Как не уничтожить в своих детях подвижность и любознательность

Как не уничтожить в своих детях подвижность и любознательность

Как мы убиваем творчество и любознательность в детях

Все дети приходят в этот мир творцами, исследователями, первооткрывателями. С каким восторгом мы наблюдаем, как неискушенный ум малыша удивляется, пробует, предполагает, ошибается и… пытается снова и снова. Но куда же девается этот творческий запал с взрослением? Грустно видеть, как каждое новое поколение детей растет все более умным и «продвинутым», но все менее творческим и любознательным. Может, мы, родители, что-то делаем неверно? А вот и они – убийцы творчества и тяги к познанию, которых надо знать в лицо.

1. Первый убийца – не удивляйтесь – это награды. Есть доказанное мнение, что всевозможные наклейки (популярные, кстати, в саду и начальной школе как двигатель активности), призы, подарки стимулируют ребенка только одному: выполнению определенной порции работы, чтобы получить свою «звездочку», новый мобильник или куклу. Достигнув цели, ребенок теряет к делу интерес.

2. Чрезмерная опека и контроль. Конечно, мы все обожаем своих детей и не хотим, чтобы они ошибались, чувствовали разочарование, терпели неудачи. Все родительские советы – из лучших побуждений. И именно так мы учим детей бояться чужого мнения и думать, что ошибка – это очень плохо. А ведь риск, ошибка и даже неудача – необходимая часть любого открытия или достижения.

3. Строгие рамки. Всегда зная все лучше ребенка, мы стремимся скорее объяснить и показать ему, «как надо», расстраиваемся и даже раздражаемся, если он не следует «правильному» совету. И снова в этот момент мы убиваем в нем исследователя! Не спешите расставлять границы, предлагать готовые решения, игры и игрушки, дайте возможность малышу самому узнать, понять, почувствовать, проверить, разрешите поискать свой путь, другое применение, иное решение.

4. Запрет на надоедливые вопросы. Как только дети начинают более-менее связно разговаривать, они начинают задавать вопросы. Так они не только привлекают внимание родителей и надоедают им, но и пытаются составить свое мнение об окружающем их огромном мире. Нельзя отмахиваться от вопросов ребенка! Создайте дома такую атмосферу, в которой не будет неудобных тем и неподходящего времени для разговора. Что касается деликатных вопросов (и «откуда я взялся» – самый безобидный из них), то стоит отвечать детям честно, просто, лаконично и без лишних подробностей. Как правило, ребенка вполне устраивает краткий и понятный ему ответ. Это намного лучше, чем что-то придумывать, легко теряя таким образом доверии своего проницательного крохи.

5. Отсутствие тем для раздумий. Говорите с ребенком о вещах, которые заставляют задуматься: о доброте, честности, дружбе, разных поступках людей. Примеров в детской литературе и жизни много, важно заострить внимание ребенка, задать вопросы, (например, «Как думаешь, чем все закончится?», «А как бы ты поступил на его месте?»), которые вызовут его на размышления.

6. Плотное расписание жизни. Режим дня ребенка нередко настолько «забит» важными и полезными делами, которые придумали для него заботливые взрослые, что ему совершенно некогда почувствовать обыкновенную скуку, посидеть и помечтать. А ведь скука – двигатель творчества! Именно в такие минуты начинает усиленно работать фантазия, а мозг ищет (и находит) новую пищу для развития.

И, наконец, по-моему, главная причина того, что малыш со временем теряет способность к творчеству, это нацеленность его родителей на результат. В конкурентной погоне за тем, чтобы наши дети стали самыми лучшими и благополучными, мы сами отбиваем у них желание задавать вопросы, самостоятельно искать ответы, идти на риск и находить нестандартные решения. Позволяйте своим детям быть чуточку свободнее, уменьшайте требования к ним, подавайте собственный пример творческого подхода, и ваш малыш сохранит бесценную способность фантазировать, исследовать, получать удовольствие от познания и бесконечно удивляться этому миру.

Как сохранить природную любознательность ребёнка

В дошкольном возрасте дети активно проявляют интерес ко всему новому. Но как только начинают ходить в школу, что-то «ломается». В этой статье мы попробуем разобраться, почему так происходит и что с этим делать.

Любопытство ≠ любознательность

Ребёнка с рождения привлекают новые объекты. Чем он старше, тем больше стремится узнать об окружающем его пространстве. Малыши смотрят на всё с широко открытыми глазами, трогают, иногда даже пробуют на зуб, а когда начинают говорить, засыпают взрослых своими «Почему?». Это и есть любознательность.

Любознательность — это естественный интерес и любовь к новому знанию.

Взрослея, ребёнок перестаёт ориентироваться на свои интересы. Главными становятся требования и ожидания взрослых.

С одной стороны, без наставника дети не могут понять, какие методы учения использовать, как сделать точные умозаключения или докопаться до истины. С другой, взрослые часто выстраивают свой «правильный» образ поведения и ругают детей, если их реальные действия не соответствует этому образу. Когда родители или учителя начинают требовать от ребёнка то, что ему неинтересно, любознательность угасает и просыпается любопытство.

Любопытство — это тяга к чему-то запрещённому или нежелательному.

Любознательность и школа

Массовая школа, к сожалению, является местом послушания, а не пространством для реализации интереса. Многие родители замечают, как после всего нескольких месяцев обучения в традиционной школе огонёк в глазах ребёнка гаснет, он теряет инициативу и самостоятельность в действиях.

Эффективность образования во многом зависит от того, насколько человек может удовлетворить свою любознательность.

Существуют педагогические системы, поддерживающие природную детскую любознательность. Так, в начале XX века свою методику разработала Мария Монтессори, а в середине столетия появилась система Лориса Малагуцци.

Сейчас появляются новые необычные учебные площадки, где поощряется исследовательская деятельность и любознательность. Программа Домашней школы «Фоксфорда» направлена на то, чтобы подогревать самостоятельность и интерес ребёнка в учёбе. Мы прокладываем индивидуальные образовательные маршруты, чтобы каждый ребёнок мог сфокусироваться на предметах, к которым имеет склонность.

Кроме того, ученики онлайн-школы «Фоксфорд» могут посещать курсы по эмоциональному интеллекту, где детям помогают ответить на вопрос «Зачем я учусь?», а также участвовать в исследовательских проектах, организуемых совместно с «ГлобалЛаб».

Советы родителям

  • Изучайте вместе с ребёнком то, что ему нравится. Старайтесь положительно реагировать на его интерес, помогайте ему с инструментами и материалами обучения.
  • Задавайте наводящие или уточняющие вопросы, а не выдавайте готовые ответы. Прямой ответ на вопрос закрывает познавательную ситуацию.
  • Поощряйте исследовательскую деятельность, участвуйте в проектах ребёнка. Важно, чтобы он самостоятельно искал решения, учился работать с информацией, собирал и систематизировал данные, анализировал результаты.
  • Давайте ребёнку право на ошибку. Иначе выбирая между известным и неизвестным, он начнёт отдавать предпочтение тому, с чем уже хорошо знаком и что гарантирует ему успех.

О почемучках или как НЕ убить детскую любознательность

Ксения Несютина, автор блога http://ideas4parents.ru/ недавно написала чудную статью с не менее чудным названием «Как убить детскую любознательность». Прочитала с большим интересом, почерпнула много полезного. Делюсь. И заодно свои мысли выкладываю 🙂

Ребенок на все вопросы отвечает “не знаю”. Что делать?

Часто дети реагируют подобным образом, если чувствуют, что их хотят “проверить, протестировать”. В современном мире детей начинают обучать (а не развивать) буквально с пеленок. И, конечно, родители хотят видеть результат своих трудов. А потом постоянные проверки: “Где синий?”, “Покажи ротик”, “Это какая буква?” сопровождают детей постоянно. Иногда родители пытаются вклинить такие проверки-задачи в игру. Любой ребенок чувствует разницу между игрой и такими “задачками”, как бы искусно их не маскировали родители и не убеждали себя, что они “занимаются, играя”.

Вот несколько советов , которые помогут вашему ребенку начать рассуждать и думать, когда у него что-то спрашивают, а не говорить “не знаю”.

Вы должны быть искренни. Если вы знаете ответ, то вопрос вы задаете только с одной целью: проверить ребенка (“а сможет ли он додуматься, или знает ли он ответ на вопрос?”).

Попробуйте отказаться от вопросов с одним единственным “правильным ответом”. Ведь когда ребенок говорит “не знаю”, он подразумевает “не знаю правильный ответ”.Начните задавать открытые вопросы — на них может быть много разных ответов. И даже, если вы знаете один из них, вы можете не знать тот, что придет в голову вашему ребенку.

Мой старший сын, когда слышит вопрос, очень часто спрашивает: “А ты знаешь?” Это, во-первых, подтверждает предыдущую мысль: детям важно не быть подопытными кроликами. Они хотят общаться, а не экзаменоваться.

А во-вторых, детям важно видеть и чувствовать, что вы думаете вместе. Если вы вдвоем не знаете ответа, значит напрячь мозг придется не ему одному. Поэтому чаще рассуждайте вместе, делитесь своими мыслями и выводами. Если ребенок говорит “не знаю”, расскажите, как думаете вы, что вам мешает решить задачку, или расскажите свой ответ и вместе подумайте, интересен ли он.

Не будьте всезнайкой. Если на все вопросы ребенка вы отвечаете выверенными фактами, он привыкает, что на любой вопрос есть ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ верный ответ. А когда вопрос задаете вы, ребенок понимает, что не знает этот единственный правильный ответ, и говорит “не знаю”.

Показывайте ребенку многообразие ответов, и тогда на любой вопрос ребенок будет знать хотя бы какой-то ответ.

Сами отвечайте на вопросы ребенка. Печально видеть детей, которые на вопросы отвечают: “А потому что перпендикуляр” или “Потому, что кончается на У”. Угадайте, кто научил их этим фразам?

Ребенок не задает вопросы “Почему …?”

Во-первых, все дети развиваются по-разному. Возможно, ваш ребенок задает другие вопросы: “Что это?”, “Как это работает?” Это те же самые “почему”, но сформулированные иначе.

Во-вторых, стоит оценить общую любознательность ребенка. Иногда дети пребывают в некоторой интеллектуальной пассивности из-за большого количества информации, которая обрушиваются на них. Они ее-то не успевают обрабатывать, не то что еще о чем-то спрашивать. Постарайтесь оградить ребенка от телевизора, рекламы, большого количества мультиков иили развивающих занятий, программ.

В-третьих, всегда отвечайте на вопросы ребенка. Может быть, раньше вы были не очень внимательны к его вопросам и тем самым отбили всякое желание их задавать. Вопросам детей (какими бы они не были) надо всегда радоваться!

Возможно, еще не пришло время. Продолжайте иногда говорить монологами: задавая себе вопросы и отвечая на них. Так, как вы это делали с полугодовалым малышом.

Ребенок задает слишком много вопросов “Почему…?”

Это здорово! Как бы ни казалось это утомительно, надоедливо, глупо — никогда не ругайте ребенка за то, что он это уже спрашивал.

Возможно, ребенок задает вопрос “почему”, но, на самом деле, хочет узнать совсем другое. Например, часто когда мама уходит, дети спрашивают “Почему ты уходишь”, имея в виду “Куда ты уходишь”. Переспросите у малыша: “Ты хочешь знать, куда я ухожу?” Учите ребенка строить вопросительные предложения и с другими словами — как, куда, что, где.

Всегда отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь фразами: “подрастешь — узнаешь”, “потому, что кончается на у”, “много будешь знать — скоро состаришься”. Через время вы (а заодно и воспитатели, и учителя в школе) получат точно такой же ответ.

И добавка от меня 🙂

Иногда ребенок и сам прекрасно знает ответ на свои вопросы. Он просто хочет удостовериться в правильности выводов. И вместо того, чтобы пускаться в путаные объяснения, можно ответить вопросом на вопрос: «А как ты сам думаешь?». Выслушать версию ребенка, добавить что-нибудь от себя и похвалить за смышленость и наблюдательность.

В некоторых ситуациях, особенно в случае очевидных вопросов, на помощь приходит юмор: вместо констатации факта придумайте какую-нибудь нелепицу. Водитель толкает застрявшую машину? – предположите, что он меряется силой с автомобилем. Подобного рода ответ, скорее всего, будет отвергнут ребенком и даст повод малышу изложить собственный взгляд на проблему.

Если же ребенок задает серьезный вопрос, скажем, научный, то подойдите к делу объяснения со всей ответственность.

Моя свекровь, к примеру, совершенно замечательные истории о супруге рассказывает, который в детстве крайне любознательным мальчиком был. – Мам, а сколько слон за день может написать? Свекровь, не тушуясь: «А давай подсчитаем. Человек за день выписывает литр примерно. Его вес, скажем, 60 кг. Во сколько раз слон больше? Тебе не кажется, что во столько же раз слон больше и написает?».

— Мам, а сколько на корове волос? — Давай подсчитаем…

И любопытство удовлетворяем, и математикой занимаемся. К тому же демонстрируем ребенку, как можно грамотно к решению задачи подойти

Детская любознательность: как реагировать?

По природе все дети любознательны. И порой родственники и друзья семьи с трудом могут подобрать ответы на вопросы, задаваемые ребенком. Порой вопросы кажутся глупыми, они часто повторяются и вызывают затруднение при поиске ответа. Как же вести себя с детской любознательностью, чтобы не обидеть ребенка?

Ни в коем случае не отмахиваетесь от ребенка. Да, им порой интересно абсолютно все: и почему форма Ювентуса таких цветов, и почему солнце не светит ночью, и почему поют птицы. Порой взрослые люди знают ответ на задаваемый вопрос, но он является слишком сложным для ребенка этого возраста.

Подобный период в жизни ребенка обусловлен физиологическими явлениями. Он подрос и его кругозор расширяется. Те явления, которые он замечает, требуют объяснения. Он ищет связи между событиями и явлениями, это закладывает основы логического мышления взрослого человека. И на данном этапе многочисленные вопросы являются практически единственным из доступных ребенку способов познания мира. Он еще не умеет читать и ничего не понимает в научно-популярных передачах, а детские программы зачастую не дают ответов, а лишь стимулируют появление новых. Родители и близкие люди являются прекрасными проводниками между окружающим миром и малышом.

Не стоит удивляться, что ребенок может задавать один и тот же вопрос по нескольку раз. На самом деле он просто проверяет, ничего ли не изменилось. Он не собирается уличить вас во лжи и прекрасно помнит, что вы отвечали на этот же вопрос несколько недель назад. Поэтому и вам важно помнить, что вы ему говорили. Если ответы на один и тот же вопрос будут одинаковыми, ребенок перестанет их задавать, когда поймет, что данное явление постоянно и с течением времени он не изменяется. Ответы на вопросы могут порождать новые вопросы, это тоже нормально, ведь кругозор ребенка становится шире и ему открываются новые горизонты, также требующие его внимания.

Данный этап развития ребенка – это прекрасная возможность научить его правильно задавать вопросы. Согласитесь, не каждый взрослый обладает этим несомненно важным качеством. Именно поэтому ваша прямая обязанность – научить этому малыша, в жизни это пригодится ему в жизни. Используйте для этого игры. Во время игры просите его задавать вопросы относительно происходящего и поправляйте, если у него не будет получаться. Отвечайте на его вопросы именно так, как был задан вопрос. Пускай пробует сформулировать его таким образом, чтобы вопрос звучал именно так, как он должен. Через некоторое время поменяйтесь ролями.

Уничтожить любознательность ребенка очень просто. Достаточно лишь отмахиваться от него почаще, и через некоторое время у него пропадет интерес к новому и непонятному. Но следует понимать, что если вы убьете в ребенке эти чувства с самого раннего возраста, то не стоит от него ждать хорошей учебы в школе и желания познать мир.

Развитие ребенка

Любознательность поможет вашему ребенку не переставать учиться в течение всей жизни

Как развивать у ребенка любознательность

Дети рождаются любознательными: они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не переставал учиться в течение всей жизни, поощряйте и развивайте его любознательность. Врожденную любознательность имеют все дети, однако важно, чтобы вы учитывали индивидуальный стиль любознательности, присущий вашему ребенку.

Все дети проявляют любознательность по-разному. Например, некоторые дети любят изучать то, как устроен мир, при помощи наблюдения и размышлений, в то время как другие предпочитают делать это с помощью физических действий (прикосновений, изучения запахов или дегустации). Постарайтесь обеспечить возможность использования каждого стиля в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Исследования показали, что к поиску новых впечатлений, знаний и опыта ребенка побуждает не внешнее давление, а внутреннее желание удовлетворить свою любознательность. Любознательные люди постоянно находятся в поисках новых знаний. Они не только любят обучение и исследования, но им на самом деле нравится ставить перед собой трудные задачи и с увлечением искать их решение. Любознательность также помогает людям позитивно реагировать на неопределенность.

Недавние исследования показали, насколько важную роль играет любознательность в обучении. Лучше всего дети справлялись с учебным материалом, когда учителям удавалась вызывать их искреннее удивление от неожиданного исхода демонстрируемого эксперимента.

Учитывая важную роль, которую любознательность играет в процессе обучения, предлагаем несколько советов, которые помогут развить это качество у ребенка:

  • Поощряйте интересы вашего ребенка. Лучше всего дети учатся посредством действий, которые удерживают их внимание и стимулируют воображение. Найдите виды деятельности, которые нравятся ребенку больше всего, и практикуйте их вместе как можно чаще. Например, если ребенок любит танцевать под определенную музыку, создайте ему все условия для этого занятия. Если он любит животных, водите его почаще в зоопарк, демонстрируйте фильмы и передачи о животных, вместе читайте книги о них.
  • Создайте интересное пространство. Самые маленькие дети проводят большую часть времени, наблюдая за окружающей обстановкой. Им интересно узнавать новое об окружающей среде, поэтому дайте им любопытные и безопасные игрушки и предметы, которые они смогут исследовать и которые будут стимулировать их ощущения и чувства.
  • Поощряйте игры, стимулирующие воображение. Несмотря на богатое разнообразие электронных игрушек в наше время, постарайтесь дать детям возможность поиграть с такими простыми предметами, как коробки, кубики, пластилин или песок. Некоторым они могут показаться скучными, но они незаменимы для развития творчества и воображения. На самом деле эти игрушки являются одним из лучших инструментов обучения, поскольку дают широкое пространство для любознательности во время игры. Не говорите ребенку, что делать с материалами, как их использовать или каким должен быть окончательный результат его творчества. Пусть гидом ему будет его собственная любознательность.
  • Используйте открытые вопросы. Старайтесь избегать вопросов, которые предполагают односложные ответы вроде «да» или «нет». Задавая открытые вопросы, вы будете стимулировать мышление ребенка, подталкивая его к самостоятельному поиску решения. Попробуйте задавать ему такие вопросы, как: «Что ты думаешь о…?», «Как бы ты поступил на месте главного героя книги? Почему?».

Для развития любознательности важно не только создать благоприятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то новое – страх, ограничения и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

  • 1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Когда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что, от того как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией, зависит то, как скоро он адаптируется и вернется к желанию получать новые знания и опыт.
  • 2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им отвращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
  • 3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования здоровой самооценки.

Помните, что вы первый и самый важный учитель вашего ребенка. Поощряйте его любознательность и открывайте перед ним все новые и новые горизонты познания и опыта. Не забывайте о том, что дети любят исследовать окружающий мир с помощью своих органов чувств, поэтому создавайте им такие возможности в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Помните, что, развивая у вашего ребенка любознательность, вы закладываете в нем стремление к непрерывному обучению, которое будет помогать ему расти и развиваться в течение всей жизни.

Воспитание инициативного и любознательного человека | Статьи о воспитании детей

«Человек любознателен лишь в меру своей просвещенности.» Жак-Жан Руссо

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее. » Анатоль Франс

Если проследить путь всех выдающихся личностей, к примеру таких как Леонардо Да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн и многих других, то мы придем к выводу, что это не просто талантливые творческие личности, но ещё и любознательные и инициативные люди, которых с детства интересует окружающий мир, которые стремятся понять и найти ответы на вопросы, волнующие их сознание. Что это? Природные качества личности или результат правильного воспитания?

Желание познавать мир заложено в человеке природой. Но вот сохранить это желание поможет только воспитание. Есть у ребёнка период, который психологи назвали «почемучка». Этот период начинается примерно в четыре годика. Ребёнок проявляет инициативу и любознательность. И очень важно удовлетворить его интерес, даже если ответ ему будет непонятен. Он должен знать, что ответы есть, что он может до них дорасти, стать таким же умным, как мама и папа. Нельзя игнорировать вопросы малыша, ведь он стремится получить знание. Давно известен факт, что способность к обучению закладывается с детства. И тут важна чуткость родителей, которые не только ответят на вопрос «почемучки», но и приучат ребёнка смотреть познавательные программы, а со временем привьют любовь к чтению. Для того чтобы понять насколько это важно, давайте по отдельности рассмотрим качества любознательного и нелюбознательного человека.

Любознательный и инициативный человек никогда не сидит на месте, ему всегда мало знаний, он идёт по жизни с девизом Сократа, «я знаю, что я ничего не знаю», такой человек всегда открыт для развития и получения нового опыта, и его разум постоянно работает – думает, анализирует, делает выводы, задается новыми вопросами. Такой человек обладает смелостью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Такой человек всегда душа компании, он всех вдохновляет и побуждает к действию. Почти во всех сферах, в бизнесе, в творчестве, в политике, в науке, инициативный и любознательный человек всегда востребован. Он наполнен множеством идей и небывалой энергией. Он решителен и уверен в себе. Он не отступит, если даже потерпел неудачу, а будет искать другие возможности для достижения своей цели, потому что знает, что на любой вопрос можно найти ответ, а у любой проблемы есть решение.

Другое дело человек нелюбознательный и пассивный. Он, как погасшая лампочка, жалок и бесполезен. Это человек, который собственноручно отдаёт бразды правления своей жизнью другим, а потом жалуется, что у него не было возможности сделать выбор, что его поставили перед фактом. Такой человек уже только за то, что существует, хочет иметь блага всего мира, ничего не предпринимая, чтобы улучшить свою жизнь. Он не задается вопросами, не учится, не думает, не ищет выход из неприятных ситуаций и останавливается перед любым препятствием, считая его непреодолимым. Но такими люди не рождаются. Причина кроется в том, как в детстве родители реагировали на инициативу и любознательность ребенка. Безынициативные взрослые люди вырастают из детей, которым запрещали задавать вопросы и делать что-либо без разрешения. «Ты ничего не умеешь!» «Не трогай, я всё сделаю сама!» «Не задавай глупых вопросов!» Такие и им подобные высказывания строят стену между малышом и окружающим миром и приводят к тому, что, повзрослев, он чаще всего живёт в «амебном» состояние и не выходит за пределы своего маленького я. А всё потому, что взрослые внушили ему своим неправильным отношением интеллектуальную и физическую беспомощность перед всем на свете, лишили доступа к источнику знаний, задули заложенную самой природой искорку любознательности.

Поэтому несмотря на усталость и занятость, несмотря на желание уберечь ребенка от всего на свете, найдите в себе силы поступить правильно и терпеливо ответить на все зачем и почему и не сердиться на последствия неуклюжих попыток ребенка, пытающегося справиться с новой для него задачей. Позволив ему это, поддержав его, вы окажете своему ребенку неоценимую услугу, широко распахнув для него дверь в окружающий мир. Такой ребенок вырастет умным деятельным человеком и будет радовать вас своими успехами, фундамент для которых заложили вы, когда поставили его интересы выше своего сиюминутного удобства.

Помните, что именно инициативность и любознательность людей подарили нам все духовные, культурные и цивилизационные богатства, которыми мы владеем, а правильное воспитание – это ответственность не только в пределах маленькой семьи, а ответственность перед всем обществом и перед миром в целом.

Психологи выделили 8 признаков кризиса воспитания и рассказали, что с этим делать

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Еще недавно вы не могли нарадоваться на ребенка, а теперь вынуждены признать, что его поведение изменилось к худшему? Психологи выделяют 8 важных признаков, которые показывают, что в воспитании что-то пошло не так и ребенок переживает кризис. Тревожные звоночки нужно вовремя заметить и скорректировать, чтобы они не превратились в неприятные черты характера.

AdMe.ru собрал мнения психологов, как именно бороться с неприятными проявлениями и помочь ребенку справиться с собой, если он позволяет себе следующие вещи.

1. Обвиняет других

Что происходит?

«Я опоздал в школу, потому что ты не разбудила меня!» «Я получил двойку, потому что собака съела мое домашнее задание!» Обвинения других в своих неудачах стали появляться слишком часто? Это значит, что ребенка тяготят обязанности, за которые он отвечает. Брать на себя ответственность не хочется, может быть, поможет роль жертвы?

Как быть?

Обычно обвинения прекращаются, когда ребенок понимает, что они не помогают избавиться от обязанностей. В силах родителей мягко очертить зону ответственности ребенка в зависимости от возраста. Приучайте к тому, что у каждого в семье есть вещи, за которые он отвечает. Добавьте легкости и игры: пишите напоминалки, хвалите, рассказывайте о своем детстве, подчеркивайте хорошие результаты.

2. Проявляет жестокость

Что происходит?

Если в раннем возрасте малыш еще не осознает, что может причинить боль, то агрессия у ребенка постарше и у школьника — это уже осознанное продавливание границ дозволенного или следствие того, что кто-то обижает его.

Позволяет себе мучать кота? Ударил бабушку?

Как быть?

Выясните причину такой агрессии. Возможно, вы слишком строги с ребенком или его обижают в детском коллективе, а он вымещает обиду на том, кто слабее, и пытается «возвыситься» в собственных глазах. Обращайте внимание на его хорошие качества, которые отличают малыша от других, чтобы показать, чем он может гордиться.

Признайте его право на гнев, сопереживайте, но дайте четко понять, что определенные вещи недопустимы. Всегда пресекайте проявления жестокости и заставляйте ребенка осознавать все последствия.

А вот проявления ласки и заботы поощряйте и хвалите.

3. Не заботится о близких

Что происходит?

Такая «опция», как забота, редко появляется в ребенке сама по себе. Это всегда результат примера родителей. Конечно, важны сказки и истории с обсуждением, но мелкие повседневные дела повлияют на малыша лучше.

Как быть?

Скоро праздник? Обсудите с ребенком подарки родным и почему важно их дарить. Покупаете угощение? Разделите на всех членов семьи, не выделяя ребенка особо, ведь все любят вкусненькое, а не только дети. Даже если вы потом отдадите свой кусочек малышу, это только усилит эффект.

Люди вокруг тоже достойны заботы, не пресекайте порывы ребенка помочь незнакомцам, но обучайте здоровому балансу между добрыми поступками и безопасностью. Пропустить пожилого человека в очереди, помочь маме с коляской или покормить котенка возле подъезда. Ребенок видит и впитывает повседневные «мелочи», из которых и вырастают ростки заботы.

4. Не признает и не чувствует вины

Что происходит?

Если ребенок не чувствует никаких отрицательных эмоций после совершенного поступка, часто это значит, что он просто не рассматривает его таковым, не осознает, что поступил некрасиво. Еще одна нередкая причина — ребенок понимает, что сделал что-то нехорошее, но признаваться не хочет и изо всех сил отрицает свою вину, даже мысленно, а не только перед родителями.

Как быть?

Помогает проговаривание ситуаций в ключе «что такое хорошо, что такое плохо» с примерами и выслушиванием мнения ребенка. Также обращайте внимание на последствия неправильных поступков, когда ребенок лишается чего-то значимого. Важно научить малыша различать добро и зло и понимать свою ответственность за тот выбор, который он сделал.

5. Не умеет сочувствовать

Что происходит?

Даже у взрослых эмпатия развита по-разному, а у детей она следствие любви и привязанности. Сначала они учатся жалеть и чувствовать тех, кто рядом, — членов семьи и друзей, а потом уже переносить эти чувства на людей вокруг.

Ребенок зациклен на себе?

Как быть?

В этом случает также важен пример и обсуждение в ключе «почувствуй на себе». Сестричка плачет? Пожалейте ее вместе с ребенком, объясните, что именно она чувствует, и предложите представить, как бы малыш ощущал себя на ее месте.

Помощь волонтерским организациям, которые занимаются проблемами людей и животных, — очень сильный пример, а порой одна поездка или участие в акции делают для «чувства эмпатии» больше, чем множество рассказов.

6. Не чувствует благодарности и имеет претензии

Что происходит?

Дать ребенку все самое лучшее, обеспечить все потребности — нормальное желание каждого родителя. Но если ребенок привык только получать, не задумываясь о благодарности, рано или поздно это «выстрелит» бесконечными требованиями к родителям и окружающим.

Как быть?

В ваших силах донести важные нюансы до ребенка раньше окружающих, которые могут сделать это весьма жестко.

Начните с банального «спасибо». Фраза наших бабушек «А волшебное слово?» работает прекрасно. Да и личный пример всегда заразителен — не забывайте о вежливых словах.

Эффективным будет показать, что не всем людям так повезло в жизни, на примере историй, фильмов или добрых дел.

Не стоит предупреждать все желания ребенка, покупая все подряд. Покажите ценность денег и важность рационального подхода к вещам.

Но главное — донести до ребенка ценность жизни и заботы окружающих людей. Можно написать вместе с малышом список того, за что он может сказать «спасибо». И почаще благодарите малыша — он почувствует, как приятно получать благодарность.

7. Считает себя лучше других

Что происходит?

Баланс самооценки — иногда задача, неподвластная и взрослому. «Ощущение себя» у ребенка может колебаться очень сильно. Но тревожный звоночек — это не чрезмерная любовь к себе, а презрение к окружающим.

Как быть?

К сожалению, чрезмерная похвала может привести к такому результату, поэтому хвалить без повода не нужно. Объясняйте ребенку на примерах, что он ценен для вас такой, какой есть, но у каждого человека есть свои ценность и талант. Каждый человек — центр собственной Вселенной.

Играйте на чувстве справедливости, говорите, что отношение всегда возвращается, — ребенок ведь не хочет, чтобы к нему вернулось высокомерие или с ним поступали нечестно.

8. Часто лжет

Что происходит?

Ложь ребенка может принимать разные формы. Фантазии, чтобы казаться лучше в кругу сверстников или оттого, что ребенку чего-то не хватает в жизни. Ложь о каких-либо неприятностях от страха перед наказанием. Все мы помним свое детство, но соотнести это с собственным ребенком бывает нелегко.

Как быть?

Самое главное — это не ругать за честность, и даже неприятный «разбор полетов» стараться вести в спокойном тоне. У ребенка должно сложиться подсознательное ощущение, что говорить правду не страшно, а вот ложь всегда вызовет негатив у родителей.

Честность может выработать только уверенность малыша в том, что родители не станут унижать его, доверяют и поддержат в сложной ситуации.

Что же касается слишком раздувшихся фантазий, то здесь помогут только подробные разговоры с ребенком о его желаниях и увлечениях, чтобы понять, в чем он нуждается.

Не мешайте ребенку быть собой

Многочисленные вопросы «зачем?» и «почему?» от малыша кого угодно могут свести с ума. А безумные эксперименты, вроде смешивания супа и компота, и вовсе плохо сказываются на мамином здоровье и могут вызвать нервный тик. Но любознательность – это важный этап развития ребенка, очень нужное качество, которое не только нельзя «душить» в ребенке, а необходимо развивать и поощрять. Вы удивитесь, когда обнаружите, как много вещей вокруг нас, придуманных детьми.

17 января во всем мире отмечается День детских изобретений, в день рождения Бенджамина Франклина. Когда Бенджамину было 12 лет, он придумал такое приспособление для плавания, как ласты, только тогда они надевались на руки. Позже он изобрел кресло-качалку. Кстати, снегоход, батут, мороженное «фруктовый лед», леденцы от икоты, средство для безболезненного снятия бинтов, зубную щетку для космонавтов и даже шрифт для слепых придумали дети! И это еще далеко не весь список.


Фото с сайта www.pixabay.com

Любознательность развивает умственные способности, помогает замечать интересное и видеть необычное в обычном, открывает новые возможности, делает мир ярче и увлекательнее.

Пик пытливости и любознательности приходится на возраст 3-5 лет. Детское любопытство действительно не знает границ. Порой родители и сами не замечают, как пресекают любознательность и отбивают всякую охоту задавать вопросы, а потом в подростковом возрасте сетуют, что их чадо вообще ничем не интересуется. Что же делать?
Как не мешать развивтию здорового детского любопытства?

  • Забудьте фразу: «Лучше я!». Ребенок хочет одеваться сам, пусть одевается. Хочет сам кушать, пусть пробует. Когда-то же надо. Понятно, ритм жизни взрослого намного быстрее: мы все время куда-то спешим, бежим и день пролетает, как 5 минут. А у маленького почемучки все иначе: каждый момент, каждая секунда наполнена новыми знаниями и впечатлениями. Не мешайте малышу пробовать, учиться и познавать.
  • Отвечайте на все вопросы. Да, это тоже сложно. Порой невыносимо. Но если не отвечать или, того хуже, огрызаться, то кроха просто перестанет спрашивать и запомнит на будущее, что задавать вопросы – это плохо. А ведь все вокруг интересует малыша. Рассказывайте об окружающим мире, комментируйте все свои действия и объясняйте, почему так, а не иначе, старайтесь подавать информацию в соответствии с возрастом. В этом случае малышу не придется так часто засыпать вас вопросами.
  • Разрешите эксперименты. Забудьте на время про порядок в доме или чистую одежду и другие препятствия, что встают на пути у юного экспериментатора. Ребенку нужно побегать по лужам, нужно испачкаться в песочнице и вылить на себя компот. Это вовсе не значит, что ребенок вырастет неряхой и грязнулей. Ребенок просто изучает причинно-следственные связи. Если все же вы не можете справиться с негативными эмоциями в процессе этого, объясняйте ребенку, что вы не против самих экспериментов, вам просто не нравится результат (например, грязная одежда или мокрый пол), но вы готовы потерпеть.


Фото с сайта www.pixabay.com

  • Направьте энергию в мирное русло. Если ваша нервная система не может смириться с разрушительными действиями карапуза, тогда экспериментируйте вместе. Вместе замешивайте блины, варите суп, рисуйте руками и ногами, переливайте воду из одной миски в другую… В общем, придумывайте действия, которые вы вполне можете контролировать и минимизировать урон, причиненный вашему дому.
  • Покажите крохе мир. Вместо ежедневного ритуального похода в песочницу, погуляйте по району, загляните на другие детские площадки, сходите в парк покормить уток или покататься на аттракционах. Посетите кукольный театр, кино, музей (что подходит по возрасту), найдите познавательные книги, передачи про животных или космос (в зависимости от интересов ребенка). Удовлетворяйте любопытство юного исследователя.
  • Но не переусердствуйте. После детского садика кружок по рисованию, танцы и английский. Все дни расписаны, чтобы малыш не скучал. А ребенку даже помечтать некогда. А вот и зря! Пусть поскучает, ведь когда ребенку скучно, включается фантазия и малыш ищет то, что могло бы его развлечь.
  • Учите фантазировать. Приемов для развития фантазии очень много: например, додумать продолжение сказки или нарисовать несуществующего зверя, выдумать ему имя. Играйте вместе в ролевые игры, сочиняйте истории, читайте книги, разгадывайте загадки. Спрашивайте у ребенка, о чем он мечтает. Расскажите о своих детских мечтах.
  • Удивляйтесь. Дети все повторяют за взрослыми. И если вас не удивляет червяк в дождевой луже, вы не можете разделить этот восторг вместе с ребенком, то рано или поздно малыш перестанет им делиться, а потом и сам может разучиться удивляться. Проявляйте интерес к открытиям малыша, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним. Кто знает, может быть, и вы увидите мир иначе.
  • Развивающие игрушки. Покупайте ребенку «полезные» игрушки: пирамидки, кубики, конструктор… И не спешите показывать карапузу, что с этим всем делать, пусть проявит смекалку. Машинки, которые сами ездят, сами и играют с ребенком, а все должно быть наоборот.
  • Не учите бояться ошибок. Если ребенок берет стеклянную кружку, не нужно со скоростью света выдергивать ее из рук карапуза с криками: «Разобьешь!». После такого никто не захочет делать что-либо самостоятельно. И даже если малыш случайно уронил эту кружку, не ругайте кроху, а покажите, как решить проблему: возьмите веник и сметите все осколки. Объясните, что вам очень жаль, но теперь эту кружку придется выбросить, в следующий раз надо быть осторожнее.
  • Дайте свободу выбора. Не заставляйте ребенка лепить или рисовать, если он хочет играть в игрушки. Не отдавайте мальчика в борьбу, только потому что он мальчик, особенно если он не любит драться, а обожает танцевать.
  • Запреты. Ограничения в деятельности малыша, конечно, должны быть. Все действия, которые несут опасность жизни и здоровью малыша или кого-либо другого, под запретом всегда. Ваши личные ценные вещи либо уберите с глаз долой, либо объясните крохе, что эта вещь вам очень дорога и вы опасаетесь, что малыш может ее испортить. Как вариант, такую вещь можно посмотреть только в ваших руках. Запретов не должно быть много. Только самые необходимые.
  • –>

    В заключение хотелось бы отметить, что детская любознательность – это не только норма, но и признак талантливости. И наоборот, отсутствие любознательности должно насторожить. Поощряя и развивая пытливость в юном исследователе, вы закладываете в нем любовь к обучению и развитию.

    Не спешите ругать кроху за то, что он скачет по кровати, возможно, если бы батут еще не изобрели, именно ваш ребенок придумал бы его. Тем более что этот «почемучный» возраст очень быстро проходит.

    Взрослые дети

    Раньше деревья были большими, родители бессмертными, а лето бесконечным. С коленок, прикрытых теперь дорогой тканью, не сходили синяки, на день рождения мы больше всего хотели собаку, а любимой едой были бутерброды с колбасой и вареньем. Хорошо ли, что это закончилось?

    Сейчас модно говорить и думать о детстве так, словно из него непременно нужно выбраться. Мы принимаем решения, съезжаем от родителей, несём ответственность за собственные семьи, упрекаем себя за минуты слабости или за страхи, с досадой переживаем свою неуверенность и жажду поддержки. «Ну что ты как маленький?» — с упрёком говорим мы себе и другим.

    Что-то детское во взрослом человеке стало ругательством. Доверие к миру почему-то выглядит как наивность, свободный образ мыслей и действий может восприниматься халатностью, желание любви и близости — инфантильностью. Как будто все самые ценные качества, самые удивительные душевные сокровища, которыми сполна обладает каждый ребёнок, у взрослого человека превращаются в ужасные недостатки, от которых срочно нужно избавляться. А дети тем временем уверены, что им принадлежит весь мир. И не зря — у них для этого есть всё необходимое.

    Энергия и радость

    Взрослея, мы оставляем в детстве подвижность, энергичность, неутомимость, способность заниматься интересным делом, забывая о времени. Раньше мы просыпались, перебирая в голове радости, которые готовит нам наступающий день, теперь — вспоминая проблемы, которые нужно решить. Всю свою энергию взрослый человек тратит на переживания, а не на жизнь.

    Проблемы, которые переживает ребёнок в своей детской жизни, его первые трудности выбора, неуспешность или отверженность доставляют ему столько страданий, что наши взрослые переживания кажутся кругами на воде рядом с цунами. Только вот взрослый будет тратить на эти круги всю свою энергию, а ребёнок с катастрофой внутри даже не потеряет аппетита. Ведь жизнь продолжается, и в ней есть радость.

    Способность радоваться жизни и быть деятельным в любой ситуации была бы очень полезна любому выросшему ребёнку. Мы это умеем, только забыли, как.

    Поел, когда проголодался, поспал, когда захотел спать, подрался, когда оскорбили. Спонтанность удовлетворения детских потребностей как раз и даёт ту самую энергию. Неудовлетворённые потребности застывают в душе мёртвым грузом, влияя на качество жизни. Это называется «эффект незавершённых действий» или «незавершённый гештальт»: состояние, в котором психика человека работает на удовлетворение тех желаний, которые не были удовлетворены спонтанно в момент их возникновения.

    В детстве всё просто: хочешь любви — иди к тем, кто тебя любит, соскучился — позвони, обиделся — скажи. Взрослому прямой путь кажется неприемлемым до такой степени, что вообще оказывается под запретом. Теряя спонтанность за счёт усвоения бесконечных «можно» и «нельзя», мы искусственно усложняем процесс собственной жизни.

    Но ведь всё действительно просто. Согласно детской логике, хочешь иметь друга — имей, нет поблизости — ищи, не получаются отношения — меняйся. Всё это естественнее, чем уговаривать себя в предпочтительном одиночестве или сетовать на современный мир с его трудностями коммуникаций. Хочешь — бери!

    Прямота и непосредственность

    Дети не хотят иметь дела с теми, кто их обижает, кто эгоистичен, зол или пугает их. Они любят одних родственников и не любят других. Они выбирают друзей, исходя из того, насколько им хорошо вместе, а не из соображений стратегической пользы. Дети проводят время с теми, кто им нравится — вот и все причины.

    Взрослые так не умеют. У нас есть целая цепочка причин для отношений, которые нас базово не удовлетворяют, оставляя нас несчастными или одинокими. Для ребёнка эти причины совершенно непонятны: «он мой начальник», «мы уже двадцать лет женаты», «у него хорошие связи, а вдруг понадобится?» Настоящих, понятных критериев для отношений совсем немного. Хорошие ли это отношения? Нравится ли мне этот человек? Взаимно ли это?

    Спонтанность, энергия и надёжные друзья дают детям возможность свободно выбирать свою деятельность и рисковать. Обдирать яблоки в чужих огородах, играть на стройке, взбираться на деревья, откуда видно всю округу. Этот риск приводит к новым знаниям и развивает новые умения. Для безнаказанной кражи чужих яблок нужно развить умение анализировать ситуацию. Для стройки — внимательность. Для дерева — силу и ловкость.

    Избегая риска в наших взрослых жизнях, мы перестаём развиваться, полагаясь лишь на тот набор умений, который у нас уже есть (спасибо нашему рискованному детству). Застывая в усвоенных шаблонах, мы теряем свободу и возможность что-то поменять: работу, место жительства, партнёра. И чем ниже наша способность к риску, тем меньше шансов на то, что всё будет хорошо.

    Детей интересуют камни, гусеницы, облака, комочки пыли, обещание сходить в зоопарк в выходные, книги о приключениях, новые друзья и узоры на обоях. Взрослых интересует, как платить за ипотеку в этом месяце и где соль. Разница между детским и взрослым восприятием мира в том, что детьми мы ищем «что бы ещё поделать», а взрослыми — «как бы всего этого не делать». Мы не хотим учиться дальше, не хотим менять работу из-за более высоких требований и ответственности, не хотим познавать и не хотим меняться. Мир ребёнка наполнен познанием, а мир взрослого лишь приспособлением.

    Поиск и восприятие нового давал нам в детстве ту чистоту восприятия, которая сейчас очень пригодилась бы и в наших взрослых отношениях, и в нашей взрослой деятельности. В бородатом анекдоте, где муж видит жену, надевшую противогаз и замечает только «выщипанные брови», есть доля правды о взрослых жизнях. Когда в последний раз мы готовы были тратить время на новые занятия? Что нового мы узнали за последний год или пять о собственном супруге? Неужели ничего?

    При этом всё меняется постоянно, процесс развития и изменений непрерывен. Оставаясь в неизменных точках и не желая больше ничего знать, мы постепенно отрываемся от реальности, которая будет продолжать двигаться дальше — но без нас.

    Стараясь быть взрослыми и ответственными, мы парадоксально приходим к такой жизни, в которой нет настоящего, осознанного, нашими собственными руками скованного счастья. Без спонтанности и свободы, без энергии и радости, в запутанных отношениях, в которых нет ничего нового, мы вновь становимся маленькими детьми, всё счастье которых зависит от других. Только вот детских ресурсов у нас уже нет.

    И стоит, пожалуй, радоваться, если кто-то вдруг скажет вам: «Ну что ты как маленький?».

    (опубликовано в журнале Izhavia в 2014 году)

    Любопытство — не порок: как не убить в ребенке желание учиться

    Почему из любознательных почемучек вырастают безынициативные школьники? Куда пропал интерес ученика и вернется ли он вообще? Будем искать и разбираться вместе.

    Вспомните вашего ребенка или еще лучше — себя в возрасте 5-6 лет. Сколько всего необычного, яркого и интересного было на каждом шагу! Вопросы сыпались постоянно, везде хотелось пролезть, все пощупать, а верным спутником был вопрос «Мам, а почему?».

    Мудрые взрослые обещали, что пойдем в школу и нам все-все расскажут. И вот каждый год первоклашки идут с восторженными глазами на сентябрьские линейки. Но их любопытства и желания «хочу все знать» хватает на полгода-год. А дальше — беспросветная тоска, школьная каторга и вообще — никакого праздника.

    Почему пропадает любознательность?

    • Дисциплина. Руки на парте, спина ровно и смотреть только на учителя или доску. И чтобы тишина. Вот так выглядит мечта любого педагога.

    Но ребенку, особенно в младших классах, сложно сохранять неподвижность и спокойствие, когда за окном воробушек на подоконнике, машина с сиреной проехала и т. д. В большинстве случаев это намного интереснее, чем слушать монотонный диалог Марии Ивановны.

    Делай, как я, думай, как я. В советской школе учитель задавал алгоритм, ученики его повторяли. Вольнодумство, отклонение от темы, свое мнение, информация не из школьного учебника позволялись только на предметных кружках.

    Сейчас педагогика стремительно наверстывает упущенное, пытается поддержать критическое мышление учеников, но не все педагоги этого желают. Проще по шаблону. Правда, не интересно.

    План есть план. У учителя есть святая святых — тема урока. Согласно плану урока необходимо раскрыть тему и никогда (да и некогда) отвлекаться на дополнительные моменты.

    Пример: проходят на уроке физики тему «Магниты». Любопытный Петя попросит рассказать, как его сделать дома из подручных средств. Ваня предложит сделать это прямо на уроке. А Катя спросит, где применяются магниты в технике, и не где-то далеко, а в родном городе?

    Вроде бы все по теме, но отклонение от плана. Так что приходится присекать такую любознательность.

    Необъективное оценивание. Отличница Маша написала от руки реферат о пчелах по биологии на 10 страниц, прочла его перед классом получила отметку «отлично». А вот Игорь подобрал 10 фактов о термитах. Очень интересных, но всего на 2 страницы. И рассказал их, пускай сбиваясь, но своими словами, с азартом.
    А получил отметку ниже.

    Запал пропал, старания не оценили, интерес отбили — знакомо?

    Опасная критика. Илья любит рисовать, но стесняется показывать рисунки друзьям. И вот сам вызвался нарисовать классную стенгазету к 9 Мая. Принес, а учительница заметила, что можно было бы выбрать цвета поярче, в уголках гвоздики нарисовать, и зачем столько танков немецких и т. д.

    На голову Ильи попал под поток критики. Она способна искоренить мотивацию ребенка, любознательность. Грубо, недипломатично и не совсем корректно сделать замечание с одинаковым успехом может и родитель, и педагог. Поэтому советуем почитать «Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому учителю».

    С любопытством по жизни: лайфхаки для его развития для учебы

    • А давай! Другими словами — поощряйте любознательность учеников. Любит биологию? Предложите заниматься в биологическом кружке, сделайте проект на волнующую тематику. Если ребенок фанат географии, пускай на каждый урок готовит что-нибудь интересное по теме. Что-то, что близко ученику.

    Главное — покажите ребенку, что изучение дисциплины может быть гораздо шире и занимательнее, чем план школьного урока.

    Двойка — не конец жизни. Это больше совет для родителей, но подойдет и педагогам. Если ребенок плохо подготовился к уроку по любимому предмету, получил «кол», не стоит устраивать из-за этого скандал.

    Выясните, что ему помешало, предложите помощь, поддержите. Ведь неудачи бывают у всех.

    Ты можешь все. Любопытство движет каждым ученым. Если бы не любознательность, вполне вероятно, что Эдисон сдался бы после очередной безуспешной попытки создания лампочки.

    Поощряйте интерес ребенка, расскажите о выдающихся почемучках-ученых. Уточните, что благодаря усидчивости, целеустремленности и эрудиции можно достичь всего. Советуем посмотреть:

    2. «Вселенная Стивена Хокинга»

    3. «Исаак Ньютон: Последний из магов»

    У кого есть вопросы? Не бойтесь детских «почему». Постарайтесь максимально понять его интерес и ответить на все, что волнует школьника по теме урока.

    В идеале — приведите примеры из жизни, сферы использования интересующего явления в технике или медицине. Например, раскрыть с интересной стороны арифметику поможет статья «Занимательная математика: 5 секретных приемов».

    Критическое мышление — сила. Многие педагоги только начинают открывать для себя возможности этого приема. Для любознательного ученика критическое мышление поможет найти истину по интересующему вопросу, противостоять ошибочному общественному мнению. Более подробно о возможностях системы суждения расскажет наша статья «Мыслящий или послушный: зачем школьнику критическое мышление».

    Вам слово: А с кем вам проще работать: с послушными, но безинициативными школьниками, или с любопытными, но не всегда образцовыми учениками?

    Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

    Дистанционные
    олимпиады и конкурсы
    для школьников и учителей

    популярное в блоге

    Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

    Скрайбинг: как создать рисованную историю к любому уроку?

    Давайте поговорим о скрайбинге — одном из самых ярких методов использования ИКТ. Что это, и с чем его едят.

    Как завалить ЕГЭ: 10 вредных советов выпускникам

    Как сдать ЕГЭ и не опозориться (не умереть). Такие мысли в конце учебного года посещают многих выпускников. Сдавать за вас ЕГЭ не будем, а рекомендации с удовольствием дадим.

    Здоровье учителя: болезни от эмоций и их профилактика

    Если не вылезаете из больничных и силы на пределе, то возможно дело не в авитаминозе, а в психосоматике. Что это, и как с ним бороться педагогу? — расскажем сегодня.

    Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: