Как научить ребенка любить свою страну?

Как научить ребенка любить свою страну?

Как научить ребенка любить свою страну?

Современные дети живут в мультинациональном мире. Вместе с родителями они путешествуют по разным странам и континентам, учат новые языки, приспосабливаются к новым культурам. Но очень важно помнить, что у маленьких россиян есть своя Родина – слово с большой буквы. Кто и как должен взрастить в подрастающем поколении патриотические чувства и как не «перегнуть палку» в этом весьма деликатном занятии?

С чего начинается Родина?

«Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок, речки небо голубое – Это все мое, родное!» Детское стихотворение олицетворяет собой первые шаги в познании ребенком своей Родины. Именно с помощью простых слов, игр, песен маленькие дети запоминают, что окружающий их мир – это не только игровая площадка, но и нечто большее – их дом, их Отечество. Конечно, дошкольникам сложно объяснить абстрактное понятие – «Родина», проще заменить его на более доступные «родной дом» или «родная страна».

Детские психологи и педагоги рекомендуют воспитывать в своих детях патриотизм с самого раннего возраста. То, что закладывается родителями и учителями в первые десять лет жизни ребенка, останется с ним на протяжении долгих и долгих лет.

Что такое «любовь к Родине» и как ее воспитать

«Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая Советская Энциклопедия, 1969—1978).

Каждый человек по своему понимает словосочетание «любовь к Родине», а каждая семья формирует свое уникальное видение страны как Отечества. Дети получают первые знания о своем государстве именно от родителей, родственников, и лишь потом – от учителей и друзей. Смотрят ли бабушка с дедушкой по вечерам новости? В каком ключе они обсуждают происходящее? Посещает ли вся семья торжества по поводу государственных праздников, участвует ли в выборах органов власти – все это откладывается в голове наших детей и воспроизводится в последующие годы в социуме.

Самый прочный фундамент здравого национального самоощущения строится в семье. Если отец постоянно подчеркивает негативные черты той или иной нации, мать мечтает жить за границей, а бабушка и дедушка ругают правительство, ребенок, несомненно, впитает это отношение и будет копировать его, часто даже неосознанно, во взрослой жизни. В зависимости от социального опыта, негативная установка у ребенка, а затем и подростка, может выплеснуться наружу совершенно неожиданным образом: от банального осквернения памятников истории до участия в радикальных националистических группировках.

Здоровое национальное самосознание и уважительное отношение к людям других наций и народов позволяет ребенку самостоятельно понять, что для него значит родная страна и ее жители, как он будет относиться к отечественной истории, захочет ли он в будущем гордиться своей национальной принадлежностью.

Как научить ребенка любить свою страну

Картину мира для детей рисуют взрослые, поэтому в первую очередь необходимо следить за гигиеной речи и не позволять себе оскорбительного отношения к символам государственности, отечественной истории и национальным событиям. Например, если ко Дню Победы жители мегаполиса дружно вешают себе на одежду Георгиевскую ленточку, то ребенку наверняка будет любопытно узнать зачем, и, скорее всего, захочется повесить себе такую же. Не следует отмахиваться от его любопытства: расскажите малышу, что означает этот полосатый кусочек ткани для русского народа и почему его нельзя бросать или портить.

Объясняйте ребенку, что происходит в стране доступным языком: почему объявлен траур по погибшим в катастрофах, зачем запускают салют на дни городских и государственных праздников, почему поздравляют ветеранов на 9 мая. Привлекайте детей к участию в городских субботниках – это поможет воспитать бережное отношение к природе; вместе дарите цветы участникам войн в дни памяти и торжеств, устраивайте детям учебно-развлекательные мероприятия, посвященные национальной культуре и творчеству – так вы будете культивировать в ребенке уважение к старшим, ветеранам и национальной самобытности.

Знакомьте детей с историей своей Родины. Объясните, чем лучше дети будут знать ее, тем проще им будет понять значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Так, дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, смогут путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны.

Огромное влияние на становление личности ребенка оказывает, конечно, образовательное учреждение – детский сад, школа, лицей, затем колледж, университет. Те пробелы в патриотическом воспитании, которые не заполнила семья, может заполнить учебное заведение.

Вы, как родитель, можете непосредственно влиять на организацию дополнительных мероприятий в школе. Обсудите с классным руководителем возможности посещения музеев, выставок, представлений, организуйте участие школьников в исторических реконструкциях или съемках исторических фильмов. Со своей стороны мотивируйте ребенка участвовать в школьных инициативах – сыграть роль в школьном спектакле о войне, нарисовать стенгазету о местной природе, сделать макет отечественной бронетехники и т.д.

«Но» в патриотическом воспитании

Во всяком деле нужно знать меру. Это касается в том числе и патриотического воспитания детей. Существует очень тонкая грань между здравым национальным самосознанием и национализмом. Прививая ребенку любовь к Родине, никогда не следует сравнивать себя с другими народами, особенно в негативном ключе. Противопоставление «мы—они» рождает скрытую неприязнь. Если в течение жизни ребенку доведется столкнуться с конфликтной ситуацией с участием «нерусских», то неприязнь может перерасти в нетерпимость ко всей нации в целом.

С другой стороны, именно в детском саду и школе дети могут получить первый (и самый запоминающийся) негативный опыт в плане национальной самоидентификации. Ребенка могут дразнить за принадлежность к определенному народу, указывать на характерные черты, свойственные той или иной нации, при этом, обидчики зачастую даже не понимают смысл оскорблений, а просто вторят тому, что слышали от взрослых. Задача учителей в подобных случаях – контролировать и наставлять. Грамотные педагоги и детские психологи умеют найти подход и к обидчикам (объяснить, привести пример, даже наказать) и к «жертвам» (поддержать, научить не относиться серьезно к обидным словам).

Для того чтобы уравновешивать патриотические чувства ребенка, следует уделять внимание и другим культурам. Мягко, без давления, покажите ребенку, что мир велик и столь же велико разнообразие людей, в нем живущих. Отмечайте положительные черты у тех или иных национальных групп (особенно тех, которые представлены в нашей стране), рассказывайте им об истории разных народов, ни в коем случае не запрещайте детям дружить и играть с детьми других наций.

Любовь к Родине, патриотическое воспитание – это часть развития личности маленького человечка, поэтому любые девиации в поведении следует отслеживать, а затем выяснять причину.

Консультация для родителей ” Как научить ребенка любить Родину”
статья на тему

Воспитываем патриотизм в детях

ВложениеРазмер
kak_nauchit_lyubit_svoyu_rodinu.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

« Как научить любить свою Родину».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, одним из которых является чувство Родины.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, при этом особо выделяя наиболее характерное и важное для данной местности.
Любой край, область, город и даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, город. Прежде всего, это история, традиции, достопримечательности, памятники, лучшие люди.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, и, следовательно, воспитанию любви к своей стране.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В дошкольном возрасте воспитание любви к Родине – это прежде всего воспитание в ребенке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности. Если ребенок ни к чему не привязан, как научить его патриотизму? Это будет здание на песке. Воспитывать чувство привязанности к дому, к детскому саду, к любимому уголку, игрушке. Чтобы у малыша были вещи, которые он любит, о которых вспоминает. Знакомя ребенка с улицей, на которой он живет, рассказать о том, кто строил дома, магазины, библиотеки, школы, детские сады, почему называется улица так, а не по-другому, познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.

Рассказать, какими природными ресурсами богат наш край, какие предприятия находятся в нашем городе. Научить ребенка любить Родину – это прежде всего научить любить родные места, гордиться людьми, живущими и работающими в городе, в стране, ощущать неразрывность с окружающими, желание сохранить и преумножить богатства своей страны.

Познакомив ребенка с особенностями родного края, пробудив в сердце любовь к нему, показать всю страну, воспитать любовь к отечеству можно только тогда, когда будешь умело сочетать наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире открывает ребенку окно в мир, помогает делать необходимые обобщения, способствует пробуждению чувств.

Работа по патриотическому воспитанию так же связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны быть смелыми, сильными, ловкими и здоровыми. Развитие этих качеств решается через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность очень важна для воспитания будущего гражданина. Труд ребенка не велик и несложен. Но он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для группы, для детского сада и т.д. Труд с общественной мотивацией следует организовать не только в детском саду, но и дома систематически.

Формируя бережное отношение к природе (уход за животными, выращивание цветов, подкормка птиц и др.). Сочетание с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая свой участок, клумбу, двор, улицу.

Работа по формированию патриотических чувств происходит эффективнее, когда установлена тесная связь между детским садом и семьей. Родители не только помощники, но и равноправные участники в формировании детской личности. На прогулках всей семьей они могут познакомить детей с достопримечательностями города, посетить музеи, выставки, памятники, рассказать о своей работе, о труде других людей, сходить в поход, побывать на экскурсии в другом городе и т.д.

Как научить родину любить!

Когда речь заходит о собственном благосостоянии и «положении в обществе», все благие намерения становятся камушками, которыми вымощена дорога в ад. Правда, это очень комфортный и благополучный ад, в котором вкусно естся и сладко спится. Так как же убедить подростка в том, что «Бентли» и трех­этажный особняк — не главное в жизни? И вообще, а стоит ли его настраивать на это? Не окажем ли мы тем самым любимому чаду медвежью услугу? На эту непростую тему беседа с нашим постоянным консультантом-психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой.

— Прежде чем говорить о воспитании патриотизма, я бы сначала поговорила о душе и о том, в каком состоянии она находится у современного человека. Потому что понятие патриотизма относится не к области рационального и не к инстинктам, а именно к душе. Начнем с того, что среднестатистический современный человек не историчен. Чаще всего он практически не ощущает своей сопричастности ни к предкам, ни к истории страны. Он погружен в заботы и задачи дня сегодняшнего. Тогда что же такое вообще современный человек? Тот, который умеет пользоваться компьютером и всевозможными гаджетами, одет в соответствии с современной модой? Но в таком случае мы видим очень ущербную и просто слаборазвитую личность. Личность, которая отказалась от своей духовности.

— А эта личность, сидя в своем «Бентли» и пользуясь всеми своими гаджетами, ответит вам милым стишком Бориса Заходера: «Да вы же бандиты! — Не спорим — бандиты. Зато мы обуты, одеты и сыты. Вон мальчик на нас как печально глядит. Жалеет, бедняжка, что он – не бандит»… Сейчас не девяностые и не о бандитах речь у нас, но подставьте вместо слово «бандит» слово «потребитель» и получите то же самое.

— В нашем бессознательном есть место, принадлежащее сакральному, духовному, и Карл Юнг это доказал. И если это место занимает что-то другое, то происходит расчеловечивание. Это прозвучит банально, но без Бога в душе человек перестает быть человеком. Считается, что глаза — это зеркало души. Вспомните, как у нас принято говорить о западном человеке-потребителе: у него вместо глаз по доллару. К сожалению, у многих наших соотечественников глаза тоже начинают напоминать американскую валюту. Им кажется, что они «одеты, обуты и сыты», но при этом происходит колоссальное внутреннее обнищание, с которым они неминуемо столкнутся, и это может стать для них настоящей катастрофой.

— А нельзя ли как-то поконкретнее, к чему именно может привести вот это внутреннее обнищание?

— Как правило, у таких людей не бывает счастливых браков. Счастье — это вообще понятие нематериальное, к благосостоянию не имеющее никакого отношения. Можно испытать счастье, играя в снежки с ребенком, слушая любимую музыку, просто сидя рядом с мужем на диване. Но потребитель лишен душевного наполнения, он заменяет его чисто внешними удовольствиями. Но удовольствия, в отличие от душевной близости, надоедают и приедаются, оттого и начинается безудержная гонка за новыми, более яркими и острыми ощущениями. В таких семьях очень часто у каждого есть своя функция. Глава семьи должен обеспечивать деньгами, жена — создавать ему достойную «вывеску», дети должны отлично учиться. Но при этом всем очень одиноко и холодно, потому что душевного энергообмена не происходит.

— По-моему, сама психология потребительства ведет к разводам. Молодые люди женятся, а потом вдруг выясняется, что муж не может обеспечить жене ту жизнь, о которой она мечтала до свадьбы. Причем ее даже не волновало, сколько он зарабатывает, просто в ее сознании при помощи фильмов и рекламы сложился стереотип того, какой именно должна быть жизнь…

— Тут еще вопрос: а почему эта девушка выходила замуж? Не потому ли, что «все подруги замужем» или просто «пора уже»? Опять это своего рода функция, продиктованная социумом, а настоящих чувств, настоящей душевной близости и в помине не было. У нас сегодня оказались выхолощены самые важные, сакральные события жизни. Я как-то была на крестинах и пришла в ужас от того, что сразу после таинства мужчины стали рассказывать скабрезные анекдоты, а мама ребенка так и не выучила ни одной молитвы. Это было даже не данью традициям, даже не просто ритуалом. Это было совершенно механической функцией: ребенка надо окрестить, так все делают. Мы теряем самое главное, что наполняет нашу жизнь: человеческие отношения, общение с близкими, с детьми. Но если это утрачивается и перестает быть ценностью, то о каком воспитании патриотизма может идти речь? Человек укореняется не в родине, не в истории предков, не в культуре, даже не в семье, — он укореняется в вещах, которым начинает служить.

— В таком случае родиной становится то место, где этих вещей больше и качество их выше…

— Я бы даже сказала, что для них просто родины не существует. Поймите правильно, я же не говорю, что переезд в другую страну это обязательно предательство. У меня родственник уже двадцать лет живет в Австралии, у него там две внучки родились, причем отец их — итальянец. Так вот девочки говорят на трех языках: английском, итальянском и русском. Они никогда не были в России, но много знают о ней от близких. Знают культуру, традиции, в их семье отмечается и католическое, и православное Рождество. Так могу ли я считать, что мой родственник отказался от родины? Он остался русским до мозга костей. Ну, так сложилась жизнь, что ему пришлось уехать далеко от России. А наши великие писатели и поэты, вынужденные эмигрировать? Они же и на чужбине продолжали искренне любить родину, а творчество их вошло в нашу культурную сокровищницу. Укорененность в родной культуре и родной истории можно ощущать где угодно. Можно, как Вертинский, отправить в Советский Союз целый эшелон медикаментов, когда началась Великая Отечественная война. Можно, как Деникин, умолять разрешить ему сражаться в рядах Красной армии против фашистов хоть рядовым. А ведь и Вертинский, и Деникин на тот момент жили за рубежом, в эмиграции…

— …да, и можно, как Набоков, будучи нобелевским лауреатом, принципиально жить в эмиграции только в отелях, объясняя это тем, что дома у него за границей по определению быть не может. И кто посмеет сказать, что они не были патриотами?

— Детям, особенно подросткам, историю надо рассказывать честно. Да, надо объяснить, почему тот же Деникин или Набоков оказались за границей. Потому что именно честный исторический контекст позволит в полной мере прочувствовать и оценить их патриотический порыв. Потому что на примере того же Деникина можно показать, что истинный патриот никогда не смешивает понятия власти и родины. И если Родина в опасности, то надо забыть все свои претензии к власти и встать на защиту родной страны. Очень важно, чтобы история обретала конкретные живые лица, чтобы она не была формализована. Почему у нас принято поздравлять ветеранов только девятого мая? Разве в этой ­войне нет других великих дат, великих побед? Страшно, когда искренний порыв души подменяется механической функцией.

— Вот один недавний пример. Девушка пытается разыскать подругу детства, которая сейчас живет в Америке. Находит ее маму, говорит, как мечтает пообщаться с подругой, и слышит в ответ: «Она тоже с тобой с удовольствием пообщается, но только на английском». Такое вот условие. Это что, желание стать американистей самих американцев?

— Прежде всего, это колоссальный комплекс неполноценности. Внутренне зрелый и самодостаточный человек никогда не станет комплексовать по поводу своей национальности или своего благосостояния. Само по себе желание «стать, как все» наводит на печальные мысли. Но тут ведь еще какая-то патологическая готовность отказаться от родных корней, от предков, от культуры. Эта девушка убеждена, что если будет говорить только по-английски, одеваться и вести себя, как американка, то станет «своей». Но это утопия! Она так всю жизнь и будет «делать вид», изо всех сил стараться соответствовать американским стандартам. Самое смешное, что в любой стране мира будут ценить и уважать человека, который ценит и уважает себя, свою историю, свою культуру.

— А чем все-таки грозит отказ от своей истории и своей культуры?

— А вы представьте себе большое раскидистое дерево с мощными корнями, которые уходят глубоко в землю. Эти корни питают его, доставляют влагу и необходимые питательные вещества. Что будет, если перерубить их? Оно просто засохнет. Отказываясь от своей родины и своего рода, мы отказываемся от огромного пласта коллективного бессознательного. Мы, в сущности, обнуляем себя. И еще: объясните ребенку, что инфантильный человек всегда найдет виноватых в своих бедах: родину, государство, соседей. Вместо того, чтобы взглянуть на себя.

Как научить ребенка любить Родину.

Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любови к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения. Многогранность любви к Родине проявляется не только в привязанности человека к определенному географическому месту. Эта любовь состоит также из особых чувств к маме, папе, другим дорогим людям, к своему дому, городу, где живешь, природе и стране. Любовь к родным местам входит в круг общечеловеческих ценностей. Любовь к Родине имеет самые глубокие исторические особенности.

Воспитать у ребенка любовь к Родине должны родители и взрослые, которые наделены подобными полномочиями. Это – учителя, воспитатели, наставники и др. Но в воспитании у ребенка любви к Родине главную роль играют родители. Именно от их отношения к Родине, как они демонстрируют свои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у него могут проявиться и другие чувства, например, сопричастность и уважение к своему краю. Любовь к Родине, привязанность к месту рождения, уважение к своему языку, традициям и культуре – эти понятия включаются в один термин «патриотизм».

Воспитывая в ребенке патриотические чувства, нужно поддерживать в нем постоянный интерес и любопытство ко всем событиям, которые происходят в стране. Необходимо беседовать с детьми обо всех случаях и явлениях, происходящих в общественно-социальной и общественно-политической жизни государства. В будущем все эти явления станут для него интересными и близкими.

Нельзя любить Родину, но при этом не ощущать с ней тесной связи. Для этого ребенок должен знать, как любили, берегли и сражались за Родину их дедушки и бабушки. Глубокое чувство любви к Родине всегда живёт в людях, именно это чувство и «заставляет» их проявлять заботу о Родине.

Почему нужно воспитать у ребенка любовь к Родине? Потому что такое воспитание является результатом долгой и целенаправленной деятельности. Поэтому патриотические воспитание нужно начинать с самого раннего детства. Еще в древности детям старались внушить, чтобы человек был счастливым, ему нужно счастливое Отечество. В настоящее время и в детских садах, и в школах делается очень много полезного в этих целях.

Сейчас возрождаются многие забытые национальные традиции, изучаются и восстанавливаются исторические ценности. В области формирования патриотических чувств одним из главных факторов в приобщении детей к историческим ценностям является знакомство ребенка с его родословной. Дети должны начать патриотическое обучение еще в дошкольном возрасте. С ранних лет в них надо формировать ответственность и чувство долга по отношению к родным и Родине. Специалисты утверждают, что еще в самом раннем возрасте в ребенке пробуждается заинтересованность ко многим вещам. Также с этого момента начинается познание ребенком многих нравственных ценностей, основанных на любви к родным местам. Патриотизм ребенка формируется концентрацией многих знаний, а также единством поведения и отношений.

Вопрос: «Как воспитать у ребенка любовь к Родине? » имеет один универсальный ответ. Сначала нужно научить ребенка быть добрым, ответственным и неравнодушным. Нужно пробудить в нем к чему-либо чувство привязанности. Но прежде необходимо «научить» ребенка видеть красоту, которая окружает его. Ребенок, не любящий природу, не сможет полюбить Родину. Чувство восхищения богатствами окружающей среды и дарами природы являются предшественником настоящего патриотизма. Здесь термин «научить» имеет лишь условный характер. Никто не должен насильно сажать ребенка за парту и объяснять ему красоту цветка или дерева. «Обучение» проводится каждый день и в ненавязчивой форме: во время прогулки, в походе в лес или путешествуя по местным достопримечательностям.

Ребенку можно показать исторические и культурные памятники родного города или рассказать ему о героических подвигах дедушки, который совсем юным защищал Родину от фашистских захватчиков. При этом каждый конкретный поход или рассказ должен ассоциироваться с Родиной. Ведь самые яркие и позитивные переживания человек получает в детском возрасте и хранит это в памяти. Именно поэтому с малых лет человеку нужно увидеть красоту родных мест и узнать историю своей Родины и семьи.

Взрослые должны научить ребенка видеть достопримечательности, замечать окружающую красоту, отмечать неповторимые особенности родной улицы и своего города. Эта работа осуществляется каждый день воспитателями и учителями, а родители закрепляют все это, выражая свое отношение к увиденному, услышанному и изученному детьми. В ребенке будут формироваться гражданские чувства.

Таким образом, любовь к Родине у ребенка формируется в первые годы его жизни. На зарождение этого чувства влияет патриотическая атмосфера, которая наблюдается в семье, в школе, в детском саду и т. д. Особое внимание ребенка привлекает жизнь и работа окружающих людей на благо Родины, события, которые происходят в государстве, национальные праздники, спортивные соревнования и др. Помимо того, высокий эмоциональный подъем вызывает контакт ребенка с природой.

Взрослые должны помнить, что если они искренне любят свой родной край и демонстрируют эту любовь своим детям, тогда их дети тоже будут сильно любить Родину, а патриотизм не будет для них пустым понятием. Необходимо постоянно показывать детям привлекательные стороны любви к родным местам и окружающей среде. Вот тогда можно полностью быть уверенным в том, что их дети станут самыми достойными гражданами своей Родины. Важно помнить, что патриотизм является выражением единых чувств граждан страны в форме национальной гордости, а также в виде уважительного отношения к другим народам. Например, самым ярким выражением патриотизма можно назвать выражение чувств любви и гордости людей после полета первого человека в космос.

Классный час “Как научить любить свою Родину и быть её патриотом”

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Классный час «Как научить любить свою Родину и быть ее патриотом».

Патриот – это человек, служащий своей Родине.

Цели: Выяснить, что такое патриот и в чём проявляется патриотизм.

1. Развивать познавательный интерес к своей Родине.

2. Расширение кругозора учащихся.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Воспитывать у учащихся патриотические чувства.

Основные понятия: Родина, патриот, патриотизм

Стихотворения о Родине

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём.

1.Вступительное слово. Сегодняшний наш разговор, ребята, о ней, о Родине. Родина не всегда занимает в жизни человека почетное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ею дышишь, пьешь воду из ее родников, осязаешь и ощущаешь ее красоты, дышишь ежедневно ее воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от нее, ты видишь ее во сне, вспоминаешь все то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.

Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.

– Какого человека мы можем назвать патриотом? (Учащиеся дают определение слову «патриот»).

– А как вы считаете, что значит быть патриотом?

-Патриот – это человек, знающий свой язык, обычаи

-Патриот – это человек, испытывающий гордость за успехи и достижения своей страны

-Патриот – это человек, который готов стать на защиту своей Родины

Учитель.- Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю?
– Можно ли быть патриотом вне своей родины?
– Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?
-Как научиться проявлять уважение к труду предков, сохранивших для нас и этот мир, и эту страну?
-Как научиться быть достойным их праху, их памяти

Обо всем этом сегодня наш разговор.

2. Методика незаконченных предложений.

Моя Родина – это…

Я знаю, что моя Родина много…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

Я благодарен(а) своей Родине за то, что

3.Разбор ситуаций
Ситуация 1.
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

Ситуация 2.

В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь?

Ситуация 3.
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?

Ситуация 4.
Чаще всего учащимся на вопрос о том, какой персонаж из художественной литературы вам нравится больше всего, дети отвечают: «Гарри Поттер». Когда учитель просит учащихся привести примеры из отечественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают. Ты можешь им возразить?

Ситуация 5.
Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь прав учитель или не прав?

4.Просмотр презентации «Я -патриот»

Когда ты произносишь слово «Родина», что ты можешь себе сразу представить?

Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если – да, то почему?

Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?

Кого из известных тебе людей можно назвать патриотом своей Родины?

Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?

Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины? В чем это проявляется?

Интересуешься ли ты историей, культурой своей Родины?

Поддерживают ли тебя родители в этом?

Какие памятные места твоей Родины ты посетил(а), чем тебе это запомнилось?

чтобы о своей Родине ты хотел с гордостью рассказать, если бы у тебя была возможность встретиться со своим сверстником – представителем другой страны?

6. Игра «Что я сделаю для Родины»

Дети разбиваются по парам, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом, как в игре ручеёк. Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет. После его ответа дети поднимают руки, водящий выбирает одного из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

– Я посажу дерево;

– Я буду олимпийским чемпионом, и завоёвывать победы;

– Я буду любить и почитать свою Родину;

– Я буду защищать свою Родину.

ПАМЯТКА.
Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:

Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.

Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.

Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.

Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.

Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

Итак, ребята мы сегодня с вами выяснили, что такое патриот и в чём проявляется патриотизм, к любви к Родине, к своему городу, семье и, конечно к школе.

Мы подготовили вам памятку, которые вы можете просмотреть на нашем стенде”. Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества”

Я хотела бы закончить наше занятие такими словами.

-Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто не говорил о патриотизме, всё это слова. Истина в душе.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Учим ребёнка любить Родину

Уважаемые мамы, папы. Дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданина Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Нам бы хотелось достучаться до сердца каждого и сказать, что будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной, исторической и национальной памяти.

Мы обращаемся к родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т. е неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все5 они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, – писал К. Д. Ушинский, – и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Поэтому он подчёркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами..

Родной город… . Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Какие сведения и поятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей по старше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.

Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

Как уже подчёркивалось, в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и особенно близких людей.

Такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к понимаю, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою отчизну. Родина чтит своих герое, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуть памятники

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.

Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию большей любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он – частица Родины, т.к во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины и т.д); соблюдают традиции.

Настоящий гражданин своей страны, патриот, должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним.

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребёнку помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство поможет детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни.

Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Все вместе мы поможем маленькому человеку ощутить себя гражданином великой России.

1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., – Волгоград, 2008.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., – М., 1980.

3. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., – М., 2007.

4. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. – М., 2006.

5. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., – М., 1999.

6. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., – М., 2007.

Как научить детей любить Родину

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Чувство Родины. Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Таким образом, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА

Безусловно, данная схема не отражает всей полноты работы по нравственно-патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности, и т.д. Все эти задачи включены в общую систему работы поданной проблеме.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края — то, что можно увидеть только здесь.

Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к семье и любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он — частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины и т.д.); соблюдают традиции.

Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.

К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи — участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • Ш корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • Ш семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • Ш счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. [Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. с. 4-8]

Родительский клуб. Как научить детей любить свой край

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, драматург Древней Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:

«Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражение
И другу честь умели отдавать»

К. Ушинский отмечал: «Ничто – ни слово, ни мысли, ни даже поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».

Два года назад в нашем детском саду был создан и успешно работает клуб для родителей «Азбука семьи». Для чего необходимо было открытие клуба? Ни для кого не секрет: взаимодействие воспитателей и родителей необходимо. Делать это надо ради детей. «Мы кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе» – считают они. Налицо снижение родительских функций. Родители заняты, загружены. Но разве это может стать оправданием того, что миссия быть первыми воспитателями для своего ребенка снижена до нуля?

Мы создали клуб для родителей, чтобы больше сблизиться, чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, получали советы и рекомендации по воспитанию дома. Хотелось бы, чтобы у нас было взаимопонимание и единство взглядов на ребенка и его воспитание у самих родителей.

У клуба есть своя план-программа.

Цель: объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Направления:

  • Просветительское: предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей.
  • Практически-действенное: повышать заинтересованность родителей в выполнении общего дела по воспитанию детей; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен опытом семейного воспитания), создавать условия для реализации собственных идей.
  • Организационные: составить план клуба; выявить интересы родителей, мотивацию участия в клубе; определить состав клуба путем анкетирования, тестирования, опроса; наметить сроки деятельности клуба.
  • Познавательные: привлечь специалистов (педагогов, логопеда, дефектолога, психолога) с целью формирования у родителей определенных представлений и практических умений в различных областях семейного воспитания; обмениваться педагогическими знаниями.

Принципы: участвовать в клубе на добровольной основе; учитывать пожелания и предложения участников клуба; строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности.

Заседание клуба проводится 1 раз в квартал. Название клуба «Азбука семьи» оправдывает себя, т.к. тематика подобрана по буквам алфавита от А до Я.

Каждое заседание клуба состоит из частей:

  1. Вопросы теории «Родительский всеобуч», где специалисты предлагают родителям прослушать теоретический материал по теме.
  2. Разбор психологических ситуаций «Корзина с орехами», где родителям предлагаются различные психологические ситуации в семье с детьми и способы их решения, обмен педагогического опыта.
  3. Блиц-опрос или тестирование, где мы выясняем знания родителей о детях.
  4. «Домашнее задание», где мы рекомендуем родителям различную литературу для пополнения своих знаний, что-то сделать вместе с детьми, как провести свободное время с интересом и пользой для своей семьи.

В 2008 году астраханцы отмечали 450-летия со дня рождения города Астрахани.

Такому знаменательному событию было посвящено много мероприятий в нашем детском саду, и одно из заседаний клуба было посвящено воспитанию любви к родному краю в семье. Заседания было на букву «Р» и мы назвали его «Русская Венеция».

Цель заседания: совместно с родителями понять важность нравственно-патриотического воспитания через привитие любви к родному городу и краю, расширить знания родителей и детей о своей малой Родине, порекомендовать формы взаимодействия детей и родителей по краеведению и экологии нашего региона, дать родителям возможность ощутить ценность эмоционально, духовного и познавательного общения ребенка с близкими родственниками, сопричастности к интересной истории нашего города.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

Родители подготавливают фотоальбом или газету на тему: «Лето на Волге» и поделку из природного материала или любого другого материала нашего края, посещение достопримечательностей города.

2. Организационный момент

А) тестирование: «Как мы знаем наш город?»

  1. Сколько лет городу Астрахани?
  2. Почему его называют русской Венецией?
  3. Назовите версии, что означает название города?
  4. Что означает герб г. Астрахани?
  5. Сколько башен Кремля вы знаете? (Архиерейская, Житная, «Красные ворота», Артиллерийская)
  6. Какие знаменитые люди посетили наш город? (Степан Разин, Петр I, Альфред Нобель, А.Дюма, Тарас Шевченко, А.В. Суворов, Ф.И. Шаляпин, М. Максакова, В. Барсова)
  7. Назовите известных астраханских меценатов (братья Сапожниковы, купец Губин)

Б) конкурсы

  1. Кто быстрее соберет из разрезанных картинок достопримечательность Астрахани
  2. Отгадай загадки

а) Величаво стоит он над городом
Купола покрыты все золотом. (Кремль)

б) Издалека долго
Течет река… (Волга)

в) Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам (Верблюд)

г) Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
Растет в воде он,
Нежно-розовый,
И радует своею красотой (Лотос)

д) Он большой как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз)

  • Угадай по картинке, как называется рыба, которая водится в реке Волге и поделись своим рецептом приготовления блюда из рыбы.
  • В) Заключительная песня. «Астраханский вальс». Демонстрация поделок из природного материала и фотоматериалов. Такие мероприятия формируют созидательное отношение к окружающему миру, развивают чувство любви к Родине, к своему краю.

    Главное, чтобы мы сознавали себя полноправными гражданами и хозяевами своего города, гордились им, берегли его и сознавали, что только от нас зависит его будущее.

    Как научить Родину любить

    Школьный учитель рассуждает о вопросах патриотческого воспитания и о том, насколько патриотизм связан с войной и защитой Родины от неизвестного врага.

    30 октября по сети пронеслась новость о двух волгоградских школьниках, повредивших восемь памятников на Аллее памяти земляков, погибших в период Великой Отечественной войны. Младшему из школьников всего девять лет.

    Cопредседатель регионального штаба ОНФ в Саратовской области, член Совета Федерации РФ Людмила Бокова заявила, что поступок волгоградских школьников, разрушивших памятники советским воинам, свидетельствует об отсутствии у них основных нравственных ориентиров и уважения к прошлому. По её словам, это огромный пробел в работе педагогов и семьи, школе предстоит сделать выводы и заняться патриотическим воспитанием не формально, для галочки, а по-настоящему.

    Говорить о патриотизме с каждым годом становится все сложнее. И потому, что меняется мой возраст, и потому что меняется окружающий нас мир. В детстве всё было проще и понятнее, а чувство любви к земле, на которой родился, не вызывало сомнений и вопросов.

    С другой стороны, я — учитель в государственной школе, а значит, должен в какой-то мере реализовывать задачи программы военно-патриотического воспитания. А теперь ещё и, как говорит Людмила Бокова, должен заняться этим по-настоящему, а не «для галочки».

    Читайте также :

    Ну что ж, займёмся. Открываю первую попавшуюся статью о военно-патриотическом воспитании и читаю: «Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России». Понятно, закрываю.

    Открываю следующую: «Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины».

    Не знаю, как вам, а мне страшновато от этих слов. Лично мне всегда казалось, что приставка «военно-» не должна стоять рядом с детьми и школой.

    Что мы ожидаем получить в итоге? Мне представляются эшелоны выпускников, выходящие из зданий школ, тут же получающие автоматы и сапёрки и отправляющиеся на фронт — защищать страну от неизвестного врага.

    Практически все эти патриотические идеи вращаются вокруг идей войны, армии, силы, защиты от врагов, но ведь всё это (даже защита в известной мере) — проявление агрессии. А разве может воспитание, основанное на идеях агрессии, привести к чему-то хорошему? Акт вандализма, описанный в начале этого эссе, как раз и является воплощением идеи агрессии, как мне кажется.

    Я не предлагаю отказаться от идеи патриотизма и не предлагаю ненавидеть свою страну, пусть даже мне кажется «странной» любовь к части земли, просто хотелось бы взглянуть на эту проблему с другой стороны.

    Читайте также :

    Как учитель, я абсолютно уверен, что отдельная программа патриотического воспитания школе не нужна и может привести скорее к отрицательным результатам. Почему не нужна? Потому что такая программа в школе уже есть — это курс русской литературы, русской истории и курс отечественного искусства. Разве не искусство лучше всего покажет красоту Родины и величие таланта твоих сограждан? Разве не история укажет на ошибки, которые не надо повторять? А разве есть какое-то проявление культуры, которое скажет о любви лучше, чем литература? И не о любви ли должен быть подлинный (опять вспоминается Толстой) патриотизм?

    А ещё патриотизм должен быть о воспитании. О чести и совести. О благородстве и достоинстве. О том, что маленьких нельзя обижать, а сильные не должны зазнаваться. Где ребенок должен всё это узнать? Конечно, в семье. Хочется спустить всех собак на школу, но не могут учителя, у которых свои семьи, воспитывать всех детей как своих. Мы поддержим и поможем, но начать должна семья. А пока я читаю, что в новом океанариуме на острове Русский родители сломали двигающийся макет динозавра, украли двух морских ежей и справили нужду в экспозиции «Тропический лес». Чего же нам ждать от детей? Патриотизм — явление от культуры, знакомство с которой начинается в семье. Человеку культурному не придет в голову ломать какие бы то ни было памятники: хоть своей страны, которую тебя учили любить, хоть чужой, которую тебя учили ненавидеть.

    Часто слышу, что дети, вот такие, как в «волгоградской истории», не понимают, почему надо относиться с уважением к памятникам, не понимают, почему надо относиться с уважением к истории и так далее. И это действительно так, но ведь «внушение веры в планетарную устойчивость России» здесь не поможет.

    Поможет здесь простое человеческое (только обязательно искреннее) объяснение, без лишней агрессии, без демонстративной «любви к армии», без «промывания мозгов».

    Лично для меня таким объяснением стали два события моего детства. Первое событие — это объяснение истории моего имени. Уже плохо помнятся детали, но меня, маленького, привели на Афганское кладбище в нашем городе и показали могилу человека с моим именем, памятник ему и другим, таким же молодым… Даже сейчас, вспоминая, ощущаю ком в горле, хотя и не знал никогда этого парня, погибшего в Афгане, лучшего друга моего отца.

    Читайте также :

    Второе событие — это автобиографическая повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». После этой книги мне, маленькому ребенку, больше ничего не хотелось спрашивать о войне. Никогда не забыть убитого Сашку; никогда не забыть, как красноармейцы мостили дорогу могильными плитами чеченцев. Эти красноармейцы тоже были «патриотами». Никогда не забыть, что нельзя строить счастье одного народа на несчастье другого. Но многие, к сожалению, забывают.

    Посмотрите на внешний вид этой Аллеи памяти земляков. Заросшая бурьяном полянка, к которой ведет едва заметная тропинка. И Аллеи-то нет, как таковой, название только. Но ведь она и правда имеет важное значение. Аллея памяти. А память всегда выражается в поступках живых. Почему не поставить памятники прочно? Почему не положить асфальт? Почему не продемонстрировать детям, в которых мы так стараемся воспитать патриотизм, что любовь к своей земле — это готовность сделать всё, чтобы она была лучше? Нет ответа.

    Мало говорить о любви к Родине и мало любить её на словах. И права Людмила Бокова — пора заняться патриотическим воспитанием по-настоящему. Но как это сделать — через любовь и культуру или через ружьё и шинель, нужно решить как можно скорее. Иначе Родину придется защищать от нас самих.

    Я не знаю, как научить детей любить такую Родину…

    Я учитель и классный руководитель. Беседуем с ребятами частенько на разные темы, ребята разновозрастные, от седьмого до одиннадцатого класса. Интересуюсь их мнением, что они думают о Родине, о России. В девяносто процентах ответ один –”поскорее бы вырасти и свалить из этого дурдома”. Спрашиваю, почему?

    Ответы немного разнятся, но в основном направление одно – у нас здесь нет будущего. Заработать здесь невозможно, медицина плохая, учиться дорого и не престижно, на хорошую работу потом только по блату, а если блата нет, то придется вкалывать за копейки как рабам. Молодежи никуда не устроиться. А уж о том, чтобы жить тут в старости и вовсе помыслить страшно. Пенсии либо вообще отменят, либо они будут такими, что лучше сдохнуть, чем жить на такие гроши. И еще, год армии отдай, какой-то долг Родине. Какой долг у них перед Родиной, в ум не возьмут. За все платят родители, кормят-поят родители, а долг перед Родиной. По телевизору врут, что жить хорошо, а на самом деле все не так. Да еще и высказать ничего нельзя – посадят в тюрьму. Приняли законы, чтобы власть не критиковать.

    Это слова детей. Сказывается, безусловно, то, что слышат дети на кухнях в своих домах. Как говорится, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. И никакое патриотическое воспитание, которое проводит школа, не поможет. Если папа за автомобиль налог заплатил двенадцать тысяч, а через месяц в дорожной выбоине половину ходовой оставил, и вместо поездки в Крым на майских праздниках придется эти деньги отдать на ремонт, а налог-то, по идее предназначенный для того, чтобы не было выбоин на этих дорогах, заплачен, почему так? Дети видят все, их не обманешь.

    Если бабушка отработала сорок лет на хлебокомбинате, с шести утра до шести вечера каждый день, а пенсию получила меньше двенадцати тысяч, какая тут справедливость?

    Если сын депутата рассекает по Москве на ламборджини, и никакие штрафы не останавливают от нарушений, а сын санитарки не может купить джинсы на выпускной, потому, что даже на еду не хватает в семье, что чувствует сын санитарки? Наверное, думает о том, какая замечательная его страна.

    Детям нравится Пушкин и Толстой, они знают о военных подвигах прадедов, но, когда спрашиваешь у них, что для них Родина, они отвечают, что это бабушка- пенсионерка, которая просит милостыню у церкви, а потом, считая копейки, стоит у кассы в супермаркете в попытке расплатиться за хлеб и молоко. Это разбитые дороги и прогнившие коммуникации, а зато правители на личных яхтах и самолетах. Это их родители, у которых нет денег заплатить за их учебу и нормальное лечение.

    Это наши дети, это наше с вами будущее. Они скоро вырастут. Они, возможно, хоть и маловероятно, будут управлять этой страной. У управляющих страной, конечно, есть свои дети. То, что я услышала страшно. Я не знаю, как научить этих детей любить такую Родину.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: