Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

Родительское собрание «Стрессовые ситуации. Как научить ребенка справляться со стрессом?»

Практическое занятие педагога-психолога

для родителей 9-х, 11-х классов с элементами тренинговых упражнений на тему:

«Стрессовые ситуации. Как научить ребенка справляться со стрессом?»

Цель: сохранение и укрепление психофизиологического здоровья родителей

Познакомить участников с понятиями «стресс» и «экзаменационный стресс», причинами экзаменационного стресса.

Познакомиться с симптомами экзаменационного стресса.

Познакомиться с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения.

Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Дать рекомендации родителям «Как поддержать ребенка при подготовке к экзаменам»

Оборудование: бумага, цветные карандаши, мягкая игрушка, ручки, проектор.

«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»

Настрой на работу.

Упражнение «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте ри­сунок, который будет соответствовать вашему настро­ению. Вы можете показать, что у вас сейчас “плохая погода” или “штормовое предупреждение”, а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

Мы живем в напряженное время. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс». Более подробно рассмотрим понятие «экзаменационный стресс», причины его возникновения. Поговорим о симптомах экзаменационного стресса.

Стресс – это физиологические реакции человека, которые возникают при ответах организма на экстремальные требования внешней среды.

Экзаменационный стресс – это сильное чувство беспокойства по поводу результатов предстоящих экзаменов и реакция организма на это переживание.

Главный фактор, провоцирующий экзаменационный стресс – это отрицательные переживания.

Причины экзаменационного стресса:

Интенсивная умственная деятельность

Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения

Нарушение режима сна и отдыха

Симптомы экзаменационного стресса.

Тошнота и диарея

Углубление и учащение дыхания

Перепады артериального давления

Чувство общего недомогания

Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете

Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)

Воображение отрицательных последствий неудачи на экзаменах

Снижение способности к концентрации внимания

Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзаменам

Избегать любых напоминаний об экзамене

Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период

Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах

Увеличение потребления кофеина и алкоголя

Ухудшение сна и аппетита

Упражнение. «Пакет». Психолог делает из бумаги пакет. Участники мысленно кладут в пакет самое «дорогое». Через некоторое время пакет сминается психологом резко и грубо (демонстрация разрушения). Беседа об ощущениях, чувствах участников упражнения.

Что такое стресс? (ответы участников)

ИТОГ: Это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование

Это приправа для жизни…

За время нашего занятия мы попытаемся скорректировать, частично восстановить, укрепить наше психофизиологическое здоровье.

Научимся использовать приемы саморегуляции, релаксации и другие способы снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»

У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.

У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Сейчас мы будем с вами рассматривать разные способы снятия стресса, а вы будете записывать на своем чемодане те способы, которые вас заинтересовали. В конце занятия у вас получиться антистрессовый чемоданчик, который поможет вам выходить из разных отрицательных ситуаций.

Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (каждый раз вызывается один из участников тренинга и показывается способ снятия стрессовой ситуации) Итак, если у вас имеются признаки стресса, рекомендуется:

Способы преодоления стресса

Самый простой способ – отдых и расслабление (прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или отсутствием абсолютно любой нагрузки). Выбор зависит только от индивидуальных особенностей человека.

Упражнение «Формула аутотренинга»

Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя. Желающие могут зачитать.

Правила составления формулы аутотренинга:

– Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.

– Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».

Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю нужное. Я сосредоточен».

Желающие могут прочитать составленные формулы

Упражнение «Формула самовнушения»

Вначале рекомендуется сделать пару глубоких вдохов, сосредоточившись на самом процессе дыхания. После нескольких глубоких вдохов надо проговаривать успокаивающие фразы, например: «спокоен и готов ко всему», исчезли все неприятные ощущения в голове; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе; я успешен.

Рекомендации: Использовать следующие формулы самовнушений:

– Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

– Я с хорошим результатом пройду все испытания.

– Я спокойный и выдержанный человек.

– Я смогу справиться с заданием.

– Я должен сделать то-то и то-то.

Совет. Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут т быть спокойным, уверенным и мобильным.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Нужно предложить родителям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.

Упражнение «Сосредоточение на предмете»

Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручка и т.д.) и положить его перед собой. В течение 4 минут удерживайте все свое внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

«Мозговой штурм» Предложите свой любимый способ выхода из стрессовой ситуации, который вы могли бы порекомендовать своим детям.

По желанию участники могут познакомить друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика».

Рекомендации для родителей

«Как поддержать ребенка при подготовке к экзаменам»

Собрать информацию о проведении экзамена, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для Вашего ребенка ситуацией неопределенности.

Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка.

Откажитесь от упреков, доверяя ребенку.

Если школьник хочет заниматься под музыку, не препятствуйте этому, договоритесь только, чтобы эта музыка была без слов.

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить, составьте план подготовки.

Вместе определите «жаворонок» или «сова» выпускник. Если «жаворонок» – основная подготовка к экзамену должна проходить в первую половину дня, если «сова» – то вечером.

Проведите репетицию экзамена. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Помогите правильно распределить время на выполнение заданий.

Организовать режим дня.

Во время подготовки ребенок должен регулярно делать короткие перерывы.

Обратите внимание на питание Вашего ребенка.

Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме Вас, не сможет заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых. Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Сегодня на занятии Вы собрали «Антистрессовый чемоданчик», его задача помочь Вам преодолеть стресс. Каждый из Вас теперь может помочь собрать «Антистрессовый чемоданчик» и своему ребенку.

У меня в руках чудесная мягкая игрушка. Она излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать её друг другу и делиться впечатлением о сегодняшнем занятии (что Вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания.

Хотелось бы завершить нашу встречу видеороликом «Письмо подростков родителям!»

Дети тоже могут накапливать стресс. И мы знаем 10 способов помочь им справиться с переживаниями

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сейчас, в начале учебного года, у наших детей резко меняется режим дня, возрастает нагрузка и заметно уменьшается количество свободного времени. И вот уже общительный и озорной ребенок превращается в выжатый «лимончик», у которого ни на что не хватает сил. В этот нелегкий период нам, взрослым, обязательно нужно помнить о разных способах борьбы с детским стрессом.

Мы в AdMe.ru решили разобраться в этом непростом вопросе и собрали для вас интересные способы борьбы с детским стрессом, которые далеко не сразу приходят в голову.

Дайте ребенку пространство для самовыражения

Представьте, что в вашем доме есть место, попадая в которое вы освобождаетесь от всех обязанностей и оказываетесь вольны делать только то, что хочется. Представьте, с какой радостью вы бы бежали туда после тяжелого рабочего дня.

А ребенок нуждается в таком месте даже больше, чем взрослый. И если вы уже купили малышу парту, за которой он будет делать уроки, не забудьте позаботиться и о месте, свободном от учебников и тетрадей, в котором ваше чадо сможет отдаться любимому делу: лепить, рисовать, играть, читать, танцевать, да хоть просто кривляться перед зеркалом — это его личное дело.

Научите ребенка стратегиям борьбы со стрессом

Многие родители видят, что у детей неприятности, но не все объясняют им, как справиться с этим. Так, например, мы часто наблюдаем, как нашим детям не дается какой-то предмет в школе и те переживают или их постоянно обижает кто-то в классе. Далеко не все дети легко отпускают такие ситуации.

Поэтому объясните ребенку, что не нужно стесняться просить о помощи, а нужно учиться выражать свое недовольство и давать отпор обидчикам. Вы можете привести вдохновляющий пример из своего детства или пойти вместе с ребенком и показать, что можно сделать в той или иной ситуации. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и знал, что с проблемой можно справиться.

Подготовьте ребенка к стрессовой ситуации

Это особенно актуально для первоклашки. Начните обсуждать с ним приближение учебного года заранее. Объясните, почему это событие так важно. Делайте покупки к 1 сентября вместе, чтобы ребенок сам себе что-нибудь выбрал. Это поможет малышу держать ситуацию под контролем.

Но не перестарайтесь. Потому что излишнее нагнетание может вызвать у ребенка еще больший стресс. Как же соблюсти нужный баланс? Лучший способ — это терпеливо отвечать на вопросы будущего школьника о грядущем событии и поощрять его интерес. Пусть он знает о переменах ровно столько, сколько хочет знать.

Обучите ребенка простым техникам расслабления

Это, конечно же, не панацея от стресса, но определенные приемы действительно могут сгладить всплески эмоций и помочь взглянуть трезво на ситуацию.

Например, вы можете показать ребенку технику трех глубоких вдохов, обучить считать в обратном порядке от 10 до 0, расслаблять и напрягать мышцы. А еще может помочь расслабиться танец. Или способ представить себя в любимом месте, вспомнить любимого человека. Это особенно важно в школе, где постоянно возникают конфликты, в которых дети порой, кажется, готовы поубивать друг друга.

Научите ребенка распознавать и выражать свои чувства

Ребенок должен знать, что он чувствует. Нам кажется, что это элементарно, однако 7-летнему школяру бывает непросто разложить на ингредиенты закипающий в нем эмоциональный коктейль. Именно родители должны научить ребенка распознавать и выражать свои чувства.

Как это лучше всего сделать? При любом удобном моменте просто разговаривайте о своих эмоциях с ребенком. Спросите его, что он чувствует в такой-то ситуации. Расскажите ему о том, что вы чувствуете. Даже сам разговор на эту тему способен помочь выпустить пар не только вашему ребенку, но и вам.

Проверьте, что ваш ребенок читает и смотрит

Нет, мы не просим вас проявлять излишнее геройство, ежедневно ограждая чадо от использования гаджетов. И, представьте, даже не говорим о том, что ребенку положено смотреть только старые добрые мультики без роботов, мутантов и зомби.

Но тем не менее просим не забывать, что в сети достаточно контента, который может пошатнуть стрессоустойчивость школьника. Проследите за тем, чтобы ваш малыш не смог зайти на сайт для взрослых. Не допустите распространения его личной информации, которое сделает ребенка уязвимым для злоумышленников и просто троллей.

И обратите внимание на то, что смотрите сами. Во всяком случае в то время, пока ребенок не спит.

Запишите ребенка на уроки музыки

Музыка сильно влияет на наши эмоции. Ученые доказали, что музыка способна быстро лечить от стрессов. Она помогает уменьшить кровяное давление, что, в свою очередь, помогает сократить стрессы, депрессии и тревогу. Кстати, это касается и взрослых.

А еще уроки музыки помогают в учебе. Во-первых, музыка улучшает память. При помощи любимых мелодий и ритмов ребенок может запоминать стихи или какие-либо правила грамматики. А еще в интернете есть много обучающих песен на разные темы. Во-вторых, музыка может помочь в изучении математики: ритмика, например, поможет изучить дроби.

Не смотреть телевизор перед сном

В наши дни недосып — это не только взрослая, но и детская проблема. К сожалению, в этом есть вина экранов, которые окружают нас и наших детей (телевизоры, планшеты, смартфоны). Поскольку у многих детей есть в спальне какой-нибудь гаджет, то их уже сложно убедить лечь спать в какое-то конкретное время. Они теперь сами себе хозяева.

Такой режим ведет к недосыпу, стрессам и раздражительности. А ведь для ребенка так важен правильный режим дня. Ведь у многих детей учебный день длится долго (как рабочий день у взрослых), поэтому им просто необходимо высыпаться. Вот почему ограничение доступа к гаджетам перед сном — это не банальная строгость, а реальная необходимость.

Использование антистрессовых приспособлений

Американский психолог Джанин Халлоран разработала несколько приспособлений, которые помогают детям бороться со стрессом. Первое приспособление — это антистрессовый чемоданчик, в котором хранятся просто приятные вещички: художественные принадлежности, конфеты, милые фотографии, мыльные пузыри. Все зависит от пристрастий вашего ребенка.

А еще можно положить туда ободряющие карточки. Это вторая разработка Джанин Халлоран. Эти карточки содержат список методов расслабления: сделать глубокий вдох, прогуляться, подумать о чем-то хорошем, и способов отвлечения: написать рассказ, разгадать кроссворд, приготовить блюдо.

Естественно, у каждого ребенка должен быть индивидуальный список. Для удобства его можно разбить на отдельные карточки.

Покажите, как вы умеете справляться со стрессами

Если сами родители могут успешно справляться со своими стрессами, то их дети будут стремиться к тому же. Поэтому главное — это самим сохранять спокойствие и выдержку. Ведь родители — это первые учителя ребенка.

А какими способами пользуетесь вы, чтобы помочь вашим детям справиться со стрессом?

“Игры и Игрушки” №4-2016

Насколько ваш ребёнок готов к стрессу?

Жизнь современного человека состоит из ежедневных проблем, неурядиц и стрессовых ситуаций. К сожалению, это неизбежно сказывается на здоровье и внешнем виде, а ещё на отношениях между близкими людьми. В первую очередь страдают дети. Кроме того, помимо родительского негатива, они и сами подвергаются стрессу на каждом этапе взросления и социальной адаптации. Конечно, оградить дитя от всех бед не получится, но вы всегда можете создать ту базу, которая станет «подушкой безопасности» в критических ситуациях.

Мы предлагаем пройти тест для объективной оценки: готов ли ваш ребёнок к разного рода стрессовым ситуациям? По эго результатам вы сможете скорректировать систему воспитания и моральную основу отношений в семье.

1. Есть ли у вашего ребёнка игрушка, которую он не выпускает из рук ни при каких обстоятельствах?

А) Да, есть и без неё он никогда не пойдёт спать.
Б) Нет, ребёнок не привязан ни к одной игрушке настолько сильно.

2. Как ваш малыш реагирует на присутствие незнакомых людей?

А) Он насторожен и замкнут, не общается даже на самые излюбленные темы.
Б) Абсолютно свободно, ему нравится общаться с новыми людьми.

3. Какова реакция вашего ребёнка на любые медицинские процедуры и лекарственные препараты?

А) Патологически не выносит лекарств, а «прививочный кабинет» вселяет панику и ужас.
Б) Как и любой человек, он неохотно пьёт микстуры, но он понимает всю необходимость лечения, поэтому воспринимает как должное.

4. Как часто рацион вашего дорогого крохи пополняется новыми блюдами?

А) К сожалению, не часто, по причине его нежелания пробовать новое, даже если «вкусно пахнет».
Б) Он с удовольствием пробует новые кулинарные изыски домашней кухни, а потом уже решает, нравится ему и будет ли он кушать ещё.

5. Ваш ребёнок очередной раз провинился, а вы, как водится, наказали его за проступок. Какова обычная реакция на ваши нарекания?

А) Можно сказать, что его реакция – вся гамма негативных чувств: от злости до сильнейшей обиды.
Б) Конечно же, ему не нравится, когда его ругают, но реакция вполне адекватная – спустя какое-то время он всё равно понимает, что не прав и пытается извиняться.

6. В детском магазине ребёнок попросил игрушку, которая не вписывается в ваши расходы. Какова его реакция на отказ в покупке?

А) Дикая истерика на глазах у всех, собственно, это частый исход совместных походов по магазинам.
Б) Мне всегда удаётся его уговорить, а может даже и объяснить, почему я не могу осуществить такую покупку.

7. Ваш ребёнок оказался невольным свидетелем ссоры между вами и супругом. Как это отразится на его настроении и отношениях в семье?

А) Мой ребёнок довольно впечатлительный, поэтому семейный конфликт сильно ранит его чувства и вводит в состояние тревоги.
Б) Он, словно взрослый, пытается нас помирить и, кажется, в подобных ситуациях он наиболее объективен и рассудителен.

8. Как реагирует ваш ребёнок на провоцирующие действия со стороны сверстников?

А) Бурно и эмоционально, при этом рассказывать о конфликте не станет, а просто замкнётся в себе.
Б) По-разному, в зависимости от ситуации, но забывает быстро, а часто конфликт как бы «проходит» мимо него.

9. Ваш малыш пошёл в сад. Как долго продолжалась адаптация к новому месту и новым лицам?

А) Мне показалось, что целую вечность. Каждое утро превращалось в спектакль одного актёра с криками и истериками, да и в детском саду друзей он так и не завёл.
Б) Месяц, а может и меньше. Было приятно наблюдать, как он играет с детьми и общается с воспитателем.

10. Как часто вы расставались со своим крохой, и как он переживал подобные моменты?

А). На самом деле, довольно редко, ведь даже самые близкие родственники в лице бабушек и дедушек не давали ему чувство защищённости и надёжности, как я. Это большая проблема, ведь и мне нужно свободное время.
Б). В первое время малыш переживал, а теперь с радостью ходит в гости. Я считаю, что поменять обстановку и лица порой очень даже полезно.

Большинство вариантов А

В силу обстоятельств или характера, ваш малыш очень уязвим к стрессовым ситуациям. Возможно, это говорит о его ранимой и излишне впечатлительной натуре, а может быть, ваше воспитание и тактика ограничения всяческого воздействий извне дали столь печальные плоды. В любом случае, задумайтесь на минуточку и ответьте себе честно на вопрос: ваш ребёнок сможет комфортно жить без вас? Научится ли он «ладить» со всем миром и справится ли со сложностями и испытаниями, которые уготованы ему судьбой? Нет? Поэтому, только вы, как главный учитель в его жизни, можете научить правильно реагировать на всё новое и непривычное, не бояться и с честью смотреть в будущее. Ведь, только уверенный и смелый человек способен под гнётом обстоятельств найти своё место «под солнцем»!

Большинство вариантов Б

Просто замечательно: ваш малыш удивляет всех своей рассудительностью и эмоциональной устойчивостью. Возможно, подобным навыкам может позавидовать даже взрослый человек. Однако не забывайте, что он всё же ребёнок и для него, порой, просто необходим «выход» эмоций и даже слёз. Предложите ему своё плечо и поддержку, расскажите, что он не один и может на вас рассчитывать. Только благодаря взаимопониманию и гармонии в семье можно вырастить морально здорового человека с благородной душой!

Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

Казалось бы, ну какой стресс может быть у ребенка, он же не взрослый. Ему, как взрослым, не приходится сидеть в пробке часами, отчитываться перед начальством, спорить в магазине с продавцами. А ведь, признайте, ребенок, не смотря на то, что он еще маленький, ведет свою общественную жизнь, тоже сталкивается с интересами других людей, что порой создает напряженные ситуации.

Для чего вообще нужен стресс. По мнению психологов, испытывая стресс, человек начинает быстрее приспосабливаться к окружающей ситуации, находит верное решение. Тем самым у них улучшается концентрация внимания, появляется настрой для преодоления стрессовой ситуации и достижения цели. Однако, бывают такие ситуации, стрессовый порог которых превышает возможности человеческого организма справиться с ним. У маленьких детей, которые еще не сталкивались с серьезными проблемами, даже самая пустяковая ситуация может вызвать стресс, например, проблемы в школе или детском садике, и даже дома.

Отношения родителей и детей строятся на следующих принципах. Родители должны предоставлять своим детям ту степень свободы, к которой малыши внутренне готовы, но и не должны забывать об их обязанностях. Так дети научаться тратить свое время правильно.

Дети часто испытывают стресс, если чувствуют, что не могут должным образом контролировать ситуацию. В данном случае родителям лучше подключать детей к процессу принятия решения по определенным вопросам.

Любой ребенок, даже тот, который всегда окружен позитивной обстановкой, должен показывать свои отрицательные эмоции. Благодаря таким выплескам, он как бы переживает этот стресс, меняет отношение к ситуации.

В конкретный момент жизни перед ребенком стоит задача совершить какой-либо значительный поступок, например, сдать экзамен, выступить перед публикой. Тот факт, что этого не избежать, может зародить в ребенке неуверенность. Если родители это допустят, они обрекут своего ребенка на постоянное сравнение с другими детьми. Надо предоставлять ребенку свободное время, чтобы он занимался тем, что хочет, мог найти себя, выразить себя.

Ребенка надо научить расслабляться. Это защитит его от стресса. Многие специалисты рекомендуют научить своего ребенка правильно дышать, тем самым, как бы медитировать.

Еще очень важно проводить ребенку время с родителями, просто играя, общаясь, без каких-либо условий, чтобы не затрагивались темы достижений, побед. Ребенка надо любить безоговорочно, и он должен это понимать.

Но ребенок не все свое время проводить с родителями. Наступает момент, когда ему пора идти в детский сад. К детскому саду ребенок должен привыкнуть. Адаптация протекает по-разному, у кого-то легко и быстро, а у кого-то тяжело. Те дети, которые тяжело привыкают к детскому саду, могут, в конце концов, сорваться, заболеть. Он начинает по любому поводу закатывать истерики, капризничать, отказывается делать самостоятельно определенные вещи. Все это происходит из-за страха, который испытывает ребенок, ведь в детском саду для него все новое. Иногда дети бояться, что родители их забудут, не придут их забрать. Самое главное в этом случае, чтобы ребенок наладил контакты со своими сверстниками, тогда все будет хорошо.

Если адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, то в дальнейшем малыш будет легко адаптироваться к новой ситуации, не будет теряться в определенной ситуации.

Также всем известно такое понятие, как “кризис трехлетнего возраста” у ребенка. В этом возрасте у малыша проявляются личностные качества, он становится личностью и хочет, чтобы другие видели в нем эту личность. В этом возрасте ребенок остро реагирует на различные обстоятельства, находится в сильном напряжении. В этот момент ему крайне необходима поддержка родителей, но это не означает, что его надо ставить в жесткие условия, но и создавать тепличные условия тоже не стоит. Психологи также не советуют обсуждать при ребенке проблемы, связанные с ним, высказывать свои страхи.

Все дети обязательно идут в школу. Это для ребенка большой стресс, так как меняется компания, образ жизни, распорядок дня. Она в таких случаях переживания ребенка не так глубоки, в возрасте ребенка начальных классов у них возникает особенность поступать так, как все. И все они хотят заслужить внимание учителя, который становится для них авторитетом.

Стресс в школе испытывают школьники старшего возраста. Большие объемы информации, обязательные порядки поведения, необходимость постоянно налаживать контакты – все это приводит к плохому самочувствию ребенка. Прибавьте сюда строгий режим дня, эмоциональную перегрузку. Ребенок становится утомляемым, вялым, беспокойным, сонливым, плаксивым, у него снижается аппетит. В данном случае ребенку необходимо развеяться, окунутся в привычную атмосферу. Активно проводить выходные, заняться любимым делом в каком-либо кружке.

Родителям же необходимо разговаривать с ребенком о школьных делах, проводить детальные беседы, не шантажировать его на предмет его успеваемости в школе, не связывать ее с поощрениями.

В школьном возрасте за детьми необходимо наблюдать. Отсутствие интереса к проблемам в школе ребенка может привести к тому, что родители могут утратить свой авторитет. Старайтесь не нарушать приятную атмосферу дома, ведь спокойствие дома для ребенка поможет ему решать все свои проблемы вне дома эффективно.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?

    Помощь детям в переживании острых стрессовых ситуаций

    Сейчас, когда так много говорится о переживании взрослыми трагедий, связанных с террористическими актами, мы практически не обращаем внимания на то как эта ситуация переживается детьми. Меня спрашивают: «А что может понять дошкольник, когда ему и слово “теракт” произнести сложно?». Да, маленькому ребёнку трудно понять особенности взрослой жизни, но дети очень хорошо чувствуют и эмоционально переживают случившееся. Поэтому я бы хотела рассказать об особенностях переживания стресса детьми и о помощи детям при столкновениях с негативными и порой непонятными явлениями взрослой жизни.

    Ребёнок до определённого возраста очень связан с семьёй. Именно старшие её члены отвечают за функцию защиты и заботы о младших. Поэтому состояние взрослых близких людей играет большую роль в переживании стресса от происходящего события детьми. В переживании острого стресса есть свои особенности. Стресс влияет не только на непосредственных участников события, но и на оказывающих помощь, тех, кто оказался рядом и даже на тех, кто смотрит на это с экранов телевизоров, телефонов и мониторов компьютеров. Взрослые, эмоционально переживающие событие, часто могут не заметить находящихся рядом и не менее переживающих детей. Просто нередко дети по-своему переживают случившееся.

    Их реакции могут выглядеть даже парадоксально. Приведу пример: пятилетний мальчик стал вместе с бабушкой свидетелем пожара, первые дни он был очень замкнутым и напряжённым, принюхивался к запахам. Бабушка потом рассказывала, как она долго причитала по поводу увиденного. Ребёнок скорее переживает не столько за происходящее, сколько за своих маму, папу или бабушку которым сложно справиться с эмоциями. В этот момент он ощущает себя покинутым, оставленным со своими чувствами страха, тревоги и растерянности. Важно понять, что задача родителей: не корить себя, что не смогли предотвратить страшное событие, а поддержать и научить ребёнка проживать то с чем столкнула его жизнь и помочь справляться. Детям важно знать, что о них будут заботиться, и что семья останется вместе.

    Нам порой сложно предположить, как может отразиться то или иное событие на психическом состоянии ребёнка.

    Признаки переживания стресса детьми, на которые необходимо обратить внимание:

    • Острая негативная, ранее не проявляемая реакция (горький плач) на отсутствие родителя (ранний возраст, дошкольники, младшие школьники);
    • Замкнутость или, наоборот, возбудимость, расторможенность;
    • У дошкольников и детей раннего возраста может появиться энурез, частые позывы в туалет, сосание пальцев;
    • Утрата аппетита, нарушение сна;
    • Эмоциональные проявления: капризы, нытье, плаксивость;
    • Появление новых страхов;
    • У старших дошкольников и младших школьников – расспрашивание о случившемся событии, рассказывание своих версий случившегося, внезапные вопросы о происшедшем событии;
    • Повышение тревожности, вздрагивания, пугливость.

    Переживание острого стресса усиливает:

    • «Высылка» из дома, отрыв от семьи в ситуации общего переживания, изоляция от родителей;
    • Игнорирование переживаний ребенка, неуважение к его чувствам, отрицание права на печаль и грусть.

    Пути помощи ребёнку:

    • Важно знать, что ребенок справляется со стрессом в зависимости от того, как переживают событие его семья и ближайшее окружение. А также в зависимости от предыдущего жизненного опыта, состояния здоровья и некоторых других факторов;
    • Если ребенок «застрял» в переживаниях, возможно, кто-то близкий не может справиться со своим эмоциональным состоянием. Соответственно, необходимо оказать профессиональную помощь этому члену семьи;
    • Для ребёнка важно, чтобы в сложной ситуации был взрослый, способный позаботиться о нём, стать для него эмоционально близким и надёжным человеком;
    • Важно, чтобы у ребенка была возможность получить поддержку и разделить свои чувства с другими людьми таким образом получить социальную поддержку в детском саду, школе, социальном центре;
    • В сложной ситуации ребёнку можно прочитать книгу Теда О Нила «Когда случается плохое», она вышла в 2012 году. Автор простым языком рассказывает о том, что заставляет нас переживать плохие новости – природные катаклизмы, аварии, болезни родственников, друзей и находить конструктивные способы справляться с бедой.

    Если ваши действия по оказанию помощи ребёнку не приносят положительных результатов, обратитесь за помощью к специалисту – детскому психологу или психотерапевту.

    Семья – эмоциональная гавань ребёнка и пусть в этой гавани будет уютно и найдётся поддержка для каждого!

    ТЕСТ готов ли ваш ребенок к отлучению?

    Грудное вскармливание – это просто еще один этап в жизни вашего ребенка и тот этап пролетит также быстро, как дети вырастают из пеленок и ползунков. И абсолютно для каждого крохи это время обязательно приходит само, даже если малыша к отлучению не подталкивать.

    Но если Вы по каким-то причинам все же решаете закончить кормить ребенка грудью раньше физиологических сроков, этот тест поможет Вам еще раз взвесить все «за» и «против». С его помощью Вы сможете оценить, готов ли Ваш малыш к отлучению или нет. Отвечать нужно да или нет.

    1.Ребенок не прикладывается к груди чтобы уснуть в дневной или ночной сон.

    2.Ночью ребенок все еще сосет несколько раз.

    3.Малыш не прикладывается при пробуждении от дневного сна.

    4.Днем малыш запивает из маминой груди свои завтраки, обеды или ужины.

    5.Сокращение дневных прикладываний ребенка по сравнению с более ранним возрастом

    6.Ребенок прикладывается к груди, когда ему нужно утешиться по какому-либо поводу (больно, страшно, устал).

    7.При пробуждении с утра малыша чаще можно отвлечь от сосания. груди

    8.Малыш может попросить грудь, если захочет попить.

    9.Если малыш днем просит грудь, но мама взамен отвлекает его чем-то, то ребенок долго не вспоминает о груди.

    10.Малыш просит грудь, когда мама возвращается после долгого отсутствия

    11.Ночью ребенок прикладывается очень редко или не прикладывается вообще.

    12.Ребенок частенько прикладывается в груди, когда ему становится скучно и нечем заняться или когда мама принимает садится неподвижно, например, разговаривает по телефону или сидит в интернете

    13 На дневной сон малыш вполне может уснуть с другим родным человеком — с папой или бабушкой.

    14.Если у ребенка появляется потребность приложится, то его бывает сложно отвлечь от этого.

    15.Ребенок очень редко нуждается в утешении у груди

    16.Если на ночь в отсутствие мамы кроху попробует уложить спать другой родной человек, малыш вряд ли сумеет уснуть.

    17.В течение суток у малыша осталось всего 1-3 прикладывания к груди.

    Подсчет результатов.

    Плюсуем по 1 баллу за каждый ответ НЕТ на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17.

    Плюсуем по 1 баллу за каждый ответ ДА на вопросы: 2, 6, 8, 12, 14, 16.

    Плюсуем по 2 балла за каждый ответ ДА на вопросы: 4, 10.

    Вашему малышу больше 2-2,5 лет и на вопрос №17 теста Вы ответили «Да», значит Вам с ним осталось сделать самый последний, завершающий шаг к расставанию с грудью

    А сделать его сегодня или некоторое время спустя – решать вам двоим. Вы оба – большие молодцы. А Вашему малышу очень повезло с мамой!

    0-6 баллов:

    Вполне возможно, что Ваш малыш уже почти готов к завершению грудного вскармливания.

    Однако если теперь ребеночек начнет вдруг посасывать свой пальчик, нижнюю губу или что-нибудь еще, не игнорируйте это. Значит с отлучением Вы немного торопитесь. И если не отнестись с пониманием к потребностям Вашего маленького, это может серьезно отразиться на его нервах в будущем.

    Помните, что процедура отлучения с самого начала и до самого конца должна проходить плавно и постепенно, главный принцип — «шаг вперед – два назад». И если через неделю результаты данного теста окажутся немного другими – не удивляйтесь, это вполне нормально. Просто наберитесь немного терпения.

    В конце концов, волнуясь в день своей свадьбы или принимая присягу в армии, ваше чадо 100% не полезет к Вам за пазуху)).

    7-12 баллов:

    Заметили, что в ваших взаимоотношениях с малышом уже что-то изменилось? Не стоит торопить время. На этом этапе заменить малышу мамино молочко еще невозможно ничем. А что говорить о минутах блаженства, проведенных крохой у мамы под грудью!

    Да и самой маме гораздо легче успокоить расплакавшегося малыша, приложив его к груди, чем пытаться объяснить ему, что разбитая коленка скоро заживет, а молочка у мамы все-равно уже нет (в такие минуты малыши не желают понимать ни того, ни другого).

    13-19 баллов:

    Если по результатам теста Вы набрали данное кол-во баллов, значит ваш малыш к отлучению пока еще не готов.

    Если Вы продолжите кормить грудью Вашего кроху, самой лучшей наградой для Вас через годик-второй станет желание малыша посидеть в обнимку не с плюшевым медвежонком, а со своей любимой мамочкой и разделить с ней свои горести и обиды.

    Если все же Вы решили пройти данный тест не интереса ради, а в надежде получить готовый ответ, готовое решение, значит Вы и сами понимаете, что время отлучения еще не пришло, потому и колеблетесьв принятии окончательного решения.

    Поверьте, однажды утром Вы проснетесь и точно будете знать, что вот теперь – можно. И тогда ни один тест Вам просто не понадобится.

    пысы. кстати, я тут кипишую по поводу отлучения, а по тесту набрала аж 16 баллов… мы еще не готовы, будем ждать))

    Как помочь ребенку в стрессовой ситуации

    Современная жизнь, к сожалению, наполнена огромным количеством стрессовых ситуаций.

    Причем подвержены постоянным стрессам даже дети. А в столь юном возрасте они могут значительно пошатнуть еще не окрепшую психику.

    Задача родителей следить за состоянием ребенка, научить его расслабляться и уметь распознавать первые признаки начинающегося стресса, что бы помочь ему.

    Первые признаки стресса

    1. Изменение поведения. Внезапное изменение поведения или привычек вашего ребенка может свидетельствовать о какой-либо стрессовой ситуации в его жизни. Причем изменения могут быть в любую сторону. Ребенок может стать как более агрессивным и раздражительным, так и наоборот тихим и замкнутым. Часто дети не знают, как бороться со стрессом и замыкаются в себе, становятся менее общительными и эмоциональными. Обращайте внимание на любые изменения поведения, они могут быть первым сигналом серьезных проблем.
    2. Физические проявления стресса. Стресс может проявлять себя и физически. У ребенка могут участиться головные боли, появиться боли в животе не имеющие причины.
    3. Нарушения сна. Различные нарушения сна, так же свидетельствуют о наличии проблем у ребенка. Причем проблемы могут быть разными в зависимости от характера вашего чада. Стресс может проявиться как бессонницей, так и наоборот необычно длинным сном. Ребенок может начать рано ложиться или поздно вставать, при этом чаще всего отдохнувшим он все равно не выглядит. Частые ночные кошмары еще один признак проблем в эмоциональной сфере.

    Что делать, если у вашего ребенка стресс

    1. Поговорить с ним. В первую очередь обязательно поговорите с ребенком. Постарайтесь выяснить причину стресса. Во время разговора вы должны дать понять ребенку, что он может вам доверять, избегайте агрессии и официального тона. Важно, даже в том случае, если стресс вызван ситуацией, которая вам не нравится, не ругать ребенка, а показать ему что вы на его стороне, понимаете его, и готовы ему помочь.
    2. По возможности поспособствовать решению. Если ситуация из-за которой у ребенка возник стресс может быть как-то решена или урегулирована с вашей помощью, то обязательно помогите ребенку решить проблему. Но не стоит помогать ему против воли, если ребенок считает, что вмешиваться вам не нужно, то все же лучше послушать его, чтобы не усугублять ситуацию и его состояние. Но при этом вы всегда можете помочь советом и поддержкой.
    3. Научить ребенка расслабляться. Во время стрессовых ситуаций очень важно научиться расслабляться. Это не только помогает решить проблему, но и позволит избавиться от негативного воздействия стресса на здоровье.
    4. Обратиться к специалисту. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля и ваш ребенок не может самостоятельно справиться с проблемой, а ваша помощь не приносит результата, то лучше всего будет обратиться к грамотному специалисту, который вам поможет. Причем не обязательно вести к психологу самого ребенка, вы можете сходить к нему сами и получить консультацию и советы относительно вашей ситуации. Не стоит этого бояться, вопросы родителей психологу заданные вовремя, помогут снизить последствия стресса.

    Консультация для педагогов “Готов ли ребенок к школе”

    Готов ли ребенок к школе.

    (Консультация для воспитателей)

    Подготовить старших дошкольников к обучению в школе – одна из главных задач воспитателей. Однако объем знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы.

    Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки в школе» в развивающих центрах, домах культуры и т.п., а так же наличие свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступают в школу так сказать, «интеллектуально подготовленными».

    Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс, а вот уже в школе начинаются проблемы.

    Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, то есть собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители.

    Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти.

    Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижение определенного уровня физической зрелости.

    Однако, в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, успеха достичь невозможно.

    В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение.

    Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте.

    Таким детям не просто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью.

    Что же нужно сделать? Воспитатель уже в старшей и подготовительной к школе группе в форме игры «Угадайте, что такое особенное делают только в школе?» или в доверительной беседе объясняет детям, зачем ходят в школу.

    Родители также должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В уголке для родителей разместить буклеты о школе, сценарий игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами), картинки из школьной жизни для обсуждения.

    В книжном уголке в группе разложить книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей: «Почему звездочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Все это вы узнаете в школе»

    Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.

    Однако, одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность. Воспитатель может провести простейшую проверку психологической готовности. Выяснить, умеет ли выпускник:

    1 . Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут;

    2. Правильно понимать с первого раза простейшие задания, например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

    3 . Действовать точно по образцу (срисовать рисунок, не заменяя деталей не используя другие цвета);

    4 .Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «круг-квадрат, круг-квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);

    5 .Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать названия верх-низ, над – под, направо – налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: три клеточки вверх, три направо, одна вниз и т.д).

    6 .Ориентироваться в понятиях: больше – меньше, раньше – позже, сначала – потом, одинаковое – разное;

    Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками.

    Социально – компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру

    Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину(мне грустно, потому что все ушли, а я не люблю быть один). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать ленточку, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.

    При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается.

    Поглощенные своими переживаниями дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению.

    Иногда ребенок может показаться глупым, не способным, особенно в стрессовой ситуации: на экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски. Нужно учить ребенка контролировать свои чувства и переживания. Родителям дать рекомендации как реагировать на аффективные вспышки ребенка – помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.

    Независимо от уровня умственного,физического и эмоционального развития ребенка, важно поддержать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт.

    Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

    Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

    Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.

    Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.

    Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. – №12. С.48-53.

    Публикации

    Стрессы не щадят ни взрослых, ни детей

Вряд ли станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы. А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.

Стресс — это не всегда плохо

Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрес­согенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.

Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.

Причины стресса у детей

Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому. С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи. И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами.

Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания. Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.

Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями.

У детей дошкольного возраста психологические сбои могут произойти изменений в режиме дня; поступления в детский сад и необходимости соблюдать дисциплину; появления нового ребенка в семье; выхода матери на работу; гибели домашнего питомца.

Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.

Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают неприятия их определенной группой сверстников.

Как распознать стресс у ребенка?

К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не счи­тает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.

Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.

Как помочь ребенку в стрессовой ситуации?

Заподозрив, что ваш ребенок находится в стрессовой ситуации, лучше всего, конечно, обратиться к психологу. При этом нужно быть готовым к ряду индивидуальных консультаций, подключению ребенка к групповой работе со сверстниками. Но не исключено, что вы и сами сможете справиться с ситуацией. Для этого пообщайтесь с ребенком, расспросите его о том, что происходит в школе, об отношениях с друзьями. Если вам удалось выяснить, в чем заключается проблема, постарайтесь вместе с малышом конструктивно ее разрешить: поговорите с классным руководителем, школьным психологом, наймите репетитора. Поддержите ребенка морально — пусть он почувствует себя любимым и защищенным. Проана­лизируйте, не предъявляете ли вы к нему завышенных требований, не перегружен ли он дополнительными занятиями, секциями и кружками. Не забывайте, что хорошие оценки не стоят потерянного здоровья.

Дошкольника очень важно научить и приучить рассказывать вам о своих страхах (например, «я боюсь оставаться один» или «я боюсь заходить в темную комнату»). При этом следует спокойно и уважительно относиться к этим рассказам, не высмеивать их, вместе искать пути преодоления.

Если ваш ребенок в подростковом возрасте и не склонен делиться своими проблемами, посоветуйте ему завести дневник. Пусть записывает все, что его беспокоит, обижает или раздражает; то, чего он стыдится. Тем самым будет сделан первый шаг к самоанализу, что поможет подростку научиться формулировать свои проблемы, анализировать их причины, а со временем решать их самостоятельно. Вместе с тем не оставляйте попыток вызвать подростка на разговор, находите темы, на которые вы с ним можете поболтать «просто так». В этом случае резко возрастают шансы, что ваш сын или дочь, «разговорившись», поделятся с вами своими переживаниями.

Так как стресс негативно влияет на физическое состояние ребенка, то крайне необходимы и очень эффективны методы борьбы с ним, направленные на укрепление нервной и иммунной систем. Проследите, чтобы ваш ребенок бывал на свежем воздухе, регулярно полноценно питался. Помогите ему установить здоровый режим дня, обратив особое внимание на достаточное количество часов, отведенных на сон. Запишите ребенка по его выбору в спортивную секцию, бассейн, кружок рисования. Или, напротив, откажитесь от дополнительных нагрузок, если ребенок им противится. Ограничьте количество времени, проводимого ребенком перед экраном телевизора или компьютера. Проследите, чтобы ребенок ежедневно получал свою порцию тишины. Ему необходимо как минимум два часа в день проводить в спокойной обстановке без лишних звуков. Научитесь сами и научите ребенка простеньким упражнениям для релаксации. Спокойно и уверенно реагируйте на все неприятности, «заразите» своего ребенка оптимизмом и умением радоваться жизни.

Автор: Анна Яценко, Мария Кириленко

Как определить, находится ли ребенок в стрессовой ситуации

Как определить, находится ли ребенок в стрессовой ситуации?

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь успехами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Как дела?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: