Актерская игра как метод воспитания

Актерская игра как метод воспитания

Актерская игра как метод воспитания

Очень часто как воспитательный инструмент родители маленьких детей используют актерскую игру — картинно демонстрируют эмоции, которые должны, по мнению родителя, проиллюстрировать и показать ребенку последствия его поведения.

Если вас ударил собственный ребенок, какие чувства вы испытываете на самом деле? Если это действительно боль – тогда покажите ту боль, которую вы испытываете, а не мультяшно-показную. Если это обида – покажите ее, а не то, что, как вы считаете, ребенку будет понятным как «обида».

Ребенок не нуждается в переводе ваших настоящих эмоций на какой-то более понятный ему язык. Мало того, он с рождения различает эмоции лучше взрослого человека, привыкшего полагаться на слова.

С 5-7 лет словесно-логическое мышление начнет брать управление на себя, способность читать невербальные сигналы значительно притупится, и доверять ребенок будет больше не глазам, а ушам. Но пока он маленький, его мышление наглядно-образное и наглядно-действенное, и ему действительно важнее как говорится, чем что говорится. Ребенок на слова не полагается, он полагается на невербальные сигналы.

Так откуда же все-таки берется «актерская игра»?

Родитель понимает необходимость как-то научить ребенка, что его действия неприемлемы, показать, что они причиняют боль или душевные страдания другим.

Чтобы вызвать сочувствие, которое послужит внутренним ограничителем поведению ребенка, нужно ему наглядно показать, что происходит с его «жертвой». Но вместе с поведением уже была подавлена или запрещена эмоция, родитель уже не испытывает ее или не позволяет себе испытывать. Поэтому он вынужден изобразить ее или какую-то другую, которая, по его мнению, соответствует ситуации и тому, чему он хочет научить ребенка, например боль вместо гнева, печаль вместо боли, грусть вместо обиды.

Если отбросить тот аргумент, что натуральные продукты всегда лучше заменителей, то есть и другая вполне практическая, приземленная причина, почему лучше показать настоящее чувство, а не деланое.

Чего мы хотим от ребенка, показывая ему, какую реакцию вызывают у других его действия? Мы хотим научить его эмпатии и сочувствию, чтобы они служили ему ориентирами в его поведении. Но ребенок прекрасно видит и чувствует ненатуральность демонстрируемых ему эмоций. Научится ли он руководствоваться в своих действиях сочувствием к другим, если видит, что другие ему врут о своих чувствах? Научится ли он вообще понимать, какие чувства испытывают другие люди, если ему демонстрируют плохую актерскую игру и надуманные эмоции, вместо того, что есть на самом деле?

Тут можно встретить возражения – ведь немало детей в ответ на такое поведение родителей тут же грустнеют, жалеют маму-папу-бабушку, извиняются. Получается, этот способ все же учит детей сочувствию?

Увы, нет, не учит, дети делают так потому, что знают, чего от них ждут, и включаются в игру, они умеют выдавать определенное поведение в ответ на такие действия – взрослые научили их играть по этим правилам. И родители раз за разом сталкиваются с тем, что эта игра ни к чему в действительности не приводит – через 5 минут, полчаса, завтра ребенок снова делает то же самое и потом так же легко извиняется за него и всех жалеет. Игра – она и есть игра.

Другие дети демонстрируют раскаяние и участие, заботу о родителе, который наигранно «страдает», из-за страха – они пугаются того, что происходит нечто непонятное, непривычное, несоответствующее реальности. Вам никогда не приходилось видеть, как нервничает собака, когда хозяин начинает как-то необычно дурачиться, кривляться, говорить не своим голосом? Ребенок, конечно, не собака, но смятение у него в голове возникает точно такое же, и ему страшно, он чувствует себя неуверенно и старается вести себя так, чтобы успокоить взрослого, чтобы он снова стал самим собой.

Чувство и поведение – разные вещи, важно проводить между ними границу. Ограничивая себя в агрессивном поведении, осознавайте и позволяйте себе испытывать чувства и эмоции. И показывайте ребенку только то, что чувствуете на самом деле. Можно сделать акценты в словах, можно даже немного утрировать, обнажить, но если вы испугались – пугайтесь, если вам обидно – обижайтесь, если больно – пусть будет видно, что вам больно.

Научите ребенка настоящим эмоциям, и вы вырастите чуткого, искреннего, сострадающего человека.

Метод воспитания – игра

Игра для ребенка — выход в большую жизнь, осуще­ствление его мечты, исполнение желаний. Из анкет ребят видно, что игра делает их более развитыми практически во всех видах деятельности: «позволяет ставить себя в об­стоятельства, в которых не был. », «в игре человек учит­ся вести себя. », «игра — дело, где проверяются твои знания, сила, ловкость, сноровка, где все делаешь с удо­вольствием».

Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздорови­тельных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников и просто подвижные игры в лесу, на поляне, во время купания поднимают настро­ение детей, снимают напряжение, уменьшается количе­ство отрицательных поступков со стороны детей.

Для того чтобы правильно организовать, «поставить» ИГРУ, у вожатого должна быть соответствующая подго­товка и он всегда должен помнить, что такое игра. Игра — исторически сложившееся общественное яв­ление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развле­чения, отдыха, средством физического и общего соци­ального воспитания, спорта.

Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности Людей: в развлечении, отдыхе, развитии духовных и фи­зических сил. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспита­тельной работе с детьми.

Игра — полезное средство воспитания детей и подро­стков. Она всегда целенаправленна и характеризуется мно­гообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, осо­бенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жиз­ненных потребностей.

Среди большого разнообразия игр широко распро­странены у детей и подростков ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Тем более что лагерь располагает всеми необходимыми условиями для организации и проведения подвижных игр – прекрасная природа, чистый воздух, большая террито­рия.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры, дви­гательные действия мотивированы ее сюжетом, игры на­правлены на преодоление различных трудностей, препят­ствий, поставленных на пути достижения цели.

Подвижные игры не требуют от участников специ­альной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся.

Обращаем ваше внимание на то, что каждая подвиж­ная игра имеет свои содержание, форму и методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет (об­разный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма подвижной игры — организация действий уча­стников, представляющая возможность широкого выбо­ра способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, до­биваясь своего личного интереса, в других — коллектив­но, отстаивая интересы своего коллектива, своей коман­ды. Форма игры связана с содержанием и целиком зависит от него.

Методика проведения игры обусловлена особенностями ее содержания и формы. Подвижным играм свойственны:

б) самостоятельность действий в целях достижения дели, ограничиваемая правилами;

в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;

г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения коллективе участников игры;

д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;

е) элементы соревнований в игре, требующие пол­юй мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;

ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

Главным содержанием подвижных игр, как уже гово­рилось, являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве игрой они ока­зывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма человека. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности, а игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, зак­репляют свое представление об изображаемых событиях, жизни.

В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направ­лении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в отряде, он совершенно по-иному проявляет себя в игре.

Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различ­ные нравственные и физические качества. Рассмотрим основные задачи руководителя игры.

В игре проявляется индивидуальность детей. Изучив их характер и поведение в игре, вожатый сможет предот­вращать чрезмерную возбудимость, споры, искажение или несоблюдение правил, нечестность и другие отрицатель­ные стороны поведения.

Вожатый должен быть организатором игры и воспи­тателем поведения играющих в процессе ее проведения. Через игру вожатый стремится решить следующие важ­ные педагогические задачи:

1) укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию;

2) содействовать овладению жизненно необходи­мыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них (особенно это каса­ется детей младшего возраста);

3) воспитывать у детей необходимые морально-во­левые и физические качества;

4) прививать воспитанникам организаторские на­выки и привычку систематически самостоятель­но заниматься играми.

Через игру вожатый имеет возможность сдружить де­тей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину. Вожатому ни в коем случае нельзя поощрять азартные игры в отряде, а наобо­рот, пресекать, объясняя их пагубность. Но не всегда, правильно подобрав игру, можно до­биться положительного воспитательного эффекта. Мно­гое зависит от процесса организации и проведения игры.

Последовательность прохождения игры должны быть спланирована. Важно, чтобы в новых играх совершен­ствовались приобретенные навыки и приобретались но­вые.

Переходить к новым играм надо постепенно. При этом следует ориентироваться на знакомые игры. С этой целью в игры, сходные с изученными, нужно вводить более ус­ложненные правила и условия, последовательно повы­шать требования к овладению новыми навыками и умениями. Сходство действий облегчает переход к усложненным правилам и способам игры.

Игры должны соответствовать подготовленности детей к ним. Смысл игры в том, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути и достичь цель. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей и не будет иметь воспитательной ценности. Непосильные игры снижают у детей интерес и переутомляют их.

Рассмотрим план организации подвижной игры.

Подготовка к проведению подвижной игры. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения, а так­же от погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно. В жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых дети выполняют игровое задание поочередно. Наличие инвентаря также влияет на выбор игры. Перед проведением игры на местности вожатый обя­зан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наме­тить условные границы для игры.

Организация детей для игры. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить детей, чтобы они хоро­шо видели вожатого и слышали его рассказ-объяснение. Успех игры во многом зависит от его объяснения. Присту­пая к объяснению, вожатый должен представлять себе всю игру.

Рассказать, в чем смысл игры нужно четко, понятно и коротко: длительное объяснение может отрицательно повлиять на восприятие игры. Исключение составляют младшие отряды, где объяснение можно дать в сказоч­ной, увлекательной форме.

Рассказ-объяснение должен быть логичным, после­довательным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры,

2) роль играющих и их места расположения;

5) правила подвижной игры.

Рассказ не должен быть монотонным. Объяснять игру следует спокойным голосом, иногда повышая или понижая тон.

(Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. Кипарис-4: Здравствуй, наш лагерь! – М., 2004. С.59-65.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9848 – | 7704 – или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МАСТЕРСТВА АКТЕРА

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МАСТЕРСТВА АКТЕРА

Система включает в себя две части.

I. Работа актера над собой. Она имеет два раздела:

1. Работа над собой в творческом процессе переживания (развитие внутренних элементов, необходимых для творчества).

2. Работа над собой в творческом процессе воплощения (работа над физическим аппаратом).

II. Работа над ролью.

К. С. Станиславский всегда подчеркивал исключительную, первенствующую роль идейно-философского момента в творчестве.

Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами — одно из драгоценных свойств системы.

Система — это живое, действенное средство воспитания актера, требующее умелого и гибкого применения. Система — это и справочная книга в минуту сомнения. Это и путеводитель от незнакомой роли до спектакля.

Система обращена к актеру-художнику. Она выводит его на самостоятельный путь творческих исканий, помогает ему совершенствовать свой талант.

К. С. Станиславский, как и многие прославленные артисты, не был согласен с теми, кто утверждал, что для талантливых людей излишни правила и система. Часто бездарные артисты рассчитывают при помощи системы сделаться гениальными. Нередко талантливые отвергают систему. Но и те и другие неправы.

Станиславский пишет: «Всегда творить подсознательно и вдохновенно нельзя — таких гениев не существует. Поэтому наше искусство предписывает нам лишь подготовить почву для такого подлинного подсознательного творчества. […] Прежде всего нужно творить сознательно и верно, […] Сознательное и верное рождает правду, а правда вызывает веру. […] Это создаст наилучшую почву для зарождения подсознания и вдохновения, […] артист приблизится к роли и начнет одинаково с нею чувствовать.! На нашем языке это называется переживать роль… Переживание помогает артисту выполнить основную цель сценического искусства, которая заключается в создании „жизни человеческого духа“ роли и в передаче этой жизни на сцене в художественной форме».[62]

Есть актеры, которые не признают техники, а полагаются на одно вдохновение.

[ «Если же последнее не приходит, — пишет Станиславский, — то им нечем заполнить пробелы в игре, пустые, не пережитые места роли. […] В эти моменты исполнение роли становится безжизненным, ходульным и вымученным. […] Вот такое сценическое исполнение называется на нашем актерском языке игрой нутра».[63]

Изучив систему, актеры будут знать, как бороться с так называемым «ненастроением».

Надо, чтобы система вошла в плоть и кровь. Надо сжиться с нею настолько (теоретически и практически), чтобы о ней вовсе не думать. Надо ее усвоить, пропустить через себя, через ум, чувство, через весь психофизический аппарат, она должна стать второй натурой.

Развивать внутренний творческий аппарат артисту помогают внутренние элементы психотехники: воображение, общение, внимание, эмоциональная память, правда, вера, задачи, действия и др. Двигателями же нашей психической жизни являются ум, воля и чувство, или, по новому научному определению, представление-суждение, воля и чувство.

«„Члены триумвирата неразъединимы…“.[64] Эти зависимость, взаимодействие и тесная связь одной творческой силы с другими очень важны в нашем деле. […] Отсюда соответствующая психотехника. Ее основы заключаются в том, чтобы через взаимодействия членов триумвирата естественно, органически возбуждать к действию как каждого члена триумвирата, так и все элементы творческого аппарата артиста».[65]

Психотехника помогает нам по нашему велению создавать внутреннее сценическое самочувствие, — это слияние двигателей психической жизни вместе со всеми элементами в стремлении к одной общей цели — артисто-роли (выражение Станиславского).

«Какое счастье, что мы располагаем психотехникой, могущей по нашему велению и произволу создавать внутреннее сценическое самочувствие, которое прежде являлось к нам лишь случайно, как „дар от Аполлона“».[66] «Стоит допустить в правильно создавшееся внутреннее сценическое самочувствие только один неправильный элемент, и он тотчас же потянет за собой остальные […[и исказит душевное состояние, при котором возможно творчество».[67] «Неизбежно создастся сначала вывих, а потом и неправильное состояние артиста на сцене, которое мы называем на нашем языке — ремесленным (актерским) самочувствием».[68]

Чтобы отражать на сцене внутреннюю жизнь, нужен не только хорошо разработанный внутренний аппарат, но и исключительно отзывчивый физический аппарат, верно передающий результат творческой работы чувства, его внешнюю форму воплощения.

Движениям необходимо дать то разнообразие, ту быстроту сменяемости, ту слиянность, которые обеспечивали бы точность, полноту передачи душевных волнений, переживаний и гаммы чувств. «Такое физическое состояние артист должен научиться вызывать в себе на сцене, приводя в порядок, разминая и пуская в действие все составные части своего телесного аппарата воплощения. […] Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса. […] Это состояние мы называем на нашем языке внешним сценическим самочувствием».[69]

Внешнее сценическое самочувствие складывается из составных частей-элементов: мимики, голоса, речи, интонации, движения, пластики и т. д.

И когда созданы внутреннее и внешнее сценические самочувствия, то образуется состояние, которое мы называем общим сценическим самочувствием — рабочим творческим самочувствием.

Только создав общее сценическое самочувствие, артист может приступать к творчеству. И вот здесь-то в творческий процесс вступает органическая природа с ее подсознанием. «В таком состоянии артисту легко откликаться на все задачи, которые ставят перед ним пьеса, поэт, режиссер, наконец, он сам. [Все душевные и физические элементы его самочувствия у него начеку и мгновенно откликаются на призыв. […] Что бы ни делалось артистом в процессе творчества […] — читает ли актер в первый или в сотый раз пьесу и роль, учит ли или повторяет ее текст, […] ищет ли он духовного и физического материала для роли, […] думает ли об ее внутреннем и внешнем образе, […] о костюме и гриме, словом, при всяком малейшем соприкосновении с ролью он должен непременно находиться в состоянии внутреннего и внешнего, или общего сценического самочувствия»,[70] — так учил К. С. Станиславский, призывая артистов к правде жизни на сцене.

Правильное сценическое самочувствие создает почву для зарождения подсознательного творческого процесса. «Подсознательное творчество природы — через сознательную психотехнику артиста», — [71] говорил К. С. Станиславский.

Вот почему каждый человек, желающий стать актером или режиссером, чтобы подойти к законам творчества органической природы с ее подсознанием, должен в первую очередь изучить и практически овладеть всеми приемами, всеми элементами психотехники.

Нам, обыкновенным смертным, часто говорил К. С. Станиславский, приходится приобретать, развивать, воспитывать в себе поодиночке каждый из элементов внутреннего сценического самочувствия долгим временем и упорным трудом. Без работы над собой артист не постигнет мастерства.

Предмет «Мастерство актера» является практическим, конкретным, а поэтому и изучать его мы должны не отвлеченно, а на конкретных действиях, упражнениях, тренинге.)

За долгие годы режиссерской и педагогической работы я убедилась, что изучение внутренних элементов сценического самочувствия надо строить в определенной последовательности. Я придерживалась примерно следующей схемы, но ее нельзя считать незыблемой и обязательной для всех изучающих систему.

1. Освобождение мышц.

Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства.

Чувство правды, логика и последовательность.

Игровой театр как методика воспитания современного актера и режиссера Липцын Олег Феликсович

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);” onMouseOut=”return nd();”> Диссертация – 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат – бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Липцын Олег Феликсович. Игровой театр как методика воспитания современного актера и режиссера : диссертация . кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Липцын Олег Феликсович; [Место защиты: Рос. акад. театр. искусства (ГИТИС)].- Москва, 2010.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/143

Введение к работе

Идея написания этой работы возникла в процессе подготовки к публикации так называемых “карточек” – подготовительных материалов ко второй (ненаписанной) части книги Михаила Михайловича Буткевича “К игровому театру”. Вышедший в издательстве ГИТИСа в 2002 году и переизданный в 2005, этот трактат о театре дошел до читателя без центральной второй части, озаглавленной автором “Игра с актером”, но так и не написанной, а оставленной уходившим Мастером в виде отдельных мыслей и заготовок на сотнях библиотечных карточек в надежде, что так или иначе эти идеи будут востребованы и рано или поздно “воссоединятся” с остальной книгой.

В своей книге М.М.Буткевич рассматривает игровую природу театрального искусства, исследует игру не как бытовое понятие, а как одну из свойственных человеку и особенно художнику-творцу форм самовыражения, определенную структуру отношений с литературным материалом, партнерами, зрителями, как один из способов творческого взаимодействия между исполнителями и другими участниками театрального процесса при создании театрального произведения. Игра у Буткевича становится технологией театрального творчества, его новой философией,” живой водой”, возвращающей молодость и свежесть, как казалось, безвозвратно уходящему в прошлое искусству театра. Автором предпринимается попытка проанализировать, обобщить и сформулировать то, что можно было бы назвать Игровой методикой, то есть, системой теоретических взглядов и практических шагов по внедрению игровых принципов и элементов в репетиционную, исполнительскую и педагогическую практику современного театра.

Очевидно, что “Игра с актером” должна была занять по замыслу автора центральное место в этой теории, так как непосредственно посвящена проблемам актерского существования на сцене, вопросам работы над ролью, ансамблевого творчества, репетиционного процесса, актерского тренинга, а также способам овладения и перспективам развития актерской профессии. Таким образом, дополненный материалами 2-ой части, трактат М.Буткевича приобретает еще большую полноту и цельность, позволяющие рассматривать его как вполне законченную теорию, охватывающую все основные элементы театрального процесса и являющуюся органическим развитием идей и творческих поисков К.С.Станиславского в области воссоздания на сцене жизни человеческого духа.

Занимаясь расшифровкой и компануя материал карточек в соответствии с задуманным М.М.Буткевичем Планом второй части книги, мы все больше убеждались не только в очевидной актуальности предлагаемой игровой методики для решения многих постановочных и актерских задач при создании современного театрального произведения, но и в уникальности игровой модели как педагогического мировоззрения и практической технологии воспитания драматического актера и режиссера на рубеже 20-21 веков. Представляется особенно ценным, что идеи эти глубоко укоренены в русскую театральную традицию, являются прямым продолжением творческого поиска предыдущих поколений деятелей российского театра, формировавшихся под влиянием творческих и педагогических методов К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, М.А.Чехова, А.Д.Попова, М.О.Кнебель.

Игровая методика, или Игровая театральная модель, предлагаемая Михаилом Буткевичем, во многом примиряет различные тенденции и подходы к созданию живого художественного мира на сцене, предлагает такое творческое пространство, в котором могут сосуществовать тонкая психологическая ткань – с яркой гиперболизированной формой, доведенное до мельчайших подробностей физическое действие – с философско- символическим обобщением. При этом Игровая методика не только приближает нас к синтезу различных типов сценической выразительности, но и сближает театральное искусство с современной эпохой, переводя акценте театра идей на театр живых форм, то есть смещая центр ответственности с режиссера-идеолога к актеру-творцу.

Обнаруживая и открывая для себя указанные особенности и преимущества Игровой модели, мы все яснее понимали особую важность педагогической составляющей этой методики, поскольку именно через воспитание нового поколения театральных деятелей можно наиболее эффективно реализовывать новые художественные идеи, строить современный театр.

Таким образом сформировалась идея более подробного анализа Игровой методики, предложенной М.М.Буткевичем, именно сточки зрения педагогических задач, выдвигаемых современной эпохой развития театра, чему и посвящена настоящая работа. Поскольку, как уже говорилось, для нас очевидна глубокая внутренняя преемственность Игровой модели от художественных идей и целей, сформулированных К.С.Станиславским и впоследствии получивших название Системы, мы возьмемся рассматривать и анализировать Игровую педагогическую методику Буткевича в непосредственной связи с основными элементами Системы Станиславского и его последователей, в первую очередь, с методом М.А.Чехоав. Это тем более имеет смысл, что существующий процесс воспитания и профессиональной подготовки актеров и режиссеров в театральных учебных заведениях России основан, главным образом, на идеях К.С.Станиславского и М.А.Чехова, следовательно, взгляд на Игровую модель со стороны Системы может значительно облегчить ее внедрение в практику современного педагогического процесса.

Нам представляется, что результатом настоящей научной работы должны и могут стать не только теоретические выводы, не только общие рекомендации, но и конкретные практические разработки, упражнения, а также методические предложения по внедрению игровых приемов обучения в повседневную педагогическую практику. Собственно говоря, одним из ключевых механизмов нашего исследования станет сопоставление основных элементов Игровой методики Буткевича с элементами Системы Станиславского с целью обнаружить и проявить как их единство и внутреннюю взаимосвязь, так и те особенности, которые Игровая методика предлагает внести в сложившуюся педагогическую традицию.

Таким образом, новизна нашего исследования состоит в следующем:

– внедрение игры и игровых элементов в технологию освоения системы К.С.Станиславского;

– применение и адаптация игровых механизмов к существующим принципам воспитания современных деятелей театра, актеров и режиссеров, их профессионального, художественного и морально-этического мировоззрения;

– предложение новых методических разработок, основанных на игровой концепции, в рамках существующих программ обучения актеров и режиссеров драматического театра.

Для освоения нового совершенно не обязательно отказываться от старого, в особенности когда этим “старым” являются идеи и открытия гениального художника-творца, каким был и остается Константин Сергеевич Станиславский. У русского театра 21 столетия есть великое наследие – творческий метод Станиславского, и задача состоит не в том, чтобы искать ему замену, а в том, чтобы на современном этапе развития театра продолжать поиск, начатый великим художником.

Актёрские игры для детей

Любые любящие родители желает своему ребёнку только самого лучшего. А это значит, для них очень важно, чтобы ребёнок всегда был «на шаг впереди» и на протяжения всего жизненного пути крепко стоял на ногах. Добиться всего этого можно, если развивать в своём чаде навыки актёрского мастерства. Как правило, актерские детские программы несут колоссальную пользу – они не только обучают азам сценической речи (технике безупречной дикции), но и, прежде всего, нацелены на развитие интеллекта ребёнка и раскрытия его индивидуальности.

А где ещё, как не на сцене, оттачивать мастерство. И что может быть лучше, чем детские спектакли или утренники, призванные развить творческие способности, креативность в наших детях? Детские спектакли и утренники — это не просто способы развлечения, создающие положительный эмоциональный настрой у всех его участников, это ещё и эффективные средства, раскрывающие «спящие» таланты, формирующие интересы, вкусы детей. Также это и способы, позволяющие побороть застенчивость и познать возможности памяти.

В этой статье вы узнаете, что игровые формы актерских занятий – это наилучший вариант воспитания в ребятах гибкости мышления, пластики и коммуникативных навыков. К тому же дети в процессе игры нарабатывают навыки концентрации, умения слышать окружающий мир, понимать его.

Театрализованные игры

Организовывайте домашние представления (придумайте несложные сценарии) и вот уже ваша квартира или двор – это место, где разворачиваются интереснейшие события, при этом, ваш ребёнок – непременно главный герой. Задействуйте в своём представлении как можно больше детворы, привлекайте взрослых, ведь чем масштабнее будет действие, тем более вы и ваш ребёнок проникнетесь его атмосферой. Причём, давно подмечено: даже ощущение причастности – даёт невероятный прилив новых творческих сил и идей, а значит, формирует умение чувствовать и проживать воссоздаваемый образ.

Сцена обладает магическим свойством – она затягивает, пробуждает искать, творить — позволяет открывать новые грани реальности. Театрализованная деятельность – источник развития глубоких переживаний, высоких чувств, где игровой приём – важный метод, способ приобщения к творческой деятельности.

Игра 1. «Перевоплощение»

Цель: проникнуться выбранным образом. Игра развивает фантазию, мимику, раскрепощает. Подражайте животным, птицам. Изображайте любые предметы и разных людей: дерево, снежинку, автомобиль, продавца из соседнего киоска.

Игра 2. « Спасатель»

Задача: развить ловкость, пластичность, способность владеть своим телом.

Суть игры: ваш малыш – тот самый отважный мультипликационный герой (у каждого ребёнка есть свои любимчики, воспользуйтесь этим), так вот, задача воина: спасти планету от захватчиков – ведя бой с врагом (ребёнок совершает несложные элементы акробатики ( подтягивание, махи ногами) используя спортивный уголок: кольца, лестница, канат).

Игра 3. «Домашний спектакль»

Любой поставленный домашний спектакль развивает навык работы в команде, учит импровизировать, работать для зрителя.

Выберите понравившуюся сказку, учитывая при этом возрастные особенности ребёнка (в сказке желательно, чтобы было больше действий, нежели реплик), подготовьте костюмы (можно использовать платок бабушки, шляпу папы, и по необходимости косметику мамы), пригласите актёров (братика, сестричку, бабушку, дедушку, папу, друзей) и, конечно же, обязательно наполните зал зрителями ( это могут быть жители детского уголка: тигрята, мишки, зайцы, мячи, грузовики – всех и все, что любит и ценит ваш ребёнок).

Игра 4. «Театр кукол на столе»

Эта игра знакомит с приёмами кукловождения. Игра нацелена на развитие фантазии, психофизических ощущений, активизации воображения у участников.

Куклы можно сшить самим, используя мех, ткань, кожу. А можно приобрести в специализированных магазинах. Требование – куклы должны устойчиво стоять на столе.

Придумывайте сюжет, управляйте героями. Такая игра обычно очень хорошо дается детям, которые без труда раздают роли куклам и проецируют на них разные характеры.

Игра 5. «Помощник»

Цель данной игры – развить способность самостоятельно подбирать предметы для работы. Ребёнок обретает навыки оформителя.

Вы – мастер (готовите сцену). Показывайте ребёнку, как стучит молоточек. Расспросите малыша, что при этом, ещё может понадобиться для работы мастеру (гвозди, доски).

Игра развивает быстроту движения, тренирует память.

На прогулке или с окна дома понаблюдайте за поведением птиц. А потом сами с ребенком постарайтесь изобразить их движения (помахать крылышками, походить на одной ножке, поискать зёрнышки, взмахнуть и улететь –подпрыгнуть и помахать ручками).

Игра 7. «Ритмопластика»

Данная игра помогает ребёнку раскрыться и ощутить возможности своего тела.

Включите весёлую, детскую мелодию. Вместе с ребенком делайте несложные танцевальные движения — те, на которые вдохновляет музыка. Кружитесь, делайте взмахи руками, повороты, будьте активны.

Выводы и рекомендации

Актёрские игры раскрывают творческий потенциал ребёнка, дают возможность обрести коммуникационные навыки, что делает его общение с людьми лёгким и увлекательным. Кроме того, навыки актёрского мастерства позволяют ребёнку стать самостоятельным, творчески развитым, способным незаурядно мыслить.

Воспитывайте, прививайте своим детям любовь и уважение к театру и актерскому искусству.

Отзывы и комментарии

Расскажите, пожалуйста, нам и вы о своих способах формирования культуры речевого общения у детей, делитесь своими опытом и знаниями в строке ниже.

Игра – как метод воспитания

Игра – важнейшая потребность детей. В то же время, игра является универсальным способом воспитания. Суть воспитания состоит в совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных созидательных целей и задач. Только в творческом сотрудничестве с взрослым, ребенок не отторгает, а принимает педагогическое руководство как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем.

Игра для ребенка – это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшается количество отрицательных поступков со стороны детей.

В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в отряде, он совершенно по-иному проявляет себя в игре. Через игру вожатый имеет возможность сдружить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину. Игры должны соответствовать подготовленности детей к ним. Смысл игры в том, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути и достичь цель. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей и не будет имеет воспитательной ценности.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату.

Для того чтобы правильно организовать игру, у вожатого должна быть соответствующая подготовка, и он всегда должен помнить, что такое игра. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта. Игра – это очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один – два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Перед проведением многих игр необходимо выбрать водящих. Выделять водящих можно разными способами.Можно, чтобы водящего назначал вожатый, учитывая его роль в игре, но при использования такого выбора подавляется инициатива игроков. Этот способ удобен в начале смены, когда дети не знакомы друг с другом, когда мало времени или когда назначить водящим намеченного ребенка с воспитательной целью. Когда вожатый сам назначает водящего, он должен объяснить свой выбор, чтобы дети не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам.

Также можно выделять водящих по выбору самих играющих, по произнесенной считалочке, например:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают рядом. Остальные играющие друг за другом проходят к ним, а у игроков тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п.

Вожатому следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Работая с детьми, вожатому надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Игра как средство воспитания детей

Ни для кого не секрет, что дети гораздо проще усваивают информацию, преподнесенную в игровой форме. Так, в последнее время именно в игровой форме педагоги обучают детей математике, грамоте, иностранным языкам. Но не только для школьников игра важна. Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста также велика. Ведь именно посредством игры ребенок проявляет различные стороны характера, удовлетворяет свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, формирует личность.

Игра как метод воспитания: чему она учит?

  • Основы этикета. Ребенку довольно тяжело объяснить, как необходимо правильно вести себя за столом, ведь гораздо интереснее для него покататься на велосипеде. А вот если проводить занятия в игровой форме, то все станет сразу гораздо интереснее. Например, можно с дочкой сажать кукол за стол и учить их правильно кушать. При этом пусть дочка скажет куклам: «Приятного аппетита», «Ешь аккуратно» и т.д.;
  • Характер. Для формирования характера полезно проводить с ребенком любые игры в соревновательной форме. Игра как средство воспитания детей учит его формировать характер, развивает самооценку и уверенность. У ребенка естественным является желание победить. Кроме того, роль игры в воспитании детей в том, что дети учатся сопереживать, развивают эмоционально-волевую сферу, стимулируют деятельность. В процессе игры, как метода воспитания, создаются такие ситуации, требующие незамедлительного решения, которые учат ребенка принимать решения и нести ответственность за свои действия;
  • Социализация. Игра как средство воспитания детей учит их взаимодействовать друг с другом, учитывать потребности и интересы окружающих. Например, ролевые игры способствуют увеличению словарного запаса, развивают организаторские и творческие способности. Игра как метод воспитания учит детей развивать лидерские качества, раскрывать свою индивидуальность и способности. А для застенчивых детей игра является едва ли не единственной возможностью проявить себя;
  • Интеллектуальное и нравственное воспитание детей. Игра прекрасно способствует процессу обучения и воспитания нравственных качеств. Так, гораздо легче научить ребенка запоминанию при помощи ассоциаций (девять – это кружок с хвостиком, а буква п – это две палочки и мостик, и т.д.).

При правильном подходе роль игры в воспитании ребенка огромна – она учит ребенка любить знания, стремиться к обучению и воспитанию, показывает правильные модели отношений и поведения. Кроме того, обучаясь чему-то посредством игры, ребенок даже не подозревает, что учится.

Игры нравственного воспитания для детей

В воспитании детей необходимо руководствоваться народной мудростью: «ребенка легче воспитать, чем перевоспитать», а также: «чем раньше начать воспитание, тем лучше будет результат». Поэтому всегда стоит беспокоиться о том, что, с кем, и как делает ваш ребенок. Чтобы направить малыша на совершение положительных поступков и позитивные мысли, необходимо особую роль отвести играм нравственного воспитания для детей. Они могут быть подвижными или спокойными – это неважно.

Игра как средство воспитания детей: примеры нравственных игр

  • Игра «Волшебное слово». Оказывает очень положительный эффект, заключается в том, что каждое действие и поступок необходимо сопровождать произнесением приятных слов и вежливых фраз;
  • «Магазин одной покупки». Данная игра как метод воспитания полезна тем, что ребенок оказывается в ситуации выбора, при котором из множества различных желаний он может выбрать только одно. Эту игру, как средство воспитания детей, полезно использовать для того, чтобы дети умели ориентироваться в возможностях семейного бюджета, в излишке и полезности некоторых вещей, а также учились делать осознанный выбор, за который они впоследствии смогут нести ответственность;
  • «Хорошо-Плохо». Роль игры в воспитании ребенка заключается в том, что ему раскрывается сущность плохого и хорошего, формируется система преставлений о том, что плохо и хорошо, раскрывается причинно-следственная связь различных действий и поступков.

Данные игры как средство воспитания детей формируют у них представление о вежливости, первоочередности потребностей и желаний, возможности их удовлетворения, учит детей развивать и обогащать язык.

Нравственное воспитание посредством народных игр

Народные подвижные игры очень занимательны для детей, а также чрезвычайно полезны. Эти игры как метод воспитания учат их управлять своим телом и движениями, подчиняться и принимать правила игры, развивают воображение. Особенно важна в народных играх эмоциональная вовлеченность взрослого. Старайтесь не просто демонстрировать необходимые слова и действия, но максимально выражать интерес к конкретной игре.

Примеры нравственного воспитания посредством народных игр:

  • «Поймай зайчика». Покажите ребенку солнечного зайчика при помощи зеркала: как он прыгает, убегает, отдыхает и неожиданно снова убегает и прячется в другое место. Потом предложите малышу зайчика догнать, повторяя при этом: «вот зайчик проснулся, посмотри, он танцует и спрятался под стол, а ты его не догнал. Ой, смотри, на стул залез, давай, лови скорей», и т.д.;
  • «Гуси-гуси-га-га-га». Поставьте малыша на некотором расстоянии от себя. Вы – хозяин гусей и живете с ними в одном домике. Обращайтесь к ребенку словами: «Гуси-гуси-га-га-га. Есть хотите? Да-да-да. Ну, летите. Нет-нет-нет. Серый волк под горой, зубы точит. Съесть нас хочет, не пускайте нас домой. Ну, летите, как хотите, только крылья берегите». Сначала произнесите весь текст сами, а когда малыш выучит текст, пусть он говорит от имени гусей. При этом можно инсценировать погоню волка за гусями;
  • «Солнышко и дождик». Покажите ребенку стол или стул, и объясните, что это домик, в котором можно спрятаться от дождика. Посмотрите на небо и скажите: «Смотри, солнышко вышло. Давай погуляем». Вместе с вами малыш выходит на середину комнаты и радуется солнечной погоде. Снова посмотрите вверх и скажите: «Смотри, кажется, дождь собирается, давай быстрее спрячемся в домике». Спрячьтесь под ваш импровизированный домик.

Игры как средство воспитания детей неплохо заканчивать игрой в молчанку. Это переключит внимание ребенка и успокоит его.

Помните, что родители – самые активные участники игр с детьми, поэтому, чем активнее будет общение отца и матери с ребенком, тем быстрее он будет развиваться.

Игра как универсальный метод воспитания и обучения

Читайте также:

  1. B) типы методологии
  2. Cовременные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  3. I. Методика обучения биологи как наука
  4. I. Методические рекомендации по подготовке к семинару
  5. I. Методы формирования сознания, методы убеждения
  6. I. Стили руководства. Методы принятия управленческих решений. Управленческая решетка Блейка – Моутона.
  7. I. Структурные методы
  8. II ПОСМЕРТНЫЕ МЕТОДЫ
  9. II. Метод упреждающего вписывания
  10. II. Методологические принципы научно-педагогического исследования
  11. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
  12. III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 1 страница

Билет № 12

1. Личность как предмет воспитания.
Воспитание играет определяющую роль в развитии личности; понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Выявить стратегию воспитания личности. Данная стратегия воспитания:
– учитывает личностные и средовые факторы воспитания;
– предусматривает позитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности и воспитательной работы в школе применительно к конкретному социуму;
– объединяет в себе (в качестве «реализаторов» стратегии) педагогические кадры всех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогических институтов;
– соединяет ценности личности и общества на основах их взаимопроникновения и гармонизации;
– предусматривает воспитательное влияние не только на учащегося, но и на совокупность его отношений, на его социум;
– переводит воспитание личности в ее самовоспитание в соответствии с дина­мично меняющейся социальной средой;
– органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути его развития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем.
Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер.

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Следует учитывать тот факт, что игровой намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей
разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой
осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для
личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная
школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших
школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления
учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и
развиваются потому, что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы
межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» – этот термин правомерен
по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,
воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем
сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,
тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит,
побуждают их познавательную активность.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1462 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Актерская игра как метод воспитания

НазваниеАктерская игра как метод воспитания
Дата конвертации26.02.2013
Размер27.34 Kb.
ТипДокументы
1. /род лекторий/Актерская игра как метод воспитания.doc
2. /род лекторий/В чем причины детской застенчивости.doc
3. /род лекторий/Воспитание.doc
4. /род лекторий/Двойные стандарты в воспитании.doc
5. /род лекторий/Личная территория ребенка.doc
6. /род лекторий/Непростые эмоции родителей.doc
7. /род лекторий/Око за око.doc
8. /род лекторий/Ребенок и развод родителей.doc
9. /род лекторий/Ребенок между двух огней.doc
10. /род лекторий/Тревожный ребенок.doc
11. /род лекторий/Чем опасны родительские манипуляции.doc
Актерская игра как метод воспитания
В чем причины детской застенчивости?
Воспитание: заставлять или объяснять?
Двойные стандарты в воспитании
Личная территория ребенка – что это такое?
Непростые эмоции родителей
«Око за око»: учим малыша сочувствию?
Ребенок и развод родителей
Ребенок между двух огней, или Когда взрослым нужно договориться
Что это значит – тревожный ребенок?
Чем опасны родительские манипуляции?

Актерская игра как метод воспитания

Очень часто как воспитательный инструмент родители маленьких детей используют актерскую игру — картинно демонстрируют эмоции, которые должны, по мнению родителя, проиллюстрировать и показать ребенку последствия его поведения.

Если вас ударил собственный ребенок, какие чувства вы испытываете на самом деле? Если это действительно боль – тогда покажите ту боль, которую вы испытываете, а не мультяшно-показную. Если это обида – покажите ее, а не то, что, как вы считаете, ребенку будет понятным как «обида».

Ребенок не нуждается в переводе ваших настоящих эмоций на какой-то более понятный ему язык. Мало того, он с рождения различает эмоции лучше взрослого человека, привыкшего полагаться на слова.
С 5-7 лет словесно-логическое мышление начнет брать управление на себя, способность читать невербальные сигналы значительно притупится, и доверять ребенок будет больше не глазам, а ушам. Но пока он маленький, его мышление наглядно-образное и наглядно-действенное, и ему действительно важнее как говорится, чем что говорится. Ребенок на слова не полагается, он полагается на невербальные сигналы.

Так откуда же все-таки берется «актерская игра»?
Родитель понимает необходимость как-то научить ребенка, что его действия неприемлемы, показать, что они причиняют боль или душевные страдания другим.
Чтобы вызвать сочувствие, которое послужит внутренним ограничителем поведению ребенка, нужно ему наглядно показать, что происходит с его «жертвой». Но вместе с поведением уже была подавлена или запрещена эмоция, родитель уже не испытывает ее или не позволяет себе испытывать. Поэтому он вынужден изобразить ее или какую-то другую, которая, по его мнению, соответствует ситуации и тому, чему он хочет научить ребенка, например боль вместо гнева, печаль вместо боли, грусть вместо обиды.

Если отбросить тот аргумент, что натуральные продукты всегда лучше заменителей, то есть и другая вполне практическая, приземленная причина, почему лучше показать настоящее чувство, а не деланое.
Чего мы хотим от ребенка, показывая ему, какую реакцию вызывают у других его действия? Мы хотим научить его эмпатии и сочувствию, чтобы они служили ему ориентирами в его поведении. Но ребенок прекрасно видит и чувствует ненатуральность демонстрируемых ему эмоций. Научится ли он руководствоваться в своих действиях сочувствием к другим, если видит, что другие ему врут о своих чувствах? Научится ли он вообще понимать, какие чувства испытывают другие люди, если ему демонстрируют плохую актерскую игру и надуманные эмоции, вместо того, что есть на самом деле?

Тут можно встретить возражения – ведь немало детей в ответ на такое поведение родителей тут же грустнеют, жалеют маму-папу-бабушку, извиняются. Получается, этот способ все же учит детей сочувствию?
Увы, нет, не учит, дети делают так потому, что знают, чего от них ждут, и включаются в игру, они умеют выдавать определенное поведение в ответ на такие действия – взрослые научили их играть по этим правилам. И родители раз за разом сталкиваются с тем, что эта игра ни к чему в действительности не приводит – через 5 минут, полчаса, завтра ребенок снова делает то же самое и потом так же легко извиняется за него и всех жалеет. Игра – она и есть игра.

Другие дети демонстрируют раскаяние и участие, заботу о родителе, который наигранно «страдает», из-за страха – они пугаются того, что происходит нечто непонятное, непривычное, несоответствующее реальности. Вам никогда не приходилось видеть, как нервничает собака, когда хозяин начинает как-то необычно дурачиться, кривляться, говорить не своим голосом? Ребенок, конечно, не собака, но смятение у него в голове возникает точно такое же, и ему страшно, он чувствует себя неуверенно и старается вести себя так, чтобы успокоить взрослого, чтобы он снова стал самим собой.

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

студент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала БГУ,

студент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала БГУ,

Во все времена технология образования опиралась на психологию. Обучение при помощи игровой технологии присутствует не только в психологии дошкольников и школьников, но и в обучении взрослых людей.

Игра начинается в очень раннем возрасте, примерно, когда малышу полтора месяца. В игре ребенок осваивает и изучает окружающий его мир, предметы в нем, отношение взрослых. Ребенок не только изучает предметы, окружающие его, но и максимально пытается применить их в действии, используя и развивая свое воображение, даже если этот предмет не предназначен для такой работы.

Игру чаще всего не воспринимают как деятельность, которую выполняют для получения какого-либо результата, а определяют ее как забаву и развлечение. Такой смысл заложен в словах: «игра ─ забава, установленная по правилам; играть ─ шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» [2, с.6-7]. «… игра ─ вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [2, с.480].

Русский педагог и писатель К. Д. Ушинский понимал под игрой серьезное занятие, в котором ребенок осваивал действительность: «Для дитя игра ─ действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не белее, как дитя, существо. Не имеющее еще никакой самостоятельности…; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».[4]

Из этих определений следует, что ребенок в игре создает свой мир, который никак не похож на реальный. Но можно ли сказать, что действия взрослых, в игре, не пересекаются с реальностью? В играх с какими-либо предметами или же в спортивных, в ролевых играх, конструкторских дети становятся более ловкими, внимательными, более общительными, добрыми.

По мере того как ребенок взрослеет, накапливает больше информации о предметах, которые окружают его жизнь, развивает свои чувства и физические способности, усложняются и игры. По мнению советского педагога и психолога П. Ф. Каптерева детская игра переходит в развлечения. Это действует на более широкий круг возможностей ребенка, на мышление, память, вызывают более сложные ощущения.

П. Ф. Каптерев, представляя практический интерес игры, выделил три основных группы:

Развлечения, которые в первую очередь развивают память (запоминание цифр, изучение картинок с буквами и т.д.).

Развлечения, которые вызывают мыслительную деятельность (сравнения предметов по признакам, рассматривание картинок с каким-либо сюжетом, выбор предметов по определенной форме и т.д.).

Развлечения, которые направлены на возбуждение органов чувств («попробуй и скажи», различие звуков, изучение звуков животных, узнавание предметов на ощупь или с помощью запаха)

Учитывая возможность и способность ребенка выполнять какую-либо работу, следует постепенно повышать интеллектуальные и физические нагрузки, но не забывая о саморазвитии и самодеятельности ребенка.

Примерно с полутора – двух лет главным развлечением для ребенка становится словесный рассказ от взрослого человека. Это может быть сказка, которая описывает жизнь уже знакомых для ребенка персонажей и предметов, или же просто рассказ о произошедших событиях. Важно, что начинать свой рассказ нужно с более простых и мелких по объему историй, постепенно переходя к большим и сложным сюжетным постановкам. При этом ребенок развивает свое воображение и умение представлять картинку происходящего.

Многие исследователи выделяют – строительно-конструкторский (конструктивный) вид детской игры, основываясь на том, что дети любят строить или создавать что-либо сложное из простых вещей. Такие игры развивают моторику ребенка, способствуют развитию мыслительного аппарата, воспитывают в себе творческую направленность, и самостоятельность. Из наблюдения стало заметно различие отношений между мальчиками и девочками. Это выражается в выборе материала для конструкторской игры. Мальчики чаще всего выбирают строительство и механику. В то время как девочкам более предпочтительней готовка, конструирование одежды и т.д. Разделение в игре по половому признаку становится заметно достаточно рано.

В педагогике особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Без сомнения, игра — это важнейшее средство воспитания ребенка. Игра – это такой вид деятельности, который позволяет формировать внутренний мир ребенка.

Игра в воспитании решает следующие задачи:

  1. Развитие познавательной деятельности ребенка;
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы;
  3. Обогащение представлений об окружающем мире;
  4. Формирование коммуникативных навыков;
  5. Формирование культурного поведения;
  6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. [3]

Можно сказать, что использование игр как средство воспитания необходимо, для того чтобы стимулировать ребенка к какому-либо образовательному процессу, результатом послужит развитие и быстрое усвоение новых знаний. Игра в первую очередь учит. Даже в педагогическом процессе игра выступает в качестве воспитания, процесса передачи знаний.[1, с.204]

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: