Что должен уметь ребенок в 6 лет
Развитие ребенка 6 лет – что он должен уметь и знать
Скоро ваш дошкольник пойдет в первый класс. Чтобы хорошо адаптироваться в учебном заведении, ребенок в 6 лет должен уметь и знать приблизительно то же, что и его сверстники, владеть навыками общения. Дети, посещающие садик, занимаются вместе с друзьями и воспитателем по установленной программе. После нее багаж знаний будет достаточным для поступления в обычную школу, но многие лицеи и гимназии предъявляют дополнительные требования к развитию будущих учеников.
Ребенок на пороге школы
Дошкольники, посещающие детские учреждения, в 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и педагогами. Поступление в школу не станет для них сильным стрессом. «Домашние» дети привыкли, что маму можно уговорить отложить занятия или обед, пока не закончится интересный мультик. Они, как правило, плохо умеют договариваться, идти на компромисс. Чтобы поступление в учебное заведение не обернулось трагедией, желательно заранее отдать шестилетку в подготовительную группу. Если такой возможности нет, сами вырабатывайте у ребенка уступчивость, ответственность, умение строго следовать существующему режиму.
В это время ребенок уже не только замечает ложь, неискренность, но и может задать вопрос, ставящий взрослых в тупик: «Мама, почему ты хорошо встречаешь и угощаешь чаем тетю Зину, а когда она уходит, говоришь папе, что никогда не хотела бы ее видеть?». Готовьтесь к таким ситуациям заранее, шестилетка уже не примет утверждение, что он все поймет, когда подрастет. То же самое может произойти при его общении со сверстниками. Вы никак не объясните ребенку, что он не может драться с сыном директора фирмы, где работает папа, даже если вредный мальчишка постоянно отнимает и ломает игрушки вашего малыша. Родителям придется самим перестроиться и установить такие отношения с детьми, чтобы у них не оказалось ни малейшего повода усомниться в любви мамы или папы.
В это время ребенок изо всех сил отстаивает собственное мнение и границы своей личности. Дети старшего дошкольного возраста будут слушаться только того человека, которого они уважают. Ребенок считает себя уже достаточно взрослым, чтобы самостоятельно принимать решения, особенно проявляется это перед сверстниками. Дети играют во дворе, из открытой форточки раздается крик: «Саша, уже темнеет, иди домой!». Мальчик с невозмутимым видом продолжает игру, делая вид, что крик не имеет к нему никакого отношения. Он мог бы послушаться родителей один на один, но выглядеть маменькиным сынком при сверстниках выше его сил.
Старайтесь найти компромисс с дошкольником, но предупредите, что большие дети имеют не только права, но и обязанности. Дома каждый член семьи выполняет свою работу – в 6 лет ребенок уже может помыть посуду, вытереть пыль, подмести пол. Если помощь родителям еще можно обсуждать, идти навстречу желаниям ребенка и заменять одну работу на другую, то за собой он должен прибирать сам. Разбросанные игрушки, нечаянно разлитые краски, обрезки бумаги после занятий ребенок должен прибирать самостоятельно и без напоминаний.
Интеллектуальное и физическое развитие шестилеток
Не следует думать, что ученику, сильно обгоняющему своих сверстников по интеллекту, будет легко в школе. Мы все читали о вундеркиндах, сдающих экзамены за 10 класс в 11-12 лет. Нужно ли это ему? Одноклассники уже встречаются с девушками, у них свои интересы, а будущий гений выпал из этой среды. Не торопитесь осваивать школьную программу, иначе на уроках ребенку станет скучно. Следите за гармоничным развитием дошкольника, он должен развиваться не только интеллектуально, но и физически.
Желательно, чтобы к поступлению в школу ребенок умел:
- подтянуться 2-3 раза на перекладине;
- хорошо прыгать через скакалку;
- уверенно играть с мячом и руками, и ногами;
- ходить по бревну;
- забираться и спускаться как по наклонной, так и по вертикальной лестнице.
Если физические упражнения не вызывают затруднений, а интеллектуальное развитие ребенка в 6 лет отстает, обратите внимание на мелкую моторику. Точные движения пальцев стимулируют работу головного мозга, вместе с работой руками будет развиваться интеллект.
Посмотрите, умеет ли дошкольник:
- уверенно владеть карандашом и кисточкой;
- собирать модели из мелких деталей, пользуясь пинцетом;
- вдевать нитку в иголку;
- лепить из пластилина, глины и теста.
Пусть ученик идет вровень или немного впереди своих сверстников. Не торопитесь изучать основы математики, физики, химии – сначала ребенку нужно получить основы знаний об окружающем мире. Отложите учебник математики, пойдите в лес, посмотрите, какие деревья и кустарники растут в вашей местности, какие птицы поют среди листвы. Понять, насколько дошкольник опережает сверстников или отстает от них, можно по нормам развития шестилеток.
Перед поступлением в учебное заведение ребенок должен уметь следующее:
- грамотно говорить;
- удерживать внимание на интересующем его занятии около 20 минут;
- рассказать о знакомом предмете (из чего он сделан, для чего нужен);
- изменять слова, переводить их в уменьшительно-ласкательную форму, подбирать синонимы и антонимы;
- различать диких и домашних животных, рассказать, для чего держат корову, кошку, собаку;
- строить причинно-следственные связи: почему ночью темно, а днем светло;
- рисовать не только знакомые предметы, но и фантастических существ, сюжеты из сказок;
- пересказывать сказки и рассказы, иногда изменяя сюжет по своему выбору;
- знать времена года, объяснить, чем отличается весна от осени или зима от лета.
Дошкольник уже должен уметь общаться со сверстниками, взрослыми родственниками и друзьями родителей, незнакомыми людьми, отвечать на их вопросы. Необходимо, чтобы он знал, кого следует называть по имени и отчеству, к кому обращаться на «Вы». В 6 лет уже пора знать основные правила вежливости, к месту употреблять слова: «доброе утро», «спасибо», «пожалуйста». Так нужно разговаривать не только с чужими людьми, но и в своей семье. Родителям нужно внимательно следить за своим поведением: если папа после обеда молча выскакивает из-за стола, сын тоже никогда не поблагодарит маму за вкусные блюда.
Научите малыша не рассказывать незнакомцам, что из ценных вещей есть дома, когда папа и мама уходят и возвращаются в квартиру. Иногда такая информация служит хорошей наводкой для мошенников.
Социальная адаптация
Для родителей их сын или дочь – самый лучший, умный и развитый ребенок. Это правильно, но когда подходит время поступать в школу, нужно подумать, как он будет чувствовать себя в коллективе сверстников. Если есть какие-то проблемы в физическом развитии, вам об этом скажет участковый педиатр. А чтобы протестировать знания и умения своего дошкольника, проверьте его достижения.
В 6 лет ребенок должен:
- знать свои имя, фамилию, адрес, имена и профессии родителей;
- складывать несложные пазлы, собирать конструктор для дошкольника;
- знать, как зовут близких родственников, друзей и домашних животных;
- распознавать растущие в вашей местности деревья, огородные культуры, ягоды;
- различать основные цвета и известные оттенки (розовый, сиреневый);
- знать и на практике применять основные правила дорожного движения для пешеходов;
- находить стороны – право, лево, верх, низ;
- бойко разговаривать, отвечать на вопросы;
- рисовать и штриховать с правильным нажимом на карандаш;
- обслуживать себя самостоятельно: умываться, кушать, пить, одеваться;
- считать до 10;
- по памяти декламировать детские стишки и песенки.
К 6 годам вы можете заметить, что мальчики и девочки стали отдаляться друг от друга, у них появляются разные игры, увлечения. Родителям следует понимать, что дочери больше нравятся куклы и рукоделие, а сыну – машины и футбол. При этом не нужно оправдывать отсутствие необходимых навыков половыми особенностями. Девочке нужно уметь собрать несложный конструктор, а мальчику – вытирать пыль со стола. Если малыш чего-то не умеет, займитесь этим вопросом. Здоровый ребенок освоит нужные знания очень быстро, к поступлению в школу вы успеете научить его всем необходимым умениям.
В некоторых случаях ребенок не может освоить нужные навыки из-за того, что у него плохо развита память. Проверьте, что он может запомнить. При нормальном развитии ребенок может:
- назвать и написать буквы и цифры;
- повторить простой текст из 3-4 предложений;
- вспомнить отрывок из знакомой книги или сказки;
- запомнить около 8 из 10 названных или показанных предметов.
Если ребенок воспитывался только в семье, где его никто не обижает, нужно приучать его к жизни в обществе. Дипломатичность – неплохое качество, но в некоторых случаях нужно уметь постоять за себя или заступиться за слабого друга, сестренку, младшего брата. Не пугайтесь, если сын пришел с прогулки с синяком под глазом, – разберитесь, из-за чего произошла драка. Иногда нужно поругать ребенка, не сумевшего избежать конфликта, а иногда и похвалить его за смелую борьбу за справедливость. Лучше доверить решать подобные вопросы папе, он разберется, где мужчина должен стоять до конца, а где отступить и найти мирное решение.
Скоро ваш малыш пойдет в школу, а каждое учебное заведение предъявляет свои требования к знаниям и умениям будущих первоклассников. Обязательно поговорите с педагогом, в чей класс пойдет ребенок, узнайте, какими навыками он должен владеть. Не стремитесь в слишком серьезный лицей или гимназию, учитывайте возможности и желания ребенка. Если дошкольнику больше нравится играть в футбол, чем читать, отдайте его в школу со спортивным уклоном, если он любит природу, может долго наблюдать за птицами или рыбками, остановитесь на краеведческой гимназии.
Что должен знать и уметь ребенок 6 лет перед школой. Рекомендации родителям
светлана сидельникова
Что должен знать и уметь ребенок 6 лет перед школой. Рекомендации родителям
Должен знать:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран,
Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
Должен уметь:
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
Консультация «Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?» Консультация: «Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?» Ребенок становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше.
Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 5 лет» Называть времена года, дни недели в правильной последовательности. Знать части суток, уметь ориентироваться в.
Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 6 лет» Математика: • считать в пределах 10 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего?»; порядковый счет, отвечать на вопрос «какой?».
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года) РИСОВАНИЕ • Правильно.
Презентация-консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1-й класс» Слайд №1 Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1-й класс. Слайд №2 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и.
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5–6 лет» Вашему ребёнку исполнилось 5 лет, а это значит что пора задуматься- соответствует ли норме степень развития его психических процессов, проверить.
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Консультация для родителей на тему: «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Старший дошкольник должен иметь навыки, достаточные для.
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 4–5 лет» Речевое развитие: • Правильно произносить все звуки родного языка; • Использовать в речи существительные, обозначающие профессии; • Употреблять.
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Общее развитие • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране.
Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года» Речевые навыки Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них.
Развитие детей в возрасте 6 лет. Что должен уметь делать ребенок в шесть лет?
Перед школой шестилетний ребёнок должен обладать определённым перечнем навыков. Какие же способности и умения необходимы ребёнку в 6 лет для полноценного развития? Наличие определённых знаний помогает детям быстрее адаптироваться к школьной жизни, а умение применять их на практике будет способствовать комфортному общению со сверстниками.
Формирование личности у ребёнка в 6 лет
К шести годам жизни ребёнок уже не малыш, но ещё и не взрослый. Переломный момент, который возникает после детского сада перед школой, нередко беспокоит родителей. Их волнует вопрос о том, что уже должен уметь их ребёнок.
К 6 годам ребёнок должен иметь представление о себе и своей семье. Знать свое имя, отчество и фамилию, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии, домашний адрес.
В этом возрасте детей приучают к самообслуживанию. Тревоги родителей по поводу того, как же ребёнок оденется, откроет и закроет входную дверь, дойдёт до школы и обратно, как сам разогреет обед, способны навредить формированию его самостоятельности. Ребёнок в 6 лет должен быть социально-адаптированным к подобным вещам. Не нужно бояться его самостоятельности и препятствовать её развитию и появлению.
Шестилетки охотно помогают родителям, чувствуя тем самым свою значимость. Важно проявлять благодарность и разрешать ребёнку участвовать в домашних делах. Если малыш что-то делает не так — не ругайте, а деликатно поправьте. Помните, мама и папа для малыша являются авторитетами. Он всё повторяет и старается сделать как лучше, даже если не всегда и получается. Можно попросить ребёнка вынести мусор, пропылесосить, помыть посуду, вытереть пыль, полить цветы, сходить за хлебом. Все эти поручения малыш выполнит с радостью и особой гордостью.
Физиологическое развитие ребенка в 6 лет
- Рост в пределах 110-121 см;
- Вес в пределах 18-23 кг;
- Наличие 20 зубов (молочных);
- Размер одежды — 30; обуви — от 28 до 30.
6-летний ребёнок должен уметь:
- Сохранять равновесие при ходьбе по бревнам;
- Спускаться и подниматься по лестницам;
- Пару раз подтянуться на турнике;
- Играть в мяч руками и ногами;
- Прыгать через скакалку, перепрыгивать через препятствия;
- Правильно держать ручку, карандаш, фломастер;
- Вырезать ножницами фигуры из бумаги;
- Обладать навыками пластилиновой лепки и соленого теста;
- Рисовать линии, волны и раскрашивать рисунки.
В этом возрасте важно развивать мелкую моторику. Такие упражнения, как выкладывание мозаики, собирание мелких предметов при помощи пинцета, вдевание нитки в иголку и т.д., помогут воспитать усидчивость и способность сосредотачиваться.
Социальная адаптация ребенка в 6 лет
По мнению психологов, шестилетние дети правильно развиваются в интеллектуальном плане, если имеют одного-двух друзей, не комплексуют в кругу незнакомых людей, не стесняются отвечать на вопросы посторонних. Стоит обратить внимание на то, сможет ли ребёнок скопировать мимику лица, найти отличия в предметах, правильно назвать цвет, форму, величину предмета.
Помимо этого, к 6 годам дети должны уметь сосредотачиваться минимум на 15 минут, запоминать короткие стихи, песни, складывать картинки из паззлов. Езда на велосипеде, самокате также способствует развитию ребёнка.
Стоит отметить, что все дети разные и развиваются индивидуально. Важно научить ребёнка элементарным вещам и действиям, которые помогут ему адаптироваться к занятиям в школе. Простые правила культурного общения, опрятный вид, усидчивость во время уроков, уважение и почтение ко взрослым людям, помогут ребёнку чувствовать себя комфортно в социальной среде. Наши дети — отражение нас самих. Поэтому, что мы вложим в них до школы, с тем и столкнёмся в период взросления. Любите своих детей, обнимайте, поддерживайте и понимайте.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Что должен уметь ребенок в 6 лет.
– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.
– Находить 10 различий между предметами.
– Выполнять самостоятельно задание по предложенному образцу.
– Копировать в точности узор или движение.
– Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх .
– Выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способен воспроизвести образец.
– Ведущим остается наглядно-образное мышление.
– Широкий кругозор, запас конкретных знаний.
– Способен запоминать 6-8 слов из любых предложений, произнесенных взрослым.
– Способен описывать сюжетные события – к примеру, пересказывать фильмы и сказки, или же в деталях рассказывать об увиденном на прогулке.
– Правильно держать ручку и карандаш в руке.
– Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
– Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
– Рисовать по клеточкам и точкам;
– Дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
– Копировать с образца геометрические фигуры;
– Продолжить штриховку рисунка;
– Аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
– Достаточно развита мускулатура.
– Активно прыгать и бегать. Сами движения становятся чёткими.
– Предпочтение отдать подвижным играм.
– Способен сосредотачиваться, чтобы выполнить какое-то действие, например, метко попасть мячом в ворота.
– Определять время по часам.
– Называть цвета радуги.
– Называть дни недели, части суток, времена года, месяцы.
– Писать числа от 0 до 20, решать простые примеры и задачки.
– Вести количественный и порядковый счет, начиная от любого числа. Увеличить – уменьшать количество предметов «на один», «на два», восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
– Различать и называть соответствующее наименование простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал, ромб и пр.), и составлять аппликации из геометрических фигур.
– Знать понятия «больше – меньше – поровну».
– Сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
– Поделить предмет на две/три/четыре равные части.
– Передавать содержание сказки, текста.
– Записывать простые слова.
– Активно использовать словарный запас, состоящий из 3-3,5 тысяч слов.
– Применять речевые обороты, может не знать их значения, но пользуясь ими в ситуациях по примеру своих родителей.
– Рассказать о себе, уточнить свой возраст, месяц рождения, место жительства (город, дом, улица, квартира и пр.)
– Может уточнить количество членов семьи, назвать их имена, места работы родителей, а также подчеркнуть свою роль в семье – для кого и кем он приходится (сыном/дочкой, внуком/внучкой, братом/сестрой и пр.)
– Отличать буквы от звуков, гласные от согласных.
– Найти нужную букву в начале, середине и конце слова.
– Подбирать слова на заданную букву.
– Делить слово на слоги.
– Иметь представления о природе.
– Различать диких и домашних животных, хищных и травоядных, зимующих и перелетных птиц; травы, кустарники и деревья, садовые и полевые цветах, плоды растений, явления природы.
– Иметь запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах.
– Ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.
– Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.
– Поливать цветы и растения.
– Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
– Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
– Вешать свою одежду в платяной шкаф.
– Собирать дрова для камина, костра.
– Собирать граблями листья и полет сорняки.
– Прогуливать домашних животных.
– Завязывать шнурки на своей обуви.
– Нести ответственность за свои мелкие раны.
– Содержать в чистоте мусорный контейнер.
– Помогать чистить салон автомобиля.
– Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
– Накрывать (сервировать) стол.
– Потребность иметь собственность.
– Потребность быть самостоятельным.
– Потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо.
– Потребность иметь друзей и умение дружить.
– Потребность общения со взрослыми.
Мотивы 6-ти леток:
– Интерес к миру взрослых.
– Общественный: «Помогаю, потому что маме и бабушке трудно одним».
Как можно удовлетворять:
Формированием самоконтроля ребенка.
– Научить контролировать себя и свои действия.
– Обращать его внимание на содержание своих действий.
– Научить оценивать результаты своих действий, свои возможности и умению видеть свои ошибки.
столкнувшись с неудачей – ребенок бросит начатое дело и займется другим и если что – то не так, то все кругом будут виноваты, но не он сам. Низкий самоконтроль – как результат низкого внешнего контроля родителей.
– Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа..
– Переход к младшему школьному возрасту. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).
– Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение как к единственному источнику достоверного знания.
– К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
– Внутренний план действий.
– Произвольность всех психических процессов.
– Возникновение соподчинения мотивов.
– Самопознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
– Возникновение первой целостной картины мира.
– Появление учебно – познавательного мотива.
Цели и задачи взрослых:
– Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика.
– Способствовать формированию мышления.
– Формировать произвольность всех психических процессов.
– Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
– Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
– Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
– Формировать эстетические представления..
Весь процесс устранения тех или иных пробелов должен происходить в игровой форме, так ребенок легче запомнит необходимую информацию и не будет при этом испытывать нервозность и стресс.
Развитие дошкольника: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет
Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь от знаний и умений будет зависеть зачисление в первый класс. Существует ряд критериев, по которым оценивается физическое, психическое и эмоциональное развитие шестилетнего дошкольника. Эти нормы определяют теперь не только врачи – педиатры, психологи, неврологи, – но и педагоги.
Содержание:
- Мышление
- Логическое мышление
- Математические знания
- Образное мышление
- Знания об окружающем мире
- Внимание и память
- Речь
- Физическое развитие
- Мелкая моторика
- Социальная адаптация
Мышление шестилетки часто нестандартное, но всегда живое и образное. Конечно, многие его знания зависят от того, как с ребенком занимались, но и сам он способен теперь многое замечать, узнавать, делать выводы:
- Легко ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах.
- Имеет начальные географические сведения: знает название и столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане).
- Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному.
- На рисунках находит до 10 малозаметных отличий.
- Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине.
- Способен воспроизвести печатные буквы. Прописные буквы дети 6 года жизни, как правило, не умеют писать. Специалисты и не советуют самостоятельно учить этому: ребенок должен держать ручку при письме правильно, от этого зависит его почерк.
Делая выводы о мыслительных процессах дошкольника, специалисты оценивают не только общие показатели, но и отдельные критерии.
Логическое мышление
Логика к этому возрасту достаточно развита, и иногда приходится только удивляться суждениям вчерашнего малыша. Он излагает свои мысли точно и ясно, следит за ходом собственных рассуждений. Любит всевозможные логические ребусы и загадки, сам с удовольствием придумывает интересные задачки:
- подбирает обобщающее слово к ряду предметов и, наоборот, может распространить данное слово однородными;
- выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно;
- находит причинно-следственные связи в окружающих явлениях;
- делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного.
Видео: Примеры загадок для дошкольника 6 лет.
Математические знания
Для поступления в первый класс шестилетний дошкольник должен продемонстрировать следующие знания и умения:
- без труда досчитать до 10 (возможно, и больше) и обратно;
- точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;
- знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;
- самостоятельно сравнивать количество предметов в пределах 3-5 единиц;
- решать простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале);
- знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге.
Образное мышление
Ребенок в 6 лет начинает мыслить творчески, он уже работает не по образцу, в его голове возникают собственные образы. Так создаются фантастические животные из пластилина и бумажные замки, нарисованные картины и мозаичные узоры. Из конструктора или множества кубиков он сооружает здания и башни не по схеме, а по своему воображению.
Шестилетние дети любят играть с песком. Только теперь они строят целые города с подземными ходами и тоннелями, выкапывают траншеи и пруды, украшая их природными материалами.
Услышанные сказки или рассказы ребенок может дополнять своими подробностями или полностью переделать их. Это не означает, что он забыл или перепутал, это свидетельство его развивающейся фантазии и творческого мышления.
Знания об окружающем мире
Представления о мире достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями, взятыми из прогулок, рассказов взрослых, из книг, картинок и рисунков:
- знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
- по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
- самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
- знает многих животных и птиц, их детенышей;
- может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
- различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
- знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.
Внимание и память
Все психические процессы в 6 лет развиты практически полностью, с каждым годом они будут только совершенствоваться. Ребенок уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно. В основном же для продолжения требуется пятиминутный перерыв, за который дошкольник отдыхает и отвлекается, после чего заканчивает начатое дело.
Над непроизвольной памятью начинает преобладать память произвольная. Ребенок намеренно повторяет несколько раз строки из стихотворения, чтобы запомнить его, так же он поступает с незнакомыми словами. Ребенок способен запомнить и рассказать объемные стихотворения с выражением, пересказать недавно услышанную сказку или детский рассказ. Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторит до 7 слов, а спустя время – до 5.
Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:
- Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
- Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
- Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
- Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
- Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
- Четко произносит все звуки, включая . Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.
Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.
Видео: Развитие речи дошкольника. Консультация логопеда.
Физическое развитие
Ребенок 6 года жизни очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны:
- ходит по бревну или перекладине;
- быстро забирается по вертикальной лестнице;
- подтягивается на перекладине несколько раз;
- перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
- подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
- хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.
Мелкая моторика
Движения рук ребенка в 6 лет слаженные и точные, он способен полностью их контролировать:
- правильно держит ручку, карандаш и кисточку;
- лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки, хвостик;
- вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;
- собирает мелкие предметы по одному;
- вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу;
- проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
- по клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка.
Социальная адаптация
Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.
Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.
Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.
Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.
Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции. Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие.
Видео: Готовим ребенка к школе. Советы педагога-психолога.
Что должны уметь мальчик и девочка в 6 лет: основные умения и навыки детей в этом возрасте
К 6 годам ребенок из малыша превращается в человека, способного осознанно совершать действия и объяснять свои поступки. К этому времени родители начинают выбирать своему наследнику учебное заведение и усиленно готовить будущего школьника к предстоящему обучению. Что должен уметь ребенок в 6 лет, чтобы у него не возникло проблем в школе?
Необходимые знания
В этот период дети легко осваивают новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Часть информации они получают в дошкольном учреждении, однако основные умения приобретаются в повседневном общении с родными. Наилучший результат обучения дают уроки в игровой форме. В таблице описано, что должен уметь ребенок в 6 полных лет.
Уровень | Знания, умения | ||||||
Личные данные | Место проживания | Бытовые навыки | Ориентация в окружающем мире | Правила общения | Животный и растительным мир | Пространственная ориентация | |
Минимальный | Имя, фамилия, имена родителей, братьев, сестер, возраст, свой пол | Название города, адрес | Уверенное использование столовых приборов, умение одеться и раздеться (от белья до верхней одежды), раскладывание игрушек и вещей по местам, мытье рук, купание, чистка зубов | Составляющие суток (день, ночь, утро, вечер), времена года, дни недели, названия сезонов и их отличия | Приветственные фразы (добрый день, до свидания), обращение к старшим (на Вы) | Названия не менее 5 животных и птиц, отличия между домашними и дикими животными, понятие о растениях, показывать фрукты и овощи | Право – лево, вперед – назад, далеко – близко |
Доступный для данного возраста | Отчество, имена бабушек, дедушек, тети и дяди, воспитателей, профессии папы и мамы | Наименование страны, области или района, столицы, ближайших водоемов | Мытье своей тарелки и чашки, вытирание пыли, полив цветов, разогрев пищи в микроволновке, сортировка одежды для стирки, вынос мусора | Названия месяцев года | Обращение по имени и отчеству | Понятие о перелетных птицах, насекомых | Знание сторон света |