Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

Прокрастинация среди подростков поколения «М»: причины возникновения, связь с тревожностью и методы её преодоления

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Цель

Определить, помогает ли знание проблемы управлять человеку своим поведением, и найти связь тревожности и прокрастинации.

Описание

Сегодня развитие подростков, их подготовка к более серьёзным этапам жизни (процесс перехода от детства к зрелости) происходит в условиях значительных информационных нагрузок. По мнению целого ряда учёных, современное поколение подростков – поколение «М», как их назвал психолог Ларри Розен («М» – от слова «многозадачность»), всё чаще сталкивается с проблемой подростковой многозадачности, когда переключение внимания с одной задачи на другую способствует стремительному сжиганию глюкозы в мозге подростка. В свою очередь, глюкоза необходима для поддержания концентрации внимания. Как следствие − многозадачным детям тяжело собраться с мыслями, отфильтровать лишнюю информацию. Выполняя несколько дел одновременно, подростки склонны терять мотивацию не только завершить начатое, но и приступить к работе. Такое нежелание приступать к работе получило название прокрастинация. В работе исследуются причины появления прокрастинации, связь тревожности и прокрастинации, а также возможные способы её преодоления.

Гипотеза

Тревожность является одной из причин прокрастинации у подростков. Подросток, зная методы управления своей силой воли, будет стремиться к продуктивности и большей производительности.

Задачи

1. Создать авторский видеоролик о способах борьбы с прокрастинацией.

2. Разработать анкеты.

3. Провести анкетирование и тестирование учащихся 7–8-х классов, обработать полученные данные и провести корреляционный анализ.

4. Через 2 месяца провести повторное тестирование и анкетирование, обработать полученные данные и провести корреляционный анализ.

5. Определить способы, которые помогают подросткам повысить мотивацию к работе.

В начале работы над проектом были изучены строение, функции миндалевидного тела головного мозга и его роль в возникновении прокрастинации; природа возникновения мотивации как одного из факторов, необходимых для преодоления прокрастинации.

Чтобы убедиться в достоверности гипотезы, в ходе работы был проведён статистический анализ и student’s t-test в программе Excel, которые подтвердили предполагаемые ранее результаты.

– проведение тестирования в 7–8-х классах на определение уровня тревожности с помощью теста Спилбергера-Ханина;

– ознакомление учащихся с термином прокрастинация посредством показа авторского видеоролика;

– проведение анкетирования по вопросу прокрастинации;

– занесение данных в таблицу и выявление корреляции между наличием прокрастинации и уровнем тревожности;

– раздача памяток со способами преодоления прокрастинации;

– повторное (через 2 месяца) тестирование и анкетирование группы, следовавшей рекомендациям;

– выявление динамики уровня тревожности;

– проведение статистического теста и, на его основе, student’s t-test, которые позволили доказать достоверность гипотезы.

Как показали исследования в работе, способы, помогающие преодолеть прокрастинацию, действительно могут быть применимы даже учениками средней школы.

При качественном следовании рекомендациям, которые получили ученики, уровень тревожности ребят снизился. Это наблюдалось по результатам второго тестирования.

Оснащение, использованное в работе

• Тест Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности

• Авторская анкета «Наличие прокрастинации»

Результаты

1. Тревожность действительно является одной из причин прокрастинации, которая, в свою очередь, относится к ситуативной тревожности.

2. Человек, понимая волевую сферу своего сознания и научившись управлять ею, может повысить эффективность своей работы, снизить уровень тревожности и, как следствие, минимизировать вероятность возникновения прокрастинации.

3. Более половины респондентов начали применять в жизни данные советы, отмечая снижение частоты возникновения прокрастинации.

4. Результаты исследования доказывают, что подростков поколения «М» необходимо знакомить с проблемой прокрастинации, объяснять причины её возникновения и предлагать возможные способы её преодоления.

Перспективы использования результатов работы

1. Включение информации о причинах прокрастинации в факультативный материал по предмету «Биология».

2. Создание календаря «Антипрокрастинация» для учащихся школы.

Награды/достижения

1. Всероссийский научно-практический конкурс-конференция «Intel-Авангард» – диплом участника.

2. Открытая московская инженерная конференция школьников «Потенциал» – диплом III степени.

3. Международная научно-практическая конференция «Искатель» – диплом I степени.

4. Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ – диплом победителя II этапа.

Особое мнение

«Для меня работа над проектом была полезным и интересным опытом. Несмотря на то, что в настоящее время достаточно много публикаций о прокрастинации, эта проблема недостаточно изучена относительно подростков, поэтому мне было любопытно узнать, как они воспримут информацию о «проблеме современности». Удивительным оказалось то, насколько восприимчивыми и ответственными могут быть ребята даже в 5 классе, так как многие из них действительно взялись за самоорганизацию и достигли хороших результатов, понизив уровень тревожности»

Если ребенок – маленький прокрастинатор

Он подумает об этом завтра…

Термин «прокрастинация» (откладывание важных дел) знаком далеко не всем, между тем, если подумать, в России прокрастинацию уже можно записывать в число национальных особенностей. Конечно, такое поведение знакомо жителям всех стран, но только у нас его считают не недостатком, а достоинствам. Помните: «Русские долго запрягают, да быстро едут»? Ну вот, это оно. Мы такие, да!

А между тем, прокрастинация и последующая «штурмовщина» не только выматывают человека, но и не позволяют качественно выполнить работу, да и вообще, здорово портят жизнь. Если вы заметили, что ребенок бесконечно откладывает важные дела – помогите ему с этим справиться!

До семи – еще рано

Если ваш ребенок полчаса ковыряется в тарелке с супом – он не прокрастинатор, он просто не голоден или не любит суп. Если два часа переписывает три строчки прописи, отвлекаясь на каждую муху, – у него дефицит внимания или задание кажется ему слишком скучным. А вот когда в половине восьмого вечера 25 мая сообщает вам, что завтра – последний срок сдачи школьного проекта, для которого надо подготовить доклад, макет и презентацию, а задан он был еще в сентябре – не сомневайтесь, это оно!

Именно поэтому вряд ли вы заметите такую особенность поведения у дошкольника: его распорядок дня жестко регламентирован родителями и воспитателями, а нагрузка разумно дозирована в зависимости от способностей. «Обязательно разучите к понедельнику», – озабоченно советует воспитательница, подсовывая в ноябре сценарий новогоднего утренника (с тремя подчеркнутыми маркером репликами седьмого ежика). Однако как только ребенок идет в школу, у него, во-первых, появляется большая свобода действий, а во-вторых – пропадает жесткая контролирующая связка мама-педагог, ведь они уже не общаются ежедневно. И… понеслось!

Но почему ребенок без конца откладывает серьезные дела? Причин несколько, и в каждом случае важно оказать ребенку адекватную помощь.

Сказка о потерянном времени

Ученик младших классов, как правило, уже вполне может распланировать свои задания на один день и прикинуть, сколько времени займет их выполнение. Куда сложнее равномерно распределить нагрузку на неделю – многим не удается овладеть этим искусством вплоть до средней школы. Что уж говорить о больших школьных проектах, для которых нужно собирать материал на протяжении всего учебного года! Год для семилетнего ребенка – это почти вечность, а вот кончается он, увы, всегда внезапно…

«У меня еще очень много времени, возьмусь когда-нибудь потом и все успею…»

Обязательно учите ребенка основам планирования! Помогите ему разбить работу на этапы и назначьте для каждого контрольные сроки. Объясните, что во время работы могут возникнуть непредвиденные сложности, и нужно обязательно иметь время про запас. Проверяйте ход выполнения работы в контрольных точках и помогите ребенку корректировать график в зависимости от его успехов.

Лиха беда начало

Бывает, что ребенка пугает масштабность самого проекта, особенно если он обширный и разноплановый. К примеру, учительница попросила его собрать летом гербарий, описать собранные растения и придумать сказку про одно из них. Ученик младших классов может просто потеряться в таком задании. Что делать сперва – собирать растения или прочитать про них? Писать сказку или закрепить листья в гербарий? И как их закрепить – скотчем, клеем, а может быть – степлером? Не зная, с какой стороны приступить к заданию, ребенок поступает просто – не делает ничего, надеясь, что потом как-то само все прояснится.

«Я не знаю с чего начать, как это вообще работает. »

Решение, как ни странно, то же самое, что и в предыдущем случае. Только акцент надо делать не на контрольных сроках, а на содержании этапов. Обсудите вместе с ребенком, что нужно сделать в начале, пусть у него на каждый день стоит какая-то небольшая, но понятная и конкретная задача, например, в случае с гербарием, – найти названия всех деревьев, которые растут во дворе. Как только первый этап будет пройден, малышу сразу станет намного проще!

Большой кусок

Иногда ребенок знает, что нужно делать и сколько времени на это потребуется, но сам объем предлагаемой работы парализует его, как удав кролика. Книга слишком толстая, разве мыслимо ее вообще прочитать? Птиц в нашей области живет слишком много, разве можно обо всех написать? Всякий нормальный ребенок (да и взрослый тоже) постарается отвлечься от того, что его пугает и беспокоит, найдя более приятное занятие. А работа, между тем, не просто остается несделанной, к ней даже не приступали!

«Я такой маленький, а работа такая большая…»

Да, да разбейте вместе с ребенком работу на этапы! Покажите, как мал и незначителен каждый из них, как просто с ним справиться и какую часть работы ребенок при этом проделывает. К примеру, ребенок боится читать слишком толстые книги. Разделите ее закладками по пять страниц, пусть это будет дневное задание. В книге 100 страниц? Прекрасно, повесьте на стену календарь, каждую неделю раскрасьте разными цветами (чтобы ребенка не угнетала «большая белая неизвестность») и последовательно перекрашивайте каждую неделю по мере продвижения маленького читателя.

Черновик и чистовик

Иногда будущая работа кажется ребенку ценной сама по себе, и он боится приступить к ней, потому что может что-то испортить или выполнить неверно. Особенно часто это происходит с художественными и научными работами, есть даже такое понятие, как «страх чистого листа». Действительно, полотно такое большое, вдруг вместо того, чтобы нарисовать шедевр, я сделаю неверный мазок? Вдруг, проращивая семена, я полью их слишком обильно, и они погибнут? Да и вообще, хватит ли у меня знаний и способностей для такого проекта?

«Я слишком маленький и глупый для такой работы…»

Тренировка и еще раз тренировка! Начните с эскизов, постепенно увеличивая размер листа. Посейте несколько запасных партий семян. Вместо большого сочинения напишите маленькое эссе. Учите ребенка работать с черновиками, расскажите, что неудачные решения – неизбежность любого предприятия, именно они позволяют нам сделать правильные выводы.

Большому кораблю – большое плавание

Наконец, ребенок может откладывать начало важного дела, потому что ему кажется, что для начала требуются особенные, идеальные условия. Прежде, чем приступить к написанию большого сочинения, нужно прорешать все примеры по математике, подготовить на завтра школьную форму, чисто убрать свой рабочий стол, поточить карандаши, чтобы уж ничто не отвлекало от важной работы… В итоге ребенок или вовсе тонет в повседневной рутине, или приступает к работе таким усталым, измученным, что тут же ее бросает. Особенно часто это случается с маленькими перфекционистами, отличниками и умницами, от которых родители уж никак не ожидают, что их дисциплинированный ребенок «завалит сроки». Но это их персональный дракон, имейте в виду!

«Подготовка к работе занимает столько времени, что нет сил на работу…»

Не всякому взрослому удается верно расставить приоритеты, что уж говорить о ребенке. Самое время научить его «управлением времени по Франклину», научив разделять все задачи на важные и неважные, срочные и несрочные. Согласно этой классификации, наиболее ценны важные несрочные дела, что полностью согласуется с проблемой прокрастинатора – именно к ним труднее всего приступить. Покажите, как много времени высвободит отказ от неважных дел, которые ребенок может отложить, не делать совсем или перепоручить, в крайнем случае – строго ограничить время, уделяемое им. Карандаши можно заточить и в процессе работы, если возникнет необходимость, так что вперед, пора действовать!

Беда прокрастинации не в том, что важное дело остается несделанным (или сделанным ругающимися родителями, которые всю ночь в четыре руки клеят макет), а в том, что несделанная работа изматывает и угнетает ребенка даже тогда, когда он вообще ничего не делает. Постепенно откладывание становится дурной привычкой, а затем и чертой характера, но утомляет от этого не меньше. Лучше подавить такую возможность в зародыше и… пожалуйста, не откладывайте это на завтра!

5 способов борьбы с прокрастинацией для учащихся

5 способов борьбы с прокрастинацией для учащихся

Многие из нас часто откладывают важные и требующие усилий дела на потом, отвлекаясь или на более простые задачи или на развлечения. Психологи называют это состояние прокрастинацией и признают, что пока до конца не изучили причины его возникновения. И если взрослым с более развитым чувством ответственности справиться с этой проблемой проще, то для школьников и студентов она может стать серьезным тупиком. Невролог и бывший школьный учитель Джуди Уиллис выделяет пять принципов, которые помогут преодолеть нежелание работать и не откладывать все в долгий ящик.

Компания StudyMode провела опрос, в котором приняли участие более 1300 школьников и студентов, зарегистрированных на ее образовательных ресурсах. Выдержки из этого исследования опубликовало издание The Huffington Post. Выяснилось, что 87% опрошенных откладывают выполнение определенных задач на более поздний срок. Похожие цифры (от 80 до 95%) фигурируют и в исследовании, которое проводила Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, APA). При этом многие из респондентов StudyMode (как минимум 45%) осознают, что прокрастинация довольно часто негативно отражается на их успеваемости.

Чаще всего школьники откладывают выполнение домашней работы из-за отвлекающих факторов. Также многие учащиеся признались, что они довольно сильно загружены, и в этих условиях им сложно сконцентрироваться и понять, с чего начать выполнение заданий. Лишь немногие признались, что им просто не нравится выполнять домашние задания — от 10 до 15%, в зависимости от половозрастной категории.

Главные отвлекающие факторы — социальные сети и телевидение. Интересно, что у студентов телевизор все еще идет на первом месте (60%), в то время как у школьников он уже уступил соцсетям (63% опрошенных).

Ошибочно предполагать, что отключение интернета или какие-то другие радикальные меры помогут ребенку справиться с прокрастинацией. Он просто найдет себе другое занятие, лишь бы не делать то, чего ему не хочется в данный момент

Существует ряд теорий, объясняющих подобное поведение, однако они не дают четкого ответа на вопрос, почему прокрастинатор именно откладывает работу, а не ищет, например, способа отказаться от нее или передать кому-то другому. Невролог и бывший школьный учитель Джуди Уиллис (Judy Willis) в статье для The Guardian пишет, что прокрастинация заложена в человеке на инстинктивном уровне. По ее мнению, идея уклонения от выполнения определенных дел является следствием необходимости выживания в первобытные времена. Мозг человека научился концентрироваться на решении простых сиюминутных задач. Причем желательно, чтобы результат этой деятельности был виден сразу. Из-за этого нам гораздо сложнее сконцентрироваться на долгосрочных задачах с неясным итогом, требующим дополнительного внимания и усидчивости.

Джуди Уиллис отмечает, что когда человек взрослеет, он постепенно учится подавлять этот инстинкт, хотя и не может полностью избавиться от него. Детям сложнее бороться с ним. Очень часто им нужна помощь в решении задач, которые они не считают важными в данный момент времени, и выполнении дел, которые потенциально не принесут им удовольствия. Очень важно (как родителям, так и учителям) объяснить учащимся принципы борьбы с не совсем понятным им самим состоянием. В будущем это не только поможет им выполнять задачи самостоятельно, но и снизит вероятность возникновения хронической прокрастинации во взрослой жизни.

· Разберитесь в задании. Очень часто учащиеся откладывают выполнение задания просто потому, что считают его чрезмерно сложным или непонятным. Хотя зачастую это оказывается не так. Нужно приучить себя тратить хотя бы несколько минут на то, чтобы понять суть и объем работы. Это также может поспособствовать тому, что вы незаметно для себя втянетесь в процесс выполнения задания.

· Составьте план. Важно научить ребенка тщательно планировать свои действия, постоянно отслеживать прогресс и делить большие задания на несколько мелких. Когда ученик выполняет небольшие дела, он регулярно видит положительный результат своих усилий. В результате в мозге вырабатывается дофамин, который не только вызывает чувство удовлетворения, но и улучшает память, внимательность, а также повышает мотивацию. Получая постоянную награду, мозг перестает считать большие задания сложными или скучными и подавляет инстинктивное желание отложить их.

· Заинтересуйте себя. Прокрастинация может возникать из-за осознания практической бесполезности выполняемой работы. Ученик гораздо охотнее возьмется за то задание, которое даст ему дополнительные знания и навыки, касающиеся, например, его увлечений. Впрочем, мозг можно и обмануть — потратьте несколько минут и придумайте сценарий, при котором поставленная задача и полученный при ее решении опыт может пригодиться в дальнейшей жизни.

· Не отвлекайтесь. Самый очевидный, но самый важный совет. Постарайтесь избавиться от любых внешних раздражителей и полностью сконцентрироваться на задании хотя бы на первое время. Когда вы уже приступите к работе, отвлечься будет чуть сложнее.

· Не переоценивайте себя. Одной из причин возникновения прокрастинации является стремление сделать все идеально. Рано или поздно к человеку приходит осознание того, что результат, скорее всего, будет несовершенен, и у него пропадает всякое желание выполнять эту работу прямо сейчас. Чтобы избежать такой ситуации, нужно трезво оценивать свои силы и понимать, что зачастую достичь идеала невозможно.

Психология ребенка

Почему подростки склонны откладывать важные дела и как предотвратить это явление

Как подростку справиться с прокрастинацией

Прокрастинация, или склонность откладывать важные дела на потом, создает иллюзию свободы. Она заставляет людей думать, что у них много времени, однако при этом крадет это время. Прокрастинация похожа на беззаботную игру, но часто оборачивается чувствами вины и беспокойства.

Человек, подверженный прокрастинации, испытывает ложное чувство безопасности. Он оптимистично думает, что ситуация под контролем и спешить некуда. Он часто недооценивает время, необходимое для выполнения задачи (например, может думать, что работа займет 30 минут, в то время как объективно она занимает 2 часа). Поэтому прокрастинация начинается с чувства легкости и веселья, но потом за это приходится расплачиваться, испытывая страх, беспокойство, беспомощность и злость на самого себя.

Однако привычку ничего не делать очень трудно изменить: человек, склонный откладывать дела на потом, уверен, что в ней нет ничего плохого. Хорошая оценка (а иногда и просто оценка, позволяющая перейти в следующий класс) – хорошее доказательство того, что система работает и что эффективнее выполнять работу под давлением.

К сожалению, когда мы откладываем дела на потом, то расплачиваемся за это не только своим временем. У нас появляется ошибочное убеждение, что работа обязательно должна быть неприятной. Хотя человек, подверженный прокрастинации, учится избегать работы, у него не развиваются такие важные навыки, как планирование, организованность, мышление и внимание к деталям.

Бороться с прокрастинацией сложно, потому что она является попыткой решить проблемы, которые человек может не осознавать (например, гнев, перфекционизм или неуверенность в себе). Хотя прокрастинация и устраняет тревогу, связанную с этими проблемами, сами они остаются нерешенными.

Причины прокрастинации

Злость. Основная причина прокрастинации – это злость. Подростки, которые возмущены властью родителей и учителей, могут откладывать выполнение работы или выполнять ее вполсилы. Для подростков, чувствующих себя бессильными, открытое сопротивление не подходит, потому что последствия будут слишком велики. Однако эти подростки хотят получить желаемое. Такая форма мести является манипулятивной и пассивно-агрессивой, но в тоже время и очень эффективной, поскольку она обезоруживает людей, имеющих власть над подростками (родителей, учителей и т.д.). Не имеет значения, что прокрастинация – это своего рода самосаботаж: подростков больше интересует самостоятельность, чем оценки в школе. По сути, подросток устраняется от работы, говоря: «Вы не можете указывать мне, что делать. Я выполню работу, когда буду к этому готов».

Позиция жертвы. Несмотря на то, что человек, подверженный прокрастинации, сам является заложником своих действий, он считает себя жертвой тех, кто им руководит и ожидает от него результатов. Он чувствует, что попал в ситуацию, в которой невозможен счастливый исход: и выполнение, и невыполнение работы причиняют ему дискомфорт. Он всегда чувствует, что должен выполнять работу, но никогда не делает это по собственному желанию.

В случае с подростками это может выглядеть так. Подростку в школе не нравится химия, потому что по ней задают много заданий, а это выводит подростка из себя. Химия плохо ему дается, и он понимает, что не сможет правильно выполнить задания, поэтому даже не пытается это сделать. Кроме того, скоро экзамен, и он должен его сдать, но знает, что не сможет этого сделать. Поэтому вся эта ситуация кажется подростку ужасно несправедливой: предмет слишком сложный, а учитель непонятно объясняет (подросток может говорить: «Он слишком торопится, когда объясняет», «Он меня не любит» и т. д.).

15-летний Женя рассказывает, что позиция жертвы причиняла ему много трудностей в школе: «Учеба в школе не приносила мне удовольствия. Я совершенно не знал, как выполнять домашние задания. Мои одноклассники, мой брат и сверстники каждый вечер учили уроки, а я не мог. И это еще больше убеждало меня в том, что я – жертва обстоятельств. Меня злило, что родители не ценят моих усилий».

Окружающие видели в Жене только апатию и пренебрежение к учебе, хотя на самом деле за ними скрывалось чувство стыда. Женя стыдился своей неспособности к учебе и того, что он не мог ничего с этим поделать.

Неуверенность в себе. Женя не одинок в своей проблеме. Его апатия и злость связаны с неуверенностью в себе. Подростки, испытывающие нечто подобное, чувствуют себя безнадежными. На протяжении многих лет они сомневаются в собственных способностях и в том, имеет ли они то, что хотят. Особенно часто это проявляется у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или у детей с расстройствами обучения. Когда дети учатся в младших классах, у них лучше получается устраняться от работы. Но когда обучение в школе становится труднее, они прилагают к этому меньше усилий, считая, что учеба слишком сложная, а они недостаточно умны. Они не пытаются выполнять задания, потому что вероятность неудачи высока и это может открыть отсутствие у них способностей.

Перфекционизм. Пефекционист может откладывать начало проекта только из-за того, что его приводит в замешательство мысль о том, сколько энергии потребуется, чтобы выполнить проект идеально. Он склонен считать, что «должен» выполнить работу.

Родители редко воспринимают своих детей как перефекционистов, скорее наоборот. Однако большинство перфекционистов страдают от внутреннего чувства, что они не способны справиться с работой. Под их желанием делать работу идеально скрываются проблемы с самооценкой. Высокие стандарты – это хорошо: они заставляют нас стремиться к большему.

Когда человек не признает то, что не может соответствовать этим стандартам, у него развивается перфекционизм. Страдающие от прокрастинации перфекционисты устанавливают нереальные ожидания, а затем избегают работы, чтобы не испытывать беспокойства, которое она вызывает.

Хотя прокрастинации подвержены и многие взрослые, у подростков это является признаком незрелости. Когда они приступают к работе, то не могут испытывать удовольствие до момента ее завершения. Также они не могут справляться с фрустрацией и беспокойством, когда учатся чему-то новому. Вы можете слышать от подростка фразу: «Так не честно, это слишком трудно».

Родителям следует научить подростка смотреть на подобные ситуации с позиции «я думаю, я смогу». Также следует устанавливать для подростка ожидания, позволяющие ему проявлять самостоятельность и контролировать ситуацию. Это единственный способ развить у него внутреннюю мотивацию, необходимую для выполнения работы.

Рассмотрим несколько советов, которые могут использовать родители, чтобы помочь подростку справиться с прокрастинацией.

Не поддавайтесь на рациональные объяснения. Посмотрим правде в глаза: люди, склонные к прокрастинации, – лжецы. Они регулярно лгут сами себе о том, сколько времени им нужно для выполнения работы, делая вывод, что времени достаточно, чтобы выполнить все идеально. Такая ложь называется рационализацией. Чтобы справиться с прокрастинацией, необходимо распознать рационализацию и указать на нее человеку, который ее использует. Например, когда ваш ребенок использует одну из вышеперечисленных фраз, покажите ему весь список и спросите, знакомы ли ему такие ситуации:

  • «Я более продуктивен, когда у меня мало времени, поэтому я жду, когда времени останется мало, и тогда я смогу все сделать хорошо»;
  • «Если я подожду, я смогу быстро написать эту статью»;
  • «Если я сейчас сяду за работу, я пропущу серию своего любимого сериала»;
  • «Расслабься. Это всего лишь одно задание. Мир не рухнет, если я его не сделаю»;
  • «Я не знаю, как это сделать, поэтому я подожду, пока что-нибудь не придумаю»;
  • «Мне легче сделать эту работу, когда я хорошо себя чувствую, поэтому я подожду, пока мое настроение не будет в норме»;
  • «В прошлый раз я сделал все в последний момент, и все получилось хорошо. Почему бы и сейчас не поступить так же?».

Избегайте негативного мышления. Люди, подверженные прокрастинации, негативно настроены по отношению к своей работе. Рассмотрим несколько их негативных установок и попробуем их переформулировать:

Вместо таких фраз

Используйте такие

Я выбираю (например: «Я выбираю пойти в школу)

Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

Не стоит удивляться, что дети еще сильнее привязаны к различным электронным устройствам. Очень часто, уже имея смартфон, планшет и ноутбук, за которыми они проводят все свое время, современные дети еще и копят на смарт-часы: они лучше нас разбираются в сложной технике и быстрее подхватывают новые веяния. Интернет и гаджеты — это их стихия.

Проблема заключается в том, что дети — это, в первую очередь, дети: они еще не умеют качественно планировать время, расставлять приоритеты, придерживаться графика. Если их что-то цепляет, то, как говорится, пусть весь мир подождет. А у электронных устройств невероятная способность удерживать внимание. Этот факт влечет за собой остро стоящий вопрос детской прокрастинации.

Прокрастинация — откладывание дел на потом

Суть прокрастинации заключается в том, что человек бесконечно откладывает все свои дела ради бесполезных действий, которые просто поглощают время. С появлением различных электронных устройств это явление распространилось на детей, став большой проблемой, поскольку в результате бессмысленного интернет-серфинга они откладывают вообще все дела — учебу, увлечения, друзей.

По данным опроса Компании StudyMode, в котором приняли участие более 1300 школьников и студентов, домашнюю работу подростки откладывают из-за отвлекающих факторов, главные из которых — социальные сети (58%) и телевидение (61%).

Что же делать родителям, чтоб помочь школьникам научиться управлять своими влечениями, а не подчиняться им?

Любые гаджеты — это лишь средство для прокрастинации.

Если просто их нейтрализовать, дети мгновенно найдут другие способы отлынивать от выполнения реальных задач — если человек не фокусирует внимание на чем-то одном, то его мозг ищет другие варианты, потому что никогда не бездействует.

Поэтому выход — учиться концентрироваться на поставленной задаче.

Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

Как сказал Н. Г. Чернышевский, «отвергать прогресс — такая же нелепость, как отвергать силу падения». Мы не представляем себя без достижений современной науки: они значительно упрощают нашу жизнь и дают множество преимуществ в повседневной жизни.

Не стоит удивляться, что дети еще сильнее привязаны к различным электронным устройствам. Очень часто, уже имея смартфон, планшет и ноутбук, за которыми они проводят все свое время, современные дети еще и копят на смарт-часы: они лучше нас разбираются в сложной технике и быстрее подхватывают новые веяния. Интернет и гаджеты — это их стихия.

Проблема заключается в том, что дети — это, в первую очередь, дети: они еще не умеют качественно планировать время, расставлять приоритеты, придерживаться графика. Если их что-то цепляет, то, как говорится, пусть весь мир подождет. А у электронных устройств невероятная способность удерживать внимание. Этот факт влечет за собой остро стоящий вопрос детской прокрастинации.

Прокрастинация — откладывание дел на потом

Суть прокрастинации заключается в том, что человек бесконечно откладывает все свои дела ради бесполезных действий, которые просто поглощают время. С появлением различных электронных устройств это явление распространилось на детей, став большой проблемой, поскольку в результате бессмысленного интернет-серфинга они откладывают вообще все дела — учебу, увлечения, друзей.

По данным опроса Компании StudyMode, в котором приняли участие более 1300 школьников и студентов, домашнюю работу подростки откладывают из-за отвлекающих факторов, главные из которых — социальные сети (58%) и телевидение (61%).

Что же делать родителям, чтоб помочь школьникам научиться управлять своими влечениями, а не подчиняться им?

Любые гаджеты — это лишь средство для прокрастинации. Если просто их нейтрализовать, дети мгновенно найдут другие способы отлынивать от выполнения реальных задач — если человек не фокусирует внимание на чем-то одном, то его мозг ищет другие варианты, потому что никогда не бездействует. Поэтому выход — учиться концентрироваться на поставленной задаче.

Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

Наблюдая за тем, как школьники возвращаются домой после занятий, замечали ли вы, насколько различается их поведение? Одни дети радостно летят домой, размахивая портфелем, другие же еле плетутся с печальным настроением, стремясь растянуть время.
Можно предположить, что такая радость или огорчение детей связаны с полученными ими в школе оценками. Но довольно часто дело в ином – они просто очень не хотят делать домашние задания и пытаются найти причину, чтобы отложить эту очень необходимую, но не всегда приятную работу. И столь медленно и неторопливо бредя домой, школьник начинает искать очень “нужные и важные дела”, подбирает уловки и оправдания, из-за которых можно будет отодвинуть начало выполнения уроков. Ребенок получает временное облегчение, но не избавляется от стресса обязательности выполнения нежеланной и такой скучной работы.
Отсюда и плохое настроение и расстройство от самого, казалось бы, обычного вопроса: “Что с уроками?” И в поведении ребенка, отложившего уроки “на потом”, “с мамой”, “после обеда”, “не понимаю, как делать”, родители часто узнают самих себя. Работа, провоцирующая негативные эмоции, её психологическое отрицание вынуждают искать стимул для начала эффективной работы мозга, эмоционально позитивное занятие для пополнения запаса движущих сил.
Взрослые воспринимают процесс затягивания неприятной работы, откладывания её на “попозже”, как нависший над ними большой и тяжелый камень, и отлично понимают, какую придется заплатить затем цену. Ведь не зря в народе говорят: “Ленивый делает дело дважды” – вначале психологически, а затем и физически. Психологи считают это болезнью, получившей название “прокрастинация”.
Вот как объясняет данное понятие Википедия: “Прокрастинация (от англ. procrastination — задержка, откладывание; от лат. procrastinatio — с тем же значением, восходит к лат. cras — завтра или лат. crastinus — завтрашний, и лат. pro — для, ради) — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам”.
У детей прокрастинация проявляется зачастую в отлынивании от выполнения в положенное время заданных в школе уроков. Вместо того, чтобы подготовиться к контрольной или прочесть нужное произведение, они отвлекаются на другие занятия, сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры. Бывает, что дети готовы даже на уборку в доме, лишь бы не садиться за уроки! Спокойный, приветливый и ответственный, ребенок меняется на глазах, превращаясь на раздражительную и жалующуюся на малейшие неудачи личность.

Причины прокрастинации у детей

– Заниженная самооценка и неудачный опыт, неуверенность в собственных силах и опасение публичного осуждения.

– Давление со стороны родителей, угрозы, приказы и манипуляции: “Если ты сейчас же не оденешься, то будешь наказан!”
– Требование от ребенка выполнения задачи при отсутствии у него необходимых навыков и умений. К примеру, зашнуровать ботинки и завязать шнурки, не показав, как это правильно надо делать.
– “Помощь” взрослых, которым проще сделать что-то самим, чем ожидать, пока с этим справится ребенок, и выяснять, с чем связано его нежелание выполнять поставленную задачу. Это не помогает, а напротив, усугубляет проблему – дети все чаще стараются устраниться от выполнения скучных, по их мнению, дел. Они находят причины и всяческие уловки, чтобы избегать ответственности, идти по более легкому для них пути, что приводит к снижению стремления познавать мир и свою роль в нем. Мозг учится “отлынивать” от серьезной работы – зачем напрягаться, когда можно получить нужный результат без особых затрат? Все это может привести к асоциализации ребенка, непониманию своей роли в обществе и в мире.
– Беспокойные и сомневающиеся в собственном ребенке родители. Их тревоги и сомнения заставляют ребенка опасаться неудач. И это вполне объяснимо, ведь даже мы, взрослые, с большим опытом и умением справляться со стрессами после неудач, редко стремимся заняться делом, которое может принести разочарование в своих силах.

Борьба с прокрастинацией

Желательно стараться избегать вышеуказанных ошибок. Но бывает все же и так, что признаки прокрастинации проявляются и при нормальном развитии и воспитании. Причинами их возникновения являются общество, в котором находится ребенок, поведение ровесников, личные особенности малыша, и многие другие факторы, влияющие на формирование отношения к работе. Как же не допустить проявления данного явления?

Прежде, чем говорить о методах борьбы с этой проблемой, надо четко определить, идет ли в конкретном случае речь о прокрастинации или же это просто отдых от занятий. Возможно, у вашего ребенка перерыв между выполнением уроков, во время которого он решил поиграть, и никаких проблем с домашними заданиями нет.

Реальный путь профилактики и борьбы с прокрастинацией предлагает Школа устного счета “Соробан” с её уникальной современной методикой для детей от 5 до 11 лет. Занятия по усовершенствованной методике ментальной арифметики помогают в следующем:

1. Активизируется умственная деятельность, что благоприятствует формированию желания и интереса получать знания и искать новое, обучаясь в общеобразовательной школе.
Благодаря тренировкам в школе “Соробан” развивается интеллект ребенка, активизируется его мышление, улучшаются память, концентрация и внимание. Дети учатся концентрироваться на выполнении поставленной перед ними задачи – этот один из главных навыков формируется и доводится до совершенства на увлекательных занятиях.

Родители радуются возможности детей считать на высокой скорости, что повышает быстроту реакции и улучшает зрительную память. Но также важна работа и в более медленном темпе – при необходимости удерживать образ числа в уме на протяжении определенного времени тренируется концентрация внимания. Поэтому тренировки ведутся в разных скоростных режимах, что приносит неоспоримую пользу для развития ребенка.

2. Формирование стойкой мотивации к познавательной и учебной деятельности.

Это происходит благодаря наличию у ребенка знаний и навыков, отсутствующих у его сверстников и даже у родителей, и его уверенности в собственных силах.

Студент Школы “Соробан” воспринимает занятия в общеобразовательной школе и учебные нагрузки не как обременительную и нудную работу, а как интересное и увлекательное занятие. И связано это с необходимостью регулярной познавательной деятельности для его натренированного мозга. Нет никаких сомнений, что ученику очень приятно сделать быстрее всех пример в классе. А его активно развитому мозгу гораздо легче выполнять заданные в школе уроки благодарю более быстрому и качественному восприятию информации и её обработке с использованием нужных алгоритмов. И никаких мыслей отложить занятия “на потом” даже не возникнет.

3. Получение навыков планирования дел и времени.
Студенты Школы “Соробан” регулярно тренируются и дома. Каждый день 15-20 минут дети выполняют на тренажере “Дед Соробан” индивидуальные домашние задания, запрограммированные на успех. На первом этапе, в самом начале занятий, родителям необходимо будет оказать детям поддержку в составлении расписания, чтобы включить в него регулярные онлайн-тренировки, и помочь в соблюдении их выполнения. В дальнейшем, как показывает практика, включившиеся в процесс обучения ученики справляются сами.

4. Формируется навык постановки цели и поиска путей для её достижения.
В Школе “Соробан” рядом с учеником всегда находится тренер, который поддержит и похвалит, своевременно среагирует на ошибку и скорректирует задание в зависимости от достижений. Успехи ребенка сравнивают только с его же собственными предыдущими достижениями, учат не искать чужие недостатки, а преодолевать свои. Тренеры анализируют изменения, мотивируют детей к улучшению результатов; похвалой за проделанную работу и поддержкой дают уверенность в своих силах.

Школа “Соробан” поможет справиться с прокрастинацией, столь неприятным психологическим состоянием. Узнать подробней о методике можно на сайте soroban.ua. Немало отзывов родителей наших студентов есть на страницах Школы в соцсетях.

Приходите, мы будем рады видеть вас в нашей Школе!

Как справиться с прокрастинацией ребенка: причины и действенные советы

Ребенок не делает домашние задания от лени или проблема в том, что он не уверен в себе и копирует поведение родителей? Lisa.ru поможет разобраться в вопросе!

Психологи называют поведение под девизом «я сделаю это потом» прокрастинацией и считают, что оно приводит не только к проблемам в делах, но и к неприятным психологическим последствиям.

Малышу задали срочно выучить стишок для утренника, но он решает сначала позвонить другу, потом написать письмо Деду Морозу, хотя до Нового года остался год без каких-нибудь трех недель. А стишок? Подождет до завтра. Так и вырастает ребенок прокрастинатор. Слово появилось в XX веке, а проблема существует давно и может возникать как у взрослых, так и у детей.

Признаки прокрастинации у ребенка

  • Ребенок постоянно переносит важные для него самого дела на «попозже».
  • Отлынивает от выполнения домашних заданий.
  • Часто говорит, что ему скучно и неинтересно.

Важно не путать прокрастинацию с игрой и ленью! Ребенок не отдыхает и не отлынивает от труда, а занимается несущественным в ущерб нужному и, чаще всего, срочному делу.

На тренингах психологи рассказывают взрослым, что дела делятся на важные и не важные, срочные и не срочные, нужные и не очень. Понимание того, к какой категории отнести то или иное задание помогает с мотивацией к выполнению: что-то мы делаем срочно, потому что это важно. Детям стоит объяснять это на примере сказок. «Почему зайчик спешит? Ему важно принести морковку к ужину». Кроха должен понимать, почему сказочные герои одни дела выполняют в первую очередь, а другие — во вторую.

Почему возникает прокрастинация?

2. Авторитарные родители, принуждающие малыша выполнять задания, которые они сами сочли важными

Мама сказала, что Оля должна срочно сделать открытку для бабушки. Срочно — потому что мама спешит в театр. Но девочке не понятно, зачем торопиться. Оля любит все делать обстоятельно, потому и тянет с выполнением задания.

Что делать? Объяснять задания и заинтересовывать детей!

3. Родительская гиперопека, когда взрослые стараются все делать за малыша

Раньше поделки для детсада за Ваню с удовольствием мастерили бабушка и дедушка. Но недавно они уехали погостить к родственникам, и мальчик никак не может заставить себя сделать простую аппликацию к 8 марта, у него нет элементарных навыков, а признаться в этом он хочет.

Что делать? Помогать, но не выполнять работу за ребенка.

Физические наказания недопустимы. Упреки и нотации бесполезны. Зато можно поиграть с ребенком в игру «Не успеваешь — приседаешь». Допустим, малыш обещал разучить новую песенку, но занимается чем угодно, только не музыкой. Придется приседать! Приседаний должно быть достаточно много, но так чтобы это было посильно для ребенка. Такая полушуточная игра напоминает о том, что свои обещания надо выполнять. Делу время, потехе час!

4. Повышенная тревожность или эмоциональная холодность родителей

Папа мечтает, чтобы Саша стал знаменитым футболистом, а у мальчика пока не все получается. Скоро должен произойти просмотр и тренер примет решение, брать ли Сашу в команду. Вместо того, чтобы усиленно тренироваться, Саша то рисует, то смотрит мультики.

Что делать? Показать ребенку, что это далеко не последний его шанс, наметить план дальнейших занятий, подумать об альтернативе футболу.

Иногда явных причин прокрастинации не найти. Может быть, родители сами постоянно тянут с выполнением важных, а малыш просто берет пример?

Как не допустить прокрастинации?

Чтобы такие ситуации возникали как можно реже, следует учить школьника основам планирования, умению разбивать большую работу на несколько этапов с указанием для каждого контрольных сроков и выделением времени «про запас». И проверять, как идет работа.

Школьнику задали прочитать книгу и написать по ней небольшое сочинение. Договоритесь, что в выходные он читает книгу, в понедельник составляет план сочинения, во вторник и среду пишет его.

Ребенку задали посетить выставку и нарисовать по итогам посещения картинку. Он откладывал посещение, пока выставка не закрылась. Подскажи ему последовательность действий: сообщить преподавателю о закрытии выставки, спросить о том, как изменить задание, выполнить его на основе других данных.

Порой ребенку кажется, что работа, которая его ждет впереди, слишком большая, объемная, ее не одолеть! Он пытается отвлечься от того, что его пугает. Помоги разбить работу на небольшие кусочки.

Малышу нужно прочитать толстую книгу. Раздели ее закладками на отрывки по пять страниц!

А может быть малыш боится испортить работу?

Прокрастинация плоха не только тем, что важные дела остаются несделанными, но и тем, что вызывает стресс, дополнительные переживания, все усиливающееся чувство тревоги. Быть прокрастинатором неприятно и тяжело, сама прокрастинация с последующим рывком в попытке хоть что-то успеть, выматывает ребенка, не позволяет выполнить работу хорошо и качественно.

Ребенка попросили нарисовать пейзаж для выставки. Первая попытка оказалась неудачной и малыш занялся чем-то другим. Предложи ему еще потренироваться, сделать эскиз. Поддержи его.

Новое дело всегда требует определенных условий. И его тоже часто хочется отложить.

Ребенку поручили сделать плакат. Для того чтобы начать такую ответственную работу он тщательно убрался на столе, наточил все карандаши и даже полил цветы. Устал. А работа так и не сделана. Научи ребенка расставлять приоритеты, делить задачи на важные и не очень.

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ СВЕРСТНИКОВ

Рассказывая о критическом подростковом возрасте, я вовсе не хотела запугать родителей, воспитывающих детей в одиночку. Конечно, трудно без поддержки другого взрослого оказывать влияние на ребенка, который, казалось бы, уже вышел из подчинения. Родители, в которых ребенок всегда видел поддержку, все равно являются для него тем ориентиром в жизни, который указывает ему путь, куда «плыть дальше». Если в этот трудный период вы не протяните ему руку помощи, подросток найдет других старших товарищей или сверстников, которые не отвергнут его, а примут таким, какой он есть.

Влияние сверстников может быть очень сильным, но оно не всегда положительное, скорее, наоборот. Поэтому вам нужно не отталкивать детей, а быть к ним ближе. Более того, надо научить их противостоять влиянию другого человека, высказывать свое мнение и уметь отказываться от предложения, которое неприемлемо для них. Важно заранее вооружить ребенка такими умениями. А главное — дать ему понять, что в любой ситуации лучше действовать честно и открыто. Внутренний кризис самооценки подросток, как правило, переживает в 13 лет. Этот кризис очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, однако в подростковом возрасте он направлен не на предметные действия и освоение пространства, а на постижение человеческих взаимоотношений.

Этот период в жизни ребенка иногда этапом «второй перерезки пуповины». Подросток все дальше и дальше отдаляется от родителей и с головой окунается в свой мир — мир сверстников. Особенно остро это чувствует родитель, воспитывающий сына или дочь в одиночку. Если попытаться вникнуть, в чем заключается кризис этого возраста, то можно понять, что 13-летний ребенок стремится получить статус взрослого человека, а заодно и возможности, который этот статус дает, но в то же время он не хочет взваливать на себя ту ответственность за поступки, которую несут на себе взрослые люди.

Вы, вероятно, уже столкнулись с тем, что ваш сын или дочь не желает принимать ваш жизненный опыт, даже если осознает, что вы даете ему правильные советы. Ему хочется накопить свой собственный уникальный опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них. Не мешайте ему в этом, конечно, в разумных пределах. Сейчас ваш ребенок испытывает внутренний конфликт: с одной стороны он рад, что повзрослел, а с другой — жалеет о том времени, когда всю ответственность за его поступки брали на себя родители. Возникающие в его голове вопросы, которые он стесняется или боится задать родителю, иногда становятся для него неразрешимыми. Причем он свято верит в уникальность собственных переживаний и проблем, и это порождает у него чувство подавленности, а иногда и одиночества. Именно в 13 лет, пытаясь бороться с собственным одиночеством и непониманием в семье, подросток начинает искать себе подобных — таких же, как и он детей, которых никто не понимает и которые хотят доказать свою взрослость и самостоятельность. Так образуются так называемые плохие компании.

Поэтому вам просто необходимо сделать все, чтобы ребенок обращался со своими проблемами и вопросами к вам, а не к сверстникам. Возможно, у вас просто не хватает времени и сил на задушевные беседы с сыном или дочерью, поскольку вы заняты на работе и по дому. Или, может, вы уже пытались побеседовать с ребенком, но наткнулись на непробиваемую стену, поняли, что время безнадежно упущено, и махнули на все рукой. Подумайте о том, чем может закончиться ваша «холодная война» — плохой компанией, наркоманией, преступлениями… Желаете ли вы своему ребенку этого? Конечно, нет. Именно поэтому вам обязательно надо сделать все, чтобы сломать стоящую между вами и подростком стену.

Ведь в той дурной среде, в которую ребенок может попасть, у него в короткий срок сформируется «мы-концепция». С одной стороны, это общие цели, интересы, задачи, то есть именно то, что сплачивает коллектив. С другой стороны, мир вокруг такой компании распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами порой враждебны. Подобная концепция становится мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы — коллектива, жизненные ценности которого играют для него важную роль, мнение которого является для него значимым. В этот момент не только школа, но и семья становится ему ненужной. Главное место в его жизни начинает занимать общение с компанией сверстников, которую он выбрал.

Как научить ребенка противостоять дурному влиянию

Попробуйте проиграть со своим ребенком возможные жизненные ситуации, в которых ему надо сделать выбор. Как отказаться от просьбы или предложения, возможно, от угрозы? Это можно сделать несколькими способами.

Первый из них — сослаться на родителей. Однако при отсутствии папы это сделать проблематично, потому что в компании мальчишек матери не пользуются таким авторитетом, как отцы. Но для девочек этот вариант вполне приемлем. Например: «Я не могу взять чужие вещи, потому, что мама все равно узнает об этом, и меня накажет». Можно найти другой способ отказа. Например, назвав вещи своими именами, категорически отказаться: «Я не собираюсь участвовать в воровстве»

Отказаться от нехорошего предложения можно с помощью союзника, которого надо найти в этой же компании. Однако сделать это нелегко, тем более, если все ребята хором поддразнивают: «Все могут, а ты не можешь…». Но среди этих всех наверняка найдется подросток, который не разделяет общего мнения, а просто боится противостоять коллективу. Вот на него и надо опираться. Вдвоем занимать противоположную позицию не так уж страшно.

Обсудив с ребенком разные варианты выхода из создавшейся ситуации, вы непременно найдете самое правильное решение. Кроме того, дети очень изобретательны, и могут сами предложить свой вариант. Главное, что в процессе таких обсуждений подросток поймет, что выход всегда можно найти. Вместо того чтобы слепо подчиняться и делать то, что чуждо его натуре, он всегда может высказать свое мнение и остаться на своей позиции. Эта уверенность даст ему силы и не позволит идти на поводу у других людей и обстоятельств. Так все же — как защитить ребенка от дурного влияния? Ответ на это вопрос намного проще, чем вы думаете. Чтобы предотвратить общение подростка с плохой компании, вам нужно стать для него пусть даже не идеалом, но очень и очень хорошим и уважаемым другом.

Вам трудно поверить, что все так просто? Тогда я постараюсь объяснить. Дело в том, что взросление ребенка осуществляется по внешнему механизму — механизму подражания. Другими словами, мальчик или девочка сначала просто хочет быть, как взрослый, копируя внешние качества, стиль, привычки, манеру поведения, то есть внешнюю атрибутику взрослых людей. Для него — это игра. Но во время нее особую значимость приобретает та личность, которая является для него идеалом. И это в большинстве случаев не один из родителей, а другой взрослый человек.

Огромное влияние на выбор идеала влияют средства массовой информации. Подросток начинает подражать выбранному стереотипу, поэтому, например, среди девочек так популярна литература типа «Искусство соблазнения», «Дневники стервы», а также подобные телепередачи. Но не обязательно стереотип для подражания связан у девочек-подростков с образом роковой женщины. Это может быть и «бизнес-вумэн», супермодель или кто-то еще — все зависит от системы ценностей, сформировавшейся в семье. Идеалом мальчиков чаще всего становится супергерой, проповедующий культ силы, смелости, настоящей дружбы, то есть герой современного боевика, и не всегда положительный.

Конечно, вы не можете запретить своему отпрыску читать интересующую его литературу, смотреть кинофильмы и разглядывать фотографии в модных журналах. Но вы в силах объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Это банально, но именно это, как правило, помогает. Мягко подведите сына или дочь к стремлению подражать «правильному» идеалу, то есть герою, который обладает ценными, на ваш взгляд, качествами характера. Опишите ребенку того героя, на которого вы хотели походить в детстве. Возможно, это подстегнет воображение подростка, и он начнет копировать черты не какого-нибудь беглого каторжника из супербоевика, а человека, действительно заслуживающего уважения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как бороться с прокрастинацией школьнику?

Как научить ребенка не откладывать трудные дела на последний момент?

Что должно насторожить родителей в поведении ребенка? Он не может заставить себя приступить к выполнению задания. Сама необходимость делать что-то просто вводит его в ступор. Откладывает работу до последнего момента. Это приводит к тому, что уже опоздал со сроками и делать, по его мнению и логике, не обязательно, так как, к примеру, на уроке не спросили, а задана новая тема, или не вышел вовремя из дома на курсы, так зачем и идти, раз успеет только к середине занятия. В глубине души его терзает понимание важности знаний именно для него самого, а не для учителя, но он гонит такие «неудобные» мысли от себя.

Если уж заставил себя, предположим, сесть за уроки, то постоянно отвлекается по пустякам, оттягивает выполнение заданий. Делает все очень медленно, умеет убедить себя не торопиться, а при малейшей возможности и отложить на потом, на более поздний срок.

Кажется, что ребенок в это время отдыхает, спокоен. Он, как думают родители, желает своим возмутительным поведением вывести их из себя, помотать им нервы. В действительности он может переживать самый настоящий тяжелейший стресс по поводу невыполнения необходимого дела, действия, из-за того, что не в силах заставить себя даже приступить к нему. Такой ребенок постоянно находится в нервном напряжении, прокручивая негативные последствия своего бездействия, изводит себя этим. Чувство ответственности за порученное дело, неизбежность, неминуемость наказания давят на психику ребенка. Однако изменить что-то не в его власти. Получается странная ситуация: он и не отдыхает, и не работает, не учится. К тому же при этом весь на нервах, уставший.

В результате дело не сделано, сам ребенок измотан переживаниям, мыслями о том, что нужно что-то непременно делать, реальными неизбежными неприятными последствиями, которые он прекрасно осознает. Обычно это касается долгосрочных дел, итоги которых отодвинуты во времени. Жизненная энергия, а также время тратятся совершенно напрасно, не принося положительных результатов.

И это не лень, не равнодушие к своему делу, так как подросток действительно сильно переживает, что что-то не сделал вовремя. Каковы же причины прокрастинации – так называется подобное состояние. Как бороться с прокрастинацией школьнику?

Не нравится учиться, так как плоды этих усилий сразу не видны и проявятся в очень отдаленном будущем. В принципе, дети учатся ради иллюзорной, далекой пока что и не совсем понятной для них идеи получить когда-то потом хорошее образование, профессию. Можно сравнить с верой Ассоли — героини произведения «Алые паруса» А. Грина – в появление каравеллы с алыми парусами. А если она не появится? Зачем учиться, прикладывать столько усилий? Для чего? Получить профессию? Учиться в вузе? Но это будет так нескоро. Да и так ли уж это важно? Реально они видят, что многие выпускники в результате не поступают в вузы, так как не проходят по конкурсу – каравелла проплывает мимо них, как мираж, сонм несбывшихся мечт, и исчезает в необозримой дали. Так стоит ли напрасно стараться? И подобные пессимистичные, упаднические мысли медленно, но крепко опутывают сознание и волю ученика.

Причиной прокрастинации у подростков часто является глубокая потеря самого интереса к узнаванию чего-то нового. Если сам процесс получения новых знаний не стал для ребенка необходимой и интересной частью жизни, то со временем он теряет интерес к учебе.

Перезагруженность делами: школа, задания на дом, кружки, секции, курсы, домашние дела… Голова идет кругом от такого калейдоскопа обязательных дел, причем выполнить которые он должен только на «отлично». И наступает момент, когда ребенок теряется в этих «надо» и перестает вообще что-либо делать. Перегорает. И никакие наказания, уговоры не помогают.

Много отвлекающих факторов. Например, сел за стол выполнять домашние задания, а кто-то в это время смотрит телевизор, пусть даже в соседней комнате. Или на столе много всяких предметов, притягивающих внимание.

Социальные сети, телевизор, компьютерные игры, телефон – основные отвлекающие факторы, к сожалению, полностью завладевшие умами и волей многих ребят. И бороться с этим бедствием тяжело. Кто-то скажет: «Отключили, допустим, интернет и уже не сидит у компьютера». Однако все не отключишь. Все равно найдет возможность играть, а отношения с ним родители испортят, доверие исчезнет.

Во многом в возникновении у ребенка стойкого нежелания браться за дело виноваты и сами родители. Например, то же летнее чтение книг по программе. Мамам и папам непременно нужно, чтобы за каникулы были прочитаны произведения по школьной программе, которую изучают в следующем классе. Зачем? Пусть читает, но то, что ему хочется. Дело в том, что ко времени изучения произведения в школе ребенок забывает многие мелкие, но очень важные детали. Совершенно естественное явление. А потом некоторые задания касаются нахождения каких-то эпизодов, характеристик героев, их поступков в самих текстах. И ему вновь приходится перечитывать всю книгу. Возникает обида: он же читал, а мог бы летом и другим чем-то заняться или почитать то, что нравится. И появляется у ребенка ощущение бессмысленно потраченного его собственного счастливого свободного времени.

Как же бороться с прокрастинацией, столь коварным недугом?

Для начала составить четкий список необходимых дел. Записывать конкретно, в приказном порядке: выучить стихотворение, посетить библиотеку и проработать книгу такого-то автора, составив по ней доклад, и т.д.

Такой список показывает ребенку, что нужно сделать, также позволяет зрительно увидеть, что это возможно выполнить, – дела не бесконечны.

Далее расставить приоритеты. Что в первую очередь, а что и попозже. Например, в библиотеку лучше пойти днем, но никак не откладывать такой визит на ночь. Стихотворение же можно учить и в транспорте. Тогда успеется все, и время свободное останется – как приятное на десерт.

Сделанное – вычеркивать. Этот момент очень нравится ребенку, он чувствует удовлетворение, радость, с воодушевлением берется за следующее дело.

Можно баловать подростка за каждое выполненное дело – только сразу, не откладывая даже на завтра. Каким образом – обсудите с самим ребенком. Может быть, это будет небольшая шоколадка, а может – если сделал, например, сам все уроки, заданные на следующий день, – и поход вечером в кино.

Организуйте оптимальный режим дня. Но не авторитарно, расписав день ребенка на свой взгляд взрослого человека и предъявив ему такую директиву, а вместе с ним.

Ориентируйте любимое чадо на выполнение дел, особенно сложных и достаточно однообразных, как можно раньше, не откладывая на вечер, тем более поздний. Такие ребята стараются дотянуть до вечера, по опыту зная, что в это время они ни за что не будут выполнять даже самые простые, допустим, уроки, а угрызения совести к тому времени уже притупляются от усталости и желания спать.

И не делайте жизнь любимого чада невыносимой своими непомерными требованиями. Пусть ему будет не страшно просыпаться утром. Ведь впереди его ждет интересный день, удивительная жизнь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: