Как приучить ребенка ходить в садик без слез

Как приучить ребенка ходить в садик без слез

Как приучить ребенка к садику?

Период привыкания к детскому садику — еще один сложный этап взросления в жизни ребенка. Помочь малышу привыкнуть к новому месту и новым людям, организовать для него мягкий вариант адаптации к саду — важная задача каждого внимательного родителя.

Почему возникает проблема?

Все люди разные и дети тоже. Кто-то быстро привыкает к детскому садику, спокойно машет маме по утрам и бежит в группу играть. А кто-то неделями плачет в раздевалке, не отпуская маму на работу, надрывая сердце и себе, и ей.

Адаптация может выражаться не только в нежелании ребенка идти в детский сад. Некоторые дети начинают хуже спать ночью, кто-то беспричинно плачет или капризничает, у кого-то может пропасть аппетит или испортиться характер.

Дорогие родители, будьте терпеливы! Нервная система ребенка переживает стресс, и вам нужно набраться сил и помочь ребенку пережить этот сложный период.

Уровни детской адаптации: как быстро малыш привыкнет к садику?

По своей способности адаптироваться к новой ситуации дети делятся на разные группы. Как вы понимаете, быстрее всех жизнь наладится у детей с высокой способностью к адаптации. Уже за несколько недель ребенок привыкнет к новому образу жизни и спокойной будет идти в детский сад без слез.

Дети со средним уровнем адаптации будут привыкать подольше. Им может потребоваться около месяца или двух на то, чтобы приспособиться к изменениям. Таким детям нужна помощь родителей и близких родственников.

Есть и дети с низкой способностью к адаптации. Здесь уже все будет сложнее. Неважно, в чем причина — в воспитании или особенностях организации нервной системы — таким детям нужно много времени, чтобы справиться со стрессом и привыкнуть к изменениям в жизни.

Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду?

Помощь родителей должна быть всесторонней. Чтобы приучить ребенка к садику, нужно будет оказать ему и психологическую поддержку, и многому научить, и поиграть, и даже кое-где схитрить.

Подготовка к детскому саду

Если вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский садик, готовиться к этому событию придется сильно заранее. И мы не говорим о ранней записи в садик, что, конечно, тоже актуально в наше время. Вам нужно будет настраивать ребенка на то, что он пойдет в детский сад, с самого раннего возраста.

Учите ребенка самостоятельности

Даже отправляясь в сад в 2 года, ваш ребенок должен иметь определенные навыки самообслуживания. В саду дети обычно сами едят ложкой, ходят на горшок и одеваются.

Няня и воспитатель, конечно, смогут ему помочь, но ребенок будет чувствовать себя намного увереннее, если не будет на каждом шагу ощущать зависимость от других взрослых. Да и на фоне ровесников хотелось бы выглядеть наилучшим образом.

Живите по режиму

Уточните режим дня, по которому дети живут в саду, и поддерживайте его дома. Учитывайте все моменты — подъем, принятие пищи, расписание прогулок и сон. Тогда для вашего ребенка режимные моменты в саду будут вполне привычны.

Познакомьте с «садовским» питанием

Постарайтесь узнать меню в вашем садике и готовьте иногда те блюда, которые малыш будет там есть. Чем больше привычных моментов будет в саду, тем комфортнее ребенок будет себя там чувствовать.

Поддерживайте авторитет детского сада

Никогда не говорите «Вот пойдешь в сад, там тебя научат дисциплине» или «Вот узнаешь в садике, как наказывают непослушных детей». Расскажите, что в садике дети играют, участвуют в праздниках, гуляют и учатся. Почитайте книжки, в которых главные герои ходят в детский сад.

Социализируйте малыша

Приучайте ребенка оставаться не только с мамой, но и с другими родственниками и друзьями. Он должен знать, что и с другими родственниками можно быть в полной безопасности.

Как облегчить крохе период адаптации?

Помочь вашему малышу адаптироваться к саду без слез помогут следующие нехитрые рекомендации:

Снизьте накал страстей

Уберите все, что может перевозбуждать нервную систему ребенка. Поменьше мультиков, побольше прогулок и домашних игр с родителями.

Давайте время на «переключение»

Обязательно дайте возможность ребенку «перестроиться» после садика. Погуляйте подольше, пообщайтесь. Обязательно подробно расспрашивайте малыша о том, что происходило за день.

Приучайте к саду постепенно

Поначалу приводите ребенка в сад на пару часов. Постепенно удлиняйте время пребывания. Не торопитесь, пусть малыш привыкнет.

Выбирайте для посещения сада максимально комфортную «экипировку»

Подберите для садика удобную одежду и обувь. Проверьте заранее, что ребенок успешно справляется с застежкам, и одежда не стесняет движений.

Помогите наладить контакт с «коллективом»

Подскажите ребенку, как он мог бы подружиться с другими детьми. Придумайте с ним вместе новую игру, которую он бы мог предложить, дайте с собой интересную игрушку, чтобы он мог поиграть с ребятами.

Постарайтесь наладить контакт с воспитателем

Она видит вашего ребенка днем и сможет вам подсказать, все ли в порядке.

И кстати — никогда не обсуждайте воспитателя или других сотрудников сада при ребенке. Он не должен сомневаться в окружающих его взрослых.

Игры и маленькие хитрости

Ну как без этого? На что только не пойдешь, лишь бы ребенку было хорошо. Главное, чтобы все ваши хитрости были только честными. Никогда не обманывайте ребенка!

Смените «провожающего»

Очень часто дети сильно плачут при прощании с мамой. Попросите провожать его в садик кого-то из других членов семьи. С папой или старшей сестрой прощание может быть намного более позитивным.

Поиграйте «в садик»

В 3 года дети уже вполне хорошо разговаривают и могут очень хорошо передать вам все свои переживания и сомнения в процессе игры. Пусть игрушки идут в садик. Воспроизведите все — от утренних сборов до вечерней прогулки.

Дайте ребенку побыть и детсадовцем, и воспитателем. Вы сможете не только узнать, как он себя чувствует в садике, но и проиграть какие-то сложные для него ситуации и найти решение.

«Долгие проводы – лишние слезы»

Не спешите сразу убегать утром из раздевалки. Понаблюдайте за ребенком, когда он вас не видит. Очень может быть, что он перестает плакать сразу же после вашего ухода. А вы переживали весь день.

Общайтесь с родителями других малышей

Подружитесь с родителями детишек, которые ходят в группу с вашим чадом. Если у ребенка появится хороший друг, ему будет намного спокойнее в саду.

Что делать, если кроха так и смог привыкнуть к саду?

К сожалению, бывает и так. Существуют дети, которые очень тяжело переносят привыкание к детскому саду. Проходят недели и месяцы, а адаптироваться к новому месту у них так и не получается.

Как правило, это те ребята, которые привыкли все время быть с мамой. Обычно они и кушать умеют сами, и одеваться, и лепить из пластилина, а вот остаться в садике без мамы им очень тяжело.

Как помочь малышу, которому крайне сложно адаптироваться?

Так, какие действия предпринять по отношению к крохе, если он сильно плачет, идя в сад?

В первую очередь мама должна обратиться к своим чувствам. Очень часто такой ребенок не ощущает в матери уверенности в том, что ему действительно нужно в садик. Потому что такие мамы сами переживают расставание ничуть не меньше, чем ребенок.

Взвесьте все и возьмите себя в руки. Вы должны принять решение, научиться сдерживать свои эмоции при расставании, каким бы грустным вам не казался этот момент, и попытаться приучить кроху к саду еще раз.

Кардинально измените сборы в сад

Пусть утром включается веселая музыка, в садик вы отправитесь другим маршрутом и может быть даже вдвоем с папой, а отводит в группу малыша не мама, с которой так привычно плакать.

Обратитесь за консультацией к детскому психологу и педиатру

Вполне возможно, что снять излишнее перевозбуждение помогут успокаивающие капельки (маме они тоже пригодятся), а в процессе психологической игры вы найдете основную причину страхом ребенка.

Позвольте малышу взять в сад что-то напоминающее ему о доме

Дайте ребенку с собой что-то из дома, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Договоритесь с воспитателем, чтобы положить в шкафчик фотографию родителей, а в кроватку на дневной сон принести наволочку из дома.

Сообщайте ребенку, во сколько вернетесь за ним в сад

Обязательно говорите, когда вы придете забирать малыша. Чтобы он не боялся остаться в саду надолго, оставьте в шкафчике какую-то свою вещь, которая вам вскорости понадобится — заколку, ручку или другой предмет.

Изредка позволяйте совершать «прогулы»

Если ребенок категорически отказывается идти в сад — позвольте ему. Но сразу оговорите, что это всего на один день. И не «прогуливайте» часто.

Как приучить ребенка 2-3 лет к садику без слез и истерик: советы детского психолога

Новая пора детской жизни – детский сад. Ребенок здесь впервые встречается с большим коллективом. Все детки по-разному переносят период адаптации к новому месту, к новым людям. Частая реакция – плач. Бывает, что кроха ведет себя спокойно в детском садике, но вечером дома дает волю слезам, а иногда малыш первоначально выявляет готовность к походу в учреждение, а у самых дверей начинает капризничать. Более взрослый возраст карапуза (3 года и старше) – более легкая адаптация.

Почему малыш отказывается посещать садик?

Плач малыша, когда он идет в ДОУ, имеет под собой ряд серьезных причин. Перечислим их:

  • Малыш боится смены окружающей обстановки и режима. Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно. Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома. Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик.
  • Негативный опыт первого посещения детского садика. Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.
  • Ребенок психически не готов к детскому саду. Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.
  • Малыш не обладает навыками самообслуживания. Это может стать причиной сложностей пребывания малыша в дошкольном учреждении.
  • Переизбыток впечатлений. Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.
  • Негативное отношение к ребенку персонала. Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.

Приучение к саду

Ответим на вопрос, как приучить ребенка к садику. Благодаря простым приемам можно достичь снижения уровня напряжения и волнения, создать благотворную среду внутри детской личности для принятия новых условий жизни. Приучить малыша к садику можно только постепенно. Готовьтесь сами морально и готовьте малыша к тому дню, когда вы впервые поведете его в дошкольное учреждение. Создайте дома режим дня аналогичный тому, что будет у малютки в садике (прогулка, кормление, сон).

Проведите несколько прогулок по территории ДОУ. Показывайте крохе, как красиво и интересно кругом. Сделайте акцент на том, что совсем скоро сын или дочь получат возможность гулять здесь вместе с другими детками под присмотром воспитателя.

Для первых дней адаптации ограничьте время пребывания в учреждении двумя часами. Временной интервал увеличивайте постепенно. Спустя 2-3 недели (это промежуток может быть короче или длиннее в зависимости от самого ребенка) при желании карапуза можно оставить его в саду на весь день.

Создание благоприятного впечатления

Когда вы забираете кроху из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, как ему понравилось в саду и чем они занимались в течение дня. Непременно сделайте акцент на положительных моментах, ведь порой именно от позитивных реплик со стороны родителей зависит построение положительного отношения к учреждению у самого ребенка.

Режим дня, принятый в учреждении, следует сохранять и в выходные дни. Повторяйте все, что дети обычно делают в садике и то, что малыш уже научился делать там.

Условьтесь, каким будет ваше прощание и встреча. Прорепетируйте несколько раз эти сцены. Такие действия крайне необходимы вашему малышу, особенно если он боится расставания с вами. Соблюдайте эти ритуалы и в дальнейшем.

Посещение садика – начало жизни, лишенной физического контакта с родителями, хотя и временно. Дети все равно нуждаются в мамином тепле и любви, поэтому чаще берите их на ручки, почаще обнимайте и старайтесь проявлять максимум заботы. Не забывайте, что дома ребенок должен восполнить недостаток вашего внимания.

Чтобы биологические часы ребенка не сбились, желательно соблюдать установленный в садике распорядок дня даже в выходные

Ошибки родителей

Трудности нередко встречают родителей на пути освоения нового места пребывания их ребенком. Приведем примеры распространенных ошибок и рассмотрим способы их предотвращения.

Одна из самых частых ошибок – родители оказываются не готовыми к отрицательной реакции на детский сад. Они не знают, как реагировать на слезы и капризы, когда ребенок не хочет идти в детский сад, ведь дома малыш вполне адекватно воспринимал предложение идти туда. Нужно учитывать, что кроха сталкивается с таким опытом впервые, то есть он не может заранее предугадать всю картину. Адаптация со слезами – явление распространенное и абсолютно нормальное. Слезы пройдут так же внезапно, как и появились, стоит лишь родителям проявить терпение.

Часто родители ошибочно начинают ругать или даже наказывать детей за слезы. Так ситуацию не решить. Взрослые должны проявить терпение и такт. Важно помочь крохе приспособиться к новому месту пребывания. На помощь в этом непростом деле обязаны прийти воспитатели.

Отложить все дела

Мама должна на адаптационный период абстрагироваться от любых других важных дел, в том числе и от выхода на работу, чтобы полностью заняться малышом. Время привыкания может составить 2-3 месяца. Также родители сами не должны нервничать и выражать свою обеспокоенность внешне. Сейчас не время для самобичевания по поводу того, хороший вы или плохой родитель, самое главное для вас – быть спокойным и уравновешенным. Малыши очень легко перенимают настрой взрослых, а ведь им предстоит преодолеть важный рубеж и научиться жить в большом коллективе. Не говорите папе или другому члену семьи о том, что сын или дочь плакали, если малютка в этот момент находится рядом. Не стоит акцентировать внимание на вашей тревоге, ведь дети, хоть их порой и считают еще слишком маленькими, все очень хорошо понимают, а еще лучше – чувствуют. Все это будет усиливать детское беспокойство.

Даже если тревога ребенка кажется надуманной, нужно спокойно и с любовью помочь ему пережить непростой период

Распространена ошибка, когда мамы начинают проявлять к ребенку в это время меньше внимания. Груз ответственности спал с их плеч, они облегченно вздыхают – и совершенно напрасно, потому что именно сейчас нужно максимально много времени проводить с крохой, чтобы показать, что вы любите его так же как раньше и даже больше. Услышав, как малыш с радостью делится с вами переживаниями прошедшего дня и рассказывает об играх и занятиях, можете быть спокойны – ваш карапуз одолел науку адаптации к детскому саду.

Продолжительность периода приспосабливания у каждого ребенка будет индивидуальной. Адаптация – это проверка и для взрослых – на то, как они сами настроены на помощь своему чаду и готовы к поддержке в тяжелых ситуациях.

Решение уже имеющихся проблем

Представим ситуацию, что ребенок не хочет идти в садик при условии, что он уже продолжительное время его посещает и все чаще выражает беспокойство в тот момент, когда мама говорит, что пора собираться в группу. Скорее всего причина здесь в том, что у малыша 4-5 лет проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или с воспитателями. Возможно, карапуз плохо воспринял приход нового воспитателя или имеется неразрешенный конфликт между одногруппниками.

Причиной может быть простое недосыпание. Стоит родителям ввести новый подходящий распорядок дня, как проблема решится сама собой. Малыш будет полностью восстанавливаться за ночь и вставать самостоятельно с удовольствием.

Полноценный сон – залог хорошего настроения и самочувствия ребенка, что позволит ему быстрее адаптироваться к садику

Как исправить ситуацию?

Выяснение причин

Как поступать родителям, если кроха выражает свое недовольство и протест по поводу хождения в детское учреждение? Разберем самые оптимальные способы решения с точки зрения доктора Комаровского:

  1. Разговор с ребенком. Каждый раз, забирая сына или дочь из сада, интересуйтесь, как они провели день. Возможно, из разговора вы узнаете, что воспитатель грубо обращался с малюткой или кто-то из деток его обидел. Причина того, почему кроха плачет и не хочет ходить в ДОУ, в 80% случаев раскрывается именно в этом формате.
  2. Разговор с воспитателем. Необходимо соблюдать правила общения: быть вежливым, спокойным, не высказывать претензий и не повышать голоса. Такой подход гарантирует вам получение правдивого отзыва от человека, под контролем которого ваш малыш находится целый день. Выслушав его мнение, вы сможете сделать выводы, как педагог влияет на вашего ребенка.
  3. Разговор с родителями. Частые и групповые истерики у большинства детей по утрам требуют сбора родительского собрания, чтобы выявить причины такого поведения.
  4. Предложите малышу нарисовать свой детский сад. Увидев радость и живые эмоции на рисунке, будьте уверены, что проблема где-то еще – скорее всего в семье. Преобладание темных тонов, слезы, ругань на картинке – повод обратиться к психологу или показать этот рисунок воспитателю группы.
  5. Обратиться к воспитателю с просьбой показать результаты трудов своего чада в стенах ДОУ. Увидев, что по сравнению с другими детками ваш кроха отстает в рисовании, лепке или аппликации, следует позаниматься с ним дополнительно дома. Тогда ребенок перестанет чувствовать свою ущербность по сравнению со сверстниками.

Даже ссора с другим ребенком может быть причиной нежелания посещать ДОУ

Устранение причин

  1. Видя проблему в сложности общения вашего ребенка с другими детками, чаще бывайте на площадках, помогайте ему налаживать контакт с малышами. Нужно помочь ему преодолеть свою замкнутость и научить общаться и жить в социуме.
  2. Не идите на поводу у его капризов и прекратите чрезмерно его баловать.
  3. Режимы дома и в садике должны быть максимально похожими, особенно это касается времени обеда и тихого часа.
  4. Прививайте ребенку навыки общения со взрослыми, чтобы уже с юного возраста он понимал необходимость послушания взрослым и осознавал важность субординации.
  5. Выяснив, что причиной слез и истерик у ребенка является некомпетентный педагог, и это подтверждает большинство родителей в группе, следует обратиться к руководству ДОУ для назначения нового воспитателя (подробнее в статье: что делать, если у ребенка 3-х лет истерика?).
  6. Присутствующий конфликт между вашим ребенком и воспитателем необходимо разрешить с последним. Отсутствие положительного решения приведет к тому, что сад придется поменять.
  7. При возможности проведите хотя бы один день в группе. Разумеется, всю картину вы вряд ли увидите, потому что воспитатель при вас может вести себя по-иному, но все же вам будет проще понять, чем именно вызвана тревога вашего чада.

Устранение нарушений

  1. Мешающие нормальному общению и проведению занятий дефекты речи следует устранить. Для этого нужно обратиться к логопеду.
  2. Имеющиеся серьезные патологии (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха, зрения и т.д.) требуют перевода ребенка в специализированный детский сад. Не настаивайте на пребывании вашего ребенка в обычном саду. Специализированное учреждение больше подходит для работы с детьми такого плана.
  3. Причиной отказа от посещения детского сада может быть сильная чувствительность и эмоциональность ребенка. Крохе тяжело в саду, ему там некомфортно, он хочет более спокойного места и более дружеской обстановки. Попробуйте обратиться за советом к психологу. Опытный специалист подскажет, как вести себя в такой ситуации. Старайтесь давать малышу поменьше поводов для стрессов, а вечерами включайте почаще классическую музыку.

Консультация детского психолога

На этом сайте детский психолог отвечает на вопросы родителей

Как приучить ребёнка к садику? Часть 2

Первая статья на эту тему вызвала большой интерес среди родителей, а в комментариях появилось множество уточнений и дополнительных вопросов. Для удобства ответы на эти вопросы соберем в новой статье.

Популярные вопросы родителей:

Сколько длится период адаптации к садику?
Длительность этого периода зависит от самого ребёнка, от детей в группе, от воспитателей и от помощи родителей. Как правило, при благоприятных условиях о полной адаптации ребёнка к садику можно говорить не раньше, чем через 2-3 месяца.

Влияет ли круг общения ребёнка на процесс адаптации к садику?
Как правило, чем уже круг общения ребёнка, тем длительнее привыкание к садику. Поэтому имеет смысл ещё до посещения садика заниматься расширением круга общения вашего ребёнка.

Могу ли я помочь ребёнку адаптироваться к садику?
Да, можете. Список рекомендаций смотрите ниже в этой статье.

После начала посещения садика ребёнок начал часто болеть. Что является причиной?
Чаще причина кроется в ослаблении иммунитета ребёнка стрессом, связанным с началом посещения садика. Мнение, что в садик все приводят больных детей, и их ребенок от них заражается отнюдь не всегда оправдано. Из-за новой непривычной обстановки у ребенка появляется масса новых переживаний и беспокойств. Именно они ведут к стрессу, из-за которого происходит снижение иммунитета, из-за чего, в свою очередь, ребенок может легко заболеть, даже если все в его группе здоровы. То есть причина частых болезней в садике чаще психологическая и именно поддержка и участие со стороны родителей могут помочь ребенку справиться со стрессом, а значит избежать частых болезней.

Дома мой ребёнок ест самостоятельно, но в саду он отказывается есть. Почему?
Детям трудно даётся перенос знаний и навыков в новую среду. Стресс от начала посещения садика тоже затрудняет этот перенос. Поэтому часто с началом посещения садика дети “утрачивают” некоторые навыки. Не беспокойтесь, ситуация нормализуется.

Мой ребёнок начал сильно упрямиться, старается всё сделать наоборот, часто устраивает истерики. Этому его научили в садике?
Если вашему ребёнку 2-4 года, то, возможно, часть этих нарушений поведения вызвана не столько садиком, сколько “кризисом 3-х лет”.

Как понять, что процесс адаптации уже закончился?
По завершении этого процесса ребёнок должен в садике хорошо есть, спать, играть и взаимодействовать с другими детьми.

Как лучше поступить: оставить ребёнка в садике сразу на целый день, или постепенно привыкать?
Лучше постепенно. Начать можно с 1-2 часов пребывания в садике в сопровождении родителя.

Какие дети труднее привыкают к садику?
Наибольшие трудности имеют

  • Единственные в семье дети
  • Чрезмерно опекаемые
  • Чрезмерно зависимые от матери
  • Неуверенные в себе
  • Тревожные дети
  • Часто болеющие

За какое время до первого посещения детского сада стоит начать готовить ребёнка?
За 3-6 месяцев. Прочитайте рекомендации, изложенные ниже,- некоторые из них вы можете применять ещё за пол года до первого посещения садика.


Как помочь ребёнку адаптироваться к садику?

  • Используйте сказки! Придумайте одну-две сказки, в которых участвуют значимые для вашего ребёнка персонажи (например, лесные звери). Обыграйте в сказке проблему, с которой ваш ребенок столкнулся в садике. Расскажите, как персонажи справились с такой проблемой и как им теперь хорошо и интересно ходить в садик. Слушая сказки, дети ассоциируют понравившихся им героев с собой и готовы перенимать их поведение и эмоции. По окончании сказки можно поговорить с ребёнком о том, понравилась ли ему сказка, кто его любимый герой? На кого он хотел бы быть похожим? Почему? А как ещё можно было поступить в подобной ситуации? и т.д. Подробнее о таких сказках можно прочитать в моей статье в книге “Жила-была девочка, похожая на тебя. ” (Дорис Бретт)
  • Оставляя ребёнка в садике, не забудьте сказать, что вы за ним обязательно вернётесь
  • Проявляйте интерес к занятиям ребёнка в детском саду (не стоит об этом расспрашивать на улице во время возвращения домой из садика, ведь ребёнок в это время занят изучением улицы). Внимательно и с интересом выслушивайте рассказы ребёнка о событиях в садике
  • Сохраняйте дома продукты творчества, которые ребёнок приносит из детского сада (поделки, рисунки и т.п.)
  • Можно поиграть дома в детский сад. Для этого можно использовать имеющиеся игрушки. Одна из этих игрушек может символизировать ребёнка или “новенького” в садике, которому другие “дети” помогают. Понаблюдайте за спонтанной активностью ребёнка во время подобных игр. Что он говорит? Что делает? Какую стратегию избирает? Видны ли проблемные зоны? Можно ли их проработать в рамках игры?
  • Покажите ребёнку, что его посещение садика – это важное дело. Вы ходите на работу, а он в садик.
  • Маленькие дети очень сильно привязаны к маме. К папе чуть меньше. В таком случае имеет смысл отводить ребёнка в садик не маме, а папе. Тогда расставание пройдёт чуть-чуть спокойнее.
  • Рассказывайте ребёнку о положительных сторонах посещения садика (много игрушек, дети-друзья, прогулки, творчество и т.д.)
  • Перед началом посещения садика можно начать вводить элементы режима, который используется в садике.
  • В выходные дни создавайте для ребёнка режим, похожий на режим дня в садике.
  • По возможности привлекайте к процессу адаптации психолога из детского сада
  • Чаще гуляйте с ребёнком на детских площадках. Играйте в песочнице. Дайте возможность ребёнку взаимодействовать с другими детьми. Внимательно наблюдайте за тем, как ребёнок себя ведёт с другими людьми. Отмечайте, что вызывает затруднения. Все эти затруднения можно прорабатывать с помощью сказок и спектаклей с игрушками, о которых было сказано выше.
  • Помогите вашему ребёнку освоить навыки самообслуживания: мытьё рук, одевание, еда и т.д. Поощряйте самостоятельность ребёнка.
  • Познакомьтесь с воспитателем заранее. Расскажите ему о своём ребёнке. Ребёнку, когда он увидит, что вы с воспитателем подружились, будет проще остаться в садике.
  • Забирайте ребёнка из садика в чётко оговоренное время. Не опаздывайте.
  • Имеет смысл дать ребёнку с собой в садик одну из его любимых плюшевых игрушек. Это сгладит чувство одиночества.
  • Оставляя ребёнка в садике, не показывайте ему вашу тревогу.
  • В первые дни не стоит оставлять ребёнка на длительное время. 1-2 часов вполне достаточно. Затем это время можно постепенно наращивать
  • Периодически в присутствии ребёнка с гордостью рассказывайте своим знакомым о том, что ваш ребёнок уже такой взрослый, что скоро пойдёт в детский сад. Как там будет здорово! Избегайте разговоров о том, как будет трудно приучить ребёнка к садику. Дети очень быстро улавливают такие разговоры.
  • Расскажите ребёнку о том, кто такая воспитательница, и зачем она нужна. Это необходимо для того, чтобы ребёнок не подумал, что вы его бросили и отдали “другой тёте”
  • Поощряйте дружбу вашего ребёнка с другими детьми
  • Старайтесь не доводить свои отношения с персоналом садика и другими родителями до конфликтов. Если всё же конфликт появился, то старайтесь его решить мирно, без агрессии и не в присутствии вашего ребёнка.
  • Постарайтесь научить вашего ребёнка предупреждать заранее о том, что он хочет в туалет
  • Начните дома создавать такие условия, при которых малыш будет желать, чтобы мама скорее ушла. Для этого можно использовать “ритуалы прощания”. Например, помахать на прощание рукой, или провожание уходящей мамы до двери (лифта). Так же можно сделать малыша помощником в маминых сборах (“А где моя сумка? Помоги мне её найти”). Наличие подобных ритуалов сделает уход мамы интересным процессом для ребёнка, а значит и расстройств от временного расставания будет меньше.
  • Приучайте ребёнка брать с собой на улицу те игрушки, которыми он готов поделиться с другими детьми
  • Дети во время игр на детской площадке нередко попадают в конфликтные ситуации. Не торопитесь в них вмешиваться. Дайте возможность вашему ребёнку попробовать разрешить конфликт самостоятельно. В любом случае он получит полезный опыт общения. Помогите ребёнку, если он вам даёт понять, что ему нужна ваша помощь
  • В период привыкания к садику у детей накапливается много эмоций по этому поводу. Помогите этим эмоциям безопасно выйти наружу: после садика можно побегать, попрыгать, порисовать, поиграть в песочнице, посидеть у мамы на руках. Подобные занятия способствуют выходу эмоций
  • Позаботьтесь о том, чтобы ночной сон ребёнка был достаточно продолжительным. Хорошо выспавшийся ребёнок чувствует себя лучше в садике
  • Приводите ребёнка в садик к самому открытию. Это позволит ему плавно освоиться в обстановке и чувствовать себя хозяином положения. Проведём аналогию с миром взрослых людей: представьте, что вам нужно сделать доклад перед большим количеством людей. В одном случае вы приходите в зал самыми первыми и встречаете всех приходящих людей, а во втором случае вы приходите в уже забитый зал. В каком случае вы будете чувствовать себя комфортнее? Подавляющее большинство людей признают, что им комфортнее первыми приходить в конференц-зал, так они себя чувствуют увереннее
  • Накануне первого посещения садика напомните ребёнку о предстоящем событии. Ответьте на все его вопросы.
  • В общении с ребёнком подчёркивайте, что он по-прежнему вам дорог, и вы его любите
  • В первый день посещения садика лучше прийти только на прогулку
  • Иногда имеет смысл сделать для ребёнка ещё один выходной, например, в среду
  • Приходить в садик лучше только здоровым. Здоровый ребёнок увереннее себя чувствует. Больной ребёнок может и других заразить и сам “совсем заболеть”
  • Делайте с ребёнком гимнастику
  • Вместе с ребёнком вы можете приобрести две красивые ночные пижамы. Один комплект он будет использовать во время сна дома, а второй в садике. Наличие в садике такой же пижамы, как и дома, поможет вашему ребёнку лучше справиться с дневным сном
  • Приучать ребёнка к горшку стоит задолго до поступления в садик
  • Во время дневных прогулок, проходя мимо садика, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло, ведь очень скоро он будет ходить в садик!
  • Научите ребёнка знакомиться с другими детьми
  • Поощряйте любопытство
  • Ещё до поступления в садик, узнайте, какой там режим дня. Дома, вместе с ребёнком, заведите специальный альбом, в котором будете отражать основные элементы режима дня садика. Используйте фотографии, картинки, рисунки и вырезки из журналов. К каждой ситуации добавляйте и фотографию вашего ребёнка. В результате, ребёнку будет проще освоиться в садике, а за счёт применения фотографии ребёнка, он уже заочно станет “участником” всех процессов в садике
  • Во время прощания в садике, не стоит уходить “по-английски”. Дети не любят, когда их мама неожиданно пропадает. Затягивать прощание тоже не следует
  • Не обещайте ребёнку вознаграждение за посещение садика. Такой подход может дать временный результат, но, в конечном счёте, плохо скажется на мотивации ребёнка
  • Одевайте ребёнка комфортно. Не холодно и не жарко. Подбирая одежду, отдавайте предпочтение той, которую удобно одевать и снимать
  • Не нужно наказывать и пугать ребёнка детским садом
  • Приучайте ребёнка засыпать без укачивания

Как без травмы приучить ребёнка к садику

Многое зависит от возраста ребенка, реальной необходимости в садике и отношений малыша с родителями.

На этот вопрос в своем ЖЖ отвечает психолог Ольга Писарик. Ее книга “Привязанность — жизненно-важная связь” доступна в сети.

Краткий ответ — никак. Но глубина травмы может сильно варьироваться и зависит от возраста ребёнка (чем раньше, тем хуже) и глубины привязанности с родными взрослыми (чем слабее, тем травма будет глубже).

В идеале ребёнок физически готов расставаться со своими родителями на относительно протяжённые отрезки времени, когда он привязан на уровне любви (см. статью об уровнях привязанности). Когда он начнёт рисовать вам сердца, говорить о любви не просто имитируя вас, а изнутри, от себя, вот тогда он и будет готов. Причём жаловаться и плакать такой ребёнок, скорее всего, будет больше, чем дети, которые идут в садик в более раннем возрасте, потому что он уже будет понимать свою потерю и страдание, а не просто чувствовать тупую необъяснимую боль. Так вот, плакать он будет больше, а урон его психике будет нанесён меньший. Это если кратко.

Теперь длинный ответ.

Никогда раньше в истории не предполагалось, что ответственность за выращивание ребёнка лежит исключительно на родителях. Ребёнка всегда окружали и другие взрослые, которые заботились о нём, считали его “своим”, несли за него ответственность.

В Африке говорят “It takes a village to raise a child”- “Чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня”. Когда ребёнок растёт среди своих, выражаясь языком Гордона Ньюфелда , в “деревне привязанностей” (я это называю круг привязанностей), то детский страх потерять маму или папу никогда не переходит в тот животный ужас, который испытывают многие современные городские дети.

Второе: в традиционных культурах мир женщины никогда не делился на дом и работу, оба эти мира были неразделимы, переплетались, и у женщин не стояло проблемы: или дом и ребёнок, или работа и общение с другими взрослыми.

Неудивительно, что выращивание детей силами исключительно двух взрослых является не просто очень трудной задачей, а зачастую невыполнимой. Ниже я опишу возможные варианты привлечения помощи со стороны, которые будут созвучны с теми знаниями о привязанности, которые у нас уже есть, дружественны для нормального психо-эмоционального развития ребёнка, либо, если они не очень дружественны, то предложу варианты компенсации получаемой ребёнком травмы.

Как я уже писала, до 6 месяцев мозг ребёнка открыт для установления привязанностей. Ребёнок охотно улыбается дружественно-настроенным незнакомцам, почти без сопротивления идёт ко всем на ручки. Задача родителей за эти полгода познакомить ребёнка со всеми взрослыми, кто в дальнейшем может о нём заботиться, создать как можно больший круг привязанностей. Бабушки и дедушки, подруги, соседи, будущая няня, все, с кем ребёнок успеет познакомиться до своих 6 месяцев, не будут впоследствии иметь особых проблем, чтобы заботиться об этом ребёнке. И у ребёнка не будет особенных проблем с тем, что эти взрослые о нём заботятся.

После 6 месяцев начинается поляризация привязанностей, мозг ребёнка как бы говорит: “Так, спасибо, я познакомился со всеми своими привязанностями, больше мне не надо. Пусть они обо мне заботятся, а я займусь другими делами”. С момента, когда у ребёнка начинается синдром боязни незнакомцев, передавать его из рук в руки, как раньше, без предупреждения, будет большой ошибкой.

Теперь один взрослый, к которому привязан ребёнок, должен будет как бы передать свою привязанность другому взрослому, который, в свою очередь, должен будет поработать над привязанностью ребёнка к себе, развить и укрепить её.

Например, если у вас меняются няни, то либо вы должны организовать ход событий таким образом, чтобы старая няня познакомила и подружила ребёнка с новой няней, либо вам самим надо на время сосредоточиться на ребёнке и послужить мостиком между двумя нянями.

Если вы собираетесь в детский сад, то надо постараться познакомить ребёнка не только и не столько с группой, сколько со взрослыми, которые призваны заботиться о ребёнке. Всеми правдами и неправдами старайтесь подружиться с воспитателями и нянечкой, организуйте их приход к вам домой на чай (оплатите им это время как рабочее), сватайте им ребёнка, а ребёнку — их (“Ах, моя малышка в вас души не чает!” — А Марина Сергеевна (лучше тётя Марина) всегда так тебя хвалит, говорит, ты её самая любимая девочка”.)

Необходимо всегда помнить: привязанность зависит от взаимоотношений, а не от роли. Иными словами, невозможно прийти и сказать: я твоя мать — люби меня, я твоя воспитательница — ты должен меня слушать, я твой учитель — я знаю лучше, чем ты. В итоге мы можем получить сильнейшее противление, расстройство привязанности с родителями и перенос привязанности (обычно на ровесников).

Теперь перечислю варианты ухода за ребёнком силами не родителей от наиболее мягких для развития ребёнка до жёстких.

Ребёнок и мама дома. Домой на пару часов в день приходит няня. Няня может погулять с ребёнком (одевает обычно мама), мама в это время может поработать. Позже, когда ребёнок привыкнет к няне, мама может уходить на пару часов в день (не каждый день). Старайтесь, чтобы ваши отлучки были не больше времени, которое ребёнок готов без вас провести. Также няня может помогать по хозяйству, тогда мама высвободившееся время сможет провести с ребёнком. Это самый мягкий вариант, когда и маме даётся отдушина, она не чувствует себя заключённой в четырёх стенах, и ребёнок чувствует себя в безопасности, окружённый знакомыми запахами, обстановкой, родными лицами. Его мозг расслаблен и может спокойно развиваться.

Если мама работает вне дома, то няня, приходящая к ребёнку, лучше, чем ребёнок, приходящий к няне. Конечно, тут могут быть исключения. Например, если ребёнок ходит к няне, которая является вашей ближайшей подругой, в доме которой он с рождения уже облизал все углы и детей которой он считает членами своей стаи. И незнакомая, не очень настроенная на ребёнка няня, которая приходит к вам и проводит с ребёнком времени больше, чем он с вами.

Если мама уходит, то надо обратить внимание на моменты ухода-прихода и попытаться своё отсутствие компенсировать на доступных ребёнку уровнях привязанности. При уходе “передать” привязанность няне, поговорить с ней, дать ей время на то, чтобы настроиться на ребёнка и пригласить его зависеть. При приходе “забрать” привязанность от няни, не забыть настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок). Объяснить няне, что то, что при вас ребёнок её не слушается — это нормально и не является показателем её непрофессионализма, дети привязаны через чувства и когда вы исчезнете с глаз, ситуация поменяется. Избегайте столкновения привязанностей.

Во время вашего отсутствия дайте ребёнку возможность держаться за вас через вещи, фотографии, записи вашего голоса, видео. При расставании фокусируйтесь на будущем возвращении и каком-либо совместном приятном действии. У няни должны быть чёткие инструкции о том, что она должна поддерживать привязанность ребёнка к родителям, почаще вспоминать их добрым словом, напоминать о том, что “скоро придёт мама”.

Решение о посещении ребёнком детского сада должно рассматриваться только в самой-самой безвыходной ситуации. Детский сад — это чуждое ребёнку место, не благоприятное для его развития, и вам придётся компенсировать очень и очень многое. Исключение — группы краткосрочного пребывания, куда ребёнок ходит только играть, где он не кушает незнакомую еду в неудобное время, в непривычной обстановке, не спит в чужой кровати, не борется вместе с другими детьми за внимание воспитателя. И даже в ГКП, если на замене незнакомая воспитательница, ребёнка лучше оставить дома.

Самое тяжёлое в саду — это, конечно, сон. Для ребёнка сон — это маленькая смерть, уснуть без родителей — серьёзная травма. Если можете не оставлять на сон — не оставляйте. Если не можете — договоритесь, чтобы можно было принести своё постельное бельё (на нём лучше вначале поспать вам, чтобы оно вами пахло), чтобы можно было в постель брать с собой какую-нибудь домашнюю игрушку, что-то из ваших личных вещей. Много детей легче засыпают, обнимая мамину ночнушку либо слушая записанный на диктофон мамин голос.

Если всё же ситуация безвыходная, денег на няню нет и надо работать, иначе — голодная смерть. Подчёркиваю: разговор может идти только о перспективе голодной смерти, а не о том, что маме не хватает денег на поездку в Испанию, а папе — на новый Макбук. Дети — не идиоты, они прекрасно видят, когда у родителей нет другого выхода, а когда от них просто хотят избавиться. И сколько вы ни будете себя убеждать, что садик — это хорошо, полезно, социализация и бла, бла, бла — ребёнок будет чувствовать, что самые близкие люди его бросили. Не все дети выходят из садика невротиками, но все выходят с покалеченной привязанностью к родителям.

Степень покалеченности может быть разная. Она сильно зависит от многих факторов: какая обстановка в семье, степень эмпатии мамы, как часто семья переезжает, какое количество детей в группе, как часто они меняются, как часто меняются воспитатели, как часто детей дёргают из группы на различные развивалки. От воспитателей, конечно, зависит многое.

Как компенсировать?

Понять и принять, что ребёнок в садике страдает, что ему плохо, но своё страдание он ещё не может осознать. Скорее всего, страдание после садика будет выливаться в агрессиюсамоагрессию. Понимать и принимать такое поведение, ни в коем случае не ставить запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Помогать выплакивать слёзы тщетности в своих любящих руках.

Дома создать тёплую, заботливую атмосферу. Относится с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, пестовать его, заботиться о нём. После садика поменьше ходить на разные мероприятия, побольше сидеть дома или вместе гулять, но подальше от других детей, только вы и он.

Давать как можно больше физического контакта, желательно спать вместе. Тогда он хотя бы за ночь будет добирать ту близость, которой ему днём так не хватает.

Развивать более глубокие уровни привязанности, чтобы ребёнку было легче переносить физическую разлуку.

Облегчать ребёнку пребывание в садике

Поддерживать привязанность к вам вашего малыша на уровне чувств: дать какую-нибудь свою вещь, медальон с вашей фотографией. Или повесить свою фотографию в шкафчике. Записать на диктофон свой голос и договориться с воспитателями, что ребёнок может приходить к шкафчику и слушать маму.

Поддерживать привязанность на уровне похожести: носите одинаковые вещи. Малышу будет легче держаться за привязанность, когда он будет знать, что у него такой же зелёный шарфик, как у мамы, или такая же клетчатая кепочка, как у папы. Хорошо бы воспитатели подчёркивали, как ребёнок похож на маму и папу (“Ой, у тебя глаза, как у мамы, а нос — как у папы”).

Поддерживать привязанность на уровне принадлежности: постоянно подчёркивайте, что вы — семья, один за всех и все — за одного, всегда защищайте ребёнка, никогда ни с кем не объединяйтесь против него, даже в самых, как вам кажется, гуманных целях. Помните: поведение ребёнка инстинктивно, с теми, к кому он не привязан, он будет вести себя плохо, а с теми, к кому привязан — хорошо.

К сожалению, чтобы мы не делали, полностью травмы избежать не удастся. Как я уже говорила, к разделению с родителями ребёнок готов только на уровне привязанности через любовь, когда он может держаться за нас, потому что он ЛЮБИТ нас. В лучшем случае, признаки такой привязанности появляются в

Примечание: для простоты слога я говорю “привязанность к родителям”, имея в виду основную рабочую привязанность ребёнка к заботящемуся о нём взрослому. Чаще всего это действительно родители (родные, приёмные), но также могут быть бабушкадедушка, няня, даже старший братсестра.

Как приучить ребенка к садику без слез

Разберемся, как приучить ребенка к садику. Практически для всех детей первые посещения детского сада сопряжены со стрессом. Малыши не понимают, для чего им нужно посещать детский сад, и категорически отказываются оставаться с чужими взрослыми и детьми и подчиняться новым требованиям. Как сделать привыкание к детскому саду как можно менее болезненным и для детей, и для родителей?

Как приучить ребенка к садику: появление негатив

Причина негативного отношения к садику лежит на поверхности. Ведь еще недавно ребенок постоянно находился под маминой опекой в домашней обстановке. Теперь же все переворачивается с ног на голову – мама уходит, малыша окружают незнакомые вещи и люди. В такой ситуации сложно найти позитивные моменты, даже если вы будете им предлагать интерактивные игрушки. Кроме того, по достижении года дети становятся чересчур тревожными, особенно, когда в их жизни что-то меняется. Иногда состояние тревожности может сохраняться вплоть до школьного возраста. Поэтому важно найти подход к ребенку и развеять его страхи.

Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в трусости! Вспомните себя в его возрасте – вам ведь тоже было страшно впервые идти в детский сад. Незнакомая обстановка пугала и в первые школьные дни, да и сейчас многим взрослым ужасной кажется сама мысль о смене рабочего места. Так или иначе, перемены в привычном укладе жизни способны выбить из колеи и ребенка, и взрослого, поэтому отнеситесь к тревогам своего чада с пониманием. Ребенка к детскому садику необходимо приучить аккуратно.

Последовательность приучения ребенка к садику – залог успеха

Приучить ребенка к детскому саду можно. Главное – быть последовательными в своих действиях. Сначала малышу следует рассказывать о садике, о том, как детки там вместе играют, отдыхают и веселятся. В это же время желательно перестроить режим дня ребенка так, чтобы он соответствовал режиму детского сада, — так крохе будет проще привыкнуть к новому укладу жизни.

Намного легче будет в садике тем детям, которые умеют самостоятельно кушать, пользоваться горшком и хотя бы частично одеваться. Кроме этого, ребенка нужно учить играть, чтобы он умел делиться с другими детьми и не мешать им. Для этого многие мамы организовывают мини-детские сады на дому – ребенок привыкает к коллективу в уютной домашней обстановке, благодаря чему ему будет проще адаптироваться в будущем.

Малышу следует объяснить, что воспитатель – это человек, к которому можно обратиться с просьбой и которого нужно слушать. Неплохо будет предварительно поговорить с воспитателем, рассказав ему об особенностях характера ребенка, его привычках.

Наберитесь терпения

С одной мамой и ее маленьким сыном произошла следующая история. Малыш категорически не хотел оставаться в детском саду, постоянно плакал по этому поводу, стал очень беспокойным, стал плохо спать и почти потерял аппетит. Мама решила поговорить с воспитательницей о том, как облегчить период адаптации. Ответ был предельно лаконичен: А что в этом страшного? Поорет и успокоится . Как вы уже догадались, мама предпочла с воспитательницей больше не общаться и чадо ей не доверила.

Чтобы приучить ребенка к садику безболезненно, сначала его следует оставлять в саду на пару часов, постепенно увеличивая время до полного дня. Как правило, когда дети без проблем остаются на дневной сон, можно говорить об успехе мероприятия.

Многие психологи рекомендуют в первые дни водить ребенка в детский сад не утром, а вечером, чтобы чадо видело, как сверстников забирают родители. Это поможет укрепить в сознании малыша мысль: За всеми мамы приходят, за мной тоже придет . Кроме того, утро – стрессовое время и для детей, и для родителей, и вашему крохе совсем необязательно наблюдать, как другие малыши плачут, когда родители оставляют их в детском саду.

Как уменьшить стресс ребенка и приучить его к садику

Чтобы ребенок чувствовал себя в саду максимально комфортно, можно дать ему с собой любимую игрушку со словами: Я скоро вернусь, а пока с тобой побудет мишка (зайчик, котик, собачка) . Кроме того, в первое время следует быть особенно внимательными к малышу, уделяя ему максимум своего времени. Ребенку в этот период может показаться, что он никому не нужен, и даже мама его оставила. Покажите чаду, что это не так, и ничего страшного в его жизни не происходит.

Если же, несмотря на ваши усилия, ребенок категорически отказывается от посещения сада, попробуйте дать ему небольшой перерыв. В этот период главное – постоянно напоминать малышу о том, как в садике интересно, сколько нового он может там узнать. Особенно важно, чтобы разговоры имели эмоциональную окраску и настраивали ребенка на позитивное восприятие.

Просмотры: 29260 / 22

Как приучить ребенка к садику

Проблема посещения детского сада регулярно возникает у многих родителей. Далеко не все родители могут сидеть с малышом дома или воспользоваться услугами няни. Кроме того, безусловным преимуществом садика является развитие навыков адаптации в незнакомой среде.

Именно в этот период приобретается умение нормального общения со сверстниками. Однако во многих случаях родителям приходится решать вопрос, как приучить ребенка к садику. Нередко требуется помощь психолога, способного оказать реальную помощь. В результате совместных усилий большинство детей достаточно быстро привыкают к новым незнакомым условиям.

Почему малыш отказывается от детского сада

Как правило, причины такого нежелания определяются достаточно легко. После плотной материнской опеки ребенок неожиданно остается один с абсолютно незнакомыми людьми. В подобной ситуации малыш не видит для себя каких-либо положительных изменений. Состояние тревоги может сохраняться очень долго, вплоть до самой школы. Поэтому помощь и забота родителей в начальный период имеет первостепенное значение. Необходимо хорошо понимать и осознавать, что в этот момент посещение детского садика для ребенка вовсе не является праздником. Малыш подвергается сильному стрессу, который совсем непросто пережить без помощи родителей. Подобные чувства испытывает даже взрослый человек во время крутых перемен, связанных с переездом на новое место жительства или переходом на другую работу.

Все действия со стороны родителей должны быть очень осторожными и проводиться постепенно. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он трус. Необходимо тактично и последовательно объяснять все преимущества детского садика. Только так малыш сможет нормально войти в незнакомый коллектив и общаться со сверстниками.

Нежелание ребенка может быть связано и с определенными требованиями, предъявляемыми воспитателями. Если в домашних условиях можно было вообще ничего не делать самому, то в садике необходимо соблюдать режим дня, кушать пищу, приготовленную для всех, самостоятельно одеваться, убирать за собой игрушки и т.д. Некоторые дети просто не хотят действовать подобным образом, предпочитая, чтобы все заботы взяла на себя мама или бабушка.

Читайте также: Социальное развитие ребенка дошкольного возраста

Начинать посещать детский сад рекомендуется в возрасте от 2 до 3 лет. Процесс привыкания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, прежде всего от его эмоционально-психологического развития. Некоторым детям может понадобиться помощь квалифицированного психолога.

Что советуют психологи

По мнению большинства психологов, нежелание ребенка посещать детский сад является вполне решаемой проблемой. Рекомендации, выдаваемые родителям, предполагают определенный порядок действий. Большое значение имеют предварительные разговоры о садике, которые нужно проводить как можно чаще. Будет серьезной ошибкой откладывать это на самое последнее время, перед началом посещения.

Правильные, ненавязчивые рассказы позволят малышу постепенно осознать, что в детском саду находятся такие же дети, которые вместе играют, занимаются, проводят время весело и интересно. В это же время домашний режим дня нужно незаметно изменить таким образом, чтобы он как можно больше походил на детсадовский распорядок.

Важным элементом подготовки являются навыки и умения, приобретенные заранее. Значительно легче тем детям, которые самостоятельно кушают, одеваются и ходят на горшок. Избавиться от многих проблем поможет умение играть в основные детские игры, особенно с чужими детьми. Для этого нужно чаще общаться со сверстниками на детских площадках и приглашать их в гости. Особо следует объяснить роль воспитателя. Ребенок должен четко усвоить, что в детском садике – это ключевая фигура. Это тот человек, которого необходимо слушаться в отсутствие родителей. Психологи настоятельно советуют предварительно обговорить с воспитателем все значительные моменты, касающиеся различных привычек и особенностей малыша.

Привыкание к садику будет незаметным, если в первые дни малыш будет посещать его только в вечернее время. В это время родители приходят за своими детьми, и малыш видит это. Постепенно он осознает, что так происходит всегда, что его тоже заберут домой и не оставят одного. Утреннее время нежелательно для посещения, поскольку капризы и плач других детей может отрицательно воздействовать на неокрепшую психику ребенка.

Совет родителям: главное – не торопиться

В начальный период рекомендуется неполный день пребывания в детском саду. Первые 3-4 дня достаточно всего одного часа. Постепенно, к концу недели это время увеличивается до 4-5 часов, с плавным переходом на дневной сон. Время адаптации не следует слишком растягивать. Если отсутствуют проблемы с дневным сном, то можно смело говорить о нормальном привыкании и отсутствии проблем с посещением детского сада. Для более мягкого решения проблемы, как ребенка приучить к садику, можно разрешить взять свою любимую домашнюю игрушку. В вечернее время малышу необходимо уделять максимальное внимание, чтобы он не чувствовал себя брошенным и никому не нужным. Это будет очень хорошей поддержкой ребенка в этот непростой период.

Читайте также: Адаптация ребенка к детскому саду

Полная психологическая адаптация происходит на протяжении от 2 до 3 месяцев. Это считается нормой, достаточной для дальнейшего посещения детского сада без каких-либо проблем. Тем не менее, рекомендуется внимательно наблюдать за ребенком и учитывать его индивидуальные психологические особенности. Для одних детей адаптационный период проходит сравнительно легко и незаметно, а у других он может продолжаться в течение долгих месяцев.

Однако, если, несмотря на все усилия, ребенок все равно отказывается от посещения детского сада, рекомендуется сделать небольшой перерыв. В это время малышу необходимо регулярно напоминать обо всех преимуществах садика и оставленных здесь друзьях. После такой дополнительной подготовки необходимо повторить попытку, используя рекомендованные схемы и правила.

В садик без слез

Каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда ребенок при расставании с родителями капризничает.
Почему ты плачешь? Что случилось? — такие вопросы задают родители своим малышам, которые не отпускают их и горько рыдают.
Понять, почему ребенок плачет, почти невозможно, но объяснение этому все-таки есть.

На самом деле малыш не осознает, почему он так ведет себя, почему не хочет отпустить маму и остаться с кем-то вместо нее. Да и спрашивать его об этом, по меньшей мере, бесполезно, а иногда бессмысленно и вредно.
По интонации малыш почувствует, что им недовольны, начнет переживать, что расстроил и обидел маму. Ребенок не думает о том, что ему будет плохо в том месте, куда вы его привели, его просто беспокоит сама ситуация расставания, а слезы — это единственный способ, которым он может показать свое переживание.
Мы, взрослые, наделяем слезы более трагическим смыслом, чем дети.

Взрослые плачут в горе, отчаянии, при сильной боли, хотя и при расставании с любимым человеком тоже драматизируют ситуацию, а ребенок слезами просто разговаривает и хочет услышать успокаивающие слова, после которых у него наступит покой в душе. Именно в этот момент, когда он уцепился ручками и рыдает, он хочет поговорить о расставании, хочет знать, куда пойдут сейчас его близкие, когда вернутся, услышать, как его любят.

Зачастую бывают ситуации, когда взрослые пасуют перед плачущим малышом и решают «не травмировать» ребенка, откладывают свои планы и остаются дома. Но рано или поздно наступит момент, когда вам все-таки нужно будет уйти, а ребенок вновь будет использовать все свои манипуляции: слезы, капризы, истерики. Неправильно поступают и те родители, которые незаметно ускользают из дома.

Как научить ребенка ходить в детский сад без слез

Родителям мы объясняем, как правильно расставаться с крохой. Нужно дать элементарную информацию, которую хочет знать малыш: куда мама пойдет, когда заберет его; объяснить, что с ней ничего не случится, что его любят, и их встреча будет очень скорой, что он даже и не заметит их разлуку.
Итак, нужно сказать ребенку на доступном ему языке, куда и зачем вы идете. «Я иду на работу!» — это не то, что хочет услышать малыш. Скажите ему: «Я иду печатать на компьютере», «Я иду стричь волосики».

Даже фраза «Я пойду с тетей Юлей пить чай» удовлетворит вашу кроху. Главное, что спокойная интонация подскажет ему, что место, куда идет мама, безопасное, а дело, которое она будет делать, полезное и приятное.
Скажите малышу точно, когда вы вернетесь за ним. Мы советуем мамам говорить малышам так: «Ты покушаешь, поспишь, и мама придет». Ребенку понятно конкретное описание событий, по которым он сможет определить время. Такие действия помогают и учат ребенка доверять взрослым. Малыш хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Такого рода доверие снижает тревогу малыша.

Ни в коем случае не обещайте ребенку вознаграждение за расставание. Чтобы избежать такой ситуации, я советую прибегать к ритуалам, например, таким, как обнимание, целование, произнесение добрых, приятных слов малышу: «Приятного дня», «Я тебя люблю, крошка» и т.д.
Если эти действия не помогают с мамой, нужно попробовать отправлять малыша в сад с папой.
Кроха обязательно поменяет свое поведение.

Конечно, изменение произойдет не за один день, а тогда, когда расставание станет для него привычным.
И еще. Ни в коем случае нельзя корить или пугать ребенка. Я была невольным свидетелем того, как некоторые мамы говорили своим крохам: «Если будешь плакать, я уйду и не вернусь за тобой!», «Как тебе не стыдно!», «Хорошо, я не пойду на работу, и у нас не будет денег, и я не куплю тебе конфеты и машинку!».

Дорогие родители! Ваш малыш — это самое дорогое, что у вас есть. Если вы не справляетесь с ним самостоятельно и не можете подобрать нужных слов, посоветуйтесь с вашими мамами или со специалистами садов, центров, куда вы приводите ребенка, и такой период пройдет без слез и незаметно для вас и вашей крохи.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: