Актерская игра как метод воспитания

Актерская игра как метод воспитания

Игра как средство воспитания детей

Ни для кого не секрет, что дети гораздо проще усваивают информацию, преподнесенную в игровой форме. Так, в последнее время именно в игровой форме педагоги обучают детей математике, грамоте, иностранным языкам. Но не только для школьников игра важна. Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста также велика. Ведь именно посредством игры ребенок проявляет различные стороны характера, удовлетворяет свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, формирует личность.

Игра как метод воспитания: чему она учит?

  • Основы этикета. Ребенку довольно тяжело объяснить, как необходимо правильно вести себя за столом, ведь гораздо интереснее для него покататься на велосипеде. А вот если проводить занятия в игровой форме, то все станет сразу гораздо интереснее. Например, можно с дочкой сажать кукол за стол и учить их правильно кушать. При этом пусть дочка скажет куклам: «Приятного аппетита», «Ешь аккуратно» и т.д.;
  • Характер. Для формирования характера полезно проводить с ребенком любые игры в соревновательной форме. Игра как средство воспитания детей учит его формировать характер, развивает самооценку и уверенность. У ребенка естественным является желание победить. Кроме того, роль игры в воспитании детей в том, что дети учатся сопереживать, развивают эмоционально-волевую сферу, стимулируют деятельность. В процессе игры, как метода воспитания, создаются такие ситуации, требующие незамедлительного решения, которые учат ребенка принимать решения и нести ответственность за свои действия;
  • Социализация. Игра как средство воспитания детей учит их взаимодействовать друг с другом, учитывать потребности и интересы окружающих. Например, ролевые игры способствуют увеличению словарного запаса, развивают организаторские и творческие способности. Игра как метод воспитания учит детей развивать лидерские качества, раскрывать свою индивидуальность и способности. А для застенчивых детей игра является едва ли не единственной возможностью проявить себя;
  • Интеллектуальное и нравственное воспитание детей. Игра прекрасно способствует процессу обучения и воспитания нравственных качеств. Так, гораздо легче научить ребенка запоминанию при помощи ассоциаций (девять – это кружок с хвостиком, а буква п – это две палочки и мостик, и т.д.).

При правильном подходе роль игры в воспитании ребенка огромна – она учит ребенка любить знания, стремиться к обучению и воспитанию, показывает правильные модели отношений и поведения. Кроме того, обучаясь чему-то посредством игры, ребенок даже не подозревает, что учится.

Игры нравственного воспитания для детей

В воспитании детей необходимо руководствоваться народной мудростью: «ребенка легче воспитать, чем перевоспитать», а также: «чем раньше начать воспитание, тем лучше будет результат». Поэтому всегда стоит беспокоиться о том, что, с кем, и как делает ваш ребенок. Чтобы направить малыша на совершение положительных поступков и позитивные мысли, необходимо особую роль отвести играм нравственного воспитания для детей. Они могут быть подвижными или спокойными – это неважно.

Игра как средство воспитания детей: примеры нравственных игр

  • Игра «Волшебное слово». Оказывает очень положительный эффект, заключается в том, что каждое действие и поступок необходимо сопровождать произнесением приятных слов и вежливых фраз;
  • «Магазин одной покупки». Данная игра как метод воспитания полезна тем, что ребенок оказывается в ситуации выбора, при котором из множества различных желаний он может выбрать только одно. Эту игру, как средство воспитания детей, полезно использовать для того, чтобы дети умели ориентироваться в возможностях семейного бюджета, в излишке и полезности некоторых вещей, а также учились делать осознанный выбор, за который они впоследствии смогут нести ответственность;
  • «Хорошо-Плохо». Роль игры в воспитании ребенка заключается в том, что ему раскрывается сущность плохого и хорошего, формируется система преставлений о том, что плохо и хорошо, раскрывается причинно-следственная связь различных действий и поступков.

Данные игры как средство воспитания детей формируют у них представление о вежливости, первоочередности потребностей и желаний, возможности их удовлетворения, учит детей развивать и обогащать язык.

Нравственное воспитание посредством народных игр

Народные подвижные игры очень занимательны для детей, а также чрезвычайно полезны. Эти игры как метод воспитания учат их управлять своим телом и движениями, подчиняться и принимать правила игры, развивают воображение. Особенно важна в народных играх эмоциональная вовлеченность взрослого. Старайтесь не просто демонстрировать необходимые слова и действия, но максимально выражать интерес к конкретной игре.

Примеры нравственного воспитания посредством народных игр:

  • «Поймай зайчика». Покажите ребенку солнечного зайчика при помощи зеркала: как он прыгает, убегает, отдыхает и неожиданно снова убегает и прячется в другое место. Потом предложите малышу зайчика догнать, повторяя при этом: «вот зайчик проснулся, посмотри, он танцует и спрятался под стол, а ты его не догнал. Ой, смотри, на стул залез, давай, лови скорей», и т.д.;
  • «Гуси-гуси-га-га-га». Поставьте малыша на некотором расстоянии от себя. Вы – хозяин гусей и живете с ними в одном домике. Обращайтесь к ребенку словами: «Гуси-гуси-га-га-га. Есть хотите? Да-да-да. Ну, летите. Нет-нет-нет. Серый волк под горой, зубы точит. Съесть нас хочет, не пускайте нас домой. Ну, летите, как хотите, только крылья берегите». Сначала произнесите весь текст сами, а когда малыш выучит текст, пусть он говорит от имени гусей. При этом можно инсценировать погоню волка за гусями;
  • «Солнышко и дождик». Покажите ребенку стол или стул, и объясните, что это домик, в котором можно спрятаться от дождика. Посмотрите на небо и скажите: «Смотри, солнышко вышло. Давай погуляем». Вместе с вами малыш выходит на середину комнаты и радуется солнечной погоде. Снова посмотрите вверх и скажите: «Смотри, кажется, дождь собирается, давай быстрее спрячемся в домике». Спрячьтесь под ваш импровизированный домик.

Игры как средство воспитания детей неплохо заканчивать игрой в молчанку. Это переключит внимание ребенка и успокоит его.

Помните, что родители – самые активные участники игр с детьми, поэтому, чем активнее будет общение отца и матери с ребенком, тем быстрее он будет развиваться.

Игры для детей. Роль игры в воспитании.

Не многие родители уделяют большое внимание воспитанию детей путем игры. Однако, малышам проще воспринимать информацию через игровую форму. Воспитание детей в игре позволяет увидеть склонности, интересы ребенка. В процессе можно попробовать на себе профессии, которые любопытны малышу. Забавляясь, развивается не только физическая активности, но и интеллектуальные навыки.

Роль игры в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети уделяют много времени забавляясь с игрушками. Взрослым очень важно выбирать качественные игрушки по возрасту, участвовать в сюжетно — ролевых играх, давать возможность выбора занятий. Современные родители воспитывают детей дошкольного возраста в игровой форме. В детских дошкольных учреждениях воспитатели все чаще обращаются за помощью к обучению через увлекательные задания.

Родителям необходимо организовывать уголки парикмахерской, кухни, строителей, пожарных и другое. Детям очень нравится пробовать “ взрослые профессии”:

  • исполняя роль врача в больнице, малыш развивает такие чувства как сострадание, желание помочь товарищу, умение выслушивать;
  • пожарники придают мальчикам уверенность в себе, учатся работать в команде;
  • любимая всеми девочками “ дочки — матери” несет в себе огромный потенциал для развития женственности. Подобные игры уже многотемные: куколку нужно покормить, погулять, отвести в сад, а маме сходить в магазин и выполнить другие важные домашние дела.

Благодаря играм, дети освобождаются от напряжения, страха, агрессии. Войдя в роль, маленький исследователь может “ понарошку” делать запрещенные в реальности вещи (делать укол, тушить пожар). Роль игрушек в детских играх безусловно велика. Психологи сделали вывод, что детям интересно играть не с готовой игрушкой, а с так называемыми “ заменителями”. Мальчишки во дворе часто “ стреляют” из палочек, веточки поменьше используются как шприц для укола, про коня — палку вообще можно не рассказывать. Таким образом развивается фантазия, умение занять себя и привлечь товарищей. Конечно, дома у девочек есть набор посуды и больницы, а мальчики “ работают” инструментами.


Детям необходимо организовать место и время для игр. Организуйте детский столик со стульчиком, за которым малыш сможет рисовать, лепить. Садовским детям допускается проводить время за развлечениями по вечерам после сада. Игра ребенка воспитывает в нем ответственность, ведь только самый чуткий врач или механик может понять, что болит у куклы или почему заглох трактор.

Выводить сына или дочь из игры не следует резко, грубо. Попробуйте подыграть и предложите малышу отвезти машины в гараж или уложить куклу в кроватку, чтобы отдохнули.Играя, дети повторяют увиденное в реальности. Не всегда содержание несет в себе положительную атмосферу, часто малыш переносит из жизни отрицательные моменты.

В дошкольном возрасте дети нуждаются в совместных играх. Взрослые направляют, подсказывают, задают наводящие вопросы. Важно не указывать как нужно себя вести в той или иной ситуации, а тактично направлять. Дошкольник так проявляет самостоятельность, заботу, творческое видение. Поиграйте с малышом в магазин, предложите ему расставить товар, поинтересуйтесь о наличии того или иного продукта.

Игра как средство воспитания и развития школьников.

Переступая порог школы, время первоклашки в основном занимает учеба. Тем не менее роль игры остается велика. Обучение развития дошкольников в игровой деятельности плавно переходит в школьное обучение. Школьникам младших классов проще усвоить материал, решить задачку в игровом изложении. Это позволяет решать психологические, умственные вопросы согласно возрасту.

С младшими школьниками лучше использовать ролевые занятия в обучении. Секрет заключается в том, что во время задания у ребенка развивается умственная активность, логическое мышление. Сюжетно — дидактические игры математического содержания позволят легко запомнить решения задачек. Выполняя определенный порядок школьники (в основном первоклашки) привыкают к:

  • дисциплине;
  • работе в команде;
  • взаимопомощи;
  • терпению;
  • умению выслушивать собеседника.

Занятия должны быть увлекательные, чтобы закрепление темы прошло быстрее и качественней.
Хочется отметить что для детей игровая форма обучение — увлекательное время провождения, но для педагогов — огромный труд. Учителю необходимо учитывать физические и умственные особенности каждого ученика. В процессе игрового обучения педагог выходит на дружеский уровень. Родителям не стоит бояться, что малыш потеряет уважение к учителю, наоборот, когда взрослый принимает участие в играх, его авторитет вырастает в глазах школьника.

Игры по возрастам.

Игры детям в возрасте от 3 до 4.

Игру “ Гуси — гуси” любят дети разного возраста, но именно в возрасте 3-4 года малыш познает коллективную игру. Происходит физическое развитие и развитие памяти. В начале выбирается водящий и “ волк”, остальные “ гуси” стоят лицом к “ волку”. “ Волку” необходимо поймать одного и более “ гусей”.

“ Подбери рифму” — здесь взрослый предлагает небольшое стихотворение без последнего слова, ребятам нужно его угадать. Например:
С длинной шеей великан,
Ростом он с подъёмный кран.
У него веселый нрав,
Потому что он – (Жираф).

“ Да или нет”. Правила таковы: ведущий задает вопрос и кидает мяч игроку. Участник, в свою очередь, должен немедленно ответить “ Да” или “ Нет”. Очень веселое времяпровождение среди сверстников. Играя в эту игру дети развивают внимательность и быстроту реакции.

Игры детям в возрасте от 4 до 5.

“ Быть воспитанным” — здесь развивается внимательность к произнесенным словам, закрепляется важность вежливых слов. В процессе взрослый спросит каждого участника принести что-либо, и его просьба должна быть удовлетворена при наличии слова “пожалуйста ”.

“ Мыши водят хоровод”. Между ребятами выбирают “ кота” и сажают его на стул (лавочку, пенек), чтоб поспал. “ Мыши” подходят потихоньку к “ коту” говоря: “ Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот. Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот — разобьет ваш хоровод”. В этот момент “ кот” начинает ловить детей. В этой игре развивается физическая активность, способность контролировать свои движения (тише, быстрее), память.

Домино, лото — отличное времяпровождения в кругу семьи, которое поможет развить внимательность и терпение.

Игры детям в возрасте от 5 до 6.

“ Слова”. Подойдет детям данного возраста. Здесь не нужно подготовки и дополнительных атрибутов. В нее можно играть по дороге в магазин, домой. Правила очень просты: каждый называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Например: мама говорит “ слон”, дите должен сказать слово, которое начинается с буквы “ н”.

Ролевая игра “ Магазин” в данном возрасте может усложняться. Вы можете приклеить ценники к товару, просить посчитать сдачу, взвесить конкретное количество продукта и прочее.

Поиграв в школу, дошкольник подготовится к новой жизни. Сначала родитель выступает в роли учителя, дает задания и проверяет их, хвалит и отпускает на перемены. Затем предложите ребенку быть учителем. Обязательно подыграйте малышу.

Можно понять, что любая игра доставляет детям радость. Позвольте развиваться малышу посредством игр, а еще лучше участвуйте в играх и направляйте подрастающую личность в правильное русло.

Актерская игра как метод воспитания

НазваниеАктерская игра как метод воспитания
Дата конвертации26.02.2013
Размер27.34 Kb.
ТипДокументы
1. /род лекторий/Актерская игра как метод воспитания.doc
2. /род лекторий/В чем причины детской застенчивости.doc
3. /род лекторий/Воспитание.doc
4. /род лекторий/Двойные стандарты в воспитании.doc
5. /род лекторий/Личная территория ребенка.doc
6. /род лекторий/Непростые эмоции родителей.doc
7. /род лекторий/Око за око.doc
8. /род лекторий/Ребенок и развод родителей.doc
9. /род лекторий/Ребенок между двух огней.doc
10. /род лекторий/Тревожный ребенок.doc
11. /род лекторий/Чем опасны родительские манипуляции.doc
Актерская игра как метод воспитания
В чем причины детской застенчивости?
Воспитание: заставлять или объяснять?
Двойные стандарты в воспитании
Личная территория ребенка – что это такое?
Непростые эмоции родителей
«Око за око»: учим малыша сочувствию?
Ребенок и развод родителей
Ребенок между двух огней, или Когда взрослым нужно договориться
Что это значит – тревожный ребенок?
Чем опасны родительские манипуляции?

Актерская игра как метод воспитания

Очень часто как воспитательный инструмент родители маленьких детей используют актерскую игру — картинно демонстрируют эмоции, которые должны, по мнению родителя, проиллюстрировать и показать ребенку последствия его поведения.

Если вас ударил собственный ребенок, какие чувства вы испытываете на самом деле? Если это действительно боль – тогда покажите ту боль, которую вы испытываете, а не мультяшно-показную. Если это обида – покажите ее, а не то, что, как вы считаете, ребенку будет понятным как «обида».

Ребенок не нуждается в переводе ваших настоящих эмоций на какой-то более понятный ему язык. Мало того, он с рождения различает эмоции лучше взрослого человека, привыкшего полагаться на слова.
С 5-7 лет словесно-логическое мышление начнет брать управление на себя, способность читать невербальные сигналы значительно притупится, и доверять ребенок будет больше не глазам, а ушам. Но пока он маленький, его мышление наглядно-образное и наглядно-действенное, и ему действительно важнее как говорится, чем что говорится. Ребенок на слова не полагается, он полагается на невербальные сигналы.

Так откуда же все-таки берется «актерская игра»?
Родитель понимает необходимость как-то научить ребенка, что его действия неприемлемы, показать, что они причиняют боль или душевные страдания другим.
Чтобы вызвать сочувствие, которое послужит внутренним ограничителем поведению ребенка, нужно ему наглядно показать, что происходит с его «жертвой». Но вместе с поведением уже была подавлена или запрещена эмоция, родитель уже не испытывает ее или не позволяет себе испытывать. Поэтому он вынужден изобразить ее или какую-то другую, которая, по его мнению, соответствует ситуации и тому, чему он хочет научить ребенка, например боль вместо гнева, печаль вместо боли, грусть вместо обиды.

Если отбросить тот аргумент, что натуральные продукты всегда лучше заменителей, то есть и другая вполне практическая, приземленная причина, почему лучше показать настоящее чувство, а не деланое.
Чего мы хотим от ребенка, показывая ему, какую реакцию вызывают у других его действия? Мы хотим научить его эмпатии и сочувствию, чтобы они служили ему ориентирами в его поведении. Но ребенок прекрасно видит и чувствует ненатуральность демонстрируемых ему эмоций. Научится ли он руководствоваться в своих действиях сочувствием к другим, если видит, что другие ему врут о своих чувствах? Научится ли он вообще понимать, какие чувства испытывают другие люди, если ему демонстрируют плохую актерскую игру и надуманные эмоции, вместо того, что есть на самом деле?

Тут можно встретить возражения – ведь немало детей в ответ на такое поведение родителей тут же грустнеют, жалеют маму-папу-бабушку, извиняются. Получается, этот способ все же учит детей сочувствию?
Увы, нет, не учит, дети делают так потому, что знают, чего от них ждут, и включаются в игру, они умеют выдавать определенное поведение в ответ на такие действия – взрослые научили их играть по этим правилам. И родители раз за разом сталкиваются с тем, что эта игра ни к чему в действительности не приводит – через 5 минут, полчаса, завтра ребенок снова делает то же самое и потом так же легко извиняется за него и всех жалеет. Игра – она и есть игра.

Другие дети демонстрируют раскаяние и участие, заботу о родителе, который наигранно «страдает», из-за страха – они пугаются того, что происходит нечто непонятное, непривычное, несоответствующее реальности. Вам никогда не приходилось видеть, как нервничает собака, когда хозяин начинает как-то необычно дурачиться, кривляться, говорить не своим голосом? Ребенок, конечно, не собака, но смятение у него в голове возникает точно такое же, и ему страшно, он чувствует себя неуверенно и старается вести себя так, чтобы успокоить взрослого, чтобы он снова стал самим собой.

ТЕМА 7. ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА 7. ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Игра является ведущим видом деятельности, обеспечивающим развитие ребенка. Это действенное средство психической, интеллектуальной и нравственной коррекции в работе с дошкольниками, младшими школьниками и старшеклассниками. Неслучайно ведущие психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.Л. Леви, И.С. Кон и др.) рассматривали игру как универсальное средство в становлении всесторонней личности – умственном, физическом, нравственном, эстетическом, как школу жизни, в которой перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления и знания. В процессе игровой деятельности, развертывающейся на уровне воображения, создаются необходимые условия для общения, для творческого самовыражения учащихся, для реализации их познавательной активности, для снижения интеллектуальных сбоев и утомляемости детей. Кроме того, игра является важным средством повышения мотивации к изучению школьных предметов. Игровые упражнения позволяют продуктивно использовать психические резервы личности, что дает возможность увеличить объем изучаемого материала и повысить эффективность овладения им. Игра позволяет рационально сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу, сохраняя при этом высокий уровень интереса детей к предмету.

Поскольку игра связана со всеми видами деятельности человека, существуют различные подходы с точки зрения ее классификации. Одна из первых классификаций принадлежит В.Н. Всеволодскому-Гернгроссу. В сборнике «Игры народов СССР» (1933) он выделяет три группы игр: драматические, спортивные и орнаментальные. Игры драматические характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия», игры спортивные – «наличием соревнования и тренажа физического и умственного», в играх орнаментальных присутствуют хореографические элементы, развитие которых приводит к танцу. Понимая, что все многообразие игровой деятельности не сводится к этим трем группам, Всеволодский-Гернгросс допускал промежуточные виды игр. Однако нельзя согласиться с его выводом о том, что с развитием педагогики как особого вида общественной практики «педагогическое дидактическое значение игры падает».

Ориентируясь на игру как на средство развития и воспитания личности, выделяют дидактические (учебные) игры, которые подразделяются на несколько видов: игры-состязания (групповые и индивидуальные, главной движущей силой в них является состязательный интерес, азарт), игры с использованием средств изобразительной наглядности, ролевые и сюжетно-ролевые игры, деловые игры, обучающие компьютерные игры. Определяя дидактическую игру как «активную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов», Л.В. Занков указывает, что «в дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности».

В соответствии с возрастным подходом различаются игры дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников. С точки зрения используемого материала игры делят на словесные и предметные. По характеру отражения действительности можно говорить о репродуктивных и творческих играх. По месту проведения игр различаются комнатные игры (настольные) и игры на открытом воздухе (на площадке).

Задача учителя как организатора учебной игры заключается прежде всего в том, чтобы правильно подобрать группы (команды) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, уровня подготовки, что выявляется с помощью тестирования, анкеты или устного опроса. Далее следует четко и кратко объяснить правила, изложить ход игры и гибко руководить всем процессом игровой деятельности. Игра будет успешной при соблюдении ряда необходимых условий:

– оперативности игры, не допускающей потери интереса и утомления учащихся;

– чувства меры в отношении времени, отводимого на игру, и количества игровых моментов;

– выразительности игры, предполагающей наличие эмоционального начала, умения учителя включиться в игровую деятельность;

– материального обеспечения игры (подготовка печатных материалов, карточек, флажков и т.д.);

– наличия опытного ведущего, хорошо знающего правила и ход игры; в этой роли может выступить не только учитель, но и заранее подготовленный ученик.

В процессе игровой деятельности важное место отводится заключительному этапу подведения итогов игры, анализу наиболее удавшихся моментов или недочетов, степени освоения материала, оценке результатов труда отдельных участников или группы в целом.

Изучение и использование различных видов игр следует начать с групповых игр коммуникативной направленности, которые организуются общением и функционируют в процессе общения. Подобные игры предполагают воспитание культуры восприятия другого человека и формирование умения строить свое поведение в соответствии с этим восприятием. Кроме того, они способствуют снятию напряжения и неуверенности учащихся, а начинающему учителю, не знающему класса, помогают получить обширную информацию о детях. Чаще всего игры коммуникативной направленности, не требующие большой организационной подготовки, проводятся в начале занятия при первом знакомстве с классом, после длинных перерывов, а также при появлении признаков усталости, снижения внимания учащихся. Учитель предоставляет 3 – 3 минут на обмен сведениями друг о друге по трем признакам, объединяющим класс: одежда, увлечения, разговоры, или дает команду сесть, с кем бы ученики хотели сидеть, и объяснить, почему.

Знакомство классного руководителя с учащимися в непринужденной форме может быть осуществлено в ходе следующей игры: построиться в порядке дней рождения (по возрастанию или убыванию). С целью выявления различий в коммуникации и эмоциональном восприятии учащихся можно дать им такое задание: загадать число от 1 до 3 и, передвигаясь по классу, пожать друг другу руки, встряхнув их в зависимости от загаданного числа. Затем учащимся задаются вопросы, проверяющие их готовность к коммуникации: что они испытывали, встречаясь с партнером, загадавшим одинаковое с ними число, и с партнером, пожавшим руки большее или меньшее количество раз.

В выявлении нравственных качеств учащихся полезны игры с пословицами, отражающими наблюдения и опыт многих поколений людей. Например, расставить пословицы в порядке их важности для жизни детей, подумать и ответить, по-прежнему ли они актуальны, кем и когда употребляются в повседневной жизни. Материалом могут служить следующие пословицы: делу время – потехе час; работа не волк, в лес не убежит; после драки кулаками не машут; выше головы не прыгнешь; под лежачий камень вода не течет; поспешишь – людей насмешишь; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; не имей сто рублей, а имей сто друзей; кто не рискует, тот не выигрывает; терпение и труд все перетрут и др. Или же участникам предлагается вспомнить крылатые слова и выражения, которые часто употребляются в их семье и ближайшем окружении.

Для проверки личного опыта учащихся, их отношения к одноклассникам, их собственного нравственного облика можно провести игру «портреты». Учащиеся делятся на несколько групп, каждой из которых дается по одной фотографии (лучше одинаковых). Учитель предлагает составить описание-характеристику их одноклассника, изображенного на фотографии. Играющим рекомендуется представить, что является самым важным в жизни этого человека, как он проводит свое свободное время, как называется его любимая книга / фильм. Знакомству классного руководителя с режимом дня учащихся и их склонностями помогает игра «записная книжка». Ее участникам следует выстроить список дел по степени важности и по срокам исполнения. Например, купить новую книгу /кассету / диск; купить подарок для родителей / сестры / друга; посмотреть художественный фильм / состязание / шоу / научно-познавательную программу; встретиться с другом / одноклассником / партнером по компьютерным играм; выполнить домашнее задание. Этот список можно изменить, сократить или дополнить в зависимости от задач, поставленных классным руководителем.

Эффективности обучения и более глубокому изучению основ наук способствуют разнообразные игры с использованием средств изобразительной наглядности. Древнейшие из них – криптограмма и ребус. Эти игры требуют умения сосредоточиться, проанализировать игровую ситуацию, наметить пути достижения цели и ее реализации. Они развивают сообразительность, организуют четкую работу мысли, способствуют лучшему запоминанию важной информации. Их можно использовать и как средство контроля. Учащимся сообщается, что в глубокой древности почти все народы обращались к тайнописи для передачи религиозных наставлений и научных знаний. Древние египтяне нередко использовали тайнопись вместо иероглифов.

Одним из видов тайнописи является криптограмма. В клетки криптограммы вписывается определенная информация, зашифрованная цифрами. Изобретение шифра приписывают иудейскому пророку Иеремии (650 – 580 до н.э.). В тех местах своих пророчеств, которые он попытался скрыть, Иеремия смешал буквы алфавита.

Существуют различные способы шифровки: буквы алфавита шифруются по порядку (а – 1, б – 2, в – 3 и т.д.); сначала шифруются гласные, затем согласные и наоборот; все буквы алфавита делятся на четыре столбика и шифруются по горизонтали (а – 1, з – 2, п – 3, ч – 4 и т.д.); буквы алфавита шифруются в их обратной последовательности (я – 1, ю – 2 и т.д.); свободная шифровка, то есть буква может быть зашифрована любой цифрой. В криптограмме, данной в качестве примера, зашифрован подзаголовок книги Й. Хейзинги «Homo ludens». Определениями служат названия различных игр и явлений культуры.

Актерская игра как метод воспитания

Очень часто как воспитательный инструмент родители маленьких детей используют актерскую игру — картинно демонстрируют эмоции, которые должны, по мнению родителя, проиллюстрировать и показать ребенку последствия его поведения.

Если вас ударил собственный ребенок, какие чувства вы испытываете на самом деле? Если это действительно боль – тогда покажите ту боль, которую вы испытываете, а не мультяшно-показную. Если это обида – покажите ее, а не то, что, как вы считаете, ребенку будет понятным как «обида».

Ребенок не нуждается в переводе ваших настоящих эмоций на какой-то более понятный ему язык. Мало того, он с рождения различает эмоции лучше взрослого человека, привыкшего полагаться на слова.

С 5-7 лет словесно-логическое мышление начнет брать управление на себя, способность читать невербальные сигналы значительно притупится, и доверять ребенок будет больше не глазам, а ушам. Но пока он маленький, его мышление наглядно-образное и наглядно-действенное, и ему действительно важнее как говорится, чем что говорится. Ребенок на слова не полагается, он полагается на невербальные сигналы.

Так откуда же все-таки берется «актерская игра»?

Родитель понимает необходимость как-то научить ребенка, что его действия неприемлемы, показать, что они причиняют боль или душевные страдания другим.

Чтобы вызвать сочувствие, которое послужит внутренним ограничителем поведению ребенка, нужно ему наглядно показать, что происходит с его «жертвой». Но вместе с поведением уже была подавлена или запрещена эмоция, родитель уже не испытывает ее или не позволяет себе испытывать. Поэтому он вынужден изобразить ее или какую-то другую, которая, по его мнению, соответствует ситуации и тому, чему он хочет научить ребенка, например боль вместо гнева, печаль вместо боли, грусть вместо обиды.

Если отбросить тот аргумент, что натуральные продукты всегда лучше заменителей, то есть и другая вполне практическая, приземленная причина, почему лучше показать настоящее чувство, а не деланое.

Чего мы хотим от ребенка, показывая ему, какую реакцию вызывают у других его действия? Мы хотим научить его эмпатии и сочувствию, чтобы они служили ему ориентирами в его поведении. Но ребенок прекрасно видит и чувствует ненатуральность демонстрируемых ему эмоций. Научится ли он руководствоваться в своих действиях сочувствием к другим, если видит, что другие ему врут о своих чувствах? Научится ли он вообще понимать, какие чувства испытывают другие люди, если ему демонстрируют плохую актерскую игру и надуманные эмоции, вместо того, что есть на самом деле?

Тут можно встретить возражения – ведь немало детей в ответ на такое поведение родителей тут же грустнеют, жалеют маму-папу-бабушку, извиняются. Получается, этот способ все же учит детей сочувствию?

Увы, нет, не учит, дети делают так потому, что знают, чего от них ждут, и включаются в игру, они умеют выдавать определенное поведение в ответ на такие действия – взрослые научили их играть по этим правилам. И родители раз за разом сталкиваются с тем, что эта игра ни к чему в действительности не приводит – через 5 минут, полчаса, завтра ребенок снова делает то же самое и потом так же легко извиняется за него и всех жалеет. Игра – она и есть игра.

Другие дети демонстрируют раскаяние и участие, заботу о родителе, который наигранно «страдает», из-за страха – они пугаются того, что происходит нечто непонятное, непривычное, несоответствующее реальности. Вам никогда не приходилось видеть, как нервничает собака, когда хозяин начинает как-то необычно дурачиться, кривляться, говорить не своим голосом? Ребенок, конечно, не собака, но смятение у него в голове возникает точно такое же, и ему страшно, он чувствует себя неуверенно и старается вести себя так, чтобы успокоить взрослого, чтобы он снова стал самим собой.

Чувство и поведение – разные вещи, важно проводить между ними границу. Ограничивая себя в агрессивном поведении, осознавайте и позволяйте себе испытывать чувства и эмоции. И показывайте ребенку только то, что чувствуете на самом деле. Можно сделать акценты в словах, можно даже немного утрировать, обнажить, но если вы испугались – пугайтесь, если вам обидно – обижайтесь, если больно – пусть будет видно, что вам больно.

Научите ребенка настоящим эмоциям, и вы вырастите чуткого, искреннего, сострадающего человека.

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

студент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала БГУ,

студент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала БГУ,

Во все времена технология образования опиралась на психологию. Обучение при помощи игровой технологии присутствует не только в психологии дошкольников и школьников, но и в обучении взрослых людей.

Игра начинается в очень раннем возрасте, примерно, когда малышу полтора месяца. В игре ребенок осваивает и изучает окружающий его мир, предметы в нем, отношение взрослых. Ребенок не только изучает предметы, окружающие его, но и максимально пытается применить их в действии, используя и развивая свое воображение, даже если этот предмет не предназначен для такой работы.

Игру чаще всего не воспринимают как деятельность, которую выполняют для получения какого-либо результата, а определяют ее как забаву и развлечение. Такой смысл заложен в словах: «игра ─ забава, установленная по правилам; играть ─ шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» [2, с.6-7]. «… игра ─ вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [2, с.480].

Русский педагог и писатель К. Д. Ушинский понимал под игрой серьезное занятие, в котором ребенок осваивал действительность: «Для дитя игра ─ действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не белее, как дитя, существо. Не имеющее еще никакой самостоятельности…; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».[4]

Из этих определений следует, что ребенок в игре создает свой мир, который никак не похож на реальный. Но можно ли сказать, что действия взрослых, в игре, не пересекаются с реальностью? В играх с какими-либо предметами или же в спортивных, в ролевых играх, конструкторских дети становятся более ловкими, внимательными, более общительными, добрыми.

По мере того как ребенок взрослеет, накапливает больше информации о предметах, которые окружают его жизнь, развивает свои чувства и физические способности, усложняются и игры. По мнению советского педагога и психолога П. Ф. Каптерева детская игра переходит в развлечения. Это действует на более широкий круг возможностей ребенка, на мышление, память, вызывают более сложные ощущения.

П. Ф. Каптерев, представляя практический интерес игры, выделил три основных группы:

Развлечения, которые в первую очередь развивают память (запоминание цифр, изучение картинок с буквами и т.д.).

Развлечения, которые вызывают мыслительную деятельность (сравнения предметов по признакам, рассматривание картинок с каким-либо сюжетом, выбор предметов по определенной форме и т.д.).

Развлечения, которые направлены на возбуждение органов чувств («попробуй и скажи», различие звуков, изучение звуков животных, узнавание предметов на ощупь или с помощью запаха)

Учитывая возможность и способность ребенка выполнять какую-либо работу, следует постепенно повышать интеллектуальные и физические нагрузки, но не забывая о саморазвитии и самодеятельности ребенка.

Примерно с полутора – двух лет главным развлечением для ребенка становится словесный рассказ от взрослого человека. Это может быть сказка, которая описывает жизнь уже знакомых для ребенка персонажей и предметов, или же просто рассказ о произошедших событиях. Важно, что начинать свой рассказ нужно с более простых и мелких по объему историй, постепенно переходя к большим и сложным сюжетным постановкам. При этом ребенок развивает свое воображение и умение представлять картинку происходящего.

Многие исследователи выделяют – строительно-конструкторский (конструктивный) вид детской игры, основываясь на том, что дети любят строить или создавать что-либо сложное из простых вещей. Такие игры развивают моторику ребенка, способствуют развитию мыслительного аппарата, воспитывают в себе творческую направленность, и самостоятельность. Из наблюдения стало заметно различие отношений между мальчиками и девочками. Это выражается в выборе материала для конструкторской игры. Мальчики чаще всего выбирают строительство и механику. В то время как девочкам более предпочтительней готовка, конструирование одежды и т.д. Разделение в игре по половому признаку становится заметно достаточно рано.

В педагогике особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Без сомнения, игра — это важнейшее средство воспитания ребенка. Игра – это такой вид деятельности, который позволяет формировать внутренний мир ребенка.

Игра в воспитании решает следующие задачи:

  1. Развитие познавательной деятельности ребенка;
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы;
  3. Обогащение представлений об окружающем мире;
  4. Формирование коммуникативных навыков;
  5. Формирование культурного поведения;
  6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. [3]

Можно сказать, что использование игр как средство воспитания необходимо, для того чтобы стимулировать ребенка к какому-либо образовательному процессу, результатом послужит развитие и быстрое усвоение новых знаний. Игра в первую очередь учит. Даже в педагогическом процессе игра выступает в качестве воспитания, процесса передачи знаний.[1, с.204]

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи.

Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»[1].

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности очень низкий[2].

Через игру дети, даже самый неинтересный и скучный материал, воспринимают с большим интересом и увлечением, этот материал прочно откладывается в сознании детей. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании.Игра заслуживает большого внимания и требует более детального изучения, чем раньше, потому как в настоящее время уделяется большое внимание системе использования наглядных методов, а также обогащение передового опыта воспитателей применявших элементы игры в своей работе.

С 3-4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное[3; 4].

В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

В творчестве А.С.Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как «метода воспитания» А.С.Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу»[5].Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры.

В дошкольном возрастеигра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Н.К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении[6]. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.

В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию.Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.Что дает право называть игру творческой деятельностью?Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.Подражание взрослым в игре связано с работой воображения[7]. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра в детском возрасте является стимулом в различных трудовых делах. В игре ребенку легче преодолеть трудности, в игре он может выдержать большие физические нагрузки, не замечая усталости. В то же время, действуя на ребят логически, игра может незаметно привести ребенка в состояние сильного возбуждения. Помня об этом, следует дифференцировать нагрузки в игре в зависимости от возраста детей. Педагог, зная психологические особенности детей каждого возраста, может предусмотреть в специальных игровых моментах различного вида нагрузки. В педагогическом руководстве игрой главным принципом считается сочетание руководства взрослых с творчеством и самодеятельностью самих детей. Развивая игровые особенности детей, мы можем воздействовать на них в различных направлениях, избавлять от некоторых недостатков, укреплять веру в своя силы, утверждать в них нравственное начало.Иногда учитель затрачивает долгие часы на изучение и познание того или иного школьника, беседует с ним, расспрашивает родителей и все-таки недостаточно узнает ребенка. Но стоит один раз организовать даже простейшую игру во дворе школы или в лесу, дать ребенку какую-то роль и понаблюдать за ним в игровой ситуации, как проявятся невидимые доселе черты его характера. Так стоит ли пренебрегать такими педагогическими средствами, как игра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: – 1966. – № 6.

Болотина Л.Р., МикляеваН.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М., 2000.

МаксаковА.И., ТумаковаГ.А. Учите, играя. М., 2005.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в четырёх томах. – М., изд. АПН РСФСР, 1949.

Крупская Н. К.Педагогические сочинения в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта.- М.: Изд-во АПН,1959.

БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: