Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка учиться/убираться/посещать кружки. Все просто: его нужно мотивировать. Будем разбираться, как у детей работает мотивация и откуда она берется.

Мотивация — какая она?

Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию, а ругань, наказания и низкие оценки — отрицательную.

В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.

Мотивация устойчива при удовлетворении базовых потребностей, например, утолении голода. При неустойчивой мотивации человеку нужна постоянная поддержка. Пример — избавление от лишних килограммов.

Откуда берется мотивация

Чтобы мотивация сформировалась, необходимы следующие факторы: потребности человека, его цели, уровень притязаний, мировоззрение, убеждения, идеалы.

Итак, что же должно произойти, чтобы ребенок, например, убрался в комнате?

В первую очередь, необходимо, чтобы уборка удовлетворила какую-либо потребность ребенка. В зависимости от возраста, желания могут быть разными, более того, иногда деятельность, мотивация к которой формируется, удовлетворяет потребность лишь опосредовано.

Как работает мотивация

Например, у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:

потребность в игре → ребенок ее удовлетворяет

Рассмотрим другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате — приходится выполнять деятельность, интереса к которой нет, и которая непосредственно не удовлетворяет желание.

потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена

Мотивация работает не только на базе «хочу», но и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте.

У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

Именно в этом возрасте наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними. В подростковом возрасте становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.

Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.

Ребенок не хочет учиться: как вернуть мотивацию к учебе

Учебная мотивация: от чего зависит желание учиться

Александра Павлова педагог-психолог высшей категории, директор школы “Дари детям добро”

Родители поздравляют друг друга с началом учебного года, но у многих детей, в том числе на фото звездных семей, — совсем не праздничное настроение. Длинные летние каникулы, каких нет почти нигде в мире, сильно расслабляют — и в сентябре приходится дополнительно мотивировать детей к учебе. Что могут предпринять родители, чтобы вернуть ребенку желание учиться? Советует Александра Павлова, директор школы “Дари детям добро”.

Есть ли связь между умственным развитием и мотивацией?

Мотивация дана нам от природы. За удачным овладением новыми навыками или познавательными достижениями неизбежно следует выплеск гормонов счастья. Так успешный процесс обучения можно почувствовать даже на физическом уровне. Желание учиться появляется, когда ребенок сам хочет получать новые знания и навыки.

При этом мотивация никак не связана с умственным развитием и общими способностями. Чем сильнее ребенок стремится расширить представления о мире, тем больше прилагает усилий, чтобы учиться хорошо. Если нет тяги к познанию нового, то нет и желания ходить в школу.

Как поддержать интерес к учебе: 9 способов

Если ваш сын или дочь не проявляет интереса к учебе, особенно после затянувшихся каникул, не стоит опускать руки. Существует ряд способов, которые помогут сформировать учебную мотивацию.

  1. Не оказывайте давление. Хотите, чтобы ребенок пришел к мысли о том, что выполнять домашнее задание — это хорошо? Никогда не сажайте его за уроки насильно. Лучше объясните, что если подготовиться заранее, то можно быстрее написать контрольную и раньше освободиться. Предложите ребенку интересное совместное времяпрепровождение в освободившееся время: прогулку в парк, настольную игру и т.д.
  2. Обязательно отслеживайте и озвучивайте успехи. И взрослому приятно, когда его достижения замечают. А для ребенка это особенно ценно. Вовремя сказанная похвала способна мотивировать даже самого отчаянного двоечника.
  3. Показывайте пользу обучения на личном примере. Дети копируют поведение взрослых. Когда я была ребенком, в моей семье не было телевизора, зато все взрослые — мама, папа, бабушка — были отчаянными книголюбами: книги читались, обсуждались, дарились. Читать я научилась очень рано — пожалуй, у меня и не было другого выбора.

Будьте всегда готовы к усвоению новой информации, показывайте, как ее можно искать и применять. Пользуйтесь энциклопедиями, справочниками, поисковиками, как только возникает любой вопрос, пусть даже он кажется глупым: почему трава зеленая? как выглядел граф Дракула? зачем пингвину колени? Так вы научите ребенка оперированию информацией и поиску ответов. Постепенно вопросы могут усложняться. Ставьте перед школьником вопросы, которые его обязательно заинтересуют — так вы сможете привить ему желание учиться.

Примером может стать история Дениса и его мамы, с которой они вместе посещали занятия по теннису. Мальчик вдохновлялся активностью мамы, и она, несмотря на то, что управляла своим бизнесом, всегда находила время на дополнительное обучение и совместные занятия с сыном.

  1. Делайте акцент на достигнутых результатах. Часто родители указывают ребенку только на его ошибки. Попробуйте сделать наоборот — сконцентрируйте внимание на успехах. Даже если в сочинении 33 исправления, наверняка в нем есть пара-тройка удачно сформулированных фраз. Похвалите сына или дочь за них, скажите, что они помогают понять суть написанного. Так вы сможете поддержать интерес даже к тем предметам, которые ученику даются с трудом.
  2. “Ешьте слона” по кусочкам. Часто дети не хотят делать “домашку”, боясь, что не справятся или допустят слишком много ошибок. Все, что нужно в этой ситуации — разбить сложную задачу на части. А потом решить ее поэтапно.
  3. Делайте перерывы. Во-первых, мозг ребенка периодически нуждается в отдыхе. А во-вторых, срабатывает так называемый эффект Зейгарника, когда прерванное действие хочется закончить. Дети сами возвращаются к выполнению задания, если им дать паузу в несколько минут. Но некоторым все же требуется напоминание: “А помнишь, ты хотел решить ту смешную задачу про кроликов?”.
  4. Оставьте ребенку запас сил для других занятий. Школьник вряд ли будет довольным, если приготовление уроков отнимет у него всю энергию! В ваших силах организовать его расписание. Объясните, что лучше выполнять задания, когда есть силы и запас времени. Идеальный вариант — днем или вечером после прогулки. А потом можно будет заняться чем-нибудь приятным: поиграть или посмотреть фильм. Это отлично мотивируют как детей, так и взрослых.

Родители Насти ежемесячно составляют план развлекательных вечерних мероприятий. В список входят интересные прогулки, активный отдых — все то, что любит их дочь. Важное условие того, что запланированное состоится: каждый должен выполнить свои домашние задания. Например, папа — сходить за продуктами, мама — приготовить ужин, Настя — сделать уроки.

Учеба — это сложный процесс, где есть свои взлеты и падения. Ребенок способен преодолеть большинство препятствий самостоятельно. Но поддержка со стороны родителей необходима. Особенно она важна, когда собственные силы заканчиваются. Иногда достаточно пары вовремя сказанных слов похвалы, чтобы желание учиться вернулось.

Применить все пункты или воспользоваться ими выборочно — решать вам. Но не стоит торопить события — дайте ребенку время на изменения.

Откуда берется мотивация?

Откуда берется мотивация?

Мотивация — это то, что заставляет нас делать то, что мы делаем. Но откуда берется мотивация? И как можно воспользоваться ею в «мирных» целях? Как мы убеждаем себя сидеть на диете, когда хочется есть, и учиться, когда хочется спать? Почему мы не падаем духом, когда все против нас?

Понимание и применение закономерностей работы мотивации может помочь работать, улучшить личную эффективность, увеличить упорство в достижении целей и преодолении препятствий. Какие еще мотивы вам нужны?

Жить за счет силы воли

Вильма Рудольф была семнадцатой из 19 детей. В четырехлетнем возрасте она перенесла полиомиелит, скарлатину и двустороннее воспаление легких. Она не могла встать на ноги до 11 лет. И сейчас, вопреки всему, в возрасте 20 лет она — обладательница трех Олимпийских золотых медалей, а также рекордсменка по бегу на дистанции 200 метров среди женщин.

Вильма Рудольф демонстрирует отличный пример силы, которой наделяет человека мотивация. Ничто не могло остановить ее. Она была настолько увлечена, что, вывихнув лодыжку на одном из состязаний, продолжала бороться за первое место. Проблемы, которые помешали бы многим вести «обыкновенную» жизнь, не помешали ей жить исключительной жизнью.

Давайте создадим, мотивацию

Когда мы используют термин мотивация, мы говорим обо всех факторах, заставляющих нас вести себя определенным образом в определенных случаях, находящихся и «внутри» нас, и в окружающем мире. Очень многие факторы вносят свой вклад в мотивацию — это и гены, и знания, и личностные особенности, и опыт. Внутренние условия, толкающие нас к цели, зовутся побуждениями. Внешние составляющие мотивации — стимулами.

Мотивированное поведение всегда направлено на стимул — искомая вещь или результат, достижение которого удовлетворяет побуждение. Мое побуждение удовлетворить голод посылает меня к холодильнику, а шоколадное мороженое в морозилке может стать тем, что стимулирует меня идти несколько быстрей.

Итак, мотивация — это физический и психологический процесс, который движет нас к достижению определенной цели. Если «толчок» идет изнутри, мы зовем его побуждением, а если снаружи — стимулом.

Голоден как волк

Стимулы и побуждения часто дополняют друг друга. Если один из этих двух компонентов мотивации недостаточно силен, то другой должен быть сильней, чтобы мотивировать поведение, направленное к цели. Если в холодильнике ничего нет, кроме творожного сыра, то я должна быть действительно очень голодной, чтобы к нему подойти. Конечно, если я достаточно голодна, даже творожный сыр может выглядеть довольно аппетитно. Так что стимулы и побуждения не просто влияют друг на друга, они могут изменять привлекательность один другого. Можно предположить, что я могла быть так сыта, что даже шоколадное мороженое не было бы достаточно привлекательным для меня в данный момент.

Профессора удивляются, почему студенты, провалившие экзамен, «недостаточно мотивированы». Тренеры утверждают, что побеждающие команды более «голодны» и более «мотивированы», чем их противники. Детектив старается установить мотив преступления. Мотивация — это не только один из самых распространенных психологических терминов, это еще и то, чего нам часто не хватает!

Мотивация достижения

На какие показатели вы станете ориентироваться, если перед вами поставят задачу — предсказать, кто станет более удачливым в жизни? Напомню варианты: величина коэффициента интеллекта (IQ), учебная успеваемость или же степень стремления к достижению? Лично я выбрала бы наиболее мотивированного человека. Все мы знаем людей со светлой головой, которые хронически не достигают цели. И все мы знаем окончивших высшую школу людей, начавших свою карьеру с заметок в журналах, а теперь способных купить компанию, публикующую их. По большому счету, желание и настойчивость оказываются важнее таланта или мозгов.

Определение понятию «мотивация достижения» впервые дал гарвардский психолог Дэвид Мюррей. Этот конструкт определяет разницу между людьми в их стремлении достичь определенные цели. Если вы стремитесь к достижению высоких целей, вы хорошо мотивированы, вы фокусируетесь на успехе и готовы постоянно совершенствоваться и исправлять свои ошибки. Правильный настрой может стать хорошим организационным фактором, связывающим воедино мысли, чувства и действия. Однако чрезмерно высокая мотивация достижения может вести себя как «обезьяна на спине». Вы, наверное, знакомы с людьми, чья чересчур высокая мотивация достижения приводит к ухудшению результатов их работы — это называется перфекционизмом* (’прим. ред. — от perfectionism — высокая требовательность к себе и другим; стремление добиваться совершенства во всем).

Давайте рассмотрим один из самых интересных примеров того, как потребность в достижении влияет на поведение человека. Например, группе испытуемых предлагаются задачи, которые невозможно решить. Далее экспериментатор говорит, что эти задачи трудны, и предлагает их решить. Оказывается, что люди с высокой мотивацией достижения дольше занимаются поставленной проблемой, чем испытуемые с низким стремлением к достижению. Такие люди продолжают решать задачи, только если им говорят, что решение не составит трудностей. Когда же им сообщают, что задание трудное, они либо думают, что «овчинка выделки не стоит», либо просто отказываются разрешать проблему.

Мотивация работать бывает разной

Все мы работаем лучше, когда наша работа соответствует нашей личной мотивации. Психологи Дэвид Макклеллан и Джон Аткинсон изучали мотивы, которые движут нашим поведением на работе. Они обнаружили, что у всех людей так или иначе представлены три составляющие мотивации. А поведение человека, как правило, зависит от степени выраженности каждой из этих трех характеристик. Вот эти три мотива:

  • Стремление к достижению.
  • Стремление к власти.
  • Мотив аффилиации — понимают стремление к общению с другими людьми, поиск принятия, понимания, дружеской поддержки со стороны других.

Давайте кратко познакомимся с каждым из них в действии. Можете попробовать определить для себя, какой мотив у вас ведущий, к какому виду деятельности он вас располагает: политике, бизнесу или социальной работе.

Достижение в действии

На работе вы цените тех руководителей, которые занимаются своим делом и дают вам работать независимо. Вы ненавидите, когда у вас отнимают время, и предпочитаете сосредоточиться на основном смысле того, чем вы заняты. В своих мечтах вы думаете о том, как лучше сделать работу, как построить карьеру или как преодолеть препятствия на своем пути. Вы хорошо мотивируете себя и любите ситуации, в которых требуются нестандартные решения.

Жажда власти

Вам нравятся руководители, которые умеют подгонять и трясти подчиненных, к тому же они показывают хороший пример вам. Вы хорошо знаете офисную политику, и вы знаете, как добраться до самого верха, используя связи. Вы хорошо чувствуете статус и престиж, вы умеете влиять на людей, изменяя их мнения и/или поведение. В своих мечтах вы думаете, как можно использовать свое влияние, чтобы выиграть в споре и тем самым улучшить свой статус и/или авторитет. Вам нравится выступать на публике и принимать участие в голосовании.

Командный игрок

Вы человек, принадлежащий обществу. Вам нужен руководитель, который был бы вашим другом и который ценил бы вас и вашу работу. Вы можете великолепно проявить себя в совместном составлении отчета, вы наслаждаетесь заданиями, позволяющими работать в коллективе. Вы очень лояльны и большинство своих общественных потребностей удовлетворяете на работе. Вас очень любят. Люди могут приходить к вам со своими проблемами и просить вашего совета. Вы умеете планировать проведение различных встреч и собраний, поэтому вас часто просят помочь на приеме гостей или на банкете.

Человеческая мотивация очень разнообразна и увлекательна. Она простирается, начиная с базовых потребностей: в крыше над головой, в пище и одежде — и до самых сложных, уникальных потребностей в самоуважении и достижении. Вероятно, и Ричард Никсон, и Мать Тереза тоже нуждались в еде, но их «высшие» мотивы вели их по совершенно разным дорогам жизни. Родились ли вы Ричардом Никсоном или Матерью Терезой, есть только один мотиватор, который освещает нашу дорогу.

Надо себя заставить: откуда берется мотивация?

Как мотивировать себя на свершения? Многие люди задаются этим вопросом чуть ли не ежедневно, даже если «свершение» сводится к тому, чтобы элементарно встать с кровати, включиться в работу или вынести мусор. Часто сил нет ни на то, ни на другое: видимо, в такие минуты и родилась поговорка «работа не волк» (а уж мусор – тем более). К тому же, весной в связи с авитаминозом, ОРВИ и прочими недомоганиями тонус иногда падает до полного волевого паралича. Собственной энергии и внешних стимулов недостаточно, а потому рутинные занятия кажутся бессмысленными, бесполезными и нерентабельными.

Если же речь идет о каких-то более масштабных затеях, тут мотивация часто угасает в зародыше. Еще вчера человек чего-то хотел, о чем-то страстно мечтал, а сегодня приоритеты сменились, и совсем не до давешних прожектов. Означает ли это, что цели изначально были выбраны неверно, или последовательно добиваться намеченного мешают какие-то психологические проблемы?

«Мотивация – один из самых популярных запросов в поисковиках, – говорит психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин. – Количество интересующихся этой темой можно сравнить с населением большого города. Мотивационные тренинги очень востребованы, поскольку прокачивают у посетителя силу воли. Но поиск внешнего мотиватора – инфантильное занятие. Человек перекладывает ответственность за свою личную реализацию на тренера, психологически выступающего в роли отца. Внешней мотивации хватает максимум на три дня. Может чуть дольше, если ты заплатил за тренинг Тони Роббинса 5 тысяч евро, и эта сумма ужасает, сама по себе мотивируя к ее отработке».

Чтобы иметь мощную личную мотивацию, нужно поставить четкую цель и взять на себя стопроцентную ответственность за ее реализацию или провал.

«Можно обращаться к вспомогательным специалистам, психотерапевтам или коучам, если нужна помощь, но создание мотивации – только личное дело. При выборе цели следует руководствоваться ее правильностью: насколько она «твоя» и как сильно «зажигает».

У меня, к примеру, был знакомый, который зарабатывал на жизнь написанием обзоров на компьютерные игры. Для этого, понятное дело, ему нужно было пройти их вдоль и поперек, и он занимался этим с удовольствием», – поясняет собеседник «МИР 24».

Так что важно в первую очередь отношение к предмету.

«Как писал Шолом-Алейхем в «записках коммивояжера»: «Зазорных заработков, если хотите знать, вообще не бывает. Всякий заработок хорош и приличен. Только бы поступать честно и не нарушать слова». Кроме того, цель должна отвечать критериям SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timebound), то есть быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и привязанной к сроку ее выполнения. Например, похудеть на семь килограмм к 1 июня. Для этого необходимо составить четкий план диет и физических нагрузок, представляя при этом желаемый результат. Для женщин – плоский животик на пляже, завистливые взгляды подруг и высокие оценки мужского пола.

Свою цель нужно видеть ясно. Так, как если бы ты уже добился этого результата. Проживать свой триумф, как делают в спорте высоких достижений. Дело в том, что человеческий мозг не отличает физически сделанного упражнения от продуманного детально в своем воображении; в этом случае он считает, что результат уже достигнут», – говорит эксперт.

Но здесь есть одна тонкость. Казалось бы, зачем страдать и отказывать себе в плюшках, если можно просто представить «плоский животик», «почесать» этой иллюзией эго и с чистой совестью отправиться уничтожать содержимое холодильника?

«Ну, от этого в реальности живот плоским не станет и не соберет лайки на пляже. Проживать достижение цели следует для ее реального достижения», – считает Евгений Фомин.

Следующий шаг – скорректировать свое окружение.

«Если идти по нашему примеру, то снизить общение с людьми, соблазняющими к нарушению диет, и войти в спортивные тусовки. Кроме того, нужно убрать из круга общения людей, коммуникация с которыми не приносит удовольствия или, хуже того, заставляет нервничать и переживать. И, конечно, почувствовать, действительно ли это моя цель, а не внушенная мне, например, родителями. Для этого есть тестовые упражнения: когда в представлении видишь себя в своем благоприятном и желаемом будущем, почувствуй, как себя ощущает твое тело.

Если цель и правда твоя, то тело расслаблено, ему тепло и хорошо. При чужой и надуманной цели тело будет напряженным. Достижение чуждой цели будет стоить сверхусилий, а ее реализация принесет лишь пустоту и неудовлетворенность», – отмечает психотерапевт.

Кроме того, следует наметить некие контрольные точки для проверки промежуточного результата. Скажем, человек, запланировавший ремонт своими руками, видит в грезах идеальную отремонтированную квартиру, а вместо этого ежедневно спотыкается о мешки с цементом, горы строительного мусора и шпатели. Оттого что усилия никак не приносят желаемого результата, мотивация может угаснуть – значит, нужно разбить мечту «на части». Например, определить для себя, что до конца недели доделывается один конкретный участок, и попытаться реализовать эту задумку, не замахиваясь сразу на все. Главное при этом – ставить реальные цели как по срокам, так и по уровню результата, и визуализировать желаемое.

В свою очередь, как утверждает бизнесмен Аркадий Морейнис, цель – не причина мотивации, а вот мотивация – это причина, побуждающая нас ставить цели. При этом, разбираясь с мотивацией подростков, эксперт обнаружил два типа взаимоисключающих стимулов для достижения результатов: «быть не хуже других» или «быть лучше других».

«Не хуже» – самый распространенный тип мотивации. Это хорошо перекликается с известным принципом поведенческой экономики «избежания риска». Большинство людей склонны выбирать варианты, где они не могут проиграть, нежели те, где они могут выиграть.

Принцип «быть не хуже» у подростков очень похож на причины, часто толкающие взрослых людей заниматься стартапами. «Не хочу больше работать на чужого дядю» – читай: «А чем я хуже чужого дяди?».

Надо только понимать, что мотивация «быть не хуже» позволяет держаться на плаву, но с такой мотивацией стать в чем-то первым не удастся», – считает Морейнис.

Так что успеха может добиться лишь тот, кто готов рискнуть в попытке стать лучшим. Но при этом нужно быть готовым к любому результату – в том числе, и диаметрально противоположному ожидаемому.

Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Недавно на детской площадке две мамы рядом со мной разговаривали о школе. Жаловались друг другу на несовершенство системы:

— Представляете, у нас в первом классе оценок не ставят!
Да, да, у нас тоже такое было, но все родители проголосовали, и со второго полугодия оценки начали ставить. Что это вообще такое придумали — без оценок учиться?

Я удивилась по себя — что за критичная необходимость в оценках, тем более в первом классе? Мы сами и то вроде без них обходились. Ну были там какие-то солнышки и свинюшки, но разве к ним кто-то относился серьёзно?

Но через несколько минут картинка сложилась.
Одна из мам решила, что пора домой, и стала убеждать в этом своего сына.
А ну быстро пошли! Ты всё равно не играешь! Пошли, а то мультиков не будет! Пошли, я сказала!
Ребенок лицом и телом выражал всю гамму эмоций асфальта, и через секунду мама сменила тактику:
Пошли, сыночек! У нас же печеньки есть, пойдём, я тебе дам!
Мистер-бетонная-стена не сопротивлялся и не был чем-то невероятно занят. Но потребовалось минут десять угроз и обещаний, чтобы он включился в реальность, услышал, что от него хотят, и спокойно пошёл в сторону дома.

Почему этой маме так нужны оценки в школе? Потому что кроме приёмов внешней мотивации, у неё нет никаких способов воздействия на ребенка.

Что такое внешняя мотивация? Это всё, что применяют одни люди к другим, чтобы заставить их что-то делать. Она может быть положительная: похвалы, оценки, деньги, конфеты, и отрицательная: ругань, наказания и те же оценки, только низкие.

То есть причина, почему человек что-то делает, не связана с тем, что он делает.

В отличие от внутренней мотивации: я делаю что-то, потому что я сам так решил. Потому что мне самому это важно.

Кажется — какая разница, мотивация есть мотивация, мы получаем результат — и хорошо. Ребенок делает то, что нам нужно.

Нифига не хорошо, разница колоссальная.
Давайте разбираться.

В чем проблема с внешней мотивацией?

1. Она плохо работает

Ну, это верхушка айсберга. Я слышу иногда, мамы жалуются на своих детей: “Вообще не хочет учиться!”. Интересно, почему, вы ведь так усердно его мотивируете.

В младшей школе многим детям ещё важны оценки или желание выглядеть хорошими, но дальше это работает всё хуже. И, честно говоря, те, кто отказываются в это играть, кажутся мне более цельными и зрелыми личностями.

Ругать ребенка тоже неэффективно: чем больше ругаешь, тем больше он отстраняется и уходит в себя, чтобы не слышать этих бесконечных угроз и претензий.

А если, например, платить, то ему быстро станет скучно. Сначала было прикольно мыть посуду за 100 рублей, а щас уже неохота напрягаться… Хоп — и он никогда больше не помоет посуду по своей воле. Либо плати больше, либо сама, мам.

2. Нет мотивации — нет действия

Почему ребенок делает то, что ему говорят? Потому что он получит ириску или подзатыльник — по обстоятельствам.
Он будет делать это, если ириски или подзатыльника не будет?

Подставьте сюда то, в чем мы мотивируем детей: учеба, уборка… Творчество, не дай бог! Если меня так усердно хвалят за то, что я рисую, то зачем мне рисовать, когда никто не видит? Зачем мне учиться, если я за это ничего не получаю? Очевидно же, что учеба — это что-то очень противное, и никто не занимается этим добровольно.

И через 30 лет главный источник знаний — это телевизор, а когда душа просит творчества, мы покупаем раскраску по номерам. Класс.

Как только мы перестанем мотивировать ребенка учиться, он перестанет учиться.
По мне, звучит просто ужасно.

3. Внешняя мотивация отбивает любознательность

Мозг устроен таким образом, что если перед ним стоит четкая цель — то он найдет к ней самый короткий путь. И в случае с оценками это переворачивает всю суть образования с ног на голову. Они стали главной целью.

Хотят ли от меня, чтобы я ЗНАЛ историю Древнего Мира? Или чтобы я УМЕЛ умножать дроби? Я же вижу, что нет — от меня хотят ПЯТЕРОК по этим темам. Ради бога — я буду списывать, я буду зубрить, не понимая смысла, я буду подмазываться к учителю. Ну или бастовать, потому что вся эта система мне поперек горла.

А как я вообще могу учиться, если за ошибки наказывают плохими оценками, а хороший результат надо показать немедленно?

Вообще-то, учиться круто. Углублять свои представления о мире и самом себе, пробовать новое, каждый день делать что-то чуть лучше, чем вчера — всё это делает жизнь невероятно интересной и насыщенной. Неплохо бы транслировать это детям. Но вместо этого мы транслируем “учеба — это тяжкое бремя, но ты должен себя заставлять, иначе в будущем тебя ждут холод и мгла”.

Множество исследований показали: когда мы выбираем задачи, то выполняем их лучше и тщательнее, чем когда эти задачи нам навязывают. Если человека принуждать что-то делать, он будет делать минимум, только самое необходимое, чтобы соответствовать требованиям.

Питер Грей, “Свобода учиться. Игра против школы”

Как по мне, мотивировать ребенка внешними стимулами — как печку деньгами топить. Какова задача воспитания? Сделать так, чтобы человек стал самостоятельным и в воспитании больше не нуждался. А как он сможет стать самостоятельным, если я поощряю то, что мне нравится, и наплевать, что происходит у него внутри?

Вот вспомните себя студентами. 11 лет тотального школьного контроля, и вдруг — свобода! Не хочешь — не учись, главное сессию как-нибудь сдай. И так и было. “Методичка есть? Пошли сдавать”. Мы продолжали играть по правилам, которые усвоили в школе: мы сделаем ровно то, чего вы от нас хотите, а сверх того и пальцем не пошевелим.
В институте мы не научились учиться. Мы научились выживать и выкручиваться. Безусловно полезные навыки в этой стране, но я всё же хочу, чтобы мои дети жили, а не выживали, отсиживаясь в углу и дожидаясь сессии, проверки, нагоняя от начальства или халявных благ.
Причем система высшего образования предполагает почему-то, что в неё придут люди, которые уже умеют учиться и знают, зачем они здесь. Но откуда им взяться? В школе ничего не располагает ни к тому, чтобы брать на себя ответственность за свою учебу, ни к тому, чтобы выявить свои интересы и следовать им.

Вы скажете: Ань, ну ты утрируешь. Есть же люди, которые ответственно учились в ВУЗе, есть те, кто творит без ограничений, кто берет на себя ответственность и знает, чего хочет. Конечно есть, несмотря на то, что они прошли школу от и до. Несмотря на.

Потому что у них всё ещё есть внутренняя мотивация, которую, слава богу, забили не до конца.

Откуда берется внутренняя мотивация?

Оттуда же, откуда берутся дети. Её не нужно создавать, она изначально есть, причём в огромном количестве. Дети жадно исследуют мир, лезут всюду, запоминают любую фигню, ломают всё подряд, чтобы посмотреть, как оно устроено, рисуют на всём, что попадется под руку. Они разговаривают, спрашивают, читают, гуглят, смотрят, начинают и бросают, возвращаются и продолжают, пробуют и доводят до конца, объединяются и уединяются, смотрят свежим взглядом, осмысляют и укладывают в голове.

Всё, что нужно делать — не мешать им!

Доверять, быть рядом, наблюдать и поддерживать, знакомить с интересными людьми, рассказывать истории, быть вдохновляющим примером, читать книжки, показывать красоту и многообразие мира, не навязываться и не давать нравоучений. И ещё раз — доверять.

А внутренний огонь, который есть у каждого ребенка, сделает всё остальное.

Лень и мотивация. Часть 2. Как мотивировать детей и откуда берётся сила воли.

Здравствуйте. Это вторая статья на тему мотивации и лени. В первой статье говорилось, что лень заниматься – это отсутствие удовольствия от занятий. Появятся гормоны удовольствия, тогда уйдёт лень. Во второй статье рассмотрим три момента: виды удовольствия, создание мотивации у детей и силу воли. Начнём с видов удовольствия.

Посмотрите ниже видео «Знаменитый эксперимент с зефиром». Ребёнка приводят в комнату и дают одну зефирину. Если ребёнок устоит перед соблазном съесть зефир, то дают ещё одну. Исследователи таким образом выясняют потенциал. Наблюдения показывают, что менее успешны в жизни те дети, которые съедали зефир сразу. Если участник дожидался второй зефирины, то чаще достигал успеха в будущем.

Детям непросто даётся ограничение себя, так как нет перспективного мышления. Разберём этот момент.

Желания делятся на сиюминутные и перспективные. К первым относятся те, которые дают сиюминутные выбросы гормонов удовольствия. Перспективные желания дают удовольствие в перспективе. За каждый вид желания отвечает отдельная область мозга. У каждого человека с рождения развита область мозга, которая отвечает за реализацию сиюминутных желаний. Это помогает человеку использовать каждую возможность и выживать. Чтобы контролировать сиюминутные желания и видеть перспективу, нужна помощь дорсолатеральной префронтальной коры (ПФК). Дорсолатеральная ПФК отвечает за перспективное мышление, силу воли, ограничение и развивается только с 12 лет, а окончательно формируется в 20 лет. Если родители спрашивают ребёнка о будущем, рассказывают о прошлом, показывают перспективы, то дорсолатеральная ПФК разовьётся быстрее.

Мотивирование детей и подростков

Дети и подростки живут сиюминутными удовольствиями. Ребёнок должен моментально видеть удовольствие от своих действий. Если удовольствия нет, то мотивации нет и не надо этим заниматься. Когда детей заставляют делать то, что не нравится, это ведёт к травмам и комплексам.

Подберите занятия под сильные стороны ребёнка. Чтобы определить сильные стороны, используйте информацию из психологии, системно-векторной психологии, физиогномики, психософии, соционики и т. п.

Допустим, ребёнок активный и ходит на тренировки по баскетболу. Задача родителей и тренеров сделать так, чтобы каждая тренировка заинтересовывала, давала удовольствие и сильные эмоции.

По эмоциям легко определять истинные ценности. Развитие сильных сторон, победы и так далее – это даёт сильные эмоции. Ребёнок должен прибегать домой и говорить: «Мы сегодня такое делали и такое… Мне понравилось, было весело и смешно…». Тогда тренировки станут желанными. Если нет, то нет.

Игры дают сильные эмоции. Если тренер использует игровые тренировки и персональный подход, то это заинтересовывает.

Если ребёнок медлительный и необщительный, то подойдёт плавание. Пусть плавает медленно, в одиночестве и так как хочет. Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие и было желание продолжать.

Участвуйте в жизни детей. Почаще спрашивайте, нравится или нет на занятиях. Если нет, то ищите дальше.

Когда рассчитывать на силу воли

У детей силы воли нет, так как неразвита дорсолатеральная ПФК, поэтому «неинтересное, но полезное» убирайте. Ищите интересное и полезное.

У взрослых людей дорсолатеральная ПФК развита, но многие живут только на сиюминутных удовольствиях. Так происходит, когда дорсолатеральная ПФК не соединена с областью сиюминутных удовольствий и сиюминутные удовольствия не контролируются. Причины здесь рассматривать не будем, это отдельная тема на следующий раз.

Если взрослый человек живёт на сиюминутных удовольствиях, то смотреть в перспективу и работать на силе воли сложно. Такие люди выполняют упражнения Берга или Норбекова, но быстро заканчивают и думают, что не хватает мотивации. Дело не в мотивации. Эти упражнения не дают сильных эмоций и сиюминутных удовольствий. Чтобы делать «неинтересные, но полезные» действия, нужна работающая дорсолатеральная ПФК.

О мотивации детей

Давайте поговорим о том, что мотивировать – это бесполезно и бессмысленно.

Откуда берется эта потребность?

Как правило, все начинается с классической фразы: «да он вообще ничего не хочет», или «да его вообще ничего не интересует». Серьезно? Человек, даже маленький, которого вообще ничего не интересует, страдает депрессией. А ребенок, которого интересуют футбол, двор и компьютер, все-таки чем-то явно интересуется.

Почему дети бывают не особо прилежны в учебе и их, как любят говорить родители, «мало волнует их будущее»? Потому, что получать оценки здоровой, гармоничной личности тупо неинтересно. Ребенку, у которого нет больного (или подпорченного родителями) самолюбия, вообще на «пятерки» плевать. Да, в первых классах у малышей часто включается азарт, ведь они впервые поступают в среду, где есть какая-то конкуренция. До определенного возраста ребята играют в эту игру с «пятерками» или «звездочками», но потом вдруг до них доходит, что гораздо интересней гонять мяч, чем делать какие-то скучные дела ради тупого росчерка в дневнике.

Малыша могут заинтересовать новые знания, и тогда он учится в удовольствие (к оценкам это никакого отношения не имеет). Ему может нравится общение, поэтому он с удовольствием идет в школу. Эти мотивации нормальные и здоровые. Но вот когда малыш рыдает над «тройкой» и всеми силами пытается заполучить хорошую оценку, это говорит о том, что у него очень высокая тревожность. Он боится проигрывать. Он видит свою жизнь как такой биатлон – вот тут надо проползти, тут пострелять, это соревнование, и оно жесткое. А детство тем временем проходит мимо.

Вырастить гения, миллионера, чемпиона

Да, родители могут так капать ребенку на мозг, что по итогам они получат золотого медалиста. Поп-звезду или ученого с мировым именем. Но давайте я приведу вам два примера: это Майкл Джексон и Пол Маккартни. Оба стали звездами. Можно сказать, королями. Но одного родители били, заставляли заниматься до изнеможения, создавали суперамбицизную личность, готовую на все ради успеха. Итог, я думаю, всем известен. Депрессия, наркотики, непринятие себя, и в конце — смерть. А вот Пол. Он тупо любил играть на гитаре. Ему это нравилось. Он не прилагал никаких усилий, не отказывал себе в развлечениях, не перетруждался. И наиграл на 2 млрд долларов.

К чему я привожу этот пример? К тому, что у ребенка, которого ни к чему не принуждали, не «мотивировали», гораздо больше шансов вырасти счастливым. А счастье, на мой взгляд, это в принципе важнее всего остального.

Таланты – для удовольствия

Очень многие родители любят возражать, типа «но вот у меня ребенок такой талантливый, если его не замотивировать, он же растеряет все свои способности…». Родители, поймите, что талант – это по идее подарок, а не наказание. Если ребенок обладает какой-то способностью, пусть сам ее и развивает по мере своих желаний. Многие родители любят делать из детей «достигаторов», говорить им «ты же мой гений, ты же сможешь!». Поймите, что талант – это про творчество. Про умение созерцать, слышать музыку, которая играет в голове. Или про непреодолимый интерес к биологии (математическим формулам, динозаврам…). Когда из этого сладостного, прекрасного процесса делают что-то вроде соревнования, вся магия уходит. Кайф превращается в обязанность, в работу. И так действительно талант быстро теряется, не оставляя от себя ничего. Потому, что рисовать драконов это удовольствие, а пахать в худшколе по 8 часов – уже не очень.

Прекратите в принципе смотреть на своих детей, как на пластилин, из которого вы должны во что бы то ни стало слепить нечто прекрасное. Это уже личность, и уже, не поверите, живой человек. Со своими желаниями и потребностями.

Как же развить своего ребенка?

Есть простые и несложные способы действительно дать ребенку хорошее, правильное развитие. Читайте с ним книги и обсуждайте сюжет. Рисуйте вместе с ним, лепите из глины. Ходите в театры, на выставки, в музеи науки. Говорите с ним о музыке и о литературе. А больше, собственно, ничего и не требуется. В остальном – пусть разбирается сам.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Узнайте, почему стимулирование наградами не работает и что выбрать взамен.

Выбираем мотивацию — внутреннюю и внешнюю

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова — «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной — от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так — и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и книги для подростков.
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию — вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Как правильно мотивировать ребенка?

Правильная мотивация – залог успеха. И в отношении детей это правило тоже действует. Но если взрослые понимают, зачем нужно выполнять те или иные обязанности или стремиться к чему-то, то мотивировать ребёнка гораздо сложнее. И всё же это вполне возможно, если следовать некоторым правилам и использовать хитрости.

Поможет ли мотивация?

Многие родители считают, что для того чтобы сподвигнуть ребёнка на что-то, можно просто заставить его или внушить, что делать это нужно и обязательно. И это в корне неверно. Ребёнок – это отдельная, пусть находящаяся на стадии формирования личность. И это значит, что любые его действия должны быть обоснованными, осмысленными и понимаемыми.

Конечно, давление со стороны родителей может подействовать и всё же заставить чадо выполнить какую-то обязанность, но вот будет ли она выполнена качественно и полноценно – неизвестно, ведь сделанное станет способом угодить папе и маме или избежать нежелательных последствий. А мотивация позволит ребёнку понять, зачем это нужно, осознать важность и наполнить дела смыслом. Кроме того, если мотивировать детей с детства, это пригодится в будущей взрослой жизни и научит делать то, что не всегда приятно, но порой необходимо.

Какой может быть мотивация?

В психологии принято выделять внутреннюю мотивацию и внешнюю. В первом случае человека подталкивают внутренние мотивы, например, стремление повысить самооценку и поверить в свои силы, доказать себе свои способности, почувствовать себя сильным и нужным, а также желание развиваться и становиться более многогранной и интересной личностью.

Внешняя мотивация – это внешние факторы. К примеру, взрослые работают, чтобы отправиться в путешествие, приобрести что-то, улучшить жилищные условия и так далее. Для ребёнка же внешними мотивами могут быть благосклонное отношение родителей и отсутствие наказания, покупка желаемой вещи и так далее.

Очевидно, что более простым вариантом является мотивация внешняя, ведь такие мотивы чётко осознаваемы и реальны. Но если использовать только этот способ, то можно вырастить меркантильного человека, который во всём будет искать выгоду и пользу. А внутренние мотивы позволят ребёнку стать полноценной личностью и добиться успеха в жизни, ведь он научится ставить цели и достигать их, развиваться и совершенствоваться.

Способы мотивации

Как можно мотивировать своего ребёнка?

  • Хвалите, причём совершенно неважно, в каком возрасте находится ваш ребёнок: одобрение родителей и их гордость за своё чадо будет приятна каждому. Но похвала должна быть осмысленной и обоснованной, то есть благодарить или делать комплименты нужно за конкретные действия и поступки, указывая на лучшие качества.
  • Заинтересуйте. Это правило действует в отношении как маленьких детей, так и более взрослых, только интересы будут разными. Так, если вы хотите, чтобы малыш начал помогать по дому, то давайте ему задания в игровой форме. Например, можно предложить отыскать клад, очистить галактику от космического мусора и так далее. А вот привлечь подростка гораздо сложнее, и родителям придётся постараться, чтобы выяснить и задействовать в мотивации его предпочтения.
  • Повышайте самооценку, чтобы ребёнок стремился достигать целей и верил в себя, а также понимал, что способен на многое и добьётся желаемого. Для этого обеспечьте поддержку и всячески показывайте свою веру в способности и силы чада.
  • Ставьте чёткие цели, чтобы ребёнок понимал, что от него требуется. Причём начинать нужно с малого (например, хорошая оценка в школе), постепенно переходя к более серьёзным и глобальным стремлениям.
  • Объясняйте. Например, мотивировать подростка к учёбе можно, объяснив, что образование необходимо каждому и позволит получить престижную работу и стать успешным человеком. Но даже достаточно взрослый ребёнок может не осознавать важность того, что пока является призрачным будущим, поэтому приводите наглядные примеры из жизни.
  • Поощряйте. В качестве поощрения можно использовать совместное времяпровождение, посещение интересных мест, покупку понравившихся вещей или игрушек и так далее. Но не стоит делать подарки за каждое действие, иначе ребёнок будет выполнять обязанности только за поощрения.
  • Задействуйте интересы ребёнка, чтобы стремление достичь цели было не только осмысленным, но ещё и приятным и увлекательным.
  • Помогайте. Зачастую дети не желают делать что-то из-за страха ошибиться или не добиться цели. И некоторые задания действительно сложны, поэтому в таких случаях требуется помощь близкого взрослого человека, то есть родителя. Например, если чадо плохо разбирается в математике и поэтому не хочет посещать уроки, стоит вместе разобраться в теме или обратиться за помощью со стороны, то есть нанять репетитора или попросить учителя о дополнительных занятиях.
  • Поддерживайте дух соперничества. Так, можно рассказать школьнику о том, что хорошая учёба сделает его уважаемым среди одноклассников и учителей.

Данные выше советы можно считать универсальными, но всё же к выбору конкретных способов следует подойти ответственно. Во-первых, важно брать во внимание то, чего именно вы хотите добиться. Во-вторых, учитывайте особенности своего чада, ведь если одни методы подействуют и подойдут ребёнку с определённым характером и складом ума, то другие могут оказаться неэффективными или даже усугубить ситуацию или навредить.

Неэффективная мотивация или как не ошибиться

Порой неправильная мотивация не только не работает, но и напрочь убивает в ребёнке желание что-то делать. Причём виноваты в этом зачастую сами родители. И вот их самые распространённые ошибки:

  1. Некоторые папы и мамы не учитывают реальные возможности своих детей и переоценивают их, требуя того, чего ребёнок просто не может сделать. В итоге достижение цели становится невозможным, а самооценка чада понижается.
  2. Сравнение с другими. Хотя дух соперничества приветствуется, но соревновательный момент должен быть уместным и приятным. Если же ставить других выше собственного ребёнка, то это может негативно повлиять на самооценку и испортить отношения.
  3. Давление, например, угрозы, крики, оскорбления. Прессинг, возможно, и сыграет определённую роль и даже послужит мотивацией, но исключительно принудительной. А постоянное и систематическое давление может довести ребёнка до нервного срыва или депрессии.
  4. Отсутствие цели. Ребёнок должен знать, что следует делать, а не выполнять бессмысленные действия только ради того, чтобы получить желаемое или избежать неприятных последствий.
  5. Разные, особенно противоречащие друг другу стимулы. Мама и папа должны придерживаться одной политики, иначе ребёнок запутается, а авторитет родителей подорвётся.
  6. Отсутствие внимания к интересам ребёнка. Если не учитывать то, что хочет чадо, то можно вызвать в нём безразличие и отсутствие стремления к чему-либо, а также нарушить гармоничное развитие.

Остаётся лишь пожелать всем родителям не только выбрать подходящий способ мотивации ребёнка, но и уважать его интересы и стремления, а также показывать любовь к нему.

Условия формирования детской мотивации

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Рекомендации для воспитателей (1)
  • Психологическая зарядка (1)
  • Психосоматика (1)
  • Презентации (5)
  • Возрастные особенности дошколят. (1)
  • Это интересно! (4)
  • Консультации для родителей и воспитателей. (12)
  • Индивидуальный или реабилитационный маршрут (1)
  • Ещё раз про детский сад (1)
  • Детская психология (6)
  • Зачем педагог-психолог в ДОУ (1)
  • Программа педагога-психолога на 2018-2019г. (2)
  • Психологи советуют и рекомендуют (14)
  • Страничка педагога-психолога (2)
  • Почему так важно развивать мелкую моторику рук? (3)
  • Сказки для “почемучек” (6)
  • Рекомендации родителям (23)

Условия формирования детской мотивации

Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка учиться/убираться/посещать кружки. Все просто: его нужно мотивировать. Будем разбираться, как у детей работает мотивация и откуда она берется.

Мотивация — какая она?

Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию, а ругань, наказания и низкие оценки — отрицательную.

В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.

Мотивация устойчива при удовлетворении базовых потребностей, например, утолении голода. При неустойчивой мотивации человеку нужна постоянная поддержка. Пример — избавление от лишних килограммов.

Откуда берется мотивация

Чтобы мотивация сформировалась, необходимы следующие факторы: потребности человека, его цели, уровень притязаний, мировоззрение, убеждения, идеалы.

Итак, что же должно произойти, чтобы ребенок, например, убрался в комнате?

В первую очередь, необходимо, чтобы уборка удовлетворила какую-либо потребность ребенка. В зависимости от возраста, желания могут быть разными, более того, иногда деятельность, мотивация к которой формируется, удовлетворяет потребность лишь опосредовано.

Как работает мотивация

Например, у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:

потребность в игре → ребенок ее удовлетворяет

Рассмотрим другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате — приходится выполнять деятельность, интереса к которой нет, и которая непосредственно не удовлетворяет желание.

потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена

Мотивация работает не только на базе «хочу», но и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте.

У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

Именно в этом возрасте наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними. В подростковом возрасте становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

Совместная деятельность

Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.

Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.

Свобода выбора

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.

Внутренняя мотивация

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Справедливость

Ин терес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: