Как быстро научить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?
Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.
Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?
Выбираем правильные столовые приборы
Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:
- Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, – обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
- Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
- Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
- Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.
Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:
- Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
- Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
- Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
- Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.
Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.
Типичные ошибки родителей
«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», – делится Евгений Олегович.
Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.
Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:
- Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
- Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
- Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу – научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
- Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
- Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
- Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
- Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.
Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.
Несколько советов, как научить кроху кушать ложкой
Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:
- Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
- Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
- Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
- Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
- Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
- Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
- Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
- Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
- Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
- Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.
Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.
Как научить ребенка есть ложкой: 7 хитростей, которые ускорят процесс
Чтобы научить малыша самостоятельно есть ложкой, потребуется несколько месяцев. Даем инструкцию для каждого этапа и самые полезные советы для родителей.
Хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой — это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить своему малышу.
Когда начинать уроки «управления» ложкой?
Простой ответ — как только ты заметишь, что твой малыш готов для этого. Есть два основных признака:
- Ребенок берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит — есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки — положил в рот».
- Он интересуется ложкой: указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.
Однако не все мамы согласны дожидаться осознанного интереса своего чада к тому, чтобы орудовать ложкой. Хочется побыстрее научить ребенка. Для них есть советы о том, как приучить к ложке поэтапно.
Как учить есть ложкой? Этапы обучения
Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый малыш развивается в своем темпе.
6 месяцев Позволять изучать пищу, брать ее пальцами. Такое разрешение чревато тем, что еда будет размазана по лицу, волосам и столику. Давать ложку в руки, если ребенок ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовым к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.
7 месяцев Демонстрировать, что еда находится именно в ложке, что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривать что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволять малышу пользоваться ложкой самостоятельно, если он хочет. Устраивать семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.
8-9 месяцев Продолжить применять метод копирования, но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с ребенком. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи малышу свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что ребенок наверняка начнет капризничать. Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.
Инструкция для родителей: 7 правил
1 Не накладывать полную тарелку. Так ты уменьшает риск, что по кухне будет разбросано слишком много еды. Да и самому ребенку психологически легче, когда он видит, что от него не ждут подвига.
2 Начинать с любимой еды. Вкусную пищу ребенок охотнее попробует ложкой, чем нелюбимую. Пусть это будут густые каши, творожок. Они лучше прилипают к ложке, их легче поддеть.
3 Докармливать. Процесс самостоятельного приема пищи требует сосредоточенности и напряжения сил. Вероятно, на первых порах ребенок будет быстро уставать: донес до рта 4-5 ложек с едой и обессилел. Многое разбросал и размазал вокруг. Придется докормить, чтобы он не остался голодным.
4 Усаживать за стол голодным. Если ребенок хочет есть, он приложит больше усилий, чтобы насытиться. Кроме того при наличии аппетита, процесс пойдет быстрее и веселее.
5 Соблюдать режим и ритуалы. Кормить в одно и то же время и сопровождать процесс привычными ритуалами: надеть фартук, расставить приборы, тарелку.
6 Выбирать удобные приборы. Тарелка на присоске, чтобы малыш не мог ее опрокинуть. Чашка для питья достаточно высокая. Ложка изогнутая, удобная для того, чтобы захватить еду.
7 Хвалить. Подмечать, что именно у ребенка получается хорошо, и говорить об этом. С психологической точки зрения вместо «Умница» лучше сказать что-то вроде «Я рада, что ты сегодня сам съел целых три ложечки каши. У тебя получается».
Психологические приемы
Игра. Помнишь, как в «Джентльменах удачи» герой Евгения Леонова накормил бунтующую детсадовскую группу? Он объявил, что завтрак отменяется, и все дети начинают подготовку к космическому полету, а первым делом подкрепляются едой для космонавтов. Попробуй придумать нечто похожее.
Мнение авторитетного взрослого. Если подросший малыш отказывается брать ложку в руки, попробуй апеллировать к образу значимого для него взрослого. Например, скажи о том, что не кормишь с ложечки папу или обрати внимание на то, как ест старший брат, которому младший стремится подражать.
Подражание сверстникам. Можно пригласить на обед друзей и, если среди них есть те, кто ловко орудует столовыми приборами, то сказать об этом своему ребенку: «Смотри, как здорово Валя ест тортик ложкой». Добрый пример заразителен. Старайся избегать негативных замечаний — не говори ничего похожего на: «А ты до сих пор не научилась».
Последовательность. Полезно будет договориться со всеми членами семьи о том, что ребенка приучают к самостоятельности за столом. Чтобы избежать ситуации, когда папа настаивает на самостоятельности, а мама ратует за кормление с ложки, потому что так быстрее и удобнее.
Как научить ребенка есть самостоятельно
Ложечку за маму, ложечку за папу. И желательно, чтобы ребенок сам держал ту самую ложечку, и вилочку тоже. Еда отправлялась прямиком в рот, а не раскидывалась по всей квартире. Поговорим, как приучить ребенка есть самостоятельно.
Зачем это нужно?
Кому-то вопрос может показаться странным. Все должны уметь есть самостоятельно. Все должны, но не все родители торопятся приучать своего ребенка. Кто-то искренне считает, что ребенок не готов. Кто-то готов до совершеннолетия кормить сам, лишь бы не было раскиданной повсюду еды.
Для всех родителей есть несколько аргументов в пользу развития навыка самостоятельного приема пищи. Ребенок должен уметь есть самостоятельно потому, что:
- умение владеть столовыми приборами положительно влияет на общее развитие ребенка: мелкая моторика, зрение, сообразительность;
- навык обязателен для тех, кто планирует пойти в детский сад, в противном случае есть большая вероятность того, что ребенок останется голодным;
- это дает больше свободного времени родителям, ребенок без “поездов и самолетиков” покушает, пока вы занимаетесь своими делами.
Для тех, кому доводов недостаточно, все еще остается главный — это должен уметь каждый.
Когда начинать?
Некоторые новомодные педиатры-блоггеры рекомендуют приучать ребенка к самостоятельному приему пищи с 10 месяцев. Умение владеть ложкой положительно сказывается на развитии мозга. Для малыша не так просто сначала выловить в тарелке, а потом донести до рта макарошку. Впрочем, если у него не получится этого сделать столовым прибором, то ковыряние в тех же макаронах руками позитивно отразится на развитии мелкой моторики.
Среднестатистические педиатры склонны считать, что ребенка следует начинать учить есть самостоятельно примерно с полутора лет. Большинство детей способны в этом возрасте понимать то, что хотят от них родители. Готовы изучать новые навыки. Если ребенок старается взять ложку во время кормления, позвольте ее взять. Когда есть личный интерес, научить гораздо проще.
Слишком долго откладывать обучение есть самостоятельно не стоит. Ребенок привыкает, что его кормят, и воспринимает за норму. А когда родители, наконец-то, решают вплотную заняться этим вопросом, он может отказаться. Интерес прошел, наступила привычка. Есть шанс, что начав ходить в садик, ребенок по примеру других научится. Но если каждый родитель будет оттягивать обучение важному навыку, то дети в садиках будут ходить голодными. Воспитатели не в силах накормить каждого с ложки несколько раз в день.
Поэтому в очередной раз нужно набраться терпения и при первой же заинтересованности малыша начать учить его есть самостоятельно.
Правила для родителей
Есть пять основных правил для того, чтобы процесс обучения прошел быстро и с минимальным вредом для родительских нервов, квартиры и самого малыша.
1. Приучайте тогда, когда ребенок голодный. Некоторые родители совершают ошибку, давая возможность поковыряться в остатках еды, предварительно скормив большую часть. Да, с таким подходом можно быть уверенным, что ребенок не останется голодным. Но для обучения есть самостоятельно это худший момент. Когда ребенок голоден, в первую очередь, он будет стараться удовлетворить физиологическую потребность — покушать. Если в нем уже половина тарелки, то инстинкт притупляется и на первый план выходит любопытство. Вместо того, чтобы учиться владеть столовыми приборами, ребенка больше привлечет ковыряние руками в тарелке или разбрасывание еды. Это же веселее, чем правильно держать какую-то ложку.
2. Не позволяйте играть с едой. Покушали — убрали тарелку. Развитие мелкой моторики — это замечательно. Но сейчас цель другая — научить есть самостоятельно. Да, и если ребенку не 10 месяцев, то есть масса других способов развивать мелкую моторику. Еда — не игрушка.
3. Разрешайте держать ложку в любой руке. Не стоит зацикливаться на том, в какой руке ребенок держит ложку. Главное, что он ее держит и использует по назначению. Дети до трех лет одинаково используют обе руки. Делать выводы о правше или левше рано.
4. Тренируйтесь на любимой еде ребенка. Даже те дети, кто уже отлично справляется со столовыми приборами, будут долго сидеть и размазывать нелюбимое блюдо по тарелке. Что говорить о тех, кто и ложку держать еще толком не умеет. Поэтому если малыш любит фруктовое пюре, учите кушать первым его.
5. Будьте морально готовы к бардаку первое время. Совсем обойтись без выпачканной одежды, стола и пола не получится. Относитесь к этому как к издержкам процесса обучения. Учить все равно рано или поздно придется.
И самое главное: если ребенок начал есть самостоятельно, пусть продолжает дальше. Тренируется, развивает навык. Не путайте его разовыми попытками.
Гаджеты, которые могут помочь
Детская индустрия активно работает и в направлении упрощения процесса обучению самостоятельному приему пищи. В первую очередь, производятся предметы, призванные обезопасить ребенка. Вот несколько полезных предметов, которые могут помочь родителям:
- Стул для кормления. Представлены в огромном ассортименте по видам и цене. Отличный помощник и когда кормят родители, и когда ребенок начинает есть сам.
- Детские столовые приборы. Нужны, в первую очередь, для безопасного приема пищи. Существует ряд моделей, которые предназначены непосредственно для начала самостоятельного приема пищи ребенком. Форма приборов помогает правильно их держать.
- Силиконовые коврики-держатели. Качественные изделия помогут избежать перевернутых тарелок.
- Слюнявчики. Много разновидностей, в том числе, с поддонами для выплюнутой или уроненной еды.
- Кружки-непроливайки. Многие родители приобретают их задолго до того, как задумываются о приучении ребенка есть самостоятельно.
Или можно обойтись без всего этого и делать все по старинке — учить на взрослых столовых приборах. Кстати, некоторые дети предпочитают есть со взрослых тарелок, подражая родителям.
Поддерживайте инициативу ребенка есть самостоятельно, и тогда, в скором времени, вы будете гордиться своим малышом.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Когда начинать приучать ребенка кушать ложкой
В среднем, дети начинают есть самостоятельно лишь в 2-4 года. Однако приучать малыша пользоваться ложкой рекомендовано с 10 месяцев. К этому времени у него проявляется интерес к столовым приборам, возникает желание самостоятельно подносить ко рту кусочки пищи.
На первых порах обучения родители должны быть готовы к тому, что малыш будет промахиваться, раскидывать еду по всей кухне, размазывать ее по своему лицу и рукам. Однако этого не избежать, так что придется запастись терпением и застилать клеенкой место вокруг столика для кормления.
Какую посуду использовать
При обучении ребенка самостоятельному приему пищи особое внимание следует обратить на посуду. Не нужно сразу приучать малыша к металлической или керамической ложке. Лучше предпочесть небьющиеся материалы, такие как бамбук или экологически чистый пластик. Тарелка также должна быть выполнена из небьющихся материалов, желательно чтобы она была красочной, привлекала внимание ребенка.
Как быстро научить малыша
Чтобы малыш быстрее привык пользоваться ложкой, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:
- В первое время направлять своей рукой движения ребенка, так как он может промахиваться мимо рта.
- Ставить перед ребенком наполовину заполненную тарелку, и только после того как он ее опустошит, давать ему новую порцию.
- Начинать обучать ребенка есть с густых пюре и каш. Если в первый раз дать малышу жидкую еду, он быстро ее разольет.
- Показывать ему на собственном примере, как пользоваться столовыми приборами.
- Приучать малыша не только к ложке, но и вилке, выполненной из безопасных для него материалов.
- Соблюдать расписание при кормлении ребенка.
- Каждый раз хвалить кроху за совершенные им успехи.
Не рекомендуется во время приема пищи включать телевизор или планшет, чтобы не рассеивать внимание малыша.
Обучая ребенка есть ложкой самостоятельно, не нужно его ругать за неудачи и пролитую еду, иначе он будет ассоциировать процесс приема пищи с чем-то неприятным, станет капризничать.
Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно? Правила подготовки и 6 полезных рекомендаций
Каждому навыку – своё время. Относится это правило и к пользованию столовыми приборами. И хотя родителям хочется поскорее привить малышу навыки самообслуживания, нужно прежде узнать, когда и как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно. Когда возникнет этот навык, будет зависеть от мамы с папой. Чем больше со стороны взрослых опеки, тем позже это умение появится в арсенале ребёнка. И напротив, кроха, чью самостоятельность всячески приветствуют, быстрее начнёт орудовать столовыми приборами.
Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.
Оптимальный возраст
Важно понимать, что точные сроки, когда ребёнок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.
Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.
Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.
И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.
В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.
Выбор посуды
Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».
При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:
- самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
- не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
- поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
- в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.
Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.
Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.
Правильная подготовка
Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.
Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.
Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.
Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой. Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.
Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку.
Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.
Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.
Как научить ребёнка кушать ложкой?
Малыш не может существовать изолированно и одновременно учиться различным полезным навыкам. Задача родителей – демонстрировать действия с предметами, желательно последовательно и поэтапно.
В случае с приучением ребёнка к ложке также есть определённая последовательность действий, которая включает несколько важных шагов:
- Постелите на пол возле детского стула клеёнку. Столешницу также лучше чем-нибудь прикрыть.
- Следующий пункт: поставьте на стол тарелку с присоской, положите в блюдо кашу или пюре.
- Ребёнку следует надеть чепчик, чтобы потом дополнительно не мыть ему голову, и повяжите нагрудник.
- Сядьте перед своим чадом, зачерпните ложечкой немного еды из его чашки. Проглотите кашу и не забудьте похвалить себя и вкусное блюдо.
- Затем отдайте столовую принадлежность крохе. Если у него не получается держать её в кулачке, вам нужно зажать своей рукой ложечку в детской ладони и зачерпывать таким образом кашу из чашки.
- Если ребёнок сам ест, но не всегда доносит ложку до рта, придерживать детскую руку не нужно. Пусть учится справляться с трудностями своими силами.
- Когда малыш устанет кушать столовой принадлежностью и отложит её в сторону, докормите его, обязательно похвалив за проявленную самостоятельность.
Полезные рекомендации
Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.
А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:
- Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
- Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
- Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
- Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
- Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
- Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).
Этикет для малыша
Правила этикета за столом для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.
Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.
Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:
- Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки. Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
- Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками, включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
- Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом. Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.
Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.
И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.
Учим ребенка правильно кушать ложкой самостоятельно в 1 год
Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.
Из этой статьи вы узнаете
В каком возрасте начинать
Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.
При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев. Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.
Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.
Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.
Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей – создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.
Как правильно выбрать ложку
Советуем посмотреть подробное видео о том, какие бывают ложки и какую стоить выбрать для вашего малыша.
В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:
- Серебряные ложечки часто дарят «на первый зубик». Такие столовые приборы красивы, обладают антимикробным действием, их можно хранить как семейную реликвию. Но маленькой ложечкой дитя накормить сложно, а у больших очень высокая цена.
- Резиновые и силиконовые ложки. Их основным достоинством является безопасность: малыш никак не поранится. Но если они окажутся низкого качества, кроха со временем может откусить кусочек. К тому же с пластика и силикона труднее смыть остатки моющих средств.
- Из пищевого пластика. Эти столовые приборы похожи на игрушки: яркие, красивые, иногда с фигурной ручкой в форме животного или сказочного персонажа. Покупая такую вещь, обращайте внимание на глубину и величину ложки. Чем опасен пластик – его часто подделывают.
Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.
- Анатомические изогнутые приборы удобны, кроха быстро привыкает к ним: кривая ложка была разработана для детей с нарушениями координации движений. Правда, потом отучить его от любимого предмета будет трудно.
- Чайные металлические ложки использовались для кормления еще нашими бабушками. В процессе использования их нужно мыть и хранить отдельно от остальной посуды.
- Керамические. Сделаны из натурального, но хрупкого материала, велика вероятность случайных сколов, что может привести к травме.
Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.
Этапы приучения к ложке
Первый этап – приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:
- Игра. Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
- Подражание. Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
- Первые успехи: ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
- Устойчивый навык. Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
- Самостоятельное использование ложки.
Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.
Алгоритм обучения
А в этом видео автор канала “Супер Родители” делится 10-ю золотыми правилами приучения ребенка есть ложкой. Плюс показывает это все на практике. Посмотрите, полезно и забавно.
- Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
- Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
- Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
- Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
- Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
- Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.
Совет: если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.
Частые ошибки
Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:
- Не начинать, если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
- Нужно запастись терпением, не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
- Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя: он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
- Не переживать, если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
- Разговаривайте с малышом, читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
- Нельзя заставлять ребеночка съедать все: две-три ложки – уже успех.
Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Научить малыша кушать ложкой самостоятельно — важная и ответственная задача для мамы. Затягивать с этим не стоит, ведь чем раньше ребенок начнет кушать сам, тем проще будет родителям, да и в детском саду эти навыки пригодятся.
www.2mm.ru
В каком возрасте ребенок должен есть самостоятельно?
В каком возрасте ребенок научится есть ложкой самостоятельно, зависит от родителей.
Все дети разные: кто-то в полгода уже тянется к ложке и пытается удержать ее в еще не окрепшем кулачке, а кто-то и в 2 года ни в какую не хочет есть ложкой сам. Некоторые малыши лишь к 3-4 годам начинают кушать самостоятельно. Но! Не стоит пускать все на самотек и опускать руки при первых неудачах. Чем больше вы будете опекать малыша, тем позже он проявит свою самостоятельность и тем медленнее будет осваивать новое.
Примите как данность, что когда малыш только учится есть самостоятельно, испачканная одежда и разбросанная по всей кухне еда — это нормально. Выдохните — и постарайтесь не нервничать. Возможно, вам придется делать уборку и мыть «поросенка» после каждого обеда. Запаситесь терпением — и все получится!
razvitie-krohi.ru
Как правило, к 1, 5 годам ребенок уже может самостоятельно пользоваться ложкой. Но для этого уже с 7-8 месяцев нужно позволять ему рассматривать столовые приборы, играть с ними, пробовать что-то зачерпнуть и пр. Конечно, мама накормит быстрее, но вы же хотите радоваться успехам своего карапуза и проявлениям его самостоятельности как можно раньше, не так ли.
Как выбрать детскую ложку
Нужна ли малышу собственная посуда? Однозначно — нужна! Ни в коем случае взрослые не должны есть из детской ложки, облизывать ее и пр.
irecommend.ru
Ложка понадобится крохе с рождения, поэтому отнеситесь серьезно к ее выбору. Обратите внимание на проверенных производителей и качественный пищевой пластик.
Давать водичку или лекарство лучше из ложечки, чтобы не было «путаницы сосков». Дальше малыш захочет ложку погрызть, изучить. Все время следите за ее чистотой. При появлении дефектов, трещин, сколов — меняйте, т.к. малыш может пораниться.
agushkin.ru
- Металлическая (бабушка обязательно найдет ту, «из которой еще тебя кормили») и даже серебряная ложка (подарок крестной, как же без нее) не лучший вариант для младенца. Оставьте такие ложки для детей постарше .
- Силиконовые ложечки соразмерны детскому ротику и не травмируют слизистую и первые зубки.
- Удобны детские столовые приборы с изогнутой ручкой.
- Хороши ложки с прорезиненной ручкой, они не выскальзывают из неумелой ладошки.
Советы для мам: как научить ребенка самостоятельно кушать
Лучший способ научить — это не мешать!
- Используйте специальный стульчик для кормления. Придвигайте его к столу: и ребенок чувствует себе на равне со всеми, и вам удобно.
tvoymalysh.com.ua
- Застелите стол и пол под ним, наденьте малышу слюнявчик, приготовьте салфетки, если что-то понадобиться вытереть.
Можно смастерить из старой папиной рубашки «спецодежду»: удобно надевать задом-наперед и застегивать на спине. Еще один лайфхак — наволочка с прорезанные для головы и рук отверстиями.
Если в квартире тепло, можно оставить на ребенке минимум одежды — меньше придется стирать.
- Проверяйте температуру пищи, чтобы ребенок не обжегся и не испугался.
- Все должно быть красиво! Используйте яркую посуду с картинками, интересное оформление детских блюд.
- Приготовьте две ложки (лучше одинаковые): одну для ребенка, вторую для себя.
Пусть ребенок начинает кушать сам, а когда устанет, помогите ему, не забирая ложку из его рук. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку.
Бывают ситуации, когда вы торопитесь или вам кажется, что самостоятельно ребенок поест плохо или мало. Не стоит отбирать у него ложку, чтобы как следует быстро накормить. Спешка в этом деле не приветствуется.
- Старайтесь резать еду небольшими кусочками.
Ребенок сможет сам брать пищу. Не ругайте, если он начнет кушать руками.
- Готовьте блюда, которые хорошо прилипают к ложке: кисели, пюре, каши, творог и др.
- Используйте небьющуюся посуду.
- Купите детскую тарелку с присосками или прорезиненным дном, тогда малыш не будет ее возить по столу и переворачивать.
- Во время игр с ребенком используйте тему еды . Например , « Званый ужин у игрушек «, игры в песочнице с лопаткой и пр .
Что делать, если ребенок не хочет есть сам?
- Не кормите ребенка насильно! Иначе он возненавидит еду как процесс, и вам будет сложно приучить его есть самостоятельно в дальнейшем.
- На несколько дней отложите обучение, если малыш приболел или просто не в настроении, пусть отдохнет.
- Не совмещайте кормление с играми, чтением, просмотром мультфильмов. Иначе малыш привыкнет, а это вредно для пищеварения, т.к. слюна выделяется в меньшем количестве, а значит, еда плохо переваривается.
- Во время кормления ребенка попросите других членов семьи тоже присутствовать за столом и активно кушать ложками.
Когда малыш увидит, что братик сам ест ложкой, ему, возможно, тоже захочется попробовать.
- Пригласите в гости других деток, которые уже умеют есть самостоятельно. Устройте совместный обед.
- Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом, сосредоточьтесь на главном — обучении ребенка есть ложкой самостоятельно.
- Не торопите ребенка.
- Если начали учить ребенка кушать самостоятельно, не отступайте. И других членов семьи предупредите, что отныне малыш ест сам, помогать ему не нужно. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам!
- Если в какой-то момент малыш отказывается брать ложку, не настаивайте, не принуждайте.
- Не накладывайте большие порции. Лучше пусть малыш попросит добавки, когда съест все сам.
Видео: как научить ребенка есть ложкой
Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях рассказами о том, как ваш малыш научился кушать. Каким столовым приборам вы отдавали предпочтение?
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
- Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
- Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
- Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
- Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
- Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
- Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
- Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: секреты и тонкости процесса
Умение есть ложкой — важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.
Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.
Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.
Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей — признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.
В каком возрасте нужно давать держать ложку?
Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.
Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.
Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте — с 8-9 месяцев.
Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.
Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:
- уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
- во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
- проявляет интерес к столовым приборам;
- знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.
Выбор первой ложки
Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.
- Соответствие стандартам качества.
Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.
Лучше, если ручка будет иметь изогнутую — так малышу будет легче удерживать ее в руках.
Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.
Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.
Несомненный плюс изделий из серебра — уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.
Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей
- Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи — собственный пример.
Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.
Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор — «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».
- Большую роль играет выбор ложки.
Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.
- Использование ложки — огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.
Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть — естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.
- Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.
Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.
- Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.
Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.
- Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.
Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.
- Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.
Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) — 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.
- Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.
Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.
- Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).
Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.
Данные рекомендации нельзя назвать абсолютными. В каждой ситуации мама должна ориентироваться на своего ребенка, а советы специалистов могут стать хорошей основой для успешного результата.
Как приучить к правильным манерам: этикет за столом
Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.
Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:
- мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
- после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
- не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
- кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
- использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст — 1,5 года);
- не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).
Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.
Этапы привыкания
Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.
- Игровой этап — знакомство.
На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.
Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.
Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.
Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.
Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.
Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.
Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия — и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.
Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно
На картинке, которая некогда облетела рунет, полнощекий карапуз ел кашу ложкой, попутно размазывая ее вокруг себя. Подпись передавала слова папы, который интересовался у мамы, какие успокоительные она принимает. Смешно, но ведь правдиво.
Есть мамы, которые быстро и легко обучают крох разбираться с едой. Как им это удается? Давайте выяснять вместе в статье «Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно».
Когда пора?
Судя по замечаниям бабушек, раньше дети получали ложку в руки чуть ли не с рождения. Поэтому и учились всему быстрее и охотнее современных детей. К слову, педиатры с ними не согласны. По их утверждению, нет смысла в столовых приборах раньше 6 – 9 месяцев, хотя и эти цифры приблизительны. Все зависит от характера и темперамента малыша (любознателен ли, увлечен ли новыми предметами).
Причем не стоит сразу надеяться на потрясающий результат. Начав в 9-месячном возрасте, можно обучить ребенка одному из важнейших навыков самообслуживания к 1,5 годам. Правда, нельзя забывать о том, что все дети разные. Кто-то тянется к столу уже в 6 месяцев, и его желание важно удовлетворять, а кто-то отказывается брать ложку в 2 года. Но и это еще не предел.
Есть малыши, которых сложно заставить орудовать столовыми приборами и в 3 года. Однако проверять относится ли к ним Ваш кроха, не рекомендуется. Просто потому, что умение есть ложкой существенно облегчает маме жизнь, так как делает ребенка более самостоятельным.
Вообще, педиатры разделяют мнение, что ориентироваться на такие временные рамки, которые к тому же столь расширены, не стоит. Как уже было сказано, все дети разные и нужно смотреть по ним. Если они тянутся к столу, хватают кусочки пищи и отправляют себе в рот, нужный момент настал. Теперь главное, его не упустить, и медленно, терпеливо учить держать ложку самостоятельно.
Выбираем ложку, тарелку, слюнявчик
Если пищевой интерес со стороны крохи продемонстрирован, пора отправляться за принадлежностями для первого прикорма. Традиционно это ложка и тарелка. Правда, и без слюнявчика не обойтись. Он сэкономит маме время и нервы. Как их выбрать? Оказывается, это целая наука.
Чтобы сэкономить, бабушки настаивают на кормлении ребенка чайной ложечкой. Правы ли они? Нет, и это станет очевидным после первых же посиделок за столом. Первый прикорм называют самым тяжелым и непродуктивным, во всяком случае, для малыша. Судите сами, ему дали приспособление, которое хочется изучить, прежде чем попасть им себе в рот. В таких условиях вся еда, которая и попадает на него, впоследствии падает на пол, на вещи грудничка и. прибавляет маме работы.
А ведь от нее можно было бы избавиться, купив первые ложечки для грудничков. Они неглубокие, а порой даже практически плоские. Знаете почему? Чтобы смесь, которую ими пытаются донести до рта, меньше пачкала все вокруг. В конце концов, в этом возрасте предлагают преимущественно пюрешки, а они отлично липнут и к плоской поверхности, чем и избавляют от стрессов, ненужного труда.
Предъявляются к этому столовому прибору и другие требования, в том числе удобство. Для малыша – это, в первую очередь, размер. Обратите внимание, что ложки и вилки для детей продаются в упаковках с надписями о том, для какого возраста они рекомендуются. Самые маленькие – для деток с 4 месяцев. Начинать можно с них, но если ребенок совсем не может совладать с подобным предметом, есть смысл «перепрыгнуть».
Ложки для деток в возрасте 1 – 1,5 года выпускаются с немного изогнутой ручкой, где круглая часть (на ней лежит еда) и удлиненная (за нее мы держим) находятся в одной плоскости. По сути, это прототип взрослой ложки, и он невероятно удобен. У ложек для деток помладше ручка выгнута вверх. Это сделано специально для того, чтобы облегчить работу маме (считается, что она сама будет до года ею кормить).
Детям такими ложками есть обычно неудобно, но нельзя забывать о том, что все они разные. Именно поэтому нужно пробовать разные варианты. Быть может, именно Вашему малышу немного непрактичный придется по вкусу.
Кстати, выбирая ложки, обратите внимание на термо-приборы из силикона. Если на них попадает слишком горячая еда, они меняют цвет, сигнализируя об этом. Заслуживают внимания и модели с прорезиненными ручками – они не выскальзывают из неумелых ручек.
К слову на первых порах нужно иметь хотя бы две ложки. Одну – для ребенка, вторую для мамы – чтобы процесс шел быстрее. И это без учета дополнительных приборов на смену падающим.
Тарелочки для первого прикорма делают из пищевого пластика. И пусть материал критикуют за неэкологичность, он выигрывает у стекла, фарфора и металла хотя бы тем, что не бьется при падении и не нагревается.
Основные требования, которые к ним выдвигаются:
- удобство – порции для первого прикорма маленькие, поэтому и тарелки должны быть неглубокими (с них удобнее будет есть);
- устойчивость – рассмотрите варианты с прорезиненным дном, обеспечивающим противоскользящий эффект (думаю, почему, рассказывать не стоит);
- привлекательный внешний вид – тут, как говорится, на любителя, но на форумах мамы пишут, что их дети охотнее ели из посуды, которая им самим приглянулась в магазине.
В конце концов, именно поэтому в продаже есть варианты в голубом цвете для мальчиков, и в розовом – для девочек.
Больше всего на рынке – махровых. Они мягкие, красивые, но не практичные, так как защищают только от еды, но не от воды. Другое дело – слюнявчики с подкладом из клеенки или из плащевки. Есть модели, которые закрывают не только грудь, но и руки, шею. Также разработаны слюнявчики с карманчиком. Их преимущество – в том, что как раз в него и собирается жидкость, оставляя все вокруг сухим.
Какой выбрать – дело вкуса. Причем не только Вашего, но и малыша. Есть дети, которые напрочь отказываются надевать неугодные им одежки.
С какой пищи начать
Чтобы облегчить процесс обучения и себе, и ребенку, следует первым делом предложить ему пюрешки, кашки, творожок. Они не выпадают из ложки, а зачерпывать их самому – одно удовольствие. Кусочки пищи не подойдут, их будут пытаться брать ручками.
Также важно следить за температурой пищи. Для молочных и безмолочных каш, овощных и овоще-мясных пюре она должна составлять 30 – 37С. Есть мнение, что чем ближе температура еды к температуре тела, тем легче эта еда усваивается, но ориентироваться только на него не стоит. Попробуйте съесть теплый творог, и Вы с этим согласитесь.
Как быстро научить кушать самостоятельно
Нужно усвоить, что научить ребенка есть ложкой самому в 6 месяцев или в год не получится. Ему нужно время попрактиковаться, а Вам – терпение все выдержать. Чтобы обучение прошло максимально гладко, есть смысл следовать простым правилам и:
- Правильно выбирать время. Ребенок будет охотно держать ложку, если он полюбит сам процесс поедания пищи. Если это ему в тягость, о чем будет свидетельствовать употребление блюд под мультики, можно и не начинать. Лучше дождаться более благоприятного периода.
- Показывать пример. Дети учатся, подражая. Усадите кроху за стол, дайте ложку и возможность покопаться ею в Вашей тарелке, и результат не заставит себя долго ждать.
- Не торопить. Пусть Ваня из 10-й квартиры в 12 месяцев сам ест суп, а Валя из 5-й – в полгода пюре, спешить за ними не стоит. И ругать за медлительность тоже. Для малыша прием пищи – это не просто насыщение, но и игра, так дайте ему немножко поиграть, получив от столового прибора удовольствие. Ребенок должен полюбить его, и тогда у него все получится.
- Подбадривать. Размазанная каша по столу, на полу, на слюнявчике. Дети умеют ею играть, но ведь даже на первых порах делают успехи. Похвалите за них, вселите уверенность в своих силах, и все это окупится сторицей.
- Не забывать про индивидуальность. Пусть в литературе написано, что к 1,5 годам нужно научить ребенка есть ложкой, начав процесс в 9 месяцев, Ваш малыш в эти правила может не вписаться. Да и не только Ваш. Многие дети сначала кормят игрушки, родителей, стол, прежде чем отправить ложку себе в рот. Это нормально.
- Помогать. Если крохе тяжело орудовать столовым прибором самому, есть смысл ему помочь. Возьмите его ручку с ложкой в свою руку и продублируйте ею все движения. Быть может впоследствии придется повторить все не раз, но оно того будет стоить.
- Тренироваться. Знаете, где можно оттачивать нужный навык? В песочнице. Захватите с собой ведро и лопатку, ведь процессы так похожи.
- Заинтересовывать. Дети любят глазами. Предложите им красиво оформленные блюда, и Вы сами во всем убедитесь. Другой вариант – пообещать сюрприз после опустошения тарелочки. Последним может выступать рисунок на ее дне.
- Запасаться терпением. Процесс обучения еде из ложки – не легкий. К тому же он утомителен, хотя бы с той точки зрения, что маме после него нужно все перемывать. Чтобы минимизировать вред, достаточно подобрать место для приема пищи. В идеале, на полу там не должно быть ковров, а вблизи – легко пачкающихся обоев. Есть и другой вариант – обновить ремонт после обучения.
Ниже прилагается видео, иллюстрирующее, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.
Сколько времени нужно, чтобы малыш научился
Медики уверены, что на все про все нужно 9 месяцев (исходя из правила о начале обучения в 9-месячном возрасте, чтобы добиться успеха к полутора годам). На практике все индивидуально. Большинство детей учится до 2 лет. Кто-то пытается и отказывается. И тут главное, не давить, а докормить самостоятельно, а затем повторить попытку через время. В противном случае, сформируется отвращение к еде.
В этом уверен и Комаровский. По его словам, ориентироваться нужно именно на ребенка. Когда тот действительно захочет есть сам, он легко и просто всему обучится.
Как быстро научить ребенка есть ложкой самостоятельно?
сайт для родителей
«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »
Духовное развитие ребенка
Душевное развитие ребенка
Физическое развитие ребенка
Актуальное
Последние комментарии
Самое популярное
- Логические и занимательные задачи (300 задач) – 3.6 млн.
- Что делать, если ребенок не хочет в детский сад – Юлия Василькина – 434.5 тыс.
- Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка – Елена Сосорева – 379.6 тыс.
- Развитие мелкой моторики у детей – 352.5 тыс.
- Раннее начало половой жизни. Добрачные связи – 343.2 тыс.
- Резус-конфликт во время беременности – 265.7 тыс.
- Если малыш плачет без причины – Алевтина Луговская – 213 тыс.
- Развиваем мелкую моторику у малышей – Ирина Ермакова – 194.7 тыс.
- Чтобы ребенок не был трудным – Татьяна Шишова – 149.8 тыс.
- Ребенку годик: брить или не брить? – 145.5 тыс.
Сейчас в разделе:
Всего записей: 1450
Как научить ребенка есть ложкой?
Один из первых навыков самообслуживания, который осваивает маленький ребенок — это умение пользоваться столовыми приборами. Большинство детей уже в полгода начинают «замечать» ложку и тянутся к ней, некоторые, заполучив этот предмет, даже пытаются использовать его по прямому назначению, но координация движений еще подводит, и попытки терпят крах. Родителям придется немного подождать, прежде чем их чадо овладеет искусством пользования ложкой.
В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно?
Точно на этот вопрос ответить никто не может, ибо он строго индивидуальный, но если говорить о тенденциях, то они таковы: большинство малышей начинают кушать без посторонней помощи в возрасте от года до полутора лет. Быстрее учатся владеть ложкой те дети, которым родители не возбраняют совершать попытки есть самостоятельно хотя бы руками: это «свинячество» на самом деле тренировка координации.
Когда можно начинать?
Тогда, когда мама видит, что малыш к этому готов. То есть: ребенок может самостоятельно сидеть на стульчике, он способен держать в руке и кушать печенье, кусок хлеба или фрукт, его движения уже достаточно скоординированы и он без проблем «попадает» в рот. Ориентировочно это возраст около 8 месяцев, у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. В любом случае родителям не стоит ни подгонять, ни тормозить этот процесс, пусть все идет своим чередом. Излишняя опека будет мешать ребенку учиться есть самостоятельно, особенно опека со стороны бабушек: иные любвеобильные бабушки готовы кормить ненаглядного внучка с ложечки чуть ли не до института. Ничего хорошего в этом, конечно, нет.
Как проходит процесс приучения?
По-разному. Родителям следует быть чуткими и уметь подстраиваться под навыки и интересы малыша, чтобы использовать их для обучения. Когда ребенок начинает обучаться пользоваться столовыми приборами, то на кормления уходит больше времени. Процесс обучения займет не один день, и будьте готовы к тому, что у вас увеличится количество стирки и уборки: попутно с собой малыш не забудет покормить и кофточку, и любимого мишку, прольет треть супа на стол и еще и пошлепает по нему руками. Это нормально. Поощрять это, конечно, нельзя, но и разыгрывать великую драму тоже: разговаривайте с ребенком шутливым тоном, поощряйте успехи и ласково журите «неаккуратного» мишку, который еще маленький и «не умеет» кушать ложкой.
Что нужно купить?
Как только ребенок переходит с грудного молока на общий стол, его надо приучать есть на кухне или в столовой. Никаких на горшке, перед телевизором, в кроватке и т.п. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик для кормления. Магазины предлагают достаточное количество вариаций: это может быть отдельная разъемная конструкция стул+стол, это может быть стул, привинчивающийся к столешнице «взрослого» стола, это может быть высокий стул с откидной столешницей — на ваш выбор, кому что подходит. Не рекомендуется кормить ребенка сидящим на руках у взрослого.
У ребенка должна быть собственная посуда, из которой будет есть только он и никто больше. Нужно купить одну или несколько тарелок (три вполне достаточно, больше не надо), ложечка и вилочка. Нож ему давать пока рано. Эти предметы должны быть из пищевого термостойкого пластика, не бьющиеся, не колющие и не режущие. Тарелки должны быть достаточно глубокими с высокими бортиками, потому что дети набирают в ложку еду, ведя краем ложки по бортику, чтобы не упало. Поскольку малыши едят долго, то хорошо приобрести тарелку с подогревом: в низу тарелки есть емкость, в которую заливают горячую воду и пища дольше сохраняет тепло.
Чашку следует покупать из серии «непроливаек» со специальной крышкой и двумя ручками: такую чашку удобно держать и, если что, содержимое не прольется. А специальный сосок на крышке учит ребенка пить глотками, а не сосать жидкость. Емкость чашки должна быть 125-150 мл, чашку большим объемом ребенку будет тяжело удерживать.
Нагрудник — он убережет одежду от пролитых и опрокинутых блюд. Особенно хороши нагрудники с загнутым вверх низом, где, как в ковше, скапливается все, что полетело из тарелки мимо рта. Они изготавливаются из мягкого и гибкого, легко моющегося материала.
Как научить ребенка есть самому?
Начинать следует с ложки. Вилку целесообразно давать уже после того, как ребенок овладеет ложкой, хотя некоторые дети, напротив, учатся самостоятельному приему пищи, начиная с вилки: им удобней накалывать на нее кусочки котлет, овощей, мяса. Учить пользоваться ножом следует в последнюю очередь, когда ребенок будет уверенно владеть руками. Разумеется, нож тоже должен быть неострым.
Лучший способ обучения — наглядный пример. Ребенка следует сажать за стол в то же время, когда садятся все члены семьи. Такая компания малышу будет приятней и ему будет веселее кушать со всеми вместе. Маленьких детей нельзя оставлять за едой одних: они могут подавиться. Во время приема пищи ребенок должен сидеть в зоне досягаемости для взрослых, чтобы в случае необходимости те могли легко контролировать происходящее.