Что делать, если ребенок врет и ворует деньги у родителей, нужно ли его наказывать: советы психолога

Что делать, если ребенок врет и ворует деньги у родителей, нужно ли его наказывать: советы психолога

Советы психолога: ребенок ворует и врет

Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.

Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Что делать, если ребенок врет и ворует

Уже в который раз вы замечаете, что в вашем кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть. Сначала вы думали, что это вам так только кажется. Ну, мало ли, забыли, не рассчитали покупки – всякое бывает. Но так повторялось снова и снова, и вот вы уже записываете все расходы, а деньги все равно неведомым образом исчезают. Спрашивали у ребенка – говорит, что не брал. Между тем однажды случайно вы застаете его на месте преступления с вашим кошельком в руках, и с тех пор мысль о том, что ваш ребенок – вор, обжигает вас чувством стыда и бессилия. Вопрос «почему?», заданный вами уже сто тысяч раз, остается без ответа, и этот факт угнетает вас еще больше. Но ответ на него есть, правда, лежит он не на поверхности, поэтому давайте разбираться в ситуации.

Воровство и обман – одного поля ягоды

Воровства без лжи не бывает, ведь ни один нормальный человек никогда не признается добровольно в том, что взял чужое. Никто не хочет быть плохим, в том числе и ваш ребенок, поэтому отпираться он будет до последнего. Но вас должна волновать не столько его явка с повинной, сколько то, что побудило его преступить социальные нормы.

Заметим, что причины, по которым дети могут брать чужое, разнятся в зависимости от возраста ребенка. Так, лет до четырех малыша вообще трудно упрекнуть в воровстве, потому что у него еще не сформированы должным образом понятия своего-чужого, частного-общего. Он их усвоит, став чуть постарше, правда, ему все еще трудно будет бороться с соблазнами присвоить что-то понравившееся себе, пока никто не видит, причем реальная материальная стоимость предмета никакой роли играть не будет. Но уже лет с семи ребенок, как правило, в состоянии контролировать свои действия, поэтому если в этом возрасте вы обнаруживаете у него привычку воровать, то необходимо разобраться с ее причинами, чтобы предпринять адекватные меры.

Почему ребенок ворует

Начнем с того, что в детстве ворует каждый первый, разве что за редким-редким исключением. Но к чужому тянет всех, при этом практически все вовсе не расценивают подобные поступки как воровство. Между тем на подобные действия у каждого есть свои причины.

  • Клептомания. Это самое простое, самое банальное и самое неправдоподобное объяснение того, что ребенок – вор. По словам специалистов, шанс того, что именно ваш ребенок болен этим психическим заболеванием, крайне ничтожен, поэтому мы о нем упомянем, но в расчет брать его не будем. Гораздо важнее сосредоточиться на других причинах.
  • Вседозволенность и распущенность. Своему ребенку вы всегда все позволяли. Еще бы, ведь он самый любимый, такой долгожданный, просто свет в окошке, которому не ведомы никакие границы. Так стоит ли удивляться тому, что он не понимает, почему ему нельзя брать то, что нравится, даже если оно чужое?
  • Издержки вашего воспитания. Помните, несколько лет назад ваш малыш, уходя с детской площадки, прихватил с собой чужой совочек? Вы это расценили как забавное недоразумение. А когда спустя некоторое время ребенок принес из детского сада какой-то кубик, вас с мужем даже развеселила детская предприимчивость. Вы не обращали внимания на такие детали, а ребенок тем временем запоминал, что брать чужое можно. Теперь ваша семья пожинает плоды прошлой безнаказанности.
  • Ребенку не хватает карманных денег. Или их у него вовсе нет. Многие родители не понимают, зачем детям деньги, мол, мы и так ему все покупаем, он ни в чем не нуждается. Но детей, особенно подростков, такая тотальная зависимость от родительского кошелька просто убивает. Им хочется тратить деньги самим, причем тратить на то, что они, дети, считают нужным, даже если это является, по мнению взрослых, бесполезной ерундой. Не даете денег – не надо, возьму сам – так решает ребенок и через воровство выражает протест чрезмерной родительской опеке.
  • Ребенку не хватает родительского внимания. Это очень распространенная практика – замечать своего ребенка только тогда, когда он что-то натворил. А если, по вашему мнению, все идет хорошо, если его не видно и не слышно, то к чему суетиться? Вас такая схема воспитания при тотальной нехватке времени и сил вполне устраивает, а вот вашего ребенка – нет. И он решил, что если для того, чтобы его заметили, ему нужно стать плохим, то он будет плохим.
  • У ребенка низкая самооценка, ему необходимо самоутвердиться в среде сверстников. Он ворует деньги, чтобы купить что-нибудь, имеющее ценность в детском мире, а после безвозмездно этим поделиться. Ребенку кажется, что подобным образом он сможет повысить свой авторитет. Испытывая недостаток в друзьях и приятелях, он пытается их купить.
  • Ребенок связался с дурной компанией. Возможно, его заставляет совершать противоправные действия кто-то постарше.

Почему ребенок врет

По сравнению с воровством вранье кажется безобидной детской шалостью, хотя эти явления как сиамские близнецы: одно немыслимо без другого. Только если на воровство ребенка подвигает одна из многих причин, то к вранью его побуждает одна-единственная – стыд. Ведь он понимает, что поступает плохо, но боится быть разоблаченным. Стыд плюс страх равняется обман – формула, которая определяет поведение вашего ребенка.

Впрочем, возможно, что и в этом случае не обошлось без вашего влияния. Дети могут обманывать, потому что не видят в этом ничего особенного. Они же слышат домашние разговоры взрослых на тему «не обманешь – не проживешь», вот и формируется у них искаженное восприятие того, что такое хорошо и что такое плохо.

Как помочь ребенку, который ворует и обманывает

Конечно, в идеале нужно пресекать дурные наклонности еще в зародыше. То есть с самых младых лет объяснять ребенку, что воровство недопустимо, а вранье недостойно. Но даже если в свое время ваши воспитательные усилия оказались несостоятельными, никогда не поздно провести работу над ошибками. Итак, составляем список первоочередных шагов.

  • В первую очередь нужно исключить криминальную и медицинскую составляющие проблемы. Во-первых, побывать на приеме у психиатра, а во-вторых, выяснить, не попал ли ваш ребенок под чье-то дурное влияние.
  • Действовать по формуле «любить, принимать, доверять». Три волшебных слова, которые помогут вашей семье противостоять соблазну лжи и воровства. Расскажите ребенку, что вы любите его без всяких условий и будете любить всегда, какой бы он ни был и что бы с ним ни происходило. Заверьте, что вы примете его таким, какой он есть, со всеми несовершенствами и ошибками. Объясните, что доверие – это основа любых отношений, в том числе между ребенком и родителями. При этом дайте понять, что совершенных людей не бывает, что ошибки делают все, главное – их своевременное осознание.
  • Не оставлять проступок безнаказанным. Ребенок должен понять, что за все в этой жизни надо платить. Украл – верни. Испортил – возмести. Обманул – восстанови доверие.
  • Научить оценивать семейный бюджет. Пусть ребенок будет в курсе, как вы планируете покупки, пусть тоже участвует в обсуждении семейных финансов. Он должен почувствовать, что тоже является важным и значимым членом семьи, к чьему мнению прислушиваются.
  • Давать ребенку деньги. Или создавать такие условия, при которых он мог бы зарабатывать их самостоятельно. Так он получит определенную долю самостоятельности и независимости. А еще приобретет бесценный опыт накопления на желанные покупки в перспективе.
  • Узнавать о желаниях ребенка. Поговорите с ним. Может, на воровство его толкает желание приобрести что-то очень для него важное. Если стоимость предполагаемой покупки чрезмерна, то учитесь правильному, спокойному, разумному отказу.
  • Не проявлять в адрес ребенка агрессии. Не оскорблять, не унижать, не угрожать, не прибегать к физическому насилию. В противном случае ребенок замкнется, и вы еще больше отдалитесь друг от друга. А ваша конечная цель прямо противоположна.
  • Уважать личное пространство ребенка. Не берите без спроса его вещи, не заглядывайте без разрешения в его гаджеты, записи, сумки. Хотите, чтобы он уважал чужую собственность? Покажите пример.
  • Стать своему ребенку другом. Разговаривайте с ним обо всем. Сами делитесь с ним своими переживаниями. Пусть он знает, что его дурные поступки вас огорчают. И обязательно просветите его насчет возможных последствий – расскажите о существовании Уголовного кодекса.

Безусловно, ребенок-вор – это неприятно, и обидно, и страшно. Но не безнадежно. Как говорят психологи, если в семье взрослые и дети смогут стать по-настоящему близкими друг другу людьми – со всеми правами и, что важнее, обязанностями – то возникающие проблемы решаются с минимальными моральными потерями.

Почему подростки воруют

Ей дают деньги на карманные расходы, но она попалась, когда проверяла кошельки у одноклассников. Почему подростки воруют и что с этим делать — рассказывает психолог Вера Медведева .

На приеме девочка тринадцати лет, которая недавно перешла в другую школу. Видеокамеры зафиксировали, как девочка зашла в пустой класс и вытащила деньги из нескольких ранцев. Семья обеспеченная. Папа — начальник производства, мама — экономист. Девочке ни в чем не отказывают, дают карманные деньги, причем сумма в кошельке у нее обычно больше той, что она украла. Папа и мама не могут понять, почему это произошло. Когда девочку спрашивают, почему она это сделала, она говорит: «Я думала, что это никто не заметит».

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать. У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план.

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Что делать, чтобы не допустить воровство. Как объяснить ребенку, что воровать нельзя?

Разбираться с учителями, другими родителями или даже полицейскими — сомнительное удовольствие, поэтому всегда стоит позаботиться о «профилактике».

  1. Разговаривать с подростком о морали и нравственности, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Объяснить, что у каждой вещи есть хозяин, и недопустимо брать чужие вещи без спросу.
  3. Рассказать об уголовной ответственности с 14 лет, что такое тюрьма, какие люди там живут и как проводят время.
  4. Обсудить, что украденная чужая вещь не принесет такой радости и удовольствия — пользоваться ей можно будет только тайком.
  5. Понять чувства другого человека, поставить себя на место того, у кого украли вещь или деньги. Что он чувствует? Что чувствовал ты, когда такое случилось с тобой?

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Если подросток без спросу берет деньги у родителей, это и сама по себе нездоровая ситуация, и первый шаг к чему-то более серьезному.

Почему подросток это делает:

  • Он берет деньги, потому что считает их своими
  • Решает свои проблемы. Родители отказались дать денег, не разобравшись, но проблема осталась, поэтому он решил взять сам
  • Компенсирует недостаток внимания и заботы от родителей, считает, что они ему должны

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, важно объяснить, что подросток не может брать без спроса деньги даже у родителей. Не стоит искушать подростка — деньги не должны валяться по всему дому.

Чтобы гарантированно решить проблему, нужно понять, почему ребенок врет, изворачивается, берет деньги втихаря? Может он живет в слишком жестких рамках? Ему не с кем поделиться проблемами и переживаниями? Если наладить диалог не получается, не забывайте подключать психолога.

Что делать, если ребенок ворует: советы родителям

Практически каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое.

Так утверждают специалисты. Вспомните хотя бы свое детство: неужели ни разу после прогулки в кармане не оказывалась чья-то куколка, а родительские кошельки не страдали от ваших набегов?

Наверное, есть дети, которые ни разу в жизни не позарились на вещь, которая им не принадлежит. Низкий поклон их родителям! Ведь именно от воспитания, позиционирования мира и количества уделенного внимания зависит, будет ли ребенок «подворовывать».

Практически каждый родитель, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией, сам чувствует замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее.

Мой ребенок – болен?

Взрослые настолько переживают, что ребенок растет не таким идеальным, как им хотелось бы, что сразу же приписывают своему чаду какие-то болезни. «С ним вообще все нормально?» – зачастую первый родительский вопрос в кабинете психолога.

И совсем маме с папой невдомек, что их подрастающий отпрыск очень страдает из-за совершенного им проступка. Дети не всегда, осознают всю глубину своих страданий, но так уж устроена наша психика: зачеркивать в сознании то, что очень болезненно для восприятия.

Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо – клептомания, то есть, воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко.

Дарья Селиванова, детский психолог: «Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. Лучше решить проблему сейчас, чем потом эта ситуация выльется в нечто более серьезное, вплоть до проблем с законом».

Причины детского воровства

В возрасте 6-7 лет ребенок становится очень зависимым от сверстников, их отношения к нему. Отпрыск может сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя быстрые и доступные для этого способы. Очень часто преследуемая цель для него намного важнее страха наказания за проступок. Например, ребенку захочется повысить свое самоуважение и получить признание одноклассников, угостив их сладостями, деньги на которые он украл из родительского кошелька.

Здесь важно обратить внимание на причину воровства – недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка. Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их. Можете проиграть с ребенком соответствующие ситуации.

Еще одной причиной детских краж может стать желание кому-то отомстить. Например, забрать у Сережи машинку за то, что «он меня обидел» или порисовать маминой помадой на обоях, чтобы в следующий раз она знала, как отказываться покупать игрушку. Ребенок хорошо понимает, что он делает и зачем. Вам нужно поговорить с ребенком, убедить его, что так делать не нужно, проиграть конфликтные ситуации.

Никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Это очень повлияет на решение проблемы

У деток 8-10 лет попытки воровства появляются из-за недостаточного развития волевой сферы. Ребенок не может ответить отказом на свое «хочу!». Ему очень сложно справиться с соблазном, хоть это и не значит, что ему не стыдно за свой поступок.

Родителям в таком случае стоит дать ребенку больше свободы действий. Не нужно делать за него то, с чем отпрыск вполне может справиться самостоятельно. Пусть он сам предлагает для себя цели и выполняет их. Начните с плана на день или досуга на выходные. Не нужно менять его программу, дайте ребенку реализовать все задуманное. Так вы развиваете в своем чаде самостоятельность и умение добиваться поставленных целей.

Как отучить ребенка воровать

Этот путь довольно непростой, и давайте пройдем его вместе.

Реагируйте спокойно. Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.

Мама-форумчанка Светлана рассказала: «В детстве, помнится, тоже воровала у родителей. Они считали, что мне достаточно двух платьев и одних брюк, не говоря уже о первой косметике. А так хотелось быть красивой! Однажды сын стащил у нас деньги, накупил сладкого – и угощал всех друзей, хвастаясь, что у него много денег. Муж тогда задал ему трепки – отлупил хорошенько. А я решила поговорить: выяснилось, что ребенку хочется все и сразу, а зарабатывать ленится. Я ему предложила или газеты разносить (любую другую подработку), или активно помогать по дому, присматривать за младшеньким, выполнять разные мелкие поручения. Он выбрал второй вариант. На этом проблемы и закончились, мы подружились. За правду (какой бы ужасной она ни была) никогда не наказываю и не кричу. Теперь сын всем говорит, что у него – самая лучшая мама в мире».

Запомните: никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, отпрыску просто не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?

Объясните, почему воровать плохо. Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).

Расскажите о своих чувствах. Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите чаду представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.

Настаивайте на исправлении ситуации. Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой самой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать чадо и поддерживать его. Если отпрыск украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он добродушно простил ребенка за проступок. Если вещь уже испорчена и ее нельзя вернуть, пусть оплатит стоимость из своих карманных денег.

Интересный факт. В мире около 50% всех краж велосипедов, денег из банкоматов и вещей из магазинов совершают дети. Вопреки мнению общества, такое поведение в юном возрасте не мешает им вырасти законопослушными и добропорядочными гражданами.

Станьте внимательнее к своему отпрыску, уделяйте ему как можно больше времени, проявляйте свою любовь, заботу к нему. Разговаривайте только об уроках и уборке в комнате! Ведь наши дети делают все только из любви к нам и в погоне за нашим вниманием.

Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к психологу. Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

В который раз убеждаемся, что все проблемы у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания. Любите и цените своих деток!

Ребенок ворует деньги у родителей – что делать?

Советы психолога о том, что делать, если ребенок ворует деньги у родителей. Выясняем причины, побудившие ребенка к данному проступку и как этого избежать в дальнейшем.

Многие родители проходят вместе со своими детьми множество этапов взросления и развития. Не все эти стадии сопряжены с радостными моментами и гордостью за свершения своих чад. Иногда приходится сталкиваться и с обратной стороной, например, детским воровством.

Малыши и подростки могут брать без спросу чужие вещи у сверстников, у родителей или из знакомых, а иногда и у посторонних людей и даже в магазинах.

Что делать, если ребенок ворует деньги у своих родителей? Советы психолога, описанные ниже, могут помочь справиться с такой проблемой.

Убедитесь, что подозрения справедливы

Прежде чем заводить разговор со своим ребенком на предмет случившегося, проверьте, а насколько вы обосновано его обвиняете. Ведь вполне возможно, что вы сами забыли о взятых деньгах на непредвиденные расходы или для покупки подарка близким людям.

Очень часто мы недостаточно контролируем свои расходы, а деньги имеют свойство таять на глазах. Взять отложенную ранее сумму может и второй супруг, не сказав никому, а причина банальна – сюрприз для семьи, который может омрачиться несправедливыми обвинениями в адрес детей.

Доверительная беседа – основа успеха

Разговаривая со своим ребенком, необходимо избегать обвинений и осуждений.

Важно, чтобы малыш сам признался и осознал свою вину. Целесообразно рассказать ему, что вы пересчитали свой бюджет и у вас не хватает средств на будущие покупки, и вы не знаете, куда исчезли эти деньги.

Объясните, что из-за такой ситуации всей семье будет тяжело в ближайшие недели в финансовом плане.

Важно!
Ни в коем случае, не пугайте его осуждением, не угрожайте, что заявите в полицию или расскажите в школе, соседям, друзьям. Обычно первые случаи воровства не свидетельствуют о поведении рецидивиста, поэтому пресечь их можно, но только в доверительной форме.

Нельзя решить проблему, не выяснив ее причины

Важно не только побудить ребенка к признанию и осознанию последствий его поступка, но и определить истинную причину таких действий. Ведь часто повод к воровству банален, его можно исключить, выработав взаимовыгодную модель поведения в будущем.
Дети дошкольного возраста могут брать чужие вещи по следующим причинам:

  1. они еще не полностью осознают деления на свое/чужое, детское/взрослое;
    присутствует желание похвастаться своей «взрослостью» среди сверстников;
    малыш хочет наказать родителей, которые недостаточно уделяют внимания ему, он чувствует, что обделен общением или же хочет выразить протест;
    если в семье много ведется разговоров о деньгах, то шкала ценностей детей смещается, поэтому они могут проявить стремление к некой силе, которой, как они думают, наделят их деньги.

Подросток ворует деньги у родителей по таким возможным причинам:

  1. Желание сделать кому-то подарок.
    Нехватка карманных средств и попытка компенсировать это.
    Из-за недостатка внимания и непонимания родителей может возникнуть желание отомстить им.
    Стремление самоутвердиться, выделившись на фоне своих сверстников.
    Следование за друзьями и товарищами, потребность не отставать от них по внешним признакам достатка или следования модным тенденциям.
    Попытка завоевать уважение или внимание в коллективе.

Проступок должен быть наказан

Когда ребенок признался, рассказал о причине поступка и сознал вину, необходимо побудить его к исправлению ситуации.

Для этого достаточно предложить ему отработать украденные деньги – ходить в магазин в течение месяца, мыть пол, чаще помогать бабушке и дедушке по хозяйству.

При этом важно объяснить ребенку, что карманные деньги должны зарабатываться или откладываться.

Профилактика будущих рецидивов

Не стоит после решения проблемы демонстрировать недоверие своим детям или следить за ними.

Однако изменить тактику поведения всё же придется:

  1. Уберите деньги и ценные вещи с открытых и доступных мест.
    Найдите ребенку увлечение, хобби, на которые будет направляться его энергия.
    Развивайте у детей чувство эмпатии и необходимости помогать окружающим.
    Не допускайте инфантильности, подростки должны учиться отвечать за свои поступки.
    Следите за своими поступками – если вы будете рассказывать о недопустимости воровства, а сами приносите с работы пачку бумаги или забываете оплатить проезд в общественном транспорте, то эффекта не будет.
    Выделите своему чаду зону ответственности – он должен с детства заботиться о других, например, о домашнем любимце, младшем братике, чистоте в квартире.
    Учитесь доверять детям и вести с ним беседы, в которых он смог бы поведать о своих проблемах.
    При необходимости оградите его от общения с нежелательными группами подростков.

Несколько советов от психологов

Быть родителем – наука сложная, поэтому любая проблема должна решаться не в ущерб ребенку. Старайтесь искать взаимовыгодные пути выхода, делая акцент на предотвращении возможного повторения ситуации.

Эксперты дают несколько рекомендаций:

  • если у вас нет доказательств вины сына или дочери, хотя подозрения и обоснованны, не спешите сразу же обвинять ребенка;
    при доказанности проступка, не опускайтесь до выплескивания негатива – избегайте обвинений, оскорблений и унижения;
    не следует пугать официальными правоохранительными органами или общественным порицанием, поскольку это только ожесточит подростка — он будет считать, что вы думаете о нем исключительно в негативном ключе;
    старайтесь помочь исправить ситуацию, разделяя ответственность за случившееся;
    объясните все последствия ситуации, но не обвиняйте его в воровстве и не акцентируйте на его ответственности за это;
    выясните причину проступка и побудите ребенка самому найти альтернативный, но законный способ, как надо было поступить изначально;
    не обсуждайте проступок с посторонними, не следует выносить проблему за пределы семьи;
    исключите возможность сравнения с другими сверстниками, особенно с теми, кто популярен в подростковой среде. Такое сравнение способно развивать чувство неполноценности;
    после решения проблемы старайтесь не вспоминать о ней, однако ситуаций, провоцирующие повторение, надо не допускать в будущем;

Важно!
Покажите, что вы расстроены таким проступком, но что ребенок сам вовсе не плохой, что вы любите его по-прежнему, и он может доверять вам.

Заключение

Воровство у родителей является серьезным проступком, который может привести к негативным последствиям. При возникновении такой ситуации необходимо действовать исключительно в зоне доверия, не обвиняя и не оскорбляя ребенка.

Он должен понимать, что вы ему доверяете, готовы помочь и решить проблему. Выясните причину проступка, выработайте совместную тактику его устранения, исключите возможность повторения в будущем.

Количество слов: 889 Время на чтение: 4 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 1 717 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 10 раз!

Почему дети воруют деньги у родителей? Детская психология

Воровство неприемлемое явление во всем мире. А детское воровство воспринимается особенно болезненно. Что чувствуют родители, когда обнаруживают – их любимый ребенок взял деньги и не сказал? Реакция на такой проступок может быть разной: паника, гнев, бессилие, недоумение. Но не стоит заранее бить тревогу. По статистике, хоть один раз в жизни, каждый ребенок взял чужое. Но если это происходит систематически? Что делать родителям в этой ситуации? И каковы причины такого поведения?

Причины воровства денег у детей дошкольного возраста

В возрасте до 4-х лет, дети еще не осознают причины и следствия своих поступков. И когда они берут деньги у родителей – это нельзя называть полноценным «воровством». Ведь кража – осознанный поступок. Скорее всего, дети жаждут привлечь внимание. Однажды, взяв деньги случайно и осознав, что взрослые переполошились и активно их ищут – дети воспринимают такое поведение как веселую игру.

В таком случае, это сигнал родителям: ребенок не получает должного внимания! Ни в коем случае нельзя бить и ругать малыша за такой проступок. А самому больше уделять времени чаду. В этом случае нужно бережно и аккуратно забрать у него припрятанные деньги, объяснив, что мама очень расстроилась из-за их потери.

Дополнительно стоит контролировать и себя – больше не оставлять деньги на видном месте, где их легко может взять малыш. Не нужно провоцировать начало подобного поведения.

Также, следует помнить о том, что уже в таком возрасте необходимо объяснить, где личные вещи ребенка, которыми он может распоряжаться на свое усмотрение, а где то, что принадлежит только родителям.

Иногда дети берут исключительно монетки. Они не знают их ценности, просто малышу нравится внешний вид: круглые, блестящие, звенят, когда их много. Такое поведение можно даже поощрять (не тогда, когда ребенок намеренно залез в мамину сумку, а когда он нашел монетку оставленную на столе или потерянную на полу). Объясните ему ценность этой находки. И когда малыш насобирает достаточное количество «сбережений», дать выбрать: купить сейчас шоколадку или насобирать еще и купить игрушку, но позже.

Подобные навыки могут стать основой для развития таких качеств, как планирование расходов, бережливость и самостоятельность вашего ребёнка.

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Причины воровства родительских денег среди подростков

К специалисту большинство родителей обращается уже в этом случае. Ведь сделать что-то самостоятельно у них не получается. Подростковое воровство в 70% случаев является следствием более ранних причин рассмотренных выше. Но, если до этого не замечалось подобного поведения, возможно, оно сформировалось под действием таких факторов.

Желание купить что-то запрещенное или попадание в «плохую компанию»

Понимая, что никакой нормальный родитель не одобрит покупку спиртного или сигарет, подросток вынужден тайком взять на них денег, чтобы не опозорится в глазах сверстников. Это еще одно следствие недостаточно развитой волевой сферы ребенка, который не может отказать друзьям.

Возможно, что в семье произошли какие-то болезненные перемены (развод, смерть одного из членов семьи) и подросток находит, как ему кажется, утешение в не слишком хорошей компании. Пользуясь его эмоциональной подавленностью в этот период, дети начинают шантажировать подростка тем, что в случае невыполнения их требований отвернутся от него.

Желание выделится на фоне других

Если ранее вопрос самоутверждения не стоял остро, то в подростковом возрасте завоевание авторитета любимы способами может стать первичной целью для подростка.

Это толкает на ранее непозволительные поступки.

Еще, воровство может служить неким вызовом самому себе: «да, я это смог!». Это добавляет подростку ложное чувство значимости и самостоятельности.

Что делать родителям? Советы психолога

Дабы предотвратить подобное поведение еще в раннем возрасте, следует придерживаться нескольких обязательных правил:

  • проводить беседы и ролевые игры на тему значимости денег – это позволит ребенку иметь четкое представление о том, как они достаются родителям;
  • давать ребенку деньги на собственные расходы (примерно с 5-6 лет);
  • уделяйте как можно больше внимания воспитанию волевой сферы ребенка и таких качеств как самостоятельность, бережливость;
  • не оставлять сбережения на видных местах;
  • не поощрять любое воровство, выдавая его за ловкость или хитрость;
  • давать возможность дополнительного заработка (помимо карманных денег).

Если воровство уже произошло, не следует вдаваться в панику:

  • поговорите с ребенком наедине о причинах такого поведения;
  • помогите ему справится с проблемами, на решение которых, ребенку понадобились деньги (буллинг, покупка подарка, помощь другому человеку, переживания из-за ситуации дома…);
  • дайте понять, что не сердитесь (даже если эмоции переполняют, не дайте им взять верх), но очень расстроены случившимся, ведь не ожидали такого поведения от своего любимого сына/дочери;
  • если сумма уже потрачена – дайте ребенку возможность исправить ситуацию (отработать средства дополнительными домашними обязанностями или компенсацией суммы за счет вычета из его карманных денег);
  • не называйте ребенка «вором» или похожими словами, это может закрепить «ярлык» и сформировать дальнейшую линию поведения в соответствии с ним;
  • искренне расскажите о своих чувствах, когда обнаружили пропажу тяжело заработанных средств.

Такая тактика поведения, позволит ребенку открыться. Вследствие доверительного и спокойного отношения, у родителей есть большие шансы скорректировать нежелательное поведение ребенка без посторонней помощи.

Что делать, если ребёнок ворует деньги?

Что делать, если ребёнок ворует деньги?

Этот вопрос оказался для меня лично актуальным, потому что у моей дочери деньги дважды крала её подружка, на три года старше. И я тоже оказалась в патовой ситуации: если своему ребёнку я ещё найду, когда и как всё объяснить, но как поступать с чужим? Надеюсь, что в моей статье и мама той девочки найдёт что-то полезное для себя и сможет уберечь своего ребёнка от больших ошибок в жизни.

Сразу стоит оговориться, что обсуждать мы будем возраст детей от шести лет и старше. Дети младшего возраста ещё не воруют в полном понимании этого слова. У них идёт процесс установления границ «моё-чужое», поэтому это не могут быть осознанные действия, — присвоение чужого. Что нельзя уже сказать о детях, перешагнувших шестилетний возрастной порог. В этом возрасте дети идут в школу, становятся более самостоятельными, независимыми от родителей в психологическом плане и часто руководствуются в своих действиях примером сверстников. В моей истории девочке девять лет. Первое, что мне сказала её мама: «Мне так стыдно!»… Надеюсь только, что от чувства стыда родители в таких случаях быстро перейдут к действиям и помогут своему ребёнку выбрать правильный путь и отношение к таким поступкам. И, кстати, вернут деньги в полном объёме! Ведь мы в ответе за своих детей.

Итак, давайте искать первопричину. Наказание не решает проблему. Психологи выделяют шесть основных мотивов (или причин) воровства среди детей:

1. Недостаток общения с родителями (нет доверия, нет времени для общения);

2. Желание самоутвердиться в глазах взрослых (родителей), предать значимость своему «я»;

3. Незнание границ между «хорошо — плохо», ребёнок может просто не знать, что красть — это плохо;

4. Отсутствие карманных денег или их недостаточность. Об этом я всегда говорю на тренинге «Семейный бюджет»: товарищи взрослые, родители! Давайте своим детям деньги на карманные расходы, предоставляйте возможность их заработать! Конечно, при этом стоит ещё обучить их правильному и бережливому отношению к деньгам.

5. Пример старших. Увы, и это бывает причиной. Сюда же психологи относят фильмы с демонстрацией краж, воровства и т. п. В них не всегда показаны наказания за это. У нас катастрофически мало фильмов, побуждающих детей выбирать границы «хорошо — плохо».

6. Покупка авторитета или школьный «шантаж». Полагаю, всем знакомы ситуации, когда деньги у младших школьников вымогают старшеклассники. Я лично давно не слышала подобных историй в нашем городе. А вот «покупка» авторитета — вполне распространённое явление, когда ребёнок не знает другого способа расположить к себе одноклассников, например. И его выручают молочные коржики из столовой или жвачки.

Итак, дорогие родители! Первое, чего точно нельзя делать, если вы узнали, что ваш ребёнок ворует — это кричать на него и/или бить. Даже наказывать не стоит.

— Ни в коем случае не обзывайте его «вором», «негодяем», «преступником» и т. д. Поверьте, то, что вы уличили его в воровстве, для него уже стресс! И в этом состоянии легко повесить на ребёнка «якорь», — убедить его, что да, он, действительно, вор и негодяй, и это навсегда. Не угрожайте полицией.

— Нельзя постоянно напоминать о произошедшем инциденте, указывать ребёнку снова и снова на то, как он тогда плохо поступил. Таким образом можно сильно навредить ещё не окрепшей психике ребёнка и вселить в него уверенность в своей никчёмности. Не повторяйтесь сами: один раз обнаружили, провели воспитательную работу, исправили ситуацию. И больше эту тему не поднимайте. Забыли.

— Никаких угроз, из ряда «если ты ещё раз…!», «не дай бог, ещё узнаю.!». Внимательный читатель заметит сразу, что в таких угрозах, кроется программа «репит». И ребёнок непременно повторит пройдённый материал, на этот раз более осторожно, чтобы вы не узнали. Не надо таких угроз.

— Никаких «общественных» слушаний, порицаний и публичных казней! Единственное, что из этого выйдет, только то, что ваш ребёнок ещё больше замкнётся в себе и затаит обиду теперь уже на вас. А это проще, чем чувство вины и работа над ошибками. Будучи взрослым ваш ребёнок может сохранить такую «линию защиты»: ты меня обидел больше, поэтому я теперь не виноват! Да и чувство достоинства страдает у ребёнка. И родителю стыд такие методы воспитания.

И не спешите к психологу или «опытным» подружкам, свекрови, тёще или бабушкам. Много достойных психологических пабликов помогут вам построить правильную беседу с ребёнком и найти нужный подход. Это не тот сор, который стоит выносить из избы.

И мой вам добрый совет, как мамы, и по совместительству — финансового консультанта, — знайте место деньгам в доме. И приучайте к этому детей. Деньги не должны валяться небрежно на комоде, в прихожей или на полках, не должны без дела копиться в карманах. Есть кошельки и копилки. Я не говорю о том, что их надо прятать от детей. Я говорю о том, что это проявление бережного отношения к деньгам, которое перенимают наши дети. Они видят, что деньги вам важны, вы их считаете, вы знаете им место.

— Научите ребёнка копить деньги. Если вы сами такого опыта не имеете, начните вместе! Поставьте цели, посчитайте, сколько они стоят. Вам в помощь книга Бодо Шефера «Азбука денег для детей». Она легко читается ребёнком от 8 лет. Читайте книгу вместе, — взрослым там тоже есть, чему научиться! Можете обратиться ко мне, я тоже подскажу пару-тройку идей, как побудить детей к бережному и уважительному отношению к деньгам, — вам это не будет ничего стоить.

— Доверяйте своим детям. Так случается, что воровство порождается тотальным контролем взрослого над ребёнком. Есть родители, которые всегда «знают», что хорошо и плохо для ребёнка и диктуют, что делать. Это так же губительно для ребёнка, особенно подростка, как и полная свобода и бесконтрольность. Детям нужны границы «хорошо-плохо». Вы можете помочь их безопасному установлению. Но не методом «из-под палки» или второй крайности — «запреты не нужны». Иначе ребёнок окажется слабо регулируемым и безответственным. В итоге он не приобретает способности самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и простейшие вещи, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.

— И говорите с ребёнком. Стремитесь к доверительному общению, открытости. Уделяйте время для того, чтобы поговорить и услышать. Вы можете многое предупредить в жизни ребёнка, если станете ему Другом. И ему не будет нужды самоутверждаться в ваших глазах, предавая значимость своему «я» через плохие поступки.

В случае, если вы узнали, что ваш ребёнок ворует, стоит помочь ребенку исправить сложившееся положение, разделить вместе с ним ответственность и предложить решения, натолкнуть его на мысль, оставив окончательный выбор за ним. Безусловно, что теперь это только ваш секрет. И ни с кем его обсуждать не стоит. Вещь или деньги нужно вернуть. Если ребёнок один боится, — идите с ним, поддержка важна. Ни с кем его не сравнивайте в такой ситуации. И когда работа над ошибками в полной мере будет сделана, больше не возвращайтесь к этой теме.

У моей шестилетней дочки новый опыт. Подружка забрала все купюры из копилки. Ксюша каждую свою бумажную «денежку» зарабатывает. У неё есть светлая цель к Новому году. Она очень старается, копит. Не тратит ничего. И я вижу, какое чувство собственной гордости она испытывает от того, что её копилка пополняется. Но она сделала правильный вывод из этой истории:

— Нельзя с друзьями обсуждать свои «денюжки» и мечты; — Копилки надо убирать, чтобы их не было видно; — Купюры лучше держать в конверте или кошельке.

Полагаю, такой ценный урок ей ещё дёшево обошёлся!

Эту статью я писала для регионального интернет-издательства. И она получила широкий отклик у читателей. Полагаю, приведённая здесь информация актуальна для каждого родителя и будет полезна для пользователей «Мела».

Подросток врет и ворует: что делать?

С взрослением детей появляются и более сложные проблемы их воспитания, решение которых подчас требует от родителей терпения и времени. Особенно, это касается подросткового возраста, так глубоко и болезненно переживаемого ребенком. О проблемах обмана и воровства подростка расскажет портал MedAboutMe.

Поймали ребенка на лжи — не устраивайте скандал

Способность к вранью проявляется у ребенка одновременно с умением правильно и связно говорить, к 3-м — 4-м годам. При этом следует помнить, в этом возрасте ложь малыша связана с проверкой границ дозволенного и познанием окружающего мира. В дошкольном и подростковом возрасте дети прибегают к неправде осознанно, если хотят выделиться на фоне одноклассников, избежать насмешек со стороны сверстников, уйти от заслуженной кары. Если подростка поймали на лжи, прежде всего, следует сохранять спокойствие духа. Необходимо понять, какие причины и обстоятельства им двигали, какие страхи и проблемы он испытывает. Не торопитесь с наказанием, проведите ревизию своих отношений с отпрыском.

  • Доверительные отношения с ребенком — залог успеха и самый эффективный путь для исправления ситуации. Здесь поможет введение практики бесед и активного слушания.
  • Если подросток не хочет делиться личными секретами, уважайте его выбор, не давите. Придет время, он это оценит и, возможно, поделится своими секретами.
  • Не провоцируйте ложь вопросами с заранее известными ответами, например: «Ты подготовил реферат?», «Ты закончил домашнюю работу?». Подросток начнет выкручиваться, что почти все сделал, или еще есть время для этого, или просто соврет. Замените такие вопросы фразами, начиная их словами «Я заметила…» и предложите помощь. Скажите: «Я заметила, что ты не окончил реферат. Тебе помочь?»
  • Снизьте гиперопеку ребенка. Тотальный контроль может привести к утаиванию от родителей реальной картины жизни, дабы избежать разбирательств и обвинений со стороны взрослых. Установите для каждого действия правила, которые должны соблюдать все члены семьи. Если подросток, например, задерживается и не успевает вернуться к определенному часу, то установите правило — обязательно звонить домой. Никто не выполнит домашние обязанности, если ребенок, на которого они возложены, поленился или не нашел время. Не жалейте его, иначе он придумает тысячу причин для отказа от работы, зная, что его заменят. Зная строгость установленных правил, отпрыску не придется прибегать ко лжи, ведь это не поможет. Естественно, это не касается случая недомогания или болезни.
  • Низкая самооценка ребенка также может быть причиной лжи. Объясните, что любовь родителей к нему является безусловной, не зависящей от его достижений и успехов. И примите меры для повышения его самооценки. Подростковый возраст лучше переживается при наличии увлечений и хобби.
  • Сами не лицемерьте и не лгите дома, постарайтесь подавать личный пример правдивости. Помните, ребенок копирует образ жизни родителей. И если уж он стал свидетелем неправды из ваших уст, то объясните, почему в данном случае говорите неправду.

Подросток ворует — что делать?

Родители заметили пропажу денег в кошельке или обновки у подростка, денег на приобретение которых у него не было. Что делать в этом случае? Неадекватная реакция родителей и карательные меры (домашний арест, рукоприкладство, скандалы) могут только ухудшить ситуацию – подростки закрываются от общения и еще больше отдаляются. Прежде всего, родителям необходимо вспомнить, что и сами взрослые хоть раз в детстве брали чужую вещь, но при этом не стали ворами. Затем отнестись к этой проблеме спокойно и серьезно, рассмотрев ряд моментов.

  • Зачастую подросток рассматривает воровство как единственную возможность получить желаемое. Возможно, карманных денег ему не хватает и как альтернатива простому увеличению содержания можно предложить подработать: курьером, бебиситтером на каникулах, уборщиком, почтальоном, оказывать помощь по выгулу собак и т. д.
  • Не провоцируйте ребенка разбросанными где попало суммами денег. Во первых, он может впасть в искушение взять пару — тройку купюр, вдруг никто не заметит. Во вторых, воспитывается пренебрежительное отношение к деньгам. Раз валяются бесконтрольно, значит их много и они не особо взрослым нужны. Найдите укромное место для денег и ювелирных украшений.
  • Если тинейджер испытывает дефицит внимания со стороны родителей, то воровство может стать на это ответом. Ведь мама и папа бросят все дела и кинутся выручать его из беды. Причинить боль взрослым для того, чтобы они обратили внимание — это так по-детски. В этом случае проведите ревизию своих отношений с отпрыском, постарайтесь окружить его вниманием и заботой, беседуйте, рассказывайте историю своего взросления.
  • К воровству может привести желание подростка доказать свою принадлежность компании, утвердиться среди сверстников. Как правило, они посещают супермаркеты большой шумной компанией, подталкивая друг друга на воровство. Если ребенком движет именно такой мотив, позвольте ему в полной мере понести ответственность за свой поступок. Подростки, вовремя прошедшие жизненную школу, чаще всего завязывают с воровством.
  • Заметив дома чужие вещи, задайте вопрос об их происхождении – обязательно выясните, откуда они взялись и кому принадлежат. Подросток в вашем присутствии должен позвонить их хозяину и подтвердить местонахождение вещей. Если же отпрыск настаивает на версии подарка, то и ее надо проверить — необходимо связаться с родителями дарителя и уточнить данный факт. В случае, если это окажется правдой, извинитесь перед подростком и объясните, что в его возрасте еще рано принимать дорогие подарки от друзей.
  • Если вещь все-таки украдена, приложите все усилия по ее возврату. Пусть ребенок сам вернет ее на место. При невозможности возврата в целости и сохранности, определите денежный эквивалент стоимости и оплатите ее пострадавшей стороне. Конечно, не забывая потом удерживать необходимую сумму из карманных денег ребенка.
  • Если вы точно знаете о факте кражи, а подросток не признается, не загоняйте его в ловушку. Лучше расскажите историю из своего детства, поделитесь воспоминаниями и ощущениями. Ребенок интуитивно поймет, что вы все знаете и будет благодарен за проявленное спокойствие и терпение.

Подростковый возраст выявляет все недочеты в воспитании детей

Подростковый возраст – период проявления всех недочетов и проблем в воспитании детей в семье. Конечно, многое объясняется гормональными изменениями, но подростковый возраст легче переживается, если изначально в семье сложились доверительные отношения, ребенок изначально привык делиться своими проблемами со взрослыми, мать или отец являются для него авторитетами, если он знает, что любим и уверен в помощи со стороны родителей без лишних нотаций и поучений с их стороны.

Ребенок ворует деньги: как правильно реагировать

О значении денег дети узнают достаточно рано. Когда мы берем с собой в магазин кроху, он видит, что родители дают тете бумажку ― денежку, а она взамен то, что хотят родители. Ребенок тоже ХОЧЕТ в магазине что-то для себя. Но мама говорит: «Денег нет». Вот здесь и возникает то самое желание иметь деньги.

Когда можно говорить о воровстве

Воровство ― это осознанный поступок. Он предполагает мотив, планирование и действие. Для ребенка дошкольного возраста это слишком сложная комбинация, несмотря на то, что дети бывают даже в столь юном возрасте разные: и вредные, и шкодные, и упрямые, и умные, и хитрые. Главное, они еще не осознают полностью весь негатив своего поступка. Так что, даже если ребенок дошкольного возраста берет деньги без спроса регулярно, это не воровство. Это неправильная форма поведения, которую нужно корректировать. Оставлять ― «так пройдет» ― нельзя. Но необходимо правильно реагировать. Об этом несколько позже.

Если же без ведома родителей деньги берет ребенок — младший школьник, нужно выяснять причины такого поведения и потом над этим работать. В этом возрасте дети более ранимы, нежели на других возрастных этапах, и со стороны родителей должны быть проявлены терпение и такт в этом вопросе.

А вот к воровству денег в подростковом возрасте нужно подходить серьезно и категорично. Оправданий в данном случае уже быть не может. Даже если это случилось первый раз, ― это сигнал тревоги для родителей: «Что-то пошло в воспитании не так».

Итак, о воровстве денег как явлении мы будем говорить в тех случаях, когда речь идет о подростках и, в некоторых ситуациях, ― младших школьниках.

Причины воровства

Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.

В дошкольном возрасте они такие:

  1. Ребенок не знает, что брать без спроса чужие вещи/деньги нельзя. До трех лет ребенок еще не отделяет «свое» от «чужого», и поэтому все «его», он «на все имеет право». В данном случае нужно рассказывать, учить малыша отделять свои вещи от чужих, учить спрашивать, прежде чем брать что-либо у чужих взрослых и детей или даже у родных, ведь это личные предметы. При этом важно помнить и о правах малыша. Его игрушки, книжки и все, что покупалось для него ― это его личные вещи, личное пространство. И нарушать его ― значит позволять малышу брать без спроса чужие вещи. Так, осознав «МОЕ», чадо бежит с криками к вам, если вы имели неосторожность сесть на его стул, если вам интересна его игрушка. И тут «чудо-родители» вдруг еще и обзываются: «Ты что, жадина?». Как вы думаете: каково малышу в этот момент? Ему нельзя мамин крем брать, папины удочки, а родителям все можно? Несправедливо! Будьте примером воспитанности: спросите разрешения у малыша, прежде чем воспользоваться его личной вещью (а игрушки, стол, карандаши ― это его, и неважно, за сколько вы их купили).
  2. Вторая возможная причина того, что ребенок взял без спроса деньги ― сильное желание иметь то, чего у него нет, а у Кати, Маши, Паши в саду есть. Опять нужно объяснять ребенку, что не обязательно иметь то, что есть у других. Можно купить, но это слабое решение, оно не сформирует в ребенке самоуважение и самодостаточность. Предложите замену, но не идентичную (игрушку на игрушку), а другого характера. Например, поход в цирк, поездку на теплоходе всей семьей. Купить игрушку проще всего. А вот найти время для своего чада сложнее. Если же ребенок настаивает, купите, показав при этом свое отношение к выбору ребенка.
  3. Просто желание иметь, когда малыш чувствует обделенность во внимании, несправедливое отношение. Вот пример: мальчик 2,5 года. Родители всей семьей (папа, мама, две сестры) улетели на неделю отдыхать, а он остался с бабушкой, так как родители переживали, как он выдержит перелет, адаптацию к новым климатическим условиям. Малыш собрал все игрушки в группе в пакет и спрятал в свой шкафчик. Для ребенка что деньги, что игрушки или любая другая вещь в данной ситуации — все несет один смысл: владеть. Уже в четыре года он прятал конфеты, забранные у детей из шкафчиков. В данном случае помогла беседа с ним и последующее родительское внимание, которое он стал получать после беседы родителей с психологом.
  4. Четвертая возможная причина ― желание иметь некую силу, которую дают деньги. Если в семье деньгам уделяют слишком много внимания, чуть ли не поклоняются им, то шкала ценностей ребенка сдвигается в сторону материальных благ, а чаще даже в сторону денег ради денег. Это не совсем здоровый подход к воспитанию ребенка, так как в случае, если вам нужна будет помощь или просто ласковое слово вашего ребенка, он потребует от вас деньги за это.

Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:

  1. Все то же желание иметь то, что есть у других.
  2. Протест против большого количества запретов.
  3. Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.

Плюс еще добавляются такие мотивы:

  1. Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
  2. Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности. Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
  3. Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
  4. Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».

Для детей-подростков два последних мотива являются основными.

Как реагировать, если ребенок берет деньги без спроса

Самое основное правило в воспитании ребенка — предупредить возможное неправильное поведение дитяти. Начинать нужно с беседы, чтения поучительных сказок, экономического образования малыша, когда он только начинает понимать суть слова «деньги». У ребенка ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, которыми он учится распоряжаться уже лет с 3–4.

Мама и папа в этом помогут: определить приоритеты (что важно, нужно в данный момент), научат рациональности (как выбрать покупку и рассчитать денежные средства на то, что хочется и что можно позволить себе, исходя из наличия денег).

Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать.

Первым делом нужно выяснить причину, и от этого уже отталкиваться. Иногда достаточно просто побеседовать с ребенком, понять его, поддержать и направить. Такой подход действенен для детей, которые совершили свой проступок впервые, которые чувствительны, способны на самоанализ и рефлексию.

Для других же стоит углубиться:

  1. Убрать деньги с видного, доступного места.
  2. Наказать действием: ребенок должен отработать деньги, которые взял. Например, помыть полы, постирать, приготовить еду ― то есть сделать ту работу, которая не является его обязанностью.
  3. Узнать, в какой компании друзей вращается ваш ребенок и, может быть, даже на время оградить его от нее, придумав поездку куда-то или определив его на какие-то кружки, секции.

Поговорив с ребенком, нужно найти общие интересы и точки соприкосновения: берет деньги, значит, они ему нужны. Просто давать их ему не стоит. Пусть найдет способ заработать. В наше время интернет-технологий это реально: проводить мастер-классы по чему-либо, что хорошо умеет сам, изготовлять что-то нужное и продвигать свой товар и т.п. Или даже просто помощь родным по дому, поощрение хороших отметок и достижений в школе.

Если же вы замечаете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к специалисту ― детскому психологу.

НО НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ И НЕ НАБРАСЫВАЙТЕСЬ С КРИКАМИ И УГРОЗАМИ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНО.

Что делать если ребенок ворует? Советы психолога.
консультация на тему

Консультация для родителей.

ВложениеРазмер
chto_delat_esli_rebenok_voruet._sovety_psihologa.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать если ребенок ворует? Советы психолога.

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

– Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как “моё”, “твое”, “чужое” абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух – трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Не надо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

– Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

– Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

– Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

– Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

– Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

– Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

– Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Если ребенок был замечен в краже:

– не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он “вор”;

– не называйте его вором, не навешивайте ярлыки, предсказывая уголовное будущее;

– не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным (“Мне стыдно за тебя”, “Никому из родителей не приходится так краснеть”, “Мой сын не мог так поступить” и т. п.);

– не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка – иначе он будет скрывать от вас все;

– не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали – при всех;

– не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа “Как ты мог?” и т.п. – это совершенно бесполезно и даже вредно;

– не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка;

– не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам;

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство, можно отнести следующие:

отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой – “закрывают глаза” на проступок: грозились наказать, но не наказали;

несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

“двойная мораль” – когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, “что брать чужое нельзя”, а сами приносят с работы то, что “плохо лежит”. Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле “кумир семьи”: ребёнок растёт с мыслью “я лучший и единственны”, ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей “обратную связь” – с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их “чудо-ребёнка”;

тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную “оборонительную” позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие “уходят в подполье”, продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить случаи воровства.

Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать – это плохо.

Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей – вы сами купите ему все, что нужно.

Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить ребенка, что очень его любите – даже если не одобряете сейчас его поведение.

Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрывать, обманывать, боясь лишь одного – быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

М.А. Андреева “О некоторых проблемах детского воровства” (из сб. Гештальт-97 М.)

И.Г. Антипова “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 2005 № 9,10 Ростов-на-Дону)

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: