Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных – что это такое и как он проводится?

Каждый новорожденный малыш еще в роддоме должен пройти ряд анализов и комплексный осмотр нескольких врачей. Такие меры принимаются, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо патологий у ребенка. С некоторых пор обязательным стал и аудиологический скрининг. Давайте разберемся, почему это обследование необходимо.

Что такое скрининг новорожденных и что он включает?

В первые дни жизни малышу показан осмотр врача-неонатолога и комплексный неонатальный скрининг. Это нужно для выявления наследственных патологий и других аномальных явлений на самых ранних этапах жизни ребенка. Чем быстрее обнаружатся какие-нибудь отклонения, тем эффективнее лечение. В массовое исследование новорожденных малышей входят следующие этапы диагностики:

  • неонатальный скрининг (анализ крови);
  • аудиологический скрининг новорожденных;
  • УЗИ-скрининг;
  • осмотр специалистами (невролог, окулист, хирург, ортопед).

Что такое аудиологический скрининг?

Аудио скрининг – обследование, призванное выявить патологии органов слуха при помощи специального прибора. Разберемся подробнее, что собой представляет данная процедура.

Зачем делать обследование слуха у новорожденных?

Отнестись к аудиологическому скринингу следует серьезно, ведь наиболее эффективно нарушения слуха у деток поддаются лечению в первые полгода жизни. Именно возможность слышать звуки впоследствии определяет способность понимать речь и учиться разговаривать. Несвоевременно выявленные патологии могут привести к полной глухоте ребенка, вот почему важно не пренебрегать этим обследованием и его результатами.

По правилам скрининг проводится дважды: впервые на третьи-четвертые сутки после рождения малыша, а затем – спустя 4-6 недель. Повторное обследование может и не понадобится, если результаты первого скрининга удовлетворительные. Особенно важно исследование слуха у недоношенных деток и малышей с соматическими заболеваниями, так как у них достаточно высок риск возникновения нарушений слуха и слуховой нейропатии.

Проведение процедуры

Процедура проводится на 3-4 сутки жизни малыша, она абсолютно безвредная для младенца, неинвазивна, безболезненна и не имеет никаких противопоказаний. Врач неонатолог, используя небольшой прибор для исследования, производит автоматическую регистрацию отоакустической эмиссии. Устройство представляет собой специальный зонд с маленьким телефоном и высокочувствительным микрофоном.

Желательно проводить процедуру между кормлениями, когда ребенок спокоен или спит. Чтобы успокоить малыша, ему можно дать пустышку, но в момент скрининга ее нужно вынуть изо рта, так как сосание создает дополнительные шумы. Для точности результатов вся процедура должна проходить в полной тишине.

Микрофон или обтуратор (специальный зонд с ушным вкладышем) вводят в наружный слуховой проход малыша. К зонду присоединен прибор, выполняющий две функции: подача звуковых импульсов разной частотности и регистрация отоакустической эмиссии. Что такое отоакустическая эмиссия? Это звук, который генерируют волосковые клетки улитки (рецепторы слуховой системы). В ухо последовательно посылаются два сигнала разной частоты, а монитор прибора фиксирует реакцию рецепторов. Каждое ухо диагностируется поочередно.

Врачи отмечают несколько разновидностей исследования:

  1. Скрининговая отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – общее обследование, стандартаня диагностика слуха ребенка в роддоме.
  2. Клиническая ОАЭ – более детальное исследование, которое проводится врачом-сурдологом. Как правило, назначается деткам с отрицательной первичной ОАЭ.
  3. Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – этот метод является альтернативой ОАЭ, его также назначают новорожденным, но он позволяет получить более точные данные, чем в случае с отоакустической эмиссией.
  4. Объективная компьютерная аудиометрия или ASSR-тест. Данную методику зачастую используют в дополнение к КСВП в случаях, когда у ребенка уже диагностированы нарушения слуха. Компьютерная аудиометрия позволяет наглядно увидеть пороги слуха по основным частотам.

Как оценить результаты скрининга?

Результат Refer означает, что прибор не выявил колебаний волосковых клеток, из чего следует, что есть нарушения слуха. Ребенок с таким результатом должен получить направление к специалисту сурдологу для дальнейшей коррекции слуха, но паниковать в любом случае не стоит – результат «Подлежит направлению» не обязательно значит, что у ребенка тугоухость или другие проблемы со слухом.

Часто случается так, что при повторном обследовании никакие патологии не обнаруживаются. Врачи объясняют это по-разному, нередко отрицательный результат при первом аудиологическом скрининге может возникнуть из-за родильных масс, которые еще не успели выйти из ушных проходов малыша или по ряду других причин. Повторное обследование проводится через 4-6 недель после первого. Если результат вновь оказался отрицательным, малыш получит направление в сурдологический кабинет для более полного обследования и дальнейшего лечения.

Дети, нуждающиеся в дополнительном обследовании

Если кроха не прошел тест дважды, его осматривает отоларинголог. Именно он направит малыша в сурдологический центр, где ребенку будет проведено расширенное обследование. Это лучше сделать до момента, когда карапузу исполнится 3 месяца.

Врачи выделяют следующие факторы риска по тугоухости и патологиям слуха у новорожденных деток:

  • отягощенная наследственность – нарушения или полное отсутствие слуха у близких родственников;
  • частые токсикозы при беременности;
  • вирусные или инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности;
  • недоношенность ребенка, низкая масса тела при рождении;
  • переношенная беременность;
  • асфиксия новорожденного в родах (подробнее в статье: асфиксия новорожденного);
  • резус-конфликт и т.д.

Дети из вышеперечисленных категорий должны в обязательном порядке проходить глубокое аудиологическое обследование. Они наиболее подвержены риску патологий органов слуха.

Аудиологический скрининг для проверки слуха новорожденных — что это такое и как он проводится?

Каждый новорожденный малыш еще в роддоме должен пройти ряд анализов и комплексный осмотр нескольких врачей. Такие меры принимаются, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо патологий у ребенка. С некоторых пор обязательным стал и аудиологический скрининг. Давайте разберемся, почему это обследование необходимо.

Что такое скрининг новорожденных и что он включает?

В первые дни жизни малышу показан осмотр врача-неонатолога и комплексный неонатальный скрининг. Это нужно для выявления наследственных патологий и других аномальных явлений на самых ранних этапах жизни ребенка. Чем быстрее обнаружатся какие-нибудь отклонения, тем эффективнее лечение. В массовое исследование новорожденных малышей входят следующие этапы диагностики:

  • неонатальный скрининг (анализ крови);
  • аудиологический скрининг новорожденных;
  • УЗИ-скрининг;
  • осмотр специалистами (невролог, окулист, хирург, ортопед).

Что такое аудиологический скрининг?

Если анализ крови — привычное явление, то аудиологический скрининг часто пугает родителей новорожденного малыша. На самом деле эта процедура проста и не должна вызывать никаких опасений.

Аудио скрининг – обследование, призванное выявить патологии органов слуха при помощи специального прибора. Разберемся подробнее, что собой представляет данная процедура.

Зачем делать обследование слуха у новорожденных?

Отнестись к аудиологическому скринингу следует серьезно, ведь наиболее эффективно нарушения слуха у деток поддаются лечению в первые полгода жизни. Именно возможность слышать звуки впоследствии определяет способность понимать речь и учиться разговаривать. Несвоевременно выявленные патологии могут привести к полной глухоте ребенка, вот почему важно не пренебрегать этим обследованием и его результатами.

По правилам скрининг проводится дважды: впервые на третьи-четвертые сутки после рождения малыша, а затем – спустя 4-6 недель. Повторное обследование может и не понадобится, если результаты первого скрининга удовлетворительные. Особенно важно исследование слуха у недоношенных деток и малышей с соматическими заболеваниями, так как у них достаточно высок риск возникновения нарушений слуха и слуховой нейропатии.

Проведение процедуры

Процедура проводится на 3-4 сутки жизни малыша, она абсолютно безвредная для младенца, неинвазивна, безболезненна и не имеет никаких противопоказаний. Врач неонатолог, используя небольшой прибор для исследования, производит автоматическую регистрацию отоакустической эмиссии. Устройство представляет собой специальный зонд с маленьким телефоном и высокочувствительным микрофоном.

Желательно проводить процедуру между кормлениями, когда ребенок спокоен или спит. Чтобы успокоить малыша, ему можно дать пустышку, но в момент скрининга ее нужно вынуть изо рта, так как сосание создает дополнительные шумы. Для точности результатов вся процедура должна проходить в полной тишине.

Микрофон или обтуратор (специальный зонд с ушным вкладышем) вводят в наружный слуховой проход малыша. К зонду присоединен прибор, выполняющий две функции: подача звуковых импульсов разной частотности и регистрация отоакустической эмиссии. Что такое отоакустическая эмиссия? Это звук, который генерируют волосковые клетки улитки (рецепторы слуховой системы). В ухо последовательно посылаются два сигнала разной частоты, а монитор прибора фиксирует реакцию рецепторов. Каждое ухо диагностируется поочередно.

Врачи отмечают несколько разновидностей исследования:

  1. Скрининговая отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – общее обследование, стандартаня диагностика слуха ребенка в роддоме.
  2. Клиническая ОАЭ – более детальное исследование, которое проводится врачом-сурдологом. Как правило, назначается деткам с отрицательной первичной ОАЭ.
  3. Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – этот метод является альтернативой ОАЭ, его также назначают новорожденным, но он позволяет получить более точные данные, чем в случае с отоакустической эмиссией.
  4. Объективная компьютерная аудиометрия или ASSR-тест. Данную методику зачастую используют в дополнение к КСВП в случаях, когда у ребенка уже диагностированы нарушения слуха. Компьютерная аудиометрия позволяет наглядно увидеть пороги слуха по основным частотам.

Как оценить результаты скрининга?

Результат обследования можно увидеть сразу на мониторе прибора: «Прошел» (Pass) или «Подлежит направлению» (Refer).

Результат Refer означает, что прибор не выявил колебаний волосковых клеток, из чего следует, что есть нарушения слуха. Ребенок с таким результатом должен получить направление к специалисту сурдологу для дальнейшей коррекции слуха, но паниковать в любом случае не стоит – результат «Подлежит направлению» не обязательно значит, что у ребенка тугоухость или другие проблемы со слухом.

Часто случается так, что при повторном обследовании никакие патологии не обнаруживаются. Врачи объясняют это по-разному, нередко отрицательный результат при первом аудиологическом скрининге может возникнуть из-за родильных масс, которые еще не успели выйти из ушных проходов малыша или по ряду других причин. Повторное обследование проводится через 4-6 недель после первого. Если результат вновь оказался отрицательным, малыш получит направление в сурдологический кабинет для более полного обследования и дальнейшего лечения.

Дети, нуждающиеся в дополнительном обследовании

Если кроха не прошел тест дважды, его осматривает отоларинголог. Именно он направит малыша в сурдологический центр, где ребенку будет проведено расширенное обследование. Это лучше сделать до момента, когда карапузу исполнится 3 месяца.

Врачи выделяют следующие факторы риска по тугоухости и патологиям слуха у новорожденных деток:

  • отягощенная наследственность – нарушения или полное отсутствие слуха у близких родственников;
  • частые токсикозы при беременности;
  • вирусные или инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности;
  • недоношенность ребенка, низкая масса тела при рождении;
  • переношенная беременность;
  • асфиксия новорожденного в родах;
  • резус-конфликт и т.д.

Дети из вышеперечисленных категорий должны в обязательном порядке проходить глубокое аудиологическое обследование. Они наиболее подвержены риску патологий органов слуха.

Проверка слуха у новорожденного или аудиологический скрининг

Начиная с 2008 года в России, всем новорожденным детям проводится аудиологический скрининг или проще говоря проверка слуха.

Аудиоскрининг позволяет выявить нарушения слуха на самых ранних этапах, а значит своевременно вылечить или скорректировать их, с помощью слухового аппарата. Почему это так важно? Потому что, без нормального слуха, у ребенка не будут нормально развиваться речевые функции.

Проблема раннего выявления нарушений слуха у детей была поставлена на государственный уровень. Так В 2007 году в рамках национального проекта «ЗДОРОВЬЕ» в перечень выявляемых заболеваний был включен аудиологический скрининг детей первого года жизни. В этом же году был издан Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ №307 от 28.04.2007 года «О стандарте диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

С 2008 года родильные дома и детские поликлиники начали оснащаться приборами для регистрации вызванной отоакустической эмиссии для проведения аудиологического скрининга новорожденного объективным методом.

Согласно Письму Минздравсоцразвития России от 01.04.2008 года программа аудиологического скрининга состоит из двух этапов.

Первый этап — скрининговый. На данном этапе аудиологическое обследование проводится в роддомах у всех новорожденных в возрасте 3-4 дней, с помощью регистрации ВОАЭ специальным прибором.

Второй этап — диагностический. Он проводится детям, у которых отоакустическая эмиссия не была зарегистрирована на первом этапе (то есть, тем детям у которых были отрицательные результаты), а также всем детям, которые имеют факторы риска по тугоухости и нарушению слуха.

Когда проводят аудискрининг новорожденным?

Данное обследование проводят всем новорожденным на 3-4 сутки жизни. Обследование в более ранний период менее достоверно. Если ребенок находятся на лечении в отделении патологии новорожденных, то тестирование лучше проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При отрицательном результате аудиологического скрининга, его проводят повторно — через 4-6 недель после первичного скрининга.

При повторном отрицательном результате ребенка направляют на диагностическое обследование слуха в сурдологический центр. Данное обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни ребенка.

Также повторное аудиологическое обследование рекомендуется проводить тем новорожденным, которые были госпитализированы в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией (высоким уровнем билирубина в крови), даже если первый скрининг был успешно пройден.

Раннее выявление нарушений слуха очень важно. Многочисленные исследования показывают, что если детей с тугоухостью 3-4 степени протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6 месяцев, то из речевое и языковое развитие будет практически такое же, как у детей с нормальным слухом. Если же коррекцию тугоухости проводить после 6 месяцев, то даже при самой эффективной и упорной коррекционной работе, ребенок всё равно будет отставать в развитии речи от сверстников.

Как проводят аудиологический скрининг?

Обследование проводят специальным прибором — аудиометром. Прибор портативный, переносной, поэтому процедуру можно проводит прямо в палате. Аппарат снабжен гибким зондом, на который одевается ушной вкладыш и вводится в ухо малышу.

Прибор генерирует тестовые звуковые импульсы, после чего он анализирует результаты обследования и отображает их на экране. Процедура занимает 5-10 минут.

Для более точного обследования нужно, чтобы малыш был спокоен, неподвижен и сыт. Удобнее всего проводит обследование во время сна.

Процедура безболезненна и не имеет противопоказаний.

В выписке из родильного дома обязательно указываются результаты аудиологического скрининга. Обычно это выглядит примерно так:

Аудиоскрининг от такого числа: D (+); S (+)

D – это значит правое ухо;

(+) — занчит тест положительный и слух у ребенка есть.

(- ) — значит прибор звуковых импульсов не уловил и тест отрицательный.

Либо вместо знаков +/- пишут: «Pass” — что значит «прошел» или «Reffer” — «не прошел» или сомнительный результат.

Если тест положительный, то на этом аудиологический скрининг для этого малыша заканчивается.

Если отрицательный, то детям проводят повторный аудиологический скрининг в детской поликлинике в 1 месяц.

Если у малыша два отрицательных результата аудилогического скрининга, не впадайте сразу в отчаянье, это еще не является достоверным доказательством, что ребенок не слышит. Просто нужно более тщательное обследование. Для этого ребенка направляют на полное аудиологическое обследование.

Понятие аудиологического скрининга новорожденных, порядок проведения процедуры, расшифровка результатов

Многие молодые мамы, услышав термин «аудиологический скрининг», сразу же пытаются выяснить, что это такое, и с какой целью проводится исследование. Аудиологический скрининг — диагностическое мероприятие, направленное на исследование функциональности слуховой системы малыша.

Проведение скрининга в роддоме стало обязательным с 2008 года. Если по техническим причинам диагностика не проводилась, ее следует выполнить в течение 3 месяцев. По статистике, нарушение слуха — это одна из наиболее распространенных патологий в детском возрасте. При условии своевременного обращения к специалисту и эффективной коррекционной терапии врачам удается добиться положительных результатов.

Что такое аудиологический скрининг, в каких случаях он назначается?

Аудиологический скрининг новорожденных — метод исследования слуха детей до 6 месяцев. Такая диагностика очень важна для обследования малышей с врожденными нарушениями слуха. Например, без аудиологического скрининга достаточно сложно выявить тугоухость, которая может отразиться на психическом и физическом развитии ребенка.

Аудиологический метод исследования слуха является частью комплексного скрининга всех новорожденных малышей в течение последних 10-ти лет. Процесс формирования речи основывается на воспроизведении слов и фраз, услышанных от родителей и окружающих людей. Если у малыша есть даже самые незначительные нарушения слуха, риск поражения слухового и речевого центров возрастает в несколько раз.

Основой речевой деятельности любого ребенка является понимание слов людей на слух и их воспроизведение. Если у малыша есть проблемы со слухом, продуктивная форма речевой деятельности дается ему очень тяжело.

Нарушение слуха, выявленное после 6-12 месяцев, может повлиять на дальнейшее развитие речевой деятельности. Игнорирование родителями такого важного исследования может спровоцировать существенную задержку в речи по отношению к сверстникам. По статистическим данным, более 90% пациентов с патологией органов слуха, которым поставили слуховые аппараты в возрасте до 6 месяцев, абсолютно не уступают своим сверстникам в речевом, физическом или психическом развитии.

Факторы риска по снижению слуха у новорожденных

В первую очередь аудиологический скрининг делается детям, которые находятся в зоне риска по снижению слуха. К их числу относятся:

  • дети, у которых в семье есть родственники с нарушением слуха;
  • малыши, рожденные раньше срока;
  • новорожденные с патологически маленьким весом (меньше 1500 г);
  • груднички, перенесшие гипоксию и асфиксию в процессе родов;
  • младенцы, чьи мамы в период беременности перенесли тяжелый токсикоз, инфекционные или вирусные заболевания или употребляли лекарственные средства, обладающие ототоксическими свойствами;
  • детки с гемолитической болезнью.

Порядок проведения исследования новорожденных

Исследование проводится врачом узкого профиля — неонатологом. Для того чтобы получить точные результаты, диагностика должна осуществляться в полной тишине. В идеале, ребенок должен молчать и неподвижно лежать, то есть лучше всего проводить обследование, когда малыш спит. Родителям следует предварительно накормить ребенка для того, чтобы он не просыпался во время диагностики. В этот период запрещено сосать соску или пустышку.

Оценка слуховой реакции стволовой части мозга

Второй способ оценки слуховой реакции стволовой части мозга также является неинвазивным. С помощью этого метода врачу удается исследовать функционирование системы от внешней части уха до головного мозга.

Для осуществления процедуры на голове малыша закрепляются 4 электрода. Проведение скрининга невозможно без звукового сигнала, который имеет название «щелчок». В нем сгруппировано несколько звуковых колебаний, таким образом, врачу удается исследовать одновременно несколько параметров.

Звуковой сигнал, который подается через наушник, проходит в стволовую часть головного мозга. Неонатолог проверяет слух посредством звуков различной громкости — от громкого до самого тихого. С помощью аппарата специалисту удается выявить, звуки какой громкости слышит новорожденный малыш. Время проведения исследования не превышает четверть часа.

Измерение отоакустической эмиссии

Тестирование посредством ОАЭ является более дешевым и простым вариантом. Для проведения ОАЭ используется аудиометр. Он представляет маленький зонд, состоящий из микрофона и динамика, который вставляется во внутреннее ухо новорожденному малышу. Обе составляющие зонда — микрофон и динамик, обладают высокой чувствительностью. После того, как врач установит зонд во внешний слуховой проход, он должен подсоединить его к аппарату, который зарегистрирует ОАЭ.

Под воздействием аудиометра через микрофон в слуховой орган малыша попадают звуковые импульсы. При нормальной функциональности волосковые клетки, расположенные во внутренней части уха, должны усиливать эти колебания и воспроизводить собственные колебания. В случае их повреждения врачи ставят диагноз «нейросенсорная тугоухость».

При сравнении двух методов тестирования можно сделать вывод о том, что вероятность ложноположительного результата СРСМ намного ниже ОАЭ. Это связано с тем, что на результаты исследования отоакустической эмиссии влияют, а в некоторых случаях еще и искажают их, остатки амниотической жидкости в ушах у малыша.

Расшифровка результатов

Современные аудиометры оборудованы экраном, на который выводятся результаты скрининга. Если все показатели в норме, на экране появляется надпись «Pass», выявлены нарушения — «Reffer». Конечно же, выводы, сделанные аудиометром, не являются диагнозом.

Этот метод диагностики считается первичным, то есть его результаты требуют подтверждения или опровержения при дополнительном обследовании. Повторное исследование функциональности слуховой системы проводится через несколько дней после выписки из роддома в детской поликлинике.

При неудовлетворительных результатах малыша направляют в региональный центр слуха, где проводится более углубленная диагностика. Консультация отоларинголога-сурдолога и вторичное обследование необходимы также детям, которые находятся в зоне повышенного риска — родившимся раньше срока, с патологически маленьким весом или наследственной предрасположенностью.

Анализ результатов

Прибор показывает прошло ли ухо ребенка аудиоскрининг. Существует лишь 1 % случаев, когда устройство не может выявить тугоухость – это случаи, связанные с заболеваниями слухового нерва или мозгового центра, который отвечает за слух.

Соответственно, в случае, не если результаты теста отрицательны, говорят о наличии проблем со слухом. Однако, возможен и ложно отрицательный результат.

С 2008 года в роддомах России проводится обязательный аудиологический скрининг новорождённый. В случае, если по каким-то причинам, в роддоме сделать процедуру не удалось, ребенка направляют на обследование в поликлинику по прописке в 1 месяц.

Даже в том случае, если тест дал отрицательный результат во второй раз, это не значит, что ребенок не слышит. Возможно, ошибка произошла дважды. Но после 2 отрицательных результатов ребенка обязательно направляют на обследование к специалисту.

Особенности аудиологического скрининга недоношенных детей

Для недоношенных детей аудио скрининг проводится позже, так как их внутреннее ухо не успевает выработать способность создавать импульсы, которые могут быть зафиксированы аудиометром.

Так, детям, рожденным до 32 недели беременности, эту процедуру проводят на 2-6 неделю жизни, а тем, кто родился на 33-37 неделях – проводят на первой или второй неделе после родов.

Повторное обследование слуха таким детям делают в то же время, что и всем остальным.

Группы риска

Существует 2 группы детей, которым требуется обследование сурдолога:

  • Дети, родители которых страдают тугоухостью или другими заболевания слуха. Для них есть риск наследственного приобретения заболевания.
  • Новорождённый, которые подвергались внутриутробному медикаментозному лечению, или подвергшиеся воздействию медицинских препаратов по другим причинам.

Дополнительные обследования

К числу дополнительных обследований, которые проводятся в случае, когда ребенок дважды показал отрицательный результат на аудиометре, относятся:

  • Обследование отоларингологом. Врач проверяет состояние наружных органов слуха( исследует барабанную перепонку и наружный слуховой проход)
  • Метод игровой тональной аудиометрии. Показывает уровень слышимости ребенка в зависимости от степени важности объекта, издающего звук.
  • Сурдопедагогическое обследование. Призвано выявить состояние слуха ребенка по реакциям на голоса и звуки разной частоты.
  • Анализ на ген коннексин. Данный ген вызывает детскую тугоухость. Его обнаружение позволит своевременно ребенку медецинскую помощь.
  • КСВП. Обследование мозга на предмет реагирования на звук.
  • Тимпанометрия. Обследование на предмет подвижности барабанной перепонки ребенка и на различные характеристики мышечной системы уха.

Введение обязательного аудиологического скрининга стало важным шагом для российской медицины.

Своевременное обследование у специалистов позволяет оградить новорождённый от проблем со слухом на всю оставшуюся жизнь. Важно серьезно отнестись к рекомендациям специалистов и в точности их выполнять. Только так можно быть уверенным в здоровье ребенка.

Аудиологический скрининг новорожденных

Многолетние наблюдения у нас в стране и зарубежом свидетельствуют, что аудиологический скрининг необходимо проводить у новорожденных детей в роддомах. Причем оптимальным методом в этом случае является регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Этот метод позволяет выявить даже небольшое снижение слуха, причем независимо от того, является ли это кондуктивной или сенсоневральной тугоухостью. Аудиологическое тестирование новорожденных в родильных домах методом регистрации ОАЭ рекомендуется проводить не ранее 4 дня жизни, поскольку в более ранний период у части детей она не регистрируется.

Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга называется отсутствие отоакустической эмиссии или отсутствие слуховых вызванных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:

  • Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
  • Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
  • Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
  • Проведение необходимых лечебных мероприятий.
  • Ранняя абилитация – занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики – с момента выявления нарушений слухового восприятия.
  • Кохлеарная имплантация – электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).

Исследования детей с нарушениями слуха показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть слуховые аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.

Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1-2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.

Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопротезирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.

Поэтому на наш взгляд, программа аудиологического скрининга “заработает”, если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.

Аудиологический скрининг новорожденных

Помимо обследования новорожденных на врожденные обменные патологии и генетические заболевания, в неонатальный скрининг входит еще и обследование слуха, а также проведение ультразвукового обследования малыша. Это позволяет вовремя выявить различные серьезные проблемы в здоровье, и начать их коррекцию. По данным скрининга отбираются дети, имеющие отклонения в здоровье, которым будет показано более детальное и углубленное обследование.

Проведение аудиологического скрининга новорожденных

С 2008 года в перечень обязательных мероприятий в рамках скрининга новорожденного включается исследование слуха. Это связано сс тем, что привычными способами выявить отклонения крайне сложно, а нарушения слуха врожденного характера существенно влияют на психофизическое развитие детей. Поэтому, для проверки слуха сегодня используется особый миниатюрный прибор, позволяющий безболезненно и быстро проверить — слышит ребенок или нет.

Данный скрининг новорожденного проводится в сроки 3-4 дня или перед выпиской из родильного дома, противопоказаний к обследованию нет. Методика аудиологического скрининга проводится в два приема. Первый этап — обследование в роддоме всех детей, при этом применяется особый метод ОАЭ — регистрируют ото-акустическую эмиссию. Если в родильном доме этот скрининг новорожденного не провели или нет отметки в выписке (или не стоит отметок в карте развития) о его результатах, это исследование необходимо провести при наблюдении ребенка в детской поликлинике.

Зачем детям аудиологический скрининг?

Основная цель данного массового обследования — это выявить врожденные или приобретенные в родах или сразу после них, в первые дни жизни, проблемы со слухом. Это необходимо, чтобы оказать немедленную помощь детям, в том числе с использованием современных высоких технологий.

Дети развиваются и формируют способность к пониманию речи, а затем и начинают говорить первые слова и фразы в силу того, что имеют возможность слышать речь родителей и окружающих их людей. Кроме того, их развитие побуждается разнообразными звуковыми стимулами живой и неживой природы. Если дети имеют даже незначительное снижение слуха, это может грозить серьезными сложностями в восприятии речевой информации, а также нарушает развитие особых центров в мозге — речевого и слухового. Скрининг показан всем детям для своевременного выявления слуховых отклонений, что связно с тем, что наиболее эффективными будут коррекционные мероприятия в первые 3-6 месяцев жизни. Если в родильном доме не проведен слуховой скрининг новорожденного, проверить — как слышит малыш нужно обязательно до трехмесячного возраста. Более позднее выявление слуховых аномалий может грозить задержкой речевого развития или проблемами с речевыми функциями, а слух восстановить можно далеко не всегда, что в худшем случае грозит глухонемотой.

Как проводится этот скрининг?

Дети подвергаются обследованию неонатологом, который обучен методике исследования аудиологического скрининга. Врач использует прибор, который автоматически регистрирует ОАЭ. Используют особый электро-акустический зонд. На нем расположено миниатюрное подобие телефона и особый, обладающий высокой чувствительностью микрофон. Они соединены в виде герметичного вкладыша-пробочки в ушко. Прибор вводят в наружный слуховой проход детей, когда они находятся в спокойном состоянии (не голодны и не плачут). Этот зонд присоединяется к прибору, регистрирующему ОАЭ. Врач старается, чтобы малыши были неподвижны и спокойны, в идеале, новорожденные должны спать. Слух исследуют в полной тишине.

Важно, чтобы кроха не сосал пустышку. Это привносит дополнительные шумы и исказит исследование.

Результаты скрининга, как их оценить?

В современных приборах, которые проводят обследование, результаты скрининга отражаются на табло в виде надписей. Если все в порядке и малыш прошел скрининг — это PASS, если же со слухом имеются проблемы и результаты сомнительны — это REFFER. Но это совершенно не диагноз, все результаты скрининга имеют предположительные результаты. При помощи прибора отбираются дети, у которых вероятны (но не обязательны) слуховые отклонения, им необходимо более прицельное обследование. Если малыш проходит скрининг, на этом его обследование завершится, если не прошел — его направляют к специалисту, уточнять — есть ли отклонения слуха.

Если результаты скрининга сомнительны, в роддоме выявили отклонения, что делать дальше? Прежде всего, повторно проходится первый этап — такое же обследование врачом уже в поликлинике. Если повторные результаты скрининга (регистрация ОАЭ) снова положительные, педиатр направит родителей с малышом в сурдологический кабинет или центры слуха, где проведут второй этап, более прицельные и глубокие исследования. Если это ребенок из группы риска, даже если результаты скрининга были хорошие, он все равно будет направлен на консультацию и второй этап обследования. Таких детей обследовать будут не педиатры, а особые специалисты — отоларингологи-сурдологи.

Какие дети нуждаются в дополнительном обследовании?

Если в вашей семье нет врожденных проблем со слухом или генетических патологий, скорее всего, обследование ребенка будет ограничено первым этапом скрининга. Однако, существуют определеннее факторы риска формирования тугоухости и полной глухоты у малышей. К ним относят отягощенную наследственность — если в семье есть глухонемые близкие родственники, другие дети имеют проблемы со слухом, есть отклонения у родителей. Показано обследование тем детям, кто рожден от мам, перенесших при беременности микробные или вирусные инфекции (краснуха или корь, грипп и т. д.), были тяжелые токсикозы беременности.

Обследование слуха необходимо глубоко недоношенным детям, имевшим при рождении вес менее 1,5 кг или перенесших асфиксию в родах. Рискуют иметь проблемы со слухом дети при переношенной беременности, наличии резус-конфликта с гемолитической болезнью плода, а также те, чьи матери при беременности принимали препараты, обладающие ототоксичностью (поражают орган слуха плода).

Аудиологический скрининг — проверка слуха у новорождённых

Большинство детских заболеваний можно успешно вылечить с самого рождения: бывают случаи, когда отсроченное лечение оказывается менее эффективным. Именно поэтому для новорождённых разработаны методики раннего диагностирования различных отклонений.

За время нахождения в роддоме ребёнка осматривают врачи-неонатологи, и самое главное – для всех детей проводится комплексный неонатальный скрининг, который включает в себя взятие крови для выявления тяжёлых наследственных заболеваний и аудиологический скрининг новорождённых.

Если анализ на генетические отклонения родители переживают относительно спокойно (как правило, с ними связываются лишь в случае обнаружения каких-либо отклонений), то проверка слуха у появившегося пару дней назад на свет малыша заставляет изрядно поволноваться – мамы наблюдают всю процедуру от начала до конца. Для чего же требуется аудиологическое исследование?

Проверка слуха: как, кому, когда

Если зрение малыша в первые несколько месяцев жизни крайне трудно проверить – оно ещё находится в процессе становления – то способность ребёнка слышать уже вполне оформлена. Проводя аудиологический скрининг практически сразу после рождения, специалисты помогают вовремя заметить патологию и успешно её скорректировать.

Ранее проверка слуха проводилась лишь у новорождённых, входящих в группу риска, а именно:

  • дети с наличием родственников, страдающих отсутствием или нарушением слуха;
  • родившиеся с челюстно-лицевой патологией;
  • перенёсшие внутриутробную инфекцию;
  • получившие родовые травмы, перенёсшие асфиксию в родах и проведшие какое-то время после родов в реанимации;
  • недоношенные дети.

Однако нарушения слуха часто обнаруживаются у абсолютно здоровых детей с неотягощенной наследственностью, поэтому сегодня аудиологический скрининг проводится для всех новорождённых без исключения.

Суть обследования заключается в воздействии на улитку – отдел внутреннего уха, отвечающий за восприятие и распознавание звука. Передачу импульсов от звуковых сигналов в головной мозг обеспечивают так называемые волосковые клетки, которые при воздействии звука начинают распрямляться или вытягиваться.

Для скрининга используют специальный аппарат известный как прибор для ВОАЭ – вызванной отоакустической эмиссии. В ухо малыша вставляется специальный вкладыш (обтуратор), после чего к нему приставляется прибор, посылающий звуковые импульсы, напоминающие щелчки определённой частотности. На небольшом мониторе аппарата можно наблюдать регистрацию колебаний наружных волосковых клеток в пределах или за пределами нормы.

Далее, в ухо последовательно посылаются два сигнала разной частоты, реакцию на которые также можно наблюдать на мониторчике прибора. Диагностика проводится для каждого уха поочерёдно. Результат обследования может определить даже не самая опытная мама: на современных приборах ВОАЭ он высвечивается сразу. Это может быть «Прошёл» (Pass) или «Подлежит направлению» (Refer). Второй результат обозначает, что колебаний волосковых клеток аппарат не выявил. Следовательно, нарушения слуха всё же имеются, и ребёнок должен быть направлен в территориальный центр коррекции слуха.

Первый этап скрининга проводится в роддоме, через 3–4 дня после родов, и в возрасте 4–6 недель для детей, не прошедших скрининг в роддоме, а также новорождённых из групп риска. Второй этап – для годовалых детей из группы риска, хотя здоровым детям так же рекомендуется обследоваться повторно: тугоухость малыша может развиваться постепенно.

Что может обнаружиться

Метод ВОАЭ позволяет выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию.

Малыши, не прошедшие первый этап аудиологического скрининга, направляются в специализированные центры, где с ними работают специалисты. Если нарушения слуха всё-таки подтвердились, отчаиваться не стоит: современные методики реабилитации и протезирования позволят если не полностью восстановить слух ребёнка, то максимально его скорректировать. Своевременное обращение родителей к специалистам и правильно подобранное лечение позволит малышу расти и развиваться, не отставая от сверстников.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: