Что делать, если ребенок стал плохо учиться в школе: причины и советы психолога

Что делать, если ребенок стал плохо учиться в школе: причины и советы психолога

Почему ребёнок стал плохо учиться- 15 причин.


«Раньше наша дочь прилежно относилась к учебе, переживала из-за плохих отметок, серьезно занималась спортом. Но через некоторое время после того, как ей исполнилось двенадцать, ее словно подменили. По всем предметам скатилась, интерес к спорту пропал. Помощь не принимает, говорит, сама разберусь.»

Начнем с того, что прежде чем что-то «чинить», надо знать, где и что «сломалось». Ребенок плохо учится.

  1. Не умеет учиться, т.е. не умеет работать с книгой, не умеет готовиться к устным предметам, к контрольным, к экзаменам, не умеет распределять время, не умеет сосредоточиться на одном деле, медленно читает, не читает вообще, плохой почерк, не умеет организовать свое рабочее место, часто отвлекается, невнимателен, плохая память и т.д.
  2. Не умеет организовать свое время таким образом, чтобы хватало на все и – как следствие – ничего не успевает. Постепенно объем несделанного становится все больше, и у ребенка просто “опускаются руки» и он предпочитает ничего не делать вообще: все равно не успеть. В этом случае ребенку необходима помощь старших: организовать свой рабочий день таким образом, чтобы времени хватало на все, посчитать, на что уходит время в течение дня – вести хронометраж несколько дней подряд, записывая все: телефонный разговоры, «ничегонеделание», время, потраченное на прием пищи, на путь в школу и домой и т.д.
  3. Страх: ребенок боится отвечать у доски, боится сделать ошибку, получить двойку, боится, что будут смеяться, не будут слушать, будет говорить некрасиво или неправильно, что он плохо выглядит, некрасивый (некрасивая), у него не тот рост (слишком большой или слишком маленький), он плохо одет и т.д. страхов, на самом деле, великое множество, среди них много таких, которые нам – взрослым, кажутся смешными, надуманными. Но для ребенка этот страх настоящий, он парализует ребенка, мешая ему адекватно воспринимать себя и реальность, искажая эту реальность. В результате ребенок как бы «замораживается», он занят только своими страхами. Разве ему до учебы в такие моменты?
  4. Коллектив в классе не настроен на учебу, и ребенок не может противостоять коллективу. Он не хочет быть изгоем-«ботаником», а значит, для этого ему придется забросить учебу и переключиться на интересы и занятия одноклассников. Самый худший вариант здесь – это травля ребенка его одноклассниками. При таком положении вещей, безусловно, самый лучший вариант – это сменить школу или хотя бы класс.
  5. Конфликт с учителями – неважно, по какой причине, просто есть конфликт, и ребенок не может контактировать с учителем нормально, адекватно. Разрешить конфликт достаточно эффективно для обеих сторон бывает крайне сложно, но тут ребенок не может обойтись без помощи родителей, даже старшеклассник. Очень важна грамотная поддержка родителей.
  6. Учитель на уроке кричит или громко разговаривает. А ребенок совершенно не переносит крика или разговора на повышенных тонах, громких звуков. поэтому он занят не учебой, а преодолением страха громкого голоса и крика. Если у учителя просто громкий голос, можно попросить пересадить ребенка в конец класса, на последнюю парту.
  7. Ребенок не понимает объяснений учителя – тоже по разным причинам: непонятно для него объясняют, пропущено какое-то количество уроков по болезни – пробелы в материале, плохо усвоен предыдущий материал. А если ребенок не может на уроке работать – он “выключается”. и опять пробел. Здесь нужна поддержка и помощь родителей: объяснить, «наверстать» упущенное. Можно нанять на несколько занятий репетитора, чтобы восстановить пропущенное.
  8. Ребенок очень активный, энергичный, «непоседа», ему тяжело выполнять одно и то же действие в течение длительного времени, да даже просто сидеть на одном месте. В этом случает необходимо заняться выработкой у ребенка усидчивости и терпения. Как вариант – собирать пазлы, причем это можно делать и на компьютере. Хорошо бы собирать пазлы вместе с ребенком. Мама может учить ребенка разного рода рукоделию, приготовлению сложных блюд.
  9. Ребенку не хватает умения внимательно слушать объяснение учителя, как следствие – нарушение дисциплины на уроке, «пропущенный мимо ушей» учебный материал, затем некачественная подготовка к следующему уроку. Здесь необходимы игры и действия, развивающие внимание, умение сосредоточиться на выполняемой работе.
  10. Плохое самочувствие ребенка, особенно в «переходном» возрасте – во время гормональной перестройки. Это резкая смена настроения, головные боли, пониженное либо повышенное давление, общая слабость организма. Самое важное в этот период – это соблюдение режима сна, питания, смены работы и отдыха, обязательно – 30-40-минутная прогулка перед сном, желательно вместе с родителями или с одним из них, расслабляющие ванна с солью, витамины.
  11. Сложная домашняя обстановка: нестабильные отношения между членами семьи, особенно между папой и мамой, бабушкой и дедушкой и родителями, рождение младшего брата или сестры, большая занятость родителей на работе.
  12. Развод родителей или период перед разводом: родителям просто не до ребенка.
  13. «Смена » одного из родителей: мама выходит замуж, и ребенок живет в новой семье с отчимом, а с папой время от времени встречается либо не встречается совсем. Самый худший вариант здесь – это если мама в ситуации конфликта с папой старается сделать из ребенка своего союзника, всячески чернит папу, его поведение. Ребенок в такой ситуации вынужден брать на себя функции, которые ему по возрасту совершенно не по силам.
  14. Раннее сексуальное просвещение ребенка, интерес к противоположному полу психологически не подготовленного к этому ребенка. Как правило, этот интерес формируется при помощи СМИ, интернета, фильмов, рекламы и.т.д. Здесь очень важен как осведомленность со стороны родителей – что читает ребенок, какие фильмы смотрит, какие сайты посещает, так и существование доверительных отношений между родителями и ребенком, возможность обсуждать прочитанное, увиденное.
  15. Недостаточно развитое у ребенка чувство ответственности. В этом случае с ребенком, начиная уже с 1 класса, возможно договариваться: составлять такой устный договор на выполнение каких-либо дел. В таком договоре обязательно должен быть «пункт» о том, что будет происходить, если одна из сторон не выполнит своей части договора.

Как видите, причин , почему ребенок вдруг начал плохо учиться, достаточно много. И задача родителей прежде всего выяснить, какие причины есть у их ребенка. И только после этого есть возможность что-то предпринять, изменить, помочь своей дочери или своему сыну. Некоторые вопросы вполне возможно решить самостоятельно, но вопросы, связанные с отношениями, лучше всего решать со специалистом в данной области.

Ребёнок стал плохо учиться — мнение психолога (+Видео)

Когда у ребенка начинаются проблемы в школе, обычно это провоцирует семейные конфликты. Родители чувствуют вину, страх, начинают срываться на чадо, упрекая его в бестолковости. Ищут причины друг в друге: «Это ты не доглядела!», «Что ты за отец, когда ты с сыном разговаривал последний раз?!» А ребенок в этот момент остается один на один с проблемой, с которой не в силах справиться. О критической ситуации в семейных отношениях рассказала Евгения Андреева, семейный психолог, сотрудник психологической мастерской «Хорошие отношения».

Достаточно частая ситуация, с которой родители обращаются на консультацию — это изменения успеваемости или поведения ребенка в школе, а именно её снижение. Это может быть неожиданно для родителей, и за своим беспокойством и тревогой по этому поводу взрослым бывает сложно увидеть, что произошло или происходит с ребенком на самом деле. Часто они опасаются, что в жизни сына или дочери что-то происходит, а они об этом не знают.

Я думаю, что есть две самые распространенные причины, которые могут влиять на поведение ребенка в этой ситуации. Первая: взросление ребенка. Если в младшей школе в большинстве своем детям важно хорошо учиться, получать хорошие оценки, похвалу взрослых, то к средней и старшей школе какая-то другая мотивация может стать ведущей. Ребенок может измениться довольно быстро, и родители не успевают к этим изменениям приспособиться. Для подростка на первый план в жизни выходит общение, и в какой-то момент оно становится более важным и значимым, чем учеба.

В этот момент в его жизни происходит некая переоценка ценностей, и он чувствует, что отметки, которые он получает за контрольные в школе, для него не так важны, как, например, пойти, пообщаться с друзьями, сходить куда-то вместе потусоваться. И в этот момент у ребенка начинается снижение успеваемости — и из-за того, что программа в старших классах довольно сложная и что появились другие интересы.

В этой ситуации родителям важно найти правильный подход к подростку, чтобы поддерживать и обучающий процесс, но также не обесценивать желание ребенка общаться со сверстниками, быть принятым в какой-то компании. Потому что часто родители устанавливают такую взаимосвязь: «Ты стал общаться с этой компанией и стал плохо учиться, так что теперь никуда ты не ходишь, нигде не гуляешь, а будешь сидеть дома и заниматься уроками». Таким образом, родители устанавливают некие границы, чтобы ребенку якобы можно было сосредоточиться на учебе. В этот момент ребенка, по сути, лишают чего-то очень важного для него, и это вызывает у него много эмоций, от злости на родителей до опасения, что в своей компании он больше не будет принят.

На таком фоне хорошо учиться довольно сложно. Думаю, что в такой ситуации родителям важно не паниковать и не бросаться в крайности, ограничивая свободу ребенка, а учиться договариваться с ним. Здесь необходимо найти партнерский способ общения с ребенком, удержать контакт с ним, чтобы он мог прислушиваться к родительским советам. Это не директивный способ решения проблемы, а способ сотрудничества.

Другой причиной ухудшения поведения ребенка может быть сложность в отношениях: резко изменившаяся ситуация в семье либо проблемы во взаимодействии с теми же одноклассниками. Возможно, ребенок где-то сталкивается с такой эмоционально сложной для себя ситуацией, что ему просто не до учебы. Например, развод в семье, когда родители скандалят каждый день, и он это слышит. Но ведь они ссорятся на кухне, когда он якобы спит, и у них есть ощущение, что он ничего об этом не знает. И когда ребенок начинает плохо учиться — они недоумевают, ведь по факту ничего в семье не поменялось, а про то, что ребенок об их ссорах все знает, родителям даже бывает неизвестно. Так возникает некая табуированная тема, которая в семье не обсуждается, но влияет на ребенка и на его успеваемость.

Важно постараться увидеть ситуацию в общем, потому что родители привыкли рассматривать ее узко: «Ты стал плохо учиться, значит, ты плохо готовишься к урокам, надо интенсивней заниматься». Ситуация как будто закрывается, закольцовывается, а стоит рассмотреть ее в формате всей жизни, есть ли сейчас в жизни ребенка какие-то обстоятельства, которые вызывают у него напряжение, дискомфорт. Не обязательно дело в учебе, как правило, это связано с какими-либо отношениями. Если мы это увидим, то будет гораздо проще с ребенком разговаривать, помогать ему выражать свои эмоции.

Довольно часто изменения касаются не только успеваемости ребенка, но и его поведения. Например, вежливый, спокойный ребенок может в какой-то момент стать агрессивным, задевать других детей, конфликтовать с учителем. Как правило, об этом довольно быстро становится известно родителям, и они могут очень сильно удивляться, потому что дома ребенок ведет себя совершенно спокойно и вообще, «непонятно, что вы с ним в школе делаете, что он так себя ведет». А может быть и другая ситуация, когда он такое же поведение демонстрирует и дома, и это тоже является сигналом о том, что есть какая-то стрессовая ситуация, в которой ребенок находится. Дальше сложно обобщать, потому что надо разбираться, в чем именно это напряжение.

Единственное, что я могу сказать про это: если поведение ребенка стало необычно агрессивным, часто это происходит вследствие агрессивного поведения по отношению к нему самому. Если ребенок встречается с большим количеством агрессии в свой адрес, например, от взрослого, и это слишком сильная для него фигура, чтобы ей как-то противостоять или дать отпор, то злость, которая возникает в ответ, остается внутри него. Выражение этой злости обычно происходит либо через близких — братьев и сестер, либо через одноклассников, либо через учителей.

Я думаю, что учителя — это такие взрослые, которые все-таки менее значимы, чем родители, поэтому с ними не так опасно выражать свою злость. Иногда реакция родителей на агрессивное поведение ребенка — наказать его, поругать, т.е. выразить еще больше агрессии в его адрес, стараясь как будто его таким образом успокоить. Как правило, это не помогает, потому что отрицательных эмоций у ребенка становится еще больше, их надо где-то выразить, и он направляет эту энергию либо вовне, либо на себя: начинает болеть, что-то с собой делать, или становится еще более агрессивным, чем был.

Если родители говорят, что дома ребенок ведет себя спокойно, а в детском саду или в школе становится неуправляемым, думаю, это сигнал о том, что что-то дома не может быть выражено, похоже, там такая атмосфера, в которой какие-то чувства нужно удерживать. Либо еще один вариант: в школе происходит травля ребенка, когда одноклассники его обижают, и ему неоткуда получить защиту. Тогда ребенок становится агрессивным, потому что ему нужно просто защищаться.

Сложность такой ситуации в том, что, как правило, агрессивное поведение ребенка побуждает родителей вести себя с ним строже, отстраненней, в то время как именно такой настрой и сигнализирует о том, что ребенку нужна помощь. Если родитель сможет преодолеть собственную злость в адрес ребенка и будет с ним рядом, то, возможно, получится ему помочь, иначе тот останется один на один со своей проблемой.

Любое резкое изменение поведения ребенка — это повод для родителей повнимательней к нему приглядеться, попробовать не реагировать на внешнее поведение, а понять, какие обстоятельства за этим стоят. Открыть для себя, что он это делает не из желания насолить окружающим, а от невозможности выразить какие-то эмоции. Никакого удовольствия ребенку такое поведение не приносит, это просто его способ сказать, что сейчас в его жизни происходит что-то, с чем он не может справиться.

Что делать, если ребенок стал плохо учиться в школе: причины и советы психолога

Как показывает статистика, 20% детей плохо осваивают школьную программу и имеют двойки по нескольким предметам. По утверждению экспертов именно эти 20% двоечников и определяют, как мы будем жить дальше. Ведь с плохими оценками в наше время “далеко не уедешь” и поэтому, как правило, двоечники остаются жить и работать там, где родились и учились.

Специалисты из государственного института реформирования образования провели исследования 5 тысяч школьников, проживающих в Петропавловск-Камчатске, Вологде и Москве и выявили: как правило, плохо учатся те дети, которым не хватает родительского внимания. При этом не важно, по каким причинам родители не занимаются с ребенком, ведут аморальный образ жизни или днем и ночью заняты бизнесом.

В обоих случаях дети одинаково страдают от нехватки общения с родителями и теряют мотивацию к обучению. “Если ребенок не уверен в том, что родители его любят и всегда поддержат, то в школе он не сумеет выстраивать нормальные отношения со сверстниками и учителями, не сможет решать возникающие конфликты со сверстниками. А от этих качеств характера на 70% зависит успеваемость ребенка в школе”, – утверждают ученые-педагоги.

На основании результатов своих исследований они советуют родителям уделять больше внимания психологической подготовке ребенка к школе, а именно научить его дружить со сверстниками, правильно общаться с взрослыми и детьми, спокойно решать возникающие в его жизни конфликты. Это намного важнее, чем учить ребенка читать, считать и писать. Если ребенок в школе постоянно смущается, не играет с детьми на переменах и не участвует в общественной жизни класса, то он быстро устает, плохо учится и не желает идти в школу.

Иногда плохие оценки ребенка – это отражение тяжелой психологической обстановки в семье. Например, родители постоянно выясняют отношения в присутствие ребенка или постоянно наказывают его в целях воспитания. Отягощенный семейными и личными проблемами ребенок испытывает апатию к учебе и не желает учиться. Вопреки распространенному мнению, успеваемость ребенка не всегда зависит от его поведения. Многие гиперактивные дети, которым очень трудно долго сидеть на месте без движения и сосредоточиться, обладают живым умом и сообразительностью. Движение снабжает мозг кислородом, а правильный подход и понимание родителей дает необходимый отдых, что способствует хорошей переработке полученной информации и усвоению новой.

Самой распространенной причиной плохой успеваемости является отсутствие у ребенка склонности к обучению предмета. Всех детей условно можно разделить на технарей и гуманитариев. Технарям хорошо дается математика, физика, черчение, информатика и другие точные предметы. А гуманитарии, наоборот, любят уроки русского языка, литературы, истории, географии и биологии. Если ваш ребенок получает двойки по математике, но радует вас оценками по гуманитарным предметам, не стоит заставлять его решать задачи и примеры, чтобы он учился по всем предметам хотя бы на четверки. Научить будущего писателя считать, а будущего программиста писать сочинения вряд ли получится, но вот самооценка ребенка от вашего отношения к его учебе сильно пострадает.

Не нужно требовать от ребенка стать круглым отличником, хвалите его за успехи и достижения по тем предметам, которые он учит с удовольствием. Не всегда отличники добиваются больших успехов в жизни, среди двоечников немало гениев, писателей и лауреатов Нобелевской премии. Главное надо воспитать у ребенка такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость и трудолюбие. Любите своего ребенка вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы, поддерживайте его и учите его преодолевать трудности, и тогда ваши старания обязательно приведут к формированию у него этих черт характера.

Безусловно, большинство детей не успевают в школе из-за рассеянности внимания – физиологической особенности работы мозга, которая передается по наследству. Если родители сами в школе были двоечниками и отставали в учебе от сверстников, то вероятность того, что их ребенок будет также плохо учиться в школе, сильно возрастает. Ребенку с рассеянным вниманием трудно осваивать материал на уроках, он засыпает за партой, и вяло реагирует на вопросы учителя. Записывать за учителем, когда он диктует, такой ребенок не успевает, в результате не понимает сути задания и отстает.

К сожалению, повышенные требования родителей и наказание двоечника, особенно в раннем возрасте, не могут привести ни к чему хорошему. Ребенок перестает ценить себя и начинает считать, что он хуже, чем другие. Даже если ваш ребенок плохо учится в школе, старайтесь найти к нему особый подход, не унижайте его и не зацикливайте свое внимание на его оценках. Самое страшное, что от вашего отношения к ребенку зависит и то, как к нему будут относиться учителя и одноклассники. Не давайте никому возможности плохо отзываться о нем, старайтесь повышать его самооценку, поддерживайте его во всех начинаниях и идеях. Ведь в школу ребенок ходит только за знаниями, а реализовывать себя как личность, он будет в жизни. Вот и учите его сами урокам правильного поведения в жизни, чтобы он смог стать победителем, не имея теоретических знаний.

12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они абсолютно разные и их довольно много. В статье вы найдете ответы на вопрос “Почему ребенок плохо учится?” и что делать, чтобы исправить это.

Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

Ребенок плохо себя ведет: что делать, если жалуются учителя

Тенденция последних лет – дети стали гораздо активнее и неусидчивее. Старые педагогические методы с ними уже не работают. А что может сработать, чтобы на ребенка наконец-то перестали жаловаться из-за плохого поведения, рассказывает наш эксперт.

Текст: Елена Леммерман · 24 апреля 2019

Татьяна Павлова

кандидат психологических наук, практикующий психолог.

«Нынешние младшеклассники живут в мире, переполненном навязчивой информацией, это делает их эмоционально уязвимыми и рассеянными. Им непонятно, зачем учиться считать в столбик, если под рукой всегда есть калькулятор в смартфоне. Зачем запоминать наизусть информацию, когда можно в два клика найти ее в интернете», – говорит Татьяна Павлова.

Впрочем, у старшеклассников тоже нет мотивации много трудиться и формировать привычку к самодисциплине. В обществе сейчас пропагандируется легкий успех, быстрое достижение результатов. Зачем учить физику, если можно стать блогером и зарабатывать безумные деньги. Правда, для этого тоже придется много работать, но ведь этого не видно.

Активные, неусидчивые, они с трудом концентрируются на уроках. Учителя идут с жалобами на школьников к родителям, те выясняют отношения с ребенком, но ситуация почему-то лучше не становится. Что сделать, чтобы разорвать этот замкнутый круг? Сперва придется понять, почему ребенок плохо ведет себя в школе.

1. Современным детям в школе действительно скучно. Потому что они уже в первом классе знают, что такое виртуальная реальность, и обращаются с гаджетами иногда даже лучше, чем учитель. А их заставляют 11 лет писать мелом на доске.

Как это исправить? Взрослые тоже должны идти в ногу со временем. Учителям и родителям придется осваивать современные гаджеты. Ведь они могут стать отличными помощниками в деле обучения и воспитания.

2. Дети оперируют информацией по-другому – не так, как мы. Учителя, как и родители имеют иным образом организованную познавательную сферу. Другими словами, их интеллект формировался в совершенно иных условиях. Вот вам и конфликт поколений, трудности коммуникации и, как следствие, скандалы.

Как это исправить? В этом случае я порекомендовала бы взрослым осваивать эту самую виртуальную реальность, чтобы хоть немного понять, через какую призму смотрят на мир их дети.

3. Гиперопека взрослых, часто свойственная тревожным родителям. Взрослые лишают детей самостоятельности и инициативности. Причем действуют в сугубо благих намерениях, помогая и защищая своего ребенка. Но в результате дети растут безынициативными, неуверенными, боятся принимать решения. Когда оказываются один на один с трудностями, пасуют.

Как это исправить? Совет очевиден: давайте больше свободы детям. Если можно так выразиться, контролируемой свободы. Делегируйте полномочия, доверяя своим детям и демонстрируя веру в их силы, возможности и способности.

4. И наоборот, отсутствие контроля, попустительство убивает желание учиться и преодолевать трудности обучения.

Как это исправить? Здесь также актуален совет о контролируемой свободе.

5. Контролируйте ребенка, но без давления и слежки. Доверяя, проверяй – это относится к воспитанию. Проверяйте информацию, которую говорит вам ребенок.

6. Пока ребенок еще учится в начальной школе, продолжайте традицию чтения книг перед сном, смотреть вместе детские фильмы и обсуждать их потом, разбирать разные ситуации, которые происходят в детском коллективы («А как бы ты поступил в этом случае?»).

Воспитательный подход, стиль – не единственное, что влияет на поведение ребенка, в том числе и в школе.

Возрастные кризисы (7 лет, подростковый и т.д.) – изучите симптомы, характерные для каждого периода, чтобы понимать, что нормально, а что уже не очень. Как правило, когда родители понимают: вот они, все признаки возрастного кризиса в их ребенке налицо, и это вовсе не страшно, они успокаиваются. Тревожиться ведь не нужно, все с ребенком нормально. Нужно выработать конструктивные способы реакции на «плохое» поведение ребенка. И главное – запастись терпением и подождать, пока кризис закончится.

Атмосфера в семье. Очень часто ребенок реагирует своим поведением на изменения и проблемы в семье – рождение второго ребенка, конфликты родителей, смену места жительства и т.д. Даже если ребенок не слышит ссор, он чувствует эмоциональный фон мамы, семьи в целом. Поэтому ребенка в сложный период надо поддерживать и быть внимательнее к нему.

Настроение родителей. Задайте вопрос самому себе: а все ли в порядке со мной? В каком настроении я чаще всего бываю? Очень часто поведение ребенка – это реакция на то, что происходит с родителями. Возможно, что и событий никаких особо тревожных нет, и все хорошо, а у мамы или у папы хандра, повышенная тревожность, апатия. Специалисты, работающие с депрессиями, говорят, что у ребенка нет никакой защиты от депрессий родителей. Поэтому, если вы понимаете, что проблемы у вас, займитесь собой, и поведение ребенка поменяется.

И последнее. Что бы ни случилось, верьте и доверяйте своим детям! Они справятся. Они станут хорошими людьми. От нас требуется быть рядом с ними, поддерживать их, принимать их такими, какие они есть, и любить их такими, какие они есть.

Что делать, если ребенок стал плохо учиться?

Плохая успеваемость волнует и детей, и родителей. Проявляется она в плохих отметках, проблемах с выполнением домашних заданий, повышенной утомляемости, нежелании учиться и конфликтах с учителями. Причины подобных проблем бывают разнообразными.

Необходимо помнить, что так или иначе трудности с успеваемостью по одному или нескольким школьным предметам возникают у подавляющего большинства школьников, особенно в переходном возрасте.

Снижение интереса к учебе у подростков может быть вызвано переоценкой ценностей, появлением новых увлечений, хобби, уменьшением авторитетности взрослых. Кроме того, растущий организм испытывает перегрузки, вследствие чего наблюдается снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, утомляемость и даже проблемы со здоровьем. На всех детей, которые еще не вполне научились самостоятельно справляться со стрессом, оказывают сильное воздействие конфликты в семье, повышая их тревожность и вызывая расстройства настроения и поведения.

Ссоры, плохие отношения со сверстниками также стоят в ряду причин плохой успеваемости. Если ребенок недостаточно любим в классе, посещение школы может вызывать недовольство, в результате чего многие дети начинают избегать всего, что связано с учебой.

И еще одним фактором, нередко вызывающим снижение успеваемости, являются возросшие требования преподавателей при переходе в старшие классы или в новое учебное заведение.

Если удастся выявить причину плохих отметок, считайте, что вы на полпути к решению проблемы. Каждый случай – индивидуален, поэтому вам придется побеседовать с самим ребенком, вероятно, с его преподавателями и даже психологом. Делайте это ненавязчиво, чтобы не обидеть ребенка и не проявить по отношению к нему неуважение.

Дальше начинайте думать, как можно исправить ситуацию. Если вы видите, что плохая учеба связана с конфликтами в семье, скорее всего, потребуется помощь семейного психолога.

Если низкая успеваемость вызвана особенностями переходного возраста, то сделать что-либо будет не так просто. Во-первых, вы и ваши пожелания к отличной учебе могут восприниматься подростком не столь серьезно, как раньше. Во-вторых, по объективным причинам ему труднее концентрироваться на учебе.
Поможет появление новых полезных хобби, увлечение спортом, искусством или какой-то областью науки. От вас требуется во всем способствовать самореализации подростка, поскольку только так вы в ближайшее время сможете наладить с ним отношения и побудить к хорошей учебе.

Если ребенок испытывает проблемы в общении со сверстниками, рекомендуется обратиться к хорошему психологу. Возможно, удастся избежать перевода в другую школу.

При появлении плохих отметок и снижении интереса к учебе родители и прочие родственники ни в коем случае не должны прибегать к «дедовским» методам воспитания. К сожалению, некоторые считают, что все конфликты с младшими можно решить хорошей поркой. Но излишняя требовательность и страх только ухудшают успеваемость, а в перспективе приводят к неврозам и прочим расстройствам, пагубно сказываются на фор-мирующемся характере ребенка.
При отсутствии должной мотивации повысить отметки в школе довольно трудно. Именно поэтому требуется найти то звено, которое бы смогло стимулировать у ребенка желание хорошо учиться. На помощь могут прийти только терпение, собственное чутье и умение понимать других, а также профессиональная помощь психолога.

Ребенок не хочет учиться: 8 причин и советы психолога

Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего понять ее причину.

Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.

Учиться слишком сложно

Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

Учиться слишком скучно

Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

Конфликт с учителями

К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

Конфликт с одноклассниками

Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.

Отсутствие потребностей в новых знаниях

Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

Излишний контроль родителей

Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

Проблемы со здоровьем

У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

Потеря мотивации

Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

Комментарий психолога Марии Буртман:

Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.

Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.

Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.

Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.

Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.

Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.

В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.

В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.

Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: