Как приучить ребенка делать уроки быстро и самостоятельно: заставить или помочь?

Как приучить ребенка делать уроки быстро и самостоятельно: заставить или помочь?

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

  • Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
  • Как заставить ребенка учиться
  • Как сделать выполнение школьных домашних заданий приятным

Давайте начнем с признания первого факта: современная школа настолько отличается от школы, в которой учились вы, что она буквально предполагает, что вы обязаны тратить некоторое количество своего времени на помощь ребенку со школьными заданиями. Сначала – на то, чтобы объяснить ему недослушанное и недопонятое в школе. Потом – на контроль за исполнением домашних заданий (банально, чтобы ребенок не считал ворон над тетрадкой, а сидел и делал). И в конце – на проверку, чего он там нарешал. Это три отдельных момента. Отдавая ребенка в школу, мы можем наивно надеяться, что школа сама обо всем позаботится, научит и воспитает. А учителя тем временем говорят: “У меня 30 человек в классе, я не могу объяснять каждому!”. Так что просто смиримся с первой частью ваших обязанностей. Если ребенок недопонял чего-то в школе, то либо вы ему это объясняете, либо репетитор. Никто не поможет ребенку, кроме нас самих.

Пожалуйста, как бы вам ни было жаль потерянного времени и себя лично, не срывайтесь на ребенке, не называйте плохими словами, если он не понимает, казалось бы, элементарных вещей. Когда в классе много детей, и у каждого свой темп и способы восприятия информации, шумно, много отвлекающих моментов, можно действительно многое пропустить. Это не признак глупости и лени. Тут скорее – проблемы организации учебного процесса, либо концентрации внимания.

Второй пункт – контроль за исполнением домашних заданий. Многие мамы отмечают, что если не сидеть с ребенком рядом или не проверять периодически, что он делает, то школьник отвлекается на посторонние вещи, в итоге выполнение легких заданий затягивается до ночи. И попутно опыт бывалых мам, дающий надежду: обычно необходимость сидеть рядом с отпадает после третьего класса. Что все это значит?

У учеников младшей школы поголовно наблюдается дефицит произвольного внимания. Это не болезнь, не диагноз, а свойство детских мозгов, которое проходит с возрастом. Мы видим сами, что чем ребенок старше, тем более он усидчив и сосредоточен, поэтому популярный диагноз “СДВ(Г)” (синдром дефицита внимания и гиперактивность) можно при желании поставить половине учеников первого-третьего классов. Лечить их всех? Конечно, нет! Но помощь с организацией домашних занятий нужна, чтобы не пускать дело не самотек и не скандалить все 10 лет школы каждый вечер.

У 10% детей, между тем, дефицит внимания сохраняется дольше обычного. Это может сопровождаться гиперактивностью, либо нет. Вести своего ребенка к врачу или нет – должна решить для себя каждая мама. Я бы сказала так: истинный СДВ(Г) реально и ощутимо мешает учебе и часто выглядит как педагогическая запущенность. А в пределах довольно гибкой нормы все дети неусидчивы и могут быть невнимательны.

Возможно, ваш ребенок пошел в школу слишком рано, и его системы контроля недозрели. Но не забирать же его домой? Поэтому, нужно просто принять второй факт: младшим школьникам нужно больше внешнего контроля, чем старшим, потому что они еще не “отрастили” свой внутренний.

Как помочь школьнику?

Мои предложения просты. Начать надо с того, что отлынивать маме не получится. Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений, чтобы внести в хаос немного больше порядка. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.

1. Расписание

Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.

2. Временные рамки выполнения задания

Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, что делать, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием стимулирует меньше зависать и усерднее шуршать.

В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала – домашка, потом – развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку – 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины – тот остается без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры – это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.

3. Система поощрений

Система поощрений – это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше – например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.

Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: “Ну почему. “, этот вопрос совершенно бессмыслен. Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему.

Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Если школа недостаточно хорошо готовит ученика, нечестно обвинять в этом его. Невнимательность – это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать – можно и нужно.

Также я рекомендую посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания, так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, мемори – это далеко не полный список.

Хотя дети могут мастерски раздражать и порой, кажется, совсем не взрослеют, рано или поздно это произойдет. И через 20 лет вы будете ностальгировать по времени, проведенному за домашними заданиями. А каким это время будет – выматывающим или же наоборот, интересным и познавательным, открывающим в вас таланты внимательного чуткого педагога, зависит больше от того, как организованы домашние занятия и как вы относитесь к этой своей части материнской работы. Ведь это тоже работа, и весьма ответственная – учить детей контролировать себя, планировать и отсрочивать удовольствия.

Идеальные дети – только у знакомых, а ваш ребенок не может стать самостоятельным по волшебству. Но в ваших силах научить его быть организованным шаг за шагом, постепенно снижая уровень контроля над выполнением домашнего задания. И в итоге вы будете собой гордиться!

7 советов, как перестать делать уроки с ребёнком. И простить себя за это

7 советов, как перестать делать уроки с ребёнком. И простить себя за это

Домашней работы в школе задают много, она скучная и часто оторвана от жизни. И тогда в борьбу с домашкой вступают родители. Психолог Анна Смирнова советует, как научить детей самостоятельно делать уроки, а родителям перестать считать это своей обузой.

Возможно, ваши школьные годы прошли легко и просто, возможно, с надрывом, возможно, с протестом или тоской. В любом случае взрослый человек примерно знает, как «надо» и, главное, как «не надо» учиться в школе. Мы прошли это. Трагедия начинается тогда, когда мы понимаем, что наш ребёнок отказывается перенимать наш опыт и учиться на наших ошибках.

От одной мысли, что учиться можно «не хотеть», — штормит многих родителей. Потому что многие из нас даже в страшном сне не могли представить, что можно этого «не хотеть». Мы были обязаны «хотеть» и никто наше мнение не спрашивал. И поэтому родители из лучших побуждений вмешиваются в отношения ребёнка с домашней работой. Вот правда отказаться потом от этого — сложно. Итак, что делать, чтобы ребёнок начал делать уроки самостоятельно (и без напоминаний).

1. Не забывайте, что учёба — дело ребёнка, а не ваше. Если замечаете, что сильно переживаете за не сделанные уроки, долго сидите вместе над уроками — это признак, что вы взяли на себя больше ответственности, чем нужно. Для начала — перестаньте переживать. Ребёнок, который живёт в поле маминой-папиной-бабушкиной тревоги, думает только о маме (папе, бабушке) и её тревоге. Ему не до школы и уж тем более не до домашней работы. А если он избегает делать уроки, у него всегда есть на это причина. Может, большая нагрузка, а вы не замечаете. Или низкая самооценка, или ребёнку просто трудно себя организовать. В любом случае важно, чтобы он сам научился распределять время. А наша основная задача — верить в ребёнка.

2. Принимайте провалы ребёнка. Ребёнок остаётся вашим ребёнком, не зависимо от успеха или провала. И важно ему об этом напоминать, а лучше показывать. Да, учебники-портфели забываются и теряются. Сериалы и игры бывают соблазнительнее, чем домашка. Последствия расхлёбывать ребёнку, так что просто посочувствуйте ему — сами знаете, как гадко вдруг понять, что не сделал то, что должен был или обещал.

3. Снимите с себя ответственность за результат. Ответственность за результат лежит на учителе и ребёнке. На учителе, потому что это его работа. На ребёнке, потому что это его выбор. Мы хорошо помним все ситуации, когда ленились и халтурили, а когда действительно старались и работали. И этот опыт тоже помогает нам во взрослой жизни.

4. Покажите ребёнку, что домашка может быть интересной. Выполненная домашка — это не значит, что ребёнок всё понял и усвоил. Запоминается то, что интересно. Спросите, нравится ли ребёнку предмет, интересно ли о нём рассказывает учитель. Если скучно — погрустите вместе. Если предмет ребёнку вообще не нравится, попробуйте объяснить, чем физика/химия/история и так далее может быть полезна и интересна.

5. Не ругайте и не критикуйте. Пусть критикует и находит ошибки учитель. Ваша задача любить ребёнка и помочь организовать комфортные условия для учёбы. Родительская критика всегда воспринимается болезненно и рушит веру в себя. Не делайте так. Сделанная домашка не должна быть синонимом к «хорошему ребёнку». Если вы только и говорите о проблемах, то ребёнок будет чувствовать себя неудачником, а все остальные важные человеческие качества обесценивать как в себе, так и в других.

6. Хвалите за успехи. Разделяйте радость от пятёрки или от победы над двойкой. Детям важно, чтобы мы радовались их успехам, пусть даже небольшим. Если у ребёнка что-то не получается — достаточно, что он сам расстроился. Иногда родителям кажется, что ребёнку на самом деле всё равно и он не будет стараться в следующий раз. Это не так. Не все дети готовы показывать свои чувства. И тут важна родительская поддержка.

7. Проводите с ребёнком больше времени. Но не за уроками. У вас должно уходить совсем немного времени на уроки с ребёнком. Трудно сказать сколько, но точно меньше, чем на всё остальное: на отвлечённые разговоры, игры, прогулки и так далее. Так ребёнок будет чувствовать себя значимым просто так, даже без выполненной домашки. И может именно это придаст ему силы полностью взять на себя ответственность за уроки.

Если ваш ребёнок делает домашние задания только с вами:

  • Обсудите с ним, готов ли он взять ответственность за учёбу.
  • Определите предметы, в которых действительно нужна ваша помощь.
  • Предложите эксперимент, когда в течение недели (семь дней вместе с выходными) вы перестаёте участвовать в уроках. Исключение, когда ребёнок сам просит о помощи.
  • Через неделю обсудите результаты.

Помните, что детство всё-таки слишком короткое, чтобы тратить время, проведённое вместе с ребёнком, на скандалы из-за школы и тем более домашней работы.

Фото: iStockphoto (monkeybusinessimages, Kerkez, bokan76)

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

Как дела со вниманием?

Плохо концентрируется, легко отвлекается

Детей с такими проблемами все больше, синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня встречается чуть ли не у каждого пятого! Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на задании, можно попробовать метод «орла и черепахи».

Представьте орла, который летит над городом: он видит общую схему улиц и основные точки, но детали от него ускользают. А черепаха, которая ползет внизу, видит больше подробностей, но полной картины у нее нет. Так вот, чтобы помочь ребенку удержать фокус на задаче, надо дать ему и точку зрения орла, и точку зрения черепахи. Поэтому чередуем общее описание и частные детали.

Например, задали по окружающему миру прочитать про круговорот воды в природе – сперва изучаем теорию по учебнику. А потом переключаемся на конкретные примеры: вспоминаем, как быстро высохли лужи после недавнего дождя и проговариваем, куда они делись по пунктам.

Сосредоточен на задании

Обычно такие дети и сами справляются с домашкой – тут от родителей требуется разве что проверить ошибки. Но, увы, и у этих ребят есть свои проблемы. Часто они настолько погружаются в задания, что к вечеру чувствуют себя абсолютно измотанными! И перерывы не всегда помогают. Ребенок может пить чай, но при этом мыслями оставаться в своем задании.

Можно давать таким детям небольшие упражнения на мелкую моторику. Или предложить порисовать второй рукой – правшам левой, левшам правой. Это позволит перезагрузиться и вернуться к заданиям со свежей головой.

Для обоих типов

Стоит попробовать делать уроки с таймером «по методу помидора» (раньше таймеры в США часто делались именно в виде помидора. – Авт.). Согласно автору этого метода, период наибольшей эффективности для работы над какой-либо задачей составляет 25 минут. Так что заводим таймер: 25 минут на уроки, затем 5 минут на перерыв.

После четырех таких «помидоров» младшеклассникам пора заканчивать с учебой на сегодня. А подросткам стоит как минимум взять большую паузу и полчасика отдохнуть.

Долго ли делает уроки?

Копуша

Если ребенок подолгу сидит над тетрадками, надо сравнить «показания» с другими родителями в чате. Может быть, проблема в учителе, который задает слишком много на дом? Тогда стоит обсудить это с педагогом.

Другие дети справляются с домашкой быстрее? Тогда, возможно, ваше чадо не умеет распределять нагрузку по дням недели. Попробуйте научить ребенка приемам тайм-менеджмента, чтобы дозировать уроки по дням недели. И обязательно оставьте хотя бы один выходной!

Если же учителя не задают ничего сверх нормы, а ребенок все равно засиживается за учебниками каждый день, возможно, он просто медлительный. Такая вот индивидуальная особенность. Тогда пытаться торопить ребенка бесполезно! Это лишь создаст стрессовую ситуацию и в детской голове будет сплошная каша. А делать с копушей уроки вместе в его темпе – стресс уже для родителей.

Единственный вариант – отправлять ребенка садиться за уроки пораньше. И периодически посматривать, чтобы он совсем не улетал мыслями в облака.

Почаще обращайте внимание ребенка на то, как течет время. Например, попросите засечь 7 минут, пока варятся спагетти. «У тебя есть 15 минут на сборы» и т. п. Пусть привыкает, что минуты складываются в часы, а часы – в сутки. И они не резиновые.

Торопыга

У детей, которые расправляются со всеми “домашками” за 10 – 15 минут, часто бывают ошибки из-за спешки. Не прочитал до конца задание, не перепроверил задачу – сделал ошибку в простейшем примере.

Часто такие дети – настоящая головная боль! Все-то за ними надо перепроверять, иначе не вылезти из троек. Чтобы привить таким торопыжкам немного усидчивости и приучить ребенка делать уроки самостоятельно, можно. пустить все на самотек и позволить ребенку совершить ошибки. Да, на какое-то время оценки просядут, зато он совершенно точно поймет, что это его зона ответственности и никто за него проверять уроки не будет.

Надо ли вообще делать с детьми домашку?

Светлана АЛЕКСАНДРОВА, детский психолог:

– Учитель может дать на дом совместное задание, включающее помощь взрослых – рассказать об истории семьи, например. Но обычные уроки даются именно ребенку. И делать их он должен сам, а не мама-папа-бабушка!

Домашнее задание может показаться родителям сложным. Но родители ведь не сидели на уроках и не слышали объяснения учителя! Поэтому не всегда понимают логику домашнего задания и воспринимают его как странное и бестолковое.

Кроме того, домашнее задание и должно быть в меру сложным. Именно так и происходит развитие – ребенок сталкивается с задачами, которые не умеет решать, и ищет способы справиться с ними. Не всегда правильные. Ошибки – это нормально. Ненормально, когда родители пытаются лишить ребенка этой возможности и не дают ему совершить свои ошибки (забыть про уроки или неправильно решить пример).

По большому счету, речь идет о повышенной родительской тревожности. Взрослые беспокоятся, что если они не сделают с ребенком уроки, он скатится на тройки, не сдаст экзамены, не поступит в вуз, не сделает карьеры и будет несчастен всю свою оставшуюся жизнь. Но ребенок – не марионетка и не персонаж в компьютерной игре, которым можно, играя, прожить успешную и обеспеченную жизнь. Все, что должны сделать родители, – это помочь ему стать самостоятельным, научиться самому нести ответственность за свои действия..

Что же находится в сфере родительских возможностей? Мама с папой могут напомнить, что пора сделать домашнюю работу. Но если ребенок не сделает ее, он получит двойку, и это будет его ответственность. Взрослые могут подсказать пути решения сложной задачки, если ребенок сам не справился и просит помощи. Можно проверить решенные примеры и написанное сочинение, отметить ошибки. Но лучше, если это будет делать специально обученный профессионал – учитель.

Приучаем ребенка делать уроки самостоятельно

Родители многих 7- и 8-летних детей знают, как те неохотно садятся делать домашнее задание. Особенно если у школьников есть еще дополнительная нагрузка вроде музыкальной школы или спортивных секций. Что нужно сделать, чтобы ребенок брался за «домашку» самостоятельно?

Если ученик регулярно отлынивает от домашнего задания, значит, у него есть на то причины. Пройдемся по основным.

1. Маленький ученик не вышел из игрового режима.

Как правило, это детки 1–2 класса. В школе учебный процесс организует учитель. А дома? Иногда ребенок просто не знает, что надо делать, чтобы сесть за уроки. В таком случае поможет список дел. Распишите и разберите подробно все действия вместе: во сколько, что для этого нужно, необходимые предметы, когда сделать перерыв. Чем ярче и подробнее чек-лист, тем легче и быстрее настроится ребенок на уроки. Вы можете также подготовить отдельные списки для русского, математики, чтения.

2. Не понимает тему урока.

Например, пропустил по болезни и не смог разобраться. Спросите, в чем конкретно он испытывает затруднения, и помогите восполнить пробелы в знаниях.

3. Его пугает объем.

Такое часто случается с детьми, которые работают очень медленно. Научите ребенка разбивать учебный материал на отдельные части и делать перерывы в работе. Лучше, если 15 минут ребенок будет заниматься уроком, а затем 5 минут у него отдых. Вот небольшая игра для переключения внимания. Например, договоритесь вместо числа, в которое входит цифра 3, хлопать в ладоши: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и т.д.

4. Учеба дается ребенку слишком легко.

Это тоже может стать проблемой: ему попросту будет просто скучно сидеть за уроками. Самое лучшее – подобрать такие кружки, дополнительные занятия, которые будут поддерживать его познавательную активность и интересы. Понять, что вашему ребенку неинтересно учиться, можно по таким моментам: у нет проблем с успеваемостью, но учитель жалуется, что он отвлекает на уроке других ребят; быстро и легко выполняет задания, которые вызывают интерес, но оттягивает время уроков всякий раз, когда ему не нравится предмет или тема; открыто говорит, что ему скучно, ничего нового.

5. Ребенок чрезмерно рассеянный.

Он не может сосредоточиться надолго, быстро забывает то, что проходили в школе.
В таких случаях родители нанимают репетиторов, чтобы исправить оценки и помочь с уроками. Но здесь куда важнее выяснить причину трудностей и направить усилия на ее устранение – восстановить функции внимания, памяти, мышления.

Надо подобрать правильное питание и витаминный комплекс, соблюдать режим дня, исключить чрезмерную нагрузку, сократить время, проведённое за планшетом и телевизором. Также стоит обратиться к детскому неврологу, нейропсихологу и окулисту.

Выше перечислены пять самых распространенных причин, по которым ребенок не хочет делать домашнее задание. Но есть еще две, о которых тоже стоит упомянуть.

6. Страх перед родителями.

Дети не говорят об этом прямо, но в ходе игры и беседы можно узнать, что дети боятся собственных родителей. Когда взрослым не хватает терпения, они начинают кричать на ребенка, обзывать обидными словами, иногда доходит до прямых угроз: «Будешь неделю сидеть без мультиков». Всё это негативно сказывается на внимании.

7. Страх перед учителем.

Если педагог высмеивает ученика перед всем классом, отчитывает за промахи, подчеркивает его неудачи, то ребенку сложно сосредоточиться на уроке, он отказывается отвечать у доски, зажимается и боится обращаться за помощью.

Прежде чем переходить к наработке самостоятельности и ответственности за уроки, важно понять, какие из перечисленных семи причин имеют отношение к вашему ребенку. Если вы нашли хотя бы одну причину, которая мешает ребёнку, направьте усилия на ее устранение. А теперь уже можно подумать над тренировкой самостоятельности.

Установленный порядок – основа самостоятельности. Его нужно выработать. Как это сделать?

1. Настройтесь сами. Терпение и доброжелательность – вот что вам понадобится. Если вы напряжены, это будет передаваться ребенку и вызывать сопротивление.

2. Приготовьте часы или таймер. Черновые листы, где можно быстро черкать при необходимости. Ручки, линейки, карандаши, учебники. Все должно быть под рукой с самого начала.

3. Придумайте вместе «позу внимания», т.е. действие, которое будет возвращать внимание ребенка к урокам. Например, сделать глубокий вдох и потянуться мысленно макушкой к потолку.

4. Пусть ребенок выберет предмет, с которого начнет. Приятно же иметь иллюзию свободы выбора ( « с чего начнешь, с русского или математики? » ). Пусть она у малыша будет.

5. Прочитайте вместе с ребенком задание к упражнению. Убедитесь, что он его понял, то есть может легко передать его суть своими словами. Если необходимо, разберите пример правильного выполнения.

6. Нарисуйте столько небольших кружков в черновик, сколько дано заданий к этому упражнению. Например, списать, подчеркнуть, выделить – это будет три круга. По мере выполнения заданий закрашивайте кружочки в черновике. Так ребенок научится делать их полностью. И главное, у него появится физическое ощущение завершенного дела.

7. Включите таймер на 20 минут. Сигнал таймера – важно. Обязательно сделайте перерыв. Пусть ребенок попьет воду, попрыгает. Прохлопайте ладонью шейно-воротниковую зону, разотрите ушки. Через 5 минут можно продолжить выполнять задание, либо перейти к следующему.

8. После каждого задания предложите ребенку проверить себя. Если он не видит ошибку, просто покажите и помогите исправить. Иногда родители добиваются, чтобы ребенок непременно сам указал на ошибку, чем накаляют обстановку и усиливают усталость. Помните о том, что ученик уже несколько часов провел за уроками в школе, просто спокойно помогите ему. С каждым днем он будет внимательнее.

Если чувствуете, что ребенку действительно не дается какая-то тема, сначала объясните и научите и только потом спрашивайте.

  • «ты укладываешься по времени, молодец»;
  • «сегодня ты работаешь быстрее, чем вчера»;
  • «у тебя получается, часть работы ты делаешь сам»;
  • «смотри, у нас останется время для игры, ты все успеешь».

Сначала все пойдет не так быстро, как хочется. Но если отрабатывать навык ежедневно примерно в одно и то же время, следовать рабочим циклам по 20 минут, доброжелательно направлять внимание и поддерживать в трудностях – точно все получится.

Примерно через месяц можно будет переходить на условно самостоятельную работу. Вы сможете оставлять ребенка одного на то время, когда он работает по таймеру после совместного разбора. Постепенно вы придёте к тому, что он будет опираться на чек-листы и обращаться к вам за помощью там, где что-то непонятно. Самостоятельность наработается, дайте время и будьте терпеливы. И однажды ваш ребёнок обязательно скажет: «Уроки? Легко!»

Как научить ребенка делать уроки быстро и с удовольствием

Вы пришли с работы уставшим. Так хочется лечь на диван и просто закинуть ноги повыше. Но в планах готовка, ужин, глажка, стирка, заставить сделать уроки ребенка. А на это нет ни сил, ни желания. Знакомая ситуация? Сегодня мы расскажем, как же сделать в ваших заботах, как минимум, на одну категорию меньше.

Не секрет, что далеко не каждый ребенок горит желанием делать уроки. Причины на то бывают разные, но только благодаря распознанию корня проблемы вы с легкостью сможете изменить ситуацию.

Давайте сначала рассмотрим причины, почему ребенок отказывается делать уроки.

Самая банальная причина, к которой приходят почти все родители – лень. Это природное чувство, которое присуще очень маленькому проценту детей. Проверить, подходит ли это в вашей ситуации легко: предложите ребенку просто почитать книжку или заняться другими развивающими делами. Если это его не испугает, то нужно искать другую причину.

Боязнь провала

Предыдущие неудачи, неправильная реакция родителей и учителей выселяют из ребенка уверенность в том, что он сможет сделать что-либо правильно.

Делать домашние задание ребенку может быть попросту неинтересно. Постарайтесь разнообразить этот процесс. Уроки в форме интерактива делать веселее, быстрее и продуктивнее.

Как только вы разобрались с причиной отказа от домашнего задания, можно устранять проблему. Для этого нужно придерживаться нескольких правил.

Домашнее задание – для ребенка

Часто дети хитрят и притворяются больными, уставшими, или просто делают вид, что не понимают, о чем идет речь. Не исключаем тот факт, что это может быть не манипуляция, но лучше проверять.

Если же с ребенком все хорошо, а он просто хочет скинуть с себя «лишний груз», важно напомнить ребенку, что задание задают именно ему, а не родителям. Школьник должен приложить усилия, а мама с папой проверят или подтолкнут к правильному решению.

Даже если у ребенка не получается сделать задание в школу, не говорите ему сразу решение и ответ. Намекните, «подойдите издалека». Это важно как для самооценки ребенка, так и для развития его мышления. Вы только помогаете, а ваше дитя должно придти к ответу самостоятельно.

Правильная мотивация

Попытки школьника сделать задания самостоятельно часто сопровождаются скандалом и криками.

Современные родители борются с этим путем материального вознаграждения. Это большая ошибка.

Это распространяется и на домашние дела: мытье посуды, полов, ухода за цветами. Если чадо находится уже в более старшем возрасте, скажите, что хорошая учеба важна для поступления в высшее учебное заведение.

Рассказывайте, что школа для ребенка – это как работа для взрослого. В современном мире существует даже мода на знания. Все стремятся завести умных друзей.

Как заставить ребенка делать уроки

Все родители мечтают, чтобы их дети были умными, послушными, и по приходу домой со школы, без напоминаний и скандалов, занимались уроками.

Тема невыполненного домашнего задания настолько актуальна, что ей посвящено огромное количество методического материала, статей, советов и т. д. Самое печальное во всем этом, что на практике все эти рекомендации не только не работают, но и заставляют школьника еще больше ненавидеть учебу.

К сожалению, факт остается фактом, невозможно заставить ребенка делать то, чего он не хочет. Чтобы учеба давалась легко, а уроки делались вовремя и в полном объеме — к этому нужно готовить детей заранее, а не читать им потом басни, что они должны хорошо учиться. Notagram.ru рассказывает как правильно вести себя родителям, чтобы проблемы уроков вообще не существовало.

Как заставить ребенка делать уроки

Готовим ребенка к школьной жизни заранее

Фото: Anita Jankovic/Unsplash

Основная причина, по которой дети не хотят ходить в школу и учить уроки — это банальное попустительство родителей в том, что не привили ребенку чувство ответственности и социального участия во взрослом мире.

— Ой, ему всего лишь пять, да пусть еще погуляет. Он же еще маленький. Рано еще маме помогать!

Вот так мы даем понять ребенку, что жизнь — это веселое и беззаботное приключение, где все вертится только вокруг его одного. Понятно, что ребенок с таким мировоззрением, придя в школу, будет буквально в шоке от того, что его заставляют что-то делать против его воли, да еще и отнимают его драгоценное время. Какое там домашнее задание, что вы? В голове ребенка будут только одни мысли, когда все это закончится, и когда уже можно будет погулять или поиграть.

Школу и занятия он будет воспринимать как некие временные трудности, которые, переждав и перетерпев, непременно закончатся и наступит время заняться тем, что ему нравится. Ребенка необходимо готовить с самых малых лет к социальному участию. Уже с четырех лет нужно давать понять малышу, что жизнь — это не только игры и то, что ему хочется, а принципиально нечто другое.

Ребенок может и должен помогать вам в каких-то мелочах. Также нужно заниматься с ребенком по дошкольной программе. Вам необходимо выстроить мировоззрение ребенка таким образом, чтобы у него сложилась устойчивая картина того, что жизнь — это какие-то обязанности, рамки и правила, а лишь только потом, что ему хочется.

Первый раз в первый класс

Фото: Barry Zhou/Unsplash

Главная задача родителей в дошкольной жизни ребенка — подготовить сознание малыша к тому, что у него всегда будут какие-то обязанности и те дела, которыми просто нужно заниматься потому, что есть такое слово «надо». Только в таком случае ребенок будет воспринимать школу не просто то место, куда он обязан ходить, но еще и так, что посещая ее, ему нужно что-то обязательно делать.

Конечно, не все дети рождаются вундеркиндами. Вполне ожидаемо, что у вашего первоклашки появятся определенные трудности по каким-то предметам. И это никоим образом нельзя пускать на самотек. Для вас это может показаться странным, но с самого первого домашнего задания вы должны быть рядом с ребенком, учиться с ним вместе, и контролировать его.

В том, что вы вместе будете делать уроки хоть до выпускного класса — нет ничего плохого и ужасного. Напротив, с самого первого класса ребенок привыкнет к тому, что все что он делает (привет взрослая жизнь и работа!), будет кто-то оценивать. Он должен понять, что все, даже то, что ему не нравится, нужно делать хорошо и до конца. Тут важно не делать за ребенка уроки, а помогать ему с карандашом разобраться с тем, что у него не получается.

Ведь если у ребенка не получится раз, а потом два — то желание что-то делать, за что в итоге все равно поставят двойку, у него напрочь отпадет. Вы должны контролировать и помогать. Дети есть дети, и становятся они взрослыми и ответственными в разные временные промежутки. Кто-то в 12, а кто-то и в 20. Такова жизнь.

Когда будет все хорошо?

Фото: Element5 Digital/Unsplash

И так, если вы успешно перешагнули начальные классы, вполне станет уместным вопрос, когда уже ребенок станет достаточно взрослым и сознательным, чтобы перестать контролировать его уроки. На самом деле тут нет однозначного ответа. Для кого-то из детей эта отметка может быть в 9 лет, а для кого-то и в 16.

Повторимся, нет ничего плохого и страшного в том, что вы будете вместе учить уроки до самого последнего звонка. Напротив, это весьма интересно и увлекательно, когда ваш ребенок не просто пересказывает вам учебник истории или физики, а выражает свое мнение и видение того или иного вопроса. Наблюдать, дискутировать и видеть, как ваш ребенок ментально растет — это очень занимательно.

Главное, не превращать учебу в обязаловку и однотипные штампы. Конечно же, нужно продумать и систему мотивации ребенка. Ваш подход должен формировать у детей картину отношения к учебе и урокам не просто, что это нужно, так, для галочки, а что все это действительно важно.

Если вы все сделали правильно, то рано или поздно вы заметите, что ваш ребенок стал по-настоящему самостоятельной и сознательной личностью. Произойдет это не сразу и не в один момент, но вы это заметите. И вот тогда, вы уже должны принять решение, двигаться и дальше вместе, или же навсегда отпустить ребенка в настоящую взрослую жизнь.

Фото на превью: Dmitry Brechalov/flickr

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Домашнее задание как наказание, или Как заставить ребенка делать уроки

Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если выполнение домашнего задания изо дня в день сопровождается скандалами, слезами, расшатанными нервами и постоянными стрессами?

Ласка — единственный способ,
который возможен в обращении с живым существом.
Террором ничего поделать нельзя.
Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать…
М. Булгаков

Для начала стоит заметить, что если вы именно заставляете делать уроки, вы сильно рискуете. Учеба из-под палки вызывает противоположную реакцию: чем больше ребенка заставлять, тем меньше шансов воспитать в нем любовь и интерес к учебе. Таким способом можно вызвать лишь отвращение не только к выполнению домашних заданий, но и ко всему процессу обучения.

Как делать уроки с ребенком: рекомендации для родителей

  • Выберите “час Х”. Пусть ребенок сам определит: когда он будет выполнять домашнее задание, когда гулять, а когда “резаться” в компьютерные игры. Предоставьте вашему ребенку право выбора: собственные правила нарушать не очень-то хочется.
    Если же ребенок начинает предлагать какую-то ерунду, вроде “буду делать уроки в 10 вечера”, установите временные рамки. Например, укажите, что уроки должны быть сделаны, например, до 8 вечера.
  • Оборудуйте рабочее место. Если ребенок учит правило, лежа на диване, упражнения по русскому языку пишет под аккомпанемент телевизора, а задачки по математике решает с мамой на кухне — приучить к порядку дитя, увы, не получится. Подросток должен привыкнуть, что именно вот этот стол и стул — его рабочее место. Тогда и настрой будет появляться соответствующий.
  • Обеспечьте ребенку хорошее настроение и бодрое расположение духа. Крайне неразумно поступают те родители, которые сразу после возвращения из школы усаживают ребенка за уроки. Дайте своему ребенку время отдохнуть, погулять, да и обеденный сон известен как хороший способ отдыха.
  • Соблюдайте определенный порядок выполнения задания. Но здесь лучше посоветоваться с детьми: кому-то легче сначала “разделаться” с устными, потом с письменными заданиями, другим легче сначала сделать все трудные задания, оставив легкие предметы “на закуску”.
  • Учите управлять временем. Слышали о тайм-менеджменте? Крайне полезная и эффективная штука. Лучше учить управлять и планировать свое время с детства.

Интересную методику предложил Ф. Черилло. Его стратегия выполнения заданий стала известна как “техника Помидора”. Суть такова: выяснилось, что оптимальное время для выполнения какой-то задачи — 25 минут. Именно такое время способны работать наши мозг и тело эффективно и не уставая.

Все задания нужно расписать по шаблону и на каждое тратить не более 25 минут, или “1 помидора”.

Например, сыну задали выполнить два упражнения по русскому, решить 1 задачу по математике и написать доклад по географии.

Задания

Время

Упражнения по русскому

Задача по математике

Доклад по географии

Теперь ставим таймер на 25 минут и приступаем к выполнению первой задачи. Ни на что не отвлекаясь и не прерываясь! Когда будильник прозвонит, ставим “галочку” напротив первого задания и отдыхаем 5 минут.

Потом опять приступаем к заданию (не успели закончить упражнения по русскому — продолжаем работать именно над ними). Выполнив первое задание, переходим ко второму. После 4-ех временных отрезков (помидоров) делаем перерыв на 15-20 минут.

Важно! Если выполнили задание, а таймер еще тикает — не отвлекайтесь. Посидите, подумайте, проверьте еще раз — иногда именно в это время в голову приходят гениальные идеи, обнаруживаются ляпы.

Хотите добавить мотивации? Предложите награду. Например, за 4 успешные “помидорки” — лишние полчаса за компьютером.

  • Не осуждайте за ошибки и не кричите, если что-то не получается. Ошибки — неотъемлемая часть эффективного обучения. Запаситесь терпением и вместо крика и обидных слов попробуйте побеседовать. Почему появляются ошибки? Может, из-за того, что торопится, может, тема не понята или есть какой-то пробел в знаниях. Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу поддержку. И вообще, лучше руководствоваться принципом: “Исполнителя — хвалить, исполняемое — критиковать”.
  • Не превращайте домашнее задание в наказание. Часто родители угрожают: “Напишешь грязно или с ошибками — будешь переписывать все снова!” Поверьте: пустое переписывание не воспитает прилежности и аккуратности, а только отобьет всю охоту к учебе. Приучайте пользоваться черновиками и не забывайте про предыдущую рекомендацию.

Помогать или не помогать — вот в чем вопрос!

Многие родители спрашивают: “Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Помогать или приучать к самостоятельности?”

Приучать к самостоятельности, конечно, необходимо. Но не сразу, не “с места в карьер”. Так, первоклассникам просто не обойтись без родительской помощи. Но чем старше становится ученик, тем больше самостоятельности он должен проявлять.

Здесь важно сразу предупредить вашего отпрыска, что вы не будете сидеть с ним вечно, а через энное время ему придется все делать самостоятельно. И обязательно внушайте, что уроки — это ЕГО работа, НЕ ВАША! Удостоверившись, что ребенок усвоил правила выполнения домашнего задания, родители должны “перестать делать уроки”.

Нет, конечно, не стоит все бросать на самотек. Ваша задача теперь просто контролировать, объяснять непонятное (если сам попросит). Главное, чтобы инициатива исходила не от вас, а от вашего ребенка.

Еще один полезный совет: хвалите за любое проявление самостоятельности. Сегодня он вспомнил о вашем с ним договоре приступать к урокам в 16.00 — уже хорошо, выразите искреннюю радость. Завтра ребенок сам сел за уроки. Пусть пока дальше простых приготовлений дело не пошло, все равно: сел-то за уроки сам — опять хвалите. Ребенку важно захотеть делать уроки. Пусть стимулом будет ваша радость за его успехи и за любое проявление самостоятельности — чем не мотивация?

Проверять или не проверять?

Проверять домашнее задание обязательно! И поверьте, вопроса “Ты все сделал?” — явно недостаточно. Не поленитесь, проверьте, что там “наваял” ваш отпрыск в тетради, выучил ли стих, подготовился ли к уроку географии и т.д.

Все приведенные выше советы — никак не правила, а именно рекомендации. Панацеи, увы, не существует, так как все дети разные. У кого-то сработает принцип доверия (родители мне доверяют, значит, я просто обязан делать уроки, чтобы их не подвести), другим, возможно, поможет принцип: заработал — получи вознаграждение, третьим поможет только терпение и бесконечные беседы. Но отчаиваться не стоит. Главное ведь — не только “дать образование”, но воспитать ответственного и самостоятельного человека, сохранить его здоровье и ваши добрые взаимоотношения.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет.

Читайте другие статьи автора:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки

Как научить ребёнка делать уроки и что делать, если ребёнок эти уроки учить не захочет? Эти вопросы рано или поздно возникают перед каждой мамой.

Я с ужасом ждала начала учёбы. Спрашивала себя: «Что я хочу от своего сына, что буду делать, если мой ребёнок не захочет учить уроки?» Понимала, что хочу научить сына делать уроки самостоятельно.

Как же научить ребёнка делать уроки без нервов?

Причина мучительных домашних заданий не в детях, а в родителях. Ведь мы торопимся, нам хочется быстрее покончить с этим делом и заняться другими. Лучшее решение – не торопиться. Проще потратить один день и научить ребёнка самому завязывать шнурки, чем потом делать это за него до армии! И я решила, что первые задания мы будем делать медленно, столько времени, сколько понадобится сыну, чтобы понять поставленную задачу и решить её.

Заранее запаслась терпением и временем, и мы начали.

Детям важно иметь чёткие границы. Мы с сыном сразу договорилась, что у нас в семье разделение труда. Я отвечаю за то, чтобы утром он нашёл свою школьную одежду чистой и поглаженной, а он отвечает за то, чтобы его уроки были выучены и портфель собран. Всё честно: он не делает мою работу, а я не делаю работу за него. В этом пункте главное – не нарушать правила договора. Если я обещала, что будет так, значит, должно быть так. Дайте слабину и увидите, что дети сразу же ею воспользуются.

Дальше вопрос встал о самом процессе выполнения домашних заданий. Я не имею педагогического образования да и чисто житейской мудрости в этом вопросе нажить не успела – мой первоклассник старший из моих детей. Мне помогла поговорка: «Дайте человеку рыбу, и он будет сыт один день; дайте ему удочку и научите ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Именно этого я и хотела для своего сына. Чтобы он не выучил на пять одно конкретное задание, а чтобы он научился обучаться. Самостоятельно. Я решила, что это один из самых главных навыков, который я должна помочь ему выработать.

Как это сделать?

Не дайте ребёнку перехитрить себя!

Я быстро поняла, что у моего ребёнка есть хитрость. Он говорил: «Я не понял». И я объясняла задание. Фактически разжевала и в рот клала готовый ответ. А он только записывал.

Когда я поняла, что так будет всегда, я стала просить его самого прочитать задание. На что получала ответ: «Текст, помеченный кружочком, должны читать родители детям!»

Я стала объяснять, что это для тех детей, которые до школы не научились читать сами. А он ведь у меня талантливый, разумный, с таким делом легко справится!

Тут главное не уступать. Если сказала – читаешь ты, значит, читаешь ты! Но и не давить авторитетом. Разговаривать мягко, с юмором, доброжелательно.

Он читал, я спрашивала, что хотят от него в этом задании. Он не понимал, я просила прочесть ещё раз, но помедленнее. И так могло повториться и 5, и 6 раз. Потом сын понял, что чем быстрее он решит задачу, тем быстрее освободится.

Важно делать это без давления, без агрессии, спокойным тоном. Необходимо с самого начала подбадривать ребёнка, подчеркивая, как вы гордитесь им. В начале у сына был страх, что он не справится, что не получится. Много раз спокойно рассказывала сыну, что я люблю его просто так, просто потому что он мой ребёнок. И я буду любить своих детей одинаково сильно, на пять они учатся или на три.

Такие разговоры со временем успокоили сына, и он стал больше стараться.

Сложности с письмом

Надо сказать, что математика полюбилась ему с самого начала, а вот письмо было самым нелюбимым уроком. У сына совершенно не получалось писать. Было много помарок, зачёркиваний и ошибок. В этом случае ничего не помогало, он упорно твердил, что не сможет красиво написать, что у него всё равно не получается. Так продолжалось до тех пор, пока я совершенно случайно не обнаружила ещё один хитрый приём. Я рассказала сыну, что учитель рекомендует дома заниматься дополнительно, что-то ещё писать для тренировки, но я не буду задавать ему дополнительные задания, если он справится с первого раза. Если задание написано один раз чисто и правильно, дополнительные задания на сегодня отменяются. Если в задании больше трёх помарок и ошибок, то сын делает это упражнение ещё раз до тех пор, пока не будет всё как надо. Здесь опять уточню – если вы обещали при наличии ошибок повторное выполнение задания, то должно быть повторное выполнение задания. Как только вы нарушаете свою часть уговора, ребёнок автоматически считает, что он может нарушить свою.

Поделитесь своим опытом

Ещё одна хорошая идея, чтобы облегчить детям работу. Нужно рассказывать о своих неудачах и сложностях в занятиях, когда вы были в его возрасте. Я рассказывала сыну, что долго имела проблемы с подчерком и не могла научиться аккуратно писать. Говорила, как расстраивалась, когда смотрела, как другие красиво пишут, и думала, что никогда не смогу так же. Сыну было интересно услышать историю из моего детства. Он задавал вопросы, даже сопереживал мне. А я продолжала рассказывать.

Главное – заинтриговать ребёнка, включить его в игру. Я вызвала интерес, когда рассказала о тайне соревнования: сравнивать свои достижения нужно со своими же вчерашними успехами и неудачами. Мы открыли упражнения, которые были сделаны в сентябре, и сын увидел, что по сравнению с первым днём его буквы ровнее и красивее. Это вдохновило ребёнка, он загорелся.

Ещё раскрыла ему правило ста. Это правило гласит: «Сделай что-то сто раз, и у тебя обязательно получится!»

Уроки как в классе

У нас дома тоже есть перемены. Если ученик занимается 30 минут, он имеет полное право на перемену в 10 минут. За это время ребёнок может посмотреть мультик с младшим братом, поиграть в конструктор, просто поваляться – делать всё, что его душе угодно. Если за урок сын успел сделать два предмета, он получает большую перемену. Такое правило ускоряет выполнение домашней работы и позволяет маме проветрить нервы, чтобы и дальше быть доброжелательной и терпеливой. Проверено!

Чтение: ребёнок не учит уроки, что делать?

Так уж вышло, что сын категорически отказывался читать. Пару раз у нас дошло до такого конфликта, что пришлось заставлять силой и шантажировать. После этого мне самой было неприятно.

Ответ пришёл случайно. Мы зашли в магазин книг, и я сказала сыну, что можно две недели не делать домашние задания по чтению. Вообще. Но в обмен ему нужно выбрать в магазине самую интересную книгу и две недели читать её вместо заданий по чтению. Сын согласился с большой радостью. К моему удивлению, ребёнок выбрал книгу рецептов для детей. Следующие две недели он читал мне вслух свою книгу, мы даже выбрали рецепт, который понравился ему больше всего, и приготовили блюдо. Через некоторое время сын стал очень хорошо читать и делать домашнее задание по чтению самостоятельно.

Так и живём теперь – он делает уроки в том порядке, в котором хочет, в конце приносит мне на проверку, я показываю ошибки, если они есть, и сын собирает портфель. Первые два месяца было сложно именно ввести все эти правила. Но когда ребёнок привык к ним, понял, что они неизменны в любом случае и в его интересах выполнить все задания быстро и аккуратно, мне стало легко!

Как заставить ребенка делать уроки

Как мотивировать ребенка к учебе? Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:

  • Составляем список актуальных задач (к примеру, для ребенка он может выглядеть так: выполнить два упражнения по математике, написать реферат по истории, прочитать главу из учебника биологии и ответить на вопросы).
  • Приблизительно оцениваем, сколько по времени должна занять каждая задача
  • Ставим таймер на 25 минут и начинаем работать над первой задачей из списка. Не отвлекаясь ни на что другое!
  • Когда прозвонит таймер, ставим галочку напротив задачи, над которой работали.
  • Отдыхаем 5 минут
  • Работаем следующие 25 минут (опять по таймеру).
  • Когда задача полностью выполнена, вычеркиваем ее из списка и переходим к следующей.
  • После 4-х рабочих периодов делаем длительный перерыв в 15-20 минут.

Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo. В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?

Как научить ребенка самостоятельно делать уроки?

Каждый родитель стремится к тому, чтобы ребенок делал домашнее задание самостоятельно. Однако на практике все зачастую происходит совсем не так. Приходится постоянно напоминать об уроках, заставлять их делать, ругать, читать нотации и многое другое.

Почему ребенок не хочет делать уроки самостоятельно?

Есть много причин. Возможно, школьнику неинтересно. Уроки скучные, преподаватель объясняет материал сухо. Естественно, желание снова и снова выполнять неинтересные домашние задания не возникает.

Может быть и так, что ребенок не понимает материал. Пропустил, прослушал, не понял с первого раза. Конечно, делать уроки не хочется, ведь половину задания чадо просто не понимает. И как можно дольше оттягивает неприятное занятие.

Бывает, что ребенок привыкает все делать с родителями и не хочет проявлять самостоятельность и инициативу. Особенно, если родители не слишком это поощряли раньше. Например, в первом и втором классе решали все задачи вместе, и вдруг в третьем начали требовать, чтобы школьник учил уроки сам.

Стоит понаблюдать за чадом. Может быть, ему трудно сконцентрироваться, не хватает внимания, он не может долгое время сидеть за уроками?

Важно выявить причину нежелания делать домашнее задание самостоятельно. А затем попробовать помочь ребенку.

Что надо сделать в первую очередь?

Прежде всего, нужно составить режим дня. Следует четко расписать время подъема, отхода ко сну, уделить время на выполнение домашнего задания, не забыть о посещении кружков и секций, и, конечно, оставить время на прогулку и игры. В процессе составления расписания можно будет увидеть, насколько велика нагрузка, есть ли отдых. Возможно, стоит подкорректировать что-то. Например, убрать один кружок, а может, наоборот, добавить, если ребенок очень хочет.

Очень важно правильно оборудовать рабочее место. Оно должно быть светлым, адаптированным к росту ребенка, укомплектованным, без ненужных предметов (игрушек, например).

Кроме того, надо предварительно оценить, насколько сложен материал, сколько времени потребуется на его изучение. От этого зависит скорость выполнения задания.

Важно установить ребенку временные рамки, чтобы он понимал, за полчаса надо сделать русский язык, например. Выучить правило, написать упражнение. Тут все зависит от сложности и объема задания, а также от темперамента ребенка. Холерик может сделать урок быстро, а флегматика торопить не стоит, это только все испортит. Лучше дать достаточно времени на спокойное выполнение задания.

Свободное время стоит посвятить играм и упражнениям на развитие внимательности и концентрацию внимания. Шахматы, шашки, крестики-нолики, морской бой, лабиринты – и еще многие игры помогут в этом деле. Это поможет школьнику быть более внимательным, улучшить память, научиться концентрироваться.

Практические советы

Итак, нужно запастись терпением. Ведь ребенок не сразу научится делать уроки самостоятельно. Потребуется некоторое время.

Нужно выработать привычку в определенное время приступать к работе. Это поможет научить ребенка преодолевать трудности. Тут поможет режим дня. Если же ничего не задали, в часы, выделенные для учебы, стоит повторить пройденный материал. На закрепление этой привычки потребуется немало времени.

Следующий шаг – приучить к самостоятельности. Родителям легче самим сделать домашнее задание, чем объяснить ребенку, как его делать. Если поступать так регулярно, это в дальнейшем приведет к проблемам. Ребенок просто не понимает, как это – быть самостоятельным. Он постоянно будет оглядываться на родителей, ждать помощи.

Прежде чем садиться делать домашнее задание, родители с ребенком должны совместно просмотрите учебники и тетрадки. Ребенок может рассказать, что они изучали на уроках, а родитель может объяснить своими словами, что нужно сделать, если ребенок не понял. Озвучив всё это, родитель должен уйти из комнаты. После надо проверить, все ли задания выполнены. Если есть ошибки, указать на них, объяснить, почему что-то выполнено неправильно. Закрепить материал вместе (то есть, проделать дополнительное задание – провести работу над ошибками).

Если у ребенка нет мотивации для выполнения задания, стоит ее найти. Например, привить интерес к предмету (вместе найти интересные факты по истории, биологии, географии), почитать дополнительную литературу (но только интересную). Кроме того, можно мотивировать чадо билетами в кинотеатр или развлекательный центр, сладостями и тому подобным. Но делать это не каждый день. Например, если ребенок в течение недели делает уроки сам и при этом старается, его ждет поощрение.

Родители должны быть последовательны в своих действиях и терпеливы. Нельзя за пару дней научить ребенка делать уроки самостоятельно. На это потребуется много времени. Зато результат обязательно порадует.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

29 октября 2019, 8:01