Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Наиболее сложной частью работы по профилактике насилия в семье является работа с родителями. Насилие в отношении несовершеннолетних зачастую носит скрытый характер и обнаруживается лишь тогда, когда ребенок уже имеет серьезные физические или психические травмы.
До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и тем более предупредить проявления жестокости в отношении своих собственных детей.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокое обращение

Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении – от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 6 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; беспокойство, нарушение сна; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.

Младший школьный возраст : стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;утомленный вид; агрессивность.

Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; разговоры о желании бросить школу; криминальное или антиобщественное поведение.

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

(советы для родителей)

Внимательно слушайте ребенка, дайте понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы, и познакомтесь с друзьями ребенка и их семьями.

Проверяйте всех взрослых, окружающих ребенка: нянек, воспитателей, убидитесь в их профессионализме и квалификации.

Объясните ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений.

Как поступить в случае подозрений на жестокое обращение с ребенком

(советы для специалистов)

Поговорить с родителями и сообщить директору школы или детского сада.

Обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

Обратиться в Отдел опеки и попечительства администрации Березовского района.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ?

Как бы нам ни хотелось думать иначе, но жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

Воспитание детей – процесс длительный, мгновенных результатов ждать не приходится. Если ребенок не оправдывает ваших ожиданий, не «кипятитесь». Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.Если появилось желание «встряхнуть» или ударить ребёнка, постарайтесь выполнить следующие действия:

  • выйти из комнаты и позвонить приятелю;
  • включить какую-нибудь успокаивающую музыку;
  • сделать 10 глубоких вдохов и успокоиться;
  • пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения;
  • принять контрастный душ;
  • сесть, закрыть глаза и представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

Чтобы предотвратить проявления жестокого обращения с детьми со стороны чужих людей, рекомендуем воспользоваться следующими советами.

Для начала установите доверительные отношения с ребенком, как можно чаще разговаривайте с ним на различные темы, внимательно выслушивайте его, дайте ему понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы.

Познакомьтесь с друзьями ребенка, узнайте, в каких семьях они воспитываются.

Объясняйте ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений.

Проверяйте всех взрослых, окружающих ребенка: нянь, воспитателей, учителей – убедитесь в их профессионализме и квалификации.

Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ребенку и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

Уважаемые родители, помните, что дети – самая незащищенная, уязвимая социальная группа,воспитывайте детей без обид и унижений!

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь!

Консультация «Жестокое обращение с детьми»

Любовь Храмова
Консультация «Жестокое обращение с детьми»

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми, к сожалению, в современном мире — это вполне «нормальное» явление. Зачастую такое поведение просто скрывается. Подобного рода поведение наказывается. Статья 156 УК РФ предусматривает огромный штраф за жестокое обращение и уголовную ответственность, вплоть до лишения родительских прав. Давайте же сегодня затронем данную тему со стороны законодательной и психологической.

Итак, что же говорит закон о нашей сегодняшней теме? Статья 156 УК РФ гласит, что забота о несовершеннолетних детях и подопечных целиком и полностью лежит на плечах родителей/опекунов. При всем этом, необходимо обеспечивать правильное развитие деток и позволять им находиться в спокойной, уравновешенной атмосфере. Ненадлежащий уход карается законом. Как правило, могут выписать огромный штраф с исправительными работами, но в некоторых случаях может последовать лишение родительских прав и уголовная отвественность.

Если родителей у ребенка нет, то все обязанности переходят к бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам или же опекунам. Кроме того, родители и опекуны должны не только заботиться о своих несовершеннолетних детях, но и защищать их права и интересы. К сожалению, в современном мире складывается несколько иная ситуация. Давайте посмотрим, что творится в мире на самом деле.

Жестокое обращение с детьми — это одна из главных проблем современного общества и родителей разных возрастов. По сути, ее быть не должно. Взрослые люди самостоятельно решают завести ребенка — это важный шаг. Следует понимать, что вся ответственность за воспитание и поступки малыша будет лежать на плечах родителей. А в случаях невыполнения своих обязанностей может последовать лишение родительских прав.

Вроде бы, все хорошо — решили, что сможете со всем справиться. Но вот рождается ребенок. И тогда приходит осознание того, что не все так гладко, как кажется. У малыша есть свои потребности, но с самого рождения он не может их выразить словами. Вместо этого он плачет. Отсюда приходит раздражение, которое потом перерастает в жестокое обращение родителей с детьми. Такое поведение ломает жизнь ребенку и растит из него ущербную личность. Тем не менее, стоит понимать, что же такое «жестокость с детьми». Она бывает нескольких видов.

Жестокое обращение с детьми может быть моральным. Оно, как правило, не влечет за собой никаких внешних и видимых побоев. Родители не кричат на несовершеннолетнего, не бьют его. Тем не менее, уход осуществляется ненадлежащим образом. Проявляется в отсутствии соответствующего возрасту жилья, одежды, еды, внимания, заботы, медицинских услуг и так далее. Например, в семье довольно часто выявляются «несчастные случаи». Кроме того, задержка психического развития и неряшливая одежда — это тоже сигнал к тому, что в семье может осуществляться жестокое обращение с детьми.

Выявление моральной жестокости — дело довольно трудное. Здесь необходимо тщательно присматриваться к детям и их поведению. Можно отметить гиперактивность, инфантилизм, сосание пальцев, раскачивание на стуле, неразборчивое дружелюбие или наоборот, нежелание общаться, замкнутость, постоянный поиск внимания или попытки «показать себя», жестокость к животным, принятие на себя роли взрослого человека. Правда, моральное насилие выявляется крайне редко. Да и встречается оно тоже реже, чем любой другой вид ненадлежащего ухода за несовершеннолетними.

Жестокое обращение с детьми, как правило, в открытую выявляется именно с проявлением физического насилия. Такой вид довольно трудно скрыть, так как при медицинском осмотре выявляются травмы, синяки, ссадины и прочие внешние повреждения. Это — наиболее распространенное явление, которое способна загубить жизнь ребенку и буквально «вогнать его в гроб».

Физическим насилием можно назвать любое нанесение физических побоев ребенку. Сюда можно отнести драки, удары, пощечины, шлепки, оплеухи. Это — самые «мягкие» проявления плохого отношения к подопечным. Как правило, на этом проблема жестокого обращения с детьми не заканчивается.

Иногда можно отметить у детей и тяжелые повреждения, вплоть до сотрясений и серьезных переломов. Очень часто родители пытаются «списать» это на несчастный случай. Тем не менее, если в семье подобные «случаи» происходят уже не в первый раз, стоит обратить внимание на поведение ребенка и семейку в целом.

Очень часто проявлением физического насилия является и сексуальное насилие. Оно может проявляться как к подросткам любого пола, так и к совсем маленьким детям. Как правило, выявление жестокого обращения с детьми в данном случае будет сильно затруднено. Малыши будут бояться, а то и вовсе не понимать, что происходит, а подростки, как правило, этого стыдятся. О физическом и сексуальном насилии в отношении ребенка обычно знают оба родителя. Один — совершает, а другой просто молчит. Так что придется изрядно поработать, чтобы докопаться до истины.

Эмоции и воспитание

Среди всех видов насилия второе место по жестокости занимает эмоциональное насилие. Жестокое обращение с детьми в эмоциональном плане — это вечная проблема, которую невозможно решить, и предотвратить довольно трудно.

Дело в том, что всем с самого рождения приписывают те или иные стереотипы. Всем детям говорят, что родителей необходимо всегда слушаться и выполнять то, что они говорят. Да, действительно, слушать их нужно, только если при этом не происходит ущемление прав и интересов самого ребенка. В противном случае личность не сможет правильно развиться и вырасти здоровой.

Из-за этих самых стереотипов родители начинают чувствовать власть над своим ребенком. Тут и появляется эмоциональное насилие. Оно проявляется в «заставлении» ребенка делать то, что он категорически не хочет, унижении, угроз в адрес несовершеннолетнего, выдвижение к ребенку завышенных требований, ограничение в общении, требования жить «по правилам родителей» и так далее. Очень часто эмоциональное насилие проявляется в тот период, когда ребенок вступает в переходный возраст. Здесь он уже начинает четко понимать, где его интересы задеты, начиная отстаивать свои права (причем вполне законно и обоснованно, а родители «подминают» его под себя.

Если ребенок вовремя не дает отпор, то насилие будет продолжаться вечно. А в случаях, когда подросток сумеет постоять за себя, общество, в большинстве своем, начинает «гнобить» ребенка. Получается замкнутый круг, из которого можно выбраться только тогда, когда человек наберется силы воли, чтобы противостоять современному обществу.

Для того чтобы могла реализоваться защита детей от жестокого обращения, необходимо сначала выявить подобное поведение. Как уже говорилось, сделать это довольно трудно. Существует некая «группа риска», к которой необходимо присматриваться.

Жестокому обращению могут быть подвержены дети, где хотя бы один из родителей употребляет алкоголь и вообще имеет вредные привычки. Не обязательно, чтобы он «напивался в стельку». Может быть, даже выпив, человек остается вполне адекватным. Тем не менее, присматриваться к таким семьям необходимо.

Также жестокое обращение с детьми довольно часто появляется там, где хотя бы один из родителей (или близких родственников) подвержен постоянным депрессиям и перепадам настроения. Не стоит путать это с женскими гормональными сбоями. Здесь речь идет о более серьезных «скачках».

Очень частный признак, по которому можно выявить жестокое обращение — это патриархальный уклад семьи и контролирующий стиль воспитания. Как раз-таки данный уклад — это и есть жестокость с детьми, так как подавлять волю своего ребенка — это непозволительно. Каждый на законных основаниях имеет право на свои интересы и их отстаивание. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Кроме того, следует обратить внимание и на те семьи, где дети родились инвалидами, с наследственными или генетическими заболеваниями, а также если известно, что малыши были нежеланными. Это тоже довольно часто становится следствием жестокости в адрес несовершеннолетнего.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат.

«Жестокое обращение с детьми». Консультация для родителей Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей: «Жестокое обращение с детьми» Как бы печально это не звучало, но в наше время все чаще стало звучать понятие.

Публикация на тему: “Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?”

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный опыт, но и отрицательный.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь. Жестокое обращение – это зло, с которым ребенок может столкнуться не только в окружающем мире, но и в родной семье.

Выделяют основные типы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, различные телесные повреждения, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, пощечины и т.д.

Эмоциональное оскорбление – высказывания или действия, которые заставляют ребенка думать, что он нежеланный и никчемный. Взрослые могут кричать, угрожать, игнорировать ребенка.

Сексуальное насилие – любой сексуальный контакт между взрослым и ребенком.

Пренебрежение ребенком – оставление ребенка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, воспитании, образовании, медпомощи.

Наблюдая за поведением ребенка можно предположить о наличие жестокого обращения со стороны взрослых.

В возрасте от 1,5 до 3 лет ребенок – это боязнь взрослых, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

В возрасте от 3 до 6 лет – беспокойство, нарушение сна, болезненное отношение к замечаниям, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), воровство, жестокость по отношения к животным или другим детям.

В младшем школьном возрасте – это стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой, утомленный вид, отставание в физическом развитии.

В подростковом возрасте – побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частая заболеваемость.

Чтобы предотвратить жестокое обращение с ребенком необходимо внимательно его слушать. Дайте ему понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы, познакомьтесь с друзьями ребенка и их семьями. Убедитесь в профессионализме и квалификации взрослых, которые окружают вашего ребенка вне дома.

МБДОУ “Детский сад “Непоседы” официальный сайт

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

Дети — наиболее ранимые члены нашего общества, чьи права и свободы грубо нарушаются. Невинные, наивные, растущие и учащиеся, они зависят от взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. Но в действительности многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи или социального окружения.

Одни формы плохого обращения с ребёнком являются открытыми, а другие более скрытыми и изощрёнными, последствия которых проявляются спустя долгое время.

Типы жестокого обращения с детьми

  • Детская заброшенность.

Заброшенность является самой распространённой формой плохого обращения с детьми – 49%. Этот вид неправильного влияния на развитие ребёнка можно определить как недостаток обеспечения ухода за детьми, является результатом скорее отсутствия действий, чем их совершение, поэтому его трудно выявить, результат заброшенности – увечья, случайные смерти ит.д.

Заброшенность – это пренебрежение нуждами ребёнка, отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

  • Физическое насилие.

Нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, пощечины.

  • Эмоциональная жестокость.

Эмоциональное оскорбление — высказывания или действия ,которые заставляют ребенка думать, что он нежеланный, никчемный. Взрослые могут кричать, угрожать, игнорировать ребенка, унижать словом.

  • Сексуальная жестокость.

Сексуальное насилие — любой сексуальный контакт между взрослым и ребенком или между старшим ребенком и младшим, а также демонстрация несовершеннолетним снимков и фильмов порнографического содержания.

  • Пренебрежение ребенком.

Оставление ребенка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, еде, одежде, жилье, образовании, воспитании.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокое обращение с ним

Возраст 1,5 — 3 года

Боязнь взрослых, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до полной безучастности.

Возраст 3- 6 лет

Беспокойство, нарушения сна, болезненное отношение к замечаниям, чрезмерная уступчивость, чрезмерная взрослость (копирование взрослого поведения), жестокость к животным.

Младший школьный возраст

Стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомленный вид, отставание в физическом развитии.

Подростковый возраст

Побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частая вялотекущая заболеваемость.

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

(советы для родителей)

  1. Внимательно выслушивайте ребенка, дайте ему понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы. Познакомьтесь с друзьями ребенка, узнайте, в каких семьях они воспитываются.
  2. Проверяйте всех взрослых окружающих ребенка: нянь, воспитателей и пр. Убедитесь в их профессионализме и квалификации.
  3. Объясните ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений.

Как поступить в случае подозрений на жестокое обращение с ребенком

(советы для специалистов)

  1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
  2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими, сообщить директору школы/ заведующему детским садом.
  3. Обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав вашего города или поселка.
  4. Обратиться в отдел опеки и попечительства.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа

ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, д. 9

8 (34922) 3-17-98, 3-27-52

Уполномоченный по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе

ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, д.72

8(34922)3-00-26

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей

8-800-2000-122

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа

ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, д. 9

8 (34922) 3-17-98, 3-27-52

Уполномоченный по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе

ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, д.72

8(34922)3-00-26

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Советы классному руководителю при подготовке к родительскому собранию. Тема: “Жестокое обращене с детьми”

Маленький человек приходит в этот мир, еще не зная, что ожидает его здесь. До восемнадцати лет, по закону, он будет называться «ребенком», нуждающимся в повышенной социально-правовой защите. Будут ли соблюдаться здесь его права, предоставленные ребёнку международным и национальным законодательством? Какие люди встретятся ему и какую роль сыграют они в его судьбе? С кем ему придется общаться, пока он считается ребенком? На чью защиту он сможет рассчитывать в случае, если вокруг него окажутся люди, которые будут обращаться с ним грубо, цинично, жестоко? К кому уткнуться в колени и выплакать свою боль? А может быть, плакать уже поздно, поскольку сердце ожесточилось и осталось только желание мстить?

Что попадает под понятие «жесткое обращение с детьми».

Какая мера ответственности может быть?

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы. Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие – действия (бездействие со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения. Психологическое (эмоциональное) насилие – это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Пренебрежение основными потребностями ребенка – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки жестокого обращения с детьми

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы: следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»; запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.); отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды. Пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»; систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Часто беседуя по данной проблеме с родителями, они искренне недоумевают: я же нечего такого не делаю, просто живу, как всегда и воспитываю своего ребенка, как могу и как умею. Но «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка, родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания. К тому же «мягкие» наказания, например,» шлепки. Особенно когда они входят в повседневно практику перестают корректировать поведение детей, что приводит к необходимости увеличивать силу физических воздействий.
В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто ребенок мишень. Его считают «особенным», отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д. он становится объектом агрессии членов семьи.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а считаются семейной традицией. Ребенок перенимает модели поведения взрослых и впоследствии таким же образом сам воспитывает своих детей. Дети, подвергшиеся жесткому обращению родителей, имеют особые черты: тяжелый характер, поведенческие трудности, физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии.

Последствия «обычных» физических наказаний (советы родителям).

  • довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.
  • физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка.
  • у взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано.
  • когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:
  • люди, которые вас больше всего любят – это те, которые вас бьют.
  • у вас есть право бить других членов семьи.
  • вы можете применять физическую силу по отношении к другим, когда другие методы не действуют.
  • многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям.

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком (советы для родителей):

– внимательно его выслушайте, дайте понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы и познакомьтесь с друзьями ребенка и их семьями;
– проверяйте всех взрослых окружающих ребенка: нянек, воспитателей, убедитесь в их профессионализме и квалификации;
– объясните ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений.
– во всех возрастах вниматель­но относитесь к желаниям, эмо­циям, поведению подростка.
– будьте готовы прояснять, уточнять, идти на переговоры. (“Давай обсудим, как организо­вать жизнь дома, чтобы были учтены и твои и мои интересы”.)
– делитесь своими пережива­ниями, тем, что с вами происхо­дит в ответ на те или иные действия ребенка
– избегайте обобщающих стыдящих обращений. (“У тебя все­гда получается какая-то ерунда. Ты за что ни возьмёшься – всё только портишь”)
– избегайте преувеличиваю­щих вину обращений (“У меня из-за твоих оценок случился сердечный приступ»)
– подбирайте для детей спортивные секции, летние лагеря, походы, в которых есть возможность конфликтовать и сотрудничать со сверстниками в прямом общении, а не виртуально – по телефону или Интернету.

Как уберечь ребенка от насилия и жестокого обращения (памятка для родителей и педагогов)

В настоящее время выявляется немалое количество фактов жестокого обращения и насилия в отношении детей, не достигших совершеннолетия. Дети дошкольного и школьного возраста нередко становятся жертвами посягательств, как со стороны взрослых, так и со стороны своих сверстников, как внутри семьи, так и вне семьи.

За весь период работы отдела Мобильной кризисной службы Центра в работу поступило более 500 фактов жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних. Жертвами насилия становятся дети с самого раннего возраста, а насильниками часто выступают и сами родители. 46% от всех поступивших фактов являются факты физического насилия. Наравне стоят факты сексуального насилия над детьми, 44% от всех поступивших случаев. Кроме того существуют факты эмоционального насилия – 7%, и 3% (это более 10 случаев) фактов пренебрежения нуждами ребенка. Если сравнивать по годам то с каждым годом растет число насилия против половой неприкосновенности детей, а так же физической угрозы здоровью и жизни.

На данный момент в работе Мобильной кризисной службы находится 162 факта жестокого обращения и насилия по отношению к несовершеннолетним. 47% поступивших дел по факту сексуального насилия над несовершеннолетними, 41% по факту физического насилия, 8% психологического насилия, и 4% пренебрежения нуждами детей.

Как уберечь ребенка от насилия?

Жестокое обращение с ребенком — это поведение, находящееся за пределами общепринятых норм и представляющее значительный риск причинения ребенку физического или эмоционального вреда.

Выделяют четыре вида жестокого обращения:

  • физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений;
  • сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого всексуальные действия;
  • психическое (эмоциональное) насилие – угрозы, запугивание, оскорбления, крики, унижение достоинства, обман ребенка,тзавышенные требования, не соответствующие возрасту, принуждения к одиночеству, отвержение ребенка, негативное оценивание с акцентированием на недостатках, лишение родительской любви, заботы и безопасности, причинение вреда родителям на глазах у детей и т.п.
  • пренебрежение нуждами ребенка ребёнка – это отсутствие заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию (оставление ребенка без присмотра, непредоставление медицинской помощи ребенку, отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность), отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья,образования, медицинской помощи.

Причины этих явлений многообразны, для выявления которых необходимо проявлять высокий уровень внимания со стороны взрослых, окружающих ребенка. Такими взрослыми могут являться родители, родственники ребенка, бдительные соседи, а также педагоги, непосредственно работающие с детьми, врачи, другие неравнодушные взрослые.

Самые первые люди, которые могут выявить насилие над ребенком это:

  • сотрудники всех органов и учреждений системы профилактики;
  • сотрудники медицинских учреждений;
  • сотрудники образовательных учреждений, детских садов и общеобразовательных школ;
  • сотрудники органов опеки и попечительства.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком сотрудники должны:

  • направить информацию в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
  • направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • направить информацию в органы опеки и попечительства для решения вопроса о немедленном изъятии ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
  • принять меры по оказанию помощи ребенку;
  • провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте; при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости; направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком.

Но самая большая ответственность за своего ребенка, конечно, же лежит на его родителях. В первую очередь родителям необходимо дать понять своему ребенку, что Вы рядом, что всегда придете своему ребенку на помощь, выслушаете и поймете его, что он всегда может в Вам обратиться.

Для предотвращения жестокого обращения и насилия в отношении своего ребенка, родителям необходимо:

  • знать с кем дружит их ребенок, познакомиться с близкими друзьями и их семьями;
  • внимательно относиться к желаниям, эмоциям и поведению ребенка;
  • обязательно контролировать режим ребенка, во сколько ребенок приходит домой, не отпускать поздно из дома;
  • обеспечить занятость и досуг ребенка, подбирать для детей спортивные секции, летние лагеря, кружки, в соответствии с интересами ребенка. Самая лучшая профилактика для ребенка – это занятость;
  • объяснить ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений;
  • обсудить с детьми вопрос о помощи различных служб в ситуации риска для жизни;
  • проинформировать те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни;
  • дать ребенку свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым доверяет родитель;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не оставлять без внимания каждую трудную ситуацию, анализировать вместе с ребенком;
  • научить ребенка предвидеть последствия своих поступков. Постараться сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и принятие решений;
  • дать возможность своему ребенку проговорить самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

ПОМНИТЕ! ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ ПОРОЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ И МОГУТ НЕГАТИВНО ОТРАЗИТЬСЯ НА ВСЕМ ПОСЛЕДУЮЩЕМ БУДУЩЕМ РЕБЕНКА:

  1. Дети, подвергшиеся насилию, почти во всех случаях не считают себя жертвами, а, наоборот, думают, что они сами совершили плохой поступок, за которыйих наказали либо накажут. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности;
  2. -Насилие порождает насилие! Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Часто насильники сами в детстве оказывались жертвами насилия;
  3. -Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Могут проявляться нарушения в полоролевой идентификации, а также трудности в создании собственной семьи в будущем.

ОДНАКО!Как показывает опыт работы нашего отдела, часто родители отказываются от психологической помощи своему ребенку, пережившему насилие какой-либо степени. Причиной этому служит многое. Некоторые родители считают, что их ребенку опасно переживать моменты насилия заново (пусть лучше забудет), некоторые родители не доверяют незнакомым людям, некоторые же просто не понимают сути прохождения психологической реабилитации, боятся «лечения».

Реабилитационная программа Мобильной кризисной службы направлена на осуществление комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам, перенесшим разного вида психотравмирующие ситуации.

Задачи реабилитационной программы:

  • — осознание своих чувств,
  • — понимание своих переживаний,
  • — оценка себя и своих возможностей,
  • — самопринятие,
  • — самоуважение,
  • — чувство гордости,
  • — осознание собственной значимости,
  • — умение справляться со своими негативными эмоциями,
  • — нахождение способов достижения успеха,
  • — выделение конструктивных способов поведения и деятельности,
  • -самодисциплина,
  • — понимание другого,
  • — умение договориться,
  • — определение границ общения и вторжения, ситуации и т.д.

Если Вы стали свидетелем жестокого обращения и насилия над детьми просим позвонить по номеру 8-800-100-22-83.

Мобильная кризисная служба

Центра социально-психологической поддержки

Памятка родителям – Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если.

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

– длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

– длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребенка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

2. Использование силы общественных институтов:

• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

3. Использование изоляции:

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство;

• используют обидные прозвища;

• используют его в качестве доверенного лица;

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме – исключить и перевести в другое учреждение);

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг “системы воспитания”, и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых – забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие “воспитание”).

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком

Жестокое обращение с детьми. Рекомендации родителям

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

– открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

– угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

– замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

– преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

– ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

– однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

– отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска , способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

– неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

– наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

– безработица, постоянные финансовые трудности;

– постоянные супружеские конфликты;

– статус беженцев, вынужденных переселенцев;

– низкий уровень культуры, образования;

– негативные семейные традиции;

– умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие – порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

– Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

– Объяснением . Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

– Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

– Наградами . Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

– Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя :

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты. », «Я тебя растила, а ты. »

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым , поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало!

Жестокое обращение с детьми, как их предотвратить?

Одной из приоритетных задач государства является обеспечение личной безопасности детей и подростков, то есть создание условий жизни и развития, которые исключают любые нарушения законных прав и свобод . К числу наиболее серьезных угроз личной безопасности следует отнести жестокое обращение в семье. Жестокое обращение представляет собой умышленное причинение физического или психического вреда со стороны взрослых, несущих ответственность за несовершеннолетнего (родителей, опекунов, педагогов). В структуре жестокого обращения можно выделить насилие и пренебрежение основными нуждами несовершеннолетнего, удовлетворение которых не может быть обеспечено им самим и является обязанностью взрослых.

Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются о таких фактах как:

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Родители, никогда так не поступайте!

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных

обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю». Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказанием в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (хвастуном, болтуном, лгуном)?».

Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» – тому, из чего развивается личность.

нравится. Мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу!» И ребенок обещает. Что ему остаётся? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!»

Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него

потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом – минут через десять». Пусть у него будет немного времени сопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдём в магазин», «Вставай, я кому сказала!»

Ребенок – не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения, и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

«плохим». Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Помните, насилие – порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

– Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

– Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

– Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

– Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

– Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

! Ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Что делать, если вы подозреваете, что ребенок подвергается насилию или им пренебрегают? Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не сообщать свое имя. Если ребенок находится в непосредственной опасности или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь, полицию или другие службы спасения.
Если вы являетесь ребенком или подростком, который в настоящее время подвергается насилию, не скрывайте этого. Вы можете рассказать об этом человеку, которому доверяете (учителю, врачу, друзьям), позвонить по детскому телефону доверия, работающий под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 или обратиться в полицию, социальные службы.

ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: