Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

физическое развитие детей

Физическое развитие детей. Оценка физического развития детей.

Физическое развитие детей — это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Критерии оценки физического развития.

Основными критериями оценки физического развития ребенка являются:

– длина тела (рост);

– окружность грудной клетки;

– пропорциональность этих показателей.

Наиболее интенсивно развитие ребенка происходит во внутриутробном (гестационном) этапе.

Для определения нормативных показателей физического развития плода применяются такие методы. Масса тела плода при гестационном возрасте 25-42 недель высчитывается по формуле: в среднем у 30-недельного плода масса тела равняется 1300 г, на каждую предыдущую неделю отнимается 100 г, на каждый следующий прибавляется 200 г.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составляет у мальчиков 3 500 г, у девочек 3 350 г. Допустимые нормативные колебания массы тела от 2 700 г до 4 000 г. Если масса тела при рождении превышает 4 000 г, ребенок считается большой.

Длина тела у новорожденного имеет особое значение как показатель зрелости организма. В норме она равняется 50 см (соответственно у мальчиков и девочек – 50,7 см и 50,2 см). Допустимые колебания – 46-56 см

Окружность головы у ребенка при рождении равняется 34-36 см, окружность грудной клетки – 32-34 см. Методика определения и расчет показателей физического развития здорового ребенка.

Масса тела. Правила измерения массы тела такие. Перед каждым использованием весов, на которых определяется масса ребенка, нужно проверить ее ровное горизонтальное расположение и отрегулировать. Ребенок до 6 месяцев укладывается на специальные детские весы в положении на спине. Малыш старше 6-7 месяцев может находиться на таких же весах в сидячем положении.

Если это не противопоказано по состоянию здоровья, ребенка раздевают и кладут на заранее застеленный пеленкой лоток весов головой на ее широкую часть. От полученной суммарной величины массы отнимается вес пеленки (и другой одежды, если малыш был одет). Ребенок после года при измерении массы тела находится в стоячем положении на медицинских весах.

Для определения точного показателя веса ребенка рассмотренная методика проводится утром, до первого кормления, после выделения мочи и кала. В первые дни жизни ребенка вес тела несколько уменьшается, что называется физиологическая потеря веса. Физиологическая потеря массы тела обусловлена такими факторами: в первые дни жизни ребенок получает небольшое количество материнского молока при потере большого количества энергии, так как сразу после рождения вступают в действие все органы и системы новорожденного.

Три четверти утраченной массы тела связаны с выделением жидкости без ощущения этого процесса через кожу. А также жидкость теряется через дыхательную систему, которая включается в работу после рождения. Выделение мочи, отпадение пупкового канатику и подсыхание пупковой ранки — это тоже причины уменьшения массы тела новорожденного.

Для расчета надлежащей массы тела (НМТ) ребенка первого года жизни используются такие показатели: ежемесячно в первом полугодии вес увеличивается на 800 г, на втором – на 400 г.

Длина тела. Правила измерения длины тела такие. Ребенок первого года укладывается на горизонтальном ростомере, покрытом пеленкой. Голова ребенка располагается возле неподвижной стенки ростомера. Нижние конечности в разогнутом положении прижимаются к деревянной поверхности. К стопам прикладывается подвижная планка ростомера.

Длина тела ребенка равняется расстоянию от недвижимой стенки к подвижной планке. Длина старших детей измеряется в стоячем положении на стандартном деревянном ростомере. Ребенок прижимается к вертикальной планке затылком, участком позвоночника между лопатками, крестцом и пятами.

Голова располагается в таком положении, чтобы между нижним веком и верхним краем внешнего слухового прохода визуально проводилась горизонтальная линия. Руки опущены вдоль туловища, пальцы разогнуты в суставах, ладони направлены на бедра. В таком положении к голове опускается подвижная пластина ростом е р а, и место ее остановки указывает на длину тела ребенка.

Окружность головы измеряется сантиметровой лентой. Она прикладывается позади на месте максимального выпячивания затылочного бугра, впереди — по надбровным дугам. Окружность грудной клетки в грудном возрасте измеряется в лежачем положении, со второго года жизни — в стоя ч ем положении.

Сантиметровая лента у кладывается позади под углами лопаток, впереди — над сосками. У девочек в пубертатном периоде лента впереди прикладывается над грудными железами на уровне IV ребра.

Возрастные показатели увеличения окружности грудной клетки такие:

I полугодие — по 2 см ежемесячно;

II полугодие — по 0,5 см ежемесячно;

До 10 лет – по 1,5 см ежегодно;

До 15 лет – по 3 см ежегодно.

Для выяснения гармоничности, пропорциональности физического развития используются индексы Чулицкой и Эрисмапа. Расчет индекса упитанности Чулицкой (отечественный врач XX столетие) у детей до 8 лет проводится по формуле: три окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – длина тела. При измерении окружностей плеча, бедра и голени сантиметровая лента прикладывается на местах наиболее развитых мышц, т.е. широчайших отделов соответствующих частей в горизонтальной плоскости.

Возрастные нормативные показатели:

грудной возраст – 20-25 см,

до 8 лет – уменьшается до 6 см.

При трактовке полученного результата следует помнить, что индекс зависит от упитанности ребенка (три первых показателя) и его роста (последний показатель).

Таким образом, уменьшение индекса может быть как при гипотрофии, истощении, так и при значительном увеличении длины тела. А увеличение индекса Чулицкой возникает в случае паратрофии, ожирения или значительной задержки роста. Индекс Брисмана рассчитывается по формуле (до 15 лет): Объем груди – 1/2 длины тела.

Физическое развитие детей: что нужно знать родителям

Что такое физическое развитие ребенка

Физическое развитие – это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.

В каждом возрасте ребенок растет по особым законам, и выраженные отклонения от норм развития могут указывать на наличие проблем в здоровье, питании или уходе за малышом. Физическое развитие также тесно связано и с нервно-психическим, интеллектуальным развитием.

Физическое развитие детей на первом году жизни

В первый год жизни ребенок растет и развивается наиболее интенсивно, вес прибавляется в пять и более раз. За счет интенсивного роста организм испытывает большое напряжение, и малейшие нарушения в обмене веществ могут быстро отразиться на росто-весовых показателях.

Поэтому врачи весь первый год ежемесячно следят за физическим развитием, так как созревание многих органов и систем еще не закончено и все отклонения нужно корректировать немедленно. На физическое развитие детей могут существенно влиять нерациональное питание, неудовлетворительные бытовые условия, частые заболевания и ненадлежащий уход.

При оценке развития ребенка от рождения до первого года жизни необходимо ориентироваться на антропометрические данные (измерения) вкупе с двигательной активностью (психомоторным развитием) и развитием зачатков речи, формированием навыков и приобретением умений, мыслительным развитием. Одни показатели физического развития не дадут полной картины развития. Также стоит ориентироваться и на то, что девочки и мальчики несколько отличаются по темпам физического развития.

Прежде всего, оценивается рост и вес ребенка помесячно, а также динамика прибавок таких показателей, как окружность головы и груди.

Средний рост новорожденных составляет от 47 до 57 см, при этом девочки обычно на 2-3 см меньше, чем мальчики. Динамика прибавок роста детей в первый год определяется таким образом:

  • до 3 мес. – по 3 см в месяц;
  • с 3 до 6 мес. – по 2,5 см в месяц;
  • с 6 до 9 мес. – по 1,75-2 см в месяц;
  • с 9 до 12 мес. — по 1 см в месяц.

Таким образом, малыш за первый год вырастает на 20-25 см.

Масса тела — второй важный показатель физического развития малыша, при рождении она составляет от 2700 до 4000 г, при этом девочки обычно весят 3200-3500 г, мальчики – 3300-3700 г.

В первые дни после рождения дети теряют в весе до 8%, что обусловлено физиологическими перестройками в организме, но затем также быстро набирают этот вес.

За первый месяц жизни малыш может прибавить от 500 до 1500 г, но колебания прибавок веса еще более динамичны, чем колебания роста.

Для простоты стоит принять для себя за нормы следующие показатели: до полугода прибавка в весе должна быть не менее 500 г, со второго полугодия – в среднем 200-400 г. Таким образом, к году средний вес ребенка составляет 9,5-12,5 кг. Колебания веса в ту или иную сторону могут быть вполне допустимы, но превышение этих значений на 20% и более – это повод для того, чтобы проконсультироваться с врачом.

Одними из важных показателей первого года жизни являются окружности головы и груди. Головка новорожденного при рождении крупнее всех других окружностей, в среднем составляет 32-34 см. За год объемы увеличиваются на 10-12 см, по месяцам головка в первый месяц увеличивается на 2-3 см, затем по 1,6-2 см, затем по 1 см.

Примерно к 3-4 месяцам окружности головы и груди сравниваются, и в дальнейшем грудь должна быть больше, чем головка. Грудь новорожденного составляет 31-33 см. Прирост составляет в норме 1,6-2 см, и грудная клетка впоследствии растет быстрее головы.

Физическое развитие детей после года

К годовалому возрасту ребенок уже достаточно активен, он уже может ходить и активно осваивает мир, поэтому его физическое развитие меняется. Прибавки массы уже не столь значительны, так как большое количество энергии тратится на физическую активность, а рост продолжает оставаться интенсивным.

В среднем после года прибавки массы ежемесячно составляют от 100 до 250 г, в зависимости от аппетита и физической активности, в год прибавляется по 2-3 кг.

Вес ребенка можно рассчитать по специальной формуле:

Вес = масса малыша в год+2 кг*М-1 (где М – число лет).

Примерный вес ребенка к двум годам составляет 11-14 кг.

Рост малыша прибывает достаточно активно, в среднем ежемесячно ребенок подрастает на 1 см, к двум годам рост ребенка может составлять от 83 до 92 см.

У детей меняется режим сна и бодрствования, режим питания и общая физическая активность. Дети много гуляют и играют, у них остается один дневной сон и длительный ночной, постепенно они переходят на общий стол со взрослыми, при этом без вредных продуктов и строгим контролем за питанием.

Ребенок активно и быстро овладевает новыми навыками, становится более подвижным, многие дети в этом возрасте начинают посещать детские коллективы.

Развитие детей с двух до трех лет

После двух лет у детей уже сформированы основные функции организма – дыхание, пищеварение, сосудистая система, хотя нервная система и иммунитет у него еще очень слабые. Но малыш уже вполне приспособлен к окружающей среде, у него много возможностей для изучения окружающего мира и развития своих двигательных и познавательных навыков.

Меняются пропорции тела, конечности вытягиваются, уменьшается количество подкожного жира, и ребенок становится стройнее, укрепляются мышцы кисти, движения рук становятся более точными.

На третьем году жизни дети в среднем прибавляют 2-3 кг, а рост увеличивается примерно на 7-9 см.

Детей по типу телосложения и особенностям физического развития можно разделить на три типа:

  • крупные дети с весом в 14 кг +- 2 кг и ростом в 97 см +- 3-4 см;
  • средние дети с весом в 12 кг +- 2 кг и ростом в 92 см +- 2-3 см;
  • маленькие дети с весом в 10 кг +- 1,6 кг и ростом в 85 см +- 2 см.

Задержка роста и веса в этом возрасте ниже возрастных границ более чем на 20-25% говорит о тревожных симптомах, нехватке питания или дефиците физических нагрузок. Необходима консультация педиатра и эндокринолога, особенно при сильном дефиците веса, если к трем годам малыш весит менее 12 кг, или при избытке веса, если ребенок весит более 18-20 кг.

Развитие детей с трех до четырех лет

В этом возрасте наряду с физическим развитием активно происходит социализация и психическое развитие ребенка, формируется характер и возникает так называемый кризис трех лет. Дети могут стать упрямыми, капризными, разборчивыми в еде, неуправляемыми. Такое поведение временно и требует повышенного внимания к малышу.

Рост и вес ребенка в 3-4 года остается главным показателем физического развития. К трем годам рост детей обычно составляет 105 см +- 4-5 см, к четырем годам малыш подрастает до 112 см +- 2 см.

Вес детей к трем годам обычно составляет от 15 до 20 кг, с колебаниями веса в 1-2 кг. Превышение массы тела на 15% и более либо дефицит его на 20% и более требует консультации специалистов.

Пропорции тела детей меняются, дети по сравнению с предыдущими периодами выглядят гораздо стройнее, руки и ноги у них вытягиваются, в то время как тело еще остается достаточно крупным.

Пропорциональность развития можно оценить по особому индексу:

ИП = рост малыша в см – (вес тела в кг + окружность грудной клетки в см).

Для мальчиков этот индекс составляет 25-26, для девочек – 27-28.

Развитие детей от четырех лет до пяти лет

В четыре года рост ребенка прибавляется на 5-6 см, в среднем рост составляет около 100 см, вес прибавляется на 2-3 кг. К пяти годам ребенок прибавляет еще 2 кг и подрастает на 6-8 см, вес мальчиков составляет около 18 кг, рост 106-108 см, девочек — 16-17 кг и 106-107 см.

Окружность груди у мальчиков составляет около 55 см, у девочек – около 53 см.

Дети становятся крепкими и выносливыми, они много двигаются, их мышцы становятся сильными, укрепляется иммунитет, дети уже гораздо меньше болеют, хорошо едят и спят.

Крепкими становятся мышцы ног, и в пять лет можно задумываться о первых занятиях спортом – плаванием, бегом, гимнастикой. Детям полезны катание на велосипеде, активные игры и длительные прогулки. Можно начинать обучение чтению и основам письма.

Развитие детей шести-семи лет

Дети продолжают совершенствовать свои физические навыки, становятся активными и любознательными, занимаются спортом и подвижными играми.

В среднем дети подрастают в этот период на 5-7 см, особенно мальчики, и прибавляют вес на 2-3 кг. К возрасту семи лет формируется первая линия вытяжения, буквально за год дети могут вырасти на 1-2 размера одежды, тело их приобретает вытянутые пропорции. В возрасте шести-семи лет многие дети поступают в школу, и на них ложатся серьезные физические и умственные нагрузки.

Рассчитать норму развития для своего ребенка вы можете, воспользовавшись калькулятором развития детей

Физическое развитие детей

Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое — зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии — измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать по формулам. Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела — очень важное соотношение. Оно покажет недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений, когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее. Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм — о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

Основы физического развития детей

Статья написана при поддержке развивающего центра для детей — London Express Junior.

Уровень здоровья ребенка зависит от того, правильно ли функционируют все органы и системы в организме. Физическое развитие детей необходимо начинать практически с рождения. По мере взросления ребенка проводятся определенные комплексные упражнения, которые помогает малышу правильно развиваться.

Зачем нужно заниматься физическим развитием ребенка?

Физическим развитием называют все процессы организма, которые происходят во время роста у детей. Уделение внимания тому, как развивается ребенок, влияет на много факторов, а именно:

  • на скорость роста малыша;
  • состояние скелета;
  • сердечно-сосудистую систему;
  • пищеварение;
  • координацию и двигательную активность;
  • развитие иммунитета.

В зависимости от возраста ребенка, требуются различные упражнения и особый уход.

Физическое развитие ребенка до года

У новорожденных необходимо постоянно контролировать показатели веса и роста. Врач должен наблюдать малыша, чтобы вовремя предупредить любые отклонения в физическом развитии. Но уже с первых дней родители могут повлиять на то, как будет развиваться их малыш.

В первую очередь, необходимо поддерживать оптимальные показатели влажности и чистоты воздуха в квартире. Для этого лучше всего установить в комнате увлажнитель воздуха, а также дважды в день проветривать помещения. Требуется постоянная влажная уборка комнаты. Следует проводить ежедневные прогулки, так как они укрепляют иммунитет ребенка.

Для поддержания необходимого уровня влажности в квартире лучше всего установить увлажнитель воздуха

Еще один важный показатель, который влияет на физическое развитие, это правильное питание. Родители малыша должны выбирать проверенные, сбалансированные смеси, через которые ребенок будет получать все необходимые витамины. На грудном вскармливании матери следует ответственно подойти к своему ежедневному рациону. Дефициты витамина А, цинка и йода могут вызвать отставание в росте ребенка.

С самого раннего возраста следует делать ребенку массаж при помощи легких поглаживаний. С полугода можно начать специальную гимнастику для малышей:

  • Для укрепления плечевого пояса ребенка подойдут круговые движения руками. Малыш, лежа на спине, обхватывает большие пальцы взрослого. Выпрямленными ручками нужно рисовать в воздухе круги 5-6 раз.
  • Физическому развитию мышц ног будут способствовать упражнения на поднятия ножек. Взрослый обхватывает ребенка за коленки и плавно подымает и опускает ножки 5-6 раз.
  • Ребенок быстрее научиться садиться, если немного ему помочь. Присаживать ребенка можно, слегка потягивая за ручки, когда он держится за указательные пальцы взрослого. Когда малыш освоит это упражнение, можно присаживать его за одну ручку.
  • Чтобы малыш больше двигался, можно положить его на живот и чуть поодаль разместить игрушку яркого цвета. Ребенок будет пытаться до нее доползти. Активное ползание важно для физического развитие малыша, ведь оно укрепляет мышцы спины и живота.

    Упражнения можно повторять ежедневно.

    Физическое развитие ребенка от года до 3-х лет

    Занятиям с ребенком на втором году жизни необходимо уделять много внимания. В этот период формируются двигательные навыки, которые важны для правильного физического развития малыша.

    Игры с мячом улучшают координацию движений и тренируют основные группы мышц

    Для ребенка в этом возрасте необходимы постоянные подвижные игры. Активные игры для малышей основаны на физических упражнениях, которые укрепляют общее здоровье ребенка.

    К ним относятся:

    • Игры с мячом. Можно кидать мячик, предлагая ребенку его поймать или отбить. Постепенно усложняйте задачу, кидая мяч вниз или вверх. Соорудите небольшое баскетбольное кольцо, разместите его на расстоянии не более одного метра от малыша.
    • Также в возрасте до трех лет малыш может научиться отбивать мяч ногами и играть в футбол. Подойдет как классический вид игры, так и просто катание мяча по земле. Можно предложить ребенку игру, где необходимо будет догонять откатившийся мячик.
    • Игры на укрепление мышц спины. Предложите ребенку поиграть в подъемный кран. Пусть он поочередно поднимает ножки, лежа на спине.
    • Подойдет и игра в рыбку. Малыш, лежа на животе, должен «плыть» ручками и ножками.
    • Прыжки. Игры, в которых есть элементы прыжков, улучшают вестибулярный аппарат ребенка. Предложите малышу поиграть в зайчиков и посмотреть, кто из вас быстрее допрыгает до конца дорожки.
    • Занятия на мелкую моторику. Упражнения с небольшими объектами являются незаменимыми для правильного физического развития. Предлагайте ребенку ходить по разным поверхностям и брать различные на ощупь вещи. Например, хорошо развивает мелкую моторику рук лепка из пластилина.

    В период от года до трех лет ребенок учиться ходить, бегать и прыгать. Происходит укрепление позвоночника, и формируется осанка. Уже к 3 годам у ребенка появится его индивидуальная походка, которая останется практически неизменной на протяжении всей жизни.

    Физическое развитие дошкольников

    В период от 3 до 6 лет дети активно растут. Очень важно для родителей проследить, чтобы не происходило деформации позвоночника в этом период, а также чтобы ребенок достаточно двигался. Особое внимание стоит уделять правильной осанке, так как она влияет не только на двигательно-опорный аппарат, но и на развитие всех систем в организме.

    Стоит также увеличить количество прогулок и подвижных игр на свежем воздухе. Дыхательная мускулатура у детей до 6 лет еще недостаточно развита, а потребность в кислороде с каждым годом растет. Для хорошей вентиляции легких необходимы ежедневные прогулки и двигательная активность ребенка. Важно обращать внимание на правильное дыхание, чему способствуют занятия гимнастикой.

    Прогулки с ребенком на свежем воздухе очень важны для хорошей вентиляции легких

    Чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо комбинировать несколько видов активности:

    • бег;
    • ходьбу;
    • прыжки (на месте, в длину, а также с возвышенностей);
    • упражнения на равновесие;
    • лазание (для этого подойдет установка в доме гимнастической стенки, а также игры в полосу препятствий).

    Для хорошего физического развития желательно, помимо активных игр, использовать комплексы упражнений, которые будут выполняться несколько раз в неделю.

  • Полезным для правильного развития дыхания, а также равномерной нагрузки на все мышцы тела, будет ритмическая гимнастика. Она заключается в том, что дети под музыку делает различные упражнения. Так как движения не повторяются, малыши не теряют интерес во время занятий. Ритмическая гимнастика укрепляет организм ребенка, а также улучшает координацию движений.
  • Наиболее разнообразная программа движений в фитнесе для детей. Он включает в себя элементы йоги, гимнастики, аэробики и хореографии. Упражнения проводятся на все группы мышц, а также отличаются по своей направленности. Занятия детским фитнесом развивают гибкость и выносливость, положительно влияют на осанку ребенка.
  • Подвижность ребенка и крепкий иммунитет развивают постоянные занятия плаванием. Во время занятий в бассейне снимается чрезмерная нагрузка на позвоночник и происходит укрепления всех групп мышц. Благодаря тому, что температура воды в бассейне довольно прохладная, ребенок постепенно закаляется, что уменьшает возможность заболеть.

    Физическое развитие ребенка — это процесс, который не должен проходить бесконтрольно. Если постоянно заниматься с малышом подвижными играми, все системы в организме будут правильно работать.

    Физическое развитие ребенка (стр. 1 из 2)

    Кафедра общественного здоровья

    Курс общей гигиены

    РЕФЕРАТ на тему:

    Физическое развитие ребенка.

    2) Физическое развитие.

    4) Индивидуальная оценка физического развития

    5) Половое развитие.

    Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

    Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

    Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии “критических периодов развития”, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

    Термин “критические периоды развития” введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

    Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

    Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

    В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

    1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

    2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

    3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

    Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

    Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

    Возраст, месПрибавка длины тела за 1 мес, смПрибавка длины тела за истекший период, смПрибавка массы тела за 1 мес, гПрибавка массы тела за истекший период, г
    133600600
    2368001400
    32,58,58002200
    42,5117502950
    52137003650
    62156504300
    72176004900
    82195505450
    91,520,55005950
    101,5224506400
    111,523,54006800
    121,5253507150

    При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

    В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.

    Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

    Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

    Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.

    Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

    Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

    Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

    К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

    Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

    Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

    Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

    Индивидуальная оценка физического развития

    Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

    В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

    Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет

    Физическое развитие детей до года

    Физическое развитие детей до года

    При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела.

    Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

    Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.
    Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.
    Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.
    Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма.
    Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

    • Рост;
    • Массу тела;
    • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
    • Статические функции (двигательные умения ребенка);
    • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2006г. представлены новые антропометрические таблицы, определяющие нормы роста и веса для детей от рождения до 5 лет :
    Нормы ростаНормы весаСоотношения роста и веса от 0 до 2 летСоотношения роста и веса от 2 до 5 летдевочки

    РОСТ .
    Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

    На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). http://www.child-psy.ru/kalendaremo/241.htmlпоказывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. http://www.child-psy.ru/kalendaremo/241.html :: табл.1 и табл.2).

    Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года (табл. А). У доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем – 48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

    За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

    Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.

    Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом.

    За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.

    МАССА ТЕЛА.
    В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

    Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.
    Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3.
    Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 — ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п — число месяцев жизни ребёнка минус три.
    Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

    Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии — 400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.

    В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

    Физическое развитие детей до 1 года

    Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

    Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

    Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

    До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

    Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

    В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

    Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

    Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

    К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

    На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

    В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

    В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

    Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

    Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

    Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

    Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

    В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

    Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

    В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

    К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

    К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

    На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

    Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

    ​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​

    Физическое развитие ребенка до 1 года

    Сегодня я предлагаю обсудить физическое развитие ребенка до 1 года.

    Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни. За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки. Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.

    Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.

    Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:

    – соотношение роста и массы.

    Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы:

    1. Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.
    2. Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.
    3. Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).
    4. Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

    Как правильно провести измерения

    Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

    Как оценить полученный результат:

    • можно использовать прибавки роста по месяцам:

    1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

    4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

    7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

    10–12 месяцев — 1 см в месяц.

    Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

    • врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

    Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

    То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25–50–75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0–3–10%, 90–97–100%.

    Масса тела

    Особенностями этого показателя являются:

    1. Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.
    2. Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

    Как правильно провести измерения

    Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

    Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies®, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

    Как оценить полученный результат взвешивания:

    • можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

    2 месяц — 800 грамм;

    3 месяц — 800 грамм;

    4 месяц — 750 грамм;

    5 месяц — 700 грамм;

    6 месяц — 650 грамм;

    7 месяц — 600 грамм;

    8 месяц — 550 грамм;

    9 месяц — 500 грамм;

    10 месяц — 450 грамм;

    11 месяц — 400 грамм;

    12 месяц — 350 грамм.

    Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

    • второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25–50–75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0–3–10% или 90–97–100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

    Соотношение роста и массы

    Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

    Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0–3–10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90–97–100% коридором.

    Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25–50–75%).

    Окружность головы

    Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

    Как правильно провести измерения

    Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

    Как оценить полученный результат:

    • прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
    • вариант второй — центильные таблицы.

    Окружность груди

    Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

    Как правильно провести измерения

    Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

    Как оценить полученный результат:

    • прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
    • вариант второй — центильные таблицы.

    У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

    Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

    Физическое развитие ребенка первого года жизни.

    ЛЕКЦИЯ № 4

    ТЕМА: «Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни»

    В настоящее время хорошо известно, что ребенок не есть миниатюра взрослого, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими особенностями. Ребенок, в отличие от взрослого, растет интенсивно и к тому же неравномерно, скачками. Особенно интенсивен рост на 1 году жизни.

    Новорожденный олененок через несколько часов после рождения уже довольно хорошо бегает. Морская свинка одного дня от роду пытается щипать травку и прекрасно ориентируется. Человеческий младенец, пришедший в мир, беспомощен. Он слабо слышит, не может координировать свои движения, видит окружающие его предметы размытыми, нечеткими. Все развитие ребенка (эмоции, зрение, слух, тактильная чувствительность, движения) совершается при участии центральной нервной системы. Поэтому очень важно внимательное наблюдение за ребенком, правильная оценка показателей развития, которые позволяют своевременно выявить начальные изменения и провести их коррекцию.

    Знание нормального хода развития ребенка, закономерностей физического и нервно-психического развития является важной основой для понимания отклонений в развитии и их своевременной коррекции.

    Физическое развитие ребенка первого года жизни.

    Масса тела отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки. Масса новорожденного в среднем 3500 г.

    У большинства доношенных детей масса тела восстанавливается к 10 дню после рождения, удваивается к возрасту 4- 4,5 мес. и утраивается к году. В 1 год масса тела ребенка приблизительно равна 10,5 кг

    Массу тела можно определить по формулам, предложенным И.М.Воронцовым и А.В.Мазуриным (1986г):

    Для детей до 2 лет: масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 г. На каждый недостающий месяц вычитают по 800 г, на каждый последующий месяц прибавляют по 400 г.

    Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (рост матери и отца) и внешних факторов (полноценного питания, ухода и др.). Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны.

    Рост здорового ребенка увеличивается в течение 1-го года на 25-30 см(средняя длина при рождении 50 см)

    В первые дни длина тела ребенка несколько уменьшается, т.к. выравниваются деформации черепа, исчезает родовая опухоль.

    У 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый последующий месяц прибавляется по 1,5 см.

    – Если показатель находится в 3-4 коридоре – его значение среднее.

    – Если показатель во 2 коридоре – ниже среднего

    – Если показатель определяется в 1 коридоре – очень низкое

    – Показатель в 5 коридоре – значение выше среднего

    – Показатель в 6 коридоре – значение высокое

    – Показатель в 7 коридоре указывает на очень высокое развитие.

    Соматичность оценивается по сумме коридоров: массы + роста + окружности груди. Если сумма коридоров:

    · до 11 – гипосоматический (микросоматичекий) тип – низкое развитие

    · с 11 до 15 – нормосоматический (мезосоматический) тип – среднее развитие

    · свыше 15 – гиперсоматический (макросоматичекий) тип – высокое развитие.

    Гармоничность оценивается по разности максимального и минимального коридоров этих же параметров. Если разность коридоров:

    · 0-1 – гармоничное развитие

    · 2 – дисгармоничное развитие

    · более 2-х – резко дисгармоничное развитие.

    Окружность головы оценивается отдельно. Если окружность головы соответствует:

    · 1-2 коридору – микроцефалия

    · 3-5 коридорам – нормальный размер

    · 6-7 коридору – макроцефалия

    При наличии микро- или макроцефалии показана консультация невролога.

    Оценка физического развития ребенка. Таблица Кисляковской, центильныая, сигмальная оценка. Нарушения физического развития.

    Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним. Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

    В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

    Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

    Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

    Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

    Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

    Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

    В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

    Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

    Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

    Характеристика коридоров центильной шкалы

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: