Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

7 важных советов психолога, которые помогут справиться с детским стрессом

7 важных советов психолога, которые помогут справиться с детским стрессом

Взрослым кажется, что детство — счастливое беззаботное время. Какие у детей стрессы? Мы часто отрицаем даже стресс у самих себя или наших близких. Говорим: «Ты всё придумал, просто сядь и успокойся!». Но и взрослые, и дети оказываются в сложных ситуациях. Психолог Елена Савчук объясняет, как понять, что у ребёнка стресс и как помочь ему с этим справиться.

Что может стать фактором стресса для ребёнка? Есть огромное количество совершенно разных причин. Бесконечные ситуации оценки (и речь идёт не только о школьных оценках), новые люди, конфликты внешние и внутренние, куча информации вокруг. Конечно, нам бы хотелось максимально оградить ребёнка от стрессов, но это невозможно, да и не нужно. Зато очень важно научить ребёнка справляться со стрессом.

1. Не молчите, если заметили, что ребёнку плохо

Дети не всегда способны описать свои чувства и это может дополнительно усиливать беспокойство ребёнка. Поэтому важно учить детей определять свои эмоции. Чем больше оттенков переживаний знает ребёнок, тем лучше. Назвать проблему — сразу же снять часть тревоги, которая с ней связана. Ведь если состояние как-то называется, значит, кто-то с этим уже сталкивался и способ решения наверняка есть. Если заметили, что ребёнка что-то беспокоит, скажите ему об этом. Спросите, что происходит. Если можете, называйте чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок. Только без осуждения и обесценивания, пожалуйста. Даже если повод кажется вам ничтожным. Смысл в том, чтобы дать ребёнку понять, что вы готовы говорить о проблемах, видите его переживания и вам не всё равно.

2. Не читайте нотаций

Это надо сделать спокойно и внимательно. Слушать о проблемах любимого человека всегда сложно, но постарайтесь быть спокойным и обойтись без обвинений, осуждения, чтения нотаций. Не говорите о том, как надо было поступить. Не объясняйте, что все проблемы — вообще ерунда. Попробуйте задавать как можно больше вопросов, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон, узнайте, что почувствовал ребёнок, почему принял именно такое решение, чего хотел тогда, как бы хотел, чтобы было теперь. Иногда выслушать — достаточно для того, чтобы проблема сама начала таять. Иногда дети не хотят говорить — это нормально. Не настаивайте, просто дайте понять, что выслушаете его, когда он будет готов поговорить.

3. Не пытайтесь найти решение проблемы за ребёнка

Сделайте это вместе, но не делайте за ребёнка всю работу. Активное участие в поиске решения придаст ему уверенности в себе. Придумайте несколько возможных решений, обсудите их сильные и слабые стороны.

4. Не зацикливайтесь на проблеме

Уделив достаточно внимания обсуждению сложной ситуации, переведите разговор на более приятную тему: успехи ребёнка, его любимые занятия и прочее. Это поддержит его, послужит обращением к его собственному ресурсу, напомнит ему о том, что есть другая сторона жизни — где всё получается, где есть приятные эмоции и тёплые отношения. А значит, он может справиться со своей проблемой.

5. Ограничьте стресс (если это возможно)

Иногда стресс вызван ситуацией, которая повторяется регулярно. В этом случае нужно подумать, что можно изменить, чтобы минимизировать неприятные эмоции. Может, стоит пересмотреть расписание дополнительных занятий, чтобы не делать уроки по ночам. Или поменять преподавателя в музыкальной школе/тренера в спортивной секции/репетитора на более мягкого и компромиссного человека.

6. Помните о физическом комфорте

Если причина стресса — в исключительных обстоятельствах жизни, обратите внимание на физический комфорт ребёнка. Обращение к телу и его потребностям всегда даёт хороший результат. Важно иметь более или менее чёткий распорядок дня со всеми необходимыми остановками на еду и отдых. А ситуаций неопределённости, наоборот, лучше избегать. Если такого рода ситуации неизбежны, то нужно заранее проговарить всё, что о них известно (пойдём туда-то, проведём там столько-то времени, там будет тот и этот, делать будем то-то, а потом вернёмся домой).

7. Вспомните о детстве ребёнка (да-да!)

Ресурсным может быть обращение к более раннему детству и его радостям –совместные прогулки и просмотр любимых фильмов, вкусная домашняя выпечка, больше объятий. Иногда бывает полезно вспомнить ритуалы, которые сопровождали ребёнка в детстве (вроде чтения на ночь или молока с мёдом перед сном). Если ребёнок маленький, то можно чаще брать его на руки. Это как раз тот случай, когда может быть полезно говорить «мы» вместо «ты». Например: «мы с этим справимся», «у нас всё получится». Это даст ребёнку чувство защищённости и уверенности в своих силах перед лицом проблемы, с которой он столкнулся.

Иллюстрации: Shutterstock (NotionPic)

Насколько ваш ребёнок готов к стрессу?

Жизнь современного человека состоит из ежедневных проблем, неурядиц и стрессовых ситуаций. К сожалению, это неизбежно сказывается на здоровье и внешнем виде, а ещё на отношениях между близкими людьми. В первую очередь страдают дети. Кроме того, помимо родительского негатива, они и сами подвергаются стрессу на каждом этапе взросления и социальной адаптации. Конечно, оградить дитя от всех бед не получится, но вы всегда можете создать ту базу, которая станет «подушкой безопасности» в критических ситуациях.

Мы предлагаем пройти тест для объективной оценки: готов ли ваш ребёнок к разного рода стрессовым ситуациям? По эго результатам вы сможете скорректировать систему воспитания и моральную основу отношений в семье.

1. Есть ли у вашего ребёнка игрушка, которую он не выпускает из рук ни при каких обстоятельствах?

А) Да, есть и без неё он никогда не пойдёт спать.
Б) Нет, ребёнок не привязан ни к одной игрушке настолько сильно.

2. Как ваш малыш реагирует на присутствие незнакомых людей?

А) Он насторожен и замкнут, не общается даже на самые излюбленные темы.
Б) Абсолютно свободно, ему нравится общаться с новыми людьми.

3. Какова реакция вашего ребёнка на любые медицинские процедуры и лекарственные препараты?

А) Патологически не выносит лекарств, а «прививочный кабинет» вселяет панику и ужас.
Б) Как и любой человек, он неохотно пьёт микстуры, но он понимает всю необходимость лечения, поэтому воспринимает как должное.

4. Как часто рацион вашего дорогого крохи пополняется новыми блюдами?

А) К сожалению, не часто, по причине его нежелания пробовать новое, даже если «вкусно пахнет».
Б) Он с удовольствием пробует новые кулинарные изыски домашней кухни, а потом уже решает, нравится ему и будет ли он кушать ещё.

5. Ваш ребёнок очередной раз провинился, а вы, как водится, наказали его за проступок. Какова обычная реакция на ваши нарекания?

А) Можно сказать, что его реакция – вся гамма негативных чувств: от злости до сильнейшей обиды.
Б) Конечно же, ему не нравится, когда его ругают, но реакция вполне адекватная – спустя какое-то время он всё равно понимает, что не прав и пытается извиняться.

6. В детском магазине ребёнок попросил игрушку, которая не вписывается в ваши расходы. Какова его реакция на отказ в покупке?

А) Дикая истерика на глазах у всех, собственно, это частый исход совместных походов по магазинам.
Б) Мне всегда удаётся его уговорить, а может даже и объяснить, почему я не могу осуществить такую покупку.

7. Ваш ребёнок оказался невольным свидетелем ссоры между вами и супругом. Как это отразится на его настроении и отношениях в семье?

А) Мой ребёнок довольно впечатлительный, поэтому семейный конфликт сильно ранит его чувства и вводит в состояние тревоги.
Б) Он, словно взрослый, пытается нас помирить и, кажется, в подобных ситуациях он наиболее объективен и рассудителен.

8. Как реагирует ваш ребёнок на провоцирующие действия со стороны сверстников?

А) Бурно и эмоционально, при этом рассказывать о конфликте не станет, а просто замкнётся в себе.
Б) По-разному, в зависимости от ситуации, но забывает быстро, а часто конфликт как бы «проходит» мимо него.

9. Ваш малыш пошёл в сад. Как долго продолжалась адаптация к новому месту и новым лицам?

А) Мне показалось, что целую вечность. Каждое утро превращалось в спектакль одного актёра с криками и истериками, да и в детском саду друзей он так и не завёл.
Б) Месяц, а может и меньше. Было приятно наблюдать, как он играет с детьми и общается с воспитателем.

10. Как часто вы расставались со своим крохой, и как он переживал подобные моменты?

А). На самом деле, довольно редко, ведь даже самые близкие родственники в лице бабушек и дедушек не давали ему чувство защищённости и надёжности, как я. Это большая проблема, ведь и мне нужно свободное время.
Б). В первое время малыш переживал, а теперь с радостью ходит в гости. Я считаю, что поменять обстановку и лица порой очень даже полезно.

Большинство вариантов А

В силу обстоятельств или характера, ваш малыш очень уязвим к стрессовым ситуациям. Возможно, это говорит о его ранимой и излишне впечатлительной натуре, а может быть, ваше воспитание и тактика ограничения всяческого воздействий извне дали столь печальные плоды. В любом случае, задумайтесь на минуточку и ответьте себе честно на вопрос: ваш ребёнок сможет комфортно жить без вас? Научится ли он «ладить» со всем миром и справится ли со сложностями и испытаниями, которые уготованы ему судьбой? Нет? Поэтому, только вы, как главный учитель в его жизни, можете научить правильно реагировать на всё новое и непривычное, не бояться и с честью смотреть в будущее. Ведь, только уверенный и смелый человек способен под гнётом обстоятельств найти своё место «под солнцем»!

Большинство вариантов Б

Просто замечательно: ваш малыш удивляет всех своей рассудительностью и эмоциональной устойчивостью. Возможно, подобным навыкам может позавидовать даже взрослый человек. Однако не забывайте, что он всё же ребёнок и для него, порой, просто необходим «выход» эмоций и даже слёз. Предложите ему своё плечо и поддержку, расскажите, что он не один и может на вас рассчитывать. Только благодаря взаимопониманию и гармонии в семье можно вырастить морально здорового человека с благородной душой!

Дети тоже могут накапливать стресс. И мы знаем 10 способов помочь им справиться с переживаниями

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сейчас, в начале учебного года, у наших детей резко меняется режим дня, возрастает нагрузка и заметно уменьшается количество свободного времени. И вот уже общительный и озорной ребенок превращается в выжатый «лимончик», у которого ни на что не хватает сил. В этот нелегкий период нам, взрослым, обязательно нужно помнить о разных способах борьбы с детским стрессом.

Мы в AdMe.ru решили разобраться в этом непростом вопросе и собрали для вас интересные способы борьбы с детским стрессом, которые далеко не сразу приходят в голову.

Дайте ребенку пространство для самовыражения

Представьте, что в вашем доме есть место, попадая в которое вы освобождаетесь от всех обязанностей и оказываетесь вольны делать только то, что хочется. Представьте, с какой радостью вы бы бежали туда после тяжелого рабочего дня.

А ребенок нуждается в таком месте даже больше, чем взрослый. И если вы уже купили малышу парту, за которой он будет делать уроки, не забудьте позаботиться и о месте, свободном от учебников и тетрадей, в котором ваше чадо сможет отдаться любимому делу: лепить, рисовать, играть, читать, танцевать, да хоть просто кривляться перед зеркалом — это его личное дело.

Научите ребенка стратегиям борьбы со стрессом

Многие родители видят, что у детей неприятности, но не все объясняют им, как справиться с этим. Так, например, мы часто наблюдаем, как нашим детям не дается какой-то предмет в школе и те переживают или их постоянно обижает кто-то в классе. Далеко не все дети легко отпускают такие ситуации.

Поэтому объясните ребенку, что не нужно стесняться просить о помощи, а нужно учиться выражать свое недовольство и давать отпор обидчикам. Вы можете привести вдохновляющий пример из своего детства или пойти вместе с ребенком и показать, что можно сделать в той или иной ситуации. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и знал, что с проблемой можно справиться.

Подготовьте ребенка к стрессовой ситуации

Это особенно актуально для первоклашки. Начните обсуждать с ним приближение учебного года заранее. Объясните, почему это событие так важно. Делайте покупки к 1 сентября вместе, чтобы ребенок сам себе что-нибудь выбрал. Это поможет малышу держать ситуацию под контролем.

Но не перестарайтесь. Потому что излишнее нагнетание может вызвать у ребенка еще больший стресс. Как же соблюсти нужный баланс? Лучший способ — это терпеливо отвечать на вопросы будущего школьника о грядущем событии и поощрять его интерес. Пусть он знает о переменах ровно столько, сколько хочет знать.

Обучите ребенка простым техникам расслабления

Это, конечно же, не панацея от стресса, но определенные приемы действительно могут сгладить всплески эмоций и помочь взглянуть трезво на ситуацию.

Например, вы можете показать ребенку технику трех глубоких вдохов, обучить считать в обратном порядке от 10 до 0, расслаблять и напрягать мышцы. А еще может помочь расслабиться танец. Или способ представить себя в любимом месте, вспомнить любимого человека. Это особенно важно в школе, где постоянно возникают конфликты, в которых дети порой, кажется, готовы поубивать друг друга.

Научите ребенка распознавать и выражать свои чувства

Ребенок должен знать, что он чувствует. Нам кажется, что это элементарно, однако 7-летнему школяру бывает непросто разложить на ингредиенты закипающий в нем эмоциональный коктейль. Именно родители должны научить ребенка распознавать и выражать свои чувства.

Как это лучше всего сделать? При любом удобном моменте просто разговаривайте о своих эмоциях с ребенком. Спросите его, что он чувствует в такой-то ситуации. Расскажите ему о том, что вы чувствуете. Даже сам разговор на эту тему способен помочь выпустить пар не только вашему ребенку, но и вам.

Проверьте, что ваш ребенок читает и смотрит

Нет, мы не просим вас проявлять излишнее геройство, ежедневно ограждая чадо от использования гаджетов. И, представьте, даже не говорим о том, что ребенку положено смотреть только старые добрые мультики без роботов, мутантов и зомби.

Но тем не менее просим не забывать, что в сети достаточно контента, который может пошатнуть стрессоустойчивость школьника. Проследите за тем, чтобы ваш малыш не смог зайти на сайт для взрослых. Не допустите распространения его личной информации, которое сделает ребенка уязвимым для злоумышленников и просто троллей.

И обратите внимание на то, что смотрите сами. Во всяком случае в то время, пока ребенок не спит.

Запишите ребенка на уроки музыки

Музыка сильно влияет на наши эмоции. Ученые доказали, что музыка способна быстро лечить от стрессов. Она помогает уменьшить кровяное давление, что, в свою очередь, помогает сократить стрессы, депрессии и тревогу. Кстати, это касается и взрослых.

А еще уроки музыки помогают в учебе. Во-первых, музыка улучшает память. При помощи любимых мелодий и ритмов ребенок может запоминать стихи или какие-либо правила грамматики. А еще в интернете есть много обучающих песен на разные темы. Во-вторых, музыка может помочь в изучении математики: ритмика, например, поможет изучить дроби.

Не смотреть телевизор перед сном

В наши дни недосып — это не только взрослая, но и детская проблема. К сожалению, в этом есть вина экранов, которые окружают нас и наших детей (телевизоры, планшеты, смартфоны). Поскольку у многих детей есть в спальне какой-нибудь гаджет, то их уже сложно убедить лечь спать в какое-то конкретное время. Они теперь сами себе хозяева.

Такой режим ведет к недосыпу, стрессам и раздражительности. А ведь для ребенка так важен правильный режим дня. Ведь у многих детей учебный день длится долго (как рабочий день у взрослых), поэтому им просто необходимо высыпаться. Вот почему ограничение доступа к гаджетам перед сном — это не банальная строгость, а реальная необходимость.

Использование антистрессовых приспособлений

Американский психолог Джанин Халлоран разработала несколько приспособлений, которые помогают детям бороться со стрессом. Первое приспособление — это антистрессовый чемоданчик, в котором хранятся просто приятные вещички: художественные принадлежности, конфеты, милые фотографии, мыльные пузыри. Все зависит от пристрастий вашего ребенка.

А еще можно положить туда ободряющие карточки. Это вторая разработка Джанин Халлоран. Эти карточки содержат список методов расслабления: сделать глубокий вдох, прогуляться, подумать о чем-то хорошем, и способов отвлечения: написать рассказ, разгадать кроссворд, приготовить блюдо.

Естественно, у каждого ребенка должен быть индивидуальный список. Для удобства его можно разбить на отдельные карточки.

Покажите, как вы умеете справляться со стрессами

Если сами родители могут успешно справляться со своими стрессами, то их дети будут стремиться к тому же. Поэтому главное — это самим сохранять спокойствие и выдержку. Ведь родители — это первые учителя ребенка.

А какими способами пользуетесь вы, чтобы помочь вашим детям справиться со стрессом?

10 признаков того, что ребенок находится в стрессе

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Первый раз в первый класс или готов ли ваш ребенок к школе?
статья (1 класс) на тему

Статья содержит информацию о компонентах, которые определяют школьную зрелость ребенка. Сформированность каких ключевых компетенций требует современная школа от будущих первоклассников.

ВложениеРазмер
pervyy_raz_v_pervyy_klass_ili_gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx308.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ИЛИ ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Начало обучения в школе – критический период в жизни детей. Сложен переход из детского сада в школу. Он приводит к возникновению эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша образ жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, появляются новые обязанности, существенно ограничивается двигательная активность, значительно повышается уровень тревожности и т.д.

Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций.

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

  • физиологическая готовность,
  • интеллектуальная подготовка,
  • эмоционально-волевая зрелость,
  • социально-личностная готовность.

Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. 70% детей 7 лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья.

Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений.

В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.

Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения. Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. А процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения. Мышление в младшем школьном возрасте является доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости. Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Современные дети буквально “купаются” в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать сое недовольство и разочарование. Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи, а также диалог с учителем.

От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным не «прячьте» проблемы. Не пропустите первые трудности. По мере необходимости не стесняйтесь обращаться к специалистам.

Детский стресс: иногда в нем виноваты сами родители

Современный ритм жизни, а также повышенные требования со стороны родителей и общества заставляют детей испытывать самый настоящий стресс. Вы когда-нибудь задумывались об этом?

Еще не родившись, ребенок уже чувствует материнский стресс. С каждым годом ритм жизни становится все быстрее, мы спешим жить, работать, отдыхать… При этом, сами этого не осознавая, родители требуют того же от своих детей. А ведь это может вызывать детский стресс. Поскольку родители всегда спешат, они хотят, чтобы и дети тоже все делали быстро. Список того, чему как можно скорее должен научиться ребенок, бесконечен: говорить, ходить, самостоятельно засыпать, отучиться от памперсов, контролировать эмоции…

Что такое детский стресс?

Что касается личных качеств, то тут мы наблюдаем ту же картину. Современные родители требуют от детей, чтобы они моментально усваивали школьную программу, налаживали связи в коллективе и при этом успевали посещать многочисленные дополнительные занятия и кружки. В итоге детский стресс становится защитной реакцией на чрезмерную нагрузку, ведь ребенок попросту с ней не справляется.

Постоянный груз ответственности и слишком высокие требования нарушают внутреннее равновесие ребенка. Он должен ежедневно прилагать огромные усилия для того, чтобы оправдать ожидания родителей. К сожалению, не всем детям это по плечу, и в результате они страдают от стресса.

Конечно, детский стресс могут вызывать и другие, более серьезные причины. Среди них природные катастрофы, военные конфликты и прочие внешние обстоятельства. Личные проблемы, такие как смерть родителя или пережитое насилие, безусловно, тоже вызовут сильный стресс. Но сегодня мы поговорим о другом, «бытовом» стрессе, который, тем не менее, не так уж безобиден.

Дело в том, что даже если со стороны кажется, что в жизни ребенка все хорошо, на самом деле он может страдать от эмоционального перенапряжения. К сожалению, если родители испытывают стресс (а кто его не испытывает?), дети также его чувствуют.

Как проявляется детский стресс?

Детство — это время постоянных перемен. Ребенок постепенно адаптируется к ним, переживая по очереди каждый этап взросления. Тем не менее часто родители «подгоняют» своих детей, вмешиваясь в эти естественные процессы. Именно тогда и появляется детский стресс.

1. Симптомы стресса у детей до 5 лет

  • Постоянная раздражительность.
  • Частый плач и истерики.
  • Желание, чтобы их постоянно брали на руки. Это помогает им справиться с плохим самочувствием.
  • Проблемы с речью.
  • Откат в навыках. Например, ребенок снова начинает писать в кровать или сосать палец.
  • Появление страхов (темноты, животных, разлуки с родителями).

2. Симптомы стресса у детей после 5 лет

  • Раздражительность, плохое настроение, плач без причины.
  • Проявления агрессии.
  • Ребенок не хочет ничего делать, у него пропадает мотивация.
  • Усталость, лень.
  • Он жалуется на боль и плохое самочувствие.
  • Ведет себя апатично и от всего отказывается.
  • Его могут мучить ночные кошмары, в некоторых случаях появляется ночной энурез.
  • Проблемы с успеваемостью.
  • Изменение пищевых привычек или же проблемы с аппетитом.

Чрезмерная спешка родителей вызывает детский стресс?

Современный образ жизни, когда родителям практически невозможно гармонично сочетать работу и семью, оказывает заметное влияние на детей. Чем же опасна такая постоянная гонка?

Дело в том, что в процессе физического, психического и эмоционального развития ребенок проходит через ряд этапов. Причем в каждом отдельном случае их длительность различается. Например, кто-то делает первые шаги в год, а кто-то в полтора. И это совершенно нормально, ведь все дети разные.

Пытаясь подогнать ребенка под усредненные стандарты, родители стремятся ускорить его развитие. Родственники и знакомые также вносят свой вклад, очень часто можно услышать от них: «А вот у знакомой дочка уже читает в 3 года!».

Затем начинается школа, которая сама по себе является серьезным испытанием: разлука с родителями, непривычное расписание, новый коллектив, сложные домашние задания… Родители, в свою очередь, требуют хороших оценок и поведения. Все это питает детский стресс.

Как вы можете помочь своему ребенку?

Самый главный совет очевиден: сбавьте обороты. Вы как родители обязаны сделать все от вас зависящее, чтобы защитить детей от лишних проблем.

Ведь детский стресс не только отражается на самочувствии малыша, его последствия могут проявиться и во взрослом возрасте. Многие люди, страдающие от диабета или сердечно-сосудистых проблем, утверждают, что в детстве испытывали сильный стресс.

Базовые рекомендации для родителей по «антистресс» воспитанию

  1. В периоды беспокойства вы должны показывать пример самоконтроля. Не забывайте, что вы — основная ролевая модель для вашего ребенка. Именно на вашем примере он учится, как справляться со стрессовыми ситуациями.
  2. Культивируйте такие качества, как терпение, спокойствие и способность к рефлексии. Они помогут ребенку легче справляться с трудностями.
  3. Делитесь с ребенком проблемами (конечно, в разумных границах) и тем, как вы с ними справляетесь. Так вы поможете ему реалистично, но в то же время с оптимизмом смотреть на препятствия.
  4. Внимательно слушайте. Если вы уже заметили симптомы стресса, самое время поговорить по душам.
  5. Узнайте, что он думает о школе и своих занятиях.
  6. Помните, что каждый ребенок уникален. Уважайте его особенности и никогда не сравнивайте с другими детьми. Цените его способности и навыки.

Подумайте, ведь вы любите своего ребенка не за то, что он хорошо учится или ведет себя? Так дайте ему это почувствовать!

Кроме того, не ставьте перед ним непосильных задач. Любите его таким, какой он есть, со всеми особенностями и недостатками, и вы никогда не станете причиной его стресса. опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Психолог Ольга Лякишева: Поход в первый класс – это стрессовая ситуация для любого ребенка

Прошли летние каникулы, и уже сегодня школьники сядут за парты. Для многих детей это настоящий стресс, справиться с которым им могут помочь только взрослые. Корреспондент «Комсомолки» и психолог Ольга Лякишева составили рекомендации для родителей тех ребят, которые в этом году впервые пошли в школу.

Начнем с того, что же такое стресс и чем он может быть опасен.

– Для любого ребенка поход в первый класс – это стрессовая ситуация. В жизни наступают изменения: меняется коллектив, появляются новые взрослые с новыми требованиями, к которым ребенок должен привыкнуть. Он должен уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. И то, насколько легко ребенок пройдет этот период адаптации, зависит от того, насколько он готов к изменениям и насколько масштабны перемены.

Например, есть школы, в которые дети идут в том же коллективе, в котором они были в детском саду. В таком случае стресс будет минимальным и связан только с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку. Но обратимся к наиболее распространенной ситуации.

СТРЕСС У ШКОЛЬНИКА: СИМПТОМЫ

Адаптация к новым условиям проходит по трем направлениям: во-первых, это привыкание к новому коллективу, в котором нужно занять определенную позицию. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают, поддерживают, а не дразнят и отталкивают. Во-вторых, нужно привыкнуть к педагогу. Если контакт налаживается, ребенок может отвечать на уроке, не страшась, что на него повысят голос или унизят насмешками. Наконец, это адаптация к учебным нагрузкам и новым требованиям.

– Когда мы не успеваем усвоить информацию, возникает информационный стресс, – отмечает Ольга Владимировна. – «Мой ребенок умеет читать и писать, он готов к школе», – рассуждают родители. Умение учиться – это умение усваивать новую информацию. Если малыш привык приобретать новые знания в спокойной домашней обстановке, в школе ему может быть сложно извлечь нужный материал из потока информации в ограниченное время.

На самом деле причин, провоцирующих стресс, гораздо больше. Это и новый режим дня, и новое отношение родителей. Если они не уверены в себе, то сами могут бояться того, что их вызовут в школу, появляется страх перед социумом, например, перед обвинениями и разборками на родительском собрании. Изменяются требования к ребенку, и, вместо того чтобы разобраться, что с ним происходит, родители переносят негатив в семью, ругают, а не поддерживают. По этой причине у детей появляется ощущение неприятия со стороны родителей, кажется, что им не на кого опереться.

Сроки адаптации индивидуальны и зависят и от самого ребенка, и от родителей. Признаками дезадаптации Ольга Владимировна называет и частые простудные заболевания, и беспокойный сон, и изменение аппетита. Тревожность, безразличие, нежелание ходить в школу, общаться с одноклассниками, истерики или агрессия, упрямство – на эти симптомы родителям необходимо обратить внимание, если они не проявлялись ранее.

ГЛАВНОЕ – НЕ ПЕРЕХВАЛИТЕ

Для того чтобы помочь первокласснику благополучно пройти новый этап в жизни, необходимо быть внимательным ко всем изменениям, происходящим с ним.

– Часто дети страдают, когда родители подчеркивают их исключительность. Если ребенка воспитывают в семье, где сильно хвалят, например, за чтение, то у него складывается впечатление, что он настоящий мастер в этом деле. Он хочет идти в школу, но вдруг оказывается, что есть кто-то, кто читает лучше. И, не получив ожидаемого признания, у такого ребенка быстро пропадет мотивация к учебе. Разумеется, детей нужно хвалить, но без сравнения, основной посыл должен быть «я люблю тебя таким, какой ты есть», – советует психолог. – Создайте благоприятный теплый климат в семье. Первоклассник должен знать, что, несмотря на любые ошибки, его любят и помогут, когда ему тяжело.

Если дома привыкли критиковать учителя или одноклассников, ребенок будет воспринимать мир как враждебный. Потом родители будут удивляться, почему у ребенка нет друзей в школе.

Например, очень многие дети полностью теряют интерес и мотивацию после замечаний. Тогда лучше лично попросить учителя уделять внимание положительным моментам в работах ученика. При акцентировании положительных моментов появляется желание и энергия двигаться дальше, что-то улучшать. Если ребенок старается и не получает одобрения, наступает эмоциональное выгорание, и дальше учеба идет «ради галочки», пропадает интерес к учебе.

Нельзя ругать свое чадо, не разобравшись в ситуации. После вызова в школу родители часто наказывают ребенка. Прежде чем сделать это, выясните, что подтолкнуло ребенка на тот или иной поступок. Если не разговаривать с детьми, то очень скоро они замкнутся, а, возможно, начнут проявлять агрессию.

НЕ УЧЕБОЙ ЕДИНОЙ

Предъявляя требования к ребенку, необходимо учитывать особенности его темперамента. Флегматичный ребенок все делает медленно, а родителям кажется, что он просто ленивый. Дома, не спеша, он может делать все правильно, а в классе, где постоянно отвлекают и есть ограничения по времени, он может допускать много ошибок.

Для снятия эмоционального напряжения занимайтесь с первоклассником творчеством: рисуйте, лепите, клейте, слушайте музыку. Арт-терапия нравится всем детям, отвлекает их от неприятных эмоций.

Используйте занятия спортом и активные игры на свежем воздухе. Подбирая спортивные секции для снятия психоэмоционального напряжения, учитывайте особенности вашего чада .

– Родители должны научить ребенка справляться со стрессовой ситуацией не только словами, но и личным примером, – подчеркивает Ольга Лякишева. – Помните, что источники стресса – это не события вокруг нас, а то, как мы воспринимаем действительность. У вас есть уникальный шанс научить своего ребенка справляться с трудностями, стать сильнее. Не упустите его!

Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

Казалось бы, ну какой стресс может быть у ребенка, он же не взрослый. Ему, как взрослым, не приходится сидеть в пробке часами, отчитываться перед начальством, спорить в магазине с продавцами. А ведь, признайте, ребенок, не смотря на то, что он еще маленький, ведет свою общественную жизнь, тоже сталкивается с интересами других людей, что порой создает напряженные ситуации.

Для чего вообще нужен стресс. По мнению психологов, испытывая стресс, человек начинает быстрее приспосабливаться к окружающей ситуации, находит верное решение. Тем самым у них улучшается концентрация внимания, появляется настрой для преодоления стрессовой ситуации и достижения цели. Однако, бывают такие ситуации, стрессовый порог которых превышает возможности человеческого организма справиться с ним. У маленьких детей, которые еще не сталкивались с серьезными проблемами, даже самая пустяковая ситуация может вызвать стресс, например, проблемы в школе или детском садике, и даже дома.

Отношения родителей и детей строятся на следующих принципах. Родители должны предоставлять своим детям ту степень свободы, к которой малыши внутренне готовы, но и не должны забывать об их обязанностях. Так дети научаться тратить свое время правильно.

Дети часто испытывают стресс, если чувствуют, что не могут должным образом контролировать ситуацию. В данном случае родителям лучше подключать детей к процессу принятия решения по определенным вопросам.

Любой ребенок, даже тот, который всегда окружен позитивной обстановкой, должен показывать свои отрицательные эмоции. Благодаря таким выплескам, он как бы переживает этот стресс, меняет отношение к ситуации.

В конкретный момент жизни перед ребенком стоит задача совершить какой-либо значительный поступок, например, сдать экзамен, выступить перед публикой. Тот факт, что этого не избежать, может зародить в ребенке неуверенность. Если родители это допустят, они обрекут своего ребенка на постоянное сравнение с другими детьми. Надо предоставлять ребенку свободное время, чтобы он занимался тем, что хочет, мог найти себя, выразить себя.

Ребенка надо научить расслабляться. Это защитит его от стресса. Многие специалисты рекомендуют научить своего ребенка правильно дышать, тем самым, как бы медитировать.

Еще очень важно проводить ребенку время с родителями, просто играя, общаясь, без каких-либо условий, чтобы не затрагивались темы достижений, побед. Ребенка надо любить безоговорочно, и он должен это понимать.

Но ребенок не все свое время проводить с родителями. Наступает момент, когда ему пора идти в детский сад. К детскому саду ребенок должен привыкнуть. Адаптация протекает по-разному, у кого-то легко и быстро, а у кого-то тяжело. Те дети, которые тяжело привыкают к детскому саду, могут, в конце концов, сорваться, заболеть. Он начинает по любому поводу закатывать истерики, капризничать, отказывается делать самостоятельно определенные вещи. Все это происходит из-за страха, который испытывает ребенок, ведь в детском саду для него все новое. Иногда дети бояться, что родители их забудут, не придут их забрать. Самое главное в этом случае, чтобы ребенок наладил контакты со своими сверстниками, тогда все будет хорошо.

Если адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, то в дальнейшем малыш будет легко адаптироваться к новой ситуации, не будет теряться в определенной ситуации.

Также всем известно такое понятие, как “кризис трехлетнего возраста” у ребенка. В этом возрасте у малыша проявляются личностные качества, он становится личностью и хочет, чтобы другие видели в нем эту личность. В этом возрасте ребенок остро реагирует на различные обстоятельства, находится в сильном напряжении. В этот момент ему крайне необходима поддержка родителей, но это не означает, что его надо ставить в жесткие условия, но и создавать тепличные условия тоже не стоит. Психологи также не советуют обсуждать при ребенке проблемы, связанные с ним, высказывать свои страхи.

Все дети обязательно идут в школу. Это для ребенка большой стресс, так как меняется компания, образ жизни, распорядок дня. Она в таких случаях переживания ребенка не так глубоки, в возрасте ребенка начальных классов у них возникает особенность поступать так, как все. И все они хотят заслужить внимание учителя, который становится для них авторитетом.

Стресс в школе испытывают школьники старшего возраста. Большие объемы информации, обязательные порядки поведения, необходимость постоянно налаживать контакты – все это приводит к плохому самочувствию ребенка. Прибавьте сюда строгий режим дня, эмоциональную перегрузку. Ребенок становится утомляемым, вялым, беспокойным, сонливым, плаксивым, у него снижается аппетит. В данном случае ребенку необходимо развеяться, окунутся в привычную атмосферу. Активно проводить выходные, заняться любимым делом в каком-либо кружке.

Родителям же необходимо разговаривать с ребенком о школьных делах, проводить детальные беседы, не шантажировать его на предмет его успеваемости в школе, не связывать ее с поощрениями.

В школьном возрасте за детьми необходимо наблюдать. Отсутствие интереса к проблемам в школе ребенка может привести к тому, что родители могут утратить свой авторитет. Старайтесь не нарушать приятную атмосферу дома, ведь спокойствие дома для ребенка поможет ему решать все свои проблемы вне дома эффективно.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Готов ли ребенок к детскому саду?

Мамы, которым предстоит отвести малыша в сад, всегда волнуются. Быстро ли адаптируется ребенок в новой обстановке? Не совершают ли родители ошибку, отдавая малыша в коллектив в столь раннем возрасте? Разбираться с этим вопросом нужно индивидуально: есть малыши, которые легко адаптируются и в ясельной группе. А есть такие, кому и в 4 года вне семьи и дома будет некомфортно.

Говоря о готовности к саду, нужно рассмотреть все аспекты развития малыша: его здоровье, психологическое развитие, особенности личности и восприятия мира. А также ресурсы семьи: насколько она готова подстроиться под индивидуальные потребности ребенка в связи с этой стрессовой для большинства детей ситуацией. Итак, по порядку.

Вопрос здоровья перед детским садом

Какой образ жизни ведет малыш? В саду проще адаптироваться тем, кто уже не раз сталкивался с бактериями и вирусами и успешно их поборол. К примеру, если ребенок живет в большой семье, где старшие дети ходят в школу и периодически “тащат в дом” вирусы, если он ездит в общественном транспорте и бывает в людных местах, но его иммунитет натренирован к трем годам. А вот домашнему малышу, которого растят в тепличных условиях, может быть первый год нелегко. Велика вероятность того, что первый год он будет болеть больше обычного.

Тяжело придется детям-аллергикам. Даже если воспитатели настроены доброжелательно, они просто не имеют права кормить ребенка домашней едой. В некоторых регионах нашей страны есть возможность заказывать питание в зависимости от состояния здоровья ребенка, но все равно выбор вариантов невелик. Максимум, на что можно рассчитывать, это выполнение просьб типа “не давать мандарины, ограничить хлеб” и т.п.

Желудочно-кишечный тракт

Диета, разработанная для детских садов, отвечает нормам, принятым “наверху” и, как правило, безопасна с точки зрения бактериологической составляющей. Однако многие педиатры считают, что объем порций и продукты, включенные в рацион, являются “неподъемными” для многих детей особенно в ясельной группе. К примеру, манная каша, в которой ложка стоит, слишком тяжелая углеводистая пища. А солянка с сосиской — удар по печени. Если у ребенка есть проблемы с пищеварением, он может страдать от садовской еды. Исключения составляют специализированные сады, но их довольно мало.

При незначительных проблемах с ЖКТ можно попробовать поводить ребенка в сад, но договориться с воспитателями об ограничении имеющегося рациона: в садах с утра уже есть информация о меню на весь день, поэтому такая возможность есть.

Хронические заболевания

Ребенку, который часто болеет и без сада или имеет хронические заболевания, будет значительно сложнее, даже если он пойдет в садик “по профилю”. Его организм вообще слаб.

Психосоматические реакции

Довольно часто в саду начинают болеть дети, склонные выдавать яркую соматическую реакцию на психологический дискомфорт. Если ребенок был гипервозбудим в младенчестве, если “на нервной почве” у него случается расстройство желудка и скачок температуры, если он страдает от головных болей, если ему свойственно перевозбуждаться под вечер до слез и скандалов — он в группе риска. Такие малыши устойчиво попадают в число “болезненных”, как только их отправляют в сад.

Вопрос здоровья — один из ключевых. Ослабленные дети могут “сорваться” и начать болеть так, что восстановить здоровье будет сложнее, чем подержать дома лишний год. Посоветуйтесь с педиатром, который ведет вашего ребенка, и прислушайтесь к его рекомендациям.

Социальные навыки ребенка

Все дети — уникальны. И каждый малыш готов к воспитанию коллективом в свой срок. В детском саду лучше адаптируются крепкие и активные малыши, которые с удовольствием участвуют в играх на детской площадке и спокойно отходят от мамы, чтобы пообщаться с другими детьми.

На что стоит обратить особое внимание, оценивая социальные навыки своего малыша?

Имеет ли ребенок опыт общения со сверстниками? Обычно дети до а то и лет не горят желанием “общаться с мелюзгой”, предпочитая старших детей или взрослых. А их контакты со сверстниками сводятся к отбиранию игрушек и громким крикам. Им просто не интересно с себе подобными, у которых особо нечему научиться. Так называемая “референтная группа” — круг людей, чье мнение ребенка интересует, контакты с которыми для него важны — формируется в более старшем возрасте. Однако ребенку будет проще адаптироваться в саду, если он уже сталкивался с другими детьми на площадке, на развивающих занятиях и т.п., если он знает, чего можно ожидать, какую стратегию поведения применить.

Насколько он готов к контакту с новыми взрослыми? Намного проще детям, которые имели успешный опыт пребывания под руководством взрослого вдали от мамы. Например, с няней, с педагогом в группе раннего развития. “Успешный” — имеется в виду, что малыш уже перенес горечь разлуки и усвоил главное: мама обязательно вернется, а посторонние взрослые не враждебны.

Способен ли ребенок сообщить о своих проблемах, выразить недовольство, высказать просьбу? В саду проще ребенку, который может контактировать с окружающими по поводу своих желаний и дискомфорта, а не замыкается в себе, страдая от неприятностей.

Дисциплина и режим. Какими бы доброжелательными ни были воспитатели, они не могут обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В саду есть довольно жесткий режим и дисциплинарные требования. Насколько ваш ребенок готов принять их? Сформировать режим дня до поступления в сад — задача родителей. Как можно раньше приучайте ребенка к раннему подъему, дневному сну в и регулярному питанию. Тем более, что это полезно для самого малыша.

А вот вопрос дисциплины — более тонкий. С одной стороны, послушный ребенок, который с удовольствием действует по принципу “все пошли, и я пошел” легче адаптируется к саду. С другой — это зависит не только от воспитания, но и от устройства его личности, от индивидуального психологического портрета.

Психологический портрет

Можно написать целый трактат о том, какие все дети разные, но мы остановимся лишь на ключевых моментах, которые важны для жизни в коллективе детского сада.

Довольно успешно в саду адаптируются дети, которые могут найти себе занятие. А вот те, кто и пяти минут не может поиграть самостоятельно и требует внимания, будут испытывать затруднения. Впрочем, есть такие малыши, которые так ведут себя исключительно с мамой, которая болезненно реагирует на чувства крохи. Оцените поведение малыша в разных ситуациях: когда он находится с няней, на развивающих занятиях, на больших семейных праздниках и т.п.

Не менее важна реакция на стресс, типичная для ребенка. Отходчивым детям, которых легко отвлечь чем-то интересным, в садике проще. А вот те, кто склонен долго и тяжело переживать даже малейшие обиды, в коллективе сложно.

Посмотрите, как ребенок привык привлекать к себе внимание. В саду дети, особенно если они единственные в семье, испытывают стресс из-за того, что перестали быть “центром мира”. Большинство из них быстро понимают, что криками делу не поможешь, однако демонстративные детки с хорошим интеллектом могут изобрести что-нибудь поинтересней. Забрасывание трусов на люстру и отбирание чужих ложек — это еще цветочки. Сам ребенок будет весьма доволен произведенным эффектом, однако хватит ли мудрости у воспитателей, чтобы грамотно себя вести и не вступать в “силовую борьбу” с таким “артистом”?

Как подготовить ребенка к саду?

Прежде всего, нужно подготовить к этому важному шагу родителей. Те, кто спокойно воспринимает разлуку с малышом, не испытывает чувства страха и вины, транслируют свою уверенность детям. Родительскую тревогу дети перенимают довольно быстро, ведь если мама волнуется, значит, дело плохо, кругом опасность.

Затем необходимо установить режим дня и нормальные дисциплинарные рамки. Это работа не на один день, но она того стоит, если вы не готовы обеспечить ребенку среду, в которой все проявления его индивидуальности будут восприниматься на ура.

Желательно посещать детские коллективы, чтобы ребенок получил опыт общения со сверстниками. Это может быть центр раннего развития, группа дневного пребывания, специализированные занятия для подготовки к детскому саду.

В целом, большинство детей готовы к саду в возрасте Однако все же имеет смысл показать ребенка психологу, чтобы получить индивидуальные рекомендации.

Консультация для педагогов “Готов ли ребенок к школе”

Готов ли ребенок к школе.

(Консультация для воспитателей)

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе – одна из главных задач воспитателей. Однако объем знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы.

Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки в школе» в развивающих центрах, домах культуры и т.п., а так же наличие свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступают в школу так сказать, «интеллектуально подготовленными».

Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс, а вот уже в школе начинаются проблемы.

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, то есть собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители.

Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти.

Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижение определенного уровня физической зрелости.

Однако, в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, успеха достичь невозможно.

В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение.

Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте.

Таким детям не просто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью.

Что же нужно сделать? Воспитатель уже в старшей и подготовительной к школе группе в форме игры «Угадайте, что такое особенное делают только в школе?» или в доверительной беседе объясняет детям, зачем ходят в школу.

Родители также должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В уголке для родителей разместить буклеты о школе, сценарий игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами), картинки из школьной жизни для обсуждения.

В книжном уголке в группе разложить книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей: «Почему звездочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Все это вы узнаете в школе»

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.

Однако, одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность. Воспитатель может провести простейшую проверку психологической готовности. Выяснить, умеет ли выпускник:

1 . Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут;

2. Правильно понимать с первого раза простейшие задания, например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

3 . Действовать точно по образцу (срисовать рисунок, не заменяя деталей не используя другие цвета);

4 .Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «круг-квадрат, круг-квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);

5 .Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать названия верх-низ, над – под, направо – налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: три клеточки вверх, три направо, одна вниз и т.д).

6 .Ориентироваться в понятиях: больше – меньше, раньше – позже, сначала – потом, одинаковое – разное;

Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками.

Социально – компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру

Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину(мне грустно, потому что все ушли, а я не люблю быть один). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать ленточку, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.

При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается.

Поглощенные своими переживаниями дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению.

Иногда ребенок может показаться глупым, не способным, особенно в стрессовой ситуации: на экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски. Нужно учить ребенка контролировать свои чувства и переживания. Родителям дать рекомендации как реагировать на аффективные вспышки ребенка – помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.

Независимо от уровня умственного,физического и эмоционального развития ребенка, важно поддержать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.

Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. – №12. С.48-53.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: