Дети и дорога
Ребенок и дорога
Ольга Герасименко
Ребенок и дорога
Ребенок и дорога.
Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице – это воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. Однако психофизиологические особенности развития дошкольников говорят о том, что у них неустойчивое и быстрое истощение нервной системы. Условные рефлексы быстро образуются,но и быстро исчезают. Процессы возбуждения и раздражения сильнее процессов торможения. Потребность в движении преобладает над осторожностью. Дети подражая взрослым не имеют достаточных знаний об источниках опасности, переоценивают свои возможности.
Модель психологической профилактики:
1блок-обучающий-цель: обучение правилам дорожного движения
2 блок – общевоспитательный: развитие у детей механизмов саморегуляции, привитие установок к устойчивости неблагоприятных факторов окружающей среды. Различные формы и методы, воспитательной работы.
3 блок-дифференцирующий. Цель-формирование приемов и навыков социальной адаптации к условиям поведения в дорожной обстановке.
Организация образовательного процесса строится на следующих принципах:
Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенном в предыдущем.
Наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Дифференцированный подход – решает задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастная адресованность направленна – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЕЛКА
1. Ребенок-пешеход (правила поведения пешеходов)
2. Транспорт – виды транспорта, их значение, правила поведения в общественном транспорте.
3. Дорога – проезжая часть, тротуар,обочина,пешеходная дорожка.
4. Переходы – наземный, регулируемый, нерегулируемый.
5. Светофор – виды сигнала.
6. Опасности на улицах – предвидеть опасность. Определять расстояние приближения транспорта, опасные повороты автомобиля, определять направление движения.
7. Инновационные технологии: моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций (на макетах)
8. Технология игрового обучения. Имитационные игры: угадай по звуку машину? Быстро едущая или тормозящая машина. Найди лишний знак.
9. Метод проектов.
10. Традиционные:целевые прогулки, беседы, чтение литературы, рассматривание картин и картинок, различные виды игр, досуги,праздники, развлечения, продуктивные виды деятельности.
«Дорога без опасности» (фотоотчет) С каждым годом растет количество автомобилей на дорогах нашего города. Обеспечение безопасности детей на дороге становится все более важной.
«Дорога без опасности». Стенгазета Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма стоит перед каждым взрослым. Как уберечь наших детей от беды на дороге?.
Конспект индивидуальной консультации для родителей детей второй младшей группы «Ребенок и дорога» Цель: Рассказать родителям об обогащении социального опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном,.
Конспект занятия по ПДД в средней группе Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога» Программное содержание: Воспитательная задача: Воспитывать у детей ответственность за безопасность на дороге. Образовательная задача: Расширить.
Консультация «Здоровый ребенок — талантливый ребенок» Консультация по теме: “Здоровый ребенок – талантливый ребенок” Знаете ли вы, что талантливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок,.
Образовательный проект «Дорога и мы!» Образовательный проект «Дорога и мы!» Актуальность проекта: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Проект по ПДД «Дорога и мы» Тема проекта: «Дорога и мы». Тип проекта: информационный, практико-ориентированный. Длительность: краткосрочный – 3 недели. Участники.
Проект «Здоровый ребенок-успешный ребенок» Актуальность Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным,.
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Дорога. Ребенок. Безопасность» Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: «Дорога. Ребенок. Безопасность.» Цель: Побудить родителей задуматься о том,.
Стенгазета «Безопасная дорога» Газета выполнена детьми подготовительной к школе группы, самостоятельно. Ребята рисовали себя – участники дорожного движения, потом мы.
Дети и дорога
огие мамочки! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки… несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека – о детях.
Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность. Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда.
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же!
Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
Пройдите вместе с ребенком по привычному маршруту в детский сад (школу) и обратно. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые «ловушки», которые могут подстерегать его на пути. продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным. Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.
Обучение детей Правилам Дорожного Движения:
При выходе из дома: если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару:
– Придерживайтесь правой стороны.
– Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
– Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
– Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
– Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу:
– Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
– Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
– Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
– Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
– Не стойте с ребенком на краю тротуара.
– Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
– Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
– Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
– Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
– Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
– Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
– Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
– Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
– Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
– При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
– Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта:
– Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
– Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
– Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
– Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта:
– Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах:
– Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
– Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
– Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
– Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения !
– Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
– Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
– Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
– Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
– Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
– Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
– Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
– Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
В следующей статье мы поговорим о том, как увлекательно познакомить наших детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками.
Консультация для родителей «Ребёнок и дорога»
Ольга Таглина
Консультация для родителей «Ребёнок и дорога»
Мамы и папы, бабушки и дедушки!
Одна из важных проблем-это воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города.
Ежедневное соблюдение правил дорожного движения-это самый надёжный способ сохранить свою жизнь и жизнь детей на дорогах!
Начиная с раннего возраста, малышей необходимо знакомить с правилами дорожного движения. Не смотря на то, что в раннем возрасте малыши пассивные участники движения (при переходе дороги их держат за руку).
Всегда надо помнить о том, что формирование сознательного поведения на дороге и в транспорте – это длительный процесс.
Сначала, ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а затем он становится самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической и вестись с раннего возраста.
Очень важное правило:
Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере самых родных и близких ему людей -у Вас родители.
Пример родителей, способствует выработке у ребёнка навыка, вести себя в соответствии, с Правилами дорожного движения.
Ваш пример это- главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей.
Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможное несчастье.
Будьте внимательными на дороге, анализируйте, обсуждайте вместе с детьми увиденные ситуации.
Ребёнок должен сам сделать вывод об увиденном, дать оценку происходящему. Увиденную ситуацию смоделировать на себя. («Как я бы поступил в этой ситуации? Как нужно было себя вести?»).
Тем самым, Вы не пугаете детей, а стараетесь уберечь от травм на дороге.
Научите ребенка видеть и не попадать в типичные дорожные «ловушки».
Одна из опасностей на дороге – стоящая машина. Вы спросите -Почему?
Да потому что, пешеход, уступит дорогу увидев приближающийся автомобиль.
Стоящая возле обочины машина закрывает часть проезжей части, тем самым мешает вовремя заметить опасность.
Нельзя выходить на дорогу из – за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из – за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу.
Обратите внимание ребёнка на стоящие у края проезжей части машины. Особенно на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая.
Особое внимание обратите на остановку автобуса.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Стоящий автобус, как его ни обходи – спереди или сзади, закрывает собой участок дороги, по которому в данный момент, может проезжать автомобиль.
Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности.
Подождите, пока автобус отъедет. Или, что- бы перейти дорогу, отойдите от автобуса, как можно дальше.
Помните, для перехода дороги нужно выбрать такое место, где ничто не помешает вам осмотреть ее.
Машина приближается медленно. И все же – надо ее пропустить! Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
У светофора, пешехода тоже может подстерегать опасность!
Сегодня на улицах городов постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают правила движения: мчатся на непозволительно высокой скорости, игнорируют сигналы светофора и знаки перехода.
Поэтому, следует научить детей ориентироваться не только на зеленый сигнал светофора, но и убедиться в том, что все машины остановились.
Опасность также хранят «Пустынные» улицы, которые дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются крайне редко, дети их не опасаются. Выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее. Здесь-то и может возникнуть опасность- попасть под автомобиль.
Необходимо выработать у ребенка привычку перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.
Если Вы,родители будущего первоклассника, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно. Обращая внимание ребёнка на все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее проговорите, о том что в сложной ситуации необходимо обратиться к помощи взрослых. Дайте ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны.
Детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Дети и дорога
УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ !
Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Необходимо помнить, что Ваше поведение на дороге, беседы, просто упоминания о безопасном поведении на дороге должны быть не от случая к случаю, а постоянными. Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность.
1. Никогда не спешите на проезжей части, переходите дорогу только размеренным шагом.
2. Не разговаривайте при переходе дороги, как бы интересна не была тема беседы, тогда ребенок поймет, что нельзя отвлекаться при маневре перехода.
3. Никогда не переходите дорогу наискосок, не говоря уже о перекрестках. Покажите, что правильный и соответственно безопасный переход – только строго поперек дороги.
4. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы Вы не спешили. Это не только разовая опасность. Без Вас он сделает тоже самое.
5. Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где Вам надо, а там, где есть переходы. 6. При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми, чтобы проконтролировать дальнейшее передвижение ваших детей.
7. Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие ситуации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность.
8. Особенно обращайте внимание на двигательную память детей: остановка перед переходом, поворот головы налево, направо для оценки ситуации на дороге; все должно быть зафиксировано ребенком, чтобы он, в случае необходимости мог скопировать Ваше поведение.
9. Никогда не выходите на дорогу из прикрытия в виде машины или кустарника, тем самым показывая плохую привычку неожиданно появляться на проезжей части.
10. Научите всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающихся видов транспорта, для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина или мотоцикл смогут доехать до Вас.
11. Обращайте внимание на обманчивость пустынных дорог, они не менее опасны, чем оживленные. Не ожидая встретить на ней опасность, человек подвергает свою жизнь еще большей опасности.
12. Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение, играющее огромную роль при переходе улицы, у ребят с ослабленным зрением развито слабее. Приучите их чаще поворачивать голову для оценки ситуации на дороге.
Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от нас, взрослых.
НИКОГДА САМИ НЕ НАРУШАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
ПОМНИТЕ!
РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЗАКОНАМ УЛИЦЫ, БЕРЯ ПРИМЕР С ВАС – РОДИТЕЛЕЙ! УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ БЕДЫ НА ДОРОГАХ -ДОЛГ ВЗРОСЛЫХ.
Совместная работа образовательного учреждения и семьи успешна в условиях активного участия родителей в профилактических мероприятиях по безопасной жизнедеятельности.
Дети и дорога
К сожалению, всё чаще мы узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. За увеличивающимися цифрами жизни детей, искалеченные судьбы.
А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.
В этой беседе хочется обратить внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:
1. Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
2. Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
3. Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
4. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге;
5. У них искажено восприятие размеров транспортных средств и т.п.
Все мы знаем, что люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука у его ребёнка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», то есть логистами. А «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, – «художники», у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Ещё одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врождённое, а приобретённое человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от движущегося транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передаётся от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребёнка должно быть реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге.
Во–первых, дети чаще всего не только не знают Правил дорожного движения, но еще у них отсутствует навык правильного поведения на улицах и дорогах. Порой поведение, реакция на дорогах у таких детей даже 10-12-летнего возраста больше похожи на поведение малышей. На улице, если ребёнок испугается приближающейся опасности, он скорее всего поступит неадекватно – постарается убежать или останется стоять на месте, не обращая внимания на ситуацию.
Во-вторых, у детей искажённое восприятие пространства. Они, порой, чувствуют себя в роли водителя транспортного средства или героя любимого мультфильма или сериала, и поэтому Правила дорожного движения для пешеходов ими воспроизводятся как правила для водителя или супергероя.
Это только часть размышлений и наблюдений, которые призывают взрослых к обдуманному, ответственному решению проблем детского дорожно-транспортного травматизма. Научить ребёнка правильному поведению на дороге так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один сантиметр отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.
ДЕТИ И ДОРОГА
Из года в год продолжает оставаться актуальной проблема сохранности здоровья и жизни человека на дороге. Особую тревогу вызывают дети, которые очень часто оказываются в опасных дорожных ситуациях – “ловушках”. Мы попросили ответить на вопросы о том, как выжить на дороге, начальника отделения ГИБДД Кировского района г. Екатеринбурга полковника милиции Александра Юрьевича Тагильцева.
– Александр Юрьевич, какая обстановка сложилась на дорогах района?
– На сегодняшний день с начала нового 2008 года на дорогах Кировского района г. Екатеринбурга зарегистрировано 6389 дорожно-транспортных происшествий, из них в 264 ДТП пострадало 312 человек и погибло 11. С участием детей зарегистрировано 21 дорожно-транспортное происшествие, в которых 22 ребенка получили травмы различной степени тяжести, 1 ребенок погиб. В районе отмечено снижение дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими детьми, по сравнению с прошлым годом. Но настораживает тот факт, что большее число происшествий происходит по вине взрослых. 5 детей травмированы по вине пап и мам и 5 ребят травмированы по причине нарушения пункта правил дорожного движения – переход проезжей части в неустановленном месте и переход проезжей части на красный сигнал светофора. Остальные дети получили травмы различной степени тяжести по причине нарушения правил водителями.
– То есть основное влияние на ситуацию оказывают взрослые люди?
Конечно. Сегодня ситуация на дорогах района вызывает особую тревогу. Взрослые, торопясь по своим делам, не задумываясь, подвергают детские жизни опасности. А дети, в отличие от взрослых, не могут прогнозировать развитие ситуации на дороге.
– Какова роль ГИБДД в данном случае?
– Госавтоинспекцией проводятся профилактические рейды и операции: “Дни безопасности”, “Недели безопасности”, “Внимание: дети!”, цель которых – предотвратить дорожно-транспортные происшествия с участием детей, привлечь внимание всех взрослых участников дорожного движения к данной проблеме.
На прошлой неделе в нашем районе проведена акция “Детям скоро в школу!”. Оказалось, что водители готовы к появлению большего количества детей на дорогах с началом нового учебного года. Рекомендовалось включать ближний свет фар, чтобы юные участники движения видели приближение транспорта.
Инспекторы ДПС, в первую очередь, ориентированы на выявление и пресечение нарушений со стороны водителей Правил дорожного движения в зонах действия знаков “Остановка общественного транспорта” (трамвайных остановок, выходящих на проезжую часть), а также в зонах действия знаков 5.16.1 и 5.16.2 “Пешеходный переход”. Особое внимание обращают на детей. Используют наклейки в дневник школьникам, которые ведут себя на дороге неправильно, подвергают свою жизнь опасности. Делается это не для того, чтобы ребенок был наказан. Заметив такую наклейку в дневнике своего сына или дочери, родители должны задуматься о том, что предпринять, чтобы ребенок научился видеть опасные ситуации на дороге.
– Какие главные причины ДТП с участием детей?
– Дети составляют особую категорию участников дорожного движения: в силу своих возрастных, психологических и физических особенностей большинство из них не воспринимают прямых запретов и ограничений, тем более – на улице, ведь в школе и дома на детей действует огромное количество сдерживающих факторов (кругом “нельзя”), а, выйдя на улицу, ребенок чувствует себя, наконец-то, свободным от всех запретов. Как показывает практика, основными нарушениями, в результате которых дети попадают в ДТП по собственной неосторожности, являются:
Переход проезжей части в неустановленных местах (кстати, это основное нарушение и взрослых пешеходов, которые постоянно показывают негативный пример детям).
Выход на проезжую часть из-за различных предметов, закрывающих обзор (кусты, строения и т. п.).
Выход из-за стоящего транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, крупный грузовик, припаркованный у обочины).
Неожиданный выход на проезжую часть перед близко идущим автомобилем (бегут к общественному транспорту, бегут, увидев знакомых на другой стороне дороги и т.п. ).
Переход на запрещающий сигнал светофора (очень часто – на желтый сигнал, который так же запрещает движение, как и красный).
– Как родители могут повысить “порог безопасности” своего ребенка? С какого возраста необходимо серьезно говорить с ребенком об опасностях дороги?
– Все родители должны запомнить: ни школа, ни Госавтоинспекция не воспитают дисциплинированного пешехода, а в будущем и водителя, если дома, в семье ему не привито с самого раннего возраста чувство опасности дороги.
Как часто мы становимся свидетелями того, что мама или бабушка в спешке ведет ребенка за руку на красный сигнал светофора (ведь машин поблизости нет!), или, не глядя, бежит вместе с ребенком через дорогу на остановку троллейбуса или автобуса. Будьте уверены, этот ребенок всю жизнь будет поступать точно также. Он конечно “зазубрит” правила безопасности, будет отвечать в школе на “отлично” на вопросы о безопасности дорожного движения, но в реальной жизни не сможет вовремя увидеть на дороге опасную для себя ситуацию.
Часто трагедии на дорогах происходят с детьми по причине нарушения элементарных норм безопасности, из-за того, что взрослые не научили их наблюдать за дорогой и принимать правильные решения.
– Что бы Вы лично посоветовали родителям?
– Если Ваш ребенок самостоятельно, без сопровождения взрослых ходит в школу, на спортивную площадку, ездит в общественном транспорте, – знайте, что ему ежедневно приходится решать сложные и опасные дорожные задачи. Вам необходимо научить его мгновенно принимать безопасные для него решения, помочь ему стать грамотным пешеходом. От этого зависит Ваше спокойствие и здоровье Вашего ребенка.
Главное, что требуется – Ваш положительный пример на дороге и постоянное заинтересованное общение с ребенком в процессе движения по городу. На любой улице показывайте своему ребенку наиболее безопасные места перехода, обосновывайте свой выбор. Учите всегда, в любом случае перед переходом проезжей части убеждаться в безопасности – даже когда пересекает дорогу по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора.
Все родители должны понимать, что никакое обучение не способно уберечь ребенка, если по дороге в детский сад в спешке мама за руку с ребенком будет пренебрегать элементарными, всеми знакомыми нормами безопасности. Ребенок это обязательно запомнит и будет всю жизнь поступать только так, несмотря ни на какие полученные позже знания.
– Что следует предпринимать тем родителям, дети которых зачастую являются пассажирами в автомобилях?
– Родителям юных пассажиров советуем в первую очередь, помнить о безопасности своего ребенка. В обязательном порядке использовать специальные детские удерживающие устройства, соответствующие весу и росту маленького пассажира. Независимо от расстояния, на которое перевозится ребенок. Каждый понимает, что нет ничего дороже жизни и здоровья ребенка.
Водитель, усаживая в свой автомобиль ребенка, в первую очередь, должен задать себе вопрос, достаточно ли опыта управления автомобилем для того, чтобы взять на себя такую ответственность?
Необходимо повысить вдвое обычный “порог безопасности”: во время движения не только самому строго соблюдать Правила дорожного движения, но и стараться максимально предвидеть действия других водителей. Важно позаботиться о том, чтобы двери автомобиля были тщательно закрыты. Не надо забывать, что по статистике, переднее пассажирское сидение – одно из самых опасных мест автомобиля. И если вашему ребенку уже исполнилось 12 лет, подумайте, прежде чем усаживать его на переднее сидение. С раннего возраста важно объяснять юным пассажирам необходимость быть дисциплинированными в салоне автомобиля, не отвлекать водителя от наблюдения за дорогой. Всем известно, что дорога зачастую не прощает ошибок и оплошностей. И, надеюсь, совместными усилиями мы снизим количество дорожных происшествий, тем более что это в наших силах и для нашей же пользы.
Инспектор по агитации и пропаганде Кировского района г. Екатеринбурга
Другие статьи по теме:
Дети на дороге
ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, – а это опасно для жизни! Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Запомните: обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации:
1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».
3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.
6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!
7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.
Важно знать – чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность.
Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!
Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.
Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
ДЕТИ-ВОДИТЕЛИ
Велосипед, мопед, скутер – для многих ребят является предметом мечтания и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?
Ведь дети, получая свое транспортное средство и имея возможность покинуть свой район, в любой момент могут отправиться в другой район к другу или однокласснику. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а ребенок – он, зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, знающие Правила. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.
К тому же велосипед, мопед, скутер – это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия. Приобретая их, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты – шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.
ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ
В общественном транспорте:
Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, – зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.
Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.
Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:
1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.
2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.
3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.
4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.
5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.
6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.
В салоне автомашины:
Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА АВТОМАШИНЕ ПОБЕСПОКОЙТЕСЬ О ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ:
1) Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка (сегодня большое количество производителей предлагают свою продукцию, более безопасными будут являться те кресла, у которых небольшой диапазон веса).
2) Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.
Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Обеспечение безопасности детей на дорогах
Автомобильная дорога является повышенным источником опасности для детей по причине малого опыта, невнимательности, незнания и несоблюдения основных правил, недостаточно развитого чувства опасности. Ребенок – самый незащищенный участник дорожного движения. В стране более 10% дорожно-транспортных происшествий связано с детьми. Более 20% ДТП происходят по вине детей, которые выбегали на проезжую часть, переходили улицу в неположенном месте, ездили на велосипедах по дороге. Безопасное поведение детей на дорогах – важнейшая задача для родителей, водителей, прохожих, сотрудников ГИБДД, детских садов и школ. Именно взрослые обеспечивают безопасность детей разными способами и путями.
Правильное поведение детей на дороге начинается с обучения с малых лет. Необходимо обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать дисциплинированность, осторожность, внимательность, предусмотрительность. На помощь приходят разные методы и способы взаимодействия с детьми, включая личный пример. Если взрослые проводят обучение детей безопасному поведению на дорогах, а сами нарушают правила, то результат может быть плачевным. В настоящее время существует и активно применяется целый комплекс мер по профилактике несчастных случаев на дороге с участием детей.
Самый эффективный метод – активная форма обучения, когда дети сами принимают непосредственное участие, разыгрывают различные ситуации, учатся самостоятельно находить правильное решение. Дети должны быть заинтересованы. Только так правила поведения на дороге детей будут успешно усваиваться и применяться в жизни. Передача знаний и опыта должны быть регулярными и систематичными, а если речь идет о семье, то постоянными – изо дня в день родители на своем примере показывают, как можно и как нельзя вести себя на дороге.
Обучение безопасному поведению в образовательных учреждениях
Школы, детские сады, дополнительные образовательные учреждения включают в учебный план ряд занятий и мероприятий, посвященных правилам поведения детей на улице и дорогах. Применяются игровые формы обучения, так как, участвуя в игре, дети лучше запоминают и усваивают необходимые знания. Тема дорожной безопасности будет для детей скучной и неинтересной, если знания будут передаваться сухо, однообразно. Игры и другие формы подбираются с учетом возраста.
Для малышей и младших школьников будут интересны:
- раскраски и яркие книжки по теме;
- карточки с изображением дорожных ситуаций и правил;
- разыгрывание сценок;
- рисование и разучивание стихотворений на тему.
Для детей более старшего возраста на помощь приходит рассматривание проблемных ситуаций в рамках родного города, обсуждение несчастных случаев, что могло бы их предотвратить. Для любого возраста интересны совместные семейные мероприятия, конкурсы по дорожной безопасности, в которых принимают участие дети вместе с родителями.
В образовательных учреждениях организуются мероприятия для родителей: семинары, родительские собрания, круглые столы, консультации и другие, которые дают знания взрослым по безопасному поведению детей на улицах и дорогах, как родители могут в рамках своей семьи обучить ребенка правилам. Практические советы и рекомендации помогают взрослым использовать свой опыт более эффективно. Активная работа образовательных учреждений в данном направлении приносит свои плоды, сокращая число несчастных случаев на дороге с участием детей.
Сотрудничество с ГИБДД
Госавтоинспекция в сотрудничестве со школами и детскими садами также организуют в течение года совместные мероприятия с детьми. Для малышей такие гости в форме и праздники в детском саду запоминаются надолго. Со старшими школьниками инспекторы проводят рейды непосредственно на улицах города. Юные инспекторы дорожного движения таким образом получают бесценный опыт, который будут применять в своей жизни. Подобные мероприятия, организованные совместно с ГИБДД, – отличная помощь и содействие образовательным учреждениям в обучении детей безопасному поведению на дорогах.
Возможности семьи в обучении безопасному поведению детей
Родители – главный пример для подрастающего поколения. Если взрослые члены семьи перебегают дорогу в неположенном месте, нарушают правила, то и дети будут поступать так же, несмотря на обучение правилам поведения на дороге в школе.Родители – главный ориентир для детей. Задача взрослых – соблюдая правила, подавать положительный пример своим детям, тем самым обеспечивая им безопасность в дорожной обстановке, умение принимать правильное решение, быть внимательным и ответственным.
В семейной библиотке должны быть красочные книги, настольные и другие игры по теме дорожной безопасности. Играя вместе с детьми, взрослые могут объяснить и проиграть разные ситуации и то, как правильно себя в них вести. Если ребенок – первоклассник, то первое время необходимо его сопровождать по пути в школу, объясняя все объекты, представляющие опасность на пути, как и где правильно переходить дорогу.
Использование в машине специальных удерживающих устройств, согласно правилам ПДД – важный и незыблемый пункт для каждой семьи. В темное время суток, особенно на плохо освещенных улицах, взрослым и детям необходимо использовать светоотражающие фликеры на одежде, портфеле, обуви. Согласно данным, их использование помогло сократить несчастные случаи с детьми в шесть раз. Стоимость фликера низкая, но он способен сохранить жизнь и здоровье ребенка. Водитель видит пешехода с фликером в темноте с включенными фарами на расстоянии более 300 метров, тогда как без него – всего за 30 метров – иногда этого недостаточно, чтобы успеть вовремя затормозить.
Правила для детей
Чем меньше ребенок, тем хуже у него развито чувство опасности. В возрасте до пяти лет малыш может легко побежать за мячом на проезжую часть, переходить дорогу, даже не посмотрев по сторонам. Задача взрослых с самых малых лет научить детей следующим правилам и постоянно их повторять:
- Ни при каких обстоятельствах нельзя выбегать на дорогу.
- Стоящие машины нужно обходить только сзади.
- Играя, нельзя прятаться за машины.
- Если во дворе едет автомобиль, то нужно отойти в сторону дома, к подъезду.
- Переходить улицу только по «зебре» или на зеленый свет светофора.
- Перебегать дорогу в неположенном месте нельзя.
- При переходе нужно убедиться, что движение безопасно: справа и слева нет приближающихся автомобилей. Причем сначала следует посмотреть налево, а потом направо.
- Автобусы и другой общественный транспорт опасно обходить и спереди, и сзади. Для этого лучше воспользоваться пешеходным переходом.
- Ездить на велосипеде, кататься на роликах только в безопасных местах: на специально отведенных полосах, по тротуару, в парках, на стадионах, но не по обочине и не на проезжей части.
- Нельзя цепляться к автомобилям и общественному транспорту.
Правила для взрослых
Взрослые пешеходы и водители во избежание несчастных случаев с детьми должны также соблюдать ряд правил:
- Использовать удерживающее устройство при перевозке детей согласно ПДД.
- Зонами повышенной опасности являются территории рядом с образовательными учреждениями, детскими площадками, поэтому вблизи них следует снижать скорость, даже если нет предписывающих знаков, «лежачих полицейских». Ребенок может неожиданно выбежать на проезжую часть.
- Особое внимание следует уделять во время движения по дворам жилых массивов. Необходимо выбирать минимальную скорость, притормаживать на поворотах. Начинать движение, внимательно посмотрев по сторонам, чтобы поблизости не было играющих детей и прохожих.
- Святое правило – уступать пешеходам дорогу на светофоре и «зебре». Проезжать, только убедившись, что дорогу никто не перебегает в спешке.
- Если вы пешеход и заметили ребенка или детей, у которых возникли проблемы с переходом улицы или другие, не оставайтесь равнодушными, примите участие, помогите детям в сложной для них ситуации.
Школы, детские сады, ГИБДД, учреждения дополнительного образования, семья – это те институты, на которых лежит ответственность за обучение детей правилам безопасности на улице и дорогах. Взрослые должны передавать знания детям и на собственном примере показывать, как нужно вести себя на дороге.
:Журналист Татьяна Строганова
Дети и дорога: уроки безопасности
Анализ ДТП на Южном Урале, в которых пострадали дети, показывает, что большинство происшествий произошло в радиусе полукилометра от их дома, школы или детского сада. То есть там, где дети должны были хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов и ориентироваться на заведомо опасных участках. Почему это происходит? Профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук, автоэксперт Владимир Городокин исследовал проблему и сделал неожиданные выводы.
— Статистика красноречива. Получается, детей плохо учат переходить дорогу?
— Кто?
— Все, кто ответственен за это обучение и за жизни детей. В школах и дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по Правилам дорожного движения, привлекая для этого сотрудников ГИБДД. На радио и телевидении выходят специальные тематические передачи. В различных издательствах и типографиях готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие безопасное поведение на дорогах. Однако ситуация к лучшему не меняется. Более того, из года в год травматизм растет. Дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Это свидетельствует о необходимости не только продолжать обучение детей и подростков правилам и приемам безопасного движения по дорогам, но активизировать просветительскую деятельность. Впрочем, я не хочу в полной мере перекладывать эту обязанность на школу или детский сад. В первую очередь ответственны родители. 90 процентов информации дети воспринимают именно от них. И это момент определяющий. Надо детям показывать, как правильно переходить дорогу, и объяснять, что такое транспорт.
— А если мама переходит дорогу вместе с ребенком в неположенном месте, то в следующий раз он непременно и один повторит этот путь?
— Абсолютно верно. Я только что ехал по Свердловскому проспекту. В районе загса когда-то был пешеходный переход. Совершенно обоснованно, с точки зрения безопасности, его убрали. Но вижу — мама с ребенком перебегает дорогу именно здесь. Потом уже без мамы ребенок поступит точно так же. Вырабатывается стереотип. Да, надо уже в детских садах прививать минимальные навыки в игровой форме, в школах учить ребят правилам безопасности. Но в первую очередь это должны делать родители.
— А в каком возрасте надо начинать учить детей переходить дорогу?
— Пока поперек лавки лежит. — есть такая мудрая поговорка. Я думаю, начинать надо тогда, когда ребенок в принципе уже готов воспринимать такую информацию — в полтора-два года. На улице нужно обращать его внимание на транспортные средства. «Вот машина, она может ехать вперед и назад. » Все это малышу надо объяснять.
— Но родители сами порой не блещут знаниями. Большинство, думаю, не знает, как правильно просто вести ребенка по тротуару.
— Любой из нас, двигаясь слева, сталкивается с теми, кто идет навстречу. На проезжей части у нас правостороннее движение, и это должно быть даже у пешеходов заложено в подсознании. Необходимо руководствоваться этим правилом, и тогда между автомобилистами и пешеходами не будет возникать непонимания. А когда живем по принципу «где хочу, там и иду», получается потом «где хочу, там и еду». Что же касается ходьбы по тротуару. Ребенок должен находиться рядом с родителем максимально удаленно от проезжей части. Справа или слева от взрослого в зависимости от того, в какую сторону вы идете. При этом малыш не должен держать родителя за руку. Родитель должен держать за руку ребенка. Это тоже очень важный момент.
— Подальше от проезжей части — это поближе к сосулькам, готовым сорваться с крыш домов во время оттепели?
— Конечно, надо и это учитывать. Смотрите, где капает с крыши и рассчитывайте возможную траекторию падения. Опасность может подстерегать повсюду, даже когда выходишь из подъезда. Во дворе дома тоже автомобиль может появиться в любой момент, и ребенок должен быть к этому готов.
— Некоторые пешеходы на дворовой территории чувствуют себя хозяевами ситуации. Даже если автомобилист сигналит, обозначая намерение проехать, пешеход (зачастую с ребенком) продолжает идти, не уступая дорогу.
— В правилах написано «пешеходы пользуются приоритетом». Вот они и пользуются. При такой ситуации можно, наверное, говорить о своеобразии характера и личностных характеристиках. Но такое не только на дворовой территории случается. Часто доводится видеть гуляющего пешехода, пересекающего проезжую часть по «зебре». Стоят не только легковые автомобили, но и общественный транспорт, заполненный пассажирами. А он идет, прогуливаясь. Он никуда не спешит. Или она чаще всего.
— Недостаточно объяснить ребенку, что надо переходить дорогу на зеленый сигнал светофора?
— Ой, как недостаточно! Неправильная отправная точка. Не НАДО переходить на зеленый сигнал, а МОЖНО переходить. Но только после того, как ребенок убедится, что именно ему уступают дорогу. Водитель может его не видеть в силу каких-то обстоятельств. Нужно пытаться установить с ним зрительный контакт.
— Передвижение ребенка на велосипеде — история отдельная. Тоже плохо учат?
— Это вообще страшное дело! Родители этому вообще не учат. В некоторых странах есть совмещенные переходы для пешеходов и велосипедистов. В этих местах проезжую часть можно пересекать за рулем велосипеда. А у нас таких переходов нет в принципе. Значит, велосипедист, на этом отрезке пути обязан стать пешеходом. Здесь очень интересный технический момент. У водителя пешеход ассоциируется с определенным темпом движения. Но велосипедист может двигаться в два-три раза быстрее. А водитель-то этого не ожидает. Думаю, ничего не было бы страшного, если бы велосипедисты ехали по «зебре», не спешившись, со скоростью пешехода. Но очень это трудно, поэтому они движутся так, как могут. Вот и получается ситуация, при которой водитель не всегда видит велосипедиста вдруг выезжающего из группы пешеходов.
— Скажите, автокресла реально защищают детей или это миф?
— Провокационный вопрос. Как вам сказать. Кресло действительно удерживает, защищает от ударов. Я давно за рулем, 42 года. Не было раньше автокресел, однако я почти уверен, что травмоопасность и смертность были не намного выше, чем сейчас. Но я не могу и не имею права сказать, что кресло не нужно. Если хоть одного ребенка оно спасло, значит необходимо обязать всех использовать кресла.
— Ребенок должен бояться дороги?
— Наверное, не бояться надо, а просто быть осторожным. Необходимо, чтобы ребенок соизмерял расстояние и скорость. Если это вызывает затруднения, значит, ему еще рано одному переходить дорогу. Ответственность опять же на родителях. Все проблемы, связанные с детьми, — это то, что заложено родителями изначально. Или не заложено. Если что-то происходит, винить надо только себя. У англичан в правилах дорожного движения четко прописано, когда ребенку можно выходить на проезжую часть одному. Это определяют сами родители, а также лица, ответственные за детей. При этом они должны убедиться, что ребенок не просто обучен, но понял материал и способен применять навыки.
— А убедиться в этом можно каким образом? «Партизанить», отпуская ребенка одного в путешествие по городу?
— Знаете, я именно так и поступал, отправляя старшего семилетнего сына на трамвае в бассейн. Следил издали, как он дорогу переходит. Но сначала — учить, учить и учить!
Дети и дорога
Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма – эта сфера деятельности Госавтоинспекции выделяется от остальных тем, что сотрудники ГИБДД целенаправленно ведут огромную работу по пропаганде правил дорожного движения и воспитания у детей чувства понимания опасности на дорогах. Работа дает свои результаты. За последние годы уменьшается число ДТП, совершенных по вине самих детей. К сожалению, неуклонно растет количество автодорожных происшествий, допущенных водителями транспортных средств.
За шесть месяцев текущего года зафиксировано 148 дорожно – транспортных происшествии, в которых 6 детей погибло и 154 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Бессердечность отдельных автомобилистов, которые создают общее впечатление о дорожной картине, порой безгранична. В Бурзянском районе в с. Старосубхангулово 46-летний водитель на автомашине «Москвич-412» совершил наезд на детскую коляску. Внутри коляски находился полуторогодовалый мальчик, которого прогуливала 14-летняя сестра. От полученных травм ребенок скончался на месте происшествия. Как выяснилось позже, водитель находился в состоянии алкогольного опьянения.
Автовладельцы редко соблюдают правила движения в жилой зоне, нарушают скоростной режим, двигаются задним ходом, не убедившись в безопасности своего маневра. Так в г. Белорецк под колеса «Форд Фиеста» попал четырехлетний мальчик. Водитель не убедился в безопасности совершаемого маневра, при сдачи заднего хода, допустил наезд на ребенка. С различными травмами юного участника дорожного движения доставили в больницу.
Уважаемые водители! Как известно, дети-пешеходы – это особая категория участников дорожного движения, которые порой забывают об опасности и устраивают игры на дороге, начинают спорить, толкаться… Сотрудники ГИБДД обращаются к водителям с просьбой не подвергать детские жизни опасности и строго соблюдать правила дорожного движения. Заметив маленького пешехода на своем пути, заблаговременно снижайте скорость движения, ведь нередко дети ведут себя непредсказуемо. Не забывайте снижать скорость при проезде пешеходных переходов, вблизи остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, парков и скверов, детских площадок. Помните, что скорость движения во дворах должна быть минимальной. Не стесняйтесь лишний раз посигналить, если намерения детей возле дороги вам непонятны. От этого во многом зависят здоровье и безопасность, как пешеходов, так и водителей.
Уважаемые родители! Напоминайте детям о правилах дорожного движения для пешеходов. Прежде всего, разъясните, где, когда и как можно переходить проезжую часть. Расскажите, как опасно играть вблизи дорог. Одевайте детей в яркую одежду, а еще лучше иметь на ней световозвращатели – фликеры. Во время каникул организуйте своим детям досуг, по возможности оградите их бессмысленного блуждания на проезжей части в условиях интенсивного движения транспорта. И, самое главное, подавайте детям собственный пример правильного поведения на улицах и дорогах города.