12 месяцев до школы: советы по подготовке

12 месяцев до школы: советы по подготовке

За месяц до школы. Как подготовить ребенка к занятиям

Начало школьной жизни – это большая нагрузка для ребенка, которая требует, чтобы организм был физиологически к ней готов.

– Прежде всего необходимо, чтобы будущий первоклашка научился вовремя ложиться спать и рано вставать утром,- советует педиатр Екатерина Панова.– Именно полноценный сон лучше всего восстановит силы, поможет нервной системе справиться с новыми нагрузками.

Легко сказать, но как это сделать? В 9 вечера – в постель? Но даже дисциплинированный детсадовец во время летнего отдыха переходит на другое расписание. Главное – без резких движений. Попробуйте будить ребенка хотя бы на 15 минут раньше. Через пару дней прибавьте еще 15 минут, так за пару недель вы приучите свое слегка невыспавшееся дитя ложиться вовремя. Скоро он сам будет просыпаться утром все раньше. В оставшиеся до учебного года дни важно добиться, чтобы малыш ложился спать и вставал в одно и то же время.

Примерно за месяц до школы постарайтесь максимально приблизить к школьному и режим еды. Питание должно быть пятиразовым: легкий завтрак с утра, перекус, как в школе на большой перемене, обед, полдник и ужин.

Перезагрузка

Неплохо в последний летний месяц перенастроить ребенка с беготни на «усидчивые дела»: лучше всего – в утренние часы, в то время, когда в школе начинаются занятия. Пусть 20-30 минут лепит, рисует, собирает конструкторы…

Именно «перезагрузка» режима дня позволит будущему первокласснику более плавно войти в процесс учебы, стрессовых факторов станет меньше.

И, наконец, позаботьтесь о том, чтобы укрепить иммунитет ребенка. В период адаптации он ослабевает, и дети чаще начинают болеть. Еще не поздно начать закаливающие процедуры, кроме того, полезен курс витаминотерапии: есть смысл посоветоваться с педиатром – сегодня существуют специальные витаминно-минеральные комплексы, которые помогают не только укрепить иммунитет, но и снизить стрессовую нагрузку, связанную с первым классом, активизировать познавательные функции.

Без иллюзий!

Обычно будущий первоклассник плохо себе представляет, что такое школьная жизнь. А родители, пытаясь ему это объяснить, нередко впадают в крайности. Одни стараются нарисовать идеальную картину: «У тебя будут новые друзья, замечательная учительница, ты узнаешь столько нового и интересного».

Но радужные ожидания ребенка часто не оправдываются, и, растерявшись, он не знает не только, как решать возникшие проблемы, но и как об этом рассказать родителям. Интерес к школе угасает, но так как ходить в нее все равно надо, это становится поводом для серьезного стресса. Другие родители, напротив, стремятся внушить своему малышу, что школа – не развлечение, а серьезная работа. «Теперь ты становишься почти взрослым, тебя ждут новые обязанности…» И ребенок заранее зажимается, пугается перемен, которые его ждут.

Больше позитива

Важно создать у малыша позитивное отношение к школе,- говорит психолог Татьяна Гуськова.– Почаще рассказывайте ему о собственной школьной жизни, стараясь вспоминать то, что вам было действительно интересно. Не скрывайте и проблем, но старайтесь с юмором поведать о том, как вы находили выход из сложных ситуаций. И, конечно, обеспечьте ребенку «практикум»: он должен научиться делать то, что в школе необходимо, – собирать ранец, быстро переодеваться (например, перед физкультурой)…

Чаще поручайте ему домашние дела, которые он не очень любит, – уборку игрушек, своей одежды, постели… Следите, чтобы он доводил их до конца, и не скупитесь на похвалу.

В последние августовские дни сходите с ним в школу. Прогуляйтесь по двору, зайдите в классы. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с кем-то из будущих одноклассников, устроить встречу с учительницей – все это поможет вашему малышу чувствовать себя в школе гораздо увереннее.

Оптимально

Ольга Холодова, учитель высшей категории:

– Режим вводить нужно очень мягко. Обязательно: сон не меньше 9-10 часов (чтобы раньше вставать, надо раньше ложиться). Когда начнется учеба, будить ребенка за час не надо. Но и впритык будить тоже не стоит. Дайте ему 10-15 минут поваляться в постели и не нагнетайте обстановку, приговаривая: «Как я не выспаааалась…» – это негативно влияет на него.

И вот ваш ребенок школьник. После школы ему обязательно надо передохнуть, пообедать, погулять (в идеале – часа 2) и лишь затем садиться за уроки. В любом случае начинать их делать надо не раньше чем через 1,5-2 часа после окончания основных занятий в школе. (Старшеклассники должны делать перерыв через 40-45 минут прогулк).

А во время учебного года не переусердствуйте в выполнении домашних заданий! Дети 6-7 лет должны заниматься не более получаса, затем перерыв – от 15 минут. Количество заученного не всегда переходит в качество. Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17-18 часов. Начинать надо с лёгких, с того, что приносит удовольствие (а значит, обязательно получится), и только потом переходить к более сложным предметам. Половина младшеклассников из-за повышенной нагрузки приобретают синдром минимальной мозговой дисфункции и, как следствие, вегетососудистую дистонию, от чего они быстро устают, страдают головными болями.

Год до школы: как сохранить спокойствие

Когда стоит начать подготовку ребёнка к школе?

Любой навык появляется не сразу, а для усвоения некоторых не хватит и месяца. Психологи рекомендуют родителям заниматься дошкольной подготовкой равномерно, обращая внимание на развитие важных для будущего первоклассника умений и навыков. Это значит, что не нужно опережать учебный процесс и стремиться самостоятельно научить ребёнка читать, писать и умножать столбиком. Оставьте эту задачу профессионалам. Слишком широкие познания первоклассника могут оказаться такой же проблемой, как и неуспеваемость. Ведь это может привести к тому, что малыш будет выполнять непосильную для его возраста нагрузку, а далее, в школе, ему будет скучно на уроках, он ещё до школы потеряет интерес к занятиям.

Советуем помимо вопросов подготовки ребёнка к школе узнать, что предусмотрено образовательной программой в первом классе, познакомиться с системой учебников, которые будут использоваться при обучении в школе. От того, как выстроен образовательный процесс, зависит в дальнейшем интерес к обучению у ребёнка, его успешность в освоении школьной программы. Система учебников «Начальная школа XXI века» учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, обеспечивает комфортный процесс обучения и поощряет детскую тягу к знаниям.

Вы можете послушать аудиоверсию статьи:

Что полезно уметь дошкольнику?

Одна из основных задач домашних занятий – развитие у будущих первоклассников навыков, которые помогут им успешно справиться с новой ролью ученика. Если прислушаться к рекомендациям психологов, можно выделить основные аспекты, на которые стоит сделать акцент при дошкольной подготовке. Итак, чему стоит уделить особое внимание?

  1. Развитие речи. Под этим подразумевается не только правильное произношение звуков, но и развитие повествования. Предложите ребёнку придумать рассказ по картинке, продолжение мультика или просто поделиться тем, как прошёл его день. Важно, чтобы повествование было связным, предложения развёрнутыми, а слова в них – согласованными.
  2. Мышление. В ходе повседневной деятельности обращайте внимание ребёнка на схожие и различные черты в окружающих вас предметах. Постепенно расширяя кругозор, можно перейти к сравнению явлений. Кроме того, будущие первоклассники должны уметь обобщать группу предметов одним понятием, классифицировать их по общему признаку, находить лишние.
  3. Память. Для развития произвольного запоминания можно использовать всевозможные дидактические игры, просить рассказывать детские стихи, воспроизводить только что озвученные предложения.
  4. Моторика. То, что для взрослого кажется исключительно вопросом аккуратности, достаточно сложно для ребёнка, так как умение выполнять мелкие точные движения требуют скоординированного действия костной, мышечной и нервной систем. В развитии моторики можно подключить всё своё воображение! Раскрашиваем, заштриховываем (карандашом, кистью), обводим по контуру, соединяем точки, пробуем работать в тетрадках (как в клетку, так и в линейку).
  5. Концентрация внимания и усидчивость. Для развития этого навыка важна регулярность и систематичность. Кроме того, крайне желательно заниматься в одно и то же время в привычном месте, постепенно увеличивая время, проведённое за партой, до 20 минут.
  6. Математика. Учимся основам математики: считаем, прибавляем и вычитаем в пределах 10, учимся вести отсчёт от большего к меньшему числу – от 10 до 1 и наоборот, находим пропущенные числа. Также обратите внимание на умение соотносить цифры с количеством предметов, понятия веса, длины предмета, ориентацию во времени.
  7. Окружающий мир. Дошкольнику стоит знать название страны, в которой он живёт, вместе с её столицей. Дни недели, части суток, последовательность месяцев и к какому сезону они относятся. Различать несколько видов животных и растений, профессий. Знать основные правила дорожного движения. Своё полное имя, возраст, домашний адрес, а также полные имена родителей и чем они занимаются.

Главное – заниматься с ребёнком регулярно, без принуждения, с заранее оговорёнными правилами. Это обеспечит хороший результат и сформирует у будущего первоклассника представление о регулярности школьных занятий и дисциплине.

Как самостоятельно подготовить малыша к школе?

  • Хвалить за успех. Будущий первоклассник должен чувствовать, что родители полностью на его стороне, поддерживают его старания и радуются маленьким победам. При этом не стоит требовать сиюминутных результатов, важно объяснить малышу, что всё получится – главное, не лениться, а пробовать и пробовать, тогда успех неминуем!
  • Стремиться заинтересовать, предложить такое занятие, чтобы в следующий раз инициатива исходила уже от самого малыша. Кому-то интересны пазлы, кому-то раскраски. Один ребёнок стремится понять, почему вымерли динозавры, другой – как едет автобус. Уловив интерес малыша, будет гораздо легче помочь ему в развитии необходимых навыков.
  • Заниматься систематично. Это обеспечит лучший результат, сформирует у ребёнка понятие о регулярности школьных занятий.
  • Поощрять достижения. Но без подкупа («Сделаешь задание хорошо – получишь подарок») и тем более – шантажа («Не выполнишь – гулять не пойдёшь»). Малыш заслужил похвалу и, возможно, даже приятный сюрприз, если справился с трудной задачей. Но не создавайте прямой ассоциативный ряд «позанимался – получил подарок». Ведь все 11 классов школы так мотивировать ребёнка не получится, как и заставлять учиться под угрозой лишения каких-то благ.

И главное – терпение и любовь. Родители – основной и практически беспрекословный авторитет для своего ребёнка. Он доверяет вам, берегите его хрупкий, только зарождающийся интерес к знаниям.

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Математика.
Цифры от 1 до 10.

  1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  2. Арифметические знаки « > », «

Как подготовить будущего первоклассника к школе за оставшийся месяц

Как подготовить будущего первоклассника к школе за оставшийся месяц

Приближение учебного года — не повод усаживать детей за задачки. Но всё же скоро начнётся новая жизнь, на которую нужно постепенно переключаться. Екатерина Бредихина предлагает подборку игр и занятий, которые помогут ребёнку подготовиться к учёбе легко и весело.

Впереди ещё целый месяц летнего отдыха, но осень всё чаще напоминает о себе. Скоро начнутся школьные ярмарки, дети вернутся от бабушек и дедушек, а взволнованные родители со списками побегут по магазинам искать новую обувь для внезапно выросшего за лето ребёнка.

И всё-таки подготовка к школе — это намного больше, чем просто купить тетрадки и форму. В первую очередь, это готовность самого ребёнка к школьной жизни. Давайте посмотрим, как можно помочь вашему пока ещё дошкольнику за оставшееся от лета время, не превратив дом в филиал школы.

Ловкость рук и режим

Самое главное, что лучше всего готовит к серым осенним и зимним дням, сидению за партами и напряжённой умственной деятельности — правильный отдых. Это активность на воздухе и в воде, подвижные игры, здоровое питание и режим дня. Если летом вы расслабились и сделали режим свободнее, то за две-три недели до осени к режиму нужно постепенно возвращаться. Даже если вы больше ничего не будете делать с ребёнком, то выспавшийся с утра и хорошо соображающий школьник, без стресса от раннего подъёма — это уже огромная помощь в новой жизни вашего малыша.

Когда же еще можно вволю набегаться, если не летом? А организованные дворовые игры, кроме двигательной активности, помогут детям научиться общаться в коллективе, соблюдать правила и действовать сообща, потренируют координацию и ловкость.

Вот несколько увлекательных игр нашего детства, в которые отлично играть большой компанией:

  • Вышибалы (ловкость, координация, глазомер)
  • Светофор (ловкость, изучение цветов)
  • Чай-чай, выручай! (скорость, ловкость, координация)
  • Съедобное-несъедобное (ловкость, логика, реакция)
  • Штандер, Хали-хало (координация, глазомер, оценка расстояний)
  • Классики (координация, ловкость, числа)
  • Резиночки (координация, ловкость)
  • Больше игр и правила можно найти в интернете, сейчас многие вспоминают и собирают целые подборки таких игр.

Ловись, моторика — большая и маленькая

Следующая важная составляющая — это развитая крупная и мелкая моторика организма. В школе детям предстоит много писать, а для того чтобы быть готовым к письму, у ребёнка должны быть хорошо сформированы и подготовлены различные группы мышц: мышцы спины, плеч, рук, должна быть развита кисть и хорошо скоординированы пальцы. Такая подготовка очень важна, в противном случае могут начаться проблемы со здоровьем, ухудшаться зрение и, конечно же, не получится красивого и ровного почерка.

К счастью, лето — прекрасное время для такой подготовки.

  • Первое — это физическая активность, о которой я писала выше. Кроме игр компанией, детям очень полезно много лазить и карабкаться по лестницам, дворовым площадкам, рукоходам и канатам.
  • Следующее — это песочница. Возня с песком, камнями, землёй, глиной и грязью очень полезна для развития пальцев. Наденьте на детей одежду, которую не жалко испачкать, и разрешите им играть «в грязи» — это естественные развивающие занятия с природными материалами, которые не зря берут в работу многие известные образовательные системы — Вальдорфская, Реджио и друие.
  • В прохладные дождливые дни, когда совсем не получается гулять, займитесь с детьми рукоделием. Мир хобби сейчас предлагает широкий выбор занятий, и вы всегда сможете найти что-то интересное именно вашему ребёнку. Вышивка, выжигание, лепка или вязание, а может быть, алмазная мозаика?

Все эти занятия задействуют разные мышцы кистей и рук и постепенно развивают мелкую моторику, а значит, вы уже готовитесь к письму в школе!

Квесты, ребусы и головоломки: развиваем логику

Заставлять решать задачки или примерчики летом — это верный путь к большой нелюбви к школе ещё до того как она началась. Но мы же знаем, что когда ребёнок идёт в начальную школу подготовленным, ему намного проще от того, что он успешен и хорошо ориентируется в занятиях.

Есть разные варианты, как проводить с ребёнком весёлые игровые занятия, чтобы он и не догадывался, что это подготовка к школе, а не просто игра.

  • Подвижные игры во дворе можно разбавлять математикой: кидать мячики в цель и считать очки в зависимости от попадания, прыгать в классики, в которых вместо чисел прописаны простые примеры, наклеить цифры на твистер и играть в него с числами, а не цветами.
  • Если вы проводите время в дороге, можно играть в игры на бумаге: морской бой, танчики, виселица, быки и коровы, и другие ваши любимые игры детства. Кроме игр на двоих можно решать судоку, кроссворды, ребусы и разные головоломки.
  • Можно устроить квест-игру, в которой, чтобы добраться до цели, детям нужно ходить от «станции» к «станции», решать разные задания и находить подсказки. В таком варианте дети с удовольствием решают разные задачки и примеры, ну а их наполнение и сложность вы можете регулировать сами.
  • Вечером, когда все нагулялись, или у вас собралась в гости детская компания, можно поиграть в настольные игры — как в классического «Эрудита», лото или игры-ходилки, так и в разные современные настолки, их сейчас очень много — от специальных обучающих до просто развлекательных. И все они развивают логику, мышление, счёт или речь.

Игры в школу

Если вы беспокоитесь о том, как ваш ребёнок будет общаться в коллективе или заранее предвидите трудности в определённых ситуациях, зная характер вашего малыша, вы можете мягко подготовить его с помощью ролевых игр.

  • Поиграйте с ним и его игрушками в школу, посмотрите, как ведёт себя ваш ребёнок в разных предложенных ситуациях и ролях: придумайте конфликтную историю в коллективе или историю с нарушением правил, попробуйте поменяться ролями. Это поможет в игровой форме, не касаясь личности ребёнка, обсудить спорные моменты, подсказать более верное решение или выход из ситуации.
  • Вместе с другими детьми устройте игру в школу, дайте возможность каждому побыть и учителем, и учеником, поиграть в разные «уроки» и «школьные дела». Это поможет объяснить особенности поведения в классе, познакомить со школьными правилами.
  • Понаблюдайте за играми ребёнка после занятий, он может подсознательно повторять волнующие ситуации и проигрывать их с разными вариациями. Это может послужить сигналом о возможной проблеме, которую нужно обсудить всем вместе.

Как видите, если ваш ребёнок не проводит летом всё время у телевизора или компьютера, а гуляет с друзьями, бегает и лазает, играет с другими детьми в настольные или бумажные игры, то вам не нужно специально его развивать. Нужно только немного помогать ему разнообразить досуг и вовремя подкидывать идеи новых игр, иногда участвовать в детских затеях, чтобы на своем примере показать, как увлекательно и с пользой провести время.

Обратный отсчет: чему важно научить ребенка до школы

Линейка позади, первоклашки заняли место за партами и делятся яркими впечатлениями. Но поговорим мы сегодня не о них. Речь пойдет о тех малышах, у которых еще есть в запасе несколько лет перед школой. Стоит ли тратить это время на насыщенные занятия? Нужно ли записываться на “подготовку к школе” в детских центрах? Мы попросили мам и эксперта поделиться своим мнением.

Анна, две дочки 6 и 13 лет (в прошлом педагог начальных классов):

— Как мама с педобразованием отвечу: на занятия по подготовке к школе идти стоит. Родители сами не всегда могут преподнести материал методически правильно. В центре дают тот базовый минимум, с которым ребенок будет чувствовать себя комфортно в 1 классе. Больше ничего изучать не нужно, не стоит ребенка перегружать.

Источник фото: архив героини

Мои дочки помимо подготовки к школе посещали занятия по хореографии. А это физическое развитие, работа над осанкой, растяжкой, координацией. И развитие памяти даже. Умственно ребенок развивается быстрее, если с физической формой все в порядке.

Марина, дочь 3 года (воспитатель детского сада):

— Подготовкой к школе мы планируем усиленно заниматься. Наш ребенок будет посещать полезные кружки в саду (английский язык, чтение), выбираем сейчас также занятия для физического развития.

Непосредственно перед школой мы обязательно пойдем на специальные обучающие занятия. Дома тоже с ребенком здорово заниматься, но не всегда есть достаточно времени, а так жалко упустить подходящий возраст.

Но здесь многое зависит от вашего воспитателя в саду. Если педагог сильный, ответственно относится к занятиям и достаточно времени уделяет детям, то и садовской подготовки может быть вполне достаточно. Конечно, важно учитывать также желания и стремления самого ребенка.

Екатерина, дочь 4 года, сын 5 лет:

— Мы планируем готовиться к школе основательно, потому что сама я очень волнуюсь по этому поводу.

Наверное, стоит сказать, что сын уже два года занимается с логопедом, надеюсь, что к школе произношение всех звуков будет в норме. И с сентября начнет заниматься в центре по подготовке к школе. Это будут только элементарные знания по математике и букварю. Также хочет в футбольную секцию, если будет справляться, то и туда пойдет.

Дочка этой осенью начинает занятия хореографией, если все пойдет по плану, то в следующем году выберем комплекс: танцы + подготовительные занятия к школе.

Лариса, сын 6 лет:

— Мой сын пойдет в школу в следующем году, и я прикинула, на какие кружки надо пойти. Решила, что обязательно нужен спорт, потому что ребенок шустрый, рисование — творчество же надо развивать, логопед на несколько месяцев. Перед школой надо однозначно поставить правильно речь, потому что дети потом пишут с ошибками, если говорят неправильно.

Но при этом я против всех этих подготовок к школе с пяти лет. Зачем детей держать за партой по 40-50 минут? Детям хочется двигаться, им вредно так много сидеть. В общем, у меня на первом месте — здоровье и творчество сейчас. Он еще маленький. Пусть бегает и развивается, наслаждается жизнью.

Источник фото: архив героини

И еще момент — в саду их отлично всему учат. Я вижу, что ими там занимаются. Они учатся читать, считать. Сын каждый день мне что-нибудь рассказывает, а дома я сама это все поддерживаю. Нравится считать — купила дополнительные материалы, сидит, считает. Заинтересовался чтением — вперед, прочитай это слово. Считаю, что пока этого достаточно.

По весне, думаю, мы пару раз все же сходим на подготовку к школе, чтобы ребенок знал, как выглядит класс и как проходит урок. Но это исключительно для знакомства.

Эксперт: по программе ребенок не обязан уметь читать в 1 классе

Чему учат детей на подготовке к школе, за которую рьяно выступают некоторые родители, мы спросили у соучредителя Центра раннего развития “Вундеркинд” Людмилы Завадской.

— Стоит сразу сказать, что официально, по программе, ребенок перед первым классом не обязан ничего особенного уметь и знать. Однако темпы сегодняшних программ очень высокие, и будет гораздо легче, если у ребенка есть уже какой-то “задел”, набор определенных навыков и умений. Например, слышать учителя, выполнять задания, взаимодействовать с другими учениками, заводить новых друзей, позиционировать себя в коллективе.

Страх родителей о том, что ребенок придет в первый класс и ему будет неинтересно (он же все знает!), не оправдан: пройденной на подготовке к школе программы хватит на несколько первых месяцев, а навыки, привитые на подготовке, будут помогать ребенку еще очень долго.

Как заниматься с ребенком дома?

Для того чтобы получить положительный результат, необходимо заниматься понемногу, но каждый день. Выбирайте такое время для занятий, когда ребенок достаточно бодр. Начинать нужно с хорошим настроением, с положительным посылом.

Правильнее всего разделить тот объем, который вы хотите изучить за определенный период, на равные части, и придерживаться этого плана: по одной странице букваря в день, по несколько заданий по математике за вечер.

Отдельно я бы выделила рисование — оно показано детям в неограниченных количествах. Рисование развивает память, воображение и внимательность, способствует развитию моторики и речевого аппарат.

Можно уже до школы обучить ребенка азам компьютерной грамотности. Покажите, как создавать презентации в Power Paint, рисовать в Paint, писать тексты и менять шрифты. Так ребенок гораздо быстрее выучит буквы, научится печатать, увеличит энциклопедические знания.

Стоит обратить внимание на изучение иностранного языка. Английский сейчас буквально везде: от инструкции к смартфону до вывески на улице. Трудно представить себе человека будущего, ограниченного в общении языковыми барьерами. В раннем возрасте обучение проходит в игровой форме, а словарный запас откладывается надолго.

Источник фото: pixabay.com

Как развить усидчивость и внимательность?

Самое важное для ребенка — ваше внимание. Читайте интересные сказки, гуляйте и отвечайте на все “почему?” вашего малыша, занимайтесь вместе приготовлением еды, уборкой.

В развитии усидчивости и внимания вам на помощь также придут пазлы, конструктор, наборы для творчества. Разнообразные задания на конструирование по образцу, нахождение отличий внесут разнообразие в досуг ребенка и разовьют у него полезные качества.

Как побороть страх нового коллектива?

В первую очередь, ребенок должен знать, что взрослый всегда его поддержит и при необходимости защитит. Поговорите с малышом, скажите, что вы понимаете, чего он боится, расскажите, что бывало с вами, когда вы были в его возрасте.

Не стоит подтрунивать по этому поводу над ребенком, нужно акцентировать внимание на пусть маленьких, но все же успехах малыша, закреплять их похвалой, и тогда страх нового коллектива будет сведен к минимуму.

Мальчики и девочки: есть ли разница в подготовке к школе?

На занятиях обычно стараются сажать мальчиков вместе с девочками, использовать то, что у мальчиков очень развит соревновательный момент, а девочки любят помогать, выходить из затруднительных ситуаций.

В целом, в этом возрасте мальчики развиваются чуть позже девочек, поэтому группы, как правило, создают смешанные, чтобы слабые тянулись за сильными.

Сентябрь – особенный месяц для всех детей школьного возраста. А для мальчишек и девчонок, которые через год пойдут в школу, с него начинается обратный отсчет. В эти важные 12 месяцев до школы нужно разобраться, что делать, с чего начать, чему уделить особое внимание — много вопросов, которые требуют ответов. Начнем!

Компоненты готовности

Быть готовым к школе – не значит уметь хорошо читать, быстро считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым к обучению.

Социальная готовность

Большое значение имеет уровень сформированности социальных навыков: умение знакомиться, общаться, просить, делиться, извиняться, благодарить, спрашивать, отвечать. В школе ребенка будут окружать незнакомые взрослые и дети разного возраста, и будущему первокласснику нужно уметь взаимодействовать с ними.

  • 1. Если ваш ребенок в детском саду мало с кем дружит, стесняется обращаться с просьбой к старшим, то постарайтесь чаще бывать с ним в многолюдных местах: на детских праздниках, в парках. Учите его взаимодействовать с другими детьми.
  • 2. Давайте своему дошкольнику несложные поручения в магазине, поликлинике, кинотеатре, напомните о необходимости здороваться и благодарить:
  • – спроси у тети, когда начнется сеанс;
  • – выясни, кто последний в очереди;
  • – попроси продавца подать тебе лимонад с верней полки и т.д.
  • 3. Ведите диалог с детьми по дороге домой, учите задавать вопросы, отвечать полным предложением, спорить.

Волевая готовность

Способность подчиняться требованиям школьной жизни психологи называют волевой готовностью: соблюдать правила, подчиняться требованиям, уметь принимать критику, выполнять последовательные действия. Важную роль в школе играет дисциплина, которая заключается не в умении сидеть тихо, а в строгом соблюдении правил. Умение жить по правилам – важный и полезный навык. 45 минут урок, потом перемена. Завтрак, обед и отдых по часам. В школе нельзя сдвинуть что-то или отменить, нужно уметь принимать действующий режим и вписываться в него. Немаловажным является умение слушать и слышать учителя, работать по заданному плану, соблюдать инструкции. Этому нужно учить заранее.

  • 1. Введите для дошкольника ряд правил, которые обязательно нужно соблюдать:
  • – убирать на место свою одежду;
  • – убирать вечером игрушки;
  • – соблюдать порядок на письменном столе.
  • 2. Хвалите ребенка за успех, но обращайте внимание на недостатки, определяя возможности исправления.
  • 3. Давайте детям несложные инструкции и следите за их выполнением.

Интеллектуальная готовность. Важно заранее определиться со школой и выяснить основные требования к первоклассникам. Здесь нет единых требований. Где-то категорически просят не учить детей писать, а где-то в перечень тестов входит письмо.

  • 1. Не следует целенаправленно готовить ребенка к будущему школьному тестированию. Развивайте ребенка всесторонне: логическое мышление, мелкая моторика руки, звуковой анализ, ознакомление с окружающим.
  • 2. Обратите внимание на звуковую культуру речи и обратитесь к логопеду при необходимости.
  • 3. Ежедневно читайте ребенку книги: стихи, сказки, рассказы, научно-популярные статьи для дошкольников. Это расширит кругозор и пассивный словарь, научит концентрации внимания, разовьет слуховую память.

Физическая готовность. Очень важно физически развивать ребенка, повышая его выносливость. Обязательно займитесь спортом — это укрепит костно-мышечную систему, повысит иммунитет. Развивайте физические качества ребенка: быстроту, гибкость, меткость, ловкость. Занятия спортом имеют и психологический аспект: дисциплинированность, умение проигрывать, целеустремленность. К тому же слабые и неумелые дети часто становятся объектами насмешек одноклассников, избавьте своего ребенка от этой проблемы.

  • 1. Играйте с детьми в спортивные игры.
  • 2. Соблюдайте режим дня.
  • 3. Гуляйте с ребенком на улице независимо от погоды.
  • 4. Следите за правильным питанием ребенка.
  • 5. Выберите спортивное направление для ребенка.

Мотивационная готовность. Ребенок должен четко понимать, что такое школа. Здесь важно не «перегнуть палку»: не запугать и не настроить на игру. Настрой ребенка должен быть рабочим: «в школе сложно, но интересно»; «я буду стараться, и у меня все получится». Важно, чтобы родители четко определи свою позицию: мы рядом: всегда поможем, поддержим.

  • 1. Приходите в школу на День будущего первоклассника.
  • 2. Изучайте маршрут до школы и обратно.
  • 3. Рассказывая о чем-то интересном, говорите, что в школе ребенок узнает еще много интересного.
  • 4. Настраивайте ребенка на труд — все взрослые трудятся, а школьники —почти взрослые

Где и как готовить к школе

Шаг 1. Выберите образовательное учреждение, которое будет посещать ребенок: школа, гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс и т.д. Выясните требования к первоклассникам.

Шаг 2. Сравните требования к первоклассникам и к выпускникам ДОУ, найдите «слепые зоны», то есть направления, на которые нужно обратить внимание.

Шаг 3. Определите, как вы будете заниматься с ребенком: самостоятельно дома или на специальных курсах в школе или детских центрах.

Шаг 4. Подберите для ребенка соответствующие программы. Помните, что важна системность и разноплановость. Не отменяйте занятий без крайних причин.

Шаг 5. В занятиях с ребенком соблюдайте режим труда и отдыха, чередуя виды деятельности.

Подготовка к школе должна помочь ребенку созреть эмоционально, психологически, интеллектуально и социально для нового жизненного этапа. Правильный настрой поможет ему заложить крепкий фундамент для дальнейшего роста.

Готовим ребенка к школе за 1 месяц

Готов ли ребенок к школе? Этот вопрос волнует всех родителей будущих первоклассников. Особенно он актуален, когда до поступления в школу остается всего несколько месяцев.

А если учитывать, что сегодня в детских садах детей не учат читать и писать, то вся ответственность ложится на плечи родителей.

Как же подготовить дошкольника к первому классу? И можно ли сделать это достаточно быстро, к примеру, в течение месяца? С чего начать подготовку?

Прежде всего стоит вспомнить список навыков, которые должны быть развиты у малыша к первому классу.

Во-первых, это развитие общего кругозора. Малыш должен ориентироваться в бытовых вещах (знать, как его зовут, как зовут его родителей, свой адрес и т.д.), знать окружающий мир (речь об общем кругозоре и знаниях окружающего мира).

Во-вторых, у ребенка должны быть развиты разные виды мышления: пространственное, логическое, абстрактное и творческое. Что это значит? К примеру, ребенок должен уметь обобщать предметы и явления, находить сходства и различия между ними, решать простые логические задачи, уметь складывать одни геометрические фигуры в другие.

В-третьих, он должен быть внимательным. Это означает умение сосредотачиваться, переключаться и распределять внимание.

В-четвертых, у него должна быть развита память.

В-пятых, на соответствующем уровне должно быть и развитие устной речи. Это и произношение, и умение составлять связный рассказ о предметах и явления, и умение разучивать стихи и прозу, и умение вести диалог и сочинять сказки.

В-шестых, у малыша должна быть развита мелкая моторика, необходимая для обучения письму. Это подразумевает целый перечень навыков: умение правильно держать разные предметы для письма и рисования, проводить прямые линии, писать печатные буквы, вырезать и клеить, рисовать, лепить и делать аппликации.

И, наконец, в-седьмых, ребенок должен освоить простейшие математические навыки. Знать цифры от 0 до 9, решать элементарные задачи на сложение и вычитание, ориентироваться на листе бумаги в клетку.

На самом деле почти все эти разнородные навыки можно развить про помощи регулярных занятий и правильной методики обучения. И обучение не займет больше месяца.

Хорошо подходит методика Kumon, в которой есть специальная серия обучающих тетрадей «Готовимся к школе».

Речь о пяти развивающих тетрадях с игровыми заданиями. Все они построены по принципу «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются от начала к концу тетради. Заниматься по ним можно всего по 20 минут в день. Главное, делать это регулярно. И тогда дошкольник приобретет навыки письма, счёта, а также научится работать с ножницами и клеем.

Вот 5 типов заданий, которые необходимы для успешной подготовки к школе.

1. Раскрась картинку и пройди лабиринт с цветными геометрическими фигурами. На развитие мелкой моторики, знакомство ребёнка с цветами и формирование художественного вкуса.

2. Вырежи геометрическую фигуру или предмет и расположи их на картинке. Задания такого типа научат ребенка клеить, делать аппликации и собирать пазлы, помогут запомнить геометрические фигуры и цвета, разовьют мелкую моторику руки и пространственное мышление ребенка.

3. Лабиринты. Когда ребенок проходит лабиринты, у него развивается мелкая моторика руки, логическое мышление, память, он учится проводить разные типы линий, а значит готовиться к письму.

4. Разрежь картинку по линиям. Подобные задания помогут ребенку научиться вырезать фигуры простых и сложных форм, разовьют мелкую моторику и разные виды мышления малыша.

5. Проведи линии от одной цифры до другой, соедини по точкам, напиши цифру, выбери правильную геометрическую фигуру. Такие упражнения разовьют математические способности ребенка, порядковый счёт от 1 до 30, ребенок поупражняется в написании чисел, запомнит геометрические фигуры, потренируется в письме.

Такие задания не только развивают ключевые навыки, необходимые для поступления в школу, но и тренируют внимание, усидчивость, память, воспитывают самодисциплину, привычку к самостоятельным занятиям и формируют уверенность в себе и своих силах. Все это качества, необходимые для успешной учебы.

Нужно ли специально готовить ребенка к школе – советы экспертов

До начала нового учебного года осталось менее шести месяцев. Целых 6 месяцев или всего 6 месяцев? Много это или мало – смогут ответить только родители будущих первоклассников, которые начинают готовиться к учебному году раньше всех.

Им предстоит еще немало дел за эти полгода. Но главным для многих родителей является вопрос – нужно ли специально готовить ребенка к школе. Наверное, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос самым-самым – самым умным, самым талантливым, самым сообразительным. Именно на этот родительский перфекционизм и рассчитаны всевозможные детские центры, школы развития и подготовительные курсы. Ведь один из главных родительских страхов – что ребенок будет хуже других, будет не так успешен. Но насколько этот страх оправдан в преддверии первого класса? Мы узнали мнение логопеда, воспитателя и, конечно, одной из мам будущего первоклассника, чтобы разобраться в этом вопросе.

Елена Ивановна, воспитатель с 20-летним стажем: «Не отбирайте хлеб у учителей!»

– Я с детьми работаю давно. И такого ажиотажа с подготовкой детей к школе не было ни 15, ни 10 лет назад. Новомодные клубы развития и центры подготовки появились не так давно. В этих центрах родителей заманивают на курсы и, я бы даже сказала, иногда и запугивают – что без занятий в этом центре (платных, разумеется) ребенок будет хуже адаптирован к школе, будет хуже успевать, плохо учиться. Вот родители и отдают ребенка на курсы подготовки. Конечно, там с детьми прекрасно занимаются. После таких занятий детки приходят в 1 класс очень подготовленными. Они умеют читать, писать, считать, многое знают и умеют. И им… откровенно скучно на уроках в начальной школе! Ведь в любой школе в 1-м классе всех детей сначала учат читать, не зависимо от уровня их подготовки. И если ребенку будет в первом классе скучно на уроках, то возродить интерес к учебному процессу будет потом довольно трудно. Да, есть такие детки – чрезмерно чувствительные, зажатые, стесняющиеся, которые с трудом привыкают к новой обстановке и к незнакомым людям – таким детям подготовка к школе принесет несомненную пользу. Но в моей группе такой ребенок только один, которому бы я порекомендовала ходить на подготовку. А ходит в школы развития почти половина детей! Мое мнение таково – читайте со своим ребенком, разговаривайте и постарайтесь не болеть и регулярно посещать детский сад. Тогда ваш ребенок будет готов к школе на 100 %.

Марина, мама Влады, 6,5 года:

– Моя дочка умеет бегло читать, хорошо пишет и любит рисовать. Поэтому с точки зрения развития навыков чтения и письма ей не нужна школа подготовки. Но я все равно ее отдала в подготовительный класс в ту школу, куда она пойдет учиться. Почему? Потому что я считаю, что нужно смотреть на каждого ребенка индивидуально. Все дети разные. Есть дети толстокожие, есть ранимые, есть болезненно застенчивые, есть общительные, есть замкнутые. Моя дочка очень чувствительно относится к любым изменениям и стрессам – как к положительным, так и к отрицательным. В незнакомой ситуации, обстановке с незнакомыми людьми она очень нервничает, переживает вплоть до развития нервных тиков и навязчивых движений! Поэтому именно ей нужно заранее привыкнуть к новому месту – к школе, классу. К новым людям – учительнице, будущим одноклассникам. Я рада, что отдала Владу на подготовку к школе. Ей нравятся занятия, она привыкает к школе, к домашним заданиям. Я вижу, что ей это на пользу. И теперь не боюсь, что ее застенчивость и сверхчувствительность помешает ей в школе.

Ирина Станиславовна, логопед:

– Очень часто родители будущих первоклассников одержимы идеей во что бы то ни стало научить детей писать и читать перед школой. Но не это главное! Конечно, если ваш ребенок с удовольствием занимается, пишет в прописях, осваивает азбуку и читает самостоятельно – с охотой и удовольствием – это прекрасно! И, безусловно, это надо поощрять. Но учить ребенка читать и писать из-под палки, через силу – не надо! Во-первых, нет в первом классе такого требования – чтобы ребенок обязательно умел читать и писать. Во-вторых, учителям в первом классе часто приходится переучивать детей, которых учили дома писать и читать самостоятельно. Но самое главное – научить ребенка читать можно за неделю. А вот словарный запас пополняется годами! Я всегда на встречах с родителями делаю акцент именно на этом. У современных детей очень скудный запас слов. Они с трудом могут выразить свои мысли, не знают названия многих предметов, профессий, явлений. Конечно, это скажется на успеваемости в школе не лучшим образом. Даже если ребенок будет понимать предмет, он не сможет выразить свою мысль из-за скудности словарного запаса.

Что могут сделать родители?

Читать, читать и еще раз читать! Читайте ребенку вслух, читайте вместе с ребенком, обсуждайте прочитанное, пересказывайте, задавайте вопросы. Разговаривайте! Ребенок в 6-7 лет должен уметь отвечать полными развернутыми предложениями, должен уметь описать предмет или явление несколькими словами, должен уметь пересказывать небольшие сюжеты. Играйте в словесные игры. Учите ребенка подбирать антонимы и синонимы к словам. Если ваш ребенок придет в первый класс с богатым словарным запасом, с хорошо поставленной грамотной речью – это будет намного важнее и полезнее, чем умение читать и писать.

Рекомендации для родителей от учителей младших классов:

  1. Создавайте позитивный образ школы – рассказывайте ребенку о том, как интересно и весело будет в школе. О том, что он познакомится там с новыми друзьями, узнает много нового и интересного, запишется в кружки.
  2. К началу учебного года ребенок уже должен иметь опыт пребывания в квартире одному. Он должен уметь приготовить или разогреть себе еду. Организовать свои занятия или игры самостоятельно.
  3. Познакомьте ребенка со школой, в которой он будет учиться. Покажите ему дорогу до нее.
  4. Обязательно привлеките будущего первоклассника к покупке канцтоваров, формы, рюкзака. Интересуйтесь его мнением, учитывайте предпочтения ребенка.
  5. Обратите особое внимание на физическое здоровье ребенка. Приучайте его делать каждый день зарядку, закаливайте, гуляйте каждый день не менее 1,5 часа на свежем воздухе.

Уважаемые читатели, нужно ли отдавать дошколят в специальные школы развития перед первым классом? Голосуйте и поясните вашу точку зрения в комментариях.

Автор: Елена САЙ.

За месяц до школы…

Летние каникулы – замечательное время!
Более девяноста дней отдыха от учебы для школьников и их родителей!

Большинство людей согласятся с тем, что эти три долгожданных месяца пролетают очень быстро.

С конца июля ленты социальных сетей пестрят надписями типа: «Сегодня начали подготовку к школе. Купили дневник, ремень и валерьянку…».

Так выходит, что при одной мысли о начале учебного года дрожь могут испытывать как дети, так и их мамы и папы.

  • Как исключить или минимизировать стресс перед началом нового учебного года?
  • В каких направлениях необходимо проводить подготовку?

Это основные вопросы, которые будут рассмотрены в данном материале.

В первую очередь, дорогие родители, начать подготовку нужно внутри себя. Если не к середине июля, то к первым числам августа должен сформироваться четкий план действий, реализовав который, можно с уверенностью сказать – к учебному году ребенок готов. Безусловно, одним из главных факторов является финансовая готовность к предстоящим расходам. Этот вопрос каждая семья решает в рамках своего бюджета. Разберем основные составляющие подготовки и их сроки.

Учебники и школьные принадлежности

Некоторым родителям удобно начать подготовку еще в конце мая, покупая учебники и другие школьные принадлежности, не выстаивая при этом в очередях. Таким образом, оптимальные сроки приобретения: конец мая – начало августа.

Школьная форма

Покупку школьной формы, как показывает практика, целесообразнее запланировать на середину – конец июля. В этот период не наблюдаются очереди в специализированных отделах и имеются размеры для разных возрастов.

Обувь

В силу того, что размер ноги у детей меняется в течение лета, обувь для школы лучше будет купить за две недели до начала учебного года. В этот же период можно подумать и о верхней одежде на период осени.

Психологическая готовность

Более подробно разберем эту составляющую. Благодаря ей, у детей еще с самого начала каникул будет формироваться положительная мотивация в отношении нового учебного года.

Многие вспомнят, что во времена советского детства на каникулярное время детям выдавался перечень литературы, которую необходимо было прочесть. Это могло занимать какую-то часть времени, но никогда не было жалоб от родителей и детей, что летом приходится учиться. Кто-то читал, а кто-то эти книги и в глаза не видел… Но никто не жаловался, что отдых был неполноценным.

Что происходит в настоящее время? Учебные и репетиторские центры на каникулы «не уходят». Работая в крупном бизнес-центре столицы, наблюдаю ту же картину, что и в течение учебного года: дети с папочками в руках, идущие на занятия к репетиторам…

Пример расписания занятий мальчика десяти лет в июле месяце: пять дней в неделю с 14.00 до 18.00 – обучение в компьютерной академии, три дня в неделю – математика, два дня в неделю – английский язык, два дня в неделю – плавание. Когда мама стала записывать его ко мне на прием, выявилось единственное свободное у мальчика время: во вторник с десяти до двенадцати часов. Именно этот промежуток у него остался свободным… В ходе нашей работы его мама приняла решение часть занятий сократить.

Нельзя однозначно сказать, что родители поступают неверно. Вероятнее всего, они используют возможность наверстать то, что было упущено в учебном году. Но в этом случае стоит создать определенные условия для ребенка, находясь в которых, он не будет себя ощущать все в том же жестком школьном режиме.

  1. Летние занятия с репетитором не должны начинаться рано утром. Ребенку необходим полноценный сон (8-10 часов).
  2. Загруженными могут быть 2-3 дня в неделю не более трех часов в день. В эти дни в обязательном порядке должно остаться время на игру и получение удовольствий.
  3. Свободные дни недели и выходные планировать лучше вместе с детьми, учитывая их потребности и интересы.
  4. Как минимум, должен быть один полный месяц, в котором нет никаких занятий.

В августе, помимо подготовки, связанной с покупкой необходимого школьного инвентаря и одежды, очень важно уделить внимание и настрою ребенка к школе. Рассмотрим ряд действий, посредством которых детей можно будет положительно настроить на приближающийся учебный год.

Поход в магазин

Предварительно можно составить список товаров, исходя из перечня предметов на предстоящий учебный год. (На этом этапе у ребенка начинает включаться понимание того, что скоро в школу, но его грусть перекрывает то приятное ощущение, которое он будет испытывать во время посещение магазина).

Покупку канцелярских принадлежностей совершать не в спешке, а позволяя ребенку определяться в собственном выборе из того огромного ассортимента, который представлен в магазинах. Пусть каждая купленная им тетрадь будет дорога тем, что это он ее выбрал. Яркие папки, красочные альбомы, цветные карандаши, всевозможные точилки и резинки – это то, что может порадовать глаза детей. Ведь не зря производители делают их разноцветными.

Чтобы не возникало споров во время покупок, целесообразнее будет заранее с ребенком обсуждать все от цвета дневника до размеров школьного рюкзака.

Подготовка рабочего места

На период летних каникул письменный стол или парта, за которыми дети выполняют домашние задания, либо остаются «без внимания», либо становятся одним из «снарядов» для игры. Соответственно, ящики и книжные полки могут быть не в том порядке, который предполагается в учебном процессе.

Помочь избавиться от того, что уже не требуется в новом учебном году, и распределить рационально полки для учебников и других принадлежностей – не менее важная задача. Если к этому процессу подойти с положительными эмоциями и заинтересовать ребенка тем, как будет у него все красиво и удобно расположено, то и настрой на учебный год будет соответствующим.

Режим и полноценный сон

За три недели до начала учебного года нужно начинать приучать детей ложиться спать до 23 часов. Как показывает практика, эффекта достичь быстро не получается, но добиться того, чтобы за несколько дней до начала учебного процесса ребенок начал засыпать в положенное время, все же можно.

Если родители будут спокойно и уравновешенно вести себя в период подготовки к новому учебному году – это несомненно отразится на состоянии детей. А если еще взрослым удастся формировать положительный эмоциональный фон и разнообразно проводить с детьми время – стресс будет исключен.

Обратный отсчет: чему важно научить ребенка до школы

Линейка позади, первоклашки заняли место за партами и делятся яркими впечатлениями. Но поговорим мы сегодня не о них. Речь пойдет о тех малышах, у которых еще есть в запасе несколько лет перед школой. Стоит ли тратить это время на насыщенные занятия? Нужно ли записываться на “подготовку к школе” в детских центрах? Мы попросили мам и эксперта поделиться своим мнением.

Анна, две дочки 6 и 13 лет (в прошлом педагог начальных классов):

— Как мама с педобразованием отвечу: на занятия по подготовке к школе идти стоит. Родители сами не всегда могут преподнести материал методически правильно. В центре дают тот базовый минимум, с которым ребенок будет чувствовать себя комфортно в 1 классе. Больше ничего изучать не нужно, не стоит ребенка перегружать.

Источник фото: архив героини

Мои дочки помимо подготовки к школе посещали занятия по хореографии. А это физическое развитие, работа над осанкой, растяжкой, координацией. И развитие памяти даже. Умственно ребенок развивается быстрее, если с физической формой все в порядке.

Марина, дочь 3 года (воспитатель детского сада):

— Подготовкой к школе мы планируем усиленно заниматься. Наш ребенок будет посещать полезные кружки в саду (английский язык, чтение), выбираем сейчас также занятия для физического развития.

Непосредственно перед школой мы обязательно пойдем на специальные обучающие занятия. Дома тоже с ребенком здорово заниматься, но не всегда есть достаточно времени, а так жалко упустить подходящий возраст.

Но здесь многое зависит от вашего воспитателя в саду. Если педагог сильный, ответственно относится к занятиям и достаточно времени уделяет детям, то и садовской подготовки может быть вполне достаточно. Конечно, важно учитывать также желания и стремления самого ребенка.

Екатерина, дочь 4 года, сын 5 лет:

— Мы планируем готовиться к школе основательно, потому что сама я очень волнуюсь по этому поводу.

Наверное, стоит сказать, что сын уже два года занимается с логопедом, надеюсь, что к школе произношение всех звуков будет в норме. И с сентября начнет заниматься в центре по подготовке к школе. Это будут только элементарные знания по математике и букварю. Также хочет в футбольную секцию, если будет справляться, то и туда пойдет.

Дочка этой осенью начинает занятия хореографией, если все пойдет по плану, то в следующем году выберем комплекс: танцы + подготовительные занятия к школе.

Лариса, сын 6 лет:

— Мой сын пойдет в школу в следующем году, и я прикинула, на какие кружки надо пойти. Решила, что обязательно нужен спорт, потому что ребенок шустрый, рисование — творчество же надо развивать, логопед на несколько месяцев. Перед школой надо однозначно поставить правильно речь, потому что дети потом пишут с ошибками, если говорят неправильно.

Но при этом я против всех этих подготовок к школе с пяти лет. Зачем детей держать за партой по 40-50 минут? Детям хочется двигаться, им вредно так много сидеть. В общем, у меня на первом месте — здоровье и творчество сейчас. Он еще маленький. Пусть бегает и развивается, наслаждается жизнью.

Источник фото: архив героини

И еще момент — в саду их отлично всему учат. Я вижу, что ими там занимаются. Они учатся читать, считать. Сын каждый день мне что-нибудь рассказывает, а дома я сама это все поддерживаю. Нравится считать — купила дополнительные материалы, сидит, считает. Заинтересовался чтением — вперед, прочитай это слово. Считаю, что пока этого достаточно.

По весне, думаю, мы пару раз все же сходим на подготовку к школе, чтобы ребенок знал, как выглядит класс и как проходит урок. Но это исключительно для знакомства.

Эксперт: по программе ребенок не обязан уметь читать в 1 классе

Чему учат детей на подготовке к школе, за которую рьяно выступают некоторые родители, мы спросили у соучредителя Центра раннего развития “Вундеркинд” Людмилы Завадской.

— Стоит сразу сказать, что официально, по программе, ребенок перед первым классом не обязан ничего особенного уметь и знать. Однако темпы сегодняшних программ очень высокие, и будет гораздо легче, если у ребенка есть уже какой-то “задел”, набор определенных навыков и умений. Например, слышать учителя, выполнять задания, взаимодействовать с другими учениками, заводить новых друзей, позиционировать себя в коллективе.

Страх родителей о том, что ребенок придет в первый класс и ему будет неинтересно (он же все знает!), не оправдан: пройденной на подготовке к школе программы хватит на несколько первых месяцев, а навыки, привитые на подготовке, будут помогать ребенку еще очень долго.

Как заниматься с ребенком дома?

Для того чтобы получить положительный результат, необходимо заниматься понемногу, но каждый день. Выбирайте такое время для занятий, когда ребенок достаточно бодр. Начинать нужно с хорошим настроением, с положительным посылом.

Правильнее всего разделить тот объем, который вы хотите изучить за определенный период, на равные части, и придерживаться этого плана: по одной странице букваря в день, по несколько заданий по математике за вечер.

Отдельно я бы выделила рисование — оно показано детям в неограниченных количествах. Рисование развивает память, воображение и внимательность, способствует развитию моторики и речевого аппарат.

Можно уже до школы обучить ребенка азам компьютерной грамотности. Покажите, как создавать презентации в Power Paint, рисовать в Paint, писать тексты и менять шрифты. Так ребенок гораздо быстрее выучит буквы, научится печатать, увеличит энциклопедические знания.

Стоит обратить внимание на изучение иностранного языка. Английский сейчас буквально везде: от инструкции к смартфону до вывески на улице. Трудно представить себе человека будущего, ограниченного в общении языковыми барьерами. В раннем возрасте обучение проходит в игровой форме, а словарный запас откладывается надолго.

Источник фото: pixabay.com

Как развить усидчивость и внимательность?

Самое важное для ребенка — ваше внимание. Читайте интересные сказки, гуляйте и отвечайте на все “почему?” вашего малыша, занимайтесь вместе приготовлением еды, уборкой.

В развитии усидчивости и внимания вам на помощь также придут пазлы, конструктор, наборы для творчества. Разнообразные задания на конструирование по образцу, нахождение отличий внесут разнообразие в досуг ребенка и разовьют у него полезные качества.

Как побороть страх нового коллектива?

В первую очередь, ребенок должен знать, что взрослый всегда его поддержит и при необходимости защитит. Поговорите с малышом, скажите, что вы понимаете, чего он боится, расскажите, что бывало с вами, когда вы были в его возрасте.

Не стоит подтрунивать по этому поводу над ребенком, нужно акцентировать внимание на пусть маленьких, но все же успехах малыша, закреплять их похвалой, и тогда страх нового коллектива будет сведен к минимуму.

Мальчики и девочки: есть ли разница в подготовке к школе?

На занятиях обычно стараются сажать мальчиков вместе с девочками, использовать то, что у мальчиков очень развит соревновательный момент, а девочки любят помогать, выходить из затруднительных ситуаций.

В целом, в этом возрасте мальчики развиваются чуть позже девочек, поэтому группы, как правило, создают смешанные, чтобы слабые тянулись за сильными.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: