Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Эмпатия – это способность чувствовать и понимать эмоции других. Большинство психологов считает, что это врожденное качество. То есть младенцы, наблюдая за расстроенными или счастливыми взрослыми, могут испытывать похожие чувства.

Когда ребенку исполняется два года, он уже способен понять, что человеку рядом плохо и даже предложить ему поддержку.

Помощь двухлетнего ребенка своеобразна, малыш еще не осознает, что действительно будет полезно другому человеку. Например, он может предложить расстроенному человеку свою бутылочку или любимую игрушку. Малыш хочет помочь, но у него нет знания и навыков оказания поддержки. Лишь к 6-7 годам ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации. Понимать, как чувствуют себя определенные социальные группы людей – например, бездомные – человек начинает к подростковому возрасту.

Теория о врожденной эмпатии считается общепринятой, но случаи, когда первые проявления детской эмпатии «запаздывают» – тоже не редкость. Влиять на это могут и врожденные качества, и жизненный опыт ребенка.

В современном мире можно и нужно развивать способность к сопереживанию

Почему важно учить эмпатии?

Известно, что дети с высокой эмпатией склонны вступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании друзей. Таким образом, дети способствуют уменьшению буллинга (травли) в школах и на улицах. Опыт поддержки и защиты слабых помогает детям приобрести здоровую устойчивую самооценку.

Высокая эмпатия способствует счастью и успеху, когда ребенок становится взрослым. Это касается, в первую очередь, личной жизни.

Эмпатия помогает выстраивать отношения с друзьями, создавать семью и воспитывать детей. Люди, легко воспринимающие и понимающие чувства других, успешны и в работе.

Они способны к эффективным переговорам, сотрудничеству, хорошо работают в команде. Работодатели часто называют эмпатию одним из важнейших навыков в современных условиях рынка.

Эмпатичные люди проявляют чуткость, распознавая насущные проблемы общества или групп населения, и находят их решения. Например, они изобретают технологии сбора пресной воды для засушливых территорий или легко складывающуюся детскую коляску. Вообще, большинство изобретений удовлетворяют нужды людей, которые трудно угадать без способности к пониманию их проблем и чувств.

Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?

Обратите внимание на то, что важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности. «Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения.

Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.

Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умерла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось пирога». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.

Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».

Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.

Старайтесь поощрять не редкие добрые поступки, а последовательное эмпатичное поведение.

Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.

Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству. Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.

Подарите ребенку плюшевую игрушку и любимую куклу. Существует стереотип, что это игрушки для девочек. Но психологи отмечают, что даже мальчикам полезно играть с куклами и плюшевыми животными. Это развивает в них навыки заботы о живых существах. Совершенно необязательно предлагать мальчику играть с Барби или пупсом. Вашему маленькому сыну точно понравится большая кукла, похожая на настоящего человечка.

Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»

Помогайте детям видеть различие и сходство людей. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

Никогда не бейте детей! Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут. Такое поведение родителей может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.

Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.

Зачем учить ребенка сопереживанию?

Во время воспитания малыша нужно учить его любить не только родных, но и окружающих людей. Позже привитие других моральных качеств будет проходить легче на этом прочном основании.

Почему нужно обучать сопереживанию?
• Ребенок с высокой эмпатией склонен вставать на защиту не только своих друзей, но и других людей. Вследствие этого в школах и на улицах значительно уменьшается агрессивное преследование между детьми. Здоровая и устойчивая самооценка так же формируется благодаря эмпатии.
• Эмпатия способствует выстраиванию отношений с приятелями, созданию семьи и воспитанию детей.
• Человек, который умеет воспринимать и понимать чувства других, будет успешен и в работе. Он способен к продуктивным переговорам, сотрудничеству, хорошо работает в команде.
• Эмпатичный человек обладает высокой чуткостью, умеет распознавать острые проблемы общества, и находить их решения.

Как воспитать в детях способность к сочувствию?
1. Воспитывайте на своем примере, сопереживайте вашему ребенку («Тебе грустно? Мне больно это видеть»). Ребенку трудно научиться сопереживанию, если вы только будете говорить об этом. Покажите, как это делать, как нужно сочувствовать окружающим. Когда малыш увидит ваши переживания, он также начнет сопереживать окружающим.
2. Всегда прислушивайтесь к мнению крохи. Говорите о том, что вы всегда слышите и берете во внимание его мнение. Ребенок будет всегда уважать не только свое мнение, но и мнение других людей.
3. Необходимо обучать малыша устанавливать контакт с другими детьми. Научите его замечать общие черты с окружающими, например, знакомый также отлично разбирается в технике или любит смотреть такой же мультик.
4. Еще важно научить видеть ситуацию с точки зрения другого человека. Например, если мальчик упал с велосипеда, попросите малыша представить, что бы он ощущал в данной ситуации. Хотел бы он, чтобы к нему кто-нибудь подошел и помог встать?
5. Научите делать что-то хорошее для окружающих. Можно начать просто с помощи маме в мытье посуды или уборке квартиры. Так же можно вместе помочь по-настоящему, поучаствовать в благотворительных акциях. Например, можно научить ребенка делиться своими игрушками, отдавая их в детский сад или интернат.
6. Самое важное — не забывать о чувствах вашего ребенка. Во время обучения эмпатии, научите кроху не давать другим людям воспользоваться его добротой.

Постепенно, с взрослением, дети начнут лучше понимать важность и ценность сочувствия. Эмпатия поможет развить и другие важные личностные качества, которые пригодятся ребенку, когда он вырастет, и вдобавок помогут ему относиться к другим более терпимо.

Автор: Алена Дячук, социальный педагог.

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать?

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать?

Топ новостей:

Архив новостей

Сайт 7DA.TV, являясь этапом в развитии проекта Adventisty.ru, включает в себя, как уже хорошо знакомые Вам возможности агрегатора обновлений адвентистских интернет-новостей и всех прежних сервисов, так и новые возможности – функционал социальной сети и многое другое.

Функционал социальной сети позволит пользователям-адентистам добавлять и редактировать материалы сайта, создавать свои личные страницы, страницы своих церквей и частных миссий – издательств, школ, санаториев, кабинетов здоровья, кафе и т.п. и их объединений.

Здесь Вы сможете давать объявления и рекламу, проводимых Вами миссионерских мероприятий, публиковать Проекты нуждающиеся в поддержке спонсоров. Предприятие сможет найти сотрудника, работник – место служения, человек несемейный – спутника жизни.

Все добавленные Вами материалы отображаются как на Вашей странице, так и в общем Каталоге материалов сайта и других тематических сайтах группы, и содержат ссылку на страницу добавившего их пользователя, обеспечивая дополнительные переходы на Вашу страницу.

Сервис Перекрестные сообщения позволит Вам не терять связь с Вашими друзьями в других социальных сетях, где Вы уже были ранее зарегистрированы, т.к. по Вашему желанию, сообщения, добавленные Вами там, могут автоматически публиковаться здесь, и наоборот.

В отличие от своего предшественника сайт 7DA.TV задуман, как международный, с возможностью выбора, как языка интерфейса, так и языка материалов страниц. В настоящий момент данный функционал разрабатывается и частично уже доступен пользователям.

Благодаря совместным усилиям участников формируется актуальная база адресов церквей и различных социальных служений, а также сводный календарь проводимых ими мероприятий. В социальной сети смогут участвовать также приглашенные Вами друзья-неадвентисты.

В целом, интерфейс сайта интуитивно понятен и, надеемся, не потребует подробных разъяснений, чтобы освоить и оценить его возможности. Поскольку проект находится в постоянном развитии, будем благодарны за любые Ваши замечания, советы и помощь.

Если Вы не были здесь ранее зарегистрированы, то перейдите по ссылке регистрация. Если у Вас уже есть логин и пароль для входа, то перейдите в профиль и введите дополнительные данные необходимые для участия в социальной сети.

Добавить церковь в базу сайта может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня, прошедший регистрацию на нашем сайте. Теперь Ваша церковь не просто оказывается в списке Церквей, но получает страницу в соцсети. Отдельные Люди и Миссии на самообеспечении также получают свои страницы. Здесь размещается информация о их текущей и планируемой деятельности и многое др.

Добавление миссии на самообеспечении

Добавить миссионерское предприятие в базу сайта может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня. Ваша миссия не просто оказывается в списке, но получает страницу в соцсети, где можно публиковать информацию о ее деятельности, проектах, планах и т.д.

Добавить видео, аудио, текстовые, презентации и другие файлы в базу может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня, зарегистрированный на сайте. Размещенные на сайте файлы могут быть упорядочены по типу файла, тематике, языку и др.

Добавить новости в базу может любой член церкви Адвентистов Седьмого дня, зарегистрированный на сайте.

Для связи с техподдержкой используйте мессенджер «Support», расположенный в нижней части сайта.

Добавлять мероприятия на сайте имеют право только зарегистрированные и авторизованные члены церкви Адвентистов Седьмого дня. Просим Вас авторизоваться или пройти регистрацию.

Как научить ребенка эмпатии? 5 способов научить ребенка сочувствовать и сопереживать. Психология эмпатии детей

Эмпатия и дети. Как научить ребенка сочувствовать и сопереживать.

Cпособность чувствовать то, что чувствует другой, понимать его чувства и разделять их, свойственна из всех живых существ только людям.

Эмпатия – это одно из тех странных качеств, которого все ждут по отношению к себе, но мало кто толком понимает, как это дать другому. В мире, где все построено на индивидуализме, нам порой этого так не хватает.

Поэтому нужно учить своих детей быть неравнодушными, учить сопереживать и сострадать. Развитие эмпатии у детей – процесс, который не происходит сам собой, ему нужно помогать.

Что же такое эмпатия?

Эмпатия – это не просто способность понимать чьи-то чувства. Ведь преступники часто понимают своих жертв, они как раз и используют эти знания в своих целях. Маркетологи, основываясь на потребностях и психологии аудитории, успешно стимулируют продажи.

Эмпатия – это нечто большее: способность ценить и уважать достоинство и чувства другого человека, относиться к людям с пониманием, добротой.

Когда у ребенка появляется эмпатия?

Конечно, детки обычно рождаются уже с добрым сердцем, но это еще не эмпатия. Эмпатия у детей – качество, которое нужно воспитывать и развивать. Задача взрослых – показать на собственном примере, как это работает.

Если родители относятся к малышу с уважением, интересуются его проблемами и не обесценивают их, заботятся о животных, способны выслушать и поддержать членов семьи – это формирует и у ребенка навыки сопереживания.

Ребенок не сочувствует , пока не понимает, что кому-то плохо. Именно поэтому эмпатия детей дошкольного возраста , пока они еще активно изучают этот мир и учатся понимать себя, явление довольно редкое.

В этом возрасте малыш может наступить на жучка, оторвать бабочке крылья, даже ущипнуть маму – просто потому, что пока еще не понимает, что другому существу больно, ему просто любопытно.

Понимание придет со временем, и если взрослые объясняют ребенку, что так делать не нужно, потому что другому неприятно, при этом сами проявляют эмпатию к окружающим – малыш впитает этот навык.

Немного об эмоциональных потребностях детей и взрослых

Эмпатия также тесно связана с эмоциями. У каждого человека есть какие-то потребности, в том числе духовные и эмоциональные.

Если «эмоциональный сосуд» ребенка наполнен добротой, заботой, вниманием и любовью родителей, они смогут поделиться этим и с другими. Невозможно поделиться тем, чего у тебя нет.

Как ни странно, очень многим взрослым сложно говорить об эмоциях вообще.

Они не знают, как справляться с чужими эмоциями и испытывают жуткие неудобства в ситуациях, требующих эмоционального отклика, а собственных эмоций просто боятся и не знают, что с ними делать.

Как научить ребенка сопереживать другим?

1. Говорите с детьми

Очень важно с детства говорить с детьми. О потребностях других, о том, какие чувства и эмоции испытывают другие люди.

2. Практикуйтесь на реальных ситуациях

Ищите ситуации, которые требуют какого-то эмоционального отклика человека и расскажите детям, что это значит для людей, что они испытывают, как себя чувствуют.

Например, если вы видите скорую помощь, расскажите, что эта машина везет кого-то в больницу, кому-то плохо, предположите, как чувствуют себя члены семьи больного.

Благодарите ребенка за его участие в делах семьи, поощряйте сострадание к другим. И конечно, показывает сами пример адекватной реакции на чужие эмоции.

3. Учите сопереживать через игру, играйте

Дети обожают играть. Почему бы не использовать это для развития морально важных качеств, в том числе эмпатии?

Игры «в ролях» дают возможность прожить ситуации героев сказки или реальные бытовые ситуации. Учитель, врач, мама, главный герой мультика или кино, персонаж из любимой книги – перевоплощаясь, дети «проживают» этот опыт, это очень важный навык для эмпатии.

Вы можете разыграть какую-то историю вместе и попросить детей остановиться на минутку и представить, как их персонаж мог бы чувствовать себя в этот момент, пофантазировать.

Это сосредоточит внимание на эмоциях, которые мог бы испытать другой человек в этой ситуации. Можно даже попробовать изобразить выражения лица, отображающее ту или иную эмоцию или чувства.

Воспитание у детей эмпатии в игровой деятельности, забота о домашних питомцах, чтение книг с последующим обсуждением чувств главных героев – все это способствует развитию умения сопереживать и сострадать.

4. Развивайте внутренний моральный компас ребенка!

Растолковывая детям, «что такое хорошо и что такое плохо», вы даете им некий моральный компас, с которым они проследуют по жизни. И в ситуации, требующей какого-то поступка, выбора, будут ориентироваться на него.

Объясните, как наши выборы и поведение влияют на других.

5. Совершенствуйте собственный навык сопереживать, подавайте пример!

Тут все просто – если вы черствы как сухарь – то вряд ли сын или дочь пойдут по стопам матери Терезы. Утрировано и грубо – но смысл такой. Так что учитесь эмпатии!

Так зачем развивать у ребенка эмпатию?

Психологи утверждают, что люди, способные глубоко понимать чувства других, хорошо умеют работать в команде, выстраивать крепкие семейные отношения, успешны в карьере.

Они умеют не только брать, но и давать, и поэтому получают удовольствие от жизни, проживая ее полноценно, дыша полной грудью.

Посмотрите лекцию Брене Браун «Сила уязвимости» на TED, где исследовательница доступно объясняет суть и силу способности глубоко чувствовать и сопереживать.

Невозможно сострадать другим людям, когда ты не любишь себя. А это основы основ. Способность к эмпатии – это то, чему действительно стоит научить ребенка!

Понравилась статья? Сохраните в пинтерест, чтобы была под рукой!

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

8 800 777 7050
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПРЯМО СЕЙЧАС

Тренинги по детской безопасности

Как научить ребенка сопереживанию?

Психологи утверждают, что способность чувствовать и понимать эмоции других людей — это врожденное качество. В возрасте двух лет ребенок уже способен понимать, грустно человеку или весело, плохо или хорошо. Некоторые дети уже в столь раннем возрасте готовы предложить свою поддержку, например, поделиться любимой игрушкой или мороженым. К 6-7 годам ребенок уже может поставить себя на место другого человека, понять, что бы чувствовал он, оказавшись в такой ситуации.

Но бывают и случаи, когда ребенок не проявляет эмпатию, а иногда и наоборот, ведет себя агрессивно, озлобленно, равнодушно. Давайте разберемся, что могут сделать родители, чтобы научить своих детей сопереживанию?

  • Лучший способ объяснить ребенку что такое эмпатия, это показать собственный пример. Например, делиться историями о радостных и печальных моментах из жизни. Комментировать новости, выражать свое сочувствие, радоваться успехам.
  • Помогаем ребенку выражать собственные эмоции. Он должен понимать, чем отличается грусть от переживаний, радость от восторга, так ребенок сможет лучшим образом анализировать свои ощущения. Хорошо, если ребенок научится не стесняться своих чувств, поймет, что ими можно делиться с вами.
  • Помогаем ребенку понимать чувства других людей. Например, “как думаешь, почему твоя подруга рассержена на тебя?”, “как ты считаешь, почему бабушка так расстроилась, когда ты не захотел к ней прийти?”.
  • Не хвалите, но показывайте, что вы цените его умение сострадать, заботиться, благодарить. Помогайте развивать такие качества, как участие и умение заботиться о других. Это может быть животное, которое живет в вашей семье, или даже подаренная кукла.
  • Читайте, смотрите фильмы и мультфильмы вместе, обсуждайте, помогайте ребенку проанализировать чувства героев.
  • Объясните, что все люди разные: худые и полные, медленные и быстрые, любящие спорт или искусство. Все мы отличаемся друг от друга, но в равной степени не любим, когда нас не понимают или обижают.

Не торопите ребенка на пути получения новых знаний об этом мире. Плоды вашей работы обязательно появятся, если вы и собственным примером будете показывать всю важность сопереживания.

Как научить дошкольника жалеть, понимать сочувствовать, сопереживать?
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Как научить дошкольника жалеть, понимать сочувствовать, сопереживать?

«Глухой к другим людям — останется глухим к са­мому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспита­нии — эмоциональная оценка собственных поступков. ».

В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствитель­ными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впе­чатлительность детей дошкольного возраста, усилия педагогов, психологов и родителей должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого.

Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию — формирование эмпатии.

Эмпатия ( от греч. cmpathtia – сопереживание) – способность эмоционально отзываться на переживания другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитание культуры межличностных отношений. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темпе­рамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием со­циального окружения. На ранних стадиях психического разви­тия ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объек­том. По мере становления второго компонента эмпатийного про­цесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когни­тивные компоненты, знания моральных принципов и социаль­ные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.

На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Для развития эмпатии важно учитывать, что в возрасте 5-8 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет и то, насколько воспита­тель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзыв­чивостью на переживания ребенка, умеют вовремя прийти ему на помощь.

К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию.

Психологами доказа­на роль игровой деятельности в формировании у детей способно­сти к сочувствию, сопереживанию. Немаловажна роль формирования творческой индивидуальнос-ти ребёнка. В определенной последовательности можно использовать такие формы, как творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей – вот те способы и приемы, которые использует взрослый для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения.

Нужно отметить, что задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания могут быть перенесены ребенком из связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек». Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата по­ступка,обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить ви­деть и определять характер отношений определенного че­ловека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку.

Эффективным способом активного отношения ребенка к об­суждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место дру­гого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных. Большое значение в развитии эмпатии у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, напри­мер, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил. » помогает ребенку свя­зать услышанное или прочитанное с собственным нравствен­ным опытом, переживаниями.

С помощью игры, разыгрывания детьми сюжетных сценок, чтения сказок мы (педагоги и родители) пытаемся решить следующие задачи:расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; развитие способности к эмоциональному сопережива­нию; развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе­реживания всем тем, кто в них нуждается;

формирование ценностного отношения к моральной сто­роне, поступков;воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

Дошкольное детство – это время новых открытий, переживаний, достижений. Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. В игре ребенок: принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным персонажем, учится понимать его мысли и чувства; становится элементом воображаемого сказочного пространства (высокой скалой, бушующим морем…); вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (пробирается в лес и др.).

Играйте с детьми как можно чаще, и вы увидите результаты своей работы.

Достижением дошкольного возраста справедливо считается открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»). А задача взрослого (педагога, психолога, родителей) – сделать эмоциональный мир ребёнка ярким и насыщенным, чтобы он гордо мог сказать: «Пусть всегда буду Я».

Как научить детей сочувствию

Несколько лет назад я упала с лестницы в офисе. Результат — перелом лодыжки, сильные ушибы на лице и синяк под глазом. Когда меня отпустили из больницы домой и я с трудом вползла в квартиру, мои дочери оторопели. Их лица выражали смесь страха и растерянности.

Увидев, как они испуганы, я постаралась успокоить их, заверив, что со мной все нормально, что я просто упала с лестницы и все будет хорошо. Я добралась до дивана, провожаемая их испуганными взглядами. Наверное, я сразу провалилась в сон, а когда проснулась, то обнаружила, что мой подбитый глаз заклеен, на столике стоит чашка чая и лежит кусок моего любимого пирога, а дочки сидят рядом.

У детей врожденная способность к сочувствию. Они от природы умеют сопереживать чужой боли и грусти — идет ли речь о других детях или домашних животных. По мере того как ребенок растет и развивается, начинается своеобразная внутренняя борьба — эмпатия «конкурирует» с детским эгоизмом и неразвитым самоконтролем.

Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям

Дети способны научиться быть терпеливыми и думать о других, если родители будут способствовать развитию у них этих качеств. Большинству из нас доводилось быть свидетелями истерик, которые закатывают дети, когда они устали, проголодались, испытывают дискомфорт или когда им не дают того, что хочется, и не разрешают заниматься тем, чем хочется. Со временем они учатся лучше переносить такую неудовлетворенность.

Очень важно учить детей быть терпимыми и сочувствовать другим. Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям и другим близким. Мы учимся сочувствию всю жизнь, и родителям стоит как можно раньше начать говорить об этом с ребенком. В этих разговорах важно не избегать «трудных» вопросов и открыто обсуждать индивидуальные различия.

Дети очень любопытны и часто задают такие вопросы о людях, вещах, о мире, что взрослые удивляются: почему ребенок вообще об этом подумал? То, как дети выражают свои эмоции, реагируют на конфликтные ситуации и на чужие переживания, во многом зависит от их темперамента.

Как воспитывать в детях способность к сочувствию

1. Поощряйте в них любопытство и страсть к исследованию мира.

2. Учите их заботиться о других и о себе.

3. Не культивируйте в них эгоизм и избалованность, не поощряйте грубость.

4. Своим примером показывайте, как проявлять чуткость, заботу, сопереживание.

5. Откажитесь от двойных стандартов: не относитесь к каким-то группам людей иначе, чем к остальным.

6. Научите правильно относиться к ошибкам: объясните, что ошибки неизбежны, их надо признать, принять на себя ответственность и извиниться. Если ошибку совершаете вы, покажите правильную реакцию своим примером.

7. Следите, чтобы они соблюдали правила. Четко установленные неизменные ограничения помогают детям понять, как их поведение и проступки влияют на других.

8. Обращайте внимание на ситуации, когда дети проявляют доброту и сочувствие, хвалите их. Например: «Мне понравилось, что ты помог другу обработать ранку, когда он упал».

9. Поощряйте в детях желание помогать другим.

10. Отучайте их навешивать на других ярлыки и плохо отзываться о людях.

11. Не оставляйте неподобающее поведение безнаказанным.

По мере взросления дети начнут лучше понимать важность и ценность сострадания, особенно если будут участвовать в благотворительной или волонтерской деятельности. Сострадание помогает развивать и другие важные личностные качества, которые пригодятся ребенку, когда он вырастет, и вдобавок помогут ему относиться к другим более терпимо.

«У меня очень чувствительный ребенок»

Ваш сын рыдает, потрясенный смертью жука, которого случайно раздавил в ванной, а дочь поддразнили подруги, и она, придя домой в слезах, отказывается есть… Возможно, ваш ребенок относится к тем 15–20% детей, которые обладают высокой чувствительностью.

Восемь привычек, которые мешают осуществить мечту

Поменять профессию, усыновить ребенка, отправиться учить язык за границу… Наверное, у каждого из нас есть свои устремления, цели или хотя бы смутные желания что-то совершить, изменить, поправить. Почему же эти намерения и реальность часто не находят точек соприкосновения?

Как научить ребенка сочувствию и сопереживанию?

В воспитании ребенка важно научить его любить не только родных и близких, но и других окружающих людей. Все остальные нравственные качества легко прививаются на этом прочном основании. Необходимо помнить, что любовь – это не просто чувство, а скорее действие, обращенное к другому человеку.

Малыша важно научить позитивному восприятию окружающего мира: природы, животных, всех окружающих людей – и ровесников, и старших. Начать стоит с сочувствия и сопереживания. Полезно порассуждать о том, какие чувства могут быть у других людей, научить воспринимать их как свои собственные, ставить себя на их место, радоваться их успехам, огорчаться из-за их неудач. Это поможет ему проникнуться добрыми чувствами по отношению к другим людям. И, конечно, важно помнить, что главный пример – это родители. Если они не высказывают своего сочувствия другим людям, то малыш не будет иметь возможности узнать, что это такое. Научить ребенка улавливать настроение окружающих можно лишь путем проявления собственных чувств. Когда он научится определять свои эмоции, он сможет угадывать их и у других людей.

Хорошим методом станет чтение малышу поучительных сказок, рассказов со счастливым концом, где добро торжествует над злом. Книжки подбирают с красочными рисунками, по которым можно объяснить словами, что происходит, ведь детям легче воспринимать яркие зрительные образы. После прочтения обязательно нужно обговорить историю и обсудить всех ее героев – и отрицательных, и положительных. Полезно задавать вопросы, кто малышу больше понравился и почему, как бы он поступил в той или иной ситуации. Если ребенок что-то не так понял, необходимо растолковать ему и дать правильную оценку истории, обязательно подчеркнув, какие хорошие уроки он должен извлечь для себя.

Позитивное влияние оказывают совместные просмотры мультфильмов, в которых главные герои творят добро. В завершении также следует обсудить сюжет и персонажей. Беседы помогают малышу осознать, что другим людям тоже бывает весело или грустно, они испытывают боль, жажду и другие чувства и эмоции.

Необходимо с малого возраста учить ребенка проявлять сочувствие к пожилым людям – дедушкам и бабушкам, относиться к ним с особым почтением. Причем начать лучше с собственного примера. Пусть малыш впитает в себя доброту и сердечность, а по прошествии многих лет точно также будет относиться и к своим родителям!

Воспитание ребенка

Привнесите в жизнь ребенка определенные несложные занятия – и вы сможете научить его доброте

10 способов научить ребенка доброте

Одна из самых важных целей для родителей – это воспитание в детях доброты, чтобы в будущем они стали хорошими и добрыми людьми. Мы все хотим, чтобы наши дети помогали другим людям и не были жестокими, нетерпимыми или предвзятыми с окружающими.

Доброта и структура мозга

Давайте посмотрим правде в глаза. Быть всегда добрым бывает нелегко. Даже взрослые не всегда готовы делиться тем, что принадлежит им. Нам бывает нелегко помогать окружающим, когда кажется, что нам самим нужна помощь.

Хорошая новость заключается в том, что доброте можно научиться. Как и любая другая модель поведения, доброта может быть развита путем повторения определенных действий. Главный способ, с помощью которого ребенок осваивает новые модели поведения – это подражание окружающим. Это значит, что у родителей есть много возможностей научить ребенка доброте. С другой стороны, это накладывает на родителей большую ответственность в том, чтобы показать ему хороший пример.

Зеркальные нейроны – это клетки головного мозга, которые ответственны за подражание. Они особенно активны в детстве. Когда дети наблюдают за действиями окружающих, их мозг реагирует так, как будто они сами совершают это действие. В их мозгу формируются новые нейронные связи, и это создает основу для поведения, которого они будут придерживаться на протяжении всей жизни.

Благодаря нейропластичности – способности головного мозга адаптироваться и меняться – люди обладают способностью осваивать новые модели поведения, в том числе и становиться добрее. Детский мозг обладает к этому особой способностью, ведь у ребенка еще не сформированы привычки на всю жизнь.

По мере того, как дети растут, вы можете видеть, насколько вашему ребенку свойственна доброта в силу его характера. У кого-то она выражена больше, у кого-то – меньше. Однако существует еще и ситуационная доброта, которую следует развивать в ребенке. Когда вы учите ребенка доброте, он понимает, что это важно. При этом следует учитывать, на каком этапе развития находится ребенок. В любом возрасте дети должны знать, как в жизни проявлять доброту.

Почему нам нужно больше доброты

Сегодня люди слишком часто осуждают других. Интернет-комментарии о знаменитостях или простых людях стали обычным явлением. Недоброе отношение к окружающим не является чем-то новым: люди так ведут себя испокон веков. Но именно сегодня люди стали осуждать друг друга легко, быстро и анонимно. Дети, которые живут и развиваются в мире цифровых технологий и социальных сетей, очень быстро этому учатся.

Дети не склонны видеть вещи в широком контексте. Поскольку маленькие дети концентрируются только на том, что они видят и не могут видеть вещи в перспективе, они не осознают последствия такого поведения, как грубость, игнорирование кого-то или издевательство над кем-то. Кроме того, дети обычно сосредоточены на самих себе, а это значит, что они не всегда способны посмотреть на ситуацию с чужой позиции и не задумываются о том, что чувствует другой человек.

Однако это не означает, что дети недобрые по своей природе. На самом деле они склонны к сопереживанию и готовы прийти на помощь. Родители, воспитатели, учителя и другие взрослые могут использовать эти природные склонности и побуждать детей думать о чувствах других людей, прежде чем совершать те или иные поступки.

Занятия, которые учат ребенка доброте

Чтобы научить детей дошкольного возраста доброте, можно привнести определенные занятия в ежедневный распорядок ребенка. Рассмотрим некоторые из них:

  • предложите ребенку сделать что-то приятное для воспитателя в детском саду. Пусть он нарисует ему картинку или принесет какое-нибудь угощение;
  • жертвуйте на благотворительность игрушки, которыми ребенок уже не играет. Объясните ребенку, что это может помочь другим детям, которым в этой жизни повезло меньше;
  • по дороге в детский сад предложите ребенку улыбнуться пяти людям, которые вам встретятся по пути;
  • предложите ребенку пригласить всех друзей поиграть. Когда кого-то не берут играть – это плохо;
  • если у вас двое детей, предлагайте им по очереди выбирать фильм, который вы вместе посмотрите вечером;
  • предложите ребенку нарисовать рисунок для бабушки и дедушки и вышлите им по почте;
  • поощряйте, чтобы ребенок помогал вам по дому. Выбирайте ему занятия в соответствии с его возрастом;
  • объясните ребенку, почему важно говорить слова «спасибо» и «пожалуйста»;
  • когда вы видите, что кто-то поступает хорошо, обратите внимание ребенка на это;
  • предложите ребенку поделиться своей любимой игрушкой с другом.

Лучшим способом научить ребенка доброте является хороший пример родителей. Когда вы будете добры к своим друзьям, семье и незнакомым людям, они будут учиться этому у вас.

Воспитание сочувствия у дошкольников

наталья волкова
Воспитание сочувствия у дошкольников

Воспитание сочувствия у дошкольников.

Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, мы, взрослые, не всегда понимаем, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», или «Котенок-котёнок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» и т. п. Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её, но девочка не перестает плакать, и вдруг ей говорит: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено»? В этих словах и сочувствие и желание разделить горе подруги, её боль. И вот с умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Однако дети не всегда выбирают правильный путь для того, чтобы быть самым хорошим. Одни бескорыстны в своем желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя самым лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищ всегда оказывается хуже. Например, дети говорят о себе: «Я лучше тебя строю», «Я лучше тебя рисую», «У меня платье лучше» и т. п. Часто когда вечером приходят родители, дети жалуются: «Вашего Колю сегодня наказали, а меня нет». В голосе этих детей нет ни тени сожаления, они даже как будто рады, что их товарищ вел себя плохо. В таких случаях очень важны слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно. Здесь может вмешаться воспитатель и сказать: «Завтра вы расскажете Колиной маме, как он хорошо рисует на занятиях, и мама очень обрадуется.» Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым, формируются чувства ребенка. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на своего сверстника до тех пор, пока его не накажут, или же взрослый не сделает ему замечание. Ведь дети знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны пожалеть товарища. А вот не жалеют. Почему? Их ведь не учили сочувствию, но их и не учили злорадству. В этом вина нас взрослых. Да мы специально этому их не учили. Но при этом и не замечали, не останавливали, не разъясняли каждый пусть и незаметный, но неблагородный поступок ребенка. Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство сочувствия, желание совершить хороший поступок, вызвать у него стыд, раскаяние, когда поступил плохо, очень важно найти такие приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживал его сверстник. И здесь большое значение имеет художественное слово. Читая детям художественные произведения, мы вызывает у детей различные чувства: радость, желание подрожать положительным героям, чувство осуждения отрицательным. И дети постепенно начинают понимать, что такое совесть, стыд,в чём выражается зло.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно, дети узнают о том, что добрый человек, никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей и взрослых. Добрый человек не мучает животных.

Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются чувства у ребенка. Ребенка с первых своих дней нужно сознательно учить относиться к жизни и понемногу узнавать обо всем, что создано для него. Детям нужно рассказывать обо всем происходящем, только так мы сможем привить ребенку чувство любви и сочувствия к ближнему. Перед взрослыми стоит целый ряд вопросов: как преподнести ребенку плохое? О чем он должен знать и о чём не должен? В каких случаях у него нужно вызывать чувство сочувствия, сожаления, а в каких- нет? Почему ребенок должен сочувствовать тому, кому плохо? На все эти вопросы нет однозначного ответа, да его и не может быть. В каждом случае взрослые должны использовать свои соответствующие приемы воздействия на ребенка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но, ни в коем случае, нельзя способствовать появлению озлобленности, чувства превосходства, злорадства у остальных детей. Нужно объяснять детям, почему вы так поступаете по отношению к плохому.

Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребенка сильнее, чем грубые замечания, наказание. В коллективе, где к ребенку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей. Шутка порой может вызвать чувство обиды, слёзы, но достаточно ребенку объяснить, почему с ним так пошутили, и слезы высыхают. Мы знаем, что маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека-это одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

«Гендерное воспитание дошкольников» Советы родителям как правильно воспитывать сыновей и дочерей. Свершилось долгожданное чудо, и вашей семье появился ребёнок. В это самое.

Экологическое воспитание дошкольников Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Воспитатель Товпеко Ольга Михайловна. Разработчик: старший воспитатель Дашкова Елена Леонидовна.

Экологическое воспитание дошкольников Мало кто осознаёт, насколько важно поддерживать чистоту в городе, заботиться о природе. Как можно научить ребёнка не на словах, а на деле.

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Патриотическое воспитание дошкольников Близится праздник -День защитника Отечества. Наши мальчишки,будущие защитники нас с вами нуждаются в знаниях о нашей армии,о нашем героическом.

Полоролевое воспитание дошкольников. Первые 5-6 лет жизни- это период когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики.

Умственное воспитание дошкольников «Умственное воспитание дошкольников» Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Каждого надо только открыть. Умственное воспитание.

Воспитание трудолюбия у дошкольников Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство. (Уэйтли) Трудолюбие.

Экологическое воспитание дошкольников Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью.

Экологическое воспитание дошкольников Невозможно воспитать детей без привлечения в помощники воспитателю природы нашей планеты, природы родного края – самого естественного источника.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: