Чем опасны родительские манипуляции?

Чем опасны родительские манипуляции?

Родители манипулируют взрослыми детьми. Почему так присходит?!

Родители манипулируют взрослыми детьми. Почему так присходит?!
Родители пытаются управлять жизнью своих детей, не понимая, что выставляют впереди свои собственные ошибки и программы, калеча судьбы детей…

Родители манипулируют взрослыми детьми

Давайте для начала разберем, что такое в принципе манипуляция? Почему Тобой Манипулируют все, кому не лень? Почему мы порой так легко подчиняемся чужой воле? Желание быть кому-то нужным или желание принадлежать к той или иной группе, это не что иное, как СТРАХ ЛИЧНОСТИ? Особенно часто мы попадаем в оковы манипуляции наших родителей.

Практически на каждой консультации, один из основных вопросов: «А что делать с МАМОЙ?». Родители пытаются управлять жизнью своих детей, не понимая, что выставляют впереди свои собственные ошибки и программы, калеча судьбы детей. Взрослые: врачи и учителя, инженеры и музыканты оказываются в ловушке манипуляций своих же собственных любящих мам и пап.

Давайте попробуем рассмотреть поподробнее, что же такое на самом деле манипуляция?

Манипуляция – это воздействие на человека с помощью искажения информации, разыгрывания чувства с целью заставить его сделать что-либо, что часто противоречит целям и потребностям того, на кого оказывается воздействие (психологический термин).

Так вот, дело в том, что манипуляции – самый распространенный способ в общении между детьми и их родителями. Очень часто нам кажется, что в отношениях невозможно попросить напрямую или поделиться настоящими чувствами. Мы просто не умеем этого делать или боимся, так как понимаем, что ответ нам может не понравиться.

И обычно, манипуляции носят совершенно искренний характер и именно поэтому люди им поддаются, не понимая, как себя вести.

Чаще всего в отношениях родителей и взрослых детей мы наблюдаем такие манипуляции, как ШАНТАЖ – «Если не сделаешь, не вернешься вовремя, не расстанешься с этой девушкой – у меня будет сердечный приступ, давление подскочит». И подскакивает ведь, и приступы случаются…

Что? Знакомо? Возможно, это делаете ВЫ?

Есть еще один великолепный способ манипуляции: ОБИДА – «Никто не понимает, как мне плохо, я очень одинок(а)…», «Я столько для тебя сделала, а ты!…», «Ты даже не понимаешь, уезжая в отпуск (выходя замуж и так далее), насколько больно ты мне делаешь!».

А дальше еще интереснее: Ты ВИНОВАТ – «Я тебя родила, такие тяжелые роды были, из-за тебя на работу не вышла, я из-за тебя замуж не вышла, я на тебя всю жизнь положила… — а ты. » и так далее, а потом, к нему приложенный список, чего вы не делаете для своей мамы. Или своего папы.

Обиженный молчит, и только иногда смотрит на вас с немым укором. Или не смотрит в вашу сторону вообще, что тоже детьми тяжело переносится. Даже если это взрослые дети.

Чувство вины – это самый верный способ заставить делать взрослого ребенка то, что нужно его родителю.

А еще, самое смешное, они перестают кушать. Но именно тогда, когда Вы смотрите. ВОТ, Я УМРУ ОТ ГОЛОДА, говорит весь их молчаливый взгляд. Что? Опять знакомо?

Идем дальше. Есть еще так называемый синдром плохого ребенка – «Недостаточно хорошие дети». Что бы ты ни сделал, всегда будет плохо, но у другого обязательно хорошо: у соседа, у брата, у племянника. Постоянная критика в адрес детей и желание тех заслужить любовь своих родителей вынуждает последних делать все или очень многое, из того, что хочется родителям.

Я помню до сих пор, как мама говорила мне: «Что поделаешь? Ты у нас дурочка в семье. Не то что твой старший брат (математическая школа с золотой медалью)». Как я плакала тогда! Мне было 12 лет, а я помню это до сих пор.

Моего брата, математика, уже как 10 лет нет в живых. Он умер от алкоголизма, абсолютно не сумев найти себя в том обществе.

Все время вспоминаю, что их было 4 друга, а на сегодняшний день жив только один.

Очень печальная статистика жизней, оборвавшихся в связи с полным отсутствием приятия себя, как личности, в тех семьях, где не удалось выстроить отношения на прямых коммуникациях (я не хочу — сделай, пожалуйста), договариваться, идти на компромиссы.

Читайте также: ДЕТИ, КОТОРЫХ БИЛИ.ЭТОТ ПОСТ ЕЩЕ ОДИН ШАНС ДЛЯ МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ

Все понимают, как манипуляции работают, но внутренних ресурсов, честности с собой не хватает для того, чтобы отказаться хотя бы от половины из них.

Взрослым детям, которыми манипулируют родители, бывает очень жалко своих «стариков».

Они помнят, сколько сил и времени вложили эти люди в то, чтобы их вырастить, дать образование, где-то жертвуя своими интересами.

Часто это осознание приходит, когда рождаются собственные дети, поэтому они готовы поддаваться манипулятивному поведению своих пожилых родителей.

Бывает, что взрослым детям кажется, что их родители просто идеальны, они сделали все, чтобы он, ребенок, был счастлив, именно поэтому он не имеет права на свою собственную жизнь.

Как-то раз моя мама мне сказала такую фразу: «Какое право ты имеешь жить ради себя?». Удивительно, правда? Я помню, что была просто поражена тем фактом, что жить для себя, звучит в ее понимании, как предательство всех остальных. Это просто КОЛАПС сознания. По-другому я не могу это описать.

Взрослые дети, которыми манипулируют их родители, обычно сверх эмоциональны, сверх чувствительны, сверх неуверенны в себе, не чувствуют своей ценности, зависят от мнения окружающих и от их одобрения.

Такие люди постоянно винят себя во всем, избегают конфликтов, конфронтации. Неумение сказать НЕТ, преследует их всю дальнейшую жизнь. Очень часто они неосознанно играют роль «жертвы».

Сложное в таких отношениях – это прервать привычный способ взаимодействия:

  • обвинили, обиделись – почувствовал вину,
  • шантажировали – напугался.

Перестать давать возможность манипулировать Вами. Поверить, что многое сделать и пережить родители могут сами.

Речь идет, конечно, о тех родителях, кто еще сам за собой ухаживает, находится в трезвом уме и доброй памяти.

Самое сложное – сохранить при этом отношения, не оборвать на злости, накопившейся за много лет. Так как все манипуляции откладываются у нас в виде огромных блоков и пластов в нашем ментальном теле, на нашем сердце и на нашем с Вами ПРОЯВЛЕНИИ.

Но еще сложнее, дать себе право жить своей жизнью, право отказывать, когда шантажируют, манипулируют, не бросать себя, когда родители отвергают за то, что взрослый ребенок перестает играть в игры своих пожилых родителей.

Научиться осознавать наши собственные манипуляции, выяснять те потребности, которые за ними кроятся, и выражать их открыто и честно.

Я уже не говорю о том, что мы не имеем права позволять себе осознанно использовать манипуляции, если хотим найти в жизни любовь и гармонию.

Читайте также: ТОКСИЧНАЯ МАТЬ. ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ТОКСИЧНОЙ МАТЕРИ

Помните: никакие даже самые «высшие» цели не могут оправдывать манипуляций. Когда родители манипулируют детьми это не нормально! Давайте научимся сосредотачиваться на самих себе и собственных потребностях!

Родительские манипуляции детьми

«Не прочитаешь еще одну страницу в книге, не получишь планшет», «Не съешь кашу, не получишь конфету», «Не наведешь порядок на своем столе, отключу интернет», «Будешь долго одеваться на прогулку, останешься дома один», «Будешь со мной спорить, не буду любить тебя»…

Знакомо, не правда ли? Эти фразы то и дело можно услышать из уст взрослых… Что это? А это не что иное, как самые обыкновенные настоящие и совершенно сознательные родительские манипуляции.

Не секрет, что многие родители начинают быстро играть на чувстве вины и долга, страха и стыда своих детей. Из искаженного понимания взрослых об ответственности и возникают родительские манипуляции. Манипулировать — значит, воздействуя психологически, использовать эмоции и чувства с целью принуждения или получения выгоды.

Как родители манипулируют своими детьми?

Самые распространенные и действенные способы заставить ребенка сделать то, что нужно вам, — это надавить на чувство страха или вины с помощью угрозы или шантажа. Если ребенку пригрозить «Наведи порядок в своей комнате, иначе не пойдешь играть на улицу!», сегодня комната будет убрана в считанные минуты.

А завтра, когда не очень-то и на улицу хочется? Или в семье, где отец является авторитарной фигурой, внушающей страх, можно услышать «Если ты не съешь всю кашу, я расскажу папе, как ты плохо вел себя на занятии в детском саду!».

В качестве средства воздействия на ребенка может выступать какая-нибудь вещь. Родители ставят условие: «Если ты закончишь четверть на четверки, то, может быть, мы купим тебе новый телефон». Пройдет немного времени, и ребенок обучится этим навыкам моментально, только условия уже будет ставить он вам. Еще одна распространенная родительская манипуляция — любовью и болезнью. Используется в семьях, где родители имеют большое значение для детей. «Если ты меня любишь, то…», «Если ты не придешь во- время домой, у меня поднимется давление».

Чувство вины — это быстродействующая кнопка. Кроме этого, существуют и притворный плач, наигранность, демонстративное поведение мамы — все это имеет свои «подводные камни».

Чем опасны родительские манипуляции?

Конечно, манипуляции как единичные случаи присутствуют повсеместно, но если для человека манипуляция — норма жизни, то такой стиль воспитания будет иметь свои последствия. И не стоит удивляться, когда ваш подросший ребенок начнет умело манипулировать вами, а потом и вашими внуками.
Лучше подумайте: «А кто учителя?».

В семье, где часто манипулируют, обманывают, угрожают, демонстрируют неискренние эмоции, чрезмерно контролируют, запугивают, не доверяют, вырастает ребенок с существенными проблемами.

В результате ребенку трудно ориентироваться в ценностях жизни, потому что он получает противоречивые сигналы от родителей. Такому ребенку трудно воспринять искренность чувств людей, часто его сопровождает повышенная тревожность.
Властные родители, подчиняющие себе детей и добивающиеся любыми средствами беспрекословного послушания, в итоге получают несамостоятельных детей с развивающимися неврозами. В подростковом возрасте с целью доказательства своей взрослости жертвы родительских манипуляций начинают выяснять отношения с родителями, уходить из дома, обострять отношения с учителями и сверстниками.

Какие инструменты использовать вместо манипуляций?

1. Используйте прямое обращение к ребенку (поменьше злой иронии или сарказма при этом). Вместо «У тебя, что, руки отвалятся посуду помыть?» скажите «Доченька, помой, пожалуйста, посуду». Или вместо «Другие дети без напоминания выполняют поручения» скажите «Сынок, сходи в магазин, купи хлеб и молоко».

2. Вместо манипуляций попытайтесь понять ребенка, важно разделить его чувства и договориться. Понимание может быть главным и действенным способом в отношениях с ребенком.
Объясните ребенку, что вы понимаете его злость, раздражение и нежелание что-то делать. Уже после этого ребенок почувствует поддержку, а главное – он не будет видеть в вас противника. Ни к чему длинные нравоучения и объяснения, доступно и просто скажите, что все равно придется сделать, так как вы говорите. В некоторых случаях можно использовать разумный компромисс.

3. Отношения, построенные на доверии, вселяют в ребенка веру в свои силы. Не лишайте его возможности самостоятельно делать свой выбор, принимать ответственность. Детям в любом возрасте важно ощущать свою значимость и быть уверенными в том, что, какие бы трудности ни случились, поддержку и понимание у своих родителей они найдут всегда.

4. Контроль в воспитании детей имеет большое значение, важно, чтобы он не переходил в гиперопеку. Ребенок должен чувствовать и осознавать, что, пока он в семье, за все его действия в обществе отвечают родители.

Когда ребенок ощущает себя понятым нами, родителями, он лучше понимает сам себя — в итоге ребенок более успешен. Общайтесь с ребенком с радостью, в материнстве важен каждый миг. Ведь все начинается с мамы!

Что делать, если вами манипулируют. родители?

Чувство вины – одна из самых важных эмоций, которые только способен испытывать человек, и одновременно индикатор его психологического состояния и психического здоровья. Согласно трудам Зигмунда Фрейда, это одно из слагаемых «Сверх-Я» и основа нашей совести. Чувство вины может быть осознаваемым (понимаем его причины) и бессознательным. Нередко именно это чувство определяет наши отношения с самыми близкими нам людьми.

Поговорим о чувстве вины перед родителями.

Психологи считают, что чувство вины перед родителями присуще всем детям: кому-то в большей степени, кому-то в меньшей. Кто или что способствует тому, что мы начинаем ощущать себя виноватыми перед людьми, подарившими нам жизнь? Сами родители. Им могут вторить воспитатели и учителя. Поэтому еще ни одному ребенку не удалось вырасти и не ощутить свою вину. За что? И кто на самом деле виноват в отношениях отцов и детей? Давайте разбираться по порядку.

Взросление детей – естественный и неизбежный процесс. С каждым годом ребенок все меньше и меньше нуждается в родительской опеке. Однако не все родители способны адекватно относиться к этому удалению от них любимого чада. Эта перспектива пугает взрослых: кого-то более осознанно, кого-то – на подсознательном уровне. И нередко отражается на манере воспитания.

Родители, правильно воспринимающие взросление собственных детей, относятся с пониманием к тому, что рано или поздно подрастающее поколение покинет отчий дом и начнет жить самостоятельно. Поэтому выросшие дети не испытывают гнетущего чувства вины, привитого им с детства.

Но есть и другая категория родителей, руководствующаяся собственническими интересами, воспринимающая детей как заработанную ими материальную вещь. Такие взрослые нередко предъявляют завышенные требования к ребенку еще до его рождения, представляя все те идеальные качества, которыми должен быть наделен малыш. И даже если он максимально похож на этот идеал, ему с ранних лет внушают мысль: он «виноват» в том, что вырастет и покинет родителей, значит, он «плохой ребенок».

Откуда берутся родительские манипуляции

Если говорить об истоках такого психологического явления, как родительские манипуляции, то сразу стоит сделать оговорку в защиту этих родителей: не всегда их поведение осознанно, и нередко объясняется наличием определенных психологических проблем, тоже не всегда осознаваемых. Вот и получается, что родители-манипуляторы избавляются от собственных страхов и комплексов за счет ребенка, которого воспринимают как часть себя, а не как самостоятельную личность.

При таком положении вещей, вполне объяснимо нежелание матери или отца отпускать любимое чада от себя. Ведь отпустить повзрослевшего ребенка для них значит потерять часть самого себя.

Как нами манипулируют родители

Так как же родителям-манипуляторам удается управлять волей своих детей? Психологи выделяют вербальные и невербальные манипуляции.

Под вербальными манипуляциями понимают частые упреки в чем-либо по поводу и без. Например:

«Ты совсем не любишь родителей»;

«Мы посвятили тебе лучшие годы жизни, а ты так себя ведешь»;

«Если бы не ты, я бы мог сделать успешную карьеру…»;

«Ты все делаешь не так»;

«Родители скоро умрут, а тебе лишь бы с друзьями общаться»;

«Мы знаем, как для тебя лучше»;

«Брал бы пример с Пети, он родителей не расстраивает».

Невербальные манипуляции – это недовольная мимика, жесты, интонации, слезы и вздохи. Какими бы незначительными не казались они на первый взгляд, на ребенка подобная тактика оказывает очень большое внимание. Дети очень чутки к невербальным средствам общения и передачи информации.

Наиболее частые сценарии родительских манипуляций

Как писал классик, «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Между тем можно с уверенностью говорить, что родительские манипуляции происходят по одним и тем же распространенным сценариям.

Родители-жертвы.Ставят в вину ребенку потраченную на них жизнь, собственные неудачи в карьере, личной жизни (одинокие родители) и т.п.

Недовольные родители.Постоянно демонстрируют ребенку недовольство его поведением, учебой, помощью по дому, внешним видом и др.

Родители-идеалисты. Эта категория родителей оперирует идеальными представлениями о жизни. Они «точно знают», как нужно себя вести, учиться, одеваться, чем нужно увлекаться и куда идти работать, и требуют этого от своих детей. Нередко в ребенке, «не дотягивающем» до идеального образа, разочаровываются и называют его «позором семьи».

Тотальные запреты. Ребенку, живущему в семье, организованной по такому сценарию, запрещается практически все, что не «прописано» в семейном своде правил. И как бы он ни старался, родители находят, что поставить ему в вину.

Родители-шутники. Это люди со специфическим чувством юмора, оттачивающие свое остроумие на собственных детях. Например, на вопрос малыша, обращенный к матери, режущей лук: «Почему ты плачешь?», такие «остроумные» родители ответят: «Потому что ты очень плохой ребенок!»

«Великодушные» родители. Ставят себе в заслугу такие факты, как не сделанный аборт, и регулярно напоминают об этом ребенку, заставляя его чувствовать вину за сам факт своего существования.

«Непорочные» родители.Такие родители накладывают табу на все, что связано с сексом, заставляя ребенка чувствовать вину даже за вполне естественные проявления полового созревания (появление груди у дочки, усов у сына и т.п.). Нередко подобное поведение связано с проблемами в сексуальной жизни самих родителей.

Плачущие родители. Эта категория родителей не высказывает упреков напрямую, но при любом удобном случае они могут заплакать, вынуждая ребенка чувствовать себя виноватым в этих слезах. Например, материнские слезы при расставании с выросшими детьми, живущими в другом городе, заставляют последних каждый раз ощущать вину за свой отъезд.

Чем вредно чувство вины перед родителями

Существует два наиболее распространенных варианта развития событий в тех семьях, которые воспитывают «виноватых» детей.

Ребенок, не решающийся на личную жизнь из-за стойкого чувства вины перед родителями. Несмотря на такие положительные стороны, как любовь и уважение к родителям и забота о них, человек рано или поздно начинает думать об их скорой кончине едва ли не как о спасении. Со временем выросшая жертва манипуляций родителей обрастает большим количеством комплексов, препятствующих созданию собственной семьи, даже если и удается «оторваться» от родителей.

Дети, сумевшие формально вырваться из-под родительского гнета и создавшие свою семью, продолжают психологически зависеть от своих родителей. Они ежедневно рассказывают им о событиях дня, даже если не произошло ничего особенного. Родители продолжают требовать повышенного внимания к себе, даже в ущерб интересам семьи ребенка.

Как избавиться от чувства вины

Вся ответственность за воспитание ребенка ложится на плечи родителей. И в случае с манипуляциями эта ответственность еще больше, ведь подобное поведение проявляется в том возрасте, когда ребенок еще не может противиться ему.

Что же делать, если вы давно выросли, но чувство вины перед родителями по-прежнему мешает вам жить? Самостоятельно «порвать пуповину», связывающую нас с самыми родными людьми, не так-то просто. Вполне возможно, что это не удастся сделать без помощи специалиста.

Если вы сами поймали себя на мысли, что манипулируете собственным ребенком, постарайтесь прекратить подобное поведение. Нельзя отыгрываться на детях за собственное несчастное детство и нельзя использовать их как способ борьбы с комплексами. Воспитывайте в ребенке личность, а не пассивное существо, идущее на поводу у любого вашего каприза.

Чем опасны родительские манипуляции?

Притворный плач «посмотри, как маме больно», мамины угрозы «я сейчас уйду» и демонстрация этого как бы ухода, а также множество других мелких подмен, обманов, наигранности – все это довольно часто можно увидеть в отношениях между детьми и родителями.

И такой тип поведения не был бы так распространен, если б не был так эффективен. Но в чем его подводные камни?

Ребенок осваивает «невербальный язык»

Дети в первые годы жизни изучают средства и способы невербального (несловесного) общения. Они очень чувствительны к восприятию невербальных сигналов, в несколько раз чувствительнее, чем взрослые, которые годами полагаются в основном на слова.

«Словарь» невербальных сигналов эмоционального состояния врожденный, одинаковый у большинства представителей нашего вида независимо от расовой или культурной принадлежности. И он заложен в любого из нас с рождения. Десятидневный младенец уже в состоянии различить основные эмоции по тону голоса, мимике, дыханию, движениям и позам. В следующие месяцы эти навыки активно набирают обороты, и к 6 месяцем ребенок отлично «читает» настроение и состояние взрослых и реагирует на него.

Невербальные сигналы выражают также сложные эмоции и разные их сочетания, а также действия, намерения, являются сопровождением вербального общения или даже его заменой, самостоятельным носителем некоего послания. И в раннем детском возрасте человек учится сопоставлять свои врожденные знания о выражении простых эмоций с реальным положением дел, учится доверять или не доверять этому знанию. И конечно, он учится распознавать различные сложные невербальные сигналы, их назначение, их соответствие простым сигналам, их социальное значение.

Вижу одно, слышу другое

От кого ребенок учится разбираться в невербальных сигналах? В первую очередь от родителей и ближайшего окружения. Все обучение ребенка происходит только на примерах, которые он сам наблюдает.

И что же он видит, если родитель им регулярно манипулирует и обманывает? Он видит, что мама говорит одно, а ее тон и мимика выражают совсем другое. Он видит, что сигналы, которые она подает, не соответствуют тому, что она делает. Видит искусственно воссозданные эмоции, а значит искаженные, потому что в точности воспроизвести невербальную сигнализацию в произвольный момент могут только профессиональные актеры, и то далеко не все, и принимает их за эталон, с которым потом будет сличать сигналы других людей.

И что же получается? А получается, что манипулирующий родитель дает ребенку неправильный камертон, с которым ребенок потом будет ходить всю жизнь и сверять, фальшиво ли пение окружающих. Всю жизнь, потому что восприятие невербальных сигналов — это одна из тех областей, которая формируется только в определенном возрасте и потом качественному изменению уже не подлежит.

И что человек сможет определить, имея на руках плохо отстроенный инструмент, который выдает ему ложную информацию? В лучшем случае некое приближение к реальному положению дел, но адекватного восприятия у него не будет никогда. А ведь невербальное общение зачастую важнее слов.

Ребенок, которым часто манипулируют, обманывают, демонстрируют ложные эмоции, запутывается, он не может доверять своим врожденным знаниям, не может составить адекватную и стройную систему знаний о невербальных сигналах, он дезориентирован. И в итоге у него остается выбор из двух вариантов: или отказаться от анализа невербальной сигнализации при общении, полагаясь только на словесную компоненту и этикет, или продолжить пользоваться своим неверно настроенным инструментом и постоянно получать противоречивые и искаженные сигналы.

И тот, и другой вариант плох. Как без верного восприятия невербальных компонентов общения человек поймет, искренен ли с ним друг, можно ли верить словам любимого, доверять ли коллеге? Такой человек – прекрасная жертва для лжецов и манипуляторов всех мастей на всю оставшуюся жизнь. Он, конечно, может компенсировать недостаток точности восприятия невербальных сигналов аналитическими способностями, дедукцией, дистанцированностью от окружающих.

Но этого ли мы хотим своим детям? Зачем изначально создавать для них ситуацию, которую им впоследствии придется как-то компенсировать или замещать?

Для осознанного родителя очень важно быть с ребенком искренним, не искать легких путей для управления им, придумывая небылицы, изображая какие-то чувства или угрожая тем, чего нет.

Мария Сурыгина, психолог, ведущая семинарской программы для родителей «Умная мама»

Чем опасна манипуляция в воспитании: рассказывает психолог

Все родители хотят детям добра, действуют в рамках любви и своего представления о благе ребенка. Но иногда в погоне за этим самым добром, мы легко причиняем и зло, совершенно этого не желая, а подчас не замечая.

Для того, чтобы осознать свои ошибки, иногда достаточно просто понять суть происходящего. В вопросах манипуляции как способе воздействия на ребенка нам поможет разобраться психолог Светлана Выскуб.

Что такое манипуляция?

В психологической литературе манипуляция обозначается как любое личностное влияние на человека с целью изменения мышления и поведения, вопреки его интересам.

Другими словами, манипуляция – это непрямое насилие, вторжение в личные границы, с целью принудить его сделать то, что хочет манипулятор.

Манипуляция позволяет загнать другого в чувство вины, страха, стыда и с помощью этих чувств добиться желаемого. Вот и мы, загоняя ребенка в чувство вины, можем заставить его сделать то, что мы хотим, что считаем важным и очень нужным для него самого. Нередко мы таким образом пытаемся самоутвердиться за его счет, компенсировать свое “нереализованное”, реализовать свои мечты в ребенке.

Почему мы так поступаем?

Манипуляторами не рождаются, ими становятся. Родитель переносит стиль общения со своим чадом, исходя из своего детского опыта

МАНИПУЛЯЦИЯ – ЭТО ЕЩЕ И НЕЖЕЛАНИЕ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Нередко под манипуляцией скрывается действия, за которые взрослому сложно взять на себя ответственность. Ведь искренне прося о чем-либо другого человека, мы показываем свои настоящие желания, иногда беспомощность, растерянность. А это не так просто для многих перед ребенком «оголить» свою «несостоятельность» в чем-либо.

Для удобства, чтобы ускорить любое действие своего ребенка и получить быстрый результат, родители довольно легко становятся манипуляторами для своих же детей, часто не осознавая это.

Как проявляется манипуляция?

Проявляться манипуляция со стороны взрослого может по-разному. Даже чрезмерная опека – может быть разновидностью манипуляции. Когда взрослый действует из принципа «Всё лучшее детям», живет ради детей, то малыш, как правило, растет в полной зависимости от него, боясь проявляться в этом мире, брать ответственность за свою жизнь. В психологии это называется “инвалидизация”.

Что получает взрослый на уровне подсознания? Для взрослого – это возможность ощутить свою важность и нужность кому-то, завоевать авторитет таким способом и. позволить себе не заниматься своей жизнью, видя весь смысл в ребенке.

Как реагируют дети на манипуляцию?

Один ребенок в этом случае может привыкнуть во всем подчиняться взрослому, становиться услужливым, ему сложно отличать свои желания от желаний других. И не важно действует ребенок из-за страха перед родителем ( например, пригрозили чем-то ) или наоборот из-за очередного поощрения (например, купят новый телефон ).

ОЧЕНЬ ЧАСТО ДЕТИ ВЫБИРАЮТ ОБМАН КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ СЕБЯ ОТ КОНТРОЛЯ И МАНИПУЛЯЦИИ.

Другой ребенок, более независимый, начинает сопротивляться родительской манипуляции разными способами. Своим «бунтарским поведением», особенно в подростковом возрасте, ребенок может проверять родителей на прочность в любви: а слабо любить меня и таким?

К слову, самая страшная – манипуляция любовью: “Я тебя не люблю, потому что ты ведешь себя не так! или Ты меня не любишь, раз ты такой непослушный”.

Худший из вариантов, когда ребенок заболевает, чтобы получить ту самую безусловную любовь взрослого.

Хотя вариантов для реакции на манипуляции родителей могу быть очень разные: детская психика может создавать такие механизмы защиты, что любая фантазия взрослого окажется недостаточной.

Опасны и требования родителя-перфекциониста. Быть самым лучшим невозможно. Ведь совершенству нет предела, а родители разными способами стимулируют ребенка к этому, желая ему великих успехов.

В результате у ребенка возникает постоянное ощущение, что любят меня только, когда я чего-либо достигаю, любовь моих безупречных родителей надо заслужить. Часто родительские потребности могут маскироваться под потребности ребенка. Поэтому ребенок может всю жизнь пытаться что-то кому-то доказывать, не чувствуя своих настоящих желаний и потребностей.

Какие методы манипуляции применяются чаще всего?

Еще один прием родителя-манипулятора состоит в том, чтобы поощрять в ребенке ориентацию на других: “А что скажут другие? Как делают другие? Что подумают?” Такой ребенок может вырасти слабым и безынициативным, зависимым от мнения окружающих. Ведь важно, чтобы ребенок учился понимать, чего хочет сам, осознавать истинные свои потребности.

Кроме всего, родитель-манипулятор может прибегнуть и к шантажу: “Если ты не выполнишь то и то, то я… Угроза и ультимативные формы тоже относятся к способам манипулятивных действий.

Используя тот или иной способ манипуляции, взрослым кажется, что этот механизм действенный в воспитании ребенка. Однако это может быть бомбой замедленного действия. Спустя время результат может получиться плачевным как для ребенка, так и для родителя.

Что делать, если многие ошибки уже совершены?

Хорошая новость в том, что независимо от возраста взрослого и ребенка, никогда не поздно начать строить гармоничные отношения о своими детьми.

Важно позволять ребенку делать свои собственные ошибки, получать собственный опыт . Приучать ребенка и показывать на своем примере к ответственности, объяснять ему, что за последствия его поступков отвечает он сам.

Отслеживать свои требования и пожелания. Что за ними стоит? Чем можно заменить манипуляцию? Договор для старших. Увлекающие или мотивирующие игры и занятия для младших.

Правила, которые стоит обсудить вместе на семейном совете, написать и утвердить. Выполнение таких правил уменьшит потребность заставлять (через манипуляцию, в том числе) ребенка делать нужные действия.

И самое главное, что поможет избегать манипуляций: принятие своего ребенка таким, каким он есть на самом деле, безусловная любовь и поддержка со стороны родителей – залог гармоничного развития личности ребенка.

Наш консультант и автор: Светлана Выскуб, семейный психолог.

РОДИТЕЛЬСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ ДЕТЬМИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХА, ВИНЫ ИЛИ СТЫДА

РОДИТЕЛЬСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ ДЕТЬМИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХА, ВИНЫ ИЛИ СТЫДА(взято в вк)

Очень часто я сталкиваюсь с тем, что родители манипулируют своим ребенком. При этом они часто возмущаются, когда ребенок в ответ манипулирует ими. Когда пытаешься спросить родителей «Зачем вы это делаете?», они удивляются. «Ну, так все делают, это так естественно, так просто». В манипуляциях действительно много простоты.

Манипуляция– это быстрый и действенный способ получить то, что ты хочешь. Манипуляция действует таким образом, что либо родитель, либо любой другой человек находит в вас то чувство, ту болевую точку, на которую можно надавить, и, надавив на нее, получить то, что нужно родителю. Очень часто родители любят давить на страх ребенка, на стыд и на чувство вины. Такая любимая троица.

Действительно, если ребенка напугать, «Не будешь слушаться – отдам дяденьке милиционеру (бабе Яге, злому волку и т.д.)», то ребенок бежит, глаза большие – и слушается, делает все, что скажет родитель. То же и со стыдом. Поскольку стыд – самое труднопереносимое чувство, под угрозой престыжения ребенок сделает все, что вы хотите. И чувство вины — «Ах, мать тебе уже не нужна, ты такой плохой мальчик, ты не пришел вовремя, а у меня сердце болело» и т.д. Чувство вины – чувствительная кнопка. Но беда вот в чем – человек, которым манипулируют, начинает достаточно быстро ощущать себя не человеком, а объектом, вещью. Потому что манипуляция – это обращение с нами, как с вещью. И в результате родитель тактически выигрывает – т.е. он быстро получает то, что он хочет, но стратегически он проигрывает. Потому что, во-первых, всегда неприятно, когда вами манипулируют. Всегда остается ощущение, что вас как-то использовали. Во- вторых, в конце концов, разрушает отношения. В-третьих, ребенок учится манипулировать родителем, и, когда он вырастает, то он делает то же самое. Он быстро находит у родителей «кнопку», состоящую из его каких-то болезненных чувств, и давит на нее. В результате манипуляций страдают оба – и родитель, и ребенок.

Вместо манипуляции предлагается прямое обращение. Прямое обращение – это отражение намерения. В манипуляциях есть скрытые намерения, и по каким-то причинам родитель не хочет их озвучить. Например, «Если ты вовремя не придешь…» и т.д. Под этим может лежать: «Я хочу, чтобы ты доказал, что ты меня любишь, что ты меня слушаешься, что я у тебя в авторитете». Но поскольку родитель этого не озвучивает, это скрытое намерение – то он манипулирует. Поэтому вместо манипуляции рекомендуется реальное обращение. «Я беспокоюсь о тебе, и поэтому хочу, чтобы ты пришел вовремя». Или «Я хочу, чтобы ты меня уважал, и поэтому позвони, если ты опаздываешь» — если мы говорим о более взрослом ребенке. Если мы говорим о малыше, то здесь чаще всего родитель не умеет поставить нормальную границу, твердую и спокойную. Он это пропускает, он не умеет пользоваться нормально своим родительским авторитетом, властью. И когда ребенок его не слушается, не слышит – тогда родитель переходит к манипуляции.

Вторая ситуация, в которой родители чаще переходят к манипуляции – учеба. Ребенок не хочет садиться делать домашнее задание. Родитель сначала призывает, потом угрожает, потом манипулирует «Если не сядешь – то на улицу не пойдешь» и т.д. Но и в этом смысле родителю просто иногда лень, трудно, не хочется разбираться в том, почему ребенку трудно сесть за домашнее задание, в чем сложность. Не любит математику? Просто устал? Плохие отношения с учителем? Со всем этим как будто бы и не хочется разбираться. Кажется, что ребенок просто капризничает, просто не слушается, просто хочет разозлить. И тогда мама говорит одно и то же, по пять раз повторяет… Но если он не услышал вас с первого раза – возможно, это не та форма. Но родитель в своих делах, замотан, ему трудно думать над формой. И тогда он повторяет 5 раз одно и то же, потом срывается либо на крик, либо на манипуляцию. Если ваше простое понукание, предложение не сработало – как минимум можно остановиться, если есть такая возможность, подумать и спросить себя «Почему он все-таки не идет?» Или спросить его «Сынок (дочечка), что случилось, почему ты не садишься за уроки?» Может быть, он вам расскажет, «устал» или «мне неохота», или «я терпеть не могу эту математику». Более того, если мы разделим его чувства и скажем «Да, действительно, трудно делать, то, что не любишь», «Тебе не нравится математика, ты с ней не в ладах, поэтому так не хочется за нее садиться» — и ребенку будет легче. Он слышит «я понят», «мама разделяет мои чувства, мне можно не любить эту математику» — ему тогда легче сесть за нее, а не просто выдерживать родительское недовольство, подавление, манипуляцию, такое психологическое насилие.

Вместо манипуляции рекомендуется понимать ребенка, разделять его чувства и договариваться. Или сказать «Ну, хорошо (если речь идет про математику), что ты хочешь, что тебе нужно? Давай договоримся, сколько тебе времени нужно передохнуть». Или «Может, ты сначала сделаешь английский, если он для тебя проще». Как-то обговорить, помочь преодолеть, сказать «Может, тебе помочь с математикой?» Да, это затратно в этот момент. Но в итоге мы выигрываем в хороших отношениях. Выигрываем, что ребенок получает не ситуацию насилия, использования себя, а лучше понимает сам себя, ощущает себя понятым нами, родителями. И в итоге ребенок более успешен.

Почему нельзя манипулировать ребенком: 6 страшных родительских ошибок

Психологические манипуляции приобрели настолько масштабные размеры, что, пожалуй, не найти семьи в которой рано или поздно отец или мать не прибегли бы к такому простому и доступному методу.

  • Проще надавить, чем объяснить.
  • Проще заставить, чем ждать осознания.
  • Проще внушить, чем надеяться на понимание.

Манипуляция становится самым распространенным способом общения.

А самое главное – они начинают верить, что недостаточно хороши, их не любят по-настоящему, что ими недовольны, что родители их просто терпят. Им кажется, что мамы стесняются за них, тогда, когда хочется, чтобы ими восхищались.

Проще сманипулировать, чем реально помочь разобраться в ситуации.

Манипуляциями родители обеспечивают себе мнимый авторитет, скрывают плохие навыки в воспитании, и обеспечивают свой покой, заменяя при этом жизнь игрой.

И это не игра “Что? Где? Когда?”, а дешевый стандартный сценарий для безвольных, глупых и несостоявшихся людей

Запугивание и подозрение

Родители на самом деле не занимаются ребенком, но периодически делают вид, что держат ситуацию на пульсе.

  • “Ты сделал уроки? А если я проверю?”
  • “Наверное, пора уже в школу сходить, наверняка классному руководителю есть что про тебя рассказать”.

После чего никто уроки не проверяет, в школу не ходит, а вот ребенок пугается и начинает что-то исправлять.

До поры, до времени еще можно держать ребенка в тисках страха, но вскоре он убедится, что родителям до него просто нет времени, и кроме пустых разговоров ничего не будет.

Обычно к подростковому возрасту такой ребенок уже в совершенстве владеет данной техникой, и начинает ее отзеркаливать на родителей. Они начинают пугать родителей, зная, что ничего такого не сделают. Например: “Я из дома уйду, если вы…”, – или вообще: “Я из окна выброшусь, если…”

Гиперопека

Обычно у таких родителей один ребенок, который дался тяжело и поздно. Вся жизнь вертится вокруг него, и манипуляция становится надежным инструментом для выращивания из своего чада совершенно несамостоятельную личность.

Родителям нужно, чтобы ребенок был зависим от них всегда и постоянно. Медленно, шаг за шагом, они доказывают ему, что мир наполнен трудностями, опасностями и страшными ситуациями.

Родители не могут надышаться на свое долгожданное чудо. Оберегают его от самого маленького ветерка, слепого дождика и листопада. Водят за ручку в школу до выпускного вечера, делают с ним уроки, кормят с ложечки только полезной пищей и контролируют каждый шаг. С тем дружи, а с этим нет. Сюда иди, а туда не смей. Это смотри, в это играй, а про эту область забудь. И так во всем.

В результате у такого ребенка складывается четкое убеждение, что весь мир наполнен разными опасностями: вирусами, маньяками, бешеными собаками и отравленными продуктами. Из каждой щели лезут плохие потенциальные ситуации и только родители, подобны божествам, могут закрыть собой все эти неприятности. Именно того-то и добиваются родители, причем такое поведение может быть как осознанным, так и на подсознательном уровне.

Такой подход влечет за собой колоссальную трату времени, большие силы и усердия.

Если же он начнет сопротивляться, то родители сразу надавят на “мозоль”, мол, “мы столько для тебя сделали, а ты… “.

Например: “Как ты можешь бросить бальную школу, когда я столько платьев тебе купила, на соревнования возила в ущерб своему времени?” Среди родителей с гиперопекой чаще встречаются мамы-одиночки. В их жизни есть только ребенок, как ее собственность и смысл жизни. Отнять у нее ребенка – означает лишить ее жизни. А «отнять» может сам первенец – выйти их под гиперопеки.

Родители – совершенство

Совершенство во всем – принцип перфекционистов. Детям, рожденным в такой семье, не позавидуешь. Они с ранних лет, как бы не дотягивают до уровня, и позорят своих идеальных родителей. Сколько себя помнит, такой ребенок слышит: «Мы с папой медалисты, а ты – хорошист”, “У всех хороший слух, а тебе медведь на ухо наступил”, “папа лучший хоккеист, а ты клюшку в руках держать не умеешь”, “дедушке было бы за тебя стыдно, если бы он дожил до этого позора”.

В результате родители-перфекционисты вбивают в голову своему ребенку, что у них идеальная семья, кроме него. И тот, в свою очередь, прилагает все усилия, чтобы дотянуться до высот, которые являются каноном в семействе.

Он становится и хоккеистом, и хористом, и медалистом, одним словом – кем угодно, только не самим собой.

Таких родителей нельзя упрекнуть в нелюбви или в равнодушии к детям потому что:

  • Они реально стараются воспитать “отличника” по всем направлениям.
  • Они буквально с рождения заботятся о физическом, психоэмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
  • Они записывают его на всевозможные кружки, нанимают репетиторов, возят на другой конец города в лучшую школу, одним словом – всесторонне развивают.

Взамен он просто должен стать везде лучшим и дополнить семью бриллиантом своего блеска. А манипуляция тут проста. На каждый успех ребенка родители парируют, что тот мог лучше, быстрее и масштабней. Родители давят и давят, думая, что делают огранку таланту. А ребенок ощущает, что он в семье урод. Ему кажется, что его любят только за медали и грамоты. Думает, что любовь нужно заслужить.

Как родители продолжают нами манипулировать и тиранят нас?

Взрослея, мы приобретаем большую самостоятельность и независимость от родителей, оставляя им роль своей бывшей семьи и изредка встречаясь. Но далеко не все родители с этим согласны и стараются контролировать своих, уже взрослых детей, не позволяя им «удаляться» от них слишком сильно.

Почему родители манипулируют?

Родители манипулируют, чтобы сохранять либо глобальный контроль над жизнью детей, вмешиваясь буквально во все сферы – от работы до интимной жизни, либо чтобы удовлетворить какие-то свои текущие запросы и потребности.

Если речь идет о разовых вмешательствах, то это не так страшно и не вызывает больших проблем. В конце концов, все мы манипулируем и не всегда готовы прямо и открыто сказать о том, что нам нужно. Да и не всегда понимаем, что нам действительно нужно.

Если же речь идет о систематическом контроле, то это становится серьезной проблемой, поскольку не позволяет взрослым детям формировать собственные семьи, собственную жизнь, отвечать за себя, принимать самостоятельные решения, осознать свои настоящие потребности, и, в конце концов, стать полноценными взрослыми людьми.

С большой вероятностью, родители пытаются контролировать жизнь своих детей, потому что их собственную жизнь пронизывает страх, который они испытывали в своем детстве – страх быть покинутым, брошенным и, в итоге, никому не нужным. Это не тот страх, от которого легко избавиться и измениться в один момент. Заводя детей, они рассчитывают получить созданий, которых смогут вырастить так, как считают нужными, тех, которые им, фактически, принадлежат, чтобы нивелировать сидящий в глубине страх, что их бросят. Но, в большинстве случаев, такой момент настает и дети покидают родителей – то есть, совершают все то, чего родители так боятся.

Чтобы этого не произошло, чтобы осталась крепкая связь, родители пытаются манипулировать детьми, пытаясь их контролировать, несмотря на то, что это трудно признать здоровым поведением.

При этом, любой манипулятор не терпит поражения и реагирует очень резко, можно сказать неадекватно ситуации, когда его жертва пытается «соскочить» с крючка манипуляции. И, к сожалению, родители в этом смысле не исключение.

Как понять, что вами манипулируют?

Манипуляция, как правило, имеет вполне определенные признаки, по которым ее можно вычислить. Для этого, вам вполне достаточно понаблюдать за собой и за тем, что происходит.

  • На вас давят, требуют, не интересуются вашими чувствами и потребностями.
  • Ваша жизнь – «под колпаком» родителей, многие важные для вас вещи принимаются или с их участием или вообще ими. Например, какого партнера вам выбрать.
  • Ответственность за ситуацию, за поведение возлагается на вас, а манипулятор занимает стратегически-выгодную позицию, выставляя себя:
    • Более зрелым человеком, авторитетом
    • Поборником морали
    • Жертвой вашего произвола или обстоятельств

Как манипулируют родители?

Большинство манипуляций, которые используются родителями, осуществляется на чувстве вины, страхе и наших ценностях.

Распространенные виды родительской манипуляции выглядят примерно так:

Агрессивная манипуляция

Некоторые родители чрезвычайно авторитарны и требуют от детей полного повиновения. Очень часто они продолжают это делать и во взрослом возрасте, лишая детей шанса повзрослеть. Очевидно, при таком стиле воспитания, детям бывает затруднительно приобрести навыки самостоятельной жизни и их легко контролировать. Иногда дети пытаются бунтовать, но им это редко удается. Потому что арсенал манипулятора может быть очень разнообразным.

На наших установках

Нам вбили в головы, что родителей надо уважать, быть к ним внимательными и исполнять их желания. Никто не объяснил почему, к тому же, забыв сообщить, что у нас есть и свои права.

Как любящая дочь может не пожить у несчастной матери, которой грустно?

Разве можно не помочь посадить картошку и потом в течение лета ухаживать за родительским огородом, хотя вы все давно покупаете в ближайшем супермаркете? Ведь родителям надо помогать.

На чувстве вины

«Да, ты меня очень огорчила», «А я-то думала, что вырастила хорошего сына». Это те слова, что вызывают в нас чувство вины, которое возвращает под контроль родителей. Чувство вины также очень тесно связано с нашими установками. Например, если мы нарушаем правило, что родителям надо помогать, то возникающее чувство вины стимулирует появление мук совести, которые бывает сложно вынести и проще подчиниться.

Популярные родительские уловки

Бесконечная пластинка

Родители постоянно апеллируют к одному и тому же, что однажды произошло в вашей жизни, считая это достаточным основанием для исполнения их требований. Например, это может быть что-то вроде «Я всю жизнь только о тебе и заботилась, и вот, получила на старости лет».

Это все из-за тебя

«Мое плохое самочувствие – из-за тебя, потому что ты меня очень расстроила», «Ты специально не приехала меня навестить, чтобы я страдала». В общем, упреков, которые могут адресовать нам родители, найдется бесчисленное множество. И, что интересно, это работает!

В нашей семье так принято

Детям тоже важно оставаться членами семьи, и многие из них не хотят полностью разорвать все связи и хотят оставаться членами своей родительской семьи. Поэтому, «в нашей семье приняты равные браки» звучит с намеком, что если вы не последуете этому принципу, то можете быть исключены из ее членов и стать изгоями.

Это все для тебя

«Я делаю это для тебя», «Мы с отцом хотели как лучше», «Я уже позвонил знакомым и они согласны взять тебя на работу». Родители не слушают нас, не интересуются, что нам надо, и продолжают делать то, что хотят, искренне обижаясь, если нам это не нравится. У нас появляется чувство вины, ведь мы обижаем таких наивных, но замечательных людей и стремимся исполнить их желания.

Эх, у всех дети, как дети

Сравнивая нас с другими детьми, родители вызывают чувство вины и стыда, что мы не настолько хороши, как должны были бы быть. Не такие добрые, умные, заботливые. И нас сразу терзает ревность и желание быть лучше, приблизиться к идеалу – ведь именно ему досталось внимание родителей. И, это работает что в 10 лет, что в 30, или 50.

Это только часть родительских уловок, их арсенал неисчерпаем, также, как число наших болевых точек, на которые можно нажать, чтобы мы исполнили родительскую волю.

Что со всем этим делать?

Родительская манипуляция легче удается на тех детях, которые:

  • Считаются отрадой родителей, заботливые внимательные, тихие
  • Несамостоятельные, не научившиеся решать проблемы, бегущие от них
  • Хорошо усвоили, какими быть правильно, а какими – плохо
  • Стараются избегать злости, гнева
  • Избегают принятия ответственности
  • Неуверенные в себе

Таким образом, бороться с родительской манипуляцией есть смысл по тем направлениям, которые являются вашими болевыми точками.

Андрей Петраков

Я практикующий психолог, редактирую этот блог и сам много для него пишу. Сложно назвать мою сферу интересов в психологии – ведь все, что связано с людьми безумно интересно! Сейчас я уделяю значительное внимание темам нарциссизма, психологического насилия, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.

Как взрослые манипулируют детьми на эмоциональном уровне

В воспитании ребенка родители имеют дело не только с вопросами ухода и физической заботы. Живя с ребенком, мы автоматически попадаем в поле его эмоций и чувств. Необходимо немало душевных сил, чтобы научить, понять, принять и выдержать своего ребенка. И вот здесь многие родители неосознанно выбирают более легкой путь, когда с помощью стыда, запугивания, чувства ответственности пытаются добиться от ребенка желаемого поведения.

Психолог Юлия Карагодина рассказывает, какими методами родители чаще всего манипулируют своими детьми, и чем это опасно для детской личности.

Манипуляции маленькими детьми: будь удобным для меня

Маленький человек появился на свет. Появился не просто как молчаливый наблюдатель, а со своими потребностями, чувствами, желаниями, настроением, ритмом жизни, с которыми нужно считаться, которые меняют жизнь взрослых, находящихся рядом. Много материалов посвящено тому, как тяжело «не спать ночами», кормить много раз в день, мыть попу и так далее.

Мы часто говорим о том, как взрослому становится тяжело в быту, особенно в первое время после рождения малыша. Но мы практически не говорим о том, что родитель или другой значимый взрослый с трудом выдерживает ребенка эмоционально. Соприкасаться с эмоциями и чувствами ребенка, реагировать на них, пытаться понять его душу, осознанно корректировать поведение, замечать напряжение и тревожность и что-то с этим делать, думать о том, как ребенку что-то объяснить, чтобы это было эффективно… на все это нужны душевные силы. Если их не хватает на себя, что говорить о ребенке.

Манипуляция – это действие в отношении другого человека, которое делает его поведение для нас более приемлемым, удобным, без его на то согласия. Если говорить о детско-родительских отношениях, когда ребенок еще маленький, их так же много, и основаны они также на управлении негативными чувствами – страхом, стыдом, виной, чувством долга.

«Не лезь на горку, а то сломаешь ручки и ножки» – эту фразу я услышала несколько лет назад на детской площадке. Напугать ребенка, чтобы он был послушным и следовал определенным правилам поведения – очень легко. Это гораздо проще, чем из раза в раз что-то спокойно объяснять, используя разумные доводы.

В некоторых случаях родители используют чувство страха даже для регуляции естественных потребностей организма ребенка – чтобы он быстрее заснул, больше съел, сходил в туалет. В каком напряжении при этом живет малыш, родители даже не задумываются. Запугивание, к сожалению, является очень часто кратчайшим путем к желаемому результату.

Стыд – одно из мощнейших чувств, которое управляет человеком. И то чувство, с которым невероятно сложно справиться самостоятельно, потому что иногда человек, кажется, полностью из него состоит. Ребенку легко привить стыд за то, какой он есть на самом деле – сравнивая с другими, ставя в пример кого-то, кто лучше, выше, сильнее, худее, умнее и так далее. Ориентируя на то, что нужно быть как все.

Стыдно, когда ругают при всех, «напоказ», когда цель – не поправить поведение, а прилюдно унизить, чтобы ощутить себя более значимым – это встречается как в семье, так и в детском саду, школе. «Если ты не такой, как нужно, значит ты вообще не имеешь права быть» – стыд способен перечеркнуть личность, погубить все способности и лишить возможности проявляться. Манипуляция стыдом – одна из самых часто встречающихся в нашем обществе, и последствия ее для личности бывает очень тяжело исправить.

В арсенале родительских манипуляций по отношению к маленьким детям также чувство вины и чувство долга. Большинство из нас живет с ощущением виноватости перед своими родителями. Да и как этого не чувствовать, если с детства мы видим, как они стараются, не спят, страдают из-за нас, болеют, во всем себе отказывают.

Если ребенок растет в эмоциональном напряжении, ему не нужно напрямую говорить – это ты во всем виноват. Он сам осознает себя как причину неурядиц и конфликтов в семье. Такой ребенок будет стараться выполнять все, что сказали, будет более удобным и послушным, не уйдет в сепарацию, всегда будет оставаться рядом.

Чувство вины – сильнейшая эмоциональная привязка, она выгодна тем родителям, которые «живут ради своих детей», заполняют за счет детей свое время, в этом очень сильно проявляется власть по отношению к ребенку.

Ребенок будет чувствовать с малых лет, что он ДОЛЖЕН делать так, как родители сказали, ДОЛЖЕН любить, уважать и так далее. Жизнь в дальнейшем построится полностью по родительскому сценарию – стремление жить так, как повелели родители, будет сильнее собственных желаний, потребностей, устремлений.

Мы рассмотрели чувства, с которыми даже взрослому человеку очень тяжело соприкасаться, масштабы этих чувств для ребенка просто огромны. Они могут вытеснить личность, способность слышать себя, испытывать положительные эмоции. В период формирования личности мы закладываем основу, на которую человек будет опираться по жизни, – но не задумываемся об этом в те моменты, когда нужно сделать ребенка более управляемым и удобным.

То, что для взрослого лишь мимолетный эпизод, момент, когда можно проявить свою власть, для ребенка – кирпичик в фундамент всей будущей жизни, которая становится опасной, тревожной, неудобной, в которой можно легко потерять себя.

Совет психологаКак понять, что родители вами манипулируют

Что делать, если вами пытаются управлять близкие люди

Текст: Ольга Милорадова

В процессе взросления на Всех нас кто-то влиял — не только родители и учителя в школе, но и друзья, и те, кто был значим для вас — может быть, тренер из спортивной секции, а может, старшеклассник из соседнего подъезда. Но всё же, допустим, вашим значимым «другим» был именно родитель. Если говорить о манипуляциях, совершаемых по отношению к вам сегодня, то, скорее всего, они возникли не внезапно из ниоткуда, когда вы вдруг выросли, а родители постарели и начали дёргать вас за ниточки, чего-то просить, плакать и манипулировать вами. Вас к ним готовили всю сознательную жизнь, создавали почву, и всё гораздо сложнее, чем кажется.

Реальные родительские манипуляции не так просто распознать, потому что вы с ними срослись в единое целое

Например, вы видите «манипуляцию», которую сразу же хитро пресекаете: вы бы хотели поехать с ребёнком в Италию, а ваша мама говорит «нет» и требует привезти его к ней в деревню (город, страну или куда-либо ещё). Это, скорее всего, не манипуляция, а реальное желание вашей мамы видеть внука, сопровождающееся старческими изменениями по органическому типу в виде обидчивости и плаксивости. И да, вы в итоге расстроите не хитрый, коварный план, а вашу мать. Реальные родительские манипуляции вы не распознаете так просто хотя бы потому, что вы с ними по сути срослись в единое целое. Противостоять им и отстоять свою личность и желания бывает очень непросто. Начать стоит с того, чтобы разобраться в возможных типах манипуляций, или, скорее, типах программ, на которых вас вырастили и благодаря которым вас дёргают в ту или иную сторону, и в итоге так легко удаётся та самая манипуляция. Возможно, в одной из описанных схем вы узнаете себя и своих родителей и поймете, почему какие-то вещи даются вам так нелегко.

Первые две программы диаметрально противоположны друг другу. Одна направлена на то, чтобы вы навеки остались Питером Пэном и никогда не вырастали, другая же, наоборот, лишает вас детства и взваливает на вас все «радости» ответственности. Программа Питера Пэна формирует в вас человека, вечно нуждающегося в том, чтобы рядом был взрослый — понятно, какая тут возможна манипуляция: вы недостаточно умны, самостоятельны и ответственны, чтобы принимать хоть какие-то решения, поэтому родители всегда правы, или прав тот, кто возьмёт в дальнейшем на себя функцию родителя. Что надо делать? Пытаться вернуть себе право голоса, брать на себя ответственность. Главные подводные камни здесь и далее в том, что, по сути, родителей вы так и не измените и, скорее всего, они по-прежнему будут сопровождать все ваши действия комментариями о том, что у вас ничего не выйдет. Стремиться надо к тому, чтобы «не поддаваться», сохранять невозмутимость и уверенно делать то, что вы хотите. Однако уверенность — первое, по чему бьёт любая манипуляция, и не обращать внимания на то, что вам говорят близкие люди, бывает очень трудно. Но если вы осознаёте, что вами пытаются манипулировать, это уже первый шаг к тому, чтобы справиться с ситуацией.

Вторая программа — вечно ответственного — в плане манипуляций не так уж далеко ушла от первой. Несмотря на свою супервзрослость, а скорее, благодаря запрету быть ребёнком, вы не особенно исследовали мир как снаружи, так и внутри, вы не знаете и не понимаете, где же находятся ваши собственные желания и ценности, и готовы лечь костьми, лишь бы помочь другим. В итоге происходит одно и то же: все дела сделаны, картошка на даче посажена, родители счастливы. Что делать вам? Пытаться найти внутреннего ребёнка, подружиться с ним, исцелить его. Пока этого не произойдёт, к сожалению, мало что изменится, и вы будете играть в супергероя до последних сил и остатков здоровья. Постарайтесь прислушиваться к своим желаниям, анализируйте, чего вы на самом деле хотите и что для вас важно, повышайте осознанность того, чем вы занимаетесь, — и не бойтесь при необходимости обращаться за помощью к специалисту.

Далее по списку — запрет быть собой. Девочка Маша учится лучше, девочка Саша грациознее, а мальчик Кирилл помогает маме ухаживать за младшей сестрёнкой — не то что вы. В этой программе есть следующее пространство для манипуляций: вы не понимаете, что хорошо для вас и в чём смысл жизни, не говоря уже о том, что вы считаете, что недостаточно хороши — зато всё, как всегда, знает родитель. Кем работать, за кого выйти замуж, когда сводить маму в оперу, а папу — в театр. Словом, это программа проживания чужой жизни, или той жизни, о которой мечтал ваш родитель, но так никогда и не прожил, а теперь рассчитывает на вас. Необходима тщательная и кропотливая работа по поиску смыслов жизни — настоящих смыслов, ваших, работа по возвращению себе самооценки. Анализируйте, чем вы руководствуетесь при принятии решений — собственными интересами или навязанными другими сценариями: это будет непросто, но поможет понять, что важно именно вам, и решиться следовать по собственному пути.

Изучайте ваши слабости и не ведитесь на провокации, не забывая, что споры с родителями — дело заведомо провальное

Есть и самая плохая программа, которая в принципе настраивает на нежелание существовать и проживать хоть какую-то жизнь. Манипуляция здесь в том, что всё ваше существование как бы оправдывает факт несостоятельности родителя, который всю жизнь на вас положил и не стал кем-нибудь великим. Насколько велика польза этой идеи для эксплуататора, настолько же глубоко её деструктивное воздействие на объект данной манипуляции — по сути, это манипуляция, прямо ведущая к суициду или хотя бы суицидальным тенденциям. Если у вас есть подобные мысли, то настоятельно рекомендую обратиться к психиатру, без всяких попыток разобраться в себе самостоятельно.

Впрочем, иногда последняя схема может быть прикрыта любовью к опасным видам спорта и стремлению убить себя как бы нечаянно, что несколько сложнее осознать как нелюбовь к себе и реакцию на чьи-то манипуляции. Вы всё время наступаете на одни и те же грабли: внезапно и неожиданно оказывается, что все ваши мужчины зависимы от алкоголя, на каждой новой работе на вас вдруг взваливают намного больше дел, чем на остальных, вы чувствуете себя глубоко и ни в чём не состоятельным, или что бы там ни было ещё, что у вас происходит по кругу, систематически и не приводит ни к какому результату. Если вам удалось эти грабли обнаружить, вы уже проделали какую-то часть работы, направленной на перемены.

Конечно, нельзя забывать, что в реальной жизни всё далеко не всегда работает по чётко расписанным программам, и их к тому же на самом деле гораздо больше, чем перечислено здесь. И если мама иногда говорила, что Маша лучше учится, а папа порою хотел, чтоб вы навсегда остались его маленькой дочкой, то это ещё не значит, что вы выросли в суперзависимого Питера Пэна, но всё же это могло сделать вас слегка нерешительной и немного неуверенной в себе — со всеми вытекающими отсюда возможностями немного вами манипулировать. В общем, изучайте ваши слабости (не бойтесь обращаться для этого к специалисту) и не поддавайтесь на провокации, не забывая при этом, что споры с родителями — дело заведомо провальное.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: