Что и зачем читают наши дети (старшие школьники)

Что и зачем читают наши дети (старшие школьники)

Что и зачем читают наши дети (старшие школьники)

Принято считать, что современные дети книг не читают. Школьники вынуждены читать много литературы, это предусмотрено учебной программой. Казалось бы, на чтение для души времени нет, да и потребность в этом есть не у всякого подростка. Однако есть специфические на наш, взрослый, взгляд книги, которые подростки читают добровольно и весьма охотно. Так что же интересует подростков и с чем связан их интерес?

Психологические особенности возраста

Рассмотрим основные психологические особенности подростков. В этот период происходит перестройка всего организма: гормоны «бьют в голову», ещё вчерашние дети вдруг начинают испытывать половое влечение и сами пугаются этих желаний. Привычные для взрослых людей, но такие непривычные для тинейджеров, гормональные всплески вызывают в подростках повышенный интерес к сексуальной сфере, к отношениям между мужчиной и женщиной.

Ещё одной особенностью подросткового возраста является тяга к риску. Экстрим, опасные увлечения, рискованные мероприятия – всё это притягивает тинейджеров, они любят «тусоваться» в заброшенных зданиях, возле железнодорожных рельсов или на крышах домов.

Также для подростков характерны эксперименты с алкоголем и никотином, иногда – и с психоактивными веществами. Причин для такой тяги может быть несколько, например, стремление к новым впечатлениям, попытка быть «своим» в компании, поиск методов «отключения» от реальности, ухода от неприятностей, желание иметь собственный реальный опыт. Говоря о желании быть принятым в определённую компанию, также стоит упомянуть и о любви подростков к нецензурной брани. На подростковый возраст приходится пик употребления матерных слов, который, к слову, быстро проходит, когда потребность в самоутверждении угасает.

Помимо тяги к наркотикам, есть ещё одна особенность подросткового возраста, особенно пугающая родителей: суицидальные наклонности. Исходя из позиций психоаналитического направления, мысли о самоубийстве в подростковом возрасте являются нормой, эмоциональная буря внутри подростка настолько сильна, что единственный способ избавиться от неё, который они видят – это суицид. Но реальные попытки уйти из жизни нормой не являются, это патологическое поведение, требующее немедленной психологической или психиатрической помощи.

Разумеется, перечисленные выше особенности вовсе не означают, что каждый подросток употребляет наркотики, ругается матом, гуляет по крышам, думает о суициде и постоянно хочет секса. Нет, это совершенно не так. Но, тем не менее, практически каждый подросток периодически задумывается о чём-то из этого списка. Нередко тинейджеры находят отличный выход: они читают литературу, в которой описывается всё то, что их так интересует, но находится за гранью допустимого.

Подростковые интересы

Работая с подростками, я, как психолог, всегда сначала устанавливаю контакт. Чаще всего я разговариваю с ними о литературе, кинематографе и музыке – это то, что нравится любому тинейджеру, все они читают книжки, смотрят фильмы и ходят на концерты любимых групп. Практически все подростки читают одно и то же. Популярностью пользуется литература с использованием ненормативной лексики, описывающую сексуальные сцены, иногда сцены насилия, например, произведения Чака Паланика. Часто главными героями любимых книг подростков являются наркоманы и алкоголики, любители искусственно изменить своё сознание, к примеру, «Дневник Алисы» или «Реквием по мечте». Популярностью пользуются и книги о суицидах, особенно «50 дней до моего самоубийства» Стейси Крамер.

Всё это – нормальная ситуация, в подростковом возрасте тинейджеры внезапно понимают, что есть и другая сторона жизни – та, где много негатива, грязи и агрессии, есть люди, не справившиеся со своими переживаниями. Подростки особенно остро чувствуют несправедливость мира, лицемерие и ложь, поэтому часто на мои вопросы о том, почему им не нравится классическая литература о взаимоотношениях между людьми, тинейджеры мне отвечают, что таких сказок в жизни не бывает, а они хотят читать о реалистичной картине мире. В 13-16 лет не существует серого – есть только белое и чёрное, с возрастом такое чёткое разделение пройдёт, они научатся различать оттенки, видеть относительность. Тем не менее, современные подростки с удовольствием читают произведение Ричарда Баха «Джонатан Ливингстон» – это книга отвечает на многие вопросы, которые ребята задают себе – о смысле жизни, свободе и её ограничениях в социуме.

Для подростков характерен бунт, все они хотят перекроить мир, сделать его лучше – это явление в обществе часто называют юношеским максимализмом. В связи с этим обострённым чувством справедливости и потребностью в истине, тинейджеры очень любят антиутопичные произведения – «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли. Среди современных авторов на эту тему есть также немало книг, которые полюбились подросткам – трилогии «Дивергент», «Голодные игры».

Часто родители и педагоги выражают своё недовольство литературными вкусами подростков, но такая позиция вызывает только недоверие и протест со стороны тинейджера и приближает полное отдаление от родителей. Если подросток читает книги и интересуется литературой – это уже замечательно, с возрастом предпочтения меняются, но увлечение остаётся.

Разговаривайте со своим ребёнком о книгах, интересуйтесь, понравилась ли последняя прочитанная книга, что он для себя из неё вынес, как оценивает поступки людей, как сам поступил бы на месте главного героя. Прочитайте сами эти книги, чтобы лучше понять своего ребёнка. Так у Вас появится и общая тема для размышлений, и большая осведомлённость о чувствах и переживаниях подростка.

«Дети читают. Но другую литературу»

Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого?

Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для портала ГодЛитературы.РФ
Фото: news.ngs.ru

Современные школьники отказываются брать в руки книгу, потому что у них есть интернет и планшет. Школьная программа по литературе кажется им искусственной и малоинтересной. Но они послушно конспектируют учебники и заучивают термины только для того, чтобы написать итоговое сочинение и сдать экзамен. А покинув школьную скамью, многие из них уже никогда не вернутся к Пушкину, Толстому или Тургеневу.

Таков привычный набор «страшилок» на тему «литература в школе». А что на самом деле? Об этом — наш разговор с одним из авторов школьных учебников «В мире литературы» для 5–11 классов, доцентом кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета Ириной Мурзак.

Нас все время пугают, что современные дети разучилась читать. «Фейсбук», «Твиттер», в лучшем случае Википедия — ими тяга к чтению заканчивается…

Ирина Мурзак: Нет, не разучились. Дети прекрасно общаются с художественным текстом и много читают. Но другую литературу. А школьную программу практически не читает никто. Ведь теперь можно открыть краткое содержание произведения в интернете или посмотреть фильм. Недавно в одной из столичных школ на мой вопрос: «Читали ли вы «Евгения Онегина?» сначала ответили: «Конечно!»

В их представлении знакомство с текстом по учебнику и краткому пересказу уже чтение.

А когда я поинтересовалась, что они могут сказать о тексте, большинство учеников честно признались: «Ничего не помним». А ведь это мотивированные дети, и «Евгений Онегин» — в отличие от «Войны и мира» или «Преступления и наказания» — гораздо меньше по объему и легче воспринимается при чтении.

Зато они с огромным удовольствием читают и обсуждают «Атлант расправил плечи» Айны Рэнд (Ayn Rand) и находят там ответ на вопрос, как построить свою жизнь, чтобы обрести свободу. Любят немецкого писателя Бернхарда Шлинка (Bernhard Schlink) и его роман «Чтец». А самый популярный автор среди моих студентов-филологов — Эрик-Эммануэль Шмитт (Éric-Emmanuel Schmitt). Они перечитали все его произведения. Он дает такую богатую палитру проблематики: от исторической травмы до раскрытия мира ребенка, описывает проблему пересадки сердца и рассказывает, как умирают от рака, — все это волнует современных подростков, потому что они живут в этом тревожном мире, где война, смерть, но и любовь, жизнь. Много читают и русских авторов: Иличевского, например, слушают лекции Юрия Лотмана и Дмитрия Быкова.

Если читать произведения из школьной программы подростки считают необязательным, то как же они сочинения пишут и экзамены сдают?

Ирина Мурзак: Современные дети прагматичны и отлично умеют пользоваться интернетом. Найти информацию, узнать, кто, что и зачем написал — для них не проблема. Тем более даже в библиотеку ходить не нужно — вся информация в открытом доступе.

Мне кажется, что в нелюбви школьников к классическим произведениям виноваты мы, педагоги. Часто учителя, загнанные в жесткие рамки, когда надо преподнести материал в соответствии с определенными требованиями, не могут, да и не хотят находить интересное в тексте, придумывать неординарные задания.

Школа, к сожалению, легализовала плагиат.

Поощряется копирование уже готовых текстовых формул. Ученики с легкостью готовят презентации по опубликованным сочинениям. Приведу пример из сочинений, которые мы каждый год проверяем в вузе. Детям вдалбливают примитивные, часто ангажированные под устоявшуюся идею вещи, вроде вечно беременной Лизаветы. Учителя часто делают из этого особую трагедию — одно дело убить жестокую старуху-процентщицу и случайно Елизавету, и совсем другое — убить ребенка. Тут уже и надрыв, и «слезинка ребенка»… А ведь в тексте Достоевского нет точного указания на то, что Лизавета в момент убийства была беременной, это лишь фраза, услышанная Раскольниковым в кабаке. Это все свидетельство педагогического небрежения к тексту, откуда же у школьников будет культура чтения? Зато из-за подобных непозволительных интерпретаций у детей отбивается любовь к классике.

Так что в первую очередь надо меняться нам, педагогам. Ломать стереотипы, придумывать что-то новое. Как Дмитрий Быков в своих лекциях, которые пользуются неизменным успехом. Или даже Маруся Климова со своим эпатажным и неоднозначным учебником по литературе. Ведь она призывает к спору, дискуссии, и тем самым мотивирует к перечтению классики.

Как можно воспитать грамотного читателя, если он не будет знать Толстого и Достоевского, Лескова, Булкагова… Разве без знания этих текстов можно считать себя образованным человеком?

Ирина Мурзак: Вы помните таблицу Менделеева? Может, выведете закон Ома? Это ведь тоже школьная программа. Почему же тогда мы считаем себя вправе называть человека некультурным, если он не читал Льва Толстого?
Дело в том, что раньше, в период литературоцентризама, классическая русская литература была образцом. Она воспитывала, давала знания, формировала национальное мироощущение и была основой нашего бытия. Сейчас же мы живем в мегапространстве мультимедиа. И если раньше все цитировали классических авторов: «Красота спасет мир», «Мы все глядим в Наполеоны», то сегодня молодежь цитирует интернет, телевидение и фильмы.

В этом нет ничего плохого или страшного. В период постмодернизма нет ограничений — кому-то нравится Лукьянов или Улицкая, кто-то плачет над романами Донцовой. А кто-то пристально и с интересом читает Толстого и Чехова. И это нормально.

То есть сегодня неважно, что читать. Но ведь Толстой и Донцова вряд ли сопоставимы.

Ирина Мурзак: Отвечу так, как обычно отвечаю своим студентам. Донцова отличается от Толстого тем, что в ее произведениях нет образа. Перечитаете все книги Донцовой и ничего не запомните. Вас не будет цеплять тот художественный образ, который потом транслируется из поколения в поколение и переходит в цитаты. Зато у Толстого или Достоевского образы такой силы и глубины, что их произведения никогда не уйдут из поля культуры, будут ставить спектакли, снимать фильмы, их книги будут читать всегда. Помните земной шар, покрытый мелкими капельками в «Войне и мире» или знаменитую «слезинку ребенка»…. А сколько интересных выводов делают мои студенты, когда обсуждают экранизации романа «Анна Каренина»! Ведь только перечитав текст, можно говорить о деталях, об отражении толстовских образов в культуре.

Еще пример. Есть роман Олега Сивуна «Бренд», где все современные успешные бренды разобраны с точки зрения семантики знака и кода. Этот текст мои студенты не только прочитали от корки до корки, но и профессионально разобрали. Потому что тема им близка и понятна. Скажете, это несерьезная литература, но Олег Сивун, между прочим, лауреат Новой Пушкинской премии.

Можно ли говорить о том, что мы двигаемся в сторону какого-то упрощенного восприятия?

Ирина Мурзак: Не так давно мне на глаза попалась диссертация американского ученого, которая была выполнена, не удивляйтесь, в виде комиксов и называлась «Упрощение». Но я не считаю это упрощением или примитивизмом, это просто другой взгляд — взгляд человека с визуальным сознанием. Если вы смотрите на картину Перова или Сурикова, то прочитываете сюжет, изображенный на картине, и он вызывает у вас определенные чувства. А когда перед глазами картина Кандинского, слов нет и наступает ситуация онемения. Чтобы выразить свое отношение, нужно раскодировать это полотно. То же происходит сегодня с произведениями Пелевина или Сорокина, например. Кто-то кричит: «Дилетант! Ерунда!» Но это не так. Это постмодернистский текст, сложная художественная структура. И с ним надо работать так же, как с поэтикой Толстого или Достоевского.

С какими трудностями еще сталкивается педагог, работая с современными, «другими» детьми?

Ирина Мурзак: Главная проблема — катастрофическая нехватка часов. Даже гениальным педагогам очень непросто в отведенное время превратить литературу в интересный и увлекательный предмет.

А дети, как я уже говорила, прагматики. Они не будут напрягаться, если можно просто красиво списать из интернета и получить за это пятерку. Чтобы мотивировать подростка читать, нужно давать ему нетрадиционные задания. Ну что это за тема «Биография Куприна»? Сама тема подталкивает к списыванию. А если дать задание: «Что значит эпиграф в «Гранатовом браслете?» Там ведь просто отсылка к сонате Бетховена (L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2). Largo Appassionatu). Когда нельзя найти готового материала, придется думать самому. Найти, что такое соната, как Бетховен ее создавал, как звучит, как связана с текстом. Вот это творческая работа и, конечно, пристальное прочтение произведения. Только так школьник сможет ощутить красоту классики.

Но таких заданий очень мало, потому что творческий подход не приветствуется.

Вывод — многое зависит от творческого подхода преподавателя. Tот, кто сам любит и знает русскую литературу, научит любить и понимать Толстого и Сорокина, Пушкина и Пелевина.

Ссылки по теме:
Видеолекция. А. И. Куприн — ГодЛитературы.РФ, 26.02.2016
Детлит: то он есть, то его уже нет — ГодЛитературы.РФ, 20.02.2015

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

Ходят упорные слухи, что наши дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — нынче не то что давеча. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации напрочь вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет? Вооружившись статистикой и исследованиями, разбиралась Ксения Букша.

Прежде всего разберёмся с тем, какая статистика у нас есть. Увы, полномасштабных замеров не так уж много. Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года. А значит, о влиянии поголовной интернетизации на чтение ничего сказать нам не могут.

У нас есть «Исследование чтения московских подростков в реальной и электронной среде» Веры Чудиновой и группы авторов под её руководством (2012 год), работы Майоровой-Щегловой, посвящённые влиянию интернета на досуг школьников пятого класса и старше, отчёты европейского исследования EU Kids online, исследование РГДБ (2011-2012) и интернет-магазина «Лабиринт» (2013, впрочем, его минус в том, что оно имело дело изначально с читающим, интересующимся книгами сегментом). А из совсем недавних — отличная статья-исследование Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни». Кроме того, эпизодические небольшие исследования подросткового чтения проводят библиотеки Перми, Челябинска и других регионов России. По этим материалам мы и будем делать выводы.

1. Дети продолжают читать (некоторые)

Регулярно читают книги, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 28% детей до 15 лет (2015 год). Среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1% (2012 год, Майорова-Щеглова), и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).

Неужели подростки действительно резко перестали читать в 2005 году и снова «немножко начали» в 2012-м? Как это интерпретировать? Возможно, на ответах сказалось усиление консервативных течений в российском обществе: «важнейшая роль книги» стала сильнее насаждаться в общественном сознании и школьники стали отвечать примерно то, чего от них ждут.

В исследовании РГДБ (2012) много читают всего 24% школьников (18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9 и 16%)

Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%). 28% прочитывают три-четыре книги в месяц и только 9% — больше четырёх (в этом исследовании детям можно было выбрать несколько ответов).

Во всех опросах и данных мы видим около 25-30% «верных читателей». Тех, кто действительно любят читать книги вне школьной программы. Это именно те, кто «прочитывает три-четыре книги в месяц» или больше. Показатель как будто и неплохой.

2. Интернет не помеха чтению

В 2012 году и позже процент пользователей интернета среди подростков старше 10 лет очень высок — выше 90%. В исследовании РГДБ многие подростки отмечают, что читают книги в том числе и в интернете. В исследовании Майоровой-Щегловой рост процента подростков, выбирающих интернет как основной досуг, происходит не за счёт читателей, а за счёт всего остального — видеороликов, соцсетей и так далее. Интернет для подростка — в большей степени средство коммуникации, а не замена такому специфическому удовольствию, как чтение.

В работе Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни» делается такой же вывод (интернетизация не мешает чтению). Но отмечается, что читающие подростки проводят время в интернете иначе:

«Группа „читателей“ несколько меньше времени проводит в интернете, легче переносит его отсутствие, позже начинает им пользоваться и пользуется по-другому. „Читатели“ меньше, чем в среднем по выборке, смотрят видеоролики (49 против 57,6%), бродят по сайтам (14,8 против 19,2%), общаются в соцсетях (64,5 против 69%). В то же время в группе „читателей“ выше показатели поиска информации в интернете (62,4 против 54,1%), а также чтения новостей (36,2 против 29,7%)».

Ну что ж, казалось бы, неплохие цифры и хорошие новости? Нет, не всё так просто.

3. С возрастом дети читают меньше

Эту проблему отмечают многие исследователи. В обзоре РГДБ делается вывод: «В 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит.

По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и во многом это следствие увеличения школьных нагрузок

Чтение становится всё более «деловым», но и всё более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо лёгкое, не требующее больших усилий».

Марина Загидуллина: «Мы видим чёткую тенденцию к снижению интереса чтения от 10-летнего возраста к 11-летнему». (Детей старше это исследование не охватывало).

Чудинова: «От 5 к 8 классу значительно уменьшается число подростков, для которых чтение является любимым занятием: „не представляющих себе жизни без книг“ — с 22 до 9%, „нравится читать, я много читаю“ — с 34 до 16%. С 5 по 8 класс устойчиво увеличивается количество ответов „читаю только для получения информации“ (от 20 до 26%). Количество не читающих увеличивается (от 14% опрошенных в 5 классе до 34% в 7 классе)».

В чём дело? «Только 15% родителей отмечают, что их дети читают „много, сами и без всяких напоминаний и просьб“», — говорится в исследовании «Лабиринта». Вероятно, в этом. Досуг десятилетки ещё в какой-то степени регулируется родителями. Но 15-летние выбирают занятия сами. Увеличивается школьная нагрузка, и читать становится попросту некогда. А жаль. Ведь старший подросток способен понять гораздо больше, чем десятилетний, и во все времена именно этот возраст был самым читающим.

Таким образом, в период от 10 до 15 лет читателей становится не больше, а меньше. «На входе» в среднюю школу мы видим множество читающих десятилеток, а «на выходе» из неё многие 15-летние снижают свои читательские обороты. А те, кто читал мало, перестают это делать вообще. Более четверти 15-летних учащихся в России находятся на крайне низком уровне читательского развития. Они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (это показал тест PISA за 2009 год).

4. Что читают дети

Качество подросткового чтения за последние годы резко снизилось. По наблюдениям исследователей, совершенно исчезли «общие» для всех любимые книги (есть единственная — «Гарри Поттер», — которую называл сравнительно большой процент читателей).

Доминируют разнообразные вампирские саги, современное фэнтези, добротные, но тоже развлекательные «Коты-воители» в сегменте до 11 лет. Чтение действительно стало по большей части развлекательным занятием. Хотя, безусловно, остаётся целый слой подростков-книгоглотателей, которые продолжают читать «Мастера» и Джека Лондона. Кстати, Сэлинджера и многих других кумиров прежних лет читают гораздо меньше.

5. А что у них

Выявленные нами тенденции — не российский, а всемирный феномен. Исследование Nielsen в Великобритании (правда, в нём были задействованы дети 6-17 лет) демонстрирует примерно те же цифры и ту же динамику: 32% «верных ежедневных читателей», причём с сильным перевесом 6-10-летних, так как у подростков больше домашних заданий и они чаще «утыкаются в гаджеты». А вот цифры США: 45% 17-летних открывают книжку ради удовольствия лишь один-два раза в год, а среди девятилетних 53% читают «своё» каждый день. Чем старше, тем меньше, и это грустно.

Печалиться об этом или нет? Что это значит для нас — мам и пап современных подростков? Моё личное скромное мнение состоит в том, что нам стоит определиться с целями и приоритетами. Если мы сами «не мыслим жизни без книжки», то имеет смысл противостоять общему тренду и исподволь заниматься литературным воспитанием потомства. Не из каких-то высших соображений, а просто потому, что нам самим хочется этим поделиться. Читать вслух те сложные тексты, которые детям не под силу «раскусить» самостоятельно. Находить и подсовывать тексты попроще, но качественные. Вампирские саги — это прекрасно, но есть и другие миры, другие жанры. Ну и, наконец, наполнять жизнь подростка непрерывными полезными занятиями: на чтение нужно хотя бы немножко свободного времени.

Какие книги читают наши дети

“Они ничего не читают!” — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его “модели”. Разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают четко разграничивать “книги для школы” и “книги для себя”.

Американская организация National Public Radio провела онлайн-опрос, согласно результатам которого, серия книг о волшебнике Гарри Потере британской писательницы Джоан Роулинг возглавила список 100 лучших книг для детей и подростков. Второе место заняла трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз “Голодные игры”, экранизации которой, как говорят, вскоре обгонят по популярности “Поттериану” и “Сумеречную” сагу (которая, кстати, занимает лишь 27-ю строчку рейтинга).

В России продолжают составлять свой список лучшей детской и подростковой литературы. Правда, произведения, из которых можно выбрать в ходе онлайн-опроса, принадлежат лишь перу русских писателей и поэтов. На данный момент на первых строчках находятся “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” Ильфа и Петрова, повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие…”, “Два капитана” Вениамина Каверина, “Алые паруса” Александра Грина, “Белый Бим Черное ухо” Гавриила Троепольского и “Идиот” Федора Достоевского.

Правда, эти книги, как и американский “топ внеклассного чтения”, были выбраны взрослыми. А что предпочитают сами дети? Правда ли, что с появлением компьютера и развитием кинематографа дети разлюбили читать? Эту жалобу все чаще можно слышать от родителей и учителей: “Целый день сидит за компьютером, ничего не читает”. В российском исследовании 2001 года на вопрос об отношении к чтению лишь десять процентов детей и подростков ответили: “Не люблю читать, ничего не читаю”. Больше четверти (27,6 процента) выбрали ответ: “Нравится читать, много читаю”. Чуть больше трети: “Люблю читать, но нет времени”. Кстати, “сидит за компьютером” и “ничего не читает” никак не связаны между собой. Многие современные дети читают с экрана, о чем их родители почему-то не задумываются. Это красноречиво доказывает обилие отзывов о детской и подростковой литературе на сайтах бесплатных онлайн-библиотек от самих юных читателей: “Спасибо, очень понравилась книга! Сейчас пойду читать следующую, хотя время уже позднее и завтра в школу”.

Одна пятая опрошенных школьников рассказала, что тратит на чтение до получаса в день, еще треть — от получаса до часа, около 40 процентов — больше часа. Правда, любители эти — в основном младшеклассники. К десятому классу поклонников чтения остается только 17 процентов. Исследователи утверждают, что любовь к чтению едва ли не напрямую зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем меньше времени у него занимает чтение “для себя”. Но скажем честно, много ли вообще у детей в средних и старших классах времени “для себя”? В средних классах родители стараются загрузить их спортом и музыкальным образованием “для общего развития”. Отстающие по каким-то предметам нередко уже с этого возраста занимаются с репетиторами. А в старших классах начинается интенсивная подготовка в вуз, когда подростки нередко не успевают есть и спать, а на подготовительных курсах от них требуют: “Забудьте все, что вам рассказали в школе, и решайте уравнение так, как я показываю”.

Смена модели чтения, о которой говорят социологи, заключается как раз в разделении “делового” и “досугового” чтения. К несчастью, со средних классов у большинства детей начинается отторжение уроков литературы. Причин здесь много. И нечуткий учитель, который превращает “разбор произведений” классиков в морализаторство и повторение заученных фраз. И сама программа, которая не меняется десятилетиями — а между тем, выходят новые, интересные книги, и дети, возможно, с охотой обсудили бы именно их. В результате чтение начинает делиться на “чтение для дела, чтобы успевать в школе”, и “чтение для себя”.

К “деловому чтению”, увы, почти всегда относятся произведения классиков. Правда, по наблюдениям, в доме, где взрослые сами с удовольствием читают классику, дети обычно охотно приобщаются к ней. Но много ли вы знаете взрослых людей, которые на досуге перечитывают Достоевского и Толстого? Не удивительно, что дети тоже воспринимают “программную классику” как каторгу. А вот “чтение для себя” может быть любым, в зависимости от интересов ребенка. Бывает и так, что дети 10-12 лет “проглатывают” книги по истории религий или естествознанию. “Моему младшему сыну девять лет, — рассказывает Кира. — Так он читает, в основном, научно-познавательную литературу — энциклопедии. На каникулах подсунула ему сказки братьев Гримм (они небольшие и с картинками). Сынуля прочитал их за три секунды (утрирую) и со спокойной совестью принялся за очередную энциклопедию”.

Статистика, правда, показывает, что дети этого возраста отдают предпочтение книгам про зверей и природу, а также приключенческим романам о путешествиях (“Пятнадцатилетний капитан”, “Робинзон Крузо”). Подростки постарше читают детективы, фантастику, развлекательную литературу и книги об их сверстниках (“Баранкин, будь человеком!”, “Витя Малеев в школе и дома”). Удивительно, но фэнтези дети и подростки пока читают все-таки реже, чем классику.

Есть и печальные новости. Благодаря обилию техники и визуальной рекламы вокруг, у подрастающего поколения меняется восприятие печатного текста и информации. Все чаще приходится сталкиваться с явлением “клипового сознания”, о котором говорят последние десять лет, — восприятие становится поверхностным. Возрастающий темп жизни требует от детей и подростков умения быстро переключаться, ни на чем не задерживая внимание. В результате они привыкают не читать, а выхватывать из текста “куски”, чтобы по ним составить самое общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться на многостраничном тексте, особенно на неторопливых повестях и романах.

По этой же причине продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. На читательский выбор детей не может не влиять и киноиндустрия. В книгах они ищут те же захватывающие дух сюжеты, которыми изобилует кинопрокат и телевидение: фантастика, мистика и “ужастики”, детективы. С начала 2000-х у детей и подростков особенно популярными стали серии книг вроде “Детский детектив” и “Черный котенок”, а также многочисленные и, увы, не слишком качественные фэнтези-романы. К счастью, некоторые авторы этого жанра оказываются настоящими мастерами слова. Если ребенку посчастливится найти и полюбить их книги, за его грамотность и богатство речи можно не беспокоиться. В жанре фэнтези есть признанная классика: Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Асприн, Роджер Желязны, Вячеслав Крапивин и многие другие.

Социологи отмечают и другую интересную тенденцию: даже у детей и подростков чтение становится все более “гендерным”, зависящим от пола. Этому факту до сих пор не уделяли должного внимания. Хотя, наверное, все слышали шутку о том, что в “Войне и мире” мальчики всегда пропускают любовные сцены, а девочки — батальные. Младшие школьники с одинаковым удовольствием читают рассказы Драгунского, “Незнайку в Солнечном городе” Носова, повести Астрид Линдгрен и Эдуарда Успенского. Но чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста.

“Не надо мне про любовь! — сердится мальчик-шестиклассник. — Не буду я читать вашу “Дикую собаку Динго”. Мальчики этого возраста предпочитают читать приключенческую литературу, книги про компьютеры и электронику. Немного отстают по популярности фантастика и фэнтези (Сергей Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов, Дмитрий Емец) и “ужастики” вроде Стивена Кинга и менее заслуженных авторов.

Девочки же читают романы. Только речь, к сожалению, идет не о “Евгении Онегине” или “Анне Карениной”. Имеются в виду книги “из взрослой” (или подростковой) жизни, в которых главная героиня — взрослеющая девушка или женщина. Конкретный список авторов и произведений меняется с течением времени. В 80-90-е годы это были романы Шарлотты Бронте, Жорж Санд, Маргарет Митчелл и другие. В 2000-е и 2010-е годы фаворитами становятся серии “Романов для девочек” (к примеру, сестер Воробей), “Любимые книги девочек”, “Школа в Ласковой Долине” Фреснин Паскаль (о сестрах-близнецах из американского городка) и романы про трех подружек Элли, Магду и Надин авторства Жаклин Уилсон.

Что читают наши дети. Исследовательская работа.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Что и как читают наши дети»

Сегодня количество людей, которые регулярно и с удовольствием читают художественные книги, интересуются новинками прозы и поэзии, хорошо разбираются в классической литературе, неуклонно уменьшается. Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги (бесплатно скачивая их и экономя деньги и время) и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Сегодня специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, менять и культивировать те или иные ценности, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой синтез мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее.

В то же время современная литература может стать серьезной угрозой для будущего человечества. Современная литература с обилием крови и жестокости, сплина и меланхолии является одной из причин, приведших общество к сегодняшним событиям и такому низкому уровню развития. Влияя на сознание каждого конкретного читателя, литература влияет на массовое сознание в общем, манипулируя обществом и выращивая поколение без идеалов, ценностей и морали.

Почти все родители сегодня сетуют на то, что дети перестали читать книги, они отдают предпочтение компьютерным играм, Интернету и телевидению. Ребенок, читающий книгу, не пользуется уважением среди сверстников и вызывает у них только удивление. Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни.

Тема исследования: Изучение читательских интересов современных старшеклассников

Цель исследования: Изучить особенности чтения современных школьников.

Определить значение умения читать для развития личности.

Выявить особенности чтения современных школьников

Определетить читательские предпочтения современных старшеклассников.

Гипотеза: Современный старшеклассник не стал читать меньше, но изменился сам характер чтения.

Глава 1. Значение умения читать для развития личности

Американцы забили тревогу еще в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования.» Опасность связывалась с ростом общей безграмотности – неспособностью человека исполнять элементарные, профессиональные, бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности и общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями и взрывами.

Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Приобретение опыта чтения стал приравниваться к накоплению капитала знаний, опыта чтения, общения, творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован в обществе, более успешен в любом деле, свободнее выражает свою точку зрения, понимает других. Предпосылкой приобретения такого капитала становится доведенная до автоматизма техника осмысленного чтения, когда за буквами и знаками ребенок видит и чувствует скрытые в них значения, образы и на внутреннем уровне реагирует на них. Особое значение американцы отводят развитию воображения, которое можно развить, только читая книги. Без воображения нет предвидения, а значит, и нет прогресса.

По данным международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15 лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году это результат стал еще ниже. Они оказались не способны выделять главное в тексте, работать в ключе заданных к тексту вопросов, не имеют находить скрытую или противоречивую информацию, не умеют домысливать текст, выдвигать гипотезы и т.д.

Таблица 1. Результат измерения техники чтения в разных классах МКОУ «ТСОШ»

11 класс 140-160 слов

В исследовании участвовало 30 человек из разных классов, успеваемость обучающихся от средней до хорошей, естественно, что обучающиеся с хорошей успеваемостью показали более высокий результат, половина же обучающихся не справляется с нормой чтения, поэтому читать они не любят, чтение для таких детей – тяжелый и непосильный труд. Психологи уверены, что умение читать быстро и осмысленно закладывается в 7-10 лет, если в это период времени ребенок не научился читать, то уже и не научится, так как упущено время для формирования навыка. В.Н. Зайцев, Президент Российской Библиотечной Ассоциации, считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справится с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать.

Вывод: данные социологических опросов показывают: ученик старших классов средней школы обычно читает со скоростью 50-100 слов в минуту, Чтобы элементарно справиться с курсом школы необходимо читать быстрее и качественнее.

Глава 2. Что и как читают наши старшеклассники.

Анализ чтения в нашей школьной библиотеке показал: дети читают, каждый день наша библиотека обслуживает читателей от 25 до 85 человек (всего в школе 400 человек учащихся старшего и среднего звена). В целом читают русскую классику, немного зарубежной литературы, интересуются специальной литературой по всем разделам знаний: математике, физике, истории для подготовки докладов и презентаций – но только по заданию учителей – предметников.

Но спрашивают литературу и «для души»: «ужастики», детективы, фентези, мифы, книги в помощь самодеятельному творчеству. И все же 85 случаях из 100 причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание.

И только 22% школьников действительно читают, для них то и сформирована «золотая полка» нашей библиотеки, где можно найти книги

Свифта, Майн Рида, К. Дойла, А. Дюма, К. Паустовского, Е. Пермяка, А. Лиханова, А. Гайдара, М. Твена.

Анализ анкетирования «Значение книги в жизни современного школьника».

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие 60 учащихся. Возраст участников эксперимента от 7 до17 лет, по 20 человек в каждой возрастной категории. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.

Таблица 2. Значение книги в жизни современного школьника

Какие книги читают российские школьники

Школьники читают книги в автобусе передвижной библиотеки во дворе школы на хуторе Клетском Волгоградской области.

Кирилл Брага/РИА «Новости»

«Россия — самая читающая страна», «Самый лучший подарок — книга» — эти слова откладываются у россиян на подкорке еще со школьной скамьи. Однако мы редко задумываемся, что именно читают жители нашей страны и, что не менее важно, какую литературу предпочитают дети. Портал Znanija.com и компания Brainly по просьбе «Газеты.Ru» провела опрос среди школьников, чтобы понять, какие книжки листают учащиеся младшей, средней и старшей школы, следуют ли они школьной программе и что выбирают для внеклассного чтения.

Наиболее сознательно к школьной программе подходят в начальной школе: 74,36% опрошенных ответили, что читают все книги из перечня целиком. В средних классах школьной программе следуют почти 2/3 учащихся (62,75%), а уже в старших — только половина (47,85%). С возрастом школьники чаще прибегают к чтению отдельных отрывков и пересказов: если в начальной школе ими пользуются 14,87 и 5,13% соответственно, то в средней школе этот показатель равен 19,71 и 10,29%. Больше всего к пересказам прибегают старшеклассники (20,86%), а отрывками школьную программу читают порядка четверти учащихся 10–11-х классов (26,38%).

При этом в старшей школе было зафиксировано наименьшее число респондентов, которые заявили, что они не читают школьную программу в принципе, — таких оказалось только 4,91%.

Чуть больше их было в начальной школе (5,64%), а больше всего программу по «литре» игнорируют школьники 5–9-х классов (7,25%).

«Онегин» проиграл «Карамазовым»

Немного хуже обстоят дела с внеклассным чтением: старшеклассники в большинстве своем (52,76%) читают книги вне школьной программы лишь «иногда», регулярно подобную литературу берут в руки 38,04% опрошенных. При этом 8,59% из них вовсе не читают книг, которых нет в школьной программе. Чуть больше любителей внеклассного чтения в средней школе: регулярно литературу, не содержащуюся в школьной программе, читают 42,03%, иногда — 51,74%, совсем не читают — только 5,94% опрошенных. Учащиеся начальных классов больше всего регулярно читают вне школы (51,79%). Примерно половина (45,13%) читает книжки не из программы периодически, и только 2,56% опрошенных читают исключительно литературу, которую их заставляют изучать в школе.

Любовь учеников к школьной программе держится на сравнительно низком уровне в начальной школе (21,54%), угасает к средней (17,39%), но зато потом опять оживает уже в старших классах (26,38%) (такая же тенденция просматривается в сфере научно-популярной литературы и энциклопедий). На исходе школьных лет ученики начинают активнее читать классику вне школьной программы (34,97%), но в средней и начальной школе не питают к ней большого интереса (17,10 и 14,36% соответственно).

Больше всего школьники всех возрастов любят книжки про приключения (50, 77% в начальной школе, 48,41% в средней и 41,72% в старшей) и фантастику (30,77%, 50,14% и 35,58%). Третьим по популярности литературным направлением среди школьников 1–4-х классов оказался жанр «ужастиков» — их читают более четверти учащихся начальной школы (27,18%). Однако в средней школе их популярность начинает падать (23,33%), а в старшей школе становится достоянием немногочисленной прослойки любителей Стивена Кинга (15,34%). Больше всего любителей комиксов и манги было обнаружено в средней (22,03%) и начальной (18,97%) школе. В старших классах гиков оказалось меньше всего — 11,66%.

По мере пубертатного взросления возрастает интерес школьников к любовным романам: в первых классах их читают 12,82%, в средней школе — 21,19%, а в старших классах — более трети учащихся (34,36%).

Зато детективам стабильно отдает предпочтение четверть российских школьников, причем в любой возрастной категории.

Впрочем, литературные предпочтения российских школьников оказались шире, чем было предусмотрено в перечне опросника. Школьники младших классов среди своих любимых книг выделяли мемуары, литературу жанра замечательных людей, рассказы о животных, духовную литературу (!), а также «Сумерки», которые сложно отнести к какому-либо уважаемому литературному жанру, не принизив его достоинства.

В средней школе нашлись любители газет и журналов, книг по теме «Что можно делать, когда тебе скучно», рассказов Владислава Крапивина, а также стихов, в том числе военных и Сергея Есенина (хорошо, что не Хармса). Кроме того, любимыми литературными жанрами были названы фанфики и книги по фильмам, бизнес-литература, православная литература, психология, эзотерика. Немного настораживает то, что кто-то из участников опроса назвал своей любимой книгой «50 дней до моего самоубийства» — она, как и ИГИЛ, запрещена в России.

5 причин читать книги вместе с ребенком-школьником

Как только ребенок выучивается читать сам, мы отправляем его в свободное читательское плавание, а зря…

Научиться читать – важнейший этап в жизни ребенка – ученика начальной школы. Как только начертания букв станут для них хорошо знакомыми, перед ними откроется огромный мир. Народные сказки, детские детективы или захватывающие саги вроде Гарри Поттера – у детей начальной школы и чуть старше большой выбор отличных книг.

Конечно, очень важно, чтобы ребенок как можно быстрее развил читательские навыки, а лучше всего они развиваются, когда ребенок читает в одиночку. Но не стоит недооценивать и совместное чтение ребенка с родителями. Почему? Приведем вам целых пять причин, почему это полезно.

Это воспитывает любовь к книгам

Если вы будете читать с ребенком понемногу каждый вечер, со временем это станет обычной дневной активностью, как прием пищи или поход в душ. И чем больше ребенок читает с вами или видит вас читающими, тем выше шанс, что и он будет каждый вечер проводить с книжкой. Когда вы таким способом воспитываете в ребенке любовь к книгам, вы прививаете ему очень полезную привычку на всю жизнь.

Больше времени на книги = меньше времени на экраны

Если чтение станет обязательным пунктом в ежедневном графике вашего ребенка, то он меньше станет проводить времени перед экранами. А оставшееся на смартфон или компьютер время пусть ребенок тратит не только на игры, но и на подготовку к школьным занятиям: так он научится в будущем решать самостоятельно, сколько времени в день выделить на игры, подготовку к занятиям и чтение книг. Такой навык планирования пригодится ребенку при обучении в старших классах и вузе.

Больше времени вместе и хорошие отношения с ребенком

Хороший рассказ – один из лучших способов начать разговор «по душам» с ребенком. Это позволит не только отлично провести время вместе и улучшить связь с ребенком, но и даст вам шанс поделиться своими мыслями и реакциями о любой из историй, которые вы читаете. Ребенок, глядя на вас, также не будет бояться поделиться своими мыслями и мнением о прочитанном.

Совместная деятельность – отличный способ поддерживать хорошие отношения с ребенком. При этом совместные поездки на велосипеде или походы позволят им оставаться физически крепкими, а чтение книг – стать сильными интеллектуально.

Ребенок научится хорошо читать текст вслух

По мере того, как читательские навыки ребенка улучшаются, вы можете подключать к совместным сеансам чтение вслух по очереди. Это упражнение повысит уверенность ребенка в своих силах и научит его чтению по ролям, что поможет при дальнейшем обучении в школе.

Чтение вслух также позволит ребенку улучшить произношение, увеличить словарный запас и глубже понять смысл порчитанного.

Это весело

Вы уже взрослый, но это не значит, что вы не можете насладиться замечательными детскими книгами, вроде Гарри Поттера или произведениями советских авторов (Чуковского, Катаева и Житкова). Главная фишка совместного чтения с ребенком для вас — это веселье! А веселое времяпрепровождение с ребенком еще больше углубляет связь с ним: исследования показывают, что совместные игры и хобби с родителями увеличивают шансы ребенка стать более счастливым и здоровым в жизни.

Неважно, начинает ли ваш ребенок обучение чтению или уже уверенно берется за детские романы, совместное чтение будет полезным и для ребенка, и для родителя.

Виноват ли интернет в том, что наши дети стали меньше читать?

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Ходят упорные слухи, что наши дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — нынче не то что давеча. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации напрочь вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет?

Все важные цифры и факты в одном месте

Прежде всего разберёмся с тем, какая статистика у нас есть. Увы, полномасштабных замеров не так уж много. Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года. А значит, о влиянии поголовной интернетизации на чтение ничего сказать нам не могут.

У нас есть «Исследование чтения московских подростков в реальной и электронной среде» Веры Чудиновой и группы авторов под её руководством (2012 год), работы Майоровой-Щегловой, посвящённые влиянию интернета на досуг школьников пятого класса и старше, отчёты европейского исследования EU Kids online, исследование РГДБ (2011-2012) и интернет-магазина «Лабиринт» (2013, впрочем, его минус в том, что оно имело дело изначально с читающим, интересующимся книгами сегментом). А из совсем недавних — отличная статья-исследование Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни». Кроме того, эпизодические небольшие исследования подросткового чтения проводят библиотеки Перми, Челябинска и других регионов России. По этим материалам мы и будем делать выводы.

1. Дети продолжают читать (некоторые)

Регулярно читают книги, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 28% детей до 15 лет (2015 год). Среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1% (2012 год, Майорова-Щеглова), и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).

Неужели подростки действительно резко перестали читать в 2005 году и снова «немножко начали» в 2012-м? Как это интерпретировать? Возможно, на ответах сказалось усиление консервативных течений в российском обществе: «важнейшая роль книги» стала сильнее насаждаться в общественном сознании и школьники стали отвечать примерно то, чего от них ждут.

В исследовании РГДБ (2012) много читают всего 24% школьников (18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9 и 16%)

Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%). 28% прочитывают три-четыре книги в месяц и только 9% — больше четырёх (в этом исследовании детям можно было выбрать несколько ответов).

Во всех опросах и данных мы видим около 25-30% «верных читателей». Тех, кто действительно любят читать книги вне школьной программы. Это именно те, кто «прочитывает три-четыре книги в месяц» или больше. Показатель как будто и неплохой.

2. Интернет не помеха чтению

В 2012 году и позже процент пользователей интернета среди подростков старше 10 лет очень высок — выше 90%. В исследовании РГДБ многие подростки отмечают, что читают книги в том числе и в интернете. В исследовании Майоровой-Щегловой рост процента подростков, выбирающих интернет как основной досуг, происходит не за счёт читателей, а за счёт всего остального — видеороликов, соцсетей и так далее. Интернет для подростка — в большей степени средство коммуникации, а не замена такому специфическому удовольствию, как чтение.

В работе Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни» делается такой же вывод (интернетизация не мешает чтению). Но отмечается, что читающие подростки проводят время в интернете иначе:

«Группа „читателей“ несколько меньше времени проводит в интернете, легче переносит его отсутствие, позже начинает им пользоваться и пользуется по-другому. „Читатели“ меньше, чем в среднем по выборке, смотрят видеоролики (49 против 57,6%), бродят по сайтам (14,8 против 19,2%), общаются в соцсетях (64,5 против 69%). В то же время в группе „читателей“ выше показатели поиска информации в интернете (62,4 против 54,1%), а также чтения новостей (36,2 против 29,7%)».

Ну что ж, казалось бы, неплохие цифры и хорошие новости? Нет, не всё так просто.

3. С возрастом дети читают меньше

Эту проблему отмечают многие исследователи. В обзоре РГДБ делается вывод: «В 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит.

По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и во многом это следствие увеличения школьных нагрузок.

Чтение становится всё более «деловым», но и всё более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо лёгкое, не требующее больших усилий».

Марина Загидуллина: «Мы видим чёткую тенденцию к снижению интереса чтения от 10-летнего возраста к 11-летнему». (Детей старше это исследование не охватывало).

Чудинова: «От 5 к 8 классу значительно уменьшается число подростков, для которых чтение является любимым занятием: „не представляющих себе жизни без книг“ — с 22 до 9%, „нравится читать, я много читаю“ — с 34 до 16%. С 5 по 8 класс устойчиво увеличивается количество ответов „читаю только для получения информации“ (от 20 до 26%). Количество не читающих увеличивается (от 14% опрошенных в 5 классе до 34% в 7 классе)».

В чём дело? «Только 15% родителей отмечают, что их дети читают „много, сами и без всяких напоминаний и просьб“», — говорится в исследовании «Лабиринта». Вероятно, в этом. Досуг десятилетки ещё в какой-то степени регулируется родителями. Но 15-летние выбирают занятия сами. Увеличивается школьная нагрузка, и читать становится попросту некогда. А жаль. Ведь старший подросток способен понять гораздо больше, чем десятилетний, и во все времена именно этот возраст был самым читающим.

Таким образом, в период от 10 до 15 лет читателей становится не больше, а меньше. «На входе» в среднюю школу мы видим множество читающих десятилеток, а «на выходе» из неё многие 15-летние снижают свои читательские обороты. А те, кто читал мало, перестают это делать вообще. Более четверти 15-летних учащихся в России находятся на крайне низком уровне читательского развития. Они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (это показал тест PISA за 2009 год).

4. Что читают дети

Качество подросткового чтения за последние годы резко снизилось. По наблюдениям исследователей, совершенно исчезли «общие» для всех любимые книги (есть единственная — «Гарри Поттер», — которую называл сравнительно большой процент читателей).

Доминируют разнообразные вампирские саги, современное фэнтези, добротные, но тоже развлекательные «Коты-воители» в сегменте до 11 лет. Чтение действительно стало по большей части развлекательным занятием. Хотя, безусловно, остаётся целый слой подростков-книгоглотателей, которые продолжают читать «Мастера» и Джека Лондона. Кстати, Сэлинджера и многих других кумиров прежних лет читают гораздо меньше.

Выявленные нами тенденции — не российский, а всемирный феномен. Исследование Nielsen в Великобритании (правда, в нём были задействованы дети 6-17 лет) демонстрирует примерно те же цифры и ту же динамику: 32% «верных ежедневных читателей», причём с сильным перевесом 6-10-летних, так как у подростков больше домашних заданий и они чаще «утыкаются в гаджеты». А вот цифры США: 45% 17-летних открывают книжку ради удовольствия лишь один-два раза в год, а среди девятилетних 53% читают «своё» каждый день. Чем старше, тем меньше, и это грустно.

Печалиться об этом или нет? Что это значит для нас — мам и пап современных подростков? Моё личное скромное мнение состоит в том, что нам стоит определиться с целями и приоритетами. Если мы сами «не мыслим жизни без книжки», то имеет смысл противостоять общему тренду и исподволь заниматься литературным воспитанием потомства. Не из каких-то высших соображений, а просто потому, что нам самим хочется этим поделиться. Читать вслух те сложные тексты, которые детям не под силу «раскусить» самостоятельно. Находить и подсовывать тексты попроще, но качественные. Вампирские саги — это прекрасно, но есть и другие миры, другие жанры. Ну и, наконец, наполнять жизнь подростка непрерывными полезными занятиями: на чтение нужно хотя бы немножко свободного времени.

Почему современные школьники не хотят читать?

Мы часто слышим от родителей, бабушек и дедушек такую фразу: Дети не читают! Кто виноват и что делать?

Не секрет, что большинство современных школьников не хотят читать. К первой причине следует отнести качественное ускорение темпа жизни. Интернет придал темпу жизни невиданное ускорение.

Современный школьник ведёт себя также, он уже привык всё выполнять моментально. К примеру, чтобы решить ту или иную проблему, ему достаточно ввести ключевое слово в поисковике. Находить нужную книгу в библиотеке нет необходимости, когда под рукой интернет.

А сложно ли школьнику написать сочинение? Нисколько. Для этого нужны совсем иные качества: уметь найти необходимую информацию, скачать её и отформатировать. Я соглашусь, что эти условия могут убить привычку мыслить самостоятельно и умение рассуждать о прочитанном. Но как быть детям?

Вторая причина – большая нагрузка для учеников. В день у ребят по 7-8 уроков вместе с факультативами. Можно представить, сколько времени тратят добросовестные ученики на выполнение домашнего задания! Конечно, не все способны выдержать такую напряжённую школьную жизнь. Такая перегрузка может привести к эмоциональным проблемам, хронической усталости и сложностям в школе.

Серьёзные проблемы нельзя обходить, их надо решать. Правильно организовывать свой рабочий день. Обязательно отдыхать! Чередовать умственную деятельность с физической, творческой.

Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться. Уметь учиться – это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться – это уметь распределять свое время, выделять учебную задачу, владеть своим вниманием. Не умея учиться, ученик плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении.

Третья причина – дети склонны копировать поведение, прежде всего, своих родителей. Всё – из семьи, а значит, следует обратиться к вопросам воспитания.

— Ребенок читает только тогда, когда читают его родители. В семье должна популяризироваться любовь к книге, обсуждаться прочитанная литература. Очень важно, чтобы дома была разноплановая библиотека. Но не стоит предлагать ребенку для чтения все подряд. Книга должна соответствовать возрасту, интересам. Если вокруг чтения будет создана правильная атмосфера, ребенка не нужно будет заставлять осваивать художественные произведения, он потянется к ним сам, – рассказала Светлана Галиулова, руководитель центра развития «Точка роста».

По мнению Светланы Галиуловой, главная идея школьного курса литературы должна измениться: школьники должны полюбить чтение, научиться наслаждаться этим процессом, получать от него такое же удовольствие, как от просмотра кинофильмов, прослушивания любимой музыки и прочих приятных и любимых ими занятий. Но это невозможно при существующей программе с ее ориентацией только на чтение русской классики.

Проблема в том, что школьная программа, в частности, по литературе, принципиально не менялась с начала 80-х годов прошлого века, то есть с того времени, когда бабушки и дедушки были старшеклассникоми, а по большому счёту — с 60-х, если не с 40-х годов ХХ века.

Несмотря на то, что русская классика многим детям и взрослым кажется вечной, то есть сакральной, нестареющей, не теряющей актуальности, для современного юного читателя язык этих произведений зачастую уже малопонятен, кажется архаичным. Дети хотят читать про своих современников, им интересна современная жизнь.

Когда проводили соцопрос, многие предлагали включить в школьную программу «Гарри Поттера» и «Властелина колец», Ремарка и Сэлинджера, «Маленького принца», то есть те книги, которые интересны детям. Если мы хотим, чтобы дети начали читать, надо при небольшом едином «ядре» великой русской литературы дать учителям и ученикам возможность формировать программу по своему вкусу.

Стоит учитывать, что уменьшение количества читающей молодежи во многом связанно с ситуацией, складывающейся на книжном рынке.

— Сегодня хорошая литература для школьника стала труднодоступной. Книги подорожали и хорошие издания доступны только обеспеченным слоям населения. Роль библиотек при этом изменилась – молодежь в них уже не ходит, фонды не пополняются. Вот и получается, что обычному ребенку «Просто негде взять хорошую книжку».

Приведённый пример не является единственным признаком современной эпохи, которую можно назвать эпохой наших детей, или наступающей эпохой. Более того, отмеченный нами дисбаланс — отнюдь не новое явление. Предлагаю читателю поразмышлять и о других чертах этого нового образа жизни. И речь здесь должна идти не только о школьниках, но и о нашем обществе в целом.

Что нужно делать?

Постоянно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, самовоспитанием. Ведь, по сути, саморазвитие – это путь, по которому должен пройти человек в своей жизни.

На курсе скорочтения в нашем центре «Точка роста» школьникам и студентам мы помогаем не только научиться бегло читать, но запоминать, уметь пересказать текст. На занятиях дети читают то, что им интересно, они учатся сами искать ответы на интересующие их вопросы. Дети читают!

Мы верим, что про поколение наших детей будут говорить, как про читающее поколение.

С уважением Светлана Галиулова, руководитель центра «Точка роста»

Школа развития интеллекта «ТОЧКА РОСТА»

Наш адрес: ул. Ленина 67, 2-й этаж

Наш телефон: 8-903-998-52-94

Наши курсы:

  • Каллиграфия
  • Развитие памяти и внимания
  • Скорчтение для студентов «Будь Лидером»
  • Летние экспресс-курсы по скорочтению для детей от 8-16 лет
  • Летние экспресс-курсы по каллиграфии и скорочтению для детей от 8-16 лет
  • Подготовка к школе 5-7лет «СКОРО В ШКОЛУ»

Зачем нашим детям школьная литература в том виде, в котором её преподают сейчас?

Большинство из нас с тоской вспоминает, как учитель литературы заставляла читать неинтересные романы и конспектировать цитаты классиков. Пригодилось ли это в жизни? Спорно

Источник фото: pexels.com

Моя старшая сестра заболела. У ее дочки-восьмиклассницы – школьное собрание. Пришлось идти мне, потому что классный руководитель сказала быть обязательно. После озвучивания всех необходимых добровольных финансовых вливаний, разговор пошел о том, что современные дети совершенно не хотят учиться. Особенно учителя, как филолога, волновала необъяснимое, с ее точки зрения, равнодушие подростков к русской классике.

– Это же наша великая литература! – взывала классная. – Заставляйте детей читать. Они обязаны знать классику!

Все родители сидели, кивали, возмущенно качали головами «ах, в наше время мы и пикнуть не смели – читали все, что приказано». Надеюсь, не только у меня вертелся на языке вопрос «Зачем»?

Зачем нашим детям классика?

Зачем нашим детям преподавание классической литературы в том виде, в котором оно существует сейчас? Все эти «лишние люди» Тургенева и Лермонтова, «энциклопедия русской жизни» Пушкина и романтизм в произведениях Горького.

Уже в наше время, в 90-е, это никого не интересовало. Программа не меняется десятилетиями, темы сочинений остались те же, преподаватели, не заморачиваясь, используют устаревшие, никому не нужные сведения.

Неужели Александр Пушкин вел настолько неинтересную жизнь, что кроме заучивания дат рождения-учебы-ссылки учитель ничем не может увлечь?

Вы уверены, что дети не читают?

Еще как читают. И обсуждают прочитанное. Только читают они современную литературу, которая показывает и рассказывает о том, что важно для современной молодежи.

Увы, мамы, читающие любовные романы, не захотят вникнуть ни в Джеймса Дашнера, ни в Сергея Дяченко, ни в Ким Каспари, а будут упрямо талдычить:

Мы читали «Войну и мир» – это, я понимаю, – литература.

А спроси у них, что, кроме отрывочных глав, необходимых к прочтению, мамы-папы помнят из Толстого… Хорошо, если услышишь смутные описания первого бала Наташи Ростовой.

Источник фото: pexels.com

Читать – модно

Современная молодежь умеет говорить «нет» и бросает, если неинтересно, незаконченные дела, непрочитанные книги, недосмотренные фильм. А мы так умеем?

Они другие. И время другое. Может, прежде чем кричать о том, что современные дети ничем не интересуются, уяснить для себя, что они не обязаны интересоваться тем, что навязывали нам?

И школа должна подстраиваться под современность, если хочет и далее воспитывать новые поколения.

Менять методики преподавания, акцентировать внимание на том, что и в 19 веке, и в 21 веке вечные проблемы остаются вечными: любовь, дружба, самосознание, самоценность, отношения, страхи и их преодоление.

Это приучает к чтению, а не пересказ биографии великого поэта и написание сочинения на тему «Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор».

А со временем нынешние школьники дорастут и до наслаждения неторопливым повествованием Паустовского, и до понимания мятущегося Андрея Болконского, и до эстетического удовольствия от слога Достоевского.

Если, конечно, им будет это интересно.

А как относятся к школьной классике ваши дети?

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: