Что делать, если ребенок обижает других?

Что делать, если ребенок обижает других?

Что делать, если ребенок обижает других детей?
консультация на тему

Что делать, если ребенок обижает других детей?

ВложениеРазмер
buklety_chto_delat_esli_rebenok_obizhaet_drugih_detey.docx49.86 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок обижает других детей?

У агрессивного поведения ребенка может быть несколько причин, которые могут действовать одновременно.

  1. Неврологические проблемы.
  2. Эмоциональные проблемы, отражающие неблагоприятные события в семье ребенка.
  3. Незнание ребенком границ допустимого по отношению к другим, либо неумение им следовать.
  4. Ошибочные представления о том, как следует вести себя, если у тебя есть проблема с другими (мстительность и чрезмерно жесткая защита)

Неврологические проблемы возникают из-за проблем баланса “возбуждение/торможение” в нервной системе, такие дети чрезмерно возбуждаются, часто ведут себя “не думая”. Их движения резкие и быстрые, голос громкий. Часто уже в раннем детстве они наблюдаются у невропатолога. Необходима дополнительная консультация у невролога, прохождение при необходимости курса лечения и следование другим рекомендациям врача, например, контролю за балансом сна/бодрствования, здорового образа жизни, минимизации нагрузки, переутомления и возбуждающей среды вокруг ребенка.

Эмоциональные проблемы, являющиеся следствием неблагоприятных событий в семье. Я часто вижу, как отношения родителей между собой и с ребенком влияют на поведение ребенка в группе детского сада или в начальной школе. Ссоры, крик и агрессия – не единственные причины эмоционального дисбаланса у детей. Различные разочарования, травмы и потери самих взрослых, даже скрываемые под маской “спокойного родителя”, обязательно сказываются на состоянии ребенка, его самооценке, на его общении в детском коллективе. Родитель и ребенок – сообщающиеся сосуды, поэтому недаром психотерапевты называют ребенка “предохранителем в электрической цепи семьи”, который “перегорает, когда в цепи растет напряжение.

В таких ситуациях нужно прежде всего наладить отношения в семье, решить или минимизировать существующие конфликты. Часто бывает полезно посещение психолога, психотерапевта самим родителем или всей семьей.

Незнание ребенком границ допустимого в отношениях с другими людьми, либо неумение соблюдать эти границы

Дети должны освоить несколько самых простых правил, лежащих в основе отношений с другими людьми. К ним относятся “Нельзя делать больно другим” и “Нельзя брать чужие вещи без разрешения”. Если ребенок нарушает эти правила, он оказывается в центре конфликта. Поэтому они являются важнейшими (кстати, и древнейшими правилами в истории человечества). Ребенок должен научиться не только знать эти правила, но и соблюдать их на практике, с другими детьми. Не все дети легко понимают и соблюдают границы. Большое влияние на это оказывают такие особенности темперамента, как импульсивность и возбудимость. Таким детям необходимо особое внимание со стороны взрослых, особо тщательное обучение правилам поведения. Обучение правилам поведения лучше всего проводить, опираясь на “Правило Баланса” – ребенок должен чувствовать себя любимым и заслуживающим внимания, но, одновременно, должен сталкиваться с тем, что его мирные или агрессивные действия ведут к разным последствиям для него.

Ошибочные представления о том, как следует себя вести.

Такие представления ребенок обычно выносит из своей семьи. Типичный пример – ответ агрессией на любую трудность, основанный на том, что кто-то из родителей требует “Обидели – дай, чтобы больше не обижали”. Подобные советы приводят к тому, что ребенок не учится различать случайную и намеренную обиду, отличать физическое нападение от дурной шутки, не развивает способность говорить словами и находить взаимопонимание в конфликтных ситуациях.

Родителям лучше всего получить консультацию у опытного педагога или психолога, потому что “внутри семьи” непросто увидеть ошибочные представления. Не следует стесняться таких консультаций, так как у всех родителей есть право на ошибку, не ошибаются лишь те, кто ничего не делает.

Как научить ребенка правильным навыкам социального поведения?

Дети учатся умелому общению через наставление взрослых, через подражание родителям и воспитателям, а также сверстникам и на собственном опыте.

  • Учите ребенка общаться, играть с другими.
  • Учите его что сказать и сделать в конфликте. Что делать, если забрали игрушку, если толкнули. Что делать, если он хочет ту же игрушку, что и другой.
  • Научите ребенка не только благим пожеланиям и принципам, но конкретным действиям. Дети очень конкретны. Например, если подсказать ребенку “скажи – это моя игрушка, а драться нельзя”, или: “А вы посчитайтесь, играйте по очереди” – это куда лучше, чем “Учись договариваться”.
  • Дали ребенку наставление или совет – посмотрите за тем, выполнит ли его ребенок . Похвалите его, если он так и поступил. Если ведет себя неправильно – остановите.
  • Проверьте, что ребенок умеет играть с другими – в футбол, прятки, догонялки. Научите его играть, если не умеет.

Смирнова Наталья Павловна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №2 «Светлячок» г.Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ ОБИЖАТЬ ДРУГИХ.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ ОБИЖАТЬ ДРУГИХ.

06 Авг 2013, Автор: Наталья Андриенко

Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла. Дети могут кусаться, царапаться, тянуть за волосы, толкаться, драться. Самую большую озабоченность вызывает ситуация, когда ребенок кусается. Это и больно и может вызвать заражение раны инфекцией. Если ничего не предпринимать, ситуация может ухудшаться. В этой статье я дам некоторые предложения, которые помогутнаучить вашего малыша быть вежливым и обходительным с другими детьми. Изредка я встречаю на детских площадках мам, увлеченных своими делами, а в это время ребенок такой «занятой телефоном, АйПод или прочей техникой» мамы, бодро отбирает игрушки, кидает в глаза песок, ломает куличики других детей. Эта статья для небезразличных мам.

ПОЧЕМУ ОДНИ ДЕТИ ОБИЖАЮТ ДРУГИХ?

Ребенок начинает кусаться, когда у него режутся зубы. На этом этапе они любят грызть сухарики, кольца иhttp://positiveparenting.ru/wp-content/uploads/2013/08/aggression.jpg прочие безопасные приспособления для детей. Некоторые дети кусают, царапают, толкают, бьют лишь для того, чтобы посмотреть, что произойдет. Ведь все перечисленные действия почти всегда вызывают бурную реакцию со стороны жертвы и присутствующих взрослых. Эта реакция может случайно поощрить ребенка и проблема с большой вероятностью повторится вновь, особенно, если для ребенка не будет никаких последствий со стороны «занятой телефоном» мамы.

Ребенок может обидеть другого, потому что рассердился или расстроился. В раннем детстве дети часто расстраиваются или злятся, потому что они не получают желаемое, не умеют выразить словами чего они хотят.

Обижая других, ребенок может получать то, что хочет, например, заставив другого ребенка отдать игрушку. И если это сработало, малыш продолжит отнимать.

КАК ПОМОЧЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ СИТУАЦИИ, КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ОБИЖАЕТ ДРУГИХ.

Наблюдайте.

Понаблюдайте за своим ребенком. Как он играет с другими детьми, в том числе и в похожих ситуациях, когда он уже обижал кого-то из детей. Поощряйте желаемое поведение. Дети до 3 лет обычно играют сами по себе. Когда ребенок мирно играет, обратите на это внимание. Поговорите с ребенком о том, чем он занят.

— Ты строишь большой дом из этих кубиков.

— Твоя машина быстро ездит, это настоящая гоночная машина!

— Ты кормишь свою куклу. Чем ты ее кормишь?

http://positiveparenting.ru/wp-content/uploads/2012/08/dreamstime_42127991.jpgДайте ребенку знатьhttp://positiveparenting.ru/xvalit-nelzya-kritikovat.html

— Ты очень хорошо сегодня играешь, Дима.

Если детей двое.

— Мне так нравится как вы дружно играете вместе.

Для начала вы можете поощрить ребенка за то, что он был вежлив и играл хорошо и дружно с другими детьми. Например, в качестве «награды» вы можете предложить ребенку прочитать книгу или поиграть в его любимую игру. Скажите ребенку, что вы очень довольны тем, что он сегодня был вежлив и замечательно играл и сам по себе и с друзьями.

Помогайте ребенку говорить о том, чего он хочет.

Мы с дочерью ходили на занятия в игровую группу. Я запомнила одного мальчика в возрасте 2,5 лет. Если ему что-то было нужно, он просил свою маму с помощью звуков, жестов, мимики, несмотря на то, что он уже умел элементарно говорить. Мама его отлично понимала и малыш получал свое. Мы встретились еще раз на пляже, кода нашим детям было уже по 4 года. Мальчик продолжает использовать для просьбы звуки, жалобные выражения лица и жесты и тело, когда ему что-то не понравилось, он начал подпрыгивать и размахивать руками. Мама его по-прежнему хорошо понимала.

Если ваш ребенок не может сказать словами чего он хочет, дайте ему эти слова, произнесите их для него, чтобы он мог повторить.

— Сережа, скажи: «Вика, сейчас моя очередь» Иначе как он научится?

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ОБИЖАЕТ ДРУГИХ.

Скажите ребенку что нужно делать.

Если ваш ребенок ударил кого-либо, действуйте сразу. Оставьте свои дела, подойдите к малышу на расстояние вытянутой руки. Скажите уверенно и спокойно что нужно делать вместо того, чтобы обижать, отбирать, бить.

— Женя, перестань бить Милу. Попроси у нее игрушку вежливо. Скажи: «Мила, дай мне, пожалуйста, игрушку.» Если Женя сделал как вы просили, похвалите его. Проверьте, не пострадала ли Мила. Дайте ваше внимание обеим детям.

Быть добрым, нежным и вежливым – это практика.

Следующий шаг это показать вашему ребенку как на самом деле быть добрым и вежливым, нежным и заботливым. Однажды я встретила маму, которая интуитивно применила этот подход со своим малышом. Когда сын, будучи на руках у мамы, ударял ее по лицу, она брала его ручку и гладила свою щеку, приговаривая: «Вот так нужно гладить маму, сыночек.» Покажите ребенку как нужно гладить по волосам, вместо того, чтобы тянуть их, как нужно держаться за руки, вместо того, чтобы дергать или толкать. Задержите ребенка на несколько секунд, чтобы он попрактиковался в нежных и аккуратных прикосновениях. Не обращайте внимания на протест. Положите свою руку на руку ребенка и аккуратно направьте движение его ручки. Убедитесь, что другой ребенок не возражает, что к нему при касаются. Похвалите своего малыша за его старания.

Если ребенок продолжает обижать других.

Вы остановили ребенка и сказали ему, что нужно делать, вместо того, чтобы обижать, бить, толкать. Если

подобное поведение продолжится или случится в течение ближайшего часа, если ребенок сопротивляется и не желает, чтобы вы направляли его руку, обучая его аккуратным прикосновениям, используйте еще один эффективный подход «Взять паузу».

— Эдик, ты продолжаешь обижать Ларису. Для тебя сейчас будет “пауза”.

“Пауза” – это когда вы отводите малыша от места, где он играл и просите его посидеть спокойно и тихо на скамейке, на стуле, в кресле или на краю ковра в комнате. Скажите ребенку, что ему нужно сидеть спокойно одну минуту, прежде, чем он выйдет и продолжит игру. Если ребенок старше двух лет и не сидит на месте, используйте другой подход ” Тайм Аут.”

http://positiveparenting.ru/wp-content/uploads/2013/08/timeout.jpeg — Эдик, ты не сидел тихо во время паузы, теперь у тебя время тайм-аута.

“Тайм-аут” – это когда вы уводите малыша в другое помещение, изолируете его от ситуации, где случилась проблема. Если вы на площадке, можно выйти за ее пределы, если вы в магазине, выйти их него на улицу или на парковку, можно уйти с ребенком в машину, можно посадить его в коляску и увезти. Скажите ребенку, что он должен вести себя тихо в течение 1 минуты, прежде чем выйдет из “тайм-аута” и вы вернетесь туда, где были. Даже если ребенок очень расстроен или рассержен, сообщите ему об этом условии.

Родителю при этом важно оставаться спокойным и уверенным, что не всегда легко дается . Возможно, вас поддержит понимание, что и для чего вы делаете, а ваш малыш сейчас находится в процессе научения.

Верните ребенка обратно в игру или ситуацию.

По истечении 1 минуты, при условии, что ребенок сидел тихо по время «паузы» или «тайм-аута», позвольте ему вернуться обратно туда, откуда вы его увели: игровая площадка, магазин, комната. Таким образом у малыша появится возможность на практике продолжить дружную, спокойную игру. Похвалите ребенка, если вы видите, что он играет мирно. Если же недопустимое поведение продолжится, будьте готовы повторить «паузу» или «тайм-аут», со всеми последствиями как и в последний раз. Возможно, вам придется повторить использование этих подходов не один раз, прежде, чем ребенок поймет ваше сообщение и перестанет обижать других детей.

ЧТО ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ

Вы возможно задумаетесь… А что будет, если я в ответ укушу, шлепну, потяну за волосы, чтобы показать ребенку каково это по ощущениям. Возможно это сработает и ребенок не будет кусать вас, но не других. И на самом деле такой подход лишь собьет ребенка с толку, если вы сделаете то, что на самом деле запрещаете. Некоторые родители требуют от своего ребенка извинится, но этого обычно недостаточно, чтобы остановить поведение, о котором мы с вами сегодня поговорили.

— Будьте проактивны. Старайтесь предвидеть и предотвратить проблему.
— Для начала заметьте момент, похвалите и поощрите ребенка за то, что он хорошо игра с другими детьми.
— Не игнорируйте, если ребенок обижает других, действуйте сразу. Скажите ребенку ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ.
— Создайте для ребенка возможности быть добрым, нежным и вежливым на практике.
— Если проблема продолжается, примените «паузу» или «тайм-аут».
— Верните ребенка обратно в ситуацию, чтобы он имел возможность поиграть дружно с другими детьми.

Если находите эту статью полезной, поделитесь с друзьями в вашей любимой социальной сети, этим вы поможете распростанять позивные идеи по всему русскоговорящему миру :)

О центре психологической помощи «Инсайт»

К психологам чаще обращаются родители детей-жертв, тех, кого обижают сверстники. Мамы, а особенно папы драчунов, не особо обращают внимание на своих боевых отпрысков, часто даже гордятся тем, что их дети не дают себя в обиду. Напрасно родители ведут себя так беспечно. Тот факт, что малыш обижает других детей в садике, должен стать сигналом для семьи. Это не просто конфликты в детском коллективе, которые возникают и тут же проходят, а проявление личности не с лучшей стороны.

Агрессивное поведение малыша часто объясняется увиденным примером. Если папа, мама, бабушка проявляет эмоциональное давление криками: «Сядь немедленно, я тебе сказала!», – то дети бессознательно копируют такие действия. Ссоры, перепалки и оскорбления не проходят мимо детского восприятия. Такая агрессивность может закрепиться как норма поведения на всю жизнь.

Агрессия бывает разнонаправленная. Легкий вариант, когда дети дерутся из-за машинки или другой игрушки. Цель в данном случае – овладеть вожделенной вещью, поэтому в ход идут кулаки. Гораздо страшнее, когда вы замечаете, что малыш стремиться не просто что-то забрать, а причинить боль сверстнику. Такая бесцельная агрессия вызывает у психологов тревогу.

Главная причина, почему маленький задира обижает других детей, в том, что он не может понять их чувств и потребностей. Это личность, которая фиксируется на себе. Такие дети не умеют помогать, редко чем-то делятся, у них прослеживается некая внутренняя изоляция. Дошкольники, проявляя агрессию, могут демонстрировать неприятие чужих успехов, злорадство при неудачах друзей. Поощрять такое поведение нельзя, бороться с ним нужно очень деликатно. Преодолеть агрессивность в детском возрасте помогут квалифицированные психологи.

Как должны реагировать родители, если ребенок обижает сверстников?

Если это неопасный тип агрессии, который проявляется в борьбе за конкретный предмет, или в ответ на какую-то неудачу, то обострять ситуацию не стоит. Можно выбрать одну из недраматичных и позитивных стратегий:

  • отвлечь внимание, попросить помочь;
  • игнорировать бурную реакцию (переждать, пока всплеск эмоций закончится);
  • выразить поддержку и понимание («разумеется, тебе обидно»);
  • проявить внимание к сыну или дочке.

При анализе ситуации следует акцентировать внимание на поведении, а не на личностных характеристиках ребенка. Не нужно говорить ему, что он плохой, а следует сказать, что он был злой, кричал и вел себя отвратительно, выглядело это совсем не привлекательно. Попробуйте заставить его подумать о мотивах своего поведения, спросив: «Ты хочешь показать свою силу или просто пытаешься обидеть своего приятеля?».

При разборках агрессии взрослому никогда не нужно повышать голос, читать мораль, апеллировать к посторонним, демонстрировать свою властность «будет так, как я сказал». Недопустимо накалять ситуацию насмешками и угрозами. Обещать награды за примерное поведение тоже не стоит, это будет напоминать подкуп.

Самая большая ошибка родителей в том, что они во время воспитательных бесед сравнивают своих детей с одноклассниками. Это можно делать только мысленно и никогда не проговаривать вслух. Ваш сын или дочь неповторимы, они дороги вам при любых обстоятельствах. В этом дети никогда не должны сомневаться. Все промахи, включая проявление агрессии, нужно обсуждать, когда все уже успокоились и могут мыслить трезво.

Обсуждать психологические проблемы малыша или подростка нужно наедине, без посторонних. Старайтесь, особенно с подростками, говорить так, чтобы они, признав свою неправоту, могли сохранить лицо. Помните, что главный способ борьбы с немотивированной агрессией – спокойное и доброжелательное поведение взрослого. Лучше всего с этой задачей справятся сотрудники нашего центра.

Если проявляется агрессивное поведение по отношению к другим детям в школе, и спокойные беседы никак не действуют, не доводите проблему до состояния конфликта. Приводите школьника в центр психологической поддержки «Инсайт». У нас вы можете посетить индивидуальные консультации, тренинги для младших школьников, клуб для подростков. Наши детские психологи помогут ребенку обуздать агрессию и чувствовать себя комфортно в коллективе. Звоните! Мы работаем в удобное время.

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Что касается школы, то отношение к ребенку сверстниками задается в первую очередь отношением к нему учителя.
скачать видео

Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты – рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение – грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

За что его унижают?

​​​​​​​Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе – любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это – не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Азбука общения

Следующий этап – обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно – сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты – «продюсер» его талантов

Все дети мечтают быть самыми лучшими – но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней – вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

– Жизнь жестока, – говорят мужчины. – В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому – высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. “Дразнилки”, обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания “со знаком минус” – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Что делать, если ребенок обижает других?

Отправляя свое дитя в большой мир, мы более всего переживаем, чтоб нашу кроху не обидели, и всеми силами стараемся упредить агрессию, направленную на него вольно или невольно. Бросаемся на защиту. Смотрим вместе обучающее видео о противодействии буллингу. Неистово выясняем отношения с родителями обидчика в случае даже небольшого инцидента. Конечно, ведь мы — любящие родители, и наша главная задача — защищать свое чадо. Но что делать, если агрессор — наш собственный ребенок?

К такому повороту родители не готовы, ведь мы всегда жили с мыслью, что наш мальчик или девочка хорошие и добрые. Но согласно опросу в рамках проекта «Дети Mail.Ru», почти 70% детей приходилось наблюдать травлю, а 12% сами в ней участвовали, причем специалисты уверены, что цифры занижены: не все дети, пусть и анонимно, готовы в этом признаться.

Кто становится буллером

Конфликты неизбежны в любом обществе — они существуют на протяжении всего периода существования человека в коллективе. Если речь идет не о случайном или разовом инциденте, а о систематическом агрессивном поведении в отношении однокашников, неплохо бы разобраться, почему ребенок выбрал именно такой стиль взаимодействия с социумом.

Агрессор берет на себя право решать — кому каким быть — так он защищает себя от того, что ему неприятно.

Помимо индивидуальных особенностей, существуют и некоторые общие характеристики обидчиков.

Обидчиками, чаще других детей, становятся:

  • дети, которые воспитываются без границ и запретов, почти не принимающие отказа;
  • гиперопекаемые дети, лишенные самостоятельности и инициативы;
  • дети, склонные к самолюбованию и нарциссизму, эгоизму и имеющие завышенную самооценку;
  • дети, занимающиеся грубыми видами спорта, при этом вспыльчивые и не умеющие сочувствовать;
  • дети, однажды сами ставшие жертвами;
  • дети из неблагополучных семей и подверженные стрессу.

Профилактика

Так как эта проблема достаточно актуальна, то замечая агрессивность ребенка или его невнимание к чувствам других, необходимо обратить внимание на профилактическую работу.

Обязательно устанавливать ребенку границы, не допускать вседозволенности. Нельзя всё и всегда разрешать детям, ещё наши далекие предки понимали это. Поощрять самостоятельность, инициативу, трудолюбие.

В интернете есть прекрасные ролики о том, как учительница на примере яблока показала, как страдает человек от оскорблений, а также видео с экспериментом о том, как зачахло от оскорблений растение. Такие видео можно и нужно показывать детям.

Разбирать вместе любые конфликтные ситуации, ставить себя на место обеих сторон и искать варианты решения ситуации.

Никогда не говорите ребенку «Разбирайся сам», «Защищай себя сам» — это прямой путь вырастить агрессора. Ребенок считывает: «У тебя нет поддержки, я отказываюсь помогать тебе и защищать тебя» — для ребенка это переводится, как «мне плевать на тебя». И он находит наиболее простой метод решения конфликта – насилие. Надо давать понять и говорить ребенку: «В любой ситуации ты можешь рассказать мне о том, что тебя тревожит, и я смогу помочь в ней разобраться и сумею защитить тебя».

Если ребенок грубит дома, то научитесь вместе с ним «я-высказываниям»: «Я расстраиваюсь», «Мне не нравится, когда…» — подобные формулировки исключают возможность оскорблений и хамства.

Что делать?

Если ваш ребенок виноват, то важно, чтобы он понял, что ему придется нести ответственность — этот поступок не должен остаться без должного внимания. Он должен извиниться перед тем, кого обидел, и возместить нанесенный ущерб — как это сделать, решайте вдвоем. Кроме того, он должен быть наказан. В случае рецидива ограничения должны усиливаться.

Найдите занятие, в котором ребенок смог бы «выпустить пар», и желательно контролировать этот процесс.

Ограничьте доступ ребенка к агрессивным фильмам и играм, предложите безопасную альтернативу.

Обсуждайте школьные конфликты — держите руку на пульсе.

Агрессия — обязательная часть здорового развития человека, но вместе с тем одна из самых частых проблем обращения к детским психологам, поэтому мамам и папам необходимо контролировать эту эмоцию и учить своих детей пользоваться ей по назначению.

Что делать, если ваш ребенок обижает других детей

Примерно каждый восьмой ребенок принимал участие в травле кого-то из сверстников. И это если считать только тех, кого поймали «на горячем» или кто сам признался. Специалисты подозревают, что на самом деле процент систематических забияк среди школьников гораздо больше.

Какие причины могут побудить вашего доброго, отзывчивого малыша оказаться в числе агрессоров? Что делать, если это уже произошло?

Как решить проблему

Начнем с конца, то есть с действий, которые следует предпринять, если вы столкнулись с неприятной ситуацией лицом к лицу и обязаны как-то отреагировать. Есть простая цепочка действий, к которой следует прибегнуть родителям, если ребенок взял за привычку обижать других детей.

” Скажите малышу, что он перешел границу и должен быть наказан. Сформулируйте наказание и обязательно оговорите, что если ситуация повторится, дисциплинарные меры окажутся уже более суровыми. Объясните, что провинившийся должен постараться возместить нанесенный ущерб, извиниться.

Не слишком сложная инструкция, помогающая быстро устранить тревожные симптомы, правда? Но, к сожалению, закончить статью прямо на этом месте, поставив точку, не получится. Почему? Давайте разбираться.

Однажды у знакомой мне супружеской пары возникла похожая проблема. Школа связалась с ними, и сообщила, что их сын постоянно ввязывается в драки. Мои знакомые четко и быстро провели воспитательную работу по описанному выше алгоритму. И предупредили сына, что если он еще хоть раз поднимет на кого-то из одноклассников руку, то навсегда лишится своей любимой игровой приставки.

Мальчик отнесся к предупреждению очень серьезно. И в следующий раз во время драки совсем не использовал руки, только ноги и голову. Как вы, возможно, догадываетесь, взрослые оказались не особо довольны результатами воспитательного процесса.

Суть в том, что любой закон, даже самый суровый, можно попытаться обойти. И основной целью родителей маленького агрессора должно быть не создание строгих рамок из запретов и наказаний — хотя и они тоже нужны, да. А формирование у ребенка внутреннего ощущения, что нельзя опускаться до травли слабых.

Боритесь не только с симптомами, но и с причинами, побуждающими чадо так себя вести.

Возможные мотивы серийного обидчика

Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?

«Все так делают»

Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.

Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.

Чтобы мягко скорректировать эту нездоровую тенденцию, стоит взяться за развитие у чада такой штуки, как критическое мышление. Есть специальные упражнения, которые научат вашего сына или дочку оценивать окружающую реальность самостоятельно, думать о последствиях тех или иных слов или поступков. И в будущем они скорее будут делать то, что сами считают правильным, а не слепо следовать за кем-то.

«Пусть лучше он, чем я»

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».

Такая печальная ситуация означает, что ваш сын или дочка не чувствуют себя достаточно защищенными. Попробуйте показать им, что вы всегда придете им на помощь. Заступитесь, всех на уши поставите, но не бросите их один на один со сложной ситуацией. Не скажете безжалостное: «Разбирайся сам!»

«Он сам виноват!»

Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.

Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

Малыши легко уживаются с мыслью, что люди бывают очень разными. У нас в ходу непохожие привычки, обычаи, манера себя вести и одеваться. Все эти особенности не обязательно любить, но с ними нужно смириться. Потратьте время и объясните, покажите на примере книг и фильмов, какой удивительно разнообразной бывает окружающая реальность.

«Это весело»

Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

Хорошая новость в том, что способность к сопереживанию можно воспитать. Чаще заставляйте малыша рассуждать, что чувствуют другие люди. Не забывайте рассказывать ему о своих эмоциях. И постарайтесь скорректировать сформировавшуюся у него установку, что его желания всегда на первом месте.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

«Он первый начал!»

«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода. И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Стоит разобраться в бесконечных переплетениях «а он тогда сказал, а она потом сделала». Вникните, что же все-таки произошло? И подробно проговорите с ребенком, что он мог предпринять, чтобы с достоинством выйти из ситуации? Как себя лучше было повести? Поделитесь с крохой своим взрослым опытом поведения в жерновах конфликта.

Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.

Побеседуем о важном? Советы родителям о детях.

Ребенок обижает детей в детском саду? Это можно исправить!

Ваш сын или дочка постоянно обижает других детей в детском саду?
Ситуация настолько серьезная, что вас перестряют родители, а воспитатели уже начали намекать, что вам нужно забирать документы из сада и переходить в другой? Что делать, если ваш ребенок в группе обижает детей без повода и без причины? Можно ли решить проблему, не переходя в другой сад? Как нормализовать психологическое состояние карапуза, чтобы он перестал быть агрессивным? Как научить малыша ладить со сверстниками и не обижать остальных? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи.

Ребенок в детском саду обижает других детей: причины

По мнению детских психологов, существует целая масса причин того, почему дети обижают друг друга не только словами, но и физически. И вот наиболее распространенные из них:

    малыш копирует поведение других (братика или сестрички, одногруппников, деток ваших друзей); в вашей семье часто происходят ссоры; родители ведут себя агрессивно по отношению к окружающим; малыш психологически закомплексован; если по типу темперамента ваш сын/дочь – холерик.

Как видите, причин того, что ваш сын или дочка в саду обижает других детей, может быть очень много. Но что же делать с таким поведением? Сразу бежать к психологу, либо попытаться исправить ситуацию самостоятельно?

Что делать родителям, если их чадо обижает своих сверстников?

Итак, если ваш ребенок обижает сверстников в детском саду настолько часто, что вы уже устали прятать глаза от стыда, вам предстоит пройти непростой тропой, чтобы нормализовать психику малыша и покончить с этой проблемой. Но нерешаемых задач не существует, а значит, вы обязательно справитесь с этой проблемой!

Подавайте хороший пример! Малышня всегда и во всем подражает своим родителям. Поэтому очень важно, чтобы сами мама и папы не вели себя агрессивно, не повышали голос в семье, не обзывали друг друга и т.д.

Старайтесь, чтобы к концу дня карапуз использовал всю свою энергию. Для этого вы должны четко распланировать его распорядок дня. Каждый день он должен заниматься как физически (делать зарядку, выполнять различные физические упражнения, играть в мяч на свежем воздухе) так и психологически (решать головоломки, рисовать, лепить из пластилина).

Помогайте карапузу выбрасывать негативные эмоции. Если ваше чадо обижает других детей в те моменты, когда он устал (плохо выспался, перенапрягся физически, эмоционально вымотан), научите его «выпускать пар» так, чтобы он не наносил вред другим. Организуйте определенное место, где маленький агрессор сможет рыдать, топать ногами, рычать и т.д. У вас дома это может быть небольшая часть детской комнаты, в детском саду – место около его шкафчика, а на улице можно просто завести его за угол и дать ему время успокоиться.

Ну и, конечно же, если ребенок в саду обижает других, обратите внимание, какие телепередачи ему нравятся, что он смотрит с особым удовольствием? Вы должны понять, что современные новости наполнены агрессией, что есть много героев, которые решают проблемы кулаками или с помощью пистолета, и что все это негативно сказывается на психике малыша и формирует его поведение. Сегодня ваш малыш посмотрел вместе с папой фильм про плохого дядю, а завтра в садике таким образом он попытается решить свой конфликт со сверстником.

Любите своего малыша, оберегайте его от агрессии, следите за его психикой, и у вас обязательно все наладится!

Если один ребенок постоянно обижает другого: что делать?

Чинные семейные посиделки в кафе или прогулка по парку неизменно превращаются в лайт-версию «Ледового побоища»: дети обзывают и лупят друг друга, как только подворачивается более или менее подходящий повод. Психолог Мария Баулина рассказывает на Рамблер/Семье, как в этой ситуации вести себя родителям.

Будьте Швейцарией!

Стремление защитить слабых и обиженных – благородное чувство, однако в детско-родительских отношениях оно лишь мешает наладить отношения в семье. Если один ребенок регулярно обижает другого, это свидетельствует о том, что агрессор сам считает себя обделенным и пытается огнем и мечом восстановить справедливость. Поэтому, становясь на сторону «жертвы», вы лишь повышаете градус напряженности между детьми. Соблюдая нейтралитет, вы сможете добиться гораздо большего.

1. Попросите обоих детей изложить свою версию конфликта и внимательно выслушайте их, не пытаясь сразу определить виноватого.

Ребенок не хочет слушаться

2. Постарайтесь вовлечь детей в обсуждение проблемы. Например, можно спросить их: «Как вам кажется, можно ли этой машиной играть вдвоем?». Ваша задача – помочь им начать разговаривать друг с другом, выражая свои эмоции, а не просто перебрасываться обвинениями. Когда-нибудь (да-да, это будет очень нескоро!) дети начнут прибегать к подобным диалогам без вашей помощи, и это станет началом потепления отношений.

3. Переведя открытый конфликт в обсуждение и не поддерживая явно одного из детей, вы тем самым предотвратите новые вспышки агрессии. Ведь если мама или папа защищает какого-то ребенка, значит, согласно детской логике, больше любит его. Как же не дать «любимчику» за это еще один подзатыльник, пока родители не видят?

… и немножко Фрейдом

Маленький ребенок не только считает себя пупом Земли, но и искренне возмущается чужой недальновидностью, если кто-то думает иначе. Он воспринимает брата или сестру как замену себе, поэтому старается активно вытеснить его или ее на нижнюю ступень семейной иерархии. В этом случае традиционный совет уделять каждому из детей больше внимания бесполезен. Ребенок не хочет больше, он хочет все!

Чтобы помочь детям справиться с ревностью, необходимо показать им ценность наличия брата или сестры. Например, сыграйте на мелкособственнических настроениях ребенка: у него есть сестренка, а у Миши такой нет! Подберите рассказы, сказки и фильмы, где братья и сестры выступают как одна команда. С этой целью хорошо подойдут самые разные произведения: от «Чука и Гека» А. Гайдара до серий вроде «Дети шпионов».

В то же время постарайтесь разобраться в мотивах «агрессора». Они могут быть самыми разнообразными, поэтому единого «рецепта» борьбы с враждебностью ребенка просто не существует.

1. Агрессия как реакция на несправедливость. Очень часто детей назначают «старшими» или «младшими», и данный статус накладывает на ребенка определенные обязанности, против которых он протестует. Например, малышу постоянно говорят: «Не шуми! Ты мешаешь брату делать уроки! Не видишь, он занят делом?!» А малыш-то тоже занят делом, необходимым для его развития, – игрой. И когда же ему играть – через десять лет, когда брат наконец-то закончит школу? Не отказывайте ребенку категорично, а договоритесь о том, когда вы сможете сделать то, что он хочет, например: «Мы вместе постучим в барабан, когда твой брат допишет сочинение».

2. Неумение выразить любовь. Ребенку может быть трудно выразить свою любовь по отношению к родителям, поэтому он прибегает к способу «ревнует, значит любит». Если вы будете чаще использовать тактильный способ выражения привязанности, ребенок тоже постепенно придет к выводу, что если хочется маминого внимания, можно просто положить ей голову на колени, и вовсе не обязательно лупить с этой целью брата.

Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?

Редакционный эксперт, психотерапевт и основатель HumanLab Виктория Жаденова снова отвечает на волнующие родителей вопросы. Ранее Виктория уже рассказала, когда можно оставлять ребенка одного, как договориться с бабушкой и как быть, если ребенка обижают в школе.

Как быть, если вы узнали, что ваш ребенок обижает других детей в школе?

Родителям часто кажется что именно их ребенок не может быть таким. «Мы вложили в него все, что могли, и он никогда не будет драться», — думают они. Однако необходимо помнить, что любой, даже самый тихий и воспитанный ребенок иногда может обидеть другого.

Важно в этот момент не давить на ребенка, а попробовать разобраться, что его привело к подобным действиям. Например, родители узнают, что их ребенок толкнул одноклассника.

В спокойной обстановке родители начинают выяснять, что случилось, и оказалось, что мальчик, которого якобы толкнули, на проигнорировал десять просьб не трогать чужие вещи и продолжал их трогать и раскидывать. Вот почему второму пришлось его толкнуть.

Но конечно, если такое агрессивное поведение с применением физической силы продолжается, стоит задуматься, что же происходит.

Часто агрессивное поведение у детей свидетельствует о том, что их границы нарушаются, а потребности где-то не удовлетворяются. Основные потребности детей — удовлетворение интереса в игре, познание, близость, безопасность, соблюдение своих психологических и физических границ, а также востребованность в общении со сверстниками. В случае, когда какая-то из этих потребностей (или не сколько) не удовлетворяются, ребенок пытается восстановить баланс, удовлетворить свои потребности — при этом его сознание еще не замутнено социальными нормами.

Такое поведение может говорить о нескольких состояниях ребенка. Если задирой ребенок стал только в школе, а раньше за ним такого не замечалось, вполне возможно, что он переутомляется, и ему стало сложно сдерживать свое раздражение. В этом случае лучше обратиться к специалисту: неврологу, нейропсихологу, возможно, использовать специальные методы для укрепления нервной системы.

Также подобное поведение может говорить трудностях в общении. Возможно, ребенка отвергают в коллективе, и он пытается самоутвердиться с помощью агрессии. Также может быть, что ребенка подстрекают: «ну что ты, не мужик, врежь ему», и он идет на драку с целью завоевать уважение и доверие.

Ну и конечно, агрессивное поведение может быть следствием особой семейной ситуации, когда ребенок дома терпит обесценивание и/или унижение, а реализует свою агрессию на слабых в школе.

В любом случае драчливый ребенок это симптом, на который следует обратить внимание как родителям, так и учителям, и больше внимания уделить ребенку в этот возможно нелегкий для него период.

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети в детском саду

Многие родители замечают, что в какой-то момент их ребенок начинает бояться чужих детей. В некоторых случаях даже отказывается выходить из дома. Это тревожный сигнал. Значит, вашего малыша обидели, и психологическая травма оказалась довольно тяжелой. Давайте разбираться, как избежать подобного и что делать, если ребенок не хочет общаться со сверстниками.

Прививка от страха

Вы, наверное, заметили, что на детской площадке среди малышей обязательно найдется ребенок, отличающийся агрессивным поведением. Трудно сказать, откуда это – врожденное или благоприобретенное… Такой норовит толкнуть, отнять игрушку и бросить ее в кусты, не подпустить к песочнице.

Первая реакция доброжелательно настроенного малыша, подвергшегося «нападению», – изумление. Он привык к тому, что его любят, он с доверием относится к окружающему миру, а тут такой поворот… В этот момент важно помочь ребенку правильно отреагировать на чужую агрессию. Ведь если вы не объясните, как вести себя в такой непростой ситуации, и она повторится, тогда уже реакцией могут стать обида и страх.

Пресеките агрессию в сторону вашего ребенка

Нужно сразу же пресечь агрессию. Строгим голосом скажите обидчику, что никого нельзя обижать и брать без спросу чужое, заберите у него игрушку, которую он отнял у вашего ребенка, и запретите приближаться к нему. А свою кроху приободрите, скажите: «Не бойся, он ничего тебе не сделает!».

Пусть знает, что ничего страшного не случилось, что у него есть защита. Ваша улыбка, успокаивающие ласковые слова дадут понять, что все в порядке, все под контролем. Обратите его внимание на других детей – мирно играющих неподалеку, и предложите присоединиться к ним. Понаблюдайте за тем, как будет вести себя «нападавший», и не допустите повторных «атак». А по дороге домой обязательно обсудите случившееся. Это прекрасный повод еще раз объяснить малышу, как можно и нужно вести себя с людьми, а как нельзя. И несколько раз подчеркните, что сам он – умный, воспитанный, сильный и никого не боится. Такая своеобразная психотерапия – как прививка от страха перед чужой агрессией.

Давать ли сдачи?

Однако малыш должен рассчитывать не только на вас, но и на себя, уметь самостоятельно отстаивать свои интересы. Для этого его нужно учить быть терпеливым, справедливым, уступчивым, не жадничать. А в некоторых случаях – давать сдачи! Потому что без этого порой не обойтись (См. «Как научить ребенка давать сдачи и надо ли это делать»).

Но, как показывает и мой опыт в том числе, не все мальчики могут проявлять ответную агрессию. Моего сына в садике обижал один мальчишка – дергал за длинные волосы, толкал, провоцировал. Муж долго пытался научить давать сдачи: «Сжимаешь пальцы в кулак и бьешь в нос!». В ответ ребенок заливался слезами: «Нет, я не могу!». Такой вот пацифист, которому нестерпима даже сама мысль о том, чтобы ударить кого-то.

Пришлось учить защищаться по-другому, а именно: словом, высмеиванием обидчика. Ирония, насмешка – это тоже сильное оружие, которым можно защищаться. Но как бы то ни было, не плохо отвести ребенка в спортивную секцию. Развитые мышцы, физическая выносливость дают ощущение собственной силы и чувство уверенности в себе. Такой мальчик не испугается обидчика, сможет постоять за себя.

Как прогнать страх

Но если так случилось, что ваш ребенок стал жертвой маленького хулигана и боится новой встречи с ним, да и вообще сторонится незнакомых детей, тут придется действовать тонко и продуманно.

Спровоцируйте общение с дружелюбными детьми

Не заставляйте идти на детскую площадку. Пригласите домой спокойных, дружелюбных детей ваших подруг или просто знакомых. Затейте с ними веселую игру, вовлекая в нее и своего малыша. Начните рассматривать яркие книжки, а потом и почитайте их. Таким образом вы исподволь продемонстрируете ребенку, что другие мальчики и девочки не представляют угрозы и с ними можно весело общаться.

Вместе ходите в места, где много детей

Водите ребенка на цирковые представления, в театр кукол – туда, где много детей. Рядом с вами, он будет чувствовать себя комфортно и в окружении чужих детей. И постепенно поймет, что ему ничто не угрожает.

Проконсультируйтесь у психолога

Не повредит и консультация опытного психолога. Вот так, совместными усилиями, вы поможете ребенку избавиться от страха, научить общаться со сверстниками, решать конфликтные ситуации.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: