писать на нем удобнее (не скользит рука и тетрадь).

4. Мелочь, а приятно

Убеждена, что 1 сентября — это повод порадовать своего ребенка. А вот чем, каждый решает для себя. Кто-то дарит мобильный телефон, кто-то принтер, а некоторые покупают билеты в цирк, даже делают это своего рода традицией. Главное — учитывать желание сына или дочери. Но в любом случае этот день должен быть особенным, праздничным, он должен запомниться надолго, оставить приятнее послевкусие у всех.

Мой совет: обязательно поговорите с ребенком, что он хочет получить в этот день, порадуйте его, ведь теперь он стал еще старше и ответственнее.

5. Психологическая подготовка

Старайтесь радостно ждать начала учебного года, настраивайте ребенка позитивно. Если вы идете в школу первый раз, порепетируйте с ним то, как он будет представляться новым знакомым, попросите его рассказать вам о себе, о своей семье, своих увлечениях. Хорошо бы сходить в школу на экскурсию. Узнать, где туалет, как туда идти из класса, где столовая, повосхищаться тем, какая школа большая и красивая, какой он теперь большой. Уже сейчас в школе могут иметься объявления о кружках, секциях, которые начнут свою работу с первого сентября. Обсудите с ребенком, чем бы ему хотелось заниматься.

Последняя неделя августа — самое время начинать ложиться и вставать вовремя! Нужно понемногу начинать пораньше будить ребенка, хоть на пять минут.

Я думаю, что эти дни лучше всего по максимуму провести с ребенком. Ему предстоит так или иначе пережить стресс — привык ведь за 3 месяца расслабляться, а теперь вновь начнут требовать и нагружать, так что важно дать ему понять, что семья его любит, заботится о нем и очень будет гордиться его успехами.

Оцените автора материала. Статью уже оценили 2 чел.

Родительское собрание к 1 сентября «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»

Родительское собрание: “Готовность к обучению: что нужно знать родителям?”

Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

2. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

С 1 сентября 2011 г. российские школы, в том числе и наша перешли на новые Стандарты начального общего образования.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

Сегодня наше общество обречено на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Стандарт старого поколения понимался как минимум знаний по тому или иному предмету.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и о своем городе, и своем государстве. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Новые стандарты делают упор на развитие личности и универсальные учебные умения. Будет уделяться большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации. Кроме того, дети будут учиться решению творческих задач, чтобы впоследствии они могли принимать нестандартные решения.
Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться.

Достижение новых результатов образования достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплексом является программа « Перспектива». УМК представлен учебниками, рабочими и творческими тетрадями. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

3. Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу

1. Знать своё имя, отчество и фамилия.

2. Знать свой возраст и дату рождения.

3. Знать фамилию, имя, отчество родителей, их профессии.

4. Знать свой домашний адрес.

5. Знать страну, город, в котором живет, называть основные достопримечательности.

6. Знать времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года), месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность).

7. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие, их детёныши); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); уметь разделять на две основные категории: живое-неживое.

8. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, сказку; составить рассказ по картинке; устанавливать последовательность событий.

9. Уметь свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ).

10. Уметь различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, трапеция.

11. Запоминать и называть 8-10 предметов, картинок, слов.

Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

12. Уметь делить слова на слоги по количеству гласных, с помощью хлопков, шагов.

13. Определять количество, последовательность и место звуков в словах типа «мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы».

14. Хорошо владеть ножницами, карандашом: способность без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать (не заходя за контур).

15. Уметь считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10, знать состав чисел до 10.

16. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).

4. Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?

1. Школьная форма (темные брюки, юбка, сарафан, жилетка; светлая рубашка, блузка, водолазка (без надписей, однотонная),Джинсы нельзя)! Вторая обувь.
2. Спортивная форма (спортивный костюм, футболка, не майка (без надписей), кроссовки или кеды)
3. Ранец, сумка для сменной обуви
4. Обложки для тетрадей и учебников
5. Альбом для рисования ( 1 час в неделю-40 листов), краски (медовая акварель) 12 цветов.
6. Пенал ( мягкий)
7. Ручка шариковая 2 – 3 штуки
8. Простой карандаш 2- 3 штуки (ТМ), точилка, ластик, линейка непрозрачная – 20 см, циркуль
9. Цветные карандаши ( 12 штук)
10. Кисти (“Белка” №3, №6)

11 Клей-карандаш. Клей ПВА.
12. Папка для технологии
13. Цветная бумага, цветной картон, ножницы с тупыми концами
14. Пластилин
15. Папка для тетрадей
16. Стаканчик-непроливайка для рисования

Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое – вес ранца, наличие ортопедической спинки. Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор – небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка – быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец.
Вес. По действующему ГОСТу масса пустого ранца не должна превышать 1 кг. После того, как вы нашли ранец, отвечающий всем этим требованиям, не торопитесь к кассе. Сейчас самое время его примерить. Конечно, сделать ребенку сюрприз не получится, зато вы будете уверены, что ранец подойдет. Во время примерки обратите внимание на следующее:

ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребенка;

верхний край ранца и плечи ребенка должны быть на одной высоте;

нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;

ранец должен плотно прилегать к спине ребенка.

Проверьте, можно ли, регулируя длину лямок, добиться такого положения ранца на спине у ребенка – оно является оптимальным. При этом учитывайте, что ребенку придется носить ранец и в рубашке, и в куртке, и в пуховике. У некоторых моделей, как у альпинистских рюкзаков, регулируется не только длина лямок, но и их расположение на корпусе ранца. Такие ранцы подходят для детей разного возраста и роста.
Если ранец сидит неправильно или существенно шире плеч, попробуйте примерить другую модель. Не стоит покупать ранец “на вырост”: ребенку будет неудобно, а исправить испорченную в детстве осанку очень сложно.

Заботясь о ребенке, не забудьте о нем. Идеальный школьный ранец – тот, что нравится не только родителям, но и ребенку. То есть не только качественный, надежный, безопасный, но и привлекательный с точки зрения дизайна. Идеал в данном случае вполне достижим, надо только ответственно подойти к процессу выбора.
Сейчас в наших магазинах можно найти ранцы самого разнообразного дизайна. С героями популярных мультфильмов, с котятами и щенками, с автомобилями и футбольными мячами – для мальчиков, с принцессами, куклами и цветами – для девочек. Выбирая ранец, думайте не только о его удобстве и качестве, но и о том, нравится ли он ребенку. Часто одна и та же модель выпускается сразу в нескольких дизайнах — определитесь с ней и предоставьте ребенку выбирать расцветку.
Я многое сказала о действительно важных и серьезных вещах: здоровье детей, их безопасности и комфорте. Но нельзя забывать и о том, что важнее всего для них самих. Детей волнует то, как будет выглядеть их ранец, что на нем будет нарисовано, и не окажутся ли у половины класса точно такие же.

Учителю на 1 сентября. Как наладить контакт с детьми

Ежегодно ВУЗ выпускают тысячи молодых специалистов – преподавателей, для которых 1 сентября , после получения диплома, такое же значимое мероприятие, как и для первоклашек. Молодые педагоги с особым переживанием ожидают начала учебного года. Особенно волнительно для тех дипломированных специалистов, попадающих сразу «из огня, да в полымя», вступая в особую роль – первого учителя начальных классов для маленьких первоклассников.

Молодые, не имеющие опыта, учителя испытывают настоящий стресс. Освоив теорию, ее применение на практике, не всегда граничит со знаниями на почве образовательной системы. Важно обладать:
– Интуицией.
– Коммуникабельностью.
– Чувством юмора

Подготовка к 1 сентября

До значимого дня остается мало времени и молодым учителям следует начать подготовку заблаговременно. Хлопотное занятие можно рационально распланировать, предварительно проиграть или составить небольшой сценарий. Важно учесть все моменты и быть «во все оружии».

Главными задачами для начинающего педагога в первом знакомстве с малышами является:
– Налаживание контакта с детьми. Эту задачу следует решать с первых минут знакомства.
– Стать для них авторитетным и значимым человеком, учителем, помощником и советчиком.
– Минимизировать их страхи и боязни перед новым взрослым человеком. Дети впервые начинают самостоятельный путь, а главным их проводником по взрослой жизни, выступает первая учительница. И она должна стать для них другом, а не врагом.

Подбираем одежду

Визуальное восприятие имеет главное значение. Стиль и образ современного преподавателя важен по разным позициям:
– Для школьников – внешний вид их учителя или учительницы способен с первых минут расположить к себе.
– Для родителей – не только оценить человека, «которому они доверяют свое любимое чадо», но и создать приятное о себе впечатление.

Презентабельный вид молодого учителя в первый день сентября создаст строгий и слегка дипломатичный образ:
– Костюм черного или темно серого цвета классического кроя.
– Строгий галстук, подобранный с учетом особенностей фигуры.
– Удобные туфли, которые не сдавливают и не создают дискомфорта. Комфорт крайне важен.

Для девушек к праздничному мероприятию лучше создать деловой образ, слегка разбавленный цветом и аксессуарами. Идеально подойдут:
– Костюмированные ансамбли в светлых тонах. Для малышей очень важно восприятие цвета. Молодая учительница в теплых светлых тонах вызывает доверие и приятные ощущения домашнего уюта. С первый день лучше отказаться от ярких расцветок (красных, желтых или розовых).
– Удобная обувь на каблучке, приемлемая для каждой женщины.
– Стильная укладка или деловая стрижка дополнят образ.
– Не стоит перегружать образ громоздкими украшениями.

Прорабатываем сценарий знакомства с учениками

Знакомство с детьми, как правило, происходит до первого числа. Но с первого раза заполнить всех озорников не под силу даже опытному клерку. Лучше подготовить яркие и красочные картинки с именами детишек. На первом уроке предложить им очередное знакомство, в результате которого:
– Называть имя и фамилию.
– Вручить подготовленную табличку каждому ребенку, установив ее на парту.
– В конце дня собрать их.
– Такой игровой процесс не занимает много времени, но поможет не только учителю познакомиться с учениками, но и деткам быстрее запомнить друг друга.

Непредвиденные ситуации у учителя

Ввиду недостатка опыта, многие начинающие педагоги теряются и допускают ошибки. К числу распространенных казусов относятся:
– Регулировать голос. Одни говорят слишком тихо, другие очень громко, что настораживает ребят. Достаточно спросить как слышат на задних партах и постоянно менять тональность.
– Взгляд. Нельзя смотреть на стены или поверх голов учеников. Необходим визуальный контакт, в результате которого происходит «контроль над аудиторией».
– Следить за собственной речью. Слова – паразиты полностью должны быть исключены. Лучше заполнить паузу вопросом или повтором сказанного, но с иной интонацией.
– Не позволять себе входит в класс после звонка. Малышей необходимо предупредить о том, что «сейчас прозвенит звонок».
– Общение с одним учеником не исключает контроля над всеми.

Детей не нужно бояться

Страх перед маленькими воспитанниками лучше побороть на корню. Времени на дрожание колен нет. Воспитание и образование доверено именно Вам, и это факт и ответственность.

Не пугаться ошибок и оговорок

Каждый новичок допускает ошибки. Все идут “сквозь тернии к звездам”. Опыт иначе не приобретается. Главное не ошибка, а правильность ее исправления и не повторения впредь. При оговорке или допущенной ошибке традиционны два варианта:
– Исправление самостоятельно. Сделать это необходимо без стеснения и повторить в утвердительной форме правильный вариант.
– Исправили или подсказали детишки? Дать правильный вариант и поблагодарить, сделав акцент на их внимательности и желании к учебе.

Уважение к детям

Несмотря на юный возраст первоклассники уже сложившиеся личности. Поэтому проявление уважения к ним, возможность выслушать и говорить с ними, как со взрослыми, важный фактор в воспитании и педагогике. При этом стоит:
– Воздержаться над шутками по поводу имен, фамилий или не правильных ответов.
– Не допускать оскорблений и обидных сравнений.
– Проявлять деликатность в любой ситуации.
– Многие ситуации исключают всеобщего обсуждения. Не стоит выставлять маленького озорника на всеобщее обозрение.

Субординация

С первых дней нужно зафиксировать главный момент, заключающийся том, что учитель – ни друг, ни брат или подружка, а наставник. Субординация начинается с имени и отчества и обязательного «Вы». Это правило для неукоснительного исполнения. Главная подача – педагогическая составляющая. Школа формирует главные нормы:
– Уважение.
– Исполнительность.
– Дисциплинированность.

Излишнее сближение приводит к фамильярности, которая стирает границы дозволенного, а авторитетность – главный путь в решении этих задач.

Дети умеют обманывать

Маленькие озорники могут манипулировать, уловив малейшую слабину. Даже самый невинный и милый ребенок, способен придумать историю, и выдать ее за действительность. Информацию лучше проверить, и если обман выявиться, его нужно пресекать посредством разговоров и выяснения причин. Юные личности еще формируются и задача педагога – упреждать лож и настроить детей на то, что вранье – наказуемо.

Фиксация всех действий

Фиксация всех показателей от поведения до отметок помогает:
– Проводить самоанализ и выстраивать дальнейшую схему общения на основании имеющихся показателей.
– Обнаружить сильные и слабые стороны.
– Не упускать отдельные элементы воспитательного и образовательного процесса.
– Правильно распределять рабочее и домашнее время.

Как подготовиться к родительскому собранию

Родительское собрание – очередное испытание из серии «высшей лиги». Старшая аудитория, пришедшая слушать и спрашивать. В преддверии 1 сентября многие педагоги практикую встречу с родителями, где обсуждают, как подготовиться к линейке.

Практические советы молодому учителю помогают правильно расставить приоритеты и провести собрание на достойном уровне.

Не зная как подготовиться учителю к разговору с родителями лучше все внимательно законспектировать поэтапно, с цитатами и вопросами. Такая стратегия поможет ориентироваться и владеть теми вопросами, что должен знать учитель.

«Не знаю, куда ребенок пойдет 1 сентября!» Родители о ситуации с поступлением в гимназии

В связи с отменой вступительных экзаменов в гимназии школьники, которые окончили в них 4 класс, смогут продолжить там учебу, а остальные дети вынуждены остаться в обычной школе. На этой почве появился большой спрос на покупку регистрации вблизи гимназий, собрались очереди на прием документов.

Стало ли в августе «холоднее» или ажиотаж разгорается с новой силой? Что делают родители, чтобы перевести ребенка в школу/гимназию не по прописке? С какими трудностями они сталкиваются?

На сайтах гимназий официально заявляется:

Прием документов от законных представителей детей микрорайона осуществляется с 12 июня 2018 года по 28 августа 2018 года.

При наличии свободных мест в учреждение могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

Прием детей, не проживающих в микрорайоне, закрепленном за учреждением образования, на свободные места осуществляется по заявлению родителей, которое рассматривается комиссией, информируют об этом родителей до 30 августа.

В теории все просто: приносите документы, будут свободные места – возьмем. А как дела обстоят на практике? Например, на сайтах некоторых гимназий «висит» такое объявление:

На 2018/2019 учебный год набор учащихся в 5-е классы не производится в связи с отсутствием свободных мест.

Но многие родители жалуются, что свободных мест нет нигде, даже в обычных школах.

Инна: “Все равно буду искать возможность перевести ребенка в другую школу!”

– Мы испугались большой конкуренции в гимназии и пошли в соседнюю школу, которая тоже считается неплохой. В мае мы уже были пятые или шестые из тех, кто изъявил желание перевестись в эту школу.

Директор записала наши данные, но сказала, что ничего не может обещать, так как детей по прописке они обязаны взять: сколько придет новеньких, никто не знает. Мне сказали прийти в конце августа, вроде бы тогда я смогу написать заявление, но точно нам ничего не скажут, наверное, до 30 августа. Я не знаю, куда ребенок пойдет 1 сентября! Странная ситуация, не так ли?

Даже если мы не пройдем сейчас, я все равно буду искать возможность перевести ребенка в другую школу, так как у нас очень слабый класс, да и параллель не слишком сильная. Учитель начальных классов у нас был замечательный: для сильных учеников задавал больше домашнего задания, но теперь нужен другой подход.

Почему мы не имеем права выбирать, где учиться? Пусть бы тогда делали экзамены в первый класс, делили детей по уровню знаний, как было в нашем детстве. Тогда бы не было такой ситуации, как в классе у моего ребенка: больше половины учеников не умели читать в первом классе, а другие бегло читали. Понятно, что весь акцент идет на слабых учеников, и уровень сильных постепенно снижается.

Светлана: “Более честно было бы проводить экзамены”

– С мая я обиваю пороги школ и гимназий. В начальную школу решили ездить, так как поблизости хороших школ нет, а после 4-го класса собирались поступать в гимназию. Сейчас не знаю, что делать. Ездить очень утомительно.

Я уже думала прописать ребенка к бабушке, тогда сын бы относился к гимназии, но мне сказали, что там классы переполнены:

По закону – мы приглашаем на свободные места, а свободных мест у нас нет! В классе по 33 человека!

В соседней гимназии нам тоже сказали, что в классах больше 30 человек. В мае я туда еще попала на прием к директору, а в июне была безумная очередь, и все орали, как ненормальные. К тому же я слышала, что несколько хороших учителей ушли оттуда.

Я считаю, что в школах специально тянут, провоцируют оказывать «помощь», но так было всегда. В итоге родители сами все “додумывают” и делают.

Более честно было бы проводить какие-то экзамены, но при желании и их обходили бы особо важные и находчивые. А работать по совести тоже понятие относительное.

Мария: “Была возможность попасть в гимназию по знаниям, сейчас ее нет!”

– Школа по прописке нам не нравилась, да и учителей начальных классов тогда набирали. Вести ребенка к неизвестно кому не хотелось. Мы пробовали попасть в гимназию, потому пошли на подготовительные курсы. Говорили, что так шансов больше: на свободные места будут добирать детей из тех, кто посещал курсы.

Нужно было заполнять анкету, в которой вопросы касались работы родителей. Сами курсы были ни о чем, да и дорого. Ну и как выяснилось, бессмысленно: нас не взяли.

Тогда мы пошли в другую школу, там были неофициально просмотры: просили посчитать, повторить ритм и танцевальные движения, а потом уже нам позвонили и сказали, что берут в класс с хореографическим уклоном.

Получается, что в этой школе формировали классы, учитывая способности детей, в гимназии был акцент на работе родителей.

И сейчас такая же история. Мы забрали документы из школы, в которой учились, и никуда нас не берут: везде нет мест! Может получиться так, что придется идти в школу по прописке.

Источник фото: pixabay.com

Возможности родителей всегда были определяющим фактором, но раньше хотя бы была возможность попасть в гимназию по знаниям, сейчас ее нет.

Многие рассказывают, что в первый класс гимназии тоже не попасть.

Алена: “Самое обидное, что через пару лет снова введут экзамены в гимназии!”

– Мы пришли в первые дни подачи документов, и там были огромные толпы людей. Все хотят попасть в гимназию теперь с первого класса, раз отменили экзамены. Люди чуть ли не дрались, чтобы попасть к директору раньше других. В итоге, когда подошла моя очередь, директор была злая, разводила руками.

Пару дней назад мы подали документы в школу по прописке, потому что, скорее всего, никаких шансов перейти в гимназию у нас нет. Сначала возьмут детей по прописке, потом каких-нибудь родственников друзей, потом тех, кто купил прописку… Самое обидное, что через пару лет снова введут экзамены в гимназии, а нашим детям просто не повезло.

Как оказалось, в первый класс обычной школы тоже не так-то просто попасть, даже ребенку учителя.

Татьяна:Не знаю, где будет учиться мой ребенок”

– Я работаю в начальной школе в соседнем районе. В этом году мой сын идет в первый класс. Я решила, что мне будет удобнее, если мы будем ездить в одну школу, сын будет всегда под присмотром, несмотря на то, что я не беру его в свой класс. Но директор до 29 августа мне не ответит точно, возьмут ли они моего сына, потому что до 28 августа идет прием детей по прописке. Вдруг кто-то придет в последний день, и места моему ребенку не хватит.

Сначала берут детей по прописке, потом детей сотрудников, потом детей, у которых старший брат/сестра тут учатся, а потом уже рассматривают все остальные заявления. Пока я не буду знать точно, где будет учиться ребенок, я чувствую себя неуютно, меня это незнание тревожит.

Анастасия, учитель гимназии, считает, что нет смысла рваться в гимназию:

– Желающих попасть в нашу гимназию было много. Не знаю, насколько такой ажиотаж оправдан в этом году, потому что раньше была разница в учебных программах гимназий и школ, и была возможность, например, изучать английский на повышенном уровне, т.е. каждый день.

Сейчас же все в равных условиях. Часто родители стремятся попасть в гимназии еще и потому, что у нас ранее были «отобранные» дети, так как сдавали экзамены при поступлении к нам. Да, в такой ситуации классы набирались сильные и был смысл стремиться попасть в среду мотивированных и смышленых.

Но в условиях, когда все придут по прописке в гимназию, есть ли смысл рваться в гимназию? Быть может, только в надежде, что учителя более высокого уровня работают именно в гимназиях, а не в школах. Хотя, как показывает практика, это не всегда так.

А вы знаете, в какую школу/гимназию пойдет ваш ребенок?

Приглашаем в Сообщество учителей Беларуси в Фэйсбуке! Обсуждаем актуальные новости, делимся мнениями!

Как детям и родителям пережить 1 сентября без вреда для здоровья

Первый день осени — не только всеобщий праздник знаний, но и начало суровых трудовых будней для школьников и, что там скрывать, многих родителей. Особенно тяжело тем, кто идет первый раз в первый класс. Портал ЮГА.ру обратился за помощью к специалистам, которые рассказали, как пережить этот день и пройти адаптационный период в школе без вреда для здоровья.

Чтобы правильно подготовиться, нужно начать с самого простого и одновременно самого важного — позитивного настроя. 1 сентября должно запомниться как начало нового интересного этапа в жизни, а не как день, когда закончилось детство. Этот период требует больших эмоциональных сил от родителей, которым придется побеждать свою усталость, непоследовательность, желание “отмахнуться”, а порой иревность к учителям.

— Ребенок, идущий в школу впервые, знает о ней только по рассказам старших, то есть ожидания и психологический настрой формируют именно родители. Расскажите о школе и первой линейке заранее, обсудите с ребенком все переживания, которые у него возникают. Очень важно, чтобы ваши слова и поведение не усиливали напряжение и беспокойство. Например, не стоит манипулировать высказываниями типа “А вот в школе за такое поведение накажут, а вот в школе тебя воспитают”, — ребенок и так волнуется, не нужно его пугать. Лучше поделитесь своим благополучным опытом школьной дружбы, объясните, что все дети ходят в школу, и обычно это интересно и здорово. Отпразднуйте в кругу семьи новый этап в жизни ребенка, но лучше без громких фраз, таких как “Ну, теперь ты взрослый, убирай игрушки, это для малышей”, — советует психолог Жанна Савенко, отвечая на самые распространенные вопросы.

Почему школа — это стресс для первоклассника?

Жизнь ребенка меняется кардинально. Теперь у него более строгий распорядок дня, и если раньше он засыпал и просыпался, когда хотел, то сейчас ему будет непросто. Новый режим сна и отдыха стоит ввести заранее, чтобы это не стало шоком в первые недели учебы. С началом учебного года резко возрастает объем обязанностей и, как следствие, усталости. Стоит временно освободить школьника от домашних дел или значительно сократить их. Чередуйте выполнение заданий с подвижными играми и не будьте чересчур строги — вспомните себя в 7 лет. Сто раз переписанные крючки и черточки могут слишком утомить ребенка — и вечер закончится истерикой.

Как настроить ребенка на рабочий лад после трехмесячных каникул?

Заранее входите в режим всей семьей, напомните о существовании школьных друзей, расскажите о новых интересных предметах. Подведите итоги лета: где был, что узнал, с кем познакомился, как изменился сам — такими новостями захочется поделиться с одноклассниками.

Переходя на интенсивные занятия после длительного отдыха, ребенок начинает тратить намного больше энергии. Как и все сопутствующие стрессы, это нужно грамотно компенсировать.

— Прежде всего должен неукоснительно соблюдаться график питания в течение дня: завтрак, обед и ужин. Пища должна быть разнообразной и более обильной, чем это было летом.Необходимы молочные продукты, мясные, каши, фрукты и овощи. Они восполнят потребность организма в белках, жирах и углеводах, а самое главное, будут давать ребенку необходимую энергию для умственных и физических занятий в школе, — считает врач аллерголог-иммунолог клиники семейного здоровья “Сити-Клиник” Сергей Петренко. — Также в большом коллективе возрастает контакт с вирусами и бактериями, поэтому не стоит забывать о сезонной профилактике против гриппа. Вакцина значительно снижает заболеваемость и защищает от осложнений после инфекции.

Очень часто дети под разными предлогами не хотят идти в школу. Как быть в этой ситуации?

Говорите с ребенком спокойным и доброжелательным голосом, не поддавайтесь на эмоциональные провокации и истерики. Важно донести, что вы понимаете, как он устал или ему надоело чем-то заниматься, но это пройдет. Просто сейчас трудное время и нужно его пережить. Приведите подходящие примеры из его жизни: “А помнишь, как ты не хотел ехать к бабушке, а потом нашел там друзей и тебе понравилось в деревне. Ты боялся воды, а потом научился плавать и полюбил купаться”. Ну и настаивайте, что в школу идти все же нужно.

Что делать, если у ребенка начинаются трудности в общении со сверстниками?

Слушайте своего ребенка. Разрешите ему брать с собой в школу небольшие игрушки — ему будет спокойнее, плюс появятся темы для общения с одноклассниками. Позвольте ему пожаловаться вам на соседа по парте и вместе найдите решение. Только не забывайте, что сосед по парте — такой же взволнованный мальчишка или девчонка со своими проблемами.

А если появились трудности в общении с учителем?

Будьте осторожны в распутывании этих историй. Ребенок не всегда может правильно понять отсутствие улыбки на лице учителя, ошибочно воспринять оценку как выражение личного отношения. Первым делом расспросите подробнее о происходящем, успокойте его. Если проблема действительно состоит в отношении учителя к ребенку, не пускайте ее на самотек, поговорите с педагогом лично. Вообще полезно быть на связи с учителем и не стесняться объяснять, что дело не в капризах, а в усталости и волнении.

Спорт, физкультура и даже обычная зарядка не только устраняют напряжение в мышцах, но и снимают усталость, расслабляют нервную систему.

— Обычно мы призываем ребенка не отвлекаться от выполнения домашнего задания, пока он все не закончит. Однако детям, особенно в начальных классах, рекомендуется заниматься не более часа подряд, а затем делать перерыв на 1015 минут. Выполнение уроков может стать любимым делом, если его интересно организовать, советует врач высшей категории клиники семейного здоровья “Сити-Клиник”, травматолог-ортопед Иван Огородов.

Часть заданий можно выполнять, лежа на полу. Чтобы разгрузить спину, положите ребенку под живот мягкий валик: так можно читать или учить стихотворение, конечно, если нет противопоказаний от окулиста.

Очень полезно сидеть, скрестив ноги по-турецки, это развивает подвижность тазобедренных суставов. Только научите ребенка правильно сидеть в такой позе, чтобы позвоночник был в строго вертикальном положении. Так можно пересказывать прочитанный материал или учить таблицу умножения.

Передохнуть от уроков можно на шведской стенке это хорошая разгрузка для растущего организма, а еще возможность нестандартно взглянуть на заданную тему вниз головой!

Как быть, если ребенок боится плохих отметок?

Ребенок может бояться, если его этим пугают. Объясните, что оценка никак не влияет на вашу любовь к нему. Вы можете расстроиться, но только из-за того, что он не выучил урок, хотя у него есть для этого способности и время. Но вы его любите и поможете исправить ситуацию. Распространенная история: “Не знаю, почему он переживает из-за двоек, мы его не ругаем”. Но при этом с первого класса ребенку твердят об институте и важности успеха всегда и во всем. Здесь недалеко и до невроза. Или ребенок боится быть отстающим, непопулярным в классе. Не забывайте обращать внимание на другие таланты малыша, поддержите его. Помните, что оценки могут снижаться по многим причинам — переживания, трудности в семье, усталость, стеснение. Не ленитесь каждый раз разбираться в ситуации.

Нередко за время каникул дети значительно пополняют свой арсенал непечатных выражений. Как отучить от этого?

Ни в коем случае не делайте вид, что вы не слышали, что сказал ребенок. Не игнорируйте. Спокойно ему объясните, что такие слова нельзя использовать в обществе (и конечно, сами воздерживайтесь дома, только так это и сработает). “Есть правильные, приличные слова, которые обозначают части нашего тела. Их мы используем, когда хотим что-то об этом сказать маме, папе или врачу. А есть некрасивые слова, они обозначают примерно то же — но использовать их неприлично, даже если ты рассержен.

Подготовка к 1 сентября: чек-лист для родителей. Что нужно сделать?

Первое сентября – это настоящий экзамен для родителей на стрессоустойчивость. Сумеют ли взрослые правильно подготовить ребёнка к школе или нет? Как показывает практика, легче тем семьям, где заранее до дня Х составлен план действий. Ведь подготовка к 1 сентября — ответственное дело. Стоит упустить из плана что-то одно — и весь день пойдёт наперекосяк. Чтобы этого избежать, мы подготовили несколько основных вопросов, ответив на которые вы встретите День знаний во всеоружии.

Содержание

Бытовые моменты. Что купить и сделать?

Начинать приготовления лучше за один-два месяца. Этого времени будет достаточно, чтобы купить основные школьные предметы:

Здесь важно подобрать ранец с жёсткой спинкой, чтобы не испортить осанку школьника. Есть универсальное правило – вес рюкзака должен составлять примерно десятую часть от веса ребёнка. А при выборе расцветки и оформления не забывайте, что у мальчиков и девочек есть свои предпочтения. Обратите внимание на наличие светоотражающих элементов, так его владелец будет заметнее на дороге.

2. Форма: учебная и спортивная.

Повседневный внешний вид обычно устанавливается дирекцией учебного заведения или принимается на родительском собрании. В выборе одежды предпочтителен официально-деловой стиль и сдержанные цвета. Важный момент – ткань костюма должна быть натуральной. На качество стоит обратить внимание и при выборе спортивной одежды. Костюм должен быть лёгким, комфортным и дышащим.

3. Обувь: для учёбы, спортивная и сменная.

Экономить на обуви ни в коем случае нельзя. Ребёнку должно быть удобно и комфортно в ботинках или кроссовках.

4. Канцтовары.

Сформируйте запас тетрадок, ручек и других принадлежностей. Покажите ребёнку, где расположены ближайшие магазины, чтобы он мог самостоятельно приобретать нужные вещи.

5. Создайте уголок школьника.

Место должно быть хорошо обустроено, освещено. Уберите все вещи, которые могут отвлекать от выполнения домашнего задания.

6. Позаботьтесь о безопасности ребёнка.

Современные гаджеты и мобильные приложения помогают родителям всегда быть в курсе того, где находится ребёнок. Одно из популярных приложений, которое можно установить на телефон, – «Где мои дети?».

Организационные моменты

Чтобы школьные будни проходили легко и плавно, нужно помочь ребёнку организовать учебный процесс:

  1. Приучить школьника к самостоятельности и соблюдению графика.Отдых и развлечения должны чередоваться с выполнением заданий и домашней работы. Желательно нормировать день, ставить будильник утром и в одно время ложиться спать.
  2. Обсуждать с сыном или дочкой школу.Говорить о том, как вести себя в коллективе, о ценности знаний и навыков в современном мире, о том, зачем вообще необходимо ходить в школу.
  3. Познакомьтесь с педагогами. Неплохо будет узнать побольше о школе, в которой учится ребёнок. Изучите её историю, познакомьтесь с учителями и руководством.
  4. Составьте график питания и рацион.Время шоколадок и чипсов прошло. Ребёнок должен понять, что ему необходимы силы для учёбы, а правильное питание – это залог здоровья.
  5. Спросите, чем школьник хочет заниматься помимо учёбы.Это поможет найти хобби или же подобрать правильно секцию или кружок.
  6. Изучите дорогу в школу. Пройдитесь с ребёнком по маршруту несколько раз, отметьте особенности и напомните правила дорожного движения.

План подготовки к школе. Психологические моменты

Важно не только собрать портфель и приучить ребёнка к новому графику. Психологическая составляющая — неотъемлемая часть подготовки к школе:

  1. Учёба не должна быть в тягость.Больше говорите со школьником о плюсах процесса и значимости образования.
  2. Вспоминайте почаще поучительные истории из своего детства. Делайте вместе выводы.
  3. Развивайте сына или дочь. К моменту начала учёбы ребёнок должен быть готов. Обучите письму и счёту до первого класса, дайте информацию об окружающем мире, тогда ребёнок не будет комплексовать среди сверстников.
  4. Объясните, что каждый человек уникален. Одному прекрасно даётся математика, а другому нужно приложить максимум усилий для решения задачи, но зато он быстро бегает или умеет сочинять стихи.
  5. Не давите. Не стоит натаскивать ребёнка исключительно на «пятёрки». Гораздо важнее умение усваивать знания и умение их применять.
  6. Не надоедайте. Воспользуйтесь гаджетами или приложением для отслеживания ребёнка, чтобы не писать ему каждые две минуты и предоставить свободу.

Советы родителям к празднику 1 сентября

Купив все необходимое и решив организационные вопросы, стоит подумать о торжественной обстановке и подарке для малыша. Особенно, если День знаний первый в жизни ребёнка. Подберите правильный подарок и поддержите будущего школьника (идеи для подарков можно посмотреть в нашем блоге).

Еще один важный момент — безопасность и контроль за ребёнком. Чтобы не волноваться за чадо и не названивать ему сто раз на дню, прибегните к современным инновационным гаджетам и приложениями:

  • часы с GPS трекером — вы всегда знаете где ваш ребёнок, можете следить за его перемещениями и связываться с ним в любой момент (подробное описание часов и их функций вы найдете в нашем блоге),
  • приложение «Где мои дети» для телефона и GPS-часов- следите за местоположением ребёнка, его распорядком дня (куда и во сколько пришел), прослушивайте окружающую обстановку и незамедлительно получайте сигнал тревоги в момент опасности.

День знаний — ответственный день в жизни каждого школьника и его родителей. Правильная подготовка к первому сентября сэкономит нервы и позволит насладиться праздником в полной мере. Купите необходимое, настройте свое чадо, позаботьтесь об его безопасности с приложением «Где мои дети» или GPS-часами — и новый учебный год будет дарить только положительные эмоции!

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: