«Дети дождя». Как распознать аутизм и помочь ребенку?

«Дети дождя». Как распознать аутизм и помочь ребенку?

Дети дождя: как распознать аутизм на ранней стадии

Судьба детей с аутизмом в первую очередь зависит от ранней диагностики и своевременного начала реабилитационного процесса. Чем раньше будет поставлен диагноз и начнется работа по реабилитации, тем больше шансов в дальнейшем на полноценную жизнь ребенка.

Что такое аутизм

Аутизм (от греч. autos – «сам») – это спектральное расстройство нервной системы, характеризующееся трудностями в построении социальных отношений, нежеланием (даже страхом) вступать в любой контакт с обществом и со своим окружением, а также стереотипностью в поведении и интересах. Эти характеристики могут быть выражены очень по-разному – так же, как и степень тяжести расстройства бывает различной.

История болезни

Термин «аутизм» первым применил швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 году для определения категории эгоцентрического мышления при шизофрении. В 1943 году американский психиатр Лео Каннер, которому принадлежит термин «ранний детский аутизм», выделил две характерные черты заболевания: крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразия окружающей обстановки.

Широкой общественности эта болезнь стала известной благодаря фильму 1988 года «Человек дождя» о двух братьях, один из которых был аутистом.

Структура этого дефекта гораздо сложнее, чем у детей с нарушениями зрения, слуха, речи и интеллекта, поэтому и диагностировать его чрезвычайно трудно. Ранее аутизм считался одним из проявлений детской шизофрении или классифицировался как умственная отсталость.

Однако при аутизме сниженный интеллект наблюдается далеко не всегда: у 10% людей умственные способности достигают даже уровня гениальности. Ученые отмечали те или иные проявления расстройств аутистического спектра у Вольфганга Амадея Моцарта, Альберта Эйнштейна, Винсента Ван Гога и Леонардо да Винчи.

На сегодня, согласно европейской статистике, рождается около 1% детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм встречается в 2-4 случаях на 10 000 детей, чаще у мальчиков, чем у девочек, в соотношении 3-4: 1, хотя болезнь у девочек отличается более тяжелым течением и признаками наследственной предрасположенности.

Причины аутизма

Причины возникновения этого расстройства досконально не изучены. Например, известны случаи, когда из двух однояйцевых близнецов один ребенок мог страдать этой болезнью, а другой – нет.

Аутизм может быть связан с генетическим сбоем. Однако даже если заболевание обусловлено наследственными факторами, через ген передается только предрасположенность к аутизму, а само развитие заболевания, очевидно, происходит через другие механизмы.

Последние исследования указывают, что аутизм все чаще относят к разряду заболеваний, связанных с экологическими факторами: неконтролируемый прием лекарств, загрязненный воздух и вода лишают организм необходимых микроэлементов, нарушают естественные химические процессы и становятся источниками угрозы развития болезни.

Аутизм может развиться и как следствие тяжелых инфекционных заболеваний головного мозга, а также сильных стрессов в раннем детском возрасте.

Ранняя диагностика

В условиях ранней диагностики и реабилитации ребенку можно помочь в овладении навыками самопомощи и общения. Чем раньше начинается процесс коррекции, тем больше шансов на успех.

Родителям необходимо обратиться к детскому психиатру, если:

  • в начале второго месяца жизни у ребенка отсутствует оживленная реакция на появление взрослого, особенно матери;
  • ребенок не улыбается, не проявляет теплых и радостных чувств в возрасте 6 месяцев и старше;
  • в 9-10 месяцев не формируются указательные и другие социальные жесты;
  • отсутствует детский лепет в возрасте 12 месяцев;
  • ребенок не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев;
  • не удерживает контакта «глаза в глаза», постоянно смотрит в сторону;
  • не отзывается на свое имя, при этом реагирует на другие раздражители;
  • постоянно выполняет однообразные действия (часами рисует гномиков и т.п.);
  • избегает прикосновений, не терпит вмешательства в свои занятия другого человека, не выражает желания к игре со сверстниками;
  • не играет игрушками, а выполняет стереотипные действия с сыпучими веществами, водой;
  • безразлично относится к дискомфортным условиям: холоду, голоду, физиологическим потребностям.

Помощь детям с аутизмом

Исключительно медикаментозной терапией аутизм не одолеть. Для ослабления проявлений нужен комплекс реабилитационных мероприятий, который стоит на грани нескольких наук: психиатрии, психологии, коррекционной педагогики. В качестве дополнительных методов терапии могут быть назначены дельфинотерапия, общение с лошадьми и активное стимулирование любви к любым другим животным. Иногда полезно шумный город сменить на морское побережье или жизнь в спокойных условиях сельской местности.

Положительно на детей с аутизмом влияет спорт. Любые занятия в воде, спортивные игры и профильная аэробика способны творить чудеса не только в физическом, но и в эмоциональном развитии. Многим аутистам самовыражаться помогает ручной труд, например, изготовление поделок из различных материалов.

Главное – не сдаваться. Как распознать аутизм и помочь «детям дождя»

Среди посетителей недавно открывшегося сенсорного сада и воспитанников смоленской лекотеки – немало малышей с диагнозом «ранний детский аутизм». Что это за заболевание, и как помочь особенным деткам и их родителям, SMOL.AIF.RU рассказывает заместитель директора по коррекционной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения, педагог-психолог отдела лекотеки Алена Каминская.

«Дети дождя»

Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Алена Владимировна, как проявляется аутизм, когда это может случиться и что должно насторожить родителей в поведении малыша?

Алена Каминская: Один из основных симптомов – нарушения речи. Если сверстники малыша уже вовсю рассказывают стихи, а ваш ребенок все еще молчит – не стоит паниковать, но все же присмотритесь пристальней к его поведению. У детей-аутистов абсолютно отсутствуют навыки самообслуживания, зато они отличаются повышенным чувством брезгливости – например, ребенок даже ложку берет только салфеткой. Он не просится в туалет, часто не реагирует на просьбы, а когда к нему обращаются, затыкает уши и закрывает глаза.

Дети-аутисты чрезвычайно болезненно реагируют на новшества – новую обстановку, новые условия, новых людей, он словно старается оградить себя от сильных впечатлений. Им трудно социализироваться, общаться, такие дети нередко проявляют агрессию – кусаются, дергают за волосы, дерутся. И не могут смотреть на себя в зеркало. Причем очень часто такое поведение проявляется как бы «вдруг», в 2-3-летнем возрасте. Вроде бы все было нормально – малыш улыбался, был оживлен, как все детки, просился на горшок, радовался игрушкам. Но «щелк» – и ребенка уже трудно узнать. Тогда надо срочно обращаться к специалистам.

– В чем причина возникновения аутизма у ребенка?

– Природа его возникновения до конца не изучена, то есть нельзя со стопроцентной уверенностью сказать – почему. Версий множество – от генной до социальной. Некоторые ученые полагают, что это может быть спровоцировано хромосомными аномалиями или обменными нарушениями. Есть данные, что у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности, миндалевидного тела – центра, отвечающего за эмоции. Существует также мнение, что к развитию патологии может привести так называемая эмоциональная холодность родителей, особенно на ранних этапах развития детей: то есть когда ребенка не берут на ручки, не целуют, не разговаривают с ним или пренебрегают его нуждами.

– Правда ли, что в наши дни больных аутизмом стало намного больше?

– Скорее да. Я тоже, как педагог-психолог, наблюдаю такую тенденцию. Согласно имеющимся у нас данным, на начало прошлого года в Смоленске официально диагноз «ранний детский аутизм» имели 58 детей, сейчас цифра изменилась. Только официально зарегистрированными числится 74 ребенка. И еще одна цифра – на 10 тысяч детей в России рождается 8 детей с аутизмом. Очень многие, не имея диагноза «ранний детский аутизм», при этом имеют элементы аутистического поведения или расстройства аутистического спектра.

Как раз для оказания помощи таким детям и была создана лекотека. Но ведение и психологическое сопровождение ребенка-аутиста – это сложный и трудный процесс. Сначала мы, безусловно, налаживаем контакт с малышом (этот период может быть очень длительным и требует и от родителя, и от специалиста терпения и понимания), а потом уже совместно с родителем пытаемся сформировать у него хотя бы базовые навыки самообслуживания, чтобы ребенок начал кушать самостоятельно или проситься в туалет. Чтобы пусть не словами, но хотя бы по картинкам мог обозначить, что он хочет кушать или во что играть. Или просто подавал родителям знак о своих желаниях. На каждого ребенка мы составляем индивидуальную программу развития исходя из особенностей малыша и его семьи.

Из опыта работы могу сказать, что после грамотно выстроенного общения с родителями и квалифицированной работы специалистов лекотеки детки начинают общаться, социализируются, и некоторые из них даже поступают в общеобразовательные школы.

– То есть это возможно – чтобы ребенок с аутизмом посещал обычную школу?

– Скажу больше, среди таких детей большой процент по-настоящему талантливых ребят. Некоторые имеют достаточно высокий уровень интеллекта и часто находят себя в точных науках. К примеру, в компаниях Билла Гейтса, по разным данным, трудятся до 20% сотрудников-аутистов. Вспомните знаменитого героя фильма «Человек дождя»: Реймонд Баббит знал наизусть телефонный справочник и мог в уме извлечь квадратный корень из любого четырехзначного числа, отгадывал комбинации цифр в казино. Это – совсем не выдумка киносценаристов. Другая крайность – низкий интеллект, граничащий с умственной отсталостью. Тогда, конечно, трудно развивать умственные способности – нужно привить элементарные навыки самообслуживания и расширять кругозор.

Чувствовать, любить и верить

– Что важно знать родителям о том, как себя вести с малышом-аутистом?

– Важно чувствовать своего ребенка, любить и верить в него. И учитывать его особенности. Его следует брать везде с собой, развивать, разговаривать, спрашивать. Иногда даже заставлять делать то, что жизненно необходимо. То есть учить, как нужно чистить зубы, подогреть себе еду, застелить постель и прочее. Важно помнить: если ребенок молчит и, как вам кажется, не слышит вас, это вовсе не означает, что он это не понимает. Скорее всего, он просто накапливает знания, и, если продолжать трудиться и не сдаваться, однажды можно услышать его голос. Стоит отметить, что родители также нуждаются в поддержке, ведь они зачастую чувствуют себя брошенными и ненужными, испытывают стыд и неловкость за странности в поведении ребенка. И им также нужна помощь.

– Аутизм – это навсегда? Или со временем его проявления могут сойти на нет?

– Все может быть. Надо верить и трудиться. Поверьте, среди нас немало людей, которые в детстве пережили этот диагноз, и сейчас они живут нормальной жизнью: ходят на работу, завели семьи. И даже коллеги могут не знать об их особенностях. Но проявления элементов аутистичесих расстройств у них могут остаться. И давать о себе знать в критических ситуациях.

– Может ли взрослый человек вдруг заболеть аутизмом?

– В этом случае корректнее вести речь о проявлениях аутизма – аутичном поведении. Когда в результате стресса, потери или расставания с близкими человек начинает вести себя как аутист – замыкается в себе и ни на что не реагирует. К сожалению, такие проявления встречаются все чаще. Причина в том числе и в том, что люди меняют живое общение на общение в сетях, в телефоне. Здесь сложно разобраться, что это – депрессия, проявления аутизма или шизофрения. Это может сделать только специалист.

«Дети дождя»: почему ребенок становится аутистом?

ЧТО ЭТО ЗА БОЛЕЗНЬ?

…Сначала малыш не смотрит никому в глаза, потом отказывается от маминых ласк. Он не говорит и часами может смотреть в одну точку. Он ест только определенные продукты и только из тарелки определенного цвета, а в детском саду играет сам с собой. Присмотритесь к вашему ребенку: если он днем за днем погружается в себя, возможно, ему очень нужна помощь, чтобы научиться жить в нашем мире.

Аутизм – психическое расстройство, связанное с разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, с уходом от контакта и большими трудностями во взаимодействии с окружающим миром. Такие люди либо не умеют общаться вообще, либо делают это в необычной причудливой форме. И это не единственная их особенность. Они вообще другие – «люди дождя». Появление в семье такого ребенка – это тяжелое испытание на всю жизнь. Ведь аутизм неизлечим.

– Но при адекватной помощи аутизм поддается коррекции, – уточняет психолог Анна Симоненко . – Чем раньше будет выявлено это расстройство и начата комплексная медицинская, психологическая и педагогическая коррекция, чем внимательнее родители отнесутся к проблеме, тем больше шансов на успех.

В БЕЛАРУСИ ВЫЯВЛЯЕТСЯ МЕНЕЕ 10% ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» ставится, как правило, после трех лет, проявления этого расстройства заметны с рождения. Но зачастую их не замечают или игнорируют и родители и доктора. Первые – из-за незнания или страха получить психиатрический диагноз. Вторые – из-за недостаточной компетентности в этой области, из-за нехватки кадров, больших нагрузок, невнимательности. А ведь первыми заметить проблему могут именно родители и педиатры.

Так или иначе, на конец января 2011 года в Минске с расстройствами аутистического спектра (это собирательный термин для расстройств одного типа: ранний детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, связанный с нарушением развития мозга) на учете состоит всего 116 детей.

Но мировая статистика показывает, что детей-аутистов в обществе гораздо больше. По данным знаменитого американского специалиста в области аутизма, доктора Эрика Шоплера, в 2007 году из каждых 150 – 155 новорожденных один малыш рождался с расстройством аутистического спектра.

– Если учесть, что детское население Минска – 303 тысячи, то, согласно мировой статистике, число детей в столице, нуждающихся в лечении и коррекции аутистических расстройств, достигает приблизительно 2000 человек, – говорит Анна Владимировна. – Получается замкнутый круг: при таком количестве выявленных случаев трудно оценить всю серьезность проблемы, и, как следствие, без должного внимания к аутизму без диагноза остаются более 90% пациентов.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ ЕСТЬ, ВЗРОСЛОГО – НЕТ?

Есть еще одна черная дыра, в которой пропадают аутисты. Любой ребенок, получивший диагноз «детский аутизм», со временем заново проходит обследование. И для аутистов старше 18 лет диагноз «детский аутизм» превращается в разные варианты шизофрении или умственной отсталости.

– Возможно, в ближайшем будущем, когда состоится очередной пересмотр Международной классификации болезней, такой термин, как «Расстройство аутистического спектра», будет внесен в перечень диагнозов, – говорит Анна Симоненко. – Это позволит людям с аутизмом и во взрослой жизни рассчитывать на специализированную помощь.

ПРИЧИНА АУТИЗМА У РЕБЕНКА – В ПОВЕДЕНИИ МАТЕРИ?

Несмотря на то, что сейчас проводится множество исследований по аутизму, его причины до сих пор не установлены. Большинство исследователей полагают, что аутизм является генетическим расстройством. Другие считают, что причиной аутизма могут стать перенесенная во время беременности краснуха, диабет, контакт с пестицидами, высокий уровень стресса матери. Другие винят аутоиммунные заболевания и всевозможные вирусные инфекции. Есть и те, кто считает: причиной аутизма у ребенка являются особенности воспитания.

– Предположения о том, что аутизм появляется вследствие того, что мамы избрали диктаторский стиль воспитания, опровергнуты еще в прошлом веке, – говорит Анна Симоненко. – Ясно только одно: у аутизма нет границ. За помощью специалистов обращаются люди с совершенно разным достатком, семейным укладом и отношением к ребенку.

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

Как распознать ребенка-аутиста?

Неспособность вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими. Аутичный ребенок испытывает трудности в общении и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Это один из основных признаков и проявляется он буквально с младенчества – когда малыш избегает прямого взгляда глаза в глаза, не стремится прижаться к маме; не разделяет с другими эмоции радости и грусти.

Нарушение речевого развития. Ребенок при аутизме может вообще не говорить или общаться фразами-штампами, услышанными от родителей или из мультфильмов. Он может как эхо повторять все, что слышит, и не способен обратиться за помощью. Главное в этом нарушении то, что речь не выполняет коммуникативную функцию.

Перестановка личных местоимений и отсутствие местоимения «я». Нормально развивающийся ребенок рано или поздно осознает себя отдельной личностью. Его настойчивое «я» особенно ярко проявляется примерно к трем годам. Дети-аутисты с большим трудом выделяют себя, и поэтому «я» в их жизни может вообще не появиться.

Стремление к однообразию (феномен тождества). Любое изменение в окружающей обстановке вызывает у них тревогу и даже страх. Такие малыши, попробовав одно блюдо, могут отказываться от всего остального или требовать раз за разом соблюдения определенного ритуала (к примеру, кушать только тот картофель, который нарезан соломкой).

Повторяющаяся и стереотипная игра и действия. Игра ребенка-аутиста заключается в повторении одних и тех же действий: например неоднократное открытие и закрывание дверей или ящиков, вращение или покачивание нитей и веревок, разглядывание телевизора, уткнувшись лицом в экран, раскачивание и многое другое.

БУДЬ В КУРСЕ!

Как обучать ребенка-аутиста?

«Мы в полной растерянности, как учить ребенка-аутиста и где искать помощь? Моей внучке 7 лет, недавно поставили этот диагноз».

– Вам нужна помощь профессионала, специально подготовленного для работы с аутичными детьми, – отвечает психолог Анна Симоненко. – Опыт показывает, что без подготовки дефектологи, логопеды, психологи, учителя, как правило, не могут работать с такими детишками.

В Минском городском клиническом детском психоневрологическом диспансере можно пройти медицинское и психологическое обследование, получить индивидуальную психологическую консультацию по вопросам воспитания обучения и развития такого ребенка. Что же касается помощи в республике в целом, то стоит обращаться в первую очередь к детским психоневрологам по месту жительства.

– В зависимости от степени нарушения ребенок может посещать обычное или специальное дошкольное учреждение, общеобразовательную или специальную школу. В случае серьезных проблем ребенок с аутизмом может обучаться в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или получать образование на дому, – рассказала Антонина Змушко, начальник управления специального образования Министерства образования РБ. – Рекомендации по выбору места обучения даются индивидуально для каждого ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, работающей в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства ребенка. Такие центры есть во всех районах республики.

КСТАТИ

Согласно статистике, многие из детей-аутистов не могут научиться читать и писать. 70% из них не имеют друзей, 95% из них никогда не женятся и не выйдут замуж. Только 25 – 30% смогут устроиться когда-нибудь на работу. У 55 – 60% малышей с таким диагнозом – глубокая умственная отсталость, а у 15 – 20% – легкая умственная отсталость.

Аутизм, или «дети дождя»

Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего.

Второго апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, по Невскому проспекту вновь пройдут колонной все, кто не безразличен к этому заболеванию. Ежегодно Петербург присоединяется к всемирной акции «Зажги синим», подсвечивая Дворцовый мост, купол Дома Зингера и другие здания в знак солидарности с «людьми дождя» и их близкими, с уникальными детьми и взрослыми, живущими по соседству с нами.

САМ В СЕБЕ
Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего. Термин «аутизм», происходящий от латинского слова autos, буквально означает «сам». Погружением в себя и отличаются аутисты от других. Они смотрят «сквозь людей» и при этом цитируют стихи страницами, решают сложнейшие задачи или пишут талантливые картины. «Дети дождя» не похожи между собой, как, например, «дети солнца» (с синдромом Дауна), и наклонности у них очень индивидуальны.Так, расстройствам аутистического спектра (РАС) были подвержены Вольфганг Амадей Моцарт, Мария Кюри, Джейн Остин, Винсент Виллем Ван Гог, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн. В этом списке и наши современники: знаменитый математик, петербуржец Григорий Перельман, первым доказавший гипотезу Пуанкаре и удостоившийся присуждения «Премии тысячелетия»; японский геймдизайнер Сатоси Тадзири, создатель серии игр и сериала «Покемон» (он вошел в список ста самых лучших гейм-дизайнеров по версии IGN); американский предприниматель и благотворитель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft Билл Гейтс. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, расстройство аутистического вида в большей степени характерно для мальчиков, которые сталкиваются с проблемой в четыре раза чаще, чем девочки. Условия, причины и источники ее возникновения ученые изучают до сих пор, однако доказано, что проблема аутизма локализуется преимущественно в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение, а также появляется при органических мозговых нарушениях еще в период вынашивания плода или при его рождении.

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
— Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия, — сообщает научный руководитель отделения детской психиатрии (4-е отделение) Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, д. м. н., профессор Игорь Макаров. — В их числе начало заболевания в двухлетний период нормального предыдущего развития. Для таких детей характерны красивое и задумчивое выражение лица, отрешенность и сонливость как заметный признак патологии, неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей — так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не может отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения.

«Выход для аутиста — это выход из аута в жизнь. Выход для всех остальных означает понимание, что все мы — одно целое. Даже если родители и педагоги, врачи и волонтеры помогут им справиться с этой проблемой, на пороге этой жизни их встретим все мы — люди, сограждане, общество, каждый из нас, каждый из вас. Если мы не будем готовы к этой встрече, то все огромные совместные усилия этих особенных людей и их близких, союзников, поводырей, сопровождающих, — будут напрасными. Выход нужно искать всем вместе.
Любовь Аркус, киновед, режиссер, основатель и президент фонда «Выход в Петербурге», создатель центра системной поддержки людей с РАС «Антон тут рядом»


Free-Photos с сайта Pixabay

« Дети дождя » одинаково равнодушны и к близким, и к чужим людям. Уже в младенческом возрасте при попытке взять их на руки они не радуются, а остаются или напряженными, или безучастными. Такой малыш не смотрит в глаза — отсутствие необходимости в зрительном контакте тоже считается характерной особенностью расстройства. Улыбка или печаль возникают на лице без связи с тем, что происходит вокруг. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами, не реагируют на свое имя и не отличают человеческий голос от других звуков. Но они визуализируют услышанную или увиденную информацию, и безликие цифры или ноты в сознании аутиста трансформируются в одушевленные существа, обладающие цветом, запахом и образом.Своеобразие ребенка, страдающего аутизмом, проявляется прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит и ощущает реальность, поскольку его мозг из-за генетических нарушений просто не успевает связывать ощущения, в том числе сенсорные, соединять и анализировать все то, что происходит вокруг. Это приводит к тому, что мир воспринимается им фрагментарно и искаженно. Нарушения или задержка речи — тоже распространенное явление в таких случаях, потому что общение у «детей дождя» происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков, непонятных слогов. Еще один характерный признак, при вербальных навыках, — неумение пользоваться местоимениями, дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени. У детей-аутистов выражено также стремление найти успокаивающее их ощущение, отсюда возникают монотонные игры, стереотипные движения, ритуальные действия. Малыши не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами обихода, их внимание привлекают глина, песок, вода. Такие дети не вступают в обычное для их возраста общение, хотя физически абсолютно здоровы и внешне ничем не отличаются от сверстников. Отмечается также реактивная избирательность — ребенок чаще всего не хочет отвечать на вопросы, зато интересуется разными хаотичными звуками и шумами. Очень важный признак аутизма — стремление к сохранению и поддержанию неизменности обстановки — «феномен тождества». Любое изменение вызывает тревогу и даже страх. Для детей с медицинским диагнозом «аутизм» не существуют стандартные правила, но и развитие их идет по особому пути, благодаря чему из них вырастают выдающиеся спортсмены, художники и ученые.

ВЫХОД — ДЛЯ ВСЕХ
Так как аутизм представляет собой в первую очередь трудность в общении, заниматься с «детьми дождя» должны, разумеется, и такие специалисты, как нейропсихолог, логопед-дефектолог, педагог. Важна и медицинская помощь, в частности микротоковая рефлексотерапия. Но на 85-90 % эта задача — работа родителей, взрослых, которые станут проводниками в реальный мир, найдут адекватные методы корректировки поведения, которые могут помочь. Аутизм неизлечим, но чем раньше он будет выявлен, тем больше шансов на успех и, соответственно, эффективнее будет социализация. Однако инклюзия невозможна без готовности не только семьи, но и в целом общества оказать поддержку и даже первую помощь «людям дождя» при встрече с ними. Так, например, спровоцировать аутоагрессию (агрессию, направленную исключительно на себя) может вмешательство в личное пространство, поэтому прикасаться к человеку, будучи посторонним, не нужно, это может вызвать стресс. Если приступ психомоторного возбуждения все же начался, его ни в коем случае нельзя игнорировать: аутист безопасен для окружающих, но может нанести увечья себе. Специалисты советуют в подобной ситуации позвать на помощь, обратиться в скорую, зафиксировать руки, если человек с особенностями развития наносит себе удары, мягким шарфом или косынкой, но не веревкой. Нельзя в таких случаях повышать голос, говорить нужно спокойно и ласково, можно отвлечь книгой, звуками, видео. Личностные, коммуникативные и творческие ресурсы людей с расстройствами аутистического спектра очень богаты, и, как знать, может быть, при встрече каждый из нас сможет открыть хотя бы частичку их для себя.
Все мы разные, но всем нужны любовь и понимание!

Их называют «Дети дождя»: как понять детей с аутизмом и сделать их жизнь проще

Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Главная цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Ведь численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей и их семей. Часто таких деток еще называют «дети дождя». Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание.

Журналисты ИА «МОСТ-ДНЕПР» обратились к специалистам Международного института научной медицины, чтобы узнать подробнее, что такое аутизм и понять, в чем нуждаются дети с данным диагнозом.

Что же такое аутизм

Специалисты отмечают, аутизм — это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Это приводит к тому, что с самого детства ребенок не может учиться через социальную среду и получать из нее много важной информации, что могут делать все остальные дети того же возраста.

Обычные маленькие дети буквально погружены в социальную среду — они в первую очередь обращают внимание на других людей, постоянно следят за их реакциями, пытаются с ними взаимодействовать, а при аутизме эти умения нарушены. Это приводит к различным последствиям для психического развития, один из самых ярких примеров таких последствий — нарушения речи, когда ребенок не понимает, как при помощи речи можно взаимодействовать с другими людьми. У всех людей с аутистическими расстройствами есть тот или иной вид нарушений речевой коммуникации. Это особенно заметно у маленьких детей — процесс овладения речью замедлен, он происходит гораздо меньшими темпами.

Симптомы аутизма проявляются у детей в возрасте до трех лет. При этом расстройства аутистического спектра (РАС) могут выражаться как в ослабленных познавательных навыках, так и в выдающихся способностях к чему-либо или повышенном интересе к определенной теме.

По мнению специалистов Международного института научной медицины возникновению каких-либо РАС способствуют различные факторы, включая генетические, а также связанные с влиянием окружающей среды на развитие мозга на ранних стадиях. Устранить РАС полностью нельзя, однако многих детей можно адаптировать к жизни в обществе при ранней диагностике заболевания и использовании коррекционных методик.

В Украине диагноз аутизм ставят каждому 88-му ребенку

Специалисты отмечают, что согласно статистике в мире РАС диагностируется у одного ребенка из 160. Аутизм может приводить к преждевременной смерти – при средней продолжительности жизни в мире в 72 года у больных с этим диагнозом она составляет 36 лет.

Аутизм распространен во всех регионах мира. Например, в США с РАС рождается каждый 68-й ребенок. В Украине этот диагноз ставят каждому 88-му ребенку.

Восприятие мира аутистом глубоко отличается от обычных людей

Специалисты отмечают, что проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладевают речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытие или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они не были, аутисты способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.

Своеобразие того, кто страдает аутизмом, проявляется, прежде всего, в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает свою реальность.

Ребенку с диагнозом «аутизм» понимание эмоций дается с трудом. Даже когда у него высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, другие люди все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятными.

Разговаривая, мы используем метафоры, абстрактные образы, опираемся на интонацию. От ребенка с аутизмом все это ускользает. Для него слово-это только слово. Потому что мышление аутиста – это конкретное мышление.

Человеку с аутизмом, который не «считывает» переживания других, трудно добиться и того, чтобы другие понимали его собственные чувства. Его голос звучит монотонно, без модуляций. Он может произнести «большое спасибо» гневным тоном, которого сам не ощущает, невольно он может делать бестактные замечания.

Столкнувшись с диагнозом аутизм моральная и эмоциональная поддержка нужна как ребенку так и его родителям

Родители – лучшие учителя своего ребенка, но им требуется поддержка профессионалов. Причина неуспеха только одна – если ребенку не подобрали подходящей именно ему программы помощи. Нужно не успокаиваться, а продолжать искать инструменты, которые позволяют ему общаться с миром. Специалисты Международного института научной медицины считают, что только 20% больных с тяжелыми формами атипичного аутизма имеют неблагоприятный прогноз. В остальных случаях детки являются обучаемыми по общеобразовательной и коррекционной программам.

Всемирный день информирования о проблеме аутизма позволяет развеять мифы и предрассудки о таких детях, дать больше объективной информации, объединить усилия родителей, специалистов различных министерств и ведомств и людей не безразличных к чужим проблемам. Все что нужно нам это прилагать больше усилий, чтобы узнать об аутизме и понять, что аутисты – это люди с такими же чувствами как и все остальные, и их нужно научится принимать такими какими они есть.

Аутизм: вовремя распознать и прийти на помощь

Иногда родители детей-аутистов вовремя не замечают у ребенка отклонений в развитии. Осознание приходит внезапно, когда врач сообщает, что малыш, до сих пор считавшийся здоровым, на самом деле необучаем. А ведь заниматься коррекцией развития аутичного ребенка нужно как можно раньше!

Зрители, видевшие фильм «Человек дождя», могут вспомнить гениальную актерскую работу Дастина Хоффмана. В ней он сумел тонко воплотить и передать нам картину внутреннего мира типичного аутиста. В жизни черты аутизма у ребенка могут быть не так ярко выражены. Ученые Л. Каннер и Г. Аспергер описали три основных симптома заболевания:

  • аутистические переживания;
  • однообразное поведение с элементами двигательных расстройств;
  • своеобразные нарушения речи.

Им неприятны ласки мамы

По мнению специалиста в изучении аномалий психического развития В.

С самого раннего возраста «дети дождя» не умеют радоваться теплым прикосновениям матери, отвечать улыбкой и оживлением на ее приближение. Обычно в младенческом возрасте у большинства детей существует врожденный рефлекс – поза прилегания, когда они пытаются распластаться на теле матери, прижавшись к ней всем своим тельцем. У детей-аутистов этот рефлекс отсутствует. Материнские ласки бывают им неприятны, ребенок сторонится всякого телесного контакта.

Даже находясь в детском коллективе, аутичный ребенок ведет себя так, будто он находится один – смотрит мимо, не идет на зов, не обращает внимания на действия и игры других детей. Он играет один или около детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Все его игры и эмоциональные проявления крайне скупы, а в некоторых случаях ограничиваются бедным набором стереотипных движений и мимики.

Ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих, никогда не рассказывает ни о чем, не делится своими переживаниями и сомнениями, не отвечает на вопросы. Лишь по каким-то косвенным признакам близкие люди могут догадаться о том, что его что-то тревожит.

Жизнь без игр

В играх дети-аутисты предпочитают неодушевленные предметы одушевленным. Они не умеют ориентироваться в признаках живого и неживого и практически не играют в сюжетные игры, так любимые обычными детьми, – в «дочки-матери&raqu

Даже находясь в детском коллективе, аутичный ребенок ведет себя так, будто он находится один – смотрит мимо, не идет на зов, не обращает внимания на действия и игры других детей. Он играет один или около детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Все его игры и эмоциональные проявления крайне скупы, а в некоторых случаях ограничиваются бедным набором стереотипных движений и мимики.

Ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих, никогда не рассказывает ни о чем, не делится своими переживаниями и сомнениями, не отвечает на вопросы. Лишь по каким-то косвенным признакам близкие люди могут догадаться о том, что его что-то тревожит.

Жизнь без игр

В играх дети-аутисты предпочитают неодушевленные предметы одушевленным. Они не умеют ориентироваться в признаках живого и неживого и практически не играют в сюжетные игры, так любимые обычными детьми, – в «дочки-матери», «магазин» или «казаки-разбойники».

Если здоровый ребенок предпочитает игрушки, дающие возможность производить сложные сюжетные действия, например, машинки, куклы, то аутичные дети предпочитают неспециализированные: кубики, бумажки, палочки и неигровые предметы. Часто они любят играть с неоформленными предметами – песком, водой.

В рисунках их совершенно не интересует выбор цвета – они берут первый попавшийся карандаш, в то время как здоровые дети старательно подбирают цвета: каким цветом рисовать небо, каким – солнце. Более того, обычные цвета могут быть для них неприятными, раздражающими. Цвета стен, обоев, мебели, игрушек, нормальные и приятные для здорового ребенка, для аутичного могут являться источником дискомфорта и постоянных отрицательных эмоций. Рисунки таких детей часто не имеют сюжета: в них нет человеческих фигур или солнышка с домиком, а изображены узоры или геометрические фигуры.

Страх взгляда

Внешняя эмоциональная холодность и безразличие к самым близким людям всегда сочетаются с повышенной ранимостью и даже пугливостью. Аутичные дети болезненно реагируют на громкие или незнакомые звуки, предметы или людей.

Причем самым сильным раздражителем для них является человеческий взгляд. Именно поэтому аутисты никогда не смотрят на человека (а как бы мимо, «краем глаза»), невзирая на то, что этим человеком может быть собственная мать. Из-за того, что аутичный ребенок не смотрит на лица и в глаза других людей, его «разглядывание» чужого лица напоминает действия слепого – такое же ощупывание и обследование руками безо всякого зрительного контроля.

Окружающий мир для аутичного ребенка представляет собой не источник радости и цель исследования, а источник постоянных страхов, на которые дети сами никогда не жалуются. Причины страхов разнообразные – бытовые вещи, некоторые игрушки, звуки работающего мотора, шум льющейся воды или хлопанье входной двери.

Чувство страха вызывает и все новое, незнакомое, поэтому любое, даже малейшее изменение в окружающей обстановке – перемещение мебели, появление новых людей, изменение привычных блюд в дневном рационе или малейшие отклонения от режима дня могут вызвать самую бурную реакцию, панику. Ребенок начинает биться в истерике, кричать, бить себя по голове. Некоторые из них болезненно реагируют на самые простые раздражители – яркий свет и громкие звуки, а другие – наоборот, настолько на них не реагируют, что их ошибочно принимают за слепых или глухих.

Разъедающие детскую душу чувства тревоги и страха сопровождают их постоянно, лишая возможности радоваться любым проявлениям жизни. Постоянная «готовность к бегству», поза вполоборота, взгляд в сторону… Ритуальное поведение аутистов – не что иное, как защитная реакция. В дальнейшем страх оказывает тормозящее влияние на такие сферы, как общение и обучение.

Интеллектом они не обижены

Обучение и социальная адаптация – самые большие проблемы аутичных детей. Нарушение социального общения накладывает отпечаток на весь ход психического развития ребенка. Особенно страдают те стороны восприятия, которые развиваются под воздействием предметной практики: речь, мышление. Каждая из этих функций развивается изолированно, сама по себе. Как научить ребенка читать, если его невозможно заставить смотреть в букварь?

Дети годами играют в одну и ту же игру, совершают одни и те же действия, например, включают и выключают свет или воду. Но при этом интеллект часто остается сохранным. Иногда кажется, что ребенок не замечает событий, происходящих рядом с ним, а он может одной фразой обнаружить точное понимание какой-нибудь ситуации.

Дельфинотерапия

Как же складываются судьбы у «детей дождя»? Пока они маленькие, родители водят их по врачам и психологам, пробуют лечить традиционными способами. Если от них нет эффекта, прибегают к альтернативным методам. Это, например, лечение с помощью лошадей – ипотерапия или реабилитация с помощью дельфинов.

Кстати, автором этой статьи замечено, что дети с диагнозом аутизм ведут себя с дельфинами своеобразно. Если все без исключения здоровые дети гладят их, разговаривают с ними, наделяя их ласковыми кличками, то некоторые маленькие аутисты на первых порах не смотрят на этих обаятельных морских млекопитающих или относятся к ним негативно. Но терапевтический эффект все равно проявляется – дети становятся спокойнее, доброжелательнее и начинают на дельфина смотреть! Важность этого события в полной мере могут оценить лишь специалисты или родители детишек.

Конечно, прогноз зависит от многих факторов: от степени выраженности патологии, от отношений в семье, от выбора методов лечения и реабилитации. Но родительская любовь и грамотная медицинская помощь помогает «детям дождя» одерживать маленькие победы над неизученным и до конца не понятым заболеванием.

По материалам статьи психолога Светланы Артемовой «Дети дождя».

Дети дождя или как распознать аутизм

Аутизм — это тяжелое психическое расстройство, которое проявляется уходом от действительности, бедными эмоциями и нарушением контакта с окружающими.

О причинах возникновения болезни известно очень мало. Ученые выявили, что аутизм связан с врожденными нарушениями в развитии головного мозга. Так что вполне возможно, в развитии болезни большую роль играет наследственность.

Симптомы аутизма могут проявиться уже на первом году жизни ребенка. Малыш очень слабо реагирует на близких людей, не улыбается, обращает внимание на предметы, но не дает контакта «глаза в глаза». Дети-аутисты слабо реагируют на звуки и яркие игрушки.

Малыши очень боятся перемен. Тревогу у ребенка вызывают новая обстановка, новые игрушки, новые люди в доме. Малыш или еще больше замыкается в себе или «закатывает» истерику.

До трехлетнего возраста дети-аутисты могут вообще не разговаривать. В три года ребенок использует в своей речи фразы-штампы. Например, фразы из рекламы и мультфильмов. О себе малыш не говорит «я», вместо этого используя «он» или «мы».

Такой ребенок может часами рассматривать себя в зеркало, как впервые. Малыш-аутист не всегда понимает предназначение окружающих его предметов. Не понимает, что происходит вокруг, не замечает окружающих его людей. Он не стремится к общению, не может или не хочет разделять неодушевленные предметы, животных и людей. Дети с аутизмом не играют с игрушками и сопротивляются родительским объятиям.

Аутичные дети очень впечатлительны и у них много разных страхов. С возрастом страхи перерастают в самоограничения и запреты. Например, человек может бояться луча света на полу или работающего телевизора. Малыши могут быть привязаны к людям, выполняющим их молчаливые требования. Навыки самообслуживания у таких детей снижены. Им трудно одеваться, есть, пользоваться туалетом без посторонней помощи.

У детей-аутистов бывают вспышки агрессии и ярости в ответ на малейший запрет. Они могут кусать и бить самих себя, царапать и кусать своих родителей.

У многих детей присутствуют «навыки-осколки» нормального поведения. Например, любовь к буквам, числам, музыке, головоломкам, танцам, заводным игрушкам.

К сожалению, сегодня пока еще нет надежных методов, способных излечить аутизм. Основным методом воздействия на течение и глубину аутизма считается специальное обучение по индивидуальной программе. Такие дети достойны сожаления и требуют к себе нашей теплоты, добра и внимания. В конце 2012 года в Беларуси создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». С весны 2012 года функционирует сайт организации www.autism.by , на котором родители делятся опытом и получают поддержку.

Геннадий Швец, врач-валеолог ЦРБ.

Особые дети: аутисты или дети дождя

Почему именно этот диагноз – аутизм стал «любимым» для голливудских продюсеров понять не сложно – дети, страдающие этим заболеванием, живут в непонятном и невидимом нам мире, они загадочно молчаливы и зачастую обладают невероятными способностями.

Но одно дело – Голливуд, и совсем другое реальная жизнь…

Аутизм. Что это такое?
Специалисты разных стран отмечают увеличение количества аутичных детей, происходящее в последнее десятилетие. Причин у этого явления может быть несколько. С одной стороны, нельзя сбрасывать со счетов более точную диагностику. С другой стороны, мне кажется, имеет значение резкое возрастание социальной и информационной нагрузки, к которой должен приспособиться ребенок в процессе взросления. У аутичных детей проблема невозможности успешного усвоения социальных навыков возникает очень рано, как правило, между первым и вторым годом жизни. Проявляется это в форме исчезновения ранее приобретенных навыков и отказа от овладения новыми, нарушаются также эмоциональная и речевая коммуникации.

Наиболее отчетливо синдром Раннего Детского Аутизма проявляется от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» при контакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при виде родителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств. У детей первых 3 лет жизни неспецифическими проявлениями синдрома, связанными с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью, являются, поданным В. М. Башиной, нарушения сна в виде сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины его, прерывистости, затрудненного засыпания, стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.

В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. Иногда у детей как бы отсутствует способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы (так называемый протодиа-кризис). В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест, с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима. Иногда недовольство или плач не прекращаются до тех пор, пока не будет восстановлен прежний порядок или не будет убрана незнакомая ребенку вещь. Страх новизны, достигающий у таких детей значительной интенсивности, можно считать, как и в случаях невропатии, проявлением болезненно обостренного инстинкта самосохранения. Однако степень выраженности этой патологии инстинктивной жизни при раннем детском аутизме намного выше.

Весьма типичны нарушения психомоторики, проявляющиеся, с одной стороны, в общей моторной недостаточности, угловатости и несоразмерности произвольных движений, неуклюжей походке, отсутствии содружественных движений, с другой — в возникновении на 2-м году жизни своеобразных стереотипных движений атетоидоподобного характера (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими), потряхивания, взмахивания и вращения кистями рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьбы и бега на цыпочках. Как правило, имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т. д.). Мимика ребенка бедная, маловыразительная, характерен «пустой, ничего не выражающий взгляд», а также взгляд как бы мимо или «сквозь» собеседника. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи.

Вплоть до 5-6 лет дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм.

У наиболее глубоко аутичных детей (1-я группа РДА, по О.С.Никольской) мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Однако редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта в значимой для него ситуации, позволяют предположить, что он понимает речь, хотя бы частично.

Для другого варианта синдрома (2-я группа РДА) характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации (“Лампа упала! Лампа взорвалась!” . повторял один мальчик всегда, когда волновался, так как на его глазах ярко вспыхнула и разбилась перегоревшая лампа), либо представляющих собой цитаты из любимых книг, которыми ребенок может комментировать реальную ситуацию (“Что же бедному зайчику делать?” — всякий раз говорит другой мальчик в затруднительной ситуации, вспоминая “Заячью избушку”). У таких детей есть стереотипные просьбы и обращения, где глагол используется в инфинитиве (“Чай пить”, “Дать колбаски”), а о себе они говорят во 2-м или 3-м лице (“Миша пойдет гулять”). Но часто такой ребенок предпочитает обращаться и просить не речью, а криком, или просто подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в нужный предмет. В речи этих детей нет развернутых фраз (за исключением цитат), нет пересказа, даже короткого.

Еще один вариант РДА полностью отличается от предыдущего тем, что ребенок с данной формой синдрома обладает развернутой литературной речью, но при этом почти не способен к диалогу, не слышит собеседника, одержимо цитируя целые страницы любимых книг или рассуждая на излюбленную тему (3-я группа РДА). При этом характерны нарушения произнесения: так, если речь ребенка 2-й группы четкая, скандированная, с жесткой, напряженной интонацией, то ребенок 3-й группы часто говорит смазанно, торопливо, нечетко, иногда заменяя некоторые буквы; своеобразная интонация может не соответствовать смыслу произносимого текста. И наконец, в наиболее благоприятном случае при слабовыраженном аутизме (4-я группа РДА) мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и снова сталкиваемся с эхолалиями, иногда отставленными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, речью, но пересказ для него труден. Часто видим его моментальную живую реакцию на сложный сказочный образ, какую-то эмоционально задевшую его ситуацию.

Появление аутичного ребенка является мощным стрессовым фактором для семьи в целом и своевременное оказание ей психологической помощи существенно влияет на перспективу развития ребенка.

Детский Развивающий Центр «Радужный мир»
(8452) 499-266
8-905-325-87-85
8-909-333-42-76

«Дети дождя». Как распознать аутизм и помочь ребенку?

Аутизм – болезнь-загадка. До сих пор его причины неясны и нет единого мнения: заболевание ли это или особое альтернативное состояние. Как распознать ребенка-аутиста в раннем возрасте? Какие методики и формы помощи таким детям существуют в России и в других странах? – об этом пойдет разговор ведущих отечественных специалистов, а также их зарубежных коллег, экспертов с мировыми именами.

Один из спикеров, как заявлено в программе форума, – Игорь Шпицберг – психолог, руководитель реабилитационных программ центра и отделения психолого-педагогической реабилитации. Возглавляемый им детский центр “Наш солнечный мир” – одна из старейших отечественных НКО, занимающихся реабилитацией детей-аутистов, и единственная в России, которая является ассоциативным членом Европейской ассоциации Autism Europe. Накануне открытия форума корреспондент “РГ” побывала в центре Шпицберга.

Я думала, что дети, “живущие в себе”, меня просто не заметят. Но уже с порога подросток выше меня на полголовы дружелюбно протягивал руку: “Здравствуйте!”. Другой – даже вскочил, бросив нитку, на которую нанизывал бусинки: “Я Марк! А тебя как зовут?” Но, когда попыталась обратиться к бегающей малышке, ее мать заметила: “Она вам ничего не скажет”. Мальчик лет пяти, держась за маму, без устали повторял: “Купи мошку!”.

Дом дышал спокойствием, терпением и свободой. В кабинетах шли индивидуальные занятия с психологами, логопедами, врачами, которые делают невозможное – открывают мир детям, отгородившимся от этого мира. Антону 10 лет. Он третий год дважды приезжает в “Солнечный мир” и, наконец, начал говорить. Мама рассказывает, что с первых дней заметила, что сын не такой, как все: младенец категорически отстранялся от нее и был спокоен лишь лежа в кроватке, часами сосредоточенно разглядывая любое цветное пятно перед глазами.

– Родители, как правило, первыми замечают, что ребенок ведет себя необычно, – подтверждает руководитель центра Игорь Шпицберг. – Педиатры часто не распознают первые признаки аутизма, советуют родителям подождать, пока он “все наверстает”. Но правы бывают родители, подозревающие, что с ребенком что-то не так

– В чем проявляется это “что-то не так”?

– В выражении лица, в положении тела, ребенок как бы зависает на одной точке. Обычно ему трудно установить контакт со сверстниками, и чаще всего он остается в изоляции. Аутисты не вступают в диалог: им непонятно, что им говорят. Их речь, как правило, монотонна, обрывочна, лишена эмоций. Они механически повторяют чужие фразы, не понимая содержания. При этом у маленького аутиста может проявляться острая чувствительность. Например, они не переносят громких звуков или толпы. У многих возникают своеобразные ритуалы: ребенок постоянно дергает себя за волосы, ходит на цыпочках, хлопает в ладоши, требует при купании определенный уровень воды в ванне. Может часами поворачивать какой-то предмет, включать и выключать свет. А при попытке ему помешать его реакция бывает самой непредсказуемой, даже агрессивной.

“Наш солнечный мир” начинается с аквариумов с рыбками и черепахами в маленьком холле, где дети с мамами ожидают “лечебных” собачек. А в это время коноводы центра готовят к занятиям лошадей – иппотерапия прописана почти всем пациентам

– С лошадей и начался наш центр, общение с лошадьми, верховая езда – одно из главных наших “лекарств”, – подтверждает Шпицберг. – Медикаментозное лечение, еще недавно применявшееся при аутизме, который считали формой шизофрении, оказалось абсолютно несостоятельным. Мы категорически против медикаментов, работаем по специальным психологическим программам. Наше лечение – всестороннее приближение к естественной среде. Я понял благотворное воздействие животных на людей с серьезными психическими отклонениями давно. А потом женился на женщине, у которой был сын-аутист. Так к учебе и работе в центре прибавились уроки ежечасного общения с ним. Мы вырастили сына, сейчас он окончил полиграфический университет и работает с компьютерными программами.

– Игорь Леонидович, а на какие средства живет ваш центр?

– Мы никогда не были ни государственным, ни коммерческим учреждением. Существуем на средства родителей и некоторую благотворительную поддержку

– Сирот не лечите?

– К сожалению. Еще десять лет назад наши занятия были бесплатны для всех – за счет спонсоров. Но когда их лишили налоговых льгот за поддержку инвалидов, пришлось брать с родителей минимальную плату, чтобы оплачивать аренду, содержать конюшню и хоть как-то оплачивать труд наших уникальных специалистов. И если бы нас освободили хотя бы от арендной платы и выделили средства на содержание животных и зарплату специалистов, мы снова сделали бы наши занятия бесплатными. Думаю, это в конечном счете было бы государству более выгодно, чем просто содержать инвалидов и их опекунов. А если учесть, сколько инвалидов-сирот остается в системе психинтернатов, здесь мы сегодня бессильны. Единственное, что можем, бесплатные консультации работающим там врачам и воспитателям, которые очень нуждаются в профессиональной помощи.

В мире аутизмом поражены 67 млн человек. По данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики США, уровень распространения аутизма среди детей на 2013 год определяется как 1 из 50. У мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек

Большинство детей-аутистов в нашей стране не ходит в детский сад, их не принимают в школы – считают умственно отсталыми и просто боятся. Диагноз аутизм – только для детей. После 18 лет диагноз снимается и ставится наихудший – шизофрения.

Дети дождя: как понять детей с аутизмом и сделать их жизнь проще

Исполнительный директор Международного общественного объединения “Волюнтас” Галина Шварц знает о людях с расстройствами аутистического спектра если не все, то почти все. Более 20 лет она проводит тренинги для педагогов и родителей. И приглашает на них британских специалистов, которые как никто разбираются в этой теме. Чаще всего, замечает Шварц, родителей детей с аутизмом беспокоят следующие вопросы: почему в их семье родился такой ребенок, можно ли его вылечить и примет ли его общество. Об этом она и решила поговорить с корреспондентом Sputnik Юлией Балакиревой.

Эксцентричность = аутизм?

– Галина Николаевна, правда, что в последнее время число людей с аутизмом растет?

— Да, и происходит это стремительными темпами. Есть много мнений, почему человек рождается с аутизмом. Особенно много сейчас проводится исследований на генетическом уровне — исследуется не сам ген, а части его структурных компонентов. Поскольку аутизм многогранен и у каждого он проявляется по-разному, то корни заболевания могут быть разными. Не берусь быть пророком, я не знаю причины, как и весь остальной мир, но мне кажется, что много кроется в среде нашего обитания. В том, чем мы окружены. Известно ведь, что генные мутации часто провоцируются элементами среды.

– А есть наблюдения, у кого чаще диагностируют это заболевание?

— Раньше однозначно считалось, что расстройства аутистического спектра в большинстве своем проявляются у мальчиков. Но исследования последних лет показывают: аутизм встречается у девочек гораздо чаще, чем принято думать. Просто женский организм быстрее адаптируется в силу физиологических особенностей. Поэтому ранее нам казалось, что перед нами – просто эксцентричная женщина. А корни ее эксцентричности могли быть вызваны расстройством аутистического спектра. Последние исследования призывают быть более внимательным к диагностике девочек.

Не можем их “починить”

– В чем проявляется аутизм?

— У человека происходит перегрузка мозга информацией, в связи с тем, что ненужная не отсеивается. Это является причиной многих поведенческих проявлений. У нас есть видео, которое мы показываем во время тренингов, – в нем демонстрируется, что чувствует такой ребенок, попадая в магазин. Первое, что он слышит, – шум и звуки, которые идут отовсюду. А если у него еще повышенная чувствительность к звукам, то это воспринимается гораздо болезненнее. Это настолько сильный раздражитель для человека, что в такой момент бесполезно ему что-то говорить. Есть дети, которые не любят выходить на улицу. Там их могут раздражать звуки, запахи и даже свет, если у них повышенная зрительная чувствительность. Сын моей знакомой не может кушать ничего, кроме сухого хлеба… Кричать на ребенка или пытаться заставить его силой что-то делать – не выход. Это лишь вызовет большую нервную реакцию и стресс у него.

— Надо адаптировать для ребенка среду и помочь ему к ней адаптироваться. Если у него повышенная чувствительность, то применяется десенсибилизация, когда очень маленькими шагами по нарастающей ребенок получает сенсорный опыт. Если у него пониженная чувствительность, то есть он ищет дополнительных стимулов, тогда надо ему их дать. Но это должны быть социально приемлемые стимулы. Эти особенности детей должны понимать не только родители, но и воспитатели, люди, которые его окружают в социуме. Нужно, чтобы окружающий мир тоже был готов адаптироваться к потребностям этих людей. Они такие, мы не можем их “починить”.

До высот Эйнштейна

– То есть аутизм не лечится?

— Нет, но диагноз ни в коей мере не влияет на продолжительность жизни человека. Не стоит относиться к этому, как к концу света. Можно добиться хороших результатов в развитии ребенка, если начать заниматься им с младенчества. В этом плане показателен опыт британцев. Они не ждут постановки диагноза, добиться которого крайне сложно, поскольку аутистические проявления могут быть у людей с рядом других заболеваний, и врачи медлят с решением. Британцы, если видят набор определенных сенсорных проблем, начинают над ними работать. И это дает серьезный толчок к развитию ребенка. Родителям я бы советовала обратить внимание на ребенка, если он не реагирует или, наоборот, сильно реагирует на шум, не поддерживает зрительный контакт, не улыбается маме, не тянет к ней ручки. Некоторые родители говорят мне: “У нас был нормальный ребенок, он редко плакал, даже когда хотел кушать”. Но это уже ненормальное поведение… Стоит учитывать, что за последние 10 лет в понимании проблем аутизма сделано многое. Если раньше оценка людей с аутизмом проводилась по тому, что люди без заболевания думали о них, то теперь появилось больше высокофункциональных людей с аутизмом, которые сами могут объяснить свое состояние. И это дает дополнительную надежду. Потому что чем больше мы будем знать об особенностях аутистических проявлений, тем больше будем находить способов оказания помощи этом людям.

– Кто такие высокофункциональные люди с аутизмом и как они могут быть полезны обществу?

— Их особенность в том, что если что-то находится в сфере их интересов, то они будут заниматься этим без устали. Такой человек может не знать, как приготовить ужин или перейти улицу, но он может знать все о динозаврах, автомобилях и др. Он будет обращать внимание на такие детали, на которые мозг человека без аутизма не обратил бы, поскольку тот отсекает все, что считает ненужным. Знаю мальчика, который в 6-летнем возрасте сочинял стихи на двух языках и суммировал в уме шестизначные цифры. Но когда учитель спрашивал у него, сколько будет дважды два, он не отвечал. Просто ребенок не понимал, как взрослый человек может не знать ответ на элементарный вопрос. В Голландии несколько лет назад открылась фирма, в одном из отделов которой работают исключительно такие люди. Они занимаются отладкой компьютерных программ. Работа, мягко говоря, нудная: работник должен выполнить миллиард однотипных действий. Но эти сотрудники трудятся без устали. Важно понимать, что не все люди с аутизмом такие. Спектр расстройств аутистического спектра большой. Кто-то может дойти до высот Эйнштейна, а кому-то и в 20 лет, если он не успел “попасть” в программу раннего вмешательства, нужна будет пошаговая десенсибилизация или стимуляция.

Пути сосуществования

– Влюбляются ли такие люди, создают ли семьи?

— Конечно, знаю белорусскую пару – у обоих аутизм. Они занимают достойное положение в обществе: преподают в университете. Люди с аутизмом такие же, как и мы. Не нужно делить общество на своих и чужих. Это сейчас мы знаем, что перед нами – человек с аутизмом. А раньше он нам казался просто необычной личностью – талантливым математиком, например, который “не от мира сего”. Сейчас очень трудно градуировать четко, что есть норма. Даже психиатры смеются, что по стандартам XVIII века мы чуть ли не все сумасшедшие… Не люблю слово “толерантность”, потому что по-английски “toleratе” – значит “терпеть”. Мне не нравится, когда говорят, что белорусы – толерантный народ. Мы прекрасно понимаем, что одно дело, когда ты что-то или кого-то терпишь, и совсем другое – когда тебя терпят. Нам надо уйти в своем понимании от того, что мы терпим, к тому, что мы принимаем. Тогда у нас будет и инклюзия, и интеграция. Именно с таким подходом надо работать с людьми, у которых аутизм. Как учили нас британские коллеги, если ребенок не обучается теми методами, которые мы применяем, значит, надо менять методы, а не ребенка. А после того, как мы научимся принимать этих людей, мы должны будем искать пути сосуществования, сотрудничества и всего совместного. Иначе далеко не уйдем.

– Нередко к вам обращаются родители “детей дождя”. Какие вопросы они задают, и что им отвечаете?

— Большинство родителей беспокоит, что будет с их детьми, когда их не станет. Они не знают, сможет ли общество взять на себя заботу об этих детях, а это, поверьте, очень тяжелый труд. Беспокоят поведенческие проявления ребенка, когда он ведет себя так, что может причинить себе вред: кусает или бьет себя. Болезненно взрослые воспринимают отношение общества к их ребенку. Они, как родители, любят его со всеми проявлениями и хотят для него хорошей жизни. Наверное, тут однозначный ответ дать нельзя. Но подвижки в обществе очень большие. Есть понимание на государственном уровне того, что надо организовывать поддержку этих людей. Обнадеживает то, что родители, медики и педагоги стали работать вместе. Не все пока получается, но, тем не менее, они уже не предъявляют друг к другу претензии, а каждый выполняет свою роль в процессе реабилитации. Нам еще, если можно так сказать, повезло в том, что на Западе проблемами аутизма стали заниматься раньше. Мы с одной стороны можем делиться опытом, а с другой – анализировать те ошибки, что допустили там.

– Что у нас делается на государственном уровне для таких людей?

— В школах открываются интегрированные классы. В медицинских и специальных образовательных учреждениях оказывают помощь этим людям. Недавно Министерство образования добилось того, что появилась должность сопровождающего для ребенка в школе – ассистента. Сейчас должна пройти подготовка специалистов. Потому что в этом деле важно, чтобы человек не просто сидел рядом с ребенком, а понимал, чем вызвано его поведение, и умел управлять им не силой, а знанием. Главное – чтобы в стране этот процесс не останавливался, и тогда результаты будут еще заметнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: