Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать?

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать?

Топ новостей:

Архив новостей

Сайт 7DA.TV, являясь этапом в развитии проекта Adventisty.ru, включает в себя, как уже хорошо знакомые Вам возможности агрегатора обновлений адвентистских интернет-новостей и всех прежних сервисов, так и новые возможности – функционал социальной сети и многое другое.

Функционал социальной сети позволит пользователям-адентистам добавлять и редактировать материалы сайта, создавать свои личные страницы, страницы своих церквей и частных миссий – издательств, школ, санаториев, кабинетов здоровья, кафе и т.п. и их объединений.

Здесь Вы сможете давать объявления и рекламу, проводимых Вами миссионерских мероприятий, публиковать Проекты нуждающиеся в поддержке спонсоров. Предприятие сможет найти сотрудника, работник – место служения, человек несемейный – спутника жизни.

Все добавленные Вами материалы отображаются как на Вашей странице, так и в общем Каталоге материалов сайта и других тематических сайтах группы, и содержат ссылку на страницу добавившего их пользователя, обеспечивая дополнительные переходы на Вашу страницу.

Сервис Перекрестные сообщения позволит Вам не терять связь с Вашими друзьями в других социальных сетях, где Вы уже были ранее зарегистрированы, т.к. по Вашему желанию, сообщения, добавленные Вами там, могут автоматически публиковаться здесь, и наоборот.

В отличие от своего предшественника сайт 7DA.TV задуман, как международный, с возможностью выбора, как языка интерфейса, так и языка материалов страниц. В настоящий момент данный функционал разрабатывается и частично уже доступен пользователям.

Благодаря совместным усилиям участников формируется актуальная база адресов церквей и различных социальных служений, а также сводный календарь проводимых ими мероприятий. В социальной сети смогут участвовать также приглашенные Вами друзья-неадвентисты.

В целом, интерфейс сайта интуитивно понятен и, надеемся, не потребует подробных разъяснений, чтобы освоить и оценить его возможности. Поскольку проект находится в постоянном развитии, будем благодарны за любые Ваши замечания, советы и помощь.

Если Вы не были здесь ранее зарегистрированы, то перейдите по ссылке регистрация. Если у Вас уже есть логин и пароль для входа, то перейдите в профиль и введите дополнительные данные необходимые для участия в социальной сети.

Добавить церковь в базу сайта может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня, прошедший регистрацию на нашем сайте. Теперь Ваша церковь не просто оказывается в списке Церквей, но получает страницу в соцсети. Отдельные Люди и Миссии на самообеспечении также получают свои страницы. Здесь размещается информация о их текущей и планируемой деятельности и многое др.

Добавление миссии на самообеспечении

Добавить миссионерское предприятие в базу сайта может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня. Ваша миссия не просто оказывается в списке, но получает страницу в соцсети, где можно публиковать информацию о ее деятельности, проектах, планах и т.д.

Добавить видео, аудио, текстовые, презентации и другие файлы в базу может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня, зарегистрированный на сайте. Размещенные на сайте файлы могут быть упорядочены по типу файла, тематике, языку и др.

Добавить новости в базу может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня, зарегистрированный на сайте.

Для связи с техподдержкой используйте мессенджер «Support», расположенный в нижней части сайта.

Добавлять мероприятия на сайте имеют право только зарегистрированные и авторизованные члены церкви Адвентистов Седьмого дня. Просим Вас авторизоваться или пройти регистрацию.

Как научить ребенка сочувствию: 3 простых шага

31 мая 2016
17:07

Просто, но работает. Попробуйте.

Когда я выхожу куда-то с ребенком и слышу, как другой малыш закатывает истерику, у меня перехватывает дыхание от паники. Я застываю посреди продуктового магазина. Спустя несколько секунд понимаю, что источник шума – чужой ребенок.

Слава богу, не мой.

Я бы хотела с самого начала посочувствовать другой маме. Поддержать ее взглядом или легким движением руки. Но мне нужно несколько секунд. Поддерживать поздно. Мы зашли в соседний отдел, а мама утащила ребенка подальше от чужих осуждающих взглядов.

Вот в чем трудность

Я не хочу, чтобы мои дети отводили взгляд и не предлагали помощь, когда вырастут. Я хочу, чтобы они вызывали скорую, когда человеку на улице плохо. Я хочу, чтобы они притормозили на дороге, чтобы помочь пострадавшему в аварии. Я хочу, чтобы они поддержали того, кому грустно и тяжело.

Одна из главных моих задач как мамы — воспитать в ребенке сострадание, но пример я подаю не самый лучший. Некоторые уверяют, что дети не способны на сочувствие лет до шести-семи. Но не все так просто. Навыки эмпатии развиваются у малышей уже в первые годы.

Как научить ребенка сочувствовать?

3 простых, но эффективных шага.

Когда вы с ребенком на улице встречаете другого ребенка, который чем-то расстроен, сделайте вот что:

1. Укажите на то, что происходит: «Смотри, мальчик плачет».
2. Спросите ребенка: «Как думаешь, что он сейчас чувствует?». Если ребенок пожимает плечами и не может сообразить, попробуйте предложить на выбор: «Думаешь, он грустит? Или злится?»
3. Подумайте вместе: «Что поможет ему почувствовать себя лучше?» Подождите чуть дольше, чтобы дать ребенку подумать. Если он все-таки не знает, спросите: «А тебе бы что помогло в такую минуту?».

Мы делаем это упражнение всякий раз, когда встречаем расстроенного ребенка в общественном месте. Раньше я чувствовала себя немного глупо, но один случай на прошлых выходных открыл мне глаза на то, каким образом наши разговоры изменили моих детей.

Мы были в городе по делам, вернулись домой поздно, и моя восьмимесячная Шарлотт жуть как хотела спать. Ревела, не переставая. Маленькая Бейли последовала за нами в спальню, где я начала готовить Шарлотт ко сну. Мне нужно было поменять ей подгузник. За моей спиной Бейли сказала:

— Мам, Шарлотт плачет.

— Ага, угу, — промямлила я, пытаясь побить мировой рекорд по самой быстрой смене подгузника, а голос Чарли взлетел еще на октаву.

— Я думаю, Шарлотт грустит.

Я остановилась и повернулась к Бейли. Она и сама погрустнела. Я улыбнулась, благодарная за росток сочувствия, пробивавшийся прямо на моих глазах:

— Да, ей правда грустно. Она очень сейчас устала.

Я вернулась к малышке, застегнула ей памперс, вернула на место соску и взяла ее на руки.

— Можно я обниму Шарлотт, чтобы она не грустила?

Глядя на Бейли, я снова улыбнулась, смаргивая слезы:

— Конечно, милая.

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Эмпатия – это способность чувствовать и понимать эмоции других. Большинство психологов считает, что это врожденное качество. То есть младенцы, наблюдая за расстроенными или счастливыми взрослыми, могут испытывать похожие чувства.

Когда ребенку исполняется два года, он уже способен понять, что человеку рядом плохо и даже предложить ему поддержку.

Помощь двухлетнего ребенка своеобразна, малыш еще не осознает, что действительно будет полезно другому человеку. Например, он может предложить расстроенному человеку свою бутылочку или любимую игрушку. Малыш хочет помочь, но у него нет знания и навыков оказания поддержки. Лишь к 6-7 годам ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации. Понимать, как чувствуют себя определенные социальные группы людей – например, бездомные – человек начинает к подростковому возрасту.

Теория о врожденной эмпатии считается общепринятой, но случаи, когда первые проявления детской эмпатии «запаздывают» – тоже не редкость. Влиять на это могут и врожденные качества, и жизненный опыт ребенка.

В современном мире можно и нужно развивать способность к сопереживанию

Почему важно учить эмпатии?

Известно, что дети с высокой эмпатией склонны вступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании друзей. Таким образом, дети способствуют уменьшению буллинга (травли) в школах и на улицах. Опыт поддержки и защиты слабых помогает детям приобрести здоровую устойчивую самооценку.

Высокая эмпатия способствует счастью и успеху, когда ребенок становится взрослым. Это касается, в первую очередь, личной жизни.

Эмпатия помогает выстраивать отношения с друзьями, создавать семью и воспитывать детей. Люди, легко воспринимающие и понимающие чувства других, успешны и в работе.

Они способны к эффективным переговорам, сотрудничеству, хорошо работают в команде. Работодатели часто называют эмпатию одним из важнейших навыков в современных условиях рынка.

Эмпатичные люди проявляют чуткость, распознавая насущные проблемы общества или групп населения, и находят их решения. Например, они изобретают технологии сбора пресной воды для засушливых территорий или легко складывающуюся детскую коляску. Вообще, большинство изобретений удовлетворяют нужды людей, которые трудно угадать без способности к пониманию их проблем и чувств.

Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?

Обратите внимание на то, что важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности. «Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения.

Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.

Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умерла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось пирога». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.

Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».

Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.

Старайтесь поощрять не редкие добрые поступки, а последовательное эмпатичное поведение.

Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.

Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству. Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.

Подарите ребенку плюшевую игрушку и любимую куклу. Существует стереотип, что это игрушки для девочек. Но психологи отмечают, что даже мальчикам полезно играть с куклами и плюшевыми животными. Это развивает в них навыки заботы о живых существах. Совершенно необязательно предлагать мальчику играть с Барби или пупсом. Вашему маленькому сыну точно понравится большая кукла, похожая на настоящего человечка.

Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»

Помогайте детям видеть различие и сходство людей. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

Никогда не бейте детей! Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут. Такое поведение родителей может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.

Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.

Как научить ребенка эмпатии? 5 способов научить ребенка сочувствовать и сопереживать. Психология эмпатии детей

Эмпатия и дети. Как научить ребенка сочувствовать и сопереживать.

Cпособность чувствовать то, что чувствует другой, понимать его чувства и разделять их, свойственна из всех живых существ только людям.

Эмпатия – это одно из тех странных качеств, которого все ждут по отношению к себе, но мало кто толком понимает, как это дать другому. В мире, где все построено на индивидуализме, нам порой этого так не хватает.

Поэтому нужно учить своих детей быть неравнодушными, учить сопереживать и сострадать. Развитие эмпатии у детей – процесс, который не происходит сам собой, ему нужно помогать.

Что же такое эмпатия?

Эмпатия – это не просто способность понимать чьи-то чувства. Ведь преступники часто понимают своих жертв, они как раз и используют эти знания в своих целях. Маркетологи, основываясь на потребностях и психологии аудитории, успешно стимулируют продажи.

Эмпатия – это нечто большее: способность ценить и уважать достоинство и чувства другого человека, относиться к людям с пониманием, добротой.

Когда у ребенка появляется эмпатия?

Конечно, детки обычно рождаются уже с добрым сердцем, но это еще не эмпатия. Эмпатия у детей – качество, которое нужно воспитывать и развивать. Задача взрослых – показать на собственном примере, как это работает.

Если родители относятся к малышу с уважением, интересуются его проблемами и не обесценивают их, заботятся о животных, способны выслушать и поддержать членов семьи – это формирует и у ребенка навыки сопереживания.

Ребенок не сочувствует , пока не понимает, что кому-то плохо. Именно поэтому эмпатия детей дошкольного возраста , пока они еще активно изучают этот мир и учатся понимать себя, явление довольно редкое.

В этом возрасте малыш может наступить на жучка, оторвать бабочке крылья, даже ущипнуть маму – просто потому, что пока еще не понимает, что другому существу больно, ему просто любопытно.

Понимание придет со временем, и если взрослые объясняют ребенку, что так делать не нужно, потому что другому неприятно, при этом сами проявляют эмпатию к окружающим – малыш впитает этот навык.

Немного об эмоциональных потребностях детей и взрослых

Эмпатия также тесно связана с эмоциями. У каждого человека есть какие-то потребности, в том числе духовные и эмоциональные.

Если «эмоциональный сосуд» ребенка наполнен добротой, заботой, вниманием и любовью родителей, они смогут поделиться этим и с другими. Невозможно поделиться тем, чего у тебя нет.

Как ни странно, очень многим взрослым сложно говорить об эмоциях вообще.

Они не знают, как справляться с чужими эмоциями и испытывают жуткие неудобства в ситуациях, требующих эмоционального отклика, а собственных эмоций просто боятся и не знают, что с ними делать.

Как научить ребенка сопереживать другим?

1. Говорите с детьми

Очень важно с детства говорить с детьми. О потребностях других, о том, какие чувства и эмоции испытывают другие люди.

2. Практикуйтесь на реальных ситуациях

Ищите ситуации, которые требуют какого-то эмоционального отклика человека и расскажите детям, что это значит для людей, что они испытывают, как себя чувствуют.

Например, если вы видите скорую помощь, расскажите, что эта машина везет кого-то в больницу, кому-то плохо, предположите, как чувствуют себя члены семьи больного.

Благодарите ребенка за его участие в делах семьи, поощряйте сострадание к другим. И конечно, показывает сами пример адекватной реакции на чужие эмоции.

3. Учите сопереживать через игру, играйте

Дети обожают играть. Почему бы не использовать это для развития морально важных качеств, в том числе эмпатии?

Игры «в ролях» дают возможность прожить ситуации героев сказки или реальные бытовые ситуации. Учитель, врач, мама, главный герой мультика или кино, персонаж из любимой книги – перевоплощаясь, дети «проживают» этот опыт, это очень важный навык для эмпатии.

Вы можете разыграть какую-то историю вместе и попросить детей остановиться на минутку и представить, как их персонаж мог бы чувствовать себя в этот момент, пофантазировать.

Это сосредоточит внимание на эмоциях, которые мог бы испытать другой человек в этой ситуации. Можно даже попробовать изобразить выражения лица, отображающее ту или иную эмоцию или чувства.

Воспитание у детей эмпатии в игровой деятельности, забота о домашних питомцах, чтение книг с последующим обсуждением чувств главных героев – все это способствует развитию умения сопереживать и сострадать.

4. Развивайте внутренний моральный компас ребенка!

Растолковывая детям, «что такое хорошо и что такое плохо», вы даете им некий моральный компас, с которым они проследуют по жизни. И в ситуации, требующей какого-то поступка, выбора, будут ориентироваться на него.

Объясните, как наши выборы и поведение влияют на других.

5. Совершенствуйте собственный навык сопереживать, подавайте пример!

Тут все просто – если вы черствы как сухарь – то вряд ли сын или дочь пойдут по стопам матери Терезы. Утрировано и грубо – но смысл такой. Так что учитесь эмпатии!

Так зачем развивать у ребенка эмпатию?

Психологи утверждают, что люди, способные глубоко понимать чувства других, хорошо умеют работать в команде, выстраивать крепкие семейные отношения, успешны в карьере.

Они умеют не только брать, но и давать, и поэтому получают удовольствие от жизни, проживая ее полноценно, дыша полной грудью.

Посмотрите лекцию Брене Браун «Сила уязвимости» на TED, где исследовательница доступно объясняет суть и силу способности глубоко чувствовать и сопереживать.

Невозможно сострадать другим людям, когда ты не любишь себя. А это основы основ. Способность к эмпатии – это то, чему действительно стоит научить ребенка!

Понравилась статья? Сохраните в пинтерест, чтобы была под рукой!

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

8 800 777 7050
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПРЯМО СЕЙЧАС

Тренинги по детской безопасности

Как научить ребенка сопереживанию?

Психологи утверждают, что способность чувствовать и понимать эмоции других людей — это врожденное качество. В возрасте двух лет ребенок уже способен понимать, грустно человеку или весело, плохо или хорошо. Некоторые дети уже в столь раннем возрасте готовы предложить свою поддержку, например, поделиться любимой игрушкой или мороженым. К 6-7 годам ребенок уже может поставить себя на место другого человека, понять, что бы чувствовал он, оказавшись в такой ситуации.

Но бывают и случаи, когда ребенок не проявляет эмпатию, а иногда и наоборот, ведет себя агрессивно, озлобленно, равнодушно. Давайте разберемся, что могут сделать родители, чтобы научить своих детей сопереживанию?

  • Лучший способ объяснить ребенку что такое эмпатия, это показать собственный пример. Например, делиться историями о радостных и печальных моментах из жизни. Комментировать новости, выражать свое сочувствие, радоваться успехам.
  • Помогаем ребенку выражать собственные эмоции. Он должен понимать, чем отличается грусть от переживаний, радость от восторга, так ребенок сможет лучшим образом анализировать свои ощущения. Хорошо, если ребенок научится не стесняться своих чувств, поймет, что ими можно делиться с вами.
  • Помогаем ребенку понимать чувства других людей. Например, “как думаешь, почему твоя подруга рассержена на тебя?”, “как ты считаешь, почему бабушка так расстроилась, когда ты не захотел к ней прийти?”.
  • Не хвалите, но показывайте, что вы цените его умение сострадать, заботиться, благодарить. Помогайте развивать такие качества, как участие и умение заботиться о других. Это может быть животное, которое живет в вашей семье, или даже подаренная кукла.
  • Читайте, смотрите фильмы и мультфильмы вместе, обсуждайте, помогайте ребенку проанализировать чувства героев.
  • Объясните, что все люди разные: худые и полные, медленные и быстрые, любящие спорт или искусство. Все мы отличаемся друг от друга, но в равной степени не любим, когда нас не понимают или обижают.

Не торопите ребенка на пути получения новых знаний об этом мире. Плоды вашей работы обязательно появятся, если вы и собственным примером будете показывать всю важность сопереживания.

Как научить ребенка сочувствию и сопереживанию?

В воспитании ребенка важно научить его любить не только родных и близких, но и других окружающих людей. Все остальные нравственные качества легко прививаются на этом прочном основании. Необходимо помнить, что любовь – это не просто чувство, а скорее действие, обращенное к другому человеку.

Малыша важно научить позитивному восприятию окружающего мира: природы, животных, всех окружающих людей – и ровесников, и старших. Начать стоит с сочувствия и сопереживания. Полезно порассуждать о том, какие чувства могут быть у других людей, научить воспринимать их как свои собственные, ставить себя на их место, радоваться их успехам, огорчаться из-за их неудач. Это поможет ему проникнуться добрыми чувствами по отношению к другим людям. И, конечно, важно помнить, что главный пример – это родители. Если они не высказывают своего сочувствия другим людям, то малыш не будет иметь возможности узнать, что это такое. Научить ребенка улавливать настроение окружающих можно лишь путем проявления собственных чувств. Когда он научится определять свои эмоции, он сможет угадывать их и у других людей.

Хорошим методом станет чтение малышу поучительных сказок, рассказов со счастливым концом, где добро торжествует над злом. Книжки подбирают с красочными рисунками, по которым можно объяснить словами, что происходит, ведь детям легче воспринимать яркие зрительные образы. После прочтения обязательно нужно обговорить историю и обсудить всех ее героев – и отрицательных, и положительных. Полезно задавать вопросы, кто малышу больше понравился и почему, как бы он поступил в той или иной ситуации. Если ребенок что-то не так понял, необходимо растолковать ему и дать правильную оценку истории, обязательно подчеркнув, какие хорошие уроки он должен извлечь для себя.

Позитивное влияние оказывают совместные просмотры мультфильмов, в которых главные герои творят добро. В завершении также следует обсудить сюжет и персонажей. Беседы помогают малышу осознать, что другим людям тоже бывает весело или грустно, они испытывают боль, жажду и другие чувства и эмоции.

Необходимо с малого возраста учить ребенка проявлять сочувствие к пожилым людям – дедушкам и бабушкам, относиться к ним с особым почтением. Причем начать лучше с собственного примера. Пусть малыш впитает в себя доброту и сердечность, а по прошествии многих лет точно также будет относиться и к своим родителям!

Новое в блогах

Как научить ребенка сопереживать другим людям?

Американские исследователи в последней четверти XX века убедительно показали, что младенцы уверенно опознают основные эмоциональные состояния матери и реагируют на них уже через четыре часа после рождения. Спокойствие, радость, страх, тревога… Но я хотела сказать не об этом. С какого возраста сочувствие, сопереживание у ребенка может стать действенным, сознательно направленным на другого человека?

Часто можно слышать от родителей, жалующихся на плохое поведение, неуправляемость или даже жестокость собственных чад: «Да он же еще маленький! Он же не понимает, что папа на работе устает, дедушка тяжело болен, сестра расстроена из-за ссоры с подругой, а маме хотя бы иногда нужно побыть одной. Поэтому он и ведет себя так…»

Понимает или не понимает? Должен или не должен подстраивать свое поведение? Надо ли этому учить? Если должен и надо, то с какого возраста? В два года вроде еще рано, он еще и не говорит толком. А в пять — не поздно ли, ведь как будто бы (откуда только взялось!) из него получился законченный эгоист, которому только свои желания и интересны?

Расскажу случай из жизни.

Ребенку полтора года. Обычный малыш, говорит несколько слов «мама», «папа», «дай», «гав-гав» и, конечно же, очень любит играть со своей мамой.

У них есть любимая игра. Когда малыш чем-нибудь расстроен или упал и ушибся, мать нажимает указательным пальцем на его носик-кнопку и громко говорит:

— Би-и-ип! Би-и-ип! Би-и-ип!

Ребенок забывает про обиды и хохочет от восторга, заливается смехом. Мать тоже смеется и объясняет происхождение игры тем, что круглая, почти лысенькая головка сына напоминает ей первый советский спутник и его позывные.

И вот ребенок, практически ничем не болевший, вдруг слег. Какая-то сильная инфекция, резкое повышение температуры, фебрильные судороги, остановки дыхания…

Мать не растерялась и не впала в панику. Она, как умела, стала делать ребенку искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Старшая дочь, проинструктированная матерью, вызвала скорую. Скорая приехала очень быстро. Благодаря четким словам девочки, врачи заранее знали, на что едут, и действовали точно и слаженно. Малышу сделали необходимые уколы и вместе с матерью увезли в больницу.

В больнице он стал приходить в себя.

Никто не знал наверняка, чем обернется для него случившаяся трагедия. Сколько времени мозг был без кислорода? Насколько он пострадал? А может быть, помощь подоспела вовремя и все обошлось?

Ребенок был жив, все, что можно, было уже сделано. И у матери, которая до сих пор держалась собранно и спокойно, началась разрядка: она плакала и то хватала ребенка на руки и начинала его целовать, то снова клала в кроватку и отворачивалась, закрыв лицо руками.

И вот ребенок открыл глаза и стал оглядывать все вокруг, как будто пытаясь осознать, где он и что происходит. Медики вздохнули с облегчением: вроде бы взгляд малыша был вполне осмысленный, хотя и несколько «в кучку» (что объяснялось еще и действием лекарств).

Все незнакомое: больница, кроватка, белые стены, какие-то дяди и тети вокруг. Наконец ребенок находит глазами знакомое лицо — мама! Сказать по правде, в нынешнем состоянии ее трудно узнать. Но малыш явно справляется, и медики, увидев это, собираются расходиться с сознанием выполненного долга.

Мать снова хватает ребенка на руки. Малыш хмурит светлые бровки, будто изо всех сил пытаясь что-то осознать, потом с таким же напряжением, явно преодолевая слабость, поднимает ручку…

— Что? Что? — с тревогой спрашивает мать.

Наконец у него получается сконцентрировать взгляд и направить движение руки.

С блаженной улыбкой он нажимает пальчиком на нос матери:

И явно ждет, что теперь-то уж мать перестанет плакать и засмеется. Ему это всегда помогало, значит, поможет и ей.

Врачи, улыбаясь, уходят из палаты, мать смеется сквозь слезы, а пожилая медсестра как-то подозрительно часто моргает.

В завершение этой истории хочу вернуться к вопросам, заданным в начале текста. Способен ли ребенок к сопереживанию в столь раннем возрасте или это исключительный случай? В каком возрасте начинает проявляться эта способность? Надо ли этому учить? Если надо, то с какого возраста?

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Эмпатия – это способность чувствовать и понимать эмоции других. Большинство психологов считает, что это врожденное качество. То есть младенцы, наблюдая за расстроенными или счастливыми взрослыми, могут испытывать похожие чувства.

Когда ребенку исполняется два года, он уже способен понять, что человеку рядом плохо и даже предложить ему поддержку.

Помощь двухлетнего ребенка своеобразна, малыш еще не осознает, что действительно будет полезно другому человеку. Например, он может предложить расстроенному человеку свою бутылочку или любимую игрушку. Малыш хочет помочь, но у него нет знания и навыков оказания поддержки. Лишь к 6-7 годам ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации. Понимать, как чувствуют себя определенные социальные группы людей – например, бездомные – человек начинает к подростковому возрасту.

Теория о врожденной эмпатии считается общепринятой, но случаи, когда первые проявления детской эмпатии «запаздывают» — тоже не редкость. Влиять на это могут и врожденные качества, и жизненный опыт ребенка.

В современном мире можно и нужно развивать способность к сопереживанию

Почему важно учить эмпатии?

Известно, что дети с высокой эмпатией склонны вступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании друзей. Таким образом, дети способствуют уменьшению буллинга (травли) в школах и на улицах. Опыт поддержки и защиты слабых помогает детям приобрести здоровую устойчивую самооценку.

Высокая эмпатия способствует счастью и успеху, когда ребенок становится взрослым. Это касается, в первую очередь, личной жизни.

Эмпатия помогает выстраивать отношения с друзьями, создавать семью и воспитывать детей. Люди, легко воспринимающие и понимающие чувства других, успешны и в работе.

Они способны к эффективным переговорам, сотрудничеству, хорошо работают в команде. Работодатели часто называют эмпатию одним из важнейших навыков в современных условиях рынка.

Эмпатичные люди проявляют чуткость, распознавая насущные проблемы общества или групп населения, и находят их решения. Например, они изобретают технологии сбора пресной воды для засушливых территорий или легко складывающуюся детскую коляску. Вообще, большинство изобретений удовлетворяют нужды людей, которые трудно угадать без способности к пониманию их проблем и чувств.

Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?

Обратите внимание на то, что важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности. «Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения.

Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.

Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умерла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось пирога». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.

Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».

Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.

Старайтесь поощрять не редкие добрые поступки, а последовательное эмпатичное поведение.

Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.

Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству. Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.

Подарите ребенку плюшевую игрушку и любимую куклу. Существует стереотип, что это игрушки для девочек. Но психологи отмечают, что даже мальчикам полезно играть с куклами и плюшевыми животными. Это развивает в них навыки заботы о живых существах. Совершенно необязательно предлагать мальчику играть с Барби или пупсом. Вашему маленькому сыну точно понравится большая кукла, похожая на настоящего человечка.

Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»

Помогайте детям видеть различие и сходство людей. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

Никогда не бейте детей! Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут. Такое поведение родителей может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.

Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.

7 способов научить ребенка сопереживать

Способность сопереживать лежит в основе всех отношений: личных и профессиональных.

Эксперты утверждают: как детям, так и взрослым можно научиться способности понимать и разделять чувства другого.

Эмпатия — это забота и понимание чувств другого

Представьте, каким бы наш мир стал замечательным во всех сферах: нет голодных и бездомных людей, нет войны и издевательств, школы заполнены детьми и учителями с эмпатией.

Многих белорусских родителей волнует вопрос «Может ли современное поколение детей сопереживать?». Педагоги и психологи говорят однозначное «да». Важно создать такую эмпатическую среду дома. Научить эмпатии ребенка не так сложно, как кажется: родителям нужно проявлять сочувствие.

«Делай, как я говорю, но не смотри на меня» — фраза, которая не работает. Дети смотрят на поведение и привычки родителей, а затем копируют их.

Впустите в свою жизнь эмпатию и научите сопереживать вашего ребенка с помощью этих простых правил.

1. Забота о других начинается с вас

Мы не раз писали о том, что воспитание ребенка нужно начинать с себя. Покажите на своем примере заботу о людях вне вашего круга, а также о своей семье, друзьях и окружающих. Подайте милостыню бездомному или уличному музыканту, покормите животных или птиц в вашем дворе.

Избавьте свою жизнь от осуждения. Будьте ласковыми и приветливыми, относитесь с уважением ко всему, что вас окружает.

Уважительное и приятное общение в семье и за ее пределами — первый шаг к эмпатичному воспитанию детей

2. Бесценное умение слушать

Слушайте, пусть ваш язык тела и выражение лица передают то, что вы действительно вовлечены в то, о чем вам рассказывают. Отвечайте на то, что у вас спрашивают.

Не формулируйте свой ответ, пока кто-то еще говорит. Не прерывайте.

На собственном примере научите ребенка слушать

3. Великая сила прощения

Помните, что прощение — то, что вы чувствуете в отношении обидчика и ситуации, связанной с ним. Ваши чувства отражаются в вашем поведении, словах, тоне голоса. Простив, вы будете излучать спокойствие и умиротворение. Пусть ваш ребенок увидит, что вы являетесь более психологически здоровым человеком, чем тот, кто сделал вам больно.

Ваше прощение, а не обида или месть будут лучшим уроком вашему ребенку.

Психологи говорят, что умению прощать некоторые учатся вместе с детьми

4. Говорите о дискриминации

Важно, чтобы вы говорили с детьми о расовой дискриминации, предрассудках и стереотипах.

Не бойтесь поднимать тему неравенства в обществе и обсуждать ее с ребенком.

При удобном случае и настроении ребенка поднимайте тему неравенства и дискриминации

5. Научите распознавать и выражать чувства свои и других людей

Помогите ребенку научиться распознавать чувства других людей при чтении книг или просмотре фильмов.

Не закрывайтесь от ребенка фразами «Стоп, я не хочу это слышать» или «Большие девочки не плачут». Не обесценивайте и не игнорируйте чувства детей.

Постарайтесь быть чуткими и внимательными с эмоциями детей

Не игнорируйте эмоции, которые они испытывают или пытаются подавить, так дети научатся доверять, станут более открытыми и искренними.

6. Поощряйте ответственность вашего ребенка

Проводите семейные встречи, где вы слушаете проблемы домочадцев и вместе их решаете. Пусть дети приобретают жизненные навыки на этих обсуждениях.

Поговорите с детьми о волонтерской деятельности.

Волонтерская деятельность объединяет единомышленников

Не препятствуйте их желанию помогать другим, даже незнакомцам. Заранее объясните разницу между добротой и безопасностью.

7. Да здравствуют литература и искусство

Окружайте своего ребенка разнообразными книгами и музыкой из других культур. Чем больше, тем лучше!

Картины, книги и музыка позволяют детям узнать и понять мир другого человека.

Познание мира через рисование, чтение развивает творческое мышление

Не препятствуйте их воображению.

Василевич Елена Николаевна, психолог « L-club », детский психотерапевт

Эмпатия — способность к сочувственному переживанию эмоционального состояния другого.

Нейропсихологии утверждают, что эмпатией обладают 98% людей, но проявляют эту способность в разной степени и что, как навык, эмпатию можно развивать.

Эмпатия способствует развитию компетентности в общении и обеспечивает прочность и глубину личных отношений.

Создание эмпатической среды дома взрослыми, сопереживание близким, поддержка намерений ребенка заботиться о другом будут способствовать развитию эмпатии и укреплению отношений.

Предыдущие статьи цикла:

1. С чего начать обучение ребенка этикету. Советы педагога

2. Советы педагога: карта дел в воспитании ребенка и организации себя

3. Советы педагога: планирование это. корсет дня. И дорога к цели

4. Советы педагога: как помочь тревожному ребенку

5. Советы педагога: как учить ребенка общаться, с момента, когда он еще в коляске

6. Советы педагога: Ваш ребенок экстраверт или интроверт? Как его воспитывать?

7. Советы педагога: агрессивный ребенок — что делать и как воспитывать?

8. Советы педагога: «Гиперактивность — никакая не черта характера. И не болезнь»

9. Советы педагога: как научить ребенка чувствовать счастье

10.6 причин «Почему стоит отдать ребенка на занятия музыкой»

11. Для маленьких детей игра — работа. Четыре категории игр

12. Как занятия спортом влияют на мозг ребенка: мнение американских экспертов

13. Выбирая престижную школу для своего ребенка — не потеряйте из виду самого ребенка

14. 7 способов предотвратить детские истерики до того, как они произойдут

15. Как прекратить детские истерики в самом начале: 8 лучших приемов

16. Как научить ребенка быть благодарным. А главное — зачем?

17. Как научить ребенка не преклоняться перед вещами. Рекомендации специалистов

8 способов научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)

8 способов научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)

Пока очередь дошла до кассы, ваш ребёнок внёс в 45-ю версию вопроса «мы ещё доолго?» интонацию пожарной сигнализации, а ещё успел вступить в рукопашный бой с тележкой. А ведь вы стояли в очереди вторыми! Как помочь ребёнку пережить тягостные моменты ожидания и сделать так, чтобы он не мучился сам, не выводил из себя других, и, разумеется, не действовал на нервы вам.

Многие заметили, что дети с трудом переносят увлекательнейший девятичасовой перелет, и даже высказали их родителям всё, что они думают о поведении этих невоспитанных… Да-да, мамаша… Расселись тут, а он, между прочим, ногой в спинку кресла уже четвертый раз пинает!

Да и родители стараются лишний раз не брать малыша на совещание, посвящённое проблемам нефтегазовой отрасли. Что там! Родители боятся брать детей даже на балет — хотя на балете, в отличие от совещания, все происходит под музыку, и в целом зрители засыпают гораздо позже.

Эксперимент с маршмеллоу

Вопрос «сколько дети могут терпеть» занимает не только нас, но и учёных. Американский психолог Уолтер Мишел провёл первую версию своего знаменитого зефирного теста ещё в конце 60-х годов.

Экспериментатор клал перед дошкольником зефир. Тут внезапно у взрослого появлялись срочные дела, он выходил, но перед этим говорил, что если ребёнок дождётся его возвращения, он получит ещё один «маршмеллоу». Проверялась способность детей к самоконтролю: смогут ли они отложить немедленное удовольствие и дождаться увеличенной награды. Спустя годы Мишел провёл ещё ряд исследований и выяснил, что те ребята, которые в детстве заработали бонусную зефирку, чувствуют себя благополучнее, чем их товарищи. Во всяком случае, баллы за тест SAT и уровень образования у них были выше, индекс массы тела — ниже, да и по другим показателям вышли сплошные преимущества. Не секрет, что самоконтроль влияет на успех часто сильнее чем уровень интеллекта. Секрет в другом — как им удалось обуздать порыв?

Уолтер Мишел в своей книге The Marshmallow Test: Mastering Self-Control, которая вышла в 2014 году, объясняет, что ребята, которые не ели зефир, пытались отвлечься, а тем, кто не смог себя занять, не осталось ничего другого, кроме как подкрепиться.

С этой стороны, гаджеты — беспроигрышный вариант. Человек бьёт зомби лопатой по темечку и совершенно не ощущает, как вагон несётся в Чертаново. С другой стороны, он в этот момент не учится сам себя занимать: изучать любопытный пыльный узор на ботинках напротив сидящих, пересчитывать соседей-альбиносов, сочинять фантастический рассказ «Приключения поручня». В конце концов, у тех ребят из зефирного теста не было под рукой айпада.

Как помочь ребёнку ждать без телефонов и планшетов

1. Поддерживайте и сопереживайте ребёнку в его тягостном ожидании

Первое, что нужно знать о человеке, который не смог дослушать приветственную речь воспитательницы, — он вырастет. Способность себя контролировать становится тем лучше, чем больше развита нервная система. Мозг дошкольника функционально не созрел, и «Подожди, киоск с мороженым ещё не открыт!» приравнивается к вашему отказу угощать его пломбиром. А значит, сейчас могут случиться и слёзы, и истерики, в общем, те штуки, из-за которых родитель чувствует неловкость и растерянность. Тут нужно признать чувства парня, оставшегося без эскимо, посочувствовать, возможно, выяснить, какой конфигурации и какого размера нужен вафельный рожок, и отправиться искать его в другое место. Или не искать, это уже не так важно.

Сопереживание и адекватная реакция на странные выходки ребёнка — как раз то, что помогает ему растить самоконтроль

Задача взрослого — эмпатически помочь младшему перенести дискомфорт в тягостной ситуации. Например, в очереди на карусель вместо злобного шипенья «Хватить хныкать!» мы можем предложить объятия, интересные истории про девочку, которая ждала-ждала, а потом приплыл корабль с алыми парусами и ей удалось послушать оркестр.

Вообще, не нужно рассчитывать на невероятное. Даже если ваш ребёнок уже учится в школе, вряд ли стоит ожидать, что трёхчасовой документальный фильм о бухгалтерском документообороте заставит его неподвижно сидеть на месте со сложенными руками. Не будет удивительным и то, что за это время он успеет разжечь костёр трением палочек, которые он выстругал из ножек впереди стоящего стула.

2. Визуализируйте время

У детей плохо развито чувство времени, особенно когда мы не очень конкретно выражаемся: «Что неясного? Я же говорю — обед будет потом! Позже». Если мы не научили дочь пользоваться часами, даже фраза «Я освобожусь через один час и пятнадцать минут» ни уму, ни сердцу ребёнка ничего не скажет. Когда наступает потом? Когда — позже? А что значит нелепое: «До твоего дня рождения ещё два месяца»? Время хорошо визуализировать: «Матч кончится, когда вот эта стрелочка доползёт вот до этого деления», «Зубы чистим, пока пересыпается этот песок», «Папа встанет, когда солнышко поднимется до вот той крыши». Используйте адвент-календари, закрашивайте дни недели, сообщайте, сколько минут мы поднимаетесь по эскалатору, и что печенья должны стоять в духовке 35 минут, ну то есть песок три раза пересыпется. В конце концов, ребёнок догадается, что 10 минут — это не так уж и много в масштабах вечности.

3. Покажите, как время может тянуться и, наоборот, пролетать

Покажите ребёнку, что время может лететь, если ты занят чем-то интересным, и тот же временной отрезок может быть бесконечным, если у вас гостит неприятная тётя Нюра. Играйте в стратегические настолки, где противника нужно брать измором, собирайте марки и займитесь наблюдениями за живой природой. «Видишь, да? Птица не расстроилась, что самец не построил гнездо с первой попытки. А вот сибирский кедр. Он может расти 500 лет. Если мы сядем за ним наблюдать, меня уволят с работы.» Покажите стремительному малышу медленных животных («Черепашки-ниндзя» не подходит). «Когда черепашка доползёт до конца комнаты, я допишу годовой отчёт!».

4. Держите слово

Умение подождать связано с доверием и уверенностью в своих взрослых. И, вот приятный сюрприз: как раз те родители, которые чутко реагируют на потребности детей, укрепляют и доверие, и способность воздержаться от истерики. Гораздо легче подождать папу, если ты твёрдо знаешь, что он сейчас сбегает за стремянкой и всё-таки снимет тебя с этого дерева. Папа сказал, папа сделал.

5. Не забывайте, что дети берут пример с родителей

При этом, конечно, мы должны следить за своим поведением. Не рвать на себе волосы, если вам не приходит важное письмо, а дилижанс вообще сбился с пути. Если мы не управляем своими эмоциями и впадаем то в отчаяние, то в глухое раздражение по всякому поводу, ребёнок получает однозначный сигнал: жизнь полна чрезвычайных ситуаций, тут вообще нельзя расслабляться, а противогаз надо держать под рукой.

6. Вооружитесь всем, что может занять ребёнка дольше чем на пять минут (и едой тоже)

Если вы собираетесь ехать в поезде дальнего следования, и у вас пока нет возможности медитативно наблюдать за убегающей рекой времени, стоит подумать о том, как обезопасить от ваших детей окружающих. Для малышей умные мамы берут с собой исследовательские наборы.

Верёвочки, бусы, разноцветная проволока, палочки, наборы для творчества и пальчиковые игры, книжки, блокноты, мелки и карандаши — отлично срабатывают при минимальной поддержке. Самые юные могут посвятить себя работе с канцелярским скотчем и сортировке пуговиц, дети постарше будут рады книгам (вы тоже можете почитать им вслух), словесным играм и прочим крестикам-ноликам.

И не забудьте позаботиться о бытовых моментах. Наука говорит нам о том, что под действием голода, сильного напряжения или расстройства, всякий норовит скатиться к дёрганью взрослых за штанину и неприятному нытью, что может порядком испортить игру в города.

7. Хвалите ребёнка за его терпение

Стэндфордский профессор Келли Макгонигал в книге «Сила воли. Как развить и укрепить» сообщает, что сила воли тренируется, подобно мышцам. У детей она работает похожим образом. Каждый раз, откладывая минутный импульс, младший становится всё более волевым человеком. Будет не лишним говорить о том, что вы цените усилия ребёнка и верите в него: «Ваня! Ого! Ты отказался от манеры внезапно дёргать стоп-кран! Я вижу, что тебе удаётся побеждать и руки, и подозрительные стоп-краны. Ты, брат, силен!»

8. Напоминайте ребёнку о долгосрочной цели

Психологи из Колорадского университета в Боулдере провели исследование, из которого стало ясно, что перед лицом опасности гораздо эффективнее говорить ребёнку о глобальной цели, нежели убеждать его досчитать до десяти. Видя, что сынок готовится съесть торт, хотя до прихода гостей осталось ещё два оборота минутной стрелки, не говорите ему: «Петь, прежде чем случится непоправимое, сосчитай до десяти!» (вообще такой дикий метод только колорадским учёным и мог прийти в голову). Эффективнее будет выкрикнуть другое: «Стой! Ты же хотел показать другу Васе розочку на торте! Мы же вместе её делали!». А теперь уберите лучше угощение подальше на полку. Зачем зря мучить ребёнка.

Фото: iStockphoto (magda_istock, Barryj13, LittleBee80)

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: