Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Детская гиперактивность: причины, симптомы и способы коррекции

Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым человеком, способным достичь успехов в любом начинании. Однако процесс воспитания вовсе не так прост, как хотелось бы.

Нередко родители вынуждены сталкиваться с такими трудностями, которые не получается решить собственными силами и тогда приходится обращаться за помощью к психологу. Одним из таких препятствий для мам и пап является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.

Синдром гиперактивности – что это такое?

Ваш ребенок любит бегать, прыгать и шалить и это заставляет вас волноваться, навевает мысли о его гиперактивности? А зря. Не каждый непоседливый ребенок является обладателем синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой диагноз может поставить только специалист, который в результате и назначит обязательное медикаментозное лечение с последующей психологической коррекцией.

Если говорить о терминологии, то СДВГ – это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать свое внимание на чем-либо и сдерживать свою чрезмерную активность.

Чаще всего СДВГ появляется у детей в возрасте двух-трех лет, но к специалистам родители начинают обращаться, когда ребенку исполняется около шести лет. В основном подобная «задержка» связана с тем, что именно в этом возрасте начинается активная подготовка ребенка к школе и именно в этот период родители начинают более внимательно реагировать на поведение и эмоциональное состояние будущего школьника.

Причины детской гиперактивности

Детская гиперактивность формируется по причине незрелости коры головного мозга, что приводит к возникновению трудностей у ребенка, связанных с распознаванием внешних сигналов. В результате, ребенок становится суетливым, дерганым, невнимательным и беспокойным, а также возможно неконтролируемые приступы повышенной раздражительности.

Причин формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть огромное количество, но среди основных и самых распространенных выделяют следующие:

  • Наследственная предрасположенность. Если в семье у кого-либо из родственников в детстве наблюдался СДВГ, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь предрасположенность к этому заболеванию.
  • Осложнения в период беременности и родов, родовые травмы. Вредные привычки, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, принятие сильных лекарственных средств в период беременности могут привести к развитию различных заболеваний у еще нерожденного малыша. Сложные роды, недоношенность, кесарево сечение, асфиксия у новорожденного также могут привести к образованию СДВГ.
  • Ушибы, травмы в области головы, тяжелые заболевания, перенесенные в младенчестве и раннем детстве. В случае, если ребенок перенес тяжелое заболевание, особенно инфекционной направленности, получал травмы головы или серьезные ушибы, то СДВГ запросто может стать последствие случившегося.
  • Социальный фактор. Не последнюю роль в возникновении дефицита внимания играют и условия, в которых проживает ребенок. Неблагополучная обстановка в семье способна оказать пагубное влияние на развитии малыша и усугубить ситуацию еще больше.

Признаки гиперактивности у ребенка

Для того чтобы понять, можно ли назвать ребенка гиперактивным, необходимо, прежде всего, разобраться с основными симптомами синдрома дефицита внимания. Особое внимание следует уделить периодичности проявления симптомов СДВГ. Говорить о присутствии признаков синдрома можно только в том случае, если они наблюдаются у ребенка непрерывно в течение шести месяцев.

Специалисты утверждают, что говорить о возможности постановки диагноза СДВГ у ребенка можно только в тех случаях, когда он:

  • Не может проявлять усидчивость более десяти минут. Любая увлеченность занятием пропадает при любом отвлекающем факторе.
  • Находится во взвинченном состоянии, постоянно двигается, дергается и не может усидеть на месте.
  • Не отличается застенчивостью и покладистостью.
  • Задает много вопросов, но не всегда способен дождаться ответов на них.
  • Требует всеобщей сосредоточенности на своей персоне во время игр.
  • Глотает окончания слов в процессе разговора, перескакивает с одного действия на другое, запросто бросив начатое.
  • Видит кошмары, часто просыпается посреди ночи из-за недержания мочи.
  • Постоянно ругается со сверстниками, испытывает сложности в знакомствах с новыми людьми, не может играть спокойно в коллективе и часто мешает игре других детей.
  • Испытывает сложности с усвоением школьной программы. В данном случае проблема тесно связана с невозможностью мозга обрабатывать большие объемы поступающей информации.
  • Проявляет признаки рассеянности и замкнутости, теряет личные вещи, игрушки и школьные принадлежности.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой, испытывает трудности с завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц.
  • Практически не реагирует на замечания и критику взрослых.
  • Часто ощущает головные боли, легкие головокружения и приступы тошноты.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Если вашему ребенку диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности, то не впадайте в панику. При грамотной работе специалистов данное заболевание без особых проблем поддается лечению и коррекции. Наиболее эффективным методом коррекции гиперактивности принято считать индивидуальные и длительные занятия родителей с ребенком или квалифицированная помощь психолога.

Работа психолога зачастую направлена в данной ситуации на выработку усидчивости и внимательности. Для начала ребенка пытаются приучить выполнять кратковременные задания, постепенно увеличивая временной диапазон. То есть, если на первом задании ребенку предложили решить простенький ребус, рассчитанный на 2-3 минуты активной работы, то в дальнейшем сложность задания будет только увеличиваться.

В случаях, когда диагноз СДВГ ставит психиатр либо же невролог, то ребенку назначают медикаментозное лечение, рассчитанное на решение проблем в работе головного мозга. В любом случае, прежде чем предложить какое-то конкретное лекарство, врачи проведут длительное и максимально полное исследование малыша.

Гиерактивный ребенок и рекомендации психологов

Многие родители боятся обращаться за помощью к психиатрам и неврологам, опасаясь непонятно чего. Зачастую подобная паранойя обусловлена различными страшилками про злых эскулапов, которые только и ждут, как бы замучить ребенка новомодными психотропными веществами.

Не уподобляйтесь подобной глупости, но если все же вы опасаетесь медицинских работников, то воспользуйтесь рекомендациями психологов:

  • Не относитесь к гиперактивности своего малыша, как к недостатку, приучите себя к мысли, что это просто его особенность.
  • Будьте терпеливы по отношению к ребенку и не злитесь, если он не расслышал вас с первого раза.
  • Не кричите на своего непоседу. Если ребенок ощутит на себе проявления вашей раздражительности, то окончательно потеряет контроль над собственными эмоциями. Так что вместо того, чтобы трясти его и кричать, что он должен успокоиться, обнимите его, погладьте по спине и тихим голосом узнайте, что у него случилось.
  • Возьмите привычку слушать вместе с ребенком спокойную и расслабляющую музыку. Для подобных сеансов релаксации отлично подойдут классические композиции.
  • Не давайте ребенку сразу много игрушек. Начните с пары самых любимых, пусть он учится сосредотачивать свое внимание на них.
  • Будьте внимательны к своему ребенку и при появлении первых признаков агрессии, отвлекайте его на другой вид занятости.

Лечение гиперактивности

Гиперактивность – патология поведения ребенка, проявляющаяся в чрезмерной активности, проблемах с концентрацией внимания. Расстройство не влияет на интеллектуальные способности, но мешает обучению, социализации в обществе.

Долгое время синдром не считался опасным и не лечился, однако с конца XX века, ученые и врачи выявили прямую закономерность между наличием гиперактивности у ребенка, отсутствием лечения и последующей социальной неустроенностью. Более 80% преступников в детстве страдали этим синдромом и не получали необходимую помощь.

Выразительно проявляется синдром с началом обучения в школе, когда ребенок каждый день вынужден общаться в коллективе, следовать строгим правилам, усваивать большие объемы информации. Современные методы терапии заметно снижают проявления, вылечивают гиперактивность у детей. Причем не только с помощью медикаментов, но и безопасными методами коррекции поведения, физиотерапией.

Проявления гиперактивности

Определяющие симптомы развития синдрома заметны с младшего дошкольного возраста. Постепенно, по мере взросления, они проявляются все более ярко, что позволяет заметить отклонения от нормы.

Типичными признаками считаются:

  • Чрезмерная двигательная активность. Ребенок не может усидеть на месте без движения. Большая часть активности бессодержательна. Дети дергают руками, ногами, перекладывают с места на место вещи, не могут долго находится в одном положении. Показательна и слишком активная речь, как правило, быстрая, непонятная.

    • Проблема с концентрацией внимания. Проявляется на занятиях: малыш не может долго заниматься одним видом деятельности. Не заканчивает задание, особенно если оно достаточно монотонное. Не усваивает новые знания или «схватывает» их поверхностно, не понимая сути. Постоянно теряет вещи, бросает игры на середине, часто меняет увлечения.
  • Импульсивность действий. Гиперактивному малышу сложно принять концепцию правил, ограничений, чужих желаний. Он не воспринимает критику. Из-за этого отношения в детском коллективе складываются не лучшим образом.

С возрастом добавляются другие симптомы, выразительнее становятся описанные выше. Нарастают проблемы, связанные с особенностями характера таких людей.

При легких проявлениях болезни, специальное лечение не требуется, достаточно психолого-педагогической корректировки поведения. Терпение требуется от родителей, которым предстоит научить ребенка контролировать особенности своего характера, обуздывать его.

Постановка диагноза

Решать, как лечить признаки гиперактивности у ребенка, особенно достигшего 7-9 лет, вправе только медик после тщательной всесторонней диагностики. С использованием инструментальных методик.

Я текстовый блок. Нажмите кнопку редактирования, чтобы изменить этот текст. Разнообразный и богатый опыт постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.

Невропатолог проводит комплексное обследование, чтобы поставить точный диагноз, исключить возможность других заболеваний. Кроме того, необходимо установить факторы, ставшие причиной синдрома, усиливающие его ежедневно.

Патология выявляется в несколько этапов:

    • При первом обращении собирается анамнез. Необходима медицинская карта пациента, история развития ребенка. Потребуются подробные, достоверные сведения о течении беременности у матери, условиях жизни, особенностях поведения начиная с первых месяцев жизни. Также проводится тестирование, разработанное Американской психиатрической ассоциацией для определения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Обследование мозга, выявление сопутствующих заболеваний. В обязательном порядке делают электроэнцефалограмму, МРТ. Необходимо исключить любые диагнозы со схожими симптомами.
  • Проводится консультация с врачами смежных специальностей, психологические тесты, позволяющие выявить степень выраженности болезни, подобрать действенные методы лечения.

По результатам исследований назначается комплексная терапия, подстраивающаяся под состояние конкретного пациента.

Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами

В конце 20-го века в России появился новый диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ставился он всем детям, неспособным тихо себя вести и контролировать вспышки эмоций. Сегодня доказано, что гиперактивность – не всегда нарушение, требующее медицинского вмешательства. Иногда она просто является частью характера ребенка.

Признаки гиперактивности

Заметить первые признаки преобладания процессов возбуждения над торможением иногда возможно только по достижению малышом двух-трех лет. Бывает, что он с рождения растет спокойным, уравновешенным и послушным, начиная «показывать характер» в период трехлетнего кризиса. Родителям сложно отличить тревожное состояние с обычным капризным поведением. А вот в детском саду симптомы начинают проявляться более явно и требуют решительных мер – малютке сложно обучаться и строить отношения с другими воспитанниками.

Причины гиперактивности могут быть следующими:

  • осложнения во время беременности, родов;
  • неверная тактика воспитания (чрезмерная опека или игнорирование);
  • заболевания эндокринной и других систем организма;
  • стресс;
  • отсутствие режима.

СДВГ характеризуется следующими симптомами:

  1. Беспокойное поведение без причины.
  2. Плохой сон. Ребенок часто просыпается, кричит во сне, долго засыпает, разговаривает. Сон может быть слишком чутким.
  3. В дневное время малыш неусидчив, непослушен, не может долго заниматься одним делом. Обычно таким детям сложно доделать что-либо до конца.
  4. Невнятная речь, создающая препятствия для общения с другими детьми.
  5. Вспышки агрессии. Ребенок часто дерется, его злят запреты.

Вопросом гиперактивности занимаются невролог и психолог, направление к этим специалистам можно получить у педиатра. Не всегда лечение заключается в приеме медикаментов, иногда врачи просто дают рекомендации, как найти правильный подход к ребенку.

Если ребенок очень гиперактивный: что делать родителям, лечение дома

Чтобы скорректировать домашнюю обстановку, выбрать режим для гиперактивного малыша, родителям полезно будет знать несколько рекомендаций:

  1. Отнеситесь внимательно к досугу. Игры малютки должны быть спокойными, направленными на развитие его умственных способностей. Если в семье есть телевизор, он не должен быть включен целыми днями. Детям безопасно наслаждаться телепередачами всего пару часов в день, и это ни в коем случае не должны быть боевики и спортивные программы. Больше подойдут добрые мультики и передачи для детей.

Четко ставьте задачи, будьте последовательны в словах. Родители должны придерживаться одной модели воспитания. Обстановка в доме должна быть спокойной и позитивной, задача взрослых – сглаживать конфликтные ситуации (особенно, если в семье более одного ребенка).

Важен режим (распорядок дня). Если малыша укладывают спать в разное время, он как бы сталкивается с неизвестностью, а детям нужна стабильность. Например, если после купания их обычно кормят, так должно происходить каждый день.

  1. Медики, вплотную занимающиеся здоровым питанием, рекомендуют его для детей с СДВГ. Ежедневное меню ребенка должно включать красное и белое мясо, рыбу, крупы, овощи и фрукты.

Выбирая продукты для детского питания, следует избегать вредных добавок. Во-первых, усилителей вкуса, консервантов – нитритов и сульфитов. Если возможности покупать 100% натуральную еду нет, можно постараться хотя бы уменьшить их количество, выбирая еду с наименьшим содержанием химии в составе. Доказано, что около половины детей имеют чувствительность к искусственным пищевым добавкам.

Расстройства поведения могут быть связаны с аллергической реакцией на продукты. Самые опасные для детей-аллергиков: молоко, шоколад, орехи мед и цитрусовые. Чтобы определить, есть ли у ребенка реакция на продукты, следует периодически исключать из рациона один из них. К примеру, откажитесь от молока на неделю, а затем посмотрите на эмоциональное состояние малыша. Если оно изменится, значит причина именно в пище. Также поступите с другой едой из ежедневного рациона ребенка. Симптомами пищевой аллергии могут быть сыпь и нарушения стула (понос или запор). Можно провести лабораторные исследования крови, чтобы выявить на что именно возникает такая реакция.

В детский рацион обязательно должна входить пища с незаменимыми жирными кислотами. Мозг нуждается в Омега-3, получить которую можно из жирных сортов рыбы – семга, форель, нерка, кижуч, кета, палтус. Детям, начиная с годовалого возраста, нужно давать рыбу 2 раза в неделю. Также жирными кислотами богато льняное семя, которое можно растирать, а затем добавлять в кашу.

Минимизируйте количество фруктовых соков. Ребенок должен потреблять достаточное количество чистой воды (6-8 стаканов в день), ведь она так нужна мозгу для нормальной работы.

Гиперактивный ребенок: лечение

Как лечить? Часть врачей утверждает, что до четырех лет (или даже до первого класса) гиперактивность можно не лечить, так как дети только учатся выражать свои эмоции. Перед тем, как будет выбрана терапия, специалисты должны точно определить, не являются ли симптомы гиперактивности причинами таких заболеваний, как эпилепсия, гипертиреоз, вегетососудистая дистония, аутизм, нарушение работы органов чувств (частичная или полная потеря слуха или зрения).

Затем врач собирает анамнез – беседует с родителями и наблюдает за поведением ребенка. Делается электроэнцефалограмма мозга, по которой можно определить, нет ли органических поражений. Возможно, присутствует повышенное внутричерепное давление. Исходя из результатов выбирается самый подходящий из следующих вариантов лечения гиперактивности.

Медицинское лечение (медикаментозное)

Что принимать в таком случае? Обычно назначаются ноотропные препараты, действие которых направлено на улучшения кровообращения головного мозга: Кортексин, Энцефабол, Фенибут и другие. Какие лекарства давать в случаях подавленного настроения у ребенка (а также возникновения суицидальных мыслей в более взрослом возрасте)? Рекомендуют применение антидепрессантов: Флуокситин, Паксил, Деприм. Более «легкая» терапия – Глицин (аминокислоты) и Пантогам (гопантеновой кислоты).

Возможно, получится обойтись пищевыми добавками. Исследования подтверждают, что витамины группы B и кальций способствуют нормализации работы нервной системы и успокаивают. Также на возбудимость детей может серьезно повлиять недостаток цинка.

Лечение народными средствами

В аптеке представлен большой ассортимент успокаивающих травяных сборов и трав по отдельности. Самые популярные – ромашка, мелисса, мята. Также есть средства на травяной основе:

  • настойка лимонника – известный антидепрессант;
  • настойка женьшеня улучшает концентрацию, повышает обучаемость;
  • настойка левзеи тонизирует и придает сил.

Популярен препарат Персен, активными компонентами которого являются валериана, перечная мята и мелисса.

Народные средства также могут включать в себя ароматерапию. Несколько капель масла мяты перечной и ладана, добавленные в аромолампу во время детского сна, помогут сосредоточиться и успокоят нервы.

Важно помнить, что ребенок не виноват в возникновении гиперактивности. Ни один тип лечения не сможет заменить главной исцеляющей силы – любви родителей.

Гиперактивный ребенок симптомы и лечение: полезные видео

Доктор Комаровский выделил 10 главных правил воспитания гиперактивных детей. Его рекомендации на видео:

Детский психотерапевт Юрий Белехов подробно отвечает на вопрос о том, хорошо или плохо быть гиперактивным ребенком, какие признаки, что делать родителям:

Гиперактивность у детей до года, дошкольного возраста и старше: обсудим основные способы лечения

Детская гиперактивность является серьезным неврологическим нарушением, причины которого многочисленны и могут появиться еще до рождения малыша.

При появлении первых симптомов патологии родителям следует сразу же обратить внимание на проблему и со всей ответственностью подойти к ее решению.

Лечится ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей до года, дошкольного (2-3 года) и школьного возраста, какие методы лечения предлагают врачи, как лечить с помощью препаратов, лекарств и народных средств? Ответы на эти и другие вопросы найдете в нашем материале.

Причины и симптомы

Гиперактивность — определенное расстройство головного мозга, при котором происходит чрезмерное возникновение нервных импульсов.

Патология проявляется излишней постоянной активностью ребенка, мешающей ему концентрироваться на конкретных вещах, управлять своими эмоциями.

Такую повышенную активность у малышей специалисты связывают с дефицитом внимания.

Симптомы заболевания могут проявляться с самого рождения (о гиперактивности у грудничков читайте тут). Несмотря на высокую подвижность, можно проследить отставание в развитии.

Признаки патологии младенцев и детей дошкольного возраста:

    малыш долго не начинает говорить;

проблемы с запоминанием;

чрезмерная постоянная подвижность, активность;

плаксивость, капризность, раздражительность;

У деток школьного возраста проявляются такие симптомы:

    заниженная самооценка, излишняя критичность себя;

рассеянность, неспособность концентрировать внимание;

раздражительность, нестабильное эмоциональное состояние;

нарушение координации движений;

появление различных страхов, фобий;

головные боли, нервные тики.

Причины появления патологии кроются еще на стадии развитии эмбриона или при родах:

    травмы при родах;

появление патологий во время беременности;

гипоксия (нехватка кислорода эмбриону);

неправильный образ жизни будущей мамы (употребление алкоголя, сигарет, вредная еда, стрессы, болезни).

Как диагностировать и лечить

Диагностировать гиперактивность самостоятельно невозможно, потому что симптоматика патологии схожа с признаками многих неврологических заболеваний. Установит точный диагноз только врач.

Первичный осмотр проводится неврологом, психиатром, психологом. Для начала с ребенком просто беседуют, выслушивают все жалобы.

На основании первичного диагноза назначаются более детальные методы обследования:

    МРТ, ЭЭГ головного мозга;

анализы крови, мочи;

После проведения всех необходимых исследований, сбора анамнеза врач принимает решению по методу лечения.

Что делать, если у детей гиперактивность, как бороться с патологией и можно ли ее снизить у ребенка с помощью препаратов?

Среди медикаментов обычно выписывают следующие группы:

    Для улучшения концентрации (Фокалин по 1 таблетке с утра, Викалин по 1 измельченной таблетке три раза в сутки);

Для улучшения мозговой деятельности (Глицин, Тенотен по 1 таблетке под язык два раза в сутки);

Антидепрессанты (любые, приобретаются строго по рецепту, Амитриптилин или Саротен по 10 мг в сутки);

Ноотропные — для улучшения кровообращения головного мозга (Фенибут по 100-200 мг три раза в день, Фенотропил по 100 мг после еды один раз в день).

Точные дозировки, способы применения назначает только врач в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста.

Дополнительно выписывают пищевые добавки для улучшения памяти и работы мозга, например, витамин В, цинк, кальций.

К наиболее эффективным народным рецептам относятся:

    Отвар из зверобоя для памяти и улучшения сна. 1 ст. л. травы добавить в 1 ст. кипяченой воды, дать настояться 15 минут, процедить.

Отвар из лаванды. 1 ч. л. залить 1 ст. кипятка, настоять полчаса, процедить. Давать ребенку по 1 ст. л. перед сном.

Ароматерапия. Добавить в специальную аромалампу масла мяты, лаванды перед сном. Подобная ароматерапия поможет малышу расслабиться и крепко уснуть.

Ванна с морской солью и мятой. Во время вечернего купания добавить в ванну пару столовых ложек морской соли, эфирные масла (мяты, лаванды, лимона). Продолжительность купания составляет 15 минут.

Эффективными успокаивающими средствами будут аптечные травы в пакетиках: ромашка, мята, душица. Также в аптеке можно приобрести успокоительное Персен, в состав которого входят различные травы.

Одной из основных частей терапии является работа с детским психологом или психотерапевтом. В сложных случаях данный этап совмещается с медикаментозным лечением, в остальных ситуациях проводится, как отдельная полноценная терапия.

С ребенком проводятся различные упражнения, игры, которые развивают способность концентрироваться, улучшают работу мозга и памяти, повышают самооценку.

Проходит ли гиперактивность у детей с возрастом и нужно ли лечить эту патологию? Без должного лечения и выполнения всех необходимых действий проблема ребенка будет прогрессировать.

Постепенно он начнет замыкаться в себе, будут происходить серьезные нарушения психики.

Эта патология не только не проходит самостоятельно, даже развивается, если не обращать на нее внимания.

Без должного лечения малыш рискует вырасти личностью психопатического типа.

Только при полноценной комплексной терапии есть все шансы восстановить благоприятное психическое состояние и избавить его от патологии.

Во время основной терапии и после нее родителями должны выполняться следующие правила для поддержания нормального состояния малыша:

    Соблюдать режим, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Для более спокойного сна не грузить ребенка лишней информацией и не играть в активные игры.

Следить за полноценным и правильным питанием. Исключить из рациона фастфуд и быстрые углеводы, которые влияют на нервную систему.

Устраивать ежедневные пешие прогулки перед сном, стараться больше общаться на тему его будничных дней и взаимоотношений со сверстниками.

Занять ребенка физической активностью, чтобы ему было куда девать свою излишнюю энергию, помочь подобрать свой вид спорта и регулярно водить на спортивные секции.

Не наказывать его, не повышать на него голос, всегда общаться и объяснять все строгим спокойным тоном. Такие дети особенно остро нуждаются в похвале и поощрении.

Профилактика

Профилактику гиперактивности следует начинать еще во время беременности, соблюдая здоровый образ жизни без вредных привычек.

К профилактическим мерам можно отнести следующие принципы:

    Будущей маме нужно придерживаться правильного питания, проводить регулярные осмотры у врача, избегать любых стрессов.

С самого рождения следить за сбалансированным питанием малыша. С самых первых лет у него должен быть достаточный объем физической активности и специальных упражнений.

Строго следить за распорядком дня и режимом сна. Для всех видов деятельности должно быть расписание.

Стараться больше времени проводить с ребенком и общаться с ним, узнавая его страхи, интересы, желания. Только ежедневный дружелюбный контакт создаст благоприятную атмосферу для развития малыша.

Отмечать хорошее поведение и поощрять его за это. Наказание должно быть строгим и справедливым, без применения физической силы со стороны родителя.

С ребенком дошкольного возраста регулярно играть в развивающие игры: кубики, головоломки и другие виды деятельности для концентрации внимания. Ограничивать время за телевизором и компьютером.

Еще больше о гиперактивности и правилах воспитания таких детей узнаете из следующего видео-ролика:

При правильном воспитании, благоприятной атмосфере в семье и регулярных занятиях психическое состояние малыша постепенно восстановится.

При должной терапии и внимании к проблеме можно избежать больших психологических травм у ребенка в будущем.

Гиперактивный ребенок: признаки, пути лечения и коррекции

«У тебя что, шило в попе?» Многие мамы задают такой вопрос своим непоседам. Как правило, к этому относятся с пониманием, все ведь знают, что в определенном возрасте ребенок активен и подвижен, ему хочется бегать, прыгать, и совершенно не хочется сидеть на месте. Часто это обусловлено стремлением познать окружающий мир. Но в 5% случаев неусидчивость граничит с рассеянностью, нервозностью и повышенной активностью.

Где проходит черта между непоседами и гиперактивными детьми, каковы проявления и причины этого расстройства, какие существуют пути коррекции такого состояния? Нуждаются ли гиперактивные дети в лечении, и чем такое состояние отличается от СДВГ? Мы разберемся во всех вопросах!

Причины гиперактивности у детей

Для понимания ситуации разберем, а что это такое – гиперактивность у детей?
Гиперактивность – это состояние, при котором двигательная активность и нервная возбудимость человека превышает норму, становится неадекватной и непродуктивной. Например, вы полете морковь на огороде. Если вы за 2 часа справились и сделали работу хорошо – это была повышенная активность с вашей стороны.

Если вы два часа пробегали как невменяемая вдоль рядков с морковью, половина бурьяна осталась, морковь прорежена неравномерно, а вы чувствуете себя загнанной лошадью, слёзы текут и истерика на подходе – вот это явная гиперактивность. У ребенка все происходит примерно так же, но только без моркови.

Врачи называют ряд причин, из-за которых у ребенка может развиться гиперактивность:

  • Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде. Сюда можно отнести курение и/или употребление алкоголя матерью в первом триместре беременности, инфекционные заболевания, неблагоприятную обстановку в молодой семье, нервные срывы беременной женщины, неправильное питание будущей матери.
  • Родовые травмы и патологически роды. Это травмы, нанесенные ребенку в период изгнания плода из матки. Иногда они становятся последствиями неправильного или несвоевременного родовспоможения, но чаще – вследствие патологических родов, вызванных неправильным предлежанием плода, слишком бурной или тихой родовой деятельности.

Признаки гиперактивности у детей

  • Высокая активность. Либо ребенок активнее, чем предполагается в конкретной ситуации, либо он активнее своих одногодок, и это заметно с первых секунд.
  • Нетерпеливость. Гиперактивный ребенок не может ждать, ему нужно сейчас и немедленно. Такой малыш может развернуться и уйти, не достояв с мамой очередь в кассу за продуктами.
  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Малыш в сидячем или лежачем положении двигает ступнями, мнет руки, ерзает.
  • Неусидчивость. Малыш может резко встать посреди занятия в группе или классе, даже дома за просмотром телевизора или рисованием.
  • Бесцельная двигательная активность. Ребенок бегает не потому что куда-то спешит, а просто так, кругами, куда-то лезет, карабкается без видимых на то причин или в неподходящих ситуациях.
  • Шумность. Гиперактивные дети не могут играть тихо, их слышно среди толпы таких же детей, они всегда громкие и крикливые.

В разном возрасте гиперактивность проявляет себя по-разному. Симптомы гиперактивности у детей 2-3 лет проявляются, как описано выше, дети бегают, не могут усидеть на месте, ерзают, много и громко говорят.

Синдром гиперактивности и недостатка внимания у детей

Гиперактивность у детей часто путают с более серьезным расстройством – синдромом гиперактивности и недостатка внимания (СДВГ). Чтобы отличить две патологии, нужно разобраться и в том, что такое это СДВГ и какие симптомы отличают его от простой гиперактивности.

Если бы у вас было СДВГ в самых ярких его проявлениях, вы бы вышли на огород, бегали вдоль морковки с криками «а чего я сюда приперлась», потом вспомнили и начали полоть, под ноготь забилась бы земля, вы бы закатили истерику, психанули и перелопатили все морковные грядки, а потом упали на землю без сил и обрыдались. Через 7 минут вы бы пытались понять, почему вы на огороде, зачем ревёте, что с морковью, «и вообще, на кой черт мне этот огород, пойду займусь чем-то полезным, по дороге вспомню, чем собиралась заняться».

В этом случае симптомам гиперактивности добавляются рассеянность и неуправляемая импульсивность, граничащая с агрессией. Это расстройство намного опаснее гиперактивности и способно навредить малышу в его взрослой жизни, если не принимать никаких мер. Подробнее об этой патологии можно узнать из статьи о —СДВГ—.

Гиперактивность у детей: нужно ли лечение

Поскольку гиперактивность – это признак неуравновешенной системы малыша, чаще всего ее лечат коррекцией поведения родителей. В большинстве случаев достаточно уравновесить отношения в семье, наладить питание, и проблема уходит сама собой. Нет таблеток от гиперактивности ребенка. Есть витамины группы В, стабилизирующие деятельность нервной системы, и седативные препараты. В редких случаях возможен приём препаратов гомеопатического ряда.

Важно! НИКОГДА! Никогда не слушайте советы подруг и не верьте статьям в интернете, что «у меня был такая же проблема с ребенком, мы пропили курс антибеготнина и успокоина, и нашу проблему как рукой сняло!». Препараты при гиперактивности у детей, если в них есть необходимость, может назначить только лечащий врач, проведя опрос, осмотр и все диагностические мероприятия.

Диагноз гиперактивности у детей может поставить только невропатолог, невролог или психиатр, помните об этом и не переживайте раньше времени. Возможно, у малыша просто —кризис 3 лет—. Также не путайте гиперактивность с простой —истерикой у ребенка—.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Если у ребенка налицо все симптомы гиперактивности, и вы не знаете, что делать, до похода к врачу можно успокаивать ребенка разными способами:

  • Чай. Вместо черного чая систематически заваривайте травяной: ромашку и мяту. Это не лекарства, но разбушевавшуюся нервную систему малыша немного успокоят.
  • Низкий эмоциональный фон. Постарайтесь не возбуждать нервную систему ребенка почем зря: не ссорьтесь с ним или с мужем, поменьше негативных эмоций, но поросячью радость тоже не провоцируйте.
  • Выброс энергии. Определите ребенка в секцию. Лучше, чтобы это был индивидуальный спорт, и чтобы малыш занимался не ради высоких результатов, а для себя.
  • Поговорите с педагогами. Они должны понимать, что ребенку трудно высидеть занятие, пусть чаще вызывают его к доске, просят ее протереть, принести журнал, собрать тетради и т. п. Малышу так будет легче.
  • Переменки. Занимаясь дома, делайте переменки каждые 15 мин. – пусть походит, отожмется, разомнет пальчики.

Как лечить гиперактивность у ребенка – видео

На этом видео детский невролог поясняет, что такое гиперактивность, какие у нее признаки, причины. Рассказано о проявлениях гиперактивности у деток до года, в 3 года, 5-6 лет. Невролог рассказывает, как облегчить воспитательный процесс такого ребенка.

Как правило, диагнозом гиперактивности клеймят своих детей многие родители. Очень важно различать – малыш просто активен, гиперактивен, или у него серьезные проблемы и СДВГ. Раньше 6-7 лет такой диагноз никто не ставит, возможны лишь подозрения.

Правильно кормите и воспитывайте вашего малыша, создайте спокойную, уютную атмосферу дома, любите и хвалите вашего непоседу, и возможная угроза просто пройдет стороной.

Для детей с СДВГ не лишним будет занятия по методике Домана или Зайцева, так же можете попробовать методику Никитиных.

Гиперактивный ребенок — причины, признаки, симптомы, лечение медикаментозными и народными средствами

При чрезмерной импульсивности, невнимательности, неусидчивости родители могут заподозрить, что их малыш – гиперактивный ребенок. Под этим термином понимается нарушение нервной системы, когда дети не могут сконцентрироваться на одном предмете, постоянно находятся в возбужденном состоянии. Эта патология встречается часто, требует лечения, работы с психологом.

Что такое гиперактивность у ребенка

Согласно медицинскому определению, гиперактивность у детей характеризуется чрезмерной активностью, склонностью к отвлеканию, неспособностью концентрироваться на определенном занятии в течение длительного времени. Ребенок постоянно находится в нервном возбуждении, обладает повышенной подвижностью, импульсивностью действий. По исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ встречается у 4-9% школьников и дошкольников.

Гиперактивные дети начинают проявлять свое возбуждение в возрасте 2-3 лет. Симптомами синдрома СДВГ становятся:

  • плохой беспокойный сон;
  • частые капризы;
  • подвижное поведение во время бодрствования, возбужденность;
  • чувствительность к свету, шуму;
  • отсутствие внимания, рассеянность;
  • симптомы расстройства: невозможность спокойно сидеть на стуле, играть в тихие игры, слушать или читать книги;
  • нестабильный эмоциональный контакт;
  • игнорирование правил поведения;
  • признаки расстройства речевого развития;
  • гиперактивность проявляется в суетливости, беспокойстве.

Причины гиперактивности

Врачи и ученые выделяют следующие причины, по которым ребенок может стать гиперактивным и неусидчивым на учебе:

  • проблемы во время беременности и родов: внутриутробная гипоксия, угроза выкидыша, асфиксия, стремительные или роды с травмами, курение при вынашивании;
  • инфекции, интоксикации в первые дни жизни малыша;
  • генетическая предрасположенность;
  • хронические заболевания родителей, особенно матери;
  • на симптомы СДВГ влияет плохая экологическая обстановка;
  • рано перенесенные или хронические астма, пневмония, сердечная недостаточность, сахарный диабет, заболевания почек влияют на признаки гиперактивности.

Диагностика

Синдром гиперактивности может быть заподозрен родителями в любом возрасте. Для постановки диагноза гиперактивности следует обратиться к врачу-невропатологу, чтобы выяснить, не является ли причиной поведения более тяжелое заболевание. Диагностика дефицита внимания гиперактивных деток включает этапы:

  1. Сбор информации – врач собирает семейный анамнез, расспрашивает о течении родов, беременности, перенесенных ребенком заболеваний. Взрослые дают малышу характеристику, происходит субъективная оценка эмоций.
  2. Психологическое обследование на проявление гиперактивности – прохождение тестов на измерение параметров внимательности, начиная с 5-6-летнего возраста.
  3. Аппаратные проверки признаков синдрома – проводится исследование электроэнцефалографией, магнитно-резонансная томография. Совокупность результатов определяет постановку диагноза СДВГ и дальнейшее лечение.

Лечение гиперактивности у детей

Бороться с детской гиперактивностью нужно сразу после постановки диагноза, чтобы облегчить жизнь ребенку, его социальное положение, улучшить свойства характера. Методами воспитания гиперактивных малышей считаются:

  • психотерапия;
  • педагогическая коррекция СДВГ детским психологом;
  • медикаментозная терапия;
  • немедикаментозное лечение СДВГ;
  • рекомендации воспитателям и педагогам: щадящее обучение, спортивная двигательная активность, длительные прогулки для нагрузки, ограничение активных игр, эмоций.

Работа с психологом и психотерапевтом

Гиперактивный ребенок должен общаться со школьными психологами или психотерапевтами, что является одним из нефармакологических способов лечения синдрома ДВГ. Разновидности терапии дефицита:

  • нейропсихология (лечить различными упражнениями);
  • синдромальное лечение навыков;
  • бихевиоральная (поведенческая) психотерапия – акцент на поведенческих шаблонах, формирование или гашение их в мозге при помощи поощрений, наказаний, принуждений или вдохновения;
  • работа над личностью – семейная психотерапия контактов.

Препараты при гиперактивности у детей

Вспомогательным методом коррекции поведения и лечения гиперактивности является применение лекарств:

  1. Стимуляторы помогают игнорировать отвлекающие моменты, улучшить концентрацию внимания. К популярным средствам относят Аддерал, Декседрин, Фокалин.
  2. Ноотропные лекарства – Кортексин, Энцефабол, Пантогам, Тенотен детский.
  3. Народные методы – отвары успокаивающих трав (мелисса, ромашка), успокоительных сборов.

Как вести себя родителям

Воспитывать гиперактивных детей сложно, родители и сверстники испытывают трудности, поэтому им надо обратить внимание на следующие меры контактов:

  • не надо ругать, угрожать, нападать, потому что малыш делает все поступки, связанные с гиперактивностью, неумышленно;
  • вседозволенность тоже непозволительна, негативно влияет на самооценку;
  • ставьте конкретную задачу, пусть она состоит из 10 слов;
  • не давайте несколько заданий сразу, отдельно просите выполнить каждое указание, ограничивайте время выполнения конкретным временем;
  • разговаривайте спокойно, не на повышенных тонах, при запрете избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • устные инструкции закрепляйте в памяти визуально – пусть это будет календарь или ежедневник.

Как успокоить гиперактивного ребенка

При перевозбуждении малыша с гиперактивным синдромом, его надо успокоить. Для этого воспользуйтесь советами:

  • смените обстановку на спокойную, снизьте темп активности;
  • предложите малышу воды, уведите в другую комнату;
  • при расстройстве поведения ребенка погладьте его по голове, обнимите – физический контакт очень важен;
  • перед сном выкупайте малыша в успокоительной ванне с экстрактом шишек хмеля или еловой хвоей;
  • на ночь читайте сказку, смотрите иллюстрированную книгу;
  • облегчить успокоение помогут массаж или легкая музыка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: