Как научить ребенка рано говорить

Как научить ребенка рано говорить

Как научить ребенка рано говорить

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.

Этапы формирования речи в раннем возрасте

Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.

В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.

Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.

7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.

После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.

Как родителям помочь ребенку заговорить рано

Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.

Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.

Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.

Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.

Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.

Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.

Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.

Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Как научить ребенка рано говорить: 2 успешные методики для развития речи

Речь у ребенка – в 9 месяцев. Результат – отличная память в 10 лет

Дети — это счастье. А второй ребенок — это счастье, умноженное в разы, да еще в возрасте 36 лет. Как я говорю всем своим подругам: «Хочешь быть самой счастливой — роди ребенка после 36 лет».

Когда появилась дочь, второй ребенок в семье, я решила испробовать на ней несколько методик раннего развития, о которых ранее читала, но не использовала, когда рос сын. Здесь каждый день и час был для меня счастьем, которое я хотела задержать и остановить.

Первая методика (я не помню авторов, но до сих пор благодарна, что натолкнулась на них когда-то) заключалась в развитии вестибулярного аппарата ребенка. Я начала проводить ее в 6 месяцев. Для этого ребенка необходимо было раскручивать вокруг себя сначала за ручки, потом за ножки (вниз головой), потом за одну руку и ногу, потом за другую. Ручки и ножки надо фиксировать своей рукой, чтобы не растянуть и не вывихнуть неокрепшие связки. Сначала о-о-очень аккуратно! И обязательно смотреть на реакцию ребенка. Если все хорошо, то малыш будет улыбаться и даже смеяться. Ребенку это должно нравиться!

Вторая методика заключалась в следующем: надо было взять карточки с картинками фруктов, овощей, одежды, предметов и т.д., которые предназначены для детсадовского возраста. Я тогда напокупала кучу книжек с такими карточками на разные темы, разрезала их и стала заниматься. Надо взять ребенка на руки, поцеловать его, обнять, затем по очереди показываем 5 любых карточек и называем то, что на них нарисовано, потом снова обязательно обнимаем и целуем ребенка. И на этом все! В день больше 5 карточек показывать не надо. Чем больше будет карточек на разные темы, тем лучше.

Например, показываем картинку с лампой, называем: ЛАМ-ПА,ЛАМ-ПА, ЛАМ-ПА, кладем карточку, берем следующую и т.д. Закончили, поцеловали, обняли и занимаемся далее обычными делами. На следующий день другие 5 карточек и т.д., пока карточки не закончатся. Потом снова повторяем. Делать это можно было в любое время дня, один раз в день.

Результат у нас следующий: в 9 месяцев моя дочь заговорила, причем я считала, что мне это только кажется. Да и книжки читала умные о том, что речь у детей до 1 года неосознанная. Но. врач-невропатолог опровергла мои сомнения и подтвердила, что дочка разговаривает. В настоящее время моей дочери 10 лет, и мы с ней стихи не учим совсем. Ей достаточно прочесть стих любой длины несколько раз, и она рассказывает его сходу.

Сложно сказать, какая из методик дала свои результаты, но использовала я их вместе и в одном и том же возрасте — 6 месяцев. Желаю всем удачи!

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Как научить ребенка разговаривать?

Вы помните, как умилялись первому «агу» вашего ребенка? Потом, наконец, услышали заветное «мама» или «папа». И вот вашему ребенку год, а дальше первых двух слов дело не идет? Не переживайте, ведь вы в силах помочь своему малышу! Давай рассмотрим все способы, как быстро научить ребенка говорить.

Как научить маленького ребенка говорить?

Хоть многие педиатры и утверждают, что с ребенком важно начать говорить пока он еще в утробе, но стадии развития речи в первые годы жизни никто не отменял. И каждая мама должна знать, какими речевыми навыками в определенном возрасте должен обладать их малыш:

  • 2-3 месяца – «гуление» и попытка воспроизвести первые звуки;
  • 5-7 месяцев – более отчетливые звукосочетания типа «агу», «гы» и т.п.;
  • 7-9- месяцев – неосознанное произнесение повторяющихся звукосочетаний и окончаний («ма-ма», «па-па» и т.д.).;
  • 10 месяцев и до 1,5 лет – ребенок начинает осмысленно говорить определенные звуки («ма-ма», «па-па», «ку-ку», «ба-ба»). Примерно в 1,5 года ребенок говорит простыми предложениями («мама ку-ку», «киса пока» и т.д.);
  • 1,5 года и старше – малыш начинает говорить, учитывая нюансы языка – ставит слова в правильный падеж и склонение, сочетает с предлогами и употребляет их в правильном порядке.

Родители, которые задались вопросом, как научить ребенка рано разговаривать должны обратить внимание, что сначала он описывает те объекты, которые его окружают. Поэтому в первую очередь он запоминает имена существительные, затем «адаптированные» для него обозначения действий (пи-пи, баю-бай), местоимения (там, тут, это), и в последнюю очередь прилагательные, характеризующие цвет, размер и форму предмета. По исполнении двух лет ребенок может употреблять в своей речи местоимения «я», «мой» и рассказать о своих ощущениях (больно, горячо, холодно). А ближе к трем годам ребенок уже может рассуждать на простейшем уровне (что хорошо, а что плохо) и находить причинно-следственные связи.

Как научить ребенка разговаривать как можно раньше?

Но если вы не хотите ждать до трех лет и задумались, как рано ребенка научить говорить вам помогут следующие рекомендации:

  1. Начинайте говорить с малышом с первых же дней его жизни. Хоть новорожденный ребенок еще не понимает речи, но он реагирует на мамин голос всем телом, ищет ее глазами. Поэтому так важно не кричать при ребенке, а говорить спокойно и ласково. К тому же на первых порах именно голос помогает развивать слух у ребенка. Примерно с 4 месяцев, когда ребенок начинает гулить, вступайте с ним в диалог. Восторгайтесь звуками, которые он произносит, а он быстро поймет, что вам с ним интересно. С 6 до 12 месяцев активно начинайте использовать сказки. Пусть сначала это будут детские стишки. Так ребенок быстрее запомнит ритмичные слова. Возьмите себе за правило читать ребенку ежедневно, внятно, медленно и с выражением, объясняя значение каждого слова.
  2. Далее следует этап от 1 до 1,5 лет. В этом возрасте малыш способен запомнить большое количество слов, поэтому важно комментировать ему любые свои действия, так как научить годовалого ребенка разговаривать можно только с помощью постоянного общения и вступления с ним в диалог. Излагайте свои мысли короткими четкими предложениями: «мама варит кашу», «мы идем гулять» и т.п. Давайте ребенку информацию постепенно. Знакомьте его с определенным предметом, и как только ребенок научится его распознавать, обучайте малыша характеристикам. К примеру: «Это юла. Юла зеленая. Как юла крутится? Юла делает вжжжж. Посмотри, как юла делает вжжж». Задавайте ребенку вопросы. Это научит его не только произносить слова, но и складывать их в предложения.
  3. Также важно развивать у ребенка мелкую моторику рук. Давно доказано, что она напрямую связана с развитием речи. Для этого достаточно дать ребенку поиграть с крупами, мять их пальчиками. При этом чем разнообразнее форма и свойства мелких предметов, тем лучше.
  4. В вопросе как научить двухлетнего ребенка разговаривать и правильно произносить звуки, многие логопеды и психологи советуют использовать артикуляционную гимнастику. Например, попробуйте следующие упражнения:
  • лошадка. «Как мы говорим лошадке? Стой – тфпр-тфпр!». Расслабляем губы и произносим звук, которым останавливают лошадь;
  • ротик. Погладьте губы языком по часовой стрелке и против часовой, при этом сказав ребенку «Давай погладим себя язычком, вот так»;
  • двумя руками, имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, растирая лоб, гайморовы пазухи и к шее. Следите, чтобы ребенок повторял за вами.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Прекрасным средством в данном случае может стать тренинг на парные согласные. Научив ребенка напевно произносить сочетания различных гласных и согласных, вы можете перейти к слогам, а затем и сочетаниям слов и скороговоркам. Начать стоит со следующих сочетаний:

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д. Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — ” Что как звучит? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) и ” Кто что делает? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

10 правил: как научить ребенка правильно говорить

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет.

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. – 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Как научить ребенка рано говорить?

Как научить ребенка рано говорить – это вечный вопрос молодых мам и пап. Как осуществить эту родительскую мечту на практике, разберемся вместе.

К году малыш постепенно учится понимать значения различных слов. Некоторые слова он слышит в речи родителей много раз в день, причем с разной интонацией.

Фотогалерея: Как научить ребенка рано говорить?

Сначала малыш учится понимать только речь папы и мамы, ведь они общаются с ним больше всего. Затем ребенок учится понимать речь других взрослых – родственников и друзей, знакомится с различными интонациями речи. Речь чужих людей малыш еще не понимает, так как у разных людей разные интонации, мимика, жесты, которые являются незнакомыми для малыша.

Чтобы научить ребенка рано разговаривать и понимать ваши слова, следует следить за свей речью и даже за произношением отдельных слов. Называйте один и тот же предмет одинаково, а не разными словами. Разговаривая с ребенком, стройте простые и однообразные предложения. Больше говорите с малышом о тех предметах и вещах, которые он видит постоянно. Если вы что-то делаете, а малыш смотрит на вас, обязательно расскажите ему, чем вы заняты. Разговаривайте с ребенком как можно больше. Говорить с ним старайтесь максимально выразительно, с различными интонациями. Спрашивайте малыша, побуждайте его к действию, восклицайте. Но если вы видите, что ребенок хочет вам что-то ответить, обязательно предоставьте ему эту возможность. Вы не должны оставлять без внимания ни одного первого слова, произнесенного ребенком. Все, что произносит малыш, достойно вашей похвалы. Так ему захочется говорить больше. Откликайтесь на речь ребенка радостно, ласково подбадривайте его. Не стоит поправлять первые слова ребенка, ведь его речевые навыки еще только формируются. Поправляя малыша, вы рискуете отбить у него жажду общения с вами, а это очень плохо, ведь так малыш позднее заговорит.

На этапе своего формирования, речь ребенка развивается, благодаря поддержке и одобрению родителей. А отрицательные эмоции только усугубляют развитие речи.

Вскоре малыш начнет понимать не только отдельные слова, но и простейшие инструкции – принеси книжку, дай куклу. Затем малыш сам научится предлагать вам поиграть в ту или иную игру, которая состоит из знакомых ему жестов: ладушки, сорока.

Чтобы ребенок не отставал от других в речевом развитии, нужно, чтобы он был сыт и доволен, иными словами, у ребенка должен быть налаженный режим дня и соответствующий уход.

Речь ребенка начинает развиваться тогда, когда гуление сменяет лепет. Начиная с шестимесячного возраста малыш уже отвечает взрослому простыми слогами: ба-ба-ба, да-да-да. Примерно в 9ь месяцев лепет переживает свой расцвет – в нем появляются различные интонации, которые похожи на интонации взрослых. Малыш всегда отвечает словами, когда с ним говорят родители. Лепет стихает только тогда, когда малыш научится произносить настоящие слова: мама, папа, дай, баба, ав-ав и др.

Малыш любит разговаривать не только с родителями, но и с игрушками, к примеру с куклой.

Нельзя оставаться безразличными к детскому лепету. Если вы повторите за малышом звуки, которые он произносит, он станет повторять их все больше и больше. Иногда у вас будут получаться целые разговоры с ребенком.

Затем можно включать в ваши разговоры игрушки. Включайте больше эмоций в свою речь, чтобы впоследствии малыш повторял ваши интонации.

Свои первые просьбы ребенок выражает не словами, а действиями, жестами. К примеру, если малыш хочет пить, то он, вероятно, покажет маме на стакан или протянет ей игрушку, чтобы обратить на себя внимание.

Интересный факт – ребенок понимает намного больше слов, чем может сказать. Еще задолго, как он скажет первое слово, он понимает простые просьбы родителей – дай, возьми. Ученые установили, что дети, умеющие говорить 10 слов, понимают примерно порядка 50 слов.

Выполняя вышеперечисленные рекомендации, вы сможете научить малыша говорить рано.

Если же к возрасту одного года малыш еще не умеет говорить ни одного слова, если он молчит и не издает никаких звуков вообще, то это должно насторожить вас. Это первые признаки дефектов речевого аппарата или болезни нервной системы.

Как научить ребенка рано говорить: эффективные методики

Все дети разные, а значит, и говорить они начинают в разное время. Первое слово, произнесенное до исполнения малышу двух с половиной лет, считается нормой в развитии, тем не менее, многие родители начинают бить тревогу, если чадо упрямо молчит после года, и задумываются как научить ребенка говорить?

Свои первые попытки заговорить ребенок, как правило, начинает месяцам к восьми. В его первых слогах выражается именно то, чем ребенок живет и интересуется на данном этапе своей маленькой жизни: «ма», «ба», «дай» и т. п.

Становясь старше, малыш начинает испытывать непреодолимую тягу к познанию окружающего мира, в том числе – к общению, и этот интерес побуждает его складывать слоги в слова, а слова – в предложения.

Учимся вместе

Задача родителей – всячески поддержать ребенка, подбодрить его, одобрить первые, не всегда удачные попытки. Для этого нужно немного – разговаривать с ним, интересоваться тем, чем интересуется он, поддерживать интерес к учению. Со временем ребенок научится запоминать сказанное вами и повторять выученные слова.

Фразы для общения должны быть максимально простыми, чтобы ребенку было легче не только их выучить, но и вникнуть в смысл. Например, вместо «Я очень голоден» лучше сказать «Я хочу кушать». Не рекомендуется с маниакальным упорством поправлять ребенка, если он что-то произносит неправильно.

Считается, что ребенку легче обучиться разговаривать примерно к двум годам. К этому возрасту его словарный запас увеличивается до 30-40 слов (не обязательно в том смысле, что чадо их произносит), произношение и значение которых ему понятно. Самое время брать инициативу и увлекать малыша познавательной игрой «Поговори со мной!».

Для двухлетнего ребенка мир полон нового, интересного и неопознанного – на этом и нужно делать акцент! Не молчите и вы – рассказывайте малышу обо всем, что видите, что происходит вокруг. Как только вам удастся заинтересовать ребенка, он непременно начнет говорить, ну или хотя бы тщательно пытаться сделать это!

Первые уроки

Убеждать в их необходимости и важности не имеет смысла – учить ребенка разговаривать нужно, и точка. А вот как именно это делать – вопрос посерьезнее. На помощь придут… сказки, точнее – их прослушивание. Желательно, чтобы сказка нравилась малышу и содержала песни. Во время прослушивания ребенок не должен отвлекаться на игрушки, иначе он не вникнет в смысл или попросту не услышит содержание.

В скором времени, услышав знакомые звуки, ребенок, скорее всего, начнет сам пересказывать услышанное или подпевать любимому персонажу. Также можно задавать наводящие вопросы: «Кто это?» «Что сейчас будет?» и так далее. Подойдут и стихи. Читайте их ежедневно, а в какой-то момент просто «забудьте» последнюю строчку. Скорее всего, ребенок сам вам ее напомнит.

Сделайте акцент на развитие моторики, ведь давно доказано: чем лучше развита моторика, тем лучше развивается речь. Купите малышу кубики, конструктор в соответствии с возрастом, развивающие игры.

Если ребенок не хочет разговаривать…

Причем, он так и не сказал вам об этом, но показал всем своим молчаливым видом…

Многих мам и пап интересует вопрос, как быть, если ребенок давно отметил первый или даже второй день рождения, а разговаривать не спешит. Не считается ли это отклонением от нормы? Педиатры успокаивают: это вовсе не повод для беспокойства, на самом деле не имеет никакого значения, рано или поздно ребенок научится говорить, а дети, которые научились разговаривать едва ли не с пеленок, вовсе не являются более умными или развитыми по сравнению со своими молчаливыми сверстниками.

Как правило, к году ребенок начинает понимать все, что говорят взрослые, даже если он сам при этом даже не пытается разговаривать. А не разговаривает он по многим причинам – утверждают специалисты, и, по их мнению, с развитием ребенка эти причины никак не связаны. Может, малыш – природный мыслитель, и осмысливать сказанное окружающими ему пока куда важнее, чем выражать собственные мысли и эмоции посредством своего небогатого словарного запаса.

А может, он просто ленится… Кстати, по статистике, мальчики начинают разговаривать гораздо позже девочек, что в первую очередь обусловлено природой и различиями между женской и мужской нервной системой. Не торопите ребенка, помните, инициатива научиться разговаривать должна исходить от самого ребенка, а не навязываться ему насильно, тогда процесс обучения будет легким и приятным как для чада, так и для его родителей.

Не огорчайтесь, если вдруг поняли: вы произвели на свет маленького лентяя. Не желающего говорить исключительно из лени малыша можно взять хитростью: отправляйтесь в отдел игрушек. Уж там-то ваш молчун наверняка проявит интерес к ярким, красивым вещам, и постарается всячески объяснить вам, что именно эту машинку (мячик, куклу) он хочет прихватить с собой…

Можно попробовать и по-другому: заранее договоритесь с членами семьи подыграть друг другу и… усаживайтесь перед телевизором, смотреть мультфильмы и вкушать вкуснейшие, любимые вашим чадом сладости. При этом сладкими «сокровищами» пусть «заведует» кто-то один, а другие родственники вежливо просят у него «добавки» (не забывайте, что фразы должны быть простыми!). Скорее всего, хитрость сработает, ребенок последует примеру взрослых, и его короткое «дай» наконец разрушит эту стену детского молчания.

Если же у вас остаются сомнения, можно проконсультироваться со специалистом. Детский логопед определит, есть ли проблема, и если есть необходимость, назначит необходимый комплекс упражнений либо лечение.

Как ребенка научить говорить?

Многие молодые мамы не знают, как научить ребенка говорить после года или раньше/позже. Но здесь важно уяснить одну истину — каждый ребенок индивидуален. И у каждого малыша свои сроки «созревания» внятной речи. Логопеды-дефектологи предлагают бить тревогу уже после того, как крохе исполнилось 3-4 года, а он до сих пор не произносит связных словосочетаний и предложений. В остальных случаях вы можете только помочь ребенку освоить человеческую речь.

Основные понятия о речи малыша

В раннем возрасте ребенок переживает несколько этапов формирования речи. При этом поддержка и понимание со стороны родителей важны крохе. Так он быстрее заговорит.

Этапы развития и формирования речи у детей выглядят так:

  • Крик, как первая голосовая реакция малыша на любой раздражитель или действие. Он может иметь разные интонации, интенсивность, громкость. Важно на этом этапе разговаривать с крохой, озвучивать его эмоции внятно и понятно.
  • Гуление. Проявляется в возрасте от 2 месяцев до 6 месяцев. Малыш гулит во время еды, игры, прогулок. В этот момент также важно вступать в диалог с крохой, даже если вы ничего не понимаете, а ребёнок не понимает вас.
  • Лепет. Появляется после полугода. Именно в этот момент из ряда сложных звуков и слогов складывается заветное «мама», «папа», «баба». Поддержите ребенка, похвалите за сказанное первое слово.
  • Уже в возрасте года и позже ребенок может произносить словосочетания из простых слогов и слов (мама дай, пись-пись, кися и пр.). Если на этом этапе помочь крохе развивать речь, не игнорировать его, то уже в 2 года ваш малыш будет говорить полными простыми предложениями. Сможет ясно выразить свою мысль. Будет использовать нужные падежи, предлоги, окончания.

Мелкая моторика в помощь

Специалисты всего мира утверждают, что между кистью руки и органами речи есть прямая взаимосвязь. И чем больше ребёнок работает пальчиками в младенчестве, тем быстрее и четче он заговорит ближе к году-полутора. Причем заниматься с крохой можно уже с двух месяцев.

Можно выполнять такие упражнения:

  • Массаж каждого пальчика и ладошек. Его делают очень мягко. А во время массажа позволяют ребенку хватать и удерживать мамин палец. Процедуру выполняют, улыбаясь. Параллельно разговаривают с крохой.
  • Захват погремушки. Также усиливает крепость руки малыша, развивает нервные окончания пальчиков и ладони.
  • Пальчиковые игры. Можно проводить примерно с четырех месяцев и неограниченное количество раз. Здесь не только развивается мелкая моторика рук и речь. Кроха усваивает слова, взятые из смешных потешек. Понимает суть стихотворения, реагирует на занятия смехом.
  • Любые игры с различными яркими предметами. Примерно в возрасте шести месяцев малыш уже может самостоятельно или с помощью мамы собрать пирамидку, сложить крупные пазлы, убрать в одну сторону зелёные камешки, а в другую — красные. Все эти способы улучшают мелкую моторику рук.
  • Очень хорошо на будущее развитие речи у малыша воздействуют лепка, рисование пальчиками, работа со счётами и другими подобными предметами.
  • Знакомство с различными текстурами. В возрасте 7-9 месяцев можно предложить ребенку попробовать на ощупь гладкое, бархатистое, пупырчатое, деревянное, резиновое и другие изделия. При этом важно озвучивать все, что даете крохе.
  • Стройте из песка. Причем как из сухого, так из влажного. Лепите куличи, и вы увидите, как скоро ваш кроха начнет лепетать и потом говорить.

Совет: никогда не оставляйте ребенка наедине с мелкими и относительно мелкими предметами. Всегда убирайте их после игры в недоступное место. Дети очень любят совать горох, семечки и прочую мелочь в нос, ухо. Иногда могут случайно проглотить, что спровоцирует удушье. Будьте внимательны к малышу.

Важные занятия для развития речи у ребенка

Чтобы кроха заговорил как можно раньше, обязательно придерживайтесь таких принципов общения с ребенком:

  • Всегда разговаривайте с крохой. Даже с новорождённым. Озвучивайте ваши действия, настроение, погоду за окном. При этом разговаривайте четко и ясно, без искажения слов, сюсюканья. Так ребенок скорее поймет, что речь — это способ общения.
  • Старайтесь говорить простыми предложениями. Сложноподчиненные и с сильными оборотами не будут понятны крохе
  • Во время разговоров с малышом старайтесь либо наклоняться над его лицом, либо держать его так, чтобы вы имели возможность видеть его глазки. Так кроха будет параллельно оценивать мимику мамы. Делать свои выводы относительно сказанного и существующего. Кроме того, ребёнок увидит артикуляцию мамы. А это важно в развитии его речи.
  • Обязательно стройте диалог с малышом. Даже если он пока ещё гулит и лепечет. Так ребёнок поймёт, что существует взаимосвязь между обменом словами и предложениями.
  • Даже младенцу читайте вслух. Сначала подойдут интересные длинные сказки. По мере взросления, ближе к четырём-шести месяцам, можно выбирать простые сказки-потешки.
  • Покупайте книжки для детей. Как правило, они выполнены из толстого картона, имеют яркие красивые картинки, напечатаны крупным шрифтом. Отсюда малыш может почерпнуть визуальное изображение и его речевое название.
  • Не оставляйте малыша наедине с телевизором. Да, реклама и любые телесериалы хорошо отвлекают кроху, когда маме нужно заняться своими делами. Но поверьте, телевизор оказывает негативный эффект на психику ребёнка. Кроме того, часто речь из телевизора расходится с речью мамы. А это может вызвать диссонанс в голове у крохи.
  • Старайтесь не упрощать названия обычных предметов. К примеру, часто родители машину называют би-би, кошку – кися, бабушку — баба и так далее. Со временем малыш использует именно эти названия. Вы же старайтесь делать так, чтобы кроха сразу усваивал правильные названия предметов и людей.
  • Пойте с ребенком. Выбирайте весёлые песенки из любимых мультфильмов и громко пойте вдвоём. Даже если на данный момент ребёнок ещё не может сказать двух трёх слов подряд, он однозначно переймёт ваше настроение и будет стараться воспроизводить звуки. Рано или поздно вы услышите от него долгожданное четверостишие.

Совет: Как только малыш заговорит внятными предложениями, всегда оставайтесь благодарным слушателям. Не отмахивайтесь от крохи. Задавайте наводящие вопросы, участвуйте в диалоге. Так вы сможете поддержать интерес малыша к развитию речи.

Несколько полезных рекомендаций

Если вы видите, что ваш ребёнок в возрасте двух с половиной-трёх лет уже чётко понимает вас, но при этом отказывается разговаривать и выражает свои желания младенческими звуками «а, давай, не» и др., ни в коем случае не потакайте его капризам. Стимулируйте малыша к тому, чтобы он чётко или хотя бы словом выразил свое желание.

Если малыш уже дошкольного возраста, и не выговаривает основные буквы (р, л, к), то научить ребёнка говорить буквы л и р сможет только логопед-дефектолог. Хотя специалисты уверяют, что ребенок должен полностью выговорить все звуки к шести годам. Занятия с логопедом проходят по аналогии, представленной на видео ниже.

Теперь вы знаете, как научить ​ребёнка говорить в домашних условиях и сделать это комфортно.

Как учить ребёнка говорить

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», — Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Монтессори-школе «Золотая бусина»

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: