Болезни нервной системы у детей

Болезни нервной системы у детей

Заболевания нервной системы у детей

Содержание:

Нервную систему подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. Ее деятельность отвечает за работу всего человеческого организма и обеспечивает взаимосвязь всех систем и органов. Благодаря нервным окончаниям обеспечивается чувствительность тела человека и его способность к движению.

важноКак показывает медицинская практика, не существует таких детских болезней, которые не отражались бы на нервной системе. Чем младше пациент, тем более своеобразно реагирует и нервная система.

Реакция может быть разной: от нарушения дыхания и кровообращения до поражения мозга и его оболочек. Нервная система детей уязвима настолько, что даже самые малые ее патологии ведут к серьезным заболеваниям.

Виды заболеваний

  • Наследственные или хромосомные (например, синдром Дауна) вызывают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.
  • Травматические возникают вследствие полученных травм, ушибов и сотрясений головного мозга. Для этих заболеваний характерны головокружение, тошнота, рвота, потеря сознания.
  • Инфекционные проявляются на фоне вирусов, бактерий и паразитов. У ребенка наблюдается головная боль, помутнение сознания, повышение температуры тела, рвота. Примерами такого рода заболеваний являются корь, менингит, малярия, микроцефалия.
  • Сосудистые заболевания являются, как правило, следствием родовой травмы. У маленьких детей вызвать поражение нервной системы может гипертоническая болезнь. Это ведет к нарушениям кровоснабжения мозга и сосудисто-мозговой недостаточности. К основным симптомам относят головную боль, ухудшение двигательной активности и снижение чувствительности.
  • Хронические заболевания, такие как миастения, являются следствием индивидуальных особенностей строения нервной системы, а также нарушением процессов обмена в организме ребенка.

Распространенные заболевания нервной системы у детей

Далее описаны наиболее часто встречающиеся у ребенка болезни нервной системы.

Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)

Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.

Лечение: предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.

информацияМожно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.

Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.

Нарушения сна

  • Ночные кошмары. Возникают при нарушениях дыхания (астма, заложенность носа, аллергия), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
  • Страхи: малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица. Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.
  • Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.

Лечение: при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут испугать его, не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня. Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.

Неловкость

Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д. Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше. В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.

Повышенная возбудимость

Характеризуется не только подвижностью, но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.

важноОчень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.

Аллергия может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.

Основные причины заболеваний нервной системы

  • Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
  • Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
  • Психоэмоциональные потрясения, недосыпание.
  • Воздействие ядов и токсических веществ.
  • Различного рода опухоли.
  • Недостаток витаминов и питательных веществ.
  • Слабый иммунитет, что характерно для маленьких детей.
  • Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.

Профилактика

Самой лучшей профилактикой болезней является укрепление НС детей. Разработан эффективный комплекс способов, использование которого не только успокоит вашего ребенка, но и улучшит его психическое, эмоциональное и нервное состояние. Эти методы ориентированы на вызов положительных эмоций, включают расслабляющий массаж, правильное питание, корректировку режима сна и отдыха для маленьких пациентов, лечебную физкультуру.

Чтобы ваше чадо было эмоционально уравновешенным и психически здоровым, наблюдайте за малейшими изменениями в его поведении и вовремя консультируйтесь со специалистами. Как известно, ранняя диагностика заболевания — залог успешного исхода его лечения.

Вирусные инфекции центральной нервной системы у детей

Инфекции центральной нервной системы являются очень серьезными: менингит влияет на мембраны, окружающие головной и спинной мозг, энцефалит поражает сам мозг. Важные аспекты заболевания вирусными инфекциями центральной нервной системы:

  • Инфекции центральной нервной системы могут вызывать такие вирусы как менингит и энцефалит.
  • Симптомы обычно начинаются с лихорадки, может появляться раздражительность, отказ от еды, головная боль, боль в шее, а иногда и судороги.
  • Диагноз вирусных инфекций центральной нервной системы основан на спинномозговой пункции.
  • Многие инфекции выражены слабо, а другие являются серьезными и могут привести к смерти.
  • Противовирусные препараты, как правило, неэффективны для лечения инфекций центральной нервной системы, поэтому для детей должны быть предприняты меры предосторожности (например, препараты для борьбы с лихорадкой и болью, также принятие большого количества жидкости).

Вирусы, которые заражают центральную нервную систему (головной и спинной мозг), включают вирусы герпеса, арбовирусы, кокссакивирусы, эховирусы и энтеровирусы. Некоторые из этих инфекций в первую очередь влияют на мозговые оболочки (ткани, покрывающие головной и спинной мозг) и приводят к менингиту. Вирусный менингит иногда называют асептическим менингитом. Другие инфекции поражают в первую очередь мозг и в результате вызывают энцефалит. Также существуют инфекции, которые влияют как на мозговые оболочки, так и на сам мозг в результате менингоэнцефалита. Менингит является гораздо более распространенным среди детей, чем энцефалит. Вирусы влияют на центральную нервную систему двумя способами:

  1. Они могут непосредственно инфицировать и разрушать клетки центральной нервной системы в период обострения заболевания.
  1. Иммунный ответ на инфекцию иногда приводит к повреждению клеток вокруг нервов после того, как дети восстановились после болезни.

Это эти повреждении (постинфекционный энцефаломиелит или острый рассеянный энцефаломиелит), как правило, вызывают симптомы через несколько недель после выздоровления от острого заболевания. Дети приобретают инфекции центральной нервной системы различными путями. У новорожденных может развиваться герпетическая инфекция при контакте с инфицированными выделениями родовых путей. Другие вирусные инфекции приобретаются в результате вдыхания воздуха с примесью вирусосодержащих капель, выдыхаемого инфицированным человеком. Арбовирусные инфекции приобретаются от укусов инфицированных насекомых (так называемый эпидемический энцефалит). Симптомы и лечение вирусного менингита и энцефалита у детей старшего возраста и подростков аналогичны тем, что у взрослых. Неспособность детей общаться напрямую затрудняет понимание их симптомов. Однако, обычно младенцы с инфекциями центральной нервной системы имеют некоторые симптомы, описанные ниже.

Симптомы вирусных инфекций центральной нервной системы у новорожденных

Вирусные инфекции центральной нервной системы у новорожденных и грудных детей, как правило, начинаются с лихорадки. Новорожденные могут не иметь никаких видимых симптомов, либо они могут проявляться плохо. Младенцы старше месяца, как правило, становятся раздражительными и суетливыми, отказываются от еды и это часто сопровождается рвотой. Иногда мягкое место на верхней части головы новорожденного становится выпуклым, что свидетельствует об увеличении давления на мозг. Так как раздражение мозговых оболочек усугубляется движением, ребенок с менингитом может больше плакать, когда берешь его на руки. У некоторых младенцев появляется странный, пронзительный крик. У младенцев с энцефалитом часто бывают судороги или другие аномальные движения. Младенцы с тяжелой формой энцефалита могут стать вялыми и впасть в кому, вплоть до смертельного исхода.

Инфекция вируса простого герпеса, которая часто сосредоточена только в одной части мозга, может привести к судорогам или слабости, появляющихся только в одной части тела. Также у новорожденных может появляться сыпь на коже, во рту. Сыпь состоит из красных пятен с заполненными жидкостью волдырями, которые покрываются коркой до заживления.

Постинфекционный энцефаломиелит может вызвать множество неврологических проблем, в зависимости от части мозга, которая повреждена. Дети могут иметь слабость в руках или ногах, потерю зрения или слуха, изменения в поведении, умственную отсталость или повторяющиеся судороги. Некоторые из этих симптомов сразу заметны, другие симптомы можно заметить только тогда, когда будут проводиться контрольные испытания слуха, зрения и интеллекта ребенка. Часто симптомы проходят со временем, но иногда они являются постоянными.

Диагностика вирусных инфекций центральной нервной системы у детей

Врачи обеспокоены возможностью возникновения менингита или энцефалита у каждого новорожденного с высокой температурой, а также у младенцев более старшего возраста, детей и подростков, у которых наблюдается лихорадка и раздражительность. Для того чтобы диагностировать менингит или энцефалит, врачи делают пункцию (поясничный прокол) для получения спинномозговой жидкости (ликвора) для лабораторного анализа. При вирусных инфекциях число лейкоцитов в ликворе возрастает, но нет бактерий. Иммунологические тесты, которые выявляют антитела против вирусов в образцах спинномозговой жидкости, могут быть проведены, но, как правило, занимают несколько дней. Полимеразная цепная реакция может быстрее определить вирус простого герпеса и энтеровирусы. Тест мозговых волн (электроэнцефалография) может быть использован для диагностики энцефалита, вызванного вирусом герпеса. Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография могут подтвердить диагноз, особенно в случаях постинфекционного энцефаломиелита.

Статистика при вирусных инфекциях центральной нервной системы у детей

Прогноз значительно варьируется в зависимости от типа инфекции. Многие виды вирусного менингита и энцефалита не являются серьезными и ребенок выздоравливает быстро и полностью. Другие виды вирусных инфекций могут привести к осложнениям и тяжелым последствиям. Заражение мозга вирусом простого герпеса особенно тяжелое. Без лечения примерно 50% новорожденных с инфекции простого герпеса мозга умирают, и две трети тех, кто выжил, имеют серьезные повреждения головного мозга. Даже при лечении, около 25% умирают и до половины выживших имеют повреждения головного мозга. Если инфекция герпеса затрагивает еще и другие части тела, смертность достигает 85%.

Лечение вирусных инфекций центральной нервной системы у детей

Главные правила при лечении ребенка с инфекционным заболеванием центральной нервной системы:

  • Содержание младенца в комфорте
  • Прием препаратов от лихорадки или судорог
  • Прием препаратов для постинфекционного энцефаломиелита

Большинству младенцев требуется только поддерживающий уход. То есть, они должны находиться в тепле, пить много жидкости и принимать лекарства для лечения лихорадки или судорог. Противовирусные препараты не эффективны для большинства инфекций центральной нервной системы. Тем не менее, инфекции, вызванные вирусом простого герпеса можно лечить с помощью ацикловира внутривенно. Постинфекционный энцефаломиелит можно лечить кортикостероидами или другими препаратами, которые уменьшают иммунную реакцию, которую вызывают неврологические повреждения.

Заболевания нервной системы у детей

Заболевания нервной системы у детей вызывают особую тревогу родителей. Зачастую эти болезни представляют пограничные состояния, и выявить их бывает порой непросто. С другой стороны, нервная система настолько уязвима, что даже незначительная ее патология провоцирует серьезные болезни. Детская неврология изучает закономерности развития нервной системы, и ее методы основываются на достижении таких современных наук, как нейрофизиология, психология, психиатрия.

Причины, лежащие в основе болезней нервной системы

  1. Наследственность. В семье есть случаи больных с заболеваниями нервной системы, алкогольная и наркотическая зависимость, психиатрические заболевания.
  2. Инфекционные заболевания.
  3. Воздействие ядов и токсинов (барбитураты, яды растительного происхождения, отравления тяжелыми металлами)
  4. Стрессы, переутомления, недосыпание
  5. Психотип ребенка. Чаще болезни нервной системы встречаются у детей легковозбудимых, эмоциональных
  6. Травмы, вызывающие сотрясения и ушибы головного мозга, разрывы периферических нервов.
  7. Опухоли злокачественные и доброкачественные.
  8. Сосудистая патология.
  9. Причины недостаточного питания (особенно витаминов группы В витамина Е).

Клиника и основные симптомы заболеваний нервной системы.

В каждом возрастном периоде врачи выделяют определенные критерии, которые определяют границы между патологией и нормой.

Главные симптомы болезней нервной системы:

  • Двигательные расстройства (параличи, парезы), изменение позы, тремор, медленные непроизвольные движения
  • Головные боли (простая мигрень, хроническая головная боль, пучковая мигрень)
  • Нарушения координации движений (головокружения, шаткость походки, тошнота)
  • Нарушение тактильной чувствительности отдельных участков тела, нарушения обоняния
  • Боли в нижних отделах спины и конечностях, в шее.

Диагностика болезней нервной системы.

В диагностике болезней нервной системы большую роль играет анамнез и осмотр ребенка. Обращают внимание на ориентацию во времени и пространстве, на функционирование глазодвигательных мышц, на походку, на движения в суставах, на рефлексы, речь ребенка и позы, применяемые им.

Если необходимо проводят некоторые инструментальные исследования – компьютерную томографию, ангиографию, магнитно-резонансную и позитронно- эмиссионную томографию , ультразвуковое исследование. В некоторых случаях приходится прибегать к люмбальной пункции. При исследовании пациентов с эпилептическим синдромом обязательно назначается электроэнцефалография.

Лечение болезней нервной системы у детей.

В современном мире детская неврология развивается быстрыми темпами и для лечения использует самые эффективные методы. В комплексное лечение входит медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, бальнеотерапия, консультации психологов и других специалистов.

В разделе, посвященном болезням нервной системы у детей, мы рассмотрим следующие заболевания.

  • Ювенильный паркинсонизм Ханта
  • Внутричерепная гипертензия (повышенное внутричерепное давление )
  • Детский церебральный паралич и другие церебральные симптомы.
  • Воспалительные болезни нервной системы
  • Миастения и миопатии
  • Пороки развития головного мозга
  • Мигрень и другие виды головной боли.
  • Миелиты
  • Судороги у детей и эпилепсия у детей
  • Дистонии, гипо и гипертонус и другие нарушения мышечного тонуса у детей.
  • Невралгия и невриты
  • Нейропатия и полинейропатия (неврит, невропатия)
  • Неврозы, истерия, неврастения
  • Абсцесс мозга
  • Опухоли (головного мозга, позвоночника)
  • Полиомиелит
  • Нарушения мозгового кровообращения
  • Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения.
  • Энцефалит
  • Энцефалопатия
  • Лунатизм

Как лечить нервные расстройства у детей?

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога, особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Стресс, плохой аппетит и нарушения сна в первую очередь снижают успеваемость в школе

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Причины нервного расстройства у детей

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Повышенная нагрузка: физическая, умственная;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Конфликты в семье часто становятся причиной нервных расстройств у детей

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Обязательно стоит обратить свое внимание на поиске специалиста, работающего с детской аудиторией

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Заболевания нервной системы у детей

Содержание:

Практически каждое заболевание в детском возрасте сопровождается некоторыми изменениями нервной системы. Это объясняется неразрывностью работы НС и всего организма. Реакция нервной системы на болезнь может быть достаточно непредсказуемой, особенно в детском возрасте.

Так как нервная система является связующим звеном между всеми системами и органами в человеческом теле, при некоторых «толчках» она может ослабеть, что, в свою очередь, приводит к возникновению разного рода заболеваний. Нет, не нужно раньше времени паниковать и после очередного ОРВИ отправлять малыша на полное обследование. Мы лишь говорим о том, что каждому родителю не помешает ознакомиться с информацией, которая описывает заболевания нервной системы у детей.


Фото: Анатомия центральной нервной системы

Причины заболевания нервной системы у детей

Сперва следует отметить, что заболевания нервной системы у маленьких детей могут быть вызваны:

— бактериями;

— вирусами;

— нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы;

— паразитами (токсоплазмоз или малярия);

— травмами;

— развитием опухоли в мозгу.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что заболевания нервной системы у большинства детей становятся последствием ненадлежащего поведения женщины в период беременности. Многие беременные по-прежнему считают, что специалисты назначают массу анализов «от нечего делать». На самом деле вовремя выявленные токсоплазмоз или краснуха могут отступить и не навредить малышу. В противном случае молодым родителям придется столкнуться с неприятностями сразу после появления крохи на свет, что весьма печально.


Фото: Какие анализы сдавать при беременности?

Иногда заболевания нервной системы у некоторых детей могут стать следствием неполноценного питания, почечных или эндокринных заболеваний. Также следует учитывать, что заболевания нервной системы у детей вполне могут развиться на фоне воздействия ядов и лекарственных препаратов.

Виды заболеваний

Итак, какими же бывают заболевания нервной системы у детей?

1. Наследственные
Наверняка каждый слышал о синдроме Дауна. Так вот, это заболеванием является хромосомным, то есть, наследственным.
Если заболевание НС вызвано наследственностью, оно проявляется нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.


Фото: Ребенок с синдромом Дауна

2. Травматические
Не зря родители панически опасаются падений своих малышей, ведь иногда просто споткнувшись, можно получить тяжелейшую травму. Именно травмы и ушибы головного мозга вызывают ряд заболеваний нервной системы.
Как известно, сотрясение головного мозга иди сдавление спинного приводят к возникновению тошноты, головокружения, слабости, потере памяти и расстройству сознания. Такие признаки должны насторожить каждого родителя, чей ребенок имел неосторожность упасть.


Фото: Состояние головного мозга при травме

3. Инфекционные
Заболевания нервной системы у маленьких детей, относящиеся в данной категории, возникают на фоне присутствующих вирусов, паразитов или бактерий. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, как головная боль, рвота, помутнение сознания и повышенная температура тела, вполне вероятно, что он имел неосторожность подхватить малярию или корь — самые известные инфекционные заболевания. К прочим можно отнести менингит, микроцефалию и гидроцефалию.


Фото: Инфекционные заболевания нервной системы

4. Сосудистые
Гипертоническая болезнь — первое, что может вызвать заболевания нервной системы у маленьких детей и не только. К слову, у взрослых шансов оказаться в зоне риска намного больше. И все же, чем это чревато? К примеру, нарушением кровоснабжения мозга или сосудисто-мозговой недостаточностью. Как правило, симптомами заболеваний НС данной категории выступают головная боль, снижение чувствительности и нарушение двигательной активности.

Нужно отметить, что в большей степени сосудистые заболевания НС в детском случае являются следствием родовой травмы.

5. Хронические
Случается, что заболевание нервной системы у ребенка является следствием специфического строения НС, а также нарушения обменных процессов в организме. Среди хронических заболеваний НС можно выделить миастению.


Фото: Миастения

Видео о детской нервной системе

Диагностика нервной системы у детей

Наверняка после ознакомления с видами заболеваний НС большинство родителей придут к выводу, что необходимо узнать о диагностике подобных неприятностей. Здесь совет один — незамедлительное обращение к неврологу. Если врач не сумеет поставить диагноз на основе консультации, он обратится к клиническим исследованиям и КТ головного мозга.

Несмотря на то, что заболевания нервной системы в детском случае являются весьма опасными, они поддаются лечению. Как лечить и чем — задача, которую стоит доверить специалисту. Вид лечения зависит от типа болезни и симптомов. А вот пребывание ребенка в условиях стационара — необходимое условие в любом случае.

Профилактики заболеваний НС, как правило, нет. Единственное, что нужно заметить, — почаще консультироваться с детскими врачами по поводу жалоб малыша и его поведения, а также не забывать приобщать его к здоровому образу жизни!


Фото: Формирование здорового образа жизни

Нервные заболевания у детей

Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу. Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии. На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.

Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу. Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии. На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.

Причины и последствия

Среди причин, вызывающих нервные болезни у детей, можно выделить две группы.

  1. Внешние факторы. Это то, с чем сталкивается ребенок в своей повседневной жизни:
    • взаимоотношения в семье;
    • общение с ровесниками;
    • атмосфера в детском саду, школе, кружках;
    • экологическая обстановка.
  2. Внутренние факторы. К ним относятся мыслительные процессы, то, что затрагивает ребенка:
    • стрессы, депрессии, угнетенное состояние;
    • генетическая предрасположенность;
    • склад характера: чрезмерная эмоциональность;
    • болезни головного мозга, внутренних органов, травмы, инфекции, низкий иммунитет.

Болезни нервной системы у детей могут проявить себя не сразу. Они возникают и под воздействием нескольких факторов. Причины накладываются друг на друга и в результате проявляют себя. Последствия сказываются уже во взрослой жизни. Детские болезни нервной системы перерастают в серьезные неврозы, вылечить которые намного сложнее. Например, всевозможные нарушения в работе психомоторного аппарата.

Симптомы нарушений выражаются по-разному. Они могут проявляться в периодическом подергивании ребенка, моргании, пожимании плечами. Такие сокращения затрагивают мышцы ног, рук, лица. Характерной симптоматикой, характеризующей неврологические болезни у детей, являются повторяющиеся действия: постукивание, хождение из одной стороны в другую, перекладывание предмета. Среди симптомов выделяются также различные причмокивания, покашливание, посапывание.

К главным симптомам, указывающим на нервные заболевания у детей, относятся:

  1. обмороки,
  2. бессонница,
  3. энурез,
  4. плохой аппетит,
  5. тик,
  6. ипохондрия,
  7. головная боль.

Виды заболеваний

Детские неврологические заболевания подразделяются на несколько видов. Они различаются в зависимости от того, что стало причиной нарушения в организме.

  • Инфекционные заболевания нервной системы у детей:
    • менингит (воспаление оболочек головного мозга);
    • энцефалит (болезнь мозга, вызываемая вирусами);
    • полиомиелит (острая инфекция, приводящая к атрофии мышц).
  • Паразитарные заболевания нервной системы у детей:
    • альвеококкоз, возникающий при использовании детьми в пищу застойной воды и немытых ягод из леса;
    • гельминтоз, который появляется из-за червей и их паразитирующих личинок, живущих в организме ребенка;
    • некатороз и анкилостомоз провоцируются употреблением фруктов и овощей, которые не мыли.
  • Нервно-мышечные заболевания нервной системы у детей:
    • дистрофия;
    • спинальные мышечные амиотрофии;
    • паралич.
  • Наследственные заболевания нервной системы у детей:
    • множественный врожденный артрогрипоз, характеризуемый ограничением подвижности, деформациями суставов;
    • врожденная митония, проявляющаяся в скованности мышц, их гипертрофии;
    • родовая травма, проявляющаяся в защемлении нервов, повреждении структур головного мозга.
  • Дегенеративные заболевания нервной системы у детей:
    • болезнь Паркинсона;
    • болезнь Альцгеймера;
    • болезнь Галлервордена — Шпатца.

Диагностика и лечение

Неврологические заболевания у детей диагностируются в несколько этапов. В первую очередь доктор проводит опрос ребенка и его родителей, записывая не только данные о состоянии здоровья ребенка, но и о том, как проходила беременность и каков образ жизни пациента. Все это позволяет составить полную картину нарушений и подобрать эффективное лечение.

Нервные заболевания у детей центральной и периферической нервной системы вылечить могут только квалифицированные специалисты. Заниматься самолечением опасно. После обследования детский невролог составляет индивидуально подобранный план лечения, который включает в себя применение препаратов и прохождение лечебных процедур. При необходимости назначается диспансер, где проводится медицинская реабилитация детей. Методы лечения зависят от возраста пациента.

Детские неврологические болезни могут никак себя не обнаруживать, поэтому стоит регулярно проходить осмотры у специалистов. У детей до года диагностируются такие патологии, как перинатальная энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление, мышечные гипертонии и гипотонии. Для дошкольного возраста характерны проблемы, связанные с адаптацией в социуме. У ребенка могут появиться страхи, депрессия, гиповозбудимость. Справиться со всеми отклонениями поможет доктор. Детские заболевания нервной системы у подростков проявляются в синдроме дефицита внимания, гиперактивности, эпилепсии и других нарушениях, возникающих из-за проблем в учебе, общении с окружающими.

Профилактика

“Неврология” у детей поддается профилактике. Чтобы снизить риск нарушений, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. сбалансированный рацион питания,
  2. правильный распорядок дня,
  3. нахождение на свежем воздухе,
  4. разумные физические нагрузки.

Вы можете подобрать детского врача-невролога для консультации или лечения на нашем сайте самостоятельно или же звоните в справочную службу (услуга бесплатная).

Поражения ЦНС у детей: какие бывают?

Повышенное внутричерепное давление, судорожный синдром и другие проблемы новорожденных: лечение и реабилитация

Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы (ЦНС). Что скрывается за словами “гипертензионно-гидроцефальный синдром” или “синдром вегетативно-висцеральных дисфункций” и как эти состояния могут повлиять на здоровье и развитие ребенка? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья Пыхтина, глава одноименной клиники.

Первую информацию о состоянии ЦНС новорожденного врач получает в первые минуты и часы после появления малыша на свет, ещё в родильном зале. Все слышали о шкале Апгар, по которой жизнеспособность ребенка оценивается по пяти основным видимым признакам — сердцебиению, окраске кожи, дыханию, рефлекторной возбудимости и мышечному тонусу.

Почему важно правильно оценить двигательную активность младенца? Потому что она дает информацию о состоянии спинного и головного мозга, их функциональности, что помогает вовремя распознать как незначительные отклонения, так и серьёзные патологии.

Так, наибольшее внимание уделяется степени симметричности движений конечностей: их темп и объем должны быть одинаковыми с обеих сторон, то есть у левой руки и левой ноги и правой руки и ноги соответственно. Также врач, проводящий первичный осмотр новорожденного, учитывает четкость и выраженность безусловных рефлексов. Так педиатр получает информацию о деятельности ЦНС малыша и выясняет, функционирует ли она в рамках нормы.

Поражения ЦНС: на каких сроках беременности?

Повреждения центральной нервной системы у ребенка возникают двумя путями — внутриутробно или во время родов. Если отклонения в развитии возникли у плода во время эмбриональной стадии внутриутробного развития, то они зачастую превращаются в пороки, несовместимые с жизнью, либо крайне тяжёлые и не поддающиеся лечению и коррекции.

Если повреждающее влияние оказывалось на плод после восьмой недели беременности, это не скажется на ребенке в виде грубого уродства, но вполне может стать причиной небольших отклонений, которые придется лечить после рождения. Негативное воздействие на плод на поздних сроках — после двадцать восьмой недели беременности — в виде пороков не проявится вовсе, но может стать катализатором при возникновении заболеваний у нормально сформированного ребенка.

Очень сложно предсказать, какой конкретно негативный фактор и на каком сроке беременности нанесет плоду непоправимый ущерб. Поэтому будущей матери нужно быть крайне осторожной и следить за своим здоровьем еще до момента зачатия. Подготовка к беременности — важный этап планирования семьи, потому что на состоянии здоровья ребенка могут сказаться как вредные привычки матери, так и её хронические заболевания, тяжелая работа и нездоровое психологическое состояние.

Немаловажно для дальнейшей жизни ребёнка и то, как именно он появится на свет. Именно в момент родов есть опасность повреждений вторым путём — интранатально. Любое неправильное вмешательство или, наоборот, отсутствие своевременной помощи с высокой вероятностью негативно скажутся на малыше. В зоне риска — преждевременные роды, а также роды в намеченный срок, но стремительные или, наоборот, затяжные.

Основные причины поражения ЦНС у новорожденных — кислородное голодание, которое приводит к гипоксии, и родовые травмы. Реже встречаются менее очевидные и диагностируемые причины: внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ или хромосомная патология.

Врачи выделяют несколько синдромов патологии ЦНС у новорожденных.

Повышенное внутричерепное давление: симптомы

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии — ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого “заходящего солнца”, при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся косоглазие.

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем — он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.

Нарушения мышечного тонуса

Синдром двигательных нарушений — патология двигательной активности — диагностируется почти у всех детей с внутриутробными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Разнится только выраженность и уровень поражения.

При постановке диагноза педиатр должен понять, какова зона и локализация поражения, есть ли проблема в работе головного или спинного мозга. Это принципиально важный вопрос, поскольку методики лечения кардинально различаются в зависимости от установленной патологии. Также большое значение для постановки диагноза имеет корректная оценка тонуса различных групп мышц.

Нарушение тонуса в различных группах мышц приводит к запаздыванию появления двигательных навыков у младенца: например, ребенок позже начинает брать предметы всей кистью, движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных занятий, ребенок позже встает на ножки, а перекрест нижних конечностей препятствует формированию правильной ходьбы.

К счастью, этот синдром излечим — у большинства детей благодаря правильному лечению наблюдается снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. В память о заболевании может остаться только высокий свод стопы. Нормальной жизни это не мешает, и единственной сложностью остаётся выбор удобной и удачно сидящей обуви.

Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма — пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Судорожный синдром

Склонность к судорогам в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в тех случаях, когда происходит распространение или развитие болезненного процесса в коре головного мозга, и имеют множество самых разных причин.

В каждом конкретном случае причину возникновения судорожного синдрома должен выявить врач. Для эффективной оценки часто требуется проведение целого ряда исследований и манипуляций: инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), кровообращения мозга (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), а также биохимических исследований крови.

С точки зрения локализации судороги не одинаковы — бывают генерализованными, то есть охватывающими весь организм, и локализованными, которые связаны с отдельными группами мышц.

Судороги различны и по своему характеру: тонические, когда ребенок словно вытягивается и застывает на короткое время в определенной фиксированной позе, и клонические, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища.

Родителям стоит внимательно наблюдать за ребенком в первые месяцы жизни, т.к. судороги у детей могут стать началом эпилепсии, если сразу не обратиться к специалисту и не провести грамотное лечение. Тщательное наблюдение и детальное описание возникающих судорог со стороны родителей существенно облегчит врачу постановку диагноза и ускорит подбор лечения.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) — один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.

Травматические заболевания нервной системы у детей

Трудно представить, что ребенок за свою жизнь не упадет, не ушибется, избегнет детской потасовки со своими сверстниками. Детская любознательность, подвижность, неусидчивость, отсутствие страха служат причинами различных травм. В практике детских неврологов, травматологов, нейрохирургов часто встречаются случаи падения малышей со стола, выпадение их из колясок, в более старшем возрасте ребенок может упасть с дерева, получить травму на проезжей части дороги, во время занятий спортом.

Среди детских травм большая доля приходится на травмы нервной системы. При этом страдают различные структуры: отдельные нервы, сплетения, спинной мозг, головной мозг. Распространена травма ныряльщиков. Ныряние в неизвестном месте, на мелководье чрезвычайно опасно. При ударе головой о дно происходят переломы, смещения шейных позвонков с повреждением шейного отдела спинного мозга. Развиваются слабость, порой обездвиженность рук, ног. Повреждается вышележащий ствол головного мозга, в результате чего нарушаются жизненно важные функции организма — дыхание, сердечно-сосудистая деятельность. Травмы спинного мозга сочетаются с повреждением костей позвоночника, а также внутренних органов. Это весьма опасно для здоровья и даже для жизни.

Травмы грудного и поясничного отделов спинного мозга вызывают нарушения движений и чувствительности в ногах, нарушение функции тазовых органов (преимущественно мочеиспускания).

Значительно чаще возникает травма головного мозга. Травмы головного мозга, как правило, сопровождаются одновременной травмой костей черепа, поэтому пользуются понятием черепно-мозговая травма. При черепно-мозговой травме от механического воздействия повреждаются головной мозг, сосуды, черепные нервы, оболочки мозга.

По характеру повреждений и степени тяжести выделяют открытую и закрытую черепно-мозговую травмы. При открытой травме мозга имеются переломы костей свода черепа с нарушением целостности кожных покровов головы, переломы основания черепа, кровотечения или выделение цереброспинальной жидкости из носа или уха. При закрытой черепно-мозговой травме нарушения целостности покровов головы нет.

Мы дадим описание различных форм закрытых черепно-мозговых травм — сотрясения, ушиба и сдавливания мозга.

Сотрясение головного мозга

Это самая легкая и наиболее часто встречаемая форма черепно-мозговой травмы, особенно у детей. При сотрясении головной мозг испытывает нарушения функционального характера. Эти изменения обратимые, быстро проходящие. Органические изменения в структуре мозга отсутствуют.

Для сотрясения головного мозга характерны такие признаки, как тошнота или рвота, головная боль, головокружение, сонливость или нарушение ночного сна, бессонница, кратковременная потеря сознания на несколько минут, нарушение памяти — амнезия различного характера. Ребенок не помнит событий, происходящих до, во время и после сотрясения. Могут отмечаться повышение или понижение давления, изменение частоты пульса, обостренная чувствительность к свету, звукам, повышение температуры тела.

Перечисленные признаки сотрясения головного мозга у больных встречаются в разных сочетаниях. Потеря сознания может быть, а может и не возникать, иногда ребенок жалуется только на головную боль. Повышенная утомляемость, сонливость также могут быть признаками сотрясения головного мозга.

Все симптомы сотрясения исчезают в течение 10-14 дней. Полное выздоровление, как правило, наступает в течение месяца.

Ушиб головного мозга

Легкая степень ушиба головного мозга. Признаки легкого ушиба головного мозга такие же, как при сотрясении. Но при этом сознание может быть нарушено от нескольких до десятков минут. Неврологические признаки поражения головного мозга сохраняются до двух недель. В половине случаев ушиба отмечается повышение внутричерепного давления. В веществе головного мозга могут быть мелкоточечные кровоизлияния в области ушиба.

Продолжительность выздоровления при ушибе мозга легкой степени — до полутора месяцев.
Средняя степень ушиба головного мозга. Утрата сознания наблюдается от десятков минут до нескольких часов. Выражены общие мозговые проявление травмы, как и при сотрясении головного мозга. Невролог обнаруживает и очаговые симптомы: признаки повреждения черепных нервов, слабость в руке и ноге (гемипарезы), нарушение координации и прочее. Ушибы средней тяжести нередко сопровождаются переломами костей черепа, кровоизлиянием в вещество мозга.
Тяжелая степень ушиба головного мозга. В этих случаях нарушение сознания может длиться до нескольких недель. Характерны тяжелые нарушения жизненно важных функций: дыхания, кровообращения, постоянно держится высокая температура. Подобную травму сопровождают грубые расстройства сознания, нарушения речи и памяти, глотания, параличи, судорожные припадки. Постепенно, в течение 1-1,5 месяцев, в мозгу уменьшаются разрушительные изменения, вызванные ушибом. Полное выздоровление может и не наступить. Лечение длительное, направлено на улучшение кровоснабжения и питания мозга, а также функциональное восстановление.

Сдавление мозга при черепно-мозговой травме возникает при внутричерепном кровотечении — кровоизлиянии, при вдавливании обломков костей черепа в ткань мозга, при нарушении оттока ликвора из подоболочного пространства. Скопления крови между костями черепа и твердой оболочкой мозга называется эпидуральной гематомой. Скопление крови под твердой оболочкой называется субдуральной гематомой.

Эпидуральные гематомы возникают чаще всего при переломах костей свода черепа, однако у детей они могут образовываться и без перелома костей. У маленького ребенка кости черепа мягкие, легко прогибаются и вновь возвращаются на место, при этом кровеносные сосуды могут натягиваться и разрываться, происходит кровоизлияние, формируется гематома.

Проявления сдавления головного мозга “при черепно-мозговой травме часто могут прогрессировать, нарастать. Эпидуральные гематомы проявляются быстро, а вот клинические признаки субдуральных гематом бывают отсроченными на часы, дни и даже годы, то есть они могут возникнуть через несколько лет после травмы.

Классическим признаком сдавления мозга кровоизлиянием (гематомы) является наличие «светлого промежутка», то есть периода благополучного состояния после травмы, после которого наблюдается быстрое нарастание неврологической симптоматики и ухудшение самочувствия ребенка. При гематомах больным свойственны возбуждение или сонливость, рвота, нарушение сознания, судороги, у грудных детей появляется выбухание родничка.

Частым и специфическим признаком гематомы является разница величины зрачков (анизокория). Зрачок на стороне кровоизлияния и сдавления мозга расширен. При гематоме нередко происходит урежение частоты пульса (брадикардия).

Лечение гематом в основном оперативное — вскрытие черепной коробки и удаление излившейся крови.

Особенности течения черепно-мозговых травм у детей

Особенности анатомии и физиологии детского мозга отличают картину черепно-мозговой травмы ребенка от таковой у взрослых. Этому способствует незрелость мозга, наличие так называемых «немых» участков мозга у детей. У грудных детей повышение внутричерепного давления, сдавление мозга при гематомах длительно никак клинически не проявляется, так как у них открыты роднички, податливы черепные швы. Такие роднички и швы легко позволяют увеличиваться объему черепа. У грудных детей кости черепа очень тонкие, при ушибах головы часто возникают переломы костей, при этом клинические проявления травмы мозга отсутствуют.
Выявление любого перелома костей черепа у детей — основание для постановки диагноза ушиба головного мозга. Существует мнение, что чрезмерное интенсивное укачивание грудных детей может привести к разрыву внутренних вен и образованию субдуралыюй гематомы. Особенность проявления субдуральиых кровоизлияний у маленьких детей состоит в том, что у них часто отсутствует «светлый промежуток». У детей раннего возраста потеря сознания при травмах черепа бывает очень кратковременной — 1-2 секунды, поэтому родители часто не замечают ее. В ряде случаев легкая черепно-мозговая травма может проявляться только нарушением поведения. Ребенок после ушиба становится капризным, беспокойным или, наоборот, вялым, сонливым. В день травмы засыпает раньше, чем обычно. Может без видимой причины однократно повыситься температура. Порой отличить ушиб головного мозга от сотрясения трудно даже врачу.

Перечисленные особенности черепно-мозговой травмы у детей объясняют трудности в постановке точного диагноза, особенно при однократном осмотре, что определяет особую тактику поведения врача и родителей. При всех формах черепно-мозговой травмы дети нуждаются в обязательном обследовании, а при необходимости — в госпитализации. Чем меньше ребенок, тем тщательнее должно быть наблюдение. Там, где диагностика черепно-мозговой травмы очевидна по своим клиническим проявлениям, сомнений в обследовании и лечении не возникает.

Иначе обстоит дело там, где факт травмы был, а проявлений никаких нет, поэтому у грудных и детей раннего возраста достаточным показанием к полному обследованию должен быть сам факт падения и ушиба головы. При подозрении на черепно-мозговую травму необходимо провести рентгенографию черепа, эхо- и энцефалоско-пию или нейросонографию, ребенка следует показатьь офтальмологу. В ряде случаев, в зависимости от тяжести травмы, могут потребоваться электроэнцефалография, компьютерная томография, исследование цереброспинальной жидкости.

Лечение черепно-мозговых травм у детей

Действия родителей при травмах головы у детей:

• обеспечить покой, уложить ребенка, приложить холодный сосуд к месту ушиба;
• вызвать врача или «неотложную помощь»;
• внимательно наблюдать за ребенком;
• даже при хорошем состоянии ребенка не отказываться от предложений врача обследовать его, госпитализировать хотя бы на время, для того чтобы уточнить степень повреждения мозга — сотрясение, сдавление или ушиб.

Основное правило лечения детей при травме мозга — строгий постельный режим. При легкой травме мозга постельный режим длится до 10-14 дней. Соблюдение ограничения двигательной активности предупреждает развитие отдаленных последствий черепно-мозговой травмы. Многие родители поступают неразумно, отказываясь от госпитализации. Сами того не осознавая, они берут на себя большую ответственность за дальнейшее состояние здоровья ребенка.

Подвижного малыша трудно удержать в постели, и ухаживающим за ним приходится прилагать большие усилия, чтобы заставить его лежать.

Если точно установлено, что травма легкая, лечение ребенка дома вполне допустимо и имеет свои положительные моменты. Это привычная обстановка, отсутствие психологической травмы разобщения с родителями, как это бывает при госпитализации. Кроме того, дома ребенок получает, как правило, более полный индивидуальный уход.

В течение месяца после легкой травмы мозга ребенок не должен посещать ясли, детский сад, школу. При более тяжелых травмах эти сроки могут быть увеличены. Школьников после сотрясения головного мозга освобождают от занятий физкультурой на 1-2 месяца. После тяжелых травм решается вопрос об освобождении от экзаменов. В острый период травмы назначается и медикаментозное лечение. Вопрос об его объеме и необходимых препаратах решает лечащий врач.

Родителям следует знать, что после перенесенной черепно-мозговой травмы любой тяжести могут возникнуть и отдаленные последствия. Так, через полгода-год, а иногда и позже могут появиться головные боли, нарушение сна, снижение памяти, эпилептические припадки. Любые отклонения от нормального состояния ребенка в ближайшие после травмы годы требуют консультации невролога и тщательного обследования. Обычно после черепно-мозговой травмы врач активно наблюдает ребенка. Так, после перенесенного сотрясения головного мозга ребенок должен посетить невролога несколько раз в течение года, при ушибе головного мозга такое наблюдение продолжается два года. В случае выявления последствий травмы больные наблюдаются и лечатся многие годы.

Заболевания нервной системы у детей

Заболевания нервной системы у детей, в частности, детский церебральный паралич, вызывают оправданную тревогу у их родителей. Часто болезни центральной нервной системы имеют «пограничный» характер, а их диагностика является затрудненной. Детская нервная система одновременно и очень уязвима, и очень гибка — своевременная диагностика, выявление проблем, постановка диагноза и вовремя начатое лечение позволяют избежать возможных серьезных осложнений. Проигнорированное заболевание центральной нервной системы у ребенка может спровоцировать нарушения в остальных системах и органах.

Сегодня изучением закономерностей развития нервной системы и борьбой с ее нарушениями занимаются неврологи, психофизиологи, нейропсихологи и психиатры.

Наследственность. Особой риск представляет наличие в семье случаев алкоголизма и наркотических зависимостей, эпилепсии и шизофрении.

Осложнения второй половины беременности. Патологические роды, частичная асфиксия плода.
Воздействие вредных веществ (яды, токсины). Негативное влияние на центральную нервную систему ребенка имеют барбитураты, различные растительные яды, тяжелые металлы.
Продолжительные стрессовые воздействия, частое переутомление, постоянный недосып.
Кроме долгого и продолжительного стресса опасен также и острый краткосрочный стресс — попадание в экстремальную ситуацию, выходящую за рамки привычного жизненного опыта ребенка. Например, попадание в автомобильную аварию даже при отсутствии каких-либо физических повреждений, может быть сильных и острым стрессом для психики ребенка.
Травмы — сотрясения головного мозга, сильные ушибы, разрыв периферических нервов.
Опухоль — опасность представляет как злокачественное, так и доброкачественное новообразование.

Патология сосудистой системы.
Недостаточное питание. Крайне нежелательно для ребенка иметь дефицит витаминов группы B и витамина E.

Основные признаки заболевания нервной системы у ребенка

Определить, является ли тот или иной признак симптомом заболевания сможет только специалист. Потому что в каждом возрасте болезнь может проявляться по-разному.
Ключевые признаки заболевания нервной системы:

Двигательная система: паралич, парез, измененная поза, наличие тремора, непроизвольные движения, которые человек не может контролировать.
Отставание в психо-речевом и эмоциональном развитии.
Головная боль: мигрень (часто выражается как сильнейшая боль в одной половине головы, продолжительная головная боль «обручем»).
Нарушение координации движений — шаткая походка, ощущение тошноты, потеря равновесия.
Измененная тактильная чувствительность, изменение обоняния, нарушения вкуса и вкусовых предпочтений.
Болевые ощущения в шее, в нижней части спины.

Диагностика и осмотр

Важно предоставить специалисту подробную биографию (то есть медицинский анамнез) ребенка. Следует объяснить ребенку, что не нужно стесняться каких-то симптомов, нужно подробно объяснять врачу свое состояние.
Врач обращает внимание на:

  • Ориентацию во времени и пространстве.
  • На походку.
  • На состояние рефлексов (например, тест ударом молоточка по коленке).
  • На состояние глаз и глазодвигательных мышц.
  • На речь (как словарный запас, так и артикуляцию).
  • Могут быть выполнены: томография, люмбальная пункция, электроэнцефалография.

Программа лечения всегда зависит от конкретного заболевания, его динамики и общего состояния здоровья ребенка. Следует строго выполнять предписания врача. Как правило, требуется длительное и комплексное лечение.
Что может входить в курс лечения:

  • лекарства;
  • рефлексотерапия (акупунктура);
  • массаж, физиотерапия;
  • гимнастика;
  • психологические консультации и психотерапия.

Инфекционные заболевания нервной системы у детей и их последствия

Наиболее опасным заболеванием для ребенка является воспаление оболочек головного мозга – менингит. Вопреки распространенному мнению, что менингиты вызываются хождением без шапки, они могут возникнуть и у правильно и тепло одетых малышей. Кроме того – менингитов очень много, ведь возбудителями инфекционных заболеваний нервной системы являются различные множество бактерий (стафилококк, менингококк и т.д.) или вирусы, которые объединяются клинически в общее понятие «нейроинфекций». Часто нервная система может страдать вторично в результате перехода воспалительного процесса из разных отделов организма на нервную систему или за счет интоксикации ядами, выделяемыми микробами. Вос¬паление в различных отделах нервной системы может пере¬ходить на периферические нервы, вызывая расстройства слуха, зрения, речи. Непосредственное поражение вещества мозга может вызвать различные интеллектуальные расстройства, затрудняющие обучение и воспитание детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. В связи с этим большое значение имеет ранняя диагностика больных, выявление бациллоносителей, профилактика болезненных состояний, методы воспитания и обучения детей после перенесенной болезни.

Различают первичные и вторичные менингиты. К первичным менингитам относятся менингококковый цереброспинальный гнойный менингит. Первичным он называется потому, что возбудитель — менингококк, попадает на слизистую носа ребенка от бациллоносителей (родители или родня) при плохих санитарно-гигиенических условиях (родители берут грудных детей в свою постель, пользуются общим полотенцем и т. п.). Менингококк со слизистой носа проникает по оболочкам обонятельного нерва в мозговые оболочки, вызывая их воспаление «менингит». Кокки (менингококки) всегда дают гнойный процесс. Цереброспинальный менингит называется потому, что воспаляется мягкая мозговая оболочка, покрывающая головной и спинной мозг.

Заболевание чаще всего наблюдается в раннем детском возрасте, когда у детей нет защитных реакций. Начало болезни острое: рвота, отказ от груди, высокая температура, расстройство сознания, сыпь на коже, беспокойство или головная боль у детей старшего возраста.

При обследовании выявляются все менингеальные симптомы: головка заброшена кзади, за счет напряжения затылочных мышц — ригидности, руки приведены к груди, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах, повышенная кожная чувствительность, светобоязнь, пульсация родничка.

На высоте заболевания у ребенка могут возникнуть судорожные приступы, указывающие на вовлечение процесс самого вещества мозга. Инфекционный процесс может переходить с мозговых оболочек на периферические нервы: зрительный, слуховой, лицевой и др. Уже на высоте острой симптоматики заболевания появляется гипертензионный синдром (увеличение количества спинномозговой жидко¬сти как защитная реакция организма).

В связи с накоплением спинномозговой жидкости (ликвора) в межоболочечном пространстве увеличивается окружность головы, расходятся черепно-мозговые швы, особенно у маленького ребенка. У старших детей, когда кости черепа уже срослись, окружность головы не увеличивается, а гипертензионный синдром нарастает, растягивается паутинная оболочка, что проявляется в головных болях. Давление жидкости на вещество мозга приводит к нарушению высших психических функций разной степени выраженности. В связи с этим в стационаре больному делают несколько раз пункцию (чтобы снизить внутричерепное давление), а после выписки из стационара в домашних условиях проводят несколько раз в году лечебные курсы дегидратационной терапии.

Что делать?

Больной должен быть госпитализирован в специальное отделение больницы и чем раньше, тем лучше возможный исход. В стационаре больному делают пункцию, выводят спинномозговую жидкость (5 мл) для анализа, снижения внутричерепного давления и возможности введения в спинномозговой канал лекарственных препаратов (антибиотики). Спинномозговая жидкость вначале заболевания мутная, в дальнейшем, если больной не лечен, жидкость становится густой желтой массой за счет погибших лейкоцитов. Кроме этого антибиотики вводят и внутримышечно для общих защитных реакций. Продолжительность острого периода обычно 1—2 недели и заканчивается выздоровлением или смертью. В связи с применением антибиотиков сократилось время течение болезни, резко уменьшилась смертность и менее выражены остаточные (резидуальные) явления.

После перенесенного заболевания наблюдаются остаточ¬ные (резидуальные) явления: гипертензионный синдром, минимальная мозговая дисфункция (ММД), трудности поведения, задержка психического развития. В ряде случаев сохраняется судорожный синдром как следствие спаечного процесса (спайки между оболочками и веществом мозга).

Вторичные менингиты

Они возникают при воздействии рядом располагающегося очага воспаления (гнойное заболевание среднего уха — гнойный отит) — отогенный менингит, или других воспалительных процессов, как, например, вирусное воспаление околоушных желез (паротит — свинка), паротитный менингит; туберкулезный и сифилитический менингит при заболевании всего организма.

Так, отогенный менингит развивается в возрасте 3—5 лет и старше на фоне хронически текущего рецидивирую¬щего отита, вызываемого стрептококком или стафилококком. Клиническая картина соответствует всем симптомам заболевания, требует стационарного лечения. После перенесенного менингита остаются остаточные (резидуальные) симптомы в форме гипертензионного синдрома, вестибуляр¬ных расстройств, снижения слуха, зрения, задержки рече¬вого и психического развития.

Паротитный менингит проходит на фоне острого заболевания паротитом (свинкой). Заболевание вирусного происхождения, болеют дети в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Чаще болеют мальчики. Заболевание начинается остро и характеризуется всеми симптомами менингита. Детей стационируют в специализированные отделения. При пункции спинномозговая жидкость про-зрачная.

Течение болезни 1—2 недели, затем выздоровление, но остаются резидуальные явления в виде гипертензионного синдрома, вестибулярных расстройств, астенических (астения — утомление) реакций.

Туберкулезный менингит возникает вследствие переноса туберкулезных палочек (палочка Коха — возбудитель туберкулеза), из основного очага поражения током крови в мозговые оболочки. Заболевание начинается исподволь, субфебрильной температурой, головными болями, сонливостью. Симптоматика болезни нарастает медленно; когда не было стрептомицина, отмечалась 100% смертность к третьей неделе. Когда больных начали лечить стрептомицином, количество смертельных исходов резко уменьшилось. В случаях, когда ребенок оставался жив, у него отмечался ряд неврологических расстройств, обусловленных локализацией поражения — на основании мозга (базальный лентоменингит): парезы, параличи, расстройство слуха, зрения и др. Перенесшие туберкулезный менингит дети нуждаются в постоянном наблюдении фтизиатра и невропатолога.

Сифилитический, менингит вызывается бледной спиро¬хетой, которая проникает внутрь человека половым или бытовым путем через поврежденную слизистую или кожу. В организме человека заболевание проходит три фазы, что связано с постепенным накоплением и распространением бледной спирохеты по всем органам и тканям организма.

Последствия перенесенных менингитов

В клинике нервных болезней в качестве последствия перенесенных заболеваний описывают микроцефалию и гидроцефалию, интеллектуальную недостаточность (олигофрению), расстройства зрения, слуха, речи, моторики и другие психопатологические расстройства.

Микроцефалия

Микроцефалия является следствием пе¬ренесенного внутриутробного менингоэнцефалита или ме-нингита в первые месяцы жизни ребенка. Обычно при микроцефалии наблюдаются тяжелые формы олигрофрении. Характерными чертами являются малые размеры черепа и самого мозга, особенно выражено недоразвитие больших полушарий. Вес мозга очень маленький, около 200—400 г. Со стороны физического развития наблюдается непропорциональность телосложения, рост существенно отстает от средневозрастной нормы. Характерна походка — больные ходят, согнувшись вперед. Дети-микроцефалы подвижны, однако эта подвижность дефектна, здесь много лишних нецелесообразных движений, отсутствует устойчивость. Характерна общая гипотония, разболтанность суставов.

Характерны и психические изменения в виде тяжелого слабоумия, обычно в форме имбицильности или дебильности. Такие малыши имеют веселый, добродушный характер, но обычно недоразвитую речь и ограниченные навыки. Однако, такими малышами занимаются врачи и психологи, они обучаются в специальных школах, у них формируются навыки, позволяющие осуществлять достаточно активную жизнь.

Гидроцефалия

Гидроцефалией называется заболевание, при котором происходит патологическое значительное увеличение объема цереброспинальной (спинно-мозговой) жидкости в области желудочков мозга и в области подоболочечного пространства. Иногда это состояние еще именуют водянкой головного мозга. Чаще всего такое состояние возникает после воспаления головного мозга или его оболочек, токсических поражений нервной системы, которые повреждают мозг или его оболочки внутриутробно или в раннем детстве. Наиболее частыми причинами являются менингит, сифилис. Кроме того, играет роль и травма головного мозга в родах или последующей жизни. В последнее время подчеркивается патологическая роль родовых травм при естественных родах и КС. Указанными патологиями вызывается раздражение сосудов и их сплетений в области желудочков мозга, которые и продуцируют спинномозговую жидкость, из-за чего и происходит увеличение ее объемов. Вместе с тем затруднен отток жидкости в связи с закрытием в результате воспаления межжелудочковых сообщений или ликворовсасывающих аппаратов. Таким образом, жидкость скапливается в замкнутом пространстве и, не имея выхода, начинает оказывать давление на мозг, который, в свою очередь, передает это давление костям черепа.

У детей первого года жизни швы черепа еще не окостенели, поэтому достаточно подвижны, давление изнутри, со стороны мозга приводит к расхождению швов и увеличению внутренних объемов ликворосодержащих полостей. Поэтому резко увеличивается объем головки ребенка. Из-за скопления избытков жидкости, нарушения ее нормальной циркуляции, происходит патологическое влияние на работу мозговых клеток. Признаки гидроцефалии выражаются в прогрессирующем увеличении черепа в своеобразных нейропсихических изменениях.

Со стороны нервной системы часто отмечают ряд патологичес¬ких симптомов, характеризующих работу черепно-мозговых нервов. Могут отмечаться снижения остроты зрения и слуха, потому что поражается слуховой и зрительный нервы, возможны парезы и параличи.

Отмечаются и своеобразные изменения со стороны психики. Такие дети хорошо умеют подражать взрослому и производят впечатление очень развитых. У некоторых избирательно развиваются музыкальные или художественные способности. Своеобразные особенности наблюдаются со стороны речи — особая манера разговаривать, сопровождать свою речь рифмованием, остротами, шутками.

Обычно признаки гидроцефалии выражены не сильно, тогда обычно говорят о гидроцефальном синдроме. Который может формироваться не только из-за перенесенных нейроинфекций, но и являться следствием травматических процессов или родовой черепно-мозговой травмы. В этих случаях при обследовании детей отмечается некоторое увеличение размеров черепа, развитая сосудистая сеть под кожей головы, указывающая на застойные явления в сосудах головного мозга и ликворной системе. В неврологическом статусе выявляется рассеянная неврологическая симптоматика в общей и артикуляционной моторике. Дети жалуются на головные боли в период учебной нагрузки, головокружения, повышенную утомляемость и истощаемость. Некоторые дети с явлениями гидроцефального синдрома становятся неусидчивыми, беспокойными. Отмечается нестойкость активного внимания, его истощаемость, память приобретает механический характер. Логическое мышление недостаточно, что затрудняет обуче¬ние по школьной программе. Некоторые дети после умственной нагрузки становятся вялыми, бездеятельными, что также затрудняет обучение.

Таким образом, мы проследили течение различных по причинам менингитов, некоторые из них могут сочетаться с поражением вещества мозга, тогда говорят о менингоэнцефалите.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: