Хватательный рефлекс у новорожденных

Хватательный рефлекс у новорожденных

Основные особенности и этапы развития хватательного рефлекса у новорожденных

Содержание

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Начиная примерно с третьего месяца жизни хватательный рефлекс становится все более интенсивным. С каждым месяцем жизни успехи малыша становятся более значительными.

Этапы развития

Существует четыре основных этапа развития хватательного рефлекса у новорожденных:

  1. Ноль-два месяца.
  2. Три месяца.
  3. Четыре-восемь месяцев.
  4. Девять-двенадцать месяцев.

Первый этап

Хватательный рефлекс у новорожденных на первом этапе выражается очень просто. Как только родитель или доктор нажмет на ладонь малыша, он тут же сомкнет ее вокруг пальца взрослого. На данном этапе это движение является пока неосознанным.

В течение длительного времени руки ребенка будут сжаты в кулачки, но немногим позже малыш, стремясь исследовать новый мир, будет разжимать и сжимать их.

В некоторых случаях уже на этом этапе ребенок пытается схватить то, что находится в поле его зрения.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки. Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку. Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Третий этап

На этом этапе кроха научается самостоятельно и достаточно хорошо удерживать игрушки и предметы, привлекшие его внимание. Учитывая то, что, стремясь познать этот мир, он будет проявлять внимание к самым неожиданным деталям, целесообразно позаботиться о его безопасности.

Неплохо удерживать предметы ребенок научается на восьмом месяце жизни. Но на этом этапе ему еще не хватает некоторой ловкости.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

В этом возрасте ребенок не видит никакой принципиальной разницы между правой и левой руками. Определить кроху как правшу или левшу будет возможно только тогда, когда он перешагнет двухлетний рубеж.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Если рефлекс присутствует после того, как ребенку исполнилось четыре месяца, можно заподозрить наличие поражения НС.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет. Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые. Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

Для этого рекомендовано проделать следующие манипуляции:

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

Восстановительный процесс будет быстрым и успешным только в том случае, если лечение начнется своевременно.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.

РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

Рефлексы новорожденных

Рефлекс – (от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

Хватательный рефлекс у новорожденных

Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов. Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки. Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный.

Это один из самых древних рефлексов человека, возникающий сразу после рождения. Его считают физиологичным в возрасте первых трех-четырех месяцев, после чего на базе такого рефлекса формируется навык произвольно захватывать предметы.

Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.

О хватательном и некоторых других врожденных рефлексах смотрите в видео:

Стадии развития условного рефлекса

Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:

  • 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
  • 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
  • 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
  • 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.

Выявление проблем по хватательному рефлексу

  • Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
  • Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
  • Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует

Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.

Иногда на проявление хватательного рефлекса влияет пониженный тонус мышц малютки. Такая проблема решается курсами специального массажа.

Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.

Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.

Рефлексы новорожденных детей: как проявляются, сроки угасания

Ребенок рождается с определенным набором врожденных рефлексов. В прошлом, они позволяли малышу выжить, а сейчас, служат показателем нормального развития.

Неонатальные рефлексы новорожденных детей формируются во время внутриутробного развития, благодаря им новорожденный неосознанно выполняет необходимые для выживания действия, которые функционируют и постепенно угасают до шестого месяца жизни. Если они сохраняются дольше, это может указывать в лучшем случае на незрелую нервную систему, а в худшем — аномалии развития. Сохранение примитивных реакций дольше года приводит к нарушению модели поведения, доминирующей над сознанием.

Сосание и глотание

Новорожденный тренирует эти действия, еще находясь в уютном животике мамы, позже они помогают ему питаться и способствуют снятию стресса. Рефлекс сосания ослабевает ближе к трем годам, как правило, это совпадает с прекращением грудного вскармливания. В этом же возрасте, кроха самостоятельно отказывается от пустышки, возвращение к ней возможно при стрессовых ситуациях.

Рефлекс поиска

Если прикоснуться к щечке или уголку рта новорожденный повернет головку в сторону раздражителя и откроет ротик в поисках материнской груди. Реакция ослабевает после кормления, полностью исчезает после третьего месяца жизни. Сохранение поиска на более продолжительное время связано с осязательной гиперчувствительностью в области рта и незрелой нервной системой, что затрудняет развитие правильных движений для принятия твердой пищи.

Рефлекс Моро

Иногда еще называют рефлексом испуга или объятий, который развивается в третьем триместре беременности и может отсутствовать у детей рожденных раньше срока. Вероятно, это остаток первоначального побуждения схватить мать в момент опасности — активируется ответ борьбы и бега, высвобождая гормоны стресса. Другими словами, это автоматическое действие на громкий звук или внезапное движение рядом. Во время испуга малыш резко вскидывает ручки вверх, а на лице появляется выражение удивления или страха.

В норме он угасает после четвертого месяца жизни, более продолжительное функционирование говорит о повышенной чувствительности нервной системы. Сохраненная реакция препятствует контакту с окружающим миром или напротив, приобретаются черты излишней активности и склонности к доминированию.

Хватательная реакция

Если прикоснуться к ладони новорожденного, он сожмет пальчики в кулачки стараясь ухватиться за раздражитель, новорожденного можно поднять над поверхностью стола, когда он захватывает пальцы взрослого (рефлекс Робинсона). Неугасший после первого полугодия, он приводит к нарушению речи и несформированной мелкой моторике, причиной задержки врожденного действия может быть гиперчувствительность ладоней.

Асимметричный шейный тонический

Действует с 18 недели жизни плода и сохраняется до шестого месяца жизни. Когда новорожденный поворачивает голову, его ручки и ножки со стороны лица остаются прямыми, а со стороны затылка сгибаются. Это очень важный рефлекс, поскольку он тренирует мышцы плода и облегчает процесс прохождения по родовому каналу. Также он способствует гибкости тазобедренных суставов и плечевого пояса.

Новорожденный, у которого данный рефлекс не угасает, будет иметь проблемы с навыком ползания и ходьбы — малыш может использовать правую ногу и левую руку как доминирующие из-за чего во время ходьбы или прыжка он будет выполнять односторонние движения вместо чередующихся. Ярко выраженный асимметричный шейный тонический рефлекс может быть признаком ДЦП.

Рефлекс Галанта

Рефлексы новорожденных детей включают реакцию на прикосновение. Формируется она после 20-й недели беременности жизни, а исчезает между 3 и 9 месяцем. Когда кто-то прикасается к спинке малыша лежащего на животике, он выгибает спинку в сторону раздражителя. Рефлекс должен быть одинаковым с обеих сторон спины. Сохранение, отрицательно сказывается на походке, а также способствует развитию сколиоза.

Рефлекс походки

Новорожденный показывает первые шаги в вертикальном положении с поддержкой под ручки, однако этот навык не имеет ничего общего с настоящей ходьбой. Такая походка исчезает в течение нескольких месяцев после рождения. Если она остается после первого полугодия, это может быть следствием гипертонуса. Некоторые родители специально не дают рефлексу угаснуть, полагая, что это ускорит приближение первых самостоятельных шагов. Однако, эти действия приводят к проблемам с формированием естественных изгибов стопы и позвоночника.

Рефлекс Бабинского

Раздражение кожи на наружном крае подошвы вызывает автоматическое выпрямление и сгибание пальцев ног, у взрослых и детей старшего возраста рефлекс демонстрирует серьезные нарушения, но у детей раннего возраста он является естественным явлением. В норме он проявляется в 2-3 — недельном возрасте или позже и исчезает около года.

Рефлекс кляпа

Новорожденный выталкивает языком твердые предметы, защищая свои дыхательные пути. Рефлекс кляпа угасает к 5-6 месяцу. Более раннее угасание обусловлено прорезыванием зубов и активной познавательной функцией. Если он сохраняется дольше шести месяцев, ребенку будет сложно перейти на новый вид питания.

Защитные реакции

Некоторые рефлексы у новорожденных автоматические, они призваны защищать от угроз здоровью. Так, новорожденный повернет головку набок, когда его положат на животик, задержит дыхание, если направить струю воды на лицо и зажмурится, если на него подуть. Перечисленные реакции у детей с повреждением нервной системы могут отсутствовать.

Проверка рефлексов осуществляется еще в роддоме, если некоторые из них отсутствуют, выражены слабо или чрезмерно врач предполагает нарушение развития, у недоношенных детей выраженность врожденных реакций слабее, поэтому здесь диагноз ставит только специалист. Когда невролог после профилактического осмотра говорит, что новорожденный здоров, родители должны доверять ему или при возникших сомнениях проконсультироваться у другого специалиста.

Хватательный рефлекс у новорожденного: пределы и нормы отклонения

Этот автоматизм у ребенка является основой для осознанных хватательных движений в будущем. Заключается он в том, что если поместить палец или любой другой предмет в ручку малыша, то ребенок начинает сжимать его в кулачек.

Хватательный рефлекс у новорожденных в норме определяется до 2-3 месяцев.

Этапы развития

Чтобы хватательный рефлекс у ребенка стал осознанным, потребуется до года времени. Эта реакция должна пройти некоторые стадии, чтобы нормализоваться.

  • До 2 месяцев. Предметы, попадающие в ручку малыша, он будет зажимать. Делает малыш это пока неосознанно. Большую часть времени ручки ребенка пока сжаты, но вскоре это пройдет, он будет исследовать внешний мир и хватать предметы, находящиеся в свободном доступе.
  • 3 месяца. Кроха пока не понимает, чего хочет, но всегда оживляется при виде игрушек, пытается до них дотянуться. В 3 месяца можно начинать играть в игру «ку-ку», аккуратно накрывая личико младенца пеленкой. Потом он будет самостоятельно пытаться ее снять.
  • От 4 до 8 мес. Хорошо держит предметы, но маленькому все еще не хватает некой ловкости.

  • От 9 — 12 мес. Ручки вашего чада значительно окрепли, и он хватает предметы как правой, так и левой, удерживая их довольно крепко. Поэтому чтобы отобрать какой-то предмет, вам нужно будет приложить усилия. Для ребенка пока нет разницы правая это рука или левая. Правша он или левша будет известно только к 2 годам.

Что дальше? А дальше вам нужно запастись терпением. Малышу будет доставлять удовольствие бросать игрушки на пол, и даже когда вы их поднимите, он опять будет их бросать.

Как развивать хватательный рефлекс у новорожденных?

Для стимуляции хватательного рефлекса у ребенка, расположите цветную красивую игрушку вне пределах ее досягаемости. Малыш, приложив небольшие усилия, должен ее схватить.

Есть и другие способы развивать хватательный рефлекс у ребенка

Отклонения от нормы

Очень важно следить за данным автоматизмом, потому как его нарушение может нести в себе серьезные проблемы в развитии мозга и нервной системы.

Слабая реакция или ее частичное отсутствие

Есть случаи, когда хватательный рефлекс у новорожденных слабый. Не стоит сразу бить тревогу, если новорожденный не сжимает кулачки. Возможно, вашему чаду просто потребуется помощь взрослых и упражнения для развития:

  1. Когда ребенок спит просто вложите свой палец в его ладошку, младенец будет произвольно его сжимать. После данного эксперимента переместите палец в другую руку, если реакция будет выражаться слабее, тренируйте ослабленную.
  2. Придерживая большой пальчик младенца своим большим пальцем, своей рукой обхватите остальные и выполняйте круговые движения в левую и правую сторону, после отгибаете и сгибаете пальцы.
  3. Показывайте малышу яркую, красивую игрушку, которая бы его привлекала.
  4. Подвесьте игрушку над его головкой, это будет стимулировать кроху ее достать.
  5. Не забывайте и о психологическом климате, поддерживайте ребеночка в его стремлении схватить игрушку.

Как правило, в 2-3 месяца, ребенок уже уверенно хватает предметы. Если этого не происходит, возможно у вашей крохи гипер или гипотонус мышц, в таком случае нужна консультация специалиста и специальный массаж.

Реакция не угасает

На смену неосознанным рефлексам должны приходить более осознанные действия. Если хватательный автоматизм у ребенка не угасает после 4 – 5 месяцев, это может свидетельствовать о нарушении центральной нервной системы. Данный факт может стать поводом для беспокойства и обращению к специалистам.

Когда срочно нужен доктор?

У некоторых деток наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса. Если вы пытались вызвать его сами, но результат остается неизменным, следует как можно скорее обратиться к доктору.

Врач может посоветовать медикаментозное лечение или назначить специальные процедуры.

После своевременного и успешного лечения, малыш развивается, соответствуя всем нормам.

Если малыш в возрасте 9 месяцев так и не научился самостоятельно держать предметы, это также служит поводом для обращения к доктору.

Как только дитя научится держать предметы в руках, оно активно начинает исследовать внешний мир. Хватательный автоматизм трансформированный в осознанное действие, сигнализирует о том, что совсем скоро дитя начнет кушать самостоятельно. Следите за этим рефлексом и помогайте малышу в его развитии.

Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  2. Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Рефлекс «автоматической» походки , являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Обновлено:

Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, Поисковый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно — ротовой.

Читаем также:

Видео консультация: Рефлексы новорожденных

Целехович Ольга Петровна — врач высшей категории рассказывает какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулиро­вание, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.

Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания. Одна мама считает, что главное – выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть. Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.

Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном по­ложении), в которых их исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Поисковым рефлекс Куссмауля

При поглаживании в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается дотронуться языком до места раздражения.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.

Хоботковый рефлекс

Вызывается постукиванием пальцем или молоточком по верхней губе – в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры или губы складываются в виде хоботка.

В норме рефлекс угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого черепных нервов.

Сосательный рефлекс

Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то он совершает ритмичные сосательные движения.

После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраня­ется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечива­ющих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При по­ражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании на ладонь ребенок открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Хватательный рефлекс

При надавливании на ладони ребенка его пальцы рефлекторно сжимаются, обхватывая и удерживая палец исследующего.

Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.

Рефлекс Робинзона

Иногда ребенок удерживает пальцы исследователя так крепко, что его можно поднять кверху, – это рефлекс Робинзона.

Для него характерны те же закономерности, что и для хватательного.

Нижний хватательный рефлекс

Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы – в ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.

В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быст­рым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью. В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой не­дели жизни ребенка наблюдается только первая фаза. Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутс­твие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы – это подозрение на поражение вестибулярного нерва. Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение – у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появ­ление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности. Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезно­вение рефлекса – о параличе Эрба.

Рефлекс Бабинского

Вызывается раздражением наружного края подошвы в направлении от пятки к пальцам. В ответ происходят: выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение и сгибание остальных пальцев.

Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.

Рефлекс опоры

Состоит из 2 фаз:

фаза – если взять новорожденного ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах;

фаза – поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.

В норме рефлекс сохраняется до 1,5-2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.

Автоматическая походка, или шаговый рефлекс

При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Рефлекс автоматической ходьбы в норме исчезает к 2-м месяцам.

Снижение рефлекса отмечают у детей с поражением нервной системы, его отсутствие – у детей с поражением поясничного отдела спинного мозга.

Защитный рефлекс

Уложенный на живот новорожденный поворачивает го­лову в сторону и пытается ее приподнять.

В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удер­живать голову. У детей с поражением нервной системы за­щитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка на животе под влиянием этого рефлекса нарастает тонус в сгибателях – голова приводится к груди, в руках нарастает сгибательная установка и они также прижимаются к груди, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу, спина выгибается. Через 20-30 секунд эта поза сменяется плавательными движениями, переходя в рефлекс ползания.

Рефлекс ползания Бауэра

Если новорожденному, уложенному на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ног, ребенок рефлекторно выполняет движения ползания.

В норме рефлекс сохраня­ется до 3-4-х месяцев. Его сни­жение отмечают у детей, ро­дившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины параллельно позвоночни­ку новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах).

В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.

Рефлекс Переза

Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее. В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание. Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

Хватательный рефлекс: понятие, определение, норма и патология, выявление проблем, необходимое лечение и физпроцедуры

Хватательный рефлекс грудничка – это филогенетический древнейший механизм. Умение удерживать в ручках предметы первоначально ведет в мир игр, а потом малыш учится самостоятельно кушать. Хватательный рефлекс – врожденный. К годовалому возрасту данный рефлекс становится осознанным и превращается в координированное и осознанное действие. В данной статье предлагаем ознакомиться с этапами развития рефлекса, выявить причины слабого или отсутствующего рефлекса.

Первый этап

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденного? Как уже было написано выше, это врожденная реакция. С самого рождения и до года рефлекс трансформируется в осознанное действие, и всего имеется 4 этапа.

Первый этап длится от 0 до 2 месяцев и выявляется очень просто. Врач или родители при нажатии пальцем на ладошку малыша должны почувствовать, как его ладонь сильно сжимается вокруг пальца. И эта неосознанная реакция – хватательный рефлекс.

На протяжении длительного периода ладошки малыша сжаты в кулачки. Но со временем проснется любознательность, и ребенок начнет их разжимать и вновь сжимать.

Уже на первом этапе некоторые малыши стараются осознанно ухватить ручками все, что попадается в поле их зрения.

Второй этап развития

Данный этап развивается в трехмесячном возрасте ребенка. В это время малыш еще точно не знает, что ему нужно, но уже пытается играть с игрушками, дотянуться до предметов. В этот период развивается не только хватательный рефлекс, но и координация движений, органы зрения.

С трехмесячного возраста малыша родителям могут порекомендовать повесить над кроваткой малютки разноцветную игрушку так, чтобы он мог ручками до нее дотягиваться. Еще можно играть в закрывание лица, и малыш в скором времени начнет повторять эти движения.

Третий этап

Длится с четырех до восьми месяцев. На данном этапе малыш будет еще не очень ловко, но уже более уверенно удерживать в ручках небольшие предметы и игрушки. Стоит обратить внимание на то, что ребенок развивается, у него просыпается любознательность, и предметы, предоставляющие для него опасность, должны быть вне зоны досягаемости.

В восьмимесячном возрасте кроха должен более качественно и скоординировано держать предметы в руках.

Четвертый этап развития хватательного рефлекса

С девяти месяцев и до года ребенок будет довольно крепко удерживать предметы, цепкость станет сильнее, и родителям придется с усилием забирать из рук предметы, которые брать нельзя.

К году вопрос с хватательным рефлексом у ребенка должен быть почти решен. К своему первому дню рождения малыш должен уметь брать предметы как правой, так и левой рукой.

Развитие рефлекса

Без посторонней стимуляции в развитии рефлекса хватания могут возникнуть сложности. Родители должны помогать ребенку учиться брать и держать предметы.

Первое, что нужно сделать, – это вызвать интерес к предмету. Купите погремушки с тонкой ручкой, детскую яркую ложку. Давайте предметы не прямо в ручку, а с расстояния, чтобы малыш за ними тянулся, прилагал усилия.

На первом этапе разжимайте кулачки крохи, вкладывайте в ладонь свои пальцы.

С года нужно способствовать развитию мелкой моторики. Для этого в ручки ребенку нужно давать кусочки яблок, хлебную корочку, печенье, учить держать ложку и правильно ей орудовать. Под надзором разрешите покрутить в ручках пластилин, попробуйте вместе что-либо из него слепить. Развить хватательный рефлекс очень просто, но для этого нужно прилагать некоторые усилия, а не надеяться, что со временем малыш сам всему научится.

Если заметна вялость реакции, или она ослабленная, то стоит посоветоваться с педиатром.

Когда реакция слабая

Слабый хватательный рефлекс у малыша может быть заметен до двухмесячного возраста, и это нормально. Если же слабость длится намного дольше, то и это не повод бить тревогу. Возможно, крохе необходима посильная помощь со стороны взрослого человека.

Вызывайте интерес к предметам, круговыми движениями большого пальца делайте массаж ладошек ребенку.

Но все же стоит обратиться к педиатру с вопросом о слабом рефлексе. Врач выявит причины такового сбоя, назначит необходимые массажные курсы, физиотерапию или даже медикаментозную терапию.

Отсутствие рефлекса

Когда отсутствует хватательный рефлекс, паниковать не стоит, это не поможет малышу его развить. Причиной отсутствия рефлекса может быть вовсе не нарушение в нервной системе или прочие заболевания, а слабый мышечный тонус.

Помочь справиться с проблемой может несложный массаж, который легко сделать самим родителям, даже без профильного образования.

Массаж нужно скомбинировать с занятиями с ребенком. Привлекайте его интерес к предметам. Например, поможет игра во время еды в самолет. Ложку подносите ко рту малыша, а потом немного ее отодвигайте. Малыш начнет тянуться ручками за ложкой, будет ее хватать и тянуть в рот. Лечение не занимает много времени, и при правильном подходе уже в скором удастся избавиться от проблемы.

Занятия для развития рефлекса

При полном отсутствии хватательного рефлекса у новорожденного или при слабом нужно стараться его развить. Для того чтобы мышцы малыша стали работать, как надо, придется некоторое время заниматься с ребенком не только во время бодрствования, но и во время сна. Предлагаем рассмотреть несколько простых упражнений, которые помогут развить хватательный рефлекс.

  1. В то время, пока кроха спит, его кулачки будут сжаты слабо, именно сейчас нужно заняться развитием рефлекса. Вложите свой палец сначала в одну ладонь, ребенок начнет непроизвольно сжимать кулачок, удерживая в нем попавший предмет. Далее палец переместите в другую ручку и опять дождитесь хорошей ответной реакции. Такие манипуляции нужно проделывать каждый раз, когда малыш будет засыпать.
  2. Разогните большой пальчик малыша, придерживайте его своим большим пальцем, чтобы он не загибался обратно. Остальными обхватите другие пальчики ребенка, круговыми движениями разминайте в левую сторону. Далее каждый пальчик по очереди то сгибайте, то разгибайте.
  3. Разогните все пальчики малыша, при помощи большого пальца своей руки сделайте массаж круговыми движениями. Можно поиграть в “Сороку-ворону”, эта игра тоже хорошо помогает развить хватательный рефлекс.
  4. Подвесьте игрушки над кроваткой, все они должны быть в зоне досягаемости, но малыш должен проявить ловкость и силу, чтобы дотянуться до них и схватить.
  5. Играйте с малышом в погремушки, трясите их перед ребенком, он должен проявить интерес, пытаться взять яркую вещь самостоятельно. Не вкладывайте погремушки в ручки малыша, он должен их хватать.

Если к третьему месяцу жизни малыш еще не хватает игрушки, не старается их удержать, то это может быть свидетельством гипотонуса или гипертонуса мышц. Пускать его развитие на самотек нельзя, нужно обратиться к врачу.

Когда реакция не угасает

Как уже было написано ранее, врожденный рефлекс должен со временем трансформироваться в осознанные движения. Если по достижении малышом пятимесячного возраста автоматическая реакция не угасает, нужно срочно обращаться к специалисту, ведь это может свидетельствовать о нарушении в нервной системе и спинном мозге.

Время обратиться к педиатру

Случается, что у малышей совершенно отсутствует врожденный рефлекс хватания. Мы рассказали, какие нужно проводить мероприятия для его развития и про необходимость массажа. Если же процедуры не помогают, и хватательный рефлекс у ребенка так и не появляется, нужно незамедлительно обращаться к доктору.

Своевременное начало лечения – это половина успеха терапии. Врач назначит медикаментозное лечение, физиотерапию и массаж, которые помогут выработать рефлекс. После своевременно оказанной помощи ребенок начнет развиваться по нормам, он быстро догонит сверстников и к году самостоятельно научится удерживать предметы в своих маленьких ручках.

Если к девятимесячному возрасту кроха так и не научился удерживать самостоятельно предметы, брать их, то нужно проконсультироваться со специалистом. Скорее всего, потребуется массаж и прочие процедуры.

Если малышу нет и пяти месяцев, а он так и не начал хватать предметы, то это тоже недобрый знак. Норма такого развития – недоношенность, но после пяти месяцев кроха в развитии должен догнать сверстников.

Как только малыш начинает проявлять интерес к предметам, помогайте ему поддерживать такую любознательность. Если отбирать понравившуюся вещь (конечно, если она не опасна), то этот интерес к изучению мира может угаснуть. При первых попытках ухватить вещь, стимулируйте малыша, помогайте ему, вызывайте интерес.

Заключение

Отсутствие или слабость одного из рефлексов, в том числе и хватательного, не сигнализирует о наличии серьезных нарушений в развитии или заболеваниях. У малышей имеется множество рефлексов, и отсутствие или слабость нескольких из них – это повод для беспокойства. Если вас не тревожит хватательный рефлекс, то обратите внимание на работу остальных:

  1. Сосательный рефлекс – один из самых важных, без него ребенку сложно выжить. Если вложить в рот малышу соску, бутылочку или грудь, то малыш должен начать активно сосать.
  2. Поисковый рефлекс. Проверить нормальную работу этой реакции просто: нужно пальцем легонько дотронуться до щечки младенца. Нормальная реакция – это поворот головы малыша в сторону щечки, до которой дотронулись, и неважно, спит малыш или бодрствует.
  3. Защитная реакция. Положите ребенка на животик, он должен не упереться лицом, а развернуть головку с сторону, чтобы можно было спокойно дышать.
  4. Абдоминальный рефлекс. Просто легонько пощекочите животик крохи справа от пупочка, в ответ последует реакция – сжатие левой ножки и ручки.
  5. Рефлекс Галанта. Когда ребенок лежит на животике, пощекочите область поясницы, малыш должен будет приподнять таз и подогнуть ножку.
  6. Рефлекс ползания. Лежащий на животе ребенок должен пытаться ползти, подставьте под пятки руки, и малыш начнет активно отталкиваться.
  7. Прочие рефлексы: парения, тонический лабиринтный, сигнальный, подтягивания, опорности рук, автоматическая походка, туловищная выпрямительная реакция, перекрестного сгиба ножек.

Все эти рефлексы проверяют педиатры, и если обнаружится отсутствие каких-либо в совокупности с хватательным, врач назначит обследование.

Рефлексы новорожденных

17.02.2015 Новорожденные Рефлексы у новорожденного ребенка — это навыки без которых он просто не сможет нормально существовать и жить в дальнейшем. Конечно все думают, что сразу после рождения ребенок ничего не умеет, но на самом деле это не так. Некоторые из них очень важные, другие могут и не играть слишком большой роли, но благодаря им или их отсутствию можно понять насколько хорошо развитый ребенок. Кроме того, благодаря рефлексам можно понять есть ли у ребенка отклонения в развитии или нет. Некоторые рефлексы остаются у человека на всю жизнь. А другие начинают постепенно исчезать через некоторое время после рождения.

Из-за того, что кора головного мозга еще не так хорошо развита, как у взрослого человека, то у новорожденного есть определенные автоматические рефлексы. Их контролируют более простые отделы спинного и головного мозга. Если ребенок полностью здоровый, то после рождения он должен иметь стандартный набор рефлексов. Которые потом исчезнут примерно к 3-4 месяцу жизни. Если рефлексы у ребенка отсутствуют или же исчезают раньше положенного времени, то тогда речь идет о патологии, которую нужно немедленно лечить.

К основным рефлексам новорожденного ребенка можно отнести: поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой и сосательный.

Поисковый рефлекс или рефлекс Куссмауля

Данный рефлекс относится к категории сосательных рефлексов и полностью исчезает уже к концу четвертого месяца жизни ребенка. Сам рефлекс заключается в том, что когда погладить уголок рта ребенка пальцем, то он автоматически повернет голову в сторону вашего пальца и откроет рот. Также на сегодняшний день различают несколько подвидов данного рефлекса. Если надавить ребенку на середину нижней губы, то он начинает наклонять голову и при этом опускает нижнюю губу и может даже открыть рот. В случае если рефлекс не исчезает к трем месяцам, то необходимо проконсультироваться у врача на наличие патологии. Стоит отметить, что прикасаться при этом нужно крайне легко, чтобы не причинить ребенку боли, ведь в противном случае он отвернется и заплачет.

Хоботковый рефлекс новорожденного

Данный рефлекс относится к оральным. Исчезает примерно к трем месяцам жизни. Вызвать его можно очень просто: достаточно прикоснуться к верхней губе малыша и он начнет вытягивать рот в виде «хоботка». В данном случае также необходима консультация врача для исключения патологии, если рефлекс не исчез до трех месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Также относится к оральным рефлексам. Вызывается он путем надавливания пальцем на ладонь ребенка. В результате этого малыш будет открывать рот и пытаться двигать головой вперед. Когда ребенок голоден — этот рефлекс особенно хорошо выраженный. Нормальным принято считать исчезновение рефлекса к 2-3 месяцам жизни крохи. Если у ребенка нет ладонно-ротового рефлекса, то это может говорить о наличии проблем с нервной системой. Такие же выводы можно сделать и при сохранении рефлекса в более старшем возрасте. По наличию отклонений от норм можно сделать предварительные выводы о проблемах с шейным отделом позвоночника, которые могли возникнуть непосредственно во время родов.

Сосательный рефлекс новорожденного

Данный рефлекс есть основным и очень хорошо выраженный у всех, полностью здоровых, новорожденных детей. Кроме того, сосательный рефлекс позволяет определить степень зрелости ребенка. Сосание — это очень сложный процесс и за него отвечает пять пар нервов в черепной коробке. Стоит отметить, что более слабым сосательный рефлекс будет сразу после кормления, а потом снова будет восстанавливаться. Если рефлекс слабый, то нужно проверить ребенка на наличие поражений головного мозга или нервов, которые отвечают за данный процесс.

Рефлексы у новорожденного: что должны знать родители

Рефлекс — это очень важный процесс, который должен быть у каждого новорожденного ребенка. Они очень простые и помогают малышу выживать и крепнуть в первые месяцы жизни. Со временем они начинают ослабевать и исчезать. По наличию, отсутствию или же интенсивности того или иного рефлекса, можно понять есть ли у ребенка отклонения в физическом развитии и какие именно.

Хватательный рефлекс новорожденного

Когда вы начинаете прикасаться к ладошке ребенка, то он сгибает пальцы и захватывает в кулак то, чем вы прикасались. Нормальным есть, когда данный рефлекс очень хорошо выраженный. В некоторых деток хватательный рефлекс насколько сильный, что вы легко сможете приподнять малыша в воздух только благодаря тому, что он крепко держится за ваш палец. Также есть возможность вызывать данный рефлекс путем надавливания пальцем на подушечку стопы. Тогда пальчики ребенка начинают автоматически сгибаться. Примерно к концу 4 месяца жизни ребенка рефлекс практически полностью исчезает. Изначально хватательный рефлекс есть основой для формирования произвольного захватывания того или иного предмета. Если есть проблемы с хватательным рефлексом, то скорее всего это вызвано проблемами в шейном отделе позвоночника.

Рефлекс Моро

Данный рефлекс относится к спинальному автоматизму. Вызвать его можно разными способами. Например. Ударить по поверхности на которой лежит ребенок на расстоянии 15 см от него или же приподнять малыша в то время, когда у него будут разогнуты ножки. Стоит отметить, что рефлекс делится на две фазы. В первой фазе малыш разводит в стороны руки, полностью распрямляет их и даже растопыривает пальцы. На протяжении второй фазы ребенок возвращает ручки в исходное положение. Рефлекс Моро очень хорошо выражается сразу же после рождения ребенка. Конечно, если у ребенка была внутричерепная травма или родовые травмы шейного отдела позвоночника, то такой рефлекс может и не проявиться или же будет очень слабым. Постепенно исчезает рефлекс Моро к концу 3-4 месяца жизни малыша.

Рефлекс Галанта

Вызывается данный рефлекс путем раздражения кожи вдоль позвоночника ребенка. Тогда ребенок начинает выгибаться дугой. Стоит отметить, что нога, которая находится на стороне раздражителя будет полностью выпрямленной. Заметить рефлекс Галанта можно уже с конца первой недели жизни малыша и остается он до 3-4 месяца жизни. Если у ребенка есть проблемы с центральной нервной системой, то данный рефлекс может быть слабо выраженным или же его может вообще не быть.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы новорожденных

Если ребенка поставить вертикально, то он будет сгибать ноги в коленях. Если же кроху поднести к опоре, то его ножки довольно быстро станут прямыми и он сможет стоять на стопе. Если при этом новорожденного еще немного наклонить вперед, то он начнет совершать движения, которые будут очень сильно напоминать ходьбу. Не стоит считать, что когда у ребенка перекрещиваются ножки, то это патология, ведь у маленьких деток сильнее выраженный сгибательный тонус. Проходит рефлекс примерно через 1-1,5 месяца. Если есть проблемы с нервной системой, то такого рефлекса не будет.

Защитный рефлекс

Вызвать рефлекс можно тогда, когда ребенка будут укладывать на живот, а он при этом будет поворачивать голову. Такой рефлекс есть в наличии с первых минут жизни ребенка. Если у ребенка есть поражения нервной системы, то защитный рефлекс не будет четко выражаться и если ему не повернуть головку в положении лежа, то малыш может даже задохнуться. Церебральный паралич же вызывает закидывание головы или же сильный ее подъем во время переворачивания на живот.

Видео про рефлексы новорожденных детей

Психологическая помощь семье
при несбывшихся надеждах
рождение недоношенного ребенка, особого ребенка, утрата ребенка

Психологическая помощь семье
при несбывшихся надеждах
рождение недоношенного ребенка, особого ребенка, утрата ребенка

Рефлексы новорожденных

Методика исследования врожденных рефлексов
Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оценивают в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.
Ниже приведена методика выполнения некоторых, наиболее известных рефлексов.

Оральные:
Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком. Сохраняется до 2-3 месяца.
Поисковый рефлекс.(Куссмауля) При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. До 3-4 месяца.
Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.
Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. До 3-4 месяца.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Начинает угасать со 2го месяца и к 3му исчезает.
Гемочелюстной рефлекс (рефлекс Полянского) При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера.

Спинальные:
Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев. Физиологичен до 3-4 месяца
Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.Физиологичен до 4-5го месяца.
Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. От 6 месяцев до 2х лет.
Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.
Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.
Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.Физиологичны до 1-1,5 месяцев.
Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия. Физиологичен до 4 месяца.
Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога. ДО 3-4 месяца.
Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. До 3-4 месяца.

На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, конечностей.
Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.
Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит уменьшение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы
Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы.
Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.
Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы
Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.
Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.
Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного может варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребенка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом, его следует повторить несколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. В противном случае, при чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патологическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро). Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появле­ния, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т. е. за пределами возрастной группы, то он считается патологическим.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: