Что делать, если ребенок стал плохо учиться в школе: причины и советы психолога

Что делать, если ребенок стал плохо учиться в школе: причины и советы психолога

Почему ребёнок стал плохо учиться- 15 причин.


«Раньше наша дочь прилежно относилась к учебе, переживала из-за плохих отметок, серьезно занималась спортом. Но через некоторое время после того, как ей исполнилось двенадцать, ее словно подменили. По всем предметам скатилась, интерес к спорту пропал. Помощь не принимает, говорит, сама разберусь.»

Начнем с того, что прежде чем что-то «чинить», надо знать, где и что «сломалось». Ребенок плохо учится.

  1. Не умеет учиться, т.е. не умеет работать с книгой, не умеет готовиться к устным предметам, к контрольным, к экзаменам, не умеет распределять время, не умеет сосредоточиться на одном деле, медленно читает, не читает вообще, плохой почерк, не умеет организовать свое рабочее место, часто отвлекается, невнимателен, плохая память и т.д.
  2. Не умеет организовать свое время таким образом, чтобы хватало на все и – как следствие – ничего не успевает. Постепенно объем несделанного становится все больше, и у ребенка просто “опускаются руки» и он предпочитает ничего не делать вообще: все равно не успеть. В этом случае ребенку необходима помощь старших: организовать свой рабочий день таким образом, чтобы времени хватало на все, посчитать, на что уходит время в течение дня – вести хронометраж несколько дней подряд, записывая все: телефонный разговоры, «ничегонеделание», время, потраченное на прием пищи, на путь в школу и домой и т.д.
  3. Страх: ребенок боится отвечать у доски, боится сделать ошибку, получить двойку, боится, что будут смеяться, не будут слушать, будет говорить некрасиво или неправильно, что он плохо выглядит, некрасивый (некрасивая), у него не тот рост (слишком большой или слишком маленький), он плохо одет и т.д. страхов, на самом деле, великое множество, среди них много таких, которые нам – взрослым, кажутся смешными, надуманными. Но для ребенка этот страх настоящий, он парализует ребенка, мешая ему адекватно воспринимать себя и реальность, искажая эту реальность. В результате ребенок как бы «замораживается», он занят только своими страхами. Разве ему до учебы в такие моменты?
  4. Коллектив в классе не настроен на учебу, и ребенок не может противостоять коллективу. Он не хочет быть изгоем-«ботаником», а значит, для этого ему придется забросить учебу и переключиться на интересы и занятия одноклассников. Самый худший вариант здесь – это травля ребенка его одноклассниками. При таком положении вещей, безусловно, самый лучший вариант – это сменить школу или хотя бы класс.
  5. Конфликт с учителями – неважно, по какой причине, просто есть конфликт, и ребенок не может контактировать с учителем нормально, адекватно. Разрешить конфликт достаточно эффективно для обеих сторон бывает крайне сложно, но тут ребенок не может обойтись без помощи родителей, даже старшеклассник. Очень важна грамотная поддержка родителей.
  6. Учитель на уроке кричит или громко разговаривает. А ребенок совершенно не переносит крика или разговора на повышенных тонах, громких звуков. поэтому он занят не учебой, а преодолением страха громкого голоса и крика. Если у учителя просто громкий голос, можно попросить пересадить ребенка в конец класса, на последнюю парту.
  7. Ребенок не понимает объяснений учителя – тоже по разным причинам: непонятно для него объясняют, пропущено какое-то количество уроков по болезни – пробелы в материале, плохо усвоен предыдущий материал. А если ребенок не может на уроке работать – он “выключается”. и опять пробел. Здесь нужна поддержка и помощь родителей: объяснить, «наверстать» упущенное. Можно нанять на несколько занятий репетитора, чтобы восстановить пропущенное.
  8. Ребенок очень активный, энергичный, «непоседа», ему тяжело выполнять одно и то же действие в течение длительного времени, да даже просто сидеть на одном месте. В этом случает необходимо заняться выработкой у ребенка усидчивости и терпения. Как вариант – собирать пазлы, причем это можно делать и на компьютере. Хорошо бы собирать пазлы вместе с ребенком. Мама может учить ребенка разного рода рукоделию, приготовлению сложных блюд.
  9. Ребенку не хватает умения внимательно слушать объяснение учителя, как следствие – нарушение дисциплины на уроке, «пропущенный мимо ушей» учебный материал, затем некачественная подготовка к следующему уроку. Здесь необходимы игры и действия, развивающие внимание, умение сосредоточиться на выполняемой работе.
  10. Плохое самочувствие ребенка, особенно в «переходном» возрасте – во время гормональной перестройки. Это резкая смена настроения, головные боли, пониженное либо повышенное давление, общая слабость организма. Самое важное в этот период – это соблюдение режима сна, питания, смены работы и отдыха, обязательно – 30-40-минутная прогулка перед сном, желательно вместе с родителями или с одним из них, расслабляющие ванна с солью, витамины.
  11. Сложная домашняя обстановка: нестабильные отношения между членами семьи, особенно между папой и мамой, бабушкой и дедушкой и родителями, рождение младшего брата или сестры, большая занятость родителей на работе.
  12. Развод родителей или период перед разводом: родителям просто не до ребенка.
  13. «Смена » одного из родителей: мама выходит замуж, и ребенок живет в новой семье с отчимом, а с папой время от времени встречается либо не встречается совсем. Самый худший вариант здесь – это если мама в ситуации конфликта с папой старается сделать из ребенка своего союзника, всячески чернит папу, его поведение. Ребенок в такой ситуации вынужден брать на себя функции, которые ему по возрасту совершенно не по силам.
  14. Раннее сексуальное просвещение ребенка, интерес к противоположному полу психологически не подготовленного к этому ребенка. Как правило, этот интерес формируется при помощи СМИ, интернета, фильмов, рекламы и.т.д. Здесь очень важен как осведомленность со стороны родителей – что читает ребенок, какие фильмы смотрит, какие сайты посещает, так и существование доверительных отношений между родителями и ребенком, возможность обсуждать прочитанное, увиденное.
  15. Недостаточно развитое у ребенка чувство ответственности. В этом случае с ребенком, начиная уже с 1 класса, возможно договариваться: составлять такой устный договор на выполнение каких-либо дел. В таком договоре обязательно должен быть «пункт» о том, что будет происходить, если одна из сторон не выполнит своей части договора.

Как видите, причин , почему ребенок вдруг начал плохо учиться, достаточно много. И задача родителей прежде всего выяснить, какие причины есть у их ребенка. И только после этого есть возможность что-то предпринять, изменить, помочь своей дочери или своему сыну. Некоторые вопросы вполне возможно решить самостоятельно, но вопросы, связанные с отношениями, лучше всего решать со специалистом в данной области.

Ребёнок стал плохо учиться — мнение психолога (+Видео)

Когда у ребенка начинаются проблемы в школе, обычно это провоцирует семейные конфликты. Родители чувствуют вину, страх, начинают срываться на чадо, упрекая его в бестолковости. Ищут причины друг в друге: «Это ты не доглядела!», «Что ты за отец, когда ты с сыном разговаривал последний раз?!» А ребенок в этот момент остается один на один с проблемой, с которой не в силах справиться. О критической ситуации в семейных отношениях рассказала Евгения Андреева, семейный психолог, сотрудник психологической мастерской «Хорошие отношения».

Достаточно частая ситуация, с которой родители обращаются на консультацию — это изменения успеваемости или поведения ребенка в школе, а именно её снижение. Это может быть неожиданно для родителей, и за своим беспокойством и тревогой по этому поводу взрослым бывает сложно увидеть, что произошло или происходит с ребенком на самом деле. Часто они опасаются, что в жизни сына или дочери что-то происходит, а они об этом не знают.

Я думаю, что есть две самые распространенные причины, которые могут влиять на поведение ребенка в этой ситуации. Первая: взросление ребенка. Если в младшей школе в большинстве своем детям важно хорошо учиться, получать хорошие оценки, похвалу взрослых, то к средней и старшей школе какая-то другая мотивация может стать ведущей. Ребенок может измениться довольно быстро, и родители не успевают к этим изменениям приспособиться. Для подростка на первый план в жизни выходит общение, и в какой-то момент оно становится более важным и значимым, чем учеба.

В этот момент в его жизни происходит некая переоценка ценностей, и он чувствует, что отметки, которые он получает за контрольные в школе, для него не так важны, как, например, пойти, пообщаться с друзьями, сходить куда-то вместе потусоваться. И в этот момент у ребенка начинается снижение успеваемости — и из-за того, что программа в старших классах довольно сложная и что появились другие интересы.

В этой ситуации родителям важно найти правильный подход к подростку, чтобы поддерживать и обучающий процесс, но также не обесценивать желание ребенка общаться со сверстниками, быть принятым в какой-то компании. Потому что часто родители устанавливают такую взаимосвязь: «Ты стал общаться с этой компанией и стал плохо учиться, так что теперь никуда ты не ходишь, нигде не гуляешь, а будешь сидеть дома и заниматься уроками». Таким образом, родители устанавливают некие границы, чтобы ребенку якобы можно было сосредоточиться на учебе. В этот момент ребенка, по сути, лишают чего-то очень важного для него, и это вызывает у него много эмоций, от злости на родителей до опасения, что в своей компании он больше не будет принят.

На таком фоне хорошо учиться довольно сложно. Думаю, что в такой ситуации родителям важно не паниковать и не бросаться в крайности, ограничивая свободу ребенка, а учиться договариваться с ним. Здесь необходимо найти партнерский способ общения с ребенком, удержать контакт с ним, чтобы он мог прислушиваться к родительским советам. Это не директивный способ решения проблемы, а способ сотрудничества.

Другой причиной ухудшения поведения ребенка может быть сложность в отношениях: резко изменившаяся ситуация в семье либо проблемы во взаимодействии с теми же одноклассниками. Возможно, ребенок где-то сталкивается с такой эмоционально сложной для себя ситуацией, что ему просто не до учебы. Например, развод в семье, когда родители скандалят каждый день, и он это слышит. Но ведь они ссорятся на кухне, когда он якобы спит, и у них есть ощущение, что он ничего об этом не знает. И когда ребенок начинает плохо учиться — они недоумевают, ведь по факту ничего в семье не поменялось, а про то, что ребенок об их ссорах все знает, родителям даже бывает неизвестно. Так возникает некая табуированная тема, которая в семье не обсуждается, но влияет на ребенка и на его успеваемость.

Важно постараться увидеть ситуацию в общем, потому что родители привыкли рассматривать ее узко: «Ты стал плохо учиться, значит, ты плохо готовишься к урокам, надо интенсивней заниматься». Ситуация как будто закрывается, закольцовывается, а стоит рассмотреть ее в формате всей жизни, есть ли сейчас в жизни ребенка какие-то обстоятельства, которые вызывают у него напряжение, дискомфорт. Не обязательно дело в учебе, как правило, это связано с какими-либо отношениями. Если мы это увидим, то будет гораздо проще с ребенком разговаривать, помогать ему выражать свои эмоции.

Довольно часто изменения касаются не только успеваемости ребенка, но и его поведения. Например, вежливый, спокойный ребенок может в какой-то момент стать агрессивным, задевать других детей, конфликтовать с учителем. Как правило, об этом довольно быстро становится известно родителям, и они могут очень сильно удивляться, потому что дома ребенок ведет себя совершенно спокойно и вообще, «непонятно, что вы с ним в школе делаете, что он так себя ведет». А может быть и другая ситуация, когда он такое же поведение демонстрирует и дома, и это тоже является сигналом о том, что есть какая-то стрессовая ситуация, в которой ребенок находится. Дальше сложно обобщать, потому что надо разбираться, в чем именно это напряжение.

Единственное, что я могу сказать про это: если поведение ребенка стало необычно агрессивным, часто это происходит вследствие агрессивного поведения по отношению к нему самому. Если ребенок встречается с большим количеством агрессии в свой адрес, например, от взрослого, и это слишком сильная для него фигура, чтобы ей как-то противостоять или дать отпор, то злость, которая возникает в ответ, остается внутри него. Выражение этой злости обычно происходит либо через близких — братьев и сестер, либо через одноклассников, либо через учителей.

Я думаю, что учителя — это такие взрослые, которые все-таки менее значимы, чем родители, поэтому с ними не так опасно выражать свою злость. Иногда реакция родителей на агрессивное поведение ребенка — наказать его, поругать, т.е. выразить еще больше агрессии в его адрес, стараясь как будто его таким образом успокоить. Как правило, это не помогает, потому что отрицательных эмоций у ребенка становится еще больше, их надо где-то выразить, и он направляет эту энергию либо вовне, либо на себя: начинает болеть, что-то с собой делать, или становится еще более агрессивным, чем был.

Если родители говорят, что дома ребенок ведет себя спокойно, а в детском саду или в школе становится неуправляемым, думаю, это сигнал о том, что что-то дома не может быть выражено, похоже, там такая атмосфера, в которой какие-то чувства нужно удерживать. Либо еще один вариант: в школе происходит травля ребенка, когда одноклассники его обижают, и ему неоткуда получить защиту. Тогда ребенок становится агрессивным, потому что ему нужно просто защищаться.

Сложность такой ситуации в том, что, как правило, агрессивное поведение ребенка побуждает родителей вести себя с ним строже, отстраненней, в то время как именно такой настрой и сигнализирует о том, что ребенку нужна помощь. Если родитель сможет преодолеть собственную злость в адрес ребенка и будет с ним рядом, то, возможно, получится ему помочь, иначе тот останется один на один со своей проблемой.

Любое резкое изменение поведения ребенка — это повод для родителей повнимательней к нему приглядеться, попробовать не реагировать на внешнее поведение, а понять, какие обстоятельства за этим стоят. Открыть для себя, что он это делает не из желания насолить окружающим, а от невозможности выразить какие-то эмоции. Никакого удовольствия ребенку такое поведение не приносит, это просто его способ сказать, что сейчас в его жизни происходит что-то, с чем он не может справиться.

Плохое поведение: что делать, если ребенок не слушается?

Ребенок не слушается – обычная ситуация в обычной семье. Нет детей, которые бы всегда вели себя безупречно. В любой семье наступает момент, когда ребёнок перестаёт слушаться родителей. Есть дети, которые редко ведут себя плохо, а есть те, которые не дают спокойствия взрослым ни днём, ни ночью. Так почему малыш демонстрирует нежелательные формы поведения? И что делать, если ребенок не слушается?

Что значит «плохое поведение»?

Плохое поведение ребенка имеет следующие признаки:

  1. Истерика. Сын или дочь постоянно плачет и топает ногами, требуя новую игрушку или сладости на ужин.
  2. Требовательность в пище. Малыш хочет, чтобы мама специально для него приготовила что-то особенное, он отказывается есть то, что уже готово.
  3. Регулярное раздражение. Ребенку не нравится всё, что у него есть. Будь то игрушки, одежда, книги.
  4. Гиперболизированная жадность. Дети не хотят делиться чем-либо с близкими. Ребенок отказывается дать маме конфету из своего сладкого набора или не дает товарищу поиграть со своей машинкой.
  5. Безразличие к замечаниям. Если родители просят его убраться в комнате или помочь по дому, то ребенок как будто не слышит их просьбы. В дело вступает формула «Тебе надо – ты и делай».

Причины плохого поведения у детей

Чтобы понять, как заставить сына или дочь слушаться, нужно узнать причины плохого поведения ребенка.

  1. Возрастной кризис. Психологи говорят, что даже в жизни детей присутствует такой термин. Обычно это 5 лет, 7 лет, 10-12 лет. В это время происходят изменения на личностном уровне ребёнка. Меняется его поведение и психика.
  2. Большое количество запретов. Как говорится, «запретный плод сладок». Чем больше вы что-то запрещаете своим детям, тем больше вероятность, что он не будет слушаться вас.
  3. Вседозволенность. Аналогичная ситуация с выше описанной, только противоположная. Избалованность ребёнка 9 лет ни к чему хорошему не приводит. Если он поймёт, что ему всё можно, то это отразится на его поведении: он будет капризничать.
  4. Непоследовательность родителей. Взрослые тоже неидеальны, они тоже совершают ошибки. Например, вчера они разрешали смотреть телевизор после ужина, а сегодня уже запрещают. Понятно, что ребенок запутался, он не понимает, что и когда можно, а что нельзя. Отсюда и непослушание.
  5. Разногласия в воспитании. Нередко мама с папой не могут договориться, как воспитывать малыша. В итоге один родитель запрещает ему то, что другой разрешает. От этого идёт дезориентация ребёнка. Ему непонятно, что делать.

Как реагировать на плохое поведение?

Мама и папа должны знать, что делать с плохим поведением ребенка.

  1. Научитесь контролировать свое дыхание. Попробуйте глубоко вдохнуть и посчитать до десяти. Это работает! Выполнив упражнение несколько раз подряд, вы расслабитесь и посмотрите на ситуацию с другой стороны.
  2. Будьте строгими, но не жестокими. Не реагируйте на ссору ссорой. Если ребенок начинает кричать, скажите, что готовы с ним вести диалог только в спокойной атмосфере.
  3. Оценивайте не ребенка, а его поступки. Если ваш сын что-то натворил, это еще не значит, что он сделал это назло. Не нужно из-за разбитой вазы считать его плохим. Поругайте за неаккуратность, но ни в коем случае не оскорбляйте. Понять, как лучше действовать в конкретных ситуациях, вам помогут материалы из нашего блога.
  4. Помогайте малышу выражать свои эмоции. Старайтесь его истерику переводить в разговор по душам. Цель такого разговора – выяснить, почему он так себя ведет. Возможно, плохое поведение – попытка достучаться до вас.
  5. Находите повод для похвалы. Хвалите ребенка не только за хорошую оценку, убранную комнату, но и за то, что он смог спокойно, без истерики, попросить вас о чем-либо.
  6. Ставьте себя на место ребенка. Вспомните, что в поведении родителей вас больше всего обижало в детстве, и не поступайте так.
  7. Соблюдайте режим сна, отдыха, питания. Причем это касается в равной степени как вас, так и вашего чада. Нарушение режима приводит к нервному напряжению.
  8. Старайтесь поддерживать хорошие отношения в семье. Не ссорьтесь с другими членами семьи при детях. Дружелюбная атмосфера – залог спокойствия.

Разновидности плохого поведения детей

Чтобы понять, что делать, если ребенок не слушается, нужно узнать, какие типы плохого поведения бывают.

  1. Протест. На любую просьбу родителей малыш закатывает истерики, отвечает скандалом или плачем. Он не хочет завтракать, надевать шапку, делать уроки. В этом случае нужно дать ребёнку немного самостоятельности и позволить ему самому принимать решение. Например, если сын или дочь не хочет на завтрак омлет, спросите, а что тогда он хочет. Если же ребенок 8 лет вообще отказывается есть, то позвольте ему это. Когда он проголодается, то сам прибежит к вам.
  2. Беспокойство окружающих. Ребёнок 6 лет может кричать в общественных местах, плакать, всячески привлекать к себе внимание. Чтобы этого избежать, нужно с раннего детства объяснить малышу нормы морали и правила поведения в обществе. Дети должны понять, что нужно соблюдать этикет, уважать друг друга.
  3. Игнорирование взрослых. Иногда возникает ситуация, когда мама или папа просят ребенка помыть посуду, убраться в комнате или сходить в магазин. А в ответ – лишь молчание. Такое поведение наблюдается от 11 лет и старше. В это время начинается подростковый бунт и плохое поведение ребенка в школе. Чтобы застраховаться от «детской революции», нужно принять во внимание, что такое подросток 14 лет. Это человек, у которого бурлят гормоны, физическое развитие предвосхищает психологическое. Ребёнку 13-15 лет трудно с этим справится, и он срывается на родителях. Поэтому нужно спокойно поговорить с ним, обсудить, что его не устраивает. Скорее всего, он захочет сам контролировать свою жизнь. Дайте ему свободу действий, но не пускайте его судьбу на самотёк. Позвольте ему самому решать свои проблемы. Если у него не получится, он обязательно обратится за помощью к вам. Главное – это доверие, уважение и понимание в семье. И тогда конфликты между вами и вашими детьми постепенно сойдут на нет.

Как бороться с плохим поведением?

  1. Чем меньше запретов, тем меньше наказаний. Оставьте табу только на серьёзные ситуации.
  2. При непослушании ребенка нельзя решать проблему криком или скандалом. Попробуйте поговорить с малышом спокойным, уверенным тоном.
  3. Если ваш ребенок не слушается, потому что очень сильно чем-то увлечен, то крики тут не помогут. Наоборот, перейдите на шепот, эмоциональную жестикуляцию и мимику. Это заинтересует ребенка, и он вас послушает.
  4. Не нужно несколько раз говорить одно и то же. Запретите что-то один раз, затем предупредите, а потом накажите. Ребенок должен усвоить эту логическую цепочку.
  5. Психологи утверждают, что человек не усваивает частицу «не». Поэтому попытайтесь формулировать запреты так, чтобы эта частица отсутствовала.

Как правильно наказывать детей за плохое поведение?

Родители должны знать, как наказать ребенка за плохое поведение.

Наказание детей – очень щепетильная тема. Одни уверены, что без кнута не обойтись. Другие считают, что ребенка всегда спасет любовь. Но существуют такие проступки, которые нельзя оставлять безнаказанными.

Родители должны знать, что наказание – это не повод «спустить пар» на ребенке. Нельзя лишать своего малыша или ограничивать его в чем-то просто потому, что у вас плохое настроение или проблемы на работе. Также не является уважительной причиной фраза «На всякий случай, пусть морально готовится к тяжелой взрослой жизни».

Главная задача наказания – это помочь малышу понять содержание своего проступка, негативные последствия, к которым он привел, и попытаться исправить создавшееся положение.

Многие специалисты утверждают, что физическое наказание приводит к душевной травме ребенка. Он может понять, что тот, кто сильнее, тот и прав, и пронесет этот неверный факт навсегда. Ребенок должен понять, что неправильно решать свои трудности с помощью рукоприкладства. Если родители не могут наказать ребенка без побоев, им следует пойти к психологу.

Наказать детей можно легко и без ремня. Например, объяснить, почему он неправ. Или лишить на время телевизора или конфет. Необходимо, чтобы санкции были своевременными. Если малыш провинился утром, а вы поставили его в угол вечером, он не свяжет эти два события.

Когда ребенка наказывают, желательно, чтобы он находился в одиночестве. В этом случае он сможет обдумать свои действия и принять последствия. Также наказания не должны лишать детей еды, сна и свежего воздуха.

12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они абсолютно разные и их довольно много. В статье вы найдете ответы на вопрос “Почему ребенок плохо учится?” и что делать, чтобы исправить это.

Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

Ребенок плохо себя ведет: что делать, если жалуются учителя

Тенденция последних лет – дети стали гораздо активнее и неусидчивее. Старые педагогические методы с ними уже не работают. А что может сработать, чтобы на ребенка наконец-то перестали жаловаться из-за плохого поведения, рассказывает наш эксперт.

Текст: Елена Леммерман · 24 апреля 2019

Татьяна Павлова

кандидат психологических наук, практикующий психолог.

«Нынешние младшеклассники живут в мире, переполненном навязчивой информацией, это делает их эмоционально уязвимыми и рассеянными. Им непонятно, зачем учиться считать в столбик, если под рукой всегда есть калькулятор в смартфоне. Зачем запоминать наизусть информацию, когда можно в два клика найти ее в интернете», – говорит Татьяна Павлова.

Впрочем, у старшеклассников тоже нет мотивации много трудиться и формировать привычку к самодисциплине. В обществе сейчас пропагандируется легкий успех, быстрое достижение результатов. Зачем учить физику, если можно стать блогером и зарабатывать безумные деньги. Правда, для этого тоже придется много работать, но ведь этого не видно.

Активные, неусидчивые, они с трудом концентрируются на уроках. Учителя идут с жалобами на школьников к родителям, те выясняют отношения с ребенком, но ситуация почему-то лучше не становится. Что сделать, чтобы разорвать этот замкнутый круг? Сперва придется понять, почему ребенок плохо ведет себя в школе.

1. Современным детям в школе действительно скучно. Потому что они уже в первом классе знают, что такое виртуальная реальность, и обращаются с гаджетами иногда даже лучше, чем учитель. А их заставляют 11 лет писать мелом на доске.

Как это исправить? Взрослые тоже должны идти в ногу со временем. Учителям и родителям придется осваивать современные гаджеты. Ведь они могут стать отличными помощниками в деле обучения и воспитания.

2. Дети оперируют информацией по-другому – не так, как мы. Учителя, как и родители имеют иным образом организованную познавательную сферу. Другими словами, их интеллект формировался в совершенно иных условиях. Вот вам и конфликт поколений, трудности коммуникации и, как следствие, скандалы.

Как это исправить? В этом случае я порекомендовала бы взрослым осваивать эту самую виртуальную реальность, чтобы хоть немного понять, через какую призму смотрят на мир их дети.

3. Гиперопека взрослых, часто свойственная тревожным родителям. Взрослые лишают детей самостоятельности и инициативности. Причем действуют в сугубо благих намерениях, помогая и защищая своего ребенка. Но в результате дети растут безынициативными, неуверенными, боятся принимать решения. Когда оказываются один на один с трудностями, пасуют.

Как это исправить? Совет очевиден: давайте больше свободы детям. Если можно так выразиться, контролируемой свободы. Делегируйте полномочия, доверяя своим детям и демонстрируя веру в их силы, возможности и способности.

4. И наоборот, отсутствие контроля, попустительство убивает желание учиться и преодолевать трудности обучения.

Как это исправить? Здесь также актуален совет о контролируемой свободе.

5. Контролируйте ребенка, но без давления и слежки. Доверяя, проверяй – это относится к воспитанию. Проверяйте информацию, которую говорит вам ребенок.

6. Пока ребенок еще учится в начальной школе, продолжайте традицию чтения книг перед сном, смотреть вместе детские фильмы и обсуждать их потом, разбирать разные ситуации, которые происходят в детском коллективы («А как бы ты поступил в этом случае?»).

Воспитательный подход, стиль – не единственное, что влияет на поведение ребенка, в том числе и в школе.

Возрастные кризисы (7 лет, подростковый и т.д.) – изучите симптомы, характерные для каждого периода, чтобы понимать, что нормально, а что уже не очень. Как правило, когда родители понимают: вот они, все признаки возрастного кризиса в их ребенке налицо, и это вовсе не страшно, они успокаиваются. Тревожиться ведь не нужно, все с ребенком нормально. Нужно выработать конструктивные способы реакции на «плохое» поведение ребенка. И главное – запастись терпением и подождать, пока кризис закончится.

Атмосфера в семье. Очень часто ребенок реагирует своим поведением на изменения и проблемы в семье – рождение второго ребенка, конфликты родителей, смену места жительства и т.д. Даже если ребенок не слышит ссор, он чувствует эмоциональный фон мамы, семьи в целом. Поэтому ребенка в сложный период надо поддерживать и быть внимательнее к нему.

Настроение родителей. Задайте вопрос самому себе: а все ли в порядке со мной? В каком настроении я чаще всего бываю? Очень часто поведение ребенка – это реакция на то, что происходит с родителями. Возможно, что и событий никаких особо тревожных нет, и все хорошо, а у мамы или у папы хандра, повышенная тревожность, апатия. Специалисты, работающие с депрессиями, говорят, что у ребенка нет никакой защиты от депрессий родителей. Поэтому, если вы понимаете, что проблемы у вас, займитесь собой, и поведение ребенка поменяется.

И последнее. Что бы ни случилось, верьте и доверяйте своим детям! Они справятся. Они станут хорошими людьми. От нас требуется быть рядом с ними, поддерживать их, принимать их такими, какие они есть, и любить их такими, какие они есть.

Ребенок не хочет учиться в школе что делать?

«Не хочу учиться!» – глобальная проблема современной школы, с которой сталкивается не один родитель. Как с ней бороться, самостоятельно или следует обратиться к помощи профессионалов?

Советуем Вам потратить немного времени и ознакомиться с решением этой сложной проблемы и найти возможные причины нежелания вашего ребенка учиться и идти в школу с точки зрения психологии.

Неохота к образованию и нежелание что-либо делать всегда говорит о внутреннем ступоре человека, низкой мотивации, конфликтности или двойственности решений вне зависимости от возраста.

Советы, что делать родителям, если дети забрасывают учебники и не хотят учиться в школе:

  • Наберитесь терпения. Любой психологический кризис заканчивается и начинается новый виток развития личности. Пройдет и гормональная перестройка и агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться.
  • Но останавливайте любые проявления неуважительного отношения в свой адрес. Это чревато укоренением.
  • Ежедневно показывайте свою любовь к дочке или сыну. Даже если они вели себя плохо, говорите им «Я люблю тебя всегда, даже когда ты сердишься, злой или грубишь». Постоянное чувство любви придает уверенности любому человеку.
  • Показывайте, что вы не махнули рукой на ситуацию, а скорее хотите найти выход из нее.
  • Чаще говорите по душам, без угроз, критики и обвинений.

Что делать если ребенок не хочет учиться в школе

Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».

Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.

Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».

Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.

Почему ребенок не хочет учиться причины

Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.

Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.

Как помочь ребенку если он не хочет учиться

Как можно помочь ребенку перебороть нежелание учиться?

Несколько психологических советов от наших психологов:

  • Сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Существует такой термин «большая мама». Не паникуйте, будьте гарантом и поддержкой вашего дитя.
  • Приводите детям различные доводы, примеры из жизни более и менее успешных людей.
  • Сыграйте на контрастах: расскажите историю из жизни глупого и необразованного персонажа из фильма или книги, пусть параллели проведет он горе-ученик.

Что делать если ребенок не хочет учиться 1 классе и каковы причины нежелания учиться?

Причинами такого отношения к знаниям могут стать:

  • низкий уровень адаптация в школьной среде и коллективе;
  • низкий уровень мотивации к учебному процессу;
  • закомплексованность;

Во втором семестре в учебных заведениях обязательно проводится тест на адаптацию, вы можете побеседовать о его результатах со специалистом.

Вам, как родителю, необходимо в срочном порядке выявить причину низкого уровня заинтересованности вашего школьника, чтобы не упустить момент и нежелание не переросло в привычку.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться

Простые советы родителям, чтобы школьник захотел учиться:

  • использовать метод поощрения;
  • принцип конкурентности (например, клеить кружочки на общий стенд за проделанную работу, чтение вслух или письмо);
  • использовать рассказы об успехах и достижения умных и талантливых людей, желательно современных, пусть возникнет образ для подражания;
  • использование игрового метода (идеален для начальной и средней школы);
  • включение в учебный процесс инновационных технологии: проектора, презентации, фильмов, телефонов.

Что делать если дети не хотят учиться

Каждый родитель в душе мечтает, чтобы у его детей не было проблем с учебой. Как же быть если такой горе-ученик завелся в Вашей семье?

Хотим дать несколько дельных советов для родителей как ребенка заставить учиться в школе:

  • Старайтесь давать больше отдыха мозгу вашего школьника. Современная система образования имеет плотно набитую программу по каждому школьному предмету. Мозг просто может включить режим сна, для восстановления ресурсов.
  • Разгружайте, следите, чтобы отпрыск проводил меньше времени за компьютером и социальными сетями, которые влияют на мозг, вырабатывают зависимость. Установите регламент проведения за экраном.
  • Если у Вашей дочки или сына проблемы по одному предмету, то причиной может стать отставание или непонимание программы. В таком случае найдите репетитора.
  • Старайтесь мотивировать ребенка к учебе. Зачастую многие школьники просто не осознают необходимость в получаемых знаниях. Обязательно понаблюдайте за своим ребенком, данный психологический метод дает хорошие результаты в выявлении проблемы.

Дети — наше будущее, и то, каким оно станет, зависит от нас. А для себя дайте установку «Мой малыш – открытый и уверенный в себе». Поверьте, подействует на все 100%, все неприятности как рукой снимет. Подсознание творит чудеса!

Что делать если ребенок в 8 лет не хочет учиться

Если у Вас возникла ситуация в которой Ваше восьмилетнее чадо не «грызет гранит науки» и совсем не хочет учиться, то во-первых, обратите внимание на микроклимат внутри семьи, существуют ли у вас проблемы.

Может учебный протест это крик о помощи. Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке.

Используйте рисуночный тест, на определение мотивации к учебному процессу. Зачастую школьники отдают предпочтение школьному общению, нежели познанию. Это специфика возраста.

Рекомендовано в общих целях развивать дисциплину, усидчивость. Отдайте его в центр детского творчества, секцию, займите полезным трудом. Станет меньше свободного времени, и как следствие – появится чувство ответственности. Кстати, это также поднимет самооценку ребенка.

Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать — мнение психолога

Одним из факторов неохоты к знаниям в возрасте 12 могут стать:

  • страх;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • апатия.

Такое поведение проявляется в 11 – 14 лет.

В наше время распространена проблема издевательского отношения детей-звезд над детьми-аутсайдерами и отвергнутыми. Определить позицию в коллективе вашего чада можно с помощью социометрики, которую в обязательном порядке проводит каждый классный руководитель.

В любом случае необходимо обратиться за помощь к профессионалу, чтобы провести диагностику, а в дальнейшем коррекционную или индивидуальную работу и разобраться в сложившейся ситуации.

Что делать, если ребенок стал плохо учиться?

Плохая успеваемость волнует и детей, и родителей. Проявляется она в плохих отметках, проблемах с выполнением домашних заданий, повышенной утомляемости, нежелании учиться и конфликтах с учителями. Причины подобных проблем бывают разнообразными.

Необходимо помнить, что так или иначе трудности с успеваемостью по одному или нескольким школьным предметам возникают у подавляющего большинства школьников, особенно в переходном возрасте.

Снижение интереса к учебе у подростков может быть вызвано переоценкой ценностей, появлением новых увлечений, хобби, уменьшением авторитетности взрослых. Кроме того, растущий организм испытывает перегрузки, вследствие чего наблюдается снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, утомляемость и даже проблемы со здоровьем. На всех детей, которые еще не вполне научились самостоятельно справляться со стрессом, оказывают сильное воздействие конфликты в семье, повышая их тревожность и вызывая расстройства настроения и поведения.

Ссоры, плохие отношения со сверстниками также стоят в ряду причин плохой успеваемости. Если ребенок недостаточно любим в классе, посещение школы может вызывать недовольство, в результате чего многие дети начинают избегать всего, что связано с учебой.

И еще одним фактором, нередко вызывающим снижение успеваемости, являются возросшие требования преподавателей при переходе в старшие классы или в новое учебное заведение.

Если удастся выявить причину плохих отметок, считайте, что вы на полпути к решению проблемы. Каждый случай – индивидуален, поэтому вам придется побеседовать с самим ребенком, вероятно, с его преподавателями и даже психологом. Делайте это ненавязчиво, чтобы не обидеть ребенка и не проявить по отношению к нему неуважение.

Дальше начинайте думать, как можно исправить ситуацию. Если вы видите, что плохая учеба связана с конфликтами в семье, скорее всего, потребуется помощь семейного психолога.

Если низкая успеваемость вызвана особенностями переходного возраста, то сделать что-либо будет не так просто. Во-первых, вы и ваши пожелания к отличной учебе могут восприниматься подростком не столь серьезно, как раньше. Во-вторых, по объективным причинам ему труднее концентрироваться на учебе.
Поможет появление новых полезных хобби, увлечение спортом, искусством или какой-то областью науки. От вас требуется во всем способствовать самореализации подростка, поскольку только так вы в ближайшее время сможете наладить с ним отношения и побудить к хорошей учебе.

Если ребенок испытывает проблемы в общении со сверстниками, рекомендуется обратиться к хорошему психологу. Возможно, удастся избежать перевода в другую школу.

При появлении плохих отметок и снижении интереса к учебе родители и прочие родственники ни в коем случае не должны прибегать к «дедовским» методам воспитания. К сожалению, некоторые считают, что все конфликты с младшими можно решить хорошей поркой. Но излишняя требовательность и страх только ухудшают успеваемость, а в перспективе приводят к неврозам и прочим расстройствам, пагубно сказываются на фор-мирующемся характере ребенка.
При отсутствии должной мотивации повысить отметки в школе довольно трудно. Именно поэтому требуется найти то звено, которое бы смогло стимулировать у ребенка желание хорошо учиться. На помощь могут прийти только терпение, собственное чутье и умение понимать других, а также профессиональная помощь психолога.

Что делать, если ребёнок плохо учится в школе?
статья на тему

ВложениеРазмер
statya.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок плохо учится в школе?

Успеваемость ребенка в школе – предмет гордости для родителей, ведь каждому хочется видеть свое чадо успешным, умным и талантливым. Однако далеко не все дети хорошо учатся и становятся отличниками. Как реагировать на плохие оценки школьника, стоит ли его ругать за это и как сделать так, чтобы ребенок делал уроки без принуждения? Эти вопросы мы детально обсудим в данной статье.

Учимся адекватно реагировать на плохие оценки ребенка

• Часто мамы и папы интересуются вопросом, стоит ли ругать ребенка за плохие оценки. Психологи советуют не ругать и не наказывать. Даже если это вас очень огорчает, не выплескивайте на сына или дочь кучу упреков, неодобрения и обвинений. Обычно дети такую реакцию родителей воспринимают как оценку своей личности, что в будущем может значительно снизить их уверенность в себе.
Кроме этого, ребенок в следующий раз задумается, нужно ли рассказывать вам о плохой отметке или лучше скрыть этот факт, чтобы не нарваться на ваш гнев. В дальнейшем он вероятнее всего будет утаивать от вас и другие не самые хорошие ситуации, которые могут случиться с ним. Поэтому чтобы стать своему чаду другом, нужно выстроить с ним доверительные отношения.
• Если ребенок плохо учится в школе , не нужно тешить себя иллюзиями, что все само собой как-нибудь решиться. Неуспеваемость сигнализирует об определенных проблемах с вашим школьником, поэтому непременно следует выяснить причину происходящего.
• Не выполняйте за ребенка домашние задания. Вопрос не в том, что не нужно помогать и объяснять. Как раз это при необходимости и следует делать. Но если вы выполняете за дитя все уроки, вы не приносите ему благо, а только лишь усугубляете проблему.
Итак, каков же алгоритм решения вопроса с неуспеваемостью?
• Разузнайте у малыша, как его дела в школе, что они учат, что ему нравится, а что вызывает трудности, какие впечатления от учителей и отношения с одноклассниками. Причем такое общение должно быть постоянным, а не происходить лишь тогда, когда ребенок плохо учится в школе.
• Постарайтесь спокойно и с помощью ненавязчивых вопросов выяснить обстоятельства, при которых ребенок получил двойку или тройку: какая была тема урока, на какой вопрос у школьника не получилось ответить правильно, волновался ли он при ответе и прочее.
• Скажите малышу, что вас расстроила плохая оценка, но вы готовы помочь ему справиться с этой неприятностью. Кроме прочего, не забудьте поблагодарить его за откровенность и честность.
• Теперь нужно искать корень проблемы. Здесь, конечно, вам также понадобится участие ребенка. Вероятнее всего, он не успел разобраться в теме предмета либо же что-то упустил. Если ребенок плохо учится, причиной может быть его неуверенность в себе. Возможно, он попросту растерялся и застеснялся выступать перед классом. Неуспеваемость также может являться следствием плохого самочувствия малыша или отсутствия контакта с учителем.
• Когда причина найдена, время исправлять ситуацию. При необходимости помогите своему чаду с изучением материала.
Если же дело в вопросе психологического характера, успокойте ребенка и найдите слова, чтобы повысить его уверенность в себе. Скажите сыну либо дочери, что получить плохую оценку – это не стать плохим для окружающих. Что сама оценка просто показывает степень владения учебным материалом, а его можно подучить и исправить оценку. Не сомневайтесь – у вас обязательно получится подбодрить ребенка. Ведь кто знает ваше дитя лучше, чем вы сами?
Кроме этого, объясните школьнику, что нужно попросить у учителя возможность пересдать материал. Таким образом, он покажет педагогу свое не безразличие к плохой отметке и желание учиться.

Как научить ребенка делать уроки охотно?

• После возращения ребенка из школы пусть часик-другой отдохнет или погуляет на улице. Поскольку 4-5 часов за партой и дома сразу за письменный стол – это уже перебор. Забрав малыша из школы, не нужно с ним в первую очередь говорить об уроках или домашнем задании. Лучше найдите другую интересную тему для общения. Занятия в кружке либо секции после школы – также хороший вариант смены деятельности.
• Ребенок не хочет делать уроки ? Дайте ему понять, что выполнение заданных в школе заданий является для него такой же важной и серьезной работой, как для взрослых их дела. Таким образом, вы параллельно учите ребенка быть ответственным.
• Не отрывайте дитя от уроков, поручая ему какую-то длительную работу по дому. Однако малыш никоим образом не должен часами непрерывно сидеть за столом, ведь это отрицательно влияет на его здоровье. Паузы в учебе необходимы, поэтому можно, например, попросить его полить цветы или дать еще какое-то быстрое и несложное задание.
• Угрозы, укоры и наказания – это не выход. Они могут принести только кратковременный эффект. Ребенок просто будет делать уроки «из-под палки», а это никак не поменяет его истинного отношения к ситуации.
• Выполнение уроков не должно являться способом наказания ребенка за плохое поведение. Но также не стоит использовать его в качестве шантажа: «Сделаешь уроки – пойдем на аттракционы». Иначе получение знаний не будет рассматриваться ребенком как нечто ценное и полезное для него, а всего лишь как средство достижения личных корыстных целей.
• Не следует давать сыну либо дочери каких-то дополнительных заданий к тем, которые он получил в школе. И не «бегите впереди паровоза», изучая с малышом материал, который он еще не проходил. Всему свое время.
• Когда ребенок не хочет делать уроки , скажите, что он может полагаться на вашу помощь. Но это вовсе не означает, что вы будете все делать за него.
• Обязательно подбадривайте малыша. «Ты непременно справишься», «Я в тебя верю, все у тебя все получится», «Ты непременно осилишь это задание» – подобные фразы вселят в ребенка уверенность, и он станет охотнее учить уроки. Помните, что похвала – отличный мотиватор, поэтому не забывайте хвалить своего школьника за успешно выполненное домашнее задание

Что делать, если ребенок плохо учится в школе?

Все мы учились в школе и прекрасно помним, что в каждом классе учатся дети с разной успеваемостью: отличники, хорошисты, троечники и двоечники.

С началом списка все понятно, это гордость родителей и отсутствие головной боли по поводу учебы. А как быть родителем, если оценки ребенка оставляют желать лучшего или он резко ухудшил свои показатели в учебе. Давайте попробуем разобраться, в чем могут заключаться причины плохой успеваемости.

Причины плохой успеваемости

1. Проблемы в семье. Любые скандалы и ссоры между родителями негативно отражаются на ребенке. Страшнее всего ребенок переживает развод родителей. Как правило, это событие влечет за собой резкое ухудшение успеваемости и полное нежелание учиться. Не нужно думать, что он ничего не замечает и не понимает во взрослых делах. Помимо названного ребенок может подобным образом отреагировать на переезд или смену школы.

2. Проблемы со здоровьем. Возможно, у вашего ребенка банально испортилось зрение, и он ничего не видит с доски, а сказать учителю стесняется, как это бывает в юном возрасте. Причина может быть в переутомлении, недостаточном пребывании на свежем воздухе.

3. Проблемы с одноклассниками. Всем прекрасно известно, что в любой школе есть хулиганы и задиры, которые обижают слабых, придумывают им обидные клички и другими способами унижают человеческое достоинство.

4. Совмещение учебы с занятиями спортом или в творческих кружках. Некоторым детям удается и хорошо учиться, и становится сильными спортсменами. Однако, тем, у кого не получается подобного совмещения, приходится отказаться от любимого дела ради учебы.

5. Лень. Часто ребенку лень выполнять домашние задания, читать учебники, решать задачи. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Если вы проводите свое свободное время бессмысленно, пялясь в телефон, смотря телевизор и прочее, ребенок будет брать с вас пример и так же, как и вы смотреть телевизор, играть в компьютерные игры вместо выполнения школьных заданий.

Как вызвать желание учиться

Вам как родителю необходимо проанализировать ситуацию и попробовать ее решить.

  • С ребенком нужно, непременно, поговорить и по-доброму без агрессии выяснить в чем причина нежелания учиться.

Приведите ему конкретные примеры из жизни, что, если хорошо учиться в школе, то можно поступить в институт или университет, получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и покупать себе все, что захочется. Пусть ребенок не придаст особого значения вашим словам, но в голове у него выстроится последовательная цепочка действий.

  • Если дела обстоят плохо с одним или несколькими предметами, а не со всем школьным курсов, попробуйте нанять репетитора для дополнительных занятий по темам, которые требуют усиленных занятий.
  • Составьте режим дня ребенка. В таком графике все будет разложено по полочкам: и время для работы, и время для отдыха.
  • Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, не обзывайтесь и не унижайте его. Если не получается ничего поправить в учебе помните, что чаще всего высот в жизни добиваются троечники, а не отличники.

Почему ребенок не успевает в школе: 7 психологических причин

Конечно, отличниками в учебе становятся не все, четверки и даже тройки в дневнике — явление нормальное. Но, есть ситуации, когда ребенок явно не справляется со школьной нагрузкой, не успевает за одноклассниками. И при этом не проявляет желания изменить ситуацию, попросту не хочет учиться.

В этой статье поговорим о том, какие психологические факторы могут стать причиной неуспеваемости в школе.

Причина № 1. Отсутствие опыта в познавании нового

Начнем действительно с начала, с того, что родители должны сделать задолго до школы — научить ребенка самостоятельно познавать новое. Крупная и мелкая моторика, умение делать логические выводы, разгадывать загадки, концентрировать внимание на чем-то важном достаточно долгое время — все это нормативные навыки, которые точно должны быть у школьника!

С самого раннего детства покупайте ребенку развивающие игрушки, учите рисовать, читайте книги. Маленькие дети всегда любопытны. Позволяйте им развивать это качество, учиться новому. И тогда в школе первоклашка будет с удовольствием узнавать, как же устроен мир, что такое таблица умножения и почему реки впадают в моря.

Если в семье с раннего детства поддерживали стремление ребенка познавать новое, помогали ему в этом, развивали таланты и любопытство — учебный процесс будет вызывать у него положительные эмоции.

Причина № 2. Незрелость в социальном плане

С этой проблемой обычно сталкиваются родители школьников, которые не посещали детский сад, какие-то кружки, не общались со сверстниками. Представьте: ребенок первые шесть-семь лет своей жизни провел с мамой или бабушкой, общался только с родственниками и друзьями семьи, изредка играя с другими детьми только на детской площадке. И тут школа — класс, где больше 30 человек! Стресс.

И как наладить отношения с таким огромным для него количеством других детей ребенок просто не понимает. В итоге он может замкнуться и в школе просто считать часы и минуты до того момента, как можно будет наконец-то уйти домой, в родные и безопасные стены.

Советуем вам, если вы решили не отдавать ребенка в детский сад, обеспечить ему общение с детьми его возраста. Отличный выход — отдать дошкольника на подготовку к первому классу. Там он не только выучит буквы и цифры, но и пообщается со сверстниками. Возможно, пойдет с этим детьми в один класс — уже плюс, будут знакомые.

Причина № 3. Особенности характера и внешности

Ребенок флегматик или интроверт намного меньше нуждается в общении с одноклассниками, может даже не пытаться найти с ними общий язык. Замкнутым детям сложно в школе, они немногословны, что учитель может принять за неподготовленность к уроку. Даже зная правильный ответ, замкнутый ребенок промолчит, никогда не поднимет руку сам.

В этой ситуации родители могут помочь ребенку стать более открытым. Детям-интровертам следует рассказывать, что инициатива — это неплохо, а публичные выступления у доски — не страшно. Поговорите с учителем, пояснив, что ваш ребенок все учит, просто не хочет выступать перед классом, волнуется и поэтому может ошибиться. Развивайте общительность у своего школьника, почаще разговаривайте с ним обо всем.

Кроме того, причиной неуспеваемости могут стать комплексы. Ребенок в очках, полный, рыжий, с веснушками, шрамом на лице — вот и повод замкнуться в себе. Даже старый пенал и немодные джинсы старшего брата могут стать причиной проблем в школе, ведь у детей очень развито понятие нормы. Убеждайте школьника, что вовсе необязательно быть как все, очки носят очень известные личности, а полнота пройдет по мере роста и лучше заняться спортом, чем сидеть в одиночестве.

Причина № 4. Не нашли общий язык с преподавателем

Признаем, что школьная система несовершенна. Программа одна для всех 25–30 учеников, а ведь таланты и увлечения у всех разные. Не огорчайтесь, если ребенок получает тройки по геометрии. Зато он отлично поет и рисует, личность творческая. Значит, нужно развивать именно это направление, в конце концов, геометрия и алгебра нужны далеко не во всех профессиональных сферах.

Кроме того, любовь к конкретному школьному предмету сильно зависит от учителя. Есть масса примеров, когда ребенку изначально не нравился, например, английский язык, но сменился преподаватель и теперь этот предмет один из самых любимых. В ситуации, когда педагог своим некорректным поведением, придирками, замечаниями отбивает у ребенка охоту учиться, можно пойти на крайние меры — поменять учителя или вообще школу.

Причина № 5. В семье проблемы

Неполная семья, вечно занятая мама, выпивающий отец, отсутствие денег на новый ранец и пенал, скандалы между родителями — все эти негативные факторы часто сказываются на успеваемости ребенка. Бывает так, что за его учебой вообще никто не следит, не проверяет уроки, не спрашивает: «А что там в школе?».

Гиперопека, когда каждый шаг школьника строго контролируется — тоже неправильный подход, но быть в курсе событий, происходящих с ребенком в школе, родители обязаны. Не ругайтесь при детях, уделите им время, даже если сильно устали на работе. Хотя бы проверьте дневник и выслушайте выученный сегодня стих.

Причина № 6. Нет мотивации

Конечно, мотивы хорошо учиться у школьников разного возраста серьезно отличаются. Первоклашка чувствует себя взрослым, знакомится с одноклассниками, бесится на переменах и с удовольствием выслушает увлекательный рассказ первой учительницы. Старшие школьники уже понимают, что знания помогут им поступить в институт, получить выбранную профессию.

По словам преподавателей, сложнее всего увлечь учебой школьников шестых-восьмых классов. У них сложный возраст, профессия обычно еще не выбрана, и они могут не понимать, зачем им вообще черчение или химия.

Конечно, очень многое зависит от преподавателя, который может вызвать интерес к своему предмету. Но и родители должны мотивировать ребенка. Конечно, не предлагая деньги за каждую пятерку — это в корне неверный подход. А рассказывая о том, как им самим пригодилась в жизни физика и почему так полезно научиться свободно разговаривать на английском языке.

Причина № 7. Нет режима дня

Здесь уже вся ответственность лежит именно на родителях. Им нужно заранее готовить ребенка к школе, стараться уложить спать вовремя, будить не позже семи утра, кормить завтраком и обеспечить стабильный режим дня.

Хорошо учиться школьнику помогает именно рутина, без резких изменений графика. Все стабильно, в одно и то же время. Невыспавшийся и голодный ребенок не сможет сосредоточиться на уроках.

Приучайте школьника своевременно делать домашние задания, не затягивать с этим до позднего вечера. Кроме того, скоординируйте посещение кружков, у ребенка все равно должно оставаться свободное время, чтобы просто отдохнуть. Чрезмерная нагрузка тоже может стать причиной плохой успеваемости, ребенок просто будет чувствовать себя постоянно уставшим.

Психологи уверены, что только слаженная работа всей семьи и коллектива педагогов школы помогут создать школьнику максимально комфортные условия. Учеба должна приносить удовольствие, в противном случае все обязанности ребенок будет выполнять «из-под палки».

И учитель, и родители должны помочь первокласснику адаптироваться в новых для него условиях. А родителям заняться подготовкой к школе нужно заранее, скоординировав режим дня и обеспечив развитие познавательных навыков.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: