Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами
Как правильно поощрять детей? Советы психолога
Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.
Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?
Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.
Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.
Чем можно поощрять ребенка?
На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.
Родительские ошибки при поощрении детей
Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.
- Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
- Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
- Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.
Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.
Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.
Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.
В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.
Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.
Рекомендации по поощрению и наказанию ребенка.
статья на тему
Описание причин, подходящего времени и методов наказания или поощрения
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по поощрению и наказанию ребенка.
Во-первых, родители должны понимать, что система «поощрение-наказание» относится к основным инструментам воспитания. Психологи и педагоги допускают наказание и считают его использование необходимым. Во-вторых, наказание — это не синоним физического воздействия на ребенка. Детей необходимо наказывать правильно, чтобы не нанести вред их психическому развитию. В-третьих, наказание должно быть справедливым и заслуженным.
За что наказывают детей.
Наказывать детей можно в двух случаях. Во-первых, наказания заслуживает сознательное и намеренное нарушение известных ребенку правил. Во-вторых, в раннем детстве (приблизительно до 3-4 лет) детей необходимо наказывать за неосознанные поступки, угрожающие их физической безопасности.
Как правильно наказывать ребенка.
Наказывая ребенка, родители должны контролировать собственные эмоции. Не допускайте эмоциональных реакций, если ребенок вас раздражает. Это основное условие эффективного и безвредного для детей наказания. Следующие рекомендации психологов помогут вам наказывать детей правильно:
1) Постоянно объясняйте ребенку, какое поведение является недопустимым и заслуживает наказания. Это необходимо для того, чтобы малыш усваивал социальные нормы.
2) Поставьте ребенка в известность о способах наказания, с которыми он может столкнуться. Например, сообщите ему, что за незначительные проступки он будет лишен возможности смотреть телевизор и использовать компьютер. А серьезные нарушения лишат его возможности гулять на улице.
3) Объясняйте ребенку, за что вы его наказываете.
4) Не стремитесь подавить волю ребенка. В результате наказания ребенок должен осознать свою вину и извиниться. Часто для этого нужно дать ребенку какое-то время (обычно достаточно нескольких часов).
5) Добивайтесь от ребенка послушания, однако не стремитесь сделать это немедленно. Как наказать ребенка за непослушание? Объясните малышу неприемлемость его поведения и примените стандартное наказание, например, заберите игровую приставку. Не давите на ребенка, дождитесь, когда он сам придет к вам и попросит прощения.
6) Используйте физическое наказание в исключительных случаях. Идеальный вариант — не использовать физические меры воздействия после 3-4 лет. Физическое наказание детей младшего возраста должно быть скорее символическим. Например, если маленький ребенок пытается перегрызть электрический провод, необходимо символически шлепнуть его по губам и повысить голос.
7) Не допускайте физического наказания, которое может навредить ребенку.
Как правильно выдвигать свои требования и запреты, чтобы они были услышаны и приняты к действию. Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:
1) Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми. Ребенок сразу ясно понимает, что вы требуете от него именно послушания. Пример: прямое – сядь здесь, непрямое – не хотел ли бы ты здесь присесть?
2) Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных указаний. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: Короткое – положи книжки на полку. Сложное – уберись в своей комнате.
3) Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример: негативное – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.
4) Давайте конкретные указания. Не давайте смутных и неясных указаний. Это позволяет ребенку понимать, что от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример: смутное – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише.
5) Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Пример: Немедленно встань рядом со мной. или Ну, пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке, нейтральное – пожалуйста, подойди и встань рядом со мной.
6) Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать ясные и последовательные указания. Это с меньшей вероятностью вызовет непослушание у ребенка, настроенного по отношению к вам оппозиционно. Пример: передай мне соль, пожалуйста.
7) Используйте директивные указания только в том случае, если вы уверены, что ребенок сможет это выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.
Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило к одним и тем же последствиям. Это самый быстрый способ научить маленьких детей лучше слушаться. Послушание не должно восприниматься как подарок. Однако, его нужно отмечать. Также вы должны быть последовательны в обеспечении последствий того или иного плохого поведения ребенка. Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.
Когда поощрения могут навредить ребенку.
Чтобы похвала и награда стимулировали развитие ребенка, убедитесь, что они не вредят вашим с ним отношениям.
1. Награды заставляют детей искать одобрения. Вместо того чтобы получать удовольствие от процесса творчества или получения знаний, они стараются произвести впечатление на других людей. Слушая же восклицания обожающих его бабушек: «Умница! Самый умный ребенок на свете!» – ребенок рискует стать эгоистом.
2. Когда подкупают вознаграждениями за «хорошее» поведение, то они скоро учатся понимать, как манипулировать родителями, играя ту роль, которую от них ждут. Они становятся послушными поверхностно, чтобы польстить взрослым или произвести на них впечатление. Честность же при этом страдает.
3. Не принижайте при похвале достоинства другого ребенка: «Твой рисунок в тысячу раз лучше, чем у Димы». Если малыш и будет соревноваться, то пусть он делает это только с самим собой, улучшая каждый раз свои результаты.
Как правильно поощрять ребенка.
1) Хвалите не самого ребенка, а его поступок. Если Вы хотите похвалить ребенка за убранные игрушки, не спешите говорить: «Какой ты молодец!», лучше скажите: «Комната после твоей уборки стала такой чистой. Так приятно теперь сюда заходить». Будьте уверены, он должным образом оценит ваши слова и постарается еще раз их заслужить.
2) Составляйте так свою похвалу, чтобы малыш сам мог сделать вывод о своих умениях.
3) Укажите ребенку на его собственные чувства при достижении результат. Вместо того чтобы хвалить ребенка или награждать за работу, научите его сосредотачиваться на том удовольствии, которое он получил от процесса выполнения. Когда вы видите, что малыш научился кататься на велосипеде, поддержите его: «Я вижу, тебе понравилось, что ты теперь ездишь сам на велосипеде» или «Я рада, что у тебя это получилось. Ты выглядишь очень довольным собой!» Ну а в качестве закрепления навыков можно организовать велосипедную прогулку в парке.
4) Не стоит хвалить за естественные вещи. Если малыш совершил что-то полезное, например, сам оделся, убрал за собой посуду, не выражайте восхищенными восклицаниями удивление его социальными навыками. Хвалебные фразы: «Ты у меня такая умница!», «Надо же, ты смог помыть посуду!» – заставляют ребенка усомниться, что вы верите в его силы. Он должен понимать, что сам способен на многие поступки, без дополнительной и зачастую неуместной похвалы.
5) Не поощрять материально. Важно, чтобы ребенок ощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний.
Как хвалить ребенка правильно? 3 стратегии похвалы по рекомендациям психологов
- “Какой ты умный!”
- “Какой находчивый!”
- “Ты самый лучший!»
Эти фразы – золотой стандарт родительской лексики, почерпнутые нами из советского и постсоветского бессознательного.
Так вот, подобного рода похвала разрушает психику ребенка. Удивлены? Объясняем.
Как правильно хвалить ребенка? Рекомендации психолога
Хвалить ребенка – значит закладывать ему фундамент уверенности в себе и своих силах, прививать чувство самоуважения. Разве может это принести какой-то вред?
В целом, как утверждают исследования, детей нужно хвалить , но правильная похвала – это если не искусство, то требующий знания навык.
Итак, как правильно хвалить ребенка? Вот три стратегии, основанные на научных исследованиях.
Хвалите процесс, а не личность
Исследователь Кэрол Двек обнаружил, что то, как родители хвалят ребенка , может повлиять на его способ мышления, методы решения проблем, упорство и академические успехи.
Двек выделил два конкретных мыслительных подхода: фиксация и рост.
Дети с фиксированным способом мышления
Такие малыши полагают, что такие качества, как интеллект, характер и творческие способности являются врожденными и неизменными.
Другими словами, независимо от того, сколько они изучат и сколько усилий приложат, они все равно остаются с тем раскладом, который получили при рождении.
Поскольку дети с фиксированным мышлением уверены, что их потенциал ограничен, они избегают задач, которые бросают вызов их способностям.
Дети с мышлением роста
Эти детки считают, что мозг является некой “мышцей”, которая может расти и развиваться вследствие труда. Они полагают, что то, с чем они рождаются, является сырьем, с которым можно работать, отправной точкой.
В результате они бросают вызовы, решают новые задачи, неустанно проверяют свои способности и преуспевают.
Любопытный эксперимент как хвалить детей
Двек и его коллеги продемонстрировали разницу в мышлении с помощью одного эксперимента, в котором 4-летним детям было предложено работать над головоломками.
Им дали право выбирать: работать над простой задачей, которую они уже решали в прошлом, либо попробовать совершенно новую, более сложную головоломку.
Те малыши, у кого сформировался фиксированный тип мышления , решили взяться за простые и привычные головоломки, подтвердив тем самым свои существующие способности.
Дети с мышлением роста решили , что предложенный выбор был изначально странным – почему кто-то предлагает решить загадку заново, вместо того, чтобы предложить что-то новое?
Их выбор – проверить себя, заняться более сложными головоломками. В целом такие дети больше стремятся к тому, чтобы стать умнее, а не демонстрировать, насколько они умны сейчас.
Как развивать мышление роста у ребенка через похвалу?
Похвала ребенку должна быть контекстуальной. То есть вместо того, чтобы хвалить личность (например, “ты воспитанный”), попробуйте хвалить процесс. У вас есть три варианта, как это сделать.
Например, “ты нашел отличный способ это сделать”.
- 2. Хвалите со спецификой
Например, “ты, кажется, действительно понимаешь квадратные уравнения”.
- 3. Хвалите усилия
Например, ”я вижу, что ты упорно тренировался”.
Будьте честными. Не говорите: «Отличная работа!», когда это не так
Фактически, к 12 годам дети уже успевают научиться отличать искреннюю похвалу от мнимой. В конце концов, они обычно уже отдают себе отчет в том, действительно ли их работа была отличной.
Исследования Мейера обнаружили: дети считают, что получение похвалы от учителя не является признаком преуспевания; скорее это утешительный знак, признак того, что учитель решил, будто им не хватает способностей и они нуждаются в дополнительной поддержке.
Ученый обнаружил закономерность: дети, которые отстают, утопают в похвале. Еще более интересно то, что многие подростки предпочитали слышать от учителя критику – ведь критикуют способных, подстегивая их к развитию.
Как правильно хвалить ребенка , который не преуспел
Будьте честными. Детей нужно хвалить заслуженно. Одна из самых больших ошибок, которую мы можем сделать как родители и учителя – это считать, будто дети слишком наивны, чтобы ощущать подковерные намерения мнимой похвалы.
Такую же ошибку допускают родители, когда откладывают разговоры о сексе когда-то на потом. Это все из-за незнания, как говорить с ребенком о сексе.
Вернемся к похвале. Вы можете думать, что поощряете ребенка, восхваляя плохую работу, но, как видите, дети могут воспринимать незаслуженную похвалу как признак неудачи.
Подождите, пока ребенок сделает что-то действительно хорошо – и тогда хвалите на здоровье.
Прекратите хвалить вообще. Да, серьезно
Впечатляющий объем исследований показывает, что похвала может быть совершенно демотивирующей.
Например, в исследованиях, проведенных американской психологом Мэри Бадд Роу, ученики колледжа, которых щедро хвалил учитель, начали проявлять тенденцию отвечать на вопросы условным тоном («ну… ответ – семь?»). И в целом проявляли больше лени и расслабленности.
В другом исследовании Роу, 8-9-летние дети, которых часто хвалили за щедрость, со временем начали становится менее щедрыми по отношению к другим детям.
Детей нужно хвалить в меру. Дело в том, что они развивают иммунитет к похвале. Для насыщения им каждый раз нужна всё большая доза ментальных поглаживаний.
Похвалой вы можете оборвать ту самую “морковку”, за которой бежит ваш ребенок, после чего он может потерять интерес к прежней деятельности.
Итак, если нужно отказаться от похвалы, что делать вместо этого?
Наблюдать и комментировать. Например, беспристрастно отметьте: «ты сам обулся!», или просто: «у тебя получилось!». Такие комментарии оценивают усилия и поощряют детей гордиться своими достижениями.
Если ваш ребенок рисует картинку, дайте ему обратную связь – а не суждение – о том, что вы видите: «эти облака такие большие!» или «как много небесно-синего цвета в этой картине!»
Хвалите детей с целью! Так рекомендуют психологи
Вам хочется, чтобы ваши дети чувствовали себя воодушевленными и мотивированными. Признавайте их победы, ведь вы искренне гордитесь ими!
Но не допускайте того, чтобы ваш малыш стал “наркоманом” фразы “молодец, отличная работа!”.
В следующий раз, когда вы увидите, что ваш ребенок справляется с очередной задачей, постарайтесь вникнуть в то, что он делает, хвалите процесс, делайте это честно и наблюдайте за развитием.
И вы всегда будете видеть счастливую улыбку, которую так любите!
Как правильно поощрять ребенка?
Родители каждого ребенка, желая воспитать его послушным, прибегают к различным методам: объяснениям, наказаниям, убеждениям и, конечно, поощрениям. Но для того чтобы достичь по-настоящему достойные результаты, необходимо знать, как правильно вознаграждать малыша. Можно ли перехвалить детей? Следует ли использовать деньги в качестве поощрения? Как и за какие поступки нужно хвалить ребенка?
Мы покупаем детям мороженое, если они послушны, шоколад, если они тихо себя ведут, иногда даже выдаем деньги, если они приносят из школы хорошие отметки. Мы называем их «хороший мальчик» или «хорошая девочка», если они делают то, что нас радует. Для современных и взыскательных родителей дисциплинарные методы воздействия – уже пережитки прошлого. Зачем использовать кнут, если под рукой есть пряник? Между тем, вознаграждение и похвала таят в себе много хитрых и подчас коварных моментов.
Когда поощрения могут навредить ребенку
Чтобы похвала и награда стимулировали развитие ребенка, убедитесь, что они не вредят вашим с ним отношениям.
- Награды заставляют детей искать одобрения. Вместо того чтобы получать удовольствие от процесса творчества или получения знаний, они стараются произвести впечатление на других людей. Слушая же восклицания обожающих его бабушек: «Умница! Самый умный ребенок на свете!» – ребенок рискует стать эгоистом.
- Когда детей подкупают вознаграждениями за «хорошее» поведение, то они скоро учатся понимать, как манипулировать родителями, играя ту роль, которую от них ждут. Они становятся послушными поверхностно, чтобы польстить взрослым или произвести на них впечатление. Честность же при этом страдает.
- Не принижайте при похвале достоинства другого ребенка: «Твой рисунок в тысячу раз лучше, чем у Димы». Если малыш и будет соревноваться, то пусть он делает это только с самим собой, улучшая каждый раз свои результаты.
Правила поощрения детей
Если вы хотите добиться действительно достойных результатов в воспитании своего малыша, следует знать, как правильно его поощрять.
- Хвалите не самого ребенка, а его поступки
После чрезмерных восхвалений у ребенка может появиться завышенная самооценка и высокое самомнение. Если вы хотите похвалить его за убранные игрушки, не спешите говорить: «Какой ты молодец!» Лучше скажите: «Комната после твоей уборки стала чистой. Так приятно теперь сюда заходить». Будьте уверены, он должным образом оценит ваши слова и постарается еще раз их заслужить.
Если ваша дочка принесла вам красивый рисунок, не говорите опрометчиво: «Ты настоящая художница и рисуешь лучше всех!» Девочка может расстроиться, если следующий рисунок не получит столь высокой оценки или выйдет не таким удачным. Обратите ее внимание на те моменты, которые вам особенно понравились: «Какое красивое дерево ты нарисовала. Оно совсем как живое. А сколько рядом с ним забавных зайчат!» Так вы не только проявляете неподдельный интерес к творческим способностям ребенка, но и избегаете оценки его личности.
Составляйте так свою похвалу, чтобы малыш сам мог сделать вывод о своих умениях. Если ваш сын помог перенести тяжелую коробку, можно вместо утверждения «какой же ты сильный у меня» сказать о том, как непросто было ее поднять. Ребенок самостоятельно сделает вывод: он сильный, мама и папа в нем нуждаются.
- Укажите ребенку на его собственные чувства при достижении результата
Вместо того чтобы хвалить ребенка или награждать за работу, научите его сосредотачиваться на том удовольствии, которое он получил от процесса выполнения. Дети рождаются с естественным интересом к творчеству и деятельности, а каждое новое достижение наполняет их восхищением и радостью. Именно эти эмоции подпитывают детскую настойчивость и стремление достичь цели. Когда вы видите, что малыш научился кататься на «железном коне», поддержите его: «Я вижу, тебе понравилось, что ты теперь ездишь сам на велосипеде» или «Я рада, что у тебя это получилось. Ты выглядишь очень довольным собой!» Ну а в качестве закрепления навыков можно организовать велосипедную прогулку в парке. Кстати, 10 лучших моделей трехколесных велосипедов-каталок для детей
- Не хвалите детей за естественные вещи
Психологи и педагоги не рекомендуют считать социальность маленького ребенка чем-то необычным. Если малыш совершил что-то полезное, например, сам оделся, убрал за собой посуду, не выражайте восхищенными восклицаниями удивление его социальными навыками. Хвалебные фразы: «Ты у меня такая умница!», «Надо же, ты смог помыть посуду!» – заставляют ребенка усомниться, что вы верите в его силы. Он должен понимать, что сам способен на многие поступки, без дополнительной и зачастую неуместной похвалы.
- Не поощряйте деньгами
Дети, которые получают деньги за вымытую посуду или вынесенный мусор, часто ориентированы лишь на внешний результат. Тарелки могут быть помыты некачественно, мешок с мусором выброшен рядом с домом – главное, родители должны выдать им оговоренную сумму. Гораздо важнее, чтобы ребенок ощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний.
Если вы хотите, чтобы старший дошкольник учился распоряжаться деньгами, не стоит платить за творческую деятельность или помощь по дому. Когда он станет школьником, то вы сможете давать карманные деньги на ежедневные расходы.
Что можно использовать для поощрения вместо денег
Если вам нравится сама система награды за правильное поведение, но вы не хотите, чтобы ребенок «зарабатывал» деньги, попробуйте подобрать любой удобный для вас аналог. Это могут быть пуговицы, яркие бусины или кофейные зерна. Затем нужно выработать вместе с малышом систему, согласно которой, например, уборка в комнате будет «стоить» два кофейных зерна. И обязательно заведите ему специальную баночку, в которой он будет прятать свои сокровища.
Помните, что поощрение обязательно должно быть разумным. Малыш должен суметь за неделю заработать на что-то крупное, иначе у него не будет стимула двигаться дальше. В качестве поощрения может выступать совместное посещение детского центра, поход в цирк или кинотеатр.
И все же у данного метода немало противников, которые считают, что таким образом ребенок может вырасти избалованным и будет слушаться родителей только тогда, когда получает вознаграждение.
При выборе формы поощрения ребенка всегда учитывайте его индивидуальность. Похвалу и награду нужно применять крайне осторожно, так как чрезмерное их использование может превратиться в прямую обязанность взрослых. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши благие намерения не стали причиной избалованности малыша.
Читаем также:
Как правильно поощрять детей. Советы психолога
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
7 советов, как правильно хвалить ребенка
Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.
Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.
Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу – как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:
- хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
- похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
- хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности
Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.
Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей – основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.
Как правильно хвалить ребенка:
- Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»
- Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
- Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
- Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
- Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
- Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
- Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.
И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».
Как правильно хвалить ребенка?
Консультируя родителей, я часто сталкиваюсь с таким мнением, что детей хвалить не нужно, а то они зазнаются. Такие мамы и папы считают, что лучше воспитывать ребенка в строгости.
Правда, большинство родителей, все-таки интуитивно понимают, что ребенка хвалить нужно. Я бы даже сказала хвалить ребенка необходимо! Однако не все взрослые знают, как нужно правильно хвалить детей.
На вопрос — «КАК хвалить ребенка?» — я дам развернутый ответ.
Но давайте все по порядку.
Нужно ли хвалить детей?
Нравится картинка? Поделитесь ее в соц.сетях!
Действительно, хвалить ребенка нужно хотя бы потому, что это помогает ему оценить, правильно ли он поступает или нет. Например, мама говорит: «Ай-ай-ай, так плохо делать!» — в то время как ребенок разбрасывает свои игрушки.
И тогда малыш понимает, что так делать некрасиво. Но как тогда надо поступать? Это же мы тоже должны показать ребенку.
В данном случае, когда он убирает свои игрушки, мы его активно хвалим: «Ой, какой молодец. Какой помощник!». Таким образом поощряя его убирать.
У нас есть похвала и порицание, кнут и пряник, которые помогают ребенку ориентироваться в нормах жизни в обществе.
Какое поведение в данном обществе приемлемо, а какое не допускается? Что такое хорошо, что такое плохо? С помощью одобрения родители показывают это своему малышу.
Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео «Обидчивость у детей. Что делать?»
От того как ребенка хвалят также зависит его самооценка.
Ребенок, благодаря похвале, понимает: «Да, я — молодец!», «Да, я — хороший!». Этим мы формируем положительную самооценку. Так он может почувствовать себя значимым, довольным собой.
А если ребенка все время ругают, критикуют, то что он думает о себе? Он думает, что он плохой, что он неудачник и т.д. Зачем ему стремиться к чему-то, если ничего хорошего все равно не получится? А при помощи похвалы мы мотивируем ребенка на достижение новых результатов, на преодоление трудностей.
Чувствуете, что теряете контакт с ребенком? Он закрывается от вас? Не верит в свои силы?
Исцелите его своей любовью: http://detologiya.ru/parents-love/
Итак, отвечая на вопрос «нужно ли хвалить ребенка?», психологи и педагоги сходятся в едином мнении:
Хвалить детей нужно!
Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео: «Можно ли перехвалить ребенка?»
Теперь давайте разберемся, как лучше это делать, как правильно хвалить ребенка. Начну с того, что…
Поясню. Например, маленького ребенка мы активно хвалим, когда он сходил на горшок. А хвалить ребенка 5-6 лет за то, что он сходил в туалет – это, согласитесь, как минимум странно, если, конечно, у него не было горшечных проблем ранее.
Похвала должна быть настолько активной и эмоциональной, насколько важно освоение ребенком того или иного навыка. Хвалите за реальные его достижения.
Имеют значение не только слова, но и интонация, мимика, жесты, т.е. эмоции, которые вы вкладываете в свою похвалу. Одна и та же фраза может звучать совсем по-разному и, соответственно, по-разному ценится ребенком.
«Отлично» — сказала мама, взглянув на рисунок ребенка, и продолжила готовить. Похвала? Да. Мама одобрила действия малыша, но без какой-то сильной оценки. Другая ситуация — ребенок оделся сам. «Ух ты! Отлично! Ты справился!» — сказала мама и крепко обняла малыша. Такую похвалу ребенок захочет получить еще раз.
Вы наверняка уже слышали, что, по способу овладения новой информацией, все люди делятся на три группы — аудиалы, визуалы, и кинестетики: людям из первой группы важно услышать, второй группе — увидеть, а третьей — потрогать, пощупать»
Поэтому, когда будете хвалить ребенка, не забывайте использовать не только слова, но и объятия, поцелуи, улыбку. Ведь малышу так важно не только услышать, что он молодец, но и увидеть вашу радость и гордость за него, увидеть ваши счастливые глаза.
Если вы хотите закрепить какое-то поведение у ребенка или помочь ему освоить какой-то новый навык, то хвалите эмоционально сильно!
Развернутая похвала.
Думаю, многие слышал или читали, что можно и нужно хвалить развернуто. Можно сказать не просто «Умница!», а «Умница. Ты так красиво нарисовал ! Ты так старался!»
Такая похвала будет ребенку более понятна, чем просто «молодец». Ребенок всегда должен понимать, за что именно его хвалят. И это будет цениться им гораздо сильнее.
Но! Похвала не должна быть постоянно развернутой и за любые действия. Если хвалить так ребенка очень часто — не только за значимые поступки, но и за обыденные действия, то и на такую похвалу ребенок вскоре перестанет обращать внимание.
Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!
Давайте разберем на примере. Нужно ли хвалить детей за домашнюю работу? А если он не выполнил ее правильно? Если ребенок сидит корпит над домашним заданием, то уже за это его нужно хвалить. Хвалить нужно не только за результат, но и за старания вашего малыша, за усилия, которые он прикладывает. Если, конечно, вы видите, что он пытается разобраться с заданием, а не сидит и ворон считает.
В нашей жизни не всегда получается достигать во всем высших результатов, не всегда получается быть отличником. Если хвалить только за пятерки — за результат, а не за сам процесс, — то часто дети бросают занятия, в которых не могут быстро добиться успехов.
Бывает так, , что ребенку нужно приложить немало усилий, чтобы достигнуть чего-то. А если эти усилия ничем не подкрепляются? Тогда ребенок быстро сдается.
А вот как хвалить ребенка, какими именно словами?
Какое поощрение ребенка в семье стоит применять?
Говоря о поощрении, у любого человека возникают ассоциации с чем-то особенно хорошим. Однако не все точно знают, как правильно организовать поощрение и стоит ли вообще это делать. Психологи единогласно утверждают, что данный метод очень эффективен и находит отклик среди детей, равнодушных к другим способам воспитания. Главное – научиться правильно и своевременно использовать поощрения.
Поощрение ребенка в семье: виды, поводы
Дети радуют вас своими успехами в школе и хорошим поведением? Это несомненно подходящий повод для похвалы. Делать это не обязательно только после достижения конечного результата. Хорошо, если родители поддерживают свое чадо на протяжении всего пути к успеху, мотивируя его и подчеркивая трудолюбие, целеустремленность и желание сделать что-то хорошее.
Поощрение ребенка дома требуется не только особо успешным детям. Если ребенку приходится сделать немало ошибок, чтобы чего-то достичь, ему тоже нужна своевременная похвала. Но зачастую родители почему-то чаще ругают их, чем поддерживают. Поощрения можно разделить на две категории: словесные похвалы и подарки.
В каждой семье есть виды поощрений, которые наиболее действенны. Среди них обычно встречаются:
- совместная прогулка;
- чаепитие;
- подвижные игры;
- поход в парк, цирк, театр и т.д.;
- чтение книги, совместное рисование, лепка и пр.;
- семейный просмотр телевизора.
Последний пункт лучше использовать именно в качестве совместного времяпровождения. Многие родители используют мультфильмы и видеоигры для поощрения, но это в корне неверно. Такой метод формирует у ребенка понимание, что просмотр телевизора и игры на планшете или компьютере – нечто очень хорошее, способное даже быть наградой. Психологи советуют формировать в семье мнение, что телевизор и гаджеты – вещи обыденные.
То же можно сказать о десертах и других вредных вкусностях. Используя их в качестве поощрения, дети начинают ассоциировать сладкую еду с чем-то благоприятным. Отсюда проблемы со здоровьем (в том числе, лишний вес) в будущем. В стрессовых ситуациях человек начинает «заедать» свое состояние.
Популярна система меток. К примеру, можно повесить на стену чистый бумажный лист и рисовать на нем солнышко или улыбающийся смайлик каждый раз, когда нужно похвалить ребенка. Объясните малышу, что он может обменять, к примеру, 20 смайликов на желанную машинку. Или, как только накопится 15 солнышек, вы вместе пойдете в гости. Родители перешагнувших трехлетний рубеж малышей в восторге от этого метода, ведь он позволяет мирно договориться со взбунтовавшимся капризулей. Однако, именно трех лет ждать не стоит. Лучше как можно раньше начать внедрение системы меток в привычный порядок дня.
По мере взросления дети становятся более упрямы, и система наказаний быстро перестает действовать. Ребенок адаптируется к любой обстановке, и даже под угрозой возмездия может продолжать проказничать. Поощрения же позволяют сделать воспитательный процесс приятными как для маленьких сорванцов, так и для взрослых. Малыши воспринимают эту систему как увлекательную игру, и поэтому с радостью сотрудничают с родителями.
Если поощрений слишком много, ребенок перестает стремиться их получить. Пропадает «азарт» сделать что-то хорошее. Поэтому, взаимодействие с детьми должно быть внимательным, не без грамотных замечаний. К примеру, перед тем, как похвалить сына или дочь, попросите его рассказать, как он выполнил то или иное дело. Перехваленные дети остро воспринимают замечания посторонних людей, ведь дома они не привыкли выслушивать критику. Внешний мир гораздо более бесцеремонен и жесток, малышу будет сложно адаптироваться в нем после беспрерывной атмосферы мягкой доброжелательности. Даже самое невинное замечание со стороны воспитателя в детском саду может быть воспринято ребенком как трагедия.
Также существует материальное поощрение ребенка. Все о том, нужно ли поощрять чадо таким образом, расскажет видео:
Поощрение ребенка учителем за хорошую учебу
Работникам образовательных организаций тоже можно использовать метод поощрения. Это мотивирует учеников, стимулирует их относиться к учебе более ответственно.
Есть несколько вещей, заслуживающих поощрения учителем.
- Хорошие оценки.
- Призовые места в различных предметных олимпиадах.
- Успехи в спорте.
- Достижения в любой сфере, связанной со школой.
Для поощрения, помимо стандартных слов «Умница», «Молодец», «Правильно», «Верно» и «Супер» педагоги активно используют несколько методов.
- Вручение благодарственного письма ученику или родителям.
- Вручение почетной грамоты.
- Подарок.
- Золотая или серебряная медаль.
Сейчас почти каждое учебное заведение имеет свой сайт. Некоторые педагоги для поощрения размещают на таких порталах информацию о достижениях своих учеников. Впрочем, не только учителя могут выделять успехи подопечных. Директор и члены педсовета тоже могут поощрять особо старательных школьников.
Одно из главных правил – осуществлять поощрение систематически. Учителю следует объяснить, за что он хвалит ученика. При этом, педагог не должен иметь личной заинтересованности в успехах конкретного ребенка. Учащийся должен понимать, что его достижения – результат его же упорных стараний (а не действий учителя) и получать эмоциональное удовлетворение от своих побед. Поощрения не должны отвлекать от работы. Их предназначение – стимулировать детей на более продуктивную деятельность.
Поощрение ребенка за хорошее поведение: полезное видео
Советы психолога о том, как правильно поощрять ребенка:
Как правильно хвалить ребенка
Основным правилом в воспитании ребенка, является два элемента, это умение, когда нужно похвалить, а иногда и поругать. Так родители могут сформировать личность ребенка. Детям очень важна реакция родителей на тот или иной поступок со стороны ребенка. Будучи еще в маленьком возрасте малыш способен творить как плохие дела, так и наоборот, те вещи, которые заставляли бы родителей им гордиться, поэтому очень важно уметь правильно реагировать на все, что он делает. Если он творит нехорошие вещи нужно научиться их отсекать, а за хорошие обязательно хвалить, так он будет понимать разницу.
Малыши еще ничего не смыслят, их мировоззрение только начинает строиться, и именно то как ведут себя родители помогает им определиться, что правильно, что плохо, а что и вовсе не имеет значения.
Всегда ли полезно хвалить ребенка
Как бы ни было это странно, но хвалить ребенка всегда трудней, нежели наказывать. Хвальба — трудное и многообразное средство в воспитании. Она сможет и помочь ребенку, с помощью хвальбы могут развиваться лучшие черты малыша, так и, наоборот, может принести вред, выявит негатив и стать провокатором конфликтности ребенка.
Необходимо не только хвалить ребенка за какие ни будь правильные поступки, но и просто так говорить ему какой он умный, проявлять ласку и родительскую заботу, и нежность. Похвала просто так, без повода нужна не меньше, чем аргументированная.
Как не стоит хвалить
- Не стоит хвалить ребенка за то, что ему просто далось, за то, что уже дало ему природа. Это похвала не за его труд, и даже не попытку, никак не помогает, скорее даже может быть вредна.
- Хвалить ребенка постоянно, без видимой на то причины, или же просто очень часто за одно и тоже, не стоит, так ка ребенок может быстро привыкнуть и постоянно будет ждать, когда его похвалят, это может привести к нарушению психического состояния и постоянной обиды по пустякам. Прекращение хвальбы может вызвать состояние дискомфорта, после чего возникает зависть, ревностное отношение к чужим победам, ребенок в будущем вполне возможно может стать эгоистом.
- Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка, если что-то получается у него легко, а кому-то, чтобы сделать тоже самое приходится потрудиться. Наказывая одного и в тоже время хваля другого, ставя его в пример первому, их как бы противопоставляют друг другу. Этот факт является как бы несправедливым оцениваем усилий, что может повлиять на психическое состояние ребенка. А еще это уменьшает желание ребенка что-либо делать.
- Противопоставляя детей друг другу, родители думают, что делают правильно, но это просто не может заставить ребенка брать пример с другого, которого к тому же не справедливо хвалят. Эта ситуация может спровоцировать соперничество, а оно в свою очередь ни к чему хорошему не приводит, а всего лишь проявляет черты эгоизма.
- Очень важно, хвалить за определенный поступок, то что он хорошо сделал, чего смог добиться, а не просто так за то, что сделал в целом. Такое поведение может привести к тому, что у ребенка зависится самооценка, появиться огромное самомнение. Если в будущем ребенок поймет, что он не настолько ценен, как полагал это может вызвать невроз.
В общем, частая хвальба родителей, формирует в ребенке такие черты характера, которые будут требовать постоянного восторга, восхищения его личностью. Психологи полагают, что на то как ребенок сам способен оценить себя в будущем, влияют два обстоятельства, то, что родители говорят своим детям и то, что ребенок сам заключает, на основании всех наших слов.
Хвалим правильно
- Хвалить надо с искренностью, с полной серьезностью, не использовать насмешек и говорить четко, понятными для ребенка словами.
- Хвалить за то, чего он действительно заслужил, за то, что он сумел сделать приложив при этом усилия.
- Ни в коем случае никогда и ни с кем не сравнивать успехи своего ребенка.
- Не перебарщивать с хвальбой, ее не должно быть очень много. Но и совсем не хвалить нельзя, может развиться комплекс неполноценности.
Важно помнить, что это для вас сложить вещи, выбросить мусор — это очень легко, а для ребенка это настоящее достижение, он заслуживает похвалы даже за небольшие достижения, но все нужно делать в меру, не перебарщивать.
Главное, никогда не забывайте, что хвалить своего ребенка очень важно. Именно благодаря оценкам поступков вашего ребенка, должна формироваться его дальнейшая оценка личности. Такой способ хвальбы по мнению профессионалов является наиболее правильным. Допустим, если ребенок научился правильно застегивать пуговки, одевать шапку, завязывать на кроссовках шнурки, обязательно похвалите его, за то, что он старался, был настойчив, а в конце обязательно скажите ему какой он умничка. Такое отношение позволит идти ребенку правильным путем, разбираться в том какие поступки хорошие, а какие делать не стоит.
Если все делать правильно, то ребенок обязательно вырастет человеком самостоятельным, уверенным в себе и способным радоваться жизни, даже по мелочам. Главное – это найти правильный подход к его воспитанию.
Как поощрять хорошее поведение ребенка? Советы родителям
Этот вопрос волнует многих родителей, которые не хотят вырастить эгоистов и вымогателей. Но беда в том, что «просто так» дети их не слушаются.
Попробуем разобраться
Спросим: когда человек нуждается в положительном подкреплении? Вам, например, нужен приз за чистку зубов? Нет? А почему?
Вы скажете: «Потому что мы понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес».
Да, но в детстве мы не были такими сознательными. Кое-кто наверняка увиливал от чистки зубов. С возрастом уровень сознательности повышается, но не у всех и не во всем. Многие ли готовы «просто так» участвовать в субботнике, в работе школьных родительских комитетов, в деятельности общественных организаций? Как показывает опыт, таких людей немного.
Значит, положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во‑первых, при отсутствии более высокой мотивации (а у ребенка она еще не сформирована в силу возраста.) И во‑вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.
Спасают суррогаты
«А если ребенок будет просить награду за каждый чих?» – волнуются взрослые.
Страдая от ревности, чувствуя раздражение или отстраненность родителей, дети подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками…
Кроме того, поощрения не обязательно должны быть материальными. Совместная игра, лишняя сказка на ночь, разрешение чуть подольше не ложиться спать или пригласить в гости приятеля – все это может служить наградой. Если же начнется торговля, прекратить ее просто. Скажите: «Хорошо, но тогда ты мне будешь давать призы в виде игрушек за все, что я для тебя делаю. Начнем прямо сейчас. Ты ведь собрался завтракать, не так ли?» Действует отрезвляюще.
Сравнения не уместны
«А почему нас не поощряли, но мы все равно старались?» – возмущаются взрослые. И тут же сами отвечают на свой вопрос: «Носишься с ними, как с писаной торбой, – и все без толку…»
Конечно, многие проблемы с нынешними детьми возникают от элементарной избалованности. Хотя и двадцать, и сорок, и сто лет назад без поощрений все равно не обходилось. Просто неизбалованному ребенку меньше нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.
Безусловно, надо учить детей бескорыстию, учить настоящей любви, которая отдает себя, ничего не требуя взамен. Но, как в любой учебе, учитель должен владеть предметом гораздо лучше учеников и быть методически грамотным. Будь он хоть доктором наук, но, если начнет преподавать первоклашкам, как студентам вуза, толку не жди.
Почему же, когда речь идет об обучении математике, мы понимаем эти нехитрые истины, а когда речь идет о воспитании – забываем? Поощрения и похвала для детей – аналог наглядных пособий, без которых немыслима учеба в школе. Мы ведь не заявляем, что дети должны учиться «и так», раз взрослые учатся без картинок!
Стимул для «трудных»
Советую учесть вот еще что: нервных детей по сравнению с предыдущими поколениями стало заметно больше. А расстройство психического здоровья практически всегда отражается на поведении. Именно соблюдение тех или иных поведенческих норм зачастую представляет главную трудность для «проблемных» детей.
И если мы хотим их этим нормам научить, то должны действовать так же, как действуют умные учителя, имея дело с учениками, которые, мягко говоря, не блещут способностями. С одной стороны – им облегчают задачу, а с другой – стараются заинтересовать, подбадривают, стимулируют.
«А как поощрять? – часто спрашивают родители. – Ему ничего не нужно. Лишишь мультика – в ответ: «Ну и ладно!»
Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не к тому апеллируют.
Для демонстративных детей главный стимул – общение и публичное признание их заслуг. Подкреплять хорошее поведение демонстративного ребенка нужно совместными играми, прогулками, лаской, разговорами, похвалой.
Приглядитесь к детям: что они любят, ценят, просят. Многие взрослые спешат дать ребенку по максимуму, даже не дожидаясь его просьб.
А потом недоумевают: столько ему всего сделали, а он еще больше распоясался. Но, если человека, не успевшего проголодаться, закармливать, толку не будет.
Как правильно поощрять ребенка? Три золотых правила похвалы.
Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Между тем, похвала, которая бывает «полезной» и «вредной» — таит в себе массу коварных и хитрых моментов. Это своего рода искусство… искусство воспитания. И овладеть этим искусством поможет ряд несложных правил, усвоив которые, родители смогут избежать многих ошибок.
Во-первых, не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение ребенка. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый» — пытается опровергнуть похвалу своим поведением. Дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру.
А как же сделать похвалу искренней, уместной, правильно понятой? Первое золотое правило — похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность! Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?». Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта. Скорее всего ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.
Но возможен и вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним — будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
Итак, если вы хотите похвалить ребенка, допустим, за убранную комнату. Не спешите восклицать «ты мой помощник, какой молодец!». Просто скажите, спокойно улыбнувшись: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное. А если, допустим, хотите похвалить за красивый рисунок, не торопитесь с выводами — «ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроится, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!». Тем самым вы проявите живой интерес к творчеству малыша, но избежите «вредоносной» оценки личности ребенка.
Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы — «значит я сильный, я нужен!». Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо слов «ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».
Второе золотое правило — не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла Жан Ледлофф в книге «Принцип преемственности…»: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов… ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: „Ах, какая ты умница!“, „Смотри, что Петенька смастерил, да еще сам!“ — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?
Третье золотое правило — не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Другими словами, не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяется характер поведения — из «творческого делания» превратится в «зарабатывание денег».
Теперь, овладев искусством похвалы, не забывайте о том, ЧТО для ребенка по-настоящему важно. Ведь, кроме словесного поощрения, существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение — словом, все то, на чем строится настоящий язык любви и доверия…