Различие в восприятии друг друга
1 «Открытая» шкала
2 Сравнительная оценка ребенка (родителя)
3 Значимые характеристики ребенка (родителя)
4 Позитивные особенности ребенка (родителя)
Экспресс-диагностика «Характер родительского отношения»
1. С раннего детства следует контролировать ребенка и держать в жестких рамках, тогда из него вырастет достойный человек ДА/НЕТ 2. Основная причина неудач моего ребенка – это лень, эгоизм, упрямство ДА/НЕТ 3. Я думаю, что моему ребенку будет трудно чего-то добиться в жизни ДА/НЕТ 4. Я считаю, что ребенок не должен иметь секретов от родителей ДА/НЕТ 5. Часто мне трудно найти общий язык с ребенком ДА/НЕТ 6. У меня не получается разделять интересы своего ребенка ДА/НЕТ 7. Моего ребенка интересуют только глупости и бесполезные занятия ДА/НЕТ 8. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне разумнее, чем мой ребенок ДА/НЕТ 9. Мне кажется, что для своего возраста мой ребенок недостаточно зрелый ДА/НЕТ 10. Порой мне кажется, что мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне ДА/НЕТ Сумма баллов________________
Подсчет баллов: за каждый ответ «Да» присваивается 1 балл. Далее все полученные баллы суммируются. Общая сумма баллов записывается в соответствующую графу, который интерпретируется экспериментатором согласно критериям методики. Результат более 5 баллов свидетельствует о том, что родитель испытывает по отношению к ребенку злость, досаду, раздражительность и обиду. Часто возникают трудности в нахождении общего языка с ребенком, присутствует непонимание его интересов и увлечений. В отношениях доминирует отвержение. Ребенок не воспринимается всерьез как личность. Зачастую это авторитарные отношения, которые строятся по принципу тотального контроля, дисциплинарных рамок, запретов, навязывании ребенку своей воли. Подобные отношения часто складываются из-за низкого уровня психологической грамотности родителей и, безусловно, требуют психологической коррекции. Результат менее 5 баллов свидетельствует об адекватном отношении родителя к ребенку. Возникновение трудностей не исключено, но подобные проблемы решаются быстро и продуктивно. У родителей не возникает серьезных проблем в общении с собственным ребенком, демонстрируют психологическую компетентность во взаимоотношениях. Преобладают так называемые симбиотические отношения. Взрослый не устанавливает психологической дистанции между собой и ребенком, старается быть ближе к нему, демонстрирует понимание, участие, является старшим товарищем. Психологическая коррекция требуется ситуативно. В целом подобные отношения не требуют вмешательства психолога. Список использованной литературы: 1. Гарибашвили Т. И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. – 2006. – Т. 68. – № 13. – С. 119-120. 2. Голубева Е. В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – С. 25-34. 3. Рождественская Н. А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14, Психология. – 2002. – N 2. – С. 48-55. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – С. 335-341.
Диагностика детско-родительских отношений
В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:
– актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.
– их история, особенно в критических точках онтогенеза.
– межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.
– объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:
1. предназначенные только для детей,
2. предназначенные только для родителей,
3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,
4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,
5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок.
Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых медодик, применительно к схеме, расположенной выше.
I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя:
1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.
2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н.Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4—5 лет и до 11—12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом,поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому,а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.
3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».
4. Модификация оценочно-самооценочной методики.
5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка кзначимым близким(родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.
6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) —проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста —стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.
7. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.
II. Методики, предлагаемые родителям.
1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.
2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.
3. Опросник родительски отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.
4. Опросник«Подростки о родителях», показывае установки и стили родительского воспитания так, как их видят тх дети подросткового и старшего школьного возраста.
5. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов,выступают следующие:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений.Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9496 – | 7462 – или читать все.
Диагностика детско-родительских отношений
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.
Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:
- родительские установки и реакции;
- отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
- нарушения воспитательного процесса в семье;
- причины отклонений в семейном воспитании;
- типы воспитания;
- уровень родительской компетентности и т.п.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.
Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).
Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.
Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.
Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.
Диагностика родительско-детских отношений. Типология методик диагностики родительско-детских отношений
В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.
Психолога-консультанта интересует в этом смысле по крайней мере четыре аспекта:
- актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
- их история, особенно в критических точках онтогенеза;
- межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;
- объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.
Практически то же самое можно сказать и относительно межличностных отношений ребенка в детском коллективе — в школе, детском саду, компании во дворе.
Все имеющиеся методики диагностики родительско-детских отношений можно разделить на:
- предназначенные только для детей;
- предназначенные только для родителей;
- одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;
- методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;
- методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель—ребенок.
Таким образам, можно представить следующее типологическое пространство, упорядочивающее все методики для обследования родительско-детских отношений в семье (рис. 2).
К сожалению, не все эти типы в одинаковой мере обеспечены методически. В опыте исследовательской и практической работы хорошо зарекомендовали себя следующие методики.
- Методики, предлагаемые ребенку.
- 1. Методика «Рисунка семьи» и ее модификации.
- 2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля.
- 3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».
- 4. Модификация оценочно-самооценочной методики.
- 5. Детский аперцептивный тест.
- 6. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене- Энтони.
- 7. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.
- Методики, предлагаемые родителям.
- 8. Анамнестический вопросник.
- 9. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка».
- 10. Опросник родительских отношений Варги — Столина.
- 11. Опросник «Подростки о родителях».
- 12. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера.
- 13. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI.
 Рис. 2. Типология методик, используемых для диагностики родительско-детских отношений в семье
- Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям.
- 13. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
- 14. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка, и наоборот.
- 15. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г.М.Шашловой.
- Методики, предлагаемые диаде ребенок—родитель.
- 16. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор—строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.
- Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.
- 17. Цветовой тест отношений Эткинда.
- 18. Методика «Модель личностной сферы».
- — VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.
- 19. Родительское сочинение.
Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье, применяемые в исследованиях семьи или в практике семейного и возрастно-психологического консультирования. Некоторые из методик диагностики межличных отношений ребенка в семье составляют содержание следующих разделов настоящей главы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.
Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми.
Тест “Родители глазами ребенка”.
Тест является фрагментом детской методики Рене Жиля, взятой из публикации: И. Н. Гильяшев, Н. Д. Игнатьева. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологическое исследование личности в клинике. Л., 1978. Она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к матери и отцу.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков, из которых я оставил только два, имеющие отношение к оценке детьми матери и отца.
Отношение к тому или иному родителю выражается количеством его выборов, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Стимульный материал к методике Рене Жиля
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, подруга).
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты гостишь у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей (папы, мамы, брата, сестры) и твою комнату.
7. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Напиши.
8. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.
9. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.
10. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
11. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
12. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
13. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
14. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
15. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
16. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
17. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
18. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
19. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
20. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
Шапарь В.Б. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
Название: Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми Автор: Шапарь В.Б. Издательство: Ростов н/Д: Феникс Год издания: 2006 Страниц: 432 Формат: pdf – с возможностью поиска. в rar. архиве Размер: 22,9 Мб Качество: хорошее
Выявление родительского отношения к детям Выявление детского отношения к родителям Оценка психического состояния детей и родителей Психотерапевтические приемы работы психолога с родителями и детьми.
Книга “Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми” предназначена для практикующих психологов, работающих с семьями в самых различных учреждениях: государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах. Но книга Шапарь В.Б. представит несомненный интерес и для широкого круга читателей, так как в ней даны диагностические методики, позволяющие выяснить проблемы взаимоотношений родителей с детьми, определиться с системой воспитания, сложившейся в семье, разобраться с теми трудностями, которые возникают практически в каждой семье, где есть дети. Особый интерес книга “Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми” представляет и для студентов, обучающихся на факультетах психологии, так как найти материал по психодиагностике родительских отношений в системе «родители-ребенок» достаточно проблематично.
Содержание книги “Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми”:
Глава 1. Выявление родительского отношения к детям 1.1. Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Стопина 1.2. Методика PARI (Родительско-детские отношения) 7.3. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири 7.4. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) 1.5. Опросник «Измерение установок в семейной паре» 1.6. Опросник для родителей «Типы воспитания детей» 1.7. Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) 1.8. Шкала степени отверженности ребенка в семье 1.9. Шкала семейного окружения (ШСО) 1.10. Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей (РВ. Овчарова)
Глава 2 . Выявление детского отношения к родителям 2.1. Графический тест «Рисунок семьи» 2.2. Методика Рене Жиля 2.2. Методика В.В. Доброва «Интерпретация методики Розенцвейга в работе с детьми» 2.4. Диагностика личностных расстройств с помощью многофакторного опросника MMPI («Мини-мульт») 2.5. Диагностика враждебности (по шкале Кука-Медлей) 2.6. Определение уровня депрессии (Т.Н. Балашова) 2.7. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (АН. Орел) 2.8. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко) 2.9. Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки) 2.10. Тест незаконченных предложений 2. 11. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) 2.12. Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
Глава 3. Оценка психического состояния детей и родителей 3.1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 3.2. Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана 3.3. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко 3.4. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко 3.6. Методика межличностного семейного конфликта (МСК) 3.7. Шкала определения соперничества между детьми 3.8. Шкала самооценки ребенка 3.9. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS) 3.9. Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дорки)
Глава 4. Психотерапевтические приемы работы психолога с родителями и детьми 4.1. Аутичный ребенок. 4.2. Агрессивный ребенок 4.3. Тревожный ребенок 4.4. Гиперактивный ребенок 4.5. Трудности подросткового возраста Список литературы
Центр Аналитической Психологии
Как за 5 минут узнать отношение ребенка к своим родителям?
Хочу предложить действительно работающую методику, которую постоянно использовала в своей работе при диагностике деток в старшей и подготовительной группе детского сада на выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.
Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета.
Для скачивания лепестков нажмите здесь: Лепестки. Материал для диагностики.
Содержание работы:
Детали беспорядочно располагаются на белом фоне.
Исследование проводится в форме игры – беседы.
Инструкция:
- Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе;
- Выбери лепесток, цвет которого, похож на маму;
- папу;
- брата;
- сестру;
- дедушку;
- бабушку.
Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.
Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи.
Результаты исследования:
|