Детско-родительские конфликты: ваш тип поведения

Детско-родительские конфликты: ваш тип поведения

Diplom Consult.ru

Детско-родительские конфликты.

ДРК – наиболее распространены, частный случай К поколений.

Психологические факторы ДРК:

1. Тип внутрисемейных отношений (гармоничная/дисгармоничная семья)

2. Деструктивность семейного воспитания

– разногласия членов семьи по вопросам воспитания

– противоречивость, непоследовательность воспитывающих действий

– опека и запреты в разных сферах жизни детей

– завышенная требовательность к детям, применение жестких осуждений, угроз, наказаний.

3. Возрастные кризисы детей

4. Личностный фактор

У родителей: авторитарность, консерватизм убеждений и ценностей, вредные привычки. У детей: упрямство, эгоизм, естественный детский эгоцентризм, снижение общей мотивации, нарушение правил и норм.

Особенности конфликтного поведения подростков.

Реакция подростка: стремление избегать контакта с родителями; обман, неинформирование их о своей жизни (иначе возникнут нравоучения, упреки, критика); негативизм – оппозиционные демонстрационные действия (чтобы перевести родителя в статус врага – чтобы не ждать от него хорошего и не уступать потом)

Факторы, повышающие конфликтность:

1) непредоставление права на самостоятельность

2) К родительского авторитета

3) ролевое поведение «родитель – ребенок»

Модель 4 (3) стрессов:

I. Физиологический стресс: эндокринная система, перестройка орг, деформация лица и тела.

II. Вторжение во «взрослую комнату» (взрослую жизнь). Ожидания и требования родителей оказываются неадыкватными, т.к. они воспринимают детей как детей. Во взрослой жизни нет детских привычных моделей поведений, есть взрослые требования.

III. Взрослый объявляет, что подросток не обладает средствами для взрослой жизни и выталкивает его. Возникает острое К противоречие.

Решение: 1) у первобытных народов – инициация, после чего ребенка воспринимают как взрослого

2) дать ребенку зону априорного доверия: родители терпят ребенка как взрослого, а он за отведенное время должен быстро взрослеть. Все по договоренности.

Конфликты в учебной деятельности

Школа осущ. Целенаправленную передачу культ-истор опыта (в мат, соц, дух сфере). Двуединая задача: обучение и воспитание (как единый процесс психического развития). Учителя – один из самых консервативных слоев общества, т.к. отбирают самое проверенное временем. Они живут в системе старых проверенных стереотипов и поэтому не могут реагировать на новинки.

Субъекты образовательного процесса:

– К в учебной деят-ти

1) усвоение духовных нравственных ценностей (лит-ра)

2) решение проблем самореализации учеников и учителей

3) уважение личности ученика

4) формирование дисциплинированности

5) Личностно-демократический стиль общения

Межподростковый конфликт.

Конфликт поколений.

Выход: принятие, ненавязывание своих ценностей. Тогда ценности младшего поколения обесцениваются и молодежь присоединяется к более старшим, проверенным, но лучшее из молодежных вливается в общечеловеческие.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

Детскородительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.

В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личност н опсихологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);

– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания .

Особенности деструктивного воспитания:

– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;

– использование угроз в требованиях к детям;

– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;

– непоследовательность и противоречивость действий родителей;

– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.

Причинами детскородительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).

Возрастные кризисы

– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.

Виды конфликтов родителей и детей подростков:

1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;

2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;

3) конфликт сверхзаботы;

4) конфликт неоспоримого родительского авторитета.

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :

– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;

– неподчинение предъявляемым требованиям;

– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Конфликты в детско-родительских отношениях

Конфликт — двигатель развития. Назначение конфликта — через его разрешение происходит снятие актуализировавшегося в нем противоречия.

Психологически факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Деструктивность семейного воспитания

– разногласия членов семьи по различным вопросам

– противоречивость, непоследовательность, неадекватность оценки ребенка

– опека и запреты во многих сферах жизни детей

– повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений

Кризисы детей — факторы повышенной конфликтности. Перестройка эндокринной системы часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Стремление к самостоятельности, самоопределению. Требование большей автономии во всем. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

а) связан с принятием факта вступления ребенка в подростковый возраст, с необходимостью приспособиться к взрослению ребенка. Подростки стремятся к независимости. Деидеализация (обесценивание) родителей — нормальный процесс, необходимый подростку для того, чтобы начать путь поиска собственной идентичности. Родители боятся выпустить ребенка «из гнезда», не верят в его силы. Проецируют поведение ребенка на себя в его возрасте

б) индивидуальный возрастной кризис каждого из супругов. Переоценка жизненных целей, смыслов и ценностей. Измены и разводы, перемены работы. Кажется, что самое важное и интересное в жизни уже случилось — впереди только заботы. Связанные с семьей, работой, стареющими родителями и взрослеющими детьми. Причина кризиса среднего возраста — высокие амбиции и навязанный современным обществом стереотип о необходимости быть успешным. Женщины — прощание с женской юностью и принятие женской зрелости.

в) кризис супружеской жизни. Минимальная взаимная удовлетворенность супругов в браке. За время многолетнего союза супруги выработали множество стереотипных способов общения друг с другом и разрешения проблем. С помощью этих способов, супруги научились поддеривать устойчивость в семье. Но по мере превращения милых послушных детей в независимых конфликтных подростков, напряжение в семье может возрастать, и старые проверенные способы поддержания равновесия вдруг оказываются неэффективными. В результате может усиливаться недовольство друг другом, взаимные обиды и непонимание растут и множатся. В некоторых случаях супруги могут прийти к вываоду, что их семейная жизнь себя исчерпала, и содержание супружества безвозвратно потеряно. У супругов есть несколько выходов: 1 — они могут расстаться, не выдержав конфликтов и разногласий; 2 — они могут проявить гибкость и изменить семейные роли в соответствии с изменившейся ситуацией. 3 — встречается довольно часто, родители могут продолжать действовать старыми методами, несмотря на возрастающее сопротивление подростков и общую неблагоприятную атмосферу в семье.

конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка)

конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидание)

конфикт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля)

конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)

Причины конфликтов (внешнеобусловленные)

На почве неуспеваемости в школе

Несогласие по вопросам эротики и секса

Способы поведения в конфликте

(исследование к. пс. н. Тарабаевой Виктории Борисовны)

Были выделены 4 группы способов поведения подростков:

невербальные действия (драки, поступки «назло» родителям, уход из дома, уход в другую комнату, занятие каким-либо делом, позволяющим отвлечься)

вербальные действия (оскорбления, ругань, вступление в «договор» с родителями, приглашение для переговоров посредника)

эмоциональные реакции (плач, сильное волнение, переживание)

соматические реакции (проявление болей различной локализации)

В целом у подростков преобладают невербальные способы поведения (51 — 75%)

Данные способы поведения были разделены на:

конструктивные приемы (поведение, ориентированное на урегулирование конфликта с помощью других лиц; поведение, сохранающее в конфликтной ситуации направленность на урегулирование конфликта с помощью собственных усилий; нормативное поведение «прошу прощения»; поведение, направленное на снижение психической напряженности)

неконструктивные (открытая агрессия; защитное поведение — перенос агрессия, вымещение, мелкие пакости, рационализация — «успокаиваюсь и говорю, что ничего не случилось», отвлечение, фантазирование; общая дезорганизованность поведения «бегу куда глаза глядят»; соматические реакции)

отсутствие действий в конфликте — характерно для подростков, не имеющих каких-либо средств и приемов, помогающих решить конфликтную ситуацию.

Таблица 1. Способы поведения в конфликтных ситуациях с родителями (% высказываний)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

Детскородительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.

В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личност н опсихологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);

– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания .

Особенности деструктивного воспитания:

– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;

– использование угроз в требованиях к детям;

– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;

– непоследовательность и противоречивость действий родителей;

– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.

Причинами детскородительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).

– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.

Виды конфликтов родителей и детей подростков:

1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;

2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;

3) конфликт сверхзаботы;

4) конфликт неоспоримого родительского авторитета.

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :

– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;

– неподчинение предъявляемым требованиям;

– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова А.А., Романова Е.О.

В данной статье рассмотрены способы устранения конфликтов между детьми и родителями.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова А.А., Романова Е.О.

Текст научной работы на тему «Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений»

студентка Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ,

E-mail: anast.fedotova2018@yandex.ru Романова Е. О.

студентка Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ,

г. Пенза, РФ E-mail: katya. rina. romanova@mail. ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В данной статье рассмотрены способы устранения конфликтов между детьми и родителями.

Ключевые слова: семья, ребёнок, гнев, конфликт, методы.

Многие родители сталкиваются с некоторыми трудностями при воспитании детей. Люди спрашивают себя, как правильно растить ребенка, где тот «идеальный» наставник, который поможет решить возникшую проблему?

В 21 веке, когда все заворожены миром компьютеров, становится трудно смириться с фактом, что в воспитании детей нет идеалов, методов, которые могут гарантировать успех во всех случаях.

Воспитание ребенка — сложный процесс, к которому следует отнестись с предельной серьезностью. Халатное отношение может привести в будущем к огромному количеству психических расстройств, так как «взрослые неврозы» являются результатом неправильного воспитания.

Не забывайте, что идеальных родителей нет. Никто из нас не может вырастить идеального ребенка, потому что понятие «идеальный человек» слишком размыто, ведь каждый понимает под этим что-то своё. Но мы можем получать большее удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Если вы столкнулись с гневом ребенка, то, во-первых, не стоит отвечать ему тем же. Это приведет к пагубным последствиям. Ребенок начнет еще больше провоцировать Вас на агрессию, например, бросая вещи на пол и громко крича. Дайте ему самому прийти в чувства. Так он научится в дальнейшем контролировать свои эмоции.

Мы должны понимать, что наказание само по себе не способно научить детей справляться с гневом. Попробуйте поговорить с ребенком и договориться насчет решения его проблемы. Так Вы покажете, что можете быть не только родителем, но и другом.

Капризы и неуправляемость – знак того, что ребенку не хватает любви, ласки.

Способы устранения конфликтов.

Многие родители решают проблемы с детьми с помощью самой простой просьбы. С течением времени ребенок начнет понимать, что хорошее поведение – это его собственная обязанность, с которой он должен справиться, а Вас будет считать союзником.

Очень важно понять, что просьбы — это самый эффективный способ давать наставления. Так вы сможете тихо и деликатно добиться желаемого поведения ребенка.

Определить надлежащее наказание обычно нелегко, многие родители часто впадают в крайности. Ребенок должен осознавать свой проступок принимать свои ошибки. Ребенок очень остро чувствует

справедливость и обоснованность наказания. Он знает, когда реакция родителей была слишком грубой по отношению к нему. Он также видит их чрезмерную снисходительность к плохому поведению. Он отмечает непоследовательность родителей, сравнивая их реакцию в различных ситуациях или наблюдая их отношения с другими детьми, особенно с братьями и сестрами.

Если же Вы чувствуете, что ребенок наказан несправедливо, то немедля извинитесь перед ним. Дети увидят вашу искренность и всё поймут.

Чтобы быть хорошим родителем следует объяснить ребенку, ваши наказания направлены на улучшение его поведение. Дети не должны думать, что наказывая, Вы перестаёте любите их. Проявление чувств и строгость не являются взаимоисключающими. Норма поведения и определенные правила должны присутствовать в семье.

Этот способ подразумевает награждение детей родителями за совершение благого дела. Например, покупка игрушек или сладостей. Данный принцип применяется практически в каждой семье. Однако при частом применении ребенок начнет «пользоваться» своими родителями. Его поведение будет зависит только лишь от подарков. Все должно быть в меру.

Предложенные приемы воспитания вполне уместны, но надо помнить, что их нельзя применять в качестве основного метода общения с ребенком, — основным методом должна быть безусловная любовь.

Контроль и самоконтроль подростков.

При переходе ребенка в подростковый возраст должны меняться принципы воспитания. Подростку необходима, в первую очередь, поддержка. Наказания и упреки отдалят от вас детей.

Теперь подросток сам частично берет на себя ответственность за своё воспитание. Ваш ребёнок сам захочет принимать важные решения и контролировать свои действия. Задача родителей на этом этапе -помочь ребёнку принять изменения. Любое решение или правило обосновывайте. Подросток имеет право знать, почему надо поступать так, а не иначе.

Споры с подростком по поводу адекватности и справедливости того или иного довода редко оправдывают себя. Если родительский ответ разумно обоснован, то обычно достаточно просто его изложить. Споры же часто ведут к дальнейшим разногласиям и гневу.

Чтобы избежать возможных конфликтов, следует дать понять подростку, что вы на его стороне. Это подразумевает полное доверие к своим детям.

Нужно научить подростка контролировать себя и отвечать за свои поступки даже тогда, когда за ним никто или почти никто не присматривает.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку

возможность самому развиваться. Относитесь к ребенку, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Учитесь на чужих и собственных ошибках, ведь ошибается каждый человек.

Ребенок поймет и оценит искренние попытки понять его и помочь. Доверяйте себе и ничего не бойтесь.

Список использованной литературы:

1. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 1992.

2. Анцупов, А.Я. Шипилов, А..И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Детско-родительские конфликты

Детскородительские конфликты– одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.
В основном причинамивозникновения конфликтов между родителями и детьми являются личност н опсихологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.
Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:
– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);
– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).
Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания.
Особенности деструктивного воспитания:
– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;
– использование угроз в требованиях к детям;
– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;
– непоследовательность и противоречивость действий родителей;
– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.
Причинами детскородительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).
Возрастные кризисы
– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.
Виды конфликтов родителей и детей подростков:
1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;
2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;
3) конфликт сверхзаботы;
4) конфликт неоспоримого родительского авторитета.
Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка:
– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;
– неподчинение предъявляемым требованиям;
– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

детскородительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.

В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личност н опсихологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа: – гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия); – дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания . Особенности деструктивного воспитания:– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;– использование угроз в требованиях к детям;– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;– непоследовательность и противоречивость действий родителей;– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания. Причинами детскородительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.). Возрастные кризисы – переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы. Виды конфликтов родителей и детей подростков: 1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка; 2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль; 3) конфликт сверхзаботы; 4) конфликт неоспоримого родительского авторитета.

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;– неподчинение предъявляемым требованиям;– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Детско-родительские конфликты являются одними из самых распространенных конфликтов в современном мире. Противоречия в отношениях между родителями и детьми присутствуют даже в самых благополучных семьях.

Причинами возникновения конфликтов между детьми и родителями зачастую являются психологические и личностные факторы, которые присутствуют во взаимоотношениях детей и родителей.

Виды конфликтов родителей и детей-подростков:

§ чрезмерный контроль из-за снижения планки самостоятельности ребенка;

§ неустойчивость родительской оценки ребенка;

§ неоспоримость родительского авторитета;

Конфликт между родителями вызывает у детей особую реакцию, которая выражается в разных стилях поведения ребенка:

§ оппозиция по всем вопросам;

§ демонстрация негативного отношения;

§ избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Конфликты в детско-родительских отношениях (стр. 5 из 6)

С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери сложнее прививать чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Адекватное представление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Ситуация еще больше осложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на проявление позитивных чувств к ушедшему родителю (его запрещается любить, говорить и думать о нем).

Мальчишки, росшие без отца, могут усваивать «женский» тип поведения. У них также может формироваться искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им будет сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. Девушки из неполных семей при выходе замуж испытывают психологические затруднения при попытке адекватно понять своих мужей и сыновей, выполнять роли жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

Изменяется самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит.

В ряде случаев странности поведения ребенка родители стремятся обосновать его желанием «позлить» старших, вывести их из терпения. Однако такое поведение может мотивироваться желанием ребенка привлечь к себе внимание родных. Эти изменения поведения ребенка должны быть вовремя замечены и правильно проинтерпретированы членами его семьи, чтобы оказать ему соответствующую психологическую поддержку.

Если после развода один из супругов не заключает второго брака и начинает жить только с ребенком (детьми), возникает неполная семья. Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. У маленького ребенка складываются эмоционально-глубокие (симбиотические) взаимоотношения с матерью. Такая мать (а иногда это может быть и отец) очень болезненно воспринимает неизбежный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальный эмоциональный альянс разрушается. Кризис во взаимоотношениях может наступить в более поздних возрастах (в юношеском возрасте или в возрасте зрелости), если ребенок отстает в своем психологическом развитии от сверстников. Поскольку родителям иногда свойственно игнорировать возрастные изменения в личности ребенка, они могут бессознательно поощрять его инфантилизацию, хотя сами подростки склонны преувеличивать в подобных конфликтах с родителями степень своей независимости.

Очевидно, что в неполной семье подросток рискует оказаться в психологически сложной ситуации. Это происходит в том случае, если мать находится от него в сильной эмоциональной зависимости и начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни.

Статистика свидетельствует, что в повторный брак вступает чуть меньше половины разводившихся людей. В повторном браке могут возникать специфические проблемы, обусловленные грузом прошлого семейного опыта (либо одного, либо обоих супругов). Смешанная семья может существовать благополучно, если каждый из ее членов будет ощущать свою значимость и сможет занять свое место в структуре семейного взаимодействия. В. Сатир высказывает идею относительно причин возникновения проблем в таких семьях. Они возникают, если люди пытаются «забыть» тех, с кем они были ранее эмоционально связаны, либо считают бывших супругов врагами, используя детей как шпионов.

В. Сатир оптимистично замечает, что любая смешанная семья может наладить полноценную семейную жизнь. Это происходит, если супруги окажутся зрелыми и терпеливыми людьми, способными к искреннему, открытому общению. Они должны научиться воспитывать собственных детей и детей другого супруга никем не пренебрегая и никого не обманывая.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

• кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. К сожалению, такого рода патогенные аномальные семьи представляют собой достаточно распространенное явление российской действительности, и их количество не убывает. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя.

У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.

Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

• оптимальный тип отношений родителей и детей;

• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других – наоборот.

Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по – человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.

Детско-родительские конфликты: ваш тип поведения

Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.

Конфликты и различного рода проблемы можно заметить в каждой семье. Но, даже несмотря на все трудности, в одних семьях в целом поддерживается мирная жизнь. А вот родители и дети в других семьях постоянно ссорятся по пустякам и не только. Детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с другой – опосредуют развитие личности ребенка. Эти отношения проявляются в системе разнообразных чувств, переживаний, стиле общения родителей и детей, поведенческих стереотипах, практикуемых в этом общении.

В многочисленных исследованиях детско-родительских отношений (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С. Холл и др.) подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребёнка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой [3, с. 77].

Отечественные психологи (Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук, О.В. Наконечная) выделяют три вида психологических детерминант конфликтности детско-родительских отношений. Это детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (особенности нервной системы); собственно психологические детерминанты – особенности личности (уровень самооценки, акцентуации характера); социальные детермианты – факторы микро- и макросреды [2, с. 3].

Причины конфликтов детей с родителями имеют возрастную динамику, отражающую становление ведущих потребностей каждого возрастного возраста: у младших детей преобладают конфликты, связанные с учебой (снижение успеваемости и падение интереса к учению), у старших наиболее распространённой причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь», нежелание принимать точку зрения родителей [3, с. 78].

Подлинные причины конфликта иногда трудно обнаружить из-за различных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надёжно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для Я-концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) отношений [1, с. 147].

В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность не преодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.

О.Е. Смирнова выделяет несколько видов семейных конфликтов, с которыми родители могут столкнуться в процессе воспитания детей. И не стоит полагать, что чем старше становится ваш ребенок, тем чаще могут возникать различные ссоры. На самом деле конфликты с детьми начинаются в любом возрасте.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Одним из подходов к определению проблемной семьи являются работы известного отечественного психолога А. Спиваковской. Она выделяет особые типы так называемых «дисгармоничных семейных союзов», подчеркивая, что сложность обретения супружеской и родительской гармонии заключается в том, что каждая из психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, содержит внутреннюю конфликтность и противоречие.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

* разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

* противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

* опека и запреты во многих сферах жизни детей;

* повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Д.Н. Исаев исследовал семьи, имеющие в своем составе физически или психически неполноценного человека (причем таким мог быть и ребенок, и родитель). Автор подчеркивает, что физическая и психическая неполноценность может оказывать неблагоприятное воздействие как на общее самочувствие семьи, так и на всю систему взаимоотношений в целом [4, с. 117].

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Д.В. Эльконин выделяют следующие возрастные кризисы детей:

* кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

* кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

* кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

* кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12–14 лет);

* подростковый кризис 15-17 лет [10, с. 127].

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Повышенная конфликтность детско-родительских отношений – это один из аспектов негативного влияния семейного воспитания, специфика которого определяется самой природой семьи как группы людей, имеющих между собой кровные родственные связи. При этом приоритетная роль в разрешении конфликтов с ребенком отдается родителю.

Таким образом, конфликты между родителями и детьми, зачастую, возникают из-за типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия, возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя.

Выводы к Главе 1

Таким образом, изучив детско-родительские конфликты как психолого-педагогическую проблему можно сделать следующие выводы:

1. Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.

2. В конфликтной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них – чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.

3. Конфликты между родителями и детьми, зачастую, возникают из-за типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия, возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя.

Родительское собрание по теме: “Детско – родительские конфликты”

Цели собрания:

  1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
  2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
  3. Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Оборудование: памятки для родителей, карточки с ситуациями.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
  4. Подготовка памятки для родителей.

Цели собрания:

Форма проведения собрания: круглый стол.

Оборудование: памятки для родителей, карточки с ситуациями.

Подготовительная работа к собранию:

  • Анкетирование учащихся.
  • Анкетирование родителей.
  • Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
  • Подготовка памятки для родителей.
  • Просмотр содержимого документа
    «Родительское собрание по теме: “Детско – родительские конфликты”»

    «Детско –родительские конфликты. Профилактика и способы урегулирования»

    2018-2019 учебный год

    Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.

    Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

    Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

    Форма проведения собрания: круглый стол.

    Оборудование: памятки для родителей, карточки с ситуациями.

    Подготовительная работа к собранию:

    Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.

    Подготовка памятки для родителей.

    – Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено теме:

    “ Детско–родительские конфликты. Профилактика и способы урегулирования”

    I. – Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

    Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

    Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.

    Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

    Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

    проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

    проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

    проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

    Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:

    Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;

    Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

    Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

    Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” – говорят специалисты) в психике ребёнка.

    Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

    “Что же тут страшного?” – спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.

    Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

    Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.

    Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

    Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.

    II. Анализ анкетирования учащихся и родителей.

    III. Анализ и решение конфликтных ситуаций.

    – А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.

    (Раздать по группам ситуации)

    Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

    Как вы поступите в такой ситуации?

    – Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?

    Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”

    Ваше решение в подобной ситуации?

    – Есть ли другое решение в данной ситуации?

    У вашего ребенка много уроков, еще необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”

    Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”

    Как решить подобную ситуацию?

    – Кто считает иначе?

    Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

    Как поступить в подобном конфликте?

    – Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?

    – Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

    В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

    IV. – Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

    Закончить наш разговор хочется словами Омар Хайяма

    Конфликты в детско-родительских отношениях.

    Важнейшая социальная функция семьи – воспитания подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитание в семье; определяющих содержания ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой ступени онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалось на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала выполнения им социальных функций. С изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

    Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребность в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществление самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

    Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействий с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослыми как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития.

    Детско-родительское отношение составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка. Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров – как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви, причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающие как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительская любовь используется термин «принятие», характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия – антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком. Конфликты в детско-родительских отношениях одни из самых распространенных в повседневной жизни.

    Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения с обоими родителями. Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

    1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

    2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

    3. Возрастные кризиса детства. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей (Д.Б. Эльконин): – кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

    – кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

    – кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); – кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12-14 лет);

    – подростковый кризис 15-17 лет.

    4. Личностные особенности родителей и детей. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

    Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

    *конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

    *конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность детей (тотальность указаний и контроля);

    * конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

    Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

    – реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

    – реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

    – реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

    1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

    2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

    3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

    4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

    – всегда помнить об индивидуальности ребенка.

    – учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

    – стараться понять требования маленького ребенка;

    – помнить, что для перемен нужно время;

    – противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

    – проявлять постоянство по отношению к ребенку;

    – чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

    – одобрять разные варианты конструктивного поведения;

    – совместно искать выход путем перемены в ситуации;

    – уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

    – ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость.

    – дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.

    – логически разъяснять возможности негативных последствий;

    – расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

    – использовать положительный пример других детей и родителей;

    – учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: