Атипичный аутизм

Атипичный аутизм

Что значит атипичный аутизм?

В последние двадцать лет процесс систематизации и накопления знаний о психических заболеваниях и расстройствах набирает темп. В 50-х годах аутизм рассматривался, как вариация шизофрении.

Сейчас по МКБ 10 существует раздел «Общие расстройства психологического развития» F84 куда входит:

* детский аутизм F84.0

* атипичный аутизм F84.1

* синдром Аспергера F84.5

* Дезинтегративные расстройства детского возраста F84.3 и т.д.

В DSM 5 Американском диагностическом руководстве нет понятия атипичный аутизм. А есть лишь “Расстройства аутистического спектра”, куда объединены все эти диагнозы.

При этом у нас аутизм считается психиатрическим диагнозом, а в Америке проходит под неврологическим кодом.

Очевидно, что путаницы в диагнозах, споры о симптоматики и клинических проявлениях ведутся среди специалистов до сих пор. Постоянно уточняются, дополняются и исследуются.

Оттолкнемся от Российской модели и попробуем разобраться, что психиатры называют атипичным аутизмом.

Существует два основных отличия атипичного аутизма.

* Позднее проявление, а именно после 3-х лет;

То есть в младенчестве ребенок развивался нормально. Не вызывал вопросов у специалистов в поликлинике: невролога, педиатра.

Не отставал в моторике и в присваивание общих навыков. А потом стал проявлять аутистическую симптоматику. Но здесь есть два подводных камня.

Первый заключается в том, насколько внимательно родители и специалисты наблюдали за ребенком. И это может быть не связано с тем, что родители «плохие» или «не заботятся о своем ребенке».

Родители могут быть не осведомлены о нормах развития, быть молодыми, неопытными. Поскольку ребенок еще совсем кроха критически оценить его психическое состояние непростая задача. Когда же малыш идет в детский сад и впервые сталкивается с социумом и педагогом-воспитателем эти симптомы проявляются.

Второй – если у ребенка есть умственные нарушения, общая задержка речи или психического развития, то на фоне этих первичных нарушений, аутизм может быть не заметен.

* Второе – симптоматика недостаточна, выражена в психопатологической триаде (социальные навыки, общение, поведение). Чаще бывает у детей с умственной отсталостью. Так как аутизм здесь присоединяется вторичным диагнозом, наслаиваясь на то, что у ребенка уже есть серьезные интеллектуальные нарушения и он не может в полной мере взаимодействовать с обществом, людьми, предметами.

Также атипичный аутизм имеет два подраздела:

* Умственная отсталость с чертами аутизма. Или атипичный аутизм с олигофренией. Проявляется чаще всего при синдромах Мартина-белла, Дауна, Ангельмана, Вильнюса, Сотоса т.д. (хромосомны мутации), а также болезнях обменного происхождения (фенилкетонурия, туберозный склероз и т.д. Имеет вялотекущую, постоянную, не прогрессивную симптоматику.

И основан на глубокой степени умственной отсталости ребенка, отсутствие речи и возможности общаться жестами, не способность распознать и показать эмоции, стереотипии (раскачивание и пр.)

* Атипичный детский психоз. Или атипичный аутизм без олигофрении, то есть до приступа у ребенка не стоит диагноз умственная отсталость. Острое состояние, характерное распадом ранее сформированных навыков.

Можно отметить три стадии развития психоза:

* Аутистическая – продолжается от 4-х недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности.

Естественное развитие приостанавливается.

* Регрессивная – длится от 6 месяцев до года. Усиление симптоматики аутизма, холодность. Частичный распад интеллектуальной сферы. Потеря навыков опрятности, речи, поедание несъедобного. Утрата моторных навыков, возможности ходить. «Регресс» игры.

* Кататоническая. Наиболее продолжительная. От полутора до двух лет. Появляются моторные расстройства и стереотипии (кружение, прыжки, раскачивания, бег кругами).

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. Симптоматика приобретает обычные аутистические черты. Появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

В целом, изучая многообразие диагнозов, их названий и проявлений не так важно, каким именно шифром обладает заболевание.

Проявление аутистических черт у ребенка мешает ему адаптироваться в обществе, ограничивает его возможности – социальные, эмоциональные, физические. Поэтому наша задача, как родителей, так и специалистов максимально, насколько это, возможно, скомпенсировать нарушения, включить ребенка в общество, находить возможности к общению и уметь радоваться совместно проведенному времени друг с другом.

Атипичный аутизм

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз. Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм. А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк , игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления пон ятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное лечение аутизма назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога;
  • посещение реабилитационных центров;

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.


Прогнозы. Общение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.
Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.
При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Атипичный аутизм у детей

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм у детей – неспецифическое первазивное расстройство развития
Это разновидность заболеваний аутистического спектра
Так же, как и классический синдром Каннера, атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, ограниченностью интересов и отставанием в развитии

Однако разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем обычно (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выражены
Не стоит думать, что атипичный аутизм протекает легче обычного
Напротив, ряд симптомов при такой форме заболевания может проявляться сильнее

Атипичный аутизм: главная опасность

Основная опасность детского атипичного аутизма состоит в том, что он, как правило, дает о себе знать после трехлетнего возраста и не слишком заметен

В этом случае родители

Могут просто упустить из виду отклонения в развитии собственного ребенка
Затянуть с восстановлением организма ребенка
И, в результате, получить тяжелую и с трудом поддающуюся лечению форму

Нередко при атипичном расстройстве диагноз ставится только в подростковом возрасте – тогда, когда отклонения дают о себе знать уже слишком явно.

Поэтому на родителей возлагается особая ответственность – обнаружить малейшие отклонения от нормы в поведении и развитии своего ребенка
Вот признаки, по которым можно установить наличие неспецифического первазивного расстройства

Атипичный аутизм: симптомы

Под термином «первазивное» понимается общее расстройство развития, которое выражается в искажении трех важных сфер человеческой жизни

Социальное взаимодействие
Речевое развитие
Наличие творческого мышления

У ребенка нарушена связь с внешним миром
При этом у разных детей данный симптом может проявляться по-разному
Так некоторые маленькие аутисты не против общения, но не умеют коммуницировать, а другие намеренно ищут одиночества

При специфическом расстройстве страдает не только речь ребенка, как следствие неумения формулировать собственные мысли, но и понимание разговоров других людей
Аутичные дети понимают речь, обращенную к ним, буквально

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нарушена эмоциональная сфера
Им сложно выражать эмоции, а потому они кажутся холодными, неучастливыми и даже безразличными
На самом деле, таким малышам часто действительно не свойственно переживать за других людей

Первазивное расстройство развития также нередко характеризуется ограниченностью сферы мышления
Это выражается в боязни любых перемен и приверженности к привычкам
Такие дети окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия
Все новое ввергает их в панику

Маленькие аутисты при атипичном протекании заболевания могут вести себя раздражительно и даже порой агрессивно
Недуг затрагивает нервную систему, и больной ребенок становится очень чувствительным

Нередко атипичный аутизм сопровождается сенсорными нарушениями
То есть, такие дети воспринимают и обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию не так, как здоровые люди
Подробнее о сенсорной интеграции вы можете прочитать на нашем сайте в отдельной статье

Перечисленные выше симптомы неспецифического первазивного расстройства развития у детей могут проявляться не полностью
Также варьируется степень сложности проблемы
Так, например, бывает, что маленький аутист вполне интеллектуально развит, но ему сложно общаться с другими людьми
А встречаются и такие, которые заметно отстают в развитии и с большим трудом понимают речь

При легких формах атипичного аутизма родителям бывает очень сложно выявить у своего ребенка такие отклонения
Более того, в ряде случаев с этим не могут справиться даже специалисты – настолько симптомы завуалированы

Атипичный аутизм: причины

Основными причинами возникновения и развития аутипичного аутизма у детей медицина называет умственную отсталость и тяжелые речевые расстройства
Более подробно о других предпосылках появления данного недуга вы можете почитать ЗДЕСЬ

Также на нашем сайте есть статья, в которой освещаются истинные причины аутизма и подобных ему проблем – о них официальная медицина умалчивает

Смотрите также:Истинные причины возникновения аутизма

Атипичный аутизм: лечение

Врачи официально признают свою несостоятельность в лечении данного недуга, а также всех прочих форм аутизма
Как правило, они прописывают маленьким аутистам тяжелые лекарственные препараты, рекомендуют занятия с логопедом и психиатром

Смотрите также:Как обучать GAPS-детей, или Основы aba поведенческой терапии

Однако мало кто из медицинских работников смотрит вглубь проблемы и старается устранить причины атипичного аутизма
Все они стремятся немного ослабить симптомы

Наша восстановительная программа – это комплексный подход к нейтрализации большинства причин возникновения и развития болезни
И он действительно работает – на нашем сайте мы собираем удивительные истории полного исцеления аутистов

Лечение аутизма у детей. Аутизм. Метод восстановления

План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Атипичный аутизм

Всем здравствуйте! Даже не знаю с чего начать. У меня есть сын ему 4года 2 месяца. До года обычным ребёнком, я вспоминаю как тогда мне было просто с ним. А с года начались истерики на мои попытки выстроить границы поведения. Мы стали звездой двора. Практически на каждой прогулке сын валялся в пыли, траве, грязи и т.д. на любой мой запрет. Успокоить было невозможно, сгребала его и тащила домой. Бросался игрушками, камнями, палками ( подбрасывал). Плюс ЗРР. Всё списывала на кризис. Читать далее →

Девочки, мамочки. Кому из малышей ставили такой диагноз? Каковы прогнозы? Пока не можем разобраться. Сначала нам ставили просто аутизм на первом приеме. Прошло пол года. Сын пришел на прием очень улыбчивый, жизнерадостный, Улыбался в ответ на улыбку врача, протягивал руку по просьбе. Целовался, обнимался с нами. Я думаю только из-за этого она сказала, нет надо поменять диагноз. нам три с половиной. речи нет, есть вокализации, мама, папа, баба, иногда дай. Просьбы выполняет плохо. на горшок недавно тьфу тьфу стал сам. Читать далее →

Хоть я и знала, что у нас РАС, но все равно небольшой червячок сомнений был. Грыз потихоньку, вселяя надежду, что смогу все исправить, что будет, как все дети. Ведь Андрей не такой, как описывают аутистов, да и море “специалистов, просто море, да еще из приличных центров вроде Невромеда и ЦЛП говорили мне, что это никакой не аутизм. Говорили посмотреть на эти умненькие глазки и не придумывать и не навешивать на ребенка ненужные ярлыки. Читать далее →

Давно не пишу.. Не знаю почему. Каринка пошла в первый класс. Инклюзия. Атипичный аутизм все-таки, сейчас оформляем инвалидность. С мужем развелись в феврале, у него любовь возникла, а сейчас живет с ней и мучается. А обратно я не хочу. В общем, у меня новая жизнь, все начинаю с начала. Верю, что все получится. Читать далее →

У ребенка атипичный аутизм. Родители лечили его и в бесплатных больницах, и в платных центрах. по результатам далеко от первоначального состояния не ушел. Все дело во враче, как думают родители. Кто что посоветует может быть? Хорошего врача? Читать далее →

Проблема у нас следующая: У меня есть родной племянник, очень его люблю, в 2,5 поставили первый психиатр атипичный аутизм, второй психиатр просто аутизм, третий РАС. Больше в нашем городе толковых психиатров нет. Начали лечение у первого психиатра. Галоперидол курс 3 месяца. Ребенок начал: сам держать ложку и немного есть, смотреть в глаза 5-7 секунд, здороваться за руку. Мы были рады хоть этому. Сейчас малышу 2,9. Врач (у когорого лечились) прописал другой препарат – торендо Ку- таб с пояснением, что галоперидол. Читать далее →

Здравствуйте, девочки, у меня такая ситуация. Девочка, 7 лет. Диагноз, то детский аутизм, то атипичный аутизм. Хорошо говорит, бегло читает, интеллект высокий. Читать далее →

Сначала я думала, что дети с ним речевые, но потом мне сказали, что не обязательно речевые ( могут быть и изначально безречевые), что высокофункциональные аутисты просто учатся всему быстрее и успешнее. в том числе и навыкам коммуникации. Или они более социальны? Расскажите пожалуйста про свое мнение по данному вопросу и свой опыт. Спасибо:) И еще атипичный аутизм-это медицинская классификация, а высокофункциональный-педагогическая. Так вот ,Атипичный аутист всегда высокофункционален? Я просто сейчас переписываюсь со взрослым человеком с аутизмом, он так хорошо мыслит, даже. Читать далее →

Сыну психиатр ставит атипичный аутизм – назначает санопакс и когитум. Кому назачали санопакс – что от него ждать? Пока не пьем, назначений на руках нет, увидела эти назначения, когда были на приеме неделю назад – она писала их в карту. Ничего не сказала, сказала, что за назначениями к неврологу. Она всё скажет. Читать далее →

Меня зовут Виктория. Мне 24 года. Совсем недавно моей дочурке поставили диагноз атипичный аутизм. Нам 4.5 года. Психиатр говорит что до конца неуверена в диагнозе. Очень переживаю. Очень люблю нашу девочку. Хочу пообщаться с мамочками,, кто столкнулся с этим. Обязательно ли оформлять инвалидность? Надеюсь все будет хорошо. Будем заниматься с нашей заинькой. Будем любить. Ценить каждые достижения. Читать далее →

Добрый день! Дорогие бб-шечки! опять к Вам за помощью! Читать далее →

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга. Оно относится к группе патологий, называемых расстройствами аутистического спектра.

Для атипичного аутизма характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности, стереотипные действия, плохо развитое воображение, недостаток взаимодействия и социального общения. Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Причины и факторы риска

В основе атипичного аутизма лежат структурные нарушения головного мозга. К их возникновению приводят факторы, наиболее частыми из которых являются:

  1. Наследственная предрасположенность. У пациентов с атипичным аутизмом практически всегда можно выявить родственников с некоторыми нарушениями, характерными для данной патологии. В 90-х годах XX века был обнаружен ген, отвечающий за предрасположенность к атипичному аутизму. Его наличие не обязательно приводит к заболеванию, но повышает риск его развития при воздействии других факторов.
  2. Осложненное течение беременности и (или) родов. У женщин, чьи дети страдают атипичным аутизмом, в большинстве случаев беременность и роды протекали с различными осложнениями, такими как токсемия, внутриутробные инфекции, преждевременные роды, маточные кровотечения.
  3. Некоторые заболевания. Атипичный аутизм нередко наблюдается на фоне синдрома хрупкой Х-хромосомы, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии, эпилепсии.

Формы заболевания

В психиатрии выделяют две формы атипичного аутизма:

  • с умственной отсталостью (в том числе умственная отсталость с аутистическими чертами);
  • без умственной отсталости (в том числе детские атипичные психозы).

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Симптомы атипичного аутизма обычно проявляются после трех лет. К ним относятся:

  1. Расстройства при налаживании социальных контактов. Выраженность может быть различной – некоторые больные ищут одиночества, а другие хотят общения с другими людьми, но не могут выстроить процесс коммуникации.
  2. Расстройства речевой функции. Пациенты недостаточно четко формулируют мысли, а обращенную к ним речь понимают буквально, то есть не могут понять слова и фразы, произнесенные в переносном значении.
  3. Эмоциональная холодность. Больным сложно выражать чувства, эмоции, переживания, поэтому они воспринимаются окружающими безразличными, безучастными, холодными. У многих из них отсутствует чувство сопереживания. Развитие нарушений эмоциональной сферы обусловлено трудностью понимания невербальных сигналов.
  4. Негибкое мышление. Больной испытывает страх перед любыми, даже незначительными переменами в жизни или окружающей его обстановке. Он стремиться жить в окружении привычных вещей, совершать монотонные, привычные действия.
  5. Раздражительность. Из-за нарушений нервной системы пациенты становятся чрезмерно чувствительными к раздражающим факторам. В ответ часто возникают агрессия, раздражительность.
  6. Сенсорные нарушения. Головной мозг обрабатывает и воспринимает получаемую сенсорную информацию (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) не так, как это происходит у здоровых людей, что может проявляться по-разному, в том числе необычными способностями.

Выраженность перечисленных симптомов может быть разной. Нередко нарушения настолько незаметны, что выявить и правильно интерпретировать их оказывается сложной задачей даже для специалиста.

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму.

Диагностика

Диагностика атипичного аутизма затруднена ввиду разнообразия симптомов и степени их выраженности. Постановка правильного диагноза требует проведения всестороннего медико-психологического обследования и длительного наблюдения за поведением ребенка, анализа его способностей к общению, навыков и умений.

Осуществляется дифференциальная диагностика с аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией.

Методы эффективного лечения атипичного аутизма на сегодняшний день не разработаны. Терапия направлена на устранение симптомов заболевания и социальную адаптацию пациентов. Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и проводится большую часть дня в течение длительного срока.

Возможные осложнения и последствия

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нередки проблемы с обучением. Во взрослой жизни им трудно создать семью, возникают сложности с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Нередко атипичный аутизм сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму. При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогноз значительно хуже.

Профилактика

Профилактических мер, направленных на возникновение атипичного аутизма, на сегодняшний день не существует.

Видео с YouTube по теме статьи:

Атипичный аутизм -характерные признаки заболевания

Атипичный аутизм – одна из разновидностей заболеваний, входящих в группу расстройств развития человека. Для рассматриваемого недуга характерны основные признаки «обычного» детского аутизма, но такое отклонение, в отличие от ранней формы, впервые дает о себе знать в возрасте позднее 3 лет либо же имеет особое течение.

Общие сведения о заболевании

Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:

  • проблемы социального взаимодействия;
  • специфические нарушения поведения;
  • трудности общения.

В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.

  1. Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
  2. Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.

Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.

Нередко такие больные страдают нарушениями речи, в первую очередь, проблемами ее понимания. При таких обстоятельствах обычно и заходит речь о нарушении интеллектуального развития по типу аутизма

Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом.

При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.

В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.

Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.

Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.

Характерные признаки заболевания

Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.

  1. Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
  2. Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
  3. Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
  4. Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.

Особенности лечения

Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов. «Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести. При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

Очень важно, чтобы специалист, ведущий ребенка, имел соответствующие навыки и опыт. Врач должен понимать, в чем нуждается конкретный больной и в совершенстве владеть требуемыми для его случаями методиками лечебного воздействия

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Теперь вы знаете, как проявляет себя атипичный аутизм, чем он отличается от ранней детской формы и каковы особенности его проявления.
Будьте здоровы!

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – это разновидность заболеваний аутистического спектра с нетипичными проявлениями.

Также, как и классический синдром Каннера (РДА), атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, особенностями эмоциональной сферы, ограниченностью интересов и отставанием в развитии. Но в отличии от классической формы аутизма атипичный аутизм может проявиться после трех лет и выражается частичным присутствием основных форм проявления – то есть имеет более «размытую» симптоматику и до определенного момента может вообще списываться на особенности темперамента или развития.

Такой характер «размытого», неярко выраженного проявления заболевания приводит к запоздалому диагностированию.

Отличительные особенности атипичного аутизма:

  • Возрастные нормы. Как уже было сказано выше, атипичный аутизм проявляется у детей в более старшем возрасте – предшкольном или школьном (чаще всего, начальном школьном, однако бывает и в подростковом).
  • Социализация. Поскольку речь в данном случае также идет об аутизме, дети, страдающие атипичной формой заболевания, также испытывают проблемы с коммуникабельностью, например, им свойственно отсутствие зрительного контакта во время диалога. Однако их десоциализация скорее выражена не неумением правильно выстроить взаимоотношения, а замкнутостью, потребностью пребывать в одиночестве, наедине с самим собой. Им присуще устойчивое отсутствие надобности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях; они испытывают очевидные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми.
  • Речевые навыки. Дети, страдающие атипичным расстройством психики, не столько испытывают трудности с объемом словарного запаса (усвоением новых речевых элементов и утратой заученных прежде фраз) и формулированием собственных мыслей, сколько с пониманием речи со стороны окружающих. Они понимают обращенную речь буквально: любой вербальный диалог воспринимается ими исключительно в прямом смысле без возможности различить смысловые и переносные значения. Им также присуще абсолютное непонимание невербальной формы общения.
  • Эмоциональная сфера. Коммуникативные и речевые особенности детей с атипичной формой аутизма взаимосвязаны с особенностями их эмоциональной сферы. Сосредоточенность на своем внутреннем мире и неспособность воспринимать невербальные способы коммуникации лишают их как потребности, так и возможности выражать какие-либо эмоции, окружающие воспринимают их равнодушными, безразличными, неучастливыми к окружающей действительности. Им на самом деле проблематично испытывать переживания за других людей, они не умеют выражать собственные эмоции.
  • Поведение. Расстройство «атипичный аутизм» нередко характеризуется ограниченностью сферы мышления. Это выражается в приверженности к определенным привычкам и боязни любых перемен. Все новое ввергает детей, страдающих атипичным аутизмом, в панику. Они окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия; проявляют странности в поведении и времяпрепровождении – часами могут раскладывать предметы, будучи при этом погруженными в себя и не реагируя на внешние раздражители. Однако им свойственна сверхчувствительность к внешним раздражителям, заставшим их врасплох (громкие звуки или яркие свет, запахи) – реакция может быть нестандартной: в виде раздражения, агрессии и даже бурного неприятия и эмоционального взрыва.

Хотя общее развития детей находится на достаточно высоком уровне, атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью. Однако часто случается так, что диагноз «умственная отсталость» ставится преждевременно, еще до проявления черт атипичного аутизма, и в дальнейшем требует коррекции. Таким образом, оценка умственного развития таких детей предоставляет определенную трудность и требует очень тщательного обследования и тестирования – ведь ребенок с атипичным аутизмом не всегда в достаточной степени способен продемонстрировать свои знания из-за трудностей и речевыми и коммуникативными навыками.

Диагностика и лечение.

Из-за того, что атипичный аутизм не так очевиден, как классический, процесс постановки диагноза, к сожалению, часто бывает отсрочен, и поздно начатое лечение негативно сказывается на результате.

Диагностика атипичного аутизма требует проведения широкого набора клинических и психологических исследований. Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психиатра, психолога. Крайне важен сбор подробного имеющегося анамнеза, а также данных по наблюдению за поведением ребенка, анализом адаптации его в социуме. Необходимо провести функциональную диагностику, включая ЭЭГ и метод вызванных потенциалов с целью подтверждения нормального слухового восприятия (ребенок настолько абстрагируется от внешнего мира, что родители часто списывают особенности поведения на проблемы со слухом).

При отсутствии тщательной и комплексной диагностики, проведенной опытными узкопрофильными специалистами, возможность точной и безошибочной постановки диагноза просто отсутствует. При этом чем раньше заболевание будет диагностировано и начнется лечение, тем больше ребенок имеет шансов справиться со своими «особенностями» и вести полноценную жизнь во взрослом возрасте.

Наши программы:

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом “Открытый мир”.

Атипичный аутизм. Причины развития у детей

Атипичный аутизм – это патология в развитии мозга, проявляющаяся общим нарушением развития. Она характеризуется неполноценным формированием личности человека, ограниченностью интересов, социальных контактов и цикличностью действий. В отличие от похожего по симптоматике детского аутизма, проявляется в более позднем возрасте и может не иметь всех диагностических критериев. Заболевание чаще всего встречается у пациентов с выраженной умственной отсталостью и тяжелым расстройством в развитии речевого аппарата.

Атипичный аутизм – это психическое нарушение, развивающееся в раннем детском возрасте. В отличие от других схожих расстройств, оно не проявляется в первые годы жизни ребенка и дает о себе знать уже в дошкольном и даже в старшем возрасте. В противовес классической форме аутизма атипичная разновидность не влияет на умственное развитие пациента и не так сильно сказывается на коммуникативных способностях. В целом ребенок выглядит полноценным и практически ничем не отличается от сверстников, но у него есть ряд особенностей поведения, которые никак не связаны с окружающей обстановкой.

Патология относится к классу психоневрологических болезней и обусловлена структурными изменениями в головном мозге. Для нее характерны стереотипные действия больного, нарушение восприятия окружающей действительности, плохо развитое образное мышление, отсутствие социальных контактов. Заболевание часто сочетается с патологиями формирования рецептивной речи и умственной отсталостью. В связи с этим выделяют два вида атипичного аутизма:

  1. 1. С умственной отсталостью.
  2. 2. Без нее.

Характерной особенностью атипичного аутизма является нарушение взаимосвязи с социумом и окружающим миром. Оно может проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка и формы заболевания. В одних случаях пациент может всячески избегать общения со сверстниками, а любые контакты будут провоцировать у него стресс. В других – ребенок стремится влиться в социальный круг, но из-за расстройства не может понять принципы взаимодействия в группе, нормы поведения и прочее. Все это ведет к тому, что больной атипичным аутизмом начинает страдать от изоляции, а это только усугубляет патологию.

Также при атипичной форме аутизма у детей часто появляются проблемы с овладением речевыми навыками. Первые признаки возникают в 3-4-летнем возрасте или даже позднее. Часто появление подобной проблемы ставит родителей в тупик, поскольку на ранних этапах развитие ребенка проходило нормально, без выраженных отклонений. Причина заключается в том, что с возрастанием требований к речевому аппарату пациенту становится сложнее их выполнять. В результате ребенок не понимает сути слов, их значения и имеет маленький словарный запас, не соответствующий возрасту. У больного полностью отсутствует образное восприятие, все понимается буквально.

Развивающееся с возрастом нарушение коммуникативных функций ведет за собой проблемы с эмоциональным восприятием и инвалидность. Маленькому ребенку тяжело понимать невербальное поведение окружающих. Радость, страх, гнев и прочие эмоции, не выраженные словами, не воспринимаются им, из-за чего он кажется безучастным и равнодушным. Это состояние переходит и в более взрослый возраст, к нему добавляется невозможность больного невербально выражать свои чувства.

У подростка отсутствует гибкость мышления, ему свойственны частые повторения одних и тех же действий, которые не носят практического характера, а имеют «ритуальный» смысл. Их выполнение – характерная черта психических заболеваний аутистического спектра. Это выражается в привязанности больного к месту, вещам, необходимости соблюдать определенный порядок и прочее. Нарушение каких-либо требований ведет к проявлению раздражительности и гнева. Негативную реакцию у больного вызывают громкие звуки, яркий свет, прикосновения и прочее.

Характерные симптомы аутизма:

  • проблемы в общении с другими людьми;
  • отсутствие потребности в социальных контактах;
  • непонимание причин поведения других людей;
  • трудность в изучении новых слов;
  • отсутствие образного мышления, восприятия переносного смысла;
  • равнодушие к людям, происходящим событиям;
  • неумение выражать свои чувства и эмоции;
  • необходимость совершения ритуальных действий;
  • острая реакция на громкий звук, яркий свет, прикосновения и прочее.

Атипичный аутизм: симптомы и особенности

У каждого ребенка аутизм проявляется по-разному. У некоторых малышей с расстройствами аутичного спектра (РАС) есть лишь часть симптомов аутизма, часто не из всех трех групп аномалий, а только двух из них. В таком случае говорят об атипичном аутизме. Людям с этим недугом требуется помощь в тех сферах, где заболевание четко себя проявляет, зато в остальных сферах они могут демонстрировать существенные успехи.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Несмотря на приставку «а» в названии, у атипичного аутизма много общего с аутизмом классическим. Часто атипичный аутизм диагностируют в более поздних возрастах, чем классический — во многом потому, что страдающие им дети не так бросаются в глаза, а их симптомы не так заметно выражены.

В то время как классический аутизм объединяет в себе проблемы в трёх сферах (поведении, коммуникации и социальных навыках), об атипичном аутизме говорят когда у ребенка присутствует стереотипное, шаблонное поведение и есть проблемы с:

  • Либо социальными навыками, включающими в себя взаимодействие с другими людьми;
  • Либо с навыками коммуникации, включая вербальное и невербальное общение.

СИМПТОМЫ АТИПИЧНОГО АУТИЗМА

У детей с атипичным аутизмом могут быть такие же симптомы, что и у ребят с классическим, но выражены они слабее. При этом часто диапазон проявлений болезни не так широк.

Вот перечень симптомов, некоторые (но не обязательно все!) из которых, могут встречаться у малышей с атипичным аутизмом:

  • Трудности с пониманием и применением невербальных средств коммуникации (жесты, кивки, глазной контакт, выражение лица и принятая поза);
  • Отсутствие сочувствия к эмоциям других людей или нежелание разделять свои эмоции;
  • Отсутствие соответствующих возрасту малыша дружеских отношений со сверстниками;
  • Отсутствие роевых игр
  • Повторения в речи одних и тех же фраз или же отсутствие внятной речи;
  • Неспособность «разделять внимание» — показывать кому-то предметы, указывать на вызвавший интерес объект, следовать указательному жесту других людей;
  • Задержки в развитии речи;
  • Большая заинтересованность какой-либо узкой областью: поездами, машинками, животными и т.д.
  • Проблемы при поддержании беседы с другим человеком;
  • Склонность к шаблонам и строгому распорядку;
  • Большая заинтересованность предметами или их частями в отрыве от функционального назначения
  • Стереотипии: взмахи руками, покачивание, похлопывание.

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Родители детей с атипичным аутизмом в среднем обращаются к врачу не в столь ранних возрастах, как в других случая. Это отрицательно сказывается на терапии, которая начинается позже, чем могла бы.

Прогноз развития недуга разнится от ребенка к ребенку. Некоторые не получавшие лечения взрослые успешно научились преодолевать свои особенности в отдельных сферах, тогда как есть и другие случаи, когда терапия начиналась до пяти лет, однако и во взрослом возрасте сохранялись явные симптомы атипичного аутизма.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У СВОЕГО РЕБЕНКА АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Если вам кажется, что ваш малыш ведет себя «странно» или «неправильно», как можно скорее пообщайтесь с врачом. Чем раньше начнется лечение, тем больших успехов оно может добиться. Если малыш усвоит способы справляться со своими трудностями, у него есть все шансы жить полноценной, нормальной жизнью во взрослом возрасте.

РАЗВИТИЕ ДИАГНОСТИКИ

В США атипичный аутизм (так же как и синдром Аспергера) больше не выделяют в отдельные диагнозы, а относят к более общей области расстройств аутичного спектра. Это связано с тем, что диагностика аутизма до сих пор остается во многом субъективной, и в зависимости от специалиста, один и тот же малыш может диагностироваться как атипичный или же классический аутист. Единый диагноз позволит проводить терапию без оглядки на «мягкость» или «серьезность» диагноза.

Атипичный аутизм и его особенности

Психические расстройства у детей иногда диагностируют в раннем возрасте. Распознать атипичный аутизм можно еще до поступления ребенка в школу, при появлении первых признаков. Его отличие от других форм детского аутизма заключается в том, что его определяют, как правило, еще до школы, после 3-х лет. Характеризуется возможностью отсутствия стереотипий (повторяющихся движений) и сбоев коммуникаций.

Причины атипичного аутизма

Это расстройство возникает из-за сбоев в развитии отделов головного мозга. Однако точно неизвестно, чем оно вызвано и до сих пор нет средств, серьезно улучшающих состояние. Атипичный аутизм может сопровождать глубокую умственную отсталость. Иногда встречается у лиц с тяжелыми формами расстройств рецептивной речи. Это может быть полная слуховая невосприимчивость — афазия или сниженная способность восприятия речи при сохранении физического слуха.

Человек с атипичным аутизмом наделен трудностями общения, узким кругом интересов и набором стереотипных действий.

Распространенность аутизма атипичной формы выражена в соотношении 2 случая расстройства на 10 000 населения, причем отмечается преимущественно у лиц мужского пола. Причины, вызывающие его неясны. В этиологии указывается, что присутствуют сведения о различных осложнениях во время беременности или родов.

У многих людей с атипичным аутизмом наблюдают:

  • тремор;
  • судорожные явления;
  • неврологические симптомы.

Диагностические признаки, указывающие на атипичный аутизм

В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) атипичный аутизм кодируют с умственной отсталостью как F84.11. А вместе с атипичным детским психозом как F84.12.

Также в МКБ-10 выделяют 2 формы атипичного аутизма:

  • расстройство выявляется в соответствующем возрасте, его основные признаки начинают проявляться позже 3 лет;
  • при аутизме с атипичными признаками, сложности развития и отклонения наблюдаются еще до 3-х лет, но полную клиническую картину детского аутизма воссоздать не удается.

Основной целью терапии, которая подбирается только индивидуально, считается снижение проблем атипичного аутизма и улучшение отношений в семье.

Программы специального образования для детей с расстройством и поведенческая терапия помогают ребенку в раннем возрасте освоить бытовые навыки и заметно снижают симптомы.

Атипичный аутизм и поведение в социуме

Основной чертой, характеризующей атипичную форму аутизма, считается нарушение коммуникативных способностей. Выражается в устойчивом нежелании общения с окружающими или, наоборот, во множественных попытках и стремлению к контакту, заканчивающихся безуспешно, вследствие характерных психических свойств.

Атипичное аутистическое расстройство сильно влияет на уровень речевого развития. Поэтому разобрать фразы, сказанные человеком с подобным нарушением, не всегда удается даже самым близким его людям. В некоторых случаях это сделать практически невозможно. Эмоциональная сторона личности отличается отсутствием выраженных невербальных признаков. Хотя раздражительность и эмоциональные вспышки могут быть естественной реакцией на такие раздражители как громкие звуки или яркое освещение.

Утверждение, что оказываемая помощь наиболее действенна и эффективна лишь в возрасте до 3 лет не имеет научного подтверждения. Польза безглютеновой диеты, которую часто рекомендуют в качестве альтернативного лечения, также не доказана.

Терапия и поддержка людей с атипичной формой аутизма требует больших затрат. Программы помощи, финансируемые за счет грантов и пожертвований, не всегда могут учитывать индивидуальные потребности ребенка.

Ближе к совершеннолетию, родителям придется задуматься о:

  • приобретении ребенком профессии;
  • дальнейшем трудоустройстве;
  • возможности использования навыков в социуме.

Лечение атипичного аутизма — видео

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: