Как помочь ребенку в выборе профессии?

Как помочь ребенку в выборе профессии?

Как выбрать профессию ребенку

Вопрос о том, как выбрать профессию ребенку, беспокоит многих родителей. И часто задолго до реального срока поступления в университет. О том как выбирать правильную профессию, на что стоит опираться и вообще, как относиться к этому вопросу расскажет практикующий психолог, профориентатор, тренер центра К.О.Т. Наталья Морозова.

С Какого возраста стоит задуматься о выборе?

Для современных подростков выбором профессии стоит заняться с 14 лет, раньше не стоит приступать к таковой «профориентации» в полном смысле слова. Здесь под профориентацией я понимаю выбор будущей профессии, ВУЗа или колледжа. То есть реальное определение сферы будущей профессиональной деятельности.

Однако, раньше сидеть без дела тоже не стоит. Ребенку нужно помочь собрать максимально много информации о мире, о своих способностях, возможностях, не фокусируясь на чём-то одном. Чем больше информации он сможет получить до этого возраста, тем проще будет ему выбрать профессию.

Как понять, что ребёнку подходит та или иная профессия?

Во-первых, по интересу ребёнка. Если у него есть мотивация заниматься чем-то, он с удовольствием посещает занятия, без напоминаний выполняет задания – стоит обратить внимание на эту сферу, даже если на первый взгляд она кажется вам «не серьезной». Так, легко пропустить увлечение собаками. А ведь кинология – целая профессия, у которой не меньше перспектив, чем у других.

Обратите внимание, какие предметы в школе удаются ребенку особенно легко, даже если это физкультура. Интересуйтесь у учителей и ведущих секций об успехах вашего чада. И старайтесь получить максимально полную информацию от педагогов – что у него получается, а что нет, видят ли они вашего ребенка в будущем в этой сфере.

Если ребенок сам выбрал кружок, просит куда-то его отвести и попробовать новое занятие – всегда поддерживайте его.

Стоит ли посещать какие-нибудь дополнительные кружки и секции

Если Вы уже выявили определённые навыки своего ребёнка? Или лучше остановиться и углубиться в одно направление?

Стоит смотреть на желание подростка. Если он устаёт, и не хочет больше никуда, заставлять конечно не надо. Но всё-таки детство – это время, чтобы всё пробовать и выбирать. Чтобы не «распыляться», не наткнуться на сопротивление, и при этом расширить сферу интересов вашего сына или дочери, можно обратить внимание на соседние направления. Например, если хорошо получается заниматься вокалом, то попробовать актёрское мастерство. Увлечение лего-конструированием близко к робототехнике. То есть стоит расширить его диапазон навыков ребёнка в любимом направлении. А ещё лучше – постараться найти практическое применение таланта. Отдать «пишущего» школьника в кружок журналистики, принимать участие в конкурсах робототехники, где нужно решать практические вопросы. Так талант Вашего ребёнка будет развиваться более многогранно. Потому что ни одна деятельность и ни одна профессия не состоит из одной яркой черты. Всегда нужен комплекс навыков. А развивать их помогает практика. То есть, уделяя внимание именно практическому применению таланта, вы не только замаетесь «практической профориентаций». Вы развиваете дополнительные навыки, которые просто необходимы.

Что делать, если мне не нравится, что выбрал мой ребёнок, стоит ли настаивать на своем мнении

Стоит прислушается к подростку и постараться понять. Не навязывать ничего. Жить в будущем с это профессией не вам, а ему. Но у родителей, конечно, намного больше опыта, понимания жизни. Если у вас есть сомнения по поводу профессии, которую выбрал подросток, им стоит делиться. Если вы хотите, что-то предложить, не надо делать это директивно, это не поможет. В форме увлекательной истории, расскажите ему о том, как вы, ваши друзья выбирали профессию, с какими проблемами сталкивались. Поделитесь профессиональными историями о той работе, с которой ребенок хочет связать свою жизнь. Помогите рассмотреть все плюсы и минусы выбранной профессии. Но постарайтесь смотреть на эту ситуацию с точки зрения ребёнка. Так возможно вам удастся его переубедить.

Но помните, это совершенно не значит, что «родитель всегда прав». Часто дети на самом деле выбирают профессии, которые им подходят. Поэтому услышать ребёнка и отнестись внимательно к его мнению очень важно.

Когда нужна профориентация у специалиста?

Когда вы сами не можете прийти к согласию в семье по поводу того, какую профессию выбрать подростку

Когда слишком большой выбор – вроде много что нравится, а определиться с профессией не может.

Когда требуется дополнительная диагностика, хочется убедиться в правильности выбора.

Когда подросток не хочет с вами говорить на эту тему или вы пытаетесь донести информацию до школьника, а он вас не слышит.

Когда вы сами плохо разбираетесь на рынке профессий, и не знаете, что посоветовать.

Особенности проведения профориентации, каким образом она позволяет с точностью определить способности к профессии?

В нашем центре есть 2 варианта профориентации. Индивидуальная и групповая. И для эффективности важно понимать, какой вариант подходит вам.

Индивидуальная профориентация – это быстро, конкретно, качественно. Здесь удобно убедиться в правильности выбора, подобрать учебное заведение, провести диагностику подростка. Итог этой консультации – подробное заключение, составленное на основании способностей ребёнка, интересов и возможностей получения образования для подходящих профессий.

Тренинги по профориентации позволяют попробовать себя в разных ролях, пообщаться со сверстниками, побыть в состоянии выбора профессии. Ребята понимают важность этого вопроса. Участники не только проходят диагностику и понимают свои способности. Они участия выбирать, причём здесь речь не только о будущей специальности. Происходит развитие навыка «выбирать» в принципе.

Также важен момент получения информации о том, какие существуют, кто и что делает для того, чтобы принять верное решение. Узнать об опыте выбора людьми, которые это прошли, тоже крайне полезно. И это мы тоже делаем на нашем курсе.

Занятия построены так, что все участники активно общаются, делятся опытом, и это очень ценно. Интересно, что сейчас много детей уже работают, делают сайты, ведут страницы в соц. сетях, пишут статьи – вариантов подработки для современных подростков существует много. Если в группе попадаются такие ребята, они с гордостью рассказывают, как у них подучается зарабатывать, какими профессиями они уже овладели, как они нашли эту подработку, а другие участники тоже подхватывают идею практического применения своих навыков. Ведь редкому подростку не хочется иметь собственные деньги.

На тренинге мы обсуждаем профессиональный опыт каждого, участники получают много идей и стимула к развитию, понимают как интересно быть профессионалом. Тренинг построен так, что участники получают информацию о профессиях не только от тренера, а еще и от других участников, своих родителей и и других ребят.

Повышается осознанность, расширяется кругозор и общая осведомленность. Больше всего внимания мы уделяем работе с семейной истории. Для этого на тренинге выделено отдельное занятие. Мы говорим о профессиях родителей. Дети, иногда с большим удивлением, узнают о том, кем работают и чем именно занимаются их родственники.

Можно ли провести профориентацию самостоятельно?

Конечно, можно. Сейчас много тестов, которые можно пройти on-line. Но, во-первых, это будет достаточно узкая информация. И без интерпретации результаты не всегда понятны. А во-вторых, легко запутаться. Часто к нам приходят дети, которые прошли уже много тестов в интернете, получили кучу информации, и в итоге просто запутались, им совершенно не понятно, к каким профессиям он предрасположены. Потому что не могут скомпоновать и воспользоваться этими знаниями. Всё-таки реальный итог профориентации – это выбранное на основании способностей, склонностей, интересов и возможностей направление профессиональной деятельности и рекомендованные учебные заведения, где можно эту специальность получить.

Тогда всё становится ясным и понятным, когда известно, какая профессия подойдет тебе, проще составить план развития, дополнительных занятий и понять, чему уделять больше внимания.

Как помочь подростку выбрать профессию

В возрасте 14-15 лет дети начинают задумываться о своем месте в социуме. И выбор профессии для подростков становится главным вопросом. Но не всегда они психологически готовы к самоопределению. И тогда важную роль играют родители, которые могут направить стремления ребенка в правильное русло.

В подростковом возрасте человек выбирает свою будущую профессию

Важность выбора

Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор. Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе.

Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.

Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.

Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.

Сложности выбора специализации

Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков – несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.

Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.

В настоящее время исчезает много профессий, и на их место приходят новые. О них не всегда можно найти информацию. Поэтому ребенок с трудом представляет, что собой являет та или иная специализация. Это затрудняет его выбор.

В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.

Важно знать

Чтобы не совершить ошибку при выборе специализации, надо учитывать:

  • навыки;
  • любимое занятие;
  • сферу наибольшего интереса;
  • желания и тип темперамента.

После отделения всех хобби от желаемой специальности, стоит проанализировать черты характера подростка. Ведь спокойный человек не сможет работать в активных сферах, и наоборот: стеснительному будет трудно справляться в работе с постоянным общением.

К выбору специальности детей надо подготовить. Для этого выполняют следующие шаги.

Рейтинг специальностей

Чтобы реализовать себя в наиболее подходящей сфере, стоит рассмотреть список востребованных профессий. Особенно это поможет, если трудно сделать выбор между несколькими вариантами. Конечно, ребенок отдаст предпочтение специальности, которая занимает высокое место в рейтинге. Стоит предусмотреть область, в которую она перейдет, если с годами популярность её уменьшится.

ТОП-10 наиболее перспективных специальностей

Обзор профессий

О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.

Статьи о выборе профессий

Можно найти массу материалов, которые касаются этой темы. Они достаточно полно раскрывают данный вопрос. Из работ психологов можно взять на заметку ценные советы.

Помощь профориентолога

Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.

Интернет-тесты

Если в округе нет специалистов, можно попытаться выбрать профессию ребенку с помощью специальных сайтов. На них разработаны тесты двух видов:

  1. помогающие в выборе специальности;
  2. помогающие сориентироваться в выбранной специальности.

Первые анализируют человека. Его личные качества: черты характера, наклонности и т. д. Вторые исследуют, насколько выбранное дело подходит. Плюсом таких тестов является получение бесплатной информации.

Короткий тест на профориентацию

Советы родителям

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

Заключение

В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Не всем надо в вуз. Как грамотно помочь ребенку с выбором профессии

Можно ли с помощью тестов в сети понять, к каким профессиям у ребенка есть склонность, почему не стоит пристраивать любимое чадо в вуз под предлогом «так лучше для тебя» и у каких детей чаще всего возникают проблемы с выбором будущей специальности, рассказывает психолог Мария Меркулова.

1. Представление о себе в профессии, или так называемое профессиональное самоопределение, созревает у ребенка только после 15 лет. Безусловно, это средний показатель, у некоторых оно может формироваться позже. Учитывайте данный факт и не ждите, что ваше чадо уже в три года или даже в 12-13 лет определится с делом всей своей жизни. Не торопите ребенка с выбором.

2. Проблемы с выбором профессии бывают у детей с несформированным представлением о себе, которые не умеют принимать самостоятельные решения. Увы, часто родители (сознательно или бессознательно) тормозят данный процесс: сами собирают ребенку портфель, будят его в школу, делают вместе со своим чадом уроки и т.д. На самом деле в подобных вопросах достаточно ненавязчивого контроля: например, вы можете периодически проверять, как ребенок собрал портфель (до 9-10 лет это нормальная практика), но не надо делать это за него, аналогичная история с уроками. А еще очень полезно с малых лет спрашивать о том, что ребенок хочет на завтрак, в чем хочет пойти школу или какую книгу почитать ему перед сном, так вы приучаете его делать выбор.

3. Определиться с будущей профессией помогают кружки, даже если ребенок часто их меняет. Для школьников 9-10 лет подобная история естественна, ведь они ищут то, что им действительно понравится. Задача родителей предлагать различные увлечения и наблюдать за процессом. Со стороны обычно можно увидеть, что вашему чаду подходит, что интересно, а что не вызывает особого энтузиазма. В дальнейшем можно использовать эти знания, главное не делайте это агрессивно. Ультиматум в стиле: «Ты же 10 лет занимался в кружке авиа-моделирования, ты должен быть пилотом» — не работает. Просто будьте рядом и в случае необходимости помогайте и подсказывайте, если вас об этом попросят.

4. Во все времена были, есть и будут родители, которые искренне считают, что лучше знают, куда нужно поступать их чаду. Вердикт «ты будешь учиться на инженера» или «ты должен стать юристом» говорит лишь о том, что эти люди не думают о ребенке, а переживают в первую очередь за себя. Они успокаивают свои страхи и тревогу за школьника, ведь по их логике если институт хороший, то они хорошие родители, которые выполнили главную миссию — пристроили дитя. На самом же деле такие люди просто занимаются принуждением, что категорически нельзя делать в любых вопросах, даже в мелочах. Типичная ситуация — родитель пытается надеть на ребенка шапку со словами «так надо», а тот визжит и упирается. Слово «надо» в такой ситуации слабый аргумент, намного эффективней было бы объяснить, почему вы настаиваете на своем решении или предложить альтернативу. Всегда можно заменить ненавистную шапку чем-то другим или пойти в магазин и купить ту, которая понравится ребенку. В случае с вузом и профопределением действуйте по такому же принципу: учитесь принимать чужой выбор, даже если он кажется вам в корне неправильным.

6. Не все могут получать высшее образование. Важно трезво оценивать способность ребенка к обучению. С помощью психодиагностики сегодня можно посмотреть, насколько у школьника широкий кругозор, развиты познавательные способности, память, мышление и т.д. Если показатели не очень высокие, зачем мучать его и заставлять поступать в вуз? Со средне-специальным образование тоже можно зарабатывать хорошие деньги, а главное получать удовольствие от своей профессии.

7. Не стоит отговаривать ребенка от той профессии, в которой вы работаете сами. Например, артисты или певцы часто не хотят, чтобы дети шли по их стопам. Но отговаривать — бессмысленное занятие. Лучше обсудите все минусы и плюсы, не зря же вы сами когда-то выбрали эту профессию и остались верны ей.

8. Тесты по профориентированию – отличный способ помочь ребенку выбрать будущее. Но это не значит, что можно взять первое попавшиеся задание из интернета и сделать с его помощью какие-то далеко идущие выводы. Вообще использовать подобные тесты из сети – это практически тоже самое, что верить астрологическому прогнозу, написанному для всех сразу. На самом деле в данном вопросе нужен индивидуальный подход. Без беседы с ребенком и разностороннего тестирования (один тест ничего не покажет) получить какую-то более или менее адекватную картину невозможно. Когда я провожу подобную диагностику, то трачу примерно два часа, и это без написания заключения.

Благодаря подобному анализу можно понять, какие способности есть у ребенка, и в каких профессиях они могли бы лучше раскрыться. Но опять же это не значит, что нужно выбирать только одну профессию. Например, имея склонность к хорошему счету, отличную память, умение работать с цифрами или техникой, человек может стать тем же психологом. Просто ему будет интереснее работать с помощью какого-то технического устройства, например, полиграфа. Подобное тестирование ни в коем случае не ограничивает человека в выборе профессии, а просто подсказывает различные пути реализации.

9. Дети часто не могут сделать выбор, потому что не знают, что их ждет в той или иной профессии, так подскажите им. Казалось бы, все мы понимаем, чем занимается доктор. Но есть врачи, которые работают на «скорой помощи», есть те, кто ведет прием в поликлинике, оперирует и т.д. Несмотря на общее сходство, это совершенно разные сферы деятельности. Хорошо, если у ребенка будет возможность посмотреть на профессию изнутри, для этого есть различные стажировки, или можно прибегнуть к помощи знакомых, которые покажут вашему чаду тонкости того или иного дела.

10. Дети часто берут пример со своих родителей, и профорентирование в этом смысле не исключение. Если вы с утра до ночи твердите ребенку, что он должен поступить в университет, получить профессию и зарабатывать деньги, а сами в прошлом с трудом окончили девять классов и лежите на диване, вряд ли эти пламенные речи будут иметь успех. Обратите внимание на то, что вы транслируете своим детям своей собственной жизнью и поступками, а не только словами.

Как помочь ребенку в выборе профессии

А если склонностей и желаний у ребенка нет? Не тянет ни в одну, ни в другую сторону, выдающихся достижений по отдельным предметам тоже нет. Вроде, справится и с тем, и с этим, но кажется, что всё «не то». Как правильно стимулировать процесс выбора профессии?

Фрагмент консультации

Мать: Я пока не вижу, чтобы у сына вообще пока были какие-то цели.

Консультант: А почему у него должны быть какие-то цели? Цели должны быть у тебя.

Мать: Цели на него? А я тоже не знаю.

Консультант: А я знаю. Твоя цель – чтобы твой ребенок был состоявшимся человеком, чтобы у него была востребованная профессия. У тебя нет цели, чтобы он был конкретно скрипачом, врачом или инженером, твоя цель – ориентировать сына на то, что подойдет ему и создаст ему жизненные перспективы. Он у тебя умный и способный, поэтому вначале обрати внимание на то, что просто востребовано.

Мать: Насколько я читала, сейчас заранее нельзя сказать, что востребовано. Сейчас всё меняется буквально за пятилетие… И неизвестно, что будет…
Консультант:
Тогда подбери профессию из тех, которые всегда нужны. Врач-стоматолог, например. Хоть что-то разумное – всегда лучше чем ничего и неопределенность…

Консультация не завершена, но вам вопрос: уважаемые читатели, что вы думаете о такой рекомендации консультанта? Только не торопитесь с ответом…

Существует расхожее мнение, что решать за детей – глубоко неправильно. Что это может нанести психотравму и разорвать контакт и ребенком. Да, такое бывает, и такие примеры вы легко вспомните. Когда родители и дети воюют друг с другом, воюют уже давно, то любое давление родителей дети заранее встречают в штыки. И не потому, что родители предлагают ему что-то плохое и ему не подходящее, а потому, что предлагают эти противные родители.

Но ведь бывает и по-другому. Семьи – разные.

Когда родители толковые и любящие, когда родители и ребёнок – это одна команда, таких конфликтов не возникнет. У умных родителей – адекватные дети, и позиция «назло маме пойду уши отморожу» – совсем не их. Как минимум, такие дети начинают думать вместе с родителями. Кроме того, талантливые родители свой выбор умеют продвинуть так, что ребёнок будет считать его искренне своим.

Хорошо, такие идеальные семьи и такие супер-родители наверное где-то бывают, но что делать нам, не таким идеальным родителям? – Нормальным родителям нужно дослушать консультанта, потому что все самое интересное впереди.

Продолжение консультации

Мать: Ну да, стоматологи всегда нужны, но не могу же я давить на ребенка, это только протест вызовет…

Консультант: Надеюсь, что вызовет. На это и расчет, именно это нам и поможет! Поэтому выучи, что ты скажешь сыну, а еще лучше – запиши. За ужином сформулируй:

– Сынок ты наш замечательный, ты знаешь, что мы уже нашли, куда ты будешь поступать? Не угадаешь… Ты вот, ты будешь врачом-стоматологом! А что? Прекрасная работа, не пыльная, уважаемая, требует знаний и мастерства. Оплачивается достойно.
– Но я не хочу быть стоматологом!
– Правильно, сынок, не хоти! Мы будем абсолютно счастливы, если ты скоро назовешь нам другую свою будущую профессию, такую же достойную и которая будет тебя радовать. Мы же не упираемся! Инженер, программист, экономист – выбирай сам, мы всегда готовы с тобой это обсуждать. Как только ты нам представишь профессию, которая будет лучше, конечно, пойдешь туда. Поэтому сегодня, как ты понял, мы сказали тебе вот что: пока ты не знаешь, какая будущая профессия тебе близка, мы будем готовить тебя на стоматолога. Если у тебя будут другие предложения, будем рады. Но – торопись! Если в ближайшее время от тебя предложений не поступит, куда мы начинаем готовиться? Правильно, в медицинский, на стоматолога!

Возможно, вы слышите по стилю, что так разговаривают папы и так не говорят мамы. Если вы мама, как это можете сказать вы? Посмотрите такой вариант:

– Больше всего, милая моя доченька, я хочу, чтобы ты сделала свой правильный выбор. Ты мне веришь, доченька? Конечно. Но ты его пока не делаешь, а я очень хочу тебе помочь. Поэтому я уже выбрала неплохую профессию, которая точно тебе подойдет, которая обеспечит тебе жизнь. Поверь, я правда хочу, чтобы ты приняла своё решение. И как только ты его найдешь и докажешь мне, что это разумно, хорошо, перспективно, я тебя полностью поддержу. Правда, хорошо, что я за тебя продумала все вопросы, и у тебя будет либо мой хороший вариант, либо твой, еще лучше? Иди сюда, дочка, и меня поцелуй.

Как вы поняли, главная цель этой стратегии и состоит как раз в том, чтобы ребенок задумался и сказал сам себе: «Пойду-ка я свой вариант делать, докажу, что мой выбор лучше!». Он протестует – ура! Цель родителя достигнута!

Почему полезно «решать за ребёнка»?

Энергия желания появляется в напряжении. Когда ты сидишь в чистом поле, и тебе говорят: «Иди, куда хочешь!» – часто возникает реакция «никуда не хочу». А когда ставят с двух сторон какие-то загородки, и ты понимаешь, что ты, в принципе, перепрыгнуть можешь, но тебе надо очень сильно постараться. В знакомой семье, где есть трое потрясающих, горящих, несовременно горящих молодых взрослых детей, мы расспрашивали: что родители с вами делали, что вы все, как на подбор – активные, целеустремлённые, успешные? Ответ детей: «Мы всё детство бились с родителями. Нам запрещали всё на свете, мы пробивались, они запрещали. Мы привыкли иметь своё мнение и отстаивать свой выбор».

Не бойтесь сломать ребенка

Выбор профессии, которая так или иначе повлияет на судьбу ребенка – это ответственность родителя! Пустить процесс на самотёк и ждать, когда ребенок сам поймет, чего он хочет – самая слабая и непредсказуемая стратегия. В большинстве случаев она не приносит ничего хорошего. Стимулируйте процесс, примите взвешенное решение за ребенка! Тогда он либо послушает вас и получит достойную профессию, либо придумает свой вариант и будет за него бороться! В том и в другом случае вы получите то, чего хотите – определенность и понимание ребенка, что он идёт верным путём.

А что, если выбор ребёнка – полная фигня, неприемлемый вариант для нашей семьи?

Здесь придётся родителям и детям разбираться вместе, искренне взвешивать все «за» и «против», анализировать рынок труда, зарплатные перспективы, возможные ограничения и т.д. Как будет выглядеть рутина в этой профессии? Как могут выглядеть в ней успехи и неудачи? Насколько они критичны? Есть ли знакомые, которые могут рассказать об этой работе правду, какие плюсы и минусы есть на самом деле? Можно ли пройти где-то стажировку, чтобы окунуться в профессию и сделать вывод «моё – не моё»?

Нужно понять, что именно важно ребёнку в выбранной профессии. Может быть, это есть и в других? Или это можно реализовать без поступления в профильный вуз, развивать направление, как хобби, помимо основной профессии, которая будет тебя кормить всю жизнь?

Есть над чем подумать. Совместное обсуждение таких важных вопросов – деловое, настоящее и обязательно позитивное, в позиции «мы в одной лодке» – укрепит вашу дружбу с ребенком. И поможет решить задачу с выбором. Во всяком случае, даст несколько ясных перспектив и вариантов, из которых нужно будет всего лишь выбрать один.

Уважаемые родители, поверьте, жизнь не заканчивается поступлением в вуз. Если что-то пойдёт не так, можно поступить или перевестись в другой, либо получить дополнительное образование. Ваша главная задача – не сделать единственно правильный выбор один раз, а научить ребенка задумываться о будущем и принимать взвешенные, адекватные решения.

Выбор профессии. Как помочь своему ребёнку.

Выбор профессии, пожалуй, один из самых важных выборов. Ведь именно работе мы посвящаем 30-50% своей жизни (а ещё 30% сну). И то, каким будет отношение к своей профессии, существенно влияет на качество будущей жизни. Согласитесь, трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу.

И вот, такой важный и значимый выбор внезапно сваливается на голову подростка – ученика старших классов школы. А мы-то с вами знаем, что далеко не все школьники способны прочитать обычную программу по литературе, а уж, чтобы они выбрали своё дело, путь на всю жизнь (или хотя бы на 15-30 лет) – это вообще за гранью фантастики. И, конечно, родителям очень хочется подсказать своему ребёнку, какую профессию выбрать, куда пойти учиться и работать. При этом, не испортив его будущее.

Как же сделать это правильно?

Профориентация – это не так-то просто, как иногда кажется. И поэтому, существует огромное количество методов, методик и подходов: от простых и банальных интернет-тестов в 3 вопроса до специальных подростковых профориентационных программ, лагерей и т.д.

В этой статье я опишу несколько простых, но очень действенных шагов. Они помогут вам сразу же, без какой-либо специальной подготовки, помогать своему ребёнку на пути к его профессии (и не только).

А начнём мы с того, что вкратце рассмотрим несколько основных ошибок при выборе профессии:

Незнание мира профессий.

Очень тяжело выбрать что-то подходящее, когда ваш выбор сильно ограничен, не так ли? Набранное в поисковике словосочетание «Атлас профессий» или «Карта профессий» расширит ваши границы выбора в 10, а то и в 100 раз.

Ориентация на престижность профессии.

Этот путь часто приводит к тому,что на рынке труда оказывается огромное количество свежевыпущенных специалистов, которые, в лучшем случае, ходят на работу-каторгу, а чаще вообще не могут и не хотят найти работу по специальности. Помните, то что модно сегодня, не обязательно будет модно и нужно через год. А востребованность на рынке труда и интерес к профессии гораздо важнее «престижа».

Выбор под сильным давлением окружающих.

Обычно, конечно, в роли окружающих оказываются родители, искренне и от всей души желающие для своего ребёнка счастливой жизни и наилучшей, на их взгляд, профессии. К сожалению, очень часто при этом не рассматриваются интересы, таланты, возможности и стремления самого ребёнка. Это может привести к очень печальным последствиям.

Идти по стопам кумира, авторитета, возлюбленного, «за компанию».

Помните, что интерес к человеку и интерес к профессии – это могут быть две совершенно разных дороги. Они могут где-то пересекаться, могут быть похожими, могут даже быть параллельными. И всё-таки ничего не сравнится с той радостью, которую получаешь, идя СВОИМ путём.

Твёрдая установка учиться только в определённом месте.

Стремление к учёбе в престижном ВУЗе само по себе, безусловно, похвально. Другое дело, что в понравившемся учебном заведении может просто не оказаться подходящей и интересной программы обучения. И здесь важно уметь поставить в приоритет программу, цель и будущую профессию.И последняя в этом списке, но не по значимости ошибка –

Отсутствие желания разобраться в себе!

Это фундаментальная ошибка как выбора профессии, так и выбора вообще. Когда по тем или иным причинам человек отказывается разобраться в себе: выделять свои желания, возможности, сильные и слабые стороны, искать пути роста и развития. Вероятность получить ту самую профессию и «работу мечты» становиться сравни вероятности перейти оживлённую 4-х полосную магистраль с закрытыми глазами (не попав при этом под колёса автомобиля).

Что ж, теперь вы знаете, какие ошибки не нужно совершать на пути профориентации. «А как же теперь донести это своему ребёнку?», «Как стать тем самым правильными понимающими родителями?», «Как поддержать и направить ребёнка на пути самоопределения?», – спросите вы.

Вот несколько простых шагов, которые помогут вам сделать это:

Поговорите с ребёнком о выборе будущей профессиональной деятельности. Расскажите, как вы определились с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники. Выслушивайте подростка внимательно и с интересом.

Помогите подростку лучше понять себя.

Попросите ребёнка объяснить свой выбор, выслушайте все аргументы. Поинтересуйтесь его соображениями по поводу будущего. Довольно часто старшеклассники имеют очень поверхностные или ошибочные представление о профессиях. Помогите ребёнку сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от его выбора – не запрещайте ему думать и развиваться в выбранном направлении. Лучше помогите правильно оценить свои силы и возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии (кстати, если не обладаете нужной информацией, то сходите вместе к специалисту в области профориентации).

Возложите ответственность за выбор профессии на подростка.

Конечно, родителям хочется, чтобы у их ребёнка было светлое будущее, и они готовы приложить для этого немалые усилия. И всё же, передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью, конечно.

Выступайте в качестве эксперта.

Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни и т.д.

Помните, родители – это пример для подражания детей вне зависимости от того, осознают они это или нет. И, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос, развивался, искал в жизни свои интересы и свой путь – делайте то же самое в своей.

Да, пяти этих пунктов, выполняемых с завидным постоянством, вполне достаточно, чтобы РЕАЛЬНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ выбрать его профессию.

И всё же, не забывайте о возможностях внешнего мира. Раньше для школьников часто проводили экскурсии на разных предприятиях и производствах. К сожалению, сейчас такое практикуется крайне редко. Однако, и в настоящее время существует не меньше (а может даже и больше) возможностей работать в кругу профессионалов, развиваться и искать себя за пределами школы и школьной программы. Есть огромное количество разнообразных вариантов для профессионального и личностного развития вашего подростка. Например: тематические мастер классы и обучающие (не школьные) программы, развивающие (не учебные) лекции, тренинги и семинары для подростков, профильные лагеря различной направленности, подростковые профориентационные программы и т.д.

Помните, что выбор профессии в подростковом возрасте – это один из выборов определяющих будущее и важно, чтобы он был наиболее широким и подходящим именно на данном этапе. Помогите своему ребёнку научиться делать самостоятельный и осознанный выбор, и этот навык пригодится ему на протяжении всей оставшейся жизни.

Появились вопросы? Хотите узнать больше? Интересуетесь профориентационными лагерями и другими мероприятиями для подростков?

Школа «Вверх» с радостью поможет вам в этом:

    (в среду) в 20:00 на

    «Как помочь ребенку правильно выбрать профессию». Регистрация здесь:

    (в субботу) в 16:00 на

открытой лекция для подростков и их родителей

Как помочь ребенку в выборе профессии?

Почти в каждой семье однажды наступает момент, когда нужно решать — чем заниматься ребенку в жизни. Чаще всего, у подростка нет определенности: нравится и та профессия, и эта, или ничего не нравится, и мотивации к поиску ответа на вопрос «кем быть» — тоже нет.

Родители оказываются в сложной ситуации: с одной стороны, решать за ребенка нельзя, тем более давить, ведь это должен быть его выбор, с другой стороны, надо что-то делать, потому что чадо не делает никаких шагов к самоопределению, а родительские идеи на эту тему часто воспринимает в штыки. Растерянность вкупе со стремительно уменьшающимся периодом времени для самоопределения порождает у родителей чувство тревоги, которое выливается в конфликт со своим ребенком. Так почему же подростки не хотят определяться со своим профессиональным будущим, и что кроется за этим нежеланием?

Что мешает подросткам думать о будущем?

Во-первых, так называемый «взрослый мир» для подростков часто кажется чужим или даже враждебным. Взрослые не умеют радоваться жизни, они все время работают или чем-то заняты, редко улыбаются и говорят не то, что думают. Хочется ли искать себе место в таком мире? Скорее нет, чем да. Именно поэтому подростки придумывают себе альтернативные миры (игровые, сказочные) и там очень активно ищут себя и находят.

Во-вторых, осознание профессии как способа привносить в этот мир нечто полезное дается подросткам тяжело: им очень важно и интересно думать о том, что они получат, тогда как вопрос о том, что будут давать они, ставит детей в тупик. Поэтому каждый второй подросток на вопрос о критериях подходящей ему профессии отвечает, что хочет путешествий, популярности, много денег и гибкий график. И в этом нет ничего странного или плохого: у подростка есть желания и мечты, а вот понимания того, какие умения и навыки применимы в будущей профессии, чаще всего, нет, потому что выстраивание такого понимания требует отдельной глубокой работы. И даже если подросток умеет делать нечто достойное, востребованное во взрослом мире, то сам, как правило, этого не осознает, и не всегда найдется взрослый, который укажет ему на это.

Получается, перед нами молодой человек, который не очень-то хочет становиться винтиком этого не самого счастливого и уютного мира, однако, не прочь воспользоваться его благами. Вот только непонятно, как до них добраться. Поэтому для многих подростков максимально комфортным оказывается вариант до последнего оставаться ребенком, получая то, что хочется, от родителей. И даже если они не дадут всего, проще отказаться от каких-то своих желаний, чем искать пути для успешной реализации себя во взрослом мире.

Профориентация школьников, или Как помочь ребенку с выбором профессии?

Выбор будущей профессии — очень ответственное занятие. Настолько ответственное, что профориентация не сходит со страниц интернет-изданий, посвященных образованию и воспитанию. Что должно делать государство? Что делать школе: какие уроки вводить и с какого возраста? Эта статья написана для учителей и родителей и посвящена не вопросу выбора, но вопросу поддержки. Как подготовить школьника к планированию будущей карьеры так, чтобы было комфортно в первую очередь ему?

Статистика такова, что среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55. В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо — решать вам, нам же стоит отметить, что современную востребованность диктует рынок. Но ведь экономистов, менеджеров, юристов сотни тысяч, как и рабочих мест…

Итак, вы сели за стол и готовы обсудить с ребенком его будущее. «Господи, будет плохо учиться — пойдет работать дворником, — думает про себя обеспокоенная мама, – лучше бы в экономический пошел…» Итак, если вы подходите к этому разговору с такой позиции, прежде чем читать дальше, уясните — она неправильная. Удачно складывается профессиональная деятельность не только у тех, кто пошел в престижный вуз, корочка МГУ еще не дает гарантий трудоустройства. Куда больше шансов устроиться на работу мечты у активных, креативных и горящих желанием. Согласитесь, быть креативным в профессии, которую вы не любите, — сложно, если не невозможно. Мы подходим с вами к первому ответу на вопрос «Как помочь ребенку определиться с профессией?».

Ответ 1. Пусть выбирает по любви

Уважаемые родители, успех зависит от упорства и любви. Чтобы преуспеть в деле, оно должно быть любимым или хотя бы нераздражающим. Вы хотите, чтобы ваш ребенок летел на любимую работу или еле тащился на ненавистную? Если выбор за первым вариантом, то необходимо придерживаться следующих правил.

Правило 1. Ребенок — это не вы

Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь. Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник — это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.

Правило 2. Начинайте заранее

Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?

Ответ 2. Начинать с младшего школьного возраста

Считать или писать сочинения? Рисовать или собирать конструктор? Присмотритесь и по возможности давайте ребенку информацию в этом направлении, создавая среду. Если долго сидит за компьютером — не бейте тревогу, а запишите на курсы программирования. Увлечение вполне может стать любимой работой.

Правило 3. Выбираете не вы

Если школьник будет считать, что профессию выбрали ему вы, у него появится к ней отторжение. Особенно это будет заметно в подростковом возрасте, когда «отделение» от родителей выступает в роли рефлекса. «Когда ты что-то делаешь для себя, ты делаешь это хорошо» — знаете поговорку? Вот и ребенок, выбравший вуз или предмет сам, будет посвящать ему время с большим удовольствием.

Правило 4. Личность

Профессия — это не только знание определенных предметов. Если у вашего сына в школе по математике 5, равно как и по информатике, но он просто ненавидит долгую работу и боится совершать ошибки, то профессия программиста может не прийтись ему по душе. Если ваша дочь выигрывает олимпиады по обществознанию и собирается идти учиться на адвоката, но панически боится публичных выступлений, ее тоже стоило бы или отговорить, или дать ей возможность получить подобные компетенции. Обязательно обсудите подобную ситуацию с ребенком.

Ответ 3. Профессия должна подходить характеру

Правило 5. Дни открытых дверей

Ходите на них как можно чаще, показывайте ребенку экспертные статьи (подростки, увы, доверяют общественному мнению больше, чем родительскому), в младшем возрасте ходите вместе на мастер-классы или научные шоу. Более того, делайте это заранее, а не в последний год обучения. Подросток в 11-м классе больше всего занят ЕГЭ, и ему кажется, что больше в мире ничего не существует, так что можете смело начинать класса с 8-го.

Ответ 4. Ходить на дни открытых дверей

Каждый раз, придя в вуз, спрашивайте своего ребенка: «Что ты думаешь по этому поводу?» Если школьник не думает ничего (такое тоже бывает — подростковый инфантилизм), то, прежде чем читать лекцию, спросите: «Ты хочешь знать мое мнение?» И вот тогда можете начинать с плюсов и минусов учебного заведения.

Ответ 6. Начните с общего

Лучше выбирать не конкретную профессию, а область. Постепенное сужение круга вариантов до избранного места работы создаст условия для выбора. Учитывайте, как мы уже сказали, характер ребенка, его качества и любимые предметы. Например, вы с сыном выбрали сферу IT. Дайте ему возможность узнать больше о программировании, разработке приложений, быть может, ему нравится чинить технику или продавать интернет-услуги, писать сайты — пусть увидит сферу во всем ее многообразии.

Ответ 7. За компанию

Классика кинематографа — поступить в вуз «за компанию». Школьник очень зависим от мнения сверстников, что имеет две стороны. Белая: ему будет не так страшно поступать. Черная: он не выберет профессию, которая ему нравится, просто потому, что это не модно или не престижно.

Поговорим о белом варианте. Минимум за год до поступления предложите школьнику найти кружок по интересам — такое мини профессиональное сообщество единомышленников, пусть познакомится с будущими абитуриентами. Сейчас много курсов, а в школах до сих пор действуют «Школа юного журналиста», «Исторический клуб» или подобные организации.

Поговорим о черном варианте. Бороться с друзьями подростка бесполезно, так вы только настроите его против себя. Лучше сесть и поговорить по душам, расспросить, что именно нравится ребенку и правда ли это его мнение.

Ответ 5. Клубы по интересам

Ответ 8. Востребованность профессии

Переворачиватель панд в зоопарке — это, конечно, мечта, но… После того как школьник радостно заявил вам, что выбрал, зайдите с ним вместе на сайты по поиску работы и подумайте (опять же вместе), какие перспективы карьерного роста предлагаются по данному направлению. Готов ли ваш ребенок отучиться в медицинском, а потом еще и пройти интернатуру, а потом — курсы повышения квалификации? Об этом тоже надо подумать заранее, но ни в коем случае не пугать школьника фразами «ой как страшно…» и «ой как сложно…».

Закончим тем, с чего начинали: пусть выбирает по любви, просто покажите ему обе стороны медали.

9 сентября в 15.25 смотрите на нашем сайте лекцию психологов Галины Тимошенко и Елены Леоненко «Как узнать, каким станет ваш ребенок во взрослой жизни». Лекция состоится в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ), которая будет проходить с 6 по 10 сентября на ВДНХ.

Статья подготовлена совместно с Национальным ресурсным центром наставничества «Ментори» (проект «Рыбаков Фонда») *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Советы родителям “Как помочь ребёнку выбрать профессию?”

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

• обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

• рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

• учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

• если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

• “не давите” на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

• поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

• если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это, ошибку можно исправить;

• если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

Сделать правильный выбор—значит найти профессию, которая:

• интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

• доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

• имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:

• желание реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;

• родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;

• родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;

• родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;

• родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

Ошибки школьников при выборе профессии:

• Незнание мира профессий – слабая информированность о мире профессий; – устаревшие сведения о характере и условиях труда; – предубеждения в отношении престижности профессии.

• Незнание себя – необъективная оценка своих способностей; – незнание своего здоровья; – нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

• Незнание правил выбора профессии – отождествление учебного предмета с профессией; – перенос отношения к человеку на профессию; – выбор профессии «за компанию»; – выбор профессии перекладывается на родителей Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

• В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» – в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

• Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

• Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, – ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

• Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

• Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

Уважаемые родители, помните, что вашему ребенку особенно нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

• ребенок отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

• сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

• выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями.

«Ценность жизни не во внешних изменениях, но в субъективных переживаниях» Гарди

Можно быть несчастным и при большом богатстве, и порхать от счастья, когда по мнению окружающих, ситуация хуже быть не может. Так и нелюбимая, но денежная и престижная профессия не принесёт радости, если выбор был сделан без опоры на личные предпочтения. Любимая работа, которая дарит не только возможность реализации своих знаний и возможностей, но и чувство довольства собой, будет способствовать состоянию душевного равновесия.

Памятка родителям. Как помочь своему ребенку в выборе профессии

Выпускникам школ бывает нелегко выбрать профессию самостоятельно из-за нехватки жизненного опыта. Родители с их багажом знаний могут стать хорошими помощниками. Но могут стать и помехой, ведь нередко мнение родителей идет вразрез с внутренними желаниями подростка.

Все мы хотим самого лучшего для наших детей, но действуем по-разному. Можно выделить четыре модели поведения родителей старшеклассников:

  1. Никак не участвуют в процессе выбора специальности, готовы согласиться с любым выбором.
  2. Действуют с позиции «Я лучше знаю», настаивают на своем, не оставляя выбора ребенку.
  3. Изучают сайты учебных заведений, организуют посещение детьми профориентолога, дней открытых дверей в университетах и так далее.
  4. Обсуждают вместе с детьми все существенные вопросы; учитывают их индивидуальные предпочтения; рассказывают о своем (пусть даже негативном) опыте выбора профессии и его последствиях; помогают составить план самостоятельных шагов выпускника; принимают его окончательный выбор.

Наверное, читатели уже догадались, какая модель наиболее предпочтительна. Эта статья поможет вам найти ответы на вопросы, как помочь сыну или дочери в профессиональном самоопределении? Как направлять, не навязывая выбора, чтобы решение было принято самим выпускником, а не вами или другими взрослыми?

Советы для родителей

  1. Уважайте в ребенке индивидуальность. Он не обязан разделять ваши интересы и увлечения. Вместо того чтобы пытаться склонить сына или дочь к профессии вашей мечты, прислушайтесь к их собственным желаниям.
  2. Будьте позитивным примером для своих детей. Помните, что они (порой бессознательно) повторяют отношение родителей к их собственной профессии.
  3. Важно не откладывать выбор специальности на последний год обучения в школе. Решение, принятое в спешке, вполне вероятно, будет неправильным. Начните разговор о выборе профессии заранее, помогите ребенку составить план действий.
  4. Наверняка у вас есть собственные идеи, куда идти учиться вашему выпускнику. Но, прежде, чем выдавать готовые решения, выслушайте того, кому предстоит выбирать специальность и работать по ней. Спросите: чем бы он хотел заниматься, о чем мечтает, каким видит себя в будущем? Подумайте вместе, каких знаний о самом себе и о профессиях ему сейчас не хватает.
  5. Бывает и так, что подросток не понимает важности выбора профессии, равнодушен к будущему и не проявляет интереса ни к одной специальности. В этой ситуации важно не отчаиваться — ведь ваши эмоции передадутся ребенку. Помогите ему определить, что он делает лучше других, чем он любит заниматься, и вместе порассуждайте, в какой из специальностей эти умения могут быть значимыми. Вы можете предлагать свои варианты, но старайтесь учитывать способности и личностные особенности вашего ребенка.
  6. Поддерживайте интерес вашего ребенка к разным профессиям, постарайтесь помочь ему еще до поступления попробовать себя в тех специальностях, которые ему по душе.
  7. Помните, что работа – это не только финансовое благополучие, но и моральное удовлетворение от результата, и радость от процесса. Поэтому не поощряйте выбор, сделанный только из материальных соображений, и, тем более, не подталкивайте к нему. Самая престижная, но нелюбимая профессия способна сделать человека несчастным.
  8. Рассмотрите вместе не только плюсы, но и минусы профессий. Свои сложности есть в любой работе, и их нужно знать и учитывать.
  9. Если у вас возникают разногласия, не давите, а предложите порассуждать вместе или обратиться к специалисту. Давление может привести к конфликту и отказу подростка от вашего участия и помощи. Он останется один на один с нелегким выбором.
  10. Поддерживайте любые усилия вашего ребенка на пути к его мечте. Важно обязательно отметить момент, когда будет достигнут первый, пусть маленький, но реальный успех.
  11. Если уже после поступления (и даже после окончания учебы) оказалось, что выбор был ошибочным, не отчаивайтесь сами и не упрекайте своего ребенка. В этой ситуации ваша поддержка будет ему особенно нужна! Осознанную ошибку можно исправить: выбрать более подходящую область применения полученной специальности или получить еще одну. История знает много примеров, когда профессия, ставшая делом всей жизни, была выбрана не с первого раза.

Помните, что последствия решения лягут в первую очередь на плечи самого ребенка. Именно ему предстоит осваивать профессию, устраиваться на работу и трудиться по этой специальности долгие годы. Поэтому оставляйте за выпускником право окончательного выбора. Уважайте его решение, понимайте, насколько важен этот поступок для него и для его будущего.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: