Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

В компании сверстников выделяются дети, которые играют или занимаются своим делом одни — так они неосознанно выбирают для себя зону комфорта. Они не одиноки. Если человеку приятно находиться с собой, то это не одиночество. Если хочется общаться, но не с кем – тогда беда.

Первые ощущения, связанные с чувством одиночества, приходят к детям в периоды, когда они выпадают из привычного круга общения, разлучаясь с близкими им людьми. Это время, когда они начинают ходить в детский сад, в школу или отправляются в летний лагерь. И особенно остро — во время конфликтов, часто возникающих в незнакомом коллективе. Задача родителей в это время состоит в том, чтобы научить детей делиться своими переживаниями, проговаривать свои чувства. Именно это умение способно защитить ребенка от невроза и одиночества в кругу сверстников. Ребенок должен быть уверен в том, что он очень нужен своим родственникам, что для них важны его интересы, фантазии, мечты и чувства.

Одиночество – явление многогранное, и лишь одна из них имеет позитивную сторону: когда оно продиктовано определенным складом характера ребенка. Таким детям комфортно наедине с собой и отсутствие общения является их добровольным выбором. Все остальное – трагичная история. Рассмотрим возможные причины этого явления.

1. Одиночество дома. Родители заняты, гулять одному нельзя. Даже когда взрослые дома, слышишь: «найди себе занятие» или «не мешайся». Дети чувствуют свою ненужность и вместе с этим одиночество. Если ребенок не ощущает себя частью семьи, частью окружающего мира, то ему будет очень нелегко установить контакт с окружающими. Одиночество переживается иначе, если за спиной — любящая семья.

2. Выбор друзей. Часто родители вынуждают ребенка к одиночеству тем, что постоянно критикуют его друзей и диктуют, с кем можно дружить, а с кем нельзя. Только все не так просто. С одними людьми не интересно, другие сами не дружат. И опять одиночество.

3. Пренебрежение интересами коллектива сверстников проявляется и в отделении ребенка от коллектива. Современные родители так нагружают детей дополнительными занятиями, что отрывают их от общих школьных дел. Ребенок не такой, как все, он не может убирать школьный двор вместе со всеми, ведь у него шахматы или балет. Таким образом, разрушаются социальные связи на стадии их становления.

4. Несформированные навыки общения. Дети не умеют общаться: они грубы, не умеют уступать, делиться, играть. Сверстники избегают общения с такими ребятами.

Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества

Одиночество свойственно подростковому возрасту, именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у ребенка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира подростка. В этом — положительное влияние чувства одиночества на подростка, однако иногда одиночество приводит к депрессиям, подростковым суицидам.

Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? Как вести себя, если ребенок часто хочет побыть в одиночестве, закрывается в своей комнате или пропадает целыми днями на улице?

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.

Виды подросткового одиночества:

  • кратковременное одиночество
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга)
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления)

Почему подростки чувствуют себя одинокими? Причины одиночества

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением (“Я”) и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое “Я” и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

В сложных случаях подросткового одиночества детям нужно оказывать поддержку: в первую очередь, родителям, родным, во вторую, учителям и педагогам, если они видят, что ребенок не общителен, замкнут.

  • В учреждениях нужно проводить профилактику одиночества подростков в группах: учить детей общению, эмпатии, самооценке, формировать общие и коллективные интересы, работать над сплочением классного коллектива, проводить тренинги, групповые поездки, акции милосердия и т.п.
  • Но что же могут сделать родители? Общего рецепта нет, но помочь могут доверительные отношения, общение, совместное времяпрепровождение. Родители могут дать понять ребенку, что он — не один, что они рядом и готовы помочь ему и поддержать. И в то же время — поощрять его самостоятельность, решение проблем, налаживание отношение со сверстниками, находить интересные занятия.

Подростковое одиночество — достаточно распространенное явление, которое вряд ли обходит стороной подростков (читайте статью об Особенностях подросткового возраста). Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь ему, увидеть другие зарождающиеся проблемы.

Подросток и одиночество

Подростковый возраст – это самый сложный с психологической точки зрения этап превращения ребенка во взрослого человека. Именно с этим возрастом связаны большие перемены в жизни: подросток сталкивается с физическими изменениями своего тела, начинает испытывать новые для него ощущения, а также переосмысливает свои увлечения прошлых лет, начинает задумываться о взрослой жизни. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются родители в это время – это одиночество подростка.

Причины подросткового одиночества.

Причин, по которым подросток может чувствовать себя одиноким, существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками, первые любовные и сексуальные переживания.

Когда между матерью и отцом не все в порядке, или они слишком заняты собственной жизнью, подросток чувствует себя одиноким в кругу семьи, не находит понимания у взрослых и ощущает нехватку родительской любви. Особенно остро такое одиночество воспринимается именно в подростковом возрасте, поскольку в это время с ребенком происходят ощутимые изменения в физическом и психологическом плане, и ему требуется с кем-то об этом говорить. Подойти к родителям и прямо задать им интересующий вопрос способны далеко не все дети, а если мать с отцом все свое внимание уделяют решению своих личных проблем, подросток начинает чувствовать себя в семье лишним, ненужным. Все это может привести к тяжелой депрессии.

Одиночество среди сверстников часто ощущают подростки, которые имеют какие-либо комплексы в отношении себя, либо не могущие найти общие интересы со своими ровесниками. Подросткам как мужского, так и женского пола порой трудно привыкнуть к физиологическим изменениям своего тела – отсюда и появляются различные комплексы. Девочки часто переживают из-за полноты, выскочивших прыщей, внезапно округлившейся груди и первых менструаций, особенно если их развитие идет более быстрым или наоборот медленным темпом, чем у большинства сверстников. Мальчики переживают из-за недостаточно высокого роста, угревой сыпи, изменения голоса. У подростков, которые не могут найти общих интересов со своими ровесниками, часто возникают депрессивные мысли, поскольку они отчаянно хотят найти близкого друга, с которым можно будет делиться любыми проблемами, а в ответ получают лишь непонимание.

Первые любовные и сексуальные переживания, испытываемые подростками, часто приводят к одиночеству и замкнутости в себе. Мальчик или девочка стесняются с кем-либо разговаривать о том, что с ними происходит, считая это чем-то стыдным, и боятся того, что кто-то может узнать об их секрете – влюбленности или сексуальном желании. Это часто приводит к тревожности и депрессии.

Что делать родителям?

Родителям в этот непростой период необходимо как можно больше внимания уделять своему ребенку, обращая внимание на все изменения в его поведении. Если подросток сам хочет о чем-то спросить или поделиться своими переживаниями, ни в коем случае нельзя отмахиваться от него, даже в случае сильной занятости, потому что ребенок, получивший отказ, в большинстве случаев больше не захочет поднимать начатую тему, считая, что родителям нет до него дела. Важно внимательно выслушать подростка и постараться ему помочь. Даже если ситуация, которая его волнует, кажется смешной или пустяковой, нельзя говорить об этом ребенку, иначе он может замкнуться в себе, поэтому важно показать, что вы его понимаете и искренне хотите помочь.

Во время разговора с ребенком не стоит задавать ему неудобные вопросы, о которых он не говорит прямо – лучше позволить ему самостоятельно направлять ход беседы. Отвечать на все вопросы всегда нужно честно, ничего не скрывая. Если ребенок замкнулся в себе и ни о чем не рассказывает, стоит дождаться подходящего моменты и начать разговор с ним – быть может, он просто боится того, что его не поймут.

Задача родителей – помочь ребенку понять и принять все изменения, которые с ним происходят, показать ему его ошибки и научить избегать их в будущем, но делать это максимально ненавязчиво. Именно в подростковом возрасте ребенку особенно нужна родительская поддержка и понимание, и об этом нельзя забывать.

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

Когда весь мир в одночасье померк, муж просто забрал ребенка и уехал, я обращалась в разные инстанции, но никто мне не смог помочь. Меня пинали как мячик, я исхудала, ни спать, ни есть не могла. Я нашла эту чудо организацию «Единство». На самом деле чудо, потому что им удалось вернуть мне ребенка.

Я потеряла смысл жизни после развода. Была на грани самоубийства и именно тогда подруга нашла этот фонд и заставила меня написать. Спасибо всем, кто помог мне снова начать жить.

Мой ребенок, уже совсем не ребенок, ему 17 лет, стал поднимать на меня руку. В отчаянье я обратилась в «Единство», где меня научили, как прекратить избиения сына. Спасибо, мои хорошие, еще раз спасибо!

Влияние одиночества на ребенка

Уединения ищут, от одиночества бегут.

Ужасно, когда с твоей комнатой никто не связан,

никто в ней не дышит, никто не ждёт твоего возвращения.

Наш сегодняшний мир пронизан чувством одиночества, и эта проблема касается всех возрастов в современном обществе. Одиночество многогранно, от уединения до изоляции. В этой статье хотелось бы рассмотреть причины возникновения комплекса чувств, связанных с негативной стороной одиночества у детей дошкольного возраста, их влияние на развитие ребенка и дать рекомендации помогающие родителям наладить теплые отношения со своими детьми.

Как говорится, «все мы родом из детства», так давайте разберем причины одиночества ребенка в детстве.

  1. Генетическая предрасположенность, психо-эмоциональные особенности ребенка.
    Так называемые «интроверты», дети погруженные в свой собственный мир, малообщительные, ранимые, выражающие себя через творчество. Можно к ним отнести фразу Януша Корчака: «Одиночество ребёнка наделяет куклу душой».Но это вовсе не значит, что если ребенок сам не проявляет интереса к общению с окружающим миром, то можно оставить его наедине с самим собой. Важная роль родителя в умении направить ребенка на то, чтобы делиться собственным опытом и учиться перенимать чужой и тем самым черпать информацию об окружающем мире. Ему очень важна похвала и одобрение родителей. Особенность психики интроверта такова, что он быстро выматывается, находясь в группе людей и это нужно учитывать, давая ребенку возможность уединиться, отстраниться для восполнения внутренних ресурсов.
  1. Трудности в общении со сверстниками.
    Когда ребенок не умеет завязывать и вести беседу, при этом в отличие от интроверта у него есть желание общаться . Такая проблема часто встречается в детском саду, когда кто то из деток из кожи вон лезет чтобы задружиться , влиться в компанию, а его не пускают в игру, потому что «с ним не интересно, он не делает того что все, либо с ним не о чем говорить» Здесь так же важна роль родителей для развития навыков общения ребенка. Можно выяснить в какие игры играют дети в его группе, и уже дома, играя совместно со своим чадом расширить инструментарий слов, насыщая игру вариантами событий. Полезным окажется узнать, на какие темы в основном общаются дети в его группе, чтобы расширить словарный запас ребенка.
  1. Внешняя непохожесть ребенка на других сверстников.
    По этой причине ребенок может стать изгоем в детском обществе.К примеру, сюда можно отнести деток с физическими ограничениями (с речью, зрением, слухом, общая слабость, тревожность, проблемы с кожей и т.д.), привычками (грызение ногтей, почесывание, несоблюдение правил гигиены, воровство, обман, ябедничество, склонность к агрессии), социальной принадлежностью ребенка к определенному слою в обществе, отличному от остальных детей в группе.

    В обществе, в котором все подчинены режиму и ориентируются на прописанные нормы «белым воронам» часто не рады воспитатели и родители других деток, что так же влияет на общую атмосферу вокруг такого ребенка.

  1. Опасное поведение родителей в семье, ведущее к изоляции ребенка.

Так невмешательство, безразличие, неучастие в жизни своих детей, перенос своей ответственности на госструктуры, подобны бомбе замедленного действия. Когда родители постоянно на работе их заботы о ребенке сужаются к сугубо бытовым (поел, поспал, погулял), таких деток часто недолеченных ведут в сад, сдают как поклажу самых первых и забирают последними, невзирая на слезы малышей. Если ребенка не слышат его родители — его не слышит весь мир и в таких условиях пробиться в жизни дано не каждому человеку. Вредна холодная безразличная мама, но и истеричная, бросающаяся по любому поводу в панику тоже. Истеричных мам дети часто берегут, не рассказывая правду, чтобы не расстраивать, тем самым скрывая истинное положение вещей.

Наказание молчанием – глупо и разрушительно для всей семьи

Ребенок нуждается в вашем разъяснении ситуации и путях ее решения. Из мгновений состоит жизнь и та ее часть, которую потратили на подобное наказание, могла быть направлена на укрепление семьи и хорошие воспоминания. А получается, что родитель замыкается по каким-то своим причинам (чтобы самому подумать, что делать дальше или чтобы ребенок сам понял чего от него хотят и проч.), а его дитя не понимая, что происходит, чувствует себя глупым и несоответствующим ожиданиям своего покровителя. В итоге ребенок учится так же молчать в конфликтной ситуации, а, следовательно, не может быть успешным.

Тотальный контроль, когда родитель ведет себя как карательный орган. Страшная ситуация, когда ребенок боится находиться рядом со своими родными людьми, боится быть естественным, расслабиться с близкими. Здесь ребенок чувствует себя одиноким потому что не может ни с кем поделиться своими радостями и сложностями . Такие родители разрушают защиту собственного ребенка, в итоге не получая одобрения и поддержки дома чадо вынуждено искать их на стороне .

Ребенок-клоун

Бывает что родители самоутверждаются за счет своего же дитя подшучивая над ним, рассказывая знакомым за праздничным столом всем на радость о ситуациях в которых их ребенок опростоволосился. Со Временем дитя перестает уважать и доверять свои переживания родным, учась язвить и подтрунивать над более слабыми в его окружении.

Поговорим о губительном влиянии одиночества в детстве. Чем оно опасно?

Тем, что будучи предоставленный сам себе такой ребенок самостоятельно доходит до очевидных истин. На это ему требуется намного больше Времени чем его сверстникам, которым помогают родители.

Когда родители безразличны к своим детям, дети так же учатся быть безразличными к своей жизни, часто у них отсутствуют планы, им сложно самоопределиться в жизни. Ребенок, лишенный родительского тепла часто растет неуверенным, склонным во всех неприятностях винить себя.

В детстве от одиночества помогает уход в мир фантазий . Такие люди уязвимы, они всегда видны и беззащитны в обществе. Лишенные эмоциональной поддержки родителей они не умеют отличить искреннюю доброжелательность от корыстного интереса и легко могут стать жертвой обмана.

Дети, которым запрещают говорить или ограничивают общение, не могут избавиться от негативных чувств, нанося вред своему организму.

Родители, часто ли вы задаетесь вопросом, как живется с вами вашим детям?

Не оставляйте детей одних дома, не забирайте их последними из детского сада. Вы даже не представляете, какая у них творится трагедия каждый вечер в детском саду, когда всех детей уже разобрали. Это ощущение ненужности самым главным людям. Они еще не знают, что такое Время, и они ждут вас каждую секунду, прислушиваются, высматривают. Поначалу много непонимания, боли и слез. Постепенно они перестают ждать и даже не хотят уходить с гостей или детского сада. Это говорит о том, что они выстроили свою броню, научились справляться, не надеясь на близких, которые так далеки. Это ожидание в детстве убивает в ребенке связь с родителями, делает его безразличным к ним.

Ребенку важна родительская любовь, доверие, поддержка, прикрытый тыл, где его уважают, понимают и принимают таким, каков он есть, находятся на его стороне. Это тот источник, который питает ваше дитя, дает ему силу, защиту и влияет на здоровье.

Хвалите своих детей как можно чаще, это двигатель прогресса.

Можно вместе с детьми придумывать правила семьи, традиции и это обогатит вашу жизнь и сплотит домочадцев.

Ребенку жизненно необходимо учиться выражать свои чувства, уметь открыться и в этом родители могут помочь своему чаду путем общения, совместной деятельности, наблюдения, анализа происходящего. Есть такое выражение «почистить территорию» и его можно использовать как способ преобразования конфликтной ситуации в продуктивное русло. К примеру, в семье возникло недопонимание между близкими и дабы «снежный ком не накручивался» старший предлагает выявить опасения и интересы обеих сторон в этом конфликте и вместе прийти к решению, которое бы их устроило. А бывает, что кто то кому то в семье сказал неосторожное слово и посадил обиду, в таком случае тоже будет полезным проговорить свои чувства и освободиться от дальнейших переживаний.

Как помочь ребёнку справиться с одиночеством (и почему оно возникает)

Как помочь ребёнку справиться с одиночеством (и почему оно возникает)

Не все дети могут похвастаться большой компанией друзей. У кого-то обзавестись друзьями просто не получается. Психолог Нийна Юнттила в книге «Ноль друзей» рассказывает о распространённых моделях одиночества и объясняет, почему быть одиноким — совсем не то же самое, что быть одному.

Чувство одиночества возникает, когда мы чувствуем дефицит социальных связей. Бывает, что людям никто не нужен, даже если они живут одни. Другим, напротив, постоянно нужны все новые и новые знакомства. Хотя, на первый взгляд, у них и так много друзей и знакомых. Суть одиночества — в противоречии между желаемым и действительным количеством социальных связей.

При этом одиночество не зависит от существующих социальных связей и физических расстояний: даже если жить с кем-то в одной квартире или находиться в одной компании, человек всё равно может быть одиноким. Не в «своей» компании одиночество усиливается. Чувство, что о тебе никто не беспокоится, никто не хочет проводить с тобой время и не интересуется тем, что ты думаешь, — одно из самых сильных переживаний, особенно для детей. Ребёнок не ощущает себя в безопасности, если о нём на самом деле никто не беспокоится, если никто его не расспрашивает и не волнуется по поводу того, что он делает и где он, с кем проводит время и хорошо ли ему живётся.

Социальное и эмоциональное одиночество

Социальное одиночество более или менее легко распознать. Ребёнок может физически быть один во время перемены, во дворе и в кружке. Часто девочки и мальчики для вида держатся вместе с какими-то компаниями, но при этом очень одиноки. Если находиться в чужих для себя компаниях, у ребёнка снижается самооценка, развивается чувство изолированности, ощущение своей неуспешности.

Эмоциональное одиночество — когда нет не своей компании, а друга, который бы понимал, выслушивал, давал ощущение эмоциональной близости и мог найти именно те слова, которые ты хочешь услышать. Влияние эмоционального одиночества может быть ещё тяжелее — это психические расстройства, такие как социофобия, депрессия, маниакально-депрессивный синдром, шизофрения, склонность к самоповреждению и попыткам самоубийства. Хуже только если надёжный друг внезапно исчезает.

О целях социализации

Во многих исследованиях цели социализации обычно проходят по двум пересекающимся осям: по вертикали крайние значения — «влияние» и «приспособление», а по горизонтали — «дистанция» и «близость». Любого из нас можно расположить в некой точке этого поля в зависимости от того, хотим ли мы оказывать влияние или предпочитаем принимать чужие решения, нуждаемся ли мы в близости и тесном социальном взаимодействии или в личном пространстве. Те, кто хочет сохранить дистанцию, делятся на две группы: тех, кто хочет решать всё за других, — это маленькие диктаторы, и тех, кто, вместо того чтобы влиять, помалкивают и принимают сторону других.

Гендер и одиночество

Мальчики — как в младшей, так и в старшей школе — куда больше девочек подвержены эмоциональному одиночеству. То есть нуждаются в человеке, способном их выслушать и понять. Взрослые мужчины тоже чаще эмоционально одиноки, чем женщины. Чем это объясняется? Тем, что от мальчиков из-за стереотипов ожидают, что они будут компанейскими, энергичными и активными в новой компании. Или тем, что желание поговорить один на один с кем-то о своих мечтах, надеждах и горестях — «девчоночье» качество. По некоторым исследованиям, от продолжительного социального и эмоционального одиночества страдают 10% мальчиков и девочек в младшей школе. В старшей школе полное одиночество, которое длится больше года, испытывают до 17% мальчиков.

Почему от одиночества трудно избавиться

С одиночеством, как и с другими проблемами общения, связана модель замкнутого круга. Схема выглядит так:

  • небольшой опыт общения с другими (или он вовсе отсутствует);
  • слабые социальные навыки;
  • неуверенность в себе;
  • негативные представления о других людях;
  • недоброжелательность к другим;
  • негатив от других людей, отвержение или непопулярность.

Так как развивать социальные навыки можно только в общении с другими, дети, которые остались в стороне, оказываются в этом смысле в невыгодном положении: они как будто учатся плавать, но при этом не заходят в воду.

Заразно ли одиночество

Дети одиноких родителей больше рискуют стать в школе социально или эмоционально одинокими. Одиночество родителей, их недовольство своими друзьями и чувство «неполноценности» собственного родительства могут быть причиной одиночества их детей-школьников. Кроме того, одиночество передаётся (как депрессия и фобии) через унаследованные нами черты характера: например, робость, замкнутость и склонность к агрессии.

Одиночество вдвоём

Если мужчины ищут привязанности в браке, то женщины спасаются от эмоционального одиночества не только в обществе супруга, но за счёт других, например дружеских, отношений. Мужчинам отношения важнее, чем женщинам, и их круг общения меньше. После развода мужчины больше, чем женщины, страдают от эмоционального одиночества. Для мужчин значение отношений в паре с точки зрения защиты от одиночества больше, чем для женщин. А ещё важно, насколько взаимоотношения удовлетворяют ваши социальные потребности и ожидания.

Как помочь одиноким

Способов на самом деле много. Большая часть инструкций, как облегчить бремя одиночества, состоит из таких шагов:

  • найти себе новое приятное увлечение;
  • записаться на интересные курсы или секцию;
  • посещать самые разные мероприятия;
  • стать волонтёром;
  • ходить в кино, театр, на концерты и выставки;
  • гулять, ходить в походы, вести подвижный образ жизни;
  • не забывать о своём здоровье;
  • общаться с другими людьми;
  • завести домашнего питомца.

Отрывок из книги Нийны Юнттилы о том, передаётся ли одиночество по наследству от родителей к детям, читайте здесь.

Фото: iStockphoto (BrianAJackson, shironosov)

Почему ребенок страдает от одиночества: советы психолога

Бывает, родители не могут понять, почему их ребенок вдруг стал агрессивным, замкнутым, капризным, непослушным и привычные методы воспитания на него уже не действуют. Мамам и папам кажется, что их сына или дочь как будто подменили. Что делать в таких случаях?

Об этом – наша беседа с детским аналитическим психологом Юлией Лариной.

– Мы испытываем одиночество тогда, когда нам кажется, что связь с близкими людьми разорвалась. Периодически дети ощущают обрыв этих связей, к примеру, когда их отдают в детский сад, приводят в первый класс школы или отправляют на лето в лагерь. А особенно остро – в момент конфликтов. Книга помогает ребенку выразить свои чувства и подсказывает способы, как восстановить разорванные отношения. С детьми нужно об этом говорить.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя частью рода, частью системы отношений в обществе, частью окружающего мира. Одиночество переживается иначе, если ты вписан в этот контекст.

Безопасная привязанность

– Как должна вести себя мама, чтобы ребенок не страдал от одиночества?

– Состояние одиночества дети переживают по-разному. Одна из главных тем, которая сегодня разрабатывается в мировой детской психологии, связана с концепцией привязанности ребенка к матери.

Крепкая связь ребенка с матерью является залогом его будущих хороших отношений с миром и с самим собой.

Достаточно хорошая мать, по мнению известного британского педиатра и детского психоаналитика Дональда Вудса Винникотта, – та, которая откликается на потребности ребенка, которая достаточно чувствительна и понимает, сколько времени ребенок может выдержать без нее. Она «включается» в проблемы ребенка, когда нужно, и когда нужно, оставляет его в покое. С такой матерью ребенок, как правило, устанавливает безопасную привязанность, позволяющую ему уже в полтора года в магазине, удерживая родителей в поле зрения, отойти на три метра, чтобы посмотреть на заинтересовавшую его игрушку. Или в трехлетнем возрасте прийти в детский сад и там чувствовать себя комфортно без мамы. А в 6 -7 лет полдня проводить в школе и ощущать себя в безопасности.

Однако бывает, что привязанность ребенка к матери в силу разных причин не носит безопасный характер: иногда это связано с состоянием здоровья ребенка или самой матери, сложными семейными обстоятельствами. Такие дети в новых для себя ситуациях ведут себя иначе: они могут быть чересчур прилипчивыми, очень конфликтными, часто не способны адаптироваться к новому коллективу.

Чувство одиночества возникает у ребенка, когда он перестает ощущать внутреннюю связь с матерью.

Почему дети так истошно и отчаянно плачут, когда родители ругаются между собой или с ним? Потому что в этот момент они переживают обрыв связей. В этот момент ребенку ничего невозможно объяснить. Нужно сначала его успокоить, а потом уже с ним говорить.

– С какими проблемами родители приводят к вам на прием своих детей чаще всего?

– С разными. В первую очередь родители реагируют на какое-то особенное поведение ребенка. Когда он очень капризный, тревожный, агрессивный, не может адаптироваться в коллективе и наладить контакты со сверстниками, у него возникают конфликты с братьями и сестрами и т.п. Когда начинаешь работать с этой семьей, понимаешь, что происходит и почему.

До тех пор, пока родители справляются с любой ситуацией, связанной с развитием ребенка, они могут обойтись без помощи психотерапевта. Но если они сталкиваются с глобальным непониманием происходящего с ребенком, и это вызывает у них огромное количество переживаний и тревог, а привычные методы взаимодействия уже не работают, это является основанием для того, чтобы привести ребенка к детскому психологу.

– Допустим, ребенок проявляет повышенную агрессивность. С чем это может быть связано?

– Есть нормативная, а есть не нормативная агрессия. Когда ребенок находится в фазе сепарационных процессов, когда его отделяют от матери, допустим, отправляя в детский сад, у него всегда будет повышаться агрессивность. Это нормально. Но встречается и немотивированная детская агрессия и с этим надо серьезно разбираться. За ребенком надо наблюдать, искать причину такого поведения. Дети – всегда зеркало семьи. Что-то такое происходит в отношениях родителей, на что ребенок так или иначе реагирует. Часто, работая с семьей, надо балансировать всю систему взаимоотношений в ней.

Правила поведения для родителей подростков

– Родителей подростков беспокоят проблемы взросления ребенка, семейные конфликты, связанные с сепарацией сына или дочери и отстаиванием их права на автономность, – рассказывает психолог Юлия Ларина. – Для всей семьи это очень непростой период. Родители пытаются, как и прежде, нормировать поведение ребенка, но с подростками это плохо получается.

Подросток всегда отстаивает свою независимость. И тут важно, чтобы родители были очень терпеливы. Необходимо, чтобы они устанавливали для подростка подходящие границы в поведении. То есть такие границы, которые не слишком жесткие и не слишком размытые, чтобы было все ясно и понятно.

Следует четко обозначать свою позицию по тем или иным вопросам, но и давать подростку право на эксперимент. При этом надо понимать, что любой подросток будет пытаться эти границы разрушить. Но он должен чувствовать прочность и надежность этих границ, знать, что семья, родители – его надежный тыл и опора.

Родители любят говорить: «Вот я в твои годы…». Детей это страшно раздражает. Положа руку на сердце, в подростковом возрасте родители творили примерно то же самое, только плохо об этом помнят.

Родители должны учитывать то, что подростки очень чувствительные, реактивные, ранимые и не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Но они все время это показывают, экспериментируя со своей внешностью, совершая странные с точки зрения взрослых поступки, оспаривая чужое мнение, зачастую в резкой форме, могут нагрубить и даже нахамить.

Если родители, недовольные каким-то поступком или заявлениями подростка, начинают возмущаться, кричать, скандалить, возникает очень небезопасная ситуация и процесс подростковой сепарации затягивается. Основная причина конфликта отцов и детей – это непонимание внутри семьи.

Одиночество ребёнка в семье

Людмила Владимировна Кунденок
Одиночество ребёнка в семье

ОДИНОЧЕСТВО РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

«…Просто сейчас такая жизнь тяжелая, что родители почти всегда заняты. У меня, например такая работа, что ухожу ранним утром и возвращаюсь вечером. В это время конечно целый день созваниваюсь с сыном, но понимаю что этого для него мало. Но что я могу поделать…»

В детском саду. У Саши день рождение ему исполнилось пять лет. Дети наперебой стали поздравлять именинника. Маша пожелала здоровья, Петя – новую игрушку, а Дима подошёл и тихо сказал: – «А я желаю тебе, чтобы тебе не было одиноко». В группе Дима не играет в коллективные игры, старается держаться в стороне, отвергает сам предлагаемый круг общения. У Димы и родители есть и семья благополучная.

Но даже и в благополучных семьях детское одиночество встречается довольно часто. Чаще всего педагоги и психологи видят истоки детского одиночества в семье. Не понимание родителей, постоянная их занятость на работе, нехватка времени на общение, умение выслушать ребёнка. Бывает и по-другому, заботливые родители стараются быть рядом с ребёнком, помочь ему чувствовать себя комфортно в обществе, но в результате всё тоже – одиночество.

Есть и ещё одно обстоятельство, чем больше развивается общество технически, тем больше появляется одиноких людей. Доступна масса занятий, способных заменить человеческое общение. Не исключение и дети. Чем ближе ребенку телевизор или компьютер, тем дальше от него родители и друзья. Но не только компьютеры отдаляют детей от внешнего мира, сам ритм жизни приводит к тому, что взрослые меньше внимания могут уделить детям. Они остаются предоставленными сами себе, мамы рано начинают выходить на работу, папы пропадают там с самого рождения крохи. И чем больше родители разрешают детям просиживать за компьютером или телевизором, тем меньше своего времени они уделяют ребёнку.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого – растущее число детей, “осчастливленных” собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые – от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Психологи утверждают, что любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а прежде всего на коммуникативной деятельности. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает. На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями

Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Выделите хотя бы один день в неделю без телевизора для всей семьи. Замените телевизор вашим вниманием и займитесь ребенком. В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. Окупится любое, даже самое малое ваше усилие. Нужно постараться создать ребенку как можно более благоприятные условия для творческих игр, получения живого чувственного опыта и энергичной активности. Это поможет разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности.

Чтобы помочь прогнать чувство одиночества у ребенка в семье, нужно приложить немало усилий. Нужно помнить, что главное – это любовь. Не скупитесь в демонстрации своей любви к ребенку. Конечно, не стоит его баловать, любовь не выражается в материальных вещах (подарках). В семье должна быть искренность, чуткость, доверие и дружеское участие родителей в жизни ребенка. Чаще интересуйтесь, как идут у него дела – этим вы покажете свою заинтересованность. Разделяйте с ним радость и заботы, говорите о том, что вы к нему чувствуете.

Старайтесь не отказывать, когда ребенок приглашает вас играть, не отмахивайтесь от него, находите для детей время: «…У нас двое сыновей. Старшему 9, младшему 1,5 года.» – говорит одна мамочка. «…Муж часто допоздна занят на работе, да и я занята с младшим. Мне приходиться ещё подрабатывать и не всегда по первой просьбе могу уделить внимание старшему сыну, такова жизнь. Но как бы я не была занята, никогда не отмахнусь от ребенка просто так, не вникнув в его проблему или вопрос. И муж, как только выдается свободная минутка, тут же старается покатать на плечах младшего либо вместе со старшим выскочить во двор погонять мяч. Со старшим мы любим, раскрашивать солдатиков и шалаши на деревьях строить, а с младшим тайком от всех животик чесать и песенки петь…»

Главное не количество, а качество времени, проводимое с детьми. Это должно быть максимально насыщенное для вас и ваших детей время. И не важно, будете ли вы, молча плечом к плечу сидеть с удочками, или взахлеб спорить, какая лучшая в мире видеоигра. Главное быть открытым и искренним с ребенком. И если детей у вас не один, обязательно для каждого ребенка должно быть его индивидуальное неприкосновенное время. Ни вместе с другими детьми, ни с вашими подругами, ни с бабушками с дедушками, а только вы и ребёнок.

МАУ д/сад комбинированного вида № 107.

Педагог психолог Кунденок Людмила Владимировна

Мастер-класс «Фоторамка из трубочек для коктейлей «Мамино солнышко» Мамин праздник не за горами, хотя еще и папин не прошел. Но все-таки: Кто детешек,кркпко любит, Мама. Кто их нежно так голубит, не смыкая.

Наша зимняя прогулка И. С. Никитин: Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, – Где угодно гуляй:.

– EPOCH TIMES –

Одиночество в семье могут испытывать дети любого возраста. Чаще всего такие ситуации складываются, когда родители слишком много времени уделяют работе и домашним делам, и ребёнок оказывается предоставлен на попечение бабушек с дедушками, а порой и самому себе.

Могут чувствовать себя одиноко и дети, имеющие брата или сестру, особенно если второй ребёнок ещё совсем маленький, и всё внимание родителей оказывается обращённым именно на него.

Также недостаток внимания часто ощущают дети из неполных семей, поскольку нехватка одного из родителей накладывает свои ограничения не только на образ жизни и досуг ребёнка, но и на его самоощущение, вынуждая чувствовать себя не таким, как дети, имеющие и маму, и папу.

Если родители всегда заняты…

Если ребёнку не хватает внимания со стороны родителей, он начинает страдать и чувствовать себя одиноким. Особенно остро это ощущается, когда перед его глазами есть примеры семей сверстников, которые каждые выходные отправляются в совместные походы и весело проводят время. Если вы действительно настолько загружены работой, что всё свободное время ваш ребёнок оказывается предоставлен самому себе, стоит пересмотреть свои приоритеты.

Детство – это важный период, и полученные впечатления оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Именно поэтому так важно не откупаться игрушками и сладостями, и обещать своему чаду, что отпуск-то вы уж точно проведёте вместе, а находить возможность хотя бы пару часов в день проводить с ним. Ребёнку жизненно необходимо именно ваше внимание, а не подарки. Какой толк от интересной книжки, если её нельзя почитать вместе с мамой? Разве может заменить коробка самых вкусных конфет поездку с папой в зоопарк?

Если ребёнок постоянно находится под присмотром бабушек и дедушек в то время, пока вы находитесь на работе, стоит поговорить с малышом и объяснить, почему так получается. Спокойно объясните ребёнку, ради чего вы столько работаете, и почему для вас это так важно. Расскажите своему малышу, для чего вы зарабатываете деньги и попытайтесь найти компромисс: договоритесь, что ребёнок не будет обижаться на то, что следующие выходные ему придётся провести у бабушки, но зато ещё через неделю вы обязательно отправитесь всей семьёй в поход, совершите прогулку на велосипедах или сходите в аквапарк. Главное – обещайте только то, что действительно сможете выполнить, ведь если малыш будет уверен, что компенсацией за выходные, проведённые у бабушки, станет шумный праздник по случаю его дня рождения или поездка с мамой и папой в океанариум, но по какой-то причине всё отменится, он просто перестанет вам верить, и это лишь спровоцирует усиление чувства одиночества.

Возьмите за правило каждый вечер интересоваться у ребёнка, как он провёл день. Даже если вы очень заняты, не отмахивайтесь от его попытки рассказать, в какую интересную игру они сегодня играли в садике, или как интересно прошёл школьный урок по обществознанию. Времени это займёт совсем немного, зато ваше чадо не будет переживать из-за того, что ему не с кем поделиться впечатлениями.

Почаще радуйте ребёнка приятными мелочами: приготовьте его любимое блюдо, испеките вкусный торт, позвоните ему с работы во время обеденного перерыва, чтобы просто узнать, всё ли у него в порядке, или подарите без повода два билета в кино, чтобы он мог сходить на новый фильм с другом, если его возраст уже позволяет прогулки без сопровождения взрослых.
И главное – никогда не забывайте говорить ребёнку о том, что вы его любите и тоже скучаете по нему, когда вам приходится задерживаться на работе.

Если в центре внимания другой ребёнок…

Очень часто испытывают одиночество дети, имеющие младшего брата или сестру. Чаще всего родители больше внимания уделяют малышу, забывая при этом о том, что старшему ребёнку тоже необходима их поддержка.

Единственный способ помочь страдающему от нехватки внимания чаду – это объяснить, почему забота о малыше отнимает много сил и времени. Расскажите старшему о том времени, когда он сам был ещё совсем крошкой, как учился ходить и говорить, и как вы постоянно находились рядом с ним, помогая преодолевать первые детские трудности. Объясните, что младший брат или сестрёнка со многим ещё не умеет справляться самостоятельно, и ему требуется помощь. Включите старшего ребёнка в процесс заботы о младшем, чтобы он на себе почувствовал, как порой это трудно и перестал упрекать маму с папой в том, что ему самому они не уделяют внимания.

Никогда не сравнивайте детей! Если вы постоянно будете делать замечания старшему ребёнку, а младшего только хвалить, на фоне сильного чувства одиночества у него появится ещё и сильная обида на вас. Если вы постоянно балуете малыша новыми игрушками или одеждой, не забывайте что-нибудь купить и старшему ребёнку, чтобы он не чувствовал себя ненужным и обделённым.

Если семья неполная…

Если ваш ребёнок растёт в неполной семье, ему особенно остро будет не хватать внимания того родителя, которого у него нет. Мальчики чаще всего страдают из-за отсутствия отца, поскольку мама не может поиграть с ним в футбол или научить ловить рыбу. Девочки же особенно болезненно переживают отсутствие матери, так как отец совершенно не разбирается в фасонах кукольных платьев и не имеет понятия о том, чем барби отличаются от винкс. Очень сильное одиночество в такой семье может возникать у подростков, когда взрослеющие дети нуждаются в информации, но стесняются обсудить проблемы полового созревания и первой влюблённости с родителем противоположного пола. К тому же в неполных семьях единственному родителю работать обычно приходится намного больше, что тоже накладывает свой отпечаток, делая одиночество малыша ещё более ощутимым.

Если вы чувствуете, что вашему сыну или дочке не хватает внимания второго родителя, попробуйте найти человека, с которым ваш ребёнок сможет подружиться и обсудить мучающие его проблемы. Если мальчик страдает от нехватки «мужских» развлечений, взрослым другом для него может стать дедушка, дядя или старый приятель семьи. Поговорить с девочкой на «женские» темы может бабушка, тётя или ваша коллега с работы, с которой у вас установились дружеские отношения. Главное – чтобы человек, которого вы просите о помощи, имел искреннее желание проводить время с вашим ребёнком и помогать ему в преодолении трудностей.

Вне зависимости от того, с какой именно ситуацией в семье вы столкнулись, следует как можно чаще говорить ребёнку о том, что вы его очень любите и подкреплять свои слова действиями.

Как избавиться от одиночества?

Почти каждый подросток проходит через периоды чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что ты один во всем классе, нет, во всей школе, нет, во всей Вселенной, испытываешь подобные чувства. Тебе кажется, что ты отделен от всех невидимой стеной, что тебя окружает непроницаемое облако. И никто тебя не понимает.

Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть свой табель о рангах: кто-то самый популярный из популярных, а кто-то стоит среди них на последнем месте и должен как-то мириться с этим. На самом деле ты не единственный, у кого есть проблемы, и если ты рискнешь поговорить об этом с друзьями, то будешь поражен тем, как хорошо они поймут тебя, и какое облегчение это будет для них — получить возможность самим поговорить о своих проблемах. С другой стороны, они могут «закрыть ставни».

Подростки так отчаянно стремятся соответствовать своей «системе», что боятся, как бы кто-то не счел их взгляды или чувства необычными.

Не посещают ли и тебя порой подобные чувства — чувство одиночества и отрезанности от окружающего мира, чувство собственной ненужности и внутренней опустошенности? Если да, не падай духом. Хотя в одиночестве и мало приятного, во всяком случае, от этого не умирают. Другими словами, одиночество — это как сигнал. Чувство голода подает сигнал, что пора подкрепиться. Чувство одиночества предупреждает, что нам не хватает тесного, дружеского общения. Пища нужна для поддержания жизненных сил. А общение — для поддержания душевного равновесия.

Приходилось ли тебе наблюдать за горящими углями? Если достать один уголек из общей кучи, он быстро погаснет. Но если бросить его обратно, он накаляется вновь! Так и мы, люди, оказавшись отрезанными от окружающего мира, не можем долго «гореть» — наши жизненные силы постепенно угасают. Ведь в нас изначально заложена потребность в общении.

Однако в некоторых случаях гнетущее чувство одиночества упорно не хочет отступать, и кажется, что ему не будет конца.

Многие подростки сталкиваются с так называемым хроническим одиночеством. Как можно вылечиться от воспаления легких, так можно избавиться и от хронического одиночества. Для начала нужно выяснить, почему оно возникает. Причина одиночества порой кроется в самих нас. Недостаток самоуважения мешает быть более открытой и находить себе друзей. Один исследователь говорит: «Те, кто хронически одиноки, склонны думать о себе так: «Я непривлекателен», «Со мной неинтересно», «Я никому не нужен». Возможно, ты сумеешь избавиться от чувства одиночества, развивая самоуважение. И когда ты научишься себя за что-то любить, тогда и окружающие заметят твои привлекательные качества. Но, помни, что цветок предстает во всей свой красе, только тогда, когда он распустится, так и твои достоинства по-настоящему оценят только в том случае, если ты их раскроешь.

Не нужно заниматься самоуничижением и упиваться жалостью к себе. Встряхнись, займись делом, найди себе интересное занятие, пиши стихи, научись играть на гитаре, ну придумай что-нибудь.

Твое одиночество связано, во-первых, с типичными проблемами подросткового возраста, а во-вторых, с особенностями твоего характера. Если нет друга, то в этом виноват ты сам. Никто не подойдет с предложением дружбы, если ты выглядишь унылым и подавленным. Такие люди не привлекают других, а отталкивают от себя.

Что делать, если чувствуешь себя плохо?

Во-первых, тебе нужно понять, что ты не одинок. Внимательно понаблюдай за людьми вокруг себя, и ты увидишь тщательно скрываемое чувство недовольства собой. Когда ты пойдешь в школу, спокойно понаблюдай за учениками, которых встретишь по пути в школу. Уверяю тебя, у многих из них те же проблемы, которые беспокоят и тебя. Эти проблемы проявляются либо в застенчивости и робости, либо в чрезмерной шумливости, раздражении и агрессивности. Часто в глупом поведении или боязни принять участие в игре или соревновании, в частом смущении, в гордом или высокомерном поведении и упрямстве. Когда ты осознаешь, что многие чувствуют себя так же, как ты, ты уже никогда не будешь одиноким.

Во-вторых, посмотри прямо в глаза всем твоим проблемам, спрятавшимся в глубине твоего сердца или подсознании. Они словно черная туча, которая висит над тобой день и ночь. Останься наедине с собой, чтобы никто не помешал твоим мыслям. Затем составь список всего того, что тебе больше всего не нравится в себе самом. Покажи этот список только тем людям, которым ты очень доверяешь и с кем можешь быть предельно откровенным. Напиши все, что беспокоит тебя. Также отметь те качества, которые не нравятся в себе, включая склонность быстро выходить из себя и раздражаться (если это относится к тебе).

Определи свои самые серьезные проблемы как можно точнее. Может быть, ты проявляешь раздражение и злишься на людей, а потом чувствуешь себя виноватым? Или тебя пугает твоя робость в присутствии других людей? Может быть, ты не умеешь выразить словами свои эмоции и мысли? Чтобы ни беспокоило тебя, напиши обо все как можно точнее. Затем перечитай список, отметь пункты, которые тревожат тебя больше всего, и о которых ты постоянно думаешь и переживаешь.

В-третьих, продумай каждый пункт своего списка. Используй всю свою изобретательность, чтобы придумать, как избавиться от того, что тебе не нравится в себе самом. Если хочешь, можешь поделиться своими тревогами с родителями, учителями или психологом. Этот человек поможет тебе составить план дальнейших действий. Тебе станет намного легче, если ты взглянешь прямо в лицо своим проблемам, и ты даже сможешь найти гениальные варианты решений для некоторых проблемных ситуаций.

Самое лучшее, что можно посоветовать тем, кто страдает от одиночества — это начать общаться с людьми. И этот совет действителен. Заботясь о других, человек не только перестает думать о своем одиночестве, но и побуждает окружающих интересоваться собой. Не жди, что кто-то избавит тебя от одиночества, с этим ты должен справиться сам.
Итак, начни с улыбки. Возможно, тебе в ответ тоже улыбнутся.

Выбери из своего класса, или может быть из ребят, с которыми ты рос во дворе, того, кто наиболее близок к тебе по интересам и так же одинок, и подойди первым. Затем заведи разговор. Наверняка у этого человека те же проблемы, что и у тебя, и вы сможете рассказать об этом друг другу. Даже одного приятеля, с которым интересно, достаточно, чтобы не чувствовать себя одиноким.

Ищи моральной поддержки у родителей. Возможно, ты решил, что им не до тебя, у них свои проблемы, они тебя не любят и не понимают. Это не так. Они ведь не знают, что ты страдаешь от одиночества, и если внешне это не очень заметно. Родители тебя по-прежнему любят и тоже страдают, чувствуя, как ты отдаляешься от них. Даже если они очень обременены заботами, все равно найдут время, чтобы тебя выслушать. И если ты расскажешь о том, что ты испытываешь, они будут поражены.

Многие взрослые убеждены, что отрочество — счастливое и беззаботное время. Возможно, они забыли, что в твоем возрасте тоже наверняка страдали от одиночества. И все же, если время от времени ты все-таки чувствуешь одиночество, не волнуйся. Это вполне естественно.

Я расскажу, что чувствует мать, когда у нее не хватает сил любить своего ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Моему сыну было 2,5 года, когда я поняла, что не могу больше любить его. Нет, я не сумасшедшая, не мать-кукушка, и мне не 16 лет. У меня долгожданный, желанный ребенок, которому я всегда хотела быть самой главной опорой в жизни. И я была. Но через пару лет самоотверженного материнства я столкнулась с тем, с чем сталкивается масса женщин: мой ресурс закончился.

Я мама маленького мальчика, пережившая синдром эмоционального выгорания и сумевшая вернуть себе себя, а своему сыну — маму. И мне хочется, чтобы читатели AdMe.ru узнали, как это выглядит и что нужно сделать, чтобы не упасть в эту бездну отчаяния, вины и одиночества.

Материнство мне понравилось

Первый год после рождения ребенка остался в моей памяти чем-то вроде санатория. Физически мне было непривычно и тяжело, но морально это был отдых. Я получила то, чего сильно хотела много лет, и наслаждалась вовсю. В моих планах было находиться рядом с сыном в первые 3 года его жизни, чтобы помогать, направлять, утешать и бесконечно любить.

За год я неплохо адаптировалась: научилась неподвижно сидеть на скамейке, держа в руках спящего ребенка, с легкостью носила его в слинге, успешно готовила еду и мыла полы одной рукой, ведь во второй я обычно держала сына. В моем распоряжении не было бабушек и нянь, муж весь день был на работе. Мы были только вдвоем большую часть времени.

Но вечно быть матерью и домохозяйкой я не могла

Некоторые мои знакомые, когда их детям исполнился год, вышли на работу. Они говорили, что больше не могут сидеть дома с ребенком. Тогда я подумала: «Кукушки какие-то. Не надо было рожать, если не можешь отдать ребенку всю себя, когда он больше всего уязвим».

Но когда ему исполнилось 2, я вдруг стала лучше понимать «кукушек». Оказалось, что мне давно надоело разговаривать с мужем исключительно о своих домашних проблемах и радостях. В его жизни происходили события, у него была новая интересная работа, коллеги, офис, карьерный рост. Моя жизнь вращалась вокруг продуктового магазина, прогулок по расписанию и унитазного ершика, на который охотился мой ребенок.

Я ощутила потребность хотя бы на несколько часов в день убегать от своего сына в другой мир — мир взрослых людей и интересной работы. Меня мучило чувство вины за это желание, но тогда мне даже не приходило в голову, что оно нормальное и здоровое.

И однажды во мне что-то сломалось

Когда ребенку было 2,5 года, я хотела отдать его в детский сад, но ничего не вышло. На тот момент у меня уже был один рабочий проект, который я кое-как тянула. Я не хотела бросать его: эта работа была моей связью с внешним миром, она давала мне чувство, что я гожусь не только на то, чтобы стоять возле горки и страховать сына. Я стала меньше спать: это был единственный способ выкроить время в сутках. По утрам раздражалась на ребенка за то, что он так рано встает, и заодно на мужа — за то, что я просыпаюсь уже уставшей.

Я перестала чувствовать

Я не знала, что недостаток сна действует на человека губительно: у меня не было такого опыта. Я превратилась в раздражительную женщину в стабильно плохом настроении. Близкие стали казаться врагами, которые запустили программу по моему уничтожению.

Я не спала сутками, а сын, как назло, стал невыносимым и постоянно устраивал истерики на ровном месте. Его крики мгновенно нарушали мое шаткое равновесие. Через несколько секунд мне начинало казаться, что я схожу с ума, хотелось топать ногами и кричать ему, чтобы он прекратил. Я чувствовала себя такой беспомощной и одинокой, что стала плакать. Плакала и просила 2,5-летнего мальчика замолчать. Вечером приходил муж с работы, я снова плакала и не могла объяснить причину.

А потом я испугалась. Однажды я поняла, что больше ничего не чувствую к своему мальчику. Он плакал, а мне было его не жалко. Он смеялся, но мне не было радостно вместе с ним. Я гладила, обнимала и утешала его, словно по долгу службы. Мне хотелось снова вернуться назад: сочувствовать ему, праздновать его маленькие победы, хотеть целовать его смешной «щенячий» живот. Но у меня не получалось. Не любить своего ребенка оказалось очень страшно.

В этот период я хотела только одного: чтобы меня никто не трогал. Самым большим желанием было сесть на диван и играть в тупую игру в телефоне. Сбежать в другую реальность.

Муж видел, что происходит неладное, но никак не мог взять в толк, что именно. Человеку, никогда не проводившему с ребенком пару лет в режиме 24/7, невозможно понять, что от этого можно начать сходить с ума. Я и сама не понимала, что происходит. Ведь так быть не должно. Ведь я должна быть счастлива.

Однажды мой сын упал на улице и заплакал. Единственной моей мыслью было: «О боже, сейчас опять будет скандал на полчаса». Я даже не ускорила шаг, чтобы быстрее подойти и узнать, в порядке ли он. К счастью, мой мозг еще функционировал, и я поняла, что это уже предел. Пора было что-то делать, чтобы вытащить мать моего сына из этой ямы.

Близкий человек подсказал мне, что сейчас нужно не молча ждать помощи, а громко требовать ее: искать няню для ребенка, пить успокоительное, много отдыхать и постепенно выходить из этого состояния. Я послушалась. Через несколько недель мне действительно стало лучше. Я снова стала улыбаться, у меня появились желания и планы, а ребенок чудесным образом прекратил рыдать по любому поводу.

Теперь я могу вовремя заметить признаки эмоционального выгорания

Все это сильно напугало меня. Даже спустя год я внимательно прислушиваюсь к себе, чтобы вовремя заметить признаки эмоционального выгорания. Сейчас я понимаю, почему все это произошло со мной, и даже не хочу представлять последствия, которые могли бы наступить без посторонней помощи.

Сейчас я нашла для себя два главных индикатора, указывающих на то, что что-то идет не так:

  • Cлишком быстро и часто появляющееся раздражение на ребенка.
  • Унылое и апатичное настроение без особой на то причины в течение нескольких дней.

Отследив эти признаки, стоит припомнить количество сна за последнюю неделю: обычно оказывается, что его было критично мало. Шаг первый здесь — выспаться. Нет, это не лень и не блажь. Это та пресловутая кислородная маска при авиакатастрофе.

Следующий шаг — понять, когда и что вы делали не для своей семьи, а для себя лично. Если вспомнить такой момент трудно, значит, пора приостановить «правильное» развитие и увеселение ребенка в течение дня и дать себе возможность просто ничего не делать. И кстати, оказывается, гром не поражает тут же на месте нерадивую мать, которая вручает ребенку телефон с игрой, чтобы часок просто полежать и почитать в тишине.

Я поняла, что главное — снизить требования к самой себе и научиться не только просить, но и принимать помощь. Умение помочь себе — это не эгоизм, как многих из нас учили в детстве, а способ сохранить рассудок, уважение и любовь в семье.

Бывало ли с вами нечто похожее? Что помогло вам? Возможно, у вас есть какие-то лайфхаки, которые смогут взять на вооружение и другие родители?

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: