Какой тип восприятия у вашего ребёнка?

Какой тип восприятия у вашего ребёнка?

Какой тип восприятия у вашего ребенка?

04 июня 2013 . Раздел Полезные статьи

Вы знаете тип восприятия у вашего ребенка? Мы все по-разному воспринимаем получаемую информацию: у кого-то хорошо развита визуальная память, у кого-то слуховая. От того, к какому типу восприятия относится ваш ребенок, зависит, в каком виде ему лучше преподносить информацию. Если вы легко запоминаете стишки, а ребенок нет, это не значит, что он бестолковый. Измените подход и вы удивитесь, как легко и быстро ваш ребенок схватывает информацию.

Большую часть информации мы получаем через три канала: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Аудиальный канал восприятия окружающего мира — это слух. Людей, у которых данный вид восприятия выходит на первое место, в психологии принято называть аудиалами.

Визуальный канал восприятия — это зрение. Людей, которые большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор, называют визуалами.

Кинестетики воспринимают мир в большей мере через чувства, эмоции, движения, отношения.

В отдельную группу также выделяют так называемых дискретов — людей, воспринимающих информацию через логику, при помощи цифр, знаков, доказательств, но среди детей данный тип практически не встречается, поэтому о них мы не будем говорить.

Как распознать, какой тип восприятия преобладает у вашего ребенка.

В данном случае воспользоваться какими-то стандартизованными методиками не получится, придется воспользоваться возможностью наблюдать за поведением ребенка.

Во-первых, обратите внимание на речь. Аудиал чаще использует в речи слова, так или иначе касающиеся звуков, звучания, голосов, говорения — громко, тихо, шумно, кричать, послушайте, я где-то слышал, говорят и т. д. Часто может что-то мурлыкать себе под нос или отбивать ему одному ведомый ритм. Для визуала важно видеть и в речи чаще слова, описывающие внешнюю сторону предметов, событий, — видеть, ярко, точка зрения, видимость, прозрачность, красочность и т. д. Для кинестетика важны ощущения, движения, чувства — мягко, удобно, быстро, прикоснуться, скакать и т. д.

Во-вторых, обратите внимание на движения глаз ребенка, когда он что-то рассказывает. Задайте ребенку любой вопрос, отвечая на который, ему придется что-то вспомнить или придумать, например, спросите, что он делал в прошлые выходные? Визуалы чаще невольно смотрят вверх, особенно если что-то припоминают. Они рассказывают, а перед их глазами за доли секунды буквально проносится кинолента, на которой отображается все, что впоследствии они скажут. Аудиалы чаще смотрят вбок, движения глаз на средней линии, примерно на уровне ушей. Кинестетики чаще смотрят вниз.

В-третьих, обратите внимание на внешний вид ребенка. Визуалу важно хорошо выглядеть, важно, чтобы рядом с ним все было аккуратно и красиво. Он не терпит, чтобы его трогали, в разговоре держит дистанцию. Кинестетик любит удобство — удобную одежду, мебель, позу, для него очень важен комфорт. В разговоре много жестикулирует, использует мимику, пантомимику, может касаться собеседника, дергать его за рукав или крутить пуговицу на его пиджаке. Аудиал в этом отношении будет вести себя усредненно, никогда не доходя до крайностей, которые могут быть присущи и визуалу, и кинестетику.

Ну, надеюсь, более или менее определились, хотя сделать это довольно непросто, так как все же чистые виды — это скорее редкость. Кроме того, порой дети, приспосабливаясь к нам, взрослым, просто вынуждены вести себя не так, как им хотелось бы. Например, очень требовательная мама-визуал будет очень много уделять тому, чтобы приучить ребенка-кинестетика к порядку, и рано или поздно, но ребенку придется научиться выполнять определенные требования, как бы внутренне он не протестовал.

Зачем нужно знать тип восприятия вашего ребенка?

Прежде всего потому, что все три типа по-разному воспринимают окружающую их действительность, а, следовательно, обучая их, стоит использовать приемы, непосредственно воздействующие на ведущие каналы.

Визуалу важно образное представление материала — схемы, таблицы, наглядные пособия, образцы. Важное выделять цветом, «рисовать» конспект. В речи стараться использовать слова, описывающие информацию визуально. Если ребенок испытывает необходимость, нужно ему разрешить чиркать, рисовать во время осмысления или запоминания материала. При заучивании стихотворения или пересказе текста для визуала желательна зарисовка основных моментов.

Аудиал больше реагирует на звуковое оформление. Обучая его, используйте возможности голоса — паузы, громкость, различный тембр и высоту. Особо важный материал можно спеть. Если требуется заучить большой объем информации, можно воспользоваться магнитофоном, на который предварительно наговорить запоминаемый материал (например, иностранные слова или стихотворение).

Кинестетику важно включить мышечную память. Используйте жесты, мимику, прикосновения. Позволяйте ребенку по возможности проводить опыты и эксперименты, дайте возможность добывать знания самому. Пусть сам делает выводы, заключения, пытается найти проблему и задает вопрос. Можно использовать преувеличения, проигрывать те или иные элементы изучаемого материала. В речи старайтесь использовать слова, настроенные на кинестетическую модальность. О том, как подавать информацию ребенку-кинестетику, читайте в этой статье.

Конечно, строить обучение ребенка в рамках только одной модальности невозможно, да и не нужно. Тем более что время от времени все мы проявляем себя по-разному, но все же знание о ведущем типе восприятия ребенка может быть весьма полезным. Способы запоминания наиболее трудного, важного материала, приемы работы с информацией все же лучше использовать такие, которые максимально подходят каждому конкретному ребенку.

Популярные группы

Какой тип восприятия у вашего малыша

Чтобы ваш малыш преуспел в том или ином виде творчества, важно понять, какой тип восприятия информации у него преобладает.

Наш эксперт — психолог Екатерина Маркова.

В возрасте от 1 до 3 лет малыши становятся более самостоятельными, постепенно переходят в игровую стадию развития — одну из самых важных для формирования личности. На этом этапе необходимо привлекать детей к творчеству, развивая их слух, моторику и зрительное восприятие.

Люди делятся на аудиалов, кинестетиков и визуалов.

У них слух является ведущим каналом восприятия. У таких детей быстро развиваются речевые навыки, легко пополняется словарный запас, именно они слушают сказки, которые им читают родители, затаив дыхание. В творчестве детям-аудиалам легче всего осваивать пение, чтение стихов и актёрское мастерство.

Они воспринимают информацию из окружающего мира с помощью прикосновений, ощущений и движений. Такие дети никогда не подпустят к себе человека, если плохо к нему относятся, и, наоборот, ластятся к тем, кого любят и выделяют. Они могут обниматься с маминым свитером или платьем любимой старшей сестрёнки. Творческий потенциал кинестетикам лучше всего проявлять в танцах, в ручных поделках (лепка из глины, пластилина), рисовании (например, пальчиковыми красками).

Это люди, к которым большая часть информации поступает через зрение. Считается, что их большинство. Дети-визуалы рано начинают писать и уже до школы бегло читают. У таких детей прекрасная зрительная память, они всегда помнят и знают, где лежат их игрушки. В развитии способностей такого ребёнка помогут занятия с использованием различных наглядных пособий, иллюстраций, цветных карандашей и фломастеров. Рисование как способ самовыражения для ребёнка-визуала — истинное наслаждение!

Занимаясь с ребёнком, следует придерживаться нескольких правил.

Старайтесь всё время обогащать окружающую среду малыша новой интересной информацией: предметами разных форм и цветов, разнообразными звуками,

новыми играми и заданиями.

Занимайтесь с детьми в определённое время и старайтесь придерживаться его ежедневно, чтобы процесс стал некой традицией и нормой в режиме дня.

Хвалите малыша даже за маленькие достижения и поддерживайте его, когда у него что-то не получается.

При неудачах, шалостях критикуйте не самого ребёнка, а его поведение. Не говорите: «Какой ты неумеха!», можно сказать: «На этот раз у тебя не получилось, попробуй сделать по-другому!»

Периодически вносите обновления в ваши занятия. Например, «сегодня мы рисуем не фломастерами, а мелками».

Не забывайте про игровую форму ваших упражнений, потому что только игрой можно заинтересовать малыша на долгое время.

Информация для родителей “Какой тип восприятия у вашего ребенка?”
материал (подготовительная группа) по теме

Каким образом ребенок познает окружающий мир? И как лучше до него донести что-то важное или как легче запомнить что-то новое?

ВложениеРазмер
tip_vospriyatiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Какой тип восприятия у вашего ребенка?

Каким образом (через какие каналы) ваш ребенок познает окружающий мир (воспринимает информацию)? И как лучше до него донести что-то важное или как ему легче запомнить что-то новое.

Итак, все мы знаем, что от природы у человека пять источников получения информации извне. Это уши – аудиальный источник, глаза – визуальный источник, кожа – тактильные ощущения, или кинестетические, вкусовые рецепторы, расположенные во рту, и обонятельный канал восприятия – нос. С самого рождения человек получает сведения об окружающей среде по этим каналам восприятия. Постепенно под воздействием воспитания и среды у каждого человека выделяется один-два ведущих канала. Чаще всего, главными становятся аудиальный, визуальный и кинестетический канал. Конечно, это не говорит о том, что человек не воспринимает другие виды информации, просто первостепенно обрабатывается та, которая получена из ведущего источника. В психологии каждого человека, в зависимости от его главной системы восприятия, так и называют: аудиал, визуал, кинестетик (или кинестет). В чистом виде аудиалов, визуалов и кинестетиков практически не бывает. К основному виду почти всегда примешивается еще какой-либо.

Виды каналов восприятия:

  1. Аудиальный
    То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Аудиал – прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам – это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.

Как распознать: В речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».

  1. Визуальный .
    То, что мы видим: образы, картинки, кино.

Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».
Как распознать: Визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».

  1. Кинестетический .
    (От греч. « кинес» – движение). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся запах и вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно разделить на 3 части:
    – тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
    – внутренние: мышечные, ощущения в желудке, тепло;
    – мета – ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.

Кинестетик . Он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены. Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен записать его,
Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д

Очень важно с раннего возраста распознать кто ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Поскольку это позволит построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Отличия между кинестетиками, визуалами, аудиалами касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Степень риска в обучении у детей с разной модальностью различная.

Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется, так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

Степень риска учащихся аудиального типа. В процессе обучения в школе объем информации, получаемый через аудиальные каналы, практически сводится к нулю. После того, как учащиеся научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, что они будут воспринимать информацию визуально. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух, а им предлагают инструкции. Им нужен звук, а они получают тишину.

Степень риска учащихся кинестетического типа связана с тем, что их заставляют сидеть смирно, когда им для лучшего усвоения требуется движение. Им нужны физические упражнения в перерыве между уроками, а они имеют лишь пять минут, чтобы пройти от одного класса к другому. Им нужно стоять, а они вынуждены сидеть. Им необходимо дотрагиваться до предметов, а их заставляют держать руки на парте. Насколько эти учащиеся группы риска смогут выполнять то, что им велено, развивать в себе основные стили обучения или адаптироваться к превалирующему учебному стилю класса, настолько они станут успевающими учениками. И если они не смогут приспособиться, то вне зависимости от того, насколько они талантливы, они будут получать свои «двойки», пока учитель не адаптирует учебный план, совместные виды деятельности на уроке и способы тестирования. Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это – основное времяпрепровождение в классе.

Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.

Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учительница – аудиальщик и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух в уроки, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.

Какой тип восприятия у вашего ребёнка

Каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность: кто-то скорее запоминает материал при визуальной демонстрации, а другой – когда ему читают вслух. От особенностей восприятия зависит и то, насколько качественно ребёнок сможет усвоить новые знания и навыки. Если вы хотите, чтобы детсадовские и школьные задания выполнялись успешно и с удовольствием, попробуйте определить, какой тип восприятия у вашего ребёнка.

Аудиал, визуал или кинестетик

Психологи выделяют три основных канала получения информации: аудиальный, кинестетический и визуальный. Соответственно, при обучении детей необходимо использовать специальные методические приёмы, помогающие лучшему усвоению материала.

  1. Визуальный способ получения информации – это зрение. Ребёнка, чаще использующего зрительный анализатор при знакомстве с окружающим миром, называют визуалом. При его обучении важно:
  • использовать наглядность – схемы, таблицы, алгоритмы;
  • разрешать подчёркивать, рисовать, выделять цветом для запоминания материала;
  • использовать образы, зарисовывать основные моменты при заучивании стихов или пересказе текстов.
  1. Аудиальным каналом восприятия, или слухом, пользуются дети, которых называют аудиалами. Они больше реагируют не на картинку, а на «звуковое сопровождение». Занимаясь с ребёнком-аудиалом, необходимо:
  • уделять внимание собственному голосу – расставлять паузы, регулировать громкость и высоту;
  • использовать различные приспособления – диктофон, магнитофон, на которые можно заранее записать стихотворение или, к примеру, иностранные слова.
  1. Дети-кинестетики ориентируются в окружающей среде в большей степени через жесты, чувства, прикосновения и движения. Чтобы «включилась» мышечная память, попробуйте:
  • применять в занятиях мимику, поглаживания, гимнастику;
  • проигрывать с ребёнком основные моменты изучаемого материала;
  • предложить малышу потрогать, разобрать, взвесить – то есть чувственно изучить предмет.

Специалисты выделяют ещё один тип восприятия – дискретный. В этом случае человек познаёт мир через цифры, знаки и логические отношения. Однако среди малышей дискреты практически не встречаются.

Какой тип восприятия у вашего ребёнка?

Для взрослых людей психологи разработали ряд диагностических методик, однако с детьми этот способ не работает. Придётся использовать обычное наблюдение за детским поведением.

  1. Используемые слова. В словаре маленького аудиала чаще встречаются такие слова, как «тихо», «громко», «слышу», «говорили». Визуалы предпочитают фразы, которые описывают внешнюю сторону предмета – «яркий», «видел», «красивый». Кинестетик говорит об ощущениях и движениях – «мягко», «бегал», «нежный».
  2. Движения глаз. Попробуйте задать ребёнку вопрос, требующий вспомнить что-то или придумать. К примеру: «Что ты делал в садике?» Аудиал предпочитает смотреть вбок, а его глаза двигаются по средней линии. Визуал, припоминая, направляет глаза вверх. Ребёнок-кинестетик чаще смотрит вниз.
  3. Манера общения. Кинестетик трепетно относится к комфорту, отказываясь ходить в неудобной одежде. Он дёргает собеседников за рукав, прикасается к нему, много жестикулирует. Визуал, напротив, предпочитает держать дистанцию. Ребёнок-аудиал не терпит, если на него повышают голос, ругают или обзывают.

Итак, если вы хотите узнать, какой тип восприятия у вашего ребёнка, присмотритесь к нему внимательно. Определив его, вы сможете помочь малышу лучше понимать окружающий мир. Однако следует помнить, что чистый тип – это, скорее, исключение из правил. Дети приспосабливаются к родителям и другим взрослым, невольно ломая свои природные особенности. Так, мамы-визуалы крайне трепетно относятся к порядку, поэтому ребёнок-кинестетик вынужден убирать за собой и соблюдать чистоту, что, согласитесь не так уж и плохо.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: