Комплексы из-за внешности — как помочь ребенку принять себя

Комплексы из-за внешности — как помочь ребенку принять себя

Комплексы из-за внешности — как помочь ребенку принять себя

Самооценка наших детей напрямую зависит от того, как они относятся к своей внешности. Принять свой облик и жить с ним в мире не всегда удается даже взрослым, а подростки в этом вопросе особенно уязвимы. У детей признание себя непривлекательными происходит очень болезненно и может перерасти в серьезные комплексы.

Мы, взрослые, порой неосознанно, усугубляем ситуацию своими комментариями: «Ох, надо же, ушки лопоухие в бабушку, волосы не соберешь в пучок», «Может, хватит сладкого? Брюки новые еле сходятся!», «Да-а-а, ноги кривые, папины… Но ничего, у его сестры такие же, но замуж-то она вышла!». Все это еще раз доказывает нашим детям, что внешняя привлекательность жестко завязана на определенных внешних параметрах, определяя счастье и успех.

Причины появления комплексов

Комплексы не зависят от природных данных, возраста и одежды: чувствовать себя непривлекательными и некрасивыми могут и очень интересные внешне люди, и наоборот, малосимпатичные порой уверены в своей неотразимости. Так в чем же дело?

Специалисты утверждают, что у ребенка в первые годы жизни формируется бессознательное представление о своей привлекательности на основании настроения ухаживающих за ним людей — он связывает эмоции окружающих с собой.

Безусловно, мама любит малыша, относится к нему нежно и трепетно. Но это отдохнувшая мама! У уставшей и задерганной матери возможность убедить ребенка в том, что он ее раздражает, очень велика, как и приучить его проявлять агрессию и нетерпимость к самому себе.

Самовосприятие, сформированное малышом, весьма затруднительно впоследствии исправить!

Недовольство собственной внешностью актуализируется в подростковом возрасте. В это время появляются прыщи, меняется объем бедер и груди, черты лица могут потерять миловидность. Многие парни и девчонки не готовы к резкому изменению внешности и на свое отражение в зеркале смотрят с раздражением.

Некоторые дети, напротив, долго не меняются, и наблюдая за резкими преобразованиями своих одноклассников, тоже не радуются своему детскому внешнему виду.

Еще одна причина комплексов — появление эталона красоты. Кумирами, как правило, бывают модели, артисты, спортсмены — публичные люди. Правда, подростки сравнивают себя не с ними настоящими, а с их изображениями в глянцевых журналах или в интернете, не учитывая возможностей фотошопа и стилистов.

Большинство подростков придумывают себе недостатки и переживают по этому поводу.

Я ужасна! 7 способов помочь подростку полюбить себя

Кто из взрослых не помнит себя в детстве гадким утенком? Однако недовольство собой прошло, как и первая влюбленность. Что делать, если ребенка накрыла волна отрицания своей внешности?

Текст: Екатерина Рижская · 3 февраля 2017

— Чаще всего внешностью недовольны девочки, – поясняет семейный психолог, сексолог Елена Шамова. — И это объяснимо: мало того, что появляются проблемы с кожей, так еще и фигура обретает непропорциональную форму: у кого-то резко грудь вырастает, у кого-то руки удлиняются, у кого-то ноги по два метра… Радость от отражения в зеркале мало кто испытывает. Как я шучу, 80% девочек в подростковом возрасте мечтают уменьшить талию и увеличить грудь.

Способ 1. Ловим сигнал

— Родители запросто могут «вычислить» проблему, если будут внимательны к ребенку. Во-первых, дети начинают становиться замкнутыми, перестают смотреть в глаза, прячутся за длинной челкой, мешковатой, безразмерной одеждой, сутулятся. Это говорит о том, что у ребенка на душе совсем нехорошо. Кроме того, ребенок может стать замкнутым, угрюмым. Так он дает сигнал окружающим: не хочу общаться ни с кем. Пора принимать меры!

Способ 2. Разговариваем

— Попытайтесь поговорить по душам. Хорошо, если у ребенка есть старший брат или сестра, друг или родственник, с которым он делится секретами – родителям он может не доверять. В процессе беседы не отмахивайтесь от проблемы, это еще больше усугубит ситуацию. Объясните, что все происходящее, временно. Это важно, потому что у подростков сильно развита категоричность: раз я сейчас такой некрасивый, значит, буду таким всегда. Спросите, часто ли он видел взрослых людей с руками до коленок?

Способ 3. Не порождаем комплекс отличника

— Дети развиваются неравномерно, и у них начинается сравнение – у меня здесь больше, у тебя там меньше… Особенно тяжело приходится единственным в семье детям или тем, которых родители постоянно призывают быть лучшими и первыми (детям-звездам). Воспитывайте ребенка так, чтобы он не боялся проигрывать.

Способ 4. Развенчиваем мифы

— Ролевыми моделями для девочек в этом возрасте становятся худосочные звезды с обложек глянцевых журналов. Однозначно возникает вопрос: почему я не такая? Расскажите дочке, что не все идеальное – естественно, не бывает идеальной внешности от рождения. Весь этот глянцевый блеск – искусственный: фотошоп, тонны косметики… Покажите свои детские фото или детские фото знаменитостей. Полезно побывать на фотосессии, чтобы ребенок понаблюдал за работой гримера, увидел, как дизайнер превращает заурядную внешность в «конфетку».

Способ 5. Не критикуем

— Никаких насмешек, шуток и ежеминутных «Выпрями спину!». Самым существенным от вас будет конструктивная помощь в устранении недостатков. Такая забота вселяет в ребенка уверенность: он теперь не один на один с неприятной ситуацией. Не нравятся зубы? Пойдем к стоматологу! Прыщи? Купим лечебную косметику. Толстая попа? Встретимся со стилистом и подберем правильный гардероб. Здесь вы убиваете двух зайцев: помогаете дочери, а заодно формируете ее вкус, учите разбираться в моде.

Способ 6. Приучаем к спорту

— Что делать с телом? Следим за питанием, девочкам объясняем вред диет, показываем фотографии больных анорексией. Мальчиков мотивируем позитивным примером папы, фильмами. Начинаем посещать спортзал. Особенно хорошо, если мама занимается вместе с дочкой и, возможно, своими подругами, а мальчик – с папой и его друзьями. Таким образом дети начинают входить во взрослый гендерный социум. Подросток, участвуя в обсуждении каких-то тем, начинает открываться. Если не открывается, используйте беспроигрышный прием «А вот как было в моем детстве». Родители делятся переживаниями, тем самым подтягивая к откровенности детей. Плюс спорта еще и в том, что он убирает депрессивный компонент.

Способ 7. Повышаем самооценку

— Чаще подчеркивайте во внешности (это касается в большей степени девочек) и в характере (а это – мальчиков) те черты, которыми подросток доволен. «Какая у тебя красивая коса, дочка!» или «Сын, ты настоящий силач, такую сумку помог мне донести. Что бы я без тебя делала?» Повысить самооценку поможет и развитие внутреннего взрослого у ребенка. Поручайте важные дела детям, а после них хвалите, объясняйте ответственность за принятие решений, последствия поступков и пр. Кстати, иногда «капризы» относительно внешности могут быть вызваны желанием снова почувствовать себя малышом, чтобы мама пожалела и понянчила. Детям важно все время ощущать, что они и их проблемы взрослым небезразличны. Однако даже при надуманной проблеме ваше «само пройдет» может очень сильно ранить.

Помочь ребенку принять себя

На вопросы отвечает кандидат психологических наук, доцент МГУ им. Галина Бурменская

Когда можно считать, что у ребенка появился комплекс?

Образ себя (представление о своей привлекательности, силе…) начинает складываться очень рано, уже в лет у ребенка есть общее представление о том, кто он такой. К годам этот образ становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны. Для девочек большее значение имеет их внешность (лицо, фигура), для мальчиков — сила и ловкость. В основе детских комплексов часто лежат не реальные дефекты внешности, а негативная оценка других людей и, как следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в себе всегда связана с тем, что говорят о них другие: «толстый», «ботаник»… Ребенок начинает стесняться себя, чувствует, что он хуже других. Особая пора для расцвета комплексов — подростковый возраст. В это время дети очень придирчивы к себе и остро переживают (реальное или мнимое) свое несовершенство. Именно поэтому комплексы у подростков формируются чаще и переживаются гораздо болезненнее, чем в любом другом возрасте.

В какой мере родители ответственны за детские комплексы?

От них, конечно, зависит многое, прежде всего — самооценка ребенка и его самопринятие. Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки… В ответ на восхищенное «Какая ты у меня красавица!», «Какой ты у меня смелый!» у детей вырабатывается ощущение самоценности (независимо от объективных данных).

Напротив, недостаток внимания к ребенку (тем более холодность близких) подрывает его уверенность в себе, делает его уязвимым. Кроме того, когда взрослые сами страдают от комплексов, они могут непроизвольно передать неудовлетворенность собой детям. Зачастую они усложняют дело, давая ребенку характеристики, рожденные представлением о собственном несовершенстве («Он весь в меня, такой же застенчивый»), или стремясь делать все, чтобы он не унаследовал их «недостатки» (например, устанавливают диету).

Но чем старше становится ребенок, тем более важным для него оказывается мнение сверстников: представления о себе подростка могут сильно измениться под влиянием оценок его компании, а также молодежной моды. Поэтому так важно с раннего детства обращать внимание детей на то, что все люди — разные. Мы выглядим, мыслим и любим не одно и то же. Представление об этом поможет в нужный момент выдержать взгляды других людей, критически воспринять чужое мнение и сохранить веру в себя.

Как реагировать, если ребенок начал переживать своей внешности или личных качеств?

Утешая ребенка, не делайте вид, что для его страданий нет повода: «Только ты обращаешь на это внимание!», «Подумаешь, очки!». Чувствуя, что его не понимают, он останется один на один со своими сомнениями, станет преувеличивать проблему и ощутит еще больший дискомфорт…

Иногда дети комплексуют черты внешности, унаследованной ими от отца или матери. Не стоит подчеркивать это сходство, желая разубедить сына или дочь: «Посмотри, у мамы тоже веснушки, это же так красиво!» Его неприязнь к себе может только усилиться. Но подчеркивайте в разговоре с ребенком: у каждого человека есть особенности, которые нравятся, а нет, невозможно нравиться всем сразу!

Если девочка страдает веснушек и хочет, например, их запудривать — соглашайтесь: она почувствует, что ее понимают и стараются помочь. Если же вам это не нравится, скажите прямо, что вы бы так делать не стали. Очень важно, чтобы ребенок мог рассказать из взрослых о том, что его беспокоит. Когда болезненная для него тема замалчивается, он может решить так: если дома нельзя говорить о том, над чем смеются в школе, значит, он безразличен родителям или ситуация действительно тяжелая. Будьте деликатны, избегайте категоричных утверждений: «Тебе и правда не повезло», «Ничего не поделаешь с такими волосами!».

Как помочь ребенку научиться принимать себя таким, как есть?

Когда детей тревожит, прежде всего они нуждаются в нашей поддержке: они еще не в силах справиться со своими чувствами, не умеют, к примеру, ответить тому, кто смеется над ними. Подскажите точные слова: «Я уже слышал это тысячу раз, скажи новенькое». Попробуйте исправить дефект: смените оправу очков, скорректируйте оттопыренные уши. Учите (на собственном примере) самоиронии. Если у вас есть подобный опыт, расскажите о нем (например, как вы переживали формы своего носа, пока не обнаружили, что она никого не смущает, а некоторым даже нравится). Или расскажите, как со временем ваши особенности стали достоинствами (свою версию «Гадкого утенка»). Но главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться, кроме своей удачной (или не очень) внешности. Зная о своих достоинствах, легче обрести веру в себя.

Когда нужна помощь психолога?

Детские комплексы естественны и не должны вызывать у родителей паники. Реагировать надо, если ребенок постоянно говорит о своем переживании, у него долго (больше недели) нет настроения ничем заниматься, он расстроен, подавлен, не хочет ни с кем общаться…

© OKORIS УРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ГЛАЗНОГО ПРОТЕЗИРОВАНИЯ

г. Челябинск, пр. Победы, 287, 9-й этаж.

+7 (351) 776-12-26 okoris@yandex.ru

Мед. лицензия № ЛО-74-01-003927 от 19.01.2017

Как помочь ребенку полюбить свою внешность

Самооценка ребенка прямо влияет на то, как он относится к своей внешности. Что необходимо знать родителям, чтобы правильно поддержать ребенка, если он не принимает свою внешность и считает себя некрасивым.

— Мама, я такая некрасивая!

— Что ты, доченька, ты лучше всех!

— Ну да, ты так говоришь, потому что я твоя дочь. А другие видят, что я некрасивая, некрасивая, некрасивая!

В этот момент родителя охватывает отчаяние. Не знаю, как у вас, а перед моим мысленным взором встают девичьи слезы в подушку: «он меня такую никогда не полюбит», вечно разочарованное лицо в зеркале, изнурительные диеты и десятки тысяч рублей на косметические процедуры. В таком субъективном вопросе, как красота, не больно-то разбежишься с логическими аргументами, и при этом нестерпимо видеть, как мучается ребенок. Чем же помочь?

Ребенок считает себя некрасивым. Что делать?

  • Почему дети не принимают себя
  • Профилактика самокритики
  • Что отвечать ребенку

Почему дети не принимают себя

В обществе не принято хорошо относиться к своей внешности. На это работает шоу-бизнес, демонстрирующий «идеальных» мужчин и женщин, индустрия красоты, которой позарез нужно доказать, что мы (пока) недостаточно хороши, ЗОЖ-бизнесы, которые впаривают нам «правильные» продукты, супер-БАДы и стопроцентно работающие диеты. Чтобы все эти финансовые машины продолжали крутиться, реклама и медиа десятками способов говорят нам: «вы несовершенны».

В итоге нравиться себе почти неприлично: фразу «я жирная корова» мы слышим гораздо чаще, чем «какая я хорошенькая», а самый распространенный ответ на комплимент «ты сегодня прекрасно выглядишь» — «нет, что ты, это я просто выспалась». Неудивительно, что дети послушно следуют этим негласным установкам.

Кроме того, мы сами или кто-то в окружении ребенка может подогревать ситуацию своими комментариями: «Ох, надо же, у тебя нос, как у папы», «Слушай, может, хватит булочек? Ты в джинсы не влезешь…», «Да-а-а, ноги у тебя кривоваты… Но ничего, у меня тоже кривые, и я же замуж вышла!». Все это лишний раз поддерживает в ребенке уверенность, что красота — это что-то, жестко завязанное на определенных внешних параметрах, и именно красота определяет счастье и жизненный успех.

Влиять на общество нам не по силам, заботливых бабушек тоже обычно не остановить. Но не менее существенные факторы — самооценку и самовосприятие — мы менять можем. И вот как это делается.

Профилактика самокритики

Восприятие себя у ребенка очевидным образом связано с тем, как смотрит на себя родитель. К чему мы стремимся? Какой взгляд на свою внешность мы сочли бы здоровым? Вряд ли ежедневные вздохи «Боже, как я прекрасна» нам бы понравились — думаю, мы бы предпочли что-то взвешенное и разумное. Я знаю, что я не Ален Делон и не Квазимодо; я понимаю, что понятие красоты не существует само по себе — это субъективная оценка каждого конкретного человека и общества в целом; я допускаю, что общественному вкусу и каждому представителю этого общества что-то во мне будет нравиться, а что-то нет; я помню, что каждое мое отклонение от «стандарта» — это еще одна черта моей уникальности; я уверен, что по-настоящему значимым для меня людям все равно, как я выгляжу.

И теперь внимание, вопрос: такие ли идеи возникают у меня в голове, когда я смотрюсь в зеркало?

Если я вздыхаю над лишними килограммами и плачу от бессилия при укладке волос, то сложно ожидать, что мой ребенок будет спокойно принимать свою внешность. Для ребенка родитель (особенно своего пола) — образец во всем, и отношение к внешности он, скорее всего, скопирует у вас. А свою внешность в той или иной степени не принимает каждый первый. Отсюда банальный (простите) совет — меняйте себя.

Самооценка ребенка прямо влияет на то, как он относится к своей внешности. В этом смысле внешность — только одна из мишеней для ребенка, который считает себя в целом не таким: неправильным, неподходящим, недостаточно хорошим. В развитие низкой самооценки одинаковый вклад вносят критика и похвала, потому что и та, и другая учит ориентироваться на мнение окружающих — неважно, по поводу внешности, интеллекта, достижений или таланта. Здоровая же самооценка связана со способностью опираться в первую очередь на собственное суждение, и эту способность в значительной степени формирует реакция родителя.

Вот ребенок принес показать свой рисунок. Спешим ли мы сказать «красиво, молодец!» или нам удается остановиться и сначала послушать ребенка: доволен ли он своей работой? Хочет ли он услышать наше мнение или просто пришел разделить радость от творчества, которая его переполняет? Вот школьница выбрала себе наряд на праздник — хватает ли нам терпения сначала спросить ее, что ей тут кажется удачным, а потом обсудить, что можно улучшить?

Умение замечать хорошее — одно из ключевых для позитивного взгляда на жизнь, в частности на внешность. Этому тоже можно научить только на собственном примере. Тут подойдут вечерние обсуждения прошедшего дня, свободные или с заданной темой типа «5 вещей, за которые я сегодня благодарен». Это один из способов уйти от мышления «все или ничего», так свойственного подросткам, в сторону мира, полного нюансов и субъективности. Если такой навык есть, то в момент уныния ребенку будет куда проще назвать «5 плюсов моей внешности».

Отказ от объективации — не поддерживайте обсуждение чьей бы то ни было внешности в отрыве от личности, не связывайте внешность со счастьем и жизненным успехом. И не потому что ребенку неполезно это слышать, а потому что они на самом деле не связаны: некрасивые люди с «неправильной» фигурой добиваются не меньшего успеха, чем люди модельной внешности.

Что отвечать ребенку

Итак, ребенок считает себя некрасивым и жалуется вам. Что делать?

Сочувствовать: ребенку тяжело, надо его пожалеть. В психологической практике подошли бы эмпатические реплики с легким намеком на реальность: «ты кажешься себе такой некрасивой», «тебе так грустно, что картинка в зеркале не соответствует твоим ожиданиям», «опять на тебя напала неприязнь к своей внешности» и тому подобное. В устах родителя они скорее всего прозвучат искусственно, поэтому лучше ограничиться чем-то вроде «ох», сочувственным взглядом и объятиями. Долгими объятиями. Принятие себя и своего тела — это процесс, и он не сможет начаться, пока не будет выражено, выплакано до донышка острое переживание.

Не переубеждать. Если нашего мнения спросили, можно его высказать, если нет — поинтересоваться, хотят ли его услышать. И если не хотят — оставить при себе. Спорить о красоте бессмысленно, и ваши аргументы будут только портить отношения.

Принять. В конечном итоге мнение о своей внешности ребенок будет составлять сам и только сам. Поэтому нам необходимо что-то с собой сделать, чтобы перестать контролировать его взгляды. Другими словами — принять, что сейчас, на данном этапе жизни, ребенок вот так относится к своему телу (и здесь я опять не скажу слово «психотерапия», а просто предложу «сливать» все свои сложные чувства куда-то на сторону, а не ребенку на голову). Скорее всего, в глубине души ребенок понимает, что не вполне объективен, что правда о его внешности сложнее… но если каждое утро ему придется доказывать родителям, что он урод, — он только укрепится в своем мнении.

Детский психолог Гэрри Лэндрет прекрасно сформулировал: принятие важнее исправления. У этой парадоксальной истины много обоснований, и главное в том, что ребенок в высшей степени ориентирован на развитие. И если дать ему почувствовать вашу поддержку, принятие и сочувствие, он сам найдет выход из самой сложной ситуации — даже из тотального недовольства своей внешностью.

Я не имею права не снабдить этот текст предупреждением: если у ребенка на фоне неприятия своей внешности есть суицидальные мысли или признаки расстройства пищевого поведения (погуглите), необходимо обратиться к специалисту.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Помочь ребенку принять себя

Образ себя (представление о своей привлекательности, силе. ) начинает складываться очень рано, уже в четыре-пять лет у ребенка есть общее представление о том, кто он такой. К семи-восьми годам этот образ становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны. Для девочек большее значение имеет их внешность (лицо, фигура), для мальчиков — сила и ловкость. В основе детских комплексов часто лежат не реальные дефекты внешности, а негативная оценка других людей и, как следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в себе всегда связана с тем, что говорят о них другие: «толстый», «ботаник». Ребенок начинает стесняться себя, чувствует, что он хуже других. Особая пора для расцвета комплексов — подростковый возраст. В это время дети очень придирчивы к себе и остро переживают (реальное или мнимое) свое несовершенство. Именно поэтому комплексы у подростков формируются чаще и переживаются гораздо болезненнее, чем в любом другом возрасте.

Галина Бурменская — кандидат психологических наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, соавтор (совместно с О. Карабановой и А. Лидерсом) книги «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (МПСИ, 2007).

Истории, чтобы примириться с самим собой

Детям трудно выразить то, что их беспокоит, открыто рассказать о том, что они переживают, чего боятся, почему им сейчас стыдно. Зато они очень любят слушать истории — сказочные, волшебные, захватывающие и в то же время удивительным образом реальные, потому что в них рассказывается о мальчике или девочке «совсем как я». Именно такие психотерапевтические истории предлагает австралийский психолог Дорис Бретт*. Они позволяют ребенку разобраться в своих переживаниях, почувствовать, что он не одинок, что и другие дети испытывают то же самое. Ребенок перестает чувствовать себя хуже других и вслед за героем находит выход из трудной ситуации. В книге есть рассказы о детях, которых дразнят из-за внешности, которые вечно беспокоятся или ревнуют к братьям и сестрам… Авторские комментарии и рекомендации позволят родителям адаптировать «истории про Энни» к особенностям собственного ребенка или даже сочинить для него свою, особую историю.* Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…». Класс, 2006.

Как научить подростка принимать свою внешность

Принять свою внешность и жить с ней в мире нелегко даже взрослым, а подростки особенно уязвимы.

Когда подросток обращается к нам со своими переживаниями из-за внешности, наша задача как родителей не в том, чтобы убедить его, что она ошибается, а в том, чтобы признать его чувства – ненависть, ярость, обиду, страх

– и помочь создать безопасную гавань, в которой он сможет поработать над этими чувствами и поменять их.

Вот несколько фраз, которые помогут наладить диалог.

1. «Почему ты так себя чувствуешь?»

В начале разговора очень важно не обесценить переживания ребенка («Ерунда, что ты такое говоришь», «Вот глупости, ну что ты выдумываешь?») и показать, что обсуждать чувства, которые мы испытываем, – абсолютно естественно.

Открытый вопрос позволит ребенку свободно излить свои эмоции и рассказать, почему они у него возникли.

Так вы покажете ему, что он не ошибается, что он не разбит и не уничтожен – сотрете стыд, который наложился на него извне (массмедиа, ровесники…)

Кроме того, вы укрепите доверие и получите информацию, которая поможет решить, что сказать дальше.

2. «Что бы, по-твоему, изменилось, если бы ты выглядел так, как мечтаешь?»

В зависимости от возраста этот вопрос может придать разговору разное направление.

Но цель одна: попытаться прояснить, почему он хочет выглядеть по-другому, почему ненавидит свое тело, почему его лицо, тело, волосы недостаточно хороши.

Этот вопрос подводит к самой сердцевине идеального «Я» вашего ребенка, и оттуда вы сможете построить мост над пустотой, образовавшейся между этим идеальным и реальным «Я».

Может быть, он считает, что, потеряв пять килограммов, почувствует себя более счастливым?

Эта важная информация поможет бросить вызов несоответствующим реальности заключениям насчет внешности, к которым он пришел.

3. «Какая часть твоего тела тебе по-настоящему нравится?»

Признав негативные чувства, попробуйте этим вопросом переключить его внимание на достоинства, те части внешности, которые он сам находит привлекательным. Даже маленькая часть создает противовес негативным мыслям о теле.

Оба представления – «что я люблю в своей внешности» и «что я ненавижу в своей внешности» – могут сосуществовать и постепенно сближаться к золотой середине, то есть к реальному образу тела.

4. «Что умеет твое тело?»

Мы так озабочены внешним видом, что забываем о потрясающих возможностях нашего тела – и о том, что оно уникально.

Попросите ребёнка подумать над тем, что он умеет благодаря телу – может быть, он высоко прыгает, здорово играет в футбол, быстро бегает. Важно, чтобы он осознал, что у каждого есть то, что он делает лучше всех, и несмотря на размеры, цвет и возможности, всем мы и наши тела одинаково ценны.

5. «Твоя ценность не определяется размером одежды или цифрой на весах»

Снова и снова напоминайте, что ценность человека не может измеряться в размерах одежды или показаниях весов.

Избегайте слова «красивый» в отношении внешности, оно слишком оценочное, лучше говорите: «Я думаю, твое тело чудесное».

Это послание будет день за днем укреплять его уверенность в себе, даже если пока ему трудно справляться с комплексами.

Расскажите, как сами справляетесь с переживаниями насчет внешности, – так он поймет, что не одинок.

Комплексы по поводу внешности: как помочь ребенку избавиться от них

Добрый день, друзья, сегодняшняя статья Твоей I зюминки посвящена проблеме подросткового возраста, связанной с недовольством своей внешности. Далеко не всегда перемены во внешности радуют подростков. И в этот период очень важно помочь ребенку справиться с возрастными комплексами. Из статьи вы узнаете, как помочь вашему ребенку пережить комплексы, возникающие по поводу изменений своей внешности, чтобы они не помешали жить и развиваться дальше — советы семейных психологов родителям.

Что больше всего во внешности не устраивает подростков

Сначала выясним, что больше всего в своей внешности может не нравиться вашему ребенку. Чаще всего девочек и мальчиков- подростков, глядящих на себя в зеркало, угнетает:

  • Тело. Ребенок растет так быстро, что не успевает приспосабливаться к размерам быстро растущего тела. Которое может ему казаться неуклюжим из-за того, что стопы ног и кисти рук становятся несоразмерно большими по сравнению с еще тонкими ногами и руками, коленки и локти при этом выпирают.
  • Вес. Чаще всего мнимой полнотой страдают юные леди, но попадаются и юноши, которые мечтают быть стройнее.
  • Рост. Ребята хотят быть выше, а девчонки ниже.
  • Лицо. Девочки часами стоят у зеркала, выискивая несовершенства: большой нос, маленькие глаза, тонкие губы и пр.
  • Грудь. Пышная или, напротив, очень маленькая часто беспокоит девочку-подростка.
  • Акне. Угри и прыщи — беда и девочек, и мальчиков.

Как помочь ребенку справиться с комплексами по поводу внешности

Проявите участие

Чтобы ребенку было легче справиться с далеко не всегда устраивающими их изменениями своей внешности, важно понять и поддержать дочь или сына. Учимся избавляться от комплексов по поводу внешности.

Объясните, что все внешние изменения — явления временные, а при желании многое можно подкорректировать. Если ребенок страдает от угрей, сходите к косметологу или дерматологу. Он подскажет, как ухаживать за кожей, сделает необходимые процедуры, посоветует маски.

Полноватого сына запишите в спортивную секцию, а пухленькую или неуклюжую дочь — в танцевальную студию или на художественную гимнастику.

Если у вас дочка, не запрещайте девочке краситься, лучше привейте ей хороший тон в макияже: объясните, что яркие губы и глаза — это вульгарно, что в моде — естественность и важно только слегка подчеркнуть свою красоту. Это сделает дочь увереннее в себе и своей привлекательности.

Будьте деликатными

Ни в коем случае не дразните даже в шутливой форме: «чебурашка мой любимый», » булочка сдобная», «страус длинноногий» и т.п.

Повремените с разговорами о духовных ценностях, мол, главное в человеке не внешность, а душа. Ребенку сейчас это трудно понять. Лучше успокойте, сказав, что вы его прекрасно понимаете ведь сами когда-то через подобное прошли.

Делайте комплименты

Чаще говорите детям об их привлекательности. Попросите и других домочадцев не скупиться на комплименты, подмечать удачные изменения: «Оленька, ты так постройнела!», «Сережа, тебе идет эта стрижка» и т.д.

Чем больше ребенок услышит о себе хорошего, тем позитивнее будет себя воспринимать.

Видео — как избавиться от комплексов по поводу внешности

Друзья, буду рада, если вы проголосуете за статью звездочками и нажав социальные кнопочки, мне важно знать ваше мнение! Вступайте в группу Твоя Изюминка вКонтакте, в которой выходят все новостные анонсы сайта.
С уважением, Любовь Федорова.

Комплексы из-за внешности — как помочь ребенку принять себя

Самооценка наших детей напрямую зависит от того, как они относятся к своей внешности. Принять свой облик и жить с ним в мире не всегда удается даже взрослым, а подростки в этом вопросе особенно уязвимы. У детей признание себя непривлекательными происходит очень болезненно и может перерасти в серьезные комплексы.

Мы, взрослые, порой неосознанно, усугубляем ситуацию своими комментариями: «Ох, надо же, ушки лопоухие в бабушку, волосы не соберешь в пучок», «Может, хватит сладкого? Брюки новые еле сходятся!», «Да-а-а, ноги кривые, папины… Но ничего, у его сестры такие же, но замуж-то она вышла!». Все это еще раз доказывает нашим детям, что внешняя привлекательность жестко завязана на определенных внешних параметрах, определяя счастье и успех.

Причины появления комплексов

Комплексы не зависят от природных данных, возраста и одежды: чувствовать себя непривлекательными и некрасивыми могут и очень интересные внешне люди, и наоборот, малосимпатичные порой уверены в своей неотразимости. Так в чем же дело?

Специалисты утверждают, что у ребенка в первые годы жизни формируется бессознательное представление о своей привлекательности на основании настроения ухаживающих за ним людей — он связывает эмоции окружающих с собой.

Безусловно, мама любит малыша, относится к нему нежно и трепетно. Но это отдохнувшая мама! У уставшей и задерганной матери возможность убедить ребенка в том, что он ее раздражает, очень велика, как и приучить его проявлять агрессию и нетерпимость к самому себе.

Самовосприятие, сформированное малышом, весьма затруднительно впоследствии исправить!

Недовольство собственной внешностью актуализируется в подростковом возрасте. В это время появляются прыщи, меняется объем бедер и груди, черты лица могут потерять миловидность. Многие парни и девчонки не готовы к резкому изменению внешности и на свое отражение в зеркале смотрят с раздражением.

Некоторые дети, напротив, долго не меняются, и наблюдая за резкими преобразованиями своих одноклассников, тоже не радуются своему детскому внешнему виду.

Еще одна причина комплексов — появление эталона красоты. Кумирами, как правило, бывают модели, артисты, спортсмены — публичные люди. Правда, подростки сравнивают себя не с ними настоящими, а с их изображениями в глянцевых журналах или в интернете, не учитывая возможностей фотошопа и стилистов.

Большинство подростков придумывают себе недостатки и переживают по этому поводу.

Как помочь подростку полюбить себя

Все родители надеются, что подростковые комплексы по поводу внешности – явление временное и проходящее. Однако простого заверения, что все пройдет, будет недостаточно. Дети очень нуждаются в родительской поддержке, однако не нужно навязчиво и активно убеждать подростка в привлекательности. Действовать нужно очень осторожно.

  • Признав негативные чувства подростка, попробуйте поговорить с ним о том, что ему в себе по-настоящему нравится. И пусть это будут только «глаза как звездочки» или красивые крепкие ногти, эта маленькая часть создаст противовес негативным мыслям о своей внешности.
  • Рассказывайте ребенку о себе: что вам не нравилось в себе в юности, как вы с этой проблемой справились. Это придаст ему уверенности — он со своими переживаниями не одинок.
  • Отвлеките ребенка от внешности: найдите увлечение, перенаправьте активность на спорт, прогулки с собакой.
  • Отнеситесь серьезно к детским проблемам, покупайте вместе косметику, изучайте возможности современных препаратов, измените рацион, предложите варианты нового имиджа.
  • Учите ребенка принимать людей не по внешности, а по внутренним качествам. Некрасивые люди с «неправильной» фигурой добиваются не меньшего успеха, чем люди модельной внешности.
  • Не акцентируйте внимание на недостатках внешности ребенка, не унижайте его прозвищами или грубыми замечаниями.
  • Показывайте, как взрослые умеют подчеркивать свои достоинства, а как ищут возможность исправить или скрыть недостатки.

Детский психолог Гэрри Лэндрет сказал, что принятие важнее исправления, так как ребенок ориентирован на развитие. И если он чувствует родительскую поддержку и понимание, то сам разрешит проблему — даже серьезное недовольство своей внешностью.

Подростковые комплексы, как помочь избавиться?

Практически каждый человек имеет свой эталон красоты, и хочет ему соответствовать. У подростков появляется целый культ красоты, они постоянно недовольны свои внешним видом. Из-за того, что ребенок негативно относится к себе, начинает развивается комплекс неполноценности – он травмирует психику, влияет на отношения с одноклассниками, друзьями, родителями. Кто же виноват в подростковых комплексах? Как от них избавляться?

Основные причины

Подростковый период считается достаточно тяжелым временем. Подростку приходится переживать физиологические изменения, которые отражаются на его внешности. Многие просто не любят свое отражение в зеркале. Почему? Под действием гормонов начинает расти грудь, меняется окружность бедер, ног, ягодиц, могут появляться прыщи.

В переходном возрасте тело начинает вытягиваться, теряет свою форму или, наоборот, становится слишком пышным. Изменения заметны в лице: нос становится широким, длинным, а брови заметно густыми. Дети не могут смириться с такими изменениями, поэтому впадают в депрессию, перестают любить себя, придумывают массу недостатков.

Кроме того, каждый подросток выбирает для себя идеальную внешность звезды или персоны с журнала, которая сильно отличается от него. Часто комплексы появляются из-за роста: мальчики переживают, что низкие, а девочки, что слишком высокие. На самом деле важно понимать: девочка растет быстрее мальчика.

Ситуация обостряется, когда подросток в первый раз влюбляется, хочет привлечь к себе внимание, а ему не отвечают взаимностью. Все заканчивается самокритикой, самобичеванием. Ребенок полностью недовольный тем, что подарила ему природа. Девочки с большой грудью мечтают о маленькой или наоборот.

Особенно тяжело наблюдать за мучениями ребенка родителям. Единственное только успокаивает: подростковый возраст закончится и все наладится.

Внимание! Если своевременно не помочь ребенку принять свою внешность, все закончится дисморфией (патологическое восприятие собственного внешнего вида).

Комплексы ребенка мешают ему полноценно жить, развиваться, заметно отражаются на социальной адаптации, учебе.

Когда нужно волноваться?

Важно осознать, что подросток скрытый, замкнутый, он не хочет ни с кем говорить о своих проблемах. Почему?

  • Ребенок не уверен в искреннем отношении родителей. Наперед знает, что родители будут доказывать обратное.
  • Родители перестают быть для подростка авторитетом. Как правило, в этот период становятся авторитетами сверстники, которые следят за тенденциями моды.

Однако только мама и папа могут первыми заметить, что их чадо комплексует. Важно обратить внимание на такие признаки:

  • Подросток не хочет фотографироваться, старается постоянно спрятаться за кем-то.
  • Ребенок отказывается смотреть в зеркало или начинает долго изучать свое тело.
  • Постоянно трогает лицо, грудь, ягодицы руками.
  • Меняет свой стиль – начинает носить мешковатую одежду, чтобы скрыть недостатки.
  • Ребенка интересует внешность других – он обращает внимание на рост, ног, ноги, грудь.
  • Находится в состоянии депрессии: не спит ночью, полностью отказывается от приема пищи, перестает общаться с одноклассниками, друзьями, у него наблюдается состояние апатии.

Как избавить подростка от комплексов?

Некоторые взрослые смеются над тем, как их дети относятся к своей внешности. Родители уверены, что их ребенок потрясающе выглядит. На самом деле ребенку неважно мнение родителей, у него в этом возрасте свои понятия о внешности. Поэтому не стоит смеяться, наоборот, нужно к проблеме отнестись с тактом, пониманием.

Придерживайтесь таких ценных рекомендаций психолога:

  • Запаситесь терпением . Переходной возраст рано или поздно закончится, потом вы снова станете для ребенка авторитетом.
  • Следите за поведением ребенка . Нельзя быть на 100% уверенным в подростке. Важно наблюдать за его поведением в разных ситуациях, только так сможете понять его волнение, страх.
  • Будьте интересным собеседником. Представьте, что вы вернулись в детство. Поговорите со своим ребенком о своем опыте, как вы комплексовали среди друзей, хотели быть похожими на знаменитость. Только ваши рассказы должны внушать оптимизм ребенку.
  • Поработайте над самооценкой подростка .
  • Найдите интересное хобби , чтобы ему не было, когда думать о внешности. Купите домашнее животное, абонемент в спортзал, спортивный велосипед. Так он станет более уверенным в себе.
  • Серьезно относитесь к подростковым проблемам . Можете покупать вместе косметику. Например, средства от прыщей, советуйте, что лучше надеть. Подросток должен чувствовать вашу поддержку.
  • Сделайте все, чтобы ребенок по-настоящему поверил в себя.

Часто подростковые комплексы остаются и во взрослой жизни, они мешают реализоваться, быть уверенным в себе. Ваша задача: научить свое чадо любить себя таким, каким он есть. Вы должны не акцентировать внимание на внешности. Это только оболочка! В жизни особое значение имеют личностные аспекты. Ребенок должен запомнить, если он себя полюбит, будет сиять, дарить счастье окружающим, никто не заметит, какой у него цвет глаз, волос, рост, полный он или худой. Расскажите, что может человек быть красивым, а внутри пустота. В жизни главное красота души. Если вы своевременно научите этому свое дитя, у него не возникнет проблем во взрослой жизни.

Некоторые родители сами виноваты, что их дети комплексуют. Они напоминают им за вес, могут оскорблять, унижать. Этого делать нельзя, так вы «убиваете» в своем ребенке личность. Нужно помнить о моральных ценностях, которые теряются в современной повседневной жизни. Больше всего воспитывается дитя в семье, именно в ней он берет для себя все. Если ему недостаточно внимания, подросток начинает искать его на улице. Затем появляются разные проблемы. Уважаемые родители, все зависит только от вас. Сделайте все, чтобы ваше дитя росло в любви, счастье и никогда не думало о своих комплексах. Воспитайте полноценную и свободную личность!

Комплексы подростков – виды и способы борьбы

Подростковый возраст – уязвимый период в жизни человека, порождающий комплексы. Они осложняют жизнь подростка, вызывая проблемы в учебе и общении.

Взрослые оценивают это состояние по-разному. Одни полагают, что причины детских переживаний не стоят внимания, повзрослеют, и все пройдет. Другие склонны преувеличивать проблему.

Истина посередине – знание подростковой психологии позволит родителям выстроить правильную линию поведения и помочь детям легче пережить кризис взросления.

Почему у подростков появляются комплексы

  • Физиологические изменения организма сопровождаются неприятными для подростка проявлениями. Меняется лицо, фигура, ломается голос, появляются первичные половые признаки. Подросток не успевает принять себя и привыкнуть к изменениям.
  • Возрастные особенности психики – подросток склонен к самокритичности, максимализму, преувеличению недостатков. Желание быть похожим на кумира и несоответствие ему ведет к разочарованию.
  • Первая влюбленность, часто неразделенная. Не получив ответного чувства, мальчик или девочка считают себя хуже других, придавая большое значение внешним данным.
  • Отсутствие друзей, насмешки сверстников, неспособность постоять за себя порождают неуверенность, отчуждение и замкнутость.

Самый опасный возраст

Чаще комплексы возникают в промежутке между 12 и 16 годами. В отдельных случаях комплексы могут появиться и в 10 лет и в 18.

Девочки взрослеют быстрее, у них чувство неудовлетворенности собой возникает раньше. Оно проявляется острее, чем у мальчиков. Подростки ищут свое место в окружающей действительности, пытаясь заявить о себе.

Могут ли комплексы принести пользу

Термин «комплекс неполноценности» ввел в научный оборот австрийский психолог Адольф Адлер, который из-за болезненности в детстве пережил подобное состояние и считал себя неуспешным. Он считал, что комплексы полезны тем, что заставляют преодолевать негативные черты, стимулируют компенсировать недостатки чем-то другим и ведут к развитию личности.

Современные детские психологи солидарны с Адлером и полагают, что комплексы учат работать над собой, понимать, принимать и любить себя, не пасовать перед трудностями.

Комплексы девочек

У девочек и у мальчиков есть общие комплексы. Например, и первых, и вторых волнует внешность.

Недовольство внешностью

Занимает первое место среди девичьих комплексов. Самокритике может подвергнуться все: прыщи на лице, веснушки, нос уткой, редкие волосы, неровные зубы и очки.

Негативное отношение к своей внешности мешает строить дружеские и деловые отношения с окружающими, поскольку девочкам кажется, что все обращают внимание только на внешность и замечают недостатки. Неуверенность ведет к замкнутости, преувеличенному вниманию к своей «проблеме».

В стремлении подражать сформировавшемуся стереотипу, что только худая женщина красива, многие девочки, даже не имеющие лишнего веса, садятся на диету и отказываются полноценно питаться. Результатом становится психологическое заболевание – анорексия. Физическое истощение опасно не только для здоровья, но и для жизни еще несформировавшегося организма.

Медленное взросление

Девочки, у которых половое созревание происходит позже их сверстниц, комплексуют по поводу неявно выраженных половых признаков. Особенно их волнует маленькая грудь, с которой они связывают отсутствие или недостаток внимания со стороны противоположного пола.

Все свое – тряпки, все чужое – вещи

В связи с сильным социальным расслоением у девочек появился комплекс по поводу одежды. Она должна быть модной и дорогой. Если родители не в состоянии покупать вещи, то девочки отказываются идти в школу и общаться с друзьями. Они полагают, что у других одежда лучше, что из-за этого над ними будут смеяться и не примут в круг общения.

Комплекс «хорошей девочки»

Появляется в подростковом возрасте у девочек, к которым родители с раннего детства предъявляли высокие требования. Они привыкли во всем быть лучшими. Столкновение с первыми трудностями приводит подростков к стрессу. Они винят себя в том, что не оправдали ожиданий взрослых, испытывают страх и разочарование собой.

Комплексы мальчиков

Все проблемы – выдумка. Помогите ребенку справиться с чувством неполноценности.

Проблемы внешности

Мальчики в подростковом возрасте тоже переживают по поводу своей внешности. Их беспокоит вопрос, насколько мужественно они выглядят, соответствует ли их облик понятию «настоящий мужчина». Этот комплекс не всегда проявляется замкнутостью. Часто они ведут себя демонстративно, агрессивно, грубо, ошибочно полагая, что это соответствует мужским качествам.

Маленький рост

Высокий рост в подростковом возрасте ассоциируется с силой и властью. Невысокие мальчики начинают стесняться роста, когда не могут дать отпор одногодке, потому что тот выше и сильнее. Этот комплекс откладывается в подсознании надолго и дает о себе знать даже, когда юноша вырастает и перегоняет своих сверстников.

Взаимоотношения с женским полом

Первые неудачи во взаимоотношениях со слабым полом часто воспринимаются как трагедия. Подростки начинают искать причины во внешних проявлениях: отсутствии волос на лице или небольшом размере полового органа.

Комплекс выливается в страх перед отношениями с девушками, либо в донжуанстве, чтобы убедить себя и окружающих: у меня все в порядке. И в том, и в другом случае нормальных отношений с девушками не получается.

Как помочь ребенку

У ребенка, страдающего комплексами, занижена самооценка. Действия взрослых должны быть направлены на ее повышение.

  1. Не преуменьшайте детские переживания, ожидая, что все пройдет само.
  2. Разговаривайте с ребенком откровенно и доверительно, приведите примеры из своего опыта взросления.
  3. Не избегайте трудных и запретных тем, если у подростка есть к ним интерес.
  4. Акцентируйте внимание ребенка на сильных сторонах его внешности, поведения, способностей, подсказывая, как нивелировать недостатки. Например, использование особенностей одежды, косметики, занятия спортом.
  5. Помогите развить личностные качества подростка, которые могут позволить ему добиться успехов и почувствовать значимость. Вместе выберите подходящий кружок, спортивную секцию.
  6. Не сравнивайте его с другими детьми, подчеркивайте индивидуальность, принимайте его сверстников, не критикуйте их.

Преодоление подростковых комплексов – залог успеха взрослой жизни.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: