Готов ли ваш ребенок к школе?

Готов ли ваш ребенок к школе?

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет – ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям “зимних” деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия “больше, меньше, поровну”.

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: “тарелка, кастрюля, щетка, ложка”?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова “Тесты для проверки речи и навыков чтения”

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга – “Тесты для будущих первоклассников”. Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

“Готов ли ваш ребёнок к школе?”

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выступление на родительском собрании на тему: « Готовность ребенка к школе»

Подготовила педагог-психолог МБОУ «БРЦПМСС» Буренок Т.С.

Скоро в школу!» – у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. Взволнованные мамы и папы начинают думать:

готов ли мой ребенок к школе;

хватит ли ему усидчивости;

какую учебную программу выбрать и т. д.

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность.

Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если ребенок психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Причины трудностей, возникающих в период адаптации первоклассников

недостаточная подготовленность ребенка к школе;

соматическая ослабленность ребёнка, органические повреждения центральной нервной системы (травмы головного мозга, гипоксии, нейроинфекции);

тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов;

завышенные ожидания родителей (нормальные средние успехи ребенка воспринимаются как неудачи, а реальные достижения не учитываются, оцениваются низко).

Готовность к обучению в школе включает в себя:

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

свой адрес и название города, в котором он живет;

название страны и ее столицы;

имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

времена года, их последовательность и основные признаки;

названия месяцев, дней недели;

основные виды деревьев и цветов.

ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении

Ребёнок должен уметь:

задавать и отвечать на вопросы,

общаться в диалоге,

иметь навык пересказа

Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям – как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия – заканчиваются неудачей.

предполагает наличие у ребенка:

способностей ставить перед собой цель,

принять решение о начале деятельности,

наметить план действий,

выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности,

а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

отношение к взрослому (взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания);

отношение к сверстникам (проявление коллективистической направленности – умение успешно взаимодействовать, выполняя совместные действия );

отношение к самому себе (адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки).

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

неумение общаться со сверстниками;

трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

недостаточное развитие произвольной памяти;

задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников

1. Составьте с ребенком распорядок дня и вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. В режим дня можно включить занятия в утренние часы.

2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места. Пусть у него будет свой рабочий стол, ручки и карандаши. На столе, где занимается ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.

3.Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Хвалите за любые успехи, продвижение вперед. Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности преодолимы, а успех возможен.

4. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме. По возможности не планируйте на сентябрь – октябрь кардинальных перемен. Не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию, кружок.

5.Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома.

Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

6. Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно очень постараться наладить хорошие отношения.

7.Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания и мышления ребенка. Лучший способ их тренировать – игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком.

8.Если есть необходимость, следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики – лепка, рисование, поделки, конструирование и т.д.)

9. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

10. Для детей с ослабленным состоянием здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии речи не рекомендуются программы повышенной сложности.

Занесите свои ответы в табличку:

если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки».

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать? Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).

Как это узнать? Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать? Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Как это узнать? Здесь все предельно просто – дайте малышу интересную раскраску и следите за его действиями. По тому, как ловко и уверенно ребенок владеет карандашом, ручкой и ножницами можно судить, насколько развита его моторика. Попробуйте оценить по пятибалльной шкале, насколько успешно он способен перерисовывать узоры, ровно вырезать их по контуру, повторять «на глаз» нарисованные вами простые элементы (кружок, завиток, схематичный домик и т.п.). В данном случае оценка (пусть и субъективная) должна быть никак не ниже тройки.

Итак, если у ребенка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Но если таких навыков нет — отложите букварь еще на год и займитесь с малышом развивающими играми.

МАОУ СОШ №68

Оказание квалифицированной психологической и юридической помощи и поддержки тел 8(3452) 33-79-19 www.teldoverie.ru
Готов ли ваш ребенок к школе? (тест для родителей)
31.01.2011 14:32
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом “фрукты” яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Готов ли ваш ребенок к школе? Нужные сведения против ненужных страхов

– Ванечка, сколько времен года ты знаешь?
– Пять.
– Сколько?
– Пять, больше не знаю…
– Ну что ж вы, родители, даже этому ребенка не могли научить?!
– Ну, честное слово, кроме Вивальди, Гайдна, Чайковского Пьяццоллы и Дебюсси никого не знаю!

Не за горами 1 сентября. Мамы будущих первоклассников с волнением поглядывают на календарь в ожидании этой знаменательной даты. Переживают не только те, кому идти в этом году школу, но и те, кто будет отдавать своих малышей на подготовку.

Готов ли мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Все ли будет ему по плечу? А не рано ли нам в первый класс? Вопросы, вопросы, вопросы… Поможет ли лишнее волнение нашим детям? Вряд ли… А вот разумные ответы на них будут очень даже кстати. Что требуют учителя при поступлении в первый класс, и что должен уметь ребенок на самом деле? Чему дошкольника нужно учить обязательно и чего делать совсем не надо? Об этом мы расскажем в данной статье. Надеемся, волнений после её прочтения у вас немного поубавится.

Ничего не прибавляется в умственном развитии ребенка от того, что он научился читать.
Этот тот же ребенок. Только грамотный.

(Лев Выготский,
советский психолог,
автор работ по педологии и когнитивному развитию ребенка)

Что должен знать будущий первоклассник?

Самый первый и самый важный вопрос, волнующий большинство родителей – должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать? Согласно современным требованиям Минобрнауки РФ, дети, поступающие в 1 класс должны уметь провести звуковой анализ слова. Проще говоря, увидеть звуки в слове и назвать их все подряд. А это, заметьте, не одно и то же, что «уметь читать».

Не стоит излишне наседать на ребенка в стремлении, во что бы то ни стало, научить его читать перед школой. Если первоклассник идет в школу читающим – замечательно. Если он еще не умеет читать – тоже не беда. Умение читать только сначала выделяет его среди сверстников. В дальнейшем эффект сходит на нет.

Современные педагоги и психологи утверждают, что навык чтения в этом возрасте не имеет особого значения ни для успешности обучения, ни для развития интеллекта. Гораздо важнее для дошколят – уметь сравнивать предметы, описывать их свойства, ставить перед собой собственные задачи и самостоятельно их выполнять, фантазировать, сочинять.

Из обязательных элементов готовности к обучению можно выделить следующие: умение ориентироваться в пространстве (налево, направо, вверх, вниз), различать геометрические фигуры, описывать предметы и действия, способность рассуждать и, конечно же, связная речь. Дополнительным плюсом будет знание стихотворных произведений.

Ещё одно страшное испытание для детей и родителей – диагностика готовности к обучению. Могут ли по её итогам отказать ребенку в приеме в школу? Ответ: по законам РФ результаты диагностики не могут влиять на поступление ребенка в первый класс. Диагностика служит подспорьем для учителя и не должна, по закону, применяться как средство отбора детей. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ эту процедуру положено проводить в первую неделю учебного года, и предназначена она для того, чтобы педагоги познакомились со своими будущими учениками. Поэтому, волноваться не стоит. Задача родителей заключается лишь в том, чтобы не запугать своего ребенка и отнестись к диагностике спокойно.

Рука – это вышедший наружу мозг человека.

(Имманиуил Кант, философ,
родоначальник классической немецкой философии)

Советы родителям будущих первоклассников

Чем реально можно помочь ребенку при подготовке к школе? Просто присутствуйте в его жизни и дайте возможность познавать этот огромный мир под вашим чутким руководством: помогайте ему в его играх, занятиях, больше гуляйте, больше общайтесь друг с другом и со сверстниками. Отлично развивает память разучивание стихотворений. Воображение – чтений сказок. А логику и мышление… лепка! Да-да, лепка из пластилина или сбор мелкого конструктора, по мнению специалистов, лучший способ научиться мыслить.

Из пособий Минобрнауки РФ рекомендует книгу Л.Е. Журовой и М.И. Кузнецовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе». Именно этой книгой пользуются многие школы при проверке первоклассников. С помощью неё вам будет легко обнаружить проблемы и трудности вашего ребенка и получить разъяснения, как их можно устранить.

Какие ещё советы можно дать родителям будущих первоклассников? Самое главное – нужно перестать нервничать. Школьный стресс сегодня – это официальный диагноз. Но родители не понимают, что чаще всего этот стресс вызывают они сами. Не стоит требовать от ребенка компенсации за свои собственные жизненные неудачи. Не требуйте от маленького ученика слишком многого. Не сравнивайте его с другими детьми, все дети абсолютно разные. Один обучается быстро, другой медленнее. Один непоседливый, другой – тихий и застенчивый. Но это не уровень интеллекта, это особенности темперамента. Многие великие люди были флегматиками. Многие великие люди были несносными хулиганами и даже двоечниками!

Любите своих детей и поддерживайте их. Ваша поддержка для них в этот непростой период важнее всего остального. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», которое принадлежит знаменитому детскому психологу Льву Выготскому. Помогайте своим детям преодолевать неудачи, но помогайте без назиданий и упреков. Помогайте естественно, незаметно, как будто он сам все это делает. Постепенно он усвоит алгоритм действий. Настраивайте, прежде всего, себя на то, что у него все получится. И тогда у вас обязательно все получится!

Готов ли ваш ребенок к школе?

01.09.10 –>Готов ли Ваш ребенок к школе?

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Начало учебы ребенка в первом классе – это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни не только каждого малыша, но и его родителей. Множество нового появиться в жизни малыша: это и новые знакомства, как с однолетками, так и со взрослыми; и новые взаимоотношения; и новые обязанности. Изменится вид деятельности: в настоящий момент основной деятельностью вашего малыша является игра, с приходом к школе основной деятельностью станет учеба, которая потребует определенных знаний, новых усилий, умений и навыков с его и вашей стороны. Изменится социальная позиция ребенка – завтра Ваш малыш станет учеником, и у него появятся новые определенные обязанности. Большая часть времени будет подчиняться учебе, школе и школьным делам.

Безусловно, более легко приспособиться к тем изменениям в жизни, которые связаны с началом учебы в школе и более успешно себя реализовать сможет тот ребенок, который готов к школьной учебе.

В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к учебе». Что означает это понятие, из чего оно состоит, чем определяется?

В целом понятие «готовности ребенка к школе» рассматривается, как комплексное, многогранное, которое охватывает все области жизни и деятельности будущего первоклассника.

Необходимо сразу разделить понятие педагогической и психологической готовности к школе.

Под педагогической готовностью, как правило, имеется в виду умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие лишь этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.

Психологическая готовность к учебе в школе включает такие компоненты:
1. физиологичная готовность;
2. интеллектуальная (познавательная) готовность;
3. эмоционально-волевая готовность;
4. социальная готовность;
5. мотивационная готовность.

Физиологичная готовность означает достаточный уровень дозревания организма ребенка, состояние его здоровья. Понятно, что здоровые дети лучше приспособятся к изменениям, связанным с началом учебы.

Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть тех процессов, благодаря которым ребенок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Никакой вид деятельности не может обойтись без мышления. А особенно – учеба.

На момент начала учебы в школе ребенок должен владеть определенным запасом знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми. Например, он должен знать свое имя и фамилию; основные цвета и основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг). Владеть и различать понятия «больший»-«меньший», «высший»-«более низкий», «более широкий»-«уже». Желательно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве (знал, где правая рука, а где левая, понимал понятие «под», «над», «около», «между»).

Ребенок должен уметь анализировать, устанавливать связи, сравнивать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений.

Внимание есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности. Чем выше уровень внимания, тем выше будет эффективность учебы. Учеба ставит перед ребенком новые задания, непохожие на те, которые он привык выполнять во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует гораздо большего сосредоточения. Для этого желательно тренировать способность малыша быть внимательным, например, с помощью специальных упражнений и развивающих игр.

Безусловно, более легко будет учиться тому ребенку, у которого лучше развита память. Специальные игры, занятия на запоминание информации (например – стихов, историй) помогут развить и улучшить ее. Читайте малышу книжки: сказки, стихотворения, рассказы. После того, как сказка прочитана, попросите, чтобы малыш пересказал прочитанное. Сегодня в книжных магазинах (на книжных рынках и базарах, в киосках и т.п.) можно найти и приобрести большое количество литературы по развитию мышления, памяти, внимания, восприятия, по подготовке ребенка к учебе в школе.

Желательно, чтобы ваш малыш умел отвечать на вопросы, мог аргументировать и выражать свое мнение. Предпосылкой этих умений является достаточный словарный запас ребенка.

Достаточное развитие вещания есть еще одной составляющей интеллектуальной готовности ребенка к учебе.

Хорошее развитие мышц руки, умения выполнять пальчиками мелкие действия (например, нанизывать бусинки) будет залогом того, что ребенок легко научится писать. Чтобы развить мелкие мышцы руки, давайте малышу возможность лепить, рисовать, раскрашивать; вырезать или вырывать пальчиками обведенные фигурки. Создавайте вместе с ребенком разные фигурки из палочек (можно использовать даже спички – только обязательно под Вашим присмотром). Пусть малыш составит такую же фигурку, которую составили Вы, сначала глядя на нее (так будет развиваться восприятие, умение ориентироваться на образец), а затем по-памяти (Ваши фигурки из спичек сначала должны быть очень простыми, постепенно их нужно усложнять).

Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять словарный запас можно и во время специальных игровых занятий с малышом (именно игра превращает нудную учебу в яркое, интересное приключение), и во время ежедневного бытового общения. Например, когда Вы гуляете с малышом, рассказывайте ему о том, какое в настоящий момент время года, который происходит в природе; какого цвета проехала машина; какое дерево выше, а какое ниже. Рассказывайте разные сведения об окружающем мире.

Расширять словарный запас малыша можно с помощью игры «Кто больше?»: загадайте какой-то предмет, или явление, и называйте его признаки: кто больше назовет? Например: «снег» – белый, холодный, блестящий, искристый, мягкий, ранний, неожиданный, глубокий, мелкий, пушистый, лапчатый и так далее.

Чтобы Ваши игры с малышом были успешными, придерживайтесь важного правила: во время игры забудьте о том, что Вы авторитетны и всезнающие мама, папа, бабушка или дедушка; перенеситесь в собственное детство и станьте, хоть ненадолго, снова ребенком – будьте для малыша равноправным партнером в игре, который также может сомневаться, грустить и искренне.

Не менее важной, чем интеллектуальная готовность, есть эмоционально-волевая готовность ребенка к учебе. Эта составляющая включает достаточное развитие воли, послабления импульсивных реакций, умения руководить своими эмоциями (например, слушать, не перебивая). Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

Имеет ли Ваш малыш простые, но постоянные поручения (например, поливать цветы)? Убирает ли за собой игрушки? Застилает ли свою постель (пусть и с Вашей помощью)? Не перебивает ли Вас во время разговора? Имеет ли терпение? Дав ответ на эти простые вопросы, вы узнаете, сформирована ли у малыша эмоционально-волевая готовность.

Следующий компонент – социальная готовность. Она содержит в себе сформированость у ребенка качеств, благодаря которым он может общаться с другими детьми и учителями. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения с однолетками и взрослыми; умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса; уважение к желаниям других людей.

Вообще, ребенок поводит себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть его взаимоотношения с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения господствуют в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения. Если дома ребенок является свидетелем неуважения членов семьи друг к другу, ссор, драк, то он считает такое поведение нормальным и сам начинает так вести себя в школе.

Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, есть стремление добывать знание, узнавать новое, интересное, исполнять новую социальную роль – роль школьника. И здесь многое зависит от родителей. Не запугивайте малыша школой, фразами подобными такой: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», наоборот, постарайтесь настроить его положительно: «В школе будет интересно, радостно, ты узнаешь много нового и полезного».

Искренне желаем Вам, чтобы начало учебы малыша в школе стало приятным событием в жизни всей семьи.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Арсений каждый день срывает занятия в подготовительной группе, мешает учителю, отвлекает детей, Настя ужасно рассеяна, а Маша стесняется всех незнакомых – и детей, и взрослых. Записывая ребенка в первый класс, родители часто обеспокоены: а справится ли он с учебной нагрузкой, с задачами, которые ставит школа? Не отложить ли этот марафонский забег на год? Ведь многие из нас понимают, что дело не только в умении ребенка считать, строить предложения, пользоваться ножницами и завязывать шнурки. Школа предъявляет 6–7-летнему первокласснику множество требований: готов ли он в течение определенного времени сосредоточиться на работе, воспринимать объяснение учителя, слушать ответы товарищей? Способен ли вспоминать то, что нужно для освоения нового, и делать выводы? Впрочем, по мнению доктора психологических наук Александра Лобока, и это не самое главное.

Замечать других и работать вместе

«Ребенок приходит в школу не ради того, чтобы освоить учебный материал – это можно сделать и дома, – убежден психолог. – Смысл школьных занятий – в совместной деятельности учеников, которая невозможна без взаимного любопытства, умения смирять своеволие и слышать друг друга. Обнаружить рядом другого человека, сверстника, и не конкурировать с ним, а по-настоящему заинтересоваться тем, что он говорит, думает, делает, – это значит выйти за границы своего эго. Многим детям это дается непросто». Одни начинают утверждаться за счет соучеников, соревноваться с ними, манипулировать вниманием класса, а другие, напротив, замыкаются в себе, «прячутся» в своем «домике». «Такое поведение – причем в обоих случаях – говорит о том, что ребенок крайне в себе не уверен, – объясняет Александр Лобок. – Ему требуется постоянное внимание и поддержка взрослого: если педагог переключается на кого-то другого, начинает работать с другими детьми, ребенок чувствует, что его обесценили, обидели. Может ли ваш сын (дочь) чувствовать себя уверенно и спокойно без того, чтобы его (ее) постоянно гладили по голове и поддерживали? Есть ли у него (нее) чувство собственного достоинства? Вот главное, о чем стоит задуматься родителям дошкольника». Ребенок, уважающий себя, не зависит от оценок окружающих, он знает свою цену. Именно самоуважение, чувство собственного достоинства и есть то первое качество, которое, по мнению психолога, стоило бы воспитывать в будущем школьнике.

Но как это делать?

Хвалите ребенка осознанно

Понаблюдайте за собой: за что вы обычно хвалите сына или дочь? Вы говорите «молодец!» автоматически, потому что ребенку «полезно» слышать слова одобрения, или потому что вам действительно нравится то, что он сделал? Первый стиль поведения заводит вас в ловушку: привыкая к тому, что его хвалят по любому поводу, ребенок начинает зависеть от вашего мнения, оно становятся стимулом для всех его действий.

Всматривайтесь в ребенка, но не для того, чтобы он заметил ваше внимание – а потому, что его реакции, поступки, игры, общение с близкими или незнакомыми людьми, разговоры с самим собой действительно бывают невероятно интересны! Вспомните, когда он по-настоящему вас удивил? Удивил – значит, сделал что-то впервые, проявил то, что не совпадает с вашим привычным представлением о нем. «Каждый день есть что-то, чему можно удивиться, – утверждает Александр Лобок. – Но мы почему-то не замечаем этого. Вот, например, вчера он сам попробовал завязать шнурки на ботинках. Не завязал, а лишь «попробовал» – казалось бы, мелочь? Но если вспомнить, что вы несколько недель учили его завязывать шнурки, предлагали сделать это самому, а он не хотел даже попытаться, то прорыв очевиден: он не просто проявил самостоятельность, он вас услышал и откликнулся на вашу просьбу. А вот другой пример: вы включили музыку, заметили, что дочь начала танцевать в такт музыке, и почувствовали умиление. Но что вас по-настоящему в этом удивило? То, что она так точно и смешно скопировала ваши движения, «спародировала» вас, или то, что у нее впервые проявилось чувство ритма? Распознавание нового и его осмысление часто требует от родителей усилий. Автоматически крикнуть: «Молодец!» и продолжить заниматься своими делами несложно, но не кажется ли вам, что стандартной похвалой мы просто отделываемся от ребенка? Попробуйте остановиться, проанализировать причину своего удивления, и расскажите о своих открытиях ребенку. Он обязательно почувствует разницу между формальными словами одобрения и вашим пристальным интересом к нему.

Ведите «тетрадь удивлений», в которой вы будете каждый день писать о том, что в поведении ребенка действительно привлекло ваше внимание. Не обязательно порадовало – радуют нас спокойствие и послушание (это шаблон родительского ожидания). Но вдруг ребенок сделал нечто (хорошее или плохое – вы можете этого даже не понять), чем реально вас озадачил, зацепил. И вы спрашиваете себя: а почему это так? И начинаете об этом думать. Вы можете честно делиться с ребенком своими открытиями, а можете просто фиксировать их в своей тетради. Но поверьте, ваш сын или дочь без лишних слов заметит ваше искреннее внимание и будет знать: он действительно чем-то интересен».

Каждому человеку, маленькому или взрослому, по большому счету важно, чтобы его не хвалили, а чтобы в него всматривались. Чувство, что тебя слышат и понимают, рождает глубокую внутреннюю уверенность в себе. А эта уверенность и формирует чувство собственного достоинства, без которого очень непросто не только учиться в школе, – но и вообще жить в этом несовершенном мире.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Тест “Готов ли Ваш ребёнок к школе?”

Готов ли Ваш ребёнок к школе?

Поступление ребенка в школу многое меняет в жизни семьи. Как оценить готовность вашего ребенка к школе? Это можно сделать, используя вопросы следующего теста. Каждый вопрос предполагает один из трех вариантов ответов: всегда, иногда, никогда.

Будьте искренни в оценках.

Оценка развития познания.

1. Владеет ребенок основными понятиями, например, правый – левый, большой – маленький, вверх – вниз?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например, вещи, которые могут кататься, и вещи, которые не могут кататься?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли удержать в памяти и выполнить, как минимум, три указания?

5. Может ли назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка языкового развития.

1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

4. Может ли объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом, за столом?

5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой–нибудь произошедший с ним случай?

6. Четко ли ребенок выговаривает слова?

7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

8. Способен ли он участвовать в общем, разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

1. Выглядит ли ребенок веселым?

2. Считает ли себя человеком, который многое может? Верит ли он в себя?

3. Легко ли малышу переключаться при изменениях в привычном распорядке дня, прейти к решению новой задачи?

4. Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общения

1. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

2. Соблюдает ли очередность, когда это требуется ситуация?

3. Способен ли слушать других не перебивая?

Восприятие и память

1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

2. Знает ли собственное имя и название основных предметов, встречающихся в повседневной жизни?

3. Способен ли разложить в заданной последовательности серию картинок?

4. Понимает ли, что читают с лева направо?

5. Может ли самостоятельно без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?

6. Удается ли ему сформулировать главную мысль картинки, проследить связи?

7. Умеет ли определять схожие и несхожие формы, например, найти картинку, не похожую на остальные?

8. Может ли различать сходные звуки, как, например, в словах год-кот, дом-том, шар-жар?

9. Умеет ли рифмовать слова?

10. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

11. Способен ли пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

2. Внимательно ли и с удовольствием слушает, когда ему читают вслух?

3. Задает ли вопросы о словах?

За каждый ответ «всегда» запишите 4 балла, «иногда» – 2 балла, «никогда» – 0 баллов.

Посчитайте общую сумму.

Если сумма баллов больше 68, вы можете быть довольны результатами развития вашего ребенка;

Если вы набрали 34 – 68 баллов, ваш ребенок нуждается в специальных подготовительных занятиях.

Если сумма баллов меньше 34, вам необходимо как можно скорее обратиться к специалистам.

В любом случае, проанализируйте полученные результаты по блокам.

Выявите критические зоны развития по тем блокам, где вы набрали 0 или минимум относительных балов (относительные баллы вы получите, разделив сумму очков на количество вопросов в нем). Чем можете вы сами помочь ребенку? Решение, каких вопросов предполагает вмешательство профессионалов?

674677, Забайкальский край г. Краснокаменск, 817

Готов ли ваш ребенок к школе?

Фотография: Екатерина Шуляк

Я попросила читателей написать мне в комментариях мнения о том, каким должен быть идеальный школьник. Будем теперь обобщать, переводить с разговорного на психологический язык и разбираться по порядку.

Ну-с, начнём! Идеальный школьник:

1️⃣ Любит ходить в школу, любит учиться, его не надо заставлять делать домашку, у него есть интерес к предметам, он любознательный. Все вместе это называется красивым словосочетанием «мотивационная готовность». Именно её мы сегодня и будем разбирать более подробно.

2️⃣ Хорошо учится, умеет читать, писать, считать всеми методами, включая какой-то японский (о котором я никогда не слышала). Предварительно договоримся, что здесь пойдёт речь об «интеллектуальной готовности», хотя, конечно, мы в неё включим некоторые другие пункты.

3️⃣ Внимательно слушает на уроках, спокойный, собранный, может высидеть урок, умеет концентрироваться на задании. Всё это здорово, очень нужно и шифруется под «эмоционально-волевой готовностью».

4️⃣ Ладит с учителями и сверстниками, умеет работать в команде, социально адаптирован – «личностно-социальная готовность».

5️⃣ Не пропускает занятия по болезни – поговорим о «физической готовности» ребёнка к школе.

Конечно, очень хочется, чтобы в нашем ребёнке оказалось всё вместе и сразу, и можно без хлеба. Ведь сами по себе пункты классные, по жизни нужные и полезные.

Но я бы сравнила это с рецептом супа, где есть несколько ингредиентов. У вас может чего-то не хватать, а чего-то быть с избытком, вы будете заменять, колдовать и все равно получите вкусное блюдо. Но если вот у вас чего-то нет совсем, то хорошо бы сбегать и докупить.

♦️ Давайте начнём с покупки мотивационной готовности!

Мы все понимаем, что желание пойти в школу и желание учиться в школе — разные вещи, и обычно дошколята понимают только первую составляющую. В ней кроется и желание иметь прикольный портфель/пенал/форму, как у брата, и «все друзья идут в школу», и разговоры дома, что «в эту гимназию попасть будет очень круто».

Нужна ли такая — внешняя — мотивация?

На самом деле, да, очень нужна! Только на ее почве, на положительном отношении к школе вообще вырастает внутреннее желание учиться и узнавать новое. Внешняя мотивация — это то, за что отвечаем мы, родители!

Если дома разговор только об «ужасной системе образования», если вокруг «ленивые дети» и «жуткие учителя», то в этом огороде вряд ли вырастет хороший урожай.

Я дома вспоминаю случаи из своей школьной жизни, достаю старые фотографии, рассказываю интересные моменты из нынешней институтской учебы. Даже на президентские выборы мы ходим с сыном, исключительно чтобы поглядеть на мою школу изнутри и чтобы я показала ему свой класс и свой коридор.

Отдельно рекомендую не единожды посетить ту школу, куда пойдёт ребёнок в первом классе, просто так, бесцельно, послоняться по коридорам, порассматривать портреты, объявления, раздевалки, погулять рядом в то время, когда ребята выходят с занятий. В магазине остановиться на новеньких пеналах. Не покупать, а просто помечтать на будущее. Очень важно — не покупать заранее, дать разогреться детским хотелкам.

Конечно, долго на такой внешней мотивации дитё не выдержит, срок ее хранения — месяца два-три учебы, а дальше, к ноябрю, должна подключиться именно тяга к знаниям.

Кто ответственен за такую, внутреннюю мотивацию? Мое убеждение — школа. Заинтересовать ребёнка, сделать уроки не скучными, развивать любопытство — задача учителя, учителя и ещё раз учителя. Наша задача — искать такого учителя, а учить — его.

Я останавливаюсь на этом отдельно, потому что мы требуем от детей хотеть учиться неинтересному предмету, делаем их виноватыми в том, что они отвлекаются, не хотят идти, зевают и смотрят в окно. А это не очень справедливо. Давайте делить ответственность: за что-то родители, за что-то наши дети, а за что-то — учителя.

На сегодня всё. Ах нет, я же обещала побольше практики!

🔴 Тогда вот вам тестовая беседа для определения широты кругозора дошкольника, которая повсеместно используется при приеме в первый класс (автор С.А.Банков):

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)?
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Если ответ на вопрос дан полный и правильный — 1 балл. Несколько подпунктов в одном вопросе всё равно считаются как один вопрос.

Если ответ есть, но неполный или не корректный (папа работает на работе, ФИО мамы дал, а отчество папы забыл), то 0,5 балла.

Вопрос номер 5: назвал количество лет — 1 балл, назвал количество лет с учётом месяцев — 3 балла.

Вопрос номер 9: назвал полный адрес с указанием города — 2 балла, неполный — 1 балл.

Вопрос 23: за полный и верный ответ 2 балла.

Если ребёнок правильно и полно ответил на вопросы номер 16, 17 и 23, считается, что у него есть положительная мотивация к обучению, о которой мы сегодня говорили.

Общий результат 24-29 баллов — школьно-зрелый ребёнок.

Общий результат 20-24 — средне-зрелый.

Общий результат 15-20 — низко-зрелый.

Ну что скажете, у ваших детей есть хоть какая-то мотивация: внешняя или внутренняя? Как помогаете ее развивать?

Как определить готов ли ваш ребёнок к школе

Когда ребёнок достигает школьного возраста, перед его родителями может возникнуть дилемма: отдавать его в школу ближайшей осенью, либо подождать ещё год. Как правило, в таких случаях появляется много советчиков, одни говорят, что лучше ещё подождать, другие твердят, что отдавать ребёнка на школьное обучение необходимо именно в 6 лет. Конечно, прислушиваться к советам считается благоразумным, но все же родителям приходится самостоятельно определить, готов ли их ребёнок к школе. Для этого не обязательно посещать психологов, педагогов, — определить готовность дошкольника к первому классу совершенно несложно, достаточно лишь хорошо знать своего малыша.

Признаки готовности к школе

  • Малыш, идущий в первый класс, должен немного ориентироваться в окружающем. Ему необходимо иметь представление, что означает: направо — налево, большой — маленький, высоко — низко, вперёд— назад.
  • Он должен чётко называть своё имя, фамилию, отчество, возраст, домашний адрес, а также имена всех своих ближайших родственников.
  • У ребёнка должно появиться желание идти в школу, а для этого у него должна быть мотивация. Определить эту мотивацию ему могут помочь родители.
  • Дошкольник должен быть коммуникабельным, уметь общаться со сверстниками.
  • Дошкольник должен быть хорошо развит физически: нормальное зрение, слух, общее состояние здоровья.
  • Следует обратить внимание на развитие зрительной памяти, а также зрительного восприятия.
  • Важно, чтобы были развиты такие качества, как самостоятельность, организованность, воспитанность.
  • Дошкольник должен иметь представление о том, как необходимо правильно общаться со взрослыми людьми.
  • Кроме вышеперечисленных, одним из важных критерий, является умение дошкольника контролировать своё поведение, а также эмоции.

Со сколько лет отдавать в школу

Однако у многих родителей наряду с главной проблемой: готов ли к школе ребёнок, возникает не менее важный вопрос — когда отдавать ребёнка в школу? И, хотя современное образование предусматривает обучение детей с шестилетнего возраста, в этом вопросе существует множество противоречий.

Психологи утверждают, что отдавать в школу необходимо именно в 7 лет. Связано это с тем, что шестилетний малыш, скорее всего, психологически ещё не готов к школьному обучению — даже если изначально ему всё будет даваться легко — приблизительно к середине обучения могут возникнуть проблемы и затруднения в учёбе.

Кроме того, считается, что к семилетнему возрасту ребёнок переживает свой первый «возрастной кризис», после чего становится более опытной и зрелой личностью.

С точки зрения медицинских работников, отдавать шестилетнего в школу, родителям не рекомендуются, так как организм ребёнка ещё не готов к этому физически. — Дети быстро утомляются, могут даже терять вес. Дошкольник в этом возрасте неё всегда ещё готов рассуждать самостоятельно, а также концентрировать своё внимание на учебной программе. В таком возрасте ещё слабо развита мелкая моторика рук, что сказывается на написании букв. В этом случае ребёнок будет беспокоиться и нервничать.

Однако следует помнить, что отдавать детей в школу в возрасте более 7 лет — также не является правильным. Во-первых, школьник будет явно отличаться от своих одноклассников ростом и весом, что может быть неприятным для него. Ему также может быть скучно с ребятами в классе, ведь они малы для него. Поэтому оптимальным вариантом похода в первый класс — является период возраста с 6 до 7 лет. Родителям необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и определить, когда отдавать его в школу, необходимо самостоятельно, учитывая все его умения, навыки, а также желания.

Многие люди считают, что дети дошкольного возраста обязательно должны знать алфавит, уметь читать и писать, однако такое мнение является ошибочным. Всему этому они должны научится в школе, и если ребёнок, идущий в первый класс, не умеет читать или писать — это не повод оставлять его дома ещё на год.

Если же родителям кажется, что их малыш не соответствует нескольким из критериев, перечисленных в этой статье — следует задуматься, и уделить ему больше внимания, попробовать объяснить ребёнку элементарные вещи и оценить его реакцию.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: