Что делать, если ребенок до 2-3 лет боится детей и посторонних людей: советы психолога

Что делать, если ребенок до 2-3 лет боится детей и посторонних людей: советы психолога

Что делать, если ребенок до 2-3 лет боится детей и посторонних людей: советы психолога

Каждый ребенок переживает в своей жизни определенные страхи, которые появляются у него по мере взросления. Среди естественной боязни наказания, смерти, потери мамы, не последнее место занимает страх перед незнакомыми людьми и другими детьми. Малыши в 3-4 месяца благоволят только к тем, кого хорошо знают и к кому привыкли, к 8 месяцам ребенка начинает пугать чужая обстановка. Усиливается и недоверие к чужакам. Постепенно страхи отступают, в 14-18 месяцев они социально адаптируются и спокойно воспринимают незнакомцев, прекрасно ладят с другими детьми. Почему же в определенное время ребенок боится чужих людей, в чем причины его страха?

Когда проявляется боязнь чужих людей?

Первые признаки страха перед незнакомыми людьми проявляются у малышей в 6-7 месяцев. Психологи называют этот период «тревогой 7-месячных». Развитие маленького человечка достигает уровня, когда он начинает отличать «своих» от «чужих», что приводит к различным реакциям. Большинство младенцев, увидев постороннего, выказывают негативные эмоции: плачут, кричат, сопротивляются, если чужак хочет взять их на ручки.

Специалисты считают такую реакцию закономерным этапом психологического, социального и интеллектуального становления маленькой личности. Наступает момент, когда ребенок осознанно понимает, что только в присутствии близких и дорогих ему людей он чувствует себя в полной безопасности. Естественно выплескивающееся из него недовольство вторжением незнакомца в его жизнь свидетельствует о правильном развитии малыша.

Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?

Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:

  1. Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
  2. Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
  3. Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
  4. При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
  5. Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
  6. Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.

Начинать общаться со сверстниками малышу необходимо как можно раньше

Проблемы общения с другими детьми

Одной из проблем, которая возникает у крохотного человека при первой встрече со сверстниками, становится его агрессия по отношению к ним. Относить ее к тревожным признакам было бы неправильно, поскольку таков своеобразный способ детской психики, помогающий крохе изучать окружающий его мир. Ребенок боится других детей и инстинктивно действует на примитивном уровне, заложенном в него природой.

Что делать если ребёнок боится сверстников

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Что делать, когда ребёнок боится других детей: советы психолога — видео

Советы психологов и мнение Комаровского

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей — это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Что делать, если ребёнок начал бояться чужих людей?

Большинство семей сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок начинает испытывать страх к окружающим людям. Многие родители сильно переживают по этому поводу, сомневаются в том, нормально ли это, не знают, как правильно действовать, чтобы и психике ребёнка не навредить, и лучше адаптировать его к жизни в обществе.

Некоторым даже знакомо чувство неудобства, ведь «в немилость» малыша могут попасть и близкие родственники, в том числе бабушки и дедушки. Давайте разберёмся в том, почему ребёнок боится чужих людей и как с этим справиться.

В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?

Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.

  • После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;

Что меняется в развитии ребенка в этом возрасте, узнайте из статьи Что должен уметь ребенок в 7 месяцев?>>>

  • У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
  • После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.

Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.

Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.

Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?

  1. Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред;
  2. Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения. Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам;
  3. Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться. Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх. А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом;
  4. На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт;
  5. Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.
  6. Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом — начинает вызывать интерес.

Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.

Как справиться со страхом чужих людей?

Чего делать нельзя

  • Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
  • Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству. И вы должны продемонстрировать это;
  • Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится. А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.

Что делать, если ребёнок боится чужих людей?

  1. Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению. При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках. Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
  2. Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
  3. Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего. Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;

Важно! Есть разные тактики общения с незнакомыми людьми. О них вы узнаете из семинара Внимание: прогулка! Как безопасно гулять с малышом на детской площадке>>>

  1. Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны. Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
  2. Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек). Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;

Вариаций можно придумать много, всё зависит от вашей фантазии. Чем ярче будут разыграны ситуации, тем лучше. Обращайте внимание на положительные и отрицательные чувства персонажей, просите малыша изобразить их мимикой.

  1. Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет;
  2. Не торопитесь отдавать ребёнка в детский сад. Важно плавно подготовить его к этому событию, чтобы адаптация прошла менее болезненно. В этом вам с успехом поможет материал семинара Я иду в детский сад. Легкая адаптация к садику!>>>

Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.

Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.

Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!

Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога

Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна Арутюнян, психолог-консультант.

Страх или каприз?

– Детские страхи – не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.

Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного – только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка – ему нужно научиться самостоятельности.

Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать – страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.

Виноваты родители?

Часто сами родители – авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься. »

Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь. ».

Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.

Если ребёнок боится посторонних

Как помочь малышу справиться со страхами.

В жизни почти каждого ребёнка бывает период, когда он начинает сторониться, а то и откровенно бояться посторонних. Почему так бывает, и что делать родным, чтобы облегчить малышу этот непростой этап роста?

Детские страхи — явление вполне нормальное. И боязнь посторонних — один из первых страхов. Как правило, он появляется у малышей в период от восьми месяцев до полугода и проявляется у всех .

Разумеется, психологи не могли не обратить внимание на этот детский страх и всесторонне изучили его. Их выводы и ответы на вопросы обеспокоенных родителей мы собрали в этой статье.

Почему малыш боится?

Что же такое происходит с малышом, что он вдруг начинает бояться посторонних? Причин возникновения этого страха несколько:

Причина 1

Дети в возрасте «вокруг года» уже хорошо понимают отличия между знакомыми и незнакомыми лицами. Они узнают близких и настораживаются в присутствии чужих, тех, кого пока не знают или знают недостаточно хорошо. По этой причине иногда случаются курьёзные ситуации, связанные с тем, что в этот период ребёнка могут напугать даже радикальные изменения в облике мамы или папы. Причём ничуть не меньше, чем приход вовсе незнакомого человека. Стоит маме значительно изменить свой образ — и кроха уже не сразу узнаёт её и даже сторонится. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к «новой» маме.

Причина 2

Малыш постепенно начинает осознавать, что мама, самый близкий для него человек, не является с ним единым целым. Поэтому её уход для крохи самая настоящая трагедия, ведь он боится, что она уйдёт навсегда. Именно по этой причине ребёнок может начать сторониться даже любимую бабушку. А уж если вместо мамы с ним остаются малознакомые люди, то для него это и вовсе кошмар кошмарный.

Причина 3

Страх посторонних — это проявление инстинкта самосохранения. Ведь, демонстрируя настороженность или даже испуг от присутствия посторонних, ребёнок таким образом привлекает внимание родителей, показывает им свою обеспокоенность и просит о защите.

Почему разные дети боятся ?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних . Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

  • личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо .

  • поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Что делать родителям «мизантропа»?

Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.

О чём же важно помнить?

  • По возможности не планируйте на возраст от восьми до восемнадцати месяцев никаких серьёзных изменений в жизни ребёнка. Первое посещение яслей, отпуск без малыша или выход мамы на работу лучше отложить на то время, когда маленький «мизантроп» перестанет бояться чужих. Обычно всё нормализуется в период после полутора лет, хотя, конечно, есть и особенно робкие и чувствительные дети, которым нужно больше времени для преодоления боязни посторонних и адаптации в обществе.
  • Не считайте, что с малышом происходит неправильное, не стесняйтесь проявлений нелюдимости, ведь они совершенно нормальны: большинство детей в той или иной степени подвержены страху чужих. Не вините ни ребёнка, ни себя, ни неправильное воспитание, примите сложившуюся ситуацию как данность и просто подождите, всё обязательно наладится.
  • Постарайтесь уделять крохе как можно больше внимания. Исследования показывают, что дети, чувствующие себя под надёжной защитой близких, реже и в меньшей степени боятся посторонних.
  • Если ребёнку предстоит общение с посторонними, предупредите близких о том, что не стоит пугать малыша излишним напором, брать на руки против его воли или обещать «съесть такого сладенького».
  • Даже самого маленького «мизантропа» можно и нужно знакомить с окружающими по всем правилам, обязательно представляя ему гостей или встретившихся на улице «тёть» и «дядь». Всем своим видом продемонстрируйте радость от встречи, возьмите ребёнка на руки, чтобы он чувствовал себя защищённым, и познакомьте его со взрослым, немного рассказав о госте: «Это моя подруга тётя Ира, она очень добрая. Я её очень люблю и сильно по ней соскучилась».
  • Забудьте о сомнительном методе воспитания, при котором непослушного ребёнка обещают отдать «чужому дяде», «милиционеру» Такие обещания способны сделать невротика даже из уравновешенного ребёнка, а уж малышу, переживающему и без того непростой период боязни посторонних, они и подавно могут навредить.
  • Придерживайтесь правила нескольких «не»:

1. Не заставляйте ребёнка «выходить в люди» насильно.

2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.

3. Не стыдите и не высмеивайте кроху за нелюдимость (ни в коем случае не говорите вроде «он у нас трусишка» или «что ты как маленький») и не позволяйте делать это другим.

Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.

Что делать, если ваш ребенок всего боится

Начало школьной жизни, поступление в детский сад, рождение братика или сестрички, смерть родного человека, хирургическая операция или просто трехдневное пребывание в стационаре и многое другое в жизни детей становится триггером дневных боязней и ночных кошмаров. Для детей любая неизвестность может стать источником тревоги – людям свойственно бояться неизведанного и непонятного.

У трехлетней Леночки много страхов. Она боится каруселей – не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “Новогодней Елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.

Многие мамы беспокоятся по поводу детских боязней. Для определенного возраста это вполне нормально – пугаться окружающего мира. По мере знакомства с ним – страхи уходят. Но есть категория деток, которых психологи называют “тревожными”. Они бояться почти всего: мама ушла – паника, чужой пришел – истерика, паук на окошке – слезы и так далее. Более того, такая детская тревожность может стать началом “взрослой” фобии.

РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ – ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Разберемся какие они бывают и откуда берутся.

Когда ребенок всего боится в 2-3 года

Это обусловлено инстинктом самосохранения: эмоциональная реакция на возбудитель помогает избежать чего-то или кого-то, кто может причинить вред. Громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций – все это может стать причиной стресса и, как следствие, боязни или ночных кошмаров.

Подробнее о детских кошмарах читайте в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

Когда ребенок всего боится в 5-7 лет

Это чаще проявление бурной фантазии. Это время “расцвета” разных страхов, когда ребенок может буквально начать бояться всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн. Эти боязни связаны с глубинным страхом смерти – своей и родителей. Причиной может стать конкретная ситуация (укус собаки, например, или переезд), запугивания взрослых (“придет серенький волчок и укусит за бочок”), внушения (“не входи – убьёт”).

Жорик часто беспокоен, пуглив, до слез не желает ходить в школу, отказывается разговаривать и выполнять просьбы родителей. Жорику плохо из-за внутренней тревоги, он не в состоянии нормально учиться и общаться. Со временем у него может развиться депрессия или обсессивно-компульсивный синдром. Жорику срочно нужно помочь выбраться из затянувшегося стресса.

Появление чрезмерной взволнованности крохи при любой неопределенности говорит о тревожном психо-эмоциональном расстройстве и должно насторожить родителей. Наблюдая за своим чадом, обнаруживаются некоторые из перечисленных симптомов:

непривычно сильно смеется или плачет

замер или слишком балуется, нервно играет

тянется “на ручки”, прячется в объятиях родителей

не хочет говорить, даже вспоминать о том, что его пугает

энурез, энкопрез (недержание кала)

Разумеется, диагноз ставит квалифицированный врач, к которому вы обратитесь со своими наблюдениями. Терапевт поможет справиться с беспокойством и страхами, научит противостоять чрезмерной тревожности, расскажет вам, как заниматься с ребенком дома, возможно пропишет лекарства. Своевременное лечение, работа с психологом, правильное воспитание обеспечивают благоприятный исход.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ

Сначала давайте выясним, действительно ли маленький боится или просто стесняется. Застенчивые дети – не редкость. Правда, одни слегка стесняются незнакомого человека, а другие категорически отказываются разговаривать с тем, кого не знают близко. Это вызывает у них целый ряд отрицательных эмоций. Со стороны кажется, что они просто трусишки и шарахаются всего подряд.

Если ваш малыш очень застенчив, посмотрите наш эфир “Что делать, если ребенок стесняется”

Чувствительные нервные дети чаще других всего боятся. Старайтесь таких крошек лишний раз не пугать, не перегружать их воображение ужасными мультфильмами, играми и игрушками. Запасайтесь терпением на время терапии, заранее готовьте ребенка к переменам в жизни (поступлению в детский сад, школу, рождению братика или сестрички), соблюдайте режим дня.

Общие рекомендации для родителей:

выражайте уверенность, что с чадом все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

не убирайте источник страха, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

не избегайте пугающих ситуаций, но превращайте их в урок по борьбе с боязнью.

поощряйте его всегда и везде за терпение своего беспокойства, совладание с самим собой. Вы же знаете, как это трудно!

прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценках, рисунках

обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

перестаньте сами тревожиться!

Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. У них на глазах проявите терпение, уверенность в своих силах, упование на помощь свыше, друзей, родных. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

Что делать если ребенок боится других детей? советы психолога

У некоторых родителей актуальным становится вопрос взаимоотношения сына или дочери со сверстниками. Это касается ситуаций, когда ребенок боится других детей, не идет на контакт, а в некоторых случаях кардинально меняет свое поведение. Если такая ситуация наблюдается постоянно, то уже необходимо принимать специальные меры. Они могут быть разными, все зависит от общего психологического состояния дошкольника или подростка, возраста. В большинстве случаев родителям удается самостоятельно адаптировать ребенка к нормальному общению, но иногда приходится обращаться и к специалисту.

Как определить, что ребенок боится детей?

Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.

Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.

Признаки развития проблем

Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:

  • По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
  • Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
  • Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.

Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.

Как помочь ребенку побороть страх?

Чтобы эффективно побороть страх, нужно понять с чем именно он связан. По каким причинам другие дети вызывают негативные эмоции. Сделать это можно практическим путем, проанализировав последние события, что актуально, если ранее страха не было, отрицательная реакция перед людьми, сверстниками не наблюдалась. Особого внимание нужно уделять малышам, которые практически с младенчества опасаются общения с детьми.

Для каждого ребенка нужно выбирать свои методы борьбы со страхом перед детьми и за основу можно взять следующие советы психологов:

  1. Показать, что в общении с детьми много плюсов. Для этого можно рассказать, как много интересных игр, в которых должно быть несколько участников, с ребятами можно поделиться своим опытом, вместе веселее и увлекательней заниматься строительством и так далее. Более взрослому сыну или дочке можно рассказать о своем опыте общения со сверстниками, о лучших друзьях, запоминающихся событиях.
  2. Развивать уверенность, бороться со стеснительностью. Иногда именно из-за неуверенности и застенчивости дети боятся контактировать друг с другом. Исправить ситуации вполне могут родители, убедив свое чадо, что он на многое способен, его действия не станут поводом для насмешек, с ним будет интересно общаться, обязательно найдутся ребята, желающие с ним дружить. Важно развивать уверенность правильно, не навязчиво, чтобы не усугубить ситуацию. Излишнее упорство и внушение ребенку, что он лучше всех также может навредить, все должно происходить в меру.
  3. Проработать последствия негативного опыта. Часто именно из-за неприятных ситуаций для ребенка он впоследствии отказывается идти на контакт. В памяти эти события нужно убрать или показать их незначительность. Если они не связаны с серьезными моральными или физическими травмами, то можно их представить в юмористической форме. Полезным будет и разъяснение, что в жизни есть много и добрых, приветливых людей, с которыми интересно, они могут помочь и поддержать, а плохих совсем мало. Такой вариант подойдет, если сына или дочь обидели, напугали, избили.
  4. Собственный пример. У детей родители являются примером для подражания, поэтому многие поведенческие особенности дошкольника или подростка можно подкорректировать именно собственным примером. Это уверенность в общении, уважение к оппоненту, доброжелательность, отсутствие напряжения. Можно специально брать с собой чадо на дружеские встречи, после них рассказывать, как было интересно проведено время. Хорошо, если у родителей есть знакомые, к которым можно сходить в гости или они приходят в семью.
  5. Создать спокойную домашнюю обстановку. Детские страхи могут формироваться из-за взаимоотношений в семье. Даже незначительные ссоры между папой или мамой, которым взрослые могут и не придавать значения, для ребенка могут стать причиной боязни общения, высказывания, отстаивания своей точки зрения. Родителям нужно обратить внимание на свое общение, если, все же, случаются конфликтные ситуации, мальчик или девочка присутствует при них, то нужно объяснять происходящее, минуя негативные моменты.
  6. Похвала, поощрение. Речь идет о компенсировании похвалы, если ее недостаточно, но не нужно путать эту рекомендацию с чрезмерным постоянным восхищением всего сделанного. Если ребенок чувствует, что его поступки правильные, взрослые положительно их оценивают, то он будет уверенней чувствовать себя и в окружении других людей, в том числе сверстников.
  7. Поддержка. Ощущение, что в любой ситуации тебя поймут и поддержат важно для взрослых, а особенно для детей и возраст не имеет значения. Это чувство должны привить родители своим отношением ко всему происходящему с сыном или с дочерью. Неверные поступки должны аккуратно корректироваться. Жесткие осуждения, серьезное физическое наказание, тем более, если уже есть поведенческие проблемы, должны быть исключены. Есть альтернативные способы наказания, которые не кардинально не отражаются на психики, а именно ее не травмируют.
  8. Развитие самостоятельности. Гиперопека родителей нередко приводит к психологическим проблемам, а также к затруднениям относительно адаптации детей к новым условиям, развития коммуникативных навыков. Именно недостаточная самостоятельность может спровоцировать страхи перед другими детьми. Взрослым нужно соизмерять свою заботу в соответствии с возрастом, постепенно расширять границы дозволенного, обучая и направляя малыша или дошкольника. Вполне вероятно, что страх появляется просто потому, что ребенок не знает, чем с этими детьми заняться, например, потому что на качелях кататься нельзя, в песочнице грязно, а с карусели можно упасть.
  9. Исключение обстоятельств, при которых появляется страх другой формы. Это могут быть фильмы ужасов, пуганее вымышленными персонажами, выключение света, оставление малыша одного и так далее.
  10. Посещение специальных школ. Можно подобрать специальную школу развития, где с ребятами работают педагоги, помогают общаться между собой, справляться с проблемами и в целом адаптируют дошкольников к социуму.

Достигнуть положительного эффекта будет проще, если распознать причину страха, что именно пугает ребенка при общении с другими детьми. Это узнать не всегда получается, напрямую об этом сообщит не каждый. Тогда можно попробовать получить информацию наводящими вопросами, в процессе игры, на основе рисунков. Если ситуация критичная, отмечается чрезмерная замкнутость или агрессивность, наступают панические атаки и другие признаки неестественного поведения, то нужно обращаться к специалисту.

Что нельзя делать, если ребенок боится других детей?

Некоторые родители допускают серьезные ошибки, пытаясь побороть детские страхи. В результате они не только не достигают желаемого эффекта, а усугубляют ситуацию, у ребенка могут появиться дополнительные проблемы, в том числе неврологического, психического типа.

Если рассматривать наиболее распространенные ошибки родителей, то выделяют следующие:

  • Навязывание общение. Даже у малыша могут быть антипатии, кто-то из детей может просто не нравится крохе, но мама или папа начинают настаивать на дружбе, играх.
  • Акцентирование внимание на проблеме. Не нужно постоянно напоминать, обсуждать поведение ребенка, усиленно подчеркивать наличие страхов перед детьми, при тех или иных обстоятельствах. Особенно это касается рассмотрения ситуации при чужих людях, нарекания относительно поведения в общественных местах.
  • Не нужно придумывать прозвища, однозначно утверждать наличие какой-то черты характера. Это касается тех случаев, когда мальчика или девочку постоянно называют трусом, тихоней и так далее.
  • Сравнения. Сыну или дочери не нужно говорить о том, что другой мальчик или девочка в чем-то лучше, что вот им родители гордятся, а у нас так не получается.
  • Наказание. Категорически запрещено наказывать за нежелание общаться с другими детьми.

Если собственными силами справится со страхами не получается, ребенок не меняет свое отношение к другим детям или ситуация ухудшается, маленький человек замыкается в себе или проявляет другое неестественное поведение, то не нужно откладывать посещение психолога. Чем раньше будут приняты адекватные меры, тем проще предупредить более серьезные проблемы.

Ребенок боится. (советы психолога)


Не являясь детским психологом, начала изучать тему “Страх ребенка” лишь столкнувшись с проблемами собственной внучки. И хочу поделиться сейчас с вами, мои дорогие читатели, информацией по преодолению боязни у малышей.

Страх – это первая эмоция, которую испытывает ребенок, появляясь на свет. Он – беспомощен и вырван из такого теплого уютного местечка в холодный внешний мир. Поэтому сейчас акушеры оставляют ненадолго новорожденного около тела матери. Чтобы почувствовал родное тепло.

По мере взросления наши дети испытывают очень много страхов (часто- под влиянием взрослых), и они (страхи) должны “остаться в детстве” (!) и исчезнуть (в норме) до 12-летнего возраста.

Причины появления детских страхов (Куличковская Е.В.)

1. Повышенная тревожность матери за ребенка.
2. Чрезмерная требовательность родителей, приводящая к повышению чувствительности малыша.
3. Множество запретов со стороны родителя своего пола (и чрезмерная свобода – со стороны другого).
4. У мальчиков – отсутствие ролевой идентификации с папой. Отсюда – проблемы в общении с другими мальчишками.
5. Частые конфликты между родителями (особенно от этого страдают девочки).
6. Нервные перегрузки мамы (например, вынужденной раньше окончания декретного отпуска выйти на работу).
7. Ощущение опасности (часто- усиливающееся с возрастом) вызывается психологической травмой ребенка от испуга.
8. “Заражение” страхами от взрослых и сверстников (и моя внучка “принесла” из детского сада боязнь муравьев).

Все страхи можно разделить на 3 группы (Т.Шишова) – “быть ничем” (страх смерти, высоты, глубины, боли, войны, нападения), “быть не с кем” (одиночества, страшных снов, темноты, потеряться), “быть не тем” (каким тебя хотят видеть) – страх опоздать, получить плохую оценку, не соответствовать ожиданиям родителей.

По возрастам:
0-3 года

В возрасте 0-2 года дети (и мальчики, и девочки) очень боятся потерять маму, а от 2 до 3 лет – родителя противоположного пола.
Если происходит конфликт ребенка с окружающими – появляется страх темноты и страшных снов.
К 3 -х летнему возрасту ребенок во сне может пугается Серого Волка – если боится наказания отца, или Бабу Ягу – если воспитывается строгой, авторитарной матерью. И к 6 годам этот страх может перерасти в страх смерти. Потому что те страдания, которые он испытывает днем – но не может рассказать о них родителям – он переносит в ночь.

В этом возрасте (3 года) родителям нужно уважать стремление ребенка к самостоятельности (“Я – сам”), разрешать делать все то, на что способен малыш (а не делать это за него), иначе с возрастом все больше будут проявляться его нерешительность и стыдливость.

В возрасте 3-5 лет у детей появляются такие чувства, как нежность, сострадание, жалость и любовь. И ни в коем случае нельзя говорить малышу: “Я тебя не люблю” (у них появится тревожность и беспокойство:”Я – плохой”), нужно лишь делать акцент на вашем отношении к его поступкам.

6 лет. Дети боятся умереть во сне, или потерять родителей.

В канадском фильме “Сайлент Хилл” звучит такая молитва, которую мама перед сном читает дочери:
“Пока душа в объятьях сна
В твоих руках, Господь, она.
И если я умру во сне,
Даруй, Господь, спасенье мне”.

С возрастом страх смерти может усиливаться, если ребенка часто наказывают, оставляя одного, или запирая в темной комнате. А также в условиях, когда он стал свидетелем катастроф или был в изоляции от сверстников (например, в случае его тяжелого заболевания).
Если родители спокойны и принимают ребенка – страхи проходят.

В этом возрасте дети очень бояться “быть не тем” – то есть, не соответствовать требованиям социального окружения.
У них появляется чувства долга и ответственности – все то, что входит в понятие “совесть”
Большинство страхов связаны со школой.
Их еще усиливают родители, стремясь, чтобы их малыш отлично учился, то есть – достиг того, чего не смогли они.

И дети этого возраста часто отказываются ходить в школу, отвечать у доски – чтобы не осмеяли одноклассники и учителя, чтобы никто не понизил их очень чувствительную самооценку.
Мальчики – не хотят идти на уроки, если конфликтуют со сверстниками.
Если ребенок не сможет преодолеть “страх ошибки” – то, став взрослым, будет страдать от “перфекционизма” – страха выполнить свою работу неидеально. И постарается возложить ответственность за свои ошибки на других.

В 10 лет появляются мистические страхи – вера в чертей и леших, в конец света и пришествие инопланетян, в предсказания – это вызвано такой особенностью психики ребенка этого возраста, как повышенная внушаемость.

Преобладают “социальные” страхи – особенно-у девочек.
Подростки стремятся “быть собой среди других” – и очень тревожатся, опасаясь, что кто-то нанесет удар по их чувству самоуважения, заставит “стать другим” (потерявшим контроль над своими чувствами).
Они боятся стать изгоями среди сверстников, панически боятся быть “не таким” как нужно – особенно – некрасивым.
“Бунт” подростка – это отражение ошибок родителей, которые они допустили при воспитании ребенка, если были авторитарны, и не захотели принять и понять особенности взросления своего малыша.

Шаги родителей по преодолению страха ребенка (И. Волкова).

1. Наберитесь терпения – будет очень сложно.
2. Сохраняя спокойствие (даже если внутри вас – паника!) – расспросите малыша – чего именно он боится.
3. Объясните, что боятся – это нормально. Что другие дети тоже испытывают страх. Придумайте историю про себя: “когда я была маленькой – я тоже боялась. а теперь я выросла – и мне уже не страшно! Вот и у тебя – все будет хорошо!”
4. Если ребенок будет продолжать бояться – ни в коем случае не наказывайте его!
5. Придумайте историю, в которой какой-то другой ребенок боялся, а потом справился со страхом и посмеялся над ним! Интонацией – выразите восхищение этим ребенком – победителем. Пусть ваш малыш тоже посмеется вместе с вами.
Если ваш малыш боится страшных снов – закажите хороший сон!
И эту записочку “с заказом” положите ему под подушку. И перед сном – прочитайте добрую сказку.
6. Если ребенок против того, чтобы сейчас рассказывать вам о своих страхах – не настаивайте, а вернитесь к этому разговору попозже.
7. Не забудьте поощрить малыша, когда он победит свой страх – игрушкой, походом в развлекательный центр. Громко хвалитесь поступком своего ребенка перед посторонними людьми.
И самое главное – следите за своим поведением. Если будете кричать: “Брось вилку – уколешься”- вы лишь испугаете малыша и сделаете его нерешительным.

Можно попросить ребенка нарисовать свой Страх.

А если у Вас самих, дорогие читатели, на пороге темной комнаты начинает колотиться сердце – можно произнести небольшую молитву: “Ангел мой, будь со мной! Ты – впереди, я за тобой”!

Всем своим дорогим читателям и коллегам я очень хочу порекомендовать книгу по работе с детскими страхами: Куличковская Е.В. Степанова О.В.ПОБЕДИ СВОЙ СТРАХ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВАНИ, ТАНИ И БОЮСЬКИ.

Она написана очень простым, понятным каждому языком и в ней есть советы по преодолению каждого из описанных мною страхов – как индивидуально, так и в групповой работе.
И еще. Дорогие родители! Позвольте посоветовать Вам показать своему ребенку, который боится темноты, вот этот мультфильм:
Преодолев с вашей помощью свой страх – ребенок испытает очень сладкое чувство – Победителя! И это очень поможет ему в дальнейшей жизни.
А вы, уважаемые мамы и папы – оказав помощь своему малышу в борьбе со страхом (любого рода) – получите замечательный Бонус – Доверие ребенка (вот как старший брат в мультфильме)! Ведь мы, люди, никогда не забываем тех, кто пришел к нам на помощь в трудную минуту.

Почему ребенок боится других людей и что с этим делать

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы поговорим, о том, что делать и как себя вести, если ребёнок боится незнакомых людей. В этой статье мы рассмотрим причины, которые могут вызывать подобные страхи, вы узнаете, какие ошибки можно совершить в подобной ситуации. Вам станет известно, как и почему малыш проявляет страх к незнакомцам в зависимости от возрастных периодов.

Почему ребёнок боится людей

  1. Один из самых распространённых вариантов, особенно в раннем возрасте – это страх, что маму украдут. Малыш ещё достаточно тесно к ней привязан, а когда появляется какой-то незнакомец, ребёнок не может знать, что он не причинит ей вреда.
  2. Усиливает предпосылки к боязни незнакомцев долгая разлука с мамой, в частности в ситуации, когда она заболела, и малыша от неё изолировали.
  3. Ребёнок в год боится чужих людей, потому как привык только к узкому кругу общения. Долгое время в его поле зрения находились родственники и никого чужого. Однако, если и они будут редко появляться, ребёнок тоже начнёт думать, что это чужие и будет их бояться.

У меня сложилась такая ситуация. Когда племяннице было меньше года, это не сильно бросалось в глаза. А когда исполнился годик, она перестала меня узнавать. Дело в том, что в гости я приезжала раз в две недели. И чаще Настенька общалась со мной по скайпу. Кстати, видя на экране, всегда узнавала. А когда я приезжала, то боялась и даже не хотела ко мне подходить. Потом, спустя пару часов, она всё-таки привыкала к моему присутствию и могла даже на ручки пойти. Сейчас ей почти три годика и такой проблемы нет. Хоть теперь мы живём ещё дальше друг от друга и в лучшем случае видимся раз в два месяца.

  1. В большинстве случаев ребёнок боится представителей мужского пола, особенно тех, кто явно отличается от родителей по поведению и темпераменту, в особенности от мамы.
  2. Возможно, ранее был случай, когда незнакомый человек навредил ребёнку, что-то не так сказал или сделал, или обидел маму, например. У малыша это осталось в памяти и поэтому он теперь так реагирует.
  3. Страх перед чужими может быть лишь этапом адаптации. Если малыш в 1 год боится незнакомого человека, в этом нет ничего страшного. Со временем ребёнок к нему привыкнет и перестанет бояться. А насторожиться стоит в совсем противоположной ситуации, когда ваш карапуз спокойно идёт на руки ко всем незнакомцем, без доли страха и сомнений.

Ошибки родителей

Довольно часто причиной того, что у малыша появляются страхи перед незнакомцами, оказывается неправильное поведение родителей. Какие же действия бывают ошибочными:

  1. При встрече с незнакомым человеком, мама может изменить интонацию разговора, а это в свою очередь насторожит ребёнка.
  2. Родители могут беспокоиться о том, что карапуз не сможет принять незнакомого человека. Ребёнку передаются эти переживания, и он начинает бояться чужого ещё до встречи с ним.
  3. Когда малыш не проявляет никакого интереса к новому человеку, а родители заставляют его с ним подружиться, да ещё пойти на ручки или показать свои игрушки.
  4. Некоторые родители, когда видят, что незнакомец не понравился малышу или чем-то его напугал, отводят ребёнка подальше и просят чужого человека не приближаться. Такое поведение неправильно повлияет на восприятие ребёнка, к тому же он почувствует, что мама может выполнить любую его прихоть.

В большинстве случаев страх перед незнакомцами проходит по мере взросления ребёнка. Хоть бывают и такие ситуации, когда и взрослый человек замыкается в себе, не идёт на контакт, практически ни с кем не общается и не знакомится.

Возрастные особенности

Можно условно выделить три периода в жизни детей, когда у них просыпается страх перед незнакомцами, но обусловлены они разными факторами. Давайте рассмотрим их поближе.

  1. Возраст, приближающийся к годику (семь – восемь месяцев) и до двух лет. Основная причина страха – потеря мамы. Малыш с недоверием относится к чужим людям. Он сильно привязан к маме, не может без её заботы и тепла. В таком возрасте ребёнка вообще сложно надолго и без слёз оставить без мамочки. А когда ещё и неизвестный человек появляется – это пугает малыша. Но нужно понимать, что ребёнок перерастёт этот страх.
  2. Возраст от двух до четырёх лет. Большинство специалистов склоняются к мнению, что страх незнакомцев вплоть до двух лет — это вариант нормы, старше двух – отклонение. А значит, должно быть предпринято решение по устранению такой боязни. В этот возрастной период считается нормальным знакомство с опаской, насторожённостью, но не паника и истерика при виде незнакомца. В таком случае вам понадобится консультация невролога и, возможно, психолога. Не исключено, что в раннем детстве что-то случилось, что оставило отпечаток на всей дальнейшей жизни малыша и сидит теперь на подсознательном уровне, постепенно грызёт ребёнка. Именно поэтому крайне важна консультация психолога. Если вовремя не обратить внимания на проблемы подобного рода, у ребёнка могут начаться серьёзные проблемы в психоэмоциональном плане и ему будет тяжело во взрослой жизни.
  3. Дети старше четырёхлетнего возраста. В таком возрасте ребёнок уже не должен паниковать или нервничать при виде чужого человека. Малыш может просто невзлюбить незнакомца или не захотеть с ним общаться, но не более того. Если же ребёнок в таком возрасте буквально шарахается от незнакомцев, скорее всего причина в психологической травме и малыш чувствует угрозу от любого взрослого человека. Помочь тут в силах только психиатр.

Страх перед чужими детьми

Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:

  1. Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
  2. Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
  3. Малыш не знает, как завести разговор.
  4. Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
  5. Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.

Родителям необходимо подготовить карапузу к общению с незнакомыми детками. Вы ежедневно должны прокручивать ситуации, рассказывать ребёнку, как себя вести в песочнице и как можно поделиться с другим мальчиком машинкой или они просто смогут дружить. Так крохе не так страшно будет идти в новую компанию. А ведь с трёх лет деткам очень важно общение со сверстниками.

Как помочь малышу

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Могут потребоваться дни, недели, а то и месяца, пока ребёнок сможет перестать бояться незнакомца и примет его в свой круг. Главное, не торопите его, не подгоняйте процесс адаптации. Поймите, со временем малыш привыкнет к новому человеку и перестанет его бояться.
  2. Если карапуз боится родственников или, например, няню, покажите своим поведением, что это хорошие и близкие люди, им можно доверять.
  3. Практикуйте сказкотерапию. Можно показывать и мультфильмы о дружбе. Придумайте историю, в которой познакомятся два чужих человека или, например, кот и зайчик. Поверните историю, таким образом, чтоб малыш смог понять, что ничего плохо не произошло и герои подружились, и смогли весело провести время. Ещё лучше, если у вас есть наручные куклы. Вы сможете поставить целый спектакль, малышу будет интереснее за всем наблюдать, а изложенный материал окажется более доступным и понятным.
  4. Часто ребёнку помогает рассказ мамы или папы об их страхе, который был успешно переборот.
  5. Знакомьте ребёнка с чужими людьми (которых нужно подружить с малышом) заочно. Покажите карапузу фотографию вашей подруги, расскажите, как её зовут, опишите её характер, положительные стороны. Повторяйте это каждый день. Потом, пролистывая альбом, спросите, кто изображён на фотографии, наверняка малыш уже сможет вам ответить. Так ребёнку будет практически не страшно при личной встрече. Ведь, по сути, он уже знает этого человека.

Теперь вам известно, что может провоцировать развитие страха у детей. Прочитав статью, вы поняли, как необходимо бороться с детской фобией, и как помогать ребёнку в такой ситуации. Главное, не забывайте об ошибках, совершаемых, порой даже опытными родителями, чтоб вы лично не стали причиной развития страха перед незнакомцами.

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА.

Детские страхи.

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов:

Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма: испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей.

Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

«Искусствотерапия» Искусство лечит. Творчество_такая же врожденная потребность,как еда и сон. Рисуя,дети избавляются от того. что их мучает,пугает:навязчивых.

Перспективный план работы с родителям (средняя группа) №п/п Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: