Что делать, если ребенка травят в школе?

Что делать, если ребенка травят в школе?

Если ребенка травят в школе

Школьное обучение обязательно для всех. Но далеко не для всех школьные годы оказываются «чудесными». В последнее время вошло в моду англоязычное словечко – «буллинг». Речь идет о самой банальной травле, с которой сталкиваются школьники. Что же делать, если в такую ситуацию попал ваш собственный ребенок?

Причины буллинга

Для начала давайте разберемся, почему дети становятся жертвами травли. Причин может быть масса. Ребенок чем-то не похож на других, иначе выглядит, разговаривает, у него есть какие-то раздражающие черты характера… Может быть, он неопрятен и от него плохо пахнет. Может, просто физически слаб и неспособен дать отпор обидчикам. Может, причина в конфликте с кем-то из одноклассников. Очень часто в классах наблюдается социальное расслоение, и ребенка могут травить только за то, что его родители – «не крутые», не могут купить ему красивую одежду или дорогой смартфон.

Кстати, травлю могут инициировать не только школьники, но и педагоги. Если ребенок им чем-то не нравится, некоторые могут начать унижать его или оскорблять в присутствии других детей. В результате такой ученик превращается в изгоя.

Из чего состоит травля?

Травить можно по-разному. Плеваться в жертву на уроках, подкладывать в школьную сумку крыс, прятать и портить вещи, учебники, канцелярские принадлежности, подставлять по разным поводам, ставить подножки, раздевать в туалете и снимать это на видео, вымогать деньги и, наконец, бить. И это не говоря уж о словесных издевательствах, обидных кличках и т.п.

Есть еще красивый термин «кибербуллинг». Это когда ребенка начинают «троллить» в социальных сетях. Организаторы травли могут даже размещать фейковые аккаунты от имени жертвы, рисовать на него карикатуры, писать гадости не только про него, но и про его семью… У кого на что хватит фантазии.

Что делать, если ваш ребенок столкнулся с буллингом?

Во-первых, чего делать не следует. Не следует игнорировать ситуацию. Некоторые родители считают, что дети «сами разберутся». Порой ребенок жалуется, а взрослые в ответ – «Не обращай внимания!» В таком случае травля будет продолжаться. Потому что вряд ли ребенок сможет справиться с ситуацией собственными силами. А если дойдет до нежелания ходить в школу или вообще до суицида? Это не такой уж редкий случай…

Не следует также выяснять отношения с обидчиками вашего чада самостоятельно. Хотя иногда это кажется самым простым вариантом. Как правило, такие «разговоры по душам» дети воспринимают как агрессию со стороны взрослого. Потом, вряд ли инициаторы буллинга будут с вами откровенны. Они могут, скажем, пообещать больше не трогать вашего ребенка и не сдержать обещания.

Психологи для начала рекомендуют поговорить с родителями обидчиков. Пусть те, в свою очередь, поговорят с сыном или дочерью и выяснят, почему возникла ситуация травли. Порой все достаточно легко исправить. Например, научить ребенка соблюдать правила гигиены, поработать над его поведением. Очень многих выручала секция борьбы (но это, конечно, в первую очередь подходит мальчикам). Обычно сверстники не трогают того, кто способен дать физический отпор.

Если разговоры с родителями обидчиков ничего не дали (многие родители даже слышать не хотят о том, что их дети способны кого-то травить), необходимо начать предпринимать другие шаги. В частности, обратиться к классному руководителю, ввести его в курс дела. Возможно, он сможет более эффективно побеседовать и с инициаторами травли и с их родителями.

Не нашли понимания с классным, или он ничего не смог сделать? Идите дальше. Привлеките школьного психолога и, наконец, директора учебного заведения. Чем больше человек будет знать о ситуации, тем лучше.

Если же результатов нет и травля не прекращается, попробуйте встать на тропу войны. Дело в том, что многие аспекты травли попросту попадают под уголовные статьи. Это нанесение телесных повреждений, воровство, клевета, доведение до самоубийства и проч. Со всем этим вы можете обращаться к участковому, инспектору по делам несовершеннолетних, адвокатам и даже в прокуратуру. Также вы можете пригрозить судом. А суд после достижения возраста уголовной ответственности может отправить подростка в колонию или, если этот возраст еще не наступил, приговорить его родителей к крупному штрафу.

Но помните, что весь этот процесс, конечно, оборачивается для ребенка дополнительным психологическим стрессом. Поэтому надо иметь в виду и альтернативные решения.

Например, вы можете перевести ребенка в другой класс или школу. Хотя, разумеется, никто не гарантирует, что ситуация не повторится и там.

Можно вообще перейти на домашнее обучение. Закон это позволяет. Ребенок будет получать задания, а потом отчитываться перед педагогами.

А что делать, если травля исходит со стороны учителя? Да все то же самое! Можно для начала попробовать пообщаться с нелояльным к вашему ребенку педагогом, который оскорбляет его или ни за что снижает оценки. Выяснить, чем его ваше чадо не устраивает и чего он вообще от него хотел бы. Если педагог явно неадекватен, то обсудить ситуацию с руководством школы, родителями остальных учеников… Если применялось какое-то насилие – с юристами, представителями органов правопорядка. И убрать ребенка из этого класса – тоже вариант.

Главное, помните: нельзя считать буллинг нормой! Не оставляйте ребенка один на один с этой ситуацией, боритесь! И, возможно, травли в школах станет меньше.

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

Как быть, если ребёнка обижают в школе? В прошлый раз мы разбирались, от каких фраз в этой ситуации родителям лучше отказаться. Теперь директор Фонда развития Интернета и профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова в рамках антибуллинговой кампании Cartoon Network рассказывает, какие слова могут помочь ребёнку справиться с психологическим дискомфортом.

Первоочередная задача — успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. Последнее, в чём сейчас нуждается ребёнок, это раздражённый и взбудораженный родитель, который не может контролировать своё состояние. Дайте понять ему, что вы цените его откровенность. Для многих детей поделиться такой проблемой со взрослым — очень и очень непросто. Страх прослыть ябедой или усугубить ситуацию, неуверенность в себе, нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, стыд — всё это часто мешает открыться.

Важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет

Такие, казалось бы, простые слова зачастую оказывают куда более действенный и положительный эффект, чем распространённые «не обращай внимания», «будь умнее и просто пройди мимо», «дай сдачи». Они воспринимаются ребёнком как совет разбираться во всём самому, не отвлекать родителя всякими глупостями и не ждать, что ему кто-то поможет. Разумеется, нужно здраво оценивать масштабы катастрофы. Если речь идёт о 16-летнем подростке, повздорившем с одноклассником, то здесь уже нужна другая стратегия, позволяющая ему справиться с конфликтом самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям совершенно необходима поддержка родителей. Но именно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.

Бывает так, что родители пытаются найти причину буллинга в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Ну ты ведь и сам знаешь, что ты рыжий/тощий/толстый/носишь очки». Об этом не может быть и речи. Ребёнок ни в чем не виноват.

Никто не может быть виноват в том, что его унижают, оскорбляют, бьют или игнорируют

Буллинг — проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать буллинг какими-то особенностями ребёнка нельзя. Задача родителя донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Может быть, ребёнок действительно сделал или сказал что-то такое, что могло обидеть или задеть другого. Но в этом случае адекватной реакцией станет разовое выяснение отношений между детьми, после которого все пойдёт своим чередом. Именно поэтому следует помнить о настоящих маркерах буллинга (намеренность, повторяемость, неравенство сил) и отличать его от мимолётной ссоры. В одном инциденте ребёнок может быть виноват. Никто не застрахован от ошибок, запальчивых слов и необдуманных поступков, но стоит напомнить ему, что вы подобное поведение не приемлете. Но в буллинге — совершенно точно его вины нет никакой. Ребёнку и так тяжело сейчас, чтобы сваливать на него ещё и комплекс неполноценности.

Такие фразы служат достижению сразу нескольких целей. Во-первых, вовлекая ребёнка в обсуждение решения проблемы, можно помочь ему вернуть часть утраченного контроля. Сейчас это не повредит общему психоэмоциональному фону. Во-вторых, вы постепенно учите его принимать решения и нести за них ответственность. В-третьих, такой подход позволяет продемонстрировать ребёнку, что вы относитесь к нему как к взрослому и прислушиваетесь к нему — это тоже важно для самооценки. В-четвёртых, иногда, помимо мнения со стороны, нужен и взгляд изнутри.

Постарайтесь как можно больше узнать о происходящем, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте спокойную беседу в допрос

Кто участвует в буллинге, в чём он выражается, что говорит учитель, как реагируют одноклассники. Иногда в процессе такого обсуждения могут открыться неожиданные или неочевидные детали, на которые ребёнок в силу возраста не обращает внимания. Родителю их заметить проще. Ну и наконец, участвуя в разработке плана, ребёнок всегда в курсе событий, напрямую касающихся его. Это заметно снижает уровень тревожности хотя бы по одному пункту: не нужно переживать, что мама нагрянет в школу без предупреждения или папа надумает разобраться с обидчиками по-мужски и сделает только хуже.

Проведя первый фронт работ с ребёнком и определившись с начальным планом, стоит поговорить с учителем, классным руководителем или куратором. Постарайтесь сохранять спокойствие и объективность, предоставляйте все имеющиеся у вас факты (диктофонные записи, слова свидетелей, распечатки звонков и сообщений, переписки в социальных сетях, если речь идёт о кибербуллинге) и доводы. И лучше не просить как-то повлиять на ситуацию, а именно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет (а не собирается предпринять) педагог, чтобы остановить травлю. Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах.

Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не уходите из школы, пока не убедитесь, что вас действительно услышали, а не отделались дежурными заверениями, что подобного больше не повторится.

Не помешает поговорить и с родителями обидчика. Конечно, может быть и так, что агрессивный ребёнок терроризирует всю семью, и дома с ним никто не в силах сладить. Но это уже не ваша головная боль.

Вам надо донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании

А если к вам присоединятся другие мамы или папы, можно будет говорить о переводе агрессивного ребёнка в другую школу или, в тяжёлых случаях, об обращении в соответствующие инстанции с доказательствами.

Однако помимо слов не стоит забывать и о действиях: желательно объединить моральную поддержку и практическую помощь. Если ситуация критическая или вы видите, что ребёнок слишком глубоко переживает происходящее — переводите его в другую школу. Можно облечь это в какую-то позитивную форму — например, сказать, что в новой школе углублённая программа по его любимому предмету, сильные учителя или есть какие-то необычные кружки. Словом, придумать что-то, чтобы ребёнок не воспринимал этот перевод как бегство.

Если вы думаете, что положение небезнадёжное, поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Предложите ему записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.

Моего ребенка травят в школе, что делать?

Д авно я не публиковала полезные статьи для сайта б17. Видимо настала пора.

.

Моего ребенка травят в школе, что делать?

В се мы проходили через “первые уроки жизни” в виде школы. Кому-то везло больше, и он пользовался популярностью, кто-то был незаметной серой мышью, а вот некоторые из нас подвергались открытому буллингу.

Б уллинг, иными словами, это ничто иное, как травля. Чаще всего, в таких ситуациях взрослые занимают позиции наблюдателей, оправдывая свое поведение фразами, плана:

“Дети сами должны выяснять отношения. Они сами должны выяснять отношения. Ты сам виноват в том, что начали травлю”

Н о больше всего нас ранили слова родителей: “ Ты не должен опускаться до их уровня, поэтому не обращай внимания”. Поэтому, когда к вам школьник обратился с этой проблемой, прежде чем дать ответ, поставьте себя на его место

П ри чем травля может начаться в любой момент, независимо от того, выделяется ли ваш ребенок или нет. Достаточно оказаться просто не в том месте и не в то время.

Н о увы, случается, что нет дыма без огня. Часто, учителя, сами того не замечая, дают повод для высмеивания. Это может быть как колкое замечание перед всем классом или же замечание принижающее умственные или физические способности ученика. И это уже запустит механизм травли всех против одного.

К ак только вы узнали, что ваш ребенок подвергся буллингу, первое , что необходимо сделать – это принять его сторону. Это проблема коллектива, а не вашего ребенка. Сразу же после этого , необходимо подойти к классному руководителю и поднять эту проблему. Если он достаточно компетентен, то поможет решить возникшую ситуацию. Но когда, вместо действий и предложений исправить проблему, вы услышите, что-то плана:

“Ваш ребенок не такой как все, и мы не можем заставить других с ним дружить”

, и будет придерживаться мнения, что ничего экстраординарного не происходит, то необходимо уже идти дальше.

В этой ситуации может помочь директор, чаще всего, его достаточно. Просто подойдите и объясните ситуацию, предложите пригласить психолога, чтоб он детям объяснил, включил в свою плановую групповую работу с классом на увеличение коммуникативных способностей, эмпатии и рассказал, чем чревата травля других людей и как она сказывается на психике “жертвы”. Главное, чтоб на момент лекции не перешли на личности, не указали обидчиков. Правильным будет донести до детей, что в классе никого и никогда травить больше не будут.

Е сли же вашего ребенка травят продолжительное время и он не сразу об этом сигнализировал, то понадобится какое-то время для восстановления психического здоровья. Записывайтесь ко мне на прием и мы совместными усилиями снизим уровень тревожности и увеличим ребенку уверенность в своих силах.

Обязательно подписывайтесь на мой инстаграм

и рассказывайте в комментариях был ли в вашем классе буллинг других детей и как разрешилась ситуация?

Инструкция: что делать, если ребенка травят в школе

Как начать с ребенком разговор о буллинге, вывести его на откровенную беседу и постараться решить проблему.

Буллинг (от англ. bullying — запугивание) — это психологическое или физическое насилие по отношению к человеку. Специалисты уверены: школьная травля — это проблема всего класса, а не одного ребенка. С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. Появляются ресурсы, где можно узнать об этой проблеме больше и постараться ее решить. Часто родители не знают, с чего начать разговор с ребенком, и что ему посоветовать. Наталья Ремиш, писатель и автор проекта «Детям о важном», рассказывает, как можно решить проблему травли и помочь своему ребенку.

Как вывести ребенка на диалог

Чтобы понять, что творится у ребенка в школе или любом другом детском коллективе, важно выделять время на такие разговоры. Не сваливаться вдруг с вопросом «С кем ты дружишь в школе?», когда ребенок уже в 5-м классе, а регулярно обсуждать, как прошел день, что было приятного, что не понравилось. В любых отношениях доверие строится поступательно. Если у вас есть контакт и подобные разговоры – часть семейной культуры общения, ребенок сам расскажет о сложностях с одноклассниками. Если же такой культуры нет, начните вводить ее как можно скорее. Здесь важно не давать никаких оценок. Часто родители считают своим долгом оценить полученную от ребенка информацию, сопроводив ее наставлениями. Это работает до определенного возраста, но когда ребенок начинает чувствовать себя взрослым, он перестает воспринимать нотации, отвечает «Все нормально» и уходит в свою комнату.

Что важно в первую очередь

Важно проговорить с ребенком ситуацию, расспросить, что именно случилось, и отнестись серьезно к его словам, дав понять, что вы понимаете его боль. Скажите ребенку, что это неправильно и так не должно быть. Важно донести до ребенка, что психологическое насилие – это тоже насилие, и уязвленные чувства маленького человека обоснованы. Сейчас ему важно, чтобы его поняли и приняли.

Как вести беседу

Слушайте внимательно, не перебивайте, задавайте простые вопросы: «Что было потом? Что ты ответил?» Скорее всего, вы будете испытывать весь спектр негативных чувств, но ребенку важно видеть, что вы можете спокойно принять эту информацию и так же спокойно начать решать проблему. Реакция родителя иногда страшнее, чем произошедшее. Резюмируйте сказанное, проявив эмпатию: «Вы были в зале, Ваня тебя толкнул, Саша тоже. Это очень неприятно. Представляю, как ты себя чувствовал». Подчеркните, что дело не в нем: «Ты же понимаешь, что он так поступил не потому, что ты медленно бегаешь, а потому что у него, скорее всего, какие-то проблемы дома. Но это не дает ему права так себя вести». Предложите помощь, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне и он под защитой. Обсудите, что вам нужно будет поговорить с учителем, с разрешения ребенка.

Объясните ребенку, что дело не в нем

Насилие одного человека над другим происходит, потому что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Подчеркните, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности вашего ребенка. Подобный разговор возвращает человеку уверенность в себе, а это уже серьезная степень защиты и профилактика возможной травмы от ситуации.

Поблагодарите за откровенность

Возможно, ребенку было нелегко это сказать. Скажите ему: «Спасибо, что доверился мне, я это ценю». Обратите внимание ребенка на то, что никто не должен терпеть насилие, и он не обязан молчать и отказываться от защиты взрослых только потому, что агрессор считает это трусостью. Мы же обращаемся за помощью, когда нам тяжело нести сумку или когда не можем решить задачу. Ситуацию с буллингом тоже сложно решить в одиночку. Это не честный поединок, а жестокость.

Обсудите, как ребенку вести себя, когда он один

В европейских школах детей учат простым шагам. Если им что-то неприятно, они выставляют вперед руку и говорят: «Стоп, мне это неприятно». Казалось бы, простая фраза, но она часто обезоруживает агрессора: он понимает, что его поведение не достигает цели.

Дети нередко стараются понравиться тем, кто их обижает, и это только провоцирует агрессора. Поэтому, если травля продолжается, рекомендуют физически дистанцироваться от группы, стараться заводить друзей и держаться поближе к ним. Собрав вокруг себя команду, можно отпугнуть агрессора.

Поговорите с учителем

Травля — это проблема всего класса, и учитель, несомненно, главная фигура в образовательном процессе. Нужно спокойно побеседовать с учителем, описать свое видение со слов ребенка, рассказать о его эмоциональном состоянии и спросить мнение преподавателя. Разговор ни в коем случае не должен носить обвинительный характер, потому что агрессия вызовет ответную агрессию. Договоритесь о следующих, возможно, совместных шагах.

Если ничего не помогает

Если ситуация не меняется, ведите записи, делайте фотографии поврежденного имущества (порванный рюкзак или тетрадь). Если это кибербуллинг и травля происходит в Сети, делайте скрины. Поговорите с родителями других учеников — возможно, их дети тоже подвергаются насилию. В таком случае вы сможете действовать сообща. Идите к директору, подавайте письменные обращения и принимайте ответы в такой же форме. Проблему буллинга должна решать школа.

Почему ребенку бывает сложно рассказать родителям, что он стал жертвой травли

Родители могут согласиться с обидчиком

«Я признаюсь, что меня зовут толстым/лохом/очкариком, и мама мне опять напомнит о том, что надо меньше есть/по-другому одеваться/не сидеть близко к компьютеру». Если вы регулярно ругаете ребенка, он побоится идти к вам с очередной проблемой. Позитивное подкрепление — очень важный фактор в отношениях. Оно основано на том, что во время общения с ребенком вы делаете фокус не на плохом, а на хорошем: не ругаете его за не вынесенный мусор, а хвалите, что помыл тарелку. После хороших слов можно так же по-доброму напомнить: «Мусор не забудь выкинуть, пожалуйста». Так ребенок не будет бояться сказать вам, что в школе указывают на его больные точки. Он не станет ожидать от вас того же.

Могут упрекнуть в несостоятельности

«Я скажу, а мама и папа назовут меня слабаком, трусом, скажут, что я не могу дать сдачи». Больно и страшно получить еще один упрек, когда тебе и так плохо. Буллинг – это всегда большинство против меньшинства, поэтому ребенок действительно не может за себя постоять. Если родители будут ожидать от него ответного насилия, к страху идти в школу добавится страх возвращаться домой: ребенок будет думать, что он не смог оправдать возложенных на него ожиданий. Посыл «дай сдачи» — это побуждение к агрессии, а любая агрессия вызывает ответную. Конечно, есть шанс, что, ударив противника или обозвав его другим жестоким словом, ребенок эту агрессию остановит, но это, скорее всего, временное явление.

Они обесценят чувства

Родители не знают, как реагировать на боль ребенка, и потому нередко ее обесценивают. Кажется, что, сказав: «Они дураки, не обращай внимание», мы снизим градус трагизма. Это похоже на ситуацию, в которой маленький ребенок падает, а родители успокаивают его словами: «Ну ничего же не произошло. Ты совсем не ударился». На самом деле получается обратная ситуация: ребенку плохо, а мы таким образом говорим ему, что его чувства не значимы.

Страх, что родители пойдут разбираться

Ребенок боится, что вмешательство родителей приведет к еще большему позору и буллингу. Он не скажет о своих больных точках, если не рассчитывает на понимание с вашей стороны. У него должен быть опыт позитивных разговоров на сложные для него темы, чтобы он не побоялся прийти к вам с темой травли. В большинстве случаев нужно спокойно принимать его проблемы, выслушивать их и не давить нравоучениями. Только так можно выстроить доверие.

«Детям о важном» — некоммерческий проект, созданный группой психологов. По замыслу авторов, проект должен стать карманным справочником для каждой семьи: научить родителей разговаривать с детьми на сложные темы и сделать общение более искренним и открытым. Многие вопросы освещаются в книге Натальи Ремиш «Детям о важном. Про Диму и других».

Что делать, если ребенка травят в школе

Некоторые дети подвергаются издевательствам в школе со стороны сверстников. Агрессивное преследование одного из членов коллектива даже получило название – буллинг. Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных наук НЧИ КФУ Люция Чукмарова рассказала «Челнинским известиям» о том, кто чаще подвержен буллингу, как решать эту проблему и что делать родителям, если их ребенок подвергается травле.

– Травля в школе некоторых детей существовала всегда. Теперь же появилась еще и интернет-травля. Каковы причины детской агрессии?

– Агрессором обычно становится тот, кто не удовлетворен своим социальным положением. Счастливые люди пытаются осчастливить, несчастные – пытаются других сделать несчастными: у кого что есть, тот тем и делится. Поэтому когда мы работаем с ребенком, который подвергся буллингу, объясняем ему, что это не он плохой, а у хулигана была такая среда и жизнь, которая сделала из него агрессора.

Но это не значит, что обидчиками становятся только те, кто живет в неблагополучных условиях. Чрезмерно любить ребенка или, наоборот, не любить – это два крайности, которые всегда чреваты тем, что подросток превратится в агрессора.

– Кто больше других подвержен буллингу? Кто становится мишенью школьных издевательств сверстников?

– В большей степени дети, которые воспитывались в семьях с чрезмерным давлением или, наоборот, опекой. Где не хватало любви, внимания. Также новички в коллективе, когда они не могут выстроить отношения с новыми одноклассниками.
Обычно буллинг начинается в подростковом периоде. В этом возрасте родители и учителя, как авторитеты, уходят на второй план, на первый выходят сверстники.

В младших классах буллинг тоже может быть, но обычно, когда учитель поощряет его. Например, когда педагог говорит: «Посмотрите, какой Петя чумазый».

Если разделять буллинг по половому признаку, то есть мнение, что у девочек буллинг сильнее. Мальчики применяют физическую силу, а у девочек давление чаще психологическое, оно построено на сплетнях, интригах, игнорировании.

– Может быть такое, что буллинг сделает сильнее ребенка, который ему подвергается?

– Говорят, что если хочешь научить ребенка плавать, нужно бросить его в воду. Но только при таком способе кто-то выплывет, а кто-то утонет. Соответственно, и в ситуации с травлей кто-то становится крепче, а кто-то не выдерживает и даже совершает попытки суицида. Терпеть буллинг нельзя, надо решать проблему, не бояться просить о помощи, не бояться выражать гнев. Гнев – это нормальная реакция, просто нужно направить его в мирное русло, например, в спорт.

– Как вести себя тому, кто подвергся буллингу?

– Прежде всего нужно, чтобы он не боялся рассказать об этом родителям. В этом вопросе следует делать все комплексно: учитель и родитель должны между собой общаться, подключить психолога. Ребенка можно отдать в спортивную секцию, где его научат драться. Но бывают разные ситуации: где-то нужно сразу убегать, а где-то – просить помощи у взрослых.

У меня был мальчик, которого не принимали в новой школе. Выяснилось, что он собирает камни. Тогда мы с учителем предложили ему выступить перед классом и рассказать о своей коллекции. Одноклассникам стало интересно, они начали его расспрашивать, завязался диалог, который послужил началом дружбы.

Ведущим качеством при решении проблем буллинга является самооценка подростка, которого травят. Будет ли он обращать внимание на то, что его обозвали, например, толстяком? Если он отреагирует, то его продолжат дразнить. Перевести такие выпады в шутку может только самодостаточный человек, но у большинства людей самооценка занижена.

– А как повысить самооценку ребенка?

– На самооценку влияет то, как родители поощряют ребенка, как они его хвалят и ругают. Есть известный закон бутерброда, его нужно применять, когда взрослые хотят высказать претензии: сначала похвалить, потом покритиковать и потом снова похвалить. К примеру, подросток не убрал вещи. Мама говорит: «Ты такой послушный сын (похвала), а тут вещи разбросаны (критика, но не говорим «ты разбросал»), убери, пожалуйста, у тебя все так быстро получается (снова похвала)».

– Если подросток скрывает факт травли, как родителям заметить, что он стал жертвой сверстников?

– Если он ни с кем из одноклассников не общается, последний уходит из класса, прячет телефон, у него синяки, пропадают какие-то вещи. Еще один показатель – подросток плохо спит, ведь сон – это показатель психического здоровья.

– Стоит ли родителям вмешиваться в конфликт?

– Агрессия порождает агрессию. Когда родители приходят на разборки, могут подключиться и родители хулигана, что может усугубить ситуацию. Как я сказала, нужно работать в комплексе, должна подключиться и семья, и окружение, и учитель.

– А если просто перевести ребенка в другую школу?

– Это страусиная защита, которая не решает проблемы. Похожий конфликт может возникнуть и в другой школе. Поэтому нужна не смена обстановки, а работа над психологическим статусом жертвы боулинга, над его самооценкой, способностью найти место в коллективе.

ЧТО делать, если ребенка травят одноклассники

Что такое буллинг, как его распознать и как взрослым правильно себя вести, если они обнаружили своего ребенка в подобной ситуации.

В России, по статистике, с травлей каждый день сталкивается 10% школьников. Около миллиона учеников каждый день идут в школу, где их будут обижать, и знают, что они не найдут поддержки ни у педагогов, ни у родителей. Что же мы можем сделать уже сейчас, чтобы хоть немного повлиять на эту печальную статистику, за которой скрываются не менее печальные истории? Что может сделать каждый из нас, чтобы предотвратить в школах ситуации травли? Пока ребенок учится в начальной школе, мы может не бояться травли. Конечно, пробы пера могут проходить и в 8, и в 9 лет, но, как правило, это единичные случаи.

Когда происходит буллинг

Первый всплеск детского насилия в школе относится к возрасту 10–11 лет. Это совпадает с переходом детей в среднюю школу, когда исчезает авторитетный взрослый, которым ранее для них был классный руководитель.

В это же время у детей продолжается период групповой лояльности, когда им важно быть частью коллектива. Детям хочется сплотиться вокруг какой-то идеи, общего дела, но особенных поводов для этого нет. В конце концов когда группа обнаруживает в своих рядах какого-то не такого ребенка (выделение происходит по совершенно любому признаку), она сплачивается против него. Это ощущение дает школьникам много радости и азарта, в такие моменты они чувствуют себя единым целым.

Дети в 11 лет пока что лишены моральных ориентиров. Конечно, они знают, что такое хорошо, а что плохо, но это еще не стало частью их личности, поэтому они могут объединиться вокруг дурной цели — гнать не похожего на себя. И чем больше они вкладываются в отторжение другого, тем крепче себя ощущают.

4 верных признака травли

1. Несимметричность конфликта. Группа всегда травит одного или нескольких слабых (неспособных дать отпор) детей.

2. Систематичность. Если группа детей повздорила с одним учеником и конфликт на этом исчерпан, это не травля. Если группа на протяжении дней и недель задирает, обижает одного и того же ребенка, то мы можем говорить о травле.

3. Наличие насилия. Если ребенка не принимают в игры, не зовут на дни рождения, но ему при этом не страшно, а просто грустно, то мы говорим о непопулярности этого ребенка в классе. Если ребенку страшно, некомфортно от того, как с ним обращается группа, если его психическому и физическому здоровью угрожает опасность, то речь о травле. Насилие может быть физическим (ребенка щипают, толкают) и психологическим (подчеркнутое игнорирование, боязнь прикоснуться, отказ разговаривать).

4. Присвоение ролей. В обычных детских конфликтах роли детей постоянно меняются. То один ребенок выступает агрессором, другой — пострадавшим, то наоборот. В ситуации травли роль насильников намертво «присыхает» к одним детям, роль жертвы — к другим.

К сожалению, в 90% случае родитель узнает о травле от других родителей или от самого ребенка, когда ситуация доходит до критической точки. Поэтому взрослым надо внимательно наблюдать за детьми. Дети молчат до последнего.

Косвенные признаки травли

  • ребенок находится в подавленном настроении;
  • внезапно снизилась успеваемость;
  • отказывается идти в школу, ищет предлоги не посещать занятия;
  • ходит в школу странными путями, огибая опасные места;
  • теряет вещи и деньги, приходит домой с порванными, испорченными вещами;
  • с ребенком случаются резкие перепады настроения, он отказывается говорить про отношения с одноклассниками;
  • регулярно приносит из школы синяки.

Все эти признаки говорят о том, что у ребенка что-то не ладится, и, возможно, он стал жертвой травли.

Если факт травли установлен, родителю нужно:

  • Не искать проблему в ребенке и немедленно встать на его сторону.
  • Пойти на разговор к классному руководителю. Именно он отвечает за психологическую атмосферу в классе. Первый разговор должен быть максимально доброжелательным. Родитель идет к учителю и говорит, что в школе сложилась такая-то ситуация и ему кажется, что он видит в ней признаки буллинга.
  • Часто учитель к такому разговору не готов и пытается объяснить, что что-то не так с вашим ребенком. Что делать в этом случае? Дослушать учителя и идти к директору.
  • У директора надо повторить все то же самое, что вы говорили у учителя, и при необходимости, подкрепить свои слова заявлением, где вы ссылаетесь на закон РФ «Об Образовании», в котором говорится, что любой учащийся имеет право на безопасную обстановку в классе и школа обязано обеспечить ему психологический и физический комфорт.
  • Если директор отрицает факт травли, вы следуете в РОНО.

Какие методы могут вывести ребенка из-под удара

Самая простая методика называется методикой «серового камня». Но надо знать, что она не помогает отстоять справедливость, но помогает ребенку не привлекать внимание буллеров. Ее суть в том, что ребенок не должен бурно реагировать на оскорбления и подначки. Действует только с вербальным насилием.

Пока группа тех, кто травит, питается эмоциями ребенка, вы можете научить его не давать им эту подпитку. Ребенка, которого дразнят, надо научить максимально нейтральным тоном говорить на обиды: «Я вижу, что ты так думаешь», «Я вижу, что тебе нравится это повторять».

Надо понимать, что эта методика не меняет групповую динамику. Вашего ребенка перестанут дразнить и найдут кого-то другого.

Для того чтобы изменить групповую динамику, требуется работа учителя, родительского сообщества и школьного психолога. Все вместе они должны придумать новые групповые нормы. Как это происходит?

Авторитетный учитель (хорошо, если его поддерживают несколько родителей) собирает детей на несколько «классных часов», где говорит, что травля не приемлема, потому что она разрушает весь класс. При этом взрослый описывает механизм травли и минусы, которые получает каждый участник. Учитель дает моральную оценку травли, не обвиняя конкретных детей. Буллинг — болезнь группы, каждый из школьников по отдельности может быть ангелом, объединившись, они начинают существовать по другим законам.

Подытоживая, учитель заключает, что травля в школе невозможна и предлагает подписать классу что-то вроде меморандума, в котором прописаны новые правила общения.

Если для ребенка существует постоянная психологическая и физическая угроза, на время разбирательств вы забираете его из школы. опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

​«Моего ребёнка травят в школе». Что делать?

Любой человек сталкивался с буллингом. Кто-то — как жертва, кто-то — как агрессор, а кто-то — как наблюдатель, который предпочитал не вмешиваться, чтобы не оказаться на позиции травимого.

Но как быть, если жертвой травли стал ваш ребёнок?

Что такое травля

В комиксах «Человек-паук» у Питера Паркера, главного героя, был антагонист: Флэш Томпсон, школьный «популярный мальчик», спортсмен и задира. Вместе с компанией «подпевал» он всячески изводил Питера, дразнил его, портил вещи, не давал прохода. Это — классический буллинг, когда «альфа» коллектива выбирает для себя жертву, и у остальных школьников остаётся три пути: подчиниться, войдя в ряды травящих, возразить, рискуя самому стать жертвой, и игнорировать, надеясь не попасть на место жертвы.

Но в процессе выясняется, что отец Флэша Томпсона был алкоголиком и абьюзером, что матери у мальчика не было, и атмосфера в семье царила самая гнетущая. Чаще всего главный школьный задира сам является жертвой: родителей или общества.

Травля — это не обычный конфликт между детьми. Травля — это систематическое и коллективное унижение.

Объектом травли может стать любой ребёнок. Например, азиат в классе европеоидов. Заика, ребёнок из неполной семьи, поклонник фэнтези, девочка в некрасивой одежде, с брекетами или проблемной кожей. Сначала дети проверяют границы дозволенного, пытаются стигматизировать жертву, и если жертва соглашается со своим положением, переходят к травле.

С другой стороны, к абсолютно любой особенности ребёнка можно прицепиться, если того захочет главный «заводила» класса. В одних коллективах травят отличников, в других — двоечников. В одних — рыжих, в других — кудрявых. Нужен только повод. Всех жертв буллинга объединяет одно — чувствительность и немедленная реакция на издёвки. «Стае» интересно «развести на реакцию», она продолжит приставать, пока жертва будет выдавать желаемый «фидбек».

Как понять, что вашего ребёнка травят

Часто дети умалчивают о травле, потому что считают себя виноватыми. Они боятся получить гневную реакцию ещё и от вас, боятся услышать ужасное: «Сам виноват». Поэтому даже в доверительном разговоре школьник может улыбаться, кивать и утверждать, что всё в порядке.

Присмотритесь к своему ребёнку. Часто ли у него появляются синяки и ссадины? Часто ли пропадают вещи и карманные деньги? Стал ли ваш обычно общительный ребёнок нетипично молчаливым, замкнулся ли, изменил ли паттерны поведения? Всё это — тревожные звоночки.

Травля всегда вызывает у травимого стресс, а стресс — это потеря аппетита, прыщи, усталость и слабость, замкнутость, мрачность. Помните, что буллинг не закаляет характер. Это не то, через что «должен пройти каждый человек». И пресечь его может только взрослый.

Как помочь ребёнку справиться с травлей

Психологи советуют: если ваш ребёнок стал жертвой травли, скажите ему две вещи:

2. «Ты ни в чём не виноват».

Покажите ребёнку, что больше он не останется с проблемой наедине. Постарайтесь узнать подробности: кто травит? Как? Что об этом думают учителя? Рубить с плеча и сразу мчаться в школу, чтобы навести там порядок, не нужно. Возьмите себя в руки — вспышки ярости не сыграют на руку ни вам, ни вашему ребёнку.

Если вашего ребёнка травят, научите его реагировать на травлю правильно. Например, вместо того, чтобы расстраиваться или обижаться на нападки, можно спросить: «Зачем ты это сделал?». Прямые вопросы нередко сбивают задир с толку, вгоняют их в ступор.

Как остановить травлю

Пресечь травлю могут только взрослые. В первую очередь сходите к классному руководителю, обсудите с ним ситуацию и попросите как-нибудь повлиять на проблему. В законе «Об образовании» указано, что ответственность за психическую и физическую сохранность ребёнка в то время, когда он находится в школе, несут учителя. Поэтому разбираться с травлей — их прямая обязанность.

Если учителя отмахиваются и пытаются убедить вас в том, что дети «сам разберутся», не слушайте. Не разберутся. Без участия взрослой уравновешенной личности дети будут опираться на стадные инстинкты — как в бессмертном «Повелителе мух» Голдинга. После разговора с учителями нужно наведаться к директору школы.

Буллинг — это ненормально. И вы имеете полное право защищать своего ребёнка, но сначала обсудите проблему с самим ребёнком. Несанкционированное вмешательство школьник может воспринять как предательство, и вы окончательно утратите его доверие.

Забирать из школы или нет?

Психическое здоровье и психологический комфорт ребёнка намного важнее успехов на учебном поприще. Учёбу можно подтянуть, но утраченное психическое здоровье никогда не вернётся.

Не бойтесь забрать документы, если учителя и директор не идут вам навстречу, родители задир отказываются считать своих чад задирами, а ребёнка продолжают травить. Школа, в которой травлю считают чем-то нормальным, ненормальна сама по себе. Там могут давать отличные знания, но такое заведение совершенно не подходит для воспитания здоровой личности.

В европейских странах с буллингом борются, норвежская программа против травли помогла сократить количество травли вдвое, а в Великобритании существуют «школьные суды», которые занимаются вопросами буллинга. Но в России, к сожалению, проблему не считают серьёзной. Именно поэтому защищать своего ребёнка приходится родителям. Вы имеете на это полное право, а ваш ребёнок имеет право на комфортную школьную жизнь.

Травля ребёнка в школе

Наверняка каждый взрослый в своём детстве так или иначе сталкивался с травлей в школе. Либо как жертва, либо как свидетель, либо был активным участником буллинга.

Буллинг — систематическая травля ребёнка одноклассником или всем классом. В какой бы роли вы не были, вам в любом случае хочется забыть об этом моменте вашей жизни. Потому как взрослый сознательный человек прекрасно понимает, что такое издевательское
отношение вредит его психике и угрожает здоровью, а иногда и жизни.

Когда мы сами становимся родителями и понимаем, что ни один ребёнок от этого не застрахован, нам хочется как-то оградить и защитить от этого свое чадо.

Школьные годы чудесные?

Не для каждого ребёнка. Прекрасные детские и юношеские воспоминания многим людям испортила школьная жизнь. В каждом классе есть тот, кто становится аутсайдером. Такой ребёнок может подвергаться нападкам не только со стороны одноклассников, но и учителей. И даже, если отношения в классе у ребёнка хорошие, то травля со стороны учителя также может быть подхвачена и все коллективом.

Когда ребёнок чувствует, что он изгой и одноклассники систематически над ним издеваются, то это отравляет его существование не только в коллективе, но и во вне. Недаром слово «травля» однокоренное со словом «отравлять». Жизнь ребёнка отправлена и отсюда вытекают
последствия.

Как отражается травля на жизни ребёнка

  • В первую очередь ребёнок не хочет идти в школу и, естественно, мотивации к учёбе нет.
  • Систематические пропуски занятий.
  • Сниженная самооценка, отсутствие веры в себя, не правильное восприятие себя» я не такой как надо», «я изгой и ущербный».
  • Различной степени тяжести неврозы и расстройства.
  • Депрессивные состояния.
  • Сложности в общении со сверстниками, боязнь коллектива.
  • Мысли и даже суицидальные попытки.

Многие из этих состояний могут сохраняться многие годы. Иногда без психотерапевтического лечения не обойтись.

Какая должна быть реакция взрослых

К сожалению, многие взрослые школьную травлю считают обычным делом. При этом говоря, что ребёнок должен уметь за себя постоять, быть сильным, и, вообще, дети есть дети и сами разберутся. Не обращать внимание в данном случае худшее, что вы можете сделать.

Если вы чувствуете, что такое происходит с вашим ребёнком вы должны:

  • Поговорить с ним и выяснить что конкретно происходит. Если в вашей семье принято делиться проблемами и поддерживать друг друга, то ваш ребёнок расскажет все как есть.
  • Дети склонны преувеличивать, поэтому надо разобраться в ситуации: действительно ли это травля или у ребёнка просто нет друзей, он не может найти с кем-то общий язык, но в целом отношения нормальные в коллективе.
  • Идти к педагогу и разговаривать с ним. Увы, очень часто такие ситуации происходят с молчаливого согласия педагогов и с его «лёгкой» подачи. Пары раз унизительных замечаний в адрес ребёнка достаточно и почва для буллинга готова. К сожалению, многие учителя не поддерживают того, на кого направлена травля. Эффект толпы в этом случае срабатывает отлично. Раз большинство не принимает ребёнка, то педагог автоматически занимает их сторону: «он не такой как все… он не правильно себя ведёт… ну он же должен находить общий язык с коллективом…» так вот, не жертва виновата в насилии. Каким бы замечательным ни был ребёнок, какие бы у него ни были оценки, успехи и достижения зачинщики травли всегда найдут что не так с ним. Он может быть самым умным учеником в классе и именно это будет причиной.

Педагог должен взять на себя ответственность. Если происходит действительно травля ребёнка и в этом участвует большая часть класса, то в данном случае работа с родителями и с каждым зачинщиком по отдельности неэффективна абсолютно. Ведь все дело не только в
самих детях лидерах, а в стиле поведения всей группы. И не дети зачинщики не виноваты в своих действиях, особенно, если говорить о младших классах. Вся ответственность лежит на взрослых. На родителях — ребёнка с самого детства учили защищаться, быть лидером, а,
возможно, в семье не простые отношения. Но все это не направляет инстинкты в нужное русло. На учителе — закрывал глаза на происходящее, обвинял ребёнка жертву в том, что сам виноват, нередко, педагог косвенно сам является зачинщиком. Поэтому необходима работа школьного психолога со всей группой детей и педагогом. Школа должна взять на себя ответственность за происходящее, потому как задача школы обеспечить ребёнку спокойное, безопасное нахождение в её стенах.

Если педагог не встаёт на вашу сторону или не в состоянии решить эту проблему, идите выше к руководству школы.

Покажите всеми доступными способами, что вы на стороне ребёнка и готовы ему помочь. Боритесь вместе. Не предлагайте ему потерпеть этот сложный период. Это тоже самое, что расписаться в своей беспомощности.

Что делать ребёнку

  • Не молчать! Необходимо заявить о происходящем всеми доступными способами. Если это физическое насилие, то пусть ребёнок не боится кричать или убегать, привлекать к помощи мимо проходящих людей. Обратитесь в травмпункт, напишите заявление в полицию. Поговорите с ребёнком о том, что он должен сразу обо всем сообщать учителю и вам. И это не ябедничество. Это заявление и просьба о помощи.
  • Не опускаться до уровня зачинщиков травли, стараться не реагировать на обзывательства и на хамство отвечать спокойно, не превращая все в ругань. Да, это тяжело, но если ведётся совместная работа школы с коллективом и ребёнок старается вести себя достойно для себя самого, то рано или поздно это даст результат.
  • Если портят вещи ребёнка, прячут одежду, рвут учебники и тетради, то при каждом таком случае необходимо рассказывать учителю о случившемся.
  • Бороться со страхом. Ребёнок боится зачинщиков, потому что не чувствует помощи и поддержки учителя, ему кажется, что если он даст отпор, то его же потом и обвинят за нарушение правил и норм поведения.

Перевести в другую школу. Выход или нет

Прочитав заголовок статьи многие могут подумать, что первое что необходимо сделать взрослым в такой ситуации и перевести ребёнка в другую школу. Что тут думать и решать. Перевели и проблемы нет. Но на самом деле, это не выход из ситуации. На новом месте
повторение ситуации практически неизбежно. Новый класс, в котором уже сплоченный коллектив, есть свои лидеры, все роли распределены. И вот появляется новичок — отличный объект для буллинга. Необходимо ещё учитывать, что самооценка ребёнка уже практически на нуле и он не готов отбиваться. Травля, как правило, начинается там, где нет права выбора коллектива. А в школе коллектив сформирован исключительно по одному признаку — год рождения.

Возможно, в новой школе педагогический состав также не способен пресекать травлю и закрывает на это глаза. Но если складывается ситуация так, что ребёнку уже невыносимо в старой школе, то найдите школу, которая будет интересна ему. Возможно, в класс к его
друзьям со двора или в школу с углубленным изучением того, что наиболее интересно ребёнку. И главное, учитель и пед состав школы должны изначально не допускать буллинг в стенах своей школы. Психолог и учитель должны помочь ребёнку пройти адаптацию в новом
коллективе.

Жертвой травли может стать любой ребёнок, как маленький, так и подросток. Важно, вовремя это узнать, не закрывать на это глаза, говоря, что ты сам виноват и прийти на помощь. Иначе потом всю жизнь вы будете проходить с ребёнком психотерапию.

Очень интересная точка зрения на причины буллинга и методы его решения в видео

«Что делать, если ребенка травят в школе?»: 5 советов для родителей

Буллинг в школе — то, от чего хотел бы оградить своего ребенка каждый родитель.

В обществе популярно мнение, что современные дети более жестокие (спасибо телевидению, компьютерным играм, огрехам воспитания и чему угодно еще), чем раньше. Но эксперты с этим не соглашаются, отмечая, что буллинга не стало больше, но мы стали знать о нем больше.

Впрочем, философские вопросы волнуют родителей меньше всего. А больше всего — что с этим делать.

В своей книге «Как рассказать ребенку об опасностях» детский популяризатор науки и основатель лектория «Динозавр» Александр Толмачев рассказывает об этом и не только. Книга выходит в издательстве «Эксмо» 18 октября, но Вести.Медицина делится с вами отрывком из нее уже сейчас.

Травля — системная поломка в коллективе детей, и разбираться с ней только на уровне детей и родителей неэффективно.

Встретьтесь с учителями и доведите до их сведения суть происходящего. Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребенка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведет», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребенку.

Также родителям важно внимательно следить за своими детьми. Если вы увидели, что у ребенка испорчены вещи: порваны, изрисованы, запачканы, если он приходит с ссадинами или синяками — нужно немедленно начать разбираться в проблеме. Ребенок может быть запуган и не выдаст имена своих обидчиков. Они могли угрожать ему, обещать избить или убить — нам взрослым иногда даже сложно представить, насколько хладнокровны могут быть дети.

Если беседы с учителем не имеют действия, не откладывая, идите в администрацию школы и выше, в РОНО, в Городское управление.

Настаивайте на том, что этого быть не должно, что закрывать глаза на травлю — должностное преступление. К сожалению, иногда и сами родители закрывают глаза на проблему и не хотят ее признавать. Особенно этим грешат папы мальчиков: «Мальчишки, сами разберутся, еще чего, родителям влезать в разборки детские».

Конечно, есть конфликты, где вмешательство родителей неуместно. Ведь в ссорах дети учатся новым навыкам поведения, новым реакциям. Ссоры — это нормальные эпизоды социального развития ребенка, и, конечно, влезать в каждую ссору не нужно. Но когда разговор идет про издевательства и травлю — тут могут помочь только взрослые. Именно они должны пресечь зашедший далеко конфликт.

Поэтому грамотный родитель, если узнает, что его ребенка травят, должен поднять на уши всех: от классного руководителя до директора и городского управления образования.

Подберите правильные слова, чтобы поддержать ребенка.

Часто, сталкиваясь с травлей, родители хотят отправиться к обидчику и его родителям или в администрацию школы, чтобы устроить скандал или просто забрать ребенка оттуда. Но важно понять, что сложившуюся ситуацию надо обязательно обсуждать и со своим ребенком. Только в этом случае появляется шанс действительно что-то изменить. «Ты ни в чем не виноват», «Давай вместе подумаем, что можно сделать», «Спасибо, что поделился со мной. Я это ценю и понимаю, что ты чувствуешь» – все эти фразы помогут ребенку понять, что он не остался с проблемой один на один, и дадут возможность почувствовать себя защищенным.

Дайте понять ребенку, что, оскорбляя и унижая, нападающий хочет показать силу, но на самом деле демонстрирует слабость, беспомощность и защищается таким образом от внутренних комплексов и проблем. Обижать легко того, кто обижается. Агрессор ждет реакции, поэтому лучшим разрешением конфликта будет полное игнорирование.

Если сдержать себя ребенку сложно, отрепетируйте с ним фразы-рикошеты для агрессора, которые смогут полностью нейтрализовать конфликт на начальном этапе. Например, если ребенка обвиняют в «стукачестве», то он не должен плакать и доказывать что-то, а должен спокойно ответить: «Я этого не делал и не собираюсь отвечать за то, чего не совершал». Если ребенка дразнят очкариком, толстяком и другими прозвищами, то он может спокойно ответить: «А я все равно буду обращаться к тебе по имени», «А я, в отличие от тебя, умею общаться вежливо».

Постарайтесь не ухудшить положение своими стараниями.

Вредно, например, советовать ребенку дать сдачи или не обращать внимания на происходящее. Первый совет сформирует у ребенка представление, что все проблемы можно решить силой, и даст индульгенцию на вымещение накопленной обиды и злости на других детях. Второй запустит две мысли у ребенка: мне плохо – я не должен обращать на это внимание, мои переживания не важны – я не важен, в том числе и для родителей.

И то, и другое в решении проблемы не поможет, но скорее приведет к разрушению доверительных отношений в семье и только усугубит ситуацию с травлей.

Также, когда вы даете советы ребенку, нужно понимать, что эти советы будут влиять не только на настоящий момент, но и на будущее. То как он сейчас выберется из проблемы травли, то, как он научится давать отпор обидчикам, отразится на его будущем. Сейчас формируется его умение решать конфликты, отстаивать свои интересы, умение защищать себя. Ведь аналоги травли есть и во взрослом обществе.

Например, наверняка вы замечали, что часто на работе есть такой сотрудник, на котором «все ездят». Он безотказный, работает сверхурочно, боится попросить повышения зарплаты, начальник может кричать на него или даже оскорблять — он все терпит. Ничего не напоминает?

Да, синяков, ушибов нет. Но морально все этого человека пинают. Часто таких людей используют в роли «принеси-подай». Они не умеют давать отпор, и коллеги этим пользуются. Конечно, будет неправильным сказать, что каждый ребенок, которого дразнили или травили в школе, становится таким вот работником. Но, тем не менее, определенная связь все-таки есть.

Попробуйте увлечь ребенка чем-то новым, помогите ему создать круг интересов, выявить таланты, благодаря которым он сможет выделиться или побороть внутренние проблемы.

Если вы запишете его в новую секцию, то он сможет завести себе новых друзей. Таким образом новое занятие может стать настоящей отдушиной для ребенка. Только тут очень важно не переусердствовать. Иногда родители сами решают, в какую секцию отдать ребенка, особо не спрашивая про его интересы. Пусть ваш ребенок сам выберет занятие, которое будет ему по душе.

Часто бывает так, что ребенок начинает чем-то заниматься, ему не нравится, и он хочет бросить одно и выбрать другое. Я лично знаком с родителями, которые в таких случаях говорят: «Нет уж, раз начал заниматься, занимайся до конца: доучись в музыкальной школе, доходи на курсы, получи пояс, забери диплом об образовании». Родителям кажется, что так они воспитывают в ребенке дисциплину, на самом деле ребенок может иметь полное право пробовать разные игрушки и секции и выбрать то, что ему нравится.

Что делать, если ребёнка травят в школе

Пост москвички Натальи ЦЫМБАЛЕНКО, опубликовавшей в «Фейсбуке» историю о том, как ей удалось поставить на место обидчиков сына, вызвал лавину откликов. «Мне очень грустно от того, что эта тема оказалась такой востребованной», написала женщина. Она объяснила, почему ее сын стал объектом травли, и выразила надежду, что ее опыт поможет тем, чьи дети попали в похожую ситуацию. Вот рассказ Натальи.

– Мой сын после младшей школы поступил в гимназию. Быстро сформировался костяк класса, так называемых крутых, которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Имя сына – Петя, его стали обзывать «Педя». Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок – «некрутой».

Сын и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя. Та в разговорах с родителями рассуждала на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Я верю педагогу, не вмешиваюсь. Но нанимаю сыну тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою. Драться Петр теперь умеет и не боится. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет. И мало того, осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости», попал в ситуацию денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.

Мишу дважды «развели на деньги», обещая купить вейп и не покупая. Ведь если хочешь быть крутым – ты должен курить вейп! Маме Миши эти подростки просто хамят и рассказывают, что ее сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит еще более прекрасное: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?» А тут еще один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».

  1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. В итоге нас стало трое – три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции и села писать заявление.

Фактов, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два: переписка участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами.

Предъявила фотожабы на Петю и скрины с аккаунта, где эти фотографии были размещены.

  1. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других учеников.
  2. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но сказала, что позовет психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили, какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.
  3. Я позвонила директору школы на номер телефона, указанный на сайте. Сказала, что принесу заявление. Назначили время.
  4. Заявление на 20 с лишним страницах я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы и отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.
  5. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов.
  6. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».
  7. Восемь человек встречались со мной и мужем в кабинете директора. Помимо представителей школы, были еще председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась.
  8. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних и нами. Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учет.
  9. Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. Никто не ожидал, что мы пойдем бюрократическим путем писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.
  10. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий. Звонил представитель депобра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.

Вывод: буллинг не закончится, пока в ситуацию не вмешаются взрослые. Пока травящие не поймут и не ответят по полной. Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

22 октября 2019, 7:01