Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения

Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения

Агрессивное поведение ребенка: причины и профилактика

Как развивается детская агрессия

Дети не рождаются злыми. Есть вероятность, что ребенок генетически унаследует агрессивность от отца или матери, но она минимальна. В основном агрессивное поведение — результат плохого воспитания, невнимания к ребенку со стороны родителей, защитная реакция на враждебный окружающий мир или признак серьезного психического расстройства.

Психологи выделяют такие виды детской агрессии:

  • физическая, когда ребенок специально нападает, бьет или унижает других детей и взрослых;
  • вербальная, когда он громко кричит, ругается или словесно угрожает;
  • косвенная направленная, когда ребенок злобно шутит в отношении других, придумывает обидные прозвища;
  • косвенная ненаправленная, проявляющаяся криком в толпе, громким топаньем и т. п.;
  • раздражительность, сопровождающаяся грубостью и вспыльчивостью;
  • негативизм — намеренное поведение, отличающееся от общепринятых стандартов и норм
  • аутоагрессия – нанесение вреда самому себе (кусает, ранит себя).

Первые признаки агрессии появляются в раннем детстве, когда ребенок только начинает ходить. Но родители часто на них не обращают внимания, списывая капризы, желание ломать игрушки и истерики на избалованность или плохое настроение малыша. После того как на него поступают регулярные жалобы в детском саду из-за драк, укусов, оскорблений или других проявлений вредительства, становится понятно, что ситуация действительно серьезная.

Почему малыш бывает агрессивен

Психологи выделяют личностные особенности, которые могут спровоцировать развитие агрессии у ребенка:

  • эмоциональная чувствительность;
  • импульсивность;
  • рассеянность и невнимательность.

Тревожный, неуверенный в себе малыш любые действия окружающих по отношению к себе воспринимает, как враждебные. В результате в качестве защиты он вырабатывает в себе агрессию.

Ребенок дошкольного возраста не отдает отчета своим поступкам и не осознает их последствий. Но по мере его взросления проблема усугубляется. Злой ребенок становится заложником своего поведения — с ним отказываются дружить сверстники, общество его не принимает. Такая вынужденная изоляция дополнительно провоцирует в нем агрессию.

Причин, по которым ребенок становится агрессивным, несколько:

  • желание продемонстрировать свою ловкость, силу и умение;
  • чувство страха и опасности, приводящие к постоянному стрессу;
  • дефекты воспитания, когда любые ограничения ребенок воспринимает, как запрет в развитии и подавление его личности;
  • отсутствие друзей;
  • проявления агрессии в семье;
  • стремление показать свою независимость и отстоять свою точку зрения.

Ребенок копирует поведение взрослых, поэтому, если он видит, что злость отца или матери сопровождается физическими проявлениями, например, битьем посуды или криком, то он в состоянии гнева будет вести себя так же. И наоборот, если родители спокойно переносят раздражение, малыш научится контролировать негативные эмоции.

Как проявляется детская агрессия

Плач грудного ребенка из-за нехватки внимания — это первые проявления его обиды и раздражения. Как только он начнет ходить и сможет добраться до своего обидчика, он выразит свое чувство попыткой ударить или укусить его. Родители сталкиваются с таким поведением своих детей, когда отказывают им во внимании в силу занятости.

После трех лет дети склонны отстаивать свои права на территорию и личные вещи, например игрушки. Они начинают кусаться, толкаться и драться с другими детьми на детских площадках или в детском саду. Становясь старше, мальчики проявляют прямую физическую агрессию, а девочки — косвенную.

Родительское внимание и специальные игры помогут справиться с детской агрессией в раннем возрасте

В школьном возрасте агрессивный ребенок может начать врать, перекладывать свою вину на других, игнорировать чужое мнение, замыкаться в себе. Чем старше он становится, тем глубже в нем укореняется агрессия и сложнее с ней справиться.

Как общаться с агрессивным ребенком

Любые проявления детской агрессии нужно пресекать, но делать это следует правильно. На ребенка нельзя повышать голос или использовать телесные наказания — это только ухудшит ситуацию. Если маленький ребенок пытается ударить или укусить другого человека, нужно остановить его уверенным движением и спокойным тоном сказать, что так поступать нельзя. При этом нужно смотреть ему в глаза и не улыбаться, иначе он воспримет это, как игру.

Важно, чтобы после разговора ребенок извинился перед тем, кого обидел, и убрал за собой беспорядок или поломанные игрушки — так он поймет, что за свои поступки нужно отвечать.

Когда малыш дерется, кричит, ломает свои и чужие вещи, нужно поговорить с ним и выяснить, что заставляет его так себя вести. Во время такой беседы нужно дать ему понять, что он неправ, но не унижать его и не оскорблять. На примере других людей можно показать ему, как вести себя, когда он чем-то недоволен или расстроен.

Что делать, чтобы уменьшить проявление агрессии

Пресекать агрессию нужно не время от времени, а постоянно — это требует терпения от родителей. Первое время агрессивный ребенок не воспринимает замечания, но при систематическом повторении он начинает их осознавать.

Кроме разговоров, эффективны специальные упражнения и игры. Маленького ребенка можно занять рисованием, лепкой, игрой с сыпучими материалами, кукольным представлением. На улице можно бегать, бросать камни в воду, собирать интересные растения. Ребенка постарше можно устроить в спортивную секцию. Для выброса негативных эмоций подойдут активные и творческие занятия.

Дополнительные рекомендации родителям

Агрессивное поведение ребенка чаще всего вызвано недостатками воспитания. Родители должны приучить себя внимательно следить за настроением малыша. В раннем возрасте дети не умеют обманывать и все их реакции на окружающие события будут правдивыми. Поэтому отец и мать будут знать, что вызывает в ребенке недовольство, обиду, раздражение и другие негативные эмоции. Это позволит предотвратить их появление в дальнейшем.

Профилактика детской агрессии включает в себя следующие меры:

  • Здоровый микроклимат в семье. Выяснение отношений при ребенке недопустимо.
  • Внимание к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным, даже если родители заняты другими делами.
  • Развитие в ребенке чувства уверенности в себе. Нужно поощрять любую инициативу и не ругать его в случае ошибок.
  • Недопустимы телесные наказания, унижения и оскорбления ребенка.
  • С раннего детства нужно приучать малыша общаться с другими детьми, играть с ними в игры и делиться игрушками.
  • Если ребенок чего-то боится, ведет себя замкнуто, нужно выяснить, что его тревожит.
  • Малыш должен доверять родителям, поэтому нельзя отказывать ему, когда он хочет поделиться своими идеями или переживаниями.

Поведение ребенка зеркально отражает поведение его родителей, поэтому они должны следить за манерой своего общения. Взрослые не должны демонстрировать свое превосходство над детьми. Терпение, любовь и внимание помогут родителям в воспитании и предотвращении агрессивного поведения ребенка, однако, в любом случае появлении агрессии стоит проконсультироваться с психологом.

Что делать, если ребёнок агрессивный, нервный и непослушный

Когда дети демонстрируют агрессию, это заставляет родителей беспокоиться. Как вести себя с агрессивным ребёнком? Разбираемся, что делать родителям и в каких случаях целесообразно обратиться к психологу.

Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный

Агрессия — совершенно естественная реакция человека. Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:

  • внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
  • негативные эмоции: гнев, страх, обида;
  • неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.

Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.

Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Назовём некоторые причины детской агрессии. Уточним: в формате одной статьи рассмотреть все причины невозможно. Каждый случай индивидуален, разобраться поможет психолог. Эта статья — только экскурс для родителей.

Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград. Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал. В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой.

Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.

Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.

Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?». Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить. Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».

Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.

  1. Агрессия взрослых.

Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же. Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии. Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так.

Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность. Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку. Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.

Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».

В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.

  1. Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.

Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».

Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.

Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.

  1. Сила как способ повышения статуса.

Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.

Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия. В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии. Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта — не более, чем игра.

Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.

Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.

Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.

  1. ТВ и гаджеты как источники агрессии.

Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий. Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям. Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг. Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, — художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни.

Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии.

Если причина агрессивного поведения вашего ребёнка описана выше, вы можете исправить ситуацию, а следствием будет изменение поведения малыша. Возможно, проблема глубже, и тогда не полагайтесь на принцип «время лечит», не рассчитывайте на то, что агрессия пройдёт сама. Обратитесь к специалистам.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: