Что необходимо знать родителям о домашнем обучении?

Что необходимо знать родителям о домашнем обучении?

Что необходимо знать родителям о домашнем обучении?

В какой детский сад отправить ребенка, как выбрать школу, есть ли преимущества обучения в колледже, и какой университет даст образование, чтобы стать востребованным и успешным профессионалом в будущем? Вопросы, связанные с образованием детей, всегда волнуют родителей, и они тратят много времени на их решение. Нередко мамы и папы задумываются о домашнем обучении для своих детей, о его преимуществах и недостатках, о сложностях, с которыми, возможно, им придется столкнуться перейдя на новую форму обучения. В этой статье мы поговорим о юридических аспектах этой формы образования.

Какие законы регулируют вопросы образования?

Образование в нашей стране регулирует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», он устанавливает основные принципы реализации образовательной политики, фиксирует уровни образования и гарантирует право на бесплатное получение дошкольного, общего среднего и среднего профессионального образования. При этом Статья 17 Закона об образовании предусматривает различные формы получения образования: оно может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (к примеру, детский сад, школа), или в форме семейного образования и самообразования.

Что такое «домашнее обучение» и в каких случаях оно возможно?

Само понятие «домашнее обучение» в настоящее время устарело, и его заменило «семейное образование». Давайте разберемся, что вкладывает в это понятие закон на примере среднего школьного образования.

В школе, как известно, учащиеся осваивают основную образовательную программу по государственным стандартам, ежедневно посещая занятия в образовательном учреждении. В отличие от этой модели семейное образование, как правило, не требует присутствия учащегося в стенах заведения, при этом ученик обязан сдавать общие экзамены и проходить аттестацию наравне с другими.

В каких же случаях ребенок может быть переведен на домашнее образование?

Одна из самых частых причин – состояние здоровья ребенка, которое не позволяет ему проводить много времени вне дома или медицинского учреждения. Так же не редки случаи, когда родители выбирают семейное обучение по морально-этическим или религиозным убеждениям.

Если родители видят, что темп усвоения учебного материала у их ребенка значительно выше, чем у его сверстников, и ему откровенно скучно на уроках, они могут инициировать перевод школьника в старший класс. При этом, если темпы освоения материала настолько высоки, что «перескакивать» необходимо сразу через несколько классов, у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией в коллективе ребят, которые будут старше его. Чтобы этого избежать, разумно перевести ребенка на домашнее обучение.

Тоже самое относится и к тем случаям, когда ребенок, наоборот, слишком медленно усваивает материал и отстает от сверстников, будучи при этом физически здоровым.

Кроме того, семейное обучение может быть эффективным и даже необходимым для детей, которые серьезно занимаются спортом или всецело посвящают себя искусству, если им приходится часто пропускать занятия из-за соревнований и конкурсов. Актуально это и для тех, кто вынужден часто менять место жительства (например, дети военнослужащих). При переездах детям приходится часто менять образовательное учреждение и всякий раз заново адаптироваться к коллективу, что может негативно отражаться не только на их успеваемости, но и на психологическом состоянии.

Во всех этих случаях закон позволяет ребенку получить образование вне стен учебного заведения, однако в этом случае наибольшая ответственность за образовательный процесс ложится на плечи родителей, которые могут как сами обучать своего ребенка, так и привлекать для этих целей репетиторов. Роль школы в этом случае состоит в, так называемом, методическом сопровождении. Учителя рекомендуют определенную стратегию образования, советуют те или иные учебники и пособия, чтобы ребенок освоил программу, предусмотренную государственным стандартом, и подготовился к сдаче итоговых экзаменов.

Помимо «семейного образования» существует также понятие «экстернат», которое представляет собой форму аттестации при домашнем обучении, когда ученик может выучить материал в ускоренном режиме (например, освоить программу 10 и 11 класса за один год) и досрочно сдать экзамены.

Как перевести ребенка на домашнее обучение?

В случае, если ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, ему необходимо пройти медицинскую комиссию, которая и примет решение о переводе на домашнее обучение. Заключение этой комиссии вместе с заявлением, написанным в свободной форме, родители предоставляют директору школы, а он в свою очередь составляет приказ о переводе обучающегося на соответствующую форму обучения и назначает педагогов, которые на дому будут обучать ребенка. При этом, если ребенок нуждается в индивидуальной образовательной программе, учителя совместно с родителями, учитывая рекомендации врачей, составляют программу и наиболее удобный график занятий.

В случаях же если перевод на семейное обучение не обусловлен какими-либо очевидными жизненными обстоятельствами (к таковым, помимо проблем со здоровьем, относятся занятия спортом и культурная деятельность, о которых мы говорили выше) процесс перевода на домашнюю форму обучения может затянуться. Написанное родителями заявление будет передано директором школы на рассмотрение в местный отдел или департамент образования. В результате положительного решения директор школы подписывает соответствующий приказ. После чего между школой и родителями заключается договор, а также согласуется программа. При этом школьные учителя не обязаны участвовать в образовательном процессе и обучать ребенка на дому, а сам ученик должен будет посещать школу в соответствии с согласованным графиком для промежуточной аттестации.

Как проходит аттестация ребенка, обучающегося дома?

Для получения документа, подтверждающего уровень полученного образования, необходимо пройти итоговую аттестацию. Важно отметить, что законодатель не предусматривает каких-либо различий в уровне требований к выпускникам, освоившим программу в стенах школы или на дому. Сдача экзамена проходит в общем порядке.

Исключения могут составлять случаи, связанные с состоянием здоровья ребенка, но этот вопрос всегда решается в индивидуальном порядке вместе с родителями и медицинскими специалистами.

В завершении необходимо отметить, что независимо от формы получения образования ребенком (в стенах образовательного учреждения или на дому) в дальнейшем выпускники школы имеют абсолютно равные возможности при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

Адвокат, юрист портала «Я – Родитель» Иван Долгов

Как перейти на домашнее обучение и не пожалеть: советы родителям

Рассказываем, что надо знать при домашнем обучении.

Учить любимые предметы, ни от кого не зависеть, самостоятельно планировать время — звучит здорово. Но процесс домашнего образования не всегда проходит так радужно, как хочется.

Попробуем разобраться, какие опасности таит в себе домашнее обучение.

Проблема 1. Нехватка знаний у родителей

Закон «Об образовании в Российской Федерации» не требует, чтобы у родителей, решивших перевести детей на семейное обучение, были дипломы педагогов. Часто домашнее образование приносит удовольствие процесса познания всем членам семьи. Мамы и папы вспоминают, что учили в школе и институте, и вместе с ребёнком осваивают современную науку.

Но иногда родителям действительно не хватает знаний или времени на то, чтобы разбираться в сложных темах. Например, профессиональный педагог знает, как решить задачу разными способами, а мама с папой — способом, который помнят и удобен. Настоящий преподаватель говорит с великолепным британским произношением, а мама с папой — «хеллоу, хау ар ю» и так далее.

Выходом станут многочисленные онлайн- и офлайн-помощники: репетиторы, дополнительные курсы, дистанционные школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дети с 5 по 11 класс системно осваивают школьную программу в удобном для них темпе. Можно делать упор на отдельные предметы, которые интересны ученику, готовиться к олимпиадам и экзаменам.

«При домашнем обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учёбе. В нашей домашней онлайн-школе, например, с 5-го класса кроме базы можно проходить углубленные и олимпиадные курсы по дисциплинам, к которым есть интерес и задатки. А с ними — курсы по развитию эмоционального интеллекта и навыка самообразования».

Юлия Шароватова, руководитель «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»

Проблема 2. Давление и критика

Несмотря на нарастающую популярность, семейное образование всё ещё овеяно мифами. Сторонники традиционного школьного образования скептически утверждают, что обучать ребёнка дома — чуть ли не преступление против человечности.

Дарья Горбачёва, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофея Кожина, поделилась опытом борьбы с предвзятостью преподавателей.

«Сначала мы сдавали аттестацию в школе, откуда ушли. Было нелегко выдержать моральное давление со стороны учителей. “Одумайтесь!” — говорили они, мол, испортите ребёнка, он деградирует и прочее, прочее. На аттестациях нам каждый раз пытались доказать, что мы ошиблись, избрав семейное образование».

Будьте готовы проводить границы в разговоре с людьми и давать понять, что домашнее обучение — осознанный выбор вашей семьи, который следует уважать. Ведь согласно Семейному кодексу России обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. А значит, у вас преимущественное право выбора формы обучения.

‍Проблема 3. Недостаток общения

Иногда домашнее образование приводит к тому, что ребёнок проводит слишком много времени дома. Больше не нужно ежедневно ходить в школу, и пропадает мотивация чаще выходить из дома.

Позаботьтесь о социализации ребёнка. Семейное образование позволяет окружать себя интересными людьми. На домашнем обучении больше времени для посещения музеев и выставок, а также для кружков по интересам и спортивных секций.

Михаил Рабинский, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда», подтверждает: «Кружки нужны, чтобы общаться с ровесниками и расширять кругозор».

«Социализация — это построение социальных связей. А для построения социальных связей совершенно необязательно ходить в школу. Можно ходить в музей, а можно ходить в кружок, а можно иметь отличную компанию во дворе, в которой у тебя понятно устроены отношения».

Дима Зицер, педагог, автор книг

Проблема 4. Отсутствие системности

Хоумскулеры не понаслышке знают, что планирование учебного процесса своими силами — это трудно. Нужно самостоятельно разработать или выбрать учебный план, составить расписание, определить график тем, учесть дополнительные кружки и секции.

Если расписание составлено плохо или не соблюдается, ребёнок начинает скучать, лениться, играть в компьютер вместо учёбы.


Многим семьям требуется педагог или наставник, который сможет грамотно организовать процесс за них.

Чтобы снять с себя груз ответственности за разработку учебного плана, родители часто подключают онлайн-школы. Чаще всего такие школы помогают составить индивидуальный гибкий график.


Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» куратор помогает распределить нагрузку, учитывая потребности и желания каждой семьи.

Хотите составить расписание самостоятельно? Следуйте нашей пошаговой инструкции, чтобы ничего не упустить.

Проблема 5. Аттестация

Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта.

На время аттестации ребёнок на семейном образовании и самообразовании прикрепляется к аккредитованной школе и становится экстерном.

К сожалению, прикрепление к школе может доставить массу проблем. Во-первых, не все школы работают с хоумскулерами. Во-вторых, подходящая школа может находиться далеко. И в-третьих, вам могут предложить неудобный график аттестаций.

Если с вами изначально не хотят «связываться», то высока вероятность, что и в дальнейшем будут ставить палки в колёса. Найдите школу, дружелюбную к хоумскулерам.

  • Изучите локальные акты на сайте школы. В них должны быть положения о семейном образовании и промежуточной аттестации.
  • Ознакомьтесь с отзывами других «семейников».
  • Пообщайтесь с директором. Если беседа оставит приятное впечатление — смело прикрепляйтесь.

Проблема 6. Недостаток мотивации

Бывают дни, когда хочется лежать на диване и ничего не делать. Заполнять контурную карту — лень, решать задачу — неохота, читать параграф из учебника — уныло.

Периодические упадки настроения — нормальны. Возможно, ребёнку нужен отдых. Но если у хоумскулера отсутствует мотивация и интерес к учёбе на постоянной основе, стоит пересмотреть программу.

В «Экстернате Фоксфорда» учеников мотивирует интерактивность процесса и искренняя вовлечённость преподавателей.

За выполнение интерактивных домашних заданий ребята получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм. Так обучение становится увлекательней.

Преподают специалисты из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других топовых вузов страны. Каждый горит своим предметом, поэтому уроки — интересные и насыщенные.

Алёна Руденко, медалистка и выпускница Фоксфорда, делится: «Предметы, которые трудно давались, оказались не такими уж и страшными. Например, я никогда не любила историю, но Елена Валерьевна так интересно рассказывала, что у меня вдруг стало получаться».

Обучение на дому — отличная альтернатива традиционной школе.

Хоумскулеры получают качественное и полноценное образование из любой точки мира.

Преимущества домашнего обучения.

  • Это наиболее гибкая форма обучения, дарящая максимум свободы.
  • Оно доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в любом темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Если грамотно организовать процесс и предусмотреть возможные трудности, учиться будет легко. Так, обучение в «Домашней школе Фоксфорда» строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок получал удовольствие от учебного процесса и стремился к знаниям. Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем тьюторское и кураторское сопровождение.

Что нужно знать родителям, которые задумываются о домашнем обучении

Что нужно знать родителям, которые задумываются о домашнем обучении.

Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами.

Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.

Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.

Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.

Существуют очно-заочный вид обучения, когда ребенок один-два раза в неделю учится в школе целый день, а остальное время занимается дома. За один-два дня дети изучают новый материал и отрабатывают его с родителями дома. При этом процесс обучения четко отслеживается и родителями и преподавателями.

Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.

Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.

Домашнее обучение регламентируется законами. Закон “Об образовании” от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” это право также подтвердил.

Чем привлекательно домашнее обучение


Индивидуальным подходом. Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.

Учиться можно из любой точки мира. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.

Можно выбирать окружение ребенка. Дети на домашнем обучении сдруживаются “по интересам”. И если говорить про компанию “хоумскулят”, среди них престижно много знать и соревноваться между собой на тему “кто больше знает” и “кто больше интересного расскажет”. Для ребенка такое окружение – дополнительная мотивация учиться. Впрочем, этот плюс легко отнести и к минусам – ведь детям можно позволить и самим выбирать окружение, а не подбирать только “хороших мальчиков и девочек”.

У вас появится круг единомышленников. Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.

Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей. С преподавателями, друзьями, родителями друзей – хоумскулята лучше понимают, что все люди разные, у каждого есть своя точка зрения, они лучше ориентируются в новых правилах и общении с новыми людьми и искренне не понимают, как это – быть “как все”.

Что непривлекательно в домашнем обучении

Ребенку может стать скучно и одиноко. Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.

Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.

Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.

Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школ

е может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.


К чему нужно быть готовыми родителям

Выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.

Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль – то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.

Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.

Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя – готовы ли вы к этому.

Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей. Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.

Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.

О чем надо помнить при переводе ребенка на домашнее обучение

В последние годы все большую популярность в нашей стране приобретают различные формы домашнего образования для детей школьного возраста.

О том, стоит ли переводить ребенка на домашнее обучение и как это сделать, рассказывает Екатерина Казак, психолог, автор детской игры «Мир в конверте» и мама троих сыновей.

Федеральный закон «Об образовании» предусматривает несколько форм домашнего обучения. Надо отметить, что именно родители вправе выбирать форму образования, подходящую их детям.

Надомное обучение относится исключительно к случаям, когда обучение с посещением учебного заведения для ребенка невозможно. Учитель часто приходит на дом, ребенок учится, сдает экзамены дистанционно или в присутствии учителя.

Дистанционное образование близко к надомному. Ребенок также зачисляется в школу, но обучается удаленно. Обучающийся должен регулярно писать контрольные работы в соответствии со школьным учебным планом.

Семейное обучение — самая свободная форма. Ребенок обучается по индивидуальному плану, который определяют для него родители. При этом ребенку необходимо пройти программу, определенную Министерством образования, а знания подтвердить аттестацией.

Кому подходит домашнее обучение

Давайте разберемся, для кого прежде всего подходит домашнее обучение и для кого эта форма обучения может стать единственно возможной.

• Для детей, чьи родители считают систему обучения в школе устаревшей, которых что-то не устраивает в школьной системе образования. Например, большое количество учеников в классе, качество преподавания тех или иных предметов и так далее.

• Семьям, которые часто перемещается с места на место в связи с особенностями работы родителей. Частые смены школ и классов могут сказаться негативно на ребенке, поэтому в этом случае домашняя форма обучения может стать идеальным вариантом.

• Семьям, которые живут очень далеко от школы. Временные и материальные затраты по доставке ребенка в школу и обратно часто ложатся непосильным грузом на всю семью.

• Детям, которые занимаются профессионально спортом или музыкой. В этом случае выбор учебного учреждения падает на специализированные школы, но такие школы не всегда находятся рядом с домом.

Как оформить домашнее обучение

В оформлении нет особых сложностей. Несмотря на то что закон един для всей страны, на местах в отделениях департамента образования могут быть свои бюрократические нюансы.

Для начала надо пойти в школу к завучу по учебной части.

В лучшем случае завуч (или директор) пообщается с вами и обсудит все необходимые детали. Если конструктивной беседы не получилось по тем или иным причинам, то необходимо оставить секретарю школы заявление о вашем решении (обязательно с присвоением номера) и идти в местный департамент образования.

В соответствии с выбранной формой вы пишете заявление и заключаете со школой договор, по которому школа обязана предоставить бесплатно все обучающие материалы, а вы обязуетесь проходить аттестацию.

Такой договор заключается 1 раз в год. Именно в договоре вы прописываете взаимоотношения со школой: нужны ли вам учебники, общение с учителем, возможность посещения каких-то уроков, дополнительных кружков и секций, а также частоту и форму аттестации. Это важный вопрос!

Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование

И все-таки главная причина нелюбви даже не в этом. Семейники невольно подрывают авторитет традиционной формы обучения. Одно дело, когда на домашнем обучении – ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и совсем другое, когда из школы уходят те, кому просто не нравится, как она учит.

Ученые социологического факультета МГУ провели исследование по семейному образованию в России, а сотрудник кафедры социологии семьи и демографии Софья Ляликова рассказала “РГ” об итогах.

Три мифа о домашнем обучении

1. Дети учатся дома с утра до ночи.

На самом деле треть семей тратит на учебу ребенка не больше 2 часов в день, 46 процентов – от 2 до 4 часов. Занимаются больше 6 часов в день только 1 процент детей.

2. Родители детей на домашнем обучении имеют педобразование.

Нет. 60 процентов родителей никакого отношения к педагогике не имеют.

3. Ребенку, который не ходит в школу, трудно общаться со сверстниками.

90 процентов родителей сказали, что это не так.

Пять важных фактов о семейном образовании

1. Главная причина, по которой родители выбирают семейное обучение – низкое качество школьного образования.

Почему родители отдают предпочтение учебе дома? Вот какие ответы дали опрошенные: чтобы сохранить здоровье ребенка, дать традиционное (иногда религиозное) воспитание, совместить школьное обучение и профессиональное дополнительное образование, создать благоприятную психологическую обстановку, а иногда родители просто сами хотят попробовать себя в роли педагогов.

2. Хорошее семейное образование – не такое уж дешевое дело.

47 процентов опрошенных рассказали, что тратят каждый месяц до 5 тысяч рублей, 24 процента – до 10 тысяч рублей, примерно столько же тех, кому семейное обучение обходится от 10 до 20 тысяч рублей. 10 процентов тратят ежемесячно больше 20-30 тысяч рублей. Деньги уходят на репетиторов. Чаще всего нужны репетиторы по математике, физике, химии, русскому языку. Цены в регионах разные. В Москве, например, хороший репетитор стоит от тысячи рублей за 45 минут. Есть педагоги, которые специализируются на подготовке к ЕГЭ и ГИА, их услуги стоят дороже. Например, за час (60 минут) они могут попросить и полторы тысячи, и две. Правда, и результат, можно сказать, гарантируют. Есть случаи, когда к такому репетитору по математике приходят девятиклассники, которые завалили обязательный ГИА. Через две недели ежедневных занятий они пересдают экзамен на четыре.

3. Родители предпочитают семейное обучение потому, что хотят научить детей учиться.

Для чего ваш ребенок учится? На этот вопрос обычные родители и семейники дают разные ответы. 36 процентов обычных родителей говорят: “чтобы поступить в вуз”. Среди тех, кто выбрал семейное образование, таких всего 14 процентов. 36 процентов обычных родителей назвали целью обучения развитие индивидуальных способностей, среди семейников таких 50 процентов. Еще 58 процентов обычных родителей поставили на первое место “развитие познавательных качеств”, а среди семейников таких 75 процентов. Ребенок получает образование, чтобы иметь представление об общественных нормах и ценностях. С этим согласны 33 процента обычных родителей и только 15 процентов семейников.

4. Главное преимущество домашнего обучения – большое количество свободного времени и возможность оградить ребенка от дурного влияния.

Еще среди плюсов: индивидуальная программа, а не стандартный подход, реальные знания, а не натаскивание на ЕГЭ и ГИА, неформальный подход к подаче материала.

5. Самый большой недостаток домашнего образования, по мнению самих семейников – критика со стороны знакомых и родственников.

Это беспокоит почти 40 процентов родителей. 35 процентов признались, что у них мало знаний для преподавания. А вот отсутствие у детей опыта общения со сверстниками беспокоит только 10 процентов мам и пап. Не волнуются родители и по поводу возможных трудностей процесса перевода в обычную школу. Лишь 8 процентов считают, что процесс может быть болезненным для ребенка. Но серьезный минус у семейников все же есть – дети не участвуют в олимпиадах и не могут пользоваться льготами при поступлении в вузы.

Как перевести ребёнка на домашнее обучение: по закону, по болезни, по желанию.

Если ребенок не может посещать школу по объективным причинам, то образовательный процесс может проводиться дома. Чтобы грамотно разрешить вопрос с переводом малыша на указанную форму образования, нужно выполнить ряд обязательных действий. Если не реализовать некоторые формальные этапы, то можно столкнуться с проблемами при сдаче экзаменов (аттестации) несовершеннолетнего. В последнее время все чаще родители сознательно забирают отпрысков из государственных учебных заведений. В статье будет рассказано, как перевести на домашнее обучение ребенка.

Что означает домашнее обучение и можно ли перевести на него ребенка?

​В РФ подобная форма образовательного процесса —законное право родителей и их школьников.

С недавнего времени закон «Об образовании» содержит нормы, согласно которым надомное обучение предполагает использование гибких сроков аттестаций, а также право выбора программ, способов взаимодействия с учителями.

На данном этапе нормативного правового регулирования вопроса обучение на дому используется в качестве альтернативного варианта.

При этом такое право не предполагает полной свободы действий законных представителей малолетнего. В качестве одной из проблем можно привести особое отношение к ученикам, не посещающим образовательное учреждение в установленном порядке.

По факту с них больше спрашивают и предъявляют строгие требования. От успехов учеников зависит репутация организации. Соответственно бытует мнение о том, что дети, занятые дома, могут испортить статистику.

Таким образом, гражданам, выбравшим для своих детей рассматриваемую форму образования, нужно будет доказать, то что несовершеннолетний не пострадает от такого решения.

Вопрос урегулирован двумя основными актами. Первый — Федеральный закон «Об образовании», а второй — письмо Министерства образования «Об организации получения образования в семейной форме».

При наличии спорных моментов родители могут ссылаться на указанные НПА и использовать их в переписке с уполномоченными органами.

Каких детей переводят на домашнее обучение?

​Не так давно перевестись на надомное обучение было практически невозможно. Получение знаний в такой форме допускалось лишь при наличии веских оснований невозможности посещать школу.

К обстоятельствам, позволявшим реализовать подобное право, относились:

  • состояние здоровья;
  • проживание в отдаленной местности;
  • отставание в развитии;
  • иные серьезные причины.

Сегодня решение принимается на основании желания родителей и их детей. В заявлении указывается причина, по которой взрослые не желают прибегнуть к услугам педагогов и образовательной организации в целом.

Кроме того, придется посетить школу и орган власти, осуществляющий деятельность в сфере образования. Заявка подается в обе инстанции.

Стоит заметить, что лишение образования в РФ запрещено.

Взяв на себя ответственность за ребенка родители обязаны выполнять те функции, что он утратил при переводе.

Как перевести на домашнее обучение в школе: пошаговая инструкция?

Так или иначе, для смены формата учебы несовершеннолетним требуется пройти несколько обязательных этапов. Процедура согласования отнимает много сил и времени, поэтому родителям стоит хорошо подготовиться.

Согласно Конституции РФ, изменение действующей формы обучения на заочную допускается независимо от возраста ученика.

В качестве основания принимается сформированное взрослыми представителями семейства, являющимися законными представителями несовершеннолетнего, заявление.

Также допускается прием прошения от самого школьника, если он достиг возраста, позволяющего самостоятельно отстаивать интересы.

Общепринятый порядок действий таков:

  1. Выбор школы, к которой будет прикреплен несовершеннолетний. Это необходимо сделать с целью дальнейшего проведения аттестационных мероприятий. Ограничений в выборе нет. Адрес прописки не учитывается при определении учреждения, выдающего документ об окончании программы.
  2. Согласование принятого решения с администрацией образовательной организации. Общаться придется с директором или лицом, исполняющим его обязанности. Важно помнить, что не каждое учреждение согласится принимать к себе школьника, проходящего обучение в индивидуальном порядке. Где-то такое попросту не практикуется.
  3. Направление уведомления в департамент образования. Родитель должен заполнить специальный бланк, скачав его в интернете на официальном сайте ведомства. Документ составляется в двух экземплярах.
  4. Подача заявления на имя директора школы с указанием мотивов принятого решения.

Родители в процессе получения ребенком знаний могут просить помощь у профессиональных педагогов.

Методическая поддержка оказывается в соответствии с образовательной программой учреждения, к которому прикреплен несовершеннолетний.

Если руководство организации посчитает, что подготовка малолетнего не соответствует стандартам и находится на низком уровне, то договор может быть расторгнут.

В такой ситуации придется пойти в школу наравне со сверстниками.

На что стоит обратить внимание?

​Проведение занятий на дому – непростое мероприятие. Дело в том, что в школе педагоги следят за детьми, а администрация устанавливает жесткий режим начала и окончания уроков.

В комфортных условиях подобное попросту невозможно, поэтому родители должны с самого начала прививать дисциплину.

Родители вправе пользоваться услугами репетиторов, главное, чтобы на аттестации малолетний показал хороший результат.

Вернуться в школу намного труднее, нежели покинуть ее, ведь отсутствие адаптации к существующей системе станет для малыша настоящим стрессом.

Возможен вариант с частичным посещением классических уроков. Часть занятий проводится на дому, а часть в классе.

Чтобы воспользоваться данным способом нужно заранее осведомиться о его наличии в заведении.

Заключение.

Таким образом, перевод отпрыска на домашнее обучение производится по согласованию со школой и департаментом образования.

Для этого родители или подросток составляет соответствующее заявление.

Несмотря на комфортные условия относиться к занятиям придется серьезно, ведь договор с учреждением, проводящим аттестацию, может быть расторгнут по результатам последней.

педагогическая практика

Как организовать домашнее обучение?

Менее года назад мы рассматривали проблему Какую среду обучения выбрать? Советы не только родителям. В силу ряда причин родители оказываются перед фактом необходимости домашнего обучения своего ребёнка. Думаю, более подробные комментарии о домашнем обучении пригодятся не только родителям, но и учителям, оказывающим соответствующую помощь или участвующим в домашнем обучении.

Когда родители рассматривают возможность домашнего обучения своих детей, прежде всего, это вызывает у них чувство подавленности, обеспокоенности и неуверенности в том, что из этого получится что-то путное. Решение о домашнем обучении — это важный шаг, который требует вдумчивого рассмотрения всех плюсов и минусов. Целесообразно учитывать следующие факторы:

фактор времени

Домашнее обучение может занять много времени. Возможно, каждый день. Особенно если у вас дома более одного ребенка.

Обучение на дому — это больше, чем просто сидеть со школьными учебниками в течение нескольких часов в день.

Если вы хотите обеспечить качественное обучение на дому, вы не можете обойтись без

  • организации экспериментов и опытов,
  • организации проверки качества знаний,
  • подготовку собственно самих тестов и других инструментов оценивания,
  • экскурсии,
  • прогулки,
  • организация физических упражнений и освоение азов того или иного вида спорта
  • и многое другое.

Если вы планируете несколько часов в день на помощь ребёнку с домашним заданием, подумайте о включении в ежедневный график и других дел.

личная жертва

Родителям, получающим домашнее образование, может быть трудно выкроить время, чтобы побыть в одиночестве или провести время с супругами или друзьями. Очень важно, чтобы другие члены семьи и друзья понимали ваш выбор не были против него. Иначе это может привести к напряжению отношений.

Очень важно найти друзей, которые поймут и поддержат ваше решение о домашнем обучении. Участвуйте в работе специальных групп поддержки в социальных сетях. Это поможет вам установить контакт с родителями-единомышленниками.

Не отказывайтесь от помощи друзей, приходящих учителей. Иногда такая замена может быть полезной хотя бы для того, чтобы найти время для себя, уединиться. Если у вас есть знакомые, которые воспитывают детей, близких по возрасту вашему ребёнку, вы можете организовать совместные развивающие игры или экскурсии, где один родитель берёт детей, давая другому возможность заняться другими делами, провести время с другими членами семьи.

финансовые последствия

Казалось, домашнее обучение не требует больших затрат, но оно обычно требует, чтобы обучающий родитель не работал вне дома. Некоторые жертвы придется принести, если ваша семья привыкла к двум доходам.

Если оба родителя сочетают работу и обучение ребёнка на дому, такой вариант потребует корректировки графиков, а также заручиться помощью других членов семьи, бабушек, дедушек или друзей.

социализация

Вопрос, который большинство семей с домашним обучением слышат чаще всего: «а как насчет социализации ребёнка?»

По большому счету, это миф о том, что дети, обучающиеся на дому, не социализированы. Но это правда, если родители, обучающие ребёнка на дому, не проводят целенаправленную работу в помощи детям найти друзей, не организуют совместные мероприятия .

Одним из преимуществ домашнего обучения является возможность играть более активную роль в выборе социальных контактов вашего ребёнка. Если вы с вашими единомышленниками будете организовывать кооперативное обучение на дому, это может быть хорошим местом общения вашего ребёнка с другими детьми, находящимися на домашнем обучении.

Управление Домашним Хозяйством

Уборка дома, стирка и многое другое, — безусловно, остаются за вами. И если вы сторонник безупречного домашнего порядка, вас может ждать сюрприз. Мало того, что у вам меньше времени на работу по дому. Само по себе домашнее обучение также способствует беспорядку.

Обучение ваших детей ценным жизненным навыкам уборки дома, стирки и приготовления пищи может и должно быть частью вашей домашней школы, но будьте готовы снизить эти ожидания.

Родительское Соглашение

Оба родителя должны принять и попробовать домашнее обучение. Несогласованность решений приведёт к весьма напряжённой ситуации, если один из родителей против домашнего образования. Если один из супругов противится этой идее, изучите внимательнее имеющийся опыт и поговорите с семьями, практикующими домашнее обучение..

Вы можете начать домашнее обучение с «пробного прогона». Особенно если один или оба родителя не уверены. Это помогает повлиять на скептически настроенных родителей.

Мнение ребёнка

В конечном счете, решение остаётся за родителями, но если ваш ребёнок не хочет учиться на дому, вы вряд ли начнёте с положительного старта. Поговорите с ребёнком о его проблемах, чтобы увидеть, насколько он понимает их. Покажите ожидаемые преимущества. Какими бы глупыми не показались вам доводы ребёнка, его беспокойство имеет большое значение.

долгосрочный план

Домашнее обучение не обязательно должно быть пожизненным. Достаточно взять хотя бы один год, чтобы оценить эффективность и полезность. Причём оцените результаты не только в качестве обучения, но и с позиции эмоциональной, комфортной для вашего ребёнка. А затем решите для себя вопрос о продолжении.

Обучение родителей

Многие родители, желающие обучать на дому, в то же время боятся учить своих детей. Но если вы умеете читать и писать, вы должны быть в состоянии научить детей тому же. Учебная программа и учительские материалы помогут в планировании и преподавании.

Вы можете обнаружить, что, создавая богатую учебную среду и давая вашим детям-ученикам некоторый самоконтроль над своим собственным образованием, их естественное любопытство приведёт к большому желанию самообразования. Есть много вариантов для преподавания сложных предметов, кроме их самостоятельного изучения. Ищите учебные материалы в библиотеках, в интернете, советуйтесь в опытными учителями.

Не секрет, что многие родители идут по пути приглашения учителей-репетиторов. В таком случае руководствуйтесь принципами регулярности. Чтобы в конечном итоге ваш ребёнок получил целостную систему знаний по изучаемому предмету.

Почему семейная Школа?

Наконец, может быть полезным узнать, почему другие семьи выбрали домашнее обучение . Как только вы обнаружите для себя преимущества домашнего обучения, то ваше вполне понятное беспокойство может исчезнуть.

Несмотря на напряжённые дни учёбы, вы вдруг обнаружите, как полезно учиться вместе с детьми и испытать те же эмоции, что и они.

Чрезвычайно важно, чтобы школа не отстранялась от проблем домашнего обучения. Семейное образование предусматривается российским законодательством как одна из форм получения образования вне школы. Важно помочь родителям консультациями, посещениями на дому. Возможно, через несколько лет данный конкретный ребёнок, находящийся на домашнем обучении, станет учеником школы.

Конечно же, и родителям будет весьма полезно не только постигать азы учительской профессии, но и внимательно ознакомиться с законодательной базой, со всеми «подводными камнями», которые их ожидают. И знать пути решения возникающих проблем с возвращением ученика в обычную школу, с его аттестованием, с получением аттестата и многое другое.

Как мы с дочкой провели год на домашнем обучении и вернулись обратно в школу

Наша читательница рассказывает о том, как перевела дочь на домашнее обучение из-за сильных нагрузок в первом классе — но через год записала обратно в школу.

Почему мы ушли из школы

В школе дочка дико уставала, приползала домой бледная и несчастная, а тут еще и домашка — в первом классе мы сидели над уроками конкретно. Мне было ее очень жалко.

Школьная программа на самом деле не тяжелая, но очень растянутая, потому что учеников много. Вот задали стихотворение наизусть, и пока все тридцать человек ответят, это уже один или два урока.

Еще проблема школы в том, что у ребенка формируется страх ошибиться. Агния, даже не посмотрев на задачу, сразу говорит: «Я не знаю, я в задачах не понимаю».

Как это устроено

Перейти на домашнее обучение легко. Для этого нужно прикрепиться к какой-то школе, где потом вы будете сдавать аттестации по предметам. В разных школах свои уставы и правила. Если школа позитивно настроена, то проблем не будет. Мы нашли школу в Новосибирске, это довольно известная среди семейников школа, там можно учиться экстерном и дистанционно. Они сотрудничают с одной московской школой, и формально мы прикрепились туда. Там ты получаешь программу и под руководством куратора строишь себе график, который можно двигать. Если что-то не получается, тоже обращаешься к куратору, спрашиваешь. Все общение по скайпу или онлайн. Для каждого предмета дают тестовые вопросы. В конце обучения по каждому предмету надо сдать аттестацию.

Аттестация

За год надо сдать аттестацию по всем предметам, это как экзамены. Можно учить все предметы постепенно, а можно блоками — сначала один предмет за несколько недель, потом другой. В основном математика, английский и русский все-таки идут длительно.

Предметы сдаешь по мере готовности, хоть в сентябре. Дочка моей знакомой учится так во втором классе и все предметы сдает уже в январе, так что в феврале она уже свободна. Но они очень организованные, в отличие от нас.

Экзамены идут «под запись» — ты ставишь видеокамеру и ребенок два часа пишет. Конечно, можно сходить в туалет и что-то там подсмотреть, но в началке они такого еще не умеют.

Если результат не устраивает, экзамен можно пересдать. Родитель может стоять рядом с ребенком во время экзамена и если он видит, что все совсем плохо, то можно просто выключить запись и эта попытка нигде не зачитывается.

У нас так было с окружающим миром: дочка все выучила, но написала на три, мы попросили пересдать и на следующий день пересдали на пять.

Наша школа платная, сопровождение там стоит около 14 тысяч в год. Но есть школы, где аттестация стоит, к примеру, 4 тысячи, а есть совсем бесплатные. Да, учебники мы покупали сами, но честно говоря, расходы на учебники по сравнению с кружками и всяким дополнительным образованием — это ерунда.

Это один из сложных моментов домашнего обучения. Мне было трудно определиться, какие именно нужны учебники. С одной стороны, многие родители стараются найти самые интересные и качественные учебники. А с другой — в нашей школе говорят, что идеальных учебников нет, и ничего конкретно не советуют. В результате я покупала те же учебники, что были в московской школе, куда мы прикреплены.

В день мы тратили на занятия час или два. Причем занимались даже не каждый день. Конечно, большой плюс домашнего образования в том, что ты можешь распоряжаться своим временем. Но тут же кроется и минус — надо уметь себя организовать. У нас, например, с этим проблема. Получалось, что мы вставали в десять утра, потом до 12 раскачивались, в итоге занятия уползали на дневное время. Это мне не нравилось. Если совсем расслабиться, то перед экзаменами начинается настоящая гонка. У нас график в итоге съехал, и в конце года мы уже какие-то темы проходили быстро-быстро, галопом.

Комиксы, по которым можно учить историю (это лучше многих учебников!)

Но, конечно, у тебя больше свободного времени на кружки и другие занятия, и ребенок не устает. А когда ходишь в обычную школу, плюс 4-5 раз в неделю музыкалка, плюс домашка — ребенок просто не успевает ничего.

Ну и еще один плюс — можно спокойно куда-то уехать. Мы, к примеру, уезжали весной в Турцию. Там, кстати, с режимом было отлично — в семь утра мы были уже на ногах, такие бодрые. Мы там и занимались, и экзамены сдавали. На природе сел, включил интернет и сидишь пишешь контрольную.

Наша школа дает вопросы, но не говорит, где искать ответы. Поэтому родители идут в интернет и начинают искать сами. Получается, ты должен как учитель готовиться к занятиям. Ведь просто найти ответы на вопросы — этого мало, надо сделать так, чтобы ребенку было интересно. Поэтому в идеале хорошо на домашнем обучении заниматься с кем-то еще. Когда есть два-три сверстника, им веселее. Совсем идеально — взять для них учителя. Это действительно удобно и действительно очень продуктивно. Ты быстро проходишь школьную программу, а если есть учитель, то родитель не тратит на это кучу своего времени.

Мне нравилось, что ты можешь контролировать процесс обучения и видишь, какие знания ребенок получает. При этом ты тратишь меньше времени на занятия и учишься в режиме, удобном тебе. И не надо весь вечер ходить талдычить про домашку. Сейчас, когда Агния снова в школе, у нее домашка растягивается с четырех до девяти вечера.

Английский с домашним обучением стал значительно лучше, чем был в школе. Она пришла в школу в третий класс с реальными знаниями английского, а сейчас они упали опять.

10 книг, которых нет в школьной программе по литературе, а зря

Еще плюс семейного обучения в том, что когда ребенок чего-то не понимает, ты можешь остановиться, взять паузу. Потому что ребенок развивается скачками и в один момент он может не понимать, а потом через два-три месяца вдруг все сообразит. У нас так было с делением — мы его так долго долбили, это был ужас. В итоге я просто задвинула эту тему на время. А потом дочка вдруг включилась и все сразу поняла.

Младшие дети

По-хорошему, младших во время занятий тоже надо занимать. Но это очень сложно, я так не могу — тебя начинают дергать сразу два ребенка. Ты вроде садишься с одним заниматься, а второй тоже спрашивает — а вот это? А это? Вместе заниматься у нас не получалось. Но, в общем, можно выделить время для занятий, сказав младшим «идите играйте». Но тогда начинает дуться тот, кто занимается.

Домашнее обучение с точки зрения ребенка

Дочке было клево не ходить в школу. Первый класс напрочь отбил желание учиться в школе. Так что на домашнем обучении она радовалась, но ей не нравились экзамены, не нравилась рутина — задания по русскому, например. А все эти вопросы в компьютере, отвечать на них — это все нравилось.

Потом, когда она в третий класс вернулась обратно в школу, она сначала плакала «я хочу обратно, ненавижу школу». Но потом дело пошло лучше, и теперь она даже говорит, что ей нравится в школе, потому что там все занимаются, а не только ты. Это ее очень примиряет с действительностью.

Школьные друзья

За первый класс друзей в школе у дочки не появилось, как-то не сложилось, так что проблемы расставания со школьными подружками при переходе на домашнее обучение у нас не было. Но у нее не было недостатка в общении со сверстниками — у нас много наших друзей, детей-ровесников, с которыми мы все время встречались. Плюс были еще кружки, друзья во дворе — ей этого было вполне достаточно.

Почему мы вернулись обратно в школу

В целом мой опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то это больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение — все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Хотя не исключаю, что еще вернемся к этой теме потом.

На семейном обучении большинство мам не работают, сидят дома и контролируют процесс, занимаются и водят на кружки.

Есть родители, которым комфортно в этой ситуации, когда дети все время дома. Мне же это не очень подходит, как выяснилось. Сейчас, когда дочка в школе, мне стало удобнее. Я особо не вникаю в процесс обучения, не знаю, чем они там занимаются, не знаю подробностей. Мне, конечно, легче и я не трачу на обучение кучу времени.

Образование 52894

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение:

– медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей.

Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов:

ШАГ 1. Изучаем учебное заведение

Первое, что нужно сделать – это изучить устав выбранного учебного заведения. В котором обязательно должен быть прописан пункт о домашнем обучении. Если этого не предусмотрено, скорее всего, вы получите отказ и вам придется искать другое заведение.

Также вы можете попытаться обратиться в департамент образования местной администрации и попросить его представителей предоставить вам список школ, в устав которых включено домашнее образование.

ШАГ 2. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.

Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать Уведомление лично или по почте (образец – в приложении к Инструкции).

Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.

Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.

ШАГ 3. Идем в школу

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение, и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме.

В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.

С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы.

Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением. Теперь это делать не обязательно. «Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть.

Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.

Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора.

Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.

По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

– с хроническими заболеваниями;

– с затяжной болезнью;

– которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно.

Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК).

Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок. Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего за ребенком; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).

Родителям о домашних заданиях
консультация на тему

Советы родителям об организации домашней работы.

ВложениеРазмер
Родителям о домашних заданиях902 КБ

Предварительный просмотр:

О ДОМАШНИХ ЗАДАНИЯХ

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, вести работу, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Сколько часов в день может тратить младший школьник на выполнение домашнего задания?

Соответствие предмету и возрасту, составляет 20-25% процентов от объема, выполненного на уроке. Например, в 4 классе по русскому языку задается 1-2 упражнения, по чтению – 1-5 страниц, по математике – 2-3 задания, по окружающему миру – 2-3 задания.

Существуют нормы, предусмотренные для учеников начальной школы:

2 – й класс – до полутора часов;

3 – 4-й классы – до двух часов.

Специалисты отмечают, что ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. У отдохнувшего ребенка выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков. Поэтому желательно, чтобы ребенок, придя из школы, пообедал и совершил прогулку.

Сколько должен гулять ребенок?

Не менее 2-3 часов вдень. Это должны быть подвижные игры на улице, прогулки пешком, на велосипеде, на лыжах. В наше время, когда у детей велика тяга к играм на компьютере, планшете, смартфоне, многие отказываются гулять, предпочитая остаться дома. Но мы, взрослые, несмотря на свою занятость, должны позвать ребенка и вместе с ним отправится на улицу. Скорее всего, он согласится, так как дети зачастую не имеют возможности побыть наедине с мамой или с папой, а это им необходимо. В этом случае польза от прогулки получится двойная: ребенок побудет на улице и пообщается с родителями.

Очень полезна спокойная прогулка перед сном. Если ваш ребенок гиперактивный, постарайтесь, чтобы эти вечерние прогулки стали обязательными, ритуальными и непременно спокойными. Играть в футбол или кататься на коньках перед сном с таким ребенком не стоит.

Какие уроки лучше делать сначала – письменные или устные?

В каждой семье этот вопрос решается по-разному. Так, одни родители требуют, чтобы у ребенка к их приходу с работы были выполнены все письменные уроки. Кто-то просит ребенка выполнять задания по математике и по русскому языку на черновике, а вечером родители проверяют, и ребенок переписывает. Устные уроки ребенку иногда приходится учить перед сном, потому что не хватило днем времени или родители пришли слишком поздно, а без них он не привык делать уроки. И вечернее переписывание, и позднее выполнение устных заданий может не принести пользы, поскольку ребенок уже утомился. Лучше готовить уроки днем, после прогулки.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащегося 1-4 классов таков:

  • чтение — выполнение задания по этому предмету помогает ребенку включиться в работу, подготавливая его к письменному заданию;
  • письмо;
  • математика;
  • более легкие предметы.

Если ребенок желает выполнять уроки в другом порядке, надо пойти ему навстречу и позволить выполнить сначала задание по тому предмету, который ребенку наиболее интересен. Почувствовав свой успех, ребенок с удовольствием примется за выполнение менее интересных для него предметов.

Общие рекомендации к выполнению домашнего задания:

  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  • приступая к работе, подумай, с чего начнешь;
  • старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
  • о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
  • забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
  • начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.

Что делать, если ребенок смотрит телевизор и не желает делать уроки?

Многие родители сетуют на то, что их дети часами смотрят телевизор, причем все передачи подряд. Ни просьбы, ни угрозы на детей не действуют. Однако бывает, что родители сами создают все условия для формирования этой привычки. Иногда родителей очень устраивает такое положение дел. Например, когда ребенок смотрит телевизор, а не бродит безнадзорно на улице, не мешает маме заниматься своими делами и не дерется с младшими. В этом случае родители не делают ребенку замечания, что он смотрит телевизор, играет на компьютере и пр. Но на следующий вечер их почему-то вдруг огорчает, что сын портит себе зрение, не отрываясь от экрана. Ребенок же просто-напросто не понимает, почему сегодня нельзя делать то, что можно было вчера. Кроме того, если родители предложат ребенку вместо просмотра передач заняться чем-либо интересным вместе (погулять, поиграть в настольные игры, приготовить вместе ужин, сделать сюрприз для папы и испечь пирог, пр.), он, скорее всего, согласится. Если же все-таки ребенок отказывается выполнить просьбу родителей (что бывает крайне редко), мама или папа могут сесть (или даже прилечь) с ним рядом и посмотреть какую-то передачу вместе, не поучая ребенка на каждом шагу, но высказывая свое отношение к увиденному. Если ребенок захочет, можно поспорить с ним по поводу того или иного эпизода. Это поможет взрослому лучше узнать своего ребенка, наладить с ним взаимоотношения, направить интересы сына или дочери в другое русло (если в этом есть необходимость). Лучше соблюдать определенные правила просмотра телепередач, чтобы ребенок не переутомился и не испортил зрение. В выходные дни, так же как и в будни, рекомендуемое время просмотра телепередач для учащегося начальной школы составляет от 40 до 60 минут в день.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Иногда дети, с низкой мотивацией на учебу или боящиеся трудностей, возникающих при обучении, отказываются выполнять какое-либо учебное задание или выполняют его нехотя. Взрослые (как учителя, так и родители) способны помочь им преодолеть эту трудность.

Пусть задание представляется ребенку осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к ее выполнению.

Сделайте задание интересным («Соревнуйся сам с собой», «Когда мне нужно составить предложения из трудных слов, я выдумываю смешные фразы», «Я буду чередовать чтение трудного учебника и веселой, интересной книги»).

Попробуйте показать ребенку прикладной характер задания, объясните, как в жизни пригодятся его новые знания и умения. Например, если ребенок познакомился с новым законом физики, расскажите ему, где он может «встретиться» с ним в жизни, какая от него польза.

Что лучше: поощрение или наказание?

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое.

Простейшей формой поощрения является похвала. Более простой вариант: «Спасибо». Более сложный: «Ты все – таки добился успеха! Ты две недели учил правила и наконец получил “5” по русскому языку». Возможно одобрение в виде жеста.

Похвала должна быть конкретной: не просто «Молодец» и ребенок не понимает, за что хвалят – комнату убрал, оценки хорошие получил? Лучше так: «Мне нравятся краски, которые ты подобрал для своего рисунка. Я думаю, учителю будет интересна твоя работа».

Похвала лучше своевременная: например, слова «Мне очень понравилась твоя прическа на прошлой неделе» могут быть восприняты ребенком как «На прошлой неделе ты выглядел лучше, Что у тебя с прической сегодня?».

Похвала должна быть искренней. Дети очень остро чувствуют ложь. Кроме того, похвала должна отражать действительное достижение ребенка. Если мы похвалим ребенка за то, что на самом деле не считаем достижением, у него может сложиться впечатление, что мы неискренны. Тогда похвала может иметь «эффект горькой конфеты», который ухудшит взаимоотношения «взрослый-ребенок» и исчерпает «кредит доверия» ко взрослому.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикуемые слайды были демонстрационным материалом консультации для родителей. Раскрывают значимость домашнего задания в обучении и образовании младшего школьника, содержат практические рекомен.

Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока. Чтобы избавиться от своей ненавистной школьн.

Как организовать время ребёнка? Как помочь ему выполнить домашние задания и при этом оставить время для любимых игр.

Памятка для родителей “Подготовка домашнего задания”.

Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.

Данная разработка родительского собрания поможет родителям понять то, что следует и чего не следует делать при оказании помощи детям в приготовлении.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: