Как не уничтожить в своих детях подвижность и любознательность

Как не уничтожить в своих детях подвижность и любознательность

Любопытство VS Любознательность.

В развитии познавательного интереса можно выделить следующие уровни: любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни обеспечивают степень включенности в процесс и соответственно направленности на достигаемый результат.

На этом мы остановились в предыдущей статье, с этого мы начинаем новую)

Размышляя над сущностью любопытства- стишок.

На фоне окна стекла Бутылка меня влекла. Что в ней налито там?Быть может, целебный бальзам? А, может быть, чудо вино, Что так светится оно? Быть может, души элексир? А может, воздушный эфир? Я быстро к окну подошел, И что же в бутылке нашел? В ней клей канцелярский был! И мой интерес остыл…

Любопытство это базовый уровень познавательного интереса, который проявляет себя через вопрос «что это?». В жизни человека себя проявляет, как стремление быть свидетелем чего-либо, что, по сути, не даёт никаких знаний. Никакого особого опыта, но в то же время пробуждает и питает определенное эмоциональное состояние, в которое собственно человек и погружается в акте любопытства, но короткое относительно кратковременное и поверхностное. Но если спросить человека, что именно он узнал в процессе реализации своего любопытства, то чаще всего можно услышать ответ – «мне было интересно чем это закончится», ну или может ответить иначе, но суть ответа будет – оправдание своего любопытства, вернее времени на него потраченного.

Любопытство можно обозначить следующей формулой:

любопытство = интерес + результат .

Любопытство – это врожденная, нецеленаправленная потребность в познании действительности.

Любознательность – сознательная целенаправленная потребность в познании, в приобретении новых знаний.

Обратите внимание, что разница в целенаправленности.

Любопытство не имеет цели, оно является самоцелью, любопытство ради любопытства. Смотреть, чтобы увидеть, узнать, чтобы знать. А зачем – это уже неважно.

Любознательность действует целенаправленно, человек понимает, — зачем он хочет что-то узнать.

Метафора: любопытство можно сравнить с туристом, а любознательность-путешественник. Турист посещая какое –либо место очень поверхностно включается в место в котором он находится, максиму просматривает достопримечательности. Путешественник более глубинно подготавливается к своему путешествию, изучает многие моменты связанные с местом, и умеет наслаждаться каждым мгновением своего путеествия.

«Что делать, когда нет желаний? Или они притянуты, обусловлены, не спонтанны, мастерятся “набегу” и не кажутся своими?»- вопрос из демо консультации, который очень уместен в данной теме. Знания должны иметь смысл, ведь если мы познаем только для того, чтобы быть умными то знания служат услаждению эгоизма. С другой стороны любознательность – это когда мы добиваемся своей цели, то есть, получаем результат. Любознательность – это сознательный разумный выбор. Желания есть продукт ума, которые, как правило, ведут к удовольствиям разного уровня, которые имеют срок и по природе своей ненасытны . В итоге вы рискуете стать заложником своих желаний. Желания -это внешние цели, внешние мотивы. Сознательный разумный выбор определяет вектор качества всей вашей дальнейшей жизни. Это внутренний мотив, исходящий из вашего сердца. Меняется и качество желаний, не сразу, но обязательно. Вы научаетесь быть благодарным и счастливым в том, что у вас есть здесь и сейчас, при этом вы постоянно совершенствуете и качеством наполняете то, что у вас есть и соответственно вы достигаете куда большего, нежели стремясь лишь выполнять материальные желания. Для того чтобы начать практиковать любовь к себе. стоит сделать разумный сознательный выбор и взять на него ответственность . Да, первый год будет трудно, ибо вы будете скатываться, в привычные вам, шаблоны жизни, обусловленной реализацией своим эго желаний. Что такое разумный выбор? Это выбор сердца. Выбор сердца – путь Любви.

А что происходит, когда начинаешь слышать свое сердце и доверять ему? Проблема выбора отпадает. Выбора нет. Выбирать становится не из чего. Выбор возникает в результате нашей внутренней разделенности, наших внутренних противоречий и конфликтов. Чем личность более цельная, тем реже она оказывается перед выбором. У сердца всегда лишь один путь – путь Любви. Ум чаще всего выбирает путь страха и сомнений, приводит доводы и логические аргументы, который лишь усиливают страх. Создавая волну тревоги внутри человека. Сердце говорит спокойно и тихо, но его «голос» ни с чем не спутаешь. Сердце разговаривает с нами состоянием покоя, принятия и любви. Сердце – это тот самый маяк, который беспрестанно указывает единственно верный путь, следуя по которому ты благополучно обойдешь любые айсберги, скалы и рифы на пути к состоянию счастья. В любой ситуации можно задать себе вопрос -а что мне сейчас сказало бы сердце? Что я могу сделать честно, чисто и получить красивый результат , рождающий радость в сердце:? Мысли сердца всегда вызывают внутри человека внутреннюю улыбку, приятное тепло в области груди, ваши плечи расправляются, словно крылья за спиной появляются. И вы окрыленный энергий Любви решаете все жизненные ситуация, встающие на вашем жизненном пути.

По сути, все люди на нашей планете осознанно или нет, хотят любить и быть любимым, хоть быть счастливыми. Но для ума это не реализуемое желание, ибо лежит вне области материального мира, над которым ум имеет власть, или является его заложником.

Любить себя – означает раскрытие божественного потенциала в себе. Любить себя – это сотворчество с Богом. Любить себя – жизнь, наполненная качеством во всех серах. Любить себя – наполнить смыслом всю свою жизнь. Любить себя = быть счастливым. И совершенно не важно, что вы делаете в этой жизни – обувь ремонтируете или работаете таксистом, или вы руководитель компании или собственник бизнеса или просто наёмный рабочий. Делайте то, что вы делаете любя себя в процессе каждого мгновения жизни, и вы будете счастливы. Любить себя –быть творцом своей реальности. Способность творчески решать все ситуации своей жизни, это активированный творческий интерес в познании мира. Творческий интерес-основа вашего саморазвития в любой сфере деятельности.

Если любознательность обозначать формулой, то она будет выглядеть следующим образом:

Любознательность = интерес сердца + воля + ответственность + развитие через действия + красивый результат +радость от созерцания собственного творения.

Вы сами выбираете свой путь, но если вы выбираете путь Любви, то пусть это будет разумный выбор вашего сердца, над которым не властен ум.

Любознательность – это активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям, это открытость души для получения нового опыта, и разума для получения новых знаний, это доверие по отношению к жизни и окружающим людям, это готовность учиться у знающих, прислушиваться к опытным и достигать желаемого.

Творческого вам познания мира!


Буду рада, если мои статьи, вам окажутся полезными в практике вашей жизни!

Как мы убиваем творчество и любознательность в детях

Все дети приходят в этот мир творцами, исследователями, первооткрывателями. С каким восторгом мы наблюдаем, как неискушенный ум малыша удивляется, пробует, предполагает, ошибается и… пытается снова и снова. Но куда же девается этот творческий запал с взрослением? Грустно видеть, как каждое новое поколение детей растет все более умным и «продвинутым», но все менее творческим и любознательным. Может, мы, родители, что-то делаем неверно? А вот и они – убийцы творчества и тяги к познанию, которых надо знать в лицо.

1. Первый убийца – не удивляйтесь – это награды. Есть доказанное мнение, что всевозможные наклейки (популярные, кстати, в саду и начальной школе как двигатель активности), призы, подарки стимулируют ребенка только одному: выполнению определенной порции работы, чтобы получить свою «звездочку», новый мобильник или куклу. Достигнув цели, ребенок теряет к делу интерес.

2. Чрезмерная опека и контроль. Конечно, мы все обожаем своих детей и не хотим, чтобы они ошибались, чувствовали разочарование, терпели неудачи. Все родительские советы – из лучших побуждений. И именно так мы учим детей бояться чужого мнения и думать, что ошибка – это очень плохо. А ведь риск, ошибка и даже неудача – необходимая часть любого открытия или достижения.

3. Строгие рамки. Всегда зная все лучше ребенка, мы стремимся скорее объяснить и показать ему, «как надо», расстраиваемся и даже раздражаемся, если он не следует «правильному» совету. И снова в этот момент мы убиваем в нем исследователя! Не спешите расставлять границы, предлагать готовые решения, игры и игрушки, дайте возможность малышу самому узнать, понять, почувствовать, проверить, разрешите поискать свой путь, другое применение, иное решение.

4. Запрет на надоедливые вопросы. Как только дети начинают более-менее связно разговаривать, они начинают задавать вопросы. Так они не только привлекают внимание родителей и надоедают им, но и пытаются составить свое мнение об окружающем их огромном мире. Нельзя отмахиваться от вопросов ребенка! Создайте дома такую атмосферу, в которой не будет неудобных тем и неподходящего времени для разговора. Что касается деликатных вопросов (и «откуда я взялся» – самый безобидный из них), то стоит отвечать детям честно, просто, лаконично и без лишних подробностей. Как правило, ребенка вполне устраивает краткий и понятный ему ответ. Это намного лучше, чем что-то придумывать, легко теряя таким образом доверии своего проницательного крохи.

5. Отсутствие тем для раздумий. Говорите с ребенком о вещах, которые заставляют задуматься: о доброте, честности, дружбе, разных поступках людей. Примеров в детской литературе и жизни много, важно заострить внимание ребенка, задать вопросы, (например, «Как думаешь, чем все закончится?», «А как бы ты поступил на его месте?»), которые вызовут его на размышления.

6. Плотное расписание жизни. Режим дня ребенка нередко настолько «забит» важными и полезными делами, которые придумали для него заботливые взрослые, что ему совершенно некогда почувствовать обыкновенную скуку, посидеть и помечтать. А ведь скука – двигатель творчества! Именно в такие минуты начинает усиленно работать фантазия, а мозг ищет (и находит) новую пищу для развития.

И, наконец, по-моему, главная причина того, что малыш со временем теряет способность к творчеству, это нацеленность его родителей на результат. В конкурентной погоне за тем, чтобы наши дети стали самыми лучшими и благополучными, мы сами отбиваем у них желание задавать вопросы, самостоятельно искать ответы, идти на риск и находить нестандартные решения. Позволяйте своим детям быть чуточку свободнее, уменьшайте требования к ним, подавайте собственный пример творческого подхода, и ваш малыш сохранит бесценную способность фантазировать, исследовать, получать удовольствие от познания и бесконечно удивляться этому миру.

Как сохранить природную любознательность ребёнка

В дошкольном возрасте дети активно проявляют интерес ко всему новому. Но как только начинают ходить в школу, что-то «ломается». В этой статье мы попробуем разобраться, почему так происходит и что с этим делать.

Любопытство ≠ любознательность

Ребёнка с рождения привлекают новые объекты. Чем он старше, тем больше стремится узнать об окружающем его пространстве. Малыши смотрят на всё с широко открытыми глазами, трогают, иногда даже пробуют на зуб, а когда начинают говорить, засыпают взрослых своими «Почему?». Это и есть любознательность.

Любознательность — это естественный интерес и любовь к новому знанию.

Взрослея, ребёнок перестаёт ориентироваться на свои интересы. Главными становятся требования и ожидания взрослых.

С одной стороны, без наставника дети не могут понять, какие методы учения использовать, как сделать точные умозаключения или докопаться до истины. С другой, взрослые часто выстраивают свой «правильный» образ поведения и ругают детей, если их реальные действия не соответствует этому образу. Когда родители или учителя начинают требовать от ребёнка то, что ему неинтересно, любознательность угасает и просыпается любопытство.

Любопытство — это тяга к чему-то запрещённому или нежелательному.

Любознательность и школа

Массовая школа, к сожалению, является местом послушания, а не пространством для реализации интереса. Многие родители замечают, как после всего нескольких месяцев обучения в традиционной школе огонёк в глазах ребёнка гаснет, он теряет инициативу и самостоятельность в действиях.

Эффективность образования во многом зависит от того, насколько человек может удовлетворить свою любознательность.

Существуют педагогические системы, поддерживающие природную детскую любознательность. Так, в начале XX века свою методику разработала Мария Монтессори, а в середине столетия появилась система Лориса Малагуцци.

Сейчас появляются новые необычные учебные площадки, где поощряется исследовательская деятельность и любознательность. Программа Домашней школы «Фоксфорда» направлена на то, чтобы подогревать самостоятельность и интерес ребёнка в учёбе. Мы прокладываем индивидуальные образовательные маршруты, чтобы каждый ребёнок мог сфокусироваться на предметах, к которым имеет склонность.

Кроме того, ученики онлайн-школы «Фоксфорд» могут посещать курсы по эмоциональному интеллекту, где детям помогают ответить на вопрос «Зачем я учусь?», а также участвовать в исследовательских проектах, организуемых совместно с «ГлобалЛаб».

Советы родителям

  • Изучайте вместе с ребёнком то, что ему нравится. Старайтесь положительно реагировать на его интерес, помогайте ему с инструментами и материалами обучения.
  • Задавайте наводящие или уточняющие вопросы, а не выдавайте готовые ответы. Прямой ответ на вопрос закрывает познавательную ситуацию.
  • Поощряйте исследовательскую деятельность, участвуйте в проектах ребёнка. Важно, чтобы он самостоятельно искал решения, учился работать с информацией, собирал и систематизировал данные, анализировал результаты.
  • Давайте ребёнку право на ошибку. Иначе выбирая между известным и неизвестным, он начнёт отдавать предпочтение тому, с чем уже хорошо знаком и что гарантирует ему успех.

Любопытство приведет к большим возможностям: как развить в себе любознательность

В детстве нас учили, что любопытство – плохая черта. Однако психологи придерживаются иного мнения. Они считают, что это качество дает человеку большие возможности. Любопытство и любознательность – это очень схожие черты, имеющие общие корни. В их основе лежит стремление человека к познанию нового. В статье мы расскажем вам о том, как развить в себе это полезное свойство ума.

Чем полезно любопытство

Мы живем в мире, полном информации. Но она имеет ценность лишь тогда, когда мы стремимся ее узнавать и правильно использовать. И в этом нам помогает любопытство.

Чем больше мы используем это качество, тем глубже мы познаем мир, людей и самих себя. Эти знания, примененные на практике, помогают нам стать более успешными и продуктивными. Любознательность позволяет нам создавать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Любопытство – это навык

Нелюбопытные люди обычно сконцентрированы на самих себе. Они проявляют мало интереса ко всему тому, что их окружает. В результате человек лишается возможности использовать полезную информацию, ведь у него нет стремления ее познавать. Поэтому отсутствие здорового любопытства нельзя назвать позитивной чертой характера.

Однако любознательность не дается нам от природы. Это навык, который каждый человек может в себе развить. Возможно даже, что вам свойственно любопытство, но из-за чрезмерной занятости вы перестали интересоваться окружающим миром. Подтолкните себя в нужном направлении, и у вас все получится.

Далее мы расскажем вам о нескольких шагах, которые помогут вам развить любознательность.

Тренируйте мозг

Если вы желаете стать любознательным, то будьте готовы к постоянному саморазвитию. Возможно, что вам придется многому учиться и переучиваться. Стремитесь освежить в памяти все то, что вы когда-то знали, но забыли. Тренировка мозга очень важна для развития любознательности.

Не скучайте

Если вы заранее считаете какую-то тему скучной и неинтересной, то вы закрываете перед собой возможность познавать новое. Если в данный момент у вас нет времени на получение новых знаний, то лучше отложите это на будущее. Обязательно вернитесь к обучению тогда, когда вы будете более свободны. Помните, что учиться новому всегда интересно!

Расширяйте свой кругозор

Старайтесь не зацикливаться на одной и той же теме. Ведь в мире есть много и других интересных вещей. Читайте книги разнообразной тематики, пополняйте свой словарный запас, интересуйтесь разными культурами. Это поможет вам расширить свой кругозор. Не стоит также забывать о спорте и других видах физической активности.

Не стесняйтесь задавать вопросы

Не стесняйтесь задавать вопросы другим людям. Не стоит опасаться их негативной реакции. Если вы будете проявлять ненавязчивый интерес к окружающим, то это будет воспринято положительно. Поверьте, что заинтересованность в жизни и проблемах других людей выглядит гораздо лучше, чем зацикленность на своем “я”.

Не стесняйтесь также советоваться с другими людьми по сложным вопросам. Вы получите от них немало ценной и полезной информации.

Заключение

Маленькие дети обычно очень любознательны. Они постоянно задают взрослым людям множество вопросов. К сожалению, многие люди с возрастом утрачивают это качество. Психологи считают, что это связано с тем, что человек привыкает к окружающему миру.

Но следует помнить, что возможности для познания окружающего мира безграничны. Вы всегда можете узнать что-то новое даже о хорошо знакомых вещах. Развивайте в себе любопытство и не теряйте это прекрасное качество. Помните, что оно приведет вас к большим возможностям.

Детское любопытство и раннее развитие ребенка

Что толкает ребенка к познанию мира? Что заставляет его искать и исследовать? Маленьким детям присуще врожденное чувство любопытства о себе и мире вокруг них, а это, в свою очередь, помогает им понять самих себя. Дети учатся наблюдать за окружающим миром, идентифицировать предметы и людей, различать звуки, образы, вкусы, запахи и тактильные ощущения. Именно любопытство обуславливает развитие способностей к обучению, что станет весьма полезным для ребенка в будущем.

Родители часто испытывают чувство раздражения, отвечая на многочисленные и, кажется, бесконечные вопросы детей, ведь придумать достойный и понятный малышу ответ не всегда просто. Но надо понимать, что для ребенка, все вокруг является новым, и, следовательно, захватывающим. Эта любознательность детей заставляет их с благоговением смотреть на любой объект или событие. Так, дети часто замечают вещи, мимо которых взрослые проходят безучастно, или же способны восхищаться тем вещам, которые не вызывают у взрослых никаких эмоций.

В возрасте восьми месяцев, мозг ребенка начинает активно задавать вопросы. Почему именно сейчас? Ребенок уже достаточно окреп и овладел своим телом, он уже способен перемещаться в пространстве: вставать, переворачиваться, ползать, а некоторые малыши уже начинают ходить. Он уже может осознанно брать в руки различные предметы, его внимание привлекают разнообразий форм, цветов, фактур. Развитие физической активности стимулирует развитие любопытства у детей, и так как они по природе своей любопытны и их привлекает окружающий мир, то за его исследование они и берутся в первую очередь. Происходит это главным образом во время игры.

В самом деле, новейшие исследования нейрофизиологов и психологов, изучающих развитие ребенка в самом раннем возрасте, поощряют родителей воспитывать чувство любопытства у своих детей.

Как вы можете развивать любопытство вашего ребенка?

Игры, а также физические упражнения признаны, пожалуй, лучшим способом привить любопытство детям. Обычно дети очень привязаны к своим игрушкам и вещам, поэтому отличным советом для родителей будет придумывать и организовывать различные интересные мероприятия, игры, которые помогут вашему ребенку утолить его любопытство. Игрушки и игры, плюс ваша заинтересованность и внимательность к своему чаду, являются великолепным инструментом для развития мозга ребенка, начиная от младенческого до старшего возраста. В каждом возрасте требования к играм и игрушкам будут совершенно разными, но принцип неизменен: игра должна ставить перед ребенком определенную задачу, которую он способен решить самостоятельно или с небольшой помощью родителей.

Так, для годовалого ребенка примером развивающих игрушек будут различные пирамидки, наборы кубиков разных цветов, простейшие конструкторы с крупными элементами.

Детям постарше необходимы задачи посложнее – мозаики, пазлы, конструкторы типа лего, тематические наборы, которые помогут ребенку познакомиться с различными животными, птицами, узнать о профессиях и различных предметах, окружающих его в повседневной жизни.

Начиная с трехлетнего возраста, актуальными становятся и компьютерные развивающие игры. Правильно используя этот инструмент родители могут достичь большого успеха в развитии своего ребенка. Развивающие онлайн игры помогут ребенку гораздо быстрее запомнить название цветов и основных геометрических фигур, выучить цифры, буквы и основы счета, а также очень эффективны в изучении иностранных языков.

Организовывая игры для ребенка (неважно – настольные, спортивные или компьютерные), не бойтесь помогать своему малышу – все, что он научится делать вместе с вами, спустя какое-то время он сможет использовать самостоятельно. Но с другой стороны, не следует спешить все сделать за малыша – вы должны дать ему время для того, чтобы он попробовал решить задачу самостоятельно.

Родители должны поощрять детей к исследованию окружающего их мира. Познание внешнего мира прокладывает путь к самоанализу, что в свою очередь еще больше вдохновляет любопытство.

Следует поощрять детей задавать вопросы. Как мы все знаем, правильно заданный вопрос, является первым шагом на пути к познанию.

Детей следует поощрять, искать ответы на свои вопросы. Это придаст им больше уверенности, а также улучшит их понимание, будет способствовать развитию логического и абстрактного мышления.

Родители должны научить детей быть хорошими наблюдателями. Наблюдательность является идеальным дополнением к пытливому уму. Родители также должны способствовать развитию концентрации внимания ребенка. Концентрация – это умение сосредотичиться на определенной задаче или предмете. Именно концентрация дает возможность заглянуть «в корень», увидеть внутренние и внешние взаимосвязи, найти аналогии. Более высокий уровень внимания приводит к повышению степени любопытства.

Почему хорошо, когда интересно?

  • Любопытство расширяет ум ребенка. Более широкий ум способствует целостному развитию личности ребенка.
  • Любопытно ребенка всегда активно ищет ответы. Это любопытство толкает его к разгадке тайны повседневной жизни.
  • Любопытство повышает способность восприятия, если ребенку интересно он способен воспринять новые, даже сложные понятия легко. Таким образом, любопытство повышает потенциал ребенка в обучении.
  • Любопытство играет ключевую роль в духовном и интеллектуальном развитии ребенка, оно является главным ключом к обучению. Любопытство никогда не должно подавляться или же это может иметь очень негативное влияние на раннее развитие ребенка.

Таким образом, основная задача родителей поощрять любопытство своих детей и смотреть, как они растут и становятся всесторонне развитыми и целостными личностями! Удачи вам!

Воспитание инициативного и любознательного человека | Статьи о воспитании детей

«Человек любознателен лишь в меру своей просвещенности.» Жак-Жан Руссо

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее. » Анатоль Франс

Если проследить путь всех выдающихся личностей, к примеру таких как Леонардо Да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн и многих других, то мы придем к выводу, что это не просто талантливые творческие личности, но ещё и любознательные и инициативные люди, которых с детства интересует окружающий мир, которые стремятся понять и найти ответы на вопросы, волнующие их сознание. Что это? Природные качества личности или результат правильного воспитания?

Желание познавать мир заложено в человеке природой. Но вот сохранить это желание поможет только воспитание. Есть у ребёнка период, который психологи назвали «почемучка». Этот период начинается примерно в четыре годика. Ребёнок проявляет инициативу и любознательность. И очень важно удовлетворить его интерес, даже если ответ ему будет непонятен. Он должен знать, что ответы есть, что он может до них дорасти, стать таким же умным, как мама и папа. Нельзя игнорировать вопросы малыша, ведь он стремится получить знание. Давно известен факт, что способность к обучению закладывается с детства. И тут важна чуткость родителей, которые не только ответят на вопрос «почемучки», но и приучат ребёнка смотреть познавательные программы, а со временем привьют любовь к чтению. Для того чтобы понять насколько это важно, давайте по отдельности рассмотрим качества любознательного и нелюбознательного человека.

Любознательный и инициативный человек никогда не сидит на месте, ему всегда мало знаний, он идёт по жизни с девизом Сократа, «я знаю, что я ничего не знаю», такой человек всегда открыт для развития и получения нового опыта, и его разум постоянно работает – думает, анализирует, делает выводы, задается новыми вопросами. Такой человек обладает смелостью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Такой человек всегда душа компании, он всех вдохновляет и побуждает к действию. Почти во всех сферах, в бизнесе, в творчестве, в политике, в науке, инициативный и любознательный человек всегда востребован. Он наполнен множеством идей и небывалой энергией. Он решителен и уверен в себе. Он не отступит, если даже потерпел неудачу, а будет искать другие возможности для достижения своей цели, потому что знает, что на любой вопрос можно найти ответ, а у любой проблемы есть решение.

Другое дело человек нелюбознательный и пассивный. Он, как погасшая лампочка, жалок и бесполезен. Это человек, который собственноручно отдаёт бразды правления своей жизнью другим, а потом жалуется, что у него не было возможности сделать выбор, что его поставили перед фактом. Такой человек уже только за то, что существует, хочет иметь блага всего мира, ничего не предпринимая, чтобы улучшить свою жизнь. Он не задается вопросами, не учится, не думает, не ищет выход из неприятных ситуаций и останавливается перед любым препятствием, считая его непреодолимым. Но такими люди не рождаются. Причина кроется в том, как в детстве родители реагировали на инициативу и любознательность ребенка. Безынициативные взрослые люди вырастают из детей, которым запрещали задавать вопросы и делать что-либо без разрешения. «Ты ничего не умеешь!» «Не трогай, я всё сделаю сама!» «Не задавай глупых вопросов!» Такие и им подобные высказывания строят стену между малышом и окружающим миром и приводят к тому, что, повзрослев, он чаще всего живёт в «амебном» состояние и не выходит за пределы своего маленького я. А всё потому, что взрослые внушили ему своим неправильным отношением интеллектуальную и физическую беспомощность перед всем на свете, лишили доступа к источнику знаний, задули заложенную самой природой искорку любознательности.

Поэтому несмотря на усталость и занятость, несмотря на желание уберечь ребенка от всего на свете, найдите в себе силы поступить правильно и терпеливо ответить на все зачем и почему и не сердиться на последствия неуклюжих попыток ребенка, пытающегося справиться с новой для него задачей. Позволив ему это, поддержав его, вы окажете своему ребенку неоценимую услугу, широко распахнув для него дверь в окружающий мир. Такой ребенок вырастет умным деятельным человеком и будет радовать вас своими успехами, фундамент для которых заложили вы, когда поставили его интересы выше своего сиюминутного удобства.

Помните, что именно инициативность и любознательность людей подарили нам все духовные, культурные и цивилизационные богатства, которыми мы владеем, а правильное воспитание – это ответственность не только в пределах маленькой семьи, а ответственность перед всем обществом и перед миром в целом.

Консультация для родителей «Про любознательность у дошкольников»

Вера Лесенкова
Консультация для родителей «Про любознательность у дошкольников»

Любознательность – основа познания нашего мира. Она возникает у ребенка с момента рождения и постепенно развивается и трансформируется в соответствии с его развитием. Постепенно любознательность принимает более осознанные формы и получает больше возможностей для удовлетворения её потребностей. Наиболее активно любознательность врывается в жизнь как ребёнка, так и окружающих его людей с момента, года ребенок получает возможность формулировать простейшие вопросы: «Что это?», «Почему?», «Как?» и т. д. Дальнейшее развитие речи приводит к более глубокому познанию мира. Особая ответственность лежит на взрослых, чтобы эта любознательность не угасла, ребёнок получал адекватную и максимально полную информацию, а главное – развивался многогранно и гармонично.

Собственно, период максимальной потребности удовлетворения любознательности приходится на дошкольный возраст. Этот период именно поэтому важен для воспитания любознательности. Да, именно воспитание любознательности, как и воспитание в ребенке других качеств. Очень часто можно видеть сценки, когда ребенок заваливает взрослого вопросами о том, что видит или видел, о том что происходит и почему. Хорошо, если взрослые стараются максимально подробно ответить. Но так же часто можно наблюдать, что взрослые, занятые своими повседневными вопросами не могут выйти из этого озабоченного образа и просто отмахиваются от вопросов ребенка, считая их неинтересными и даже глупыми.

Основное определение любознательности это стремление к получению новых знаний. «Любознательность есть постоянная неудовлетворенность духа» (Тейлор Д.)

Альберт Эйнштейн придавал огромное значение наличию любознательности: «Важно не переставать задавать вопросы…

Не утрачивайте с годами святой любознательности». Люди, порой не прислушиваются к совету гения и давят на корню любознательность в своих детях.

Есть замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Очень рядом с понятием любознательности стоит любопытство. Это явления похожи, но не совсем идентичны. Любопытство больше связано с желанием просто что-то увидеть, услышать. Акт любопытства кратковременный и эффект от него недолговечный. Это просто фиксация некоего факта, а любознательность – именно познание мира, его закономерностей, отношений составных частей и их влияние на людей и самого ребенка.

Почему же важна именно любознательность? Прежде всего потому, что она не просто облегчает процесс обучения, а становится основой и движущей силой успешного обучения. Если ребенок не очень любознателен, то у него будут проблемы как с интересом к обучению, так и к запоминанию информации. Эффект от обучения всегда выше, если новая информация приносит положительные эмоции, а именно это и обеспечивает любознательность и её удовлетворение.

Но обучение это как бы внешний процесс. Любознательность хороша тем, что она не может возникнуть под давлением. Любознательность – естественное состояние не просто усвоения информации, а активного поиска информации. Именно такой поиск приводит к созданию нового, обеспечивает изобретательность, или, как сейчас модно говорить – креативность. Хотите, чтобы ребенок был креативным во взрослой, профессиональной жизни? Поддерживайте и развивайте любознательность! «Любознательность создаёт ученых и поэтов» (Франс А.)

Уже отмечалась важность положительных эмоций от процесса проявления и удовлетворения любознательности. Не надо долго объяснять, что положительные эмоции вообще хорошо, не только как результат познания, но и просто как фактор повседневной жизни. Чем больше положительных эмоций получает ребенок от окружающего мира, тем меньше проблем у него возникнет как в текущей «ребячьей» жизни, так и потом, во взрослой. И это касается не только познавательных процессов, но и вообще общего психологического состояния человека.

Обозначив важность любознательности мы перейдем к методам стимулирования и развития любознательности. Состояние радости, положительных эмоций от познания надо не подавлять, а стимулировать. Это можно делать очень просто – поддерживать самим взрослым и стимулировать у детей восхищение, радость, позитивное удивление при получении новой информации. Простой пример. Ребенок сломал игрушку. Не важно – кукла это или машинка, сложная или простая. Конечно, сломанная игрушка это не всегда позитив, но надо постараться понять ситуацию, в которой это произошло. Можно ребенка механически отругать за сам факт поломки, а можно присмотреться и, возможно, увидеть, что ребенок пытался понять, «как оно устроено». Надо задавать вопросы ребенку. Спокойно, проявив так и уважение. Если выяснится, что ребенок разобрал (даже и сломав при этом) игрушку, то надо помочь ему в процессе познания, принять участие в изучении устройства игрушки, внутренней начинки, принципов работы и т. д. Не лишним будет проявить небольшой артистизм и вместе с ребенком «удивиться» тем, что вы вместе «обнаружили». В любом случае, не стоит подходить к игрушкам по принципу: «Не давайте игрушки детям, дети их поломают». Внушение ребенку мысли, что разбирать, исследовать игрушки глупо, вредно, может в будущем привести к ситуации, когда ребенок сделает подобный вывод в отношении какого-либо учебного предмета, а то и вовсе в отношении всего процесса учёбы. В конце концов, если вы обнаружили у ребенка «страсть» к изучению внутренностей игрушек, то, возможно, имеет смысл покупать специально не очень дорогие игрушки, а то и разнообразные конструкторы или игрушки, предназначенные для сборки-разборки.

Позитив нужен не только в процессе игры или изучения каких-либо предметов. Надо внимательнее относиться к вопросам ребенка, не отмахиваться от них, как от бессмысленных, а стараться отвечать максимально подробно или даже – расширенно. То есть постараться и самому что-то узнать новое, реально получить и передать свою радость от познания новых фактов, восхищение от многообразия окружающего мира ребенку. Ребенок чутко будет улавливать и ваше настроение. Если вы с интересом сами будете подходить к открытию для себя новых фактов об окружающем мире, то это состояние будет естественным и у ребенка. Например, мы предлагали детям (ну, конечно, и родителям) создать презентации о своей малой родине. Получив первый вариант работы, я решила проверить информацию и что-то добавить. Узнала массу интереснейшей информации.

Одним из важных элементов воспитания любознательности является уважительное отношение к людям, которые максимально проявили эту самую любознательность в своей жизни. Речь идёт о великих учёных, путешественниках, изобретателях и просто людях, которые придумали что-то необычное, принесшее пользу человечеству. Даже обычная бытовая техника может стать предметом изучения. Для начала можно окунуться в историю тех или иных бытовых предметов, потом рассказать, как это всё развивалось во времени, что новое было придумано и как это всё отразилось на удобстве и полезности. Например, рассказать про телефоны, утюги, автомобили или корабли и самолеты и т. д. Это можно превратить в увлекательнейший рассказ. И это на самом деле очень интересно – как были изобретены и как изменились привычные нам вещи, начиная от обуви и карандашей, заканчивая ракетами.

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее…» (Франс А.)

Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников» Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными.

Консультация для родителей дошкольников по ПДД Уважаемые папы и мамы! Вот и подрос Ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее.

Консультация для родителей ДОУ «Закаливание дошкольников» Дорогие коллеги, всем известно порой как трудно вызвать интерес у родителей наших воспитанников, к деятельности ДОУ. Для этого мы тщательно.

Консультация для родителей и педагогов «Гиподинамия у дошкольников» Термин “гиподинамия” в переводе с латыни означает “малоподвижность”, то есть сидячий образ жизни. Опасен он тем, что может привести к общему.

Консультация для родителей «Как развивать детскую любознательность» Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения нового мира. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок.

Консультация для родителей о трудовом воспитании дошкольников Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается.

Любопытный ребенок или как развить любознательность у ребенка.

Детское любопытство можно назвать врожденным инстинктом самовыживания. Уже с пеленок ребенок интересуется всем новым, что его окружает. Пытается это потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. И чем старше он делается, тем сильнее увеличивается тяга к познанию, т. е. малыш становится все более любопытным.

Так, с года до трех лет детей привлекают яркие цвета, новые звуки, формы и размеры. Вдоволь изучив поверхность предмета, они пытаются узнать, а что у него внутри – ломают, вскрывают, разбивают, вывинчивают и т. д. Отсюда и сломанные игрушки, испорченная мамина косметика, бижутерия. Все что попадает под любопытный взгляд ребенка, делается его беспрекословной мишенью. В таких ситуациях детей ни в коем случае нельзя ругать. Ведь они не понимают, что сделали что-то неправильное, что сломали хорошую вещь. В их голове только одна мысль, узнать и понять, что же это за предмет и «с чем его едят». Ваша задача, наоборот, подтолкнуть ребенка к дальнейшим познаниями, чтобы он из любопытного стал любознательным. Вы должны постараться развить в ребенке любознательность.

Плюсы детского любопытства.

По исполнении трех лет у детей начинает работать мозговая система гиппокампа. Именно она удерживает новую полученную информацию, делая ее из кратковременной в долговременную. В этот период очень важно развивать гиппокампу. Для этого ребенку нужно поставлять новые впечатления и информацию, притом не только душевную, но и телесную.

Сколько раз я слышала от родителей как они жалуются, что их ребенок чрезмерно любопытен — «сует свой маленький носик куда не просят». Но это не проблема! Ведь детское любопытство и есть самая крепкая основа для развития любознательности. Двигая своим любопытством, ребенок станет самостоятельным, начнет экспериментировать и пробовать себя в творчестве! Развив у такого ребенка любознательность, вы первым делом облегчите свою жизнь – вам не нужно будет его постоянно чем-то занимать. Он и сам о себе прекрасно позаботится. К тому же, любознательный ребенок быстрее находит общий язык с другими детьми. Он знает много новых игр, большинство из которых придумывает сам. Лучше учиться и быстрее осваивает новую программу, новый коллектив.

Итак, как развить любознательность у ребенка.

Большинству родителей проще запретить любопытному ребенку лазить по дому и проказничать, чем помочь ему найти что-то новое для его активно ищущего мозга. Конечно, усталость после трудового рабочего дня, домашние дела вымотают любого человека, однако не стоит забывать и о своем ребенке. Тем более, дать новую пищу информации не так уж и тяжело. Например:

Делая что-то вместе с ребенком, старайтесь придумывать новые вариации. Мыслите креативно!

Известно, что для взрослых все житейское очень банально, но для ребенка нет! Посмотрите на мир его глазами. Найдите в понравившемся ему предмете что-то новое и для себя. Узнайте, почему он его так заинтересовал. Возможно, вы и сами очень удивитесь, что это и вправду интересно. И как же вы раньше не обращали на это внимание? Для детей все в новинку. Им интересен даже неприветливый туман или промозглый дождь.

Обратите внимание, как ребенок бежит к вам со своим новым открытием. Он хочет поделиться им с вами. А что вы говорите ему в ответ? – «Подожди, мне некогда» — и многое тому подобное. Ну, разве тяжело оторваться от своих дел хоть на пару минут и похвалить своего кроху. Сказать ему: «Ты у меня такой умничка».

Забудьте про свои предпочтения. Если вам нравится живопись, не старайтесь приучить к ней ребенка. Он должен развиваться всесторонне! Пусть пробует себя в разных направлениях. Ведь когда-то и у вас был выбор. Так предоставьте его и своему чаду, даже если он будет перескакивать с одного места на другое. От этого тоже есть положительный момент – узнает много нового и интересного. Вот я до сих пор, хоть уже и не ребенок, перехожу от одного хобби к другому. Нужно смотреть на мир шире и пробовать все новые направления! Это и есть любознательность.

Ходите с ребенком в музеи, на выставки, в зоопарк, в цирк и на другие не менее интересные мероприятия. Сделайте его кругозор шире. Он не должен жить в мире, где присутствует только дом и детский сад. Помните, чтобы развить у ребенка любознательность, нужно давать новую пищу для его ума!

Помогите малышу правильно учиться. Поясните ему, что в ученье важен не полученный результат, а сам процесс этого обучения. Он должен им наслаждаться и хотеть все больших достижений.

Если любопытный ребенок вас о чем-то спросил, но вы решили, что ему рано об этом знать, так будьте уверенны, что он рано или поздно, найдет интересующую информацию в другом месте. И здесь уже нет гарантии, что она будет правильной и полезной. Поэтому лучше не лениться и попробовать самим унять детскую любознательность.

Также, детские вопросы могут идти не из-за любопытства, а как просьба о помощи. Просто малыши не всегда могут ее правильно сформулировать, поэтому и задают не совсем понятные вопросы, а мы, взрослые думаем, что это просто так от безделья и отмахиваемся от своих детей, говоря: «Ой, отстань, что тебе заняться нечем?» Как думаете, после этого ребенок захочет дальше учиться и познавать новое? Вряд ли! Ваши отмашки показывают ему, что учиться совсем не обязательно, лучше просто поиграть в игрушки.

Покажите ребенку, что и вы не все знаете. Объясните ему, что это не страшно и вполне естественно. Только не выставляйте себя совсем в глупом виде. Дети должны считать своих родителей самыми умными и добрыми.

Вместе читайте детские книжки, рассматривайте картинки, смотрите обучающие мультики, играйте в развивающие компьютерные игры, занимайтесь по специальным компьютерным программам. В общем, играйте вместе со своим ребенком.

Сказки читать – это, конечно, полезно. Ребенок должен верить в чудеса, однако он еще обязан знать, что есть и более реальный мир, в котором он живет и где, к сожалению, не всегда все хорошо заканчивается. Не застилайте малышу глаза розовыми занавесками!

Иногда дети не могут правильно объяснить, что они хотят спросить и начинают говорить все, что попадет на ум. Мы же, взрослые, в лучшем случае, в нетерпении начинаем подсказывать ребенку и порой неправильно, а в худшем случае, просто отворачиваемся, типа «отстань от меня». Малыш не знав, как вам сообщить убегает в свою комнату в расстроенных чувствах. Здесь наша большая ошибка! Никогда не торопите ребенка! Ему и так трудно изъясняться, а вы его еще больше сбиваете с толку.

Если ваш любопытный ребенок приходит к вам с одним и тем же вопросом вот уже несколько раз. Это не значит, что он уже позабыл ваш ответ. Он просто хочет еще больше информации о интересующем его предмете. Выполните его просьбу, и все будет хорошо.

Теперь зная, все тонкости как развить любознательность у любопытного ребенка вы с уверенностью сможете направить своего малыша в правильное русло! Удачи вам и успехов! Помните, детское любопытство это не проблема, а наоборот, хорошая помощь в развитии.

И на закуску развивающий мультик детям до 3 лет.

Развитие ребенка

Любознательность поможет вашему ребенку не переставать учиться в течение всей жизни

Как развивать у ребенка любознательность

Дети рождаются любознательными: они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не переставал учиться в течение всей жизни, поощряйте и развивайте его любознательность. Врожденную любознательность имеют все дети, однако важно, чтобы вы учитывали индивидуальный стиль любознательности, присущий вашему ребенку.

Все дети проявляют любознательность по-разному. Например, некоторые дети любят изучать то, как устроен мир, при помощи наблюдения и размышлений, в то время как другие предпочитают делать это с помощью физических действий (прикосновений, изучения запахов или дегустации). Постарайтесь обеспечить возможность использования каждого стиля в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Исследования показали, что к поиску новых впечатлений, знаний и опыта ребенка побуждает не внешнее давление, а внутреннее желание удовлетворить свою любознательность. Любознательные люди постоянно находятся в поисках новых знаний. Они не только любят обучение и исследования, но им на самом деле нравится ставить перед собой трудные задачи и с увлечением искать их решение. Любознательность также помогает людям позитивно реагировать на неопределенность.

Недавние исследования показали, насколько важную роль играет любознательность в обучении. Лучше всего дети справлялись с учебным материалом, когда учителям удавалась вызывать их искреннее удивление от неожиданного исхода демонстрируемого эксперимента.

Учитывая важную роль, которую любознательность играет в процессе обучения, предлагаем несколько советов, которые помогут развить это качество у ребенка:

  • Поощряйте интересы вашего ребенка. Лучше всего дети учатся посредством действий, которые удерживают их внимание и стимулируют воображение. Найдите виды деятельности, которые нравятся ребенку больше всего, и практикуйте их вместе как можно чаще. Например, если ребенок любит танцевать под определенную музыку, создайте ему все условия для этого занятия. Если он любит животных, водите его почаще в зоопарк, демонстрируйте фильмы и передачи о животных, вместе читайте книги о них.
  • Создайте интересное пространство. Самые маленькие дети проводят большую часть времени, наблюдая за окружающей обстановкой. Им интересно узнавать новое об окружающей среде, поэтому дайте им любопытные и безопасные игрушки и предметы, которые они смогут исследовать и которые будут стимулировать их ощущения и чувства.
  • Поощряйте игры, стимулирующие воображение. Несмотря на богатое разнообразие электронных игрушек в наше время, постарайтесь дать детям возможность поиграть с такими простыми предметами, как коробки, кубики, пластилин или песок. Некоторым они могут показаться скучными, но они незаменимы для развития творчества и воображения. На самом деле эти игрушки являются одним из лучших инструментов обучения, поскольку дают широкое пространство для любознательности во время игры. Не говорите ребенку, что делать с материалами, как их использовать или каким должен быть окончательный результат его творчества. Пусть гидом ему будет его собственная любознательность.
  • Используйте открытые вопросы. Старайтесь избегать вопросов, которые предполагают односложные ответы вроде «да» или «нет». Задавая открытые вопросы, вы будете стимулировать мышление ребенка, подталкивая его к самостоятельному поиску решения. Попробуйте задавать ему такие вопросы, как: «Что ты думаешь о…?», «Как бы ты поступил на месте главного героя книги? Почему?».

Для развития любознательности важно не только создать благоприятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то новое – страх, ограничения и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

  • 1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Когда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что, от того как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией, зависит то, как скоро он адаптируется и вернется к желанию получать новые знания и опыт.
  • 2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им отвращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
  • 3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования здоровой самооценки.

Помните, что вы первый и самый важный учитель вашего ребенка. Поощряйте его любознательность и открывайте перед ним все новые и новые горизонты познания и опыта. Не забывайте о том, что дети любят исследовать окружающий мир с помощью своих органов чувств, поэтому создавайте им такие возможности в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Помните, что, развивая у вашего ребенка любознательность, вы закладываете в нем стремление к непрерывному обучению, которое будет помогать ему расти и развиваться в течение всей жизни.

Как не уничтожить в своих детях подвижность и любознательность

Любознательность проявляется в детях очень рано, и чем старше они становятся, тем живее интересуются всем вокруг. Особенно эта черта проявляется у дошкольников. Давно замечено, что активность ребенка напрямую связана с его успешным обучением в будущем. Если же у ребенка не развито здоровое любопытство, то проблема с учебой обеспечена: без интереса трудно удержать внимание и запомнить учебный материал. Другими словами, любознательность активизирует любую познавательную активность.

Практика показывает, что многие родители, искренне заботясь о ребенке, невольно тормозят его развитие, не давая развиваться фантазии и любознательности. Как это происходит?

Вопросы и ответы

Малыши — ужасные почемучки, и порой нет сил и желания отвечать на их бесконечные вопросы, однако нельзя забывать, что, щупая, рассматривая, пробуя, они пытаются разобраться в своих ощущениях. Не получая ответы на свои вопросы, ребенок может перестать вообще интересоваться чем-либо. «Когда вырастешь — узнаешь» и «рано еще тебе такие вопросы задавать» — это не ответы, надо стараться по мере возможности удовлетворять детское любопытство.

Чистота и порядок

Детей необходимо приучать к чистоте и порядку — с этим никто не спорит. Активное изучение мира может принести в дом сумбур и беспорядок, но без опыта ребенку сложно чему-то научиться, поэтому не стоит постоянно одергивать детей и лишать их самостоятельности ради сохранения чистоты и порядка: некоторые мамы до школы кормят детей с ложки, чтобы они не пачкались и не сорили. Попробуйте создать в доме уголок свободы, где можно строить замки из стульев и одеял, рисовать на коробке, кидаться подушками. Ребенок полноценно развивается, только фантазируя и экспериментируя.

Средство массовой информации «Мосальская газета» зарегистрировано 20 октября 2011 года в форме распространения «печатное СМИ газета». Выдано свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 40 – 00133 от 20.10.2011 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области.
Все материалы и новости, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат «Мосальская газета». Любое использование допускается только при согласовании с
редакцией и обязательной гиперссылкой на сайт.
Учредитель: Администрация муниципального района «Мосальский район», Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Мосальская газета».

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: