Дружба и соперничество: особенности взаимоотношений девочек-подростков

Дружба и соперничество: особенности взаимоотношений девочек-подростков

Дружба и соперничество: особенности взаимоотношений девочек-подростков

В подростковом возрасте изменения происходят во всех сферах жизни ребенка, в том числе и в отношениях со сверстниками. В этот период дружба между подростками складывается в основном по половому признаку.

Психологические особенности девочек-подростков

Девочки в подростковом возрасте очень эмоциональны, для них характерна частая смена настроения и психическая неустойчивость: их легко рассмешить и также легко довести до слез. Они очень чутки к похвале и порицанию, к ироническим замечаниям. Упрямы и раздражительны. Поэтому и дружат они также — эмоционально, часто ссорясь и обижаясь друг на друга.

В школе девочки-подростки часто дружат небольшими группами, обычно концентрируясь вокруг популярной одноклассницы. Девочки стремятся быть в «стайке», чтобы не попасть под злые насмешки, утолить жажду общения, обсудить события и переживания, которые происходят с ними, получить поддержку.

Общаются они по-разному: могут часто и сильно ссориться (несколько раз в день — абсолютная норма), соперничать за право быть лучшей ученицей или самой красивой девочкой в классе, а могут, наоборот, доходить до такой привязанности, которая со стороны кажется нездоровой.

Соперничество и самоутверждение

Реальная дружба подростков – сложное и неоднозначное явление. Одновременно могут проявляться как взаимная поддержка и обоюдное доверие, так и соперничество и даже конфликт, потому что в этом возрасте наравне с общением важны самоутверждение и самовыражение.

В любых отношениях есть здоровое соперничество — это один из моментов развития. Специалисты утверждают, что стремление к превосходству является врожденным. Дух соревнования мотивирует и к деятельности, и к результатам. Важно правильно к этому относиться.

Подросткам в переходном возрасте очень важно доказать своё превосходство, свою важность. Они стремятся к любви и уважению в коллективе, часто нарушая личностные границы, потому что не чувствуют их. Есть и тинейджеры, которые хотят, чтобы им ещё и подчинялись. Отсюда — неминуемые конфликты, ведь все хотят быть «сильным звеном».

Здоровые отношения и личные границы

Потребность во втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности, поэтому дружба приобретает совершенно исключительную значимость — лучший друг на время становится главным человеком. Авторитет родителей отходит на второй план. Это и самый опасный возраст, потому что подростки очень быстро попадают под влияние других людей, еще не научившись в них разбираться.

Мы умеем выстраивать здоровые отношения, идти на компромисс, обходить острые углы, думать наперед. А дети как раз этому и учатся. Задача родителя — поддержать, подсказать, посоветовать, не задев чувства девочек.

Чтобы дочь отстаивала личные границы и получала удовольствие от общения, имеет смысл проговорить с ней эту тему, поделиться собственным опытом, продемонстрировать, как выглядит зрелая взрослая дружба — ориентир, к которому можно стремиться.

Обращаться с подростковой дружбой надо аккуратно. Не говорите плохо о подругах дочери, даже если что-то знаете наверняка, потому что она не послушает вас и ничего больше не расскажет. Понаблюдайте за общением девочек, если у вас есть такая возможность —пригласите подруг дочери с собой в кино на выходные. По их общению вы сразу поймете, что происходит в дружбе: есть ли у них ущемление, соперничество, эгоизм, а в комфортной домашней обстановке аккуратно заговорите об этом. Если дочь это тревожит, она охотно поддержит беседу. Выслушайте ее и постарайтесь донести, что отношения будут плодотворными, только если в них будет присутствовать взаимоуважение, доверие и поддержка.

Дружба онлайн

Условия жизни в городе, повсеместное распространения интернета и мода на социальные сети диктуют свои правила. И подростки, следуя им, большую часть времени общаются по интернету. В личных переписках и групповых чатах они обсуждают новости дня, делятся сокровенным, шутят, присылают друг другу интересные посты. Для родителей это чаще всего закрытая территория с незнакомыми правилами.

Все не так страшно. Интернет — это сфера, которая будет присутствовать в жизни всегда, если, конечно, не случится конец света. И умение общаться там сейчас становится одним из необходимых навыков. Однако здесь есть некоторые моменты, которые было бы полезно объяснить дочери.

Во-первых, особенностью общения в соц. сетях является то, что каждое твое слово остается зафиксированным в виртуальном мире. Девочки, склонные к излишней откровенности с подружками, должны внимательно следить за тем, что и кому они отправляют, ведь их сообщения или фотографии могут быть выставлены на всеобщее обозрение.

Во-вторых, личные темы все же лучше обсуждать вживую. Это избавит от ненужной информации в сети, плюс поможет встретить более эмоциональный отклик. Да и любая дружба будет прочнее, если в ней есть живое общение, а не только переписки в соц. сетях.

И наконец, подростки в переписках должны относиться к собеседнику так, как хотели бы, чтобы относились к ним самим: не отправлять сообщения подруг другим людям без разрешения автора, соблюдать простые правила этикета. Некоторые девочки в своих близких отношениях друг с другом доходят до обмена паролями от личных страниц. Это указывает на максимальный уровень доверия между ними. И, конечно, родители должны донести до дочери, что не стоит этого делать: у человека должно быть только его, личное пространство.

Дружба девочек в подростковый период

Феномену дружбы в детской психологии уделяется большое внимание. Родителям важно понимать, с кем дружит их ребенок, почему он выбирает именно этих конкретных детей, а не других. С самого начала социализации и на протяжении всего периода детства ребенок приобретает друзей. Со временем связи могут угасать, а затем и исчезать вовсе при переездах, сменах школы или интересов. На их месте появляются новые, и иногда детская дружба сохраняется во взрослом возрасте.

Дружба в детской психологии

Психология ребенка — это психология формирующейся, растущей личности. С рождения и до 2-3 лет социализация не так важна для ребенка. Совсем маленькому ребенку достаточно общения с родителями, родственниками и игрушками. Других детей он начинает замечать и взаимодействовать с ними как раз в 2-3 года. Этот процесс называется «социализацией».

Когда ребенок идет в детский сад, он соприкасается с социумом, а точнее, его уменьшенной моделью. Малыши тянутся к дружелюбным детям, которые охотно делятся игрушками. Возникают первые привязанности, первые обиды, первые ссоры и примирения.

Для родителей также важно, чтобы у ребенка были друзья. Поэтому их задача — научить малыша правильно общаться и не стесняться играть с другими детьми. Для гармоничного развития важно, чтобы и у родителей были друзья — так он поймет, что дружить полезно.

Детская дружба в разные периоды детства

Возрастная психология описывает особенности дружбы в период с 3 до 18. Как начинается детская дружба? В песочнице или в детском саду. Маленькие дети знакомятся легко. Им достаточно спросить: «Как тебя зовут?», поделиться игрушками, слепить куличи.

С 3 до 6 лет дети дружат с теми, кто угощает конфетами, не ябедничает и не дерется. Именно в этот период для ребенка много значат походы в гости, расширяется круг общения. Потеря друга, к которому он привязывается, уже становится трагедией. Тем не менее, она легко забывается.

С 6 до 9 лет большое значение в жизни ребенка приобретает не только игра, но и учеба. Детская дружба в школе строится на совместном сидении за партой, помощи в учебе, посещении кружков и секций. Просто совместных игр во дворе уже недостаточно — нужны общие интересы.

Именно в этот период дружба становится более ответственной, появляются обязательства перед друзьями. Она может сохраниться и на всю жизнь, но это редкое явление. Отрыв от коллектива в связи с переездом или переходом в другую школу воспринимается тяжелее, чем в 5 лет. Девочки и мальчики могут дружить между собой, но пока не влюбляются. Дружба между мальчиками носит деловой характер: важна помощь в учебе, игра в футбол. Для дружбы девочек большое значение приобретает возможность делиться секретами и строить доверительные отношения.

После 10 лет тенденция на поиск настоящих друзей и единомышленников усиливается. Друзья уже «не заводятся сами», как это было в песочнице до школы. Если ребенок находит близких по духу друзей, он чувствует, что он не один, и это положительно отражается на его развитии.

Далее, в 13-14 подросток все меньше считает авторитетами взрослых и все большее значение для него приобретает мнение компании. Он обращает внимание на то, как одеваются «популярные» юноши и девушки, какую музыку слушают и какие фильмы смотрят. Для родителей этот период непростой — им трудно принять меняющихся детей, которые еще вчера были милыми и послушными. В это время подростки начинают интересоваться противоположным полом. И здесь взрослым важно проявить как можно больше такта и мудрости, интересоваться увлечениями детей и их внутренним миром. Так возможно преодолеть то, что в возрастной психологии называется «трудным» возрастом, с наименьшими потерями.

В 16-18 лет дружба может перерасти в любовь. Даже в школе образуются парочки, которые затем могут создать семьи. Но дружба по-прежнему имеет большое значение как для мальчиков, так и для девочек. Им важно, чтобы рядом был человек, с которым можно поделиться радостью или печалью, который умеет слушать.

Дружба девочек и ее особенности

К сожалению, психология девушек в подростковый период отличается стремлением конкурировать за внимание мальчиков. Самые авторитетные девушки в классе, как правило, пользуются успехом у противоположного пола, и к ним больше тянутся.

В школьном коллективе девочки-подростки часто дружат группками по двое-трое. Часто девочки группируются вокруг самой красивой и популярной. Бывает так, что девушка, приобретая конкурентку, становится агрессивной, и компания распадается.

Также дружба девочек может иметь следующие формы:

  • Красивая девушка и ее незаметная подруга.

До определенного момента такое положение вещей может устраивать обеих. В течение нескольких лет на красавицу обращают внимание юноши и предпочитают ее общество. Но случается так, что и «незаметная» тоже влюбляется и получает взаимность. Такая дружба может либо перейти на новый уровень, либо закончиться ссорой.

  • Подруги и соперницы одновременно.

Они одинаково красивы или одинаково талантливы, пользуются одинаковым успехом у юношей. Но в какой-то момент одна начинает опережать другую. Менее успешная завидует более успешной, и дружба распадается.

  • Самая гармоничная дружба девочек — та, в которой нет конкуренции.

Когда дружат на равных, не конкурируют за мужское внимание, не завидуют и не стараются в чем-то превзойти. И у такой дружбы самые высокие шансы на долговечность.

Девушка может иметь одну или двух близких подруг. Они не бывают абсолютно схожими, в чем-то они могут быть разными. Но у них общие стремления и интересы, и в целом девушка, имеющая подруг, морально сильнее и устойчивее. Она чувствует поддержку, и ей не одиноко.

В любом возрасте детей родителям следует проявлять мудрость и такт по отношению к выбору друзей. Ни в коем случае не следует навязывать ребенку дружбу с кем-то или давить, если по каким-то причинам вас не устраивает его друг или подруга. Старайтесь обращать внимания на личные качества друзей ребенка. Если вас что-то настораживает в поведении этого мальчика или девочки, поговорите с вашим ребенком и объясните, что именно смущает и почему. Как бы вы ни пытались оградить ребенка от ошибок, от них никто не застрахован.

Предательство близкой подруги больно и обидно в любом возрасте. Но в юности это переживается особенно остро. Это настоящая катастрофа, конец мира. В этом для девочки крайне важно, чтобы родители не обесценили ее чувства, а поняли ее и постарались отвлечь. Нет ни одного человека, который не испытал бы предательства и разочарования. В жизнь девушки обязательно придут новые люди и новые, более надежные подруги.

Девочки-мальчики и их взаимодействие.

Василий решил, повинуясь судьбе,

Жениться на Вере из 1 “Б”.

Он ластик и ленточку ей подарил

И замуж идти ее уговорил.

Но мама, и папа, и наша собака

Решительно против этого брака!

Поскольку женитьба – вопрос не простой,

Походит Василий пока холостой! (Роман Сеф).

Итак, в этой статье я хотела бы затронуть тему взаимодействия мальчиков и девочек в разных периодах детства.

Младечество, ранний возраст ( от рождения до 3 лет).

Мама-папа счастливы! Ура! В их семье появился долгожданный малыш. Этот малыш – настолько малыш, что не только он сам, но и окружающие взрослые кроме как по цвету ленточки (или если подсмотрят подгузник)не поймут, кто это – мальчик или девочка.

И только к концу раннего возраста ( к 3 годам) ребенок усваивает свою половую принадлежность, но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова “мальчик” и “девочка”. Например, в 3 года на вопрос “Кто ты?” девочка ответит, что она девочка. Но рассуждения о том, почему она так решила,ограничатся фразами “Потому что я ношу платья, играю в куклы” и т.п. То есть знания очень поверхностны, они основаны не на видении ребенком ситуации, а на том, что ему по тому поводу сказали взрослые.

Дошкольное детство (от 3 до 7лет).

Вот тут становится интереснее! В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обнарживает внешние различия мужчин и женщин в одежде, манере поведения.

Все свои наблюдения ребенок переносит в игру.

Поэтому в этом возрасте мы можем наблюдать как мальчики берут на себя роли мужей, пап, водителей, строителей. Девочки же предпочитают становится на время игр мамами, женами, учителями.

Кроме того появляются чисто мужские или чисто женские игрушки.

В этом возрасте дети часто “влюбляются” и “собираются пожениться”. Так дочка часто рассказывает маме вечером после сада настоящую “Санта-Барбару” их взаимоотношений в группе: “Петя в меня влюбился,но я не хочу с ним играть, он дерется. Мне нравится Саша, он всегда делится со мной игрушками!”

Мам такое поведение детей умиляет, забавляет, но где-то может настораживать: “А не слишком ли рано мой ребенок о высоких чувствах рассуждает?!”.

На самом деле не рано, самое то. Нужно понимать, что в этом возрасте все чувства ребенка по отношению к противоположному полу во-первых, ситуативны, во-вторых, носят характер игры.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая,или основная деятельность этом возрасте. Ее задача – научить ребенка взаимоотношениям между людьми. Ребенок отыгрывает то, что видит, то, что его заинересовало. Увидел, как папа приобнял и поцеловал маму, вернувшись с работы, его эта ситуация заинтересовала – он воспроизвел ее в игре.

В дошкольном возрасте дети начинают объединяться в группы по признакам пола. Но группы эти – лишь на период игры. Да и в игре они очень расплывчаты. В начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и для девочек. Но постоянно помнить о своей роли в соответствии с полом ребенок еще не может. Дети, зачастую, увлекшись игрой, продолжают играть как сверстники, а не как мальчики-девочки. А потом расхлебывают свои “заигрался” перед воспитателями. Особенно мальчишки. Ведь забывают, что перед ними – девочки, начинают играть как с мальчиками, а с мальчиками главное – соперничество, победа любой ценой – хоть в глаз кулаком, хоть толкнуть.

А девочки реагируют так, как свойственно чисто их женской природе – пытаются договориться, социальные контакты, взаимоотношения для них – в приоритете. Им бывают непонятны мальчишеские замашки и выходки.

Но в целом и общем можно сказать, что в этом возрасте дети между собой дружат и пытаются совместно через игру познавать сложный мир взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет).

Противостояние – вот девиз взаимоотношений полов в этом возрасте.

Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста – образование однородных по полу групп – гомогенизация. Дети разбиваются на два противополжных лагеря – мальчиков и девочек- со своими правилами и ритуалами поведения.

В этом возрасте их взаимоотношения становятся глубже, переходят на качественно другой уровень.

Поэтому мальчики “не играют в девчачьи игры”, а девочки “терпеть не могут мальчишек”.

Нет-нет, безусловно, и поболтатать друг с другом, и из школы до дома вместе добежать – с удовольствием. Но это ситуативно, здесь и сейчас, в основной же массе проведенного совместного времени в школе или во дворе мальчишки играют с мальчишками, девчонки – с девчонками.

Происходит это потому что мотив совместных игр не только не изменился, но, напротив, расцвел: мальчики чаще в своих играх пытаются доказать свое “Я”, это игры на соперничество. Девочкам интересно человеческое общение, они направлены на познание тонкостей взаимодействия.

И эти детские потребности в игре четко оправданы их социальными ролями в будущем: мужчины – добытчики, женщины – хранительницы очага.

Детки учатся своим ролям, а это зачастую приводит к конфликтам. Ведь когда эти две группы оказываются вместе, происходит столкновение интересов. Мальчики пытаются доказать свое превосходство, зачастую не воспринимая того, что перед ними девочки. Неудивительно, что мальчиковые игры девочкам кажутся “дурацкими” и непонятными. При этом девочки ориентируются на общение, им важно общение с учительницей, с подружками. Важно как общение само по себе. Мальчики в свою очередь не принимают такую девичью позицию, считают игры девочек недостойными их внимания.

Кстати, часто именно в этом возрасте мальчишки начинают подтрунивать над девочками ( дернуть за косичку, выкинуть портфель и т.п). Мальчик так пытается привлечь внимание понравившейся девочки. Ему же завоевать ее надо, победить! Но она его стремлений не понимает, поэтому его “шутки” обижают ее, вызывают злость.

В этом же возрасте появляются дразнилки типа “Тили-тили тесто жених и невеста”. Или же стоит мальчику с девочкой несколько раз пройтись домой вместе, одноклассники не оставят это безнаказаным. Бросать фразы типа “Петя любит Машу” начнут незамедлительно.

Родители, учителя могут тревожиться по этому поводу и стремиться к дисциплине, пытаются примирить два лагеря. Но не стоит грубо вмешиваться в отношения между полами, так как они могу помешать полному и закономерному развитию отношений между полами.

Подростковый возраст.

Этап “первой влюбленности”.

Итак, противостояние закончилось. Гормоны берут свое. Подросток начинает обращать серьезное внимание на противополжный пол. Но опыта нет. Он пока учится, пробует себя на любовном фронте.

Давайте разберемся как это происходит.

Ребенок начинает взрослеть. Из гадкого утенка (в нашем случае прыщавого подростка) за какие-то 3-5 лет ему предстоит превратиться в прекрасного лебедя (в нашем случае, уверенного в себе молодого человека).

Возникает стремление нравиться, происходит качественная идентификация “Я как мужчина”, “Я как женщина”. На первый план выходит осознание личной привлекательности/неривлекательности. Это имеет первостепенное значение глазах сверстников.

Взаимоотношения между полами, как и все остальное в подростковом возрасте, имеет скачкообразный характер.

Надо заметить, что первые чувства не отличаются постоянством. Подростковый максимализм захватыае и эту сферу жизни. Чем ярче, драматичнее происходят события – тем интереснее подростку их проживать, ведь такая драматичность дает огромный опыт. Опыт выстраивания отношений с противоположным полом.

Родители, как правило, оказываются не готовы к такой взрослости своего чада. “Как? Уже? Когда успел вырасти?” – читаешь в их глазах.

И тут очень важно родителям принять эту данность. А когда приняли, то поговорить с ребенком. От сердца поговорить. Не читая нотации о предохранении, о том,что этот мальчик плохой, а девочка супер самоуверенная.

Нет, разговаривать,безусловно, нужно об отношениях мужчин и женщинах, о сексе, конце концов, нужно. Но так, как разоваривают с самым дорогим человеком. Желая добра и показывая, что чувства ребенка ценны!

Иначе своим стремлением научить, показать, кто главный можно разрушить тот мостик, который связывал Вас с ребенком в предыдущие годы. Оно Вам надо?

Нужно помнить, что из каждого возраста ребенок должен вынести что-то полезное.

Вот так вот от количества к качеству идет развитие отношений между полами детском возрасте.

Каждый этап важен и необходим, кроме того, всему свое время. Дети без нас, родителей, чувствуют, что им необходимо на каждом ворастном этапе. Наша задача – не вмешиваться в их отношения,когда они не просят нас об этом. Но наблюдать! И помогать, когда это необходимо.

Психология поведения девушек: дружба и соперничество

Сегодня мы рассмотрим тему взаимоотношений между девушками. Итак, что мы сегодня узнаем:

  1. Психология поведения девушек;
  2. Дружба между девушками;
  3. Психология поведения девушек в отношениях:
    • отношения с парнем;
    • отношения с чужим парнем;
    • отношения с мужчиной;
    • отношения с женатым мужчиной.

Общая психология поведения девушек среди других девушек

Психологически каждая девушка постоянно вражески настроена к окружающим девушкам и женщинам. Почему так происходит? Самая главная причина – это внимание. У девушек особо ярко выражено стремление быть значимой среди окружающих её людей: семья, друзья, учёба, работа.

Выработанная система оценки предварительных соперниц влияет на дальнейшие отношения между девушками.

Между собой девушки психологически оценивают конкурентность друг друга по таким пунктам:

  1. Внимание мужского пола – чем больше мужчин, парней в твоём круге общения, тем выше твоя конкурентоспособность.
  2. Внимание женского пола – больше подружек = больше парней вокруг вас = большая компания = больше поддерживающих вас людей.
  3. Внешность – красота является главным оружием девушки в борьбе за внимание. В этом же пункте находятся стильность и умение подать себя.
  4. Размер кошелька – это часто влияет на вышеуказанные пункты.
  5. Поведение девушки – то, как она сама себя оценивает.
  6. Таланты девушки и её достижения в разных сферах жизни.

Поверьте, девушки над этими пунктами задумываются каждый день. Перед выходом из дома в зеркало посмотрит, оценит свою привлекательность и пойдёт покорять и завоёвывать внимание.

Девушки очень редко «воюют» в одиночку. Как правило, девушки-одиночки не составляют конкуренции. Девчонки дружат между собой и группируются в небольшие компании. Они вместе помогают друг другу в достижении целей каждой из них. Такие группы характеризуются общими интересами. В основном при здоровой конкуренции леди ведут себя гармонично. Как только они почувствуют себя более сильной соперницей или наоборот, поведение приобретает более агрессивные оттенки. Часто это портит репутацию и опускает её постепенно по всем пунктам оценивания.

Несмотря на все эти прямые заявления, психология часто корректируется индивидуальностью самой девушки. Великое влияние на психологию поведения девушек, как и на каждого человека, имеет национальная культура.

Дружба между девушками

Даже если взять во внимание соперническую психологию девушек, они всё равно способны к мирному существованию и взаимодействию. Дружба для них очень важна. Подруг может быть много, но всегда есть несколько близких подруг, с которыми у них очень крепкие отношения, построенные на понимании и доверии. Такая дружба длительная, и бывает, что навсегда. Девушки, которые становятся лучшими подругами, по статистике имеют разные, но совместимые характеры. Также у них общие интересы и взгляды на жизнь. Они нередко ссорятся, но всё равно приходят к одному мнению. Девушка, у которой есть одна лучшая подруга, морально сильнее и устойчивее в трудностях, чем та, у которой много «просто подруг».

К дружбе стремятся все, даже самые эгоистичные люди. Чем больше друзей, тем комфортнее находиться в обществе. Обретайте себе лучших друзей, знакомьтесь и начинайте дружить со многими – станет меньше недругов. Будьте дружелюбными, но окружайте себя понимающими и верными друзьями. Чем больше друзей, тем меньше нервов вы потратите в своей жизни, тем радостней и легче будет жить.

Как девушки ведут себя между собой?

Рассмотрим всё в виде таблицы.

Если девушка встречается с парнем

Поведение девушки Поведение других девушек по отношению к ней
Девушка ведёт себя расслабленно в компании, смело рядом со своим парнем, не переживает о мнении других. Если она не увела ни у кого парня, то другие будут относиться к ней положительно. Её не будут считать соперницей, оценят её как «безоружного воина».

Если девушка ходит на свидание с чужим парнем

Ведёт себя дерзко, но с осторожностью. Она признаёт только свои правила, которые меняет, когда захочет. В компании ведёт себя спокойно, но не выгораживается на передний план. Оценивают её как участника боя без правил. Они не упускают её из вида и ведут себя осторожно, иногда агрессивно. Не подпускают её в близкий круг общения, и если будет возможность «насолить» ей, они это сделают.

Если девушка встречается с мужчиной

Старается выглядеть более женственной, очень редко находится в компании ровесников, своими проблемами может поделиться лишь с самой близкой подругой, но делает это редко. Те девушки, которые предпочитают отношения с парнями, будут рады. А те, кто предпочитает отношения с мужчинами, могут начать соперничество. Могут даже подружиться с ней, но такая дружба будет похожа на «танцующее» пламя огня. Такая дружба непрочная, она напоказ.

Если девушка встречается с женатым мужчиной

Девушка с дерзким поведением, скрытная, ведёт себя как актриса. Она живёт своей жизнью и ведёт себя как обычно. Но её роман для неё как отдельная жизнь, она старается балансировать между ними. И делает всё, чтобы эти две игры не переплелись. Близких отношений с такими девушками не заводят, психологически вносят их в чёрный список из-за моральных соображений и цепляют ярлык «меркантильная девушка». Для большинства они не составляют конкуренции, кроме жён этих мужчин.

Девушки не могут обходиться без отношений, они постоянно строят отношения с окружающим миром. На это имеют влияние возраст и желание достигать целей в жизни. Многие стараются меньше оценивать ситуацию вокруг себя и почти не обращают внимания на остальных девушек, пока одна из них не перейдёт дорогу другой. В основном все девушки относятся мирно друг к другу и прекрасно налаживают отношения между собой. Но если на горизонте появится объект их интереса, они не уступят другой, только если это не будут близкие подруги (но бывает по-разному). Психологическое поведение, дружба и реакция девушек друг на друга зависят от их целей и способа достижения этих целей. Есть девушки, которые никогда не вступают во вражеские отношения с другими, но при этом добиваются желаемого. Желаем вам того же.

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками

Важный фактор психического развития в подростко­вом возрасте – общение со сверстниками. Сейчас оно становится ведущей деятельностью.

В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее до­верительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества.

По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками.

Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитывать по крайней мере шесть важнейших потребностей молодых людей:

1. Устанавливать с окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения.

2. Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имею­щими иное воспитание, опыт и взгляды.

3. Быть принятыми и признанными в социальных группах и занимать в них определенное положение.

4. Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросоциальным контактам.

5. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера и впоследствии — удачному браку).

6. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение.

В мотивах равнения подростка на сверстников отражаются жизненно важные для них проблемы:

утверждение собственных возможностей;

приобретение качеств взрослого через равнение на “более взрослого” товарища;

стремление к дружбе, желание быть признанным и принятым;

взаимоотношения с другим полом;

защита собственного достоинства.

Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, до­биваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе качества, которые нравятся окружающим, и овла­девая навыками общения.

В подростковом возрасте возрастает интерес к противоположному полу: если 8-10-летние выбирают для игр и других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними пола, то 13-14-летние – противоположного. Все больше используются формы поведения, прямо или косвенно связанные с половой ролью.Подростки начинают ходить на свидания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9027 – | 7255 – или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Дружба в подростковом возрасте

Для подростка большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки-подростки выражают свои чувства объятиями и стремлением прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам-подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все – и мальчики, и девочки-подростки – озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз. Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.

21. Проблема возрастного кризиса в подростковом возрасте

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойке зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Дружба в подростковом возрасте

Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива, то же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения безусловно индивидуально-избирательны.

К периоду подросткового возраста дети подходят с разным запасом привычек, склонностей, умений, каждый со своим набором индивидуальных особенностей. К этому времени у ребенка уже сложились основные черты характера.

Просмотр содержимого документа
«Дружба в подростковом возрасте»

Дружба в подростковом возрасте

Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива, то же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения безусловно индивидуально-избирательны.

К периоду подросткового возраста дети подходят с разным запасом привычек, склонностей, умений, каждый со своим набором индивидуальных особенностей. К этому времени у ребенка уже сложились основные черты характера. У разных детей различны темпы развития тех или иных психических процессов – мышления, памяти, восприятия, воображения. Индивидуальные особенности ребенка, определяемые не только особенностями его нервной системы, темперамента, но и условиями развития, весьма своеобразно окрашивают общие для всех возрастные проявления. Но независимо от индивидуальных особенностей и специфики предшествующего развития каждый подросток проходит через приобщение к коллективу сверстников с открытием для себя его значимости и важности. Однако выбор друга, сверстника для интимно-личностного общения всегда индивидуален.

Задушевный друг очень нужен подростку. Поиск друга – важный момент в его жизни. В поиске задушевного друга подросток пристально анализирует поступки и отношения людей, в дружбе формируются его общественный опыт, общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде и т.п.

Отношение подростка к другу становится все более и более взрослым: его уже не удовлетворяет просто “быть вместе” – играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. Если перевести на “взрослый” язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: “Мой друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, быть как бы частицей моего я”.

К другу, как видим, предъявляются большие требования. Друг должен быть идеальным человеком, должен воплощать все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом. Подросток видит потенциальные возможности друга, верит в его ум и способности. Друг становится для подростка тем конкретным образцом, который помогает ему определить требования к собственному поведению. Более того, сам поиск образца зачастую выливается в поиск друга. И тогда размышления о поступках и качествах товарищей становятся размышлениями о том, “каков мой друг”, если он есть, или “каким он должен быть”, если его еще нет.

Много сил тратит подросток на поиски друга. Эти поиски, расходясь кругами, как от брошенного в воду камня, обычно захватывают любой коллектив подростков; в постоянном неуловимом движении находится группы, меняются отношения. Ребята ищут то, что соответствует их рождающимся идеалам, новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды. Подросток много думает о своих взаимоотношениях с близкими друзьями, о взаимоотношениях ребят между собой, анализирует их. Его волнует, если в этих отношениях проявляется несправедливость, унижается человеческое достоинство. В отношениях с другом он ищет взаимопонимание, сопереживание, душевную тонкость. Он особенно высоко ценит равноправие, верность в дружбе, солидарность – все те требования, которые взрослые предъявляют в основном друг к другу, но не к детям.

Высоко оцениваются подростками и такие качества, как глубина и широта знаний, разнообразие интересов, сила, ловкость, выносливость. В дружбе подростков в значительной степени складываются, апробируются и оттачиваются их идеалы. Ведь подросткам есть с кем сравнивать своих друзей: у ребят этого возраста, как правило, уже имеется тот идеал, который воплощает в себе все лучшее, которому они хотят подражать, “строить жизнь с кого”. Это исторические личности, герои войн, литературные герои. Эти идеалы создают для подростка ту психологическую перспективу, дорога к которой идет по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, оценке, подражанию.

Но всегда ли дружба несет подростку только хорошее?

Всякую ли дружбу нужно поддерживать и укреплять? Ведь образцы различны как по своему содержанию, так и по общественной ценности. Играя огромную роль в формировании личности подростка, друзья, тем не менее, далеко не всегда ведут подростка по самому правильному пути.

Иногда бывает так, что вы ясно видите, что «друг» вашего сына уводит его с прямой дороги, плохо влияет на него, а сын не может противостоять ему. Такая дружба становится особенно опасной, если не все благополучно в отношениях подростка со взрослыми – с родителями, учителями или другими близкими ему людьми. В таких случаях грубость, которую он заимствует у своих новых друзей, становится для него формой протеста против не удовлетворяющих его отношений со взрослыми. Прежде всего нужно снять отрицательную эмоциональную окраску этих отношений. Можно, например, найти какое-то дело, которое бы увлекло, заинтересовало вашего сына. Для вас это дело создало бы почву для установления новых контактов с ним – деловых, лишенных эмоционального напряжения, приведшего к конфликту.

С большой осторожностью надо выбирать способы непосредственного влияния на дружеские отношения подростков. Не следует в этих случаях прибегать к прямому запрету, поскольку его результаты нередко бывают обратными. Нежелательная дружба еще больше укрепляется, но при этом уходит в “подполье”, становится тайной и поэтому еще более опасной. Родители по существу теряют всякую возможность контролировать эти отношения, а они развиваются дальше и в конечном итоге могут привести к печальному финалу.

Возможно, более эффективным будет другой путь: попытаться вызвать подростка на открытый “бой”, на конкретных поступках “друга” показать, что смелость его оборачивается в каких-то ситуациях трусостью, независимость граничит с грубостью и наглостью, а его геройство основано на неуважении к личности другого человека. Такие споры или беседы должны быть обязательно конкретными. Разговор должен идти именно про этого друга, про этого подростка, а не про плохих мальчиков и девочек вообще. Необходимо развенчать именно этот образец, именно этого кумира. И не ждите, что это удастся сделать легко и быстро. Это потребует от вас значительно больших усилий, чем просто запрет, но и даст несравненно лучшие результаты.

Но следует помнить, что так называемый опасный друг сам часто не умеет оценить свои поступки, и его поведение является результатом дефектов нравственного воспитания, своеобразной морально-этической слепоты. Изучение трудных подростков показывает, что эта трудность нередко является следствием неумения найти свое место среди товарищей, несложившихся дружеских отношений. Состояние конфликта с товарищами очень тяжело переживается подростком. Боязнь быть отвергнутым сверстниками становится для него не только источником беспокойства, но и нередко толкает на такие поступки, обычно для него не свойственные, которые, по мнению этого подростка, должны возвысить его в глазах сверстников.

Дружба подростков – глубоко интимное явление, составляет очень важную для подростка часть его духовного мира. Она требует от воспитателя особого внимания и чуткости. “Беречь интимность, неприкосновенность духовного мира подростка, – писал В.А. Сухомлинский, – одна из важнейших задач воспитания. Если кто-то посторонний вмешивается буквально во все, о чем думает, что переживает подросток, что он хочет уберечь от постороннего взгляда, – это притупляет эмоциональную чуткость, огрубляет душу, воспитывает “толстокожесть”, которая в конце концов приводит к эмоциональному невежеству. Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл вам свою душу, – берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно. Уважение к личности воспитанника закономерно ведет к расширению сферы личного, интимного, неприкосновенного”.

Итак, подведем итоги. Основные особенности подросткового возраста связаны с формированием нового уровня самосознания. Подростку необходимо разобраться в себе, в своих возможностях, успехах и неудачах, в своих отношениях с товарищами и взрослыми. Переживаемые ребенком трудности во многом определяют формирование его личности: у одного появляется неуверенность в себе, чрезмерная ранимость, у другого развивается умение приспосабливаться к мнению окружающих, третий, не сумев найти общего языка с друзьями, замыкается или ищет сферу общения вне семьи и школы, некритически принимая принципы, на которых строится это общение. Но вместе с тем многие подростки благополучно минуют подводные камни и рифы этого возраста, развиваясь гармонично и бесконфликтно. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый.

Следует помнить, что подростки во многом хотят пользоваться такими же правами, как и взрослые. И реально они готовы к этому. Если взрослые учитывают эти стремления, их взаимоотношения с подростками развиваются бесконфликтно. Это бывает тогда, когда взрослый видит и уважает в ребенке личность.

Дружба подростков

08.01.2013 14:30

С 13-14 лет у ребенка происходит так называемое «врастание» в жизнь, активный процесс социализации, именно поэтому дружба подростков — очень важное и значимое явление. Оно оставляет глубокий след на всей последующей человеческой жизни.

Особенности подростковой дружбы

Согласно психологическим исследованиям, подростковая дружба, как правило, завязывается между однополыми ровесниками, чаще — одноклассниками. В этот жизненный период меняется сама мотивация дружбы. Если в детстве основная установка «быть всем вместе», «играть всем вместе», то в подростковом возрасте предпочтение отдается формулировке «быть интересными друг другу». Теперь уже не важно количество «играющих», важно качество. Именно поэтому дружба подростков завязывается на основе увлечений, схожих интересов, способов проведения досуга. Так, круг общения становится шире, потому что появляется возможность самостоятельно знакомиться. Подростки объединяются в компании, кружки, примыкают к бытующим в городе модным культурным направлениям. Как правило, выбор компании в этом возрасте во многом определяет стиль жизни подростка как минимум до периода окончания школы.

В зависимости от темперамента, у ребенка могут быть целые компании друзей или пара-тройка приятелей. Это не имеет значения, главное, чтобы такой расклад был в первую очередь комфортным. Огромное значение имеет наличие «лучшего друга». Традиционно в эту категорию попадает один-два человека одного и того же пола. Именно с появлением верного спутника, единомышленника на принципиально новом уровне реализуется потребность в близком человеке — несколько видоизмененная репетиция будущих разнополых интимных отношений.

«Плохая» компания: всех ли друзей нужно поддерживать?

Хорошо, когда подросток попадает в компанию с высоким уровнем социального развития. Однако нередко новая «тусовка» и стиль ее досуга могут быть далеки от идеала. Примечательно, что в подростковый период молодой человек впитывает в себя реалии окружающего мира, подобно губке. Система ценностей к этому моменту еще не сформировалась. Кроме того, все подростки склонны творить себе кумиров. Очень часто ими становятся лидеры компаний (самая красивая девочка, самая богатая девочка, самый сильный мальчик, самый отъявленный хулиган), которые диктуют свое «что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Как же реагировать в данной ситуации родителям? Психологи в один голос предупреждают, что нужно с большой осторожностью выбирать способы влияния на дружеские отношения подростков. Методику прямых запретов лучше заменить беседой. Бунтарский дух подростка, скорее всего, расценит запрет как вызов. В таком случае ребенок начнет таиться, вы полностью утратите контроль над ситуацией, а стремление к самостоятельности, независимости может приобрести уродливые формы.

Беседу рекомендуют проводить в открытую и на равных, то есть по-взрослому обсуждать конкретные примеры (называть имена попавших в немилость друзей, их негативные поступки, последствия, которые уже дали о себе знать). Не ждите, что первая беседа принесет ожидаемый результат. Это достаточно трудоемкий, методичный процесс, который требует от родителей выдержки, самообладания и мудрости. Помните, что потерять доверие подростка намного проще, чем его восстановить, ведь теперь у него есть друзья, которые, как ему кажется, понимают и ценят его намного больше, чем родители.

Самая лучшая роль родителя — всегда быть рядом. Стать ненавязчивым и в то же время чутким наблюдателем, который готов помочь добрым советом и поддержать. Дружба подростков тесно связана с первыми предательствами и разочарованиями. Не стоит снисходительно относиться к переживаниям вашего подрастающего ребенка, ведь на данном этапе все впервые, поэтому и переносится болезненней.

В любом случае, именно в подростковом возрасте закладываются первые кирпичики в социальный фундамент человека. Между прочим, многим удается построить крепкую дружбу на всю жизнь.

Общение в период юности. Дружба и любовь

Читайте также:

  1. F – элементы 6-го периода периодической системы
  2. III. Развитие историографии в советский период и на современном этапе.
  3. IV. Периодизация истории отечественной исторической науки.
  4. P-Элементы VI группы периодической системы
  5. Актовые источники периода Речи Посполитой
  6. Анализ состава и динамики прибыли отчетного периода
  7. Апериодическая интегральная оценка
  8. Апериодическое звено
  9. Апериодическое звено
  10. Апериодическое звено 1-ого порядка
  11. Архаический период.
  12. В мирное время и в период подготовки к нападению противника

Сложные проблемы самоопределения юноша решает не один, а в общении с родителями, сверстниками, учителями, при их поддержке и поддержке комсомола.

Стремление к автономии и взаимоотношения с родителями. Уже подросток на основе пробуждающегося у него чувства взрослости пытается сбросить тяготящую его опеку и пере­строить отношения с родителями на основе равенства. Эта тен­денция продолжается и в юности. Взаимоотношения отцов н детей зависят от целой совокупности социальных условий, та­ких, как темп и характер социальных перемен, структура семьи, характер и способы поддержания дисциплины и т.д. Авторитар­ная система воспитания, не дающая простора собственным стремлениям формирующейся личности, действительно порож­дает конфликты.

Современная психология ставит вопрос об автономии вырос­ших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность я право иметь собственные привязанности, выбираемые незави­симо от родителей), моральную и ценностную автономию (по­требность и право на собственные взгляды и фактическое нали­чие таковых).

Раньше всего подростки добиваются поведенческой автоно­мии. Эмоциональная автономия сопровождается большими труд­ностями. Достаточно малейшей бестактности, чтобы внутренний мир старшеклассника надолго, если не навсегда, закрылся для родителей.

В сфере моральных установок и ценностных ориентации юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Разница между поколениями весьма заметна относительно вопросов моды, вкусов, способов развлечений. Но в том, что касается более глу­боких проблем – политических взглядов, мировоззрения, выбо­ра профессии, – авторитет родителей оказывается куда более значительным, перевешивая, как правило, влияние приятелей сверстников.

Общение со сверстниками в период юности. Ранняя юность – самый «коллективный» возраст. Старшекласснику важнее всего быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным груп­пе, иметь в ней определенный престиж и авторитет.

Расширение диапазона общения и усложнение жизнедея­тельности старшего школьника приводят к тому, что число групп и коллективов, к которым он принадлежит (или ориентируется), значительно возрас­тает. Такая множественность групп создаёт определенные ролевые конфликты, ставя лич­ность перед вопросом, какая принадлежность для нее важнее (если приходится, например, выбирать между обязанностями по отношению к спортивному обществу или школе). Положение осложняется тем, что требования разных групп могут противо­речить друг другу.

Особенно важно в воспитательной работе учитывать влияние стихийных уличных групп и компаний. Некоторые педагоги склонны закрывать на них глаза или считать их чем-то случай­ным. Это опасное заблуждение.

Дружба. Наряду с возрастающей значимостью коллектив­ной групповой жизни, в ранней юности резко усиливается по­требность в индивидуальной интимной дружбе. Юношеская дружба на пер­вый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искрен­ность. Развитие самосознания и свойственные ему противоре­чия вызывают потребность «излить душу», по­делиться своими переживаниями. Отсюда понимание друга как собственного alter ego (другого «я»). Такая потребность впер­вые появляется именно в юности.

Alter ego, которое каждый ищет в друге, отражает неосозна­ваемые потребности собственного «я». Один ищет в друге пре­имущественно подтверждение своего «я»; другой для него – зеркало, в котором он видит свое отражение. Второй, наоборот, сам иден­тифицируется с другом, начиная жить его переживаниями, вплоть до потери собственной индивидуальности. Третий ищет в друге дополнение, образец для подражания и психологическую защиту и т.д. От этих неосознаваемых психологических потреб­ностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений с ними.

Юношеские представления о дружбе и реальная степень ее интимности неодинаковы у разных людей. У девочек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. Очень велики и индивидуальные различия. Одни признают исключительно парную дружбу и считают, что настоящий друг может, быть только один. У других бывает двое, трое и более друзей.

В большинстве случаев старшеклассники, как и люди всех других возрастов, предпочитают дружить со сверстником собст­венного пола. Возрастная разница редко превышает один-два года. Однако у многих, особенно у девушек, имеется потребность в дружеских отношениях со старшими. Многие юноши и девуш­ки охотно занимаются с ребятами младших возрастов, получая от этого большое удовлетворение. Если юноша или девушка при нормальном общем развитии выбирает ближайших друзей только из подростков младше себя, такой выбор чаще всего бывает вынужденным и компенсирует трудности общения со сверстни­ками. Причиной могут быть застенчивость, завышенные при­тязания или что-то иное.

Вопрос о различиях дружбы у юношей и девушек пока не­достаточно изучен. Психологические исследования не подтверж­дают идущих из древности представлений, будто женщины во­обще не способны к дружбе. Однако не исключено, что повы­шенная общая чувствительность девушек, их склонность при­давать значение мельчайшим психологическим нюансам, «вы­яснять отношения» и т.д. делают поддержание устойчивых от­ношений труднее, чем в более сдержанной и «грубой» мужской дружбе, где довольствуются взаимопониманием в основном и главном.

Будучи первой, самостоятельно выбранной глубокой личной привязанностью, юношеская дружба предваряет и в какой-то степени предвосхищает другие привязанности, в частности лю­бовь.

Любовь и взаимоотношения полов. Взаимоотношения меж­ду мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются. Расширяется сфера товарищеских отношений; наряду с одно­полыми компаниями все чаще появляются смешанные группы. Усиливается, особенно у девочек, потребность в смешанной дружбе. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, объяснения, иногда поцелуи), появля­ются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. Взаимоотношения по­лов становятся одной из главных воспитательных проблем.

Возможности общения и взаимопонимания затруд­няются и психологическими различиями, и темпами общего созревания полов. Если у мальчиков преобладают предметные и технические интересы, то девочек больше волнуют проблемы внутреннего мира и челове­ческих взаимоотношений.

Экспериментальные исследования показывают, что хотя и юноши, и девушки 15-18 лет испытывают психологические трудности, тревогу и напряженность в общении друг с другом, у юношей эта напряженность значительно выше, чем у девушек, которые чувствуют себя более уверенно. Отчасти это связано с их более ранним созреванием, отчасти с тем, что юноша, которому в соответствии с нашими культурными норма­ми принадлежит инициатива и активная роль в ухаживании, ис­пытывает затруднения, не зная, как именно он должен себя вести.

Более раннее половое созревание означает уве­личение числа и повышение степени серьезности школьных «ро­манов», предъявляя повышенные требования к педа­гогическому мастерству и такту учителя.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1005 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психология отношений между людьми. Как дружат современные подростки?

Подростковый период – очень важное и сложное время в жизни каждого человека. Ведь в это время ребенок вступает в самостоятельную жизнь и начинает брать на себя ответственность за свои действия, поступки и собственную безопасность. Во время взросления всё в жизни подростка обостряется, в том числе, становится другой и психология отношений между людьми.

В этой статье мы попробуем разобраться, что такое психология дружеских отношений между подростками с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.


Психология отношений подростков

В подростковом возрасте поведение девушек и юношей может кардинально измениться. Связанно это с тем, что в этот период человек начинает усиленно ранжироваться среди окружающих людей.

Начинаем бороться за свое «место в стае» мы еще в детском саду, но в подростковом возрасте эта борьба идет уже не на уровне, « у кого-то отобрать машинку», вопрос в том, чтобы суметь зарекомендовать себя в реальной жизни.

Для дружбы мы часто выбираем людей похожих на себя, которым близки наши ценности и взгляды. Психология хороших отношений в подростковом возрасте нередко зависит от компании, куда он попадет. Во многих случаях именно мнение и взгляды других людей могут как благотворно, так и пагубно повлиять на жизнь подростка. Зачастую именно окружение заставляет подростка попробовать сигареты, спиртное и даже наркотики. Не делать этого для него означает отказ от ранжирования. Он боится быть белой вороной, поступить не так как требует окружение, ведь тогда потеряет свое место в условной стае.

Отношения между людьми: дружба эмоциональная связь, или общение по равенству свойств – в чем разница?

Не стоит забывать, что психология отношений человека такова, что он склонен по равенству свойств выбирать себе людей для общения. Если я, например, люблю спорт, активный отдых или танцы, то ищу себе друзей для общения именно там, где реализую свое хобби среди танцоров, спортсменов и любителей острых ощущений. Так строятся отношения между подростками с кожным вектором. Они склонны конкурировать между собой. Бороться за первенство, например, в том же спорте. Отношения между ними могут иметь не только оттенок соперничества, но и зависти.

Психология отношений между подростками, которые имеют «верхние» «интеллектуальные» вектора строятся по своему принципу. Зрительникам, например, комфортно с такими же зрительными людьми. Зрительные девочки создают между собой крепкую эмоциональную связь. Психология эмоциональных отношений зрительников особая, ведь только зрительные люди способны на такую большую амплитуду эмоций.

Зрительные дружеские отношения помогают зрительникам избавиться от страхов, кроме эмоциональной связи, кожно-зрительных девушек нередко объединяет и общая судьба. Вместе они могут, например, ходить по подиуму, быть медсестрами или учительницами литературы, все зависит от состояния их векторов.

Если в детстве звуковики не всегда стремятся общаться с другими звуковиками, во время подросткового возраста такая потребность чаще всего дает о себе знать. В пубертате звуковики часто выбирают себе в товарищи других звуковиков. Их связывают общие интересы, общие внутренние вопросы. Звуковики так же для общения активно используют интернет.

Психология виртуальных отношений для зрительников и звуковиков в подростковом возрасте вполне понятна. Интернет анонимен, и в то же время в нем быстро можно добыть любую информацию, поддерживать связь с людьми на другом конце света.

Но есть и менее безобидные случаи. Интернет – это не только место для дружбы и общения. В сети детям, которые скрывают себя под аватарами, легче проявлять агрессию и заниматься подростковой травлей.

Успешные отношения между людьми построить не так уж и сложно. Необходимо просто понимать свойства другого человека. После тренинга по Системно-векторной психологии человек начинает понимать желания, которые им живут, а так же, то, чего хотят и желают другие люди. Мы перестаем воспринимать их через себя и тем самым осуждать за поступки, которые нам не понятны. Становится ясно, почему одни легко находят себе друзей, а кому-то это гораздо сложнее. Становится понятно, кто какое место занимает в коллективе и в обществе, его способности. Становится видно, как правильно направить ребенка для наилучшего развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: