Какой тип воспитания Вы используете?

Какой тип воспитания Вы используете?

Тест для родителей “Ваш стиль воспитания”
тест на тему

Тест для родителей «Ваш стиль воспитания»

1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В.Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

В. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

В. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами – А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

А – такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б – авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

В – либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г – индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот тест позволяет определить преобладающий стиль воспитания и взаимодействия родителя с ребёнком. К опроснику прилагаются бланк и ключ для обработки, а также подробноге описание стилей воспитания.

Прежде всего – надо любить ребенка. Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой, – и потому,что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди; и потому,что сама “массиро.

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Для эффективной и целенаправленной деятельности организации руководителю необходимо выбрать стиль руководства, который способствовал бы устойчивому развитию учреждения, создавал благоприятную атмосфер.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию компьютерную игру – тест “Мой стиль воспитания ребенка в семье”. Пройдя данный тест, вы сможете определить стиль вашего привычного родительского.

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком б.

Тест на определение вашего стиля воспитания детей

1 июня – Международный день защиты детей

С одной стороны — это весёлый праздник, доставляющий детям много радости, тем более что он совпадает с первым днём летних каникул. Но с другой стороны, становится грустно, когда вдумываешься в название праздника и понимаешь, что наши дети действительно нуждаются в защите от зла, которого так много в нашем мире. Ещё больнее, когда понимаешь, что иногда сами родители, не наученные понимать своих детей, причиняют им страдания, не подозревая об этом.

Пройдите тест:

  1. Насколько часто ваш ребёнок заставляет вас испытывать переживания из-за своего негативного поведения?
  1. Во время конфликтов с другими детьми использует ли ваш ребёнок физическую силу или словесные оскорбления?
  1. Как ваш ребёнок реагирует на замечания взрослых?

А. Не реагирует вообще

Б. Старается исправить ситуацию

В. Агрессивно, с раздражением

  1. Сопереживает ли ваш ребёнок героям сказок, рассказов, мультфильмов и фильмов?
  1. Какие методы воспитания более всего воздействуют на вашего ребёнка?

А. Угрозы физического наказания

Б. Беседы о плохом поведении

В. Обещание подарков за хорошее поведение

  1. Какие методы воспитания вы считаете наиболее эффективными?

А. Физическое воспитание

Б. Воспитание на положительных примерах

В. Лишение развлечений и подарков

  1. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.

А. Ребёнок должен всегда помнить, что взрослые умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребёнка, вызывая чувство протеста.

В. Негативные реакции ребёнка надо подавлять для его же пользы.

А теперь обведите в таблице те баллы, которые соответствуют вашим вариантам ответов.

Номер вопросаОтветы АОтветы БОтветы В
1321
2123
3321
4210
5123
6123
7321

Подсчитайте общее количество ваших баллов и узнайте, какой тип воспитания характерен для вас, как родителя.

От 6 до 10 баллов. Вам характерен авторитарный стиль воспитания. Вы стремитесь контролировать поступки своего ребёнка буквально во всём. Покорность и послушание — вот два самых значимых для вас, как родителя, качества характера в детях. Как правило, последствия такого воспитания приводят к тому, что дети, вырастая, становятся пассивными, не способны к лидерству, безынициативными, имеют проблемы в общении с окружающими, часто проявляют агрессивность. Считается, что основная причина гомосексуализма кроется как раз в авторитарном стиле воспитания. Несомненно, вам стоит пересмотреть свои методы воспитательного воздействия.

От 11 до 17 баллов. Ваш стиль воспитания можно назвать демократическим (авторитетным). Вы предоставляете своему ребёнку достаточно разумной свободы, возможностей для реализации его талантов и способностей, личностного роста при этом, учитывая его желания. Но, в тоже время, поведение ребёнка не остаётся без внимания с вашей стороны. «Любовь и строгость» — два постулата, на которых основывается ваша модель отношения к детям.

От 18 до 21 балла. Вам присущ либерально-попустительский тип воспитания. Вы ставите себя на одну ступень со своим ребёнком, предоставляя ему полную свободу. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Ребёнок не знает, что вы от него ожидаете. В результате таких методов воспитания дети вырастают инфантильными, с высоким уровнем тревожности, отсутствием независимости, безответственными, со страхами реальной деятельности и достижения. Ваш стиль воспитания нуждается в изменении!

Тест “Деструктивные типы воспитания детей”

Каждый тип описывает более менее устойчивую и последовательную линию поведения родителей по отношению к детям.

«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Безнадзорность — крайнее выражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам.

Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное — неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей.

«Ежовые рукавицы» — образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.

«Золушка» — это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.

Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.

Гиперопека — тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».

«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.

Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка).

Инструкция

Отметьте, согласны ли вы с каждым из утверждений. Постарайтесь не пропускать вопросы.

К какому типу отцов вы относитесь?

Вы, наверное, неоднократно задумывались: как воспитывать ребенка? Пока он спокойно спит в манеже, самое подходящее время это определить, чтобы потом действовать последовательно.

В каких случаях нужно наказывать кроху, а в каких хвалить? Что ему разрешать, а что категорически запрещать? Что малыш должен делать сам, а в чем потребуется ваша помощь? Ваши действия зависят от того, как вы понимаете воспитание и какие цели ставите перед собой.

У каждого свой подход к воспитанию ребенка. Но психологи выделяют только три основных типа отцов. Чтобы определить какой из них преобладает в вашей системе воспитания, ответьте на следующие вопросы:

1. В семье ваших родителей всегда действовали жесткие нормы и правила?

а) да, обычно мы подчинялись воле отца (или матери);

б) нет, у нас не было четких правил;

в) чаще всего решения по важным вопросам принимались вместе.

2. В воспитании ребенка вы руководствуетесь:

а) методом «кнута и пряника»;

б) мнением, что все дети как-то вырастают, поэтому и моего ребенка не нужно опекать;

в) основываетесь на личном опыте, а также опыте семьи своих родителей. Пытаетесь определить, что будет лучше для малыша.

3. На детской площадке возник конфликт. Что вы предпримите в такой ситуации:

а) накажу зачинщиков — и своего ребенка, и чужих;

б) дам детям самостоятельно разобраться;

в) попытаюсь узнать причину ссоры и решить конфликт по справедливости. А дома обязательно поговорю об этом с крохой.

4. В магазине ребенок просит дорогую игрушку, которая не была запланирована. Вы:

а) накричите на малыша и запретите об этом говорить;

б) посмотрите, сколько у вас с собой денег и постараетесь купить;

в) отвлечете, а дома объясните причину отказа.

5. Вы с женой поссорились из-за какого-то вопроса. Ребенок это видел. Что вы потом скажете ему о жене?

а) Женщины ничего не понимают в таких вопросах;

б) вырастешь – узнаешь;

в) мы с мамой оба неправы. Мы еще раз поговорим с ней и обязательно помиримся.

Подсчитайте результаты. Если у вас большинство ответов а, вы относитесь к ярко выраженному авторитарному типу отцов; б – скорее всего, вы «либерал»; в – у вас действительно демократический подход к воспитанию ребенка.

Авторитарный тип

Это строгий папа, который не терпит, когда кто-то в семье ему перечит. В доме все подчинено воле отца. Существует только его мнение, и оно обязательно правильное. Самыми важными он считает дисциплину и порядок. Психологи называют такой тип отца директивным или авторитарным.

Плюсы. Ребенок быстро усваивает нормы и правила принятые в обществе. Его действия всегда можно предсказать, а поведение можно считать идеальным.

Минусы. Воля отца подавляет инициативу крохи. Поэтому в старшем возрасте ребенок не умеет отстаивать свое мнение и добиваться поставленных целей. Обычно ему легче подчиниться чужой воле.

Совет. Постарайтесь смягчить свое поведение: не нужно во всех вопросах отстаивать свое мнение, узнайте мнение семьи, учтите его. Нормы и правила, какие бы они хорошие не были, в некоторых случаях могут меняться в зависимости от ситуации. Поэтому иногда нужно подстраивать их под себя.

Либеральный тип

Таких пап психологи называют отстраненными. Они не пытаются уделять много внимания воспитанию ребенка, считая, что все сложится само собой. Такой папа для крохи скорее друг, чем авторитет и пример для подражания. Бывает, что малыш предоставлен сам себе. Такой отец обычно занят своими делами, и ему безразлично, что делает ребенок, главное, чтобы не мешал.

Плюсы. Ребенок делает то, что ему интересно. Такая свобода выбора может сделать его сильной и независимой личностью.

Минусы. Такой малыш обычно не хочет соблюдать нормы и правила, плохо подчиняется воспитателям.

Совет. Чтобы стать авторитетом в глазах ребенка, постарайтесь не только иногда играть с ним, но и ухаживать за крохой, проводить с ним больше времени, обучать необходимым правилам, направлять его интересы.

Демократичный тип воспитания

Для родных он надежная опора и поддержка во всем. Семья, в которой отец склоняется к демократическому типу воспитания, наверняка благополучная. Папа пытается учитывать интересы всех членов семьи: как взрослых, так и детей. Он уважительно относится ко всем, и прислушивается к мнению каждого, даже самого маленького. Решения в таких семьях обычно принимаются совместно, на семейном совете. Такой отец помогает своим детям всю жизнь.

Плюсы. При условии взаимного уважения в семье все чувствуют себя хорошо. Дети получают достаточно внимания, поддержки и заботы. При развитии и воспитании учитываются детские интересы. К таким отношениям нужно стремиться.

Минусы. Свобода малыша не всегда ограничена необходимыми рамками, поэтому такое воспитание нужно сочетать с дисциплиной.

Совет. При необходимости нужно уметь быть строгим и требовательным. Чтобы ребенок с раннего детства понимал, что после исполнения его желаний следуют обязанности, которые обязательно нужно выполнять. Покажите крохе, что без ответственности и определенных ограничений в жизни не обойтись.

Влияние стиля воспитания на развитие детей

Существуют разные стили воспитания детей. В любой семье складывается своя стратегия воздействия родителей на детей, называемая стилем воспитания. Психологи систематизировали разнообразные типы взаимоотношений детей и родителей и выделили основные стили воспитания ребёнка. Каждый из них по-разному влияет на детскую личность, что сказывается на результатах. Поэтому нужно выбрать для себя, какие стили воспитания ребёнка в семье подходят именно вам.

На что влияет стиль семейного воспитания?

Разные стили семейного воспитания ребёнка влияют на многие аспекты его жизни. Воспитание – это фундамент формирования индивидуальности, от него будет в дальнейшем зависеть характер малыша, его жизненные цели и социализация в мире.

Ведущую роль в формировании личности ребёнка занимает семья. Родители могут и не задумываться об этом, но в каждой семье создается своя особенная система воспитания. Именно в семье зарождаются первые, базисные нормы поведения, которые ребёнок беспрекословно перенимает на себя. От того, на какой стиль воспитания больше похожа ваша семейная жизнь, зависит то, какими вырастут дети.

Зачем и для чего использовать стили воспитания?

Каждый родитель в какой-то момент мечтает о том, что когда их ребёнок вырастет, то станет успешным, умным, спортивным, творческим. Но каким образом этого можно достичь? Можно ли вмешиваться в личную жизнь ребёнка? Какие правила устанавливать во взаимоотношениях? Где грань между безразличием и гиперопекой? Как именно вырастить самостоятельного и самодостаточного ребёнка?

Чтобы ответить на эти вопросы, психологи определили четыре вида воспитания: либеральный, демократический, опекающий, авторитарный. Грамотное использование этих стилей поможет пересмотреть взгляды на воспитание для обретения гармонии в семье.

Авторитарный стиль воспитания

В большей степени характеризует этот стиль желание взрослых контролировать каждый шаг своего малыша. Они требуют высоких результатов и почти полностью не дают возможность проявлять инициативу. Обычно в такой семье все конфликты решаются не поиском компромиссов, а единолично одним из взрослых путём демонстрации морального давления или применения силы.

С течением времени авторитет таких родителей в глазах ребёнка падает, а значит, такие средства контроля теряют силу. При выборе такого стиля дети вырастают, но не знают, какое место они занимают в мире и чего хотят от жизни. С другой стороны, возможно копирование характеров родителей. Как следствие, это может вылиться в ненависть к миру, агрессивность, решение вопросов исключительно силой.

Демократический стиль воспитания

Главным авторитетом для детей являются их родители, а проблемные моменты решаются поиском компромиссов без применения агрессии и силы. Они стараются вырастить самостоятельную, сформировавшуюся личность. Участвуют в жизни ребёнка и поддерживают его стремления. У детей формируется здоровая самооценка и собственное мнение. С близкими строятся теплые и дружеские взаимоотношения, которые основываются на взаимном доверии. Это наиболее гармоничная форма воспитания.

Авторитарность и демократия в отношениях

Как понятно из названия, авторитарный стиль воспитания предполагает выстраивание родителями некой модели, образа, которому должен соответствовать их ребёнок. Они прилагают все усилия, чтобы сын или дочь приблизились к этому идеалу:

  • подбирают развивающие занятия без учёта детских интересов;
  • практикуют в отношениях принуждение и подавление;
  • не допускают самостоятельности.

Самая распространенная реакция на данные методы – испуг, адаптация под требования взрослых. Дети дошкольного возраста притворяются послушными, аккуратными, исполнительными, но на самом деле таковыми не являются, а значит, обманывают.

Яркий пример авторитарного стиля воспитания – педагогические усилия домомучительницы Фрекен Бок. Всем известно, к чему они привели.
Если родители признают право ребёнка на самостоятельные решения, собственное мнение, ошибки, выстраивают отношения на доверии, равноправных диалогах, речь идет о демократичном стиле. Взрослые предъявляют ряд требований, на выполнении которых неумолимо настаивают, но некоторые вещи готовы обсуждать. Психологи полагают, что именно такие взаимоотношения являются основой гармоничного развития личности.

Либеральный стиль воспитания

Наблюдается почти полное отсутствие контроля над детьми. Главенствующую позицию занимает доверительное отношение, однако в особенности преобладает невмешательство в жизнь подростка. Дети приобретают навыки самостоятельности, но в тоже время становятся раскованными. Личность подростка формируется практически без участия взрослого. Впоследствии это может привести к одному из нескольких вариантов личностного развития:

  • Отсутствие тёплых душевных привязанностей в дружеских, семейных и любовных отношениях. Свобода, безучастность и отсутствие желания оказать поддержку, предложить помощь близким.
  • В поведении прослеживается абсолютное безразличие, человек начинает вести себя дерзко и безответственно, может хамить, врать и вести аморальный образ жизни.

Родителям рекомендуется изменить отношение к ребёнку. Он может отрицать, но ему необходимо ваше участие в его жизни. Покажите, что он действительно важен для вас, интересуйтесь его мнением.

Неограниченная свобода и безразличие

Эти два понятия характеризуют, соответственно, либеральный и индифферентный (или попустительский) стили воспитания.

Для первого характерны:

  • низкий уровень требовательности;
  • отсутствие запретов и ограничений;
  • привычка баловать детей.

Дети раннего возраста в таких семьях весьма подвержены стрессам. Они не готовы к новым обстоятельствам, не знают слова «нет», отвечают непослушанием на любые запреты. Если вы узнали в этом описании свою модель отношений с детьми, ситуацию нужно исправлять. Успешно противостоять стрессам, осознавать себя частью коллектива, приучиться выполнять требования взрослых помогают занятия ментальной арифметикой. Все названное происходит параллельно со скачком интеллектуального развития.

Ссылаясь на занятость, усталость на работе, некоторые родители предоставляют ребёнка самому себе. Им безразличны успехи или провалы в учебе, неинтересны спортивные достижения, круг общения детей и прочее. Мальчики и девочки в таких семьях остро чувствуют ненужность, у них формируется заниженная самооценка, негативное отношение к окружающим, замкнутость.

Опекающий стиль воспитания

Сама по себе опека необходима для малыша, но когда взрослые чрезмерно окружают заботой детей, то это начинает ограничивать их самостоятельность. Гиперопека формирует в ребёнке, с одной стороны, увеличение самолюбия и нарциссизма, с другой – замедленность в социализации и беспомощность по отношению к жизненным трудностям. Стремление уберечь своих детей от всех трудностей, желание сделать за него все, оборачивается в будущем нежеланием и неумением что-либо делать самостоятельно. Как правило, такие люди в будущем попадают под абсолютное влияние более сильных личностей.

Не стоит огорчаться, если кажется, что время уже упущено и ничего нельзя изменить. Это не так. В любой семье эти стили перемешиваются, образуя нечто среднее, как правило, состоящее из двух частей. Какими бы стилями в воспитании вы не руководствовались, самым главным всегда остается любовь. И при должном подходе в каждой семье сможет построиться атмосфера поддержки, взаимопонимания и доверия. Именно такие условия необходимы для формирования цельной личности и спокойствия родителей.

Родительское воспитание – очень важный процесс в жизни малыша. Никогда не поздно провести анализ отношений с детьми, обнаружить негативные тенденции, изменить стиль воспитания, сделать счастье ребёнка приоритетной целью жизни.

Тест родительской самооценки: какого стиля воспитания вы придерживаетесь?

  1. Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
  2. Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
  3. Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.
  1. На самом деле у детей мало поводов для грусти.
  2. Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально.
  3. Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослые их пожалели.
  4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв.
  5. Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести.
  6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным.
  7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль.
  8. Гнев является опасным состоянием.
  9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой.
  10. Гнев обычно означает агрессию.
  11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего.
  12. Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально.
  13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней.
  14. Я не против того, чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго.
  15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные.
  16. Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы.
  17. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными
    вещами.
  18. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить.
  19. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни.
  20. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника.
  21. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения.
  22. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание.
  23. Гнев — это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить.
  24. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания.
  25. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность.
  26. Вы должны выражать гнев, который чувствуете.
  27. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться.
  28. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева.
  29. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает.
  30. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его.
  31. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль.
  32. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль.
  33. Детство — это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться.
  34. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти.
  35. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину.
  36. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться.
  37. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним.
  38. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев.
  39. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся.
  40. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев.
  41. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее будет плохой характер.
  42. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом.
  43. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали.
  44. Единственное, что можно сказать о печали, — это то, что выражать ее — совершенно нормально.
  45. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали.
  46. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить.
  47. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что.
  48. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет.
  49. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе.
  50. Единственное, что можно сказать о гневе, — это то, что выражать его — совершенно нормально.
  51. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению.
  52. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что.
  53. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет.
  54. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит.
  55. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев.
  56. В гневе люди себя не контролируют.
  57. Дети выражают гнев в виде приступов ярости.
  58. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем.
  59. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать.
  60. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать, как хотят.
  61. В гневе дети никого не уважают.
  62. Когда дети злятся, они забавно выглядят.
  63. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею.
  64. Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему.
  65. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать.
  66. Когда мой ребенок злится, моя задача — немедленно это прекратить.
  67. Я не придаю большого значения гневу ребенка.
  68. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно.
  69. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь.
  70. Гневом ничего не добьешься.
  71. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение.
  72. Гнев ребенка очень важен.
  73. Дети имеют право испытывать гнев.
  74. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину.
  75. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев.
  76. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать».
  77. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким».
  78. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?»
  79. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять.
  80. Я не придаю большого значения печали моего ребенка.
  81. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает.

Инна Морозова Facebook || Twitter || VK || Youtube
Александр Шестаков Facebook

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать новые посты в блоге сразу после их публикации прямо в почту.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями — кнопочки внизу вашего монитора.

103 комментария

1.Н 2.П 3.П 4.П 5.П 6.Н 7.Н 8.П 9.Н 10.Р 11.Н 12.П 13.П 14.П 15.Н 16.Н 17.Н 18.Н 19.Н 20.Н 21.Н 22.Н 23.П 24.П 25.Н 26.П 27.П 28.Н 29.П 30.П 31.П 32.П 33.Н 34.П 35.П 36.П 37. Н 38.Н 39.П 40.П 41.Н 42.Н 43.П 44.П 45.П 46.П 47.П 48.Н 49 П 50.П 51.П 52.П 53.П 54.П 55.Н 56.Н 57.П 58.П 59.П 60.Н 61.Н 62.Н 63.П 64.П 65.Н 66.Н 67.Н 68.Н 69.Н 70.Н 71.П 72.П 73.П 74.П 75.П 76.Н 77.Н 78.Н 79.Н 80.Н 81.П

1н 2п 3н 4н 5п 6н 7н 8н 9н 10п 11н 12п 13п 14п 15п 16н 17п 18п 19н 20п 21н 22п 23п 24п 25н 26п 27п 28н 29п 30п 31п 32п 33н 34п 35п 36п 37п 38н 39п 40п 41н 42п 43п 44п 45п 46п 47п 48п 49п 50п 51п 52п 53п 54п 55н 56п 57п 58п 59п 60н 61н 62н 63п 64п 65н 66н 67н 68н 69п 70п 71п 72н 73п 74п 75п 76н 77н 78н 79п 80н 81п

Виды и типы воспитания

Читайте также:

  1. Анализ проявления личности педагога как субъекта воспитания.
  2. Афинская система воспитания
  3. Афинская система воспитания и образования.
  4. Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.
  5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
  6. Взаимосвязь обучения и воспитания
  7. Влияние обучения и воспитания на психическое развитие ребенка
  8. Возрастные особенности воспитания
  9. Вопрос 23: Раскрыть сущность процесса воспитания, объяснить его особенности, структуру
  10. Вопрос 25: Определить сущность закономерностей и принципов воспитания. Охарактеризовать принципы воспитания
  11. Вопрос 3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава.

Содержание и структура воспитания

Содержание и структура воспитания определяется запросами практики, уровнем развития общества и уровнем развития теории воспитания. Т.е. имеет конкретно-исторический характер.

Воспитание осуществляется за счет освоение социального опыта в процессе общения (например, со старшим поколением), деятельности и вовлечения в общественные отношения.

В широком смысле воспитание – это создание условий для всестороннего развития личности.

Результатом воспитания являются: уровень социальной компетентности, приобщение к культуре, формирование мировоззрения, норм поведения в обществе, развитие самосознания (в том числе гражданского самосознания, профессиональной направленности и др.).

Т.о. содержание воспитания – это совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Структура воспитания включает в себясовокупность всех сторон (направлений) развития личности, которые отражены в видах воспитания.

Виды и типы воспитания определяются общественно-историческими и конкретно-историческими условиями педагогического процесса.

По характеру (или форме) выделяют следующие типы воспитания:

1. Конфессиональное (религиозное) воспитание (в духе веры).

2. Авторитарное воспитание.

3. Демократическое воспитание .

4. Идейно-политическое воспитание (в духе идеи). Этот тип воспитания преобладал, например, в СССР.

По содержанию (развиваемых сторон личности) выделяют следующие виды воспитания:

1.Нравственное воспитание – усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе.

2.Умственное воспитание – специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей.

3.Физическое воспитание – целенаправленная деятельность по привитию потребности в укреплении здоровья, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания – обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

4.Эстетическое воспитание – целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни и искусстве.

5.Трудовое воспитание – целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважение к людям труда, выработка трудовых умений и навыков.

6.Экономическое воспитание – это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей.

7.Экологическое воспитание – это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.

8. Гражданское воспитание активного члена общества, способного включиться в политическую жизнь общества и делать это правовыми методами. Другими словами это целенаправленная политическая социализация.

9. Правовое воспитание (в духе уважения к закону; формирование правовой грамотности и культуры).

10. Интернациональное воспитание (в духе уважения и признания равенства наций).

11. Патриотическое воспитание (в духе любви к Родине, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др.).

12. Мультикультурное воспитание – формирование мультикультурного образа мира и мультикультурной компетенции как условия межкультурного взаимодействия и интеграции в глобальное культурное пространство с сохранением собственной культурной идентичности; формирование способности и готовности признания равноценности и равноправия всех людей независимо от их культурной, этнической, религиозной принадлежности; воспитание чувства национальной идентичности и солидарности с другими; преодоление негативных культурных и этнических стереотипов.

13. Семейное воспитание (предполагает подготовку сознания к формированию семьи определенного, затребованного обществом типа). Так, в мусульманских странах распространены гаремы, в некоторых африканских общинах – матриархальные семьи, в современной Европе узаконены однополые браки, в России не редкость – гражданские браки и т.д.

|следующая лекция ==>
Основы теории воспитания|Семья как среда воспитания и развития личности ребенка

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 5022 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Стили воспитания.

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие – обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспитания:

Авторитарный и демократический.

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети ), так и у педагога по отношению к детям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

Типы воспитания

В зависимости от ценностных ориентаций, эмоционального отношения к ребенку и качества времяпровождения с ним внутри семьи специалисты на сегодня различают несколько типов семейного воспитания. Именно оно закладывает основу становления «Я» взрослеющей личности. Иногда внутри одной семьи родители и другие взрослые используют различные методы воспитания ребенка, из-за чего бывает сложно отнести конкретный случай строго к тому или иному типу воспитания.

В современной педагогике существует несколько классификаций типов воспитания детей, большая часть из них делит типы воспитания на гармоничное и дисгармоничные. В первом случае воспитание способствует формированию полноценной личности ребенка. Родители искренне проникаются жизнью, заботами и интересами ребенка без ущерба для себя и близких. Они всячески стараются относиться к нему справедливо, честно и рассудительно. Для ребенка взрослые являются примерами для подражания, он с ними делится, доверяет им, а они отвечают ему взаимностью. В этом случае ребенок вырастает самодостаточной зрелой личностью, умеющей принимать решения, брать на себя ответственность, уверенной в себе, без психологических травм.

Дисгармоничные типы воспитания представляют собой реальную опасность для психического здоровья ребенка, способствуют развитию различных зависимостей, фобий, страхов, неврозов.

Рассмотрим более подробно дисгармоничные типы воспитания. В основу статьи взяты собирательные понятия различных классификаций типов воспитания.

Отвержение

Данный тип воспитания заключается в том, что ребенка в семье не принимают таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями характера. Здесь имеет место постоянная критика и попытки его переделать.

Отличительные характеристики отвержения:

  • завышенная требовательность со стороны взрослых по отношению к ребенку;
  • демонстрация разочарования, если ребенок не соответствует ожиданиям.

Детей всячески игнорируют, не принимают, на их потребности не обращают внимания.

Отвержение может проявляться в двух формах:

  • скрытая – высмеивание и ирония, завуалированные повышенной заботой;
  • явная – при помощи упреков и оскорблений: ты ничего не можешь, уйди.

Этот стиль воспитания, согласно психологическим исследованиям, оказывает наиболее негативное влияние на развитие и становление личности. Более того, возможно развитие психопатий.

Безразличие (гипоопека)

Если ребенок не занимает важного места в жизни родителей, а формированию его личности не уделяется должного внимания, это будет иметь свои последствия для него в дальнейшем. Уровни доверия и ценности семьи у детей такого типа воспитания, как правило, существенно занижены.

Ребенок предоставлен самому себе. Он не склонен делиться своими проблемами и переживаниями, что может обернуться отчужденностью, асоциальностью или разного рода зависимостями во взрослой жизни.

При данном типе воспитания дети часто страдают от психосоматических заболеваний, пытаясь подсознательно привлечь внимание взрослых к себе.

Гиперопека

Для гиперопеки характерен тотальный контроль, недоверие по отношению к ребенку, вследствие чего у ребенка не формируется чувства ответственности, он безволен, все важные решения за него принимают родители. Формирование таких важных черт характера, как инициативность, самостоятельность и чувство долга, отходят на второй план.

В случае «болезненности» ребенка, ребенка-жертвы детей часто лечат от мнимых болезней, подразумевая под этим проявление любви. Дети при таком типе воспитания часто имеют различные неврозы.

Кумир семьи

Кумир семьи – частный случай гиперопеки.

При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.

Требовательность

К ребенку предъявляются завышенные требования по проявлению следующих моральных качеств:

  • чувство долга или вины;
  • порядочность;
  • справедливость и т.д.

Как правило, эти требования не соответствуют возрасту ребенка. На него возлагают некую мифическую ответственность за благополучие семьи, заботу о родственниках и т.п. В такой ситуации он стремится доминировать и быть лидером. У ребенка появляются неврозы.

Непоследовательность

Такой тип воспитания зачастую наблюдается в семьях, где присутствуют конкуренция или противоречия между членами семьи. К примеру, когда у мамы и папы разные финансовое и социальное положение, различные взгляды на жизненные ценности, методы воспитания и обучения. Когда ребенок часто наблюдает конфронтацию между важными для него взрослыми, у него развивается неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

Запреты с неожиданными поощрениями и прочие проявления непоследовательности в воспитании формируют в ребенке непонимание, что от него хотят. При этом он часто старается угодить другим вопреки своим желаниям.

Воспитание вне семьи

Это экстремальный тип воспитания, который может включать в себя все вышеупомянутые типы.

Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?

Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.

Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.

Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов. Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью.

Если вы хотите решить проблемы с детьми и сделать их воспитание более эффективным – обращайтесь в наш Центр!

Стили воспитания и ошибки родителей

Специалисты из Smart Course работают с семьями подростков, и, когда дело доходит до воспитания, готовы поделиться опытом и дать советы.

Мы много общаемся с родителями подростков и заметили, что независимо от того, как складываются отношения в семье, каждый родитель надеется, что к моменту совершеннолетия их ребенок станет самостоятельным, умным, успешным, активным и творческим. Однако всех волнует, каким способом этого добиться.

Для родителей, которые ищут ответы на эти вопросы и не знают, как общаться с подростком, мы создали специальные видеокурсы. В 15 лекциях мы рассказываем, как научить ребёнка самостоятельно принимать важные решения и брать на себя ответственность за них.

Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда остро стояли перед обществом. Ведь окружающий мир далёк от совершенства, а несформировавшейся личности бывает сложно справиться с той или иной ситуацией. В подростковом возрасте обостряется стремление к самостоятельности, независимости, самовыражению, а авторитет взрослых порой уступает авторитету сверстников. Как помочь ребёнку стать полноценной личностью, и при этом сохранить гармоничные взаимоотношения в семье?

Читайте также :

Какие типы воспитания существуют?

На сегодняшний день можно выделить три самых распространённых стиля воспитания детей: авторитарный, попустительский и демократический. Каждый из этих стилей обладает особыми чертами и по-разному влияет на становление личности.

Авторитарный

Авторитарный стиль предполагает безусловное подчинение ребёнка воле родителей. При этом ребёнок воспринимается как объект воспитания и полностью лишен права выбора.

Сегодня родители всё чаще отказываются от авторитарного стиля, который активно практиковался в конце прошлого века и показал негативный результат в воспитании подростков. Это связано с тем, что в подростковом возрасте теряется страх перед авторитетом родителей, дети чувствуют себя зрелыми независимыми личностями. В результате ребёнок может стать неуправляемым, делать всё наперекор — или полностью потерять чувство собственного достоинства и способность самостоятельно принимать решения.

В дальнейшем таким детям очень сложно приспособиться к жизни в обществе. Из них обычно вырастают либо грубияны и деспоты, либо безвольные и слабохарактерные личности.

Ещё по этой теме :

Попустительский

Этот стиль воспитания является противоположностью авторитарному. В основе взаимоотношений в таких семьях лежат безразличие и незаинтересованность проблемами ребёнка.

Здесь также возможны два варианта исхода ситуации:

  • формирование личности безучастной, неспособной к близости и равнодушной к проблемам близких;
  • ощущение вседозволенности: ребенок становится распущенным, безответственным, грубым.

Подростки, воспитанные в таком стиле, часто попадают под влияние улицы, что может послужить причиной алкоголизма, наркомании или воровства.

Демократический

Наибольшую популярность сейчас набирает демократический стиль воспитания. Его основа — ориентация на личность ребёнка, восприятие его как полноценного члена семьи и общества. Данный стиль не исключает авторитет взрослого, но при этом позволяет учитывать мнение самого ребёнка.

При таком подходе в воспитании обычно формируются гармоничные, целеустремленные, доброжелательные, разносторонние личности, способные самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Каких ошибок в воспитании стоит избегать?

Подростковый период непрост как для самого подростка, так и для его семьи. Бунтарство и противоречивость, которые проявляются у ребёнка в это время, заставляют родителей применять нестандартные методы воспитания. Вот какие ошибки чаще всего допускают при общении с подростками.

Игнорирование мнения ребенка.

Нарушение личного пространства.

Непредсказуемость и непоследовательность.

Отсутствие чётких границ дозволенного.

Надежда на понимание ситуации со стороны подростка.

Обесценивание чувств подростка.

Зацикленность на жизни ребёнка.

Ужесточение или послабление дисциплины.

Что поможет выстроить отношения с детьми?

Читайте также :

В правильном общении с детьми, как и в любом другом деле, главное — найти золотую середину. Не стоит слишком опекать ребёнка или отстраняться от него. Особое значение имеет количество сил и времени, которое родители тратят на детей. Чтобы пубертатный период проходил безболезненно, стоит руководствоваться следующими рекомендациями:

Проявляйте любовь и уважение к ребёнку, ведь сейчас ему как никогда необходимо чувствовать поддержку близких людей.

Создавайте условия для полноценного психологического и физического развития ребёнка.

Постарайтесь развить дружеские отношения с подростком, чаще беседуйте, организуйте общий досуг.

Воспринимайте ребёнка как полноценную личность со своей точкой зрения.

Воспитывайте в себе те качества, которые хотите привить ребёнку (дети всегда подражают своим родителям).

Предоставьте ребёнку больше личного пространства и не нарушайте его.

Не игнорируйте появление интереса к алкоголю и наркотикам.

Не избегайте разговоров на половую тематику — пусть ребёнок узнает все, что может его интересовать, из достойных источников.

Проявляйте терпимость и сострадание, не отчитывайте подростка, не разобравшись в проблеме.

Откажитесь от жёстких наказаний в пользу формирования правил.

И не стоит отчаиваться, если иногда опускаются руки и кажется, что гармония в отношениях никогда не наступит. В конечном счёте, и дети, и родители стремятся к одному и тому же — к счастью! И помните, какими бы принципами вы ни руководствовались, основой правильного воспитания всегда являются любовь и взаимоуважение.

8 июля 2016, 10:30
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: