Антидепрессанты для детей

Антидепрессанты для детей

Антидепрессанты для детей

Психостимуляторы применяются в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Хотя механизм действия не достаточно ясен, эти препараты повышают способность к концентрации внимания, улучшают поведение в классе и приводят к более адекватному поведению ребенка в различных ситуациях. Психостимуляторы должны применяться совместно с индивидуальной, семейной и групповой терапией.

Антидепрессанты и стабилизаторы настроения применяются в лечении аффективных расстройств. Антидепрессанты в целом эффективны для лечения депрессии, литий, карбамазепин, вальпроаты и ламотриджин эффективны в лечении мании. У взрослых пациентов с би- и униполярным расстройством часто проводится длительная фармакотерапия, и этот метод лечения все больше распространяется также в детском и подростковом возрасте.

В связи с тем, что трициклические антидепрессанты могут вызывать блокаду сердца, необходима регистрация электрокардиограммы (ЭКГ) до начала терапии, а также периодически на фоне ее. Блокада сердца развивается, как правило, не ранее, чем через несколько недель после начала терапии. Хотя имеются сообщения о случаях летального исхода у детей школьного возраста, принимающих имипрамин, внезапной смерти в ассоциации с приемом иных трициклических антидепрессантов или антидепрессантов других классов не отмечено.

Перед назначением трициклических антидепрессантов, и особенно, дезипрамина, врач должен собрать детальный анамнез, делая акцент на заболеваниях сердечно-сосудистой системы пациента и его родственников (включая синкопы неясной этологии и синдром внезапной смерти). Если по данным анамнеза имеется подозрение на заболевание сердечно-сосудистой системы у ребенка или выявляются патологические изменения на ЭКГ, необходима консультация педиатра или кардиолога до назначения этих препаратов. Доза дезипрамина не должна превышать 3,5-5,5 мг/кг.

Обследование перед назначением препаратов лития должно включать исследование функции щитовидной железы, почек и уровня электролитов. На фоне приема лития необходимо определять содержание препарата в крови. Длительный прием лития может привести к развитию гипотиреоза.

Ингибиторы обратного захвата серотонина, особенно флуоксетин (прозак), сертралин (золофт) и пароксетин (паксил), эффективны у пациентов с депрессией, тревожностью и компульсиями. Пароксетин применяется особенно часто, так как имеет относительно короткий период полувыведения и вызывает мало побочных эффектов. Клонидин отчасти эффективен в лечении детей с СГДВ, а также у пациентов с тиками в анамнезе (включая синдром Жилль де ла Туретта).

Карбамазепин, антиэпилептический препарат, эффективен в лечении мании и синдрома эпизодического нарушения контроля. b-блокаторы (надолол/коргард) способствуют уменьшению агрессивности у пациентов с умственной отсталостью. Антагонисты опиоидных рецепторов вызывают значительные изменения в поведении детей с аутизмом и перспективны в лечении аутоагрессивного поведения у пациентов с тяжелой умственной отсталостью. Кломипрамин (анафранил) эффективен в лечении ОКР. Однако зарегистрированы случаи развития судорог на фоне приема этого препарата.

Некоторые пациенты крайне негативно относятся к приему психотропных препаратов, и их мнение отличается стойкостью и непоколебимым характером. Если таким пациентам назначаются психотропные препараты, курс лечения должен быть настолько коротким, насколько это возможно. Как и при лечении любых других заболеваний, в начале терапии врач должен избегать назначения нескольких препаратов одновременно, не следует также менять препарат сразу после его назначении, если врач не видит немедленного терапевтического эффекта.

Поскольку психотропные препараты оказывают значительное влияние на биохимические процессы растущего организма ребенка, важно объяснить ребенку и родителям цель и необходимость назначения препарата и дать рекомендации по рациональному его применению. Родители и дети должны иметь возможность обсуждать с врачом свои мысли и чувства по поводу психотропной терапии в целом и по поводу препарата, который назначен ребенку. Даже при расстройствах мышления, при которых важная роль психотропных препаратов в терапии не вызывает сомнения, медикаментозные средства назначаются не во всех случаях, хотя фармакотерапия и является единственно возможным методом лечения.

Сложный характер эмоциональных состояний требует интегрированного подхода, включающего различные виды терапии: психодинамическую (индивидуальную, семейную или групповую), поведенческую, воздействие на окружение пациента, медикаментозную терапию, привлечение членов семьи, работников школы и общественных организаций к участию в лечении ребенка. Эти терапевтические возможности должны быть выявлены и проанализированы специалистом, который принимает решение о рациональном их использовании и координирует их в лечении ребенка, чтобы добиться наилучшего результата.

Антидепрессанты для детей

Жаловаться на депрессии стало модно. Как часто мы слышим от собеседника, что он в депрессии. Причем, под этим понимается все что угодно – от обычного стресса и плохого настроения до повышенной тревожности. Нередко родители утверждают, что у их ребенка случилась депрессия и ищут эффективное лекарство от нее. Давайте попробуем разобраться, что такое настоящая детская депрессия и насколько безопасно лечить ее антидепрессантами.

Депрессия, в том числе и детская, – это болезненное состояние психосоматического характера. По статистике депрессивное состояние бывает почти у 40% современных детей и подростков, но оно временное, и, как правило, отступает. Если говорить о самой настоящей – клинической депрессии, то ею на самом деле страдают около 3% детей и 8% подростков.

Если это заболевание не лечить в детстве, оно может перерасти в серьезные психические отклонения, дети начинают практиковать девиантное поведение. Нередко они совершают попытки суицида. Порой эти попытки заканчиваются гибелью ребенка. Ростом депрессивных состояний и природной склонностью подростков к ним активно пользуются организаторы так называемых «групп смерти» в интернете.

Поставить диагноз «клиническая депрессия» может только психиатр. Но отличить настоящее заболевание от депрессивного состояния по силам любой маме.

Симптомы детской депрессии

Раньше ученые полагали, что у детей депрессии не бывает. Современные открытия в области психиатрии и психологии утверждают обратное.

У грудничков и детей до 3 лет депрессия может быть следствием внутриутробной гипоксии плода, другими неблагоприятными факторами во время беременности, в определенной степени депрессия может передаваться по наследству.

У крох ее можно распознать по нетипичному поведению. Пока карапузы учатся улыбаться, гулить и познавать мир, детки с клинической депрессией существуют «циклично» – периоды крика у них чередуются с периодами полной апатии. Малыши плохо прибавляют в весе, даже при регулярном и достаточном кормлении.

Почти все время, когда малыш не кричит, он лежит с широко открытыми глазами, взгляд его лишен смысла. Больные детки не проявляют никакого интереса с ярким погремушкам, игрушкам, не пытаются следить за ними глазами и дотянуться рукой. Карапузы постарше (начиная с 10-12 месяцев) могут ритмично раскачиваться в своей кроватке из стороны в сторону, не реагируя на попытки родителей наладить контакт.

Дети, страдающие депрессией, значительно позже начинают садиться, ходить, по многим параметрам отстают в развитии.

У детей от 3 до 6 лет клиническая депрессия проявляется иначе. Это нестабильность эмоций.

Ребенок то активно ищет любви и ласки, то резко меняет настроение и начинает проявлять гнев, агрессию, раздражительность. В этом возрасте депрессивные дети редко бывают замкнутыми. В их поведении внимательные родители тоже могут заметить определенную «цикличность» – периоды эйфории и гипервозбуждения сменяются тихим плачем. Постепенно ребенок перестает играть, проявлять интерес к мультфильмам и сказкам. У них могут начать исчезать гигиенические навыки.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 12 лет) депрессии могут проявляться по-разному. Почтив всегда заболевание сопровождается нарушением сна и пищеварения. Дети замыкаются, изолируются, отказываются общаться и играть. У них низкая самооценка, высокий уровень тревожности.

Начиная с 7-8 лет, ребенок может сам рассказать о своей самооценке. Нередко при клинической депрессии дети начинают страдать энурезом, постоянно грызут ногти и не проявляют интереса к обучению.

В подростковом возрасте (12-15 лет) клиническая депрессия часто маскируется под разные школьные фобии. У ребенка наблюдается снижение массы тела, ему сложно общаться, он озлоблен и подавлен.

Депрессия может подстерегать любого, в группе риска дети из неблагополучных семей, семей, где недавно развелись родители, ребята, пережившие сильный стресс.

Итак, о депрессии можно задуматься, если у ребенка:

  • Произошло ослабление интереса к любой деятельности.
  • Он часто бывает возбужден или заторможен, и это проявляется на физическом уровне (резкие хаотичные движения сменяются медлительными).
  • Он почти не способен концентрировать внимание, у него ослабла память.
  • Он агрессивен и часто говорит об усталости.
  • За месяц ребенок потерял более 5% массы тела без видимых на то причин.

Если вы заметили такие симптомы, это не является основанием сразу «записывать» отпрыска в больные. Это лишь повод посетить детского психиатра или невролога, чтобы обнаружить проблему и начать своевременное лечение, если оно потребуется.

Лечение детской депрессии

Лечение клинической депрессии у детей включает в себя психотерапию и прием антидепрессантов. Причем, врачи чаще стараются все-таки назначить психотропные препараты, чем избежать их.

Традиционный подход пока таков, что медики стараются «перестраховаться», если речь идет о здоровье и безопасности ребенка. Самостоятельно назначать себе или своему малышу антидепрессанты – опасно для жизни! Правильно выбрать препарат поможет специалист с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Антидепрессанты

Антидепрессанты – это психотропные лекарственные препараты, главное призвание которых – восстанавливать в организме баланс «гормонов счастья» и «гормонов стресса».

К «счастливым» относятся дофамин и сератонин. Гормоном стресса (ярости) называют норадреналин. Антидепрессанты снижают уровень стресса и стимулируют выработку сератонина и дофамина. Именно малое их количество врачи считают основной причиной возникновения депрессии.

Польза или вред?

Коварство антидепрессантов заключается в том, что более половины юных пациентов к ним абсолютно резистентны, т.е. невосприимчивы. Обычно это становится понятно уже после двухнедельного приема препарата. Тогда врач меняет антидепрессант. Если снова позитивного воздействия нет, лекарство меняют опять.

Некоторые антидепрессанты, помимо воздействия на рецепторы, отвечающие за стимуляцию выработки «гормонов счастья», параллельно воздействуют и на опиоидные рецепторы нервной системы. Это вызывает легкое наркотическое действие, а, значит, и привыкание. После прекращения приема лекарства может начаться «ломка».

Также врачи отмечают еще один большой минус в приеме антидепрессантов – возрастает вероятность токсического поражения печени.

Виды антидепрессантов

Все существующие антидепрессанты делятся на несколько видов:

  • Трициклические антидепрессанты. Не подходят для лечения детей, поскольку обладают очень серьезными побочными явлениями, а на физиологическом уровне могут привести к блокаде сердца.
  • Ингибиторы моноаминоксидазы. Тоже довольно сильные психотропные препараты, которые детям стараются не назначать. К ним относятся «Транилципромин», Пиразидол, Фенелзин, Моклобемид .
  • Антидепрессанты нетипичные. Эти препараты могут в некоторых случаях назначать детям и подросткам, но принимать их следует в условиях стационара под жестким врачебным контролем.
  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Это наиболее подходящие для растущего организма психотропные препараты. Самые известные на сегодняшний день и относительно безопасные.

Как давать детям

Детям психотропные препараты обычно назначают с шестилетнего возраста. В редких случаях их используют и для карапузов помладше, но такое решение врача должно быть более чем обоснованным. В инструкциях к антидепрессантам в качестве противопоказания почти всегда указывается детский возраст до 18 лет, именно поэтому без консультации врача не обойтись.

Рассмотрим несколько препаратов, которые чаще всего применяются в лечении психических расстройств у детей.

«Флуоксетин» («Прозак»)

Самый известный из «детских» антидепрессантов. Выпускается в форме таблеток. Стартовая дозировка начинается от 20 мг раз в сутки утром. Доза может быть увеличена через 4 недели. Список побочных явлений довольно велик – от головокружения до эпилептического припадка. Синдром отмены длится от 1 до 7 дней.

«Сертралин» («Золофт»)

Очень популярный препарат во всем мире. Используется для лечения детских депрессий и тревожных состояний, целого ряда фобий. Как правило, начальная дозировка для пациентов старше 12 лет составляет порядка 25-40 мг. Таблетки принимают один раз в день, утром или перед отходом ко сну. Максимальная суточная дозировка составляет 200 мг. Синдром отмены при постепенном снижении дозировки длится 1-2 недели.

«Пароксетин» («Адепресс»)

Эти таблеки детям принимать не рекомендуется. Подросткам назначается на усмотрение лечащего врача. Обычная дозировка – 1 таблетка в день во время приема пищи.

«Флувоксамин» («Феварин»)

Этот антидепрессант врач может назначить юному пациенту, если тому уже исполнилось 8 лет. Суточная доза начинается с 50 мг и может плавно увеличиваться при недостаточном действии. Курс лечения довольно длительный – полгода. Перечень «побочек» велик, среди них – головная боль, вялость, страх, нарастающая тревога, изменение массы тела.

Существуют и растительные препараты, которые оказывают антидепрессивное действие:

Аминокислота, которая существенно улучшает химические реакции, протекающие в головном мозге. Препарат назначается детям старше 3 лет по таблетке 3 раза в день. Детям до 3 лет – по половине таблетки трижды в день.

«Деприм» ( «Зверобой», «Гелариум Гиперикум», «Лайф 600»)

Это экстракт зверобоя. Принимать его детям старше 12 лет нужно по 1 таблетке три раза в сутки. Чадам от 6 до 12 лет – под наблюдением специалистов по 1-2 таблетки дважды в день, исключая вечера. Детям, не достигшим шестилетнего возраста, экстракт зверобоя не назначают.

«Ново-Пассит»

Можно принимать детям с 12 лет. Это экстракты сухих трав (зверобой, мелисса и др). Назначается при тревожных состояниях, нарушении сна, неврастении.

Младенцам и крохам до 3 лет рекомендуются ряд гомеопатических препаратов или «Глицин».

В помощь антидепрессантам

Один прием лекарств при лечении депрессии и других психических расстройств у детей мало что изменит.

Требуется комплексное лечение.

  • В первую очередь доктор проведет беседу с родителями. Он постарается убедить их в необходимости и оправданности приема психотропных лекарств. Разъяснит, как правильно принимать лекарство, чтобы максимально сгладить «синдром отмены» и избежать побочных явлений.
  • Затем специалист назначит курс психотерапии, в ходе которой будет проведена коррекция поведения и образа мышления ребенка, исправление «семейных» ошибок – коррекция взаимоотношений домочадцев.
  • Психотерапевт научит ребенка создавать мотивацию к учебе и общению, а также эффективно решать проблемные ситуации. Если пациент еще слишком мал, то ему назначат игровую терапию.

Многие врачи считают, что антидепрессанты прекрасно помогают справляться с психическими расстройствами у детей и подростков. Несмотря на это, детальное воздействие психотропных препаратов на детский организм все еще до конца не изучено. Предупреждение об этом есть в инструкции к каждому антидепрессанту.

Некоторые ученые склонны считать, что эти препараты разрушают структуру детской психики сильнее, чем имеющееся заболевание. К примеру, некоторые антидепрессанты давно стали «настольными» медикаментами у детей в Великобритании, США. Их прием в этих странах так же естественен, как прием витаминов.

В то же время там растет число детских суицидов, случаев невероятной агрессии и жестокости, когда школьник расстреливает целый класс и учителей, например. Противники лечения детей антидепрессантами уверяют, что между этими двумя фактами есть прямая связь.

О причинах детской депрессии и в каких случаях родители могут помочь ребенку самостоятельно, смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Депрессия у подростков

Что такое подростковая депрессия

Депрессия и биполярные расстройства у подростков как факторы риска ССЗ: позиция AHA

10 августа 2015г. Американская кардиологическая ассоциация.

Симптомы депрессии у подростков

Эмоциональные изменения

  • Частое проявление чувства печали или тоски, в том числе – плач без видимой причины
  • Раздражительность, огорчение или гнев по самым незначительным поводам
  • Потеря интереса или удовольствия от привычных занятий подростка
  • Потеря интереса к семье и друзьям или постоянные конфликты с ними
  • Ощущение собственной бесполезности, вины, фиксация на прошлых неудачах, чрезмерная самокритика
  • Слишком болезненная реакция на неудачи
  • Затруднения в мышлении, концентрации внимания, принятии решений и запоминании событий
  • Постоянное ощущение, что настоящая и будущая жизнь мрачная и безрадостная
  • Частые мысли о смерти, мысли о самоубийстве.

Поведенческие изменения

  • Хроническая усталость и апатия

Жестокое обращение с детьми и депрессия

Новое исследование, проведенное в Великобритании, и включавш.

Депрессия у подростков. Патология или физиологический кризис?

Когда обращаться к врачу

Депрессия. Симптомы повышения суицидального риска

Исследование обнаружило, что некоторые типы поведения, такие.

Подростковая депрессия и суицидальные мысли

Причины депрессии у подростков

  • Нарушение баланса нейромедиаторов. Медиаторы являются естественными химическими веществами в мозге, которые, вероятно, играют роль в развитии депрессии. Когда баланс этих химических веществ в головном мозге нарушается – появляются симптомы депрессии.
  • Гормоны. Изменения в организме подростка, связанные с его созреванием, приводят к нарушению баланса гормонов. Это косвенно может влиять на запуск или усиление депрессии.
  • Наследственные факторы. Депрессия чаще встречается у людей, чьи биологические (кровные) родственники также имеют это заболевание.
  • Травмы раннего детства. Травматические события в детском возрасте, такие как физическое или эмоциональное насилие, или потеря родителя, могут вызвать изменения в мозге, которые делают человека более восприимчивым к депрессии.

Факторы риска подростковой депрессии

Подростковые суициды. Анализ причин

Исследование показывает, что самоубийства в подростковом воз.

  • Наличие проблем, негативно влияющих на самооценку подростка, таких как ожирение, проблемы со сверстниками, долгосрочные издевательства или проблемы в учебе
  • Если пациент был жертвой или свидетелем насилия (как физического, так и сексуального)
  • Наличие других психических заболеваний, таких как тревожное расстройство, анорексия или булимия, синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или др.
  • Наличие хронического физического заболевания – злокачественная опухоль, сахарный диабет или астма
  • Определенные черты личности, такие, как низкая самооценка, чрезмерная зависимость от другого человека, избыточная самокритичность или упорный пессимизм
  • Злоупотребление алкоголем, никотином или наркотическими препаратами
  • Женский пол: депрессия чаще возникает у женщин, чем у мужчин
  • Принадлежность к сексуальным меньшинствам: если пациент гей, лесбиянка, бисексуал или транссексуал – он нередко становится социально изолированным или испытывает издевательства, что может увеличить риск депрессии
  • Наличие в кровном родстве людей с депрессией, биполярным расстройством или алкоголизмом
  • Наличие в семейном анамнезе человека, который покончил жизнь самоубийством
  • Наличие факторов неблагополучия и конфликтов в семье
  • Переживание недавних стрессовых жизненных событий, таких как развод родителей, участие родителей в военных действиях или смерть близкого человека.

Осложнения подростковой депрессии

  • Низкую самооценку
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками
  • Проблемы с учебой
  • Семейные конфликты и трудности общения
  • Социальную изоляцию
  • Опасное и противоправное поведение
  • Самоубийство.

Подготовка к визиту врача

Новое в профилактике суицидов

Самоубийство занимает десятое место в рейтинге самых часты.

  • Опишите все симптомы, беспокоящие подростка, в том числе те, которые кажутся Вам не имеющими отношения к делу
  • Укажите ключевую личную информацию, в том числе недавние стрессы и перемены в жизни Вашего ребенка
  • Укажите все лекарственные препараты, витамины и биологически-активные добавки, которые принимает или недавно принимал Ваш ребенок
  • Запишите все вопросы, которые Вы и Ваш ребенок хотите задать врачу.
  • Эти симптомы указывают на депрессию у моего ребенка?
  • Каковы другие возможные диагнозы?
  • Потребуется ли дополнительное обследование?
  • Какое лечение будет оптимально в этой ситуации?
  • Есть ли побочные эффекты от лекарств, которые Вы назначаете?
  • Как нужно отслеживать прогресс и эффективность лечения?
  • Мой ребенок имеет другие заболевания, как это повлияет на тактику лечения? Могут ли эти диагнозы быть связаны с депрессией?
  • Есть ли какие-либо ограничения, которым должен следовать ребенок?
  • Как часто нужно посещать психиатра?
  • Могут ли изменения в диете, физические упражнения или другие занятия облегчить депрессию?
  • Есть ли у Вас печатные материалы, которые мы могли бы изучить дома? Какие сайты Вы рекомендуете нам посетить?
  • Когда члены семьи или друзья впервые заметили симптомы депрессии?
  • Как давно ты сам ощущаешь симптомы депрессии? Подавленное настроение преследует тебя постоянно, или случается время от времени?
  • Бывают ли у тебя резкие перепады настроения? Скажем, когда в последний раз ты ощущал(а) переполняющее тебя счастье и прилив энергии?
  • Когда-нибудь тебя посещали мысли о самоубийстве в момент пика дурного настроения?
  • Насколько тяжелы твои симптомы? Они мешают занятиям в школе, отношениям с друзьями или другим ежедневным мероприятиям?
  • Есть ли у вас какие-либо биологические (кровные) родственники с депрессией или другим психическим расстройством?
  • Есть ли у подростка какие-то еще заболевания?
  • Принимал ли подросток алкоголь, марихуану или уличные наркотики?
  • Сколько подросток спит по ночам? Изменилась ли продолжительность сна в последнее время?
  • Что, по-Вашему, облегчает симптомы у подростка?
  • Что, по-Вашему, их ухудшает?
  • Не изменился ли рацион питания ребенка, его пищевые привычки и предпочтения? Не замечали ли вы резкое изменение веса ребенка: увеличение или похудение?

Диагностика депрессии у подростков

Диагностические критерии депрессии

Послеродовая депрессия. Вопросы и ответы

Интервью с доктором Марком Заковски, акушером-гинекологом и .

  • Подавленное настроение, например, грусть, опустошенность или плаксивость (в подростковом возрасте подавленное настроение может проявляться хронической раздражительностью)
  • Уменьшение интереса или утрата удовольствия от всех или большинства видов деятельности, ранее приносивших радость и удовольствие.
  • Значительная потеря веса без целенаправленной диеты, или напротив – резкое увеличение веса; уменьшение или увеличение аппетита
  • Бессонница или чрезмерная сонливость
  • Тревожность или замедленное поведение, которое бросается в глаза близким людям
  • Хроническая усталость, разбитость и безынициативность
  • Чувство бесполезности, или чрезмерной или беспричинной вины
  • Проблемы с принятием решений, с концентрацией внимания
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, составление плана самоубийства, или попытки самоубийства.
  • Симптомы не должны являться следствием прямого воздействия психотропных препаратов (алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов) или гипотиреоза
  • Симптомы не должны быть вызваны свежей скорбью, такой например, какая бывает при смерти близкого человека.

Другие типы депрессии

Депрессия и ее оттенки

Бывали ли у вас тяжелые события в жизни, после которых вы чу.

Другие расстройства, способные вызывать симптомы депрессии у подростков

  • Сезонное аффективное расстройство. Это тип депрессии, связанный с изменениями времен года и снижением воздействия солнечных лучей.
  • Расстройство адаптации. Это чрезмерно выраженная эмоциональная реакция, возникшая в ответ на травмирующее событие в жизни подростка. Это отдельное психическое заболевание, способное повлиять на чувства, мысли и поведение.
  • Биполярное расстройство. Биполярное расстройство характеризуется перепадами настроения, которые варьируются от мании до депрессии. Иногда бывает очень сложно отличить биполярное расстройство от истинной депрессии, однако это очень важно, поскольку лечение депрессии отличается от лечения биполярного расстройства.
  • Циклотимия или циклотимическое расстройство. Это легкая форма биполярного расстройства.
  • Шизоаффективное расстройство. Это состояние, при котором человек отвечает критериям как шизофрении, так и депрессии.

Лечение подростковой депрессии

Лекарственные препараты

Антидепрессанты и увеличение риска самоубийства

Антидепрессанты и беременность

Психотерапия

Госпитализация и другие программы лечения

Изменения образа жизни и домашние средства в лечении подростковой депрессии

  1. Придерживайтесь плана лечения. Следите за тем, чтобы подросток посещал назначенные встречи с врачом или психотерапевтом. Даже если подросток чувствует себя хорошо – убедитесь, что он или она продолжает принимать лекарства так, как предписано врачом. Если ваш подросток прекратит принимать лекарства – симптомы депрессии могут вернуться. Резкая отмена лекарств может вызвать синдром отмены. Никогда не прекращайте прием препарата против депрессии, не посоветовавшись с врачом.
  2. Узнайте побольше о депрессии, совместно с подростком читайте книги и сайты, рекомендованные вашим врачом. Самообразование может лучше мотивировать вашего подростка придерживаться плана лечения.
  3. Уделите особое внимание общению с подростком. Поговорите с ним/ней о тревогах, подчеркните свою безоговорочную поддержку. Создайте среду, в которой ребенок сможет делиться с вами своими проблемами, и будет уверен, что его выслушают и поймут.
  4. Обращайте внимание на предупреждающие знаки. Обсудите с врачом или психотерапевтом предполагаемую динамику симптомов и отслеживайте ее. Составьте план, чтобы вы и ваш ребенок знали, что делать в случае ухудшения симптомов. Попросите членов семьи или друзей также следить за предупреждающими знаками.
  5. Способствуйте формированию у подростка здоровых привычек. Даже легкая регулярная физическая активность может уменьшить симптомы депрессии. Сон также имеет важное значение для всех подростков, и особенно важен у подростков с депрессией. Если ваш подросток имеет проблемы со сном – обратитесь к врачу за консультацией.
  6. Помогите подростку избегать алкоголя и наркотиков. Ваш подросток может считать, что алкоголь или наркотики уменьшают симптомы депрессии, но в долгосрочной перспективе они лишь ухудшают их, и потом депрессию будет намного труднее лечить.

Поддержка пациента

  1. Поощряйте подростка создавать и сохранять здоровые дружеские отношения со сверстниками и другими людьми. Позитивные отношения способствуют повышению доверия к людям у вашего подростка. Поощряйте подростка избегать отношений с людьми, чье поведение может усугублять симптомы депрессии.
  2. Поощряйте физическую активность. Участие в спортивных, школьных мероприятиях или занятия в кружках – помогут подростку сосредоточиться на позитивных вещах, и прервать негативные чувства или поведение.
  3. Учите ребенка обращаться за помощью. Подростки неохотно обращаются за поддержкой, находясь в депрессии. Поощряйте подростка к искренним разговорам с членом семьи или другим доверенным взрослым, когда это необходимо.
  4. Имейте реалистичные ожидания. Многие подростки склонны к самобичеванию, если они не в состоянии жить по выдуманным ими нереалистичным стандартам – в учебе, в спорте и тд. Пусть ваш подросток знает, что это нормально – быть несовершенным.
  5. Упростите жизнь подростка. научите его/ее тщательно выбирать обязательства, и ставить перед собой разумные цели. Пусть ваш подросток знает, что это нормально – делать меньше, если симптомы депрессии нарастают.
  6. Структурируйте время. Помогите подростку составлять письменные планы дня или недели, чтобы оставаться организованным и продуктивным.
  7. Поощряйте также желание подростка вести личный дневник: он может помочь улучшить настроение, позволяя вашему ребенку выразить боль, гнев, страх или другие эмоции, которые он не сможет выразить другим способом.
  8. Свяжитесь с другими подростками, которые борются с депрессией. Общение с другими подростками, испытывающими схожие проблемы – может помочь вашему ребенку справиться с депрессией. Во многих городах доступны группы поддержки подростков с депрессией, спросите своего врача – не знает ли он о таких группах в вашем городе. Также подобные группы поддержки доступны и в Интернете, однако вам следует сперва убедиться в том, что сайт заслуживает доверия.
  9. Научите ребенка следить за своим здоровьем. Убедитесь, что ваш подросток регулярно и правильно питается, регулярно занимается физическими упражнениями и достаточно спит.

Как физические упражнения защищают от депрессии

Новое исследование, опубликованное в журнале Cell, исследу.

Депрессия у детей и подростков – Методы лечения

Методы лечения детей и подростков такие же, как и методы лечения взрослых людей и включают сеансы психотерапии или медикаменты. Хотя антидепрессанты являются эффективным методом лечения, их влияние и безопасность при употреблении детьми не изучена до конца. Однако многие специалисты считают, что преимущества использования антидепрессантов в некоторых случаях превосходят риски, которые они в себе несут.

Меньше трети больных детей и подростков получают необходимое лечение. В большинстве случаев так происходит из-за убеждения, что дети не болеют депрессией или, что угнетенное настроение естественно в этом возрасте. Причиной того, что подростки не обращаются за помощью, является их вера в то, что такое настроение нормально для их возраста, или они находят причину им в определенных событиях или просто не знают к кому обратиться. Объясните своему ребенку, что если у него возникло угнетенное настроение, ему необходима помощь и расскажите к кому он может обратиться.

Метод лечения вашего ребенка будет зависеть от того первый или нет это приступ депрессии, степень сложности депрессии и от причин его возникновения, например, случилась ли она вследствие семейного конфликта или неуспеваемости в учебе. Если депрессия вашего ребенка протекает в очень сложной форме, он демонстрирует признаки суицидального поведения и не воспринимает реальности, не способен полноценно функционировать, в таком случае может понадобиться госпитализация.

Лечение от депрессии детей и подростков в основном включает психотерапию, медикаменты и обучение ребенка и его родных о депрессии.

Наиболее распространенные сеансы психотерапии , используемые в лечении детей:

Медикаменты , используемые в лечении детской и подростковой депрессии:

Наиболее эффективным методом лечения является сочетание флуоксетина и когнитивно-поведенческой терапии.

Стоит ли моему ребенку принимать антидепрессанты?

Управление утвердило использование антидепрессанта флуоксетина при лечении детей и подростков. Несмотря на это, некоторые антидепрессанты, которые используются в лечении депрессии у взрослых, также можно использовать и в лечении детей, хотя они и не утверждены Управлением для лечения детей.

Перед назначением лечения врач должен проверить ребенка на наличие у него суицидальных мыслей. Он поставит ему ряд вопросов, ответы на которые помогут ему определить это.

Вот примеры вопросов, которые должен поставить ребенку врач:

Управление, которое дало заключение относительно антидепрессантов и суицидального поведения, утверждает, что дети, принимающие антидепрессанты должны находиться под постоянным наблюдением на предмет признаков суицидальных мыслей.

Обучение ребенка и членов его семьи о депрессии может проводиться врачом как формально, так и в рамках семейной терапии. Ниже наведены самые важные факты о депрессии, которые вы должны выучить:

Лечение депрессии в домашних условиях также является важной частью курса лечения. К такому лечению можно отнести:

Необходимость в непрерывном лечении зависит от степени сложности болезни и того, как она влияет на жизнь ребенка. Такое лечение в основном состоит из посещений сеансов психотерапии и, иногда, употреблении медикаментов.

Иногда дети не реагируют на первый назначенный антидепрессант, и тогда им приходится попробовать несколько препаратов, пока они найдут тот, который облегчает их симптомы. Как медикаменты, так и психотерапия являются эффективными методами лечения депрессии, особенно хронической ее формы.

Самым важным моментом в непрерывном лечении является употребление антидепрессантов строго по назначенному врачом плану. Очень часто, как только больной почувствует облегчение симптомов, он решает, что здоров и прекращает лечение. Однако, как только больной перестает принимать антидепрессанты, симптомы возвращаются. Именно поэтому так важно придерживаться предписаний врача.

Ребенку также будет необходимо и дальше посещать сеансы психотерапии и придерживаться здорового образа жизни, как например, придерживаться здоровой и сбалансированной диеты.

Если кроме депрессии ребенок болен другим заболеванием, он также должен проходить параллельное лечение этого заболевания. Расскажите всем врачам, какие у него заболевания и, какое лечение он проходит.

Лечение, в случае ухудшения состояния больного

Если во время лечения от депрессии состояние вашего ребенка ухудшилось, возможно, понадобится дополнительное лечение.

Если вы заметили у ребенка признаки суицидального поведения (как например, чрезмерно агрессивное поведение, постоянные мысли о смерти) или не восприятия ребенком реального мира, или галлюцинации и иллюзии, возможно, понадобиться кратковременная госпитализация. Признаки суицидального поведения зависят от возраста больного. У детей к таким признакам в первую очередь относят одержимость смертью и внезапный разрыв отношений с друзьями.

Если ваш ребенок болен депрессией, обязательно уберите из дома все колющее и режущие предметы, спрячьте оружие и таблетки, опасные для жизни, особенно в том случае, если ребенок демонстрирует суицидальное поведение. Несмотря на то, что по статистике чаще всего подростки совершают самоубийство с помощью медикаментов, если в вашем доме есть оружие и оно находиться в месте досягаемости ребенка, есть большая вероятность, что он им воспользуется.

Электрошоковая терапия, хотя и редко используется в лечении детей, она может быть использована тогда, когда ребенок не реагирует на все остальные методы лечения или его депрессия протекает в очень тяжелой форме. Во время этой процедуры электроды прикрепляются к вискам, и через них пропускается легкий электрический импульс в мозг. Таким образом, производиться воздействие на нейротрансмиттеры, что в свою очередь облегчает симптомы депрессии.

Информация к размышлению

Несмотря на то, что многие специалисты считают, что преимущества приема медикаментов для лечения депрессии у детей превышают тот риск, который они в себе несут, исследований в этой сфере на сегодняшний день очень мало. Влияние антидепрессантов при длительном приеме и их безопасность по отношению к детям до сих пор не изучены. В недавнее время Управление по контролю над качеством пищевых продуктов и медикаментов США опубликовало предупреждение относительно риска появления суицидальных мыслей у пациентов, которые принимают антидепрессанты.

Очень важную роль в процессе лечения детей и подростков играет семейная поддержка. В многих случаях оказывается, что родители больных детей также страдают депрессией и нуждаются в лечении. Если же родители не будут лечиться сами, это может повлиять на процесс выздоровления их детей.

Чем раньше начать курс лечения депрессии, тем раньше ребенок выздоровеет. Если же вы будете откладывать визит к врачу, это приведет к усугублению самой болезни и более длительному процессу выздоровления.

Уже на третью неделю приема антидепрессантов ребенок может почувствовать облегчение, однако больший результат вы сможете увидеть после 6-8 недель приема медикаментов. Убедитесь, что ребенок принимает лекарства согласно рецепту и не пропускает ни одной дозы. Ребенку может оказаться очень сложно ждать, пока он увидит результат действия антидепрессантов. Также, если первый препарат не дал никакого результата, ребенку понадобится испробовать несколько разных препаратов, пока вы найдете подходящий антидепрессант.

Помните, очень часто через 2-5 лет после первого приступа депрессии у детей случается рецидив болезни.

Антидепрессанты

нвещества, применяемые для лечения депрессий. Они могут

быть представлены следующими группами . I. Средства, блокирующие

нейрональный захват моноаминов

  1. Неизбирательного действия, блокирующие нейрональный захват серотонина и

А. Блокирующие нейрональный захват серотонина Флуоксетин

Б. Блокирующие нейрональный захват норадреналина Мапротилин

  1. Ингибиторы моноаминоксидазы (МАО)
  1. Неизбирательного действия (ингибиторы МАО -A и МАО -B) Ниаламид Трансамин
  1. Избирательного действия (ингибиторы МАО -A) Моклобемид

Большое распространение в медицинской практике получили лекарственные средства первой

группы являющиеся трициклическими антидепрес —

сантами . Они относятся к антидепрессантам неизбирательного

действия, блокирующим обратный нейрональный захват и серотонина, и норад —

реналина. Один из их представителей — имизин (имипрамин, мелипрамин, тофранил). Он

обладает выраженными антидепрессивными свойствами, которые сочетаются со слабым

седативным эффектом. Вместе с тем, при определенных состояниях выявляется и

психостимулирующий компонент (иногда отмечаются некоторая возбужденность,

эйфоричность, может быть бессонница.

Антидепрессанты с седативным действием иногда называют тимолептиками (от

греч. thymos — душа, дух, leptos — нежный, тонкий), а со стимулирующим — тимеретиками (от

греч. ereto — раздражать).

Механизм действия

Относительно механизма действия имизина высказывается ряд предположений. Одна из

наиболее принятых гипотез связывает его антидепрессивный эффект со способностью

угнетать нейрональный захват норадреналина и серотонина 1. Это приводит к тому, что в

области рецепторов накапливаются большие концентрации медиаторов и их эффекты

возрастают. В частности, усиление тормозного влияния серотонина на лимбическую систему

(миндалевидное тело) может быть одним из важных механизмов антидепрессивного действия

Препарат блокирует также пресинаптические ? 2-адренорецепторы (что повышает

высвобождение норадреналина), серотониновые (5HT 1A-1D) и гистаминовые рецепторы.

Наряду с центральным действием имизин обладает некоторыми периферическим м —

холиноблокирующим (атропиноподобным), ? 1-адреноблокирующим, папавериноподобным и

отчетливым противогистаминным эффектами.

Из желудочно -кишечного тракта имизин всасывается хорошо. В значительной степени

метаболизируется в печени. Один из его метаболитов — дезметилимипрамин (дезипрамин) —

обладает выраженной антидепрессивной активностью и используется в медицинской

практике. Выделяется в виде метаболитов, конъюгатов и в неизмененном виде в основном

почками (40% — в 1 -е сутки), частично кишечником.

1 Устранение психической заторможенности.

2 Устранение пониженного («отрицательного») настроения.

3 Устранение тревоги и страха.

Ингибиторы МАО — вещества, неизбирательно ингибирующие моноаминоксидазы.

1 Высказывается также предположение, что антидепрессивное действие имизина и других

антидепрессантов этого типа может быть связано со снижением плотности в ЦНС

серотониновых 5 -НТ 2-ре — цепторов, ? 2- и ? -адренорецепторов.

При использовании имизина при депрессиях лечебный эффект наступает через 2 -3 нед.

Побочное действие чаще всего связано с атропиноподобными свойствами имизина (сухость в

полости рта, нарушение аккомодации, тахикардия, запор, затруднение мочеотделения).

Отмечаются нарушения и со стороны сердечно -сосудистой системы. Имизин в

терапевтических дозах может снижать артериальное давление. На фоне его действия иногда

развивается ортостатическая гипотензия. В больших дозах может вызывать тахикардию,

аритмии. Возможны нежелательные отклонения и со стороны психической деятельности. Это

либо чрезмерный седативный эффект, либо, наоборот, возбуждение, галлюцинации,

бессонница. При приеме имизина могут быть головная боль, тремор, аллергические кожные

реакции, желтуха, редко лейкопения и агранулоцитоз. Препарат способствует также

повышению массы тела.

Имизин противопоказан при глаукоме, нарушении мочеотделения, связанном с гипертрофией

предстательной железы. Нельзя комбинировать его с неизбирательными ингибиторами МАО,

ак при этом возникают токсические эффекты. Если эти два типа антидепрессантов

назначают последовательно, интервал после прекращения приема ингибитора МАО должен

быть не менее 1,5 -2 нед.

Сходным с имизином препаратом является кломипрамин (анафранил). Более выраженно

влияет на обратный захват серотонина.

Амитриптилин (триптизол) по строению схож с имизином. Фармакодинамика и

фармакокинетика амитриптилина и имизина аналогичны. Наряду с антидепрессивной

активностью у амитриптилина имеются выраженные психоседати вные свойства.

Стимулирующее действие у него отсутствует (см. рис. 11.1). Кроме того, он превосходит

имизин по м -холиноблокирующему и противогистаминному действию. Амитриптилин

относится к наиболее активным антидепрессивным средствам. Лечебный эффект его

в ыявляется через 10 -14 дней.

К трициклическим антидепрессантам относится также азафен (пипофезинум). Он обладает

умеренной антидепрессивной активностью и оказывает седативное действие. Отличается в

положительную сторону от приведенных антидепрессантов отсут ствием м —

холиноблокирующих свойств. Применяют азафен при депрессиях легкой и средней тяжести.

Препарат хорошо переносится. Побочные эффекты наблюдаются лишь в отдельных случаях,

поэтому азафен нередко рекомендуется больным пожилого возраста. Назначают его внутрь.

Отмеченные препараты действуют неизбирательно на нейрональный захват серотонина и

норадреналина. Вместе с тем созданы препараты и с избирательным действием. Так,

синтезированы соединения, преимущественно угнетающие нейрональный захват

серотонина. О дним из таких препаратов является флуоксетин (прозак, фрамекс). По

химическому строению он является производным феноксипропиламина. Обладает высокой

антидепрессивной активностью, аналогичной таковой для трициклических антидепрессантов.

Эффект развивается п остепенно (в течение 1 -4 нед). От трициклических антидепрессантов

отличается тем, что у него практически нет седативного действия и обычно выявляется

некоторый психостимулирующий эффект, отсутствует или весьма незначительно м —

холиноблокирующее действие, не отмечено влияния на адренорецепторы. Гемодинамика при

применении флуоксетина стабильна. Масса тела не увеличивается. Кроме того, флуоксетин

характеризуется низкой токсичностью.

Хорошо всасывается при введении внутрь. Метаболизируется в печени. Один из е го

метаболитов, норфлуоксетин, обладает выраженной антидепрессивной активностью. Для

флуоксетина t 1/2=1-3 дням (для норфлуоксетина — 7-15 дней). Выделяются метаболиты и

неизмененный препарат почками.

Из побочных эффектов отмечаются нарушение аппетита, тошнота, нервозность, головная

боль, бессонница, кожные высыпания. Нельзя применять флуоксетин с неизбирательными

ингибиторами МАО, поскольку может развиться так называемый «серотониновый синдром»,

связанный с накоплением избыточных концентраций серотонина . Это может проявляться

мышечной ригидностью, гипертермией и сердечно -сосудистым коллапсом, что представляет

опасность для жизни. С учетом сказанного между приемами флуоксетина и неизбирательных

ингибиторов МАО должен быть интервал не менее 2 нед.

Взаимоде йствия с пищевыми ингредиентами для флуоксетина не отмечено (в отличие от

неизбирательных ингибиторов МАО).

Флуоксетин получил широкое применение в медицинской практике при лечении депрессивных

Из избирательных ингибиторов нейронального захвата серотонина для медицинской практики

предложен ряд новых препаратов — сетралин, пароксетин и др. Наибольшей

избирательностью действия обладает пароксетин (паксил). В экспериментах in vitro было

показано, что пароксетин в 320 раз сильнее угнетает обратный за хват серотонина, чем

норадреналина (сетралин — в 190 раз, флуоксетин — в 20 раз). Пароксетин обладает высокой

антидепрессивной и анксиолитической (противотревожной) активностью. Оказывает

незначительное м -холиноблокирующее действие.

При энтеральном введени и всасывается полностью. Вводится препарат 1 раз в сутки.

Эффект развивается через 1 -4 недели. Продолжительность лечения измеряется месяцами и

зависит от типа депрессии. Переносится пароксетин хорошо. Побочные эффекты

наблюдаются редко. Возможны тошнота, г оловная боль, иногда сухость в ротовой полости,

сонливость, головокружения и др.

Синтезирован также препарат, избирательно блокирующий нейрональный захват

норадреналина, — мапротилин (лудиомил). По фармакологическим свойствам и показаниям к

применению сходен с имизином.

Всасывается из пищеварительного тракта медленно. Подвергается биотрансформации в

печени. Выделяются мапротилин и его метаболиты в основном почками.

Преимущественным влиянием на нейрональный захват норадреналина обладает также

дезипрамин. Как уже отмечалось, он является метаболитом имизина. По характеру действия

аналогичен последнему. В меньшей степени вызывает седативный и м -холиноблокирующий

Антидепрессанты из группы ингибиторов МАО подразделяются на препараты

неизбирательного и избирательного действия.

В настоящее время неизбирательные ингибиторы МАО (влияют на МАО -А и МАО -В)

применяют относительно редко вследствие довольно высокой токсичности. При выборе

антидепрессантов предпочтение, как правило, отдается препаратам, влияющим на

нейрональный захват моноаминов.

Неизбирательные ингибиторы МАО угнетают процесс окислительного дезаминирован ия

норадреналина и серотонина, что приводит к накоплению их в мозговой

ткани в значительных количествах. Большинство препаратов этой группы блокируют МАО

необратимо. В связи с этим для восстановления МАО она должна быть синтезирована

заново, что требует зн ачительного времени (до 2 нед). Максимальное ее угнетение

происходит через несколько часов после всасывания ингибиторов МАО. Однако

антидепрессивный эффект развивается через 7 -14 дней.

Наряду с антидепрессивным действием ингибиторы МАО характеризуются выра женными

психостимулирующими свойствами (вызывают эйфорию, возбуждение, бессонницу; см рис.

На фоне действия ингибиторов МАО резко усиливается прессорный эффект

симпатомиметиков (фенамина, эфедрина, тирамина), в том числе содержащихся в пищевых

про дуктах (например, в сыре имеются существенные количества тирамина 1). Эти вещества

способствуют выбросу из адренергических окончаний избыточных количеств норадреналина,

который накапливается в них в результате угнетения МАО. При этом возникает

гипертензивны й криз 2.

Угнетение МАО под влиянием ее ингибиторов происходит не только в ЦНС, но и в

периферических тканях. Кроме того, эти препараты подавляют активность не только МАО, но

и ряда других ферментных систем. Так, вследствие угнетения микросомальных ферменто в

печени ингибиторы МАО пролонгируют действие средств для неингаляционного наркоза,

опиоидных анальгетиков, противоэпилептических и ряда других средств.

Ингибиторы МАО обладают гипотензивной активностью. При стенокардии они уменьшают

болевые ощущения (очев идно, за счет блокирования центральных звеньев рефлексов с

сердца). Всасываются ингибиторы МАО из пищеварительного тракта хорошо. Выделяются

преимущественно почками. Ингибиторы МАО обладают относительно высокой токсичностью.

Это проявляется главным образом в отношении печени (могут вызывать тяжелый гепатит).

Кроме того, они возбуждают ЦНС, что является причиной бессонницы и возникающих в ряде

случаев тремора и судорог. Применение этих веществ может сопровождаться

Лекарственная зависимость по отношению к ингибиторам МАО не развивается.

В качестве ингибиторов МАО было синтезировано большое количество производных

гидразина. Однако в настоящее время в медицинской практике используют единичные

гидразиновые препараты, например ниаламид (ниамид, нуредал). Это один из наименее

эффективных антидепрессантов этого типа. Однако токсическое влияние его на печень и

другие побочные эффекты выражены в небольшой степени.

К другому классу химических соединений («негидразиновых») относится трансам ин

(транилципромин, парнат). Он является фенилциклопропиламином, т.е. по структуре

аналогичен фенилалкиламинам (например, фенамину). Трансамин — сильный необратимый

ингибитор МАО. Он относится к наиболее эффективным антидепрессантам этой группы.

Терапевтич еское действие его наступает несколько быстрее, чем у большинства гидразинов

(у ниаламида — через 12 -14 дней, у трансамина — через 2 -7 дней).

Фармакодинамика трансамина аналогична таковой других ингибиторов МАО. К этому следует

добавить наличие у него некоторого симпатомиметического эффекта.

Гепатотоксичность у «негидразиновых» соединений выражена в меньшей степени, чем у

препаратов группы гидразина.

В последние годы привлекли внимание препараты, обратимо ингибирующие

преимущественно МАО -А. К ним относя тся моклобемид (аурорикс), пиразидол и др. Они

действуют более кратковременно, чем необратимые ингибиторы МАО. Кроме того, при их

применении снижается вероятность развития гипертензивного криза при взаимодействии с

симпатомиметиками пищевого происхождения

1 В обычных условиях тирамин в значительной степени инактивируется МАО, которая

находится также в стенке кишечника и в печени.

2 Такое взаимодействие неизбирательных ингибиторов МАО с симпатомиметиками пищевого

происхождения нередко обозначают как «эффект сыра» («cheese effect», англ.).

(например, с тирамином), что типично для неизбирательных ингибиторов МАО. Моклобемид

является производным бензамида.

Пиразидол — это тетрациклическое соединение. По химическому строению он может быть

отнесен к производным ин дола. Антидепрессивное действие пиразидола в зависимости от

состояния больного сочетается с седативным (на фоне беспокойства, тревоги) или

стимулирующим (на фоне угнетения) эффектами. Механизм его антидепрессивного действия

объясняется обратимым ингибирующ им влиянием на МАО -А и способностью угнетать

нейрональный захват норадреналина. М -холиноблокирующая активность у пиразидола

отсутствует. Переносится препарат хорошо. Побочные эффекты возникают редко. Принимают

Депрессии у подростков лечение

Подростки подвержены перепадам настроения. Они тонко воспринимают все, что происходит вокруг. Взрослые расценивают поведение подростков, как переходный возраст. Однако, проблема имеет более серьезные основания и часто вызывает депрессии у подростков лечение которых нужно доверить квалифицированным психологам.

Как помочь ребенку выйти из депрессии

Депрессия – проблема психологического характера. Подростки, которые страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества и вины. Они очень чувствительны и нередко имеют низкую самооценку. Для того чтобы состояния подростка как можно быстрее пришло в норму, близкие, находящиеся рядом с ребенком должны проявить заботу и внимание. Важно уметь вовремя распознать проблему.

Как помочь ребенку выйти из депрессии:

  • В первую очередь нужно сделать так, чтобы атмосфера в семье была спокойной, необходимо избегать конфликтов.
  • Любовь и забота близких будут основным терапевтическим средством, которое поможет ребенку преодолеть депрессию.
  • Необходимо говорить с ребенком, быть в курсе событий, которые происходят в его жизни.
  • При этом важно соблюдать корректность и не навязывать свое мнение и советы.
  • Важно показать свою заинтересованность и готовность прийти на помощь.

Признаки депрессии у подростков

Депрессию можно спутать с угнетенным состоянием. Но депрессивные состояния имеют ряд характерных симптомов и признаков. Учитывая эти факторы, можно с абсолютной точностью определить, что же именно происходит с подростком.

К основным признакам депрессии у подростков относят:

  • Равнодушие ко всему, что происходит вокруг, отрешение от реальности. Подростку становится неинтересным все то, чем он увлекался ранее.
  • Подростку становится сложно сосредоточиться на чем-либо.
  • У ребенка пропадает аппетит.
  • Подростка часто беспокоят головные боли.
  • Раздражительность, склонность к истерикам, агрессия.
  • Подростка могут посещать мысли о суициде. Ребенка начинают интересовать фильмы и музыка мрачного содержания.

Подростку становится безразлична его собственная жизнь. У него отсутствуют планы на будущее.

Как избавиться от депрессии подростку

Переживания и беспокойства, происходящие во внутреннем мире подростка, будут непременно иметь и внешние проявления. У ребенка могут возникнуть проблемы в школе, он может конфликтовать как со сверстниками, так и со взрослыми. В особо тяжелых случаях, подросток может пристраститься к алкоголю или наркотикам. Все это говорит о том, что ребенку нужна помощь.

Если родителям не удается самостоятельно устранить депрессии у подростков лечение придется доверить специалистам. Помощь психотерапевта будет необходима. Только врач сможет разобраться в проблеме и дать полезные рекомендации. Возможно, подростку придется принимать некоторое время антидепрессанты. В некоторых случаях может помочь семейная терапия.

Антидепрессанты у подростков

Если у ребенка диагностирована тяжелая форма депрессии и ему не помогают сеансы психотерапии, врач может назначить антидепрессанты для подростка. Родителей часто настораживает то, что ребенку придется пить такие лекарственные препараты. Ведь существует мнение, что они вызывают привыкание.

В настоящее время разработаны и выпущены в продажу легкие антидепрессанты нового поколения. Эти лекарственные препараты мягко воздействуют на психику и не вызывают привыкания. К том же они не имеют множества побочных эффектов. Их действие направлено на регулирование биохимических процессов, которые происходят в головном мозге.

Хорошо себя зарекомендовали в борьбе с детской и подростковой депрессией лекарственный препарат флуоксетин. Эффективными средствами являются циталопрам и сертралин. И все же, необходимое для лечения средства должен назначать только врач. Только он знает, какое лекарственное средство поможет подростку справиться с недугом.

Британские врачи все чаще назначают антидепрессанты детям


За последние несколько лет врачи Великобритании заметно чаще стали выписывать антидепрессанты детям и подросткам. Статистика впечатляет: в Англии число детей, которым были выписаны эти препараты, за три года выросло на 15%, в Шотландии – на 10%, в Северной Ирландии – на 6%.

Конечно, все мы знаем о том, что в подростковом возрасте, обычно в 14-15 лет, многие молодые люди склонны к минорному настроению и мрачным мыслям. Однако самый большой рост назначений отмечен в возрастной категории 12 лет и младше – 24%! Неутешительную статистику сообщила служба BBC News.

Врага надо знать в лицо

Большинство из нас понимают под депрессией условное «плохое настроение». Более того – нередко можно слышать мнение, что депрессия – это своего рода современная мода. Мол, раньше, когда люди больше работали физически, никто от депрессий не страдал. Однако это не совсем так. Или совсем не так.

Депрессия – это расстройство психики, при котором человек не просто страдает от плохого настроения, а перестает получать удовольствие от жизни. Он делается заторможенным, не проявляет интереса к окружающей действительности, у него снижается самооценка. Депрессия может быть следствием каких-то заболеваний или приема препаратов, может быть реакцией на тяжелые жизненные обстоятельства, но часто случается и так, что депрессия возникает вроде бы без явных причин. Такое состояние называют эндогенной депрессией.

«Он просто устал»


К сожалению, признаки депрессии у детей мы, взрослые, нередко принимаем за что угодно, только не за признаки депрессии. «Он просто устал», «он лентяй, не хочет заниматься», «да это переходный возраст», «поссорилась с подружкой, с кем не бывает» … А сколько еще взрослых фраз можно привести! А между тем, дети и подростки действительно могут страдать от депрессии, хотя взрослые будут настаивать на своей версии причин подавленного состояния.

По данным специалистов Минздрава, только 27% детей с депрессивными нарушениями получают консультацию психиатра: остальные наблюдаются у других специалистов – урологов, терапевтов, неврологов и других. И здесь некого винить: родители часто обращают внимание на ухудшение здоровья или на изменение поведение, а общий мрачный эмоциональный фон списывают на плохое самочувствие.

Обратите внимание:

Детская депрессия действительно часто «маскируется» под соматические заболевания. Но есть ряд особенностей, которые позволяют предположить, что перед нами не просто ребенок с больной головой и расстроенным желудком. Прежде всего, родители должны быть внимательны к характеру жалоб. Если у ребенка не просто соматическое расстройство, а депрессия, то его жалобы могут отличаться необычностью. Например, не просто «болит голова», а «болит, как будто меня кусают». Есть и более необычные жалобы: «Я чувствую себя так, как будто у меня по сосудам течет не кровь, а вода». «Мне кажется, что внутри головы лопаются маленькие пузырьки» и т.д. Это так называемые неврологические маски депрессии.

Почему ребенок «впадает в депрессию»?


Ответить на этот вопрос очень сложно. Точно так же, как сложно понять, почему одни дети спокойно проходят такой страшный и сложный подростковый возраст, а другие – как с цепи срываются. Основных провоцирующих фактора у подростковой депрессии два – гормональные бури в организме и новый уровень осмысления себя и своего места в мире, самоутверждение. Именно поэтому многие, казалось бы, беспроблемные дети начинают сильно конфликтовать с родителями, а то и вовсе уходят в себя.

Обратите внимание, что в подростковом возрасте многие недовольны своей внешностью, социальным статусом семьи, обстановкой в семье, собственным кругом общения или взаимоотношениями с близкими. Реальные или надуманные, сложности в любой из этих областей могут стать спусковым крючком депрессии.

Обратите внимание:

Дети, особенно в возрасте тинэйджеров, могут переживать независимо от того, есть ли у них реальные проблемы и сложности. Классический пример – переживания девочек по поводу внешности, которые зачастую не имеют под собой никаких оснований. Для родителей очень важно не начинать разговор с ребенком с отрицания проблемы (даже если ее на самом деле нет) – тинэйджер как никто другой нуждается в том, чтобы вы разделяли его боль и переживания.

Как распознать депрессию?


Для распознания депрессии у детей и подростков можно держать в голове всего несколько признаков, которые выделяет американская классификация DSM-IV. Согласно ей, диагноз «депрессия» ставится, если ребенок:

  • потерял аппетит
  • плохо спит, долго засыпает, жалуется на кошмары
  • имеет проблемы с учебой, особенно если раньше таких сложностей не было
  • становится агрессивным
  • пробует употреблять наркотики или алкоголь (в основном в подростковом возрасте)

Если что-то из перечисленного вас насторожило, то вполне возможно, что у вашего ребенка именно депрессия. А значит, он нуждается в повышенном внимании. Главная ошибка, которую могут сделать родители в этот период, – начать ругать подростка за лень и разболтанность. Обнимите его, скажите, как вы его любите, и постарайтесь не изолировать его от семьи (пусть и тяжело видеть ребенка всегда в плохом настроении), а включите его в общий семейный ритм жизни. Ставьте ему цели на каждый день, но пусть они будут очень маленькие. Зато он сможет идти от одного свершения к другому. И попросите помощи у специалиста.

С депрессия сталкиваются не только подростки, но и, например, молодые матери. Почитать об этом можно в статье «Послеродовая депрессия: что делать, если материнство не радует?».

Лечение и профилактика депрессии у детей и подростков

В предыдущей статье я обещала, что остановлюсь подробно на лечении и профилактике депрессии у детей и подростков.

Раньше считали, что депрессия у детей встречается редко. Однако в ходе исследований было обнаружено, что признаки депрессии наблюдаются у 20-35% школьников.

Суицидальные мысли возникают приблизительно у 60% детей и подростков, страдающих депрессией, 30% — совершают суицидальные попытки, часть из которых заканчиваются летальным исходом. Одного только этого факта уже достаточно, чтобы понимать недопустимости выжидающей позиции в надежде, что депрессия у ребенка (подростка) пройдет «сама по себе». Такая халатность может привести к фатальным последствиям.

В предыдущей статье я детально остановилась на симптомах депрессии у детей и подростков, а теперь переходим к лечению.

Основные методы лечения депрессивных расстройств у детей и подростков, признанные Всемирной Организацией Здравоохранения — психотерапия и применение антидепрессантов.

Медикаментозное лечение

Среди современных групп антидепрессантов для лечения детской и подростковой депрессии чаще всего применяют селективные ингибиторы обратного захвата серотонина — это такие препараты как флуоксетин, пароксетин, сертралин, циталопрам, флувоксамин, эсциталопрам. Данные лекарственные средства обладают обезболивающим, успокаивающим действием, помогают справиться с паническими явлениями, а также преодолеть навязчивые страхи (фобии).

По своей эффективности эти препараты не уступают другим группам, вместе с тем риск развития побочных явлений на фоне их применения значительно ниже, чем у трициклических антидепрессантов.

Редко, однако возможно появления следующих побочных эффектов на фоне применения селективных ингибиторов обратного захвата серотонина:

  • нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта (тошноты, рвоты);
  • нарушений сна (бессонницы или повышенной сонливости);
  • головной боли;
  • повышенного потоотделения;
  • нарушения аппетита (снижения или повышения);
  • раздражительности, повышенной импульсивности.

В большинстве случаев детям и подросткам назначают только один антидепрессант (монотерапия).

После начала приема препарата эффект наступает не сразу, а спустя 1-2 недели. Если через 4 недели улучшений не наблюдается, тогда назначают другой препарат.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия в рамках лечения детской и подростковой депрессии направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку) преодолевать возникающие психологические трудности, негативные эмоции, и таким образом способствовать его социальной адаптации.

Задача индивидуальной психотерапии — научить школьника выражать свои эмоции, проживать их, рассказывать про свои травмирующие переживания, а также преодолевать их.

Если же в семье наблюдаются трудности в построении внутрисемейных отношений, родители не могут найти общий язык с ребенком, тогда на помощь может прийти семейная психотерапия.

Помощь родителей

При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком.

Если психическое состояние школьника позволяет, то лечение депрессии должно проводится в амбулаторных условиях. Психика детей и подростков является очень хрупкой, а дополнительная нагрузка на нее в виде пребывания в психиатрическом стационаре вряд ли пойдет на пользу.

Конечно, есть ситуации, когда без стационарного лечения не обойтись. Например, при ярко выраженном суицидальном поведении, когда родители опасаются, что ребенок в любой момент может сделать попытку самоубийства, при психотической депрессии, при тяжелом, плохо поддающемся лечению депрессивном расстройстве.

Если ребенок в состоянии посещать учебное заведение, необходимо продолжать обучение. Ведь в последующем все равно придется «догонять» сверстников, делать это нужно будет в авральном режиме, что также может стать еще одним стрессом.

Лучше, чтобы родители переговорили с учителями, предупредили о непростом периоде в жизни ребенка и попросили их быть максимально толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию с ровесниками. Также необходимо предупредить педагогов о сохранении конфиденциальности, чтобы окружающие не узнали о болезни.

В состоянии депрессии любой человек, сколько бы лет ему не было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим. Родители ненароком, одной лишь небрежно слетевшей с уст фразой, могут еще больше усугубить психическое состояние своего чада. А это не допустимо.

Во время обострения депрессии родители должны предельно следить за своими высказываниями, своим поведением, уделять школьнику повышенное внимание. Именно они должны поддерживать свое дите, сколько бы лет ему не было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей. Такое отношение обладает целительным эффектом, окрыляет ребенка, помогает ему преодолеть душевных недуг.

Вероятность повторных эпизодов депрессии, единожды возникшей у подростка, довольно велика:

  • у 25% подростков депрессия возобновляется через год;
  • у 40% — через 2 года;
  • у 70% — через 5 лет.

У 20-40% детей со временем развивается биполярное расстройство личности. При этом в большинстве случаев удается установить отягощенную наследственность (наличие психического недуга у кого-то из родственников).

Дети и подростки, у которых возникло депрессивное расстройство, нуждаются в повышенном внимании, заботе со стороны близких людей. Возможно, депрессивный эпизод в их жизни развился лишь один раз, однако не нужно испытывать их психику, подвергать чрезмерной нагрузке.

Особенности лечения в Великобритании

Если спустя 4-6 недель от начала подобного лечения не получают эффекта, а также при тяжелой депрессии, при наличии сопутствующих отягощающих факторов риска (например, психического заболевания у родителей, наличия навязчивых суицидальных мыслей), тогда переходят к медикаментозному лечению (или начинают с него). При этом сеансы психотерапии продолжаются.

Для лечения подростковой депрессии (в возрасте 12-18 лет) отдают предпочтение такому антидепрессанту как флуоксетин. У детей в возрасте 5-11 лет этот препарат назначают с осторожностью. В любом случае именно флуоксетин является тем препаратом, с которого рекомендуют начинать лечение депрессивных расстройств у детей и подростков.

Если лечение данным препаратом не эффективно либо плохо переносится, тогда могут назначаться такие антидепрессанты как циталопрам или сертралин. Врачи Великобритании придерживаются такой точки зрения, что пароксетин, венлафаксин, а также трициклические антидепрессанты, ввиду высокого риска развития побочных эффектов на фоне их применения, не должны назначаться для лечения депрессии у детей и подростков.

Профилактика

Преодолеть первый депрессивный эпизод очень сложно. Однако вполне возможным является предупреждение и снижение интенсивности следующих депрессивных приступов. Поэтому родители должны научится вовремя распознавать первые приступы депрессии у ребенка, чтобы не упустить возможность диагностировать и лечить болезнь на начальной стадии.

Очень важным является систематический и длительный прием назначенных врачом лекарственных препаратов, даже после улучшения состояния. Также необходимо регулярно посещать сеансы психотерапии, избегая пропусков. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок придерживался диетического питания (вы можете прочитать о продуктах, улучшающих настроение), занимался физической активностью, избегал употребления спиртных напитков.

Необходимо не забывать про возможный риск самоубийства на фоне депрессии, поэтому отвечать за «выдачу» лекарственных препаратов в семье должен кто-то один, во избежание путаницы. В этом вопросе не стоит полагаться на ребенка. Еще раз повторюсь: отменять препарат может только врач, нельзя самостоятельно прекращать лечение, считая, что ваш ребенок уже вылечился от депрессии, ведь может наступить рецидив болезни.

В семейном кругу ваше чадо должно ощущать любовь, поддержку и защиту. И это будет наилучшей профилактикой депрессии для любого ребенка и подростка, которую могут предоставить ему самые близкие люди.

Безопасны ли антидепрессанты для детей?

Резюме. Результаты нового рандомизированного контролируемого исследования подтвердили относительную безопасность антидепрессанта из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина при лечении тревожных расстройств

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) являются группой психотропных препаратов, применяемых в основном для лечения депрессивных и тревожных расстройств. Эти препараты доказали свою эффективность и безопасность у взрослых и имеют серьезную доказательную базу по применению у детей и подростков. В новом клиническом испытании, опубликованном в «Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry», группа ученых из Медицинского центра при Колумбийском университете (Columbia University Medical Center) и Нью-Йоркского психиатрического института (New York State Psychiatric Institute), США, получила дополнительные доказательства безопасности этой группы препаратов у детей.

В исследовании приняли участие 488 детей и подростков (74% из выборки в возрасте ≤12 лет) с сепарационной тревогой, генерализованным тревожным расстройством или социальной фобией. Участников разделили на 4 группы с назначением когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), сертралина (препарат из группы СИОЗС), их комбинации или плацебо. Курс лечения составил 12 нед.

Как и ожидалось, наиболее эффективным методом лечения оказалась комбинированная терапия — клинический ответ выявили у 80,7% пациентов. Клинический ответ на КПТ, сертралин и плацебо отмечали у 59,7; 54,9 и 23,7% соответственно.

Сравнение безопасности сертралина и плацебо не показало существенных различий. Частота умеренных и тяжелых нежелательных явлений, включая суицидальные мысли, в этих 2 группах была схожей. Интересно, что ухудшение или возникновение новых симптомов, которые оценивали при помощи шкалы «Physical Symptoms Checklist», чаще возникало в группе плацебо, чем сертралина. Это касается боли в животе (21,4 и 9,5% соответственно), затруднения дыхания (9,1 и 1,1% соответственно), онемения и покалывания в верхних и нижних конечностях (9,1 и 0% соответственно). При использовании этого диагностического инструментария в группе сертралина чаще выявляли лишь проблемы со сном по сравнению с группой плацебо (27,7 и 13,0% соответственно). Наименьшее количество нежелательных явлений отмечали в группе КПТ.

Таким образом, по мнению исследователей, на основе собранных данных можно подтвердить, что преимущества, получаемые при приеме СИОЗС в качестве лечения тревожных расстройств, значительно перевешивают возможные риски для детей. Следует отметить, что согласно шестому выпуску «Государственного формуляра лекарственных средств» сертралин не следует применять у детей, за исключением лечения обсессивно-компульсивного расстройства у лиц в возрасте старше 6 лет, а такой СИОЗС, как, например, флуоксетин, вообще противопоказан к применению у этой возрастной категории. Это же касается и представленного на официальном сайте Министерства здравоохранения Украины проекта 7-го выпуска формуляра.

С другой стороны, согласно рекомендациям двух ведущих организаций — Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association — APA) и Национального института здоровья и клинического совершенствования (National institute for Health and Care Excellence — NICE), СИОЗС можно применять у детей для лечения депрессивных и тревожных расстройств. Так, например, в вышедших в марте этого года рекомендациях NICE по лечению депрессивных расстройств у детей и людей молодого возраста (возраст 12–18 лет) в качестве терапии первой линии при умеренной/тяжелой депрессии рекомендуется использовать комбинированное лечение — СИОЗС, а именно флуоксетин, и КПТ.

Классы лекарств

Антидепрессанты (АД)

Большинство фармакологических эффектов антидепрессантов и их ле­карственных взаимодействий происходит на уровне синаптической нейропередачи.

Ингибиторы МАО блокируют метаболические пути разрушения нейромедиаторов (норадреналина, серотонина, дофамина) за счет блокирования моноаминоксидазы, вызывающей окислительное дезаминирование и инакти­вацию моноаминов-нейромедиаторов.

Трициклические антидепрессанты блокируют обратный захват (реаптейк) нейромедиаторов пресинаптической мембраной.

Итогом в обоих случаях является повышение содержания свободных ней­ромедиаторов в синаптической щели, вследствие чего повышается продолжительность и интенсивность их возбуждающего воздействия на постсинаптическую мембрану.

Трициклические антидепрессанты делятся на третичные и вторичные ами­ны. Вторичные амины преимущественно блокируют обратный захват норад­реналина, а третичные амины — как норадреналина, так и серотонина.

Потенцирование серотонинергических структур мозга связывается с ос­новным тимоаналептическим действием антидепрессантов, а норадренергических — с общим активирующим, в том числе психомоторную сферу, дей­ствием.

Норадреналину приписываются функции нейромедиатора, поддерживающего уровень бодрствования (вигилитет) организма и принимающего уча­стие в формировании когнитивных адаптационных реакций, а серотонину — контроль за импульсивными влечениями, тревогой, половым поведением, аг­рессивностью, аппетитом, регуляцией циклов сна, чувствительностью к боли (нейромедиатор «хорошего самочувствия»),

Серотонин как медиатор широко используется по всему организму, а большая его часть находится в кишечнике, где он регулирует процессы сокра­щения гладкой мускулатуры, а также в тромбоцитах — участвует в реакции агрегации. В центральной нервной системе только 2% всего серотонина орга­низма, в ядрах шва мозга, где пересекаются нисходящие и восходящие нервные пути. Поэтому серотонин играет в ЦНС роль модулирующего медиатора.

Серотонинергические нейроны супраоптического ядра принимают учас­тие в регуляции циркадианных ритмов, то есть внутренних биологических часов организма. Сила блокирующего влияния на реаптейк норадреналина и серотонина различается у разных антидепрессантов.Ряд антидепрессантов избирательно блокируют реаптейк именно серотонина.

На основании исследования данных о силе блокировки была сформу­лирована теория патогенеза развития депрессии как дисбаланса серотонин-и норадренергических систем мозга.

Наиболее сильными и избирательными серотонинергическими антидеп­рессантами являются пароксетин и сертралин.

Классическая триада антидепрессантов (мелипрамин, амитриптилин, анафранил) является наиболее сильной, неизбирательно блокирующей реап­тейк и серотонина, и норадреналина (особенно анафранил).

Антидепрессанты воздействуют и на дофаминергическую систему, уча­ствующую в регуляции моторной сферы и формировании поведенческих реакций. При длительном применении трициклических антидепрессантов чувствительность пресинаптических дофаминовых рецепторов снижается, с чем связана активация психомоторной сферы. Существуют антидепрес­санты, прямо блокирующие обратный захват дофамина (бупропион, номифензин и др.).

Большинство трициклических антидепрессантов обладают выраженны­ми холинолитическими свойствами — основой их седативного эффекта. Мо­лекулы большинства антидепрессантов способны непосредственно блокировать рецепторы постсинаптической мембраны, препятствуя действию нейромедиаторов. В настоящее время это воздействие признается важной составной час­тью антидепрессивного эффекта.Есть данные о том, что некоторые трициклические антидепрессанты могут связываться также с опиатными рецепторами, на чем и основано аналгезирующее действие их. Но в целом тимоаналептический эффект любого антидепрессанта при длительном применении реали­зуется посредством комплексного воздействия на большинство нейромедиаторных и рецепторных систем мозга.

Фармакологические свойства антидепрессантов клинически проявляют­ся в виде терапевтического эффекта и нежелательных побочных явлений. Тропность в отношении гистаминовых и блокада мускариновых рецепторов обусловливает холинолитические побочные эффекты.Современный уровень знаний позволяет сделать вывод, что механизмы действия антидепрессантов остаются пока недостаточно ясными. Отдельные препараты существенно раз­личаются между собой во влиянии на различные нейромедиаторные и нейрорецепторные системы. Поэтому каждый антидепрессант обладает индиви­дуальным спектром психотропного, нейротропного и соматотропного эффек­тов, учет которого позволяет подобрать наиболее подходящий препарат в каж­дом клиническом случае.

Классификация антидепрессантов

2.1. Блокаторы пресинаптического захвата моноаминов — трициклические антидепрессанты.

2.2. Блокаторы путей метаболического разрушения моноаминов — ин­гибиторы МАО.

2.3. Средства, прямо стимулирующие рецепторы постсинаптической мем­браны. Большая их часть не относится к антидепрессантам, но потенцирует терапевтический эффект последних. Многие из них по структуре являются предшественниками неиромедиаторов, а другие непосредственно воздействуют на тот или иной вид постсинаптических рецепторов (часто избирательно на норадренергические, на серотонинергические, дофаминергические, а ряд из них на те и другие).

2.4. Стимуляторы ГАМКергической системы. Они не относятся к анти­депрессантам, но оказывают тимоаналептическое действие через стимуляцию накопления ГАМК. Это «тимотранквилизаторы» (альпрозалам), некоторые антиконвульсанты (финлепсин), ноотропы.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: