Это всё от нервов, или психосоматические расстройства у детей

Это всё от нервов, или психосоматические расстройства у детей

Мой детский сад

Информационный портал для родителей и воспитателей

Когда у ребенка психосоматическое расстройство

Психосоматические расстройства у детей и подростков (ПСР) – ряд заболеваний, вызываемых физиологическими и психическими нарушениями. Толчком к их развитию обычно служат психотравмирующие ситуации. Прямая связь между физиологическими отклонениями и психическим состоянием впервые была доказана еще в начале прошлого века.

Частые причины

Ученый, основоположник психосоматики Ф. Александер выделил основную группу заболеваний:

  • Язва 12-перстной кишки и язвенный колит.
  • Бронхиальная астма и эссенциальная гипертония.
  • Артриты, нейродермит и тиреотоксикоз.

Врачи называют эти нарушения болезнями цивилизации и считают стресс-зависимыми. У детей дошкольного возраста проявления расстройств наиболее выражены. Их организм не способен справиться с патологией, что способствует развитию серьезных заболеваний. Приведем основные симптомы, причины появления ПСР, а также дадим их классификацию.

Симптомы психосоматических расстройств

Наиболее распространенные признаки психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста и подростков – жалобы на невротические боли в области сердца, спины, живота, в мышцах рук и ног. Во время медицинского обследования обычно никаких серьезных отклонений не обнаруживается. Показатели анализов могут быть вполне нормальными или иметь незначительные изменения. В некоторых случаях могут наблюдаться такие симптомы:

  • отсутствие аппетита, рвота, булимия, жажда;
  • бессонница, плач без причины, патологические привычки;
  • головокружение, одышка, учащенное сердцебиение.

Кроме того, у малыша может наблюдаться психическая астения (нервно-психическая слабость). Этот недуг проявляется в виде повышенной утомляемости, апатии, вспыльчивости, ослабления памяти, шума в ушах и вегетативных нарушений. Психосоматические реакции у детей дошкольного возраста обычно быстро проходят — их вызывает сильный эмоциональный стресс из-за испуга, обиды или вследствие других неприятных обстоятельств.

Не всегда кратковременные проявления являются психосоматическим расстройством. Медицинские обследования на наличие заболеваний внутренних органов необходимо проходить регулярно.

Психосоматические расстройства у детей: классификация

Психосоматические расстройства группируются по патогенезу, функциональной структуре и смыслу симптоматики. Основные виды:

  1. Функциональные психосоматозы. Данные психосоматические расстройства у детей возникают из-за однократного обстоятельства, неприятного для личности ребенка, или по причине регулярных переживаний. Они не нарушают функции систем внутренних органов и не вызывают их повреждение, однако проявления могут быть весьма необычными: поносы и запоры, желудочные колики, анорексия (у подростков), невротический кашель, сердечная аритмия и прочее.
  2. Специфические психосоматозные расстройства в первую очередь сказываются на физиологическом здоровье ребенка. Они характеризуются структурными нарушениями внутренних органов, такими как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет 2 типа, гипертония, коронарная болезнь сердца и прочее.

Для того чтобы выявить предрасположенность малыша к психосоматическим расстройствам, специалисты применяют различные методы психологического тестирования.

Причины возникновения психосоматических расстройств

Любые психосоматические расстройства развиваются вследствие пережитого стресса и из-за негативной обстановки в семье или обществе. Провоцирующие факторы не всегда удается определить сразу. Ими могут стать:

Условная выгода У ребенка проявляется заболевание, которое поможет ему добиться какой-либо цели. Это не симуляция, симптомы образовываются на бессознательном уровне, вызывая при этом реальные болевые ощущения.
Копирование Дети могут идентифицировать симптом заболевания, если он есть у другого человека, близкого по эмоциональному состоянию.
Пережитый ранее стресс Неприятное обстоятельство, нанесшее психологическую травму ребенку в прошлом, оставляет эмоциональный след. Дети часто переживают неприятный опыт заново. По этой причине возникает риск появления невротических заболеваний.
Самонаказание Такая реакция может образоваться, если ребенок по-настоящему виноват, либо вообразил вину. Она помогает облегчить состояние, несмотря на то, что в реальности осложняет жизнь.
Внушение заболевания В этом случае малышу попросту внушают, что он болен. Обычно это происходит непроизвольно, родители, или другие люди, представляющие авторитет в его глазах, могут допустить неосторожное высказывание в его присутствии. Стоит отметить, что наиболее внушаемым, человек становится в момент эмоционального напряжения.

Психологи провели множество исследований ПСР, что помогло установить совокупность причин, напрямую влияющих на развитие патологии:

  • Наследственные факторы.
  • Индивидуальные особенности личности (застенчивость, преобладание негативных эмоций над позитивными, сложности в общении с окружающими и другое).
  • Влияние родных и близких на личность ребенка.

Родители и педагоги обязательно должны стараться установить доверительные отношения с ребенком, ведь эмоциональная сфера детей с психосоматическими расстройствами – очень важный фактор при выборе метода лечения болезни и ее диагностики.

Лечение и профилактика психосоматических расстройств

В современной медицине существуют различные методики лечения психосоматических расстройств. Обычно больным назначают медикаментозное лечение, совмещая его с психотерапевтическими сеансами.

В целях профилактики врачи рекомендуют родителям создать комфортные условия для ребенка. Это, прежде всего, касается корректировки социально-психологической ситуации. Ведущий специалист в данной области Д. Н. Исаев написал книгу, в которой можно найти все необходимые рекомендации по профилактике психосоматических расстройств у детей.

Самостоятельное лечение психосоматических расстройств недопустимо! Только квалифицированный врач способен избавить ребенка от проблемы. Основная задача родителей – предупредить болезнь и помочь вылечить ее.

Во время исследований заболевания, ученые выяснили, что у большинства взрослых больных расстройства тесно связаны с психологическими травмами, полученными в детстве. Своевременное лечение обеспечит полноценное развитие ребенка и поможет избежать множества проблем в дальнейшем.

Психосоматика у детей: что это такое?

Новомодные понятия активно входят в нашу жизнь и цепляются за желание родителей оправдать поведение или состояние своего ребенка. Психосоматикой оправдывается негативное поведение детей, капризы, частые болезни и аллергические реакции. Кажется, что объяснить этим понятием можно всё. Но давайте разберемся, что такое психосоматика и в каких случаях можно говорить об этом явлении.

Анне Ивановне из города привезли трехлетнюю внучку Катю. Развитая здоровенькая девчушка приехала с пустышкой во рту и не отказывалась от нее. Невестка дала указание отучить в деревне от пустышки, так как в городе этим заниматься некогда. Бабушка, вырастившая пятерых сыновей и обремененная огородом и хозяйством, не привыкла к церемониям и в этот же вечер со словами «Ты уже большая» бросила пустышку в печь. Катюшка всхлипнула, но бабушка запретила плакать и переживать: «Выросла уже. Будешь плакать — в пеленки положу». Наутро у девочки поднялась температура, которую пытались сбить жаропонижающими, а через три дня бабушка вызвала родителей, так как состояние ребенка ухудшалось. После трех дней анализов и обследований врач попросил подробно рассказать об особенностях пребывания у бабушки, вот тут-то и вспомнили про сгоревшую пустышку. «Психосоматика» — сказал врач.

Психосоматика — направление в медицине, которое изучает связь души и тела: «психос» — душа, а «сомос» — тело. Другими словами, психосоматика определяет воздействие психологических факторов на состояние здоровья. Существует целая теория о том, что каждый физический недуг имеет психологические первопричины. Люди говорят, что все болезни — от нервов, и в этом есть доля истины. Желание жить и вера в лучшее являются ключевыми факторами в процессе выздоровления.

Психосоматика основана на принципе «спрятанные эмоции приводят к появлению физических болезней»: энергия, которая не вышла наружу, разрушает организм изнутри.

Болезни ребенка свидетельствуют о внутреннем конфликте — ребенок не может быть самим собой. Важно понять, что не так. Роль семьи в формировании психосоматических заболеваний очень велика.

Причины появления психосоматических заболеваний

Итак, причиной психосоматических расстройств являются внутренние переживания, которые появляются по ряду причин.

1. Запрет на эмоции. Под эту категорию попадают прежде всего семьи, в которых не принято проявлять эмоции: категорически запрещено плакать, грустить, громко радоваться и т. д. Особенно опасно сдерживание отрицательных эмоций. Разовое ограничение не приведет к возникновению заболеваний, а постоянный запрет вызовет у маленького человека непонимание своего состояния: грустно ему или нет, нравится ему это или вызывает недовольство. Ребенок перестает замечать не только свои чувства, но и особенности состояния. Организм в этом случае будет подавать сигналы тревоги. Нельзя запрещать эмоции — нужно учить детей правильно их проявлять.

2. Желание привлечь внимание к себе с помощью заболевания. Чрезмерная занятость взрослых нередко приводит к дефициту внимания к детям. Зачастую порцию внимания и заботы дети получают, когда заболевают, и тогда они разыгрывают симптомы заболеваний, чтобы привлечь внимание к себе. Но часто взаимосвязь «внимание — болезнь» появляется бессознательно. Известны случаи, когда дети заболевают при долгой разлуке с близким человеком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. И в этом есть доля истины.

3. Тревожность. Не следует путать тревогу и тревожность. Тревога — это эпизодическое состояние, вызванное конкретными причинами и проявляющаяся волнением за близких. Тревожиться за сына, который задерживается с занятий в школе, нормально. Тревожность — это психологическая особенность человека, характеризующаяся склонностью переживать даже в тех ситуациях, когда этого не требуется. Тревога может проявляться в течение всего дня: как я дойду до школы (не опоздаю ли); вызовут ли на уроке; как я отвечу; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; какую отметку поставят; примут ли в игру; что скажут родители и т. д. Переживания преследуют ребенка весь день. Состояние тревожности съедает массу энергии. Организм пытается справиться с такой нагрузкой и переключает внимание с помощью заболевания, а иногда и просто не справляется.

4. Психологические проблемы: стрессы, депрессии. Психосоматика может проявиться у ребенка любого пола и возраста. Физическая болезнь может стать единственной возможностью организма уйти от переживаний и направить силы на конкретные проблемы. Бороться с очевидными причинами проще, чем распутать сложную цепочку переживаний, устранение причин которых невозможно. Часто болеют дети в конфликтных семьях и в семьях, где у родителей алкогольная зависимость.

Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, длительной разлукой, разводом родителей. Заболеть можно и при расставании с домашними питомцами, любимыми вещами, при смене места жительства.

Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми организм не способен справиться.

Как проявляются психосоматические расстройства

Психосоматические проблемы могут быть разовыми, а могут перерасти в хронические заболевания. Серьезные психосоматические расстройства возникают у следующей категории детей:

  • малообщительные, живущие в своем мире;
  • тревожные;
  • пессимисты;
  • дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых;
  • дети, испытывающие дефицит внимания со стороны взрослых;
  • очень ранимые дети;
  • малоэмоциональные;
  • дети с завышенными требованиями к себе.

Психологические причины могут вызвать любое заболевание. Лечение заболеваний назначает врач. Но не лишним будет проанализировать связь между появлением определенных симптомов с новой жизненной ситуацией, событием или психоэмоциональными факторами. В этом случае вероятность быстрого выздоровления возрастает, а риск повторного заболевания снижается.

Мы начали разговор с истории о маленькой Катеньке и ее пустышке, где врач определил психосоматику, исходя из ключевых факторов:

  1. Расставание с близкими людьми, смена места пребывания.
  2. Потеря любимой вещи, которая долгое время была частью жизни маленького ребенка.
  3. Невозможность проявления эмоций.

Возможно, если бы ребенку было позволено поскучать и поплакать, а разлука компенсировалась положительными эмоциями, болезни бы не было.

Важно то, что вылечить психосоматические нарушения медицинскими препаратами невозможно.

В нашей истории родители приехали и забрали девочку, хотя к пустышке они больше не вернулись. Стрессовый фактор, может, и эффективен, но очень опасен. Относиться к детским психологическим проблемам надо ответственно и осторожно, тогда каждая решенная задача сделает ребенка крепче и счастливее.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ

Не спешите обвинять в невнимательности воспитателей в детском саду или приходящую няню. Они, может, и имеют отношение к болезням ребенка, но лишь косвенное. Ведь из-за них, как он уверен, его лишили самого необходимого для счастья – постоянного общения с мамой. То есть ребенок болеет от невысказанности своих переживаний.

Природа психосоматических расстройств у детей

«Психэ» в переводе с латыни означает душа, «сома» – тело. Наука, объединившая в себе эти два понятия, считает внутренние переживания первопричиной проблем со здоровьем. Психосоматические расстройства – это те болезни тела, которые вызваны душевной дисгармонией. И через тело душа ребенка пытается выразить, чего ей недостает, что беспокоит. Он не умеет толком рассказать о своих чувствах. А они бывают очень сильными, подчас пугающими. Ведь так грустно оставаться в садике без мамы! Да и няня для него на первых порах – чужой человек. А вдруг мама ушла навсегда? При этой мысли ребенка охватывает настоящее отчаяние.

Как привлечь к себе мамино внимание? Самый верный способ – всем своим маленьким организмом дать ей знать, как он нуждается в ее понимании, ласке, присутствии рядом. Вот тогда http://samaya.ru/lyubov-i-semya/deti/article/973nervnyi-rebenok-chto-delat и заболевает.

Врачи уже выделили более ста заболеваний психосоматического характера. Многие из них (например, ишемическая болезнь сердца, гипертония) проявляются исключительно у взрослых людей. Но есть и детские психосоматические болезни — хронические бронхиты, бронхиальная астма, иногда диабет, дисфункции щитовидки. Они возникают буквально на пустом месте. Как говорится, ничто не предвещало и вдруг… Однако это только на первый взгляд. Причина наверняка есть. Например, постоянные запоры – не всегда проблема одного только пищеварения, это может быть отражением переживаний ребенка, которые он скрывает от окружающих.

Психосоматические заболевания у детей

Конечно, не каждая болезнь ребенка носит психосоматический характер. Но если недомогания повторяются часто, причем одни и те же, или обостряются хронические заболевания, – это повод задуматься: какой стресс постоянно переживает ваш ребенок?

Вот только как отыскать истинную причину детских болезней? Психологическая составляющая «отражена» в телесной болезни, словно в зеркале. Специалисты называют такие соматические болезни «метафорами» душевных состояний.

  • У ребенка постоянный кашель, воспалены аденоиды, частый насморк , от которого ему трудно дышать? Вот об этом «трудно дышать» в его хрупкой жизни он и пытается сообщить болезнью! Задача родителей – определить, что стесняет, сдавливает, мешает ему существовать свободно. Это могут быть чья-то постоянная критика или непомерно высокие для его возраста (темперамента, способностей) требования, ссоры родителей. Возможно, ребенок задыхается из-за повышенной тревожности взрослых, которая ограничивает его природную подвижность («Упадешь! Расшибешься! Не бегай!»).
  • У ребенка частые ангины , задумайтесь, что он не решается высказать. Ребенок не знает, как уладить в садике конфликт с воспитательницей? Тоскует весь день без мамы? Не умеет защитить себя? Боится признаться в чем-то? Испытывает чувство вины?
  • У ребенка постоянная сыпь, аллергия, дерматоз, крапивница. Это повод внимательно проследить, какое горькое переживание буквально рвется из него наружу. Это тоже может быть чувство вины, которое ребенок сам не осознает. Или ощущение одиночества, покинутости.
  • У ребенка анемия , которая никак не проходит. Проанализируйте, достаточно ли радостных моментов в его жизни, а также насколько он верит в свои силы. Психологи убеждают, что это взаимосвязано.
  • У ребенка часто болит живот. Желудочно-кишечные недуги часто диагностируют у замкнутых, чрезмерно стеснительных, http://samaya.ru/lyubov-i-semya/deti/article/973nervnyi-rebenok-chto-delat . А еще это прямая реакция на страх и сильное волнение. Вспомните сами, как реагировал ваш кишечник на предстоящий важный экзамен!

Лечение психосоматических заболеваний у детей

Ваша борьба с болезнью ребенка должна состоять из последовательных и повторяемых действий. Сформулируйте в разговоре с ним то чувство, которое, как вы думаете, мучит его: «Я вижу, тебе в садике очень грустно», «Я понимаю, ты не желаешь оставаться с няней», «Ты не хочешь рассказывать о том, что порвал книжку, потому что боишься наказания» и так далее.

Так вы поможете ребенку осознать свой внутренний мир без страха перед самим собой, своими ощущениями.

  • Дайте почувствовать ребенку, что вы уважаете его право испытывать любые чувства. Ведь они возникают в душе не по нашей воле, они не зависят от желаний: «Любой бы злился на твоем месте, когда не дают делать то, что хочется» или «Я тоже грущу, когда мне приходится с тобой расставаться». Не оценивайте чувства своего ребенка, не делите их на «хорошие» и «плохие». Тогда он не будет испытывать вину за свои переживания.
  • Уверьте ребенка в своей любви. Выказывайте ему поддержку в любой ситуации, принимайте его сторону, старайтесь понять, что он испытывает в том или ином случае. Скажите: «Я тебя очень люблю, знаю, твоя злость (обида, страх, горе) пройдет – и у нас все будет хорошо».
  • Продумайте терапевтические действия. Решите, какие меры вы можете предпринять, чтобы ребенок испытал облегчение. Тогда его чувствам не будет нужды «прятаться» в теле.
  • Может быть, вашему ребенку нужно чаще предоставлять свободу, давать возможность самостоятельно принимать решения (пусть самые незначительные). Или уделять ему больше времени. Здесь поможет даже поход в зоопарк, хотя бы один раз в месяц, и час совместной игры в субботу. Обязательно обсудите все варианты вместе с ребенком, чтобы это был не только ваш, но и его выбор. Не исключено, что вам придется защитить ребенка в саду.
  • За малышом присматривает няня? Конструктивной помощью сыну или дочке в принятии нового человека будет выходной, проведенный вместе с ней. Тогда она получит шанс быть зачисленной в члены семьи.
  • Решений может быть много. Главное, чтобы ваш ребенок не оставался один на один с грузом, который пока ему не по силам. Вот почему уже одно ощущение того, что мама «за него» и непременно что-нибудь придумает, станет для малыша лучшим лекарственным средством.
  • Помимо разбора алгоритма психологической причины болезни продолжайте лечить ее лекарственными методами, которые порекомендовал врач, чтобы поддерживать тело.
  • Всегда будьте спокойны рядом с ребенком, не высказывайте беспокойство или тревогу за его здоровье.

Как избежать психосоматических заболеваний у ребенка

Постарайтесь посмотреть на себя со стороны. Насколько вы последовательны в отношениях с ребенком? От вашей реакции на ту или иную проблему зависит состояние здоровья малыша.

  • Не поощряйте болезни. Часто случается, что мама всецело посвящает себя простудившемуся ребенку: играет с ним, читает книжки, многое позволяет. Когда же тот выздоравливает, она требует послушания, соблюдения строгого режима дня, задерживается на работе. Такие дети предпочитают часто и подолгу болеть.
  • Бывает и наоборот. Не имея возможности отлучиться с работы, мама отправляет простуженного ребенка к бабушке, нанимает няню. В подобном случае у него нет сил на борьбу с болезнью.
  • Сделайте так, чтобы ребенку было «невыгодно» болеть. Согласитесь, обидно лежать в кровати тогда, когда другие резвятся на улице. Другими словами, в вашей обычной жизни должно быть больше удовольствий, которые резко сокращались бы на время болезни.

Пытаясь понять, почему ребенок заболел, избегайте перегибов. Подходите к вопросу комплексно, учитывая и психосоматические причины, и физиологические аспекты. Из тех же соображений подбирайте лечение.

Психосоматика у детей: откуда берутся болезни?

На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот. Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.

Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но и это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким. К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.

Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации. На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами. В эту группу попадают нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный сон с тягостными сновидениями, частые пробуждения), вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).

И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок. К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.

  • Заметить. На стадии первых звоночков важно разобраться, какое событие в жизни ребенка вызвало эту специфическую телесную реакцию. А потом важно помочь ему назвать и выразить подавленную эмоцию. Так мы не дадим сформироваться болезненной стереотипной реакции на стресс.
  • Описать. Если тревожный симптом уже появлялся 2–3 раза, со временем он стал усиливаться или начал проходить медленнее, заведите дневник. Записывайте максимально подробно место и время возникновения телесной реакции, обстоятельства, при которых она проявилась, как на это отреагировали члены семьи, что вы все делали и как себя вели (каждый по отдельности), сколько по времени длилось недомогание и в результате чего, по вашему мнению, прошло. Хорошо бы записать и ваши переживания и чувства. Этот метод поможет максимально объективно проанализировать ситуацию и выявить причину, «запустившую» болезнь.
  • Проанализировать. Попробуйте мысленно или письменно ответить на вопрос: «Как меняется жизнь ребенка и жизнь семьи, когда он заболевает?». Эта картина позволит вам увидеть скрытую выгоду, которую малыш может извлекать из своей болезни. Или подскажет, какую роль он играет в ваших отношениях с супругом (роль «спасателя» семьи, роль «переключателя внимания»).
  • Замотивировать. Заботиться о больном ребенке естественно и нормально. Но важно не перегибать палку. У ребенка должен быть сильный стимул вернуться к обычной жизни. Отмените все «бонусы» домашнего карантина. Попробуйте внушить, что болеть – это нездорово, постарайтесь заинтересовать плюсами хорошего самочувствия: «Когда ты болеешь, твой друг Петя не может приходить к тебе в гости / тебе нельзя гулять»; «Когда ты поправишься, мы обязательно сходим с тобой в зоопарк!
  • Проиграть. Можно сочинить сказку, где главный герой, попавший в схожую ситуацию, был бы одного пола и возраста с вашим ребенком. Важно, чтобы малыш активно помогал вам развивать сюжет. Ваша задача – задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что у этого мальчика случилось? Он пришел грустный из садика, почему?»; «А что девочка чувствовала? О чем мечтала?». В конце необходимо помочь главному герою справиться с проблемой или дать разные варианты ее решения (попросить у кого-то помощи, научиться по-другому выражать свои эмоции и т. п.). Чтобы ребенок увидел, что можно поссориться навсегда, а можно в итоге стать лучшими друзьями; можно молчать и дуться – и тогда никто не догадается, что случилось, а можно поделиться своими переживаниями и вместе найти выход. До 7 лет по такому сюжету можно разыграть и спектакль с участием любимых игрушек малыша – этот метод хорошо работает.

Дети сталкиваются со страхами, негативными эмоциями и чувством тревоги с самого раннего возраста, но не у каждого малыша развиваются психосоматические расстройства. Проявятся они или нет, зависит от многих факторов. Помимо прочего, важна и индивидуальная способность ребенка преодолевать трудности, ведь есть дети, которые прекрасно адаптируются даже к частым семейным скандалам и суровым воспитательницам. Но есть и другие причины, и почти все они так или иначе связаны с родителями.

  • Сильные потрясения Есть ситуации, когда риск возникновения психосоматических реакций максимально высок. Например, развод, рождение брата или сестры, переезд, смерть близкого человека, расставание с любимой няней, начало детского сада и т. д. Это не значит, что болезнь всенепременно разовьется, но, если вы знаете, что у вас чувствительный ребенок, обратите внимание, как он реагирует на волнительную ситуацию.
  • Отношение мамы к ребенку: гиперопека. Если мама ребенка чрезмерно опекает, она буквально «душит его своей заботой» и ему становится «трудно дышать». Так возникают заболевания дыхательной системы: частые и затяжные бронхиты и бронхиальная астма.

Психосоматика у детей.

ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ!

Психосоматика это направление в психологии и медицине. Рассматривает человеческие болезни, как защитную реакцию организма на эмоциональные переживания. Родители всегда заботятся и переживают за своих детей. Но часто не понимают, что сами виноваты в заболевании ребенка. Давайте разберемся в этом вопросе. Ваши дети очень часто болеют и у них слабый иммунитет, или что еще хуже болеют с рождения. Прежде чем бегать по врачам, перелопачивать интернет. Остановитесь родители, подумайте и присмотритесь к себе. А как у вас самих со здоровьем, эмоциями, переживаниями. Как вы сами относитесь к болезням. Может вы , склонны драматизировать ситуацию, накручивать себя при малейших симптомах или же приписывать себе и своим детям, то чего у них нет. Особенно надо бороться с такой фразой: он у меня такой болезненный. Вы живете в постоянном страхе за своего ребенка и он болеет. Сейчас очень много разных источников информации, которые к сожалению иногда людям не на пользу. Она сбивает с пути. А что нужно делать? Родитель должен уметь видеть и слышать своего ребенка объективно. Что это значит? Не слепо действовать по указке врачей и режима, параметров взросления. А знать свой график ребенка, его особенности и потребности. А не слепо идти по книгам и рекомендациям врачей. Боже упаси ,я не учу вас отказываться от их помощи. Я просто призываю быть внимательными к своим детям.

Рассмотрим основные психосоматические заболевания у детей и причины их проявлений.

Сначала рассмотрим возрастные стадии:

1 стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая рта и губ. Удовольствие от еды, сосание пальца приводит к удовлетворению. Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

2стадия — анальная (1—3 года). Эрогенная зона — слизистая кишечника. Ребенок приучается к опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется— совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.

3стадия — фаллическая (3—5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность направляется не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры). Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.

4стадия — латентная (5—12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.

5стадия — генитальная (12—18 лет). Биологическое «Оно» усиливает активность. Подростки борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Выделяются такие психосоматические расстройства у детей : нарушение аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, поносы, запоры, аллергии, кожный зуд, навязчивый кашель, энурез, боли в сердце, тики, болезни органов дыхания, заикания. Теперь поговорим о причинах и возникновениях этих болезней. В отличие от нас, взрослых, ребенок не всегда может помочь себе сам. И не всегда понять и описать свое эмоциональное состояние. Их тоже много вещей беспокоит, а еще больше они просто не в состоянии понять и объяснить. И мы не всегда придаем значение, то что для нас мелочь, а для ребенка уже стресс и катастрофа. У него нет еще личностного опыта. Объяснять маленькому ребенку сложно, но это нужно. А еще ему просто необходимо чувство стабильности, защищенности и постоянства. Рано или поздно неудовлетворенность потребностей выливается в болезни. Ребенок подсознательно запускает механизмы возникновения болезни. Дети очень быстро понимают ситуацию с болезнью. Когда они болеют, то мама рядом, уделяет внимание, нет стрессов и конфликтов. Часто ребенок болеет, когда дома или в садике, или в школе возникают конфликтные ситуации. Бывает так, когда ребенок идет в садик, то у него утром рвота или понос. Значит что то уже не так и эта ситуация требует вашего внимания. Причиной болезни, так же может стать гиперопека родителей, чрезмерное внимание и отсутствие самостоятельных действий ребенка. Родители все решают и делают за него. Тем самым у ребенка возникает внутренний конфликт, а затем болезнь. Как правило- это болезни органов дыхания и кашель. Кашель это ребенок хочет привлечь к себе внимание, его протест против ваших каких- то действий. Когда вы лишаете ребенка самостоятельности. Бронхиты: нервная обстановка в семье, скандалы, споры. Приведу пример из жизни. Девочка двух лет заболела воспалением легких и попала в больницу, а до этого был бронхит, хотя девочка не болела и не было симптомов. Ситуация в семье была такая, разводились родители и мама вышла второй раз замуж, в семье была напряженная обстановка. Потом мама с девочкой переехала ко второму мужчине. У ребенка не было времени перестроится, плюс мама в стрессе и на нервах, и ребенок заболел. Сначала лечили дома, но ничего не помогло, потом легли в больницу. Где ребенок лежал с мамой и после выписки, еще дома в течение месяца провела с мамой. Ситуация для девочки была осложнена еще тем, что в этот период она пошла в садик, а тут и еще развод родителей. Две тяжелые ситуации для психики ребенка. И так как в таком возрасте тяжело сказать, что беспокоит, то девочка заболела. После выписки из больницы ситуация в семье урегулировалась, мама была дома и девочка постепенно полностью восстановилась.

Болезни горла: отсутствие творчества общения, неспособность постоять за себя, попросить, высказать свое мнение.

Астма- родители душат своим вниманием, заботой, запреты, ребенок не может проявить свою самостоятельность.

Болезни ушей- не желание слышать ругань, скандалы, ссоры.

Боли в животе, ребенок чего то боится. Проблемы с кожей, высыпания, говорят о чувствах, ребенок устанавливает дистанцию, между вами и собой.

Энурез- Отсутствие ночного контроля может свидетельствовать о том, что днем — контроль чрезмерный, поэтому ночью, когда контроль слабеет, сил для сдерживания уже не остается.

Эта тревога вызвана желанием угодить человеку, олицетворяющему для ребенка власть (отец, мать, бабушка и т.д), боязнь сделать «что-то не так».

Как же помочь детям? Прежде всего , надо помнить, что «лечить» нужно всех членов семьи. Это налаженные взаимоотношения, отсутствие страха у ребенка быть не таким, и что он все делает не так и он плохой. Часто дети винят себя в конфликтах между родителей. Поддержание самооценки детей, хороший климат в семье, понятные требования родителей, их последовательность, любовь и поддержка. Уважение личного пространства и времени ребенка. Вот основные методы лечения психосоматических заболеваний у детей. Будьте здоровы и счастливы!

Психосоматика у детей.

ПСИХОСОМАТИКА У ДЕТЕЙ!

Психосоматика это направление в психологии и медицине. Рассматривает человеческие болезни, как защитную реакцию организма на эмоциональные переживания. Родители всегда заботятся и переживают за своих детей. Но часто не понимают, что сами виноваты в заболевании ребенка. Давайте разберемся в этом вопросе. Ваши дети очень часто болеют и у них слабый иммунитет, или что еще хуже болеют с рождения. Прежде чем бегать по врачам, перелопачивать интернет. Остановитесь родители, подумайте и присмотритесь к себе. А как у вас самих со здоровьем, эмоциями, переживаниями. Как вы сами относитесь к болезням. Может вы , склонны драматизировать ситуацию, накручивать себя при малейших симптомах или же приписывать себе и своим детям, то чего у них нет. Особенно надо бороться с такой фразой: он у меня такой болезненный. Вы живете в постоянном страхе за своего ребенка и он болеет. Сейчас очень много разных источников информации, которые к сожалению иногда людям не на пользу. Она сбивает с пути. А что нужно делать? Родитель должен уметь видеть и слышать своего ребенка объективно. Что это значит? Не слепо действовать по указке врачей и режима, параметров взросления. А знать свой график ребенка, его особенности и потребности. А не слепо идти по книгам и рекомендациям врачей. Боже упаси ,я не учу вас отказываться от их помощи. Я просто призываю быть внимательными к своим детям.

Рассмотрим основные психосоматические заболевания у детей и причины их проявлений.

Сначала рассмотрим возрастные стадии:

1 стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая рта и губ. Удовольствие от еды, сосание пальца приводит к удовлетворению. Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

2стадия — анальная (1—3 года). Эрогенная зона — слизистая кишечника. Ребенок приучается к опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется— совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.

3стадия — фаллическая (3—5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность направляется не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры). Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.

4стадия — латентная (5—12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.

5стадия — генитальная (12—18 лет). Биологическое «Оно» усиливает активность. Подростки борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Выделяются такие психосоматические расстройства у детей : нарушение аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, поносы, запоры, аллергии, кожный зуд, навязчивый кашель, энурез, боли в сердце, тики, болезни органов дыхания, заикания. Теперь поговорим о причинах и возникновениях этих болезней. В отличие от нас, взрослых, ребенок не всегда может помочь себе сам. И не всегда понять и описать свое эмоциональное состояние. Их тоже много вещей беспокоит, а еще больше они просто не в состоянии понять и объяснить. И мы не всегда придаем значение, то что для нас мелочь, а для ребенка уже стресс и катастрофа. У него нет еще личностного опыта. Объяснять маленькому ребенку сложно, но это нужно. А еще ему просто необходимо чувство стабильности, защищенности и постоянства. Рано или поздно неудовлетворенность потребностей выливается в болезни. Ребенок подсознательно запускает механизмы возникновения болезни. Дети очень быстро понимают ситуацию с болезнью. Когда они болеют, то мама рядом, уделяет внимание, нет стрессов и конфликтов. Часто ребенок болеет, когда дома или в садике, или в школе возникают конфликтные ситуации. Бывает так, когда ребенок идет в садик, то у него утром рвота или понос. Значит что то уже не так и эта ситуация требует вашего внимания. Причиной болезни, так же может стать гиперопека родителей, чрезмерное внимание и отсутствие самостоятельных действий ребенка. Родители все решают и делают за него. Тем самым у ребенка возникает внутренний конфликт, а затем болезнь. Как правило- это болезни органов дыхания и кашель. Кашель это ребенок хочет привлечь к себе внимание, его протест против ваших каких- то действий. Когда вы лишаете ребенка самостоятельности. Бронхиты: нервная обстановка в семье, скандалы, споры. Приведу пример из жизни. Девочка двух лет заболела воспалением легких и попала в больницу, а до этого был бронхит, хотя девочка не болела и не было симптомов. Ситуация в семье была такая, разводились родители и мама вышла второй раз замуж, в семье была напряженная обстановка. Потом мама с девочкой переехала ко второму мужчине. У ребенка не было времени перестроится, плюс мама в стрессе и на нервах, и ребенок заболел. Сначала лечили дома, но ничего не помогло, потом легли в больницу. Где ребенок лежал с мамой и после выписки, еще дома в течение месяца провела с мамой. Ситуация для девочки была осложнена еще тем, что в этот период она пошла в садик, а тут и еще развод родителей. Две тяжелые ситуации для психики ребенка. И так как в таком возрасте тяжело сказать, что беспокоит, то девочка заболела. После выписки из больницы ситуация в семье урегулировалась, мама была дома и девочка постепенно полностью восстановилась.

Болезни горла: отсутствие творчества общения, неспособность постоять за себя, попросить, высказать свое мнение.

Астма- родители душат своим вниманием, заботой, запреты, ребенок не может проявить свою самостоятельность.

Болезни ушей- не желание слышать ругань, скандалы, ссоры.

Боли в животе, ребенок чего то боится. Проблемы с кожей, высыпания, говорят о чувствах, ребенок устанавливает дистанцию, между вами и собой.

Энурез- Отсутствие ночного контроля может свидетельствовать о том, что днем — контроль чрезмерный, поэтому ночью, когда контроль слабеет, сил для сдерживания уже не остается.

Эта тревога вызвана желанием угодить человеку, олицетворяющему для ребенка власть (отец, мать, бабушка и т.д), боязнь сделать «что-то не так».

Как же помочь детям? Прежде всего , надо помнить, что «лечить» нужно всех членов семьи. Это налаженные взаимоотношения, отсутствие страха у ребенка быть не таким, и что он все делает не так и он плохой. Часто дети винят себя в конфликтах между родителей. Поддержание самооценки детей, хороший климат в семье, понятные требования родителей, их последовательность, любовь и поддержка. Уважение личного пространства и времени ребенка. Вот основные методы лечения психосоматических заболеваний у детей. Будьте здоровы и счастливы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: