Какой стиль воспитания вам ближе?

Какой стиль воспитания вам ближе?

А какой стиль воспитания используете Вы?
статья на тему

А какой стиль воспитания используете Вы?

ВложениеРазмер
stil_vospitaniya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Какой именно стиль воспитания вы используете? Для этого приведём различные стили семейного воспитания, более подробно описанные в книге В.М. Миниярова «Психология семейного воспитания». Какой стиль вам ближе, и какой вы хотели бы выбрать?

Попустительский стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Они, как правило, заняты собой, любят развлекаться и стремятся получить как можно больше удовольствий от жизни. Такие родители всегда берут с собой ребёнка, если его не с кем оставить, ребёнок становится невольным участником застольных и увеселительных мероприятий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребёнка и удовлетворяют только те, которые не требуют больших усилий и, в основном, за счёт других людей.

  1. Отношение родителей к методам наказания и поощрения. Родители добиваются от своих детей беспрекословного выполнения правил, требований и их прихотей. Как правило, делают они это неумело и непоследовательно: одновременно могут наказать ребёнка за непослушание и тут же поощрить его, чтобы он не плакал (особенно если это происходит на глазах окружающих – не хотят выглядеть непристойно). Родители не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Они действуют ситуативно в зависимости от того, насколько позволяют обстоятельства или условия регулировать поведение ребёнка с помощью «кнута и пряника». Родители не задумываются о последствиях своих действий, поэтому принимают сиюминутные решения, позволяющие стабилизировать одномоментные отношения с ребёнком, так как в последующем он всё равно будет предоставлен сам себе.
  2. Отношение родителей к ребёнку. Родители непоследовательны в проявлении своих чувств к ребёнку, часто склонны к построению спекулятивных отношений. Например, мать просит ласки у ребёнка, обещая угостить конфеткой или ещё чем-либо, в чём нуждается ребёнок. Родители постоянно обещают ребёнку за выполненную им работу вознаграждение, считая, что формирование привычки в выполнении жизненно важных навыков и умений происходит в процессе тренировки, которую нужно постоянно стимулировать. Они полагают, что ребёнок всегда должен видеть, что полезно для него делать, а что нет. Родители строят свои взаимоотношения на выгодных для них условиях, способствуя тому, что ребенок начинает искать лучшие для него формы взаимодействия с окружающими.

Состязательный стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. С раннего возраста ищут в ребёнке необычные, выдающиеся качества, поощряют любую его активную деятельность. Если ребёнок делает успехи, родители относятся к этому восторженно, а также вознаграждают материально. Сначала они сравнивают состязательную деятельность своего ребёнка с другими детьми, а потом сами включаются в активную состязательную деятельность с ним (через систему многообразных совместных игр) и постоянно отдают своему чаду пальму первенства. При этом также продолжают восхищаться его непобедимостью и непревзойдённостью, заботятся о том, чтобы предоставить ему максимально широкое поле деятельности для раскрытия его талантов и способностей.

Поэтому, когда ребёнок в дошкольном возрасте вступает в естественные состязания со сверстниками, родители всячески его поддерживают, учат не сдавать завоёванных позиций, бороться за свободное пространство деятельного поля. Всё это приводит к тому, что ребёнок начинает верить в свою непобедимость и превосходство над другими. Случаи же поражения вызывают у него депрессию, апатию и отказ от попыток чего-либо добиться в этом виде деятельности.

  1. Отношение родителей к методам наказания и поощрения. Желая управлять деятельной активностью ребёнка, родители, в основном, используют поощрительные методы, которые очень мощно воздействуют на сознание ребёнка как дополнительный стимул. Однако стоит ребёнку не выполнить нормы поведения, нарушение которых может, по мнению родителей, негативно сказаться на их достоинстве, наказание будет достаточно суровым, жёстким. Поэтому ребёнок быстро усваивает нормы нравственного поведения формально и затем точно так же принуждает других выполнять их, хотя сам может переступать через любые правила, если они мешают достижению поставленной им цели.
  2. Отношение родителей к ребёнку. Родители в своём ребёнке постоянно видят суперличность. Их мало волнуют его человеческие качества. Главное для них – как он должен выглядеть в обществе, чтобы не оказаться последним на иерархических ступенях социума. Поэтому они всегда следят за внешним видом ребёнка, обучают хорошим манерам, требуют их демонстрации в обществе. Родители безумно любят своего ребёнка, защищают его (прав он или неправ) от нападок посторонних, общаются с ним на равных и предъявляют к нему такие же требования, как к взрослому человеку.

Рассудительный стиль семейного воспитания

1 . Отношение родителей к деятельности ребёнка. С детства родители предоставляют ребёнку полную свободу действий, чтобы он путём самостоятельных проб и ошибок приобретал личный опыт. Удовлетворяя главные жизненно важные его потребности в активной деятельности, родители не сдерживают его, считая, что активность ребёнка должна находить естественный выход. Удовлетворяют потребность ребёнка в общении, в познании полностью: терпеливо рассказывают обо всём и отвечают на все возникающие у ребёнка вопросы, но при этом стараются дать им возможность найти самим правильный ответ.

2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания . Не поощряют ребёнка за то, что он делает с удовольствием. В то же время у них и не возникает ситуаций, когда бы ребёнок не желал что-либо делать. Поэтому им и не нужны принудительные меры или наказание. Родители считают, что можно обойтись без внешних стимуляторов активизации детей, так как это естественная потребность каждого человека и ею надо не управлять, а её предоставлять, чтобы ребёнок сам мог выбрать в соответствии с его внутренними потребностями и интуицией ту деятельность, в процессе которой он получал бы максимальное удовольствие.

3. Отношение родителей к ребёнку. Как правило, ровные и спокойные, как между равными личностями. Однако это не фамильярные взаимоотношения между ребенком и родителями, так как они постоянно держат дистанцию взрослого, заботящегося и любящего родителя. Тёплые добрые взаимоотношения проявляются во всём: как в удовлетворении жизненно важных потребностей ребёнка, в движении и поддержании его статуса в семье, так и в совместной деятельности. Ребёнок наравне со взрослыми принимает участие в решении множества семейных ситуаций. Родители следят за тем, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось как членами семьи, так и посторонними людьми. Поэтому у таких родителей дети с достоинством и глубоким уважением относятся к окружающим.

Предупредительный стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. Родители считают, что ребёнок не должен действовать самостоятельно. С ним необходимо постоянно заниматься, не оставлять его ни на минуту без внимания. Поэтому родители предпочитают сами рассказывать ребёнку обо всём, читать, показывать, отвлекая его от беспорядочных и хаотических действий. Ребёнок лишён активной деятельности, он – пассивный созерцатель, постоянно развлекаемый родителями. С чем связано такое отношение родителей? Прежде всего, с их страхом: как бы ребенок в процессе самостоятельной деятельности не укололся, или не ударил себя тем или иным инструментом, или, напротив, не сломал игрушку, не повредил в доме мебель, или не был обижен кем-то.

2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания. Родители никогда в дошкольном возрасте не наказывают своего ребёнка ни за какие проступки и выходки, наоборот, испытывают чувство вины перед ним, если он капризничает, если они не могут удовлетворить его прихоть и сильно переживают, если кто-то жёстко обходится с их ребёнком.

Родители много хвалят своего ребёнка, поддерживают любые совершаемые самостоятельные активные действия. Пытаясь воспитать в ребёнке уверенность в себе, применяют не только моральные стимулы в качестве поощрения, но и вознаграждают материально. Однако частое стимулирование порой малоэффективно.

3. Отношение родителей к ребёнку. Полная покорность родителей ребёнку, беспрекословное выполнение всех его желаний любыми возможными и невозможными способами, страх перед капризами. Родители не чают души в своём ребёнке и готовы отдать ему всё, чтобы у него не было тех трудностей, болезней и невзгод, которые испытали они сами. Безмерная любовь родителей к ребёнку толкает их на самый изощрённый путь бесконечного проявления любви и ласки. Такие родители вплоть до подросткового возраста или даже до совершеннолетия ни на шаг не отпускают ребёнка от себя из страха, как бы их дитя не пошло по дурному пути, не связалось с беспутными или педагогически запущенными детьми.

Какой вы родитель? Как стиль воспитания влияет на будущее ребенка?

Стили воспитания, особенности и последствия

Если вы читаете эту статью, значит, вам не все равно, каким станет будущее вашего ребенка. А оно во многом зависит от климата в семье и вашего стиля воспитания. В статье мы расскажем о различиях в семейном воспитании и том, какую стратегию предпочтительно выбрать родителям, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя на всех этапах взросления, успешно развивался и уверенно вошел во взрослую жизнь.

Что такое стиль воспитания? Какие стили воспитания бывают?

Стиль воспитания в психологии понимается, как система стандартных практик, которую родители используют при воспитании ребенка: поощрения, наказания, проявления любви, установление границ дозволенного, семейное обсуждение вопросов, восприимчивость к потребностям ребенка и многое другое в совокупности дают стиль воспитания, характерный для отдельной семьи. Классификация стилей может проводиться по различным критериям. Стройную и научно обоснованную концепцию в конце 1960 -х гг. предложила Диана Баумринд, исследовательница отношений между родителями и детьми. Она выделила три стиля семейного воспитания (затем к ним был добавлен четвертый), которые дают оценку родительскому воспитанию с точки зрения требовательности/нетребовательности (контроль действий ребенка и ограничения) и отзывчивости/неотзывчивости по отношению к потребностям ребенка. Распределение стилей выглядит следующим образом:

Авторитарный стиль. Авторитарные родители обычно жесткие и строгие. Они требуют полного послушания и предъявляют высокие требования к ребенку, но при этом не реагируют на чувства и желания самого ребенка. Родители, которые практикуют такой стиль воспитания, имеют жесткий набор правил и ожиданий, которым ребенок должен следовать неукоснительно. В авторитарных семьях могут применять телесные наказания за непослушание. Когда ребенок не понимает определенных запретов, единственным объяснением для него служит фраза: “Потому что я так сказал”. Нельзя сказать, что авторитарные родители не любят своего ребенка: просто они уверены в том, что знают, что для ребенка будет лучше.
Ключевые признаки: чрезмерные требования, строгие наказания, возможная гиперопека, отсутствие интереса к ребенку.
Влияние на ребенка. Какие последствия имеет авторитарный стиль воспитания? По исследованиям Баумринд, ребенок в такой семье растет менее веселым, более капризным и склонным к стрессам. Он с детства приучен к ограничениям и к тому, что все решают родители. Поэтому в дальнейшем, даже будучи взрослым, ему трудно сделать самостоятельный выбор – выбрать профессию или устроить личную жизнь, так как он не пробовал принимать важные решения до этого.

Авторитетный стиль (гармоничный) – это подход, ориентированный на детей, задача родителей при этом – помочь ребенку вырасти и обрести самостоятельность. Стиль воспитания сочетает требовательность к ребенку с заботой и родительской отзывчивостью. Родители понимают, что чувствует ребенок, и помогают ему справляться с эмоциями на каждом этапе развития. Ограничения и правила присутствуют, но они разумны и понятны ребенку. Нарушение правил не наказывается, но обсуждается в кругу семьи, для того, чтобы ребенок смог сам осознать последствия своего поведения.
Ключевые признаки: норма, без отклонений к гиперопеке или гипоопеке, эмоциональная связь с ребенком, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка без потворствования ему.
Влияние на ребенка. Авторитетный стиль позволяет ребенку безболезненно пройти все стадии взросления, так как рядом с ним авторитетный наставник, который дает ребенку необходимую свободу для самостоятельных исследований, и при этом требует зрелости, соответствующей возрасту. В результате дети авторитетных родителей более социальны и успешны, им легче завоевать любовь окружающих, так как они имеют представления о социальных рамках. Они подготовлены к взрослой жизни и могут принимать решения самостоятельно. Считается, что этот стиль воспитания позволяет вырастить наиболее счастливых и приспособленных к жизни детей.

Либеральный (снисходительный) был выделен чуть позже. Он характеризуется высокой степенью отзывчивости по отношению к чувствам и желаниям ребенка и отсутствием родительских требований. В либеральных семьях высоко ценятся свобода и самостоятельность, родители стараются не устанавливать рамок и, в основном, при возникновении детско-родительских конфликтов полагаются на рассуждения и объяснения.
Ключевые признаки: эмоциональная связь родителя и ребенка, мягкость наказаний.
Влияние на ребенка. Дети либеральных родителей, как правило, счастливы, самостоятельны, именно при таком стиле воспитания вероятнее всего, что ребенок вырастет творческим и талантливым, умеющим мыслить нестандартно. Но существует обратная сторона медали – это возможные проблемы в социальной жизни: дети либеральных родителей показывают низкий уровень самоконтроля из-за недостатка дисциплинированности, у них могут возникать конфликты с коллективом, так как им трудно подчиняться общественным требованиям.

Попустительский стиль часто развивается тогда, когда родители эмоционально или физически отсутствуют и не интересуются воспитанием ребенка. Они не реагируют на потребности ребенка и не требовательны к поведению, их задача ограничивается обеспечением жизненных потребностей ребенка. Попустительский стиль может сформироваться или под влиянием идеи полной свободы в самореализации детей или от равнодушия к судьбе ребенка.
Ключевые признаки: гипоопека, отсутствие интереса к ребенку, недостаточные требования-обязанности, неудовлетворение духовных потребностей ребенка.
Влияние на ребенка. В результате дети без общения с родителями ощущают необходимость в покровителе, поэтому легко подпадают под чужое влияние и демонстрируют девиантное (асоциальное) поведение. Дети таких «равнодушных» родителей страдают от социальной некомпетентности, проблем успеваемости и поведения и могут иметь отклонения в психосоциальном развитии.

Другие стили воспитания
Исследователи выделяют и другие – частные стили воспитания, например, эгоцентрическое воспитание («все для ребенка»), тревожно-мнительное воспитание (постоянный страх утраты ребенка), стили воспитания определенных культур и этнических групп (староверы, мусульмане, американские индейцы и т.д.). Нам кажется важным предостеречь родителей от, так называемого, хаотического (противоречивого) воспитания. Чаще всего такой стиль формируется в семьях, где имеются противоречия между членами семьи – мамой, папой, бабушкой и т.д. Ребенок в ситуации непоследовательных решений быстро учится манипулировать интересами взрослых и добиваться желаемого. Однако в дальнейшем привычка лавировать приводит к тому, что ребенку сложно установить близкие отношения с кем бы то ни было, и недоверчивость вызывает проблемы в личной сфере.

Вы, наверняка, убедились, что наиболее гармоничный стилем воспитания можно считать авторитетный стиль. Дети вырастают самостоятельными, психически уравновешенными и социально адаптированными, что является важными слагаемыми будущей счастливой жизни.

А какой вы родитель?

Чтобы понять, насколько близок к идеалу ваш стиль воспитания, требуется ли скорректировать воспитательные практики, пройдите наш бесплатный тест “Детско-родительские отношения”. Психологи ЦТР “Гуманитарные технологии” смоделировали внутрисемейные ситуации и разработали серию вопросов, которые выявят уровень детско-родительских отношений, и определят, какой стиль воспитания вам ближе. В результате теста вы получите объективную экспресс-оценку ваших отношений с ребенком и практические рекомендации для улучшения взаимодействия и взаимопонимания в семье.
Для более глубокого и многогранного анализа стиля воспитания в вашей семье приглашаем вас в наш Центр тестирования и развития. Программа для родителей “Стиль воспитания” состоит из двух частей – компьютерного тестирования и консультации психолога. Она позволяет выявить ваш стиль воспитания, найти возможные причины внутрисемейных конфликтов, определить явные и скрытые факторы, которые способствовали установлению соответствующих особенностей воспитания.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР “Гуманитарные технологии”

Какой стиль воспитания вам ближе?

Уважаемые родители! С помощью этого теста попробуйте оценить свойственный вам стиль семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете (будете подавать) ребенку достойный пример?

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Интерпретация результатов теста

Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

• Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Либеральный стиль (попустительский, снисходительный). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль (безразличный).Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Источник: Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей /Авторы-составители: Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. – Уфа, 2015. – 200 с.)

Консультация для родителей «Какой у вас стиль воспитания?»

Александра Колдырева
Консультация для родителей «Какой у вас стиль воспитания?»

КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?

Нельзя сказать, что стереотипы – вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов — стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.

Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребёнка беспрекословного подчинения во всем. Ребёнок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

Излишне требовательный стиль. Он выражается в стремлении ускорить развитие ребёнка. Такие родители требуют от ребёнка или подростка совершенства во всём. Ругают за малейшую оплошность в учёбе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведёт к неврозам.

Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребёнку, оправдание любых поступков. Ребёнку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребёнка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всём вплоть до взрослых лет.

Излишне пылкий стиль. Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребёнок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

Консультация для родителей «Как характер ребенка зависит от вас?» Консультация для родителей на тему: «Как характер ребенка зависит от вас?» Воспитатель: Мальцева Наталья Сергеевна..

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?» КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА? До школы осталось совсем немного времени, один год? Вы наверное уже наслышаны, что современная.

Консультация для родителей «Какой цвет у фантазии?» Консультация для родителей на тему: «Какой цвет у фантазии?» В развитии воображения свою особенную роль выполняет цвет. Советский.

Консультация для родителей «Какой должна быть сказка» Какой должна быть сказка? Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или.

Консультация для родителей «Какой папа у вашего ребёнка?» Уважаемые коллеги сегодня хочу поделиться очень интересным материалом. Ребенок не способен обойтись лишь только витамином «М». Ему для полного.

Консультация для родителей «Есть ли у вас комнатное растение?» Автор: Сорокина М. А. Приобщение ребенка к миру природы – необходимое условие воспитания, осуществляемого в ДОУ и семье. В семье, в домашней.

Консультация для родителей «Основы семейного воспитания» Ребенок в каждой семье – это не только радость и безграничное счастье, но и огромная ответственность для каждого родителя. Мамы и папы всегда.

Консультация для родителей «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей Тема: «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»Трудовое воспитание.

Консультация для родителей «Животные у вас дома» Животные дома — это радость, проблема и ответственность. Решаясь завести животное, учтите следующее: 1. Животное может появиться в доме.

Стиль воспитания ребёнка в семье Родительское собрание Тема: «Стиль воспитания ребенка в семье» Форма проведения: заседание родительского клуба Аудитория (родители группы).

Сегодня уже доказано, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребёнка в школе, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки. Такие факторы, как гены, окружение, культура, пол и финансовое положение, имеют меньшее значение. Поэтому давайте рассмотрим основные стили воспитания в семье и то, какое влияние они оказывают на ребёнка в разные периоды жизни.

Сегодня уже доказано, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребёнка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки.

Такие факторы, как гены, окружение, культура, пол и финансовое положение, имеют меньшее значение. Поэтому давайте рассмотрим основные стили воспитания в семье и то, какое влияние они оказывают на ребёнка в разные периоды жизни.

Авторитарный стиль

Отношения в семье основаны на строгой дисциплине и подчинении детей воле родителей. Любви в таких семьях мало, при этом от детей ожидают и требуют многого.

Подход в воспитании нацелен на нужды родителей. «Ребёнка должно быть видно, но не слышно» — один из главных тезисов.

Ребёнок. Все силы младшего члена такой семьи уходят на то, чтобы пытаться оправдывать ожидания родителей. Он привыкает подчиняться требованиям, растёт безынициативным. В школе он боится получать низкие оценки, но не мотивирован получать действительно прочные знания, часто использует любую возможность «затеряться в толпе». Может по-настоящему серьёзно заинтересоваться школьным предметом при индивидуальном подходе — например, в процессе занятий с чутким репетитором.

Подросток. Есть два варианта развития сценария. В первом ребёнок бунтует и вступает в конфликт, становится агрессивным и покидает родительский дом при первой возможности.

Второй вариант: робкий и неуверенный подросток продолжает во всём слушаться родителей, но становится скрытным и легко попадает под сильное влияние сверстников, в том числе и дурное.

Результат. Механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, — главный сдерживающий фактор для человека, воспитанного в такой семье. Как только угроза наказания извне исчезает, его поведение может стать потенциально антиобщественным.

Нужен репетитор?

Либеральный стиль

Отношения в семье похожи на сказку: много любви, мало требований, никаких ожиданий и дисциплины: «Лишь бы ребёнок был здоров и счастлив».

Подход в воспитании полностью нацелен на интересы детей, им предоставляется полная свобода самовыражения. Родители стремятся развить творческие стороны личности и индивидуальности ребёнка, стараясь ни в чём их не ограничивать.

Ребёнок в такой семье, как ни странно, часто несчастлив, чем приводит в изумление окружающих, ведь он, кажется, обладает всем, что нужно для счастья. Чего ему не хватает? А не хватает представлений о границах дозволенного и безопасного — то есть дисциплины, которая сделает его жизнь более предсказуемой.

Подросток больше своих сверстников подвержен депрессии и разного рода фобиям, часто агрессивен. Его легко вовлечь в дурную компанию, склонить к употреблению наркотиков и алкоголя, ранней сексуальной активности, преступлениям.

Результат. Человек, получивший либеральное воспитание, борется с недостатком дисциплины на свой лад. Он пытается установить собственный контроль, страдает от неудовлетворённых психологических потребностей, становится уязвимым и не способен противостоять ежедневным проблемам.

Родитель не обязан стать тираном и мучителем, чтобы установить правила для ребёнка. Вот 10 приёмов, которые помогут добиться дисциплины без криков и угроз.

Авторитетный стиль

Отношения в такой семье тёплые, но достаточно сдержанные. Для детей устанавливается умеренная дисциплина. Родители ожидают от них развития и достижений.

Подход в воспитании построен на балансе доверия и контроля, при этом родители верят в ребёнка и эмоционально поддерживают его во всём.

Ребёнок уважает себя, своих родителей и семейные традиции, подчиняется установленным правилам, ожидает от них справедливости в отношении себя.

Подросток знает, что может искать и предлагать собственные решения для любых ситуаций. Чувствует ответственность за свои поступки. Уверен, что может брать на себя и выполнять обязательства.

Результат. При таком подходе к воспитанию повзрослевший ребёнок менее всего подвержен негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строит свои взаимоотношения с людьми и миром.

Хаотичный стиль

Отношения нестабильные, строятся на сильных эмоциях: от любви до ненависти и обратно — один шаг.

Подход в воспитании фактически отсутствует. Чаще всего это встречается в неполных семьях, где у родителя не хватает выдержки и понимания, как воспитывать и какие методы воздействия применять. Отсюда резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слёз, криков до умилительно-ласковых проявлений.

Ребёнок становится неуправляемым, пренебрегает запретами и требованиями.

Подросток быстро теряет доверие к родителям, влиять на него становится всё сложнее, при этом ему могут быть свойственны незрелость суждений и заниженная самооценка. Самоконтроль и чувство ответственности при таком воспитании не формируются.

Результат. При таком стиле воспитания остаётся полностью неудовлетворённой одна из важных базовых потребностей личности — в стабильности и упорядоченности окружающего мира.

Что делать, если в семье не получается задать ребёнку чёткие ориентиры в поведении и оценках? Улучшить ситуацию может авторитетный взрослый: спортивный тренер , педагог по музыке , репетитор по английскому . Важно, чтобы он вызывал не только доверие ребёнка, но и интерес к спорту или новым знаниям.

Нужен репетитор?

Опекающий стиль

Отношения в семье построены на стремлении уберечь ребёнка от всех проблем. Родители всегда рядом, всегда помогают, всегда тревожатся, что с ребёнком что-то случится.

Подход в воспитании представляет собой гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья. Фактически выбор такого стиля говорит о навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребёнка.

Ребёнок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, старательным, «подарком для родителей». Однако за внешней идеальной картинкой часто скрываются неуверенность в себе и боязнь ошибиться.

Такие дети могут с трудом адаптироваться в первом классе, чрезмерно переживать, если что-то не получается, например, не даётся математика. Часто нуждаются в серьёзной подготовке к школе с репетитором или логопедом.

Подросток продолжает нуждаться в привычной опеке и защите, которая постепенно подавляет его волю, энергию и познавательную активность, развивает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия. Ребёнок не успевает своевременно осваивать нужные умения и навыки. Гиперопека может обернуться и другой крайностью: агрессией и своеволием в ответ на контроль.

Результат. Опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости, с другой — к формированию у человека тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

4 стиля воспитания: определяем родительские установки

Если вы тревожитесь, достаточно ли ответственны в вопросах воспитания и развития своего ребёнка, рекомендуем вам выяснить, каких родительских установок вы придерживаетесь. Родительские установки, родительский стиль, или стиль воспитания — это система взаимоотношений в паре ребёнок-родитель.

От того, по каким законам эта система выстраивается и функционирует, зависит очень многое:

  • Психологический климат в семье;
  • Осознание ребёнком в первые годы жизни основ общечеловеческого взаимодействия;
  • Успешность малыша в овладении важными для его развития навыками, знаниями и умениями.

Стиль 1: Авторитарный

Авторитарный родительский стиль — диктатура взрослых. Долгое время был основным типом межличностных отношений в семье. Если вы убеждены, что всегда и во всём знаете лучше, как нужно поступать, думать и даже чувствовать вашему ребёнку, этот стиль воспитания прочно укоренился в вашем сознании.

Характерные черты:
  • Высокий уровень родительского контроля;
  • Холодное эмоциональное отношение к ребёнку;
  • Желания и мнения ребёнка игнорируются, подавляются;
  • Требования предъявляются в жёсткой ультимативной форме, без объяснения причин.

Стиль 2: Авторитетный

Родитель — авторитет для ребёнка, его мнение стоит в приоритете, но не насаждается как неоспоримая догма. Принципы, лежащие в основе этого родительского стиля, позволяют называть его демократическим. Малыша не лишают права голоса, но итоговое решение принимает всё же взрослый, рассмотрев возможные альтернативы и приняв во внимание мнение ребёнка.

Характерные черты:
  • Высокий уровень родительского контроля;
  • Тёплое эмоциональное отношение к ребёнку;
  • Желания и мнения ребёнка обсуждаются, по возможности, удовлетворяются;
  • Требования разделяются на обсуждаемые и диктуемые.

Стиль 3: Либеральный

Либеральный родительский стиль называют также снисходительным. Характерную для него гипоопеку можно назвать антагонизмом родительского диктата. Либеральные родители заботятся о детях, внимательны к их желаниям, эмоциям, рассуждениям. Отношения в такой семье обычно очень душевные, близкие. Родители — лучшие друзья для своего ребёнка, но высокого уровня ответственности за дальнейшую судьбу ребёнка они не испытывают. От ребёнка не требуют дисциплины, а по мере взросления передают ему всё больше и больше влияния на общесемейные решения.

Характерные черты:
  • Низкий уровень родительского контроля;
  • Тёплое эмоциональное отношение к ребёнку;
  • Желания и мнения ребёнка имеют большой вес;
  • Требования к ребёнку минимальны, ограничения и запреты практически отсутствуют.

Стиль 4: Попустительский

При попустительском, или индифферентном стиле воспитания родители не могут сформировать собственных ожиданий от ребёнка, не предъявляют конкретных требований и зачастую демонстрируют противоречия в избираемых воспитательных средствах. Взрослые видят свою миссию в том, чтобы обеспечить базовые потребности ребёнка (питание, крыша над головой, одежда), но воспитание как развитие гармоничной личности себе в обязанности не вменяют. Прикрываясь предоставлением ребёнку свободы, родители этого типа стремятся эмоционально отгородиться от его проблем.

Характерные черты:
  • Низкий уровень родительского контроля;
  • Холодное эмоциональное отношение к ребёнку;
  • Семья условно поделена на «взрослый» и «детский» миры, которые пересекаются крайне редко;
  • Чётких требований к ребёнку нет.

Как избрать верную воспитательную стратегию

Невозможно сказать однозначно, что один стиль воспитания хорош и плодотворен, а другой не имеет права на существование в здоровой семье. В истории педагогики немало примеров, как последователи разных стилей демонстрировали высокие показатели успешности своих воспитанников. Кроме того, нередко стили применяются непоследовательно, взаимопроникают друг в друга и выливаются в некую симбиотическую форму.

Важно понимать, что оптимальность использования того или иного воспитательного стиля в чистом или трансформированном виде определяется рядом факторов. Прежде всего это психологические особенности конкретных родителей и ребёнка.

Будьте внимательны к своему ребёнку, ищите те методы взаимодействия, при которых его развитие и становление будут проходить в максимально комфортных условиях, и тогда вы сможете выработать тот стиль, который наиболее уместен именно для вашей семьи.

Пусть родительство ваше будет успешным и счастливым!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Какой стиль воспитания выбрать в семье: либеральный или авторитарный

Воспитание ребенка в семье – сложная и ответственная задача, ложащаяся на плечи родителей. Существуют разные стили воспитания. И от того, какой будет выбран вариант, зависит, как человек будет вести себя во взрослой жизни. Существуют разные стили, и каждый родитель может выбрать какой-то один вариант. Но в то же время следует понимать: маленький человек – индивидуальность и любой подход в его воспитании должен быть особенным. Будь то авторитарный стиль воспитания или демократический.

Родители как никто другой знают своего малыша. И только они могут правильно подобрать ту или иную модель поведения с ним. Найти подход в определенной ситуации. Нельзя строго следовать какому-то одному принципу, не внося определенных коррективов. К тому же не стоит забывать – родительский пример самый яркий, и именно он действует сильнее всего. Семья в первую очередь несет ответственность за дальнейшую судьбу своих воспитанников.

Стили воспитания в семье

Ниже перечислены основные модели поведения с несовершеннолетними членами семьи, применяемые в обществе. Зная о них и последствиях применения, родители могут выбрать тот вариант, который, по их мнению, больше всего подойдет конкретной семье.

Авторитарный стиль

Он предусматривает жесткий родительский контроль не только над поступками детей, но и над их эмоциями. Авторитарный стиль воспитания предусматривает наложение серьезных ограничений на поведение, эмоциональное состояние отпрысков. То есть родители стараются полностью контролировать жизнь воспитанника. В семье даже запрещается плакать, так как бытует мнение, что это проявление слабости, которое ни в коем случае нельзя показывать и допускать вообще.

В результате такого воспитания дети:

  • Находятся в постоянной борьбе с самим собой и окружающим миром;
  • Стараются в точности следовать всем наказам, соответствовать ожиданиям;
  • Не видят родительской любви, ласки;
  • Становятся жесткими и грубыми, во взрослой жизни перенося данную модель поведения на свою семью;
  • Теряют чувство самостоятельности и веру в себя;
  • Не могут принимать решения без совета родных.

Со временем дети из семей с такой моделью воспитания становятся одинокими, замкнутыми. Очень часто появляются проблемы в образовательном процессе. И что самое страшное – они не могут найти общий язык со сверстниками.

Демократичный стиль

Этот стиль считается одним из лучших методов. Применяя его, родители как бы поощряют ребенка становиться самостоятельным. Учится брать на себя ответственность за совершенные поступки, слова. В такой семье ребята отлично умеют отличить хороший поступок от плохого поведения. Родители в семье с этим стилем стараются:

  • Дать возможность выбора;
  • Приучить свое чадо к ответственности;
  • Внятно объяснить свое желание конкретного поведения малыша;
  • Следят за действиями отпрысков и в случае необходимости даже наказывают, но при этом ребенок абсолютно не чувствует себя униженным или обиженным.

В семьях с такой моделью поведения дети принимают активное участие в семейных советах и принятии определенных решений. Ошибки, сделанные ребенком, обсуждаются вместе с ним. Это способствует тому, что маленький человек учится понимать, как надо себя вести в определенной ситуации.

Что бы ни сделали сын или дочка, это стараются рассматривать как урок жизни, а не лишний повод для наказания. Демократический стиль приводит к послушанию, хорошему поведению, которые, в свою очередь, щедро вознаграждаются. Малыши в таких семьях, как правило, очень способные, так как умеют раскрывать свои таланты. Кроме того, они могут сделать правильный выбор, самостоятельно откорректировать свое поведение.

Попустительский стиль (пренебрежительный)

По факту это даже не стиль, а отсутствие всякого воспитания. То есть , дитя предоставлено само себе. Мамы и папы в таких семьях считают, что если они одели и накормили ребенка, купили ему самые необходимые вещи – они выполнили свою миссию. Дети делают что хотят, ими никто не занимается. Никто на них не обращает внимание. Как результат – полное отсутствие послушания, безответственность. Самое страшное – такие дети очень часто страдают от психологического стресса. Лучше уж применять авторитарную модель поведения, чем попустительскую.

Либеральный стиль (разрешительный)

Полная противоположность авторитарному режиму. Родители дают своим детям полную свободу действий. Такая семья не вмешивается в дела человека, предоставляя возможность самому контролировать свою жизнь. Либеральная модель избавляет детей от строгих рамок, правил и ограничений. Даже если в семье к ребенку и выдвигаются какие-то требования, они достаточно мягкие, ненавязчивые.

Такая себе безграничная любовь не предусматривает наказания даже за самые плохие поступки, будь то истерика, полное непослушание и так далее. Маленький человек получает:

  • Полную свободу действий;
  • Возможность самостоятельно выбирать модель поведения;
  • Самостоятельно принимать решения;
  • Возможность намеренно поступать неправильно.

В то же время в нужный момент родители всегда готовы прийти на помощь и уберечь от фатальных ситуаций. Мамы и папы в такой семье свято верят в то, что дети должны сами, исключительно личным опытом учиться жизни.

Эмоциональный стиль

Это абсолютно уникальная модель отношений родителей и детей, являющаяся также полной противоположностью авторитарного стиля. Семья с такой моделью фокусирует свое внимание на воспитании чувств малыша. Если дети что-то делают не так, родители не разбирают с ним ситуацию, почему так произошло. А сопереживают ему.

Придерживаясь такого стиля, мамы и папы желают эмоционально стать ближе малышу. Они ни в коем случае не препятствуют выражению ребенком определенных чувств, а наоборот – даже поощряют выражение эмоций.

Любая ситуация в жизни малыша, провоцирующая эмоциональный всплеск, как бы дает возможность родителям сблизиться с детьми. Помочь в решении той или иной проблемы, но при этом готовое решение никто не выдает.

Такая модель воспитания приводит к тому, что у детей возникает мало проблем с поведением. Они элементарно учатся самостоятельно справляться со своими эмоциями. И уже во взрослой жизни, во многих ситуациях это очень помогает.

Некоторые родители применяют сразу несколько стилей в воспитании крохи, комбинируя авторитарный стиль и либеральный. С одной стороны это даже хорошо, так как есть возможность определить, какая модель поведения родителей лучше влияет на поведение детей.

Следует помнить о том, что стили воспитания это не аксиома. Тут можно действительно комбинировать разные варианты. И в большинстве семей так и делается. Достаточно сложно придерживаться какого-то одного стиля воспитания. В жизни случаются самые разные ситуации, и действовать надо по обстановке. Конечно, есть семьи, которые строго придерживаются определенной модели. Но при этом нельзя сказать, что дети в таких ячейках общества полностью счастливы и чувствуют себя комфортно, если, конечно, речь не идет о демократическом стиле воспитания.

В любом случае, как воспитывать малыша, решать только его родителям, но перед тем как выбрать ту или иную модель поведения, стоит все же учесть – в первую очередь надо думать о будущем детей. Ведь то, что будет заложено в них сейчас, прочно укоренится во взрослой жизни.

Самые популярные современные стили воспитания. Какой выбрать и почему?

По-настоящему индивидуальный подход к воспитанию ребёнка превосходит все ожидания, считает Екатерина Алексеева, мама десятилетней дочки, педагог, автор проекта Otnoshenyasrebenkom.com, организатор международной онлайн конференции «Дети – наше всё». Но для того, чтобы такой подход выработать, необходимо знать, в чём состоит благо для ребёнка. В своей лекции «Как создать свой эффективный стиль воспитания за 60 минут» Екатерина дала ответ на этот непростой вопрос.

Благо для ребёнка – это его физическое и психологическое здоровье и эмоциональное благополучие. С физическим здоровьем вроде бы всё понятно. А вот другие две составляющие? Представьте себе бусы. Разные бусины держатся на двух ниточках. В отношениях с ребёнком бусины – это различные методы, стратегии, приёмы, которые мы используем в воспитании ребёнка. А ниточки, на которых они держатся – это проявляемая безусловная любовь к ребёнку и забота об эффективности установок, которые записывает его подсознание, пока Вы взаимодействуете с ним. Расшифровываю.

Проявляемая безусловная любовь. Дети не просто должны знать, что Вы их любите, они должны это понимать, ощущать на доступном для них уровне круглосуточно. Когда мама срывается, повышает тон, шлёпает в сердцах, ставит в угол, сравнивает с кем-то, запрещает что-то, чувствует ли в эти моменты ребёнок безусловную любовь? Оправдывает ли усталость мамы или вообще что-либо непроявление любви? Подумайте, как можно проявить любовь в таких сложных ситуациях?

Ребёнок должен всегда понимать, что даже если Вы недовольны, Вы его горячо любите. Дом, где Вы живёте, должен стать для ребёнка тем местом, где его любят и принимают всегда: чистым и грязным, с хорошим поведением и с гадким, с хорошими оценками и с плохими – любым! Если в отношениях с ребёнком Вы сможете обеспечить эту составляющую, считайте, что Вы уже во многом справились со своей родительской ролью, потому что проявляемая безусловная любовь – это фундамент, без которого нет смысла идти дальше в воспитании детей.

Забота об эффективности установок, которые записывает подсознание ребёнка, пока Вы взаимодействуете с ним. Когда Вы взаимодействуете с ребёнком, особенно в конфликтных ситуациях, спросите себя: какую программу сейчас записывает подсознание моего ребёнка? Какое мнение у него формируется в этот момент о себе, обо мне, о жизни? Все программы из детства и юности выносятся потом во взрослую жизнь!

Теперь, когда Вы знаете, в чём заключается благо для ребёнка, Вам наверняка станет чуточку проще в формировании эффективного стиля воспитания. Для того, чтобы ситуация прояснилась ещё больше, расскажу о четырёх самых популярных стилях воспитания, которые существуют в современном обществе. Они редко встречаются в чистом виде, обычно родители используют в отношениях с ребёнком элементы разных стилей. Подумайте: какие принципы каких стилей составляют Ваш подход к воспитанию детей? Что нужно из этого уменьшить, что увеличить, от чего отказаться, а что добавить? Уверена: узнав ниже предложенную информацию, Вы уже сегодня сможете внести полезные коррективы в общение со своим чадом.

1. Авторитарный (автократичный) стиль воспитания
«Мама, я не хочу больше ходить на музыку» — «Мало ли, чего ты не хочешь? Иди занимайся, у тебя скоро выступление». Родители добиваются детского послушания при помощи шантажа, угроз, наказания и т.д. Срывы, повышенный тон, давление – всё это про авторитарный стиль. Но это создаёт лишь иллюзию эффективности. Есть два сценария: ребёнок будет сжиматься, как пружина, и выстрелит в один момент, или, если стержень личности недостаточно крепкий, он лопнет, и ребёнок будет считать, что в жизни нужно без вопроса покоряться.

Если Вам знаком этот стиль воспитания, подумайте: я хочу постоянно нести ответственность за ребёнка, или я хочу, чтобы он учился её брать сам? Я хочу контролировать каждый шаг ребёнка, или я хочу, чтобы он контролировал эти шаги сам? Я хочу, чтобы мой ребёнок научился всегда сопротивляться, даже там, где сопротивление не нужно? Или я хочу, чтобы мой ребёнок научился в жизни беспрекословно покоряться? Соблюдаются ли в этом стиле две главные «нити» в «бусах отношений» с ребёнком?

2. Либеральный (разрешительный) стиль воспитания
Ребёнку всё можно. Это очень привлекательный стиль, и сегодня он очень популярен. Но этот стиль работает против ребёнка. Да, он чувствует безусловную любовь (соблюдается первый главный принцип построения отношений с ребёнком), но ребёнок растёт без ощущения установленных границ, понимания, что можно, а что нельзя. Во дворе, в школе ребёнок сталкивается с тем, что у каждого коллектива есть свои принципы, а делать всё, что хочешь, нельзя. На законах общества и уважении к ним и стоит мир. Когда ребёнок выйдет из дома, его ждёт большое разочарование, т.к. жизнь всегда чётко показывает границы дозволенного.

Да, маме проще сидеть за работой, позволяя ребёнку в это время делать то, что он хочет. Но разрешительный стиль быстро скатывается в попустительский, а потом – в детскую анархию. Выбираться оттуда очень трудно. Не доводите ситуацию до такого! Потом ничто (ни карьера, ни признание общества, ни любовь супруга) не скрасит отсутствия выстроенных отношений с собственным ребёнком.

3. Демократический стиль воспитания
У ребёнка в семье те же права, что и у взрослого. Он может принимать ключевые решения для всей семьи (переезжать в новую квартиру или нет, в какую страну поехать в отпуск и на сколько дней, какую мебель купить на кухню). Казалось бы, ребёнок чувствует, что он любим, что к нему прислушиваются. Но Вы перекрываете ребёнку канал роста и развития (духовного, интеллектуального). Возможность роста – одно из условий счастья, и дети редко прощают родителям такую ошибку. Проводился социальный эксперимент: людям предлагали получать зарплату ступенчато (от малой суммы к большей) или каждый месяц фиксированную сумму (изначально очень привлекательную). Люди захотели получать повышающуюся зарплату, даже если в итоге годовой доход был меньше, чем во втором варианте.

Если ребёнок в 5, в 12 лет принимает ключевые решения, у него нет стимула развития. Иерархия в семье должна быть. Ребёнок младше, у него меньше жизненного опыта, поэтому последнее слово за мамой и папой.

4. Демократически-разумный стиль воспитания
Это одновременно гуманный, но эффективный стиль. Он автоматически подразумевает выполнение двух основных задач родителя (безусловная любовь и забота об установках) и максимально адаптирован под русский менталитет. В демократически-разумном стиле воспитания ребёнок чувствует, что его любят, но и границы он чувствует прекрасно. Такой стиль воспитания прежде всего базируется на семейных ценностях и семейном кодексе (это устав, которому придерживаются все члены семьи, его даже можно прописать на бумаге – это особенно эффективно для детей младшего возраста).

Какие принципы могут быть в семейном кодексе? У каждой семьи они, безусловно, свои. Например, принцип любви (любовью не торгуют, не используются формулировки: «если ты меня любишь, сделай…»). Принцип взаимопомощи (но мы не спешим, не лезем с помощью, чтобы человек имел возможность сделать дело самостоятельно, помогаем тогда, когда нас об этом просят). Принцип честности. Принцип отсутствия двойных стандартов (принципы действуют на всех, их выполнения требуют и от ребёнка, и от родителя). Напишите свой семейный кодекс. Все принципы должны быть гуманны и экологичны (т.е. они никому не вредят, ни людям, ни природе).

Согласитесь, Вы узнали себя в том или ином пункте. Хорошо, теперь, когда Вы столько узнали об отношениях с детьми, появился вопрос: как изменить свой стиль воспитания прямо сейчас?
1. Посмотрите на свои отношения со стороны.
2. Напишите на бумаге пункты, которые Вы хотели бы в них изменить.
3. Начните делать первые шаги: подчеркните в списке два пункта, которые Вы уже сегодня начнёте соблюдать!

Друзья, чем больше я узнаю о воспитании и психологии детей, тем больше я понимаю, сколько всего родителям нужно знать и сколько им нужно работать над собой, чтобы быть для своего ребёнка лучшим. Невозможно в одной статье, в одной лекции изложить все приёмы, техники и знания, которые помогут нам изменить нашу жизнь и отношения с нашим ребёнком, особенно если они неидеальны. Я буду старательно собирать здесь, в блоге, эти элементы одного большого пазла. Я верю, что они помогут каждому из нас собрать свою прекрасную картину: счастливого и гармоничного ребёнка!

Стили воспитания детей в семье

Авторитарные родители

Как поступают и что говорят:

✔ Стараются дать ребенку все самое лучшее: еду, одежду, образование, но и требуют по максимуму.

✔ Поскольку взрослые – главные в семье, на их стороне жизненный опыт, им и определять, как поступить. Как папа-мама сказали, так и должно быть. Точка.

✔ Ребенок – существо в целом разумное, поэтому с ним можно не сюсюкаться, а общаться на равных.

✔ Порядок в доме – порядок в голове. Воспитания нет без правил и режима.

✔ Нечего детей захваливать, а то вырастут лентяями. А вот указать на ошибки – важно.

✔ Хороший ребенок – послушный ребенок.

Что происходит. Контроль, режим и правила для ребенка необходимы. Они создают опору: «Взрослый знает, как должно быть». Но чрезмерный родительский контроль может плохо повлиять на способность ребенка управлять своими эмоциями и поведением. Дети привыкают, что кто-то ими руководит. И когда возникает сложная ситуация, не знают, что делать и как принимать решения. И хотя требовательные папы и мамы ожидают больших свершений от своих детей, именно излишний контроль и строгость ведут к неустойчивому поведению и плохим оценкам, считает Б. Перри, доктор философии из Университета Миннесоты.

– Авторитарный стиль дает ребенку хорошие границы, но, к сожалению, они очень узкие, – уверена клинический и социальный психолог Люция Сулейманова. – Нет возможности проявить себя иным способом, кроме утвержденного и заверенного родителем. Это влияет на самооценку и поведение ребенка. Тут вырастает два варианта личности: либо сломленный ребенок, либо бунтарь.

Итог:

  • ребенок не уверен в себе;
  • вырастет послушным, но не сможет выражать свое мнение;
  • будет испытывать трудности в общении либо из-за излишней стеснительности, либо из-за агрессивности вне стен дома;
  • склонен страдать от тревоги и депрессии.

Что делать. Если у родителя-диктатора были такие же авторитарные родители, ему будет трудно отказаться от знакомой манеры воспитания. Важно понять, что не только родительская точка зрения может быть правильной, и пытаться прислушиваться к другим.

Учите детей самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение. Например, ребенок чем-то расстроен и поэтому плохо себя ведет. Вместо слов: «Хватит реветь! И перестань ломать игрушки!» – стоит сказать: «Я понимаю, что ты очень расстроен, но нельзя из-за этого ломать игрушки».

Демократичный и авторитарный стили воспитания: влияние на развитие детей

Процесс семейного воспитания – это комплексная система родительских установок, направленных на ребёнка. Её цель – это подготовка детей для самостоятельной жизни в обществе. Вне всяких сомнений, каждый любящий родитель чувствует на себе груз ответственности за будущее собственного ребёнка. Он также понимает, насколько сложно порой бывает контролировать процесс его взросления. Если проявить излишнюю мягкость – сын или дочь перестаёт слушаться. Если жёсткость, то уходит в себя. Как же найти золотую середину?

Психологи выделяют четыре типа отношений родителей и детей. Воспитательные системы научно называются демократичной, авторитарной, индифферентной и либеральной. В семьях редко встречается определенный стиль. Чаще родители используют комбинацию приёмов, по-разному отражающихся на развитии детей. Диктатура и сотрудничество – самые вероятные, по оценкам психологов, отношения.

Стили воспитания в семье

Для начала давайте разберёмся, какие есть стили воспитания, и как они влияют на развитие ребенка:

  1. Авторитарный стиль воспитания. Этот стиль воспитания придаёт мнению родителей непререкаемый авторитет. Плюсами данного подхода являются послушание, безраздельный контроль действий ребёнка. Но в то же время это и главные минусы описываемого стиля воспитания. Личное мнение младших членов семьи становится никому не нужным, лидерские качества угнетаются, отношение к родителям принимают вид «подчинённый – начальник», почти полностью пресекая попытки поиска душевного взаимопонимания. Дети, которых воспитывают в такой атмосфере, часто испытывают страх по отношению к родителям и стремятся побыстрее выпорхнуть из родительского гнезда.
  2. Демократический стиль воспитания. Этот стиль ставит родителя и ребёнка на одну ступень, создавая доверительные отношения между собой. Ребёнок не боится высказывать собственное мнение, он ощущает поддержку и заботу родителей. Демократический стиль не предполагает полного отсутствия давления со стороны мамы с папой, но сводит его к минимуму, позволяя раскрыться внутренним сторонам личности ребёнка. Совместное преодоление проблем помогает укрепить семейные узы и создать творческую атмосферу между членами семьи. У этого подхода тоже есть свои минусы. Например, тот факт, что в результате демократичного воспитания ребёнок может вырасти неподготовленным к суровой действительности. Встретившись, например, с тяжёлой работой, армией или жёстким начальством, его характер может сломаться.

Особенности авторитарного стиля воспитания

Авторитарный стиль воспитания характеризуется:

  • требованием высоких достижений;
  • наказаниями за неудачи;
  • жёстким контролем личного пространства, интересов, навязыванием развивающих занятий;
  • запретами и угрозами вместо поиска компромисса.

Перечисленными методами от 7–8-летнего ребёнка можно добиться безукоризненного послушания. В подростковом возрасте авторитет родителей начинает уменьшаться. К этому времени последствия строжайшей требовательности могут сформироваться в комплексы, выраженные:

  • отсутствием собственного достоинства;
  • неумением принимать самостоятельные решения;
  • привычкой силовых решений спорных вопросов;
  • агрессией.

Некоторые приемы авторитарного стиля воспитания необходимо использовать в разумной форме и объёме. Например, дети должны знать, что определённые вещи делать нельзя, но доносить это нужно в форме инструкции, а не приказа.

Особенности демократического стиля воспитания

Такой полезный для развития детей конгломерат отличает демократичный стиль воспитания. Основные признаки и приёмы взаимоотношений:

  • отношение к ребёнку как к личности, уважение его интересов;
  • воспитание под бережным и чутким контролем;
  • глубокое понимание поведенческих мотивов;
  • совместный выбор программ дополнительного образования;
  • условия для развития творческих способностей;
  • использование диалога в качестве средства решения спорных вопросов.

Если Вам удалось выстроить такие отношения с детьми, можно с гордостью делиться опытом с друзьями, коллегами и знакомыми. С большой вероятностью можно ожидать у сына или дочери адекватной самооценки, самостоятельности, послушности, инициативы и целеустремленности, умения мирным путем регулировать конфликты.

Совмещение обоих стилей для лучшего результата

Безусловно, каждый родитель сам выбирает стиль воспитания детей, ориентируясь на собственный опыт и на опыт своих мамы и папы. Тем не менее, никогда не поздно задуматься, правильно ли выстраивается система отношений в Вашей семье? По отдельности, и у демократического, и у авторитарного стиля воспитания есть свои недостатки, которые в будущем могут привести к серьезным проблемам. Поэтому идеальным вариантом является такой стиль воспитания, который будет включать лучшее из авторитарного и демократического стиля. Семья, в которой родители обладают определенным авторитетом и учат детей дисциплине, оставаясь при этом их старшими друзьями, вероятнее всего воспитает лидеров, которым не чуждо сострадание и способность к саморефлексии.

Не бойтесь идти навстречу к изменениям внутри семьи, пробовать что-то новое в воспитании и в строительстве новых эмоциональных связей с детьми.

Не всегда у родителей хватает времени, чтобы идентифицировать используемый стиль воспитания. Признаками неблагополучия являются любые изменения в поведении детей, которые ни в коем случае нельзя игнорировать. Успешно разрешить проблемы во многих случаях помогает обращение в детские центры. Авторские методики и программы развивают не только полезные навыки, но и личностные качества, не прижившиеся в семье. И помните, что только любовь, взаимное доверие, уважение и понимание могут стать основополагающими моментами для воспитания яркой личности с высокими интеллектуальными способностями.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: